Особенности воспитания детей в неполных семьях. Как правильно воспитывать ребенка в неполной семье

Не каждая полная семья может гарантировать хорошее воспитание. Дети, которые растут в полной семье наряду с детьми, прожившими свое детство только с матерью или бабушкой, развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на детей распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанной разницей является то, что на одной стороне более благоприятные условия для воспитания и формирования личности ребенка, чем на другой.

Жизнь ребенка с одним из родителей вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства.

Возможность дать своему ребенку необходимое нравственное, духовное и физическое воспитание имеет большинство одиноких матерей. К счастью, редки случаи, когда ребенок предоставлен самому себе, живя в атмосфере душевной бедности. Но если такое случается, то это является следствием серьезного нарушения психической деятельности родителя, который воспитывает ребенка.

В неполной семье возможно возникновения с самого начала следующей трудности. Рассмотрим вариант, когда с ребенком осталась мать. Не вызывает сомнений, что одинокая мать более занята, чем мать в полной семье. Возможно ли, что одинокая мать в большей степени занята личными проблемами? Такая мама меньше занимается со своим ребенком, в некоторых случаях и вовсе перестает заботиться о нем. Также возможны и противоположные случаи. Некоторые матери, находясь в испуге от того, что они недостаточно заботятся о ребенке, от обостренного сознания своей ответственности за ребенка или от слишком сильной привязанности к «тому единственному, что у нее осталось», перенасыщают своего ребенка впечатлениями, всячески стараясь ускорить его развитие. Следует помнить, что избыток впечатлений так же вреден, как и их недостаток.

Также опасность кроется и в том, что процесс воспитания односторонний, отсутствует разнообразие, недостает обращения к индивидуальности ребенка.

Чаще всего неполная семья мало отличается от полной семьи, если это касается реализации потребностей ребенка в приобретении жизненного опыта. В ситуации, когда ребенок воспитывается только одним родителем, ему не угрожает лишение потребности совершать открытия, познавать окружающий мир, играть, познавать законы окружающей среды. Обычно первое социальное обучение происходит в самом узком семейном круге, соответственно при нормальных условиях мать может сама с этим справиться.

В неполной семье есть еще ряд проблем. Одна из них также связана с самим ребенком. Как показали психологические исследования, хорошо в эмоциональном плане развиваются в неполных семьях такие дети, матери которых готовы находчиво отвечать на расспросы детей, комментировать их поступки, проявлять интерес к открытиям своего ребенка.

Ограниченные возможности знакомства и общения с разными общественными ролями в неполной семье более касаются девочек, потому что мальчики, особенно в школьном возрасте, благодаря своим спортивным, естественнонаучным или техническим интересам, как правило, находят нужное количество мужских примеров, соответственно отсутствие отца у них сглаживается в определенной мере, как считают некоторые психологи.

Следует отметить, что воспитание ребенка в условиях неполной семьи - это абсолютно обычное, нормальное воспитание. Особенностью такого воспитания является то, что оно осуществляется в более трудных условиях. Поэтому весьма разумно поступает родитель, который воспитывает ребенка один, когда осмысливает, понимает ситуацию, ища правильные пути для определения возможных препятствий, чтобы избегать опасности. Необходимо осознавать, что сам воспитывающий родитель является источником многих трудностей, соответственно он и должен их ликвидировать.

Добрые, честные, открытые многогранные отношения с людьми способны создать радостную и приятную атмосферу дома, способствуя лучшему развитию ребенка, помогая превращению неполной семьи в полную.

Психические заболевания, связанные с воспитанием в неполной семье.

В некоторых случаях непомерные нагрузки, при этом не только умственные, но и эмоциональные, не выдерживает детская психика, у ребенка возникают тики, неврозы, заикания, навязчивые страхи, нарушения сна. К неблагоприятным условиям, при которых это возникают, относятся хронические стрессы в семье. Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.

Если у ребенка появился невроз, проявляющийся в навязчивых движениях и страхе, заикании и тиках, это обозначает, что ребенок не справляется с нагрузкой, ему не хватает родительской любви и понимания.

Если невротические явления не отражаются на личности ребенка, не влияют на его отношения со сверстниками и характер, то ситуация поправима. Но следует сказать, что дети с неустойчивой психикой довольно скоро быстро жизненную ориентацию, они как будто затормаживаются в развитии, а их поведение становится неконтролируемым. В этом случае можно предположить возможность серьезной психической патологии. Но такое состояние не всегда можно отличить от глубокого невроза. Это должен сделать специалист.

От чего ребенка должна уберегать мать? Если требования чрезмерные, не соответствуют возможностям ребенка, то они порождают страх перед занятиями, но самое главное, страх матери, которая поругает и накажет. Для ребенка материнский гнев является самым тяжелым испытанием, потому что делает его отверженным. А это является первым шагом к психическому заболеванию. Слишком хрупкая нервная система ребенка, особенно в период кризиса, может не выдержать такого воспитания. Поэтому нужно беречь ребенка, так как знания и умения нужны здоровому человеку. Родителям нужно помнить, что теперь только от них зависит здоровое развитие ребенка. (Ист. №2)

Негативные последствия воспитания детей в неполной семье.

В результате воспитания детей в условиях неполной семьи проблематичным становится обращение с проявлениями агрессивности. В случае, если ребенок боится своей собственной агрессии и ярости, то и во взрослом возрасте он будет бояться проявить гнев или раздражение по поводу несправедливости или пережитых неудач, то есть он так и не сможет активно защищать свои интересы.

Еще одним негативным последствием воспитания младшего школьника в неполной семье является формирования у ребенка чувства собственной неполноценности. Это чувство появляется тогда, когда ребенок считает себя брошенным, недостаточно любимым, потому что он был недостаточно важен, чтобы родители смогли принести ему в жертву свои личные разногласия. Вместе с ушедшим из дома родителем ребенок теряет важную часть своей личности.

