Психологическое насилия над детьми. Каким бывает психологическое насилие в семье

Даже если вы считаете, что тема психологического насилия над детьми вас абсолютно не касается, не спешите закрывать эту статью. Я вполне допускаю, что вы - заботливый родитель, который вкладывает душу в воспитание ребенка и если когда-то к чему-то и принуждаете своего малыша, то исключительно ради его же блага.

Но вот вопрос: всегда ли вам удается избежать психологического насилия над детьми? Того самого насилия, которое калечит психику ребенка и оказывает негативное воздействие на формирование его жизненного сценария?

Психологическое насилие в семье - За маму, за папу…

Как вы думаете, какому психологическому насилию чаще всего подвергаются наши дети? Как ни странно, но это насилие связано с кормлением ребенка.

Помните: «Ложечку за маму, ложечку за папу?..»

И ребенок открывает рот, даже если уже насытился, даже если чувствует, что каша вот-вот попросится назад.

Но что он может понимать, такой маленький - правильно? Мама же лучше знает…

При этом нам даже в голову не приходит, что последствия насильного кормления не менее печальны и страшны, чем последствия сексуального насилия. Парадокс заключается в том, что подобное психологическое насилие женщины совершают над ребенком из самых лучших, как им кажется, побуждений.

Между тем есть один простой, но верный способ обеспечить ребенку хороший аппетит без психологического насилия и принуждения. Нужно просто дать ему нормально проголодаться… Голод - лучшая приправа к приготовленному вами блюду.

Понимаю, сейчас вы возмущены до глубины души и наверняка посылаете в адрес автора статьи самые нелицеприятные эпитеты.

Сотни специалистов ломают головы над составлением сбалансированного питания, разрабатывают режимы, высчитывают необходимое количество калорий и витаминов, нужных для нормального развития ребенка.

Вы сами прилагаете все усилия, чтобы ваш малыш не был истощенным. А тут заявляют, что нужно оставить его голодным.

Но не спешите осыпать меня проклятиями - сейчас я все объясню.

Тема плохого аппетита - самая популярная в среде мам. На какие только ухищрения не идут родители ради того, чтобы ребенок открыл рот для очередной порции пищи. В ход идет все - от оригинального оформления блюд и игровой формы кормления до прямого давления и, чего греха таить, откровенного шантажа.

Тем самым, мы абсолютно игнорируем естественные методы регулирования аппетита и саму животную природу маленького человека, мешая ему развиваться и обрекая его на пассивное потребление. Что это, если не психологическое насилие над детьми?

Видимой частью «айсберга» последствий перекармливания является банальное ожирение, которое уже давно приобрело масштабы пандемии. В организме ребенка происходят физиологические изменения, благодаря которым организму удается справляться с излишками пищи. Увеличение объема желудка, образование жировых отложений - все это и во взрослой жизни играет с нами злую шутку.

Однако невидимая часть проблемы намного глобальнее - перекармливая своих детей, мы лишаем их возможности понять, свои истинные желания, что они хотят на самом деле, что им необходимо для ощущения счастья.

На первом этапе жизни аппетит ребенка регулируется естественным образом, так же как и у животных. Младенец требует пищу, когда голоден, и отказывается, если сыт. Попробуйте дать бутылочку со смесью сытому новорожденному младенцу - даже если вы сумеете настоять на своем, он просто срыгнет излишки.

Но ребенок растет, и, прибегая ко всяческим уловкам, родители добиваются своего - со временем его организм приспосабливается к избыточному потреблению пищи, это становиться для растущего человека всегда доступным источником получения удовольствия. Таким образом, состояние хронической сытости лишает ребенка стимула для развития его природных качеств.

Более подробно тема психологического насилия над детьми и насильственного кормления раскрыта в статье

Психологическое насилие над детьми - Не тормози

К сожалению, психологическое насилие в семье принимает различные формы. Мы по разным причинам, часто стараемся переломить натуру ребенка и воспитать в нем все те качества, которых, по нашему мнению, ему не хватает или наоборот отучить от «вредных привычек».

Возьмем простой пример: одна знакомая мне часто жалуется на медлительность сына. Сама она очень активная, из тех женщин, про которых говорят, что их «везде много». Подвижная, гибкая, эмоциональная, способная мгновенно принимать решения кожно-зрительная женщина. Делать сразу несколько дел одновременно - это для неё норма жизни.

А вот сынок на маму в этом отношении совершенно не похож. Анально-зрительный, спокойный обстоятельный малыш, который рисовать не начнет, пока все карандашики аккуратно не разложит на столе. Очень послушный - он изо всех сил старается угодить маме.

Но вот беда - стоит ему хоть немного ускориться, как все начинает сыпаться из рук. И чем сильнее его подгоняют, тем сильнее он начинает упрямиться, вызывая у мамы приступы гневных истерик. Но особенно его мама переживает по поводу туалета - ей кажется, что ребенок страдает хроническим запором, так как очень долго сидит на горшке. Она борется с этой «вредной» привычкой, постоянно подгоняет своего сына, «сдергивает» его.

Не понимает мама, что, тем самым, лишь усугубляет состояние ребенка. Психологическое насилие в семье в этом случае выражается в том, что ребенку не дают жить в его нормальном темпе, а навязывают темп жизни, свойственный для кожного вектора. Последствиями такого психологического насилия над детьми с анальным вектором являются упрямство, склонность к садизму, чувство обиды на мать, которое проносится через всю жизнь и оказывает крайне негативное воздействие на жизненный сценарий ребенка.

Психологическое насилие в семье - Будь мужиком

Мы воспитываем своих детей, пребывая во власти тех или иных стереотипов. Один из самых устойчивых - мальчик должен быть смелым, сильным, крепким. В общем, защитником. А тут кожно-зрительный сын родился. Слабенький, хилый - с девочками в куклы играет, а мальчишек побаивается. И сам весь нежный и эмоциональный - ну просто как девочка. Танцевать мечтает…

Смотрит на своего непутевого сына анальный отец и понимает, что, если мер не принять, вырастет из мальчика представитель сексуальных меньшинств. И принимает меры - заставляет ходить на единоборства разные, учит обидчикам спуску не давать. А чуть что не так - еще и ремня может всыпать, руководствуясь «мудростью предков». Мол, меня пороли, я человеком вырос. Вот и из тебя всю дурь выбью. Тут уже не только психологическое насилие над детьми, тут и физическое проявляется.

И все из благих намерений…

Вот только последствия такого «воспитания» печальны. Мальчик, не чувствуя психологической безопасности не имеет возможности развиваться, все глубже погружаясь в свои врожденные страхи, пытается скрыться от них… под женской одеждой. Почему? Ответ на этот вопрос скрывается глубоко в подсознании, там, где таится первобытный страх кожно-зрительного мальчика перед каннибалом племени. На заре человечества кожно-зрительных мальчиков, слишком слабых и болезненных, балласт для стаи, попросту съедали или сбрасывали со скалы. В отличие от зорких кожно-зрительных девочек, имеющих видовую роль - дневных охранниц.

Вот и обряжается современный кожно-зрительный мальчик в юбочку и чулочки, тем самым прячась от каннибала: «Смотри, я не мальчик, я девочка! Меня есть нельзя!..» Нет, кожно-зрительный мальчик не гомосексуал, как боится анальный папа. Он - асексуален. И если процесс воспитания не помог такому мальчику вывести страхи наружу, он становится сексуальным партнером того, кто даст ему чувство защищенности.

То есть, оказывая психологическое насилие над детьми родители не оставляют ребенку возможности выбрать лучшую судьбу, достичь максимальной реализации. Транссексуалы и трансвеститы, это кожно-зрительные мальчики с большими страхами в зрительном векторе, они не родились такими, это сделали мы с вами.

Между тем, воспитывая кожно-зрительных мальчиков в соответствии с их врожденными свойствами, мы вырастим поколение, которое окажет важнейшее влияние на развитие нашего общества, выводя зрительную культуру на новый уровень.

Психологическое насилие - помощь родителям и детям

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать однозначный вывод - речь о психологическом насилии над детьми должна заходить всякий раз, когда мы пытаемся «переделать» ребенка - развить в нем свойства, не заданные от природы, и ликвидировать те, которые нам субъективно не нравятся.

Системный психоанализ раскрывает перед нами всю губительность психологического насилия над детьми, к которому можно смело отнести и гиперопеку мамы-наседки, не дающей своему ребенку шагу ступить; и противостояние уретрального ребенка и анального отца, требующего от будущего вождя беспрекословного подчинения.

И даже модное нынче раннее сексуальное воспитание детей , по сути своей, не что иное, как психологическое насилие, которое наносит вред детской психике.

Системное мышление помогает предотвратить психологическое насилие в семье, дает возможность понять врожденные свойства ребенка и найти самые комплементарные способы взаимодействия с ним.

Тысячи отзывов , оставленных благодарными слушателями тренинга, свидетельствуют о том, что в их семьях решается не только проблема психологического насилия над детьми, но и многие другие. Налаживается личная жизнь, проходят психосоматические заболевания, уходят страхи и фобии, депрессии и суицидальные мысли и т.д.

Прямо сейчас вы можете просто закрыть эту статью и продолжать воспитывать своего ребенка по старинке - ведь вы же мама, вы лучше знаете, что нужно вашему ребенку.

А если - нет?

Статья подготовлена по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Негативные эмоции люди в отношении других лиц выражают по-разному. Кто-то просто нехорошо отзывается о каком-то человеке за его спиной, а кто-то выбирает более жесткий и неприятный метод воздействия - психологическое насилие. Статистика показывает, что жертва чаще всего - это не взрослый, а ребенок. Психологическому насилию несовершеннолетние подвергаются в школах, на улице, дома. Это очень серьезная проблема, так как из-за нее у детей нарушается эмоциональное поведение, развитие. У них появляются страхи.

Что такое психологическое насилие

Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. Это тоже относится к психологическому насилию.

Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям. В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие - это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым. С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.

Классификация проблемы на формы

  1. Деградация. При этой форме дети или взрослые воздействуют на конкретного ребенка грубыми словами, ругательствами, обзывают, высмеивают его перед другими людьми.
  2. Игнорирование. Эта форма насилия чаще всего наблюдается со стороны взрослых людей - родителей. Они не обращают на своего ребенка внимания, не интересуются его успехами, достижениями. Он не чувствует ласки, заботы, любви. Естественно, подобное отношение угнетает ребенка.
  3. Отталкивание. Эта черта поведения проявляется тем, что родители отталкивают своего ребенка, постоянно прогоняют его, т. е. дают понять, что он им не нужен.
  4. Терроризирование. При этой форме насилия ребенка постоянно чем-нибудь запугивают. Ему угрожают, предъявляют требования, которые невыполнимы на данном возрастном этапе.

В различных книгах по воспитанию, статьях о психологическом насилии над детьми особое внимание обращается на изолирование. Это еще одна форма проблемы. Ее суть заключается в разных запретах (например, нельзя общаться со сверстниками, ходить с ними на прогулку). Иногда при изолировании родители прибегают дополнительно к физическому насилию - запирают ребенка одного в квартире, комнате, а иногда даже в шкафу, бьют его, если он нарушает запреты.

Когда ребенок становится жертвой психологического насилия, об этом можно догадаться по некоторым особенностям поведения. Наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляется тревожность, излишнее беспокойство;
  • нарушается аппетит;
  • состояние кажется подавленным;
  • самооценка снижается;
  • несовершеннолетний избегает сверстников, взрослых людей, стремится уединиться;
  • иногда из-за психологического насилия у ребенка появляется такая черта характера, как агрессивность;
  • из-за отрицательных эмоций нарушается сон;
  • ребенок начинает меньше внимания уделять учебе, получает плохие оценки в школе;
  • постоянные угрозы, оскорбления, издевательства со стороны сверстников или взрослых приводят к попыткам самоубийства.

Уже в детстве из-за психологического насилия возникают проблемы со здоровьем. Задерживается физическое и умственное развитие, возникает энурез, нервный тик, ожирение. Эмоциональное насилие влияет на мозг. Это в итоге вызывает предрасположенность к различным заболеваниям:

Психологическое насилие в семье над ребенком бывает по разным причинам. Во-первых, родители могут просто не любить свое чадо. Это ужасает. Такая причина просто не укладывается в голове. Как можно не любить собственного ребенка, ведь он - это будущее родителей. С мамами и папами, применяющими насилие, требуется проводить беседы. Необходима также помощь родственников. Если родители не одумаются, то ребенку лучше всего жить, например, с бабушкой.

Другая частая причина - это требования к ребенку. Важно помнить, что нельзя другого человека заставить что-то делать. Требования, которые невыполнимы или которые не нравятся ребенку, способны подавить волю, вызвать угнетенное состояние.

Заповеди мудрых родителей

Существует 4 заповеди мудрых родителей. Они могут помочь избежать психологического насилия над ребенком, ведь не всегда мамы и папы осознают, что их воспитание является неправильным и приводит к негативным последствиям. Во-первых, никогда не пытайтесь сделать из своего ребенка самого лучшего. Не все люди являются одинаковыми. Каждый человек наделен определенными способностями и возможностями.

Во-вторых, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не упрекайте его в том, что он чего-то не достигает, как некоторые его одноклассники.

В-третьих, не угрожайте ребенку, не шантажируйте его. В противном случае вы вызовите у него только страх, стыд. Ваше чадо может подумать, что вы его просто не любите.

