Черты характера ребенка 10. Примерная схема характеристики ребенка

Примерная схема характеристики ребенка

I. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя

Дата рождения

Общее физическое развитие

Состояние здоровья

Состав семьи

П. Особенности личностного развития

    Развитие самосознания - уровень притязаний и самооценки,

    развитие самоконтроля,

    осознание нравственных норм Нравственные черты личности Интересы и склонности, мотивы поведения Волевые черты личности Особенности развития эмоций и чувств Проявления темперамента и характера

    Особенности развития видов деятельности Изобразительная

Конструктивная Игровая Трудовая Учебная

Общение с родителями, воспитателями, сверстниками

    Особенности развития речи:

диалогической

монологической (связной)

    Особенности развития познавательной сферы личности

Внимание

Восприятие

Воображение

Мышление

    Основные направления в развитии психики ребенка

Пример характеристики

Миша Н., 1987 года рождения. Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья.

Семья неполная: мама, бабушка и Миша.

Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка.

Миша не всегда правильно оценивает свои возможности Успех в деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результат взрослый. Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослым деятельности склонен оценивать себя адекватно.

Миша четко формулирует нравственные качества; нельзя драться, надо делиться с другими, нужно доводить дело до конца и т.д., осознает необходимость их выполнения. Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако нравственные нормы не всегда выполняют функцию регулятора поведения мальчика. Нормы хотя и осознаются, но нередко нарушаются Здесь обнаруживаются следующие особенности. Чаще он нарушает нормы в общении со сверстниками, чем со взрослыми. Причем это зависит от отношения к сверстнику: дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать непосредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается.

Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов. Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевые игры не имеют для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Но это зависит от отношения к деятельности, связано с интересом. Планирование деятельности вызывает затруднения. В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции. В общении со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми" Аней Г. и Ромой А. Но эти контакты очень неустойчивы.

Проявляются черты сангвинического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Живая мимика и выразительные движения. Быстро и в течение длительного времени может сосредоточивать вйимание. Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми, легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции.

Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится неохотно, только по предложению взрослого. Трудовыми навыкими и умениями владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую.

Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и т быстро. В случае непонимания задает вопросы. В ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность и инициативу.

Играть предпочитает один. Мотивирует это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, не мешают. Ну и сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включиться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевых играх, то берет на себя второстепенные роли. К лидерству не стремится.

Много времени отдает конструированию, но творчество проявляет недостаточно. Постройки стереотипны.

Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками.

Тип общения со взрослым - внеситуативно-познавательный. Главный мотив - получение новой информации о мире предметов и явлений. Активно использует речь в качестве средства обг ения. Задает много разнообразных вопросов.

Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения.

Цвета дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цвету устанавливает с помощью зрительного соотнесения.

Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью.

Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко. Несмотря на большой запас знаний, воображение, как произвольное, так и непроизвольное, развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Но особую трудность вызывает составление сказок. Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует.

      Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора и оценивать все его поступки для формирования нравственного поведения.

      Использовать совместную со взрослым деятельность с целью развития воображения: «Давай вместе порисуем, придумаем сказку» и т.п.

      Дать постоянное трудовое поручение, показать его значимость и важность для других.

      Заинтересовать Мишу сверстниками, сначала путем наблюдения за их деятельностью.

      Попытаться объединить в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами.

6. При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать задания соответствующей трудности для поддержания познавательного интереса.

Каждый из нас, приходя в этот мир, наделен какой-то особенной, неординарной личностью, своим характером и необычными чертами. Любой ребенок индивидуален, и основная задача родителей, не принудить ребенка к чему-либо, а найти в ребенке его дар, талант, и развить его.

Открытие ребенка и его талантов — это целое искусство, и целое мастерство. Особенности воспитания детей бывают разные, но важно, чтобы родители видели в своем ребенке сильные черты и качества, то, к чему он предрасположен, и давали возможность развиваться в этом направлении, и нивелировали его недостатки.

В этой статье я поговорю о различных видах характеров у детей, и об особенностях воспитания каждого из этих характеров.

Тут нужно заметить, что чистые виды — встречаются очень редко, и всегда есть некие «примеси» и различные смешения характеров и особенностей у одного ребенка. Но зато всегда есть некий основной вектор развития, который вам и надо приметить.

