Ежедневные занятия с ребенком 2 лет. Конспект развивающего занятия с детьми раннего возраста (2–3 лет) «Мышка

В 2 года малыш уже достаточно хорошо знаком с окружающей действительностью, поэтому родители в это время часто задумываются, чем занять ребенка в 2 года, чтобы это было ему не только интересно, но и полезно для развития. В этом возрасте ребенок уже способен сосредоточиться на выполнении определенного упражнения в течение 5-7 минут, поэтому занятия с ребенком в 2 года могут проходить увлекательно и для него и для взрослого.

Особенности развития ребенка в 2 года

Способность мыслить у детей в двухлетнем возрасте ограничена восприятием, то есть они думают о том, на что непосредственно смотрят, а лучше – трогают руками. В этом возрасте малыш постигает мир с помощью органов чувств, в первую очередь зрения и осязания, а также слуха и обоняния.

Пока еще ребенок не может концентрировать внимание длительное время, он постоянно отвлекается и переключается с одного объекта на другой. Специалисты считают, что склонность двухлетнего малыша постоянно отвлекаться позволяет ему видеть сразу много окружающих предметов, проявлять к ним интерес и начать незамедлительно их изучать.

В 2 года дети неспособны ставить перед собой какие-либо задачи и достигать их, им недоступен анализ, необходимый для успешного осуществления какой-либо сложной деятельности. В этом возрасте ребенку неважен результат, он увлекается процессом.

Познание мира двухлетним ребенком происходит с помощью движения. Поэтому в режиме детей этого возраста обязательно должно быть достаточно времени для подвижных игр и развлечений.

Развивающие занятия с ребенком в 2 года должны быть направлены на улучшение речи, творческого мышления, мелкой моторики, слуха и чувства ритма, наблюдательности, терпения и логики. В этом возрасте ребенка пора знакомить с навыками сортировки предметов, счета и пальчиковой гимнастикой.

Занятия с ребенком 2 лет для развития речи

В этом возрасте дети начинают говорить, но многие их слова могут быть пока непонятны окружающим. Для развития речи педагоги советуют родителям подталкивать малыша говорить как можно чаще. Например, во время занятий с ребенком 2 лет можно показывать ему игрушечных или нарисованных животных, называть их и подражать звукам, которые они издают, предлагая ему повторить услышанное. Когда этот этап будет освоен, можно менять темп произношения и высоту голоса. Хорошо повесить на стену алфавит и произнося звуки показывать малышу соответствующие буквы, так он может легко и ненавязчиво их запомнить.

Еще один вариант занятий с ребенком в 2 года, который поможет улучшить его речевые навыки – рассказывать вместе с ним сказку. Выбрав одну из тех, что хорошо знакома малышу, начните рассказывать, поощряя его на активное участие в повествовании. Для этого предложите заканчивать предложения, начатые вами, передавать движениями действия главных героев. Задавайте ребенку вопросы, побуждайте к звукоподражанию и вместе проговаривайте новые для него слова и выражения по теме сказки.

Занятия с ребенком в 2 года для развития мелкой моторики

Выбирая, чем занять ребенка 2 лет, чтобы это было ему интересно и способствовало его развитию, стоит чаще обращаться к творческой деятельности. Например, можно предложить малышу сделать небольшую аппликацию. Для этого нужен большой лист бумаги, на котором вы нарисуете простые объекты: цыпленка, кошечку, травку, дерево, солнышко или домик. Полученные силуэты нужно смазать клеем и предложить ребенку наклеить на них кусочки мягкой разноцветной бумаги. Для этого подойдут цветные салфетки или туалетная бумага, так как они мягкие, и малыши легко могут сами порвать их на мелкие кусочки. Можно использовать и обычную цветную бумагу, но она достаточно плотная, поэтому ребенку нужно будет помочь порвать ее на части. Для развития пальчиков лучше, если малыш будет сам рвать бумагу, но если он отказывается, можно это сделать за него.

Другим вариантом, чем занять ребенка 2 года, может стать сортировка мелких предметов. Классификация объектов способствует развитию логики и мышления, что необходимо для освоения более сложной деятельности, такой как чтение, счет и математика. Для сортировки можно взять мелкие макароны или крупы и насыпать их в тарелку. Чтобы увлечь ребенка, нужно взять игрушечных курочку и цыплят (можно также нарисовать их) и сказать малышу, что курочка ест червячков (макароны), а цыпленок ест зернышки (гречку), но они перемешались, ачтобы им помочь, нужно рассортировать еду, то есть курочке нужно отдать всех червячков, а цыплятам – зернышки.

Активно-подвижные игры

Физическое развитие ребенка тоже чрезвычайно важно, поэтому раздумывая в очередной раз, чем занять ребенка 2 лет, поиграйте с ним в подвижные игры. Например, можно нарисовать на асфальте мелом прямую или волнистую линию и предложить малышу пробежать по ней. Также ребенка наверняка заинтересуют игры с мячом: катание мяча по полу, чтобы он ловил его руками и ногами, пусть малыш пробует поймать мяч и бросить его самостоятельно, пробежать и попрыгать с мячом в руках.

Хорошо поиграть с кеглями, можно выбивать их мячом или бегать между расставленными кеглями так, чтобы не уронить. Важны игры, требующие умения прыгать. В 2 года малышу еще тяжело оторвать свое тело от земли, поэтому можно помочь ему, держа за руки, прыгать под считалочку или счет. Когда прыжки начнут получаться, можно нарисовать на асфальте недалеко друг от друга несложные фигуры: грибок, домик, елочку, человечка и просить малыша прыгать на ту картинку, которую вы называете.

Среди развивающих занятий с ребенком в 2 года полезны игры под музыку. Они способствуют развитию чувства ритма и, обычно, очень нравятся малышам. Для этого можно играть на музыкальном инструменте, включать плеер или петь песни самостоятельно. По веселые аккорды предложите малышу повторять за вами простые движения (руки на плечи, на пояс, на колени, потопать ножками, присесть, наклониться и т.п.).

Сортером, мозаикой, пазлами и подобными игрушками.

  • Логическое мышление крохи развивается очень быстро. Ребенок способен находить решение разнообразных задач, выяснять, как работает предмет или как он устроен.
  • Одновременно развивается и чувство пространства. Ребенок пробует направлять мяч ударом ноги, забрасывать его в кольцо. Общая координация во время передвижения становится лучше – у ребенка получается контролировать направление, в котором он двигается, остановки, а также скорость движения.
  • Независимость и самостоятельность ребенка 2 лет также увеличивается. Теперь малыш будет пробовать изучать новое без вашей помощи.
  • Что должен уметь ребенок?

    Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:

    • Бегать и подниматься по лестнице.
    • Закрывать и открывать дверь.
    • Перешагивать через препятствия.
    • Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
    • Собирать пирамидку из колечек разной величины.
    • Ловить мячик обеими руками.
    • Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
    • Есть ложкой, а также пить из чашки.
    • Помогать маме по дому.
    • Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
    • Отвечать на простые вопросы.
    • Показывать части тела и лица.
    • Произносить около 100-300 слов.
    • Связывать 3-4 слова в предложение.
    • Называть предметы на картинке.
    • Прощаться и здороваться.
    • Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
    • Имитировать звуки животных.
    • Рисовать каракули на бумаге.
    • Различать 3-4 цвета.

    Рост и вес

    По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:

    Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

    К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.

    Рассчитайте календарь прививок

    Укажите дату рождения ребенка

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    Виды развития ребенка

    Физическое

    Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.

    Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:

    • Чередуем быстрый бег с медленным.
    • Бегаем на носочках.
    • Учим ребенка прыгать на двух ногах на месте.
    • Игры с мячом – бросаем об стену, ловим, бросаем маме.
    • Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу.
    • Копируем движения животных после показа мамой – прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, ползаем, как гусеница, громко топаем, как слон, машем руками, как птица.
    • Перекатываемся по полу.
    • Прыгаем, как лягушка, из полуприсевшего положения.
    • Тянемся вверх к подвешенным предметам.
    • Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
    • Переносим нетяжелые вещи большого размера.
    • Ходим по неровной поверхности.
    • Ходьба по нарисованной линии – прямой и извилистой.
    • Подлезаем под натянутую веревку.
    • Вместе с другими детками бегаем паровозиком, играем в догонялки, устраиваем хоровод.
    • Висим на кольцах или турнике.
    • Осваиваем лазание по спортивной стенке.
    • Прыгаем по «кочкам» – разложенным на полу подушкам.
    • Пролезаем сквозь туннель.
    • Прыгаем на фитболе.
    • Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
    • Ходим на руках.

    Познавательное

    Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:

    • Изучение геометрических фигур.
    • Изучение цветов предметов.
    • Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
    • Найти пару, выбирая из похожих предметов.
    • Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях.
    • Изучение понятий «мало» и «много».
    • Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
    • Сортировка предметов по цвету и величине.
    • Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
    • Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
    • Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто что ест» и подобных.
    • Отгадывание простых загадок – кто ест травку и говорит «му», кто белый и любит морковку.
    • Складывание матрешек и стаканов друг в друга.
    • Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
    • Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
    • Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
    • Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
    • Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
    • Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный».
    • Подобрать предмету тень.
    • Найти недостающую часть картинки.
    • Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось» (добавить картинку или игрушку).
    • Игры в прятки.
    • Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
    • Запоминать сюжет картинки.
    • Игра в «наперсток» с маленькими игрушками.
    • Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот).
    • Изучаем птиц, а также насекомых.
    • Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
    • Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
    • Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
    • Изучение часто встречающихся овощей и ягод, а также фруктов и грибов.
    • Знакомство со временами года.
    • Разговоры на тему транспорта, профессий, поликлиники, частей тела человека, магазина, семьи, аквариума, моря, поездов, материалов, города, электроприборов и другие.
    • Если ребенку вскоре предстоит начать ходить в детский сад, важно уделить внимание обсуждению темы садика.
    • На прогулке можно изучать правила дорожного движения, растительность, транспорт, небо и солнце, природные материалы (камни, листья, ветки), дома.
    • Также во время прогулок можно играть со снегом, с лужами, с солнечными зайчиками, с тенями и с песком.

    Сенсорное

    Музыкальное

    Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.

    Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:

    • Прослушивание детских песен.
    • Прослушивание классической музыки.
    • Отличаем разную музыку – медленную от быстрой, грустную от веселой, тихую от громкой.
    • Прислушиваемся к разнообразным звукам на прогулке – шуму автомобилей, пению птиц, шуршанию листвы и другим.
    • Определяем источник звуков, например, отыскиваем на дереве птицу.
    • Играем на разных детских музыкальных инструментах.
    • Слушаем звуки разных инструментов.
    • Слушаем пение мамы.
    • Танцуем с мамой медленно и быстро, прихлопываем и притопываем, делаем «фонарики» ручками, ставим ножку на пятку, а потом на носок, водим хоровод.

    Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.

    Речевое

    Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.

    Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:

    • Пополнение пассивного словарного запаса крохи, постоянно общаясь с малышом и рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.
    • Чтение книг (сказок, стихов), а также обсуждение прочитанного.
    • Задавать малышу вопросы об изображении на картинке или происходящем вокруг ребенка.
    • Разыгрывать с крохой простые сказки.
    • Слушать и петь песни.
    • Описывать предметы, которые видит малыш, используя прилагательные.
    • Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других).
    • Учимся дуть на свечу, листья, вату, а также играем с мыльными пузырями. Дуть можно как плавно, так и резко.
    • Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
    • Учимся говорить шепотом и громко.

    Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

    Мелкая моторика

    Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:

    • Пальчиковая гимнастика.
    • Занимаемся рисованием, созданием аппликаций и лепкой.
    • Игры с рамками-вкладышами, конструкторами, мозаикой, шнуровками, сортерами, пирамидками.
    • Пересыпаем крупу из одной емкости в другую, используя ложку, воронку, руки, детскую посудку.
    • Переливаем воду из одной емкости в другую, используя детскую посуду, лейку, кувшин, воронку.
    • Игры с наклейками.
    • Застегивание и расстегивание липучек на игрушках, одежде и обуви.
    • Расстегивание молнии, кнопок, пуговиц.
    • Вылавливаем в воде (в тазике, миске, стакане) маленькие плавающие предметы ситом или ложкой.
    • Набираем воду пипеткой либо клизмой, переливаем в другую емкость.
    • Собираем воду с помощью губки.
    • Комкаем и рвем бумагу.
    • Создаем узоры, используя небольшие камешки, крупную фасоль, макароны, палочки.
    • Игры с прищепками.
    • Подбираем крышку к банкам и бутылочкам. Закручиваем и откручиваем их.

    Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.

    Творческое

    Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.

    Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:

    • Рисуем круги, линии (они могут быть длинными, короткими, горизонтальными, вертикальными), дорожки.
    • Дорисовываем ниточки к шарикам, стебли цветам, иголки ежику, траву, дождь и другие простые элементы.
    • Рисуем узоры на полотенце либо коврике.
    • Выбираем цвет для рисунка.
    • Рисуем палочкой по снегу, манной крупе или песку.
    • Оставляем на бумаге отпечатки краски, используя губку и штампы.
    • Учимся рисованию красками, используя кисточку.
    • Рисуем пальчиками.
    • Пробуем раскатывать пластилин или тесто , делая колбаски и шарики.
    • Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
    • Раскатанную колбаску соединяем концами.
    • Лепим комочки пластилина на картон, например, чтобы получились украшения на елке, зернышки для курочки.
    • Учимся размазывать пластилин по бумаге.
    • Оставляем отпечатки на пластилине или тесте, используя разные предметы.
    • Режем тесто ножиком из пластмассы и вырезаем формочками для печенья.
    • Делаем аппликации из рваной или скомканной бумаги, а также из ваты.
    • Выполняем аппликацию объекта, состоящего из двух или трех частей, например, гриба, дома.
    • Делаем сюжетные аппликации из двух или трех объектов, например, дом, туча и солнце.
    • Используем в играх блоки Дьенеша, конструктор лего, а также палочки Кюизенера. Строим из них дом, мост, забор, гору.

    Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию.

    Социальное

    Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:

    • Обращаем внимание карапуза на других деток, стараясь пробудить к ним симпатию.
    • Знакомство с другими детьми во время прогулок, предложение поиграть вместе. Так как в данном возрасте детки не умеют еще взаимодействовать в игре, очень важно участие в совместной игре взрослого. Особенно важно учить кроху играть с другими малышами, если вскоре ребенок начнет посещать детский сад.
    • Учим ребенка меняться игрушками.
    • Объясняем, когда нужно жалеть других людей, например, если мальчик упал.
    • Обучаем ребенка мыть руки с использованием мыла, полотенца.
    • Убираем вместе с малышом со стола после еды.
    • Собираем разлитую жидкость губкой.
    • Учим кроху самостоятельно снять одежду, а также надеть ее.
    • Поливаем с ребенком цветы.
    • Вместе убираем игрушки, складывая их на место.

    В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

    Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.

    У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

    С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.

    Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.

    Примерная программа упражнений на неделю

    Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:

    1. Не перегружать ребенка занятиями в целом.
    2. Не повторять одинаковые занятия.
    3. Не упустить какой-либо вид развития.
    4. Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.

    Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Суббота

    Воскресенье

    Физическое развитие

    Игры с мячом

    Бег с препятствиями

    Ходьба по нарисованной волнистой линии

    Занятие с фитболом

    Прыжки по «кочкам»

    Игра в «улитку»

    Ходьба на руках

    Познавательное развитие

    Собираем пазл

    Находим целое по части

    Подбираем предмету тень

    Изучаем домашних животных

    Сортируем предметы по цвету

    Изучаем времена года

    Ищем пропавшую игрушку

    Сенсорное развитие

    Щупаем холодные и теплые предметы

    Изучаем материалы на ощупь

    Изучаем вкус

    Трогаем гладкие и шершавые предметы

    Мелкая моторика

    Играем с крупой

    Пальчиковая гимнастика

    Игра со шнуровкой

    На прогулке создаем узоры из маленьких камешков

    Игра с прищепками

    Игры с песком

    Игра с наклейками

    Музыкальное развитие

    Поем с мамой

    Слушаем звуки музыкальных инструментов

    Слушаем классическую музыку

    Слушаем детские песенки

    Речевое развитие

    Читаем сказку

    Читаем стихи

    Кривляемся перед зеркалом

    Обсуждаем картинки в книге

    Разыгрываем сказку

    Задуваем свечи

    Совместное чтение с обсуждением прочитанного

    Творческое развитие

    Рисование красками

    Лепка с соленым тестом

    Аппликация из рваной бумаги

    Социальное развитие

    Общение с другими детками

    Идем в гости

    Прогулка в песочнице

    Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.

    В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.

    Во время проведения занятий вы можете заметить агрессию ребенка. Часто она проявляется и в случаях, когда родители отказываются выполнять пожелания ребенка. Как себя вести в том случае, если при этом ребенок еще и кусается ? Об этом смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

    • Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он против игры. Ваша настойчивость может усугубить ситуацию и вызвать резкое неприятие развивающих игр.
    • Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным.
    • Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи.
    • Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось.
    • Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку.

    Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.

    Уход и режим

    Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:

    1. Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
    2. Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
    3. После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
    4. Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
    5. Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.
    6. Питание 2-летнего карапуза предусматривает 4 приема пищи с промежутками 3-4 часа между ними. Питательность рациона ребенка этого возраста должна соответствовать 1400-1500 ккал.
    7. Зубы

    Екатерина Алексеевна Хури
    Конспект развивающего занятия с детьми раннего возраста (2–3 лет) «Мышка»

    Цель :

    Побуждать детей к активному общению, формировать положительный эмоциональный настрой. Развивать у детей умение выполнять движения в соответствии с текстом; подражать выразительным имитационным движениям взрослого; развивать образное мышление ; развивать мелкую моторику . Учить узнавать мышей по отличительным внешним признакам и издаваемым звукам; дать понятие один и много, закреплять представления о величине и цвете, форме (круг) . Формировать умение ходить и бегать на носках, пролезать в обруч, ориентироваться в пространстве; выполнять движения вслед за взрослыми, обогащать двигательный опыт.

    Оборудование :

    Игрушки : большая Мышь, Кошка, маленькие мышки разного цвета , кружочки-«норки» разного цвета, обручи.

    Ход занятия:

    1. Приветствие.

    Ведущий :

    Колокольчик мой звенит

    Собираться нам велит

    Собираемся в кружок

    Поздоровайся дружок!

    Далее ведущий по-очереди приветствует каждого ребенка словами : Все мы … Кате (называет имя ребенка) очень рады. Кате (имя ребенка) нам похлопать надо. Дети совместно с ведущим хлопают в ладоши.

    2. Разминка «Солнышко» .

    Ведущий :

    Утро красное пришло,

    Солнце ясное взошло.

    Стали лучики светить

    Малых деток веселить. // Дети поднимают ручки вверх и шевелят пальчиками как «лучиками» .

    "Рано утром мы проснулись" // Рано утром мы проснулись. Потянулись, потянулись. Мамочке мы улыбнулись. /Совершаем имитирующие действия.

    «Вот мы встретились с водичкой «//Вот мы встретились с водичкой. И умыли наше личико. Мы умыли наши глазки. Мы умыли наши щечки. Мы умыли наш роток, чтоб кусался там зубок»

    Ведущий :

    Что умеют делать наши ручки?- Хлопать в ладошки": «У ребяток ручки хлопают. Тихо хлопают, тихо хлопают. У ребяток ножки топают. Громко топают. Громко топают. / Выполняем соответствующие движения.

    3. Сюрпризный момент. МЫШКА .

    3.1. Рассматривание мышки

    Ведущий показывает детям игрушку Мышку :

    «1, 2, 3, 4, 5. Кто пришёл к нам поиграть?

    Кто это пищит?»

    Ведущий ждет ответов детей и продолжает :

    «Это мышка к нам пришла и мышаток привела.

    Какие красивые мышки . Мама мышь большая, а детки – маленькие.

    Мама мышка одна , а мышат – много.

    Где у мышек глазки, ушки, носик… А как пищат мышки ? (пи-пи-пи)

    Дети рассматривают мышку , показывают движения, подражают имитирующим звукам.

    3.2. Пролезание в обруч. «Мышки в норках » .

    Ведущий :

    «Наши мышата живут в норках. А где же эти норки?

    Они круглые, как наши обручи.

    Мышки ходят др . к др. в гости из норки в норку

    И вы теперь не ребятки, а мышатки, и вы будете ходить др. к др. в гости.»

    /Дети пролазят в обручи, имитируют хождение в гости. /

    3.3. Дидактическая игра. «Спрячь мышки в норки

    Ведущий :

    «Молодцы! Хорошо пролезаете в норки, а теперь давайте поможем попасть в норку другим мышатам.

    Посмотрите сколько здесь мышек : они все разного цвета. Какого цвета мышки ? Жёлтые, красные, синие.

    Помогите мышкам найти свою норку . / На стол раскладываем заготовленный материал.

    Дети садят (вставляют в прорезанные под каждую мышку прорезь ) мышек по цвету в соответствующую норку.

    3.4. Пальчиковая игра. Мышкины ножки .

    Ведущий :

    «Все наши мышки разбежались по своим норкам, потому что у них очень быстрые ножки.

    Как у нашей Мышки

    Ножки-коротышки.

    Ножки Мышкины спешат

    К сырной корке - и назад.

    Изображаем пальчиками Мышкины ножки . / Перебираем пальчиками по своим ногам «бегущими» пальчиками вверх-вниз.

    3.5. Ходьба и бег на носочках.

    Ведущий :

    «Когда мышки хотят скушать свой сыр они не бегают, а крадутся.

    А как ходят мышки ? Вот так, на носочках. / Ведущий показывает движения детям. Дети подражают движениям ведущего.

    Ведущий :

    «Хитрые мышки тихо очень

    в погреб наведались темной ночью

    Хочется мышкам всем ужасно :

    вкусной сметаны, сыра, масла»/Дети ходят на носочках за ведущим.

    Ведущий :

    «Кот- лежебока услышал мышек и начал их догонять, а мышки побежали . /Дети разбегаются.

    Ведущий :

    «Бегали, бегали мышки и спрятались в норках.» /Дети садятся на корточки.

    Ведущий :

    «Ты котик не шали!

    Публикации по теме:

    «Путешествие в сказку». Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста [Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. Задачи: продолжать обучать детей навыкам взаимодействия,.

    Конспект интегрированного занятия по ПДД с детьми раннего возраста Конспект интегрированного занятия с детьми раннего возраста «Королевство Светофория» Цель: Ознакомление детей раннего возраста с видами.

    Задачи занятия:1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие речи: учить понимать обращенную речь, мотивация речи. 3. Учить показывать части.

    Конспект коррекционного-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (первый класс) Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ, 1 класс (второе полугодие).

    Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) с детьми раннего возраста

    В двухлетнем возрасте ребенок делает качественный скачок в своем развитии, осваивает новые горизонты. В ближайшее время могут прозвучать первые фразы, первое «я». В этот период очень важно уделить внимание сенсорному развитию (развитие органов чувств) и моторному (овладение движениями). В статье представлен обзор идей интересных и развивающих игр и занятий с детьми от 2 до 3 лет.

    В этом возрасте уже можно начинать знакомится с первыми буквами, заучивать цвета, простые фигуры. Усилить восприятие ребенка можно через зрительные, тактильные, слуховые компоненты.

    Предлагаю Вашему вниманию несколько разновидностей игр и занятий, которые помогут малышу развить такие познавательные процессы, как восприятие, внимание, память, логическое мышление.

    1. Игра с баночками и крышками

    Подготовьте различные пустые емкости с крышками (например, из-под крема, лекарств, кофе, шампуня и др.)

    Покажите малышу, как нужно отворачивать крышки и дайте ему самому это сделать с остальными банками. Затем все перемешайте и дайте задание подобрать к каждой баночке подходящую крышку. Периодически меняйте баночки и усложняйте задачу малышу, ищите разные варианты закручивания крышек.

    2. Игра с прищепками

    Подготовьте для игры различного вида и цвета прищепки, шнурки, ленточки, фигуры животных, деревьев из картона и др.

    Покажите малышу, как открывается ротик прищепки, медленно нажимая указательным и большим пальцем на нее. Затем дайте попробовать ребенку. Далее предложите ребенку сделать ежика, солнышко, елочку, рыбку, стрекозу. Также дайте ребенку попробовать прикрепить прищепки к различным краям, например рукавички, полотенца, корзинке, шнурку.

    3. Игра обобщение

    Подготовьте различные фрукты и овощи и разложите перед малышом. Попросите найти и отложить в сторону только груши (разные по цвету и размеру), а в другую яблоки. Для малышей старше 2,5 лет дайте задание разложить в одну сторону овощи, а в другую фрукты.

    4. Игра «Договори словечко»

    Приготовьте картинки, например с кошкой, мишкой, машиной, мячом. Разложите перед ребенком картинки, назовите их и предложите малышу назвать их самостоятельно. Затем предложите рассказать стишок и назвать картинку, которая подходит к стишку. При этом заканчивая стихотворение, последнее слово даете назвать малышу.

    Шел по лесу толстый мишка

    На него свалилась (шишка),

    Тише Танечка не плачь,

    5. Игра переливание воды

    Покажите малышу, как можно переливать воду кружкой из одного ведра в другое. Когда ему надоест, предложите половник или ковш.

    Далее покажите, как из одной миски можно перелить воду в другую при помощи шприца, резиновой груши, губкой (отжимая воду в миску), большой ложкой. Дайте ему попробовать самому. Такие игры можно проводить и во время купания.

    6. Просеивание

    Подготовьте две небольшие миски, ситечко, манку и горох. Манку и горох перемешайте и насыпьте в одну из мисок. Покажите малышку, как нужно держать ситечко и зачерпывать им. Потрясите его, просеивая манку. Когда останется горох, пересыпьте его в пустую миску. Дайте повторить малышу.

    7. Сортировка природного материала

    Подготовьте три вида природного материала, например разновидности орехов. Попросите ребенка разложить предметы в три миски, покажите, как это делается. Когда малыш справится, предложите ему заняться сортировкой с закрытыми глазами.

    8. Учимся различать и называть цвета

    Некоторые совершают ошибку, когда начинают обучать цвету, не имея исходных образцов цвета. Например, говорят, покажи желтый цвет, такой же, как солнышко. Однако солнышко бывает не только желтого цвета. Поэтому для обучения всегда должны быть карточки с эталоном цвета. Рекомендуется начинать обучение с самых ярких цветов, например с красного.

    Познакомив ребенка с цветом, попросите найти игрушку такого же цвета. Когда ребенок принесет, отправьте его за другой игрушкой, так пока не принесет все игрушки красного цвета. Аналогичным образом познакомьте его с другими цветами. Когда ребенок научится различать цвета, усложните игру и, показывая на предмет, предлагайте ему называть какого он цвета.

    Про речевое развитие ребенка от 2 до 3 лет читайте

    9. Учимся различать и называть геометрические формы

    К трем годам малыш должен научиться различать как минимум две простые формы: круг и квадрат. Если ребенку легко это дается, попробуйте также научить его и другим формам. Для обучения можно использовать разные развивающие игры, рамки, вкладыши, трафареты, наклейки.

    10. Учимся рисовать линию

    Цель задания постепенного готовить ребенка к письму.

    Дайте ребенку лист с изображением жёлтой бабочки и голубой стрекозы, а также цветочка и листочка. Предложите посадить бабочку на цветочек, а стрекозу – на листочек. Для этого надо провести дорожки. Малыш сначала проводят дорожки пальчиком, а потом фломастером.

    11.Учим первые буквы.

    Тут подойдут любые игровые методики. Мне очень нравится методика Н.Пятибратовой, где для запоминания буквы используется картинка ассоциация и закрепляющее движение. Методика рассчитана для быстрого запоминания.

    Из литературы в этом плане подойдет: Букварь. Учимся читать с 2-3 лет. Все задания здесь рассчитаны именно на малышей.

    Очень интересная азбука Юлии Таракановой «Живые буквы». Картинка — ассоциация, подобранная к букве, по своей форме очень похожа на саму букву. Так что в процессе игры с карточками в памяти ребенка формируется устойчивая ассоциация «картинка - форма буквы - название буквы».

    12. Учимся считать и разделять простые формы

    В этом возрасте целесообразно обучить ребенка счету до 5.

    В процессе обучения можно использовать игрушки, кубики, пальцы рук, счеты, считалочки и другие игры.
    Также для изучения очень важны карточки. Их можно купить, или смастерить с ребенком самостоятельно. В начале показывайте их малышу последовательно, затем меняйте очередность.

    Учите малыша сравнивать предметы различать контрастные величины:

    • На примере карандашей либо веревочек объясните, что значит короткий и длинный;
    • Сделайте из дощечек две дороги, одну широкую и одну узкую. Пусть малыш покатает по ним машинки. Объясните где широкая, а где узкая дорога;
    • Постройте из кубиков домик, один высокий, а другой низкий. Объясните малышу, где какой домик.

    13. Игра весёлые прыжки

    Цель — совершенствование моторики детей, координации движений.

    Игра в ракету и самолет:

    Раз, два - стоит ракета. (Руки вверх, сомкнуты над головой )

    Три, четыре - самолёт.(Руки в стороны )

    Раз, два - хлопок в ладоши, (прыжки на одной и двух ногах .)

    А потом на каждый счёт.

    Раз, два, три, четыре -

    Руки выше, плечи шире. (Руки вверх и в стороны )

    Раз, два, три, четыре -

    И на месте походили. (Ходьба на месте )

    Проводя занятия, обращайте внимание на то, какие игры нравятся Вашему малышу больше, а какие не очень. Двухлетние малыши сами показывают нам, что им интересно, а наша задача построить на этом развивающие занятия.

    В возрасте 2-3 лет ребенок совершает значительный рывок в развитии, переходя из состояния малыша в период младшего дошкольного возраста. Психологи считают, что знания и навыки, заложенные в это время, составляют базу всего последующего развития ребенка.

    Целенаправленные занятия помогут сформироваться таким полезным качествам как интерес к получению знаний, творчеству, стимулируют мышление, устойчивость внимания, развивают речь.

    На что обратить внимание

    Многие родители предпочитают не водить детей в развивающие центры, а заниматься дома. Это возможно, если у ребенка нет каких-либо нарушений, которые требовали бы коррекции специалистом.

    Что должен уметь ребенок в 2-3 года:

    1. Понимать и выполнять просьбы, состоящие из 2-3 последующих действий.
    2. Рисовать картинки, собирать кубики и конструктор по возрасту.
    3. Знать и называть части тела.
    4. Использовать в речи простые предложения из нескольких слов. При этом к трем годам должны быть освоены и сложные конструкции предложений.
    5. Знать бытовую лексику, иметь активный словарный запас более 1000 слов.
    6. Быть способным удерживать внимание в течение некоторого времени, выполняя несложные задания.

    Правила проведения развивающих занятий в 2-3 года

    • Все «уроки» должны проходить в игровой форме. В этом возрасте игра - это естественный вид деятельности ребенка.
    • Обязательна частая смена видов занятий, так детям пока еще трудно заниматься чем-то одним в течение длительного времени. Не требуйте от своего чада усидчивости - порисовали, теперь можно и побегать.
    • Занятия должны длиться не более 15-20 минут. Если что-то не доделано - не дорисована картинка или не собран пазл, помогите ребенку. Тем самым вы показываете, как важно получить результат.
    • Обязательно хвалите и подбадривайте своего «ученика». Не важно, что заяц из пластилина больше похож на медведя! Главное, что ребенок старался, пробовал что-то новое.
    • Подробнее о развивающих .

    Примерные игры для проведения развивающих занятий

    Для формирования правильного речевого дыхания:

    • Сдуваем снежинку. Положите на ладошку ребенку легкий кусочек ваты и предложите ему подуть так, чтобы «снежинка» улетела. Можно поиграть в «футбол», задувая ватный мячик в ворота.
    • Дети очень любят задувать огонек свечи. Конечно, делать это можно только с родителями.
    • Не забывайте нюхать цветочки. Иногда дети путают процессы вдоха и выдоха, вырабатывайте автоматизм.

    Артикуляционная гимнастика поможет в правильной постановке звуков. Язычок может чистить зубки, облизывать воображаемое мороженое с губ, сворачиваться в трубочку, изображать чашечку, цокать как лошадка и т. п.

    Для развития словарного запаса побольше читайте ребенку. Рассматривайте картинки, задавайте по ним вопросы. Пусть ребенок старается сам рассказать, что он видит и что происходит на изображении.

    Учите короткие детские стихи - это прекрасно развивает память и речь.

    Развитию общей моторики способствуют подвижные игры и занятия логоритмикой . Подберите стихи, в которых описываются какие-либо движения, и предложите ребенку их показывать. Один из вариантов - песенка маленьких утят. Потанцуйте вместе!

    Обязательно уделите время развитию мелкой моторики:

    • Творческие занятия - рисование, лепка, аппликация.
    • Игры-шнуровки.
    • Рисование пальцами на крупе, перебирание гороха и фасоли (вспомните Золушку, которой надо было отобрать горох от чечевицы, прежде чем она сможет поехать на бал).

    Игра «Волшебный мешок» развивает сенсорные ощущения и поможет в обучении ребенка основам логики, изучения геометрических фигур, развитию речи. Положите в мешочек разные игрушки. Ребенок должен узнать их на ощупь и назвать. Помогите ему объяснить, как он рассуждал - к примеру, огурец длинный, овальный, апельсин круглый и т. д.

    Игрушки помогут вам формировать у ребенка логическое мышление и немного позаниматься математикой:

    • «Больше-меньше». Из кубиков составьте длинный «поезд» для кукол. Посадите их около вагонов. Все ли куклы смогут поехать в гости? Что делать, если их больше, чем вагонов у поезда? Сколько нужно добавить вагончиков, чтобы всем хватило места?
    • «Подбери пару». Подойдет игрушечная посуда или даже настоящая. Ребенок должен подобрать к каждой кастрюле подходящую по размеру крышку. (Посуду брать не обязательно. Используйте коробки, шкатулки). Похожий принцип у игрушек-сортеров, в которых нужно подобрать фигуру, подходящую к конкретному отверстию.
    • «Кто что ест». Пригласите игрушек на обед. Надо угостить каждого той едой, которая подходит ему в природе.

    Для развития ребенка в этом возрасте совсем не обязательно организовывать специальные занятия. Всему можно научить в процессе игр, прогулок и обычного каждодневного общения. Больше разговаривайте, задавайте вопросы, поощряйте к беседе, новым «открытиям». Играя во всем известные «Ладушки», вы развиваете у малыша координацию движений и внимательность, строя башню их кубиков - стимулируете логическое мышление и пространственное воображение. Не упускайте возможность поиграть и пообщаться! Тем самым вы помогаете своему ребенку расти и развиваться, закладываете базу его интеллектуальных способностей.

    Похожие публикации