В-четвертых, не выясняйте отношения с ребенком при свидетелях, даже если он что-то натворил. Лучше обсудите проблему дома, выясните причину. При неправильном поведении пристыдите ребенка, но помните, что во всем должна быть мера.

Проблема в школе

Абсолютно любой ребенок может стать жертвой школьной травли. Вероятность подобного значительно повышается, если он является спокойным, не слишком активным и общительным. Его обидчиками могут быть лидеры класса, агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения жертву или стремящиеся всегда быть в центре внимания.

О психологическом насилии ребенок всегда расскажет, если он доверяет своим родителям. При скрытном характере, отсутствии доверия в семье наблюдается обратная ситуация. Ребенок ни с кем не делится своими переживаниями и проблемами. Догадаться о том, что он стал жертвой психологического насилия в школе, можно. На наличие этой проблемы указывают следующие нюансы:

  • ребенок не хочет ходить в школу;
  • он не рассказывает о своих одноклассниках;
  • его вещи иногда бывают порванными или испачканными;
  • домой после школы ребенок возвращается в подавленном состоянии.

Что делать, если ребенок подвергается насилию во время учебы

Психологическое насилие над детьми в школе - это проблема, которая должна решаться родителями совместно с классным руководителем. Учитель, как правило, в курсе всего происходящего в классе. Также можно побеседовать с мамами и папами обидчиков. Если несовершеннолетний в течение долгого времени был жертвой насилия, то самым лучшим выходом будет смена школы или временный перевод на режим домашнего обучения.

Если ребенок не хочет переходить в другую школу, то родители должны дать ему несколько советов по поводу того, как справляться с насмешками, оскорблениями:

  • в первую очередь нужно сказать, что проблемы существуют не у тех, кого дразнят, а у тех, кто подобным занимается;
  • эффективный способ справиться с обидчиками - показать им, что их неприятные слова абсолютно не задевают и не расстраивают;
  • в ответ на оскорбления обидчиков можно просто рассмеяться (если подобное поведение каждый раз демонстрировать, то через некоторое время сверстникам станет просто неинтересно «травить» свою жертву).

Ответственность за насилие

Психологическое насилие наказуемо. Например, в школе учитель или директор может поговорить с обидчиками, сделать им замечание, пристыдить их. Оказываться в такой ситуации крайне неприятно. Подобные действия часто пресекают дальнейшие оскорбления, издевательства.

Психологическое насилие в семье тоже наказывается. Ответственность установлена в Семейном кодексе, Уголовном кодексе. В Семейном кодексе России говорится о том, что способы воспитания должны исключать жестокое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. При нарушении этой нормы возможно изъятие ребенка из семьи органом опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью, лишение родительских прав. Но как доказать психологическое насилие над ребенком? Решается эта проблема наличием свидетелей, заключением психолога.

Очень страшна та ситуация, в которой эмоциональное воздействие приводит к побоям и убийству. Психологическое и физическое насилие над ребенком, повлекшее за собой смерть, - это преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Воспитание - самое сложное дело на свете. Очень важно в этом процессе не прибегать к насилию, внимательно слушать ребенка, уважать его мнение, разделять интересы, помогать принимать решения, учить его прислушиваться к другим людям и искать компромиссы. Также важно ограждать свое чадо от негативного воздействия окружающих. Если соблюдать все это, то ребенок будет расти и развиваться в благоприятной обстановке.

Любое насилие, не только семейное, характеризуется тем, что оно направлено, в первую очередь, на подавление индивидуальной воли человека (личности), возможности ему самостоятельно принимать решения. Субъект насилия при этом получает власть над объектом. Психологическое насилие отличается от других видов способом достижения этой власти. Инструментом психологического насилия являются грубые слова и действия, доставляющие агрессору удовольствие. Степень тяжести последствий таких действий может быть различна: от появления чувства униженности до потери дееспособности .

Взаимодействие детей и родителей в семье носит воспитательный характер, поэтому основной проблемой в преодолении насилия над детьми является отделение педагогически верных действий от превышения педагогической компетенции.

Большое значение, как уже было замечено выше, играет культурный компонент. В отечественной культуре побои реализуют миф эффективного воспитания, что легитимирует их в сознании и взрослого, и ребенка. Такие формы физического насилия, как пренебрежение и жестокое обращение с детьми рассматриваются как стиль родительского воспитания и отражение неблагополучной внутрисемейной обстановки. Психологическое насилие имеет несколько другую специфику.

Повышенный интерес к психологическому насилию связан еще и с тем, что в настоящий момент предпринимаются попытки сформулировать некоторые объективные критерии, которые позволили бы на официальном уровне препятствовать нарушению прав детей. Здесь существует два подхода к проблеме. Первый предлагает выделять независимые друг от друга критерии определения психологического насилия, его формы. В сжатом виде эти критерии были представлены Б.Ю. Шапиро. Согласно классификации, предложенной им, можно выделить следующие формы применения психологического насилия:

Изолирование членов семьи,

Угрозы применения насилия,

Унижение достоинства,

Крик, брань, оскорбления,

Игнорирование,

Издевательства, причинение других страданий,

Формирование и развитие чувства страха и бессилия,

Снижение самооценки,

Искусственное создание ситуации, в которых один из членов семьи чувствует себя психически ненормальным .

Все эти действия обладают общей характерной чертой: психологическое насилие определяется как умышленные действия одного человека (назовем его субъектом психологического насилия), направленные на причинение душевного страдания другому человеку (объекту насилия). Здесь есть некий садистский расчет, что уже нельзя оправдать только лишь педагогической некомпетентностью.

Психологическое насилие над ребенком имеет внутреннюю логику, выстраиваемую взрослым. Так, если педагогическое замечание появляется как немедленная реакция на только что произошедшее событие, то насилие просчитывается и с самого начала является жестокой стратегией методичного причинения ребенку психологических и эмоциональных страданий.

Долгое время критерием насилия над ребенком было причинение ему существенного вреда. Здесь необходимо отметить, что в результате психологического насилия ущерб психике ребенка возможен, но не закономерен (нет 100% гарантии возникновения отрицательных последствий), кроме того, ребенок не всегда может рефлексивно определить акт психологического насилия и идентифицировать его как таковой.

Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классифицирование. Кроме этого, психологическое насилие довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия. Это и определяет второй подход к определению насилия над ребенком.

Британские исследователи рассматривают соотношение психологического насилия с другими видами насилия. На основе проведенных в Великобритании исследований они сделали следующие выводы:

1) Игнорирование элементарных психологических потребностей ребенка близко к заброшенности. В такой ситуации субъект насилия «играет» с чувствами ребенка. Агрессор выстраивает стратегию подчинения, через систематическое лишение ребенка пищи, света, сна или общения с друзьями. Специалисты считают, что такое наказание является более тяжким по сравнению с заброшенностью, т.к. предполагает умышленное воздействие на психику ребенка, в то время как при заброшенности имеет место просто безразличие к его состоянию. Более сконцентрированной и тяжкой формой игнорирования является депривация, когда родители направляют агрессию на частную собственность ребенка, тем самым, используя личные (а значит особенно дорогие) вещи как инструмент психической атаки.

2) Провоцирование возникновения у ребенка чувств горя, ужаса, унижения квалифицируется как изощренная форма пыток, что по своему содержанию соответствует физическому насилию. Родители используют естественные функции организма для проявления жестокости: еда, сон, мочеиспускание. Этот вид насилия принимает формы физического воздействия: например, если ребенка принуждают есть непригодную к употреблению пищу (еда как наказание).

3) В качестве особой формы насилия можно также выделить и унижение ребенка в присутствии посторонних, что влечет усиление чувства вины и деградации. Кроме этого, авторы находят определенное сходство между антипатией и угрозой оставлением. Результатом обоих стратегий является потеря чувства индивидуальности и благополучия. Психологизм может привести к особо острым последствиям в случаях, когда ребенка принуждают постоянно сомневаться в нормальном функционировании органов чувств. Например, родители заставляют ребенка несколько раз выполнять одни и те же действия, ссылаясь на то, что он «услышал не то, что было сказано». В конечном счете, ребенок решает, что он сошел с ума и его сознание неадекватно реальности. К этой же группе относят и крайнюю степень отчуждения .

Еще один вид психологического насилия - эмоциональный шантаж и подкуп ребенка. Пытаясь сохранить покой, родители шантажируют ребенка. В результате у ребенка вырабатывается устойчивый страх последствий его действий. Как правило, этот вид насилия сочетается с сексуальным домогательством и эксплуатацией (например, принуждение к воровству, проституции, попрошайничеству).

Как видно из приведенных примеров, чрезвычайно тяжело дать определение психологического насилия в семье, которое можно было бы в последствии использовать для официальной помощи детям в ситуации риска. По всей видимости, многообразие и изощренность насилия над детьми не может дать лаконичного и в то же время точного формализованного определения. Анализ существующих классификаций психологического насилия приводит к выводу, что ни одна из них не может использоваться отдельно от других. Одновременно с этим необходимо провести более тщательную работу по анализу отдельных случаев, что позволит дополнить и расширить представления о насилии вообще и психологическом насилии в частности.

И стараются оградить свое чадо от таких травм. Но часто сами мама и папа наносят непоправимый вред своему малышу. Зачастую именно нездоровая атмосфера в семье травмирует маленькую личность.

Речь идет о психологическом насилии над детьми в семье. К нему относятся частые конфликты, оскорбления, унижения, запугивания, чрезмерный контроль, безразличие по отношению к ребенку и еще много других аспектов. Подобное поведение родителей воспринимается, как . Они думают, что делают все на благо малышу, хотят как лучше.

Американские психологи провели исследование и выяснили, что психологическое насилие не меньше, чем сексуальное или физическое. Каждый год из-за психологического насилия сбегают 50 тысяч детей. Так, может, стоит искоренить ?

КАКИМ БЫВАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

«У тебя руки не из того места растут» - казалось бы, что такого в этой обыденной фразе? Но абсолютно все, что несет негативный посыл по отношению к ребенку, может расцениваться, как психологическое насилие.

Отталкивание. Родители не ценят своего ребенка, показывают, что он нежеланный и ничего для них не значит. Такого малыша в семье часто оскорбляют и обвиняют в своих проблемах.

Игнорирование. Родители слишком увлечены делами или же не умеют или не хотят выражать свои эмоции по отношению к ребенку. На малыша практически не обращают внимания, он предоставлен себе и со временем вообще перестает эмоционально замечать присутствие или отсутствие родителей.

Изолирование. «Иди в свою комнату» - фраза, которую часто можно услышать от родителей. Закрыть ребенка в его комнате - значит, совершить акт психологического насилия. Ограничение физической свободы, запрет общаться с друзьями и выходить гулять во двор - это все варианты .

Терроризирование. Ребенка заставляют сделать что-либо путем проявления насилия - запугивают и угрожают. Часто в таком случае чадо высмеивают на людях за любые маленькие неудачи (по мнению родителей), не одобряют проявление эмоций.

Безразличие. Родителям все равно, чем занимается их ребенок. Они не обращают внимания на своего чада. Не реагируют на жестокость по отношению к ребенку и равнодушны к проявлению жестокости с его стороны.

Эксплуатация. Такая форма психологического насилия над детьми имеет разные вариации. Ребенка могут использовать для привлечения дополнительных денег, для облегчения своих домашних обязанностей, для реализации своих потребностей. Да, ребенок должен помогать по дому. Но не посредством криков и скандалов.

Деградация. Родители травмируют психику ребенка и разрушают его личность через унижения, высмеивания, оскорбления - все то, что понижает самооценку.

Часто дети подвергаются психологическому насилию в неполных семьях. Например, мать срывается на сыне из-за неудачного брака. А отец жестоко относится к дочери, если не может выразить свой гнев ее матери.

КАК ВЛИЯЕТ НА РЕБЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Родители определяют, что хорошо и что плохо. Они знают, когда и . Молодые мамы всегда думают, что их дети мало кушают и всеми правдами и неправдами стараются запихнуть в них как можно больше еды. А это, между прочим, тоже психологическое насилие. Если малыш не хочет кушать, не заставляйте, не запугивайте и не кричите. Просто дайте ему проголодаться. И это только самый незначительный пример.

Ребенок не такой, каким хотят его видеть родители, он обладает «не теми» чертами характера, имеет «не такие» способности и таланты. В таком случае родители пытаются «задавить» своим авторитетом, переделать чадо под себя, создать «идеального» ребенка, совершенно не обращая внимания на потребности и желания самого малыша.

  • Ребенок становится замкнутым, эмоционально неразвитым. Ему сложно понять чувства других людей и проявить свои.
  • Ребенок не уверен в себе. А как может быть иначе, если родители его постоянно оскорбляют? Он не умеет уважать себя и считает, что не достоит хорошего отношения.
  • Ребенку сложно строить отношения с другими людьми. Виной этому эмоциональная закрытость и недоверие к окружающим. Дети в будущем будут ждать от людей только плохого: обмана, насмешек, предательства, агрессии.

Отношения детей и родителей строятся на схеме подчинения. Схемы могут быть двух видов. Первый вид, когда подчинение возникает на основе естественных ролей. Ребенок подчиняется родителям, слушается их. Это естественный процесс воспитания, установление правил и запретов родителями и соблюдение требований детьми. Этот вид подчинения возникает в связи с различиями в компетентности. Родители имеют больше жизненного опыта и делятся им с ребенком, ребенок принимает этот опыт. Этот процесс порождает естественное подчинение.