Важное различие девочек и мальчиков

Есть одна особенность, про которую хотелось бы упомянуть до того, как я перечислю разные характеры детей — и это различие в воспитании мальчика и девочки.

При воспитании мальчика самое важное, это дать понять ребенку, что ему — доверяют, дают ему ответственность. Тогда мальчик может вырасти мужчиной.

А для девочки главной — это дать ей понимание, что ее защищают, она под защитой. Тогда девочка сможет вырасти здоровой и с чувством внутренней гармонии. Если она не будет чувствовать защиты — она начнет развивать в себе навыки защиты, идя по мужскому пути, и закончиться это может не очень хорошо.

Итак, типы характеров детей:

1. Академический характер у ребенка

Такой ребенок склонен к образованию и обучению, любит читать, возможно обладает хорошей памятью. Помимо того, что он просто любит читать, он умеет после этого пользоваться тем, что прочитал — анализировать информацию и применять ее на практике.

Направление чтения при этом неважно, будь то читает он приключенческие и фантастические романы, или книжки по технике, изобретательству и другим интересным вещам. В ребенке заложена склонность к самосовершенствованию, в любой области. Неважно, будь он гуманитарий, или технарь.

Если ваш ребенок обладает такими качествами — то все, что вам нужно делать, это быть его «спонсором». Так как, очевидно, ребенок не может себе позволить приобрести новые книжки, другие интересные вещи, которые позволят ему учиться еще больше и получать знания — то родители должны обеспечить ему эту возможность.

Допустим ребенок нарисовал что-то на обоях — покупаем ему краски, даем бумагу.

Увлекся техникой — можно купить ему конструктор, какую-нибудь техническую энциклопедию. Заинтересовался динозаврами — срочно купить книжки с динозаврами, и так далее.

В общем-то все. Родителям такого ребенка можно сказать повезло. Делать больше ничего особо не надо, спонсируешь ребенка — и смотришь за ним. Он сам обучается и развивается, это заложено в его природе. Остается только расслабиться.

2. Эмоциональный характер у ребенка

Такой тип детей склонен к построению отношений с другими людьми, проявлению эмпатии, желанию общаться и находить общий язык. Такие дети очень хорошо чувствуют других, и понимают, с кем надо общаться, с кем общаться не стоит, уходят от плохих отношений.

А у ребенка есть потребность — открываться, общаться. Если родители этого не понимают, то будут возникать проблемы. Скорее всего в определенный момент ребенок закроется, и перестанет доверять своим родителям.

Еще нужно заметить, что такие дети не всегда проявляют себя именно в большом количестве разговоров, они умеют вовремя и помолчать, и послушать.

Ведь часто правильно молчание — это гораздо более важно и нужно, чем много разговоров. И такие дети это понимают с самого начала жизни.

Такие дети в будущем становятся «душой компании», они сплачивают коллективы. Не всегда являясь самыми лучшими специалистами в компании, их обычно не увольняют — потому что они являются неким клеем, который держит людей, объединяет их. Конечно, при условии, что ребенок воспитан с пониманием его особенностей.

В будущем также такие дети могут стать прекрасными священниками, хорошими психологами, или быть успешными в других профессиях, которые связаны с эмпатией и общением с другими людьми (например девочка может стать прекрасной женой и мамой).

Что должны делать родители, при воспитании такого ребенка? Конечно обеспечивать его общением! Делать все возможное, чтобы у ребенка была возможность общаться с окружающими, повести его в такие общества, где ребенку будет интересно .

Если вы найдете такие места (кружки, секции, клубы), где ребенок почувствует себя хорошо, то он сам начнет развивать в себе навыки коммуникации, и вам опять же останется только наблюдать за этим.

3. Физический характер у ребенка

Очень активные дети. Такой тип еще иногда называются «армейским», и понятно почему) Такие дети могут свести с ума любого родителя.

Ребенок скорее всего будет тяготеть к физическим нагрузкам, будет хорошо физически развит, будет достигать больших успехов в каких-нибудь спортивных секциях и кружках. У таких детей огромное количество избыточной физической энергии, которую они стремятся потратить.

Им очень нужно, чтобы рядом был некий тренер: человек, который хорошо знает человеческое тело, и умеет его развивать. Если это мальчик, то самое хорошее, что можно сделать, это отправить ребенка на какой-то спорт, который ему нравится.

