«Волонтерами не рождаются ими становятся. Сценарий посвящения в волонтёры в детском саду

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»

Муниципальный сетевой проект "Культурные и образовательные практики в дошкольном образовании"

по теме:

"Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности"

Воспитатель: Подлесных Татьяна Анатольевна

Канск 2018 год

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

* Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

* Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

* Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

* Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

Актуальность: Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.

Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

К более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

К оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;;

Целью технологии «Дети волонтёры»:

является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии "Дети - волонтеры" следующие:

Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе:

Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей:

Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Организация практики волонтерства в нашем детском саду осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста "Дети - волорнтеры" педагоги дошкольного учреждения прослушали авторский вебинар Н.П. Гришаевой "Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе", был проведен в ДОУ семинар по технологиям социализации дошкольников. Два педагога подготовительной группы выразили желание участвовать организации детского волонтерства. Был составлен проект организации культурной практики в детском саду, обсудили вопросы курирования практики, время в распорядке дня, наиболее удобное для посещения для старших и младших дошкольников, организация запуска, содержание и формы детской волонтерской деятельности. Составили план деятельности будущей команды, определили ответственность каждого педагога в организации данной культурной практики.

Предпосылкой для возникновения детского волонтерства в нашей группе стало проведение традиционной акции "Помоги пойти учиться", когда дети и родители подготовительной группы оказали помощь семьям находящимся в трудной жизненной ситуации, для подготовки детей в школу. В ноябре мы провели акцию "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам.

Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Воспитателями проводились беседы "Кто такие волонтеры?", "О возможности стать волонтерами для малышей". Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми волонтерами по провидению волонтерских акций. Совместно с воспитателем дети волонтеры разработали правила команды:

Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.

Доведи дело до конца.

Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться

В группе.

Так же было разработано примерное планирование волонтерского движения по месяцам:

Сентябрь.

Октябрь.

Изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование

организации культурной практики в ДОУ.

социализации дошкольников в образовательном комплексе»

Семинар по технологиям социализации дошкольников

Ноябрь

Беседа «Кто такие волонтеры?»

Беседа «Возможно ли стать волонтерами?»

Беседа «Чему мы можем научить малышей?»

-«День добрых дел». Поможем убрать игрушки малышам.

Неделя «Наши игры и игрушки» - акция «Игрушки для малышей»

Декабрь- Январь.

Оказание помощи в раздевании и одевании малышам

Помощь в умывании детям ясельной группы

Подарки для малышей (снежинки).

Чтение стихов к празднику

Неделя «Зимние забавы» – подвижные игры с детьми младших групп,

«Колядки»

Февраль – Март.

Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – зарядка для детей средней

Группы

Провести пальчиковые игры

Рисуем вместе с малышами

Апрель - Май

Неделя «Сказка вы гости к нам пришла» – рассказать сказки для малышей

Неделя «Космос» – рассказать детям средней группы о космосе

Оказание помощи в организации игр с детьми младших групп

Следующий этап - практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.

Волонтерские акции проходили в нашем образовательном учреждении регулярно, они связаны с комплексно - тематическим планированием. Первая акция "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам. Вторая акция прошла в неделю "Зимние забавы" и волонтеры подготовительной группы вместе с детьми второй младшей группы проводили подвижные игры на прогулках. На праздник "Коляда" одевшись в традиционные для ряженых костюмы, ходили колядовать по младшим группам детского сада. В неделю "В здоровом теле здоровый дух" Милана Железнова провела зарядку для детей средней группы. В неделю "Сказка в гости к нам пришла", дети волонтеры рассказали во второй младшей группе русскую народную сказку "Колобок". В неделю "Космос" Артем Романенко показал презентацию и рассказал о космосе для детей средней группы. Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними, рисовали.

Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей. Из всех детей подготовительной группы, в которой организована команда волонтеров, 50% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.

Получены положительные эффект от волонтерства:

Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.

Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.

Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".

Выходя из стен детского сада, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Анализируя опыт образовательной практики - волонтерское движение, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта. А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд более коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера. Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 46 «Кот в сапогах»

Проект

Тема «Организация волонтёрского движения в детском саду»

Выполнила:

Пахомова А. А.

