Сенсорное развитие: развитие осязания. Почему окружающие предметы выглядят и кажутся на ощупь твердыми, если атомы в основном состоят из пустоты? Теория воплощённого познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с

Уже в первые месяцы жизни кроха реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает некоторым отдавать предпочтение. Например, одному малышу может нравиться, когда мама легонько похлопывает его по спинке, другой предпочитает, чтобы его поглаживали по ручкам и ножкам. Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать характер прикосновений и реагировать на них.

Нежные прикосновения. Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку.

«Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

Рельсы-рельсы, (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки)
Шпалы-шпалы, (поглаживаем ребенка поперек спинки)
Ехал поезд запоздалый. (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев)
Пришли куры – поклевали, (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями)
Пришли утки – пощипали, (слегка пощипываем кожу ребенка)
Пришел слон -- потоптал, (ладонью ставим «следы» по спинке)
Пришел дворник – все убрал. (кончиками пальцев поглаживаем по спине -- «сметаем»)

Это упражнение-игру можно проводить и в более позднем возрасте. С помощью такой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.

Учимся хватать. Для того чтобы малыш освоил навык захвата предметов, вкладывайте ему в ручку небольшие игрушки, погремушки, мячики. Пока кроха не умеет ощупывать предметы кончиками пальцев, мы можем развивать тактильную чувствительность его ладоней. Для совершенствования тактильной чувствительности эти предметы должны быть разными по форме, размеру, фактуре. Игрушки из тканей разнообразной на ощупь текстуры (бархат, вельвет, материал с гладким или ворсовым покрытием и т.д.) предоставляют ребенку новые тактильные ощущения, которые малыш учится сравнивать. Игры с фактурными предметами развивают сенсорную чувствительность и мелкую моторику.

Гирлянда из игрушек. Подвесьте над малышом на высоту 20--30 см гирлянду с игрушками разной фактуры. Взмахивая ручками, кроха будет случайно наталкиваться на игрушки, а затем станет это делать целенаправленно. Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать поверхность. Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2-3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т.д.

3-6 месяцев

Начало активного движения ручками способствует усложнению действий с предметами: кроха пытается дотронуться до игрушки, обхватить ее пальчиками, слегка сжать.

Когда ребенок освоит хватательные движения, предлагайте ему разнообразный материал для захватывания и ощупывания. Материал, из которого изготовлены игрушки, может быть самым разным: пластик, дерево, силикон, резина, ткань.

Развивающий коврик. Способствуют развитию тактильной чувствительности игры с развивающими ковриками и мягкими подвесными панелями. Как правило, они имеют множество разнообразных по форме, цвету и фактуре деталей, выполненных из разных материалов.

Познакомьте малыша с новой игрушкой, покажите, как нужно тянуть за веревочки, нажимать на игрушку-пищалку, вынимать из кармашков предметы. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по элементам коврика, аппликациям из ткани. Знакомя малыша с разнородными материалами, проговаривайте прилагательные-ощущения: гладкий, шершавый, мягкий, теплый, холодный, жесткий и т.д. -- в соответствии с осязаемой фактурой материала.

Изучаем форму предметов. Предлагайте малышу для захвата, ощупывания и манипулирования предметы разной формы. Это может быть мяч, кубик, фигурки от сортера («коробки форм»), элементы конструктора. Каждый раз, когда кроха возьмет предмет, говорите, какой он формы. Важно научить ребенка ощущать и распознавать форму предметов не только зрительно, но и с помощью осязания.

Вязаная кукла. Купите или изготовьте самостоятельно малышу вязаную или матерчатую куклу. Играя с такой куклой, ощущая фактуру вязки, кроха активизирует рецепторы кожи, развивает чувствительность пальцев и совершенствует осязание. Играть с куклой можно по-разному: покажите малышу, где у куклы глазки, носик, вместе с ним погладьте ее ладошкой. Обыграйте действия с куклой. Например, скажите ребенку: «Кукла упала и ударилась. Пожалей ее. Погладь куклу» или «Кукла скушала всю кашку. Похвалим куколку. Погладь ее». Как с любой другой мягкой игрушкой, игра с куклой способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Также эта мягкая игрушка призвана формировать у малыша эмоциональный отклик на позитивные тактильные ощущения.

Что я ощущаю? Цель игры – дать крохе разнообразные ощущения от соприкосновения с разнородным материалом. Для этого нужно подготовить несколько предметов-стимулов: перышко или пуховку из пудреницы, металлическую ложку, мягкий матерчатый мяч, кусочек меха, мочалку, массажную рукавичку. В эту игру можно поиграть, например, во время переодевания. Положите малыша на спинку и по очереди проводите каждым предметом по его ручкам, ножкам, животику. Дайте ребенку ощупать каждый предмет. Соприкасаясь с разными по фактуре материалами, малыш испытывает разные тактильные ощущения. Всякий раз проговаривайте ощущения, которые ребенок должен испытывать в данный момент (например, кусочек меха – мягко; перышко – щекотно; ложка – холодно).

