Методика кормления, туалета и укладывания детей спать. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект режимного момента «Умывание»

Программное содержание: продолжать учить детей под контролем взрослого мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать их салфеткой; способствовать возникновению у детей положительных эмоций от процесса умывания.

Материал: кусочки мыла, мыльницы, кукла.

Словарная работа: мыльница, намыливать, смывать, мыльная пена, мыло, салфетки

Ход режимного момента:

Стук в дверь. Входит кукла Марина (руки у неё испачканы)

Я кукла - Маринка

Была, как картинка!

Теперь - это ясно

Я стала ужасна

А что же мне делать

Одной без ребят

Отмыться мне надо

А я не умею

Ну, кто мне поможет!

Ну, кто пожалеет

Отмойте пожалуйста.

Воспитатель: Поможем Маринке дети? Пойдёмте с вами в умывальную комнату и покажем Маринке, где у нас умываются.

Воспитатель и дети:

Знаем, знаем да, да, да

Где тут прячется вода

Выходи водица,

Мы пришли умыться!

Воспитатель: Где у нас вода? (в кране). Садись, Маринка, мы тебя научим мыть руки. Ой, что же это у нас стоит в раковине? (мыльницы)

Воспитатель: В них лежит мыло. Это домики для мыла. Какое мыло, давайте его возьмём и пощупаем. Какое оно? (гладкое, твёрдое). А как вкусно пахнет! (дети нюхают)

Что мы мылом будем делать? (намыливать)

Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит!

Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как сделать мыльные перчатки: я открываю кран, смачиваю руки, беру мыло. Ладошка с ладошкой дружит, гладит друг дружку, каждый пальчик, чтобы все руки были в пене, как перчатки. Намылили руки и положили мыло в домик - мыльницу. А теперь смоем перчатки! Потекли с ручек грязные ручейки. Отожмём руки, чтобы с них не капало на пол. А теперь будем вытирать. Где моя салфеточка? А вот она. Я разворачиваю её и вытираю ладошки, сначала одну, потом другую

Воспитатель обращается к кукле:

Теперь покажем Маринке, как вы умеете мыть руки. (дети умываются, воспитатель помогает им или напоминает процесс умывания). Потом дети показывают свои ладошки кукле.

А теперь давайте поможем Маринке помыть руки (дети помогают кукле: намыливают руки, смывают, вытирают).

В конце режимного процесса кукла Маринка благодарит детей.

Спасибо, ребятки, вы научили меня, как правильно мыть руки, теперь я всегда буду чистой и опрятной.

До свидания! (дети прощаются с куклой).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения режимного момента умывание в группе раннего возраста

В конспекте содержится художественное слово, пальчиковая гимнастика, игра на развитие звукопроизношения из опыта работы...

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в ходе режимных моментов для детей группы раннего возраста

Конспект непосредственной образовательной деятельности в ходе режимных моментов для детей группы раннего возраста...

Большой удельный вес и по значению, и по объему времени при уходе за ребенком раннего возраста занимают такие процессы, как укладывание спать , кормление , туалет . Правильное проведение их является основой физического воспитания. Если все указанные процессы проводятся вовремя и правильно, дети будут здоровы и веселы при условии, конечно, что удовлетворяются и другие их потребности. Наоборот, каким бы интересным содержанием ни был наполнен день, своевременно не накормленные, сонные, озябшие дети ничем не заинтересуются, будут вялыми или возбужденными. Правильное проведение режима имеет большое значение и для развития нервно-психической деятельности детей. Цикличность проведения этих процессов, их частая повторяемость, обилие предметов, с которыми ребенок соприкасается во время еды, умывания, одевания, наконец, неизбежное для детей раннего возраста общение взрослого с ребенком (так как ребенок еще беспомощен и без взрослого не может себя обслужить) - все это оказывает благоприятное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Постоянство условий, при которых проводятся указанные процессы, быстро формирует у ребенка условные рефлексы, в чем легко убедиться хотя бы на примере развития пищевого поведения. Если на первом месяце сосательные движения у ребенка возникают на обычное для кормления положение около груди, го уже на втором месяце условным раздражителем является вид груди матери. Позже одно приближение матери к кровати ребенка в обычное для кормления время вызывает пищевое возбуждение; звон посуды, а еще позже даже такой отдаленный сигнал, как уход няни в определенное время из группы за пищей, является для детей уже сигналом для наступления кормления.

Дети, у которых имеется определенный, твердый режим, спокойна идут умываться, садятся за стол, заранее знают, что будет обед или завтрак и во время обеда не выходят из-за стола, пока не дадут обычного для обеда киселя или компота. Все это указывает на быстрое образование сложных дифференцировок, различных условных рефлексов второго, третьего и более высоких порядков, которые формируются у ребенка в естественной ситуации кормления.

Большую положительную роль могут играть указанные выше процессы и в развитии речи детей. Если действиям взрослых во время кормления, укладывания, одевания будут предшествовать соответствующие словесные обозначения их, то, естественно, будет устанавливаться связь первой и второй сигнальных систем.

Такие процессы, как кормление, укладывание, высаживание ребенка основаны на мощных безусловных, врожденных реакциях организма, но все же поведение детей во время этих процессов определяется воспитанием. Кому не известны случаи отказа ребенка от пищи, крайне замедленного засыпания, чуткого, прерывистого сна и др. Это чаще всего; объясняется неправильными воспитательными приемами при проведении этих процессов.

Для того чтобы обеспечить активно-положительное отношение детей к еде, одеванию, укладыванию спать и др., необходимо учитывать особенности детей раннего возраста, усвоить правила организации всех моментов физического воспитания и овладеть техникой их проведения в детском учреждении, где нужно обслужить не одного ребенка, а целые
группы детей.

Дети раннего возраста очень чувствительны к малейшим нарушениям установленного порядка: перемена пищи, режима, иной способ - укладывания - все это часто ведет к нарушению уравновешенного состояния ребенка, так как требует перестройки рацее выработавшейся системы условных рефлексов, что является трудной задачей для центральной нервной системы детей раннего возраста.

Небольшое запаздывание с обедом, несвоевременное укладывание спать, более раннее пробуждение небольшое перегревание или охлаждение тела, недостаточная чистота окружающего воздуха, насморк, мешающий свободному дыханию и другие раздражители отрицательно влияют на общее состояние ребенка. Нарушается нормальное самочувствие, ухудшается аппетит, сон, ребенок становится капризным или вялым, перестает играть, что неблагоприятно отражается на его здоровье. Поэтому необходимо обеспечить тщательный уход за детьми, следить за точным выполнением установленного режима.

Ребенок крайне нетерпелив, когда дело идет об удовлетворении его органических потребностей - он громко плачет, когда мать опаздывает в ясли на кормление; ребенок постарше, посаженный за стол, возбуждается, если ему приходится ждать, пока подадут пищу, и т. п. Такое поведение возникает в результате значительной силы подкорковых возбуждений и относительной слабости регулирующего влияния коры у детей.

Дети раннего возраста неспособны на длительное спокойное ожидание, что объясняется слабостью процессов внутреннего торможения. Все обслуживание детей должно быть организовано так, чтобы им не приходилось стоять или сидеть в бездействии и ждать. Ни в коем случае нельзя, например, заставлять детей подолгу сидеть за столом и ждать, пока подадут из кухни еду. Детей следует сажать за стол только тогда, когда пища уже принесена в детскую комнату. Нельзя также, взяв в раздевальную 10-12 детей, одевая одного, заставлять остальных в ожидании спокойно сидеть на стуле и т. п.

Маленькие дети не осознают своего состояния, не отдают себе отчета в причинах плохого самочувствия, а тем более не могут сами устранить эти причины. Например, ребенок, не выспавшийся ночью дома, плохо себя чувствует в яслях, много плачет, но не просит, чтобы его уложили спать, так как не понимает причины своего состояния и даже на вопрос взрослого, хочет ли он спать, отвечает: «Нет, не хочу». Ребенок с посиневшими от холода руками отказывается надеть варежки, уверяя, что ему не холодно, и т. п. Это можно объяснить еще недостаточным развитием второй сигнальной системы, отсутствием правильных соотношений первой и второй сигнальных систем. Необходимо способствовать установлению этих связей, а потому следует не просто одевать ребенка, Когда ему холодно, а, одевая, обязательно надо говорить ему: «Смотри, у тебя ручки холодные, покраснели - тебе холодно, надо одеться» или: «Ты устал, глазки твои закрываются, надо спать ложиться».

Дети раннего возраста еще не могут регулировать свои органические потребности, они не вовремя просят есть, если у них не выработалась привычка есть в определенное время; заигравшись, отказываются от еды, хотя несомненно голодны и пр. Поэтому только взрослый, учитывая потребности ребенка, может правильно удовлетворять их на основании имеющихся данных физиологии детского возраста.

Необходимо всегда поддерживать хорошее настроение у детей и вырабатывать у них положительное отношение ко всем процессам. Положительное и отрицательное эмоциональное состояние у детей; а также положительное или отрицательное их отношение к проводимым процессам имеет большое значение. Как ребенок ест, как спит, долго ли гуляет и т. д. - все это во многом определяется его самочувствием, его отношением к этому процессу, которое сложилось у него в результате воспитания.

Положительное отношение ребенка к проводимым процессам является основным условием для того, чтобы ребенок хорошо ел, не кричал во время умывания, не отказывался садиться на горшок и пр.

Что же необходимо учесть в методике проведения процессов, чтобы создать у детей положительное отношение к ним?

Прежде всего следует помнить, что такие процессы, как протирание глаз, чистка носа, мытье головы, стрижка волос и ногтей, естественно, вызывают у ребенка неприятные ощущения и оборонительные рефлексы. Эти процессы надо проводить, как правило, быстро, особенно бережно, стараясь по возможности не причинить ребенку неприятных ощущений. Не следует приготовлять при ребенке нужные для проведения этих процессов принадлежности - все необходимое должно быть приготовлено заранее.

Во время проведения процессов, причиняющих неприятные ощущения, детей первого года жизни, как правило, надо отвлекать веселым разговором, песенкой или каким-либо ярким, интересным для ребенка предметом. Детей постарше следует по возможности заинтересовать выполняемой процедурой - показать, например, как действуют ножницами, и пр.

В противоположность процессам, вызывающим оборонительные реакции, имеются и такие процессы, как, например, кормление, которые с первых же дней жизни ребенка вызывают активно-положительные реакции (ребенок захватывает сосок при прикосновении его к губам и сосет), однако неправильный подход даже при наличии первичных положительных реакций может вызвать не только индифферентное отношение к пище, но и оборонительные реакции при кормлении.

Для того чтобы выработать у ребенка положительное отношение к процессам и обеспечить спокойное, уравновешенное его поведение, необходимо прежде всего, чтобы предложение взрослого есть, спать, идти на горшок и т. д. совпадало с органической потребностью самого ребенка. При правильно составленном и четко, без нарушений, проводимом режиме потребность есть, спать возникает у ребенка именно в указанные по режиму часы. Поэтому кормить ребенка следует только в определенное время, когда возникает голод, т. е. когда имеется повышенная возбудимость соответствующих пищевых центров.

Укладывать ребенка спать надо тогда, когда в этом у него имеется потребность. Несвоевременное, т. е. более раннее, укладывание, а также удлинение срока бодрствования выше предела нервной работоспособности всегда ведет к отрицательным результатам - капризам, медленному засыпанию, что при частом повторении может закрепиться и надолго нарушить нормальное засыпание или вызвать отрицательное отношение ребенка к процессу укладывания.

Высаживать ребенка на горшок, особенно в период приучения, надо также тогда, когда имеется уверенность, что у него есть в этом потребность. Только при совпадении предложения взрослого с органической потребностью ребенка можно выработать у него условный рефлекс - проситься на горшок. Насильственное сажание ребенка на горшок может вызвать отрицательную реакцию, которая может закрепиться у ребенка в виде его протеста при одном виде горшка даже тогда, когда ребенок нуждается в высаживании.

Такое совпадение предложений с потребностями у ребенка будет только в том случае, если ребенка будут кормить, укладывать спать в строго определенное время, в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Проведение кормления, прогулок, туалета и других процессов ухода за детьми всегда в определенное время имеет большое воспитательное значение. Этим устраняется одна из частых причин детских «капризов». Дети постепенно привыкают к порядку - в определенное время у них появляется аппетит, желание спать и т. д. В результате дети, уложенные спать, быстро засыпают; дети постарше садятся за стол охотно, по первому предложению, а дети 3 лет убирают игрушки и идут мыть руки, как только видят, что накрывают на стол. Таким образом, можно не только добиться упорядоченного удовлетворения органических потребностей детей, но и выработать у них некоторые правила поведения.

Чередование и время проведения всех процессов, положенное по режиму, должно точно соблюдаться без каких-либо нарушений, так как время для ребенка быстро становится условным сигналом и его изменение влечет нарушение установленных связей, а частые отступления от режима вызывают длительные стойкие нарушения нервной деятельности детей.

Прежде чем проводить какой-либо процесс, необходимо создать у ребенка положительную установку на него. Например, прежде чем давать пищу, надо вызвать активное устремление к пищевому объекту при одном его виде, напоминании и т. д. Так, прежде чем вложить соску с молоком в рот ребенка, ее надо показать ребенку, вызвать сосредоточение и активное устремление ребенка к соске. В более старшем возрасте установка должна создаваться не только ситуацией, но и словом. Надо, например, говорить ребенку: «Давай убирать игрушки - будем скоро кушать» или: «Сейчас пойдем на горшочек, а потом спать нужно ложиться». Все эти действия и слова в результате постоянного повторения становятся сигналами предстоящего процесса и создают определенную установку ребенка, как бы настраивают его на выполнение предстоящей деятельности.

Поведение ребенка во время кормления, укладывания и других процессов во многом зависит от предшествующего данному процессу состояния ребенка. Очень важно предварительно вызвать такое состояние ребенка, которое благоприятствовало бы нормальному пищевому возбуждению, быстрому засыпанию и т. д. Так, например, нельзя непосредственно перед кормлением или перед укладыванием спать давать ребенку интересные новые игрушки и быстро отнимать их, так как этим вызывается сильное возбуждение, которое затормозит пищевое возбуждение или будет мешать наступлению сна - распространению процесса торможения. Может снизить аппетит ребенка или помешать быстрому и спокойному засыпанию переутомление ребенка длительной прогулкой, сильное возбуждение, возникшее в результате укола, сделанного перед самым укладыванием или перед едой, и т. д.

Учитывая, что дети раннего возраста очень легко отвлекаются, т. е. что у них легко возникает внешнее торможение или отрицательная индукция, нужно во время проведения процессов охранять детей от внешних раздражений, не связанных с соответствующим процессом. Во время еды, а также во время укладывания спать можно говорить с ребенком лишь о том, что непосредственно связано с данным процессом, тем самым концентрируя его внимание в соответствующем направлении. Приход врача и разговор его с сестрой о состоянии здоровья детей во время кормления легко могут отвлечь детей от еды, снизить их аппетит и нарушить спокойное организованное поведение. Конечно, совершенно недопустимо выполнение старшей сестрой каких-либо неприятных детям манипуляций во время кормления или после того, как дети уже уложены в кровать.

Нельзя играть с ребенком, сидящим на горшке или уложенным спать.

Очень большое значение для создания у ребенка положительного отношения к процессам имеет посильное, все увеличивающееся с возрастом, активное участие самого ребенка в них. Самостоятельная еда, активное участие самого ребенка в раздевании, одевании способствуют концентрации внимания ребенка на данном процессе, а тем самым лучшему аппетиту при еде, более быстрому засыпанию при укладывании спать и способствуют также выработке положительного отношения к соответствующему процессу. При кормлении, укладывании спать, умывании следует обеспечить активное выполнение ребенком движений и действий, связанных с данным процессом, учитывая возможности ребенка на каждом этапе его развития. Для примера можно - привести постепенно усложняющиеся формы активного участия ребенка в процессе его кормления.

Даже при кормлении ребенка грудью в течение первых двух месяцев надо, чтобы он искал грудь, поворачивал к ней голову и сам захватывал грудь ртом, когда она лишь прикасается к щеке или губам. На третьем месяце ребенок, лежащий на коленях матери, может уже поворачивать и даже приподнимать голову, чтобы схватить ртом грудь матери, только видимую им, но не прикасающуюся к его щеке или губам.

При кормлении из бутылочки не следует вкладывать соску в рот ребенка, тем самым оставляя его пассивным. Ребенок должен сам захватывать соску сначала ртом, а затем, когда он уже может хватать видимые предметы руками (обычно на пятом месяце), надо, чтобы и бутылку он схватывал руками и удерживал ее во время кормления. Когда начинают давать пить из чашки, надо, чтобы ребенок сначала придерживал руками чашку, из которой его поит взрослый, в дальнейшем же взрослый только поддерживает чашку, а ребенок держит ее сам. Это вполне возможно для 9-10-месячного ребенка.

В возрасте 8-9 месяцев ребенку полезно давать печенье или сухарик, так как он может есть их вполне самостоятельно, удерживая в руках без помощи взрослого.
В начале второго года детей надо постепенно приучать есть ложкой сначала густую пищу (кашу, кисель), а затем и жидкую (суп). При правильной методике в течение второй половины второго года дети начинают есть самостоятельно настолько хорошо, что сестре и няне удается кормить одновременно всю группу детей. Следует еще раз подчеркнуть, что если ребенок научился есть самостоятельно, то он почти всегда положительно относится к еде и ест охотно.

Самостоятельные действия, ежедневно повторяемые ребенком при умывании, одевании, кормлении, служат хорошим способом развития и совершенствования большого количества очень сложных движений ребенка и приобретения им ряда устойчивых умений. И хотя ребенок к 3 годам еще не вполне самостоятелен в самообслуживании, но он уже может сам раздеться, почти самостоятельно вымыть руки, лицо, найти свое полотенце и вытереться. Значение самостоятельного участия ребенка в процессах особенно велико в условиях воспитания его в яслях и домах ребенка, так как способствует лучшей организации процессов. Занятые самостоятельными действиями, например, одеванием, дети находятся в деятельном состоянии и поэтому не возбуждаются от ожидания своей очереди в одевании их сестрой и няней.

Важным условием правильного проведения процессов является единство и постоянство требований к детям и соответствие этих требований физиологическим возможностям детей. Между всеми лицами, участвующими в проведении процессов, должна быть твердая договоренность об организации каждого процесса в целом и об индивидуальных приемах их проведения в отношении отдельных детей. Только при этом условии возможна выработка у детей прочных правил поведения. Если весь персонал учреждения, воспитывающий детей (врач, педагог, сестры, няни), применяет одни и те же воспитательные приемы и каждый процесс состоит из одних и тех же звеньев, следующих всегда в определенной последовательности, то у детей вырабатывается определенный стереотип поведения, состоящий из ряда стойких условных рефлексов, облегчающий приспособление к окружающей среде и создающий уравновешенное поведение детей.

Требования к детям должны быть посильными для них и соответствовать особенностям их высшей нервной деятельности. Например, нельзя посадить одновременно 3 детей в возрасте 6-7 месяцев за стол и требовать от них спокойного ожидания очереди при кормлении. У детей данного возраста очень сильно пищевое возбуждение и сравнительно слаба еще регулирующая роль коры полушарий мозга. Поэтому посаженные таким образом дети при ожидании очередной ложки пищи будут обязательно возбуждены, что отрицательно отразится на их аппетите. В дальнейшем, в возрасте 9-10 месяцев, при соответствующей тренировке одновременное кормление 3 детей становится уже возможным. Но и детей 1-2 лет нельзя заставить спокойно сидеть за столом и ожидать, пока няня сходит за едой в кухню или пока остынет горячая пища, поставленная перед ними на стол. Здоровые дети в ожидании еды, естественно, начинают двигаться, шалить. Вид пищи при невозможности есть ее приводит детей в сильное возбуждение. Окрики и все другие меры воздействия, применяемые с целью заставить детей спокойно сидеть, часто ведут к обратному результату, так как предъявляемая задача длительно задерживать, тормозить движения оказывается непосильной для нервной системы детей этого возраста.

Постепенно у детей в возрасте 2-3 лет можно и нужно вырабатывать способность спокойно подождать, например, своей порции второго блюда, пока сестра занята подачей пищи другим детям. Основным способом регулирования поведения детей в этом возрасте уже должна быть речь воспитательницы, ее словесные указания и предложения: «Подожди, Зина, я сейчас налью Коле суп, тогда дам тебе котлету». Однако, учитывая особенности высшей нервной деятельности, нельзя детей 2 и даже 3 лет заставлять сидеть спокойно за столом, пока все дети, усядутся, и начинать есть только тогда, когда всем раздадут пищу, или после окончания еды сидеть за столом и ждать, пока все дети кончат есть.

Каждому ребенку 2-3 лет надо давать пищу, как только он сядет за стол, и разрешать выходить из-за стола, как только он съест все, что ему полагается.

Из всего сказанного ясно, что правильное проведение кормления, умывания, высаживания на горшок, укладывания спать и т. д. чрезвычайно важно для здоровья, самочувствия и развития детей.

Правильная организация указанных процессов позволит разрешить следующие задачи:

1) полностью и своевременно удовлетворять органические потребности детей, т. е. делать все для того, чтобы дети были сыты, хорошо спали, были соответственно погоде одеты, достаточно пользовались свежим воздухом и пр.;

2) выработать у детей положительное отношение к процессам - еде, одеванию, умыванию, водным процедурам и т. д.;

3) по мере развития детей научить их самостоятельно есть, проситься на горшок, раздеваться, одеваться и пр., т. е. выработать у них элементарные культурно-гигиенические навыки;

4) использовать частое общение сестры с детьми во время проведения указанных процессов для развития у детей движений, речи, ориентировки в окружающем и выработки определенных правил поведения и правильных взаимоотношений со взрослыми.

Для решения этих задач прежде всего необходимо обеспечить правильные воспитательные подходы, а также иметь специальное оборудование, правильно расставить его, в целях рационализации работы сестры, правильно организовать группы детей и четко распределить обязанности между сестрой и няней.

Оборудование не является одинаковым для всех возрастных групп, однако к нему могут быть предъявлены общие требования:

1) оборудование должно быть достаточным по количеству, чтобы не было задержки при проведении того или иного процесса;

2) оно должно обеспечить детям удобное положение;

3) в тех случаях, когда дети уже сами могут мыть руки, садиться за стол, ложиться в кровать - умывальники, столы и кровати должны быть такой высоты, чтобы сделать доступными самостоятельные действия детей и тем самым способствовать их развитию;

4) в тех случаях, когда дети не могут еще сами пользоваться предметами оборудования, нет смысла приспособлять их к росту детей, и оно должно быть тогда всецело приспособлено для удобства работы персонала. Например, столы для кормления должны быть высокими до тех пор, пока дети не начнут ходить; незачем также делать низкие вешалки и умывальники, если дети не могут еще сами пользоваться ими.

Необходимо тщательно продумать расстановку и использование имеющегося оборудования. Расставить оборудование надо так, чтобы, во-первых, все бодрствующие дети при проведении любого процесса были видны сестре; во-вторых, чтобы все необходимое для работы по уходу за детьми было у сестры под рукой. Если же умывальники расположены в одной комнате, а полотенца висят в другой, если все белье свалено в кучу и чистое белье приносят из бельевой только в то время, когда его надо надевать на детей, если сестре приходится далеко ходить подогревать пищу или же пища доставляется из кухни с запозданием, то все это отнимает у сестры много времени, нервирует ее, мешает ей работать и вызывает иногда возбуждение детей. Поэтому все указанные недостатки обязательно должны быть устранены.

При групповом воспитании организация детей во время проведения процессов, связанных с уходом за ними, имеет большое значение. Прежде всего необходимо учесть, что сестра не может одновременно обслужить большое количество детей. Нельзя всех сразу накормить, умыть, уложить спать. Нужно каждый раз брать для проведения того или иного процесса столько детей, сколько их одновременно может обслужить сестра или няня. В различных возрастных группах этот вопрос решается по-разному. Например, грудные дети и ползунки сами еще не умеют есть, поэтому в таких группах следует кормить одновременно не больше 2-3 детей. В старшей группе, где дети хорошо едят самостоятельно, кормят одновременно всех детей, хотя за стол садятся и начинают есть не все сразу, а по мере того, как каждый ребенок помоет руки. Умывать, высаживать на горшок, одевать на прогулку следует не всех детей сразу, а лишь небольшими группами (по 3-4 ребенка), так как сестра или няня не может оказать необходимую помощь и дать соответствующие указания одновременно большому количеству детей.

Это приводит к тому, что дети должны находиться или в пассивно бездеятельном состоянии, или в тягостном ожидании, часто ведущем к возбуждению, особенно в тех случаях, когда все дети хотят есть и на их глазах кормят лишь часть из них. Кроме того, при такой организации работы тратится попусту очень много времени, в течение которого дети могли бы играть или спать.

Прием детей. Во время приема детей воспитатель должен быть приветливым, доброжелательным. Никогда нельзя ругать ребенка за вчерашние провинности и жаловаться родителям в присутствии ребенка. Любая жалоба родителю от воспитателя расценивается как педагогическая несостоятельность педагога. Тем более если это жалоба на то, что было вчера. Результат подобного поведения: расстроенный ребенок, у которого может включиться механизм защиты образа Я в виде агрессии, протеста и т.п., расстроенный родитель, который начнет сомневаться в педагогической компетентности воспитателя и будет думать, что воспитатель теперь будет отыгрываться на его ребенке.

Если ребенок «плохо идет в сад», т.е. плачет по приходу, долго не может отпустить маму и т.п. Здесь важное значение имеет работа с родителями, особенно если ребенок еще маленький. Родителям необходимо объяснить, что нельзя долго прощаться с ребенком. Это еще больше травмирует его. Мама должна передать ребенка воспитателю и как можно быстрее покинуть группу. Лучше будет, если она даже прощаться с ним не будет. Воспитатель в это время должен моментально привлечь внимание ребенка к себе, игрушкам, другим детям и т.п. Нельзя делать акцент на том, что мама (папа) уходит.

До зарядки детям можно предложить спокойные игры, рассматривание иллюстраций, наблюдение в уголке природы. Со второй половины средней группы начинаются дежурства по столовой (подробно на одной из следующих встреч).

Умывание . Мытье рук перед едой и после прогулки должно проходить организованно. Если дети маленькие необходима помощь помощника воспитателя. Дети строятся друг за другом по одному. Место построения в группе должно быть всегда одно и то же. В первый раз воспитатель объясняет, что в группе есть правила и все должны их соблюдать. Установка должна быть четкой: «Когда я говорю: «построились мыть руки», вы строитесь вот здесь друг за другом». После построения воспитатель ведет детей в умывальную комнату. Дети подходят к раковине строго по одному. В условленном месте очередь должна остановиться. По мере освобождения раковин, к ним подходят следующие дети.

Дети с чистыми руками строятся в другую колонну. Необходимо продумать место для этих построений: дети не должны мешать друг другу. Во время мытья рук воспитатель постоянно напоминает детям, как правильно мыть и вытирать руки. При необходимости показывает образец. Можно использовать потешки, поговорки, стихи на тему гигиены. Если детей много и/или они маленькие, первую подгруппу детей уводит в группу помощник воспитателя. Или наоборот, их уводит воспитатель, а помощник остается мыть руки со второй подгруппой.

Кормление . Дети должны садиться за стол одновременно. Во время приема пищи воспитатель следить за правильной позой (спина прямая, ноги вместе, нельзя ставить локти на стол и т.д.) и за правильностью использования столовых приборов.

В младших группах допускается неполная сервировка стола, когда на стол ставится только одно блюдо, а когда ребенок его съест, подается следующее. Это делается для того, чтобы внимание ребенка не переключалось на другое блюдо. А также для того, чтобы выработать привычку есть блюда в определенной последовательности. Со средней группы сервировка стола должна быть полной и все блюда должны стоять на столе.

Воспитатель должен прикладывать максимальные усилия для того, чтобы приучить детей к пище детского сада, и чтобы дети съедали все, что им подают. Для этого необходимо использовать различные методические приемы. Нельзя впихивать пищу насильно, т.к. это является насилием над личностью ребенка, а также может вызвать негативное отношение к принятию пищи вплоть до рвотного рефлекса. Маленьких детей необходимо докармливать. Однако детей надо приучать к самостоятельному приему пищи. Ребенок, который еще не умеет есть сам, начинает есть самостоятельно (хотя бы несколько ложек), а потом его докармливает взрослый. Постепенно ребенок должен все больше и больше есть самостоятельно. Часто бывает, что ребенок говорит: «Я наелся», а на самом деле он просто устал работать ложкой.

Пользование столовыми приборами. В младшей группе детям дают только ложки. При этом котлеты, сосиски, запеканки, омлет и подобные блюда взрослый должен помощь разделить на маленькие кусочки. Со второй половины второй младшей группы вводятся вилки. Первый раз воспитатель до того, как дети сядут за стол, объясняет детям, что сегодня они будут учиться есть вилкой. Воспитатель объясняет детям правила безопасности и показывает, как правильно держать вилку. Во время приема пищи воспитатель следить за соблюдением детьми правил безопасности, постоянно о них напоминает и следит, чтобы дети правильно держали вилку. При этом вилка держится в правой руке. Крупные куски необходимо разламывать на более мелкие (допускается помощь взрослого). Нельзя допускать, чтобы дети накалывали всю котлету на вилку и откусывали от нее. Со второй половины средней группы необходимо ввести использование ножей. В первый раз соблюдаются те же правила, что и при первом использовании вилки. Ножом дети учатся намазывать масло на хлеб, отрезать кусочки от целого куска омлета, котлеты и т.п. При этом вилка находится в левой руке, а нож – в правой.

Культура еды. Воспитатель должен объяснять детям правила поведения за столом и культуры приема пищи. Нельзя широко раздвигать локти и ставить их на стол. Обе руки всегда должны быть на столе. Левой рукой (если не используется нож) необходимо держать хлеб, либо придерживать тарелку. Нельзя чавкать, громко захлебывать жидкую пищу с ложки и напиток из чашки. Дети не должны разговаривать за столом не по делу. Выходя из-за стола, дети говорят «Спасибо» и задвигают стул.

Материал будет полезен воспитателю, помощнику воспитателя, руководителю физ.воспитания. Подробно расписаны все режимные моменты в ДОУ (утренний прием, гимнастика, организация умывания, организация питания организация одевания, прогулка, дневной сон). Рекомендации составлены операясь на опыт Раевой В.В.,Наугольных Л.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению режимных моментов в разновозрастной группе.

Утренний прием

Цель: Постепенное вхождение ребенка в жизнь д/с, создание спокойного психологического комфортного настроя у каждого ребенка, укрепление интимно-личностного контакта воспитателя с каждым ребенком .

Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей, на то, что пришедшие дети не забывали здороваться, воспитывает у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать. Следит, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить к играющим детям, уточнить с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение. Создает условия для разнообразной и интересной деятельности детей.

  1. Возможные задачи утреннего сбора.

1. Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущение психологического комфорта.

2. Общение с детьми.

3. Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга, посопереживать друг другу.

4. Дать новую информацию.

5. Решение некоторых обучающих задач (расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и т.д.)

6. Ведение новой темы.

7. Получить информацию о развитии детей, их интересах и других особенностях.

8. Формирование мотивации.

9. Организация планирования детской деятельности.

10. Решить некоторые социально-психологические задачи (организовать выбор партнеров).

11. Получить удовольствие.

Сейчас нам хочется остановиться немного на первой задаче утреннего сбора – развитие чувства общности. Воспитатели ежедневно занимаются развитием в детях чувства общности, потому что ждут от детей, чтобы они:

Знали имена друг друга. Дети выучивают имена друг друга и пользуются ими при общении, а затем узнают и об интересах и чувствах других.

Соблюдали очередность. Дети начинают учиться тому, как делать что-либо по очереди. По мере взросления они часто начинают уступать очередь друг другу уже без споров и не прерывая игру.

Делились друг с другом. Дети учатся делиться друг с другом вниманием воспитателя, возможностью побеседовать с ним наедине, местом за столом для игр, игрушками.

Двигались, освобождая место товарищу. Дети учатся присоединяться к небольшим группам играющих детей в конструктивной манере.

Приглашали присоединиться других. Дети учатся приглашать других присоединиться к своей игре.

Демонстрировали окружающим свое расположение. Дети учатся здороваться с другими и демонстрировать интерес к ним.

Сотрудничали. Дети сотрудничают друг с другом при реализации различных проектов, вместе решают проблемы, играют вместе как одна команда или группа.

Разрешали конфликты. Дети учатся тому, что обсуждение проблем, чувств и точек зрения друг друга помогает эффективно разрешать возникающие конфликты.

Советы:

1. Как правильно начать день.

Тон всего дня, как правило, задается уже с самых первых его минут. Дети приходят в садик с самыми разными настроениями и с самыми разными впечатлениями от событий раннего утра. Принимайте все это во внимание, помогите детям усвоить и «переварить» этот опыт, и тогда день может для ребенка сложиться успешнее.

  1. Как предотвратить проблемы.

Здоровайтесь с каждым ребенком и сопровождающим его родителем лично, глядя ему в глаза и обращаясь по имени.

Если это приемлемо и естественно для вас и ребенка, то полезен физический контакт: обнимите ребенка, или же похлопайте его по плечу, или пожмите руку. (Тем самым вы даете ему понять, что его присутствие замечено и важно для вас).

Если вдруг дети приходят сразу большой группой, отправьте их выбрать одно из подготовленных вами занятий. Постарайтесь, чтобы все предложенные детям занятия не влекли за собой большого беспорядка, и дети могли бы быстро убрать за собой.

Свободный выбор следует ставить в расписание на раннее время. Ведь дети всегда с особым нетерпением ждут того занятия, которое им больше нравится. Если вокруг себя ребенок видит все эти соблазнительные материалы, подготовленные интересные задания и друзей, но при этом не может сразу же вступить с ними во взаимодействие, то для него это – просто невыносимо. Дети могут выйти из под контроля, начать дурачиться, делать глупости или капризничать. Если же вы с самого раннего утра дадите детям возможность заняться чем-то по свободному выбору, то это спасет вас от многих поведенческих проблем.

Дети, которые трудно расстаются с родителями, когда приходят в садик:

Убедите родителей задержаться на пять-десять минут в садике, когда они приводят или забирают своего ребенка. Пригласите их поговорить с воспитателями, поиграть с детьми. Это поможет сгладить трудный для ребенка переходный момент. Однако при этом, как только взрослый уже поцеловал ребенка на прощанье, он должен уйти решительно и без промедления.

Если ребенок все равно капризничает, когда взрослому уже пора уходить, возьмите ребенка за руку или обнимите за плечи и скажите: «Я очень рада, что ты сюда пришел. А сейчас родителям пора на работу, а детям – в детский садик или школу. Ты скоро увидишь свою маму, когда она придет, чтобы забрать тебя. Давай-ка пойдем посмотрим, чем ты можешь сегодня заняться!» И, помахав рукой маме на прощанье, быстро уводите ребенка.

Еще один способ облегчить для ребенка момент расставания – это разрешить ему приносить из дома какую-нибудь «успокоительную» вещь, например, любимую мягкую игрушку. Можно также дать ему какой-то предмет, который бы символизировал для него родителей – это может быть фотография мамы и папы, или же какой-то предмет из маминой сумочки или папиного кармана. Здесь может хорошо сработать что-то вроде запасного ключа от квартиры – тогда ребенок будет знать, что мама или папа обязательно должны будут за ним прийти – ведь, может быть, именно боязнь, что его «забудут» взять и есть причина того страха, который ребенок испытывает при расставании.

  1. Хаос: когда слишком много всего наваливается сразу.

С вами хотят побеседовать родители, несколько ребят требуют, чтобы вы обратили на них внимание, двое детей подрались и гоняются друг за другом по группе! Знакомая ситуация? Ведь у всех воспитателей хоть когда-нибудь, да возникало что-то в этом роде.

Помните, что на первом месте для вас всегда должен быть ребенок и его интересы. Взрослые всегда подождут. Конечно, со взрослыми надо каждый день здороваться, и разговаривать, но если в данную минуту вы озабочены безопасностью или поведением ребят, то попросите срочно ими заняться младшего воспитателя или же, извинившись, уклонитесь от разговора со взрослым.

Чтобы дети лишний раз не стремились всеми способами привлекать к себе внимание, обязательно тепло приветствуйте каждого ребенка, когда он приходит. Постарайтесь добиться того, чтобы дети могли сами приступить к занятию по распорядку дня. Приучите детей помогать друг другу. (Прекрасным правилом для дошколят могло бы быть: «Прежде чем обратиться ко мне, попроси помочь трех своих товарищей». Это правило поможет детям стать более самостоятельными и научит их лучше общаться между собой).

2. Круговой сбор: как найти индивидуальный подход к каждому ребенку, работая с группой.

Цель: создание у детей чувства общности, а также создание в группе благоприятного психологического климата.

  1. Как предотвратить проблемы

Ваш групповой сбор не должен быть слишком долгим!)для большинства маленьких детей максимальный промежуток времени, в который они в состоянии сосредотачивать свое внимание, составляет от пяти до десяти минут. Для детей старшего дошкольного возраста этот промежуток составляет от десяти до пятнадцати минут). Лучше всего в начале учебного года отводить на групповой сбор лишь несколько минут, постепенно увеличивая его длительность.

Лучше провести несколько коротких круговых сборов с малыми группами детей, чем один длинный сбор со всей группой. Краткие сборы с маленькими группами детей позволят вам уделить больше внимания каждому ребенку индивидуально и дадут каждому ребенку больше возможностей высказаться.

Для того, чтобы обрисовать для детей пространство, где они будут сидеть во время сбора, в форме круга прилепите к полу липкую ленту. Если вам нужны более конкретные разграничения пространства, прилепите к полу полоски ленты по числу детей. (Это позволит вам наметить личное пространство для каждого ребенка, и у детей не будет повода для борьбы за место. Некоторые группы детей, особенно старшего дошкольного возраста, предпочитают сидеть на расставленных в круг стульчиках).

Установить одно или два простых правила и постоянно напоминайте о них детям в начале группового сбора. Это может быть следующее: «Не размахивать руками» или «Не перебивать друг друга».

Не используйте время группового сбора для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам. Эффективнее всего использовать это время для того, чтобы вместе спеть, поиграть в групповые игры, послушать истории, спланировать, чем вы будете заниматься в течение дня, обсудить правила поведения в группе, распределить обязанности на день.

Начинайте ваш групповой сбор с достаточно веселой и подвижной, но не слишком «буйной» игры, которая требует от детей концентрации внимания и активного участия, но при этом они не должны сидеть неподвижно и тихо. Можно использовать игру, которая называется «Хлопай, как я». Все садятся в круг. Вы настукиваете или прохлопываете какую-нибудь ритмичную мелодию, а затем просите детей воспроизвести ее. С каждым разом усложняйте ритм. Со временем давайте некоторым детям возможность самим проводить эту игру. Поиграв пару минут, переходите к основной теме вашего сбора.

На случай, если запланированная вами тема сбора вдруг окажется детям не интересной, нужно всегда иметь какой-то «запасной вариант» или же переходить к следующему запланированному занятию.

  1. Как справится с существующими проблемами.

Дети отвлекаются, дерутся или болтают друг с другом:

Чаще всего причиной того, что во время группового сбора дети начинают отвлекаться, болтать и драться между собой, является скука. Поэтому следуйте уже упоминавшемуся выше правилу: групповой сбор должен быть коротким и интересным.

Детей, которые обычно всегда друг друга задевают и отвлекают, во время группового сбора сажайте подальше. Если нужно, сами распределяйте места, кто где сидит в круге.

Сосредоточьте внимание на тех детях, которые ведут себя хорошо. Не обращайте лишнего внимания на тех, кто ведет себя плохо.

Не забывайте напоминать ребятам введенные вами правила.

Начинайте сбор, не дожидаясь, когда все усядутся и замолчат. Чтобы привлечь внимание детей, сначала повысьте голос, но потом, как только вы увидите, что дети угомонились и начали слушать, начинайте говорить нормально и спокойно.

В самом начале сбора напомните детям, что у каждого из них будет возможность высказаться, сразу же, как только вы кончите говорить.

Во время групповых игр не забывайте давать самим детям возможность выступить в роли «учителя» и решать, что будет делать вся группа.

Для привлечения внимания детей используйте «невербальные» средства – жесты. Например, сигналом «внимание» может стать следующее: поднятая вверх рука, восклицательный знак.

Всегда старайтесь давать детям побольше говорить и двигаться. Добивайтесь их активного участия во время кругового сбора. Если вы читаете хорошо им известную историю, не дочитывайте некоторые фразы до конца – пусть дети сами их закончат. Периодически задавайте вопросы, чтобы дать детям лишнюю возможность поговорить.

  1. Неусидчивость

По целому ряду причин некоторые дети не в состоянии неподвижно усидеть на месте больше нескольких секунд. Приготовьте для таких детей спокойное занятие, где надо было бы немного двигаться, например, складную картинку или материалы для рисования, где-нибудь с таком месте, где такой ребенок не отвлекал бы на себя внимание всей группы. (Это не поощрение или, наоборот, наказание, это проявление индивидуального подхода к ребенку, удовлетворение его насущных потребностей).

Некоторым слишком подвижным детям помогает успокоиться и сосредоточиться, если они сидят во время сбора у взрослого на коленях.

Пусть некоторые неусидчивые дети начинают участвовать в групповом сборе вместе с другими ребятами, а потом, когда вы почувствуете, что они уже находятся на пределе своих возможностей, вы можете предложить им на выбор – заняться каким-нибудь другим спокойным заданием или еще немного послушать вместе со всеми. Имейте в виду, что промежуток времени, в течение которого такой ребенок сможет оставаться в круге вместе со всеми, должен постепенно увеличиваться, если вы работаете над причинами этой проблемы.

  1. Если воспитателя перебивают

Не обращайте внимания, когда кто-то пытается перебить вас в первый раз (конечно, если только ребенок не просится в туалет или не возникло еще какое-нибудь экстремальное обстоятельство). Но если ребенок перебьет вас вторично, то, скорее все, он будет продолжать вас перебивать до тех пор, пока не добьется своего. Поэтому следует реагировать только на вторую его попытку. Следует сказать ребенку, что то, что он говорит, очень интересно или важно.

Запомните, почему ребенок пытался вас перебить. Позже в течение дня поговорите с ним, обсудите, как он мог поступить иначе, чтобы не перебивать вас и не отвлекать других.

Утренняя гимнастика

Обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.

Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.

Утренняя гимнастика вводится в режим дня с первой младшей группы и организуется ежедневно с детьми всех возрастных подгрупп. Ее продолжительность, интенсивность нагрузки, количество упражнений и повтор зависит от возраста детей.

Указания к организации проведения

утренней гимнастики в разных возрастных группах

1 и 2 младшая группы

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1 младшая группа

1. Продолжительность 4-5 мин.

2. Общеразвивающие упражнения имитационного характера 3-4.

3. Ходьба стайкой, врассыпную, построение в круг, врассыпную.

4. Медленный бег 20-30 сек. - 1 пол. г.; 30-40 сек. - 2 пол. г.

5. Со 2 пол. года использует мелкие игровые предметы для общеразвивающих упражнений.

6. Подпрыгивания на месте 2 раза по 15-20 сек. с паузой отдыха.

7. Заключительная ходьба.

8. Дозировка выполнения упражнений 4-5 раз

2 младшая группа

1. Продолжительность 5-6 мин.

2. Комплекс упражнений 4-5.

3. Ходьба, поскоки, бег – обязательны.

4. Ходьба разными способами, со сменой направления, на носочках, в колонне друг за другом, в разных направлениях.

5. Построение друг за другом, врассыпную, в круг.

6. Ходьба чередуется с неторопливым бегом: 30-40 сек. - 1 пол. г.; 50-60 сек. - 2 пол. г.

7. Дозировка выполнения упражнений – 5-6 раз.

8. Заключительная часть: поскоки на месте 2 раза по 15-20 сек. с отдыхом, бег.

1. Продолжительность 6-8 мин.

2. Общеразвивающих упражнений 4-5.

3. Ходьба, бег, поскоки на месте.

4. Ходьба парами, врассыпную, на носках, на пятках, приставным шагом и прочими способами.

5. Неторопливый легкий бег 1 мин. - 1 половина года; 1,5 мин. - 2 пол. года.

6. Построение в звенья 2 пол. года; построение в круг – 1 пол. года (и все виды построений рекомендованных во 2 младшей группе).

7. Дозировка выполнения упражнений 4-6 раз.

8. Общеразвивающие упражнения выполняются из разных положений.

9. Поскоки на месте 15-20 раз в чередовании с ходьбой.

10. Заключительная часть ходьба, подвижная игра или бег в среднем темпе.

1. Продолжительность 8-10 мин.

2. Общеразвивающих упражнений 5-6.

3. Разнообразные упражнения в ходьбе: со сменой темпа, направления, на носках, пятках, высоко поднимая колени, упражнения на внимание.

4. Легкий бег в медленном темпе 1,5-2 мин.

5. Бег со средней скоростью после общеразвивающих упражнений.

6. Построения в звенья, в шахматном порядке (звенья через одно делают шаг вперед).

7. Упражнения выполняются из разных исходных положений, с предметами и без них.

8. Дозировка 5-6 раз.

9. Разнообразные виды поскоков 20-30, 30-40 сек. в чередовании с ходьбой.

10. Заключительная часть: ходьба, бег со средней скоростью, выполнение танцевальных движений, подвижная игра.

1. Продолжительность 10-12 мин.

2. Количество общеразвивающих упражнений 6-7.

3. Дозировка 6-8 раз.

4. Бег в медленном темпе в чередовании с ходьбой 2-3 мин.

5. Бег в среднем темпе после выполнения общеразвивающих упражнений 2-3 мин. Без перерыва.

6. После бега упражнения на дыхание (в заключительной части).

7. Подпрыгивания 30-40 раз с двумя-четырьмя повторениями после паузы-ходьбы.

Предлагать разнообразие и сложность ритмического рисунка.

8. Широко применять упражнения с разнообразным инвентарем.

Примечание: если планируются поскоки в заключительной части, то бег не брать.

9. Планировать различные способы ходьбы, см. старшую группу и программу

Как видно из таблицы, продолжительность и содержание утренней гимнастики различны для детей разного возраста, поэтому желательно в смешанной группе проводить ее сначала с детьми 3-4 лет, затем с 5-6-летними. Там, где нет для этого условий, утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всей группой. В этом случае надо обязательно учитывать разные требования к качеству, темпу, продолжительности упражнений. Обычно младшие проделывают упражнения меньшее количество раз, чем старшие. От старших детей требуется также более точное и качественное выполнение движений. Для того, чтобы старшие дети могли проделать упражнения большее количество раз, им предлагается одним начать выполнять упражнения и показать малышам, как правильно его делать, затем это же упражнение они проделывают с малышами.

Возможны случаи, когда в комплексе гимнастики вводятся более сложные упражнения только для старших. Во время выполнения старшими таких упражнений малыши наблюдают и отдыхают. Оправдывает себя и такой прием, когда более сложные упражнения планируются на конец гимнастики и старшие их выполняют после того, как малыши уходят умываться.

Таким образом, воспитателям разновозрастных групп при подборе упражнений в методике руководства утренней гимнастикой следует исходить из существующих общих указаний, но при этом учитывать возрастной состав своей группы.

Организация умывания

Один из важных элементов в режиме ДУ. Способствует привитию устойчивых гигиенических навыков, развитию самостоятельности, воспитанию взаимопомощи. Проводится дифференцированно, однако дети должны усвоить общие для всех правила:

Заходить в умывальную комнату постепенно, небольшими группами;

В первую очередь моют руки малыши, старшие помогают им и учат;

Не задерживаться у раковины: остальные дети ждут;

Мыть руки, засучив рукава, не наливать на пол.

Организация питания

Обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания».

За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания.

Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительно отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого воспитатели должны позаботиться о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

За 20-30 минут до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом.

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольном учреждении необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, соответствующую по объему возрасту детей, столовые приборы. Столы застилают скатертями или салфетками, ставят вазочки с цветами. Блюда подают красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными. Для украшения блюд желательно использовать свежую зелень, ярко окрашенные овощи, фрукты.

В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено.

Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Особенно это важно в группах детей раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки. Детей раннего возраста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5 – 2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой. В дошкольных группах детям дают полный столовый набор (ножи не должны быть острыми). Дети старшей и подготовительной к школе групп должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой руке, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой.

При кормлении детей, особенно детей раннего возраста, необходимо соблюдать последовательность процессов, не заставлять дошкольников долго сидеть за столом в ожидании начала еды или смены блюд. Очередное блюдо подается сразу после того, как съедено предыдущее. Детям, окончившим еду раньше других, можно разрешить выйти из-за стола и заняться спокойной игрой.

Большое внимание воспитатели уделяют детям с пониженным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные объемы порций, учитывать индивидуальные вкусы и привычки. Слишком большое количество пищи может только отпугнуть ребенка от еды и привести к еще большему снижению аппетита.

