Курсовая работа: Развитие памяти в дошкольном возрасте. Формирование памяти как основной психической функции

Дошкольный возраст - время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

Память - когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Нейрофизиологическая суть памяти - образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.

Различают такие виды памяти, как:

  • непроизвольная - впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;
  • произвольная - подключается волевой компонент, ассоциации.

Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности.

Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  • Кратковременная - запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  • Долговременная - откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

  • зрительная - запоминание видимых образов;
  • слуховая - запоминание услышанного;
  • тактильная, моторная (двигательная) - запоминание ощущений и движений;
  • эмоциональная - запечатление ярких эмоций;
  • вербально-логическая - усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.

У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.

С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.

У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача - все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

Особенности усвоения материала дошкольниками

Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

  • содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  • процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  • мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  • контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.

Методики для развития зрительной памяти

«Фотоаппараты»

Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

«Найди различия»

Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй - картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

«Чего не хватает?»

Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

«Что изменилось?»

Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных - посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

«Опиши соседа»

Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание - посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

«Таблицы Шульте»

Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

Развитие ассоциативной памяти

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде - дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

«Я знаю пять…»

Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я - знаю - пять - имен - мальчиков: Коля - раз, Петя - два, Ваня - три, Леша - четыре, Игорь - пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

«Сравнение предметов»

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

Развитие моторной и тактильной памяти

«Кукловод»

Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

«Графический диктант»

Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)

Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.

Например, на рисунке изображены три кота - нарисовать второго кота. Два дерева - нарисовать то, что справа, и так далее.

«Делай, как я».

Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

«Геометрические фигуры»

Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.

Развитие слуховой и вербальной памяти

«Метод десяти слов»

Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

Нарушения памяти и их причины

К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы - последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Нарушения памяти проявляются как гипомнезия - ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия - выпадение отдельных моментов из памяти.

Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу. Составляется коррекционная программа, цель которой - улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование - проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

  • слуховая - больше читать вслух;
  • зрительная - использовать наглядные средства;
  • моторная - записывать или зарисовывать. Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.

Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:

Группировка материала

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку - во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

Ассоциации

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

Схематический образ

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

Опорные пункты

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

Структурирование материала

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти

Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

  • Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
  • Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
  • Физическая активность - стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
  • Сон - его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
  • Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.

Важно помнить, что дошкольные годы - самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.

« Особенности развития памяти в дошкольном возрасте.»

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Эта работа личности ребенка непосредственно влияет на его дальнейшее развитие и способность к обучению. Именно поэтому очень важно исследовать процессы формирования и развития памяти уже начиная с младшего дошкольного возраста, что и определяет социальную значимость данной научной работы.

Исследованию процессов памяти у младших дошкольников в научной отечественной (З. М. Истомина, В. С Мухина, Г. А. Урунтаева и др.) и зарубежной (В. Аткинсон, Д. Векслер, Дж. Скот и др.) литературе уделено достаточно внимания.

Однако основной упор в исследованиях у детей делается при изучении процессов памяти в старшем дошкольном возрасте. Это обусловливается тем, что ребенок в этом возрасте начинает переходить из одной социально-возрастной группы в другую. Изучению же вопросов изучения памяти младших дошкольников уделяется не так много времени, особенно на современном этапе развития научной психолого-педагогической мысли. Данный факт определяет научную значимость настоящего исследования.

Выделение, на основе результатов исследования, психолого-педагогических факторов, способствующих эффективному развитию памяти у младших дошкольников может быть использовано в своей работе воспитателями и психологами детских дошкольных учреждений. Это обусловливает практическую значимость нашего исследования.

Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.

В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память. Долговременное запоминание становится возможным только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей. В отличие от долговременной памяти, в кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации - не более 7 (+ - 2) единиц материала. Современные исследования показывают, что ограничения кратковременной памяти не служат препятствием при запоминании больших объемов осмысленного перцептивного материала.

Кроме того, выделяют в отдельный вид памяти - оперативную память.

Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Для развития слуховой памяти и речи детей 2-4-летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихотворения;

Стихотворения, как правило, выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребенку.

Какая у кота шубка?

Какие усы?

Что еще есть У кота?

Эти вопросы позволят более полно воспринять образ кота, что облегчит процесс запоминания.

Зачитывая каждую строчку стихотворения попросите ребенка повторять по две строчки. Только после этого - весь стишок.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красть

Глаза смелые,

Зубки белые.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Ване спать не даешь?

Ай, качи-качи-качи!

Глянь - баранки-калачи,

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи -

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачй,

Подхватили калачи-

Нам осталися Ба-ра-ноч-ки!

Игра «Запомни картинки».

Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ»

Для развития слуховой памяти детей возраста 4-5-6 лет можно рекомендовать занятия с группой ребят.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

Для развития зрительной памяти дошкольников можно использовать специальные упражнения.

Для организации работы с ребенком потребуются карточки с геометрическими фигурами

Время демонстрации одной карточки - 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

Воспроизведение рассказа.

(развитие смысловой памяти)

Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:

а) Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

б) Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

в) Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Игра «Какой игрушки не хватает?»

(Развитие зрительной памяти)

Поставить перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребёнка отвернуться и убрать одну игрушку.

Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличить количество игрушек;

Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Играть можно 2-3 раза в неделю.

Ребенок дошкольного возраста, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей дошкольного возраста увиденного, услышанного или тактильно ощутимого материала, а также знаний о предметах и понятиях происходит без использования специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти.


Развитие непроизвольной памяти. До 3-4 лет память ребенка носит преимущественно непреднамеренный харак­тер. Ребенок еще не только не умеет ставить перед собой цель запоминать - вспоминать, но и не принимает исхо­дящую извне мнемическую задачу. Не овладевает он и те­ми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и вос­произведения. Именно непроизвольное запоминание обе­спечивает ему разнообразные знания о предметах и явле­ниях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности. Непроизвольная па­мять, являясь у маленького ребенка господствующей, а на более ранних ступенях и единственной, не утрачи­вает своего значения и в последующие годы: и школьник, и взрослый человек многое запоминают непроизвольно.