Нижневартовск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовительный этап

1.1. Формирование волонтерского движения в МАДОУ ДС № 46 «Кот в

сапогах»

1.2. Социально-психологическая подготовка волонтеров

1.3. Развитие волонтерского движения

    Основной этап

2.1. План работ волонтерского движения МАДОУ ДС №46 «Кот в сапогах» с детьми

2.2. План работы волонтерского движения МАДОУ ДС №46 «Кот в сапогах» с педагогами и родителями

3. Заключительный этап

3.1. Мониторинг результатов реализации проекта

Ожидаемые результаты

Вывод

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтёрство.

Широко известно, что понятия «волонтер» и «волонтерство» происходят от фр. Volontair - добровольный, а оно в свою очередь от лат. Voluntarius, voluntas - добрая воля, и равнозначны таким славяноязычным понятиям, как «доброволец» и «добровольчество».

Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка.

Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств: ответственности, милосердия, самостоятельности, умение общаться с разными социальными группами людей, личностный позитивизм.

Обоснование значимости проекта

1. Благотворительная деятельность в образовании является важнейшим факторам нравственного развития. Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению волонтёрства («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.») отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

2. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

3. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, стремлению к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.»).

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

Цель проекта: Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС через организацию волонтерского движения.

Задачи:

1. расширить представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов;

2. дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;

3. сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

1.1 Формирование волонтёрского движения в МАДОУ ДС №46 «Кот в сапогах»

У педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятий «доброволец», «волонтёр».

1.2. Социально-психологическая подготовка волонтёров

Проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.

1.3. Развитие волонтёрского движения

Разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.

2. Основной этап

2.1 План работы волонтерского движения МАДОУ ДС №46 «Кот в сапогах»

с детьми:

Сентябрь:

«Что в тебе и во мне общего» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия;

«Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Совершай добро» - учить детей бережно относиться к природе.

Октябрь:

«Мы - веселые ребята», «Дружба» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Я умею делать сам» - воспитание трудолюбия;

«Веселый старт» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Братья наши меньшие» - учить детей бережно относиться к природе.

Ноябрь:

«Веселый - грустный» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Добрые дела» - воспитание трудолюбия;

«Здоровье – наша сила!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Твори добро» - учить детей бережно относиться к природе.

Декабрь:

«Собери цветы благодарности» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия;

«Прокачусь я с горки ледяной» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Польза домашних растений» - учить детей бережно относиться к природе.

Январь:

«Ах, снег, снежок!» - воспитание трудолюбия;

«Путешествие к медвежонку» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Дом для птиц» - учить детей бережно относиться к природе.

Февраль:

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Своими руками» - воспитание трудолюбия;

«Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Проводы зимы» - учить детей бережно относиться к природе.

Март:

«Добрые эльфы» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Посажу цветочек маме» - воспитание трудолюбия;

«Весенний марафон» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Зайку бросила хозяйка» - учить детей бережно относиться к природе.

Апрель:

« Доброта раны заживляет » - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Разукрасим наш участок» - воспитание трудолюбия;

«Заботимся о здоровье» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Красота природы» - учить детей бережно относиться к природе.

Май:

«Ты, да я, да мы с тобой» - доброжелательное отношение к окружающим;

«С добротой по жизни» - воспитание трудолюбия;

«Закаляйся вместе с нами» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Лесная сказка» - учить детей бережно относиться к природе.

2.2. План работы волонтерского движения МАДОУ ДС №46 «Кот в сапогах»

с педагогами и родителями:

    организация тематических встреч;

    помощь пожилым людям, инвалидам, детскому дому, бездомным животным;

    благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

    пропаганда здорового образа жизни;

    участие в акциях.

3. Заключительный этап

3.1. Мониторинг результатов реализации проекта.

    Цырульник Алёна Романовна

    МБДОУ Д/С №181, г.Уфа

    воспитатель

    План работы к году волонтёра

    Цель: Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.

    Задачи:

    1.Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;

    2.Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;

    3.Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

    Планируемые результаты :

    Расширить представление о волонтерском движении у детей, родителей воспитанников;

    Приобщить детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям на основе изучения религиозных понятий, традиций народа;

    Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

    Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;

    Организовать преемственность с задачами начальной школы на этапе развития дошкольного и школьного детства;

    Разместить в сети Интернет опыт работы ДОУ в данном направлении.