6-9 месяцев

В этом возрасте малыши активно включаются в процесс игры: свободно берут и манипулируют предметами, стремятся все потрогать, схватить, совершить какие-либо действия.

Водные забавы. Водные процедуры доставляют ребенку новые ощущения. Когда малыш купается, можно провести такой эксперимент. Понадобятся пульверизатор, лейка и ковшик. Наберите по очереди в каждую емкость воды и направьте струйку или брызги воды на ручки, спинку ребенка – пусть малыш испытывает разные ощущения от соприкосновения кожи с водой. Регулируйте высоту, на которой держите лейку: чем выше струя воды, тем интенсивнее ощущения. Можно проговаривать потешку:

Дождик, дождик, веселей! (брызгаем на малыша из пульверизатора)
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи --
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Вот как дождик капает!

Дождик, дождик, припусти, (поливаем кроху из леечки)
Побежим мы за кусты,
Встанем под осинкой,
Накроемся корзинкой!
Посмотри, как дождь льет.

Дождик, дождик, посильней – (поливаем кроху из ковша)
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, травка, гуще.
Вот какой сильный дождь пошел.

Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
(Рус. нар.)

Игры с песком. Для развития тактильных ощущений хорошо подходят игры в песочнице. Пусть ребенок пересыпает песок из одной ладони в другую, зарывает в него свои пальчики. Сооружайте для крохи башенки из песка – наверняка у него возникнет желание разрушить постройку.

Взаимодействие с песком не только способствует совершенствованию осязания и развивает мелкую моторику, но и благотворно влияет на нервную систему малыша.

«Я леплю из пластилина…» Лепка из пластилина, соленого теста, цветной массы способствует развитию тонких движений пальчиков, осязания. Разминая в ручках пластичную массу, размазывая соленое тесто по поверхности стола, сплющивая пластилиновые шарики, кроха ощущает пластичность материала. Малыш учится регулировать силу воздействия на материал, чтобы придать ему другую форму. Это оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, возникновение тактильных ощущений и восприятия.

9-12месяцев

В этот период усложняются движения малыша. Тактильного материала, который можно предложить ребенку для исследования, становится больше, и он может быть разнообразнее.

Пальчиковые краски. Порисуйте совместно с ребенком пальчиковыми красками. Покажите ему, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите крохе создавать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге шнурок, предварительно окунув его в краску; можно приложить к бумаге листья деревьев и т.п.

Рисуют все! Насыпьте тонким слоем на широкий поднос манку. Предложите крохе порисовать пальчиками, выводя узор из крупы.

Все эти материалы для рисования создают тактильную среду для ребенка, активизируются рецепторы кожи на кончиках пальцев – развивается их чувствительность, осязание, мелкая моторика.

На прогулке. Осмотрите участок, на котором вы гуляете с малышом, и найдите предметы с разнофактурной поверхностью. Это может быть кора дерева, травянистый участок, листья, камни.

Предложите ребенку для изучения разнородный материал: небольшие, удобные для захвата камешки, веточки, шишки, травинки, листочки с разных деревьев. Предлагая предмет, четко проговаривайте его название, цвет, фактуру. Например: «Это камешек. Он гладкий. Дай свою ручку – потрогай, какой гладкий камешек». Проведите ладошкой ребенка по разным предметам – дайте ему почувствовать поверхность материала.

Проговаривайте обозначения ощущений: камешек – гладкий, трава – мягкая, кора дерева – шероховатая (шершавая) и т.д. Маленький исследователь будет рад изучить такие интересные предметы. Соблюдайте элементарные правила безопасности: следите за тем, чтобы кроха не тянул предметы в рот. Держите наготове влажные салфетки, чтобы протереть ручки ребенка после игры.

Мы читаем. Разнообразьте библиотеку ребенка, купив ему книжки-игрушки с плюшевыми вставками: лапками, ушками, крылышками изображенных на обложке животных. Можно приобрести книги, имеющие мягкие пухлые страницы из ткани различной фактуры. Такая книга не только знакомит ребенка с изображением окружающих предметов, но и позволяет в полной мере задействовать его тактильную чувствительность.

Знакомим с понятиями. Познакомьте малыша с разными понятиями, обозначающими ощущения. Для этого лучше предлагать материал для сравнения.