На ранних этапах развития, пока память включена в процессы ощущения и восприятия или тесно связана с ними, ребенок легко запечатлевает яркие, красочные, необычные, движущиеся предметы, привлекающие внима­ние своей новизной и динамикой. Непроизвольно может запечатлеться и то, что многократно повторяется: ребенок запоминает дорогу, по которой часто ходит со взрослыми, расположение игрушек, если приучен их убирать, легко запоминает сказки, которые основаны на повторах («Коло­бок», «Теремок», «Репка» и др.).

Непроизвольно запечатлевается то, с чем ребенок действует, что включено в его деятельность. Большое значение при этом имеет речь. Ребенок лучше запоминает предметы, которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Включение слова в деятельность ребенка су­щественно изменяет восприятие и запоминание им не толь­ко различных предметов, но и их цвета, величины, формы, пространственного расположения, а также выполняемых самим ребенком действий.

Для зарубежных исследований характерна недооценка возможностей запоминания. В современной зарубежной детской психологии факты непроизвольной памяти рас­сматриваются в аспекте случайного научения. В ряде исследований было установлено, что продуктивность слу­чайного запоминания.у детей постепенно увеличивается, вплоть до 11 -12 лет, а затем начинает снижаться. Авторы объясняют полученные факты тем, что до 11 -12 лет дети не умеют концентрировать внимание на главных компо­нентах задания и легко отвлекаются. Возможности непро­извольного запоминания изучены ими далеко не полно; случайно запоминаемый материал не был предметом основной мыслительной деятельности испытуемых.



Советские психологи (А. А. Смирнов, П. И. Зинченко) установили, что в определенных условиях непроизвольное запоминание у детей может быть продуктивнее произволь­ного. Это происходит тогда, когда деятельность, в которую включено непроизвольное запоминание, требует интеллек­туальной активности ребенка, т. е. когда непроизвольное запоминание происходит в процессе решения каких-либо мыслительных задач. П. И. Зинченко подчеркивал, что «важно не само по себе внимание, а то, что делали дети с предметами». В своих опытах он установил, что про­дуктивность непроизвольного запоминания у детей увели­чивается с возрастом в том случае, если выполняемое ими задание требует не пассивного восприятия (рас­сматривание картинок), а активной ориентировки в ма­териале, выполнения мыслительных операций (группиро­вание картинок по содержанию, придумывание слов, установление конкретных смысловых связей). Качество непроизвольного запоминания картинок, предметов, слов зависит как от содержания материала (легче запоминает­ся наглядное, близкое к жизненному опыту ребенка), так и от того, насколько активно ребенок действует с ним, в какой мере подключается детальное восприятие, обду­мывание, группировка. Дети гораздо лучше запоминают материал, если им предлагают, например, разложить по местам вещи, необходимые для сада, кухни, детской комнаты, зоопарка, магазина и т. п.

Память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, выразительно, интересно, то, что произвело впечатление. Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить. При этом следует учитывать, что легко запоминается и сохраняется тот материал, с которым малыш что-то делал: ощупывал, вырезал, подбирал пары, строил, пере­кладывал и т. п.

Для характеристики памяти весьма важно, с какого возрастного периода воспринимаемые мозгом сведения закрепляются настолько прочно, что могут вспомниться во взрослом состоянии. Чаще всего помнятся события, участ­ником которых ребенок был в пяти-шестилетнем возрасте, однако здесь велики индивидуальные различия. Извест­ны воспоминания, прочно сохранившиеся даже с 3-4 лет и ранее. Например, у Л. Н. Толстого самые первые воспоминания о детстве относились ко времени, когда ему было всего 2 года. Известный английский электрофизио­лог В. Г. Уолтер помнил некоторые события, происходив­шие с ним, когда ему было 2,5 года. Чаще всего в ран­нем возрасте ярко запечатлеваются факты, имеющие эмоционально отрицательную окраску (ожог, нападение собаки, травма и т. п.).

Существует несомненная связь между эффективностью памяти и особенностями личности человека, его интереса­ми, потребностями, отношением к окружающему, его уста­новками. Как известно еще из исследований психологов конца XIX- начала XX в. (Т. Рибо), все личностно-значимое для человека фиксируется памятью значительно прочнее, чем нейтральное. Эта особенность присуща как взрослым, так и детям (Л. И. Божович. Н. Г. Морозова). Важным моментом развития памяти является то, что она начинает занимать существенное место в развитии лич­ности ребенка. Наиболее ранние воспоминания взрослых относятся именно к дошкольному детству. А. Н. Раевский установил, что лишь 10,8 % первых воспоминаний отно­сятся к 2 годам, 74,9 % - к 3-4 году жизни, 11,3 % - к 5 годам, 2,8 % - к 6 годам.

Основное содержание детской памяти, детских знаний составляют представления, т. е. конкретные, наглядные образы предметов, их свойств, действий. Это в первую очередь представления об окружающих людях и их дея­тельности, о предметах обихода, игрушках, об объектах и явлениях природы - деревьях и цветах, птицах и зверях, дожде, снегопаде, радуге, о пространстве и времени, "о сказочных героях, музыке, картинах и т. п. Они явля­ются тем «строительным материалом», которым поль­зуется ребенок в своих играх, рисунках, рассказах. Без ясных и правильных представлений дети не могут в даль­нейшем усваивать необходимые понятия.

У трех-четырехлетних детей часто встречается смеше­ние того, что было в действительности, с тем, что ребенок выдумал сам. Взрослые иногда такую выдумку принимают за ложь. Но это не ложь, это вымысел, объединение процессов фантазии и памяти. Так у Малыша появился Карлсон, который живет на крыше, а у мальчика-сироты Мио - отец Король.

