Во сколько лет ребенок идет в садик. Что такое детский сад для ребенка? Психологическое развитие и возраст

Что хорошего в детском саду?

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, "домашние" дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, "домашние" детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам.

Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно "садиковые" дети. Зачастую дети переходили целыми группами из "дворового" детского сада в такую же "дворовую" (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов "трудоустройства" дошколенка . Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным "багажом": кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку?

  • Прежде всего - возможность общения со сверстниками , включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить:примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми . И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
  • Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. Опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.
  • В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их.
  • Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше.

Домашние дети другие? Разбираем основные вопросы

1. Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития .И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

2. Нужны ли "домашнему" ребеноку друзья?

Домашний ребенок должен проводить много времени на детских площадках , играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

3. Общение со взрослыми необходимо!

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Главное понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу . Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить "график посещений", по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный "детский сад" "работает" всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода "в свет" - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что "чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет"! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз , конечно, может "привыкнуть" к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать , реагируя на стресс "всего лишь" частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие , а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников. Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! К двум годам малыш может быть действительно очень общительным , и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья . Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к "учреждению" прямо сейчас.

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из "педагогических" соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его "домашние" сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений , поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.


Эта тяжелая адаптация

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие "прелести", как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться "нормальными". Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.


В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по "щадящему" режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

О. Жукова

Уважаемые читатели! Вы водили своего ребенка в детский сад? В каком возрасте? Как проходила адаптация? Ждем ваших ответов в комментариях!

Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.

Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.

Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разному

Плюсы посещения дошкольного учреждения

Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:

  • Главный и самый очевидный плюс посещения дошкольного учреждения – возможность общения со сверстниками. Ребенок в коллективе учиться общаться, оттачивает свою коммуникабельность. Уже в два года малыши начинают интересоваться сверстниками и учатся играть вместе. Споры и ссоры воспитывают в детях умение идти на компромисс, признавать свою вину и находить настоящих друзей.
  • В коллективе иммунитет малыша подвергается мощной атаке, что тренирует его и делает крепче. Малыши 2-5 лет часто заражают друг друга инфекционными болезнями. Педиатры считают, что лучше в детстве переболеть инфекционными заболеваниями, чтобы заработать к ним иммунитет. Ветрянка, паротит и краснуха гораздо легче переносятся в дошкольном возрасте и редко дают осложнения.
  • Любое учреждение для детей должно соответствовать основным параметрам: иметь достаточно места для игр, в нем должна быть комната, оборудованная для сна. Дети учатся, танцуют и поют, с ними занимаются педагоги, логопеды, есть штатный психолог. К тому же есть и программа подготовки к школе, в которой учтены все нюансы.
  • Сад помогает своему воспитаннику стать автономным. Часто именно здесь, вдали от мамы, приходиться учиться самому одеваться, вовремя ходить на горшок, кушать ложкой и пользоваться полотенцем (рекомендуем прочитать: ). Воспитатель всего один и ждать от него опеки сродни той, что малыш видит дома, не приходится. Слово «хочу» или «дай» уже не так часто звучит из уст маминого любимчика. Значит, нужно учиться делать многие вещи самостоятельно.

В садике ребенок становится частью коллектива, учится дружить и общаться

Что еще является несомненным преимуществом?

Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель «садиковского» ребенка:

  • Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
  • Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
  • Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.

В садике ребенок точно не будет проводить свои дни за компьютером или планшетом - для него найдется много увлекательных занятий

Минусы детского сада

Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:

  • Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
  • Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
  • Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.

Возможность провести время с родителями для ребенка бесценна, а посещение садика сокращает эти часы и минуты

Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей

Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:

  • Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
  • В детском учреждении дисциплина - превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
  • Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
  • Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить - среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя - это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.


Чтобы ребенок без проблем влился в ряды школьников, подготовка должна учитывать его индивидуальные особенности

Что говорят специалисты?

Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери - так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: ). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.

По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» - Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.

Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший - необходим ребенку, который достиг 3 лет.

Идеальный вариант - полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.

Решение – за вами

Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.

Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.

Помните - принимая решение, стоит или нет отдавать ребенка в детский сад, важно не только брать во внимание собственные желания и потребности. Хорошо бы еще задуматься о готовности самого ребенка, а также его личностных качествах, которые могут не вписываться в общую программу и возможности детского учреждения.

(2 оценили на 5,00 из 5 )

Безусловно, тяжело наблюдать за тем, как Ваш ребенок плачет и истерит, но нужно помнить в этот момент, что это вполне нормальная реакция на адаптацию к социуму, новому коллективу. Пусть ребенок возьмет с собой в сад любимую игрушку, вещь, она будет напоминать девочке о доме, можно положить ее в кармашек. Старайтесь детально рассказать, что будет происходить в течение дня, например: «Ты погуляешь, покушаешь, ляжешь спать, а когда проснешься, я уже приду за тобой». Пусть у Вас будет некий ритуал прощания в группе: обняться, поцеловать друг друга и расстаться. Если начинается истерика, важна роль воспитателя, он должен завлечь ребенка, переключить внимание на игры, а Вы в это время уходите. Пройдет немного времени и ребенок привыкнет к нововведениям в своей жизни, обязательно хвалите и поддерживайте дочь, когда она провела день без слез.

    Здравствуйте! А если ребенок спустя год всё равно плачет и не хочет идти в сад, и находясь там плохо ест и плохо спит, стоит ли водить в сад? (пошли в 3 года) даже перерыв на лето не помог, думала может отдохнет от сада попробуем заново, а когда начинаются разговоры про садик, сразу не хочу не пойду?

    1. Важно выяснить причину нежелания ребенка идти в детский сад. Возможно, при особенностях характера, ребенок не может найти общий язык со сверстниками, ему тяжело находиться в обществе, попробуйте пообщаться с детским психологом, найти решение.

Я своего, по возможности, не отдам. Все плюсы детского сада, извиняюсь за выражение «вилами на воде писаны». Особенно по поводу социальной адаптации. Из личного опыта, я ходила в детский сад, очень его не любила, с детьми не дружила, не могла ни с кем общаться, очень была замкнутая. Детский сад мне в этом не помог, наоборот только усугубил ситуацию, а школа еще более сделала меня замкнутой. Ситуация изменилась только на работе. А вот мой муж в сад не ходил и спокойно адаптировался в школе, хоть он себя и называет необщительным, но сравнить его и меня — он прям душа компании. И не забывайте о некоторых неприемлемых методах воспитания, не говорю за всех воспитателей, но в нашем саду мальчика, за то, что он не спал во время тихого часа поставили перед всей группой без трусов, кому-то пытались приклеить на глаза пластилин, а потом скотч, так как пластилин отваливался. Вроде воспитательница была нормальная, а такие вот вещи иногда себе позволяла, я списываю это на ее профессиональную деформацию.

    1. Смотрите по состоянию ребенка. Если Вы наблюдаете нормализацию состояния, то можно возобновить посещение через 2-3 месяца. Все это время разговаривайте с ребенком о детском саде в положительном ключе, благоприятно скажутся занятия с психологом.

  • Вот и остались позади долгожданная беременность, трудные роды, бессонные ночи первых месяцев жизни малыша, мучительное прорезывание зубов, а также все радости и страхи, связанные с этими событиями. Впереди - светлое будущее, садик, школа, институт и двери, открытые в новую, взрослую жизнь ребенка. Так рассуждают все молодые родители. В их планах весь этот процесс протекает без сучка и задоринки. Мама, отпраздновав первый год жизни своего ненаглядного чада, жаждет поскорее выйти на работу. Она твердо уверена, что без проблем пристроит его в дошкольное учебное учреждение и сможет вновь приступить к исполнению своих трудовых обязанностей, но на самом деле не все так радужно, ведь она не знает, с какого возраста берут в детский сад!

