Первый год жизни. Почему так важен первый год в жизни ребенка

Первый период жизни человека длится 280 дней или 10 лун­ных месяцев внутриутробного развития, когда после оплодотво­рения перестраивается весь организм матери. Наиболее ответствен­ными для здоровья будущего ребенка являются первые 3 месяца беременности, когда происходит закладка внутренних органов и систем, и действие неблагоприятных факторов в этот период мо­жет привести к различным врожденным уродствам и отклонени­ям тканей и органов плода от нормального развития. Питание плода в этот период происходит за счет плаценты, которая вы­полняет также гормональную и защитные функции. Через пла­центу в кровь плода поступают лекарственные препараты, алко­голь, наркотики, а в последний месяц беременности - микро­элементы (как, например, железо). Если ребенок рождается рань­ше срока, у него из-за дефицита железа может развиться анемия (малокровие). Поэтому питание беременной должно быть согла­совано с медработником, особенно во вторую половину бере­менности, когда должна преобладать молочно-растительная пища, творог, яйца, разнообразные овощи, фрукты. Необходимо ис­ключить из рациона пищевые продукты, способствующие раз­витию аллергии у будущего ребенка: экстрактивные препараты, пряности, кофе, шоколад, орехи, цитрусовые, клубнику. В по­следние месяцы ограничить прием соли и жидкости; особенно неблагоприятны для развития плода алкоголь, никотин, нарко­тики.

В течение беременности нужно соблюдать чистоту кожи, сли­зистых оболочек, следить за регулярной работой желудочно-ки­шечного тракта (слабительные средства принимать только по на­значению врача), полноценным сном (8 -9 ч ночью и 1 - 1,5 ч Днем). Необходим ежедневный прием гигиенического душа, об­мывание молочных желез теплой водой с последующим растира­нием жестким массажным полотенцем. По показаниям врача про­водятся массаж сосков, дубящие ванночки с корой дуба, перман­ганатом калия. Обязателен туалет наружных половых органов теп-лои водой с мылом. Половую жизнь следует ограничить, особен­но в первые и последние месяцы беременности, так как это мо­жет привести к нежелательным последствиям. Гулять следует еже­дневно 2 - 3 раза в день. Одежда должна быть свободной, из нату­ральных тканей, с 6 месяцев полезно носить бандаж, обувь на низком каблуке.

Этот период очень ответственен для будущих матерей. Они долж­ны пройти психопрофилактическую подготовку к родам и школу для будущих родителей. Поощряется присутствие мужа при родах, а также обеспечение совместного пребывания матери и ребенка в одной комнате после родов.

Если в семье плохие бытовые условия, и беременность неже­ланна, то это может стать фактором риска для здоровья матери. При проведении медико-социального патронажа беременной не­обходимо обращать внимание на вышеизложенное и помочь осво­бодить беременную женщину от тяжелого физического труда, ра­боты во вредных условиях; нужно поощрять индивидуальный и надомный труд, проводить санитарно-просветительную работу. Будущую мать необходимо окружить заботой и вниманием мужа, который должен быть привлечен к рождению ребенка с первых дней беременности.



Уход за ребенком. На дородовых патронажах будущие родители должны ознакомиться с основными советами по уходу за ребен­ком, позаботиться о приданом для новорожденного. Ткани долж­ны быть только хлопчатобумажными, сохранять тепло, легко сти­раться и гладиться. Детское белье необходимо кипятить и стирать специальными детскими порошками, тщательно полоскать, в противном случае может развиться пеленочный дерматит. Хранят детское белье отдельно от взрослого.

Комплект белья для новорожденного ребенка должен вклю-. чать в себя: 15 - 20 тонких пеленок, около 10 фланелевых, пару чепчиков или косыночек, 6 - 8 легких, 5 - 6 фланелевых распа­шонок, 20 подгузников (лучше из марли); одеяло ватное или шер­стяное, 2 байковых одеяла, 2 пододеяльника, один уголок для прогулок из белой ткани с кружевами. Новое белье необходимо выстирать и прогладить.

Кроватка для новорожденного должна стоять в самом светлом месте, не на сквозняке и не у батареи. Ее необходимо периодиче­ски мыть. Матрац в кроватку рекомендуется приобретать из жест­кого конского волоса. Головной конец матраца нужно несколько приподнять. Не следует подкладывать новорожденному подушки и перины.

Коляска должна быть удобной, по сезону, легко раскрывающейся; ее также необходимо периодически мыть щеткой с мылом 1 внутри и снаружи.

К моменту выписки ребенка из роддома квартиру нужно уб­рать, пропылесосить, протереть влажной тряпкой все углы и щели. Из комнаты лучше убрать ковры, вымыть окна; занавески на окнах должны быть легкими. В комнате должен быть градусник (темпера­тура помещения для новорожденного 20 - 22 °С), ее необходимо 4 раза проветривать (летом форточка должна быть постоянно откры­той). Необходимо выбрать место для пеленания новорожденного.

Аптечка для новорожденного состоит из стерильной ваты, сал­феток, перекиси водорода, перманганата калия, 5%-ной спирто­вой настойки йода.

Предметы ухода за новорожденным состоят из: термометра для измерения температуры тела; термометра для измерения темпера­туры ванны для купания; детской клизмы; клеенки; детского мыла; маленьких ножниц; пипетки; компрессной бумаги; стерильного растительного масла, закрытого крышкой; посуды для хранения чистых сосок и пустышек; детских бутылочек для питья и кормле­ния; детской ванночки, в которой следует купать только ребенка; бака для замачивания грязных пеленок.

Новорожденный - это ребенок первых 3 - 4 недель жизни. До­ношенный новорожденный, по данным ВОЗ, это ребенок, про­шедший полный цикл внутриутробного развития от 38 до 40 не­дель, родившийся в срок, со всеми признаками зрелости. С пер­вым криком у ребенка устанавливается свое кровообращение и дыхание. Постепенно в течение 5 дней организм заселяется мик­робами. У ребенка начинается мочеиспускание; с отделением пер­вородного кала - мекония, устанавливается работа кишечника. Поскольку у новорожденного функционально незрелы внутрен­ние органы и системы, может произойти остановка дыхания; не­постоянная температура тела, отсутствие иммунитета, слабая ра­бота кишечника, небольшое количество выработанных фермен­тов может привести к скоплению газов, вздутию кишечника, до­ставляя ребенку массу беспокойства. Функция кишечника обычно восстанавливается к 3 месяцам жизни.

Здоровый доношенный новорожденный активен, его вес ко­леблется от 3,2 до 4 кг, рост 50 - 56 см, окружность головки боль­ше окружности грудной клетки, голова неправильной формы, ку­лачки сжаты, ножки подтянуты к туловищу и постоянно двига­ются. На голове пушковые волосы. Кожа может быть розовой, чи­стой, а может красноватой, морщинистой и шелушиться. В склад­ках кожи иногда возникает покраснение. Подкожно-жировая клет­чатка развита слабо, но равномерно, пупочная ранка находится под корочкой, так как еще не зажила.

Масса тела меньше 2500 г характерна для недоношенных де­тей, более 4000 г - для крупновесовых.

Ребенок сразу же после рождения теряет в массе от 4 до 6 % первоначальной массы тела и начинает восстанавливать свой вес к 6 - 8 дню жизни. У ребенка может возникнуть физиологическая] желтуха, которая к 7 -8 дню жизни исчезает. Пуповина обычноотпадает до 5 дня жизни ребенка.

Нормальное развитие ребенка зависит от его контакта с матерью. После рождения ребенка необходимо сразу положить на живот матери. Слыша биение ее сердца, ощущая ее запах, голос, оцч успокаивается, находясь в защищенности. Мать смотрит на ребенка, гладит его кончиками пальцев. Установленный психосоциальный контакт с матерью необходим для нормального психомоторного развития ребенка.

Ежедневный уход за новорожденным производится после ночного сна, перед первым утренним кормлением. Необходимо при-" готовить все необходимое, чистое белье. Ребенка разворачивают, удаляют грязное белье, подмывают под чистой теплой проточной водой движениями руки спереди назад, затем сушат кожу и складки пеленкой. \

Туалет кожных складок проводят ватным тампоном со стерильным растительным маслом. Для этого 1 раз в 10 дней растительное ] масло наливают в чистую бутылочку, ставят в посуду с водой так, ^ чтобы вода была выше уровня масла и кипятят 10-15 мин с момента закипания.

Ежедневно 1 - 2 раза в день, если нет выделений из пупочной ранки, ее следует прижигать перманганатом калия или бриллиантовой зеленью. Глазки обрабатывают двумя ватными шариками, смоченными в растворе фурациллина или кипяченой воде, от наружного края к внутреннему. Носовые ходы обрабатывают ватными жгутиками вращательными движениями. Если есть корочки, то их удаляют ватными жгутиками, смоченными в теплом* вазелиновом масле. Личико умывают ватным тампоном, смоченным кипяченой водой. Ушки обрабатывают двумя ватными жгутиками один раз в 10 дней. На волосистой части головы может быть себоррейная корочка, которую можно удалить, осторожно счесывая, поставив предварительно масляный компресс за час - пол- f- тора до купания ребенка.

Купание ребенка проводится ежедневно, обычно перед девятичасовым кормлением. Если пупочная ранка не зажила, купать | необходимо в кипяченой воде. Предварительно ванночка обрабатывается содой, ополаскивается, на дно кладется фланелевая пеленка. В воду добавляется раствор марганцовки до розового цвета.-! Ребенка погружают в воду до плечиков. Два раза в неделю можно*! применять детское мыло. Температура воды должна быть 37 °С,| продолжительность процедуры 10 мин. Заканчивается купание"! обливанием ребенка по шейку из кувшина водой на градус ниже*!

Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни ребенка.! Из 24 часов новорожденный 22 часа спит, бодрствует после кормления. Мать должна с ним разговаривать, петь, подносить к свету»|

стараясь привлечь внимание. Спит ребенок после активного бодр­ствования до следующего кормления. Здоровый ребенок обычно просыпается в одни и те же часы. Впервые прикладывают ребенка к груди через 30 мин - 1 ч после рождения. При первом прикладыва­нии обязательно должен присутствовать медработник, чтобы про­следить, правильно ли ребенок взял сосок, научить мать сцеживать молоко из груди. Каждое кормление ребенка нужно кормить из од­ной груди. Перед кормлением мать должна надеть косынку, маску, обмыть грудь водой с мылом. Первые дни ребенка кормят лежа, затем сидя, подставив под ногу скамеечку, положив при этом ре­бенка на чистую пеленку. Время кормления - 15 - 20 мин.

С первых же дней жизни ребенка необходимо приучить к корм­лению через определенное время. С рождения до 1,5 - 2 мес. ре­бенка кормят 7 раз в день; с 1,5 -2 до 4,5 - 5 мес. - 6 раз через 3,5 часа; с 5 мес. до 1 года - 5 раз в день. Наибольшую пользу ребенок, особенно первых месяцев жизни, получает от грудного молока. В теплом стерильном материнском молоке содержатся бел­ки, жиры, углеводы в том соотношении и количестве, которое лучше для переваривания, а также необходимые витамины, ми­неральные соли, иммунные тела. Кормящая мать всегда имеет боль­ший статус всеуважения окружающих, особенно мужа. В послед­нее время «отошли» от строгого режима кормления и, если ребе­нок здоров, хорошо набирает в весе, можно перейти на свобод­ный режим кормления, особенно если ребенок беспокойно ведет себя в ночные часы.

Новорожденный ребенок часто срыгивает. Для профилактики после кормления нужно подержать ребенка вертикально на ру­ках, чтобы он срыгнул воздух, которого наглотался во время корм­ления. Затем осторожно положить в кроватку, меняя положение попеременно с одного бока на другой.

Показателем здоровья новорожденного считается активность сосания, прибавка в весе, поэтому ребенка необходимо ежеднев­но взвешивать. Для этого нужно взять весы из детской поликли­ники. Контрольное кормление производится до и после кормле­ния грудью. По разности в массе можно определить количество высосанного молока. Необходимо постоянно наблюдать за стулом, внешним видом и поведением малыша. Каждый день он должен прибавлять 20 - 25 г, за первый месяц - 600 г, увеличить рост на 3 см. Стул в норме желтоватого цвета, кисловатого запаха, одно­родный, 2 - 4 раза в сутки.

Для воспитания здорового ребенка его необходимо правильно кормить. Питание определяет нормальный рост и развитие ребен­ка, его устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних Факторов. Самым полноценным питанием для грудного ребенка является вскармливание грудным молоком В 1999 г. доля детей в возрасте до 3 мес, находившихся на грудном вскармливании, составила 41,9 % (1997 - 43,5 %), в возрасте до 6 мес. - 27,6% (1997 г. - 32,3 %). Снижение уровня грудного вскармливания свя­зано и с состоянием питания беременных женщин. Такое вскарм­ливание называется естественным. С 5 мес. вводится первый при­корм - овощное пюре: сначала из одного вида овощей (карто­фель), постепенно с возрастом вводится морковь, капуста, ка­бачки и все овощи сезона. С 6 мес. вводится второй злаковый при­корм - рисовая, гречневая, геркулесовая каши, можно давать смесь из разных круп. Можно использовать импортные сухие мо­лочные каши с фруктами фирмы «Нестле» и «Хайнц». В овощное пюре и каши добавляется сливочное масло по 2 г в каждое блюдо (4 г/сутки). Третий прикорм вводится в 7,5 - 8 мес. Это кефир, коровье молоко или другие кисломолочные продукты.

Прикорм здорового ребенка начинается с малых доз, посте­пенно увеличивается до нормы в течение недели с ложки до кор­мления грудью под контролем стула и общего состояния.

Ребенку необходимы другие продукты питания: желток в варе­ном виде - с 6 мес, творог - с 5 -6 мес, мясо - с 7 мес, мясное пюре - с 5- 10гдо50г - к8 мес. и до 70 г - к году, которое в 9 мес. заменяется фрикадельками, ас 10 - 11 мес. - паровой котлетой. Параллельно с мясным пюре, фрикадельками вводится мясной бульон. С 8 - 9 мес. можно вместо мяса 1 - 2 раза в неделю давать морскую рыбу.

Соки вводятся с 4 мес. жизни с 1/2 чайной ложки, доводя до нужного объема 30 - 50 мл после еды. Кислые, терпкие соки нуж­но разводить водой. Начинать давать соки следует с одного вида и только после 6 - 7 мес. можно смешивать фрукты. До 7 мес. осто­рожно с цитрусовыми, клубничным соком. Фруктовое пюре реко­мендуется с 3,5 - 4 мес. с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличи­вая до 50 - 60 г.

Смешанное вскармливание назначается в том случае, если у матери гипогалактия (мало молока), которая подтверждается кон­трольным кормлением и малой прибавкой в весе, беспокойством ребенка, и объем докорма составляет 1/5 суточного объема.

При искусственном вскармливании ребенок совсем не получа­ет грудного молока. По России в целом около 70 % детей 1 года жизни нуждаются в искусственном вскармливании, что обуслав­ливает важность обеспечения детского населения молочными сме­сями. В настоящее время товарные ресурсы внутреннего рынка продуктов детского питания формируются в основном за счет рос­сийского товаропроизводителя.

В 1999 г. производство молочных смесей, плодово-овощньгх кон­сервов увеличилось, выпуск мясных продуктов питания сократился.

В 1999 г. финансирование федеральной целевой программы «Раз­витие индустрии детского питания» составило 3,4 млн. рублей или 36 % от предусмотренного лимитом государственных инвестиций*

Ребенок в качестве основного продукта питания получает адап­тированные молочные смеси, максимально приближенные к жен­скому молоку. Из отечественных смесей можно рекомендовать адап­тированные смеси «Алеся», «Нитрилак 1», «Малютка», «Малыш»; из импортных - «Семилак» (США), «Нутрилон», «Фрисолак - Н» (Голландия), «Энсолак - М» (Франция) и т.д. Прикорм вво­дится на месяц раньше.

Борьбу за естественное вскармливание, профилактику гипога-лактии необходимо проводить при дородовых патронажах в род­домах и при динамическом наблюдении педиатра при проведении патронажей к здоровому ребенку. Естественное вскармливание происходит при правильном рациональном питании беременной, кормящей матери, дородовой подготовке сосков, психосоциаль­ном контакте матери с ребенком, раннем прикладывании к гру­ди, полноценном сне, моральной поддержке со стороны семьи, мужа.

Гипогалактия. Причины гипогалактии:

Конституциональные особенности матери;

Социальные (нежеланный ребенок, родители-студенты, не­совершеннолетняя мать и т.д.);

Болезнь матери или ребенка.

Для усиления лактации необходим достаточный сон с отды­хом в дневные часы, прогулки, полноценное витаминизирован­ное питание, отвар семян укропа, листьев крапивы (1 ст. л. травы на 1 стакан кипятка по 1 ст. л. 5 -6 раз в день). Хороший эффект дает душемассажная процедура: после кормления молочная желе­за обмывается душем при t = 45 "С с одновременным массажем; можно заменить компрессом из махровой ткани, смоченной го­рячей водой.

Медикаментозная терапия: первый комплекс - апилак по 1 таблетке 3 раза в день под язык, до 30 лет - гендевит, старше 30 - ундевит по 1 таблетке 2 раза в день, витамин Е 3 раза в день, никотиновая кислота в таблетках; второй комплекс - пивные дрожжи по 60 г 3 раза в день (сухие - по 1 ч. л. 3 раза в день), витамин В 15 , липоевая кислота.

Физическое развитие ребенка. Ребенок за 1 год жизни утраивает свой вес и на 25 см увеличивает рост. Так, в 1 год - средняя масса ребенка 10 кг, рост - 75 см. За первый месяц ребенок прибавляет 600 г, за второй и третий - по 800 г, за четвертый - 750 г, за каждый последующий на 50 г меньше.

За первые 3 мес. ребенок прибавляет в росте по 3 см, следую­щие 3 мес. - по 2,5 см, с 7 до 9 мес. - по 2 см за мес, с 10 до 12 мес - по 1 см за мес.

К 3 - 4 мес. окружность головы и груди сравнивается и затем окружность груди становится больше окружности головы. Окруж­ность головы к 1 году равна 46 см.Нервно-психическое развитие (НПР). Ребенок рождается с безус­ловными рефлексами. В процессе жизни у него формируются услов­ные рефлексы, в приобретении которых играет роль воспитание.

В НПР входят ведущие линии развития:

Анализатор слуха;

Движения;

Психосоциальное развитие. К 2 - 3 мес. может узнавать целост­ные звуковые синтезы речи. С ребенком надо говорить ласково, спокойно.

Новорожденный видит, но координировать зрительную кар­тинку может только к 5 мес. К 2 мес. ребенок улыбается неосоз­нанно. Осознанная улыбка появляется к 5 -6 мес.

К 7 мес. появляются чувства особенной привязанности к одно­му из взрослых. В течение 15 мин необходимо разговаривать с ре­ бенком. Тревога, страх усиливает эмоциональную привязанность к тому, кто приносит успокоение.

В первое полугодие ребенок получает максимум информации от контактных анализаторов, во второе - через слух и зрение.

К 5 -7 мес. лепет - многократное повторение звукового сиг­нала. Необходимо повторять за ним, закреплять за звуками смысл.

К 9 мес. ребенок знает свое имя и откликается на него. Бывают страхи, вызванные сильными и новыми раздражителями. Нельзя ставить около ребенка много игрушек и делать смены обстановки.

С 7 мес. необходимо приучать ребенка к горшку.

Режим дня. Это правильное чередование сна, бодрствования, фиксированные часы кормления, прогулок. В сутки новорожден­ный ребенок спит 22 ч, 2 ч - бодрствует. Годовалый ребенок спит 8 -10 ч ночью и 2 дневных сна по 1,5 ч. С 1,5 лет ребенок спит 1 раз днем 1,5 ч. После кормления ребенок должен активно бодрство­вать. Активное бодрствование вызывает естественное утомление, что обеспечивает глубокий сон. На первом году жизни существует 4 режима дня.

Для развития ребенка используются специальные наборы иг­рушек:

с 1 до 3 мес. - погремушки разные по форме и цвету, «нева­ляшки» (подвешивают над грудью ребенка);

с 3 до 6 мес. - погремушки с ручкой, резиновые игрушки, издающие звук «неваляшки» (вешать и класть на расстоянии вы­тянутых рук ребенка);

6 - 9 мес. - разнообразные игрушки, помогающие общему"раз- витию речи и движений (шары, ведерки, звучащие игрушки, коль­ца, куклы, мишки и т.д.). Нельзя давать ребенку мелкие и с ост­рыми углами игрушки;

Дело в том, что мироощущение ребенка постоянно меняется. Буквально каждый месяц малыш проходит через кризисы, обусловленные скачками роста. Что это такое, обязательно почитайте в моей статье . Всего лишь за год жизнь крохи кардинально изменится четыре раза, а вместе с ней и ваш образ жизни. Поэтому самое главное, что вам нужно уметь - это быть терпеливой, гибкой и осведомленной , чтобы вовремя и адекватно реагировать на возникшие перемены. Многие же мамы долгое время продолжают жить в прошлом, не принимая новые обстоятельства. Это приводит к капризам ребенка, который никак не может иначе до мамы достучаться, и к порче нервов самой мамы, которая не может или не хочет подстраиваться под новую жизнь малыша…

Периоды первого года жизни ребенка

Какие же существуют периоды? В первый год я выделяю следующие этапы:

  1. От рождения до 3 месяцев.
  2. От 3 до 6 месяцев.
  3. От 6 до 9 месяцев.
  4. От 9 месяцев до года.

Ниже я расскажу, чем эти периоды различаются и как провести это время наиболее эффективно и приятно;)

От 0 до 3 месяцев

Самый тяжелый этап в жизни как ребенка, так и матери. Перемена произошла так внезапно, и всем еще нужно привыкнуть друг к другу. Мама зачастую не понимает, даже если он не первый. Колики, лактостазы, хронический недосып… Все это бывает непросто пережить, если не знать некоторые моменты, которые могут здорово облегчить жизнь!

Во-первых, обязательно прочитайте мою статью , чтобы не допустить типичных ошибок, превращающих материнство в ад.

Во-вторых, привлекайте помощников по максимуму. Сейчас я очень жалею, что старалась не напрягать родственников и гуляла с коляской по большей части сама. Новорожденные отлично спят на улице по 2-3 часа, и я советую вам отдать эту обязанность папе, бабушке или дедушке, а самой отвлекаться - возобновить уход за собой, заняться любимым делом или поспать , в конце концов. Нет ничего сложного в том, чтобы покатать коляску по парку - любой справится. А вы получите драгоценные часы наедине с собой и к малышу вернетесь обновленной, любящей мамой.

В-третьих, помните, что этот период закончится. А в нем есть и неоспоримые преимущества, просто не все их сразу замечают! Например, в первые три месяца жизни ребенок более 70% времени спит, а значит можно заниматься своими делами. Да, как правило, эти дела происходят с малышом в слинге или под грудью, либо на улице во время прогулки. Мне было так скучно первое время, что я создала этот блог. 😄 Сейчас я с тоской вспоминаю те времена, когда я могла часами читать книжку или писать статьи - к годику дочки свободного времени стало в разы меньше, и меня хватает лишь на пару строк в день! Чтение книг также почти сошло на нет… Так что, несмотря на все сложности первых трех месяцев жизни ребенка, это еще и время возможностей для отдыха, пускай с телефоном в руке. Обзаведитесь функциональным смартфоном и читайте, общайтесь, изучайте новое, смотрите фильмы , пока малыш смотрит сны. Скоро наступит совсем другой этап!

От 3 до 6 месяцев

После жизнь налаживается, и материнство кажется сказкой! Ребенок все еще много спит, но уже радует первым смехом, лепетом, вниманием. Мама в этот период чувствует и относительную свободу, и отдачу. Наконец-то члены семьи начинают высыпаться! Наслаждайтесь самым легким этапом на первом году жизни ребенка и копите силы на будущее. А пока советую расслабиться, вспомнить свои хобби, больше гулять, полноценно питаться и спать . Нашей дочке исполнилось три месяца весной, так что мне удавалось заниматься моим любимым рукоделием на свежем воздухе, а дома я писала статьи для этого блога. Если вы получаете образование или давно хотели попробовать что-то новое - сейчас самое время!

От 6 до 9 месяцев

В 6,5 месяцев дочь внезапно перестала спать на улице. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже… А тут еще кризис 6 месяцев - как мне показалось, самый трудный из всех. Теперь ребенок отказывается лежать там, куда положили, и требует, чтобы его постоянно носили на руках. Малыш хочет посмотреть мир! Он учится сидеть, ползать, кушать новую еду, и маме необходимо помогать ему буквально ежеминутно. Так что в этот период придется задвинуть какие-то свои дела в долгий ящик. После легкости 3-6 месяцев жизни ребенка будни с ребенком 6-9 месяцев могут показаться тяжелыми, иногда даже невыносимыми… Что делать? Вам необходимо отвлекаться на свои дела! Прочтите мою статью Именно этот метод помог мне не сойти с ума, а научиться выделять время на себя даже в сумасшедшем ритме жизни с грудничком. Опять же, помните, что скоро настанут хорошие времена!

От 9 до 12 месяцев

Обычно к 9 месяцам ребенок становится чуть более самостоятельным - он уже сам перемещается по дому, ползком или даже на своих двоих, открывает всевозможные шкафы и ящики и вытаскивает их содержимое, а значит, теперь всегда есть чем заняться! Первое время мама даже может впасть в ступор - куда деть освободившееся время? Не то, чтобы его стало так много, просто мы привыкли за 20 минут и обед приготовить, и прибраться, и в душ сходить, а тут малыш занял себя аж на полчаса, и осталось целых 10 минут. :))

По себе знаю, что к 10-му месяцу жизни ребенка мама наконец-то может немного расслабиться и спокойно выпить чай, который налила, когда крохе было 5 месяцев. 😄 Ну, а если серьезно, после всех домашних дел мне даже удается порукодельничать, пока дочка сама играет. Несколько недель назад я могла об этом только мечтать!