Твердый – мягкий. Подберите предметы из твердого и мягкого материала. Например, кубик и мягкую игрушку; пластмассовый шарик и матерчатый мячик. Протяните крохе сначала один предмет. Проговорите те ощущения, которые ребенок может испытывать: «Потрогай, это кубик. Пощупай, какой он твердый. Этот кубик деревянный». Затем таким же образом протяните другой предмет, проговаривая противоположные ощущения: «Это мышка. Потрогай, какая она мягкая. Погладь мышку».

Гладкий – шершавый. Подберите предметы с гладкой и шершавой поверхностью. Например, атласный бант и банную рукавичку. Предложите ребенку каждый предмет для исследования и сравнения ощущений.

Холодный - теплый. Для демонстрации этих понятий нужны чайная металлическая ложка и пластиковая бутылочка с теплой водой, обернутая в ткань. Прикоснитесь каждым предметом к ручке ребенка, называя ощущения («холодно», «тепло»), которые он испытывает. Разнообразьте материал для сравнивания ощущений. Проговаривая понятия, предлагая материал для осязания, вы даете ребенку представление о его фактуре и свойствах.

Что в мешке? В небольшой мешочек положите 5-6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет. Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его – основываясь на тактильных ощущениях. С помощью тактильной чувствительности пальцев кроха может почувствовать форму предмета и текстуру материала, из которого он изготовлен. Тем не менее, на первых порах получить полное представление о предмете с помощью одних лишь тактильных ощущений он не может. Когда ребенок вынимает предмет из мешочка, с помощью зрения он составляет полное представление о предмете. Эта игра тренирует тактильную чувствительность. Совсем скоро ваш малыш начнет с легкостью угадывать с помощью тактильных ощущений, что за предмет находится в мешочке.

Химик Джон Дальтон предложил теорию, в соответствии с которой вся материя и объекты состоят из мельчайших частиц, называемых атомами . И эта теория до сих пор, почти два века спустя, является общепринятой в научном сообществе. Каждый из этих атомов состоит из чрезвычайно маленького ядра и еще более мелких электронов, которые двигаются по орбитам на достаточно большом расстоянии от центра.

Если представить себе стол в миллиард раз больше обычного, тогда атомы, его составляющие, будут размером с арбуз. Но даже в этом случае ядро в центре атома будет слишком маленькое, чтобы его увидеть, и то же самое относится к его электронам. Но тогда почему наши пальцы не проходят сквозь предметы, состоящие в основном из пустоты, и почему через нее не проходит свет?

Для ответа на этот вопрос нам нужно повнимательнее приглядеться к электронам. К несчастью, сведения, полученные нами в школе, слишком упрощены - электроны не обращаются вокруг ядра в атоме, как планеты вокруг солнца, как вас, возможно, учили. Вместо этого электроны можно сравнить с роем пчел или стаей птиц, когда движения отдельных особей из-за скорости слишком сложно различить, но хорошо вида форма целого роя.

"Танец" электронов

В действительности электроны "танцуют" - лучшего слова и не подобрать. Но это не свободный танец, он больше похож на вальс, где частицы движутся по определенным моделям, следуя математическому выражению, названному в честь Эрвина Шрёдингера .

Эти модели могут изменяться. Некоторые из них медленные и плавные, как вальс, а другие быстрые и энергичные, как чарльстон. Каждый электрон придерживается своей модели движения, но однажды он может сменить ее на другую, пока никакой другой электрон не движется по этой схеме. Не могут одинаково двигаться два электрона в одном атоме: это правило называется принципом Паули .

Хотя электроны никогда не устают, движение в более быстром темпе требует большей энергии. А когда электрон переходит к более медленному "танцу", он теряет энергию. Так что когда энергия в виде света попадает на электрон, он может поглотить немного энергии и перейти к более сложной, более быстрой модели "танца". Световой луч не проходит через стол насквозь, потому что электроны во всех атомах стремятся взять немного энергии от света.

Спустя совсем небольшой промежуток времени они теряют приобретенную энергию, возможно, снова в виде света. Изменения в движении поглощенного и отраженного света дает блики и цвета - таким образом мы видим стол как твердый предмет.

Сопротивление при касании

Так почему же стол кажется твердым на ощупь? На многих сайтах можно прочитать, что все дело в отталкивании - что два отрицательно заряженных предмета должны отталкиваться друг от друга. Но это неверное объяснение, оно доказывает, что интернету никогда нельзя полностью доверять. Стол кажется твердым из-за танцующих электронов.

Когда вы прикасаетесь к столу, электроны атомов на ваших пальцах приближаются к электронам атомов стола. Когда электроны одного атома на достаточное расстояние сближаются с ядром другого атома, модели их "танцев" меняются. Это происходит потому, что электрон на низкоэнергетическом уровне одного ядра не может делать то же самое движение вокруг другого - место там уже занято его собственным электроном. Новичку приходится занимать свободную, более энергичную позицию. Эту энергию необходимо где-то брать, на этот раз не в виде света, а в виде усилия со стороны вашего пальца, касающегося поверхности.