    Многие неопытные родители, воспитывающие своего первого ребенка, наивно полагают, что отдать малыша на воспитание в муниципальный садик - это элементарное дело, тогда как на деле это трудный процесс, сопряженный с различными проблемами и сложностями. Сегодня мы попытаемся прояснить все моменты в процедуре поступления в ДОУ, а также разберемся, с какого возраста детей берут в детский сад и ясли и что для этого нужно сделать мамам и папам.

    Следуя букве закона

    Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно знать, что процесс поступления ребенка в детский сад регулируется сразу несколькими нормативами. Как и многие законодательные акты в нашей стране, они во многом противоречат друг другу. Наибольшее количество непониманий как у населения, так и у ответственных лиц, которыми являются заведующие ДОУ, вызывает пункт о том, с какого возраста берут в детский сад. Закон «Об образовании в Российской Федерации», в частности, его статья под номером 67, говорит, что допускается прием малышей от двух месяцев. Последняя редакция этого документа датирована декабрем 2015 года и по сей день в него не вносились правки.

    Значит, по логике вещей, именно с этого возраста крох берут в детский сад. С какого возраста тогда записывать ребенка на очередь? Пожалуй, еще до его рождения (шутка)! Хотя все, кто уже начал подумывать о садике для своего малыша, наверняка успели столкнуться с тем, что мест в этих учреждениях катастрофически не хватает. В советское время большая их часть была упразднена за ненадобностью, однако когда демографическая ситуация в стране начала улучшаться, старые садики не открылись опять, да и новые строятся не так быстро и не в том количестве, как это необходимо. В итоге чиновники приняли потрясающее решение, по их мнению, помогающее разгрузить дошкольные учреждения, а именно - брать туда лишь тех малышей, которым уже исполнилось три года. Это решение подтверждается Указом президента №599 от седьмого мая 2012 года.

    Чтобы у родителей не возникало сомнений по поводу того, с какого возраста берут в детский сад, каждая из этих организаций в своем Уставе установила эту планку и производит набор в группы исходя из нее. То есть заведующие садиками на вполне законных основаниях могут отказать родителям в приеме ребенка, если ему нет трех лет.

    Когда же начинается реальный детсадовский возраст?

    Таким образом, как бы ни хотелось мамам и папам пристроить свое чадо, если в выбранном ими ДОУ существует реальная нехватка мест, заведующая имеет полное право отказать им в поступлении в детский сад. С какого возраста берут точно? Как мы уже говорили, по достижении ребенком трех лет. И то это не произойдет «здесь и сейчас». Существует прописанная процедура приема детей в ДОУ. Согласно закону, вначале малыша необходимо поставить на очередь. Но даже если на момент ее подхода ребенку нет 3 лет, его могут и не взять, хотя на территориях некоторых муниципальных образований есть исключения, например в Москве. С какого возраста берут в детский сад столичных малышей?

    Как показывает практика, примерно в 2,5 года уже можно пробовать. На данный момент столичные чиновники готовят постановление, в котором эта планка будет снижена до двух лет, что не может не радовать, ведь часто родители не могут засиживаться с ребенком в декрете положенные три года. Вместе с тем, если родные своевременно не побеспокоились и не встали на учет в специальную комиссию, которая регистрирует детей в программе, распределяющей места в дошкольных учебных заведениях, они рискуют начать водить малыша в садик примерно годам к 4-5.

    Что говорят родители?

    Максимально достоверную информацию о том, с какого возраста берут в детский сад и в ясли, проще узнать на различных «мамских» форумах. Там родители делятся собственным опытом о том, как и куда они отдавали своих малышей на воспитание в дошкольные учебные учреждения.