Также такие дети очень хорошо понимают себя, и воспринимают — в соперничестве. Им нужно соревноваться, конкурировать, побеждать и опять побеждать, а также проигрывать. Тогда они чувствуют себя очень хорошо. Либо учатся проигрывать достойно.

При этом к девочкам это не относится — для девочки не надо побеждать. Для нее вообще лучше не сражаться ни с кем. Для девочки гораздо лучше, когда она получает все, потому что она окружена теми, кто хочет ее защищать и делать для нее все.

Задача родителей в этом случае, если девочку тянет активно в спорт или другую бешеную активность — перенаправить энергию девочки в более мирное и женственное русло.

Самооценку таким детям можно очень хорошо повысить, если их хвалить за их достижения. Это самое главное для таких детей — хвалить и еще раз хвалить, если у них что-то получается и они чего-то добиваются.

4. Творческий характер ребенка

У таких детей очень сильно развито воображение и способности что-то креативить и создавать. Чтобы определить такой тип ребенка, можно понаблюдать за ним, и если он может взять какие-то простые вещи (допустим две палочки), и потом несколько часов с ними играть — очень похоже на то, что это творческая натура, которая может придумать себе виртуальный интересный мир.

Для таких детей очень важна фантазия — они живут воображаемым миром, и они наслаждаются им. Поэтому самое вредное для них — это телевизор и компьютер, так как эти предметы нашего быта — очень сильно блокируют воображение. Творческие дети — очень уязвимы дети, и телевизор и компьютер может их просто разрушить.

Также творческие дети максимально просто воспринимают различные истории, связанные с мистикой и духовным миром, так как там опять же требует большая доля креативного мышления и фантазии.

Самая большая трагедия для такого типа детей — это оказать под контролем ограниченных родителей, не такого типа как они.

То есть родители при воспитании просто не понимают ребенка, и могут его просто забить своим неадекватом.

Самая же главная обязанностей при воспитании таких детей — это подыгрывать им, участвовать в создании их сказок, участвовать в построении их сказочного воображаемого мира.

5. Художественный характер ребенка

Этот тип детей с одной стороны очень похож на предыдущий, с другой стороны это дети, которые не просто фантазируют и создают придуманные миры, это дети которые любят заниматься различными творческими занятиями, такими как танцы, пение, рисование и так далее.

В случае, если у вас такой ребенок, то для вас и для вашего ребенка очень важно найти для него кого-то, взрослого человека, который уже состоялся как творческая личность. И познакомить, позволить общаться с таким человеком.

Дети с таким характером всегда будут тянуться за гениями в какой-то области, будут видеть их талант, и стремиться у них научиться.

6. Характер ребенка — мудрец

На свете есть и такой тип детей — мудрые дети. Они почти с рождения проявляют некую способность к пониманию этого мира, к высокому уровню восприятия.

Такие дети обычно от большой загрузки или количества знаний — начинают скучать, избегать этого. В школе обычно они занимаются какими-то своими делами, и занятиями.

Часто, такие дети с возрастом и не развивают в себе каких-то больших талантов, но при этом они очень четко понимают все вокруг. И умеют задавать себе вопрос: а зачем мне это надо, как я этим буду пользоваться?

Они очень хорошо видят изнанку мира, так, как он устроен. И поэтому не готовы тратить время на не значимые для себя вещи.

Таким детям нужна в первую очередь свобода . Они все равно будут делать, что хотят. Просто если их заставлять, они будут делать что хотят у вас за спиной. При этом им очень важно понять, как устроено мироздание, чтобы понять, какое место они занимают в нем.

Не просто изучить какой-то предмет или науку, а именно увидеть картинку в целом. Их часто в более зрелом возрасте тянет на изучение различных философских и религиозных писаний, и древних текстов.

Со стороны родителей тут есть один вариант — давать возможность своему ребенку заниматься и развиваться в чем-то, при этом обеспечивая полную свободу при занятиях. Через палку таких детей научить невозможно.

7. Интуитивный характер ребенка

Эти дети понимают все на уровне интуиции. Им даже учить ничего не надо, и академические достижения для них совсем не важны. Оценки не важны. Мнение окружающих тоже для них не важно.