Таким образом, сближение двух атомов требует затрат энергии, потому что их электроны вынуждены переходить в свободные высокоэнергетические состояния. Попытка максимально сблизить все атомы стола со всеми атомами пальцев потребует огромных затрат энергии - гораздо больше, чем усилия ваших мускулов. Поэтому вы чувствуете сопротивление поверхности при касании пальцем стола, и поэтому он кажется твердым.

РАЗДЕЛ II . Тактильно - двигательное восприятие.

ЗАНЯТИЕ 4.
Тема: «Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств».

Задачи:

    обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;

    развивать тактильную чувствительность у детей, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы;

    совершенствовать знания о свойствах предметов, умения определять на ощупь предметы с разными свойствами;

    воспитывать у детей интерес к совместной, продуктивной работе.

Материалы к занятию : для каждого учащегося – карандаш, камень. Тактильные дощечки, мешочки с наполнителями, баночки с крупами, набор материалов для игры в «Волшебный мешочек».

Ход занятия.

Вводная часть.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Здороваемся ладошками».

Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу ). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

Разминка.

Самомассаж ладоней.

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.

Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш только мягкими частями ладоней. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

Карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Самомассаж ладоней и пальцев.

Исходное положение:

Не выпуская карандаш повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая – снизу. Карандаш находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.

Перемещать ладони вперёд-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку. (Ладонь)

Самомассаж кончиков пальцев.

Исходное положение:

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении.

Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперёд – назад слегка нажимая на неё.

Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного пальца и мизинца. По 4 – 5 движений.

Самомассаж (поверхностный) внешней стороны кисти руки.

Исходное положение:

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами.

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальце до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки накрывающей карандаш. До 3 – 5 движений от кончика каждого пальца.

Встреча братьев.

Исходное положение:

Руки вытянуты вперёд, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук

Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями» левой руки. Затем Указательный палец левой руки встречается с «братьями» правой. 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Косичка .

Исходное положение:

Взять карандаш за один конец и держать вертикольно указательным и большим пальцами одной руки

Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.

Перехватывая карандаш указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки. Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой. «Сплести» 2 – 3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Основная часть.

Психолог : «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
Психолог кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Психолог напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Психолог говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы делаете, у вас обязательно всё будет получаться».

Игры с тактильными дощечками .

Материал: тактильные дощечки.

На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

Используются такие приемы:

    Обследование дощечек на ощупь с называнием качества: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.).

    Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый , как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);

    Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая бархатная бумага. Мягкий – мех. Гладкая – плёнка. Колючая – наждачная бумага.

    Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность? Например, дощечка с ковролином – мягкая, пушистая, колючая …(На что похоже?)

    Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.

    Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхности. Нужно закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхность каждой дощечки. Постарайся запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешай их, не открывая глаз. А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Потренироваться несколько раз.

Упражнение «Из чего сделан предмет?».

Рассмотрите рисунки и ответьте одним словом, из чего сделаны изображённые на них предметы. Например, кастрюля сделана из металла – металлическая и т.д.

    Если дом построен из кирпича, то какой это дом? (Кирпичный).

    Если мяч сделан из резины, то какой это мяч? (Резиновый).

    Если кубики сделаны из дерева, то какие это кубики? (Деревянные).

    Если кораблик сделан из бумаги, то какой это кораблик? (Бумажный).

    Если ключ сделан из железа, то какой это ключ? (Железный).

    Если стакан сделан из стекла, то какой это стакан? (Стеклянный).

    Если пенал сделан из пластмассы, то какой это пенал? (Пластмассовый).

    Если сумка сделана из кожи, то какая это сумка? (Кожаная).

    Если кастрюля сделана из металла, то какая это кастрюля? (Металлическая).

    Если шапка сделана из меха, то какая это шапка? (Меховая).

    Если чашка сделана из фарфора, то какая это чашка? (Фарфоровая).



Упражнение «Что в мешочках?».
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель. Выше мешочков стоят закрытые баночки с крупами (с надписью названия крупы). Если ребёнок затрудняется определить наполнитель, то он поочерёдно открывает баночки и сравнивает содержимое баночки и мешочка на ощупь и так определяет названия крупы. Далее ребёнок раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, пшено, рис, гречка, горох, фасоль, макароны).

Весёлая переменка .

Упражнение-игра «Дождь в лесу » (музыкотерапия)

релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся. (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (усиливаем движение пальцев по спине)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (проводим ладонями по спине стоящего впереди).

Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение «Волшебный мешочек» .

(Осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы.)