Второй вид подчинения в корне отличается от первого. Подчинение ребенка часто выступает как необоснованное и напоминает собой рабство, когда ребенка притесняют и в школе, и дома. Взрослые ущемляют его права, достоинство, он чувствует себя униженным. Существуют понятия физического, психического и психологического насилия над ребенком.

Физическое насилие - это нанесение любого умышленного телесного повреждения ребенку родителями или другими взрослыми людьми. Физическое насилие над ребенком может привести к ужасным последствиям, начиная от нарушения здоровья ребенка до летального исхода.

Психическое насилие - воздействие взрослого человека на психику ребенка методом угроз и запугивания с целью подавления сопротивления ребенка, отстаивающего свои интересы и права.

Психологическое насилие - это регулярное психическое воздействие, оказываемое на ребенка взрослыми на протяжении длительного времени, ведущее к формированию у него различного рода патологий и тормозящее развитие его личности.

Психологическим насилием можно считать следующие действия по отношению к ребенку:

  • постоянное оскорбление ребенка, унижение его достоинства:
  • частая критика в адрес ребенка, проявление к нему открытой неприязни;
  • угрозы ребенку физической расправой или лишением его возможностей удовлетворять свои потребности;
  • изолирование ребенка от общества, принуждение его к одиночеству, запрещение общаться со сверстниками;
  • требование от ребенка поведения и совершения действий, которые не соответствуют его возрастным возможностям;
  • обман ребенка взрослыми, регулярное невыполнение данных ему обещаний;
  • применение к ребенку акта физического насилия, которое вызвало у него тяжелую психическую травму;
  • ругательства, крики, постоянные обвинения и оскорбления ребенка;
  • унижение его достоинств, принижение достижений и успехов;
  • отказ ребенку в ласке, заботе, любви со стороны родителей, лишение его чувства безопасности в семье;
  • совершение родителями насильственных действий по отношению друг к другу, например, отец избивает мать;
  • аморальное влияние на развитие ребенка;
  • запугивание ребенка демонстративным избиением домашних животных.

Психологическое насилие в семье накладывает ужасный отпечаток на развитие личности ребенка. Последствия психологического насилия у детей младшего возраста могут проявиться в задержке развития, как физического, например, задержке роста, так и психического, например, в развитии речи малыша. Ребенок становится импульсивным, возбудимым, легко выходит из себя. Из-за постоянного пребывания в напряженном состоянии у малыша появляются вредные привычки. Некоторые начинают грызть ногти, кто-то вырывает волоски из головы. Ребенок чувствует себя одиноким, покинутым, никому не нужным, он не видит смысла своей жизни. Из-за этого могут возникать мысли о самоубийстве, некоторые неоднократно совершают попытки уйти из жизни.

Запуганные, забитые дети становятся податливыми и уступчивыми, поэтому именно они часто бывают жертвами педофилов. Ребенка постоянно мучают ночные кошмары, в которых проявляется весь негатив, полученный от взрослых, и его собственные переживания. Из-за этих кошмаров ребенок боится засыпать, происходит нарушение сна. Многочисленные страхи мешают ему нормально жить. Он боится темноты, боится сделать что-то не так и получить новую порцию родительского гнева. Ребенок не в силах изменить ситуацию, чувствует беспомощность и безнадежность. На этой почве его мучают депрессии. Ребенок запущен, одинок, о нем никто не заботится подобающим образом. Родители не обращают внимания даже на его необходимые нужды - питание, одежда, жилищные условия, гигиену, здоровье. Такие дети очень часто отстают от нормы роста и веса, так как нередко голодают и вынуждены сами себе добывать еду, попрошайничая на улице. Одеты такие дети, как правило, в старую, неопрятную одежду. Родители могут не следить даже за здоровьем ребенка, не делать прививок. У детей часто наблюдаются нарушения кожных покровов, различные экземы, дерматиты. Предоставленный сам себе ребенок, может начать прогуливать школу, у него падает успеваемость. Именно дети, подвергающиеся психологическому насилию в семье, наиболее часто проявляют девиантное поведение.

Дети довольно часто подвергаются насилию со стороны взрослых, но родители не всегда правильно на это реагируют. Если ваш ребенок делится с вами, жалуется, что кто-то из родственников издевается над ним, не отмахивайтесь от него, особенно если он рассказывает об этом эмоционально и подробно. Не осуждайте его, не говорите, что он сам виноват в том, что случилось. Ребенок - это человек, личность, никто не вправе унижать его достоинство. Всегда спокойно выслушивайте его жалобы, будьте на стороне вашего ребенка. Пусть он видит, что вы его поддерживаете и разделяете его переживания. Не нужно убеждать его в том, что ничего страшного не случилось. Ребенок оскорблен, унижен. Этого нельзя допускать, а уж тем более говорить ему, что это нормально. Никогда не отвергайте его, считая, что его проблемы пустяковые. У детей несколько другое восприятие жизни, чем у взрослых. Если ребенок говорит, что его что-то беспокоит, значит, его действительно что-то беспокоит.

Родители очень часто, сами того не желая, унижают и оскорбляют ребенка, подавляют в нем личность. Вот несколько советов родителям, как нельзя поступать по отношению к детям.

Никогда не угрожайте своему ребенку

Применение любой угрозу способно ослабить внутреннее «Я» малыша. Страх физической расправы, которую так часто обещают родители своим детям за непослушание, вызывает у ребенка чувство беспомощности, обиды и гнева. Дети живут сегодняшним днем. Они не могут воспринять угрозу будущего наказания адекватно, она действует негативно в момент ее обещания.

Никогда не унижайте своих детей

Очень часто, когда ребенок допустил какую-то ошибку, родители начинают обзывать его, называя балбесом, оболтусом, вруном, свиньей и т.п. Каждое подобное оскорбление личности ребенка наносит удар по его самолюбию и понижает самооценку. Унижая ребенка, вы негативно воздействуете на развитие его личности.

Никогда не заставляйте ребенка обещать вам что-то не делать

Очень часто, когда родителям не нравится поведение ребенка или какой-то поступок, они ругают малыша за это и требую чтобы он пообещал им никогда больше так не поступать. Ребенку больше ничего не остается, поэтому он обещает. Проходит немного времени, и он снова поступает точно так же. Родители начинают возмущаться, обвинять ребенка в том, что он не сдержал обещание, наказывают малыша. Дело в том, что дети не осознают будущего, они живут настоящим. Не нужно вынуждать давать обещание, ребенок его даст, но все равно не сможет сдержать. Более того, дети могут привыкнуть таким способом избегать проблем с родителями, не меняя своего поведения.

Никогда не требуйте от ребенка беспрекословного послушания

Это подавляет в нем личность. Нельзя заставлять ребенка делать то, что он делать не хочет. Лучше всего заранее предупредить его о том, что вы собираетесь делать, чтобы у него было время посопротивляться и свыкнуться с мыслью. Он должен чувствовать, что с ним считаются. Проявляйте к своему ребенку уважение, ведь это развивает в человеке чувство собственного достоинства, поднимает самооценку и способствует росту личности. Если вы будете ценить и уважать мнение и желания малыша, то он научится делать то же самое по отношению к другим людям.

Никогда не требуйте от ребенка больше, чем он способен сделать в силу своих возрастных особенностей

Если от малыша требуют то, что он не в состоянии сделать, то он начинает чувствовать себя беспомощным и никчемным. К тому же он будет испытывать неприязнь к людям, которые вызвали в нем эти неприятные чувства к самому себе.

Никогда не заставляйте ребенка чувствовать себя плохим

Многие родители выбирают такой метод воспитания. Если ребенок что-то натворил, то, ругая его, они внушают ему, что хорошие дети таким образом никогда не поступают. Естественно, ребенок делает вывод что если он так поступил, значит, он плохой. Навешивание ярлыка плохого ребенка не принесет пользы и не заставит ребенка стать плохим. Более того, навешивание ярлыков является причиной возникновения девиантного поведения. Если все считают человека плохим, то он и ведет себя соответствующим образом.

Родители, никогда не забывайте, что ребенок - это маленький человек, а не игрушка. Ничто не может оправдать проявление жестокости и насилия по отношению к нему. Ребенок не раб. У него есть свои желания и потребности, с которыми надо считаться. Конечно, в силу возраста и развития, его решения не всегда правильные, не всегда приносят ему пользу, но нужно выбирать такие методы воспитания, которые могли бы координировать поведение, а не наносить ему вред.

Не нарушайте права ребенка, не подавляйте в нем личность. Помните, что любая жестокость порождает ответную жестокость. Дети, которые подвергаются в раннем возрасте психологическому насилию в семье, затаивают обиду, а вырастая, начинают подсознательно мстить, выплескивать детские обиды на других людей, чаще всего на своих детей. Это замкнутый круг, который вы в силах разорвать. Будьте гуманны к своим детям.

Похожие публикации