Бывшие дети разводов в большинстве случаев имеют стремление к счастливому браку, давая себе общение не повторять ошибок своих родителей. Однако на пути к исполнению этих стремлений стоят большие помехи, и они часто терпят неудачи прежде всего потому, что им незнакома модель функционирующего партнерства

Ребенок, который воспитывался в неполной семье, обладает менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к жизни в семье. Вероятность распада брака у тех, кто вырос в неполных семьях, гораздо выше в сравнении с теми, кто воспитывался в полных семьях. Неполная семья может оказывать негативное влияние на учебную успеваемость детей, их нравственный облик, активность, жизненную позицию в будущем, подготовку к семейной жизни.

Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (например, когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее количество неполных семей имеют характеристики «зависящих от пособий» и «бедных». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, потому что такие семьи в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства.

Следует также сказать о том, что все неблагоприятные факторы, которые сказываются на родителях, такие как материальные проблемы, плохое жилье, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на ребенке.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что издержки воспитания в неполной семье являются, в первую очередь, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. (Ист. №12)

Как вырастить ребенка в неполной семье? Как найти правильную линию воспитания? Как минимизировать душевные травмы ребенка? Советует профессиональный психолог.

Воспитывать детей тяжело. Даже если в воспитательном процессе участвуют оба родителя, а также подключаются бабушки, тетушки и приходящие няни. Если ребенка воспитывает один родитель — на него падает двойная нагрузка. Как не допустить воспитательного крена, неизбежного в связи с отсутствием противовеса? Как не надорваться одинокому родителю? Ведь не только воспитывать — и работать приходится за двоих, чтобы поставить ребенка на ноги. И несмотря на то, что характер проблем для всех родителей-одиночек схожий, но вдове, разведенной, незамужней женщине и одинокому отцу придется решать эти проблемы по-разному.

Как возникла неполная семья?

Факторы, при которых возникла неполная семья, неодинаково воздействуют на ребенка. Итак, для начала нужно ответить на следующие вопросы:

  • Кто отсутствует в семье?
  • Как долго?
  • В каком возрасте был ребенок, когда семья распалась?
  • Кем был заменен отсутствующий родитель?
  • Каким был отсутствующий родитель?
  • Каким является присутствующий родитель?
  • Каков сам ребенок?

Безусловно, в деле воспитания мелочей нет. А в неполной семье — тем более. Имеют значение и социальный фон, и материальный статус, и культурная среда, и наличие бабушки с дедушкой...

Отдельно стоит причина возникновения неполной семьи. Отец умер от несчастного случая или совершил самоубийство? Сел в тюрьму или уехал за границу? Развод произошел по взаимному согласию, или папа просто бросил семью? Разные ситуации наносят душе ребенка травмы разной степени тяжести — и эту степень обязательно нужно учитывать.

Конечно, хорошо, когда ребенок воспитывается в полной семье, где все друг друга любят, уважают, друг другу доверяют. Но сама по себе полная семья не является гарантией счастья и успешного воспитания. Она лишь создает более выгодные предпосылки. И забывать об этом не стоит.

Особенности воспитания в неполной семье

Распад семьи наносит ребенку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар. А иногда они и не пытаются его смягчить — в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребенке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителями... И как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.

Часто после разрыва мамы пытаются взять на себя героическую миссию — стать для своего ребенка и матерью, и отцом. Скажем сразу — миссия невыполнима. В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций, как правило, и находится та золотая середина, которая помогает правильно воспитывать ребенка.

Одинокая мама бросается в крайности. Она хочет заменить сыну отца — и становится строгой, требовательной, жесткой. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери — ее любви, теплоты, ласки. А ведь в раннем возрасте именно эти материнские качества становятся для ребенка залогом уверенности в себе, доверия к окружающим, общего положительного самоощущения.

Чешский психолог З.Матейчек считает, что воспитание в неполной семье — это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.

Ребенок способен отличить мать от отца, поэтому не прикидывайтесь тем, кем вы не являетесь. Основным оружием в борьбе за воспитание должно стать осознание своей ответственности. Ребенку необходимо чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию. Авторитет должен расти постепенно, как результат культурного общения с людьми, серьёзного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем и вопросов; но прежде всего, — правдивости и искренности воспитателя.

Кроме того, не стоит забывать, что ребенок — не пассивный участник воспитательного процесса. Он тоже формирует свою личность своим темпераментом. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.

О трудностях отцов-одиночек

У отца-одиночки положение еще менее выгодное, чем у одинокой мамы. Мать связана с ребенком физически; отец этой связи лишен. Он не мучался токсикозом во время беременности, не кормил ребенка грудью... А ведь именно эти стадии создают тот интимный контакт матери и ребенка, который невозможно ничем заменить.

И все же нет оснований дисквалифицировать отцов-одиночек, хотя их путь к своему ребенку будет более долгим и более сложным.

Повторный брак

К повторному браку нельзя относиться однозначно хорошо или однозначно плохо. Все зависит от того, чем он обернется для матери и ребенка. Хорошо, если новый брак повысит внутреннюю жизненную уверенность матери, а тем самым и ребенка. Но если есть вероятность ослабления такой уверенности, возникновения конфликтов, напряженных отношений — новый брак нежелателен.

Потребности ребенка для здорового развития

У ребенка есть 4 круга потребностей. Он должен пройти все эти круги, чтобы на выходе получить здоровое развитие и хорошие отношения со сверстниками. В полной семье этот результат достигается, как правило, естественным путем. В неполной семье необходимо приложить ряд усилий.

Первый круг: взаимное общение между ребенком и родителем.

Мать может легко удовлетворить эту потребность. Но женщины часто бросаются в крайности. Либо она слишком перегружена работой и личными проблемами — и малыш оказывается заброшенным. Либо она пугается того, что мало заботится о ребенке, — и начинает душить его своей любовью. Но избыток заботы так же вреден, как и недостаток: он может привести к равнодушию или активному сопротивлению.

Второй круг: потребность социального учения.

И на этом круге нельзя сказать, что одинокая мать в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и любая другая мать. И у нее даже есть преимущество — никто не спорит с ней о взглядах на воспитание. Но это преимущество имеет и обратную сторону. Истина, как известно, рождается в споре. А если никто не спорит, значит, ошибки останутся неисправленными. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы хорошо и полезно. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.

Третий круг: эмоциональные потребности.