Некоторые детки даже слишком самостоятельные! :)

Многие мамочки жалуются, что ребенок и в год, и в полтора все равно требует ВСЁ внимание, а некоторые не слезают с рук, даже если уже умеют ходить… Что ж, это означает лишь то, что как раз с 9 месяцев кончается просто уход за ребенком и начинается воспитание . А воспитывать - реально гораздо сложнее, чем попу подтирать. Вам потребуется вся ваша воля, иногда строгость и твердость, чтобы воспитать самостоятельного, уравновешенного человека. Да, придется делать над собой усилие много раз в день, чтобы не потакать капризам малыша всякий раз. Пора уже и честь знать! Именно сейчас закладывается воспитание, и вам же лучше, если вы научите нового члена семьи подстраиваться под ваш распорядок. Ведь он уже не новорожденный, и может где-то потерпеть и подчиниться.

В 9 месяцев детки уже многое понимают, а если и не понимают, то чувствуют. Объясняйте, что мама сейчас не может, и придется подождать. Если вы видите, что ребенок просто показывает свое «хочу», попробуйте проигнорировать это (если не помогли объяснения). Вот увидите, малыш займет себя сам, и каждый раз это будет происходить все чаще и на дольшее время! Этим вы оказываете услугу, прежде всего, ребенку, чьи хотелки не могут и не должны исполняться сию минуту.

Сложность периодов первого года жизни ребенка по моему мнению

Именно поэтому легкость этого периода я поставила на второе, а не на первое место. В остальном же с малышом наконец-то становится интересно, занятно, весело! Он уже говорит «мама» и «папа», играется, хохочет, топает своими пухлыми ножками, обнимает, пытается целовать. И все это невероятно мило, аж сердце разрывается от умиления:)

К 11-12 месяцам ребенок переходит на один дневной сон. Когда я думала об этом полгода назад, приходила в ужас. Но все оказалось не так страшно! С ребенком, как правило, очень комфортно, и время летит незаметно - потом даже удивляешься, что пришел час сна. Именно к этому моменту я почувствовала, что жизнь окончательно наладилась - ты просто живешь, делаешь домашние дела, встречаешься с друзьями, даже работаешь, просто при тебе всегда ребенок. :)

Таковы периоды первого года жизни малыша, и каждый из них хорош по-своему. Сначала - много свободного времени, но и непростая перестройка, затем - привычный ритм и легкость, после - череда кризисов и новых умелок, и в конце года - рядом с тобой «свой в доску» человечек, без которого ты уже не представляешь жизни. Поэтому, если вас с малышом настиг непростой этап, помните, что игра стоит свеч, и совсем скоро жизнь заиграет новыми красками! Каждый день будет в радость! Не зря говорят, что первый год - самый сложный. Как видите, трудности возникают в разные периоды жизни малыша. И теперь я понимаю, почему годик отмечают с таким размахом - тут есть, что праздновать! Думаю, дальше будет еще лучше:)

Здоровья вам и вашим семьям, а остальное приложится 😉

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ

Период раннего детства (от рождения до 3 лет) имеет ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных этапов и требующих создания для детей специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, воспитания. Они заключаются в следующем:

Наиболее интенсивный темп развития - основная особенность периода раннего детства. Быстрый темп формирования ведущих умений важен как в данный возрастной период, так и в его «зоне ближайшего развития». Ни в каком другом периоде не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В это время активно развиваются и совершенствуются все функции организма: моторика, познавательная деятельность, речь. К 3 годам ребенок овладевает всеми основными двигательными навыками и дифференцированными движениями пальцев рук. Он приобретает много знаний и представлений об окружающем, ориентируется в цвете, форме и величине предметов. На протяжении трех лет у ребенка развиваются все функции речи. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания. Если к одному году ребенок употребляет около 10 слов, к двум годам его словарь содержит 100 слов, а к трем годам - 1 200 слов. В раннем возрасте у детей развивается мышление: они сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементарные умозаключения. Быстро развиваются и такие психические процессы, как внимание, память.

Характерной особенностью младенческого и раннего возраста является высокая пластичность всего организма (и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности), легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.

Ребенок обладает большими потенциальными, компенсаторными возможностями развития. Путем специально направленного психолого-педагогического воздействия можно достигнуть очень высокого уровня развития ребенка и более раннего формирования той или иной функции. Применяя различные специальные меры, можно получить значительно более высокий уровень той или иной линии развития. Задача воспитания - полнее использовать богатые природные возможности ребенка и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста.

Процесс развития скачкообразен и неравномерен. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Критические периоды в первые годы жизни - 1 год, 2 года, 3 года. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год - овладение ходьбой; 2 года - формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года - период, когда особенно ясно выступает связь поведения и развития ребенка со второй сигнальной системой, ребенок осознает себя как личность. Резко, скачкообразно в возрасте 1 год 6 месяцев удлиняется работоспособность, период бодрствования, так же скачкообразно увеличивается количество слов в этот период. Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма. Поэтому так важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции.

Неравномерность в развитии ребенка первых лет жизни определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность в развитии, выделяются периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и ведущие линии в его развитии. Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» (то есть наиболее значимые) линии развития: познавательное, социальное, речевое, физическое развитие. Они имеют наибольшее значение для данного возраста, своевременное развитие их обеспечивает переход на качественно новый этап. Так, например, в возрасте 7-8 месяцев ведущим движением является ползание, так как оно полезно для общего физического развития и расширяет ориентировку в окружающем. В возрасте 1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев очень важно овладеть способностью обобщать предметы по существенным признакам, так как это будет способствовать дальнейшему развитию мышления, формированию понятий. В период от 10 месяцев до 1 года - 1 года 6 месяцев происходит быстрое развитие понимания речи, но медленнее нарастание активного словаря. Научившись новому, приобретя новое умение, действие, на какой-то период времени оно становится доминирующим в поведении ребенка. Так, научившись ходить самостоятельно, ребенок меньше играет, а «неудержимо» ходит. Произнеся впервые какое-то слово, он многократно повторяет его в течение дня.

При наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются определенные психические процессы и качества, которые очень трудно сформировать на более поздних возрастных этапах. Именно эти соответствующие психические процессы имеют первостепенное значение не только для настоящего, но и для будущего.

Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакций. Для детей младенческого и раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. Учитывая это, предусматривается повторяемость в обучении, обеспечение связи между воздействием окружающих ребенка взрослых и его самостоятельной деятельностью. Ребенок трех лет способен на достаточную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (например, приход во время интересного занятия постороннего лица).

В первые три года жизни отмечается большая физическая и психическая ранимость ребенка, лабильность его состояния. Дети в этом возрасте легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние и возбудимость нервной системы. Хотя на протяжении трех лет длительность периода непрерывного активного бодрствования значительно увеличивается и к трем годам достигает 5,5-6 часов; однако ребенку раннего возраста нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности. Периоды непрерывной продуктивной деятельности у этих детей меньше, они больше и легче утомляются. Частая заболеваемость и повышенная возбудимость нервной системы особенно наблюдаются в стрессовых состояниях (например, в период адаптации при поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение).

Одной из особенностей развития ребенка раннего возраста является неустойчивость состояния и поведения малыша, которая зависит от многих факторов (самочувствия, настроения).

Высокая подвижность малыша (особенно до двух лет) требует наличия в дошкольном образовательном учреждении игровых пособий, удовлетворяющих его потребность в разнообразных движениях (горки, манежи, мягкие модули и т. д.).

Долгое время считалось, что младенец сродни животному, и ему больше всего нужен хороший уход и питание, а развитием и воспитанием стоит заниматься позже, когда он подрастет, окрепнет и научится общаться. Однако, исследования и открытия в психологии показывают обратное - ранний младенческий опыт имеет важнейшее значение для всей последующей жизни ребенка и вносит неоценимый вклад в развитие его индивидуальности и судьбы.
В первые годы жизни закладывается основа, фундамент всей человеческой личности, на основании которого раскрываются и развиваются его индивидуальные особенности, заложенные природой.
Эти знания также привносят весомые аргументы в давнишний спор разных традиций о воспитании: нужно ли оставлять ребенка «проораться» и как реагировать на его «плохое» поведение.

Выделим важнейшие факты, свидетельствующие о важности этого периода.

Развитие мозга

Человеческий ребенок рождается очень незрелым; в сравнении с большинством других млекопитающих можно даже сказать – недоношенным. Ему нужно много времени, чтобы научиться простейшим вещам и очень много заботы и внимания со стороны родителей.

Это – плата людей за возможность ходить на двух ногах и использовать свой мозг в качестве главного эволюционного преимущества. Мозг у новорожденного так же очень незрелый. Его развитие начинается в утробе и активнейшим образом продолжается в первые годы после рождения. После родов у младенца сформировано всего лишь около 15-20% нервных связей, и подавляющее большинство оставшихся связей формируется в первые два-три года жизни. При этом младенческий мозг очень пластичен и подвержен влиянию внешней среды, а ранний опыт оказывает огромное воздействие на его развитие и формирование.

Развитие младенца невозможно рассматривать отдельно, в отрыве от заботящихся о нем взрослых. Первый год жизни – это постоянное тесное взаимодействие, в процессе которого идет становление важнейших систем ребенка, и значимость этой взаимосвязи для психического и физического развития ребенка огромна.

Благодаря последним открытиям в нейробиологии стало известно, что на развитие мозга самым прямым образом влияют эмоциональное окружение и способы взаимодействия с ребенком окружающих его взрослых. В зависимости от того, как реагируют взрослые на потребности ребенка и какой эмоциональный фон превалирует в семье, по-разному формируются нейронные связи и области мозга, отвечающие за чувствительность к определенным гормонам. Таким образом, эмоции и реакции взрослых закладывают психофизиологическую и биохимическую базу организма – самые что ни на есть материальные, объективные, измеримые параметры. Это напрямую влияет на развитие личности и построение способов взаимодействия с миром и реагирования на различные факторы и ситуации. Ранний опыт может сформировать у ребенка здоровую устойчивость к стрессу или, наоборот, чрезмерную тревожность.

Говоря простым языком – от того, чувствовал ли ребенок в младенчестве любовь и заботу зависит его способность в дальнейшем быть счастливым и радоваться жизни. Это зависит от биохимических реакций, которые закладываются как раз в самом раннем возрасте.
Психолог Сью Герхард в своей книге «Как любовь формирует мозг ребенка?» приводит множество данных современных исследований на эту тему. Она пишет: «Младенец - интерактивный проект, а не автономный. Некоторые системы организма человеческого детеныша готовы функционировать, но гораздо больше таких, которые еще не закончены и будут развиваться в ответ на влияние других людей».

Психологическое развитие

Самое важный итог первого года жизни в психологическом плане – это формирование образа окружающего мира, базового доверия к нему, базовой безопасности. В зависимости от обстановки в семье, у ребенка формируется понимание, каков же тот мир, в который он пришел – холодный и равнодушный или принимающий, поддерживающий и дающий возможности. Если потребности ребенка игнорируются, а родители холодны эмоционально, ребенок растет с пониманием, что хорошего ждать от этого мира не стоит – а это чревато неуверенностью в себе, депрессиями и различными другими проблемами во взрослом возрасте.

Еще одна важнейшая веха - формирование привязанности к значимому взрослому. Одно из главных открытий возрастной психологии 20 века: основополагающим для развития младенца фактом является наличие в его мире заботящегося взрослого, с которым возникает тесная взаимосвязь. Психологический комфорт и тепло важнее простого удовлетворения физиологических нужд. Для ребенка это жизненно важно – науке широко известны печальные случаи проявления «госпитального синдрома», когда воспитывающиеся в детских домах дети, получающие хороший уход и питание, но не имеющие возможности эмоционального контакта и связи, болели и умирали гораздо чаще своих сверстников, живущих с родителями.

Эмоциональная сфера

В первый год жизни закладывается основа эмоционального развития ребенка. Он во многом определяет, каким будет его эмоциональный фон, который сохранится на всю жизнь, сформируется ли у него эмоциональная устойчивость, будет ли он способен понимать свои и чужие эмоции.

Младенцу жизненно необходимо чувствовать тепло, любовь и заботу. Это обеспечивает его правильное развитие и способствует формированию устойчивой основы личности. Общение с близким взрослым, телесный и эмоциональный контакт, доброжелательная атмосфера дают ребенку чувство безопасности.

Это вовсе не значит, что родители должны всегда быть радостными и излучать постоянно только позитив. Полезнее проживать эмоции и выражать их правильным, не травмирующим малыша способом.

Ребенок естественным путем знакомится со всем спектром чувств и эмоций, учится определять их сначала у взрослых, а затем, в дальнейшем, у себя, реагировать на них адекватно и правильно обходиться с ними.
Способность понимать чужие эмоции и сопереживать, то есть эмоциональный интеллект, тоже начинает закладываться именно в младенчестве.

Задача взрослых – постепенно научить ребенка понимать свои эмоции и правильно выражать их. Для этого сначала их нужно «контейнировать» - перерабатывать самим, оставаясь при этом устойчивым и спокойным, озвучивать и помогать ребенку с ними справиться. Постепенно ребенок научится делать это сам.

Физическое развитие

Связь психического и физического развития в раннем возрасте очень велика, поскольку все познание мира поначалу происходит через познание и осознание своего тела, через движение и телесные ощущения.

За первый год жизни с ребенком происходит невероятные изменения – вначале он практически ничего не умеет, но постепенно учится ползать, ходить, говорить, координировать движения рук и пр. Младенец с самого рождения непрерывно познает и развивает свои возможности, приобретает все новые умения, навыки и способы управления собственным телом.

Телесные ощущения имеют огромное значение в жизни ребенка. Все знают, что детям обязательно нужно все прочувствовать собой - потрогать, потрясти, облизать. Таким образом, они учатся не только чувствовать свое тело и управлять им, но и получают массу сведений об окружающем мире и его законах. Тут большую роль играет разнообразие и богатство среды.

Если лишить ребенка достаточного количества впечатлений и ощущений, это может негативно повлиять на его развитие. Может возникнуть повышенная или пониженная чувствительность, медленнее будут проходить процессы познания и интеллектуальное развитие.
Так же негативно влияют ограничения двигательной активности (например, постоянное использование манежа или перестраховывание). Ребенок должен сам узнавать возможности своего тело, это программа, заложенная природой.

Подведем итоги. Самое важное для ребенка первого года жизни – это наличие близкого заботящегося взрослого, тесный контакт с ним, в том числе телесный и эмоциональный, позитивный эмоциональный фон в семье, богатство и разнообразие среды, возможность изучать и использовать свое тело.

Есть ли жизнь без кризисных явлений? Не слишком ли часто они случаются в нашей жизни? И что это за явление, кризис отношений? Специалисты многих наук утверждают, что без него нет движения вперед, то есть развития. не являются исключением, и кризисы сменяют друг друга нескончаемой чредой. Самым сложным из них является кризис первого года семейной жизни.

Выделяет ряд ступеней, через которые проходят супружеские пары в своих отношениях. Объективно существуют психологические законы, управляющие нашими эмоциями, общением, отношениями. Но случаются в нашей жизни еще и разные судьбоносные ситуации. Любовь, вступление в брак – это события грандиозного масштаба, которые ведут к резкому изменению в жизни каждого молодого человека. Но чем не кризис? А сколько перемен случается в жизни, часто мало зависящих от людей: угасание чувств, переезд, болезни, потери близких людей, переход на новую работу, рождение детей. И никто не отменяет возрастные кризисы, переживаемые супругами. А они часто провоцируют и становятся неотъемлемой частью семейных кризисов.

Особенности первого года семейной жизни

Первая ступень, которую предстоит преодолеть молодым людям, падает на первый год совместной жизни. Его смело можно назвать сплошным кризисом. Семья еще только рождается, она так хрупка и уязвима. Статистика утверждает, что большее число разводов происходит именно в этот период. рождает надежду на безоблачное счастье, на полное взаимопонимание и вечную страсть. И никто не думает о том, что чувства могут измениться или даже угаснуть, что огонь любви нужно хранить и поддерживать. Ведь когда мы влюблены, то стремимся показать себя во всей красе, демонстрируем самые лучшие человеческие качества. Мы стремимся всеми силами привлечь к себе внимание, завоевать любовь другого человека. У каждого свои ожидания в отношении партнера. Правда, он о них ничего не знает и ни о чем не догадывается. Но вот внимание и любовь партнера завоевана. Свадьба, «Горько! Горько!», – это почему и о чем? О несладких днях? Но вот он — медовый месяц и начало совместной жизни. Есть любовь, секс, но говорить о семейных отношениях еще не приходится. Им еще предстоит сложиться. Активные действия по заканчиваются, и наступает, казалось бы, мир и покой. Что же они дают молодым супругам? Конечно же, много открытий, но не всегда приятных.

Крушение ожиданий

Во-первых, партнер не соответствует сформированным еще до брака ожиданиям, очень неприятное чувство. Он (она) теперь демонстрирует те свои качества, о существовании которых никто из них не подозревал. Зачем притворяться? Они устали казаться и подыгрывать друг другу. Партнеры становятся такими, какие они есть в реальной жизни. Это называется процессом рассекречивания, который вызывает досаду и разочарование молодоженов. Ожидания довольно быстро разрушаются вдребезги. Он – всегда предупредительный, сдержанный, общительный и веселый, оказывается на самом деле безответственным, резким и грубым человеком, не умеющим выслушивать свою жену. Она – нежная, красивая и тактичная, в семейной жизни предстает капризной, сварливой, ленивой и избалованной. И чем дальше, тем больше. Чего стоит процесс обесцвечивания! Каждый видит своего любимого уже не с парадной стороны, а в будничной жизни, не всегда ухоженным и в прекрасном расположении духа. Да и вести себя они начинают до неприличия откровенно, что не придает никому шарма.

Во-вторых, каждый заряжен в своих ожиданиях что -то брать или получать от другого партнера, но не думает о том, что сначала нужно многое отдавать. Не оправдавшиеся ожидания вызывают сомнения в правильности выбора. И вот еще года не проходит, как уже делается вывод, что любви не было или она уже прошла, что совместная жизнь с этим человеком в принципе не возможна. Наступает первый семейный кризис в отношениях молодых супругов.

Причины кризиса первого года семейной жизни

Как же так? Почему человек, которого знал, казалось бы, лучше, чем себя самого, предстает незнакомцем. Дело в том, что влюбленность и сексуальное влечение отключают разум человека. Он подобен тяжело и сладостно больному любовью. Он хочет любить и быть любимым. Он видит и слышит то, что хочет слышать и видеть и дорисовывает недостающие качества. И в этом не совсем адекватном состоянии люди спешат под венец, и создаются семьи.

Проходят дни, недели, и пелена спадает с глаз. Начинается реальное знакомство с партнером. Оно может длиться и первый год семейной жизни, и всю оставшуюся жизнь. На первый план выходят различия между молодыми супругами. Ведь люди отличаются друг от друга не только физически, но и чертами характера и темпераментом, уровнем образования и способностями. Разные увлечения, желания, вкусы и привычки одного супруга могут вызывать беспокойство и недовольство другого. Разные представления о семье, о роли мужа или жены, усвоенные еще в раннем детстве, являются катализаторами . Все эти различия воспринимаются с обидой. Как же так? Он (партнер) совсем не такой, каким казался раньше. Он — другой. Она — не такая. Начинаются бесконечные и конфликты, выяснения отношений. И никто не хочет уступать. Каждый чувствует себя человеком, обманутым в своих лучших чувствах и разочарованным. Действительно, как трудно принять другого человека со всеми его особенностями. Посторонних людей мы принимаем такими, какие они есть со всеми достоинствами и недостатками, а вот самых близких и любимых не хотим понять и простить за их уникальность

Еще одна зона напряжения, возникающая в первый год совместной жизни, — борьба за власть. Современные молодые семьи превращаются в арены настоящих баталий за лидерство в семье, закладывая основы для кризиса отношений. Здесь никогда не бывает победителей, потому что эти войны убивают все добрые чувства и оставляют после себя только ненависть. От любви в таких семьях остаются лишь горькие воспоминания.

Проявления кризиса

Итак, что же является предвестниками надвигающегося кризиса в первый год семейной жизни?

  1. Участившиеся ссоры и конфликты по незначительным причинам. Бытовые мелочи выдвигаются на первый план в отношениях супругов.
  2. Обиды и нежелание прощать промахи партнера. Нарастающий вал претензий к супругу (супруге) вызывает ответные претензии и обиды.
  3. Неспособность принять особенности другого человека. Все его достоинства, проявляемые до брака, стали привычными и больше не вызывают восторга и не ценятся, а новые стороны партнера часто воспринимаются негативно.
  4. Отсутствие взаимопонимания, вызванное неумением конструктивно общаться. То, что не позволяется в общении с другими людьми, становится обычным в семье. Появления эгоизма по отношению к любимому человеку.
  5. Нежелание общаться с человеком, с которым совсем недавно не хотелось расставаться ни на минуту. И чем чаще оно проявляется, тем быстрее стремление к .

Как пережить кризис первого года семейной жизни

Уникальность начального периода жизни супругов состоит в том, что это важнейшее время для притирки характеров, адаптации друг к другу. Именно на этом этапе нужно закладывать основы будущих семейных отношений. Что же делать?

  • Учиться жить под одно крышей. Ведь так не просто постоянно быть вместе. Наступает банальная усталость от когда-то горячо любимого человека. Поэтому так важно работать над отношениями. Любовь ждут, она приходит, а затем уходит, если ее не берегут. Многие верят: «Если есть любовь, все остальное приложится». Нет, не получится и не приложится ничего. Нужен огромный труд души, чтобы все хорошее случилось, и счастливая семья получилась.
  • Учиться общаться друг с другом. С самого начала открыто, а не намеками обсуждайте любые проблемы и спорные вопросы. Сразу же после свадьбы составьте брачный договор. Пусть он будет шутливым и несерьезным. Пропишите в нем свои ожидания к партнеру, свои обязанности и обязательства, совместные дела и желания каждого супруга и так далее. Проявите творчество! А затем постарайтесь строго выполнять все то, что вы запланировали. На первых порах это делать легко, так как есть еще чувства и готовность все выполнить для любимого. Можно составить устав семьи, который должен определить, что в вашей семье позволительно, а что нет, как обсуждать проблемы и когда ссориться, как проводить свободное время, где и с кем.
  • Принимать своего партнера таким, каким он есть, не стремясь переделывать его под себя. Перевоспитать взрослого человека, помимо его воли, не сломав его, – задача невыполнимая. Вы же его потом и разлюбите.
  • Умения решать проблемные ситуации и без потерь выходить из конфликтов и ссор не даются от природы. Этому нужно терпеливо учиться. Вот как раз взаимной терпимости в таких спорных ситуациях и не хватает, а гонор зашкаливает. Чаще спрашивайте себя, что вы делите? Что вам важнее любовь или какая-нибудь бытовая мелочь? Или упрямство и желание настоят на своем?
  • Развестись со своими родителями, как советуют многие психологи. Что это значит? Начать семейную жизнь отдельно от родителей – лучший вариант. Не переносить родительский образ семьи в свои отношения, потому что 95% проблем, возникающих на начальной стадии отношений, молодожены приносят из своих родных семей. Поэтому так важно закладывать свой стиль семейной жизни. От того, каким он будет, зависит прочность брака. Но трудно, а порой и невозможно строить новую семью под крылом родителей, не испытывая на себе их внимание и влияние. Сосуществование двух семей под одной крышей ставит иногда серьезные проблемы во взаимной адаптации не только молодых супругов, но и их родителей.

Рождение ребенка и преодоление первого кризиса

Супружеской жизни становится серьезным испытанием. Сможет ли появление малыша укрепить отношения молодых супругов или, наоборот, его рождение только усилит проявление разногласий и кризиса? Все зависит от психологической готовности молодых людей стать родителями. Если рождение ребенка планировалось и с нетерпением ожидалось, то и трудности будут переживаться легче. Но ведь часто молодые люди (еще не супруги) не планируют заводить ребенка. Единственное, чего они желают пока, — получать удовольствие от занятий сексом. Незапланированная беременность заставляет регистрировать отношения. Еще не родившийся ребенок резко меняет надежды и планы молодых людей. Они, как правило, еще психологически не готовы к созданию семьи. Семейный союз носит в таком случае вынужденный характер. Особенности первого года семейной жизни накладываются на трудности, связанные с беременностью и рождением малыша. Испытание достаточно тяжелое, так как супруги часто эмоционально не готовы к появлению третьего члена семьи. Их может страшить та ответственность, которая ложится на них. Таким образом, надеяться, что рождения ребенка может сплотить еще не окрепшие отношения в молодой семье, — очень большое заблуждение. Если у супругов нет взаимопонимания, то все противоречия в ситуациях стресса усиливаются. И даже в тех семьях, где есть взаимопонимание, без ссор не бывает.

Какие трудности возникают в жизни молодой семьи в связи с появлением малыша? У женщин ярко выражен материнский инстинкт, у многих мужчин отцовский инстинкт проявляется не сразу. Очень часто маленький и беспомощный ребенок просто страшит отца. А молодая мама с головой погружается в уход за ребенком. Муж отодвигается на вторые роли. Бабушки, тетушки кружат вокруг малыша, и он начинает чувствовать себя лишним и совсем не нужным в семье. У него может возникнуть ревность и обиды. Таким образом, семейные отношения претерпевают серьезные изменения. Они, конечно, усложняются. К супружеским отношениям добавляются родительские отношения (мать-отец, мать–ребенок, отец-ребенок). Молодым супругам предстоит освоить новые социальные роли отца и матери, выстраивая отношения с ребенком. В жизни молодых родителей появляются новые проблемы и причины для ссор.

Итак, кризис отношений в первый год семейной жизни – это обострение всех противоречий и разногласий, это поиск путей их преодоления, адаптация молодоженов друг к другу, переход на новый уровень отношений. Романтические чувства претерпевают изменения. Время меняет не только все вокруг, но и нас самих. Любовь не такая яркая и трепетная, но более крепкая и надежная. Те, кому удалось преодолеть первый кризис, закладывают основу будущих семейных отношений. Война характеров заканчивается, закладывается благоприятный семейный климат, основой которого становится психологическая совместимость супругов.

Похожие публикации