Развитие произвольной памяти. Жизнь постоянно тре­бует от ребенка использования имеющегося у него опыта. Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им способы действия с предметами, должен использовать приобретен­ные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятии, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость предна­меренно запомнить и затем вспомнить. Важной предпо­сылкой развития произвольных процессов памяти являет­ся относительно высокий уровень развития непосредст­венной памяти, ибо чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем легче осуществля­ется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности дошкольников. С возрастом структура мнемической деятельности услож­няется: непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую дея­тельность, опирающуюся на все более и более сложные способы переработки запоминаемого материала, т. е. основ­ные качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста заключаются в постепенном переходе от ее непроизвольных форм к произвольным.

Л. С. Выготский подчеркивал, что мы иначе запоми­наем, когда, например, завязываем узелок на память. Эта особенность имеет место уже в дошкольном воз­расте. В исследовании детям разного возраста представ­ляли одинаковый материал и просили запомнить его двумя разными способами - первый раз непосредственно, а другой раз - с помощью вспомогательных средств. Дети, запоминающие с помощью вспомогательных средств, строили операции в ином плане, чем дети, запоминаю­щие непосредственно. Это происходило потому, что от детей, применявших вспомогательные операции, требова­лась не столько память, сколько умение создавать но­вые связи, новую структуру, богатое воображение, хорошо развитое мышление, т. е. психические качества, которые в непосредственном запоминании не играют сколько-нибудь существенной роли.

Развитие произвольной памяти начинается с выделе­ния ребенком специальных мнемических задач на запоми­нание и припоминание. Причем цель припомнить появляет­ся раньше цели запомнить, сначала развивается произ­вольное воспроизведение, а вслед за ним и произвольное запоминание.

3. М. Истомина, изучая особенности произвольной па­мяти дошкольников, установила, что ребенок осознает и выделяет мнемические цели лишь тогда, когда стал­кивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания. Однако само по себе наличие такого требования еще не может привес­ти к осознанию данной цели. Важен также мотив, по­буждающий ребенка к деятельности, важно, чтобы цель была принята ребенком. Так, для детей 3-4 лет тре­бование взрослых запомнить, а затем припомнить ряд слов (в лабораторных опытах) еще не приводит к нужному результату из-за отсутствия мотива запоминания. Другое дело в условиях игры. Ребенок берет на себя роль «поку­пателя», принимает задачу «купить» для детского сада то, что ему поручено, а в «магазине» для него стано­вится необходимой цель вспомнить, что нужно «купить». Цель запомнить и припомнить для ребенка, участвую­щего в игре, имеет совершенно конкретный смысл. Следо­вательно, в условиях игры мнемические цели выделяют­ся значительно легче.

Произвольное запоминание делится на механическое и логическое в зависимости от способа запоминания, примененного человеком.

Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не сопровождается проникновением в сущность предметов и явлений, не опирается на понимание запоминаемого материала. В процессе механического запоминания ребенок опирается лишь на внешние связи между объектами, например слова запоминаются в таком порядке, в каком они неоднократно воспринимались (даже если ребенку непонятен их смысл).

Совершенно неоспоримо, что дети дошкольного воз­раста легко запоминают бессмысленный материал, на­пример считалки, словесные каламбуры, недостаточно по­нятные фразы, стихотворения, а также прибегают к до­словному воспроизведению далеко не всегда осмысленного ими материала. Среди причин, объясняющих эти факты, А. А. Смирнов выделяет прежде всего тот интерес, кото­рый нередко вызывает у детей звуковая сторона этого материала, либо особое эмоциональное отношение к тако­му материалу, вызываемое им чувство смешного, коми­ческого. Особую роль также играет и то, что во многих случаях этот материал вплетается в игровую деятельность. Ребенок запоминает считалки, каламбуры, недоступные для понимания стихи еще и потому, что много раз повто­рял их сам или неоднократно слышал либо от взрос­лых, либо от сверстников.

Для маленьких детей задача запомнить нередко реали­зуется буквальным воспроизведением, со всеми деталями и особенностями. Дети не допускают искажения подлин­ника, перестановки слов, пропусков, часто поправляют взрослых, если они видоизменяют оригинал. А. А. Смирнов подчеркивает, что ограниченные речевые возможности де­тей, такие как недостаточный запас слов, выражений, антонимов, вовсе не говорят об отсутствии понимания ими того, что они запоминают и воспроизводят. Тенден­ция не вникать в смысл того, что запоминается, не является возрастной особенностью памяти детей. На путь механического заучивания в старшем дошкольном и млад­шем школьном возрасте чаще всего становятся дети интел­лектуально пассивные, не приученные к умственным усили­ям, не умеющие думать. Существуют заметные различия в воспроизведении материалов разных видов. Эти разли­чия проявляются в отношении объема, скорости, прочности запоминания, а также в количестве реминисценции, т. е. воспроизведения отдельных частей запоминавшегося материала после определенной отсрочки во времени (отсро­ченное воспроизведение временно забытого).

В исследовании Д. И. Красилыциковой реминисценция наблюдалась главным образом при запоминании осмы­сленного материала, в то время как при воспроизведении бессвязного или неосмысленного материала автором не было обнаружено ни одного случая увеличения отсро­ченного воспроизведения. Установлено также, что при заучивании прозаических текстов случаи реминисценции встречаются чаще, чем при заучивании стихотворений.

Воспитание памяти

Перестройка мнемических процессов в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели (за­помнить и припомнить) и стремится этих целей достичь. Однако переход от непроизвольной памяти к произволь­ной не является одномоментным актом, а представляет собой сложный процесс; включающий два основных этапа. На первом этапе осуществляется выделение и осознание ребенком мнемической цели, на втором этапе формируются соответствующие им действия и операции. Первоначально способы запоминания и припоминания являются очень примитивными. Это повторение поручения вслед за взрослым, проговаривание материала шепотом, прикосно­вение к картинкам, их пространственное перемещение и т. п., а в процессе припоминания возвращение к уже воспроизведенным звеньям.

