Эмоциональное насилие в семье. Эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни. Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением.

Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

Изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

Угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

- «травля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

Оскорбление;

Терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

Поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

Брань, издевки; ·запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);

Моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно: - предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;

Чрезмерно сурово наказывает ребенка;

Чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;

Злится и ведет себя устрашающе.Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка, например, если он:

Эмоционально невосприимчив, равнодушен;

Грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;

Сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);

Замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

- «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

Испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

Не выказывает интереса к играм.Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

Ночной и дневной энурез (недержание мочи);

Психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;

Замедленное физическое и общее развитие ребенка.

Психологическое насилие

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.


К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками. Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
  • Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:

  • психологические ловушки,
  • обман,
  • двуличность,
  • увертки,
  • отговорки,
  • манипуляции,
  • тактика устрашения,
  • отвержение любви,
  • изоляция,
  • недоверие,
  • унижение,
  • опозоривание – вплоть до истязания,
  • обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

Любовь – это обязанность;

Родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители; - дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети; - высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами; - нежность (сильная любовь) вредна; - удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни; - лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность; - то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь; - родители не переживут, если их обидят; - родители не могут говорить глупости или быть виноватыми; - родители всегда правы, они не могут ошибаться.Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча.

Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие: – бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались; – потребность дать выход подавленным чувствам; – потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении; – самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка; – страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше; – желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок. Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.опубликовано econet.ruИз книги И. Малкиной-Пых "Экстремальные ситуации"

В данной статье будем обсуждать только эмоциональное насилие над детьми, физическую тиранию и расправу рассматривать не будем. Многие родители знают, что подобные методы воспитания негативно влияют на ребенка, но зачастую они даже не подозревают как домашняя тирания и прессинг могут неблагоприятно влиять на развитие молодого организма и психологическое состояние ребенка.

Что это такое – эмоциональное насилие?

Постоянное или кратковременное, с периодичностью, психологическое давление в виде оскорблений, угроз, завышенных требований, суровых наказаний и многие другие действия со стороны взрослых по отношению к детям. Американские психологи, глубоко изучив данную проблему, сделали выводы – психоэмоциональный террор в семье наносит такой же колоссальный ущерб и вред на детей, как и сексуальное и физическое насилие.

Виды эмоционального насилия над детьми

Игнорирование - самое жестокое и опасное отношение взрослых к маленьким – не замечать, не разговаривать. Дети от такого наказания страдают особенно чувствительно, ведь им, как воздух, необходимо тепло и нежность родительских рук, объятия и поцелуи, без этого личность не развивается.

Неприятие - мама или папа откровенно демонстрируют и не скрывают от ребенка, что он нежеланный, ненужный, обуза и лишняя финансовая трата.

Изолирование – при любой оплошности ставить в угол на несколько часов, закрыть в комнате, не разрешать выходить гулять во двор, не общаться по телефону с друзьями, и так далее, по сути, это любое ограничение в свободе.

Запугивание и угрозы – «вовремя не выучишь уроки, не уберешься в комнате, то не будешь смотреть телевизор, не пойдешь в гости, отберу мобильный телефон». Имеется в виду перманентное психологическое напряжение и давление на неокрепшее сознание подрастающего человека.

Унижение – высмеивание на людях, в присутствии друзей, оскорбление недостойными словами. Сюда же можно отнести нескончаемые нотации и лекции о «недостойном» поведении, издевки, крики и брань. Зачастую оскорбительные фразы и слова ранят сильнее, чем шлепок по макушке.

Очень хочется привести цитату Пифагора: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой».

Любой родитель хочет видеть свое «сокровище» идеальным - умным, красивым, аккуратным, здоровым, добрым. Как только замечается, что он «не такой» начинается домашнее насилие. Что самое удивительное, каждый из них желает своему ненаглядному чаду только добра, даже не подозревая, как мучается и страдает его ребенок. Верю, большинство взрослых абсолютно не догадываются о травмах, наносимых психике и развитию человечка.

Почему родители так поступают?

Есть несколько причин, вот некоторые из них:

Недостаток знаний, собственный негативный опыт;

Экономические проблемы в семье;

Социальная незрелость, безответственность;

Любая химическая зависимость – алкоголь, наркотики.

Эмоциональное насилие сложно распознать, ведь нет явных видимых признаков в виде синяков, ссадин и ран на теле, поэтому подобное давление и нажим на детей считается самым коварным видом насилия, который мешает личностному росту и здоровому формированию детей.

Психотравмирующее влияние насилия над ребенком в семье приводит к торможению интеллектуального развития и адекватного восприятия окружающей действительности. Он вырастает легко ранимым или, наоборот, чрезвычайно агрессивным. В любом случае, способность к самоуважению и уверенности в себе занижена. Человек развивается социально беспомощным, с легкостью попадающий в конфликтные ситуации и отвергаемый ровесниками.

Признаки эмоционального насилия над ребенком

Замкнутость в себе, задумчивость, нежелание делиться впечатлениями и мыслями, агрессивность;

Неуверенность в своих поступках;

Некоммуникабельность, неумение общаться со сверстниками;

Недоверие к окружающим, к близким в том числе;

Не умение проявлять чувства к другим людям, равнодушие, отсутствие эмпатии;

Неоправданная капризность, с целью привлечь к себе внимание;

Нарушение сна, аппетита;

Надуманные страхи;

Частые болезни.

Как только родители заметят данные симптомы, следует срочно провести «чистку» в воспитательном процессе и сделать соответствующие выводы.

Что делать родителям?


«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Замечательные, умные, здоровые и развитые во всех смыслах этого слова дети вырастают только в любви. Ребенка надо любить не за то, что он аккуратный, спокойный, красивый, покладистый и так далее, а за то, что он есть! Конечно, без наказания нет воспитания, но надо правильно и грамотно направлять свою кровинку по жизни. Предупреждать об опасностях, разговаривать на все темы, которые его волнуют, а не ссылаться на занятость. Делиться собственными впечатлениями и мнением, подсказывать, как поступать в той или иной ситуации. Позволять ему совершать собственные ошибки, иначе характер не разовьется, не затыкать рот и, тем более не орать и не давить авторитетом. Это не значит быть на равных и потакать во всех прихотях. Это значит признавать достоинство и значимость маленького человека, уважать его и принимать таким, какой он есть, слегка и ненавязчиво корректировать некоторые недостатки, которые, вероятно, помешают ему в дальнейшей жизни.

Что такое психологическое насилие? Это давление на человека, с целью его унизить и морально уничтожить. Особенно страшно, когда такое практикуется в семье. Кому это нужно и зачем, а главное - как избавиться от психологического насилия, читайте ниже.

Определение

Что такое психологическое насилие? Это форма издевательства, когда тиран ежедневно понижает своей жертве самооценку, критикует ее и контролирует каждый шаг. Чаще всего психологическому насилию подвергаются жены со стороны мужей, но бывает и наоборот. Мужчины таким образом пытаются самоутвердиться и почувствовать себя более мужественными. Часто физическое и психологическое насилие идут рука об руку.

Виды

  • Навязывание собственного мнения. Тиран пытается полностью завладеть душой своей жертвы. Он внушает ей собственные утверждения, причем делает это так ловко и завуалировано, что никому и в голову не придет, что было совершено внушение. Чем-то такой вид психологического насилия похож на гипноз.
  • Пренебрежение чужим мнением. Этот вид психологического насилия можно рассматривать как эгоизм. Человек не хочет помогать по дому, ходить в магазин или на работу. Тиран садится на плечи жертве и свешивает ножки.
  • Еще один вид психологического насилия - это критика. Вечное недовольство тирана может быть безосновательно. Например, человек может цепляться за беспорядок в доме, причем сразу после генеральной уборки.
  • Шантаж. Тиран говорит жертве, что если она не будет выполнять его требования, то он уйдет из семьи или же применит физическое насилие.
  • Контроль. Слежка и запрос отчетности - это признаки того, что вы живете с тираном. Ни один нормальный человек не будет требовать, чтобы вы по минутам ежедневно рассказывали, как прошел день.

Над детьми

Домашнее психологическое насилие очень часто совершается родителями над детьми. И юные создания даже не могут понять, что что-то идет не так. Им не с чем сравнить. Они искренне думают, что во всех семьях родители плохо относятся к детям, чересчур многого требуют и постоянно унижают. Психологическое насилие над детьми чаще всего практикуют слабые и забитые родители. Никто со стороны и подумать не может, что этот человек может принижать своего ребенка. Каждый хочет, чтобы его любили и уважали. И, если человека недооценивают на работе, и он не хочет портить отношения со своей второй половинкой, то злость будет срываться на ребенке.

Дети могут страдать от психологического насилия чересчур активных родителей. Взрослые могут возить свое чадо на все кружки, решать за ребенка, что ему делать, куда пойти и в чем, а также что и где нужно сказать. И это кажется нормальным, когда речь идет о 3-х летнем малыше, но если в этой ситуации оказывается 10-летний подросток, то можно смело сказать, что что-то идет не так.

Над женой

Чаще всего в роли тиранов выступают мужчины. Они совершают психологическое насилие над детьми и женами. В чем же это проявляется? Мужчина держит под контролем семью. Без разрешения из дома нельзя выйти ни ребенку, ни женщине. Если жена и может куда-то идти, так только со своим мужчиной. Личной собственности у жертвы, вообще, нет. Аккаунты в социальных сетях у пары общие, на телефон блокировку ставить нельзя. В такой ситуации сложно оставаться собой, и тиран этим пользуется. Он внушает жертве мысли о том, что дома хорошо и безопасно, здесь и нужно оставаться. Таким образом могут внушаться любые мнения, причем жертва будет считать их собственными.

Мужчина может унижать женщину, говорить ей, что она страшная, глупая, не имеет никаких талантов. Таким способом тиран в своих глазах возвышается, ведь его жертва считает его умным и красивым.

Над мужем

Психологическое насилие в семье практика, к сожалению, частая. Женщины, которые не могут самореализоваться, пытаются повысить свою самооценку за чужой счет. Они выходят замуж за подкаблучников и вертят ими как хотят. В чем проявляется психологическое насилие женщин? В упреках и угрозах. Женщина вечно недовольна, что муж мало зарабатывает, ходит в гости к друзьям или слишком много времени проводит в гараже. Жена может ежедневно устраивать скандалы, бить посуду и применять различные манипуляции.

Почему же мужчины в этом случае не уходят из семьи? Тиранша может внушить своей жертве, что все женщины одинаковые, а она - ангел во плоти. И виноват во всех скандалах мужчина, ведь он плохой, невнимательный и незаботливый. Мужчина может в это искренне верить и даже испытывать угрызения совести, причем совершенно неоправданные.

Над родителями

Психологическое насилие в семье может исходить и от детей. Любой ребенок хорошо владеет манипуляциями. Некоторые родители могут их распознать, а другие нет. Если ребенок поздний и очень желанный, мать может души в нем не чаять и выполнять любое его требование. Причем иногда ситуация доходит до абсурда. Родителям приходится тратить последние деньги на покупку дорогостоящей игрушки, иначе ребенок закатит скандал, откажется есть или намеренно будет приносить двойки. Подростки часто манипулируют родителями, говоря им, что, если их желания не будут удовлетворены, они могут совершить самоубийство или уйти из дома.

Психологическое насилие детей порой бывает очень жестоким. Если ребенок избалован, то он вырастет эгоистом, который не будет, вообще, считаться с родителями. Например, он будет забирать у престарелых родителей пенсию, и тратить ее на развлечения, походы в клуб и даже на наркотики.

Как распознать психологическое насилие на ранней стадии

Сложно с первого взгляда понять тиран человек или нет. Заводя роман, люди могут влюбиться и надеть розовые очки. Любые прегрешения своей второй половинки будут прощены. Тотальный контроль будет восприниматься как забота. Психологическое насилие над возлюбленным начинается только после свадьбы. Тираны считают, что штамп в паспорте позволяет им совершать любые действия со своей жертвой.

Как же не попасться в руки злодея? Нужно всегда отдавать отчет чужим действиям. Если человек не дает вам свободного пространства - это должно стать первым тревожным звоночком. Если критика в ваш адрес поступает слишком часто, и порой бывает неадекватной - это тоже должно стать сигналом к побегу. Стоит понимать, что люди меняются не после свадьбы. Узнать человека ближе можно только прожив с ним какое-то время. Поэтому не стоит торопить события. Как говорится: доверяй, но проверяй.

Если на первых стадиях отношений человек требует от вас, чтобы вы выбирали между ним и своими друзьями - это должно вам о чем-то сказать. Нормальные люди не будут ограничивать свободу общения. Если человек оправдывает свое нежелание общаться с вашими друзьями тем, что они глупы и разговаривать с ними не о чем, то стоит расстаться с тираном, а не близкими людьми, которые любят вас и поддерживают.

Не стоит строить отношения с тем, кто эгоистичен и заносчив. Убедитесь, что ваша вторая половинка умеет совершать благородные дела и не ждет за них награды и других почестей.

Как усмирить обидчика

Жертва психологического насилия не должна играть по установленным тираном правилам. Если ваш муж критикует вас, не стоит принимать его слова на веру. Следует подумать, а прав ли он, и попросить мужчину аргументировать свою позицию. Нужно уметь отличать реальную критику от желания понизить чужую самооценку.

Если ваша возлюбленная пытается вас контролировать, нужно ослабить железную хватку. Следует объяснить ей, что у вас должно быть личное пространство, и в раздельном времяпрепровождении нет ничего плохого.

Если в семье ежедневно происходят беспочвенные скандалы, нужно найти им причину. Не стоит устранять следствие. Возможно, ваша вторая половинка хочет на что-то намекнуть, но слишком сильно вуалирует свою истинную цель. Попробуйте спросить напрямую, что ей или ему нужно, и, если желание будет адекватное, то стоит его выполнить.

Сложно жить с человеком, которому все безразлично. Но ведь люди женятся по обоюдному согласию. Поэтому, если чувства остыли и ваша вторая половинка вас игнорирует, нужно внести в отношения больше романтики. Следует больше времени проводить вместе и найти совместное хобби. Любые отношения держатся на положительных воспоминаниях. Если их не очень много, значит, пришло время их создать. Займитесь активными видами спорта. Это может быть что-то обычное, например, катание на лыжах, или же что-то менее тривиальное, например, занятия конным спортом. Туризм - это еще один способ наладить отношения. Ведь уходя в поход, люди вынуждены проводить вместе много времени. Причем в экстремальных ситуациях приходится поддерживать друг друга как физически, так и морально. Например, можно совершить спуск на реке на байдарках, или же просто поехать с друзьями на недельку на рыбалку.

Как помочь человеку, который подвержен нападкам

Жертва насилия, прежде всего, должна сама понять в какой ситуации находится. Если ваша знакомая живет с тираном, но не подозревает об этом, следует открыть ей глаза. Нужно рассказать, что не все мужчины принижают своих возлюбленных. Ведь зачем создаются семьи? Чтобы люди могли наслаждаться обществом друг друга, а не бояться идти домой. В квартире уют создают не шторы и не дорогая мебель. Хорошая атмосфера поддерживается любовью.

Женщина, которая боится своего мужа, должна знать, что совсем не стыдно просить о помощи. Психологическое насилие опасно, ведь оно может свести человека с ума или подвести его к самоубийству. Женщина, которая попала в тяжелую ситуацию, виновата сама. Если мужчина морально ее прессует, значит она позволяет ему это делать. Развод не станет наилучшим вариантом. Сначала нужно изменить себя, а уж потом требовать от окружающих хорошего отношения. Ведь тираны избирают себе в качестве жертвы слабых духом личностей. Следует стать сильной и уверенной. Да, тиран в этой ситуации будет сопротивляться, но ведь на кону собственная судьба, и следует жить в удовольствие. Не нужно бояться того, что о вас скажут люди.

Если в сложную ситуацию с психологическим насилием попал мужчина, его друзьям нужно ему помочь. Следует поднять человеку самооценку, возможно, предложить ему пройти психологический тренинг по лидерству. Женщины любят сильных мужчин. Скорее всего, жена даже будет только рада, когда ее муж возьмет бремя ответственности в свои руки и точно снимет свои ежовые рукавицы.

Что делать в качестве профилактики

Виды психологического насилия бывают разные, и соответственно противодействие к ним не следует применять одно и тот же. Но все же лучше не решать проблемы, а не создавать их. Как же сделать так, чтобы близкий человек не стал тираном? Всегда следует оставлять в жизни людей свободное место. Не стоит бояться, что его может занять кто-то лучше вас. Такая мысль не приходит в голову человеку с высокой самооценкой. Если человек захочет вам изменить, то способ он найдет, даже если вы будете за ним следить. Чтобы этого не допустить, следует сохранять романтику в отношениях. Дарите цветы, устраивайте романтические ужины, проводите время вместе, ходите в кино и на каток. Можно придумать массу способов привнести в отношения острые ощущения, не прибегая к ревности и измене.

Чтобы человек не пытался самоутвердиться за ваш счет, поддерживайте его самооценку всегда на высоком уровне. Не только девушки любят комплименты, помните об этом. Мужчины тоже хотят знать, что они замечательные и что их вторая половинка любит их, несмотря ни на что. Следует уважать друзей своего избранника, ведь это его близкие люди. И, даже если они вам не нравятся, попробуйте с ними примириться. Ни в коем случае нельзя оскорблять родителей любимого человека. Ведь родственники - это опора и поддержка, стоит это понимать.

И главное, о чем многие забывают - это то, что следует разговаривать. Не копите обиды, ведь иначе они при любой легкой размолвке смогут вырваться наружу. Решайте проблемы по мере их поступления. Если вам не нравится что-то в вашем избраннике, не стесняйтесь об этом сообщить. Свои недостатки человек видит невсегда, поэтому мнение со стороны пойдет только на пользу.

А может уйти?

Жертвы психологического насилия часто задаются этим вопросом, но решиться на ответственный шаг не могут. Как уже писалось выше, и не зря. Ведь, как известно, от себя не убежишь. Следует понимать, что люди относятся к вам так, как вы им позволяете. Человек с заниженной самооценкой может плакать в подушку над тяжелой судьбой, но абсолютно ничего не будет делать, чтобы облегчить свою участь. Стоит задуматься, возможно, и до брака вами помыкали. А может быть проблема идет из детства? Часто бывает, что девочка, в семье которой отец был тираном, считает, что все мужчины ведут себя одинаково. В этом случае она просто заставит своего избранника командовать ей и принижать ее достоинства. Следует хорошо разбираться в своих чувства и понимать, откуда они исходят. Если вас что-то не устраивает, меняйтесь, вас точно никто не осудит.

Конечно, бывают такие ситуации, когда жертва ни в чем не виновата, и ее тиранят ни за что. В этом случае уходить просто необходимо. Зачем терпеть издевательства? Да, тиран не захочет с вами расстаться просто. Он будет петь песни о том, что он обязательно измениться, только ему нужно дать 150-й шанс. Помните, люди не меняются, если у них нет на то веской причины. Поэтому уходите с гордо поднятой головой и не оглядывайтесь.

А что делать, если тиран не хочет прекращать общение даже после расставания? Он может названивать, приезжать к вашим родителям и плакаться им. Не верьте. Людей время меняет, но не за месяц, а порой даже года бывает мало. Вы можете предложить тирану дружбу, но не более того. Цените себя, свое время и свою жизнь.

Психологическое насилие в школе - миф или реальность?

В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют учителя на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивное взаимодействие с учеником как во время урока, так и во внеурочной деятельности (в начале XXI века лидировало личностно-ориентированное обучение, а в последние годы «набирает силу» компетентностный подход в образовании).

К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения - детям.

Факты психологического насилия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.

Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей - агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.

В научных публикациях отражены некоторые особенности личности учителя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к учащимся. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
Стресс, «выгорание» и профессиональная деформация учителя искажают объективную картину поведения ученика, приводят к негативному восприятию любой ситуации «непослушания», становятся пусковым механизмом для «выяснения отношений». У детей, страдающих от насилия учителя, возникают симптомы посттравматического стресса, формируется комплекс неполноценности, ущербности. В младших классах такие ученики проецируют насилие в виде агрессии к животным, сверстникам, а в подростковом возрасте их мишенью становятся и сами учителя.

Анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.

В рамках всемирной акции «16 дней без насилия» Уполномоченным по правам ребенка в НАО в восьми школах было проведено анкетирование (методом «случайной выборки») и беседы с учащимися по проблеме психологического насилия. Всего участвовало 386 учащихся в возрасте 13 - 17 лет. Результаты были неутешительными: в образовательных учреждениях данная проблема существует (испытывали оскорбление или унижение со стороны учителей один раз - 14,5 % опрошенных, несколько раз - 12 % детей). Более ранимо по отношению к себе реагируют учащиеся в возрасте 13 - 15 лет, находящиеся на пике подросткового возраста.
Высокий уровень психологического насилия отмечается и в отношениях между подростками (каждый четвертый ребенок испытал неоднократные унижения и оскорбления со стороны сверстников).

Незначительное количество утвердительных ответов в графе «родители» свидетельствует о том, что в семьях различные виды психологического насилия со стороны родителей, родственников к детям не воспринимаются как не соответствующие норме. В системе конвенциальных норм, в отношениях «свой - чужой» все обиды переносятся острее, тяжелее, и оставляют неизгладимый след в душевном здоровье ребенка.

Очень часто одни детские проблемы наслаиваются на другие. Школьник, испытывающий трудности в обучении, общении с одноклассниками, становится очень чувствительным к эмоциональным реакциям педагога. Любое требование с его стороны, не согласующееся с ожиданиями ребенка, воспринимается как отрицание, недоброжелательность, предвзятость. Следует также учитывать, что в понимании ребенка психологическое насилие - сугубо индивидуальный конструкт, если факт насилия - единичный. В ситуациях массового «отторжения» детей в системе «учитель - ученик» необходимо искать причину в личности учителя, его методах обучения и стиле межличностного взаимодействия.

В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В Конвенции о правах ребенка (1989г), в ст. 19, черным по белому написано: «государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в ст. 15, четко обозначено: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В наших школах, вопреки всем нормативно-правовым актам, - допускается?

Вывод один: только осознанное восприятие насилия в школе как феномена, знание о различных видах насилия, психическое здоровье учителя, моральные суждения учителей, их ценности, ожидания и поведение, а также - правовая компетентность, могут стать превентивным барьером для любых видов насилия по отношению к детям.
Каждый случай негуманного отношения к ребенку - на совести взрослого, преступившего черту дозволенного.

Уполномоченный по правам ребенка в НАО
Т.Е.Гашева

Вообще говоря, отлично написано.
Вскрыта тотальная дисфункциональность и склонность к насилию, вследствие патологических черт характера, значительной части учительниц. Вопрос проведения психиатрической экспертизы учителей крайне актуален, ведь психическое насилие в школах широко распространено и самими учительницами воспринимается как метод воспитания и поддержания порядка.
Тем самым они ломают психику детей с младшего школьного возраста, подрывают их мотивацию учиться, препятсвуют их социализации и просто разрушают психическое здоровье детей.

А в этой статье хорошо освещено, что является насилием со стороны облеченных властью женщин, в отношении вверенных им детей:

Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.
Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:
"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается ".

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является :

Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
. оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
. угрозы в адрес ребенка;
. преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
. предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
. ложь и невыполнение взрослым обещаний;
. однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
. обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
. принижение его успехов, унижение его достоинства;
. длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
. совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
. причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется :

Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
. импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
. попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
. уступчивость, податливость;
. ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
. депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
. запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
. не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
. брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
. нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
. не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
. устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
. Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Похожие публикации