И здесь мать-одиночка не столкнется с непреодолимыми проблемами. Как правило, дети в неполных семьях очень хорошо эмоционально развиваются — если матери готовы находчиво отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к их "открытиям". Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы "открывал мир". Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.

Четвертый круг: включение ребенка в общественную жизнь.

Да, здесь дети из неполных семей оказываются в менее выгодном положении. Ребенку знакома практически одна социальная роль — его матери. В связи с этим психологи З.Матейчек, В.Сатир, А.Захаров определяют самый острый вопрос неполной семьи: как сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию? Модель для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости, а если есть, то какого качества?

Для выполнения этой задачи в обществе существуют половые роли. Это социальные нормы, которые определяют, чем должны и не должны заниматься представители каждого пола. Это формирование должно начинаться с дошкольного возраста. Иначе неизбежны отклонения в развитии, которые позже помешают нормально выполнять семейную и общественную функции. Такие проблемы всегда приводят к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.

Подводим итоги

Если одинокий родитель примет к сведению все вышеизложенные факторы — он имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.

Для маленького ребенка общество — это семья. Именно в ней изменяется "Я" ребенка. И не имеет большого значения число окружающих людей. Гораздо важнее качество отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, многого от него ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях — несмотря на определенные трудности, которые испытывают родители. Главное, что нужно помнить — несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребенка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому — будьте счастливы. Хотя бы тем, что у вас растет ребенок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru //

Размещено на http :// www . allbest . ru //

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

по дисциплине: Детская психология

на тему: Воспитание детей в неполной семье

Работу выполнила

слушатель 3.30.1 курса

Малинина Анна Сергеевна

Научный руководитель

к. психол. наук, доц. Шелепанова Н.В.

Рыбинск -2015

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, семья является основной социальной ячейкой общества. Именно в семье (а уже только потом в школе, институте т.д.) человеческий индивид получает свои первоначальные знания о мире, систему ценностей. Именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и то мировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь.

К сожалению, во всем мире, в том числе и в нашей стране, далеко не все дети - будущие граждане - воспитываются в полных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными. Причин для этого может быть множество, но факт того, что ребенок уже появился вынуждает родителя и органы социальной защиты предпринимать определенные действия для воспитания ребенка, учитывая специфику его проживания в неполной семье.

Актуальность данной темы можно объяснить тем, что дети, растущие в неполных семьях являются такими же членами общества и имеют те же права, что и все остальные люди. Рано или поздно эти дети вырастут и вступят в самостоятельную жизнь. Они будут работать, участвовать в общественной жизни, создавать свои семьи и воспитывать уже своих детей. Чтобы обеспечить социализацию детей из неполных семей, дать им возможность реализовать себя в жизни, необходима технология работы с такими детьми, которая бы обеспечивала реализацию вышеизложенных положений.

Цель данной работы: особенности воспитания детей в неполных семьях.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Дать характеристику семье с одним родителем, охарактеризовать причины этого социального явления;

Выявить и описать возможные негативные факторы воспитания детей в неполных семьях;

Обозначить условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях;

Изучить порядок и правила организации социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей.

воспитание неполный семья

Глава 1 ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

1.1 Семьи с одним родителем

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. Такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать".

Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.

Модель неполной семьи объективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей.

Если в семье один родитель, то он несет бремя за двоих, вся тяжесть воспитания, а также материального обеспечения детей лежит на нем. Вдова, разведенная женщина или не замужняя мать чаще всего старается предоставить своим детям наиболее благополучные условия жизни. Однако для этого она должна максимально включаться в трудовой процесс, в связи, с чем времени на воспитание детей у неё остаётся гораздо меньше, чем в полной семье.

При воспитании детей перед овдовевшей или разведенной женщиной, незамужней матерью стоят совсем не одинаковые проблемы. Характер трудностей по-разному осложняет их жизнь независимо оттого, что основа, по существу, одна - воспитанием ребенка в семье занимается только один человек.

Бесспорно, что лучшие условия для воспитательного процесса создаются там, где семья полная и где все её члены взаимно связаны отношением глубокого понимания, доверия и симпатии. Но «полнота» семьи сама по себе не служит надежной гарантией счастья и успеха воспитания. Она всего лишь создает более выгодную воспитательную ситуацию или несколько лучшие предпосылки.

1.2 Причины возникновения неполных семей

В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно не достает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье - это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Он утверждает, что более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная. Кроме этого, нельзя забывать и о том, что ребенок сам особенностями своего темперамента влияет на формирования собственной личности. Ребенок вовсе не пассивный участник воспитательного процесса. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной

Основными причинами увеличения неполных семей являются:

1) Увеличение количества разводов.

Развод - частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.

Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, рост численности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин.

Отмечая рост уровня разводимости в России, нужно учесть, что в 1965 году были облегчены юридические условия для развода и поэтому к фактическому их числу добавились браки, давно распавшиеся, но своевременно не оформленные юридически. Влияние этого фактора на коэффициент разводимости продолжалось несколько лет.

В середине 90-х рост разводимости по стране сменился стабилизацией, но на высоком уровне - около 4,5 разводов на 1000 населения.

Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей.

2) Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака.

При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Значительная часть людей не видит в семейном образе жизни исключительной ценности и живут в незарегистрированном браке. .В данном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца.

Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение термина «внебрачный»: «Внебрачный, -ая, -ое относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачный ребенок». В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребенка без отца, закрепился термин «мать-одиночка».

Если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу ХХ в. - началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.

3) Увеличение смертности мужчин.

Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно поэтому исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются все-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.

Само вдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные, которые задают специфику вдовства: «естественность» или искусственность вдовства. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (старости и сопровождающих ее болезней), во втором - вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п.

Таким образом, вдовство является серьезным испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего супруга и его родственников, включая детей.

1.3 Факторы, негативно влияющие на воспитания детей в неполных семьях

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования// Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс, 1998

Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно.

Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

1) Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.

2) Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.

3) Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.

4) Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.

5) Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.

6) Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения

Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.

Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

2.1 Необходимые условия воспитания в неполных семьях

Для того чтобы не допустить формирование в характере ребенка, воспитывающегося в неполной семье, недостатков характера нужно соблюдать ряд условий в процессе воспитания. Выполнение данных условий способствует наиболее эффективному воспитательному воздействию неполной семьи на формирование личности ребенка. В чем заключаются эти условия?

Первым условием является авторитет и личный пример матери (отца). Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми матери (отца), добровольное и сознательное выполнение ее (его) требований, стремление подражать ей (ему) во всем и прислушиваться к ее (его) советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния матери (отца) на ребенка.

Вторым необходимым условием является педагогический такт матери (отца). Педагогический такт - это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства.

Третьим условием, которое необходимо в процессе воспитание, можно выделить культуру быта в неполной семье. В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами неполной семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни неполной семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а мама (папа) передает им жизненный опыт, помогает утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляет их мысли.

Четвертое условие - знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знание особенностей детей позволяет матери (отцу) научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов неполной семьи.

Пятое условие следующее: удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью). У человека, как существа общественного, имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность "ориентиров" в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами.

Шестое условие заключается в определение родителями для себя потребности смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало у родителя единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени.

Седьмое условие заключается в необходимости определения потребности достижения. У некоторых матерей (отцов) воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Например, мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.

Восьмое условие заключается в необходимости критики реализации определенной системы воспитания. Встречаются неполные семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой матерью (отцом) системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные матеря (отцы), которые уделяют своим детям немало времени и хлопот.

Девятое условие правильного воспитание состоит в формировании определенных личностных качеств ребенка. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для матери (отца) качества.

Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери (отцу) необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи, знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, и на основе этого строить свою систему воспитания.

2.2 Социально-педагогической помощь неполной семье в воспитании детей

Целью социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании ребенка является оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:

Осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;

Прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;

Организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;

Помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;

Помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;

Информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;

Оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;

Формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполной семьи.

Таким образом, специалист, работающий с неполными семьями, информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.

Объектом воздействия в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. Деятельность специалиста, осуществляющего социально-педагогическую работу с неполной семьей, как и с полной, включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Последовательно рассмотрим каждую из составляющих.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя также два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.

В работе должна быть использована эмоциональная поддержка семьи, для того, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; образовательная помощь, заключающаяся в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив неполной семьи, подкрепляется документальными фактами.

В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Патронаж - одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и пр. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме.

Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей - тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития.

Неполная семья имеет свои особенности и социально-педагогическая работа с ней требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельного члена неполной семьи являются общей проблемой для всей неполной семьи; неполная семья - система закрытая, не каждый может туда войти, даже социальный педагог; неполная семья автономна в своей жизнедеятельности. Специалист по работе с семьей не может решить за нее все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая выводы из всего выше сказанного для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери (отцу) необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи, знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, и на основе этого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, позволять ребенку общаться с отцом (матерью), что играет значительную роль в формировании и развитии ребенка. При условии, что отец (мать) не является асоциальным элементом общества и сам (сама) желает принимать участие в воспитании ребенка. В заключение хочется отметить, что неполных семей во главе с отцом вопреки широко распространенному мнению, насчитывается не меньше, чем во главе с женщинами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком Так?-М.:АСТ, 2009

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком Как?-М.:АСТ 2009

3. Леви В.Л. Нестандартный ребенок-М.: Знание, 1988

4. Карл Е. Пихбарт Руководство для одиноких родителей-М.:РОСМЭН, 1998

5. Горшкова Л. Расколотая чаша // Мой ребенок. - 2005.

6. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание школьников. - 2003. - №10.

7. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2009.

8. Остапец А.А., Абросимова Г.Н., Трубачева М.Е. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо -туристкой деятельности-М.:АРКТИ, 2004.

9.Ходосова А.П., Егорова Н.А., Гришина Д.В. Переходный возраст.-М.: 2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема неполных семей. Семьи с одним родителем и дети в таких семье. Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях. Совершенствование процесса воспитания в неполных семьях и организация социально-педагогической помощи неполной семье.

    реферат , добавлен 31.07.2010

    Определение неполной семьи, причины возникновения. Благоприятные и неблагоприятные условия развития личности младшего школьника в неполной семье (после развода). Проведение эксперимента по исследованию психологических особенностей детей из неполных семей.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Понятие неполной семьи. Классификация неполной семьи. Основные факторы, влияющие на возникновение неполных семей. Влияние неполной материнской семьи на психическое развитие ребенка. Трудности, переживаемые подростками в неполной материнской семье.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2014

    Характеристика воспитательного процесса в семье. Типы, стили и факторы воспитания и функции семей. Особенности и трудности воспитания детей в полной и неполной семье. Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка, рекомендации родителям.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Определение, свойства и классификация психических состояний. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье. Особенности, различия в дошкольном возрасте. Социально-психологические аспекты влияния неполной семьи на детей.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Проблема неполной семьи в современной психологии. Типы неполных семей. Проблемы, возникающие в неполных семьях. Функции семьи и их взаимосвязь. Эмперическое исследование детско-родительских отношений в неполной семье.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2007

    Влияние семьи на воспитание ребенка. Трудности, испытываемые в неполной семье. Причины неуспеваемости школьников младших классов. Мотивация учебной деятельности. Анализ эмоционально-личностной сферы младших школьников, живущих в полных и неполных семьях.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2008

    Теоретическое и эмпирическое исследование психологических особенностей детей из неполных семей в современной психологии. Обзор проблем развития и социализации детей в контексте семейных отношений. Анализ детско-родительских отношений в неполной семье.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2014

    Понятие защитных механизмов и их роль в развитии личности. Особенности формирования защитных механизмов личности в подростковом возрасте. Психологическая характеристика социальной среды неполной семьи. Специфика воспитания подростка в неполной семье.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2013

    Характеристика неполной семьи, влияние ее проблемного поля на личность ребенка. Основные причины конфликтных ситуаций между родителями и детьми в неполной семье, особенности их проявления. Главные направления социальной работы с неполными семьями.