Ребенку предлагается, опустив руку в непрозрачный мешочек, не глядя, на ощупь определить форму и материал, из которого сделаны спрятанные там предметы.

Возможный набор предметов для детей.

Бусинка - стекло, ключ - металл, карандаш - дерево.

Клубок ниток - шерсть; пузырек - стекло, ластик - резина.

Колпачок от ручки - пластик; камешек - камень; мелок - мел и т.д.

Упражнение - игра «Угадай, что внутри» .
1.
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др., можно наполнить геометрическими фигурами из набора «Учусь считать». Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

2. В мешочек складываются различные предметы, буквы, цифры. Ребёнок запускает руку в мешочек и опознаёт предметы, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Не доставая предмет из мешочка, сравнивает его с теми, что лежат на подносе и находит такой, который нащупал в мешочке.

Упражнение «Что лишнее».

Стеклянный, деревянный, лёгкий , железный, пластмассовый.

Гладкий, шероховатый, мягкий, резиновый , колючий.

Холодный, мокрый , тёплый, прохладный, горячий.

Красный, синий, бумажный , зеленый, голубой.

Завершающая часть.

Рефлексия:

Ребята, сегодня на уроке вам было интересно?

Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?

Над чем надо поработать?

Ритуал прощания. Упражнение «Ладошки». (См. занятие 1)

Семинар-практикум из цикла "Мир прикосновений". Для проведения необходимы такие предметы, как ракушки, металлические кнопки, фасоль, деревянные палочки, песок, краски, «волшебные дощечки, перышки, кусочки ваты, камни с острыми краями, пластилин,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

по теме

«Экспериментирование с предметами»

(из цикла «Мир прикосновений)

Педагог-психолог Шамонова С. А.

Первое занятие.

  1. Цели и задачи по данной теме.
  2. Диагностические упражнения для изучения умений детей.

1. Цели и задачи:

  1. Улучшить осознание ребенком самого себя через тактильные ощущения, научить высказывать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами.
  2. Расширить опыт тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения, развить умение дифференцировать осязательные ощущения.
  3. Развить у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, чувства через прикосновение.
  4. По мере накопления опыта тактильного восприятия, учить взаимодействовать, экспериментировать с различными предметами.

2. Методы и приемы руководства деятельности детей.

На первом занятии дети сначала учатся высказываться о том, что ощущают, соприкасаясь с разными материалами, затем мы даем возможность самостоятельно обследовать предметы, при этом поддерживая активность детей и подсказывая способы обследования (сжать, погладить). В беседе создаем непринужденную атмосферу, чтобы каждый ребенок мог высказаться; обращаем внимание детей на то, чтобы они слушали товарищей, обменивались мнениями.

Упражнение «Прогулка вслепую», русская народная игра «Катай каравай» помогают научиться ориентироваться в окружающем пространстве без участия зрения, и дети начинают себя чувствовать увереннее в помещении, получают новые впечатления. Это делает их более восприимчивыми.

Для обследования лучше выбрать различающиеся на ощупь объекты (не более пяти-семи и не менее трех). Если дети затрудняются описать ощущения, воспитатель начинает первым: «Я чувствую перед собой что-то твердое, гладкое, сделанное из дерева и т.п. Мне это напоминает... Этот предмет мне знаком... Мне приятно прикасаться к нему». Во время «прогулки» каждый ребенок должен описать свои ощущения, поэтому взрослый обращается с вопросами к одному ребенку, называя его имя. Опрашиваем двух-трех детей, побуждаем их сравнить свои ощущения с ощущениями других детей.

Для занятия «Праздник мягких игрушек» предложили детям принести из дома свои любимые мягкие игрушки и расположить их в разных игровых уголках. Перед занятием сообщаем детям от лица гнома о празднике мягких игрушек, обсуждаем, что понадобится для праздника и чем будем угощать гостей. Важно, чтобы дети как можно больше игрушек обследовали на ощупь.

При подготовке угощения дети имеют возможность получить разнообразные ощущения.

Каждому ребенку даем возможность пощупать травяной сбор (когда он сухой и потом, когда чай выпьют и заварка будет мокрой, разбухнет), потрогать пальцем варенье, понюхать его, сравнить запахи, дотронуться до заварного чайника, когда он холодный и когда он теплый. Можно вместе приготовить морс из варенья - разной окраски, температуры, вкуса. Позволяем детям действовать самостоятельно и получать разные сенсорные ощущения. Дети получают и зрительные ощущения: они что-то разглядывают через стеклянный чайник, смотрят, как заливается вода, как оседают разбухшие листья травы, как тянется варенье при раскладывании. Стимулируем и аудиальную модальность: побуждаем прислушаться, как льется и булькает вода при заваривании чая, как позвякивает посуда. Акцент делаем не на рассуждениях, а на чувственном опыте, который получает ребенок.