Не следует кормить малыша насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказки и т.п. При отвлеченном внимании у ребенка тормозится выработка пищеварительных соков и подавляется пищевой рефлекс.

Детям с плохим аппетитом можно во время еды предложить небольшое количество воды или фруктового сока, чтобы они могли запивать плотную пищу. В некоторых случаях ребенку можно сначала преложить второе блюдо, чтобы он съел более питательную часть обеда, пока еще не потерял интерес к еде.

При кормлении ребенка с плохим аппетитом учитывают его вкусы и привычки: надо постараться дать наиболее любимое блюдо, в необходимых случаях заказывая его на кухне. Такого ребенка терпеливо приучают и к другим полезным продуктам. Иногда допускается смешивать нужное ребенку наиболее питательное блюдо (мясо, яйцо, творог) с фруктовым пюре, соком или другим продуктом, который ребенок любит. Более старшим детям в доступной форме объясняют необходимость в первую очередь съесть то или иное блюдо или часть его, хвалят ребенка, если он съел все без остатка.

С этой целью нужно соблюдать следующие правила:

Все необходимое для организации питания (в установленном порядке расставить столы, правильно для детей каждого возраста сервировать их и т.д.) готовить к тому моменту, когда дети начинают мыть руки.

Умывание и рассаживание за стол проводить постепенно, начиная с младших детей и тех, которые едят медленно.

Не задерживать детей после окончания еды.

Пищу для младших детей готовить заранее (разрезать мясо, блины и т.д.).

Порядок обслуживания детей, требования воспитателя и младшего воспитателя должны быть едины и постоянны.

Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.

Организация одевания

Опыт показал, что в разновозрастных группах внимание воспитателей и младшего воспитателя обращается в первую очередь на малышей: их приучают раздеваться сидя на стульчиках, в определенной последовательности, без лишней суеты, торопливости и шалостей. Помогать малышам (в воспитательных целях) воспитатель приглашает старших детей.

При сборах на прогулку целесообразно одевать детей постепенно и подгруппами отсылать их с младшим воспитателем. Воспитатель сам упражняет младших в навыках правильного и последовательного одевания, проводя в этом отношении целенаправленную работу.

Таким образом, организация питания, умывания, одевания и раздевания детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть и т.д., но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения. При этом важно:

Воспитателю надо четко представлять объем программных требований для каждой группы;

При формировании навыка следует сосредотачивать внимание детей на совершенствование отдельных умений, в первую очередь тех, которыми дети владеют еще плохо или не владеют совсем;

Воспитание культурно-гигиенических навыков – процесс сложный и длительный. Одни умения формируются на протяжении всего дошкольного детства (правильно пользоваться приборами и т.п.), а другие важно сформировать в определенном возрасте, а на их основе в дальнейшем будут решаться новые задачи;

При воспитании навыков следует соблюдать принцип постепенности – от простого к сложному, т.е. навыки, формирующиеся на протяжении всего дошкольного возраста, от года к году расширяются в объеме и усложняются требованиями воспитателя к их выполнению (например, у детей 3-5 лет умение правильно одеваться и раздеваться формируется, а перед старшими ставится задача делать это быстро).

При формировании навыков использовать индивидуальный подход к каждому ребенку;

В зависимости от конкретных задач по отношению к воспитанникам своей группы надо подбирать и методику педагогического воздействия (в одних случаях – показ, в других – напоминание и т.п.);

Создавать благоприятную обстановку для формирования навыков личной гигиены (красивое душистое мыло, спокойный тон взрослого и т.п.);

Малышей приучают к самостоятельности, используют стремление здорового ребенка все сделать самому;

Старшие требуют контроля за качеством выполнения навыков: делать все обстоятельно, быстро, но аккуратно, без напоминания взрослых;

Требования к детям должны быть постоянны и едины у всех взрослых, воспитывающих детей (включая родителей).

Перечень культурно-гигиенических и трудовых навыков у детей дошкольного возраста

Возрастная группа

Навыки

Личной гигиены

Самообслуживания

Культуры еды

Трудовой деятельности

Первая младшая группа

При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа

Снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок

Ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщательно пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды

Выполняет простейшие поручения взрослых, помогает вынести на площадку игрушки, принести и убрать материал для занятий, собрать бумагу с пола, листья на участке. Помогает няне поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом. Раскладывает карандаши, доски, убирает игрушки. Собирает на участке палочки, камешки

Вторая младшая группа

При мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит одежду, пользуется –мылом. Умеет сухо вытереться полотенцем, вешает его на определенное место. Чистит зубы, своевременно пользуется носовым платком

Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вывертывает на лицевую сторону. Старается сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимости обращается к взрослым

Хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы, пальцы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул

Поддерживает порядок в групповой комнате и на участке, убирает игрушки, книжки, строительный материал. Бережно обращается с предметами. Накрывает на стол вместе со взрослыми, раскладывает ложки, салфетки, расставляет хлебницы, убирает после еды на хозяйственный стол чайную посуду. Поливает растения, дает корм рыбкам, птичкам. Собирает листья, мусор на участке, оказывает помощь взрослым

Средняя группа

Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расческой, носовым платком, чистит зубы на ночь, при кашле и чихании закрывает рот платком, отворачивается

Большая самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок). Бережет одежду, обувь. Замечая неполадки в одежде, самостоятельно устраняет их, с помощью взрослого приводит одежду в порядок (чистит, просушивает)

Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой

Поливает цветы, кормит животных, меняет им воду. Поддерживает порядок в групповой и на участке, принимает участие в их уборке, протирает влажной тряпкой стулья, строительный материал. Моет игрушки, стирает кукольную одежду, помогает воспитателю при починке книг. Дежурит по столовой. Помогает няне разложить салфетки, повесить полотенца, застилает постель. Дежурит по занятиям

Старшая группа

Следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напоминания полощет рот после еды. Просит своевременно сменить носовой платок, приводит в порядок волосы. Самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса

Совершенствует навыки, полученные ранее, чистит пальто, учится стирать носки, платок. Быстро одевается и раздевается, правильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвентарем. Тактично говорит товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогает устранить их

За стол садится в опрятном виде с чистыми руками, причесанным. Ест аккуратно, умело пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь

Соблюдает чистоту и порядок в группе. Самостоятельно и добросовестно выполняет обязанности дежурного, полностью сервирует стол. На участке подметает и расчищает дорожки от мусора, зимой от снега. Регулярно выполняет некоторые обязанности дома: убирает постель, игрушки, книги, поливает растения, помогает накрыть на стол. Делает сам все, что может, не требуя помощи старших

Подготовительная к школе группа

Выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщательного выполнения навыков, полученных ранее

Быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды, обуви, пришивает пуговицу, стирает носки, фартук, платок. Должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид

Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладет локти на стол, хлеб берет с общего блюда руками и ест, отламывая кусочки

Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. На участке: перекапывает грядки и клумбы, высаживает рассаду, семена, поливает, пропалывает, окучивает. Заботиться о порядке в группе и дома

Подготовка к прогулке

Перед тем, как дети пойдут одеваться, необходимо:

Дать установку на предстоящую деятельность;

Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе;

Напомнить и уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате.

Для самостоятельного одевания детей необходимо создать удобную обстановку: каждый ребенок должен сидеть около своего шкафчика, следует следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания, и не забывали убрать сменную обувь в шкаф. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, левый-правый ботинок и т.д.).

Весьма важно, чтобы воспитатели и родители малышей поддерживали детское стремление к самостоятельности, не гасили его критикой неумелых еще действий ребенка, не подорвали веру в собственные силы, высказывая недовольство медлительностью.

Задача взрослых – помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию.

Исследовательская работа в ДОУ позволила выявить основные педагогические условия формирования элементарного самоконтроля и самооценки у младших дошкольников:

Последовательное освоение ребенком деятельности самообслуживания от микро- до целостного трудового процесса;

Наличие у воспитателя многообразия приемов, стимулирующих стремление ребенка к самостоятельности, освоения способов самоконтроля, оценка результата и его коррекции для достижения удовлетворительного качества;

Гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к конкретному ребенку в зависимости от его умелости, эмоционального настроя, индивидуальных особенностей;

Создание в группе развивающей материальной среды, обеспечивающей стимуляцию контрольно-проверочных и оценочных умений в разных видах детской деятельности (труд по самообслуживанию, игра);

Взаимодействие воспитателя с родителями малышей.

Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей позволяют короткие стихи и потешки:

Мне уже 4 года

Я одеться сам могу.

Если теплая погода, -

Без пальто во двор бегу;

Если ветер сильно дует,

Если слякоть или дождь;

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Глубоко – не мелко,

Корабли в тарелках:

Лука головка,

Красная морковка,

Петрушка, картошка

И крупки немножко

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

(И. Токмакова)

Я сегодня утром рано

Умывался из под крана!

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

(А. Кузнецова)

Для развития мелкой моторики целесообразны дидактические пособия, обеспечивающие в игровой форме упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.

Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогают детям наклеенные в раздевальной комнате на шкафчиках картинки с изображением одежды и обуви, обеспечивающие рациональную очередность действий.

Обучение элементарному самоконтролю разворачивается как последовательный процесс – постепенный переход контрольно-оценочных функций от взрослого к ребенку:

Контроль и оценка детской деятельности взрослым («Давай проверим, получились у тебя хорошие «мыльные перчатки»?);

Контроль и оценка детской деятельности от лица игрового персонажа («Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить?»);

Совместная оценка взрослым и ребенком деятельности сверстника (как правило, дети легко замечают ошибки другого);

Развитие элементарного самоконтроля.

Важно помнить , обучение малышей самообслуживанию требует от воспитателя большого терпения, спокойствия, понимания ребенка.

Воспитывать у детей культуру общения. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».

Перед выходом на прогулку большинства одевшихся детей обратить их внимание на внешний вид.

Организация прогулки

Прогулка занимает важное место в режиме дня и является действенным средством всестороннего развития детей. В целях наиболее эффективного использования прогулки необходимо создать благоприятные условия для разнообразной и содержательной деятельности детей на воздухе для детей всех возрастных групп (игры, труд, наблюдения и т.д.).

На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботиться о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками и со старшими детьми, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни и т.д., создает условия для разнообразной двигательной активности всех детей возрастных подгрупп. При этом важно:

Следить за физическими нагрузками, чередовать игры и занятия разной степени подвижности, не допускать, чтобы малыши, подражая старшим выполняли вредные и трудные для них движения (висели на руках, забирались на высокие лестницы);

Подвижные игры с младшими детьми целесообразно проводить в середине прогулки, а со старшими сразу после выхода на участок или в конце прогулки, перед возвращением в группу.

В зависимости от цели и физических нагрузок подвижные игры могут проводиться со всеми детьми (3-7 лет), с двумя смежными подгуппами (с детьми 3-5 лет) и отдельно с одной группой.

Предпочтение следует отдавать играм с двумя или одной подгруппой, т.к. в этом случае легче учесть разные возможности детей. Важно, чтобы несколько раз в течение недели планировались и отдельно проводились подвижные игры с самыми старшими детьми, т.к. при совместной организации игр физическая нагрузка у старших детей оказывается недостаточной.

В процессе прогулки необходимо наблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались.

Необходимо помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдения, словесные игры, беседы с детьми.

Очень полезны систематические прогулки за пределы участка.

Перед уходом с прогулки необходимо проконтролировать, чтобы все игрушки дети убрали на место. Дать детям указание на предстоящую деятельность. Напомнить детям, что при входе в помещение детского сада, надо хорошо вытереть ноги, в группу идти тихо, не кричать. В раздевальной комнате следить за тем, чтобы все дети раздевались быстро, самостоятельно, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное обращение к вещам личного пользования. Когда все дети разденутся необходимо проверить как дети выполнили указание, дать оценку детям, если нужно, то предложить ребенку навести порядок в шкафу.

Организация дневного сна

Дневной сон необходим для правильного развития детей дошкольного возраста. Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня. Сон должен проходить в хорошо проветренном помещении, защищенным от прямого попадания солнечных лучей и яркого света.

В режиме разновозрастной группы длительность дневного сна более младших детей сокращена по сравнению с обычными одновозрастными группами, поэтому особенно важно создать благоприятные условия для быстрого засыпания и спокойного сна детей младшей подгруппы. Их надо первыми готовить ко сну и укладывать спать.

Важно помнить, что дети лучше настраиваются на сон, если во время подготовки к нему в группе создается спокойная обстановка. Для этого детей приучают спокойно совершать послеобеденный туалет, раздеваться и аккуратно складывать одежду, не бегать, не говорить громко.

Правило – соблюдать тишину, не мешать детям засыпать и спать – обязательно и для обслуживающего персонала.

В связи с этим следует продумать, когда и где мыть посуду, как сочетать сон детей и уборку группы после обеда, как обеспечить наблюдение за спящими детьми.

Необходимо помнить, что сокращение или удлинение дневного сна вредно для здоровья ребенка и дезорганизует жизнь группы, создает дополнительные трудности в проведении воспитательной работы в вечернее время.

Организация совместной и самостоятельной деятельности детей после дневного сна – дело нелегкое и ответственное.

Педагог должен не только позаботиться о четком подъеме детей и закаливающих процедурах, но и сочетать организацию самостоятельной деятельности детей разного возраста (игры, труд и т.д.) с проведением совместных занятий.

Важно уделить особое внимание организации самостоятельной деятельности и формированию положительных отношений между детьми разного возраста, видеть разные интересы и возможности детей, обогащать и уточнять их представления, развивать умения.

Организация вечерней прогулки

Также тщательно продумывается как и дневная, чтобы дети не скучали и, вместе с тем, не перевозбуждались, могли играть в разнообразные игры, трудиться, наблюдать за окружающим и т.д.

Таким образом, организовать жизнь детей в условиях разновозрастной группы детского сада так, чтобы сделать ее спокойной и яркой, содержательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучением, игрой, трудом – важнейшая задача воспитателя. А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности.

Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.

  1. Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе; это означает, что они не отказывают в помощи, но и не навязывают ее.
  2. Младшие не мешают старшим работать и играть. Принцип уважения к старшим детям очень важен для их психологического комфорта, поскольку им часто приходится встречаться с требованием со стороны взрослых, уступать малышам.
  3. В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять кого бы то ни было в какой бы то ни было ситуации, ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе.
  4. Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим детям.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.


Создание условий, методика организации и проведения умывания в соответствии с возрастом; Методика проведения одевания и раздевания в соответствии с возрастными особенностями;

Оборудование туалетных.В туалетных, предназначенных для детей 2-й группы раннего возраста и 1-й младшей группы, имеются два детских умывальника, один детский унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с промаркированными гнездами для горшков; в туалетной младшей ясельной группы - один умывальник взрослый, слив, ванна. Высота раковины должна быть такой, чтобы ухаживающему персоналу при умывании и подмывании детей не надо было сильно наклоняться. Туалетный стол и бак для грязного белья рекомендуется размещать близко от раковины, тогда персонал не будет производить лишних движений и затрачивать лишнее время на туалет детей.В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины и одна умывальная раковина для взрослых, четыре детских унитаза, один полотенцесушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров. Размер кабины для детского унитаза составляет 1.0 х 0.75 м. а высота ограждения кабин - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. дополнительно для мытья ног предусматривается лоток длиной 1,2 м с перфорированной трубой но длине лотка. Высота борта унитаза над полом равна длине голени ребенка со стопой, а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами. В среднем высота унитаза над полом равна 28 см, а ширина - 22 см; диаметр выреза деревянного сиденья 18 - 20 см, а в поперечнике - 15 - 16 см. Сиденье обязательно должно иметь вырез в переднем секторе шириной 2,5 см, чтобы половые органы ребенка с ним не соприкасались. Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений.В соответствии с новыми требованиями при проектировании и реконструкции ДОУ в старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. В группах, где дети умываются самостоятельно, высота крана умывальника должна быть на уровне локтя согнутой руки ребенка, чтобы при умывании вода не затекала за рукава. Учитывая средний рост детей ясельного возраста, борт раковины располагают на расстоянии 0,4 м, для дошкольного возраста - 0,5 м над полом. детям низкого роста под ноги подкладывают деревянные подставки. В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка: полотенца, мыла, стаканчика с зубной щеткой и др. Вешалки могут быть настенными или стоячими, одно- и двусторонними. Стоячие вешалки открытые односторонние обычно имеют 5-б ячеек, каждая шириной и глубиной 10-12 см. Ванны на постаментах располагают на уровне 0,9 м от пола; глубокий душевой поддон для детей среднего и старшего ясельного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м) - 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) - 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.

Похожие публикации