Роль второстепенных персонажей. Сочинение: Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. Такая популярность и актуальность пьесы объясняется тем, что в «Грозе» сочетаются черты социально-бытовой драмы и высокой трагедии. В центре сюжета пьесы - конфликт чувства и долга в душе главной героини, Катерины Кабановой. Этот конфликт - признак классицистической трагедии. Катерина - очень набожная и религиозная натура. Она мечтала о крепкой семье, любящем муже и детях, но попала в семью Кабанихи. Марфа Игнатьевна превыше всего ставила домостроевский порядок и уклад. Естественно, что всех в своей семье Кабаниха заставляла следовать ее Уставу. Но Катерина, светлая и свободная личность, не могла смириться с тесным и душным миром Домостроя. Она стремилась совсем к другой жизни. Это стремление привело женщину к греху - измене мужу. Идя на свидание с Борисом, Катерина уже знала, что после этого она не сможет жить. Грех измены тяжким камнем лег на душу героини, с которым она просто не могла существовать. Гроза в городе ускорила всенародное признание Катерины - она покаялась в своей измене.

О грехе снохи узнала и Кабаниха. Она приказала держать Катерину взаперти. Что ожидало героиню? В любом случае, смерть: рано или поздно Кабаниха своими упреками и наставлениями свела бы женщину в могилу. Но самое страшное для Катерины было не это. Самое страшное для героини - это ее внутренне наказание, ее внутренний суд. Она сама не смогла бы простить себе своей измены, своего страшного греха. Поэтому конфликт в пьесе решается в традициях классицистической трагедии: героиня погибает.

Но еще Добролюбов указывал на то, что на протяжении всей пьесы читатели думают «не о любовной интриге, а обо всей жизни». Это значит, что обличительные ноты произведения касались самых разных сторон русского быта. Действие пьесы происходит в провинциальном купеческом городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. В этом месте все настолько однообразно и стабильно, что даже новости из других городов и из столицы сюда не доходят.

Жители в городе замкнуты, недоверчивы, ненавидят все новое и слепо следуют домостроевскому укладу жизни, который уже давно себя изжил. Дикой и Кабаниха олицетворяют «отцов города», пользующихся властью и авторитетом. Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Кулигин замечает, что все зверства в городе происходят за высокими стенами купеческих домов. Здесь обманывают, тиранят, подавляют, калечат жизни и судьбы. Вообще, реплики Кулигина часто разоблачают «темное царство», выносят ему приговор, даже, в некоторой степени, отражают позицию автора. Большую роль в пьесе играют и другие второстепенные персонажи. Так, например, странница Феклуша раскрывает все невежество и отсталость «темного царства», а также его ближайшую смерть, потому что общество, ориентирующееся на такие взгляды, не может существовать. Важную роль в пьесе играет и образ полусумасшедшей Барыни, которая озвучивает идею греховности и неизбежной кары как Катерины, так и всего «темного царства».

В трагедии Островского «Гроза» были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова он показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и разгульность молодого поколения. Все персонажи трагедии группируются на две части. Те, кто считают, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, а другая часть считает, что за грехом следует наказание и нет от него спасения. Здесь возникает одна из важнейших проблем человека в целом и «Грозы» в частности. Покаяние как проблема появилось очень давно. Тогда, когда че- ловек поверил в то, что есть высшая сила, и убоялся ее. Он стал стараться вести себя так, чтобы умилостивить своим поведением Бога. Люди постепенно вырабатывали способы умилостивления Бога через определенные действия или поступки. Все нарушения этого кодекса считались неугодными Богу - грехом. Сначала люди просто приносили жертвы богам, делясь с ними тем, что имели.

Апогеем этих отношений становится человеческое жертвоприношение. В противовес этому возникают религии монотеистические, то есть признающие одного бога. Эти религии отказались от жертвоприношения и создали кодексы, определяющие нормы поведения человека. Эти кодексы стали святынями, так как считается, что они начертаны силами богов. Примерами таких книг являются Библия христиан и Коран мусульман.

Нарушение устных или письменных норм является грехом и должно караться. Если сначала человек боялся быть убитым на месте, то после он начинает бояться за свою загробную жизнь. Человек начинает беспокоиться о том, куда попадет его душа после смерти: в вечное блаженство или в вечное страдание. В блаженные места можно было попасть за праведное поведение, то есть соблюдение Норм, а грешники попадают туда, где будут вечно страдать. Тут-то и возникает покаяние, так как редкий человек мог прожить,

не совершая грехов, и перечеркнуть свою жизнь из-за нескольких грехов было страшно для всех. Поэтому появляется возможность спастись от наказания, вымолив у бога прощение. Таким образом, любой человек, даже последний грешник, получает надежду на спасение, если покается. В «Грозе» проблема покаяния является наиболее остро поставленной. Главная героиня трагедии - Катерина находится в страшных муках совести. Она рвется между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и падением. Она не может запретить себе любить Бориса, но она сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены - это как Бог для церкви.

Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния. Катерина очень

набожная женщина, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страдания доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей, олицетворяющейся в виде грозы, бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание люди реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности ее простить. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога. Катерина верит в покаяние, так как опасается, что умрет внезапно не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своими грехами. Отношение людей к возможности покаяния проявляется во

время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы пытаются ее избежать. Некоторые ведут себя по-особенному. Например, Кулигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей, поэтому он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод, Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния. Хотя надо заметить, что он может каяться, так как кидается в ноги к мужику и просит прощения у него за то, что обругал.

Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве. Самоубийство в христианстве является одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергал Бога, поэтому у самоубийц не было надежды на спасение. Тут возникает вопрос: как такая набожная Катерина смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему? Но этому можно противопоставить то, что она считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в таких мучениях, без надежды на спасение. Перед ней возникает гамлетовский вопрос - быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть, или же совершить самоубийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто не знает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль - чашу с кровью Господа. Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.

Сочинения по литературе: Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы xix века. Как в живописном полотне фон, второстепенные детали оттеняют и усиливают главную идею картины, так и в комедии "Горе от ума" каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Они хоть и не действуют прямо, но свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит реакционная сила. Характерно, что на балу у Фамусова собрались не просто люди, а те, кто составляет элиту дворянской Москвы. Они многолики, но почти все несут общие черты: невежество, чинопочитание, корыстолюбие. Они появляются один за другим, как серия подвижных карикатур, создавая уродливый портрет этого самого элитарного дворянства. Вот шествует чета Горичей - типичная московская супружеская пара.

Чацкий знал Платона Михайловича до его супружества. Это был бедовый, остроумный человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне превратился в жалкого подкаблучника. Супруга и рта ему не дает открыть. "Послушайся разочек, милый, застегнись скорей", - так звучат ее "беседы" с мужем.

Страшно то, что Горич осознает свое положение, но не пытается его изменить. Все, на что его хватает, сказать горько Чацкому: "Теперь, брат, я не тот". Интересен еще один, почти бессловесный персонаж - лакей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: "А как не полюбить буфетчика Петрушу?" В этой фразе присутствует скрытая ирония автора.

А вот прибыло на бал семейство Тугоуховских. Княгиня озабочена поиском женихов для своих дочек. И на Чацкого с первых же реплик смотрит как на потенциальную жертву. Но стоит ей узнать, что Чацкий не богат и не в чинах высоких, она кричит: "Князь, князь! Назад".

Вроде проходная сцена, второстепенный персонаж. Но через эту княгиню автор глубже раскрывает характер Фамусова, подчеркивает в нем такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. И это характерно для всего фамусовского окружения, где "кто беден - тот тебе не пара": Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - тот и жених. Появляются графини Хрюмины - озлобленная на весь мир внучка со своей полуглухой бабушкой. Эта неудавшаяся "невеста" восхищается всем иностранным, в отличие от других часто использует французский язык. Как не сравнить эту вертлявую даму-неудачницу с современными недоучками, щеголяющими обрывками английского и преклоняющимися перед западной торгашеской культурой. А вот наиболее активный "эпизод" комедии - Загорецкий. Тот, про кого откровенно говорят, что он "лгунишка, картежник, мошенник, плут". И все же двери фамусовского "собрания" для него открыты, он полезен своей услужливостью.

Когда старуха Хлестова хотела отказать ему от дома, он услужил ей, подарив арапчонка. И слова Молчалина: "Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья..." - подчеркиваются его отношениями с Загорецким. На балу множество других представителей фамусовского общества, которым Грибоедов даже не дал полных имен. Таковы, например, господа N и D, активно участвующие в сплет нях о сумасшествии Чацкого. И все они усиливают главные мысли автора, идеологическую и сатирическую суть его произведения.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» 5.00 /5 (100.00%) 2 votes

А. Н. Островский по праву считается пев-
цом купеческой среды, отцом русской быто-
вой драмы, русского национального театра.
Его перу принадлежит около 60 пьес, и одной
из наиболее известных является «Гроза».
А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского
«Гроза» самым решительным произведением,
так как «взаимные отношения самодурства
и безгласности доведены в ней до трагичес-
ких последствий… В «Грозе» есть что-то ос-
вежающее и ободряющее. Это что-то и есть,
по нашему мнению, фон пьесы».
Фон же пьесы составляют второстепенные
персонажи. Это постоянная спутница Катери-
ны, главной героини пьесы, Варвара, сестра
мужа Катерины, Тихона Кабанова^ Она -
противоположность Катерины. Главное ее
правило: «Делай что хочешь, лишь бы все ши-
то да крыто было». Варваре не откажешь в уме,
хитрости, до замужества ей хочется везде ус-
петь, все попробовать, потому что она знает,
что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с мате-
рью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».
Ложь для нее - норма жизни. Она прямо го-
ворит Катерине, что без обмана нельзя: «У нас
весь дом на этом держится. И я не обманщица
была, да выучилась, когда нужно стало».
Варвара приспособилась к «темному цар-
ству», изучила его законы и правила. В ней
чувствуется властность, сила, готовность
и даже желание обманывать. Она, по сути,
будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони
недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш,
ей под стать. Он единственный в городе Ка-
линове может дать отпор Дикому. «Я груби-
ян считаюсь; за что же он меня держит? Ста-
ло быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не
боюсь, а пущай же он меня боится…», - го-
ворит Кудряш. Ведет он себя развязно, бой-
ко, смело, хвастает своей удалью, знанием
«купеческого заведения». Кудряш - второй
Дикой, только еще молодой.
В конце концов Варвара и Кудряш поки-
дают «темное царство», но их побег вовсе не
означает, что они полностью освободились от
старых традиций и законов и примут новые
законы жизни и честные правила. Очутив-
шись на свободе, они, скорее всего, будут са-
ми пытаться стать хозяевами жизни.
В пьесе есть и истинные жертвы «темного
царства». Это муж Катерины Кабановой, Ти-
хон, - безвольное, бесхарактерное существо.
Он во всем слушает свою мать и подчиняется
ей, не имеет четкой жизненной позиции, му-
жества, смелости. Его образ полностью соот-
ветствует имени - Тихон (тихий). Молодой
Кабанов не только не уважает себя, но и поз-
воляет своей маменьке беспардонно относить-
ся к его жене. Особенно ярко это проявляется
в сцене прощания перед отъездом на ярмар-
ку. Тихон слово в слово повторяет все настав-
ления и нравоучения матери. Кабанов ни
в чем не мог противостоять матери, потихонь-
ку спивался, становясь еще более безвольным
и тихим. Конечно, Катерина не может любить
и уважать такого мужа, а душа ее жаждет
любви. Она влюбляется в племянника Дикого,
Бориса. Но полюбила его Катерина, по метко-
му выражению Добролюбова, «на безлюдье»,
ведь по сути Борис мало чем отличается от Ти-
хона. Разве что чуть-чуть образованнее. Без-
волие Бориса, его желание получить свою
часть бабушкиного наследства (а получит он
ее только в том случае, если будет почтителен
с дядюшкой) оказались сильнее любви..
В «темном царстве» большим почтением
и уважением пользуется странница Феклуша.
Рассказы Феклуши о землях, где живут люди
с песьими головами, воспринимаются как нео-
провержимые сведения о мире. Но не все в
нем так мрачно: встречаются и живые, сочув-
ствующие души. Это механик-самоучка Кули-
гин, изобретающий вечный двигатель. Он добр
и деятелен, буквально одержим постоянным
желанием сделать что-то полезное для людей.
Но все его благие намерения наталкиваются на
толстую стену непонимания, безразличия, не-
вежества. Так, в ответ на попытку поставить
на дома стальные громоотводы он получает
яростный.отпор Дикого: «Гроза-то нам в нака-
зание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты
хочешь шестами да рожнами какими-то, про-
сти Господи, обороняться».
Кулигин по сути является в пьесе резоне-
ром, в его уста вложено осуждение «темного
царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем
городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот
старается бедного закабалить, чтобы на его
труды даровые еще больше денег нажить…».
Но Кулигин, как и Тихон, Борис, Варвара,
Кудряш, приспособился к «темному царст-
ву», смирился с такой жизнью.
Второстепенные персонажи, как уже бы-
ло сказано, - это фон, на котором развора-
чивается трагедия отчаявшейся женщины.
Каждое лицо в пьесе, каждый образ был сту-
пенькой лестницы, которая привела Катери-
ну на берег Волги, к смерти.

Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. Такая популярность и актуальность пьесы объясняется тем, что в “Грозе” сочетаются черты социально-бытовой драмы и высокой трагедии. В центре сюжета пьесы – конфликт чувства и долга в душе главной героини, Катерины Кабановой. Этот конфликт – признак классицистической трагедии. Катерина – очень набожная и религиозная натура. Она мечтала о крепкой семье, любящем муже и детях, но попала в семью Кабанихи. Марфа Игнатьевна превыше всего ставила домостроевский порядок и уклад. Естественно, что всех в своей семье Кабаниха заставляла следовать ее Уставу. Но Катерина, светлая и свободная личность, не могла смириться с тесным и душным миром Домостроя. Она стремилась совсем к другой жизни. Это стремление привело женщину к греху – измене мужу. Идя на свидание с Борисом, Катерина уже знала, что после этого она не сможет жить. Грех измены тяжким камнем лег на душу героини, с которым она просто не могла существовать. Гроза в городе ускорила всенародное признание Катерины – она покаялась в своей измене.
О грехе снохи узнала и Кабаниха. Она приказала держать Катерину взаперти. Что ожидало героиню? В любом случае, смерть: рано или поздно Кабаниха своими упреками и наставлениями свела бы женщину в могилу. Но самое страшное для Катерины было не это. Самое страшное для героини – это ее внутренне наказание, ее внутренний суд. Она сама не смогла бы простить себе своей измены, своего страшного греха. Поэтому конфликт в пьесе решается в традициях классицистической трагедии: героиня погибает.
Но еще Добролюбов указывал на то, что на протяжении всей пьесы читатели думают “не о любовной интриге, а обо всей жизни”. Это значит, что обличительные ноты произведения касались самых разных сторон русского быта. Действие пьесы происходит в провинциальном купеческом городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. В этом месте все настолько однообразно и стабильно, что даже новости из других городов и из столицы сюда не доходят.
Жители в городе замкнуты, недоверчивы, ненавидят все новое и слепо следуют домостроевскому укладу жизни, который уже давно себя изжил. Дикой и Кабаниха олицетворяют “отцов города”, пользующихся властью и авторитетом. Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Кулигин замечает, что все зверства в городе происходят за высокими стенами купеческих домов. Здесь обманывают, тиранят, подавляют, калечат жизни и судьбы. Вообще, реплики Кулигина часто разоблачают “темное царство”, выносят ему приговор, даже, в некоторой степени, отражают позицию автора. Большую роль в пьесе играют и другие второстепенные персонажи. Так, например, странница Феклуша раскрывает все невежество и отсталость “темного царства”, а также его ближайшую смерть, потому что общество, ориентирующееся на такие взгляды, не может существовать. Важную роль в пьесе играет и образ полусумасшедшей Барыни, которая озвучивает идею греховности и неизбежной кары как Катерины, так и всего “темного царства”.
В трагедии Островского “Гроза” были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова он показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и разгульность молодого поколения. Все персонажи трагедии группируются на две части. Те, кто считают, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, а другая часть считает, что за грехом следует наказание и нет от него спасения. Здесь возникает одна из важнейших проблем человека в целом и “Грозы” в частности. Покаяние как проблема появилось очень давно. Тогда, когда че – ловек поверил в то, что есть высшая сила, и убоялся ее. Он стал стараться вести себя так, чтобы умилостивить своим поведением Бога. Люди постепенно вырабатывали способы умилостивления Бога через определенные действия или поступки. Все нарушения этого кодекса считались неугодными Богу – грехом. Сначала люди просто приносили жертвы богам, делясь с ними тем, что имели.
Апогеем этих отношений становится человеческое жертвоприношение. В противовес этому возникают религии монотеистические, то есть признающие одного бога. Эти религии отказались от жертвоприношения и создали кодексы, определяющие нормы поведения человека. Эти кодексы стали святынями, так как считается, что они начертаны силами богов. Примерами таких книг являются Библия христиан и Коран мусульман.
Нарушение устных или письменных норм является грехом и должно караться. Если сначала человек боялся быть убитым на месте, то после он начинает бояться за свою загробную жизнь. Человек начинает беспокоиться о том, куда попадет его душа после смерти: в вечное блаженство или в вечное страдание. В блаженные места можно было попасть за праведное поведение, то есть соблюдение Норм, а грешники попадают туда, где будут вечно страдать. Тут-то и возникает покаяние, так как редкий человек мог прожить,
Не совершая грехов, и перечеркнуть свою жизнь из-за нескольких грехов было страшно для всех. Поэтому появляется возможность спастись от наказания, вымолив у бога прощение. Таким образом, любой человек, даже последний грешник, получает надежду на спасение, если покается. В “Грозе” проблема покаяния является наиболее остро поставленной. Главная героиня трагедии – Катерина находится в страшных муках совести. Она рвется между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и падением. Она не может запретить себе любить Бориса, но она сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены – это как Бог для церкви.
Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния. Катерина очень
Набожная женщина, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страдания доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей, олицетворяющейся в виде грозы, бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание люди реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности ее простить. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога. Катерина верит в покаяние, так как опасается, что умрет внезапно не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своими грехами. Отношение людей к возможности покаяния проявляется во
Время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы пытаются ее избежать. Некоторые ведут себя по-особенному. Например, Кулигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей, поэтому он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод, Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния. Хотя надо заметить, что он может каяться, так как кидается в ноги к мужику и просит прощения у него за то, что обругал.
Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве. Самоубийство в христианстве является одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергал Бога, поэтому у самоубийц не было надежды на спасение. Тут возникает вопрос: как такая набожная Катерина смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему? Но этому можно противопоставить то, что она считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в таких мучениях, без надежды на спасение. Перед ней возникает гамлетовский вопрос – быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть, или же совершить самоубийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто не знает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль – чашу с кровью Господа. Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.

Сочинение по литературе на тему: Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы “Гроза”

Другие сочинения:

  1. А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, Read More ......
  2. “Гроза” представляет собой идиллию “темного царства”. Сами персонажи в драме не имеют никакого представления о смысле своего положения. Лица, которые не участвуют прямо в интригах, кажутся ненужными и лишними, а нам, читателям, видны совершенно другие факты, и именно эти лица Read More ......
  3. А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, из которых наиболее известны “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди – сочтемся”, “Гроза” и Read More ......
  4. Драма А. П. Чехова “Три сестры”, написанная в 1900 году, – это произведение новаторской чеховской драматургии, построенное по иным драматическим канонам, чем классические пьесы XIX века. Ушло в прошлое классическое единство места, времени и действия, нет конфликта драмы в его Read More ......
  5. Как в живописном полотне фон, второстепенные детали оттеняют и усиливают главную идею картины, так и в комедии “Горе от ума” кажцый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Они хоть и не Read More ......
  6. В середине 90-х годов 19 века Чехов одним из первых в литературе почувствовал близость долгожданного будущего. “Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая сильная буря, которая идет, уже близка…” – торжественно звучит в экспозиции “Трех сестер”. Символ весьма Read More ......
  7. Роль второстепенных персонажей в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” многогранна. Система действующих лиц выстроена автором так, что отношения героев с Базаровым раскрывают характер каждого из них и в то же время позволяют выявить сильные и слабые стороны мировоззрения Read More ......
  8. Наверное, называть какие-либо персонажи “Грозы” внесюжетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они упоминаются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, являются, как тот же Борис, предметом обстановки. Но роль их весьма важна, без них все произведение могло Read More ......
Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы “Гроза”

В сегодняшней статье я собираюсь поговорить об одной чрезвычайно тонкой проблеме, о которой, к большому сожалению, задумываются далеко не все начинающие авторы. Речь сегодня пойдет о роли второстепенных персонажей в литературном произведении. Дело в том, что начинающие авторы порой либо вовсе забывают о так называемых ролях второго плана, либо уделяют особенно удачному второстепенному образу слишком много внимания в ущерб общему замыслу истории. Поэтому для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, мы и обсудим место второстепенных персонажей в общей структуре художественного текста.

Для вас, думаю, не секрет, что в рамках блога «Литературная мастерская » я уделяю самое серьезное внимание вопросам работы над персонажами, так как полностью уверен в том, что именно в качественной прорисовке характеров заключается немалая доля успеха всего произведения. Конечно, дело каждого – разделять эти суждения или отказываться от них, но если вас интересуют вопросы грамотной проработки персонажей вашего произведения, данная статья наверняка окажется вам полезной.

Второстепенные персонажи.

Итак, в самом начале с целью лучшего понимания и структурирования материала мне придется озвучить парочку прописных истин. Понятно, что это всем известные аксиомы, но без них просто невозможно последующее разбирательство в вопросе. Первая банальность звучит примерно так: не все персонажи в литературном произведении созданы равнозначными . Действительно, условно их можно разделить на главных и второстепенных. И если главным героям авторы почти всегда уделяют повышенное внимание (пытаются раскрыть характер, показать глубину внутренних переживаний), то на второстепенных его зачастую попросту не хватает. А зря. Иногда роли второго плана оказываются не менее важны, чем главные... Но обо всем по порядку.

В общем-то, главные герои – это те персонажи, о которых и повествует история. Второстепенные – это все остальные.

Вторая банальность на сегодня: сам автор и читатели по ходу произведения должны четко понимать, какие персонажи являются главными, а какие несущественными . Если же у публики возникает путаница или сомнения, вина в этом целиком и полностью ложится на автора. Он должен четко отделить одних от других, а также всецело осознавать, какую роль в его опусе играют главные герои, а для чего он использует второстепенных. И если с первыми все в общем и целом понятно (главные герои являются проводниками основной идеи произведения, объектом зрительского интереса и сопереживания), то вот место и задачи вторых не всегда предельно ясны и прозрачны. Именно об этих сложностях мы и поговорим в дальнейшем.

Живой фон.

Итак, если действие нашей истории не происходит на необитаемом острове, главные герои обычно окружены множеством людей, которые не имеют особенного влияния на ход истории. Фактически они являются лишь частью фона нашего произведения. Они могут выполнять какие-то незначительные функции (сообщить герою новость, подвести его до места действия, наступить на ногу в трамвае, стащить в давке кошелек и т.д.), но после этого неизменно исчезают из поля зрения. Главный герой не может находиться в абсолютном вакууме, вокруг него всегда присутствуют люди, создающие подвижный фон, динамичную обстановку произведения, иначе происходящее просто не будет реалистичным. Очень важно, что эти второстепенные персонажи не привлекают к себе излишнего внимания, не мешают восприятию событий и самого героя.

Однако не всегда удается выдержать правильный баланс между главными и второстепенными персонажами. Иногда образ какого-то незначительного лица получается настолько ярким, что он начинает «стягивать одеяло на себя», отвлекать читателя от основного направления истории. В таком случае писателю следует хорошенько подумать, почему так получается? Быть может, влияние этого персонажа следует сократить, вплоть до того, чтобы вообще исключить его из текста, а может, разумнее было бы несколько изменить сюжет, выделив удачному яркому образу больше свободного пространства, сделать его одним из главных действующих лиц? Этот вопрос автор должен решить самостоятельно, исходя из общего замысла, идеи произведения.

Но в целом, конечно, основная роль второстепенных персонажей – создавать живой фон произведения.

Стереотипность.

Чем, по большому счету, главный герой литературного произведения отличается от обычного человека? В подавляющем большинстве случаев тем, что герой способен на те поступки, на которые никогда не отважился бы обыватель. Именно поэтому он и герой. Но с другой стороны герой может быть героем только на фоне простых людей, только в сравнении с их стереотипностью он может продемонстрировать свой героизм (способность отойти от привычных правил и норм, нарушить запреты, проявить отвагу и т.д.). Соответственно, роль второстепенных персонажей в истории – это еще и демонстрация стереотипов общества . То есть второстепенные персонажи в любом произведении – это типичные представители социума, носители его стереотипов. И как только какой-то из героев нарушает эти самые стереотипы, он невольно привлекает к себе внимание читателя. Этим тонким моментом автор должен пользоваться как при работе над главными действующими лицами.

Однако данные суждения ни в коем случае не означают, что второстепенные персонажи должны быть безликими и похожими друг на друга. Вовсе нет. Им тоже вполне позволительно нарушать стереотипы, только делать это они должны поодиночке, а не все сразу.

Эксцентричность и юмор.

В персонажах, не претендующих на главные роли, тоже должна присутствовать индивидуальность – мелкие, но яркие детали сделают повествование более интересным и полным, зададут настроение, а иногда и добавят юмора. Думаю, не секрет, что зачастую главными приколистами в художественных произведениях выступают не главные герои, а именно второстепенные персонажи. От главных действующих лиц традиционно ожидают серьезных героических поступков, спасения мира и прекрасных дев, а вот от второстепенных ничего особенного не требуется, поэтому и юморить им можно вволю. Поэтому эксцентричное поведение эпизодических ролей – это именно тот ресурс, при помощи которого писатель может сделать собственный текст более ярким и интересным. Об этом не следует забывать.

Здесь же можно упомянуть и об «одержимости» – крайнем варианте эксцентричности, при котором второстепенный персонаж ведет себя слишком навязчиво или слишком эмоционально реагирует на какие-либо события.

Отсюда вытекает и третья функция второстепенных персонажей – это работа по кратковременному развлечению аудитории . Автор имеет возможность сделать второстепенный персонаж сколь угодно эксцентричным, ведь тот, по сути, не влияет на развитие сюжета, но вместе с тем, подобные яркие образы делают текст более интересным и запоминающимся.

Преувеличение.

Момент преувеличения при работе над эпизодическими ролями имеет своей целью все то же развлечение читателя по ходу повествования, создание у него ярких эмоций, не связанных напрямую с основной идеей произведения. В общем, всего того спектра ощущений, что уже обсуждался чуть выше, в предыдущем пункте о юморе и эксцентричности.

Основной метод здесь – это намеренное преувеличение отдельных черт характера второстепенного персонажа: жестокости или доброты, непосредственности или расчетливости.

Но почему, спрашивается, для этих целей используется именно преувеличение? Почему бы просто не нарисовать обычного персонажа, наделенного этой самой расчетливостью? Все дело в том, что гипертрофированность дает возможность заострить внимание именно на нужной черте, легко выделить ее на общем фоне посредственности.

Как это может работать? Например, в виде простого трюка, когда второстепенный персонаж сначала излучает гипертрофированную невинность и мягкость, а затем в нужный для себя момент выделяется уже преувеличенной расчетливостью. Как вы понимаете, игра на контрастах понятна всегда и везде. И чем больше величина контраста, тем обычно сильнее производимый им эффект.

На этом все на сегодня. Мы разобрали три основные функции второстепенных персонажей: создание фона, обрисовка стереотипов, развлечение читателя через эксцентричность и юмор . Надеюсь, это поможет вам более вдумчиво подходить к вопросу прорисовки своих персонажей. Жду ваших комментариев и мнений! До скорой встречи!

Похожие публикации