Таких детей практически нет, либо очень мало. И роль родителей в случае, если у них такие дети — только в том, чтобы признать их способности, оценить их в полной мере, и не завидовать им:)

Итоги

Повторюсь, что в каждом ребенке смешано много типов, но чаще всего для правильного воспитания ребенка нужно всего лишь помочь ему найти свой главный характер, тип и предрасположенность.

При этом самый главный принцип воспитания, и самый лучший — это вообще не воспитывать детей, а только давать им хороший пример. Хотите достойно воспитать детей — займитесь собственным воспитанием, это принесет наибольшую пользу и вашему ребенку.

Рождается ли ребенок с определенными чертами характера или приобретает их позже? Есть ли смысл бороться с некоторыми его склонностями или нужно научиться принимать малыша таким, какой он есть? В поисках ответа на эти вопросы обратимся к последователям Фрейда.

Современные родители и педагоги не перестают задаваться вопросом о том, что в поведении и характере ребенка зависит от воспитания, а что нет. Желая разобраться в ситуации, наш соотечественник, Виктор Толкачев, доработал теорию Фрейда о связи физиологии с личностными качествами и выделил 8 типов характера.

Его ученица, Людмила Перельштейн, сравнивает детский коллектив с индейским племенем и дает его членам следующие звания:

    • — Вождь
    • — Нюхач
    • — Болтушка
    • — Художник
    • — Слухач
    • — Калькулятор
    • — Копуша
    • — Силач

В своей книге «Осторожно, дети!» она описывает каждый тип и рассказывает, какой из способов общения с ними наиболее эффективен. Давайте рассмотрим каждый из типов по отдельности.

ВОЖДЬ

Черты характера:

Лидер, душа компании. Очень чувствителен к критике. Всеми силами добивается одобрения и признания. Смелый, решительный, любит пробовать что-то новое. Не способен долго концентрироваться на том, что считает скучным. Поддержание порядка в своих вещах - не его конек.

Чтобы построить хорошие отношения с Вождем, нужно, чтобы он чувствовал, что его мнение принимается в расчет. Давайте ему возможность принимать решения самостоятельно, даже если вы видите, что они неудачные.

Вождь жаждет похвалы, и это может стать проблемой в отношениях с другими. Поэтому старайтесь ориентировать его на то, чтобы он сам оценивал свои успехи. Для этого констатируйте факт его достижения и спрашивайте, что он чувствует и думает по этому поводу.

НЮХАЧ

Черты характера:

Очень чувствителен к запахам. Часто нюхает еду и предметы. Регулярно заболевает респираторными инфекциями. Любопытен, но осторожен и осмотрителен. Домосед. Предпочитает роль наблюдателя.

Как вести себя с таким ребенком:

Если Нюхач уверяет вас, что обнаружил неприятный запах у еды, которая вам кажется совершенно свежей, будьте уверены, что он ничего не выдумывает, и не заставляйте его есть.

Не ругайте ребенка-Нюхача за то, что он ковыряет в носу, лучше расскажите о том, что нос лучше прочищать в туалете, ведь это интимный процесс.

В силу характера малышу-Нюхачу тяжело общаться со сверстниками. Позвольте ему налаживать контакт со взрослыми, ведь это тоже учит коммуникации.

Чем меньше внимания вы обратите на «нехорошие слова», тем быстрее он их забудет.

БОЛТУШКА

Черты характера:

Как вести себя с таким ребенком:

Для Болтушки очень важно ощущать вкус пищи, так что если из-за любви к еде у ребенка появился лишний вес, не пытайтесь посадить его на «безвкусную» диету. Лучше подберите менее калорийное, но вкусное меню.

Болтушки проявляют интерес к нецензурным словам просто потому, что им нравится, как они звучат. Поэтому не стесняйтесь и не ругайте малыша, если он вдруг выдаст что-то подобное. Чем меньше внимания вы обратите на «нехорошие слова», тем быстрее он их забудет.

Говорят, воспитывать дитя надо, пока оно лежит поперек лавки. И в самом деле характер человека формируется тогда же, когда завершается и формирование «ядра личности» - то есть к трем годам. Будет малыш общительным или замкнутым, жадным или щедрым, лидером или ведомым - первые намеки на это можно увидеть еще в его первой улыбке и робком желании сделать первый шаг.

Врожденный или приобретенный

Мамы причитают над сыном: «Ты такой же ленивый, как твой отец!». Папы досадуют, глядя на дочь: «Такая же недотепа, как ее мать». (При этом мама может гордо хвастаться своим подружкам: «Дочь такая сообразительная, вся в меня!») С самого момента появления малыша на свет родители ищут - и находят ведь! - в своих отпрысках проявления своей и чужой хорошей или дурной «наследственности». Но при этом забывают, что характер формируется почти исключительно воспитанием. А в первые месяцы жизни малыша воспитательные моменты сводятся к его наблюдению за взрослыми и попыткам им подражать. Поскольку именно родители - единственный образец для подражания в это время, черточки их характеров и начинают проглядывать в характере самого чада.

С трех лет наступает период активного подражательства - то есть не только «подсматривание», но и попытка повторить увиденное. За образец берется не всякий взрослый, а лишь значимый для маленького человека. Им помимо родителей может стать бабушка или дедушка, дядя или тетя, старшие братья и сестры и даже ровесники: в три года дети уже достаточно открыты миру, выходящему за рамки семьи. Поэтому, если вам что-то не нравится в характере ребенка, постарайтесь заметить: чье влияние на него оказывается наибольшим, в какой среде он вращается?

Когда малыш войдет в сознательный возраст дошкольника, не ленитесь почаще говорить с ним, обсуждать различные ситуации. Научитесь слушать и слышать, чтобы успеть вовремя скорректировать его (а может, и свое) далеко не образцовое поведение. В возрасте 4-5 лет и старше «хороший пример» и «дурное влияние» - наиболее важные пути формирования характера.

Все от нервов

Темперамент, в отличие от характера, - свойство врожденное, поскольку обусловлено скоростью протекания процессов в головном мозге и особенностями деятельности нервной системы человека. Наши нервные клетки способны на два процесса - возбуждение и торможение. От того, насколько сильны, уравновешены и подвижны эти процессы, и зависит наш темперамент. По сути, корень его кроется в работоспособности нервных клеток и типе высшей нервной деятельности - и это врожденное.

Еще Гиппократ, ничего не зная о типах высшей нервной деятельности, выделил четыре темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Например, меланхолик - слабый тип, он не может выдерживать сильных или длительных раздражителей в силу особенностей своей нервной системы. Зато именно меланхолики очень чувствительны и впечатлительны, талантливы и обладают причудливой фантазией.

Сильный уравновешенный инертный тип нервной системы - это маленький флегматик: он почти всегда спокоен, его трудно вывести из себя. Сангвиники и холерики довольно похожи, у них обоих сильные и подвижные типы нервной системы. Но только холерик - неуравновешенный, а потому более вспыльчивый, легко загорается и перегорает.

Тип высшей нервной деятельности, или темперамента, накладывает характерный отпечаток на поведение и даже облик малыша, влияет на формирование характера. Именно благодаря ему меланхолик вряд ли вырастет «душой общества», а у холерика в дневнике то и дело будет появляться запись «неусидчив, не может сосредоточиться, шумит и мешает товарищам». Но темперамент не может служить оправданием плохим поступкам, скользким убеждениям или низким моральным устоям человека.

Да, темперамент определяет характер, но и сам может перестраиваться под влиянием характера. «Человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, - говорит детский психолог Нина Грибкова. - А у ребенка выраженность тех или иных его проявлений можно контролировать и корректировать при помощи правильного воспитания. Темперамент можно направить в нужное русло! И если не требовать от флегматика реакции Джеймса Бонда, а холерика не «метить в дипломаты» (они частенько рубят сплеча, не подумав), то с любым темпераментом можно жить и быть очень успешным человеком».

Голубое и розовое

Мальчиков и девочек воспитывают поразному. И это неудивительно: мы стремимся сформировать в дочках и сыновьях совершенно разные черты характера - такие, которые соответствовали бы стереотипам мужского и женского поведения.

Однако игры детей до 3-4 лет примерно одинаковы. Малыши только-только научились играть не с игрушками, а друг с другом, и им неважно, кого включать в игру - друзей или подружек.

Разделение развлечений по половому признаку начинается лет в пять. У мальчишек начинаются «мужские» игры - война, гонки, спортивные состязания, вообще любые соревновательные игры, требующие демонстрации силы, ловкости и выносливости. Девочки предпочитают общество девочек и тихие уютные девичьи ролевые «посиделки».

Такая дифференциация действительно помогает сформировать черты характера, которые помогут добиться признания у окружающих. Мальчишка размазня, слабак, которого не принимают в игру товарищи, вырастет в неуверенного и замкнутого человека. Одобрение у девочек можно заслужить красотой. Она не черта характера, но ее проявления - это умение одеваться, которое формирует вкус и аккуратность, женственность, желание нравиться, кокетство.

До 5 лет ситуация, в которой девочка гоняет в футбол вместо занятий танцами и мальчишка, предпочитающий играть в дочки-матери и «салон красоты», не обязательно повод для немедленного обращения к психологу. Дети любопытны и могут примерять на себя чужие роли. «Но обычно такое поведение - отражение происходящего в семье, - считает психолог. - Не исключено, что к дочке дома относятся слишком сурово, а мальчика, наоборот, заласкивают. Если такую трансформацию ролевого поведения запустить, она приведет и к трансформации характера, а затем и личности. А это станет проблемой взрослого человека».

Формируем характер

  • Игра. Как и в случае с новыми знаниями и навыками, формирование необходимых черт характера нужно проводить в игровой форме. Но помните,что, в отличие от навыков, формирование черт характера идет не в определенные часы, а ежесекундно. Труд. Он не только сделал изобезьяны человека, но и из маленькогошалуна может сделать ответственного,трудолюбивого, целеустремленного и организованного субъекта. Но не нужно «заваливать» чадо большимколичеством развивающих занятийи кружков. Лучше поручите ему простую работу по дому - пусть отвечает за нее. Не заставляйте - важно научить малыша наслаждаться процессом. А заодно и ценить результат своей деятельности. Именно поэтому не стоит отправлять с трудом слепленный кривоватый домик из пластилина в мусорную корзинку. Лучше поставить его на видное место и восхищаться мастерством маленького гения.
  • Соблюдение правил. Даже занимаясь чистой воды творчеством, нужно потом убрать за собой рабочее место, сложить краски и карандаши, отскрести пластилин от стола. В поликлинике и других общественных местах нельзя кричать и бегать. В магазине нельзя брать товары без спросу и класть в карман. Все эти правила взрослыми воспринимаются как должное, но детям их нужно объяснять. И требовать их соблюдения.
  • Личный пример. Самое действенное средство в воспитании характера. Мама говорит, что девочки должны слушаться старших, и тут же скандалит с собственной матерью. Все время повторяет, что девочки должны быть аккуратными, - но ходит целый день в заношенном свитере. Прежде чем воспитывать принцессу в отдельно взятой ячейке общества, маме самой нужно стать королевой.
  • Общение и взаимодействие. Все, что заложено в малыша любящими родственниками, трансформируется, когда тот попадает в коллектив. Одна из самых частых жалоб мам: «Он это в саду подцепил». «Это» - не вирус и не чужая машинка, а манеры, словечки, методы, при помощи которых кроха пытается добиться желаемого. Но помимо привычки ковыряться в носу и рассерженного топота ногами, кроха «подхватывает» в коллективе такие черты характера, как общительность или замкнутость, умение возглавить или подчиняться, отвечать за свои поступки, дружить и ссориться. И многое другое.
  • Мотивации и условия. Странно требовать бойцовских качеств от мальчика, выросшего в тепличных условиях. У него просто не было повода развивать в себе навыки драчуна и задиры. Так что, если родители хотят видеть своего сына бойцом, им придется придумать сначала мотив, а затем создать условия для развития и закрепления соответствующих качеств. При этом надо учитывать, что это может быть жесткий путь: малыша придется поставить в такие условия, чтобы от него потребовалось все его мужество.
  • Индивидуальный подход. Нельзя требовать от ребенка того, на что он просто неспособен. Например, у холерика настойчивость проявляется в немедленной кипучей деятельности, а флегматика в подобной ситуации не сдвинешь с места - он сосредоточенно думает. У детей разных темперамента и возраста одна и та же черта характера проявляется по-разному. А значит, и браться за ее развитие надо с учетом особенностей малыша: его интересов, круга доверенных лиц, любимых занятий, уже имеющихся положительных черт.