Иногда женщина-мать совершенно неожиданно для себя оказывается в такой жизненной ситуации, когда ей приходится полностью взять на себя всю ответственность за воспитание своего ребенка. Положение матери-одиночки имеет и свои положительные стороны, однако им приходится сталкиваться с целым рядом специфических трудностей и проблем.
Более четверти детей, проживающих на территории Соединенных Штатов, имеют неполные семьи. Они возникают, как правило, в результате развода. Некоторым детям пришлось пережить смерть одного из родителей, других усыновили одинокие женщины. Статистические данные 1995 года свидетельствуют: 36% детей, имеющих неполные семьи, были рождены матерями вне брака, то есть матерями, которые не были замужем.

Плюсы неполной семьи

Быть матерью-одиночкой - нелегкое испытание для женщины, однако в этой жизненной ситуации есть и свои положительные стороны. Если вы стали матерью-одиночкой после развода, вы, вероятно, обнаружите, что ваш новый социальный статус принес вам определенные преимущества: вы сбросили с себя узы неудачного брака и отныне можете самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Многие матери-одиночки утверждают, что испытали невероятное облегчение, когда избавились от бремени несчастливого супружества. Они испытали эмоциональный подъем, у них появилось ощущение, что они начинают новую жизнь, причем отныне эта жизнь будет целиком посвящена ребенку.
Матери-одиночки, как правило, работают. Если до развода женщина занималась исключительно домашним хозяйством, то после развода она обычно выходит на работу. Поиски работы, осознание того факта, что благосостояние твоей семьи отныне зависит только от тебя, - все это может вызвать у женщины серьезный психологический стресс. Тем не менее многие матери-одиночки утверждают, что они получают огромное удовольствие, когда приносят домой заработанные своим трудом деньги. Очень часто женщин привлекает не только возможность самостоятельно зарабатывать деньги - они получают от своей работы и материальное, и моральное удовлетворение.
Дети начинают гораздо больше уважать своих матерей, если видят, что их матери добились определенных успехов в своей профессии. У тех детей, чьи матери работают, зачастую формируется гораздо более широкое представление о роли женщины в обществе. Девочки, выросшие в неполных семьях, как правило, стремятся утвердиться в своей профессии, сделать профессиональную карьеру, и в этом нет ничего удивительного: дети всегда берут пример со своих родителей.
Работающие матери проводят со своими детьми не так уж много времени, однако те немногие часы, которые мать и ребенок проводят вместе, становятся для них самыми дорогими. В неполных семьях отношения между матерью и ребенком зачастую становятся гораздо более искренними и доверительными. Взаимоотношения ребенка из неполной семьи с другими родственниками (дядей, тетей, бабушкой, дедушкой) также приобретают особую окраску: они проникнуты теплотой и нежностью.

Минусы неполной семьи

Ниже мы перечислим некоторые типичные проблемы матерей-одиночек.


Материальное положение

Матери-одиночке зачастую приходиться содержать себя и своего ребенка (за исключением тех случаев, когда ее бывший супруг выплачивает алименты). Необходимость в одиночку заботиться о благосостоянии своей семьи может вызвать у женщины психологический стресс. После развода вам и вашему ребенку придется, что называется, потуже затянуть пояс и обходиться без тех приятностей, к которым вы привыкли за годы брака. Иногда работающим матерям приходится оставаться на сверхурочную работу или подыскивать себе другой дополнительный заработок, иначе не прокормить семью. Таким образом, в течение некоторого времени после развода вашей главной заботой остается финансовое положение.
Это означает, что ваш ребенок не только будет видеть вас значительно реже -ему придется отказаться от некоторых излишеств (дорогие игрушки, модная одежда), к которым он привык за годы вашего брака. Финансовые затруднения могут вызвать определенную напряженность в ваших взаимоотношениях с ребенком: он может возложить на вас вину за возникшие финансовые трудности. Объясните ребенку, что экономическое положение вашей семьи изменилось, поэтому вам приходится работать значительно больше, чем прежде. Ваш ребенок должен знать: даже если мама находится далеко от него, она постоянно думает о нем. Ежедневно звоните ребенку в те часы, когда он обычно приходит из школы. Обычный телефонный звонок поможет снять возникшую между вами отчужденность, а ребенок ощутит вашу любовь и нежность.


Многочисленные обязанности матери-одиночки отнюдь не ограничиваются ее профессиональной деятельностью. По окончании рабочего дня женщину ожидает множество домашних обязанностей - ей предстоит приготовить обед, постирать белье, помочь ребенку приготовить уроки. Замужние женщины тоже занимаются домашним хозяйством, но матерям-одиночкам приходится справляться с этой работой без помощи супруга.
Многие матери-одиночки испытывают хроническую усталость, физическое и эмоциональное истощение - иногда они вымещают свое раздражение на ребенке, начинают кричать, понукать, одергивать.

Когда ребенок подрастает, его отношение к родителям становится более критичным, поэтому дети старшего возраста склонны оспаривать мнение родителей, и на этой почве между матерью и ребенком могут возникнуть разногласия и конфликты.
Матери-одиночки часто испытывают депрессию, эмоциональное истощение, они пытаются изменить свою жизнь к лучшему, но им не хватает физических и духовных сил. Если у матери-одиночки есть человек (друг, родственник, сосед, знакомый), который может морально поддержать ее, оказать помощь по хозяйству, ей будет значительно легче справиться с возникшими в ее жизни трудностями.

Нехватка времени
У матерей-одиночек зачастую совершенно не остается времени для себя - они не могут позволить себе например пообедать с подругой, сходить в спортивный зал или кино. Даже если им удается выкроить несколько свободных часов, они не могут в полной мере насладиться ими из-за накопившейся усталости. Недостаток сна - это тяжелый стресс как для взрослого, так и для ребенка. Крепкий здоровый сон может оказаться лучшим подарком для вас и вашего ребенка.
Иногда постоянная усталость вызывает у женщины серьезную депрессию, особенно если после развода ей пришлось резко изменить свой образ жизни. Подавленное состояние, раздражительность, бессонница, потеря веса - все это признаки депрессии. Если мать впала в депрессию, она не в состоянии морально поддержать своего ребенка. Если вы ощутили в себе признаки депрессии, обратитесь к своему лечащему врачу или специалисту-психиатру.

Когда ребенок становится обузой
Иногда матери-одиночки начинают тяготиться своими материнскими обязанностями. Даже самые простые, естественные события в жизни ребенка (происшествия в школе, незначительные шалости) становятся тяжким бременем для матери, которая буквально разрывается между семьей и работой. Матери-одиночки испытывают огромное эмоциональное и психологическое напряжение; иногда у них возникает чувство вины перед ребенком из-за того, что они не могут предоставить ему то, о чем он мечтает. В некоторых случаях у матерей-одиночек появляется чувство полной беспомощности, безысходности, и дети становятся для них непосильным бременем. Такие женщины становятся раздражительными, агрессивными, они сурово наказывают своих детей, иногда в ход идут даже телесные наказания. Порой, напротив, матери становятся излишне покладистыми, мягкими, они уступают ребенку во всем и легко соглашаются на все его требования. В таких ситуациях матерям-одиночкам необходимо обратиться за помощью к своему бывшему супругу - отец должен взять на себя часть обязанностей, связанных с воспитанием ребенка. В некоторых случаях полезно будет обратиться за помощью к специалисту-психологу.

Няня
Матерям-одиночкам следует позаботиться о том, чтобы их дети находились под надежным присмотром, когда большую часть дня такие матери проводят на работе. К вашим услугам многочисленные коммерческие оздоровительные центры, детские клубы, программы дневного пребывания. Приходящая няня поможет матери-одиночке хотя бы на несколько часов в неделю освободиться от груза бесконечных забот и проблем. В некоторых случаях работодатели матерей-одиночек берут на себя часть расходов, связанных с пребыванием ребенка в детском учреждении.

Если бывший супруг не помогает в воспитании ребенка
Иногда бывшие супруги матерей-одиночек постепенно устраняются от выполнения своих родительских Обязанностей. Через некоторое время после развода (как правило, спустя год) отцы зачастую полностью утрачивают контакт со своим ребенком, перестают общаться с ним. В результате вся ответственность за воспитание ребенка целиком ложится на плечи матери-одиночки. Кроме того, если ребенок не общается со своим отцом, ему гораздо сложнее адаптироваться к новой жизненной ситуации.
Существует множество самых разных причин, по которым отцы могут уклоняться от выполнения своих родительских обязанностей. Иногда отцам кажется, что они уже не играют сколько-нибудь значительной роли в жизни ребенка, так как не проживают с ним под одной крышей. Иногда после развода отцы испытывают раздражение, гнев, они разочарованы тем, что суд не доверил им опеку над ребенком, и поэтому решают полностью отказаться от выполнения своих родительских обязанностей. Бывает и так, что отцы просто не в состоянии оказывать своему ребенку сколько-нибудь значительную финансовую помощь. Некоторые отцы вступают в повторный, брак. Начав новую жизнь, они обнаруживают, что у них совершенно не остается времени для своего ребенка от первого брака. В некоторых случаях отцам приходится сталкиваться с неприязнью со стороны своей бывшей супруги и ребенка, они чувствуют себя нежеланными гостями в доме и поэтому не могут установить контакт с ребенком.
Если вы оказались в роли «приходящего папы», это еще не повод отказываться от выполнения своих родительских обязанностей. Вы должны принимать активное участие в воспитании вашего ребенка. Проведенные исследования свидетельствуют: если после развода у ребенка сохраняются дружеские, доверительные отношения с обоими родителями, он гораздо быстрее адаптируется к новой жизненной ситуации.
Сколько времени «приходящие родители» должны проводить со своими детьми? Как можно больше! Если вы живете неподалеку, поддерживайте регулярный контакт с ребенком, общайтесь с ним не только в выходные дни, но и в будни. Если ваш ребенок будет хотя бы раз в неделю ночевать у вас дома, он поймет, что по-прежнему занимает главное место в вашей жизни. Таким образом, вы сможете стать для ребенка настоящим отцом, а не «дяденькой, с которым можно весело провести выходные». Вы будете по-настоящему воспитывать вашего ребенка, преподносить ему уроки нравственности.
Если вас разделяет большое расстояние, регулярно общайтесь с ребенком по телефону. В этой ситуации вам придется заранее планировать ваши встречи (выходные дни, праздники). Ребенок может без особых трудностей приспособиться к вашему расписанию, однако при этом он должен знать, что по-прежнему занимает главное место в вашей жизни.

Взаимодействие между бывшими супругами
Иногда после развода один из супругов постепенно отдаляется от ребенка, и тогда ребенок начинает все больше привязываться к тому из родителей, с которым живет под одной крышей. В некоторых случаях такая глубокая привязанность к отцу или матери оказывает положительное воздействие на ребенка, однако если она не переходит разумных границ (круг общения ребенка не должен ограничиваться узкими рамками семьи - у него обязательно должны быть друзья, свои интересы и увлечения за пределами дома). Иногда ситуация в семье складывается таким образом, что ребенок принимает на себя обязанности взрослого и становится маленьким «главой семьи», отказываясь ради отца или матери от своей личной жизни. Родителям, конечно же, не следует допускать, чтобы их ребенок преждевременно взрослел. Если у ребенка развивается чересчур сильная привязанность к одному из родителей (такая привязанность возникает обычно в период после развода, когда ребенок и его мать или отец вместе переживают свое горе), это может иметь негативные последствия: и ребенок, и его мать (или отец) оказываются в некоторой социальной Изоляции, они общаются лишь друг с другом и полностью лишены других контактов. Кроме того, в подобной ситуации отцу или матери очень сложно становится управлять поведением ребенка, они не могут предъявить ему каких бы то ни было требований, даже самые элементарных (например вовремя отправиться в постель).
Таким образом, сохраняя близкие, доверительные отношения со своим ребенком, вы в то же время не должны замыкаться в своем тесном семейном кругу. Вам не следует проводить все свое свободное время наедине с ребенком, навязывая ему роль «взрослого друга». И вам, и ребенку необходимо иметь собственный круг интересов и увлечений, своих друзей и знакомых. В некоторых случаях у ребенка, который чересчур сильно привязан к отцу или матери, возникает чувство ревности, когда у отца или матери появляются новые друзья, знакомые. Те же чувства могут испытывать и родители, если они чересчур сильно привязаны к своим детям. Например, если у дочери-подростка появился молодой человек и она по субботам ходит с ним в кино или на вечеринку, у матери может появиться чувство ревности. Таким образом, привязанность ребенка к родителям (и родителей к детям) не должна переходить разумных границ.