    Судя по отзывам, раньше, чем в два года, пристроить ребенка просто не получится. В большинстве случаев родителям все же приходится ждать до трех лет. Как отмечает большинство из них, детей нужно ставить на очередь в детский сад сразу после рождения - максимум до года.

    Немного проще отдать малыша в садик досрочно можно, если оба родителя официально трудоустроены. В таком случае существует реальная возможность попасть в группу примерно с 2,5-2,8 лет. Нередко на первых порах сотрудники ДОУ предлагают родителям альтернативный вариант стандартного пребывания в садике - ГКП. О том, что это такое, мы сейчас поговорим более подробно.

    Что такое ГКП?

    Эта аббревиатура расшифровывается как «группа кратковременного пребывания». Когда представители детского сада предлагают родителям отдать ребенка на ГКП, они имеют в виду, что малыш может ходить в садик и находиться там вместе с другими детками, учиться, гулять и участвовать в различных мероприятиях, но на особых условиях:

    • время пребывания ребенка в саду не превышает 5 часов в день;
    • для него не выделяется место для сна;
    • малыш, находящийся в ГКП, не кушает в садике.

    То есть все происходит примерно по такому сценарию: мама приводит своего ребенка в группу после завтрака, он занимается с детками и педагогами, выходит на прогулку, но к обеду за ним приходят родители и забирают его, не оставляя на обед и тихий час. Иногда малышей из ГКП объединяют в одну отдельную группу, но это только если в садике есть для нее место. Обычно детки находятся вместе, только одни пребывают на попечении воспитателей лишь до обеда, а другие приходят в детский сад на полный день. С какого возраста берут на ГКП? Как правило, около 2,5 лет, перед тем как ребенок начнет ходить в обычную группу, чтобы он адаптировался к коллективу и своему новому положению воспитанника ДОУ.

    Грудничок и детский сад

    А как насчет яслей - существуют ли они в наше время? В советские времена была вполне естественной практика, когда ребенка отдавали в садик в год-полтора. Декрет был коротким, выплат мамам никаких не делали, поэтому они вынуждены были идти на работу буквально через несколько месяцев после родов. При этом вполне закономерно, что в рабочее время забота о детях ложилась на плечи государства.

    Однако сейчас большинство ясельных групп просто реорганизовано. Они функционируют лишь в некоторых крупных городах страны, да и то в них не принимают детей раньше, чем в полтора года. Как правило, к малышам предъявляются требования о том, чтобы они имели базовые навыки самообслуживания и, конечно же, были отлучены от груди.

    Процедура поступления в ДОУ

    Итак, что нужно сделать, чтобы попасть в садик?

    1. Обратиться в комиссию по комплектованию ДОУ по месту, где проживает ребенок, с просьбой о том, чтобы его поставили на очередь в садик. Можно выбрать до трех ДОУ и ждать освобождения места в любом из них.
    2. Дождаться так называемой путевки, открывающей перед родителями и их малышом двери садика, и идти к заведующей с соответствующим заявлением о поступлении и всеми необходимыми документами.

    Кажется, что все просто? Нет, на втором этапе проблемы только начинаются. В список документов, кроме заявления, копии и оригиналов свидетельства о рождении, паспорта и ИНН одного из родителей, свидетельств о рождении других детей в семье, медицинского страхового полиса на дите и открытого счета в банке с оформленной сберкнижкой и ее копией, нужно пройти профильный медосмотр и подготовить прививочную карту на малыша. Согласно последним указам, если у ребенка не сделаны все противоэпидемиологические вакцины, ему имеют право отказать во вступлении в садик. Такое решение можно оспорить, подобные прецеденты уже существуют, но тогда родителям необходимо будет доказывать, что их ребенок не болен и не несет угрозу для здоровья других малышей.

    Как обойти очередь в садик?

    Многим родителям приходилось сталкиваться с тем, что их очередь стоит, как вкопанная, в течение нескольких месяцев, и места для ребенка в выбранном садике нет и, по заверениям заведующей ДОУ, не будет. В таких ситуациях становится уже совершенно неважным, с какого возраста берут в детский сад на полный день, в него хочется попасть хоть когда-нибудь, ведь почему-то другие малыши ходят туда безо всяких проблем. Нужно понимать, что существуют категории граждан, имеющие льготные места в детских садах. К ним относятся:

    • дети, у которых есть только один родитель (опекун) и при этом он трудоустроен;
    • дети студентов и особенно учащихся матерей;
    • дети инвалидов первой и второй групп;
    • дети сироты или те, кто находится под опекой;
    • дети военнослужащих, судей, прокуроров, работников милиции, родителей, занятых в педагогической сфере (если они подчиняются Департаменту образования в Москве);
    • малыши из многодетных семей, также близнецы и те, у кого в конкретном садике уже есть братья или сестры.

    Как видите, список довольно внушительный и подвигать очередь есть кому. Чисто теоретически система распределения мест в детских садах абсолютно прозрачная и не зависит от человеческого фактора, но, как показывает практика, это не всегда так. Случаи, когда в ДОУ записывали деток в обход всех формальностей, были, есть и будут, и как с этим бороться, пока неизвестно.

    Кто еще может отвести ребенка в садик раньше?

    Пока что на местах все ДОУ руководствуются единой законодательной базой, не делая исключений для своих подопечных. Немного более лояльно относятся к этому в небольших населенных пунктах, где численность населения не столь велика, а потому нет жесткого дефицита свободных мест в группах для дошкольников. А вот в крупных городах это настоящая проблема - садиков не хватает, в том числе и в Москве. С какого возраста берут в детский сад на полный день, мы уже говорили, с ГКП немного проще - туда можно устроить малыша и в два года.

    Но стоит попробовать пробиться в дошкольное образовательное учреждение родителям, которые вынуждены работать по тем или иным причинам. Если и отец, и мать официально трудоустроены, они являются квалифицированными специалистами и могут доказать это, то у них есть реальная возможность отдать ребенка в садик раньше трех лет.

    Скидки и компенсации на оплату

    Теперь поговорим о том, сколько нужно платить за пребывание ребенка в детском саду. По состоянию на 2018 год родителям, чей малыш ходит в ясельную группу, придется ежемесячно делать платеж на сумму около 1200 рублей, на старших деток расходы будут немного меньше - 1100 рублей. При этом государство делает компенсации для родителей. Скидка зависит от многих факторов, например, количества детей в семье, уровня дохода родителей, наличия у них льгот и их места занятости. Минимальная компенсация на оплату детского сада составляет 20% от суммы платежа, максимум - это 70%. Также есть группа детей, которые могут посещать ДОУ на бесплатной основе - инвалиды и малыши, родители которых имеют инвалидность либо являются военнослужащими или сотрудниками образовательной системы.

    Немного о дорогом - частные детские сады

    К слову, даже без компенсаций и льгот муниципальные садики вполне доступны для граждан, чего не скажешь о частных дошкольных образовательных учреждениях. Стоимость услуг таких организаций в разы выше и иногда достигает 25-30 тысяч рублей. Конечно, хорошие частные садики сильно отличаются от государственных. В стоимость их услуг, как правило, входит оплата питания по индивидуальному меню и расширенная программа обучения для малышей. Набор в группы там происходит круглый год, в такие сады принимают детей младше трех лет, поэтому для родителей, которые не хотят терять высокооплачиваемую и престижную работу, такие ДОУ - хорошая возможность пристроить ребенка в рабочее время и не волноваться о его безопасности.

    Ребенка пора записывать в ДОУ, а вы не знаете, с чего начать? Не паникуйте. Приготовьте себе чашечку ароматного чая, сделайте глоток, выдохните и ознакомьтесь с подробной инструкцией от сайт.

    Шаг 1. Подготовить документы.

    Пояснение для молодых родителей: как только вы выпиcываетесь из роддома, сразу же направляйтесь в местный Многофункциональный центр (МФЦ) по месту вашего пребывания. Там вам оформят все необходимые документы: свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации (форма №8) и СНИЛС.

    Если же в вашем городе или районе еще нет такого заведения, то придется немного побегать: в ЗАГСе вам оформят свидетельство о рождении, в отделении федеральной миграционной службы – документ о постоянной регистрации, а СНИЛС можно будет получить в отделении пенсионного фонда. Примерное общее время изготовления документов составляет две недели.

    Все эти документы вам будет необходимо предоставить в оригиналах при поступлении в желаемое ДОУ.

    Полный список МФЦ с адресами и телефонами можно найти

    Шаг 2. Зарегистрироваться на портале Госуслуг.

    А пока документы готовятся, самое время создать свой профиль на сайте Госуслуг . Сайт не сложен - нужно всего лишь заполнить свои данные и подождать некоторое время для их подтверждения. Единственная «загвоздка» — окончательное подтверждение вашей учетной записи (после всех виртуальных проверок). Для того, чтобы подтвердить вашу учетку, необходимо:

    • обратиться в Центр обслуживания (ЦО);
    • получить код подтверждения личности по почте;
    • воспользоваться усиленной квалифицированной электронной подписью или Универсальной электронной картой (УЭК).

    Поскольку последние два варианта не совсем удобны, предлагаем воспользоваться списком ЦО - https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/ .

    Шаг 3. Оформить дебетовую карточку Сбербанка (если у вас ее нет).

    Нужно обратиться в ближайшее отделение Сбербанка и попросите выпустить вам обычную дебетовую карточку. Для оформления вам понадобится только паспорт. В последующем эта карточка понадобится вам для получения компенсации за оплату детского сада (ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»).

    Срок оформления карточки - две недели. И не забудьте попросить у сотрудника банка реквизиты вашего счета.

    Шаг 4. Заполнить электронное заявление на сайте Госуслуг.

    И снова возвращаемся к сайту Госуслуг. Найти заветную кнопочку можно, пролистав главную страницу вниз, либо нажав на кнопку «Получить услугу» и выбрав нужную услугу из списка. Дальше уже спокойно и внимательно нужно будет заполнить объемное заявление.​ Не забудьте при заполнении заявления отметить наличие у вас льготы, если она имеется.

    Будьте аккуратны - при заполнении правильно проставляйте желаемый код поступления, имейте минимальные представления о местонахождении и номер ближайших садиков и закрепленных за ними школ.

    Также обратите внимание на разделы с выбором вариантов, например, «Желаемый год поступления». На сегодняшний день для зачисления ребенка в группу кратковременного пребывания ему на момент 1 сентября предполагаемого года поступления должно быть не менее 1 года 6 месяцев, а для группы полного дня пребывания - 2 года 8 месяцев. Исходя из этих расчетов и нужно проставлять дату.

    Шаг 5. Подать документы.

    После рассмотрения вашего заявления, вам будет присвоен номер в очереди на зачисление. На сегодняшний день этот номер не имеет какого-то приоритетного значения при поступлении, но! что важно - при достижении ребенком 3 лет вам обязаны предоставить место в ДОУ или компенсацию.

    Комплектовать детские группы начинают весной (примерно в апреле-мае), и тогда же вас могут попросить приехать подать оригиналы документов. Оповещение обычно приходит на электронную почту или смской.

    Не пренебрегайте ксерокопиями и не забывайте оригиналы - цените свое время и время работников распределительной группы.

    Шаг 6. Оформить медицинскую карту.

    Последний рывок. Вы молодец, раз проделали всю описанную выше работу и остался последний шажок.

    После подачи документов у вас будет примерно месяц, чтобы оформить ребенку медицинскую карту, необходимую для поступления в сад. Участковый педиатр назначит вам специалистов, которых нужно будет пройти. Не медлите после получения необходимых направлений, как правило, на оформление карты уходит не меньше 1-2 недель.

    С готовой картой вам вновь нужно будет вернуться в распределительный центр или же самостоятельно отнести ее 1 сентября медсестре детского сада, в который вы пойдете (лучше уточнить этот момент при подаче документов).

    Также не забудьте, что кроме красивого букета для воспитательницы нужно будет принести справку из детской поликлиники об отсутствии болезни. Она действует 5 дней с момента получения и оформляется участковым педиатром.

    Олеся Маевская

    С какого возраста принимают в детский сад? Данный вопрос утвержден законодательством о дошкольном образовании, но родители сами решают, когда оформлять своего малыша в садик, учитывая здоровье ребенка, занятость родителей, наличие бабушек-дедушек и свободных мест в муниципальном учреждении.

    Согласно закону

    Если мамочка решила выйти на работу, а бабушка и дедушка не могут по каким-то обстоятельствам присматривать за малышом, то ребенка отдают в детский сад пораньше. Но поход в ясли может отложиться до лучших времен, если карапуз часто болеет, поэтому необходимо подождать, пока окрепнет иммунитет.

    Согласно Положению о дошкольных образовательных учреждениях от 12.09.2008 года № 666, в детсад либо ясли детей принимают с двух месяцев. Но, как правило, дошкольные организации редко создают 1-ю группу раннего возраста для малышей от двух месяцев до года и 2-ю – для детей от года до двух. Наиболее популярен набор в первую младшую группу для карапузов с двух лет.


    Постановка на очередь

    На основе садика размещаются комиссии по комплектации учебных организаций для воспитания детей раннего возраста, именно к ним необходимо обращаться для постановки на очередь вашего малыша. Такая комиссия работает несколько дней в неделю, поэтому в часы приема могут создаваться длинные очереди. Не стоит идти с ребенком на визит к комиссии, лучше оставить его с кем-то из близких, чтобы не утомлять его длительным стоянием.

    Для оформления в детский сад необходимо подать комплект документов:

    • копия паспортов отца и матери;
    • свидетельство о рождении.

    Эти официальные бумаги являются базовыми, но в каждом районе, возможно, потребуют дополнительно еще определенные справки и свидетельства, например документы на льготу.

    На получение места в садике первоочередное право имеют:

    • малыши из многодетных семей;
    • дети матерей-одиночек, которые не замужем, а отец ребенка официально не существует. Необходимо представить документ из ЗАГСа о том, что отец записан в свидетельстве о рождении только по словам женщины;
    • дети переселенцев и беженцев;
    • малыши военнослужащих;
    • дети, чьи матери учатся в ВУЗе стационарно;
    • малыши на опекунском воспитании;
    • дети судей, следователей и прокуроров;
    • детки педагогов;
    • малыши одиноких работающих матери или отца;
    • дети, отец или мать которых инвалиды I и II групп;
    • малыши, у которых братик или сестричка уже посещают данный детский сад;
    • дети военнослужащих, уволенных в запас.

    Если вы подходите под одну или несколько условий, то, представив справку, можно поставить ребенка в льготную очередь – с того возраста, с какого разрешает законодательство. При получении отказа в посещении яслей/садика вы имеете право обжаловать решение в областном Департаменте по образованию.

    Общая очередь продвигается один раз в год, в момент проведения переписи.

    Если женщина устраивается на работу в дошкольное учреждение, то ее ребенок может посещать садик вне очереди, пока мама официально трудоустроена. Если за время ее работы ребенок, согласно записи, зачисляется в учреждение, то женщина может уволиться, а малыш останется в саду. Эти все нюансы необходимо прописать в трудовом договоре при оформлении на работу.


    Оплата детского сада

    Бесплатное посещение садика доступно следующим категориям:

    • детям с инвалидностью;
    • деткам с диагнозом туберкулез;
    • детям с дефектами в развитии.

    При оплате садика льготы предоставляются:

    • родителям-инвалидам I и II групп (в размере 100%);
    • работникам милиции, которые работают или уволены в результате ранений, а также семьям погибших при выполнении службы;
    • военнослужащим;
    • пострадавшим от последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
    • родителям с низким уровнем доходов (в некоторых областях);
    • детям, чьи братья и сестры уже ходят в этот детский сад (льгота в 25%);
    • женщинам в разводе, одиноким родителям, сотрудникам государственных образовательных структур, по утере кормильца (50%).

    Еще можно получить компенсацию части платы за детсад. На первого малыша предоставляется денежное возмещение – 20 процентов, на второго – 50, а на третьего и других – 70. При достижении старшим ребенком совершеннолетия второй малыш будет считаться уже первым.

    Довольно распространена ситуация, когда воспитатели собирают деньги на всевозможные нужды группы. Учитывая, что финансирование дошкольных учреждений иногда недостаточное, то такая плата вполне обоснована. Но если вы не согласны с такими благотворительными взносами, то вы можете подать жалобу в окружное управление.

    Многих родителей интересует вопрос об оплате в период, когда малыш не ходит детский сад. Если малыш болеет или по другим причинам отсутствует, то за эти дни плата не начисляется. В дошкольных учреждениях четко определен срок, в течение которого можно ребенку не посещать группу. Это необходимо для того, чтоб родители не держали место, пока воспитывают малыша дома. Если вы желаете отвезти ребенка на оздоровление на летний период, то необходимо сообщить заведующей и написать заявление, с какого по какое число вы не будете ходить.

    Редко когда весь садик закрывают на ремонт. Как правило, создают сводную группу на время обустройства какой-то части учреждения.


    Договор на посещение

    При зачислении ребенка в детский сад между родителями и организацией составляется договор, в котором прописываются все права и обязанности: отдавать малыша в чистой одежде, забирать до определенного времени и т. д. Также можно найти пункты, относящиеся к благотворительной помощи садику, например участие в ремонте группы или закупка обучающих материалов.

    В договоре прописаны причины, по которым ребенка могут отчислить из муниципального садика. Например:

    • непогашение долга по внесению родительской платы
    • длительное отсутствие малыша без предоставления разъясняющих документов и т. д.

    Договор составляется в двух экземплярах – для родителей малыша и для руководства дошкольного учреждения.


    Официальная документация

    При оформлении в детский садик независимо от возраста ребенка предоставляются следующие бумаги:

    • заявление родителей или опекунов о приеме малыша;
    • копия свидетельства о рождении;
    • копия паспорта матери или отца (опекунов);
    • путевка;
    • медицинская карта (по форме Ф26).


    Нет места…

    Согласно законодательству о дошкольном образовании детей – 2015, родителям имеют право отказать в предоставлении места в садик, если оно фактически отсутствует. В этом случае можно подать заявление на постановку на очередь в другой муниципальной организации. Если родители не согласны с отказом, им рекомендовано обратится с претензией в отдел образования города, прокуратуру или написать письмо Президенту РФ. Документ будет рассмотрен в установленные сроки, и по нему будет принято решение, о котором официально в письменном виде родители получат ответ.

    Совет
    Именно по причине переполненности дошкольных учреждений специалисты рекомендуют записываться в детский сад в как минимум за год до планируемого посещения, а лучше – с рождения малыша.

    Существуют коммерческие садики, куда берут детей в любом возрасте, с какого пожелают родители. Цена такой услуги приблизительно 25 тысяч и выше, в зависимости от региона.

    Для того чтобы не возникали трудности, родителям необходимо знать законодательство об образовании – в каком возрасте можно идти в садик, правила постановки на очередь, перечень необходимых бумаг. Знание юридических вопросов упростит процесс оформления в дошкольное учреждение и оградит от ненужных стрессов и переживаний.

    Похожие публикации