Характер – это проявление эмоциональной реакции в поведении человека в различных отношениях и специфических ситуациях. Характер определённого лица и все его особенности проявления качеств – это следствие воспитания и условий проживания в социальном обществе.

Разумеется, индивидуальная корректировка и различные жизненные обстоятельства влияют на психологию человека, но формирование и развитие высших психических функций и генетических особенностей закладывается и формируется в утробе, поэтому когда человек рождается, практически с первых дней проявляет свои индивидуальные особенности. Любого человека можно охарактеризовать и присвоить ему определенный тип личности.

Также, можно обратить внимание, на проявление характерных типичных признаков разных народов, т.е. существуют общие определения конкретных национальностей. Например, характер русского явно отличается от других национальных менталитетов.

Темперамент русского человека :

  • «Широта и щедрость души», что отсутствует у большинства народов.
  • Терпеливость, стойкость и выносливость.
  • Тяга к справедливости и сострадание.
  • Из отрицательных: лень пессимизм, лицемерие и сквернословие.

Определить русского человека легко по темпераменту, иностранные нации ассоциируют русского человека, как любящего погулять «на широкую ногу», их всегда удивляла щедрость, стойкость и самоотверженность русского народа. Только у русского человека присутствует оригинальное чувство юмора, которое приводит в недоумение заграничных собратьев. Многие иностранные мужчины считают, что русская женщина лучшая спутница для жизни, так как обладает отзывчивостью, человечностью, верностью и состраданием.

Также приличный барьер для иностранцев – это изучение русского языка, он считается самым трудным из-за чрезмерной эмоциональности и двойного смысла одинаковых слов. Качества в людях русского склада, их отношение к другим людям социального окружения в большей степени имеют склонность почитать религиозные традиции. Отношение к христианству, соблюдение религиозных обрядов начинается с истоков образования славянской расы.

8 ПРИЗНАКОВ, ЧТО ВАМ ВРУТ! Как распознать ложь?

Индивидуальные особенности в людях, выявление их признаков показатель истинного лица русского человека, какие качества и способности могут проявиться в нестандартных ситуациях социального общества. Психология русского человека, гибкость ума, необыкновенная выносливость, самоотверженность, любовь к отчизне, проявление сострадания ни раз убеждала противников в своей силе и непоколебимости.

Классификация черт характера

Черты характера
Эмоциональные Волевые Моральные Интеллектуальные
Эмоциональность Настойчивость Честность Любознательность
Жизнерадостность Самостоятельность Отзывчивость Сообразительность
Впечатлительность Неуверенность Доброта Находчивость
Решительность Жестокость Легкомысленность
Смелость Вдумчивость

Психология различной степени проявления характера каждого человека индивидуальна и формируется в течении всей жизни, меняется в зависимости от социальной среды. Существует определённая классификация, к группе которой можно отнести того или иного человека.

Список проявлений в поведении людей и оценка качеств в социальных ситуациях .

  1. Волевые качества – это особенности свойств конкретного лица, которые проявляются в нестандартных ситуациях (выдержка, терпеливость, упрямство, смелость, трусость, мужество, дисциплинированность и т.п.)
  2. Эмоциональные проявления – это продолжительность психических процессов у определённого лица в специфических ситуациях (негативное, позитивное, динамичное, нейтральное, статистическое, нетрадиционное).
  3. Интеллектуальные особенности индивидуального лица, качество мышления человека (широта, глубина, гибкость, критичность, глупость и т.п.)

Список проявлений качеств людей

Отношение к окружающему миру, подразделяется на четыре типа :

  • Я хороший – все хорошие.
  • Я хороший – все плохие.
  • Я плохой – все хорошие.
  • Я плохой – все плохие.
  • Отношение к своей личности (самоуважение, самокритичность, высокомерие, чувство собственного достоинства и т.п.).
  • Отношение к труду (леность, трудолюбие, аккуратность, толерантность, небрежность, пунктуальность, ответственность и т.п.).
  • Отношение в группах социального окружения (общительность, замкнутость, правдивость, лживость, вежливость, грубость и т.п.).

Типы темперамента человека

Темперамент – это постоянные особенности индивидуального поведения конкретного лица, которые одинаково проявляются в различной деятельности. Бывают четыре типа определениями которых являются:

  1. Сангвиник, отличается повышенной подвижностью, работоспособностью имеет ярко выраженные мимические эмоциональные проявления в выражении лица, отзывчивость, общительность, уравновешенность, оптимизм, весёлый нрав, быстрая утомляемость от напряжённой работы, беззаботность.
  2. Холерик – резкие смены настроения, вспыльчивость, истеричность, быстрая отходчивость, порывистость, вспышки гнева.
  3. Меланхолик – тревожность, пессимизм, ранимость, излишние переживания по любому поводу, сдержанность, самообладание, не доверие к другим.
  4. Флегматик – хладнокровность, низкая активность, благоразумие, создаёт впечатление мудрого человека, всегда доводит дело до конца.

Темпераменты человека. 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик

Проявления черт характера у мужчин и женщин

Проявление черт характера у мужчин

Одна и та же черта характера у мужчин и женщин, их отношение к действиям проявляется в различных эмоциональных реакциях, вызывая при этом абсолютно разные чувства.

Например, обидчивость женщины проявляется у мужчины в виде гневных вспышек.

  • Женщинам свойственны проявления излишней эмоциональности, чувствительности, понимания и сострадания, практичность они более подвержены к резким сменам настроения. Психология мужчин, отношение к ценностям, основаны на сдержанности и стремлению к власти и лидерству. Каждые периоды эпохи характеризуют наличие определённых качеств у мужчин и женщин.

Проявление черт характера у женщин

  • Так, например качества в современных людях имеют незначительные отличия, всё больше формируются объединения мужских и женских профессий. Сегодня не редко можно встретить прекрасную половину человечества за рулём, а мужчину стилиста парикмахера или кондуктора, что несколько десятков лет назад очень удивило бы их самих.

Основные черты характера человека – это преобладающие устойчивые, врожденные или приобретенные качества, которые постоянно проявляются в поведении индивидуального лица. Узнав, какие признаки соответствуют определенному человеку можно составить психологический портрет, отношение и мнение о нём, а также присвоить тип темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик).

Классифицировать какие свойственные индивидуальные качества, чтобы определить положительные и отрицательные черты характера и сделать общие выводы. Это поможет, например при устройстве на работу в выборе должности, а иногда и в выборе спутника жизни, определив критерии, какие ценишь.

Отрицательные и положительные черты характера человека

Психология любого человека это беспрерывное формирование качества характера, в зависимости от того какие условия, поэтому ему свойственно проявлять отрицательные черты, они могут меняться в зависимости от того какие условия, в худшую или лучшую сторону.

Также есть и постоянные отрицательные качества, проявляющиеся у индивидуального лица, которые не меняются в течении жизни.

Негативные черты характера не всегда можно расценивать как отрицательные их особенности и качества могут подчеркивать достоинства :

  1. Самоуверенность – довольство собой, может спровоцировать тягу к работоспособности и улучшению производительности, для реализации самоудовлетворения.
  2. Упрямство, провоцирует достижение поставленных перед собой целей.
  3. Эгоистичность – игнорировать других это плохо, но и стараться угодить другим не всегда приносит пользу. Иногда нужно думать о себе, чтобы быть в состоянии помочь другим.
  4. Зависть, некоторых людей может спровоцировать их на желание достичь лучшего результата, чем у других.

Бывают такие черты характера в людях как жестокость, лживость, лицемерие, леность, скупость, грубость, угрюмость и т.п., которые никогда не спровоцируют их на хорошие поступки.

Положительные и отрицательные черты характера их качества в большей или меньшей степени присутствуют в каждом человеке. Позитивные могут прикрывать негативные черты характера индивидуального лица. Например, люди бывают ленивыми, но добродушными или эгоистичными, но аккуратными и трудолюбивыми, грубыми, но отзывчивыми и щедрыми и т.д.

Список положительных качеств их признаки :

  1. Выносливость и терпеливость.
  2. Благодарность и нравственность.
  3. Инициативность и незаурядность.
  4. Жизнерадостность и одаренность.
  5. Чуткость и оптимизм и др.

Главные черты характера у женщин

Список преобладающих качеств и их отличительные свойства :

Главные черты характера у мужчин

Список преобладающих качеств и их свойства:

4 основных психотипа личности. Как определять и распознавать характер человека?

Похожие публикации