Первые попытки применения некоторых приемов, ко­торые способствуют повышению продуктивности памяти, развитию ее логических форм, отмечаются у детей в возрасте 5-6 лет. Проявляются они в том, что дети этого возраста уже могут самостоятельно осуществлять, хотя и в очень простых формах, мыслительную переработку ма­териала. В опытах 3. М. Истоминой по ходу упражнений дети проявляли начальные умения смысловой группировки слов в целях их запоминания, делали попытки связать запоминаемое с чем-либо уже хорошо им известным, иногда использовали те или иные наглядные образы как опоры запоминания слов и т. п. Это означает, что дети начали применять в мнемических целях отдельные приемы, представляющие собой мыслительные операции. Первона­чально эти приемы были очень примитивны, применялись не всеми детьми, носили эпизодический характер, при­менение их было малоосознанным. Однако продуктивность запоминания у детей, использовавших описанные приемы, была выше.

Поиски ребенком способов, приемов запоминания и припоминания открывают перед воспитателем его произ­вольной памяти новую, очень важную возможность: обуче­ние его тому, как нужно запоминать и припоминать. Воспитание логической памяти предполагает прежде всего развитие мыслительной деятельности детей - развитие умения анализировать, выделять в предметах определен­ные свойства, признаки, сравнивать предметы и явления между собой; осуществлять обобщение, объединяя различ­ные объекты по каким-либо общим признакам, классифи­цировать предметы и явления на основе произведенного обобщения; устанавливать смысловые связи. Именно мыслительные операции на определенной ступени их ос­воения становятся способами логического запомина­ния.

Многие зарубежные психологи считали, что одной из основных особенностей детской памяти является ее меха­ничность, говорили о преимуществе механического за­поминания у маленьких детей. Э. Мейман утверждал, что преобладание логической памяти следует относить только к 13-14-летнему возрасту. Многие советские исследова­тели отмечали положительное влияние смысловой обра­ботки материала на продуктивность запоминания уже в дошкольном возрасте. Долгое время возможности исполь­зования детьми дошкольного возраста приемов логическо­го запоминания изучались в условиях стихийного форми­рования мнемической деятельности (А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Е. В. Гордон, П. И. Зинченко, А. А. Смир­нов). В последнее время появились работы, посвященные изучению формирования способов произвольного логи­ческого запоминания у детей дошкольного возраста в условиях специального обучения (Л. М. Житникова, 3. М. Истомина, А. Н. Белоус, Н. В. Захарюта).

Установлено, что уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть в процессе специально организован­ного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка, и использовать их в мнемических целях. Обучение этим приемам требует сложной и последовательной стратегии и разделяется на два этапа: 1) формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий; 2) формирование умения применять эти дейст­вия для решения мнемических задач.

Так, формирование классификации как умственного действия осуществляется по трем этапам (в соответствии с принципом поэтапного формирования умственных дейст­вий П. Я. Гальперина): 1) этап практического действия, когда дети обучаются раскладывать картинки по группам;

2) этап речевого действия, когда после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе;

3) этап умственного действия, распределение картинок по группам в уме, затем называние групп.

После того как дети научатся видеть в предъявляемой совокупности определенные группы картинок (например, мебель, игрушки, растения и т. п.), научатся относить каждую картинку к определенной группе или обобщающей картинке (огород, ферма, комната...), подбирать отдель­ные элементы, можно переходить к формированию умения применять группировку в целях запоминания.

Классификация (группировка) как способ запомина­ния заключается в использовании обобщающих названий групп в качестве опоры при запоминании и воспроизве­дении входящих в них элементов.

Сначала ребенок осуществляет простую ориентировку в материале, предложенном для запоминания, относит каждый объект к определенной группе, устанавливает, что в предъявленной совокупности есть, например, овощи, одежда и т. п. Затем он начинает раскладывать картинки на группы и запоминает, что в каждую группу входит, а при воспроизведении опирается на образованные им самим группы.

В процессе освоения группировки как приема логи­ческого запоминания дети испытывают определенные труд­ности. П. И. Зинченко отмечает, что на первых этапах у многих детей наблюдается раздвоение умственной и мне­мической деятельности. Оно проявляется в следующем: выполняя операцию смысловой группировки, дети забы­вают о том, что нужно запоминать картинки, а когда стараются запомнить, перестают группировать. Однако когда прием смысловой группировки осваивается детьми, он приносит значительный мнемический эффект. Так, Л. М. Житникова отмечает, что уже у младших дошколь­ников наблюдаются сдвиги в запоминании вследствие овладения ими группировкой как познавательным дейст­вием, даже без сознательного использования его в мнемических целях. Дети среднего и старшего дошкольного возраста, успешно овладевая классификацией, могли со­знательно использовать ее в качестве способа запоми­нания.

При овладении смысловым соотнесением как само­стоятельным интеллектуальным действием дети также должны пройти ряд этапов возрастающей трудности. Сначала нужно научиться находить к предложенной картинке тождественную (как в игре в лото). После этого дети учатся находить к данной картинке не тождествен­ную, а лишь сходную с ней по содержанию, близкую по смыслу. На следующем этапе задание усложняется: к названию (к слову) нужно подобрать картинку с изобра­жением предмета, обозначаемого этим словом, а затем - подобрать картинку, близкую слову по содержанию. Все эти шаги отрабатываются в игровых ситуациях. 3. М. Истомина подчеркивает, что занятия (с анализом неправильных ответов и подбором различных смысловых связей) повторяются столько раз, сколько требуется для того, чтобы дети научились правильно соотносить слова и картинки.

Для того, чтобы усвоенное интеллектуальное действие (смысловое соотнесение слов с картинками) использо­валось в мнемических целях, необходимо следующее важ­ное условие: дети должны хорошо овладеть не только прямыми, но и обратными операциями (первые идут от того, что нужно запомнить, к опоре запоминания, вто­рые, наоборот, от опоры к тому, что требуется воспроиз­вести).

Важно, чтобы эти операции были хорошо отработаны сами по себе. Лишь при этом условии умственное действие может стать мнемическим приемом. В процессе обучения смысловому соотнесению как приему запоминания 3. М. Истомина выявила также заметные возрастные и индивидуальные различия. Опыты показали, что для формирования смыслового соотнесения как мнемического приема детям младшего дошкольного возраста нужно разное число сеансов обучения, многократное решение раз­личных задач. У старших дошкольников количество шагов обучения заметно сокращается.

Имеются существенные качественные различия как в выполнении самой операции смыслового соотнесения, так и в уровнях ее использования в мнемических целях. С воз­растом увеличивается количество смысловых связей и заметно уменьшается количество связей, установленных на основе внешнего сходства объектов или на случайных ассоциациях. Однако до старшего дошкольного возраста сохраняется преобладание связей на основе ассоциации по смежности. Продуктивность воспроизведения тесно свя­зана с осознанием ребенком связи между словом и картин­кой (как опорой запоминания). Чем яснее ребенок осо­знает эту связь, тем легче запоминает и воспроизводит материал. Самая высокая продуктивность воспроизведе­ния имеет место при опоре на смысловые связи, на связи по сходству и по смежности. Самая низкая продуктивность воспроизведения обнаружена у детей, установивших слу­чайные связи. В целом использование детьми приема смыслового соотнесения оказывает положительное влия­ние на продуктивность мнемической деятельности, и эф­фективность его применения с возрастом увеличивается.

Таким образом, качественные изменения работы памя­ти могут происходить в сравнительно раннем периоде развития ребенка (в среднем дошкольном возрасте), но лишь при условии специально организованного, целена­правленного обучения программ логического запоминания.

Важно формировать некоторые приемы логического запоминания у детей дошкольного возраста в целях лучшей подготовки их к школьному обучению. Целесо­образно одновременное обучение детей различным прие­мам логического запоминания, так как опираются они на аналогичные мыслительные операции. В процессе исполь­зования этих приемов в мнемических целях осуществляет­ся перенос навыков, что способствует логической обработ­ке материала, более глубокому пониманию запоминаемого. Существенную роль в повышении продуктивности запо­минания при овладении приемами логического запомина­ния играет также осуществление детьми самоконтроля.

Итак, на протяжении всего дошкольного детства в памяти детей происходят существенные изменения, как количественные, так и качественные. Увеличивается объем непосредственной памяти, скорость и прочность запечатления.

С возрастом меняется структура мнемической деятель­ности, непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую дея­тельность, опирающуюся на разнообразные способы смысловой обработки материала; осуществляется переход от непроизвольной памяти к произвольной.

Перестройка мнемических процессов в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок вычленяет и осознает цель запомнить и припомнить и начинает при­менять простейшие мнемические приемы. В условиях спе­циально организованного обучения по специальной ме­тодике дети дошкольного возраста осваивают такие слож­ные приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка, что имеет важное значение для их подготовки к обучению в школе.

Литература

Белоус А. Н. Исследование соотношения приемов логического запо­минания у детей дошкольного возраста //Воспитание, обучение и психи­ческое развитие: Тез. науч. сообщ. сов. психологов к VI Всесоюз. съезду О-ва психологов СССР. М., 1983. Ч 1. С. 22-24.

Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М., 1967. С. 3-111.

Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 381-395.

Житникова Л. М. Учите детей запоминать. М., 1985. С. 5-92.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. С. 245- 287.

Истомина 3. М. Развитие памяти. М., 1978.

Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. А. Смирнова. М., 1976, С. 4-72; 137-255.

Смирнов А. А., Истомина 3. М. и др. Формирование приемов ло­гического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников // Вопр. психологии. 1969. № 5. С. 90-100.

Вопросы для повторения

1. Каково место непроизвольной памяти в жизни ребенка? В каком возрасте непроизвольная память преобладает над другими видами па­мяти, в чем это проявляется?

2. Когда происходит основная качественная перестройка детской памяти, в чем она состоит?

3. Охарактеризуйте основные приемы логического запоминания, доступные детям дошкольного возраста.

4. Каковы условия превращения усвоенного интеллектуального действия в мнемический прием? Опишите стратегию формирования приемов логического запоминания у детей.

Практические задания

1. Запишите и проанализируйте первые детские воспоминания. Определите, к какому возрасту они относятся, каково их содержание, что помнится лучше, хорошее или плохое? (Для сбора материала опросите группу детей дошкольного возраста.)

2. Проведите индивидуальные опыты с детьми для изучения не­произвольного и произвольного запоминания. Сопоставьте результаты обоих видов запоминания у дошкольников разных возрастных групп.

3. Проведите эксперимент по выявлению продуктивности запомина­ния детьми словесного материала в разных видах деятельности, в игре,

на занятии по труду, при слушании рассказа, в лабораторном опыте. Сравните полученные результаты с данными 3. М. Истоминой (в кн.: Развитие памяти. М., 1978. С. 64. Табл. 11).

Дошкольный возраст охватывает период от 4 до 6 лет. В это время практически все познавательные процессы интенсивно развиваются, благодаря чему интеллектуальное развитие ребенка выходит на принципиально новый уровень. Наиболее важную роль при этом начинают играть мышление и восприятие: ребенок познает мир, окружающий его. Причем, делает это целенаправленно, выделяя из общей массы предметы и явления, которые ему интересны. Однако приобрести значимый опыт и сохранить усвоенный материал надолго ему поможет память. Рассмотрим развитие различных видов памяти в дошкольном возрасте кратко.

Хорошая память - один из самых важных компонентов интеллектуального развития

Каковы отличительные особенности памяти в дошкольном возрасте?

