Роль воспитателя в развитии жизни детей младшего возраста. Социальная роль воспитателя

Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель.

Дети видят неподдельную радость воспитателя, когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.

Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов).

Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте, детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки. Также детей этого возраста учат тому что: 1. нельзя драться; 2. нельзя кричать; 3. нельзя отнимать у товарища;

Чем взрослее становится дошкольник, тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.

Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.

Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности, у других- разрушительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.

  • 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.

    В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что воспитатель - главное действующее лицо педагогического процесса. Деятельность педагога детского сада ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы часто зависит дальнейшее развитие воспитанников.

    Общество предъявляет высокие требования к личности, профессиональной деятельности педагогов, так как они решают важную задачу - организуют процесс воспитания и обучения каждого ребенка с учетом его способностей, интересов, физических и психических возможностей. Внешность воспитателя, его культура поведения, владение речью, жесты, мимики, различные привычки, тактичность - в общении с детьми являются примером для детей. Педагог выполняет главный социальный заказ государства: отвечает за жизнь, здоровье детей, осуществляет вместе с семьей первоначальное воспитание и обучение детей и готовит их к успешному обучению в школе, помогает семье в деле воспитания детей и ведет пропаганду педагогических знаний среди населения.

    В "Положении о детском дошкольном учреждении в Республике Беларусь" определены функции воспитателя дошкольного учреждения; организует и проводит воспитательно-образовательную и оздоровительную работу с детьми, направленную на обеспечение их полноценного физического и психического развития, обеспечивает формирование начал личности, развитие индивидуальности, психологической защищенности каждого ребенка; изучает индивидуальные особенности, интересы, способности детей; создает необходимые условия для их развития, для физического закаливания, коррекции недостатков, регулирует поведение детей в процессе взаимодействия со взрослыми и другими детьми; приобщает детей к культуре, музыке, традициям белорусского народа, культуре и традициям других народов, которые живут на территории Республики Беларусь; свою педагогическую деятельность осуществляют в тесном контакте с семьей, медицинскими работниками и другими специалистами детского сада и школы; участвуют в работе педсовета и других методических мероприятиях.

    Панько Е.А выделяет следующие функции: диагностико-аналитическую, проективно-конструктивную, организационно-мобилизующую, регулирующую и координирующую, изыскательскую и исследовательско-инновационную, стимулирующую.

    САМОВОСПИТАНИЕ - осознанная и целеустремленная работа чело-река над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.

    САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний в определенной интересующей его области, в том числе и путем слушания. специальных передач по радио и телевидению.

    22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ - осознаннее владение субъектом педагогической деятельности совокупностью психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным мировоззрением.

    ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА - набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания детей.

    Воспитатель дошкольного учреждения выполняет две основные функции

    I) материнская - проявляется в обеспечении хорошего эмоционального состояния каждого ребенка и группы, в охране их жизни и здоровья, в заботливом, ласковом отношении к малышам; 2) развивающая. функция включает систему педагогических умений, которыми должен обладать воспитатель.

    I. Гностические умения дают воспитателю возможность познать предмет деятельности, позволяют увидеть в своих воспитанниках проявление познавательной, волевой, эмоциональной сфер, мотивов его поведения, способностей, темперамента; выявить взаимоотношения между детьми, определить особенности семейной микросреды. Это и умения объективно оценивать эффективность применяемых методов воспитания и обучения, учитывать опыт других с целью перенесения передового, творческого его содержания в свою педагогическую практику.

    П. Конструктивные умения нужны воспитателю для того, чтобы видеть "завтрашний день" воспитанников, развитие каждого ребенка и всей группы, планировать воспитательно-образовательную работу; позволяют воспитателю грамотно отбирать фактический материал по разным видам деятельности в зависимости от задач воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.

    Ш. Коммуникативные умения обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными- детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе.

    ГУ. Организаторские умения обеспечивают организации разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и взрослых, "заразить" их своей энергией, инициативой.

    У. Специальные умения проявляются в умении воспитателя выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др.

    На уровне современных требований ставится вопрос о многоуровневой подготовке профессиональных кадров для системы дошкольного воспитания. I ступень высшего педагогического образования обеспечивает широкопрофильную подготовку. II ступень - бакалаврская подготовка, Ш ступень - магистратура. Свой профессиональный уровень и квалификацию воспитатели усовершенствуют на курсах, семинарах, которые организуются при институтах повышения квалификации. С этой целью также периодически проводятся научно-практические конференции, лекции по актуальным проблемам воспитания и обучения. Повышению квалификации содействуют методобъединения, на которых обсуждаются вопросы методики работы с детьми, предлагаются для укоренения передовые и новаторские методики.

    Непосредственно в д/саду повышение квалификации осущ-ся в разных формах метод. работы, к которым относятся: открытые занятия, педсоветы, семинары, педагогические дискуссии, деловые игры и т.д.

    Профессиональному росту воспитателя, приобщению его к передовым идеям в области психолого-педагогических наук, общечеловеческим и национальным ценностям помогает систематическое самоусовершенствование, самообразование и самовоспитание. Активизации педагогического творчества способствует овладение психологической диагностикой и аутодиагностикой, тренингом.

    Многие воспитатели зачастую спрашивают: должны ли они делать ремонт в группе или покупать методическую литературу на свои деньги? Много вопросов на тему обязанностей воспитателя детского сада возникает и у родителей.

    Обязанности воспитателя детского сада четко закреплены в ряде нормативных документов:

    • в должностной инструкции,
    • в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660),
    • в трудовом договоре, заключенным между воспитателем ДОУ и работодателем.

    Все, что не оговорено в этих юридических документах, не входит в обязанности воспитателя детского сада и, соответственно, выполнять он их не обязан.

    В качестве «шпаргалки» мы собрали всю информацию из юридических документов и распределили обязанности воспитателя детского сада по нескольким направлениям:

    • при приеме детей в группу,
    • при организации питания,
    • при работе в группе в течение дня,
    • при организации сна,
    • на прогулке,
    • в завершении рабочего дня.

    Обязанности воспитателя детского сада при приеме детей в группу

    • Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

    Обязанности воспитателя детского сада при организации питания

    • Воспитатели помогают детям кушать, совсем маленьких детей – докармливают.

    Обязанности воспитателя детского сада при работе в группе в течение дня

    • Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
    • Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
    • Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
    • С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
    • Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
    • С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия в детском саду с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни – в групповом помещении или в физкультурном зале.

    Обязанности воспитателя детского сада при организации сна в группе

    • Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

    Обязанности воспитателя детского сада на прогулке

    • Воспитатель обязан помогать детям одеваться.
    • Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
    • На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.

    Обязанности воспитателя детского сада в завершении рабочего дня

    • При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
    • Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.
    • Передача детей строго родителям и законным представителям (только совершеннолетним).

    Кроме этого, в обязанности воспитателя входит планирование воспитательной деятельности, отчетность, повышение квалификации и взаимодействие с сотрудниками детского сада и родителями:

    • Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
    • Своевременно и четко ведет документацию.
    • Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
    • Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
    • Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.

    Несмотря на то, что официально профессия «воспитатель дошкольного учреждения» появилась относительно недавно, ни для кого не секрет, что сами воспитатели, как и само воспитание, существовали всегда. Конечно же, с развитием дошкольного образования, эта профессия также развивалась и дополнялась набором необходимых качеств и требований, правил и умений, навыков и других особенностей. Вместе с тем, суть профессии оставалась неизменной.

    Основная задача педагога-воспитателя всегда заключалась в организации интересной и полезной, безопасной и доступной работы детей в группах. Воспитатель дошкольного учреждения не призван заменить ребенку родителей, наоборот, он должен работать с родителями сообща, оказывая воздействие и посильное влияние на формирование детей дошкольного возраста .

    В современном мире роль педагога-воспитателя велика, как никогда раньше. Родители зачастую слишком много времени проводят на работе, поэтому ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса занимает именно педагог дошкольного учреждения.

    Педагог – проводник детей дошкольного возраста в мир знаний, мир фантазий, мир активной деятельности. Именно он оказывает воздействие на формирование характера ребенка, под его влиянием формируется личность каждого ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы педагог был профессионалом своего дела, а работа с детьми была его настоящим призванием.

    Что должен делать педагог-воспитатель?

    Учитывая ту огромную ответственность, которая возлагается на воспитателей, отвечающих за получение детьми дошкольного образования, у педагога, работающего в дошкольном учреждении, должны быть определенные обязанности. С перечнем того, чем должен заниматься педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, можно ознакомиться в одном из следующих документов:

    • Трудовой договор. В договоре, заключаемом между соискателем той или иной вакансии в детском саду, и работодателем, оговариваются все условия труда. В том числе и обязанности воспитателя, то, что он должен делать на рабочем месте;
    • Должностная инструкция (коллективный договор). В этом документе, представляющим собой часть устава каждого отдельно взятого учреждения, также отражаются основные положения, касающиеся условий труда работников дошкольного учреждения. Если трудовой договор индивидуален, то должностная инструкция распространяется на всех воспитателей того или иного учреждения;
    • Государственные нормы, правила и стандарты. Сюда можно отнести нормы СанПина и другие санитарно-эпидемиологические правила, советы и рекомендации, а также федеральное законодательство, касающееся вопросов воспитания детей в учреждениях.

    В первую очередь, на основании этих нормативных документов, педагог и выполняет свои рабочие обязанности. Вместе с тем, образовательные нормы постоянно меняются и дополняются, поэтому и обязанности воспитателя в различных дошкольных учреждениях могут слегка отличаться.

    Основная характеристика современной системы дошкольного образования – ее динамичность. В процессе разработки индивидуальных занятий и занятий в группах постоянно внедряются инновационные технологии, обеспечивающие работе с детьми больший интерактив и вовлеченность самих дошкольников. Появляются все больше новых образовательных стандартов, регламентирующих работу воспитателей с детьми. Касаются все эти требования, преимущественно, четырех уровней развития:

    • Личностно-коммуникативного. В процессе работы с детьми важно обращать внимание на его личностные качества. Важно научить его общаться с другими ребятами в группе, находить с ними общий язык и развеиваться;
    • Познавательно-речевого. Этот компонент особенно важен в младшем дошкольном возрасте, когда речь и понимание мира, в целом, у ребенка ещё совсем не сформировано. На этом этапе развития воспитателю следует больше общаться с детьми, показывая окружающий мир на наглядных предметах и явлениях. Важно при этом говорить четко и ясно, не прибегая к детской лексике;
    • Эстетического. Чувство прекрасного нужно развивать с самого детства. Педагог не должен забывать о культурно-нравственном воспитании своих подопечных. В процессе общения с детьми важно делать акцент на духовных аспектах жизни, личным примером показывая ребятам важность культурной речи, опрятного внешнего вида, и уважения к другим;
    • Физического. Физическое развитие у дошкольников занимает далеко не последнее место. Воспитателям следует учитывать это при планировании групповых мероприятий и ежедневных занятий с детьми.

    Важно учитывать все эти уровни развития, при работе с детьми, как в группе, так и в индивидуальных занятиях.

    В целях обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса министерство образования внедрило такое понятие, как профпригодность, или профессиональная компетентность педагога. Эта самая компетентность проявляется в умении педагога вести воспитательную деятельность на территории учреждения, в умении находить общий язык со своими подопечными, и оказывать на них влияние в процессе обучения и общения.

    Согласно последней редакции профессионального стандарта педагога, воспитатель, помимо указанных выше правил и рекомендаций, должен соответствовать следующим требованиям:

    • Воспитатель должен быть хорошо знаком с основными возрастными особенностями детей, с которыми ему предстоит работать. Это необходимо для того, чтобы обеспечить соответствующую атмосферу в группе детей, и сделать общение детей с воспитателем и между собой более простым и непринужденным;
    • Педагог дошкольного образования должен быть хорошо знаком с особенностями и общими закономерностями развития детей дошкольников;
    • Должен умнеть спланировать и организовать основные виды деятельности дошкольников: игровую и предметно-манипулативную, групповую и индивидуальную;
    • Воспитателю необходимо на высоком уровне владеть теоретическими знаниями, касающимися физического, духовного и интеллектуального развития детей разного возраста, для налаживания более близких контактов с детьми;
    • Педагог должен поддерживать постоянный контакт со всеми детьми в группе, чтобы никого не растерять и вовремя реагировать на нестандартные ситуации;
    • Умение планировать различные мероприятия как внутри группы, так и на уровне детского сада или города;
    • Педагог отвечает за обеспечение в группе комфортной и безопасной среды для детей, поддерживая общение с ними в течение всего дня и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
    • Должен поддерживать постоянную связь с родителями детей, находящихся на его попечении;
    • Должен владеть навыками работы с компьютером для успешной организации своей педагогической деятельности.

    Список навыков и умений, которыми должен обладать воспитатель, можно продолжать бесконечно. Приведенный выше перечень обеспечивает примерное представление о том, каким должен быть педагог, а именно - его профессиональная сторона. Не менее значительную роль играют также и личностные качества педагога, о которых мы поговорим ниже.

    Личность воспитателя: какими качествами нужно обладать?

    Вне всяких сомнений, воспитатель должен быть профессионалом своего дела. Для успешной работы с детьми ему просто необходимо обладать целым рядом практических умений и навыков, большой теоретической базой и знанием своего дела. Вместе с тем, одной лишь теорией и образованностью не обойтись.

    Помимо важных для воспитателя навыков и умений, он должен обладать лидерскими качествами, необходимыми для работы с детьми дошкольного возраста. Помимо них важно также обладать другими, не менее важными для работы с детьми, чертами характера. Среди них можно выделить следующие:

    • Эмпатия. Каждый воспитатель должен быть не только серьезным и умным взрослым, но и чувственным другом для каждого из детей в своей группе. Он доложен уметь сочувствовать, сопереживать и понимать своих подопечных. Важно уметь замечать даже самые незначительные изменения в поведении ребенка, чтобы на ранних стадиях предотвратить конфликт, и помочь ребенку справиться со своими переживаниями;
    • Тактичность. Чувство такта должно быть неотъемлемой чертой характера любого педагога и воспитателя. Во всем, в работе педагога должно быть отражено чувство меры, умение держать эмоции в себе и принимать правильные решения, в зависимости от развития ситуации. Воспитателю необходимо уметь вовремя использовать юмор и строгость, смех и слезы, чтобы посредством этого оказывать положительное влияние на детей;
    • Оптимизм. Все педагоги – оптимисты, а иначе и работать с детьми дошкольного возраста не стоит. Педагоги верят в детей, которые им вверены. Важно поддерживать эту веру и в самом ребенке, создавая в группе доброжелательную атмосферу доброты и принятия. Жалобы на детей родителям и недоброжелательность лучше заменить на хорошее чувство юмора, жизнерадостность и желание вдохновлять ребят;
    • Авторитетность. Педагог – самый главный, после родителей, авторитет в глазах детей дошкольного возраста. Для того чтобы этот авторитет поддерживать, важно также завоевать доверие родителей, поддерживая с ними постоянный контакт. Только полная посвященность выполняемой работе поможет воспитателю поддержать свой авторитет и влияние на детей;
    • Этика и культура. Воспитатель просто обязан вести себя правильно. Ему необходимо строить правильные отношения как с детьми, так и с их родителями, а также с другими сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, участвующими в воспитании детей. Только так можно завоевать доверие ребят и их родителей;
    • Профессионализм. Это качество, пожалуй, можно назвать одним из самых главных в личности педагога. В основе всей работы воспитателя должно лежать призвание и желание развиваться. Если нет любви к детям и к тому, чем занимаешься, нет смысла продолжать работу в сфере дошкольного образования.

    Конечно, это далеко не полный список качеств, необходимых каждому педагогу. К ним можно отнести также и терпение, выдержку, инициативность, творческий подход к работе, и другие. Помимо всего прочего, немаловажным будет умение воспитателя подстраиваться под детей, время от времени находиться с ними на одной волне. Умение рисовать, петь и мастерить вместе с детьми поделки тоже не будет лишним в работе воспитателя.

    Без профессиональной подготовки воспитателю не обойтись. Для успешной организации воспитательно-образовательного процесса, педагогу важно своевременно осваивать все современные технологии и программы. Он должен всесторонне развиваться, осваивая новые программы взаимодействия с детьми и их родителями.

    Воспитателю нужно идти в ногу со временем, каждый день следить за модой и тем, что может быть интересно детям. Ребята обращают особенное внимание на внешность их лидера: одежда, прическа, улыбка. Особенно важно для детей иметь современного воспитателя, модного и «крутого», который понимает и находит время для каждого.

    Обаяние, шарм, приятный внешний вид и постоянная улыбка – вот, что поможет вам завоевать сердца детей, и окажет на них самое сильное влияние.

    Полякава Анна Николаевна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ №35 "Колокольчик"
    Населённый пункт: город Осинники
    Наименование материала: статья
    Тема: "Роль воспитателя в детском саду в формировании личности ребенка"
    Дата публикации: 01.04.2018
    Раздел: дошкольное образование

    «Роль воспитателя в детском саду в формировании

    личности ребенка»

    В взаимодействие педагога и детей, собственно, и проходит развитие

    личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша,

    и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несомненно,

    определяющая.

    Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного

    учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.

    Ошибка воспитателя в работе с детьми может сказаться потом, уже у

    взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем.

    Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств

    педагога. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, её

    влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая

    техника. Всеми современными исследователями отмечается, что именно

    чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая

    деятельность В группе детского сада воспитатель самый главный человек для

    ребёнка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его

    красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда

    можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе

    со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Поскольку

    воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на

    него ложится огромная ответственность за создания условий для личностного

    развития.

    С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть

    жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если воспитатель имеет только любовь к

    делу, он будет хороший воспитатель. Если учитель имеет только любовь к

    ребенку, как отец и мать, он будет лучше того педагога, который прочёл все

    книги, но не имеет любви ни к делу, ни к воспитанникам». Кроме того,

    профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной

    щедрости, мудрой любви к детям. Развитие личности - это процесс ее

    вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для дошкольников

    такой средой является группа, в которой они заняты совместной

    деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных

    отношений, возникновению общественной направленности личности,

    выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей

    в этом возрасте деятельности - игры.

    При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на те или иные

    действия ребенка или события. Искренне радуюсь успеха малыша,

    сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и

    неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается

    маленький человек.

    Концепция дошкольного воспитания – это стремление одолеть грамотные

    берега детства характерная черта недавнего прошлого. Она неизжитая и

    сегодня. Вопреки решительным призывам выдающихся педагогов тех лет

    «вернуть детям детство», избавиться от манеры «всех стричь под одну

    гребенку», «прекратить муштру», наступление на детство приобретало

    необходимый характер.

    В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное

    понимание детства и заботу о нем.

    «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет

    свое отношение к детству исключительно как к времени «подготовки», то

    отрицается самооценность «проживания» эпохи детства ребенком. Между

    тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее

    дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее

    лишь с позиции будущего. Только отношение «к детству как самоценному

    времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками,

    рождает также долго действующее качества личности, которые дают

    возможность шагнуть за пределы детства».

    «Взрослый – для того чтобы учить и воспитывать; ребенок – для того, чтобы

    учиться слушаться.

    Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет

    педагогическая оценка. Когда воспитатель поощряет все успехи ребенка в

    выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

    Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

    Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения

    потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

    Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие

    формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое

    развитие. Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и

    скорректировать собственную педагогическую деятельность.

    Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив

    соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно

    заметно это стремление у старших дошкольников.

    Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он

    всего, лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен

    помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности.

    Необходимо использовать в работе с ошкольниками элементы проблемного

    обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые

    качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития

    познавательных интересов у дошкольников(5 – 7 лет) используют

    насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают

    овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании

    поведенияличности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу

    дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные

    желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

    Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы

    созидательного типа личности, у других зрительного.

    Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам

    заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать

    развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные

    пути самовыражения и самоутверждения.

    Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее,

    активнее проявляет свои интересы, способности ставит перед собой более

    высокие цели.

    Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольникавелико.

    Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером

    для его воспитанников.

    Похожие публикации