Перемены в поведении ребенка
В период развода почти все дети становятся «трудными», однако эти трудности носят временный характер и постепенно сглаживаются и исчезают. Определенные отклонения в поведении ребенка (особенно если они носят устойчивый характер) могут тем не менее оказаться и симптомами серьезного заболевания. Мальчики среднего школьного возраста, оставшиеся в неполной семье, воспринимают эту новую жизненную ситуацию несколько иначе, чем девочки. Лишившись отца, мальчики зачастую становятся резкими, агрессивными. В такой ситуации матерям очень сложно поддерживать свой родительский авторитет.
Матерям-одиночкам приходится прилагать немало усилий, чтобы укрепить свой авторитет в глазах ребенка. Если ребенок стал неуправляемым, агрессивным, его поведение может очень быстро выйти из-под контроля. В такой ситуации отец ребенка должен принять соответствующие меры, поддержав родительский авторитет своей бывшей супруги. Отец должен позвонить ребенку или поговорить с ним при личной встрече. Тем не менее матерям-одиночкам не следует призывать на помощь своего бывшего супруга по любому, даже самому незначительному поводу - тем самым они роняют свой авторитет в глазах ребенка. Кроме того, ребенок может сознательно проявлять непослушание, чтобы иметь повод лишний раз увидеться с отцом.
Иногда мальчики из неполных семей принимают на себя социальную роль «главы семьи». Они дают своим матерям советы, касающиеся финансового положения семьи, проявляют ревность, если их матери начинают встречаться со своими друзьями. Так дети пытаются копировать поведение взрослого мужчины. Девочки из неполных семей, напротив, становятся более сдержанными, погружаются в себя. Иногда в такой ситуации девочка становится «маленькой мамой» для своих младших братьев и сестер. В некоторых случаях девочка 11-12 лет практически в одиночку ведет домашнее хозяйство. Такие несвойственные возрасту социальные обязанности практически лишают ребенка детства: у него складываются неестественные, нездоровые взаимоотношения с младшими братьями и сестрами. Если девочка после развода остается с отцом, она зачастую принимает на себя социальные обязанности своей матери, покинувшей семейный очаг, и становится для своего отца одновременно и дочерью, и хранительницей семейного очага. Такие взаимоотношения между отцом и дочерью, конечно же, следует признать ненормальными, неестественными.
Для девочки из неполной семьи очень важно сохранить доверительные отношения с бабушкой, дедушкой и другими родственниками, которые могут помочь ей в ведении домашнего хозяйства. Если у вас есть такая возможность, наймите приходящую домработницу, которая возьмет на себя часть обязанностей по дому. Младшие братья и сестры также могут взять на себя некоторую часть хозяйственных обязанностей.

Вы идете на свидание

Итак, процедура развода осталась позади. Как скоро разведенные супруги начинают задумываться о повторном браке?
Детям среднего школьного возраста, как правило, требуется определенное время, чтобы адаптироваться к новой жизненной ситуации, поэтому родителям не следует начинать новый роман сразу же после развода. Шесть месяцев - это тот оптимальный срок, по истечении которого разведенные супруги могут задуматься о романтическом свидании (в некоторых случаях романтические отношения завязываются у супругов гораздо раньше). Если у вас появились друзья, поклонники, ваш ребенок должен узнать об этом от вас. Позвольте ребенку откровенно высказать свое мнение о ваших друзьях.
Мы можем дать некоторые советы и рекомендации для тех супругов, у которых после развода начали завязываться романтические отношения.