Отмечая особенности развития процессов памяти у детей дошкольного возраста, необходимо обратить внимание на следующее:

Прежде всего, запоминание дошкольника носит еще непроизвольный характер.


Процессы памяти - классификация

Из-за этого ребенок способен «улавливать» лишь яркие, броские особенности предметов. Зачастую это приводит к тому, что запоминает несущественные, второстепенные признаки, быстро забывая более важное. Для того, чтобы запоминание происходило более интенсивно, воспринимаемая информация должна иметь определенную эмоциональную окраску. А цель запоминания должна быть понятна ребенком и сформулирована взрослым в максимально доступной форме.


Показатели развития детей - как оценивать

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается двигательная память.

Эти особенности во многом объясняют то, почему именно в этом возрасте ребенка эффективнее всего отдавать в спортивные секции и на танцы. Запоминая движения, ребёнок может выполнять их последовательно, осознано и контролируя происходящее с ним. Более высокий уровень развития этого вида памяти также очень хорошо прослеживается и в игровой деятельности: стараясь придерживаться установленных правил, ребенок следит и за тем, чтобы их соблюдали другие.

Благодаря развитию памяти детей многие действия, выполняемые ребенком, доводятся до автоматизма и не требуют усиленного контроля со стороны сознания.


Речевая память может развиваться только, если в малышом постоянно разговаривать

Ребенок усваивает образцы, которые впоследствии самостоятельно преобразует в более сложные. Причем со временем это правило распространяется не только на элементарные процессы, но виды активности, требующие участия мелкой моторики.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок начинает накапливать свои собственные, личные воспоминания, связанные только с ним и его личным опытом.


Сенсорное познание - первый этап развития памяти

Как правило, ребенок запоминает события, играющие заметную роль в его жизни и наполненные яркими эмоциями. Ребенок начинает сохранять запоминающиеся ему праздники, путешествия; но в то же время – помнить обиды, боль и т.д.

Интенсивное развитие произвольной памяти в дошкольном периоде достигается также за счет становления произвольного внимания.

Целенаправленно наблюдая за теми или иными предметами или явлениями, ребенок начинает запоминать и их отличительные черты, характерные свойства. Впоследствии эти же особенности лягут в основу и долговременной памяти.

Особенности организации обучающей деятельности для дошкольников

Поскольку запоминание в раннем дошкольном возрасте носит все еще непроизвольный характер, одна из основных задач в этом периоде – научение ребенка произвольному запоминанию. Это сыграет неоценимую роль в его будущем; в частности – для обучения в школе. Ребенок сможет эффективно контролировать мыслительный процесс и запоминать предложенный ему материал в максимально короткие сроки. Кроме того, дошкольники, в отличие от детей более старшего возраста, запоминают информацию механически, не выстраивая определенных связей, структурирующих материал.


Мнемотехника для малышей - как работает

Таким образом, еще одной приоритетной задачей развивающих занятий является усвоение ребенком элементарных логических закономерностей.

Занятия по развитию памяти необходимы ребенку, прежде всего потому, что в дошкольном периоде этот процесс формируется наиболее эффективно. Ребенок очень эффективно усваивает все, что в него вкладывает родитель и взрослым остается лишь должным образом направлять и структурировать его познавательную активность. Развитая память также является условием подготовки ребенка к школе. Не обладая способностью запоминать информацию, ребенок не будет должным образом воспринимать предлагаемый ему материал.


Определение - что такое память

Развивать память ребенка необходимо в процессе специально организованной деятельности и использую специальные методики. Они позволяют успешно развивать разнообразные виды и формы памяти, а также закреплять их и позволяя ребенку успешно применять их на практике.

Оценка возможностей памяти ребенка

Для того, чтобы отслеживать качество усвоения ребенком информации, предоставляемой ему на занятиях, а также вовремя заметить недостатки развития памяти, мнемические способности ребенка необходимо регулярно оценивать. В качестве основного критерия можно взять уровень развития кратковременной зрительной и слуховой памяти.

Процедура проверки проста: нужно просто попросить ребенка сразу воспроизвести предоставленную ему информацию (слова, картинки и т.д.).

Долговременная память оценивается по возможности ребенка вспоминать материал, который давался ему некоторое время назад. Однако не стоит забывать, что из-за тех или иных индивидуальных особенностей, дети могут отличаться неодинаковым уровнем развития различных видов памяти. Например, легко пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов, не воспринимая при этом бытовые указания и т.д.


Карточный способ мониторинга памяти у ребенка

Нарушения памяти у дошкольников

Учитывая то, что развитие процессов памяти у детей дошкольников тесно связано со всеми познавательными процессами, нарушение ее развития могут негативно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка в целом. А также существенно затруднит его будущее обучение. Например, плохо развитая кратковременная память лишает ребенка возможности как следует запоминать материал уроков и реагировать на просьбы учителя. Низкий уровень развития зрительной памяти тормозит развитие навыков письма и чтения. Все это неизбежно приводит к тому, что успеваемость ребенка падает, а окружающие воспринимают это как проявления лени, отсутствия учебно-познавательного интереса и т.д. Дети, не способные освоить школьную программу, чаще других нарушают дисциплину и испытывают трудности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.


Дети с нарушением памяти чаще всего показывают девиантное поведение

Дидактические игры для развития памяти

Для того, чтобы успешно развивать у ребенка произвольное запоминание, можно с успехом использовать всевозможные дидактические игры. Для того, чтобы их результат был эффективен, игра должна отвечать следующим условиям:

  1. Содержание игры должно вызывать у ребенка определенные эмоции и чувства. Не стоит запоминать о том, что яркость, новизна раздражителей по-прежнему играют немаловажную роль в этом процессе.
  2. Запоминаемый материал необходимо тщательно структурировать для детей. В нем должны прослеживаться простые и доступные для ребенка логические связи.
  3. Залогом правильного запоминания является сформированная мотивация. Ребенок должен достаточно четко понимать, для чего именно ему нужен запоминаемый материал и как именно он сможет использовать его в будущем.
  4. Для того чтобы убеждаться в том, что ребенок действительно усвоил предложенный материал, нужно периодически проверять результаты запоминания.

Виды памяти у детей

Упражнения на развитие кратко- и долговременной памяти, должны учить ребенка находить сходства и различия предметов, выстраивать ассоциации, находить причинно-следственные связи, находить отличительные особенности каждого объекта окружающего его мира. Также необходимо уделять внимание развитию всех видов этого процесса.

  1. Для того, чтобы у ребенка развивалась кратковременная память, ему можно предлагать последовательно воспроизводить произнесенные слова, либо обозначить показанные ему картинки или игрушки.
  2. Для развития долговременной памяти полезно предлагать ребенку упорядочивать предметы или явления, искать между ними связи и запоминать их.

В первую очередь надо развивать ассоциативное мышление. Игра - Узнай эмоцию

Чтобы у ребенка могло активно формироваться логическое запоминание, необходимо также уделить внимание развитию также ассоциативному мышлению. Эти особенности позволят ребенку устанавливать связь между объектами по различным параметрам (чаще всего по смежности, сходству, различию, контрасту). Родителям необходимо предлагать ребенку самостоятельно находить сходства и различия между предметами, а также объяснять их опираясь, в частности, на формирующийся в этом периоде, личном опыте. Хорошим упражнением может стать подбор ассоциаций: выбрав любое слово, родитель предлагает ребенку построить ряд других слов, на его взгляд определенным образом связанных с ним. Очень желательно, чтобы ребенок объяснял построенные ими связи: помимо развития памяти это даст ребенку возможность развивать в себе нестандартное мышление, творческие навыки.


Подбор ассоциаций - основные принципы

Каждое использованное для детей упражнение лучше всего повторять с определенной периодичностью для того, чтобы информация закреплялась в памяти ребенка как можно прочнее. Со временем можно усложнять задания, предлагая ребенку решение все более сложных и разнообразных задач.

Другие аспекты развития памяти ребенка

К числу условий, необходимых для нормального развития памяти ребенка, относятся:

Правильное питание. Замечено что, если ребенок не будет получать достаточного количества витаминов и минералов, его интеллектуальное развитие, в частности – развитие процессов памяти, будет существенно заторможено. Для того, чтобы головной мозг ребенка получал нужные ему питательные вещества, в рационе обязательно должны присутствовать белковая пища, свежие фрукты и овощи, сахар в умеренном количестве.


Развивающие игры - основной способ развития памяти

Очень важно контролировать длительность и интенсивность интеллектуальной деятельности детей. Особенности дошкольников таковы, что они еще не отличаются усидчивостью; концентрация внимания быстро падает, качества усвоения материала сходит на нет. Оптимальная продолжительность занятия составляет 15-20 минут. После этого очень желательно переключить внимание ребенка, предложив ему другой вид деятельности.

Отвлечься от утомляющей интеллектуальной деятельности ребенку дошкольного возраста поможет физическая активность. Регулярные спортивные занятия, игры на свежем воздухе также способствуют налаживанию кровоснабжению мозга и служат профилактикой кислородного голодания.

Заключение

Подводя итоги кратко, отметим, что большинство психологов сходится во мнении: наиболее интенсивно процессы памяти развиваются именно в дошкольном возрасте. Поэтому родители должны уделить максимум внимания ее развитию и учитывать ее особенности. Правильно подобранные методы – это ключевой этап интеллектуального развития и его подготовки к школе. Развитие различных видов памяти детей дошкольного возраста – многоэтапный процесс, требующий учета всех особенностей детей.

Память является доминирующим психическим процессом в структуре межфункциональных связей дошкольника. В дошкольном возрасте в структуре процессов памяти ребенка происходят количественные изменения, позволяющие ему удерживать все большее количество информации, и качественные изменения, в частности постепенный переход к произвольному запоминанию.

В младшем дошкольном возрасте единственной формой работы памяти являются непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Запоминание и воспроизведение происходят без постановки сознательных целей что-либо запомнить, независимо от воли ребенка. Непроизвольная память обеспечивает сохранение большей части опыта дошкольника. Основное содержание памяти дошкольников составляют представления, т.е. конкретные, наглядные образы окружающих людей, их действий, предметов, игрушек, их свойств, объектов и явлений природы и т.п. Эти представления являются основой для формирования понятий. В младшем дошкольном возрасте часто встречается смешение действительных воспоминаний и выдумок ребенка, что является результатом объединения процессов воображения и памяти.

Эмоциональная окраска информации улучшает запоминание по сравнению с запоминанием эмоционально нейтральных событий. Лучше всего запоминается то, что связано с интересами и потребностями ребенка, что произвело сильное впечатление. Даже непроизвольное запоминание отличается избирательностью, определяется отношением ребенка к окружающему. Ребенок легче запоминает яркие, красочные, новые, динамичные, необычные, движущиеся объекты, что обусловлено тесной связью с перцептивными процессами. Хорошо запоминается также то, что многократно повторяется и включено в деятельность, особенно в игровую. Игровые мотивы оказывают положительное действие на запоминание и увеличивают продуктивность непроизвольной памяти. На протяжении дошкольного возраста происходит повышение эффективности непроизвольного запоминания, которое является важной предпосылкой развития произвольной памяти.

Практический пример

В экспериментальном исследовании З. М. Истоминой перед детьми ставилась задача запомнить ряд слов один раз в ситуации лабораторных опытов, другой раз – в ситуации игры "магазин", когда ребенку нужно было выполнить поручение и купить в магазине предметы, названные экспериментатором. Эффект запоминания в ситуации игры оказался заметно выше, причем это положение сохраняет свою силу на протяжении всего дошкольного возраста.

С возрастом непосредственное и непроизвольное запоминание трансформируется в сложную умственную, сознательно регулируемую деятельность, основывающуюся на определенных способах переработки запоминаемого материала. Произвольная память начинает развиваться примерно в среднем дошкольном возрасте. Ребенок начинает ставить определенную цель – запомнить то, что намечено, т.е. выделять специальную мнемическую задачу на запоминание и припоминание, и использовать специальные приемы запоминания.

Выделение ребенком мнемических задач происходит при следующих условиях :

  • во-первых, если припоминание или запоминание является средством осуществления значимой деятельности;
  • во-вторых, если они непосредственно и наглядно связаны с основным мотивом деятельности ребенка.

Так, когда ребенок поставлен в игровые условия, при которых от припоминания им ряда слов зависит выполнение взятой на себя роли, то уже у детей среднего дошкольного возраста выделяется специальная задача – припомнить и запомнить необходимые слова. Важно при этом, что задача припомнить выделяется раньше, чем задача запомнить. В связи с выделением задачи запомнить с целью последующего воспроизведения впервые появляются и специальные приемы этих действий. Ребенок или повторяет слова вслед за взрослым, или, после того как взрослый уже произнес слова, он повторяет поручения или слова про себя, наконец, он делает попытки установить логические связи между словами. Так появляется специальная работа ребенка над материалом для осуществления запоминания. Она еще чрезвычайно проста и выражается чаще всего в повторении, которое еще не содержит в себе необходимой переработки материала в связи с предстоящим воспроизведением. Однако все эти действия с материалом уже опосредованы словом.

Появление целенаправленных процессов запоминания и припоминания внутри различных видов деятельности ребенка-дошкольника является началом нового этапа в развитии памяти, как процесса, управляемого и обладающего специальными средствами. Преднамеренное запоминание и припоминание, рождаясь внутри других видов деятельности (в игре, при выполнении поручений взрослых и т.д.), как самостоятельное действие на протяжении дошкольного возраста проявляется лишь эпизодически. Лишь к концу дошкольного возраста непроизвольное воспроизведение начинает превращаться в преднамеренное припоминание; вслед за этим и запоминание выделяется в специальное и опосредованное словом действие со своими приемами. Таким образом, дошкольный возраст является тем возрастом, в котором начинается развитие произвольной памяти. Основной путь своего развития произвольная память проходит в следующем, школьном возрасте.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непосредственного запоминания к опосредованному запоминанию с использованием мыслительных операций. Чем осмысленнее материал, тем выше эффективность его запоминания, что свидетельствует о возможности детей дошкольного возраста активно осмысливать информацию, которую необходимо запомнить. Процесс запоминания начинает опосредоваться словом.

Выделяют три периода в использовании ребенком слова для организации восприятия запоминаемого материала (рис. 9.3). В первом периоде (три-четыре года) ребенок не только в условиях естественной деятельности, но и в специально создаваемой ситуации не может установить опосредствованное словом отношение к материалу. Во втором периоде (четыре-пять лет), если ребенку создать специальные условия для опосредования, он способен использовать слово. В этом случае он свободно вступает в опосредствованное словом отношение к материалу. В условиях же естественного поведения опосредование для этого периода нехарактерно. Наконец, в третьем периоде (шесть-семь лет) ребенок использует слово как средство организации восприятия запоминаемого материала уже и в условиях своей естественной деятельности.

Д. Б. Эльконин указывал, что в младшем дошкольном возрасте эффективность произвольного и непроизвольного запоминания одинакова, в среднем и старшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного. На протяжении дошкольного детства увеличивается объем памяти.

В три года ребенок может запомнить и воспроизвести не более двух-трех слов или три-четыре названия предметов, изображенных на картинках, предъявляемых ребенку для запоминания. К четырем годам ребенок уже в состоянии удержать в памяти до пятишести названий предметов (из 10-15), изображенных на картинках. В пять лет ребенок может запомнить уже семь-восемь предметов (из 10-15), изображенных на предъявляемых ему картинках. Ребенку шести-семи лет доступно прямое задание – запомнить как можно больше слов. Если старшему дошкольнику назвать подряд 10 коротких слов, то после трех-четырех предъявлений ребенок обычно называет больше половины слов.

Рис. 9.3.

В дошкольном возрасте часто наблюдается явление реминисценции (смутного воспоминания), при котором забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через определенное время. При реминисценции последующее воспроизведение дополняется фактами и понятиями, отсутствовавшими при первом воспроизведении материала. Реминисценция часто возникает при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено утомлением нервных клеток. Дети не всегда сразу могут осмыслить материал при его восприятии и потому воспроизводят его не полностью. Им необходимо определенное количество времени для его осмысления, после чего воспроизведение становится более полным. В ситуациях, когда запоминаемый материал осмыслен сразу, реминисценции не происходит. Для памяти дошкольников характерна также сильно развитая эйдетическая память, при которой у детей долго сохраняется ранее воспринятый яркий образ со всеми деталями.

Примерно со среднего дошкольного возраста воспринимаемые мозгом сведения закрепляются настолько прочно, что могут вспомниться во взрослом состоянии. Однако здесь отмечаются значительные индивидуальные различия, которые проявляются также в отношении объема, скорости, прочности запоминания, в количестве реминисценции и др.

Таким образом, главной особенностью развития памяти в дошкольном возрасте является доминирование непроизвольного и образного видов памяти. Устанавливая тесные межфункциональные связи с речью и мышлением, память приобретает интеллектуальный характер. Формируются элементы произвольной памяти как способности к регуляции мнемических процессов, сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка. Дошкольники постепенно овладевают элементарными логическими приемами запоминания. Развивающаяся словесно-смысловая память способствует развитию опосредованного познания и расширяет возможности познавательной деятельности ребенка. По мере накопления и обобщения опыта дошкольников развитие мнемических процессов включается в развитие личности.

Похожие публикации