    Перечень мероприятий

    с детьми

    Перечень мероприятий

    с родителями

    месяц

    Беседа «Кто такие волонтеры»

    «День добрых дел» - оказание помощи в одевании раздевании малышам

    Консультация для родителей «История возникновения волонтерского движения»

    Беседа «Что такое добро?»

    «Неделя добрых дел» - привести книжный уголок в порядок

    Изготовление поделок для пап и дедушек ко Дню защитника отечества.

    Консультация «Как воспитать добровольца?»

    Изготовление совместно с детьми кормушек для птиц.

    Беседа «Легко ли быть добрым?»

    Консультация о пользе ЗОЖ «Родители - пример для детей»

    Акция «Помоги детскому дому»

    Развлечение «Веселые старты» - пропаганда ЗОЖ

    Общее родительское собрание «Растим волонтера, патриота Родины»

    Флешмоб «Вместе с нами»

    Беседа «Почему добро побеждает зло?»

    Просмотр фильмов о ВОВ

    Акция «Ветеран живет рядом»

    Акция по благоустройству территории детского сада «Посади дерево»

    Привлечение родителей к подготовке выпускного бала

    Оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке

    Привлечение родителей к организации праздника ко Дню защиты детей «Чтобы солнышко светило»

    Дидактическая игра «Чем я могу помочь?!»

    Трудовой десант: «Поможем огороду - вырастим хороший урожай!»

    Консультация «Научите детей делать добро!»

    Чтение художественной литературы: В. Осеева «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон - «Друг», Э. Успенский - «Крокодил Гена и его друзья», Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский - «Скупой», В. Катаев «Цветик - семицветик», В. Митт - «Шарик в окошке», Е. Кошевая - «Мой сын».

    Консультация «Секреты воспитания вежливого человека»

    Волонтерское движение как средство взаимодействия с семьей в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников

    и Мишутина Екатерина Александровна

    МБДОУ № 17 «Родничок» города Лакинска

    Все начинается с детства, потому что душа ребенка

    распахнута навстречу добру и любви, и так важно

    посеять в ней имена любви к ближнему, великодушия,

    милосердия.

    С.В.Михалков

    Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.)

    Система духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством являются приоритетными и на этапе дошкольного детства.

    Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру. Как решить задачи духовно-нравственного воспитания в довольно-таки непростых условиях семейного воспитания?

    Проанализировав статус наших семей, мы увидели такую картину:

    10% детей воспитываются в неполных семьях, 30% детей - единственные в своей семье, не имеют братьев и сестер, 40% детей проживают отдельно от бабушек и дедушек, т. е. молодые семьи предпочитают жить отдельно от родителей. Тем самым потерян статус полигамной семьи, который всегда отличал российскую семью прежних поколений.

    Как решать задачи уважения к старшим и одиноким людям, воспитывать милосердие к попавшим в трудную жизненную ситуацию, как прививать трудолюбие, связанное с заботой о младших членах семьи? А ведь именно эти личностные качества мы должны сформировать у наших детей.

    Наш педагогический коллектив выбрал, на мой взгляд, наиболее оптимальный путь решения этой проблемы. Это - создание волонтерского движения детей и родителей в детском саду как социального института, который должен готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств. Для волонтера ценны такие качества как ответственность, трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие.

    Дошкольный возраст характеризуется как период сенситивности для развития всех психических функций, а также важный этап формирования личности.

    С 1 декабря 2016 года мы получили статус муниципальной инновационной площадки по теме «Волонтерское движение как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках формирования партнерских взаимоотношений с семьей». На первый взгляд покажется: волонтерское движение и дошколята - несовместимые вещи.

    Но наша деятельность в этом направлении уже приносит свои первые успехи. Помог в решении поставленных задач наш волонтерский клуб «Семицветик», куда вошли дети, родители, социальные партнеры. Наш «Семицветик» имеет свой герб и гимн, которые разработали члены клуба.

    Цель нашей деятельности: создать в детском саду волонтерское движение детей и родителей, главной целью которого является воспитание социально - нравственной личности с активной жизненной позицией и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

    Задачи, которые мы перед собой поставили:

    1.Сформировать представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов и родителей.

    2.Развивать у дошкольников социально-нравственные компетенции в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

    3.Создать условия для самореализации родителей ДОО и повышения их социальной активности.

    1. Объединить воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного и школьного возраста, участвующих в волонтерском движении

    Мы, совместно с родителями, организовали шефство над престарелыми и инвалидами Лакинского дома - интерната. Дети, которые живут отдельно от бабушек и дедушек, обрели в числе наших подшефных настоящих близких людей. В соответствии с годовым планом, который составлен по принципу событийности, мы каждый месяц посещаем наших подшефных. И не только с концертами и увеселительными мероприятиями. Это и трудовые экологические акции – обустройство территории интерната, высадка цветов, познавательные клубные встречи, и совместные выставки общих творческих работ, занятия в университете третьего возраста, мастер - классы: «пасхальные композиции», «Не учись безделью, а учись рукоделью»

    Особенно рады дедушки и бабушки играм, народным подвижным играм Собинского района. Ведь в эти игры они играли, когда были молоды. Наши волонтеры разработали проект «Стар и млад игре рад», подобрали игры, в которые можно играть с престарелыми людьми: «Колечко», «Катание яичек», «Запрет», «Воротца», «Третий лишний», «В какой руке» и т.д. Вместе с мальчиками, папами и дедушками дома-интерната проводим соревнования «Богатырские забавы», «Быть мужчиной».

    Вся информация обязательно размещается на нашем сайте, сайте управления образования администрации Собинского района, муниципального образования город Лакинск. Наши родители непосредственные участники всех наших мероприятий. Они отмечают, что их дети стали совсем другими - добрее, коммуникабельнее, общительнее. Им стало знакомо чувство милосердия

    Востребовано и другое направление нашей деятельности в рамках инновационной площадки - это наши дворовые праздники, которые мы проводим систематически в рамках событийности в микрорайоне совместно с родителями и общественностью. Нам рады и ветераны, и молодые семьи с малышами, которые еще не ходят в детский сад. Такие встречи объединяют людей, воспитывают в них коллективистские начала. Не секрет, что наши дети – дошколята, практически оторваны, из-за напряженной социальной ситуации, от двора. Родители, как раньше, не пускают детей гулять одних. Поэтому, мы непосредственно решаем задачи позитивной социализации через дворовые праздники и игры. Это «Новый год», «Рождественские святочные игры», «Масленичные гулянья», «Яблочный спас», «Вдруг все желтым стало вокруг», «Праздник огурца», «Праздник русской песни», «И помнит мир спасенный».

    Кроме дворовых праздников мы, как волонтеры организуем социально - значимые акции в детском саду и в микрорайоне детского сада. Цель социальных акций - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Это «Сдай батарейку-сбереги планету», «Цветущий микрорайон», «Птицам - счастье», «Мамочка водитель-мой ангел хранитель». Стали традиционными акции: «Собираем камень дикарь на полях Собинского района», для дальнейшего благоустройства территории детского сада и микрорайона (цветники, рокарии, альпийские горки) «Движение с уважением», «Бессмертный полк».

    Вызывает благодарность деятельность волонтерского движения взрослых - членов семей наших воспитанников. Чтобы начать это движение, мы изучили интересы наших родителей, их увлечения и пристрастия. Исходя из анализа и согласия родителей, составили перспективный план участия родителей в образовательном процессе. Это мастер- классы для педагогов - например, бабушка, Любовь Константиновна, проводит мастер - классы дворовых подвижных игр. Бабушка Зинаида Константиновна разучивает с педагогами и родителями колыбельные песни, бабушка Татьяна Владимировна, повар по профессии, знакомит с блюдами русской кухни к календарным праздникам, дедушка Алексей Иванович учит плести изделия из лозы, бабушка Элла Евгеньевна знакомит с лоскутным шитьем и рукоделием. Все это помогает родителям осознать женское и мужское начало в семье, научиться основам ремесла, создать атмосферу уюта в доме и благополучие, достаток в семье.

    Кроме того родители-волонтеры, занимаются с детьми: бабушка, Любовь Борисовна, проводит мастер-классы по изобразительной деятельности, прабабушка, Надежда Викторовна, педагог, рассказывает сказки. Инспектор ГИБДД, Андрей Михайлович, знакомит дошкольников с правилами дорожного движения. Папа, Дмитрий Валерьевич, старший тренер пароолимпийской сборной по пауэрлифтингу, организует соревнования среди старших дошкольников и провел малые олимпийские игры.

    С помощью родителей волонтеров в детском саду собрана инсталляция «Чем богаты-тем и рады». Это продукция, которая производится на предприятиях Собинского района, а их несколько десятков.

    Результатом волонтерской акции родителей стала разработка плана-схемы «Родники Собинского района». Теперь дети, родители и жители знают, как проехать к чистым родникам и помогают поддерживать там порядок. Разработаны также маршруты выходного дня для посещения знаменитых и исторических мест Собинского района: село Алепино (родина писателя В.А. Солоухина),село Орехово (усадьба Н.Е.Жуковского), село Фетинино, Черкутино, галерея А.В. Суворова, памятники архитектурного зодчества. Ведь только зная и оберегая прошлое, дети научаться любить и ценить настоящее.

    Следует отметить направление, которое зародилось непосредственно в детском саду - это забота о младших. Мы реализуем проект, который назвали « Мы - волонтеры», он заключается в шефстве старших над младшими. Не секрет, что как в любой образовательной организации, наши группы комплектуются по принципу однородности и закрытости, поэтому у детей нет возможности для общения старших и малышей, а ведь такое межвозрастное и межличностное общение неоценимый вклад в нравственном и коммуникативном воспитании детей, особенно тех, у кого нет младших братьев и сестер. В рамках этого проекта старшие дети играют с малышами, помогают одеваться на прогулку, играют роли на праздниках и развлечениях.

    Тесное взаимодействие с МБДУ СОШ №1 города Лакинска позволило включиться в совместную деятельность школьникам - волонтерам. Это формирование отряда школьников-волонтеров. Школьный волонтерский отряд, во главе со своим классным руководителем Натальей Юрьевной, вдохновители и организаторы многих наших коллективных творческих дел. Участие во всероссийском «Уроке мира», в фольклорных праздниках, совместные экскурсии в галерею А.В. Суворова, досуги «Так играли на Руси», «Забавы на валенках», трудовой десант, «Веселые старты», «Домики для птиц», «Творческая мастерская» - подарки ветеранам, участие в конкурсе « Лучший зимний участок».

    Работа в волонтерском отряде помогает ребятам-школьникам поменяться внутренне, и даже внешне. Из равнодушных, они превращаются в заинтересованных. Дети обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, проявлять толерантность и уважение и милосердие к окружающим. Именно в этом возрасте формируется основной принцип волонтерства - добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности; реализация личных способностей ребенка; значимость деятельности ребенка; положительный результат участия в совместной деятельности. Так мы помогаем решать задачи духовно-нравственного воспитания и на следующей ступени образования.

    Таким образом, наша работа в рамках волонтерского движения реально, через системно-деятельностный подход помогает нам решать задачи духовно-нравственного воспитания, позитивной социализации дошкольников, а значит по словам Дмитрия Анатольевича Медведева « Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости является важнейшей миссией общества». А главное, мы стали единым сообществом: дети, родители, педагоги, школьники, жители нашего микрорайона, ветераны труда и войны. Через партнерские отношения мы формируем общечеловеческие ценности у детей - доброту, милосердие, заботу о младших, уважение к старшим. А у родителей ответственность за результаты воспитания своих детей.

    Используемая литература:

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" http://docs.cntd.ru/document/420277810

    Микляева В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников/ В.Н. Микляева – М.: ТЦ Сфера, 20013г

    Малова В.В. Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/ В.В. Малова– М.: ВЛАДОС, 2013г

    Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие/ Н.Г. Пантелеева – М.: Мозаика – Синтез, 2014. -72 с.

    Православие на земле Владимирской. Книга для чтения. Владимир: Калейдоскоп,2014

    Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет. Программа, планирование, занятия/ Составители Э.А. Халикова, Н.В.Колебошина/ Волгоград: Учитель,2015г.

    «Собинова пустошь» Сборник стихов поэтов Собинского района/ Владимир: Калейдоскоп,2014

    Шарыпин А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность / А.В. Шарыпин / Современные исследования социальных проблем, 2010. - №4 с. 214-220.

    Основная образовательная программа МБДОУ №17 «Родничок»/ 2015г.

    Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.

    2. Название проекта: «Волонтерами не рождаются ими становятся»

    «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

    3. Срок реализации проекта: 2016-2019 год

    4. Участники проекта: воспитанники 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители.

    5. Основная идея проекта:

    В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования.

    Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

    Волонтерская деятельность это:

    Посадка цветов, кустов и деревьев;

    Благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

    Помощь животным;

    Просветительские беседы;

    Благотворительные концерты и театральные выступления;

    Экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

    Пропаганда здорового образа жизни; и др.

    Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.

    Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды, . Немаловажное значение имеют исследования, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

    в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.

    Исследованием и изучением здоровья дошкольников занимался. Он писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

    Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах, . изучала бережное отношения дошкольников к природе.

    Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 5-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.

    6. Актуальность проблемы:

    Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие,

    доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой

    деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

    Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.

    Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдем время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.

    Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

    7. Новизна проекта:

    Новизна данной темы состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада и вовлечение в данный процесс всех участников образовательного процесса.

    8. Цель проекта:

    Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

    9 .Ключевые задачи проекта:

    1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.

    2. Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.

    3. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;

    4. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

    5. Овладеть практическими навыками волонтерского движения всеми участниками образовательного процесса;

    6. Создать систему работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении.

    Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях »;

    Изготовить с детьми поделки к различным праздникам для пожилых людей;

    Организовать и провести концерты для пожилых людей в детском саду;

    Привлечь детей старшего возраста помогать малышам одеваться на прогулку и убирать игрушки на место.

    С педагогами:

    Организация и проведения благотворительных акций « Каждый может стать дедом Морозом».

    Благоустройство и обустройство участков.

    Пропаганда здорового образа жизни через организацию социальных акций: «Неделя здоровья», «На зарядку становись!».

    С семьями:

    Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;

    Участие в акциях «Добрая покупка», «День Победы», «День защиты детей» и других благотворительных акциях.

    Приложение

    к проекту

    План работы волонтерского движения с детьми

    на 2016-2017 учебный год:

    Сентябрь:

    «Что в тебе и во мне общего» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

    «Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия;

    «Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

    «Совершай добро» - учить детей бережно относиться к природе.

    «Мы - веселые ребята», «Дружба» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

    «Я умею делать сам» - воспитание трудолюбия;

    «Веселый старт» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

    «Братья наши меньшие» - учить детей бережно относиться к природе.

    «Веселый - грустный» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

    «Добрые дела» - воспитание трудолюбия;

    «Здоровье – наша сила!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

    «Твори добро» - учить детей бережно относиться к природе.

    «Собери цветы благодарности» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

    «Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия;

    «Прокачусь я с горки ледяной» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

    «Польза домашних растений» - учить детей бережно относиться к природе.

    «Ах, снег, снежок!» - воспитание трудолюбия;

    «Путешествие к медвежонку» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

    «Дом для птиц» - учить детей бережно относиться к природе.

    «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

    «Своими руками» - воспитание трудолюбия;

    «Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

    «Проводы зимы» - учить детей бережно относиться к природе.

    «Добрые эльфы» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

    «Посажу цветочек маме» - воспитание трудолюбия;

    «Весенний марафон» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

    «Зайку бросила хозяйка» - учить детей бережно относиться к природе.

    «Путешествие в волшебную страну» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

    «Разукрасим наш участок» - воспитание трудолюбия;

    «Заботимся о здоровье» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

    «Красота природы» - учить детей бережно относиться к природе.

    «Ты, да я, да мы с тобой» - доброжелательное отношение к окружающим;

    «С добротой по жизни» - воспитание трудолюбия;

    «Закаляйся вместе с нами» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

    «Лесная сказка» - учить детей бережно относиться к природе.

Похожие публикации