  • Вам не следует знакомить ребенка со всеми вашими поклонниками. Вы можете представить ребенка вашему новому другу лишь в том случае, если у вас завязываются по-настоящему серьезные отношения. Дети старшего возраста, как правило, очень любопытны, им хочется знать, с кем вы встречаетесь по вечерам. Однако в такой ситуации существует опасность, что ваш ребенок привыкнет, привяжется к вашему новому поклоннику, в то время как ваши отношения с этим человеком еще далеко не так серьезны. У вашего ребенка может возникнуть желание немедленно выдать вас замуж, у него появится надежда жить в нормальной, полной семье. Если вы оказались в подобной ситуации, объясните ребенку, что романтическое свидание, помолвка и вступление в брак - это совершенно разные вещи. Ваш ребенок должен понять, что далеко не каждое романтическое свидание заканчивается браком. Если вы все же решили познакомит» ребенка с вашим новым поклонником, тщательно подготовьте такую встречу. Не давите на ребенка, если он еще не готов принять ваше романтическое увлечение, дайте ему время.
  • И ребенок, и ваш новый друг должны быть подготовлены к первому знакомству. Расскажите ребенку о вашем новом друге, объясните, почему он понравился вам. Затем скажите примерно следующее: «Мне кажется, тебе приятно будет познакомиться с Джоном. Может быть, мы пригласим его пообедать с нами? Или нам заказать столик в ресторане?» Ваш ребенок должен почувствовать себя равноправным участником этого семейного обеда. Вашему новому другу в свою очередь расскажите о своем ребенке (чем он увлекается, какими видами спорта занимается, как успевает в школе и т.д.). Такая предварительная информация поможет вашему новому другу установить с ребенком контакт.
  • Не возлагайте на первое знакомство слишком больших надежд. В таких ситуациях во время первой встречи между ребенком и взрослым обычно возникают смущение, неловкость. Помните, что ваша главная цель - просто представить друг другу ребенка и взрослого; при этом вовсе не обязательно, что они понравятся друг другу с первого взгляда. Не торопите события, дайте их отношениям развиваться естественно. Предупредите вашего нового друга, что ему не следует пытаться произвести впечатление на ребенка при первом же знакомстве.
  • Если у вашего ребенка появились какие-либо негативные чувства, связанные с вашим новым другом, помогите ребенку справиться с этой ситуацией. Иногда ребенок испытывает сильные негативные эмоции, так как у него еще сохраняется надежда, что вы когда-нибудь воссоединитесь со своим бывшим супругом. Таким образом, если ваш новый друг становится для вас не просто увлечением, а чем-то более серьезным, и вы решили познакомить его с вашим ребенком, вам придется развеять все те заблуждения, которые у него сохранились. Поначалу ребенок скорее всего предпочтет проводить время в обществе своего отца, а не вашего нового друга. Со временем, однако, ваш новый знакомый станет для ребенка просто хорошим другом, с которым можно прекрасно провести время. Дайте ребенку возможность адаптироваться к новой ситуации, и его ревность очень скоро исчезнет. Сообщите отцу вашего ребенка о том, что вы собираетесь познакомить ребенка с вашим новым другом. У ребенка не должно возникнуть ощущения, что он стал обладателем некоей тайны, которую должен хранить от отца. Роль хранителя семейных секретов совершенно не подходит ребенку.
  • Проявляйте деликатность и сдержанность во всех вопросах, касающихся интимных отношений между вами и вашим новым другом. Дети познают мир взрослых, подражая своим родителям. Таким образом, когда ваши отношения с новым другом приобретают интимный характер, ребенок открывает для себя нечто новое о взаимоотношениях взрослых. В этой„ситуации вам необходимо простым доступным языком объяснить ребенку, что иногда между мужчиной и женщиной возникают особые, близкие отношения (конечно, проводя такую беседу, родители должны учитывать возраст ребенка, и все ваши объяснения должны быть просты и понятны). И разумеется, не следует делать ребенка свидетелем ваших сексуальных контактов. Ребенок школьного возраста, как правило, ждет от вас четких, недвусмысленных объяснений, ему необходимо знать, какие чувства вы испытываете к вашему новому другу, почему стремитесь сблизиться с ним. Ребенок пытается понять, чем взаимоотношения взрослых отличаются от взаимоотношений детей. Если вы решили поговорить с ребенком о вашем новом друге, постарайтесь, чтобы ваша беседа была по-настоящему доверительной, позвольте ребенку откровенно высказать свое мнение. Общаясь с вами, ребенок должен чувствовать себя комфортно; ему важно знать, что он может задавать любые вопросы.

Разногласия между родителями и детьми в неполной семье

Иногда после развода между родителями и детьми возникает отчуждение, в семье часто вспыхивают ссоры, конфликты. К сожалению, в такой ситуации вам уже не приходится рассчитывать на помощь бывшего супруга. Ниже мы приводим несколько полезных советов для тех родителей, которые столкнулись с подобными трудностями.
Перестаньте спорить с ребенком. Попробуйте отрешиться от мелких сиюминутных проблем и взглянуть на ситуацию шире. В чем заключается истинная сущность ваших разногласий? Не вдаваясь в детали возникшего спора, поговорите с ребенком по существу, постарайтесь понять, почему вы никак не можете поладить друг с другом.
В вашей новой жизненной ситуации и вам, и вашему ребенку наверняка придется пойти на некоторые жертвы. Спокойно объясните это вашему ребенку: скажите ему например следующее: «Домработница отныне нам не по карману, поэтому тебе придется самостоятельно убирать свою комнату» или «Этим летом я не смогу послать тебя в спортивный лагерь, но ты сможешь вместе со своими друзьями поехать в оздоровительный центр».
Не заводите с ребенком бессмысленных споров, если знаете, что его требования заведомо невыполнимы. Ваш ребенок может Потребовать от вас отправить его в детский спортивный лагерь, однако вы прекрасно знаете, что ваш бюджет не позволит вам выполнить его требование. Ребенок должен понять, что отныне ему придется приспосабливаться к новой жизненной ситуации, так как жизнь в неполной семье имеет и свои негативные стороны. Пусть ваш ребенок принимает участие в решении всех возникающих перед вами проблем - так у него появится необходимый жизненный опыт.
Зачастую родители испытывают чувство вини, если не могут дать своему ребенку всего, о чем он мечтает. Это чувство вины может создать напряженность в ваших взаимоотношениях с ребенком. Матерям-одиночкам (и отцам-одиночкам) необходимо самым серьезным образом скорректировать свои жизненные установки. Если вы оказались в подобной ситуации, постарайтесь разобраться, что действительно необходимо вашему ребенку, а без чего он прекрасно может обойтись. Требуйте от себя лишь того, что вы реально можете дать своему ребенку, и вы сразу избавитесь от эмоционального и психологического напряжения.
Дети, как правило, очень быстро приспосабливаются к новым условиям, и вам нужно всего лишь дать им соответствующую установку. Старайтесь как можно чаще общаться с ребенком, откровенно рассказывайте ему обо всех возникших перед вами проблемах. Пусть ребенок расскажет вам о своих планах, поделится своими мечтами, проектами. Спросите ребенка, как он представляет себе будущее вашей семьи. Если у вас появились разногласия, не кричите друг на друга, а спокойно обсудите возникшую проблему. Такие откровенные беседы с ребенком необходимо проводить как можно чаще.

Мудрая мать-одиночка однажды сказала своему ребенку: «Если мы с тобой в чем-то не согласны, давай сядем, поговорим и постараемся понять, в чем заключаются наши разногласия. После этого мы можем попытаться найти решение нашей проблемы».

Обращаться за помощью
Воспитывать ребенка в одиночку - нелегкий труд, поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью. Ваши родители, друзья, родственники, приходящие няни могут хотя бы несколько часов в неделю побыть с ребенком. Иногда матери-одиночки объединяются и организовывают своего рода сообщества одиноких матерей. Информацию о таких организациях и их деятельности вы найдете в местной прессе.
Таким образом, после развода и вам, и вашему ребенку придется адаптироваться к новой жизненной ситуации; круг ваших обязанностей значительно расширится. Однако не предъявляйте к ребенку слишком высоких требований, ни в коем случае не лишайте его детства. Дети должны оставаться детьми, даже если они растут в неполной семье.

Похожие публикации