Представляя свою игрушку другим детям, ребенок учится заявлять о себе. Каждую игрушку передают из рук в руки по кругу, чтобы дети обследовали ее на ощупь

«Приготовление теста» - совместная деятельность. Каждый продукт передаем из рук в руки по кругу, и дети самостоятельно его обследуют, при этом помогаем наводящими вопросами (сухая мука или влажная? Песок гладкий или шероховатый?) Акцент делаем не на приобретении знаний о качествах и свойствах продуктов, а на обогащении чувственного опыта ребенка. При обследовании натуральных продуктов ребенок получает очень важные для него сенсорные ощущения. Воспитатель обращает внимание детей на то, как меняются качества продуктов при их смешивании. Мука была сухой, а при добавлении воды стала жидкой, вязкой массой, и ощущения от прикосновения к ней меняются. Дети получают разнообразные приятные ощущения (тесто мягкое, гибкое, пластичное, вязкое, прилипает, тянется), что позволяет им расслабиться, сближает их.

Игры с водой дают хороший расслабляющий эффект, что особенно важно в работе с неуверенными детьми, которые всегда находятся в напряжении. Это своеобразный мостик между ощущениями и чувствами. Ребенок после игр с водой способен открыто выражать свои чувства.

Для игр подбираем камни и раковины разной конфигурации с характерными деталями, чтобы дети могли узнать их на ощупь.

В игре «Буря» побуждаем детей спокойно действовать как поочередно, так и всем вместе. В процессе игры стимулируем и аудиальную модальность: прислушиваемся, как булькает вода, когда дует один или дуют все. Напоминаем детям о правиле: кораблики не должны утонуть. Просим детей определить, легкие кораблики или тяжелые, сравнив их с камешками.

Игры с песком дают детям прекрасный тактильный и кинестетический опыт, помогают снять внутреннее напряжение. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах, ладонях, кистях. Когда песок сухой, он очень приятен на ощупь. Ребенок, испытывая удовольствие, открывается и может выразить свои чувства вербальным и невербальным (например, в ходе строительства) способом.

В игре «Ищем клады» обращаем внимание на то, чтобы дети соблюдали правило: прежде чем достать предмет, нужно описать, какой он на ощупь, узнать его. В этом случае происходит перевод из кинестетической модальности в аудиальную. Я даю образец описания предмета (гладкий или шероховатый, мягкий или твердый, теплый или холодный, какой формы - круглый, с ровными или с острыми краями). Помогаю детям вопросами, не заставляя давать полное описание предмета, избегая оценок. (Ну что же ты не угадал!) Одновременно могут играть двое-трое детей. Предмет в песке ребенок ищет двумя руками одновременно.

Для игры с тактильными дощечками раскладываю на столах по кругу, чтобы дети могли переходить с места на место и обследовать дощечки одну за другой. Дощечкам желательно дать название (мех, картон и т.д.).

В игре «Найди пару» использую различные варианты: я называю дощечку, дети находят пару на ощупь или показываю дощечку, а дети находят парную с закрытыми глазами.

На занятиях также используются такие материалы, как пластилин, краски. В процессе работы ребенок осознает свою индивидуальность, а также учится понимать другого человека.

3. Диагностические упражнения для изучения умений детей.

Мы собрали данные о тактильном опыте детей, отмечая их отношения к материалам разной тек структуры (мягким, шероховатым).

Для изучения опыта тактильного восприятия детей мы использовали следующие ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. «Найди предмет». Предлагаем ребенку вынуть из мешочка тот предмет, который назову. Также предлагаем нащупать рукой еще какой-нибудь предмет, описать свои ощущения и определить, что это за предмет, не вынимая его из мешка.

Предметы на ощупь могут быть: твердыми, мягкими, теплыми, холодными, гладкими, шероховатыми, шишковатыми, колючими, цепляющимися, острыми, пушистыми, скользкими, липкими, вязкими, клейкими, грубыми, тонкими, шелковистыми, резиновыми, деревянными, стеклянными и т.д.

  1. «Найди такой же». Необходимо рассмотреть предметы и выбрать тот, который понравился, обследовать его и найти на ощупь такой же в волшебном мешочке.

Результаты занятий по теме «Мир прикосновений»

Большее количество детей стало проявлять значительный интерес к объектам ближайшего окружения, при этом они научились высказывать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами.

Дети умеют различать предметы разной фактуры, различные поверхности, распознавать тактильные сигналы и выражать свое состояние, свои внутренние стремления прикосновениями. В результате чего снимается внутреннее напряжение, страх общения с малознакомыми объектами, боязнь тактильного контакта. У детей формируется установка на позитивное взаимодействие со сверстниками.

Второе занятие.

  1. Выставка предметов для экспериментирования.

2. Передача практических навыков и умений, необходимых для организации деятельности детей.

1 . Выставка предметов для экспериментирования.

На выставке представлены такие предметы, как перышко, кусочек ваты, камни с острыми краями, пластилин, кусочек веревки, ракушки, металлические кнопки, фасоль, деревянная палочка, песок, краски, «волшебные дощечки».

2 . Передача практических навыков и умений, необходимых для организации деятельности детей.

1 часть.

Участники сидят по кругу и передают предметы, обследуя их на ощупь. Ведущий рассказывает историю гнома Ладошки в сказочной стране (используется отрывок занятия).

Гном отправился в сказочную страну за волшебным перышком, которое исполняет любое желание. Летел он туда на белом облачке, вот таком... (Передают кусочек ваты.) Какое оно было? (Пушистое, мягкое, теплое.) Облако опустилось (показывают, как), посадило гнома на верхушку скалы. Карабкался долго гном по горам, по камням, и были они вот такие... (Передают камень с острыми краями.) Какие они были? (Острые, твердые, грубые, шероховатые.) Вдруг видит: сидит на камне, вот таком (показывают камень с узорами), какое-то существо и плачет. Пожалел его гном, дотронулся до него рукой, и было оно вот таким... (Кусочек пластилина.) Каким он было? (Липким, мягким, эластичным, вязким.) Существо звали Ли-пик. Он очень хотел иметь друга и мог стать таким, каким друг захочет: вылепить из него можно было все, что угодно (лепят шарик). Ли-пик показал дорогу гному к сказочной птице.

Проходя через пустыню, гном встретил змейку, которая грелась на солнышке. И была она вот такая... (Передают кусок веревки.) Какой она была на ощупь? (Плотная, шероховатая.) Она могла затаиться и стать прямой, как палочка, могла свернуться колечком, могла ползти, извиваясь (показывают). Ей очень хотелось найти такую же змейку, как она. Змейка доползла с гномом до речки и вернулась в пустыню.

На берегу гном увидел улитку, которая жила в ракушке, был у нее домик. Вот такой... (Показывают раковину.)

Какой был ее дом? (Гладкий внутри, с острыми краями снаружи, шероховатый, жесткий ломкий.)

Переплыл гном реку и пошел через поле. Там он встретил фасолинку, которая одиноко лежала на земле (всех ее сестричек собрали, а ее забыли). Была она вот такой... (Передают фасоль.) Какой? (Гладкой, жесткой.)

Проходя через пещеру, гном увидел бусинку, которая закатилась под камешек и затерялась. Была она вот такой... (Показывают бусинку.) Какой она была? (Гладкой или с узорами твердой.) Она была очень красивой (показывают), но печальной, потому что кому нужна красота, если некому на нее смотреть.

На дороге, что вела к лесу, где жила сказочная птица, гном нашел кнопочку, вот такую... (Показывают металлическую кнопку для одежды.) Какой она была? (Холодной, гладкой, с дырочками, круглой, твердой.) Кнопка искала свою вторую половинку.

В лесу гном встретил девочку, и была она вот такая... (Показывают деревянную палочку.) Какой она была? (Тонкой, гладкой.) Она была маленькой и хрупкой, заблудилась в лесу, отстала от своих братьев и сестричек. Девочка проводила гнома до волшебного луга, на котором сидела сказочная птица. Была она неприметной внешне - серенькой, с белой грудкой, но обладала большой силой. Она уже знала, зачем пришел гном в сказочную страну. Гном был ей очень симпатичен, и птица вспорхнула и полетела. А гном поднял вверх голову и увидел, что сверху летит к нему, покачиваясь, волшебное перышко. (Показываю, как летит.) Положил гном его на ладошку, и было оно вот таким... (Передают его с ладошки на ладошку, поглаживая пальчиком.) Каким оно было? (Мягким, пушистым, гладким, легким, теплым.) Только хотел гном загадать свое желание, как вспомнил про всех, кого он встретил на своем пути. И у всех жителей было одно желание - найти себе друга. Тогда пожелал гном всем им найти себе друзей, сдунул перышко с ладошки и радостный, полетел на пушистом облачке к себе домой.

2 часть.

Работа с красками.

Участникам предлагаются разведенные до консистенции жидкой сметаны краски (гуашь) четырех различных цветов. На чистые альбомные листы выливаются краски разных цветов, затем лист складывается пополам. Через несколько секунд лист разворачивается, в полученном цветовом пятне угадываются различные изображения.

3 часть.

Работа с пластилином.

Инструкция.

«Закройте глаза, пальцы станут более чувствительными к пластилину.

Разминайте его пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кистей. Посидите немного, положив руки на пластилин. Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок пластилина таким, какой он есть, «подружитесь» с ним. Ощупайте его: он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Легкий или тяжелый? Отщипните кусочек двумя руками. Делайте это сначала медленно, затем быстрее. Отщипните большие и маленькие куски, сожмите, а потом разгладьте пластилин. Ощупайте те места, которые вы разгладили. Слепите шар и проткните его сначала одной рукой, затем другой. Ударяйте по пластилину, шлепайте по нему, ощупывая гладкие места, которые образовались после похлопывания. Еще раз потрогайте весь кусок. Работа с пластилином подошла к концу».


Тальма Лобель, профессор психологии Университета Тель-Авива и приглашённый профессор Гарварда, университетов Нью-Йорка, Сан-Диего и Калифорнии, написала свою первую книгу о влиянии физического окружения на наше поведение и эмоции.

«Тёплая чашка в холодный день» (в оригинале «Sensation. The New Science of Physical Intelligence») рассказывает о «физическом интеллекте». Тальма Лобель утверждает, что вещи, к которым мы прикасаемся, их температура, текстура, цвет, запах - все эти показатели непосредственно, но неосознанно для нас влияют на наше поведение, эмоции и решения. Свои утверждения израильский психолог подтверждает не только собственными житейскими наблюдениями, но и многочисленными исследованиями, проведёнными учёными в разных точках мира.

Например, в 2008 году группа исследователей из Йельского университета провела неожиданное исследование: для участников эксперимента испытание началось ещё в лифте, где ассистент профессора просил подержать испытуемого чашку с кофе, пока тот записывает его фамилию. Эта на первый взгляд ничего не значащая просьба была главным условием эксперимента. У половины испытуемых в руках оказывалась чашка горячего кофе, у второй половины - холодного. После этого участники наконец заходили в лабораторию, где им предлагали описать человека на фотографии по нескольким критериям. Необычным оказалось то, что прикоснувшиеся к горячему кофе участники были склонны считать незнакомого человека добрым и милым, то есть «тёплым». Другая половина испытуемых давала противоположные характеристики, описывая незнакомца как злого и неприятного.

Может ли резюме, напечатанное на плотной бумаге, оказаться более «весомым» для работодателя, чем напечатанное на тонкой бумаге? Зависит ли статус человека от размера блюда, заказанного в ресторане? Повлияет ли тёплая чашка чая на ваше решение о цене, которую вы готовы заплатить за новую квартиру? Тальма Лобель даёт ответы на все эти вопросы и предлагает читателям ознакомиться со множеством ситуаций, в которых на наши повседневные решения влияют на первый взгляд совершенно незначительные вещи.

FURFUR публикует отрывок из второй главы, в которой пойдёт речь о влиянии текстуры на наши ощущения и решения. Книга Тальмы Лобель выйдет в конце июля в издательстве «Альпина Паблишер» .

Отрывок из второй главы «Мягко стелет - жёстко спать»

«Тёплая чашка в холодный день.
Как физические ощущения влияют на наши решения»

Тальма Лобель

профессор психологии

аш осязательный опыт не ограничивается прикосновениями других людей. Тактильные ощущения мы получаем постоянно, часто их не замечая. Мягкое, жесткое, шероховатое, гладкое окружает нас постоянно в виде одежды, книг, сумок, компьютеров, смартфонов и планшетов. Мы ощущаем мягкость или жесткость подушек и стульев дома, в офисе или в ресторане. Вечером, ложась спать, мы чувствуем постель - мягкую или жесткую, какую сами некогда выбрали. Полотенца после душа, тонкие или толстые коврики на занятиях пилатесом или йогой - тоже источник тактильных ощущений.

Термины, связанные с осязанием, широко используются в переносном значении. Например, слово «жесткий» относится к трудным, неприятным ситуациям или периодам времени, поскольку соответствующее физическое прикосновение объекта

может быть грубым. Прилагательным «мягкий» мы метафорически описываем человека, с которым легко иметь дело, или податливого, легко поддающегося воздействию, - словом, мягкого как воск. «Твердый» - характеристика непреклонного, негибкого человека, на которого трудно повлиять, как на сложно поддающийся обработке материал.

Эти метафоры не просто фигуры речи, а свидетельство глубинной связи между физическими ощущениями и нашими поступками. А значит, фактура объектов, к которым мы прикасаемся, способна воздействовать на поведение. Может ли твердый или мягкий стул повлиять на мягкость или жесткость нашей реакции? Насколько важно, на чем мы сидим во время сложных переговоров?

«Твёрдый» - характеристика непреклонного, негибкого человека, на которого трудно повлиять, как на сложно поддающийся обработке материал.

И у сильных людей есть свои слабости

Каждый отпуск я езