В своей работе мы используем разнообразные конструкторы. Опыт работы по Лего-конструированию методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Основанием для данного проекта послужило наличие у детей дошкольного возраста интереса и активности в познании окружающего мира. Представление об окружающих вещах у дошкольника начинает формироваться с момента, как предмет попал в поле зрения ребенка. Возникает желание обследовать и поэкспериментировать. Поддержать интерес ребенка в дальнейшем и направить действия в сторону познавательного развития, возможно при наличии различных форм организации и способов действий с предметами, предлагаемых взрослым, а впоследствии самостоятельно избираемым ребенком.

Цель проектирования в дошкольном возрасте - научить детей не только разнообразным действиям с предметами, но и при этом подмечать, выдвигать свои предположения, экспериментировать, мастерить и играть, общаясь со сверстниками и взрослыми, предлагая свой вариант и принимая точку зрения другого. Выбирая конструирование как процесс творческого создания, я исходила из того, что при работе с ним, ребенок сталкивается с пространством, ничем не заполненным, сам наделяет его нужным содержанием, в котором и будет разворачиваться игра.

Свободное экспериментирование с материалом, который был предложен ребенку (детали для конструирования, изготовленные из мягкой губки и мягкая проволока для детского творчества), позволили сформулировать замыслы детей на постройку, закрепили представления ребенка о свойствах и качествах данных материалов, позволили оценить реализуемость своего замысла, исходя из собственных возможностей и прислушиваясь к мнениям сверстников и взрослых, привлекая их в совместную деятельность и уже, исходя из общего замысла, получать новую постройку.

Важным при этой работе было сохранение доброжелательных отношений и согласованность, скоординированность игровых и конструкторских целей с целями сверстников. Реализация проекта проходила через образовательные области, разнообразные приемы. Начиная совместную деятельность, показывая детали, ребенку давалась возможность ее обследовать, уточнить, что можно с ней сделать, что из нее построить, как постройку можно обыграть. В процессе деятельности, выслушивались и поощрялись все предложения детей, тем самым поддерживался интерес ребенка к творчеству. Что мы хотим построить, как можно играть с нашими постройками, какие детали нам понадобятся, совместная постройка и обыгрывание, коррекция постройки и использование ее в играх - основные «этапы» совместной деятельности.

Презентация проекта состояла в итоговом занятии «Игрушечный город». Дети самостоятельно и в парах предложили свои варианты постройки города для игрушек.

Цель проекта: Формирование у детей 4 лет познавательной активности, развития и обогащения творческого потенциала посредством конструирования с использованием деталей из подручного материала (мягкой губки) и предметов из мягкой проволоки для детского творчества.

Задачи проекта :

  • развивать у детей познавательный интерес к конструированию;
  • формировать любознательность и воображение;
  • воспитывать умение обдумывать, искать различные способы построек из подручного материала;
  • развивать конструкторские возможности;
  • создавать условия для становления коммуникативных способностей в процессе совместных действий;
  • развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми, способствовать формированию диалогической речи.

Этапы внедрения проекта:

Организационный:

  1. Составление поэтапного плана работы над данным проектом.
  2. Анализ проблемы: повышение познавательного интереса детей в различных видах деятельности посредством игр с предметами, изготовленными из мягкой губки; развитие творческих способностей детей через создание предметов из мягкой проволоки.
  3. Создание банка идей по данной теме; подбор дидактического материала, наглядных пособий; подбор методической литературы по данной теме.
  4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического внедрения проекта, обогащения предметно - развивающей среды для развития творческого потенциала детей 4 лет.

Основной:

  1. Планирование деятельности и мероприятий.
  2. Разработка конспектов различных видов детской деятельности.

Заключительный:

  1. Определение и составление новых форм работы с детьми для развития и поддержания интереса к конструированию.
  2. Ознакомление родителей с изготовлением пособий из подручного материала с целью развития и активизации познавательных и творческих способностей детей.

Результат проекта: развитие конструкторских способностей детей, познавательного интереса, творческой активности; воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности; м елкой моторики; у мения активно сотрудничать с детьми и взрослыми в условиях простых проблемных ситуаций.

Условия реализации проекта:

Психолого - педагогические условия:

  • доверительное отношение между детьми и педагогом;
  • совершенствования стиля партнерских отношений педагога и детей;

Практические условия:

  • организация и интеграция различных видов детской деятельности;
  • системность и периодичность запланированных мероприятий.

Литература:

1.Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.

2.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в детском саду: Методическое пособие. М., 2005.

Алимова Эльвие Назимовна
учитель химии
магистр химии
МОУ «Вольновская школа»
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым

Совершенствование урока посредством применения педагогической техники "Конструктор"

Учить сегодня - сложная задача.
Ученье, как вершина нас зовет.
Быть современным, грамотным,
А это значит - учить себя,
Чтобы двигаться вперед.

Современный урок - это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.
Главное условие успешного обучения - способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие.
В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “ Конструктор урока ” , применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.
Взяв, как основу, форму конструктора А. Гина я разработала собственный конструктор, в который внесла методические приемы, используемые мною на уроках. Данный конструктор используется при тематическом планировании всех разделов химии. Для его разработки необходимо обозначить этапы урока буквами, составить список и описание разных приемов и их комбинаций, составить таблицу « Конструктор уроков». При составлении календарно-тематических планов выделить графу, в которой записывается формула конкретного урока.
Разработан алгоритм деятельности по применению техники «Конструктор»:
1. Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами.
2. Изучение разных приёмов и их комбинаций.
3. Структурирование всех приёмов в «Конструкторе».
4. Тематическое планирование с введением раздела «Конструктор».

5. Создание собственного «Конструктора» урока.

«Конструктор урока»
Урок «открытия» нового знания

Этапы урока Функциональные блоки
1 2 3 4 5 6 7
А.
Мотивация к учебной деятельности
Кроссворд Фантастическая добавка Картинная галерея Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Ассоциативный ряд
Б.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Толстый и тонкий вопрос Цепочка признаков Развивающий канон «Да-нет» Вопросительные слова Химическая задача Демонстрационный эксперимент
В.
Постановка учебной задачи
Вопросительные слова Эвристическая беседа Демонстрационный эксперимент Фантастическая добавка Найти ошибку «Корзина идей» «Кубики»
Г.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)
Стратегия «Идеал» Ромашка знаний Демонстрационный эксперимент Изобретательская задача Зиг-Заг Вопросы-суждения к тексту ЗХУ
Д.
Первичное закрепление во внешней речи
Взаимный опрос «Лови ошибку!» «Спроси себя» «Кубики» Стратегия «Фишбоун» Химический диктант Обратный мозговой штурм
Е.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Тест Работа с раздаточным материалом Фронтальная лабораторная работа Карточки с химическими задачами Тренировочная кратковременная контрольная работа «Создай паспорт» Ситуационные задачи
Ж.
Включение в систему знаний и повторение
Вопросительные слова Тонкий и толстый вопрос Вопрос к тексту Хочу спросить Обсуждаем домашнее задание «Ромашка Блума» Игра в случайность
З.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Шесть шляп Цветик-семицветик /
Лестница успеха
Острова /
Чемодан, мясорубка, корзина
Смайлики
Синквейн Рефлексивный экран Свободный микрофон

Работа по алгоритму строится следующим образом:
Обозначение основных разделов урока может быть следующим (урок «открытия» новых знаний):
1) Мотивация к учебной деятельности
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3) Постановка учебной задачи
4) Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)
5) Первичное закрепление во внешней речи
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7) Включение в систему знаний и повторение
8) Рефлексия деятельности (итог урока)
Любой из разделов урока может быть реализован разными приёмами или их комбинациями, то есть приёмы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: Начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приёма «Удивляй», закрепление идёт в виде «Игры в случайности», на уроке проводится терминологический диктант, задание задаётся массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание.
Приёмы педагогической техники, описанные в конструкторе урока - это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приёмы, взаимосвязанные между собой. Все приёмы легко применимы в условиях современной школы.

При использовании «Конструктора» значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
Конструктор урока будет «дышать» и изменяться, как живое существо. А возможно, вы впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор. Конструктор, разработанный А. Гином, взят за основу при проектировании уроков естественно-гуманитарного цикла. Ниже приведены некоторые методические приёмы, используемые в собственном конструкторе урока.

Прием « Отсроченная от гадка »
1. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Прием « Удивляй! »
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Прием « Фантастическая добавка »
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастической. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значения любого параметра, который обычно остается постоянным; придумать фантастическое растение или животное и рассмотреть его в реальном мире; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека.
Прием « Лови ошибку! »
1. Объясняя материал, учитель допускает ошибку.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!
2. Ученик получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками. Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
Прием «Да» и «нет» говорите («Да -нетка», или Универсальная игра для всех).
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Игра учит:
. связывать разрозненные факты в единую картину:
. систематизировать уже имеющуюся информацию:
. слушать и слышать соучастника.
После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? какие (и почему) -слабыми?
Прием «М озговой штурм »
Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
Цель-развитие творческого стиля мышления. Дидактические ценности УМШ:
. это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
. учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
. участники учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует
учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
. учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею:
. наработанные решения часто дают новый подход к изучению темы:
. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать
деловую игру.
Технология.
Проводится в группах численностью -7-9 человек. До штурма:
1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на 1 этапе -НИКАКОЙ КРИТИКИ!
В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил УМШ, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.
Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунками, знаками...)
2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
3. Учитель определяет время на 1 этап. Время, обычно до 20 мин., желательно фиксировать на доске.
1 этап.
Создание банка идей. Цель—наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Затем небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции; какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...
2 этап.
Анализ идей.
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.
3 этап.
Обработка результатов.
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.
Рекомендации.
1. Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга штурмовать одну задачу.
2. Каждая группа может штурмовать свою задачу. Лучше в се задачи объединить одной, более общей проблемой.
3. Нет ничего плохого в том, если 3 этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи - пусть обсуждают и их. Главное - спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенной количество идей в строго отведенное время.
4. УМШ пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений.

Приём «Цепочка признаков»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:

  • умение описывать объект через имена и значения признаков;
  • умение определять по заданным частям модели скрытые части;
  • умение составлять внутренний план действий.

1-й ученик называет объект и его признак («сульфат бария - осадок белого цвета»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («сульфат бария является солью»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример:

Приём «Развивающий канон»

Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Гидроксид натрия - щелочь = один из классов неорганических соединений - ?
Стратегия « Вопросительные слова »
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример :

Приём «Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Кислоты » можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать кислотами, привести примеры

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример.
Химия:

  • голова - Белки
  • верхние косточки - фибриллярные и глобулярные
  • нижние косточки - растворимость
  • хвост- растворимые и нерастворимые

Приём «З-Х-У»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;
  • умение анализировать информацию;
  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Приём “Обратная мозговая атака”

Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.

Приём «Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
. анализировать текст совместно с другими людьми;
. вести исследовательскую работу в группе;
. доступно передавать информацию другому человеку;
. самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример.
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

Приём «Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Приём «Ромашка» Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Пример.

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
  • Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
  • Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Приём «Шесть шляп»

Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;
  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа - позитивные суждения.
Черная - отражает проблемы и трудности.
Красная - эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая - творческие суждения, предложения.
Синяя - обобщение сказанного, философский взгляд.
Конструктор уроков не только позволит учителю систематизировать имеющиеся материалы, но и создавать без больших временных затрат качественные уроки на основе системно-деятельностного подхода, обеспечив таким образом активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
Главное - не забывать пополнять свой конструктор новыми методическими приемами и любопытными фактами.

Литература:

1.Курсы повышения квалификации «Как начать и как завершить урок по ФГОС» http://moi-universitet.ru/ru/do/directions/attestacia/UrokFGOS/UrokFGOS/
2.https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi- 3.fidia.org/text/77/492/47998.php
3. sites.google.com/site/appocio/konstruktor-uroka
4.fidia.org/text/77/492/47998.php

Яна Левчук
Использование разных видов конструкторов «Лего» в работе с детьми

Использование разных видов конструкторов «Лего » в работе с детьми .

Левчук Яна Николаевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 4 город Армавир.

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов , мы представим вам свой опыт работы с разными видами конструктора «Лего » .

Использование конструктора «Лего » в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.

Работой по данной теме мы занимаемся с 2011 года. Она привлекла нас тем, что дети могут с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, в игровой и очень занимательной для них форме получить те знания и умения, которые определены в программе для каждого возраста.

Применение ЛЕГО способствует :

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы , окрашенные в основные цвета;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций : памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение;

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения .

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так как вначале мы подводим ребенка к проговариванию того, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т. д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы , уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так , а не иначе.

Мы начали использовать ЛЕГО- конструктор не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации направления «художественная деятельность» с детьми средней группы . Предпосылками стало то, что дети из большого количества игр, чаще всего обращались именно к конструктором , и зачастую мы использовали это для того , чтобы проверить знание детьми основных цветов , форм, дети играя рассказывали, на что похож предмет и чем он отличается от других, какой он ширины, длины, высоты.

Затем мы продолжили эту работу в старшей группе , когда дети 5-6 лет уже пытаются решать конструктивные задачи «на глаз» , у них развивается образное мышление , они учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

На родительских собраниях знакомили родителей с данным направлением работы , рассказывали о видах конструктора «Лего » , с тем какие образовательные задачи планируем решать при использовании его на занятиях и в совместной деятельности. С помощью родителей мы оформили картотеку, стенды с образцами построек, альбомы с иллюстрациями построек.

Освоение лего- конструктора велось последовательно от простого к сложному. Занятия по развитию конструктивного мышления проводятся по 25-30 минут в старшей группе; по 30-35 минут в подготовительной группе.

Систематические занятия с детьми на протяжении 3-х лет, со средней до подготовительной группы,а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что у детей наблюдался высокий уровень развития в конструктивной деятельности .

Сначала мы просто знакомились с деталями конструктора , способам крепления двух кирпичиков, затем соединяли много кирпичиков, учились работать в коллективе . В последующем уже вносили образец постройки, учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия «Ворота» , «Заборы» . В дальнейшем использовали образец на карточке «Постройка домика по карточке» . Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизводили постройку. Усложнение через 2-3 темы - сборка машинки по карточке.

Для работы с детьми мы используем разные виды кострукторов «Лего » , так как каждый из них соответствует определенному возрасту.

В младшей и средней группах применимы следующие виды конструктора :

Наборы ростового строительного материала из крупных деталей «Soft» ;

конструкторы серии «Duplo»;

Комплекты для конструирования транспортных средств и сооружений домов;

Тематические наборы – специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др.);

Даша-следопыт;

Зоопарк.

Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.

Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия : «высокий - низкий» , «широкий – узкий»

В средней группе основой при организации работы с лего конструктором является сказка . Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей , создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с конструкторами :

ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу ;

Одиночные комплекты для конструирования транспортных средств;

Транспорт на дистанционном управлении.

Постройки носят условный характер, проблемы на начальном этапе связаны с недоразвитостью мелкой моторики и их слабой ориентировкой в пространстве. Впоследствии, дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом.

В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт» , «Архитектура» . Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.

При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками.

Проблемные ситуации стараемся создавать такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Формы организации занятий самые разные : конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям .

Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха. «Моделирование бабочки по картинке» , «Конструирование космических кораблей» .

Таким образом, использованием конструктора у детей в средней группе развивается самостоятельность; в старшей группе - открываются широкие возможности для конструктивной деятельности , чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования . В подготовительной группе занятия носят более сложный характер экспериментирования. Причем эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе . Конструктор - ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе.

Если судить по выпуску подготовительной группы, то дети научились анализировать, развита речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшилась память, более устойчиво стало внимание, дети научились логически мыслить.

Список литературы :

1. Левина, А. Развиваем восприятие (3-4 года) / А. Левина. -Издательство ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис,2004

2. Куцикова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду : Программа и конспекты занятий . /Л. В. Куцакова. -М.: ТЦ Сфера, 2009.-240с.

3. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО ) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» , 2001.- 88с.: ил.

4. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А . Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение» , 1976.

5. Брофман В. – Архитектурная школа папы Карло : книга для детей и взрослых. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» , 2001.-144с. илл.

Статья


Образовательные возможности конструирования в работе с детьми

младшего дошкольного возраста
Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на развитие. Современная парадигма образования делает ставку на развитие функционально грамотной личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона решения задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. В условиях реализации образовательного проекта «ТЕМП» особую актуальность приобретает ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями технической направленности. XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и робототехники. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают неизменный интерес детей. Технические объекты окружают детей повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны движущиеся игрушки. На современном этапе педагог располагает большими возможностями ознакомления детей дошкольного возраста с различными профессиями, в том числе профессиями технической направленности, основами строения технических объектов. Учитывая все эти факторы, мы уделили особое внимание детскому конструированию и решили использовать этот вид деятельности в своей работе для ознакомления детей раннего возраста с профессиями. Программа (или как ее обозвать деятельность?!) разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и нового образовательного проекта Челябинской области «ТЕМП».
Мы убеждены, что в данном случае высоким образовательным потенциалом обладает конструктивно-модельная деятельность. Конструирование является эффективным, современным средством развития дошкольников, ознакомления и с предметами и явлениями окружающей действительности. Поэтому, одним из путей ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых, является конструктивно-модельная деятельность. И среди множества образовательных конструкторов, несомненно, выделяется конструктор «Лего». Что же такое «Лего»? Веянье моды или требование времени? «Лего» в переводе с датского языка означает «умная игра». Э то серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов (конструкторы). Принято считать, что конструкторы как тип развивающих игрушек предназначены для взрослых детей, достигших как минимум шести или даже семилетнего возраста, но это вовсе не так. Больше того, мало кто знает, что первые конструкторы «Лего», произведённые ещё в 1967 году, были ориентированы как раз на самых маленьких. Конструкторы «Лего » этой серии вызывает интерес своей яркостью, удобно лежит в ладошке и легко совмещается с другими элементами. Кроме того, эта серия представлена довольно широко, а потому малышам будет невероятно интересно знакомиться с ней. Начинать работу с конструктором «ЛЕГО» можно уже с раннего возраста, так как именно в этом возрасте начинается развитие цветовосприятия, ознакомление с другими сенсорными эталонами. Как конструктор «Лего» помогает мне решать задачи ознакомления детей младшего дошкольного возраста? С чего мы начинаем нашу работу? Дайте детям конструктор, пусть они, не озабоченные каким-либо замыслом постройки, выступят в роли исследователей! Дети должны познакомиться с новой игрушкой, потрогать ее, открыть для себя яркие цвета и разнообразие форм ЛЕГО - элементов, просто перебирая эти замечательные, так призывно стучащие детали, изучая, как разноцветные кирпичики соединяются друг с
другом, что из этого получается. Пусть поиграют со своей постройкой. Не все смогут сразу выполнить даже самую примитивную постройку, но это не страшно: дети должны сначала познакомиться с материалом, попробовать его. Это (первое) и еще несколько занятий необходимо воспринимать именно с этой точки зрения. Начинать знакомство необходимо с понятной ребенку профессии (повар, воспитатель, шофер, продавец, врач). Не забываем про предварительную работу (художественное слово, иллюстрации, беседы). Предварительной работе нам также помогают книжки «Знакомимся с профессиями» - это брошюры с персонажами LEGO, благодаря которым дети получают представления о том, как выглядит работа почтальона, пожарного, фермера, водителя скорой помощи и т.д. Содержание книжки таково, что сначала ребенок услышит истории о профессиях, а затем сможет проверить и укрепить свои знания, решая простые задания. Например, как познакомить детей с такой важной профессией как врач? Чтение стихотворений: К.Чуковский «Айболит», В.Берестов «Больная кукла», Е. Благинина «Больной зайка». Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, наблюдение за работой врача, медсестры, рассматривание иллюстраций «Профессии», беседы о различны профессиях. Также в нашей работе мы предполагаем активное вовлечение родителей в образовательный процесс: привлекаем родителей к совместному техническому творчеству, информируем родителей об особенностях конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста и ее положительном влиянии на интеллектуально-творческое развитие, обогащаем конструкторские знания и умения родителей, повышаем педагогический уровень родителей. Нами используются различные формы работы с родителями, в том числе: открытые педагогические мероприятия, день открытых дверей, тематические выставки, информация в родительских уголках, на сайте ДОУ, выступления на родительских собраниях, мастер-классы.
В своей работе мы руководствуемся следующими основными принципами:  Доступность и наглядность.  Последовательность и систематичность обучения и воспитания.  Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; Работа с образовательными конструкторами «Лего», позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Таким образом, и зучив существующий практический опыт использования конструкторов «Лего» в образовательной деятельность, мы пришли к выводу, что их использование своим содержанием, формой организации и результативностью способствует формированию умения детей анализировать, сравнивать, сопоставлять, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Кроме того, конструирование имеет большой воспитательный потенциал: помогает вырабатывать определенные качества личности – усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность. Благодаря его использованию дети становятся активными участниками образовательного процесса, более осознанными становятся их представления об окружающем мире. При использовании конструктора «Лего» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, мы стараемся работать творчески и шагать в ногу со временем. Считаю, что это главный залог успешности в достижении поставленной цели, так как конструктор:  является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей;  позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме;  формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
 объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, в котором нет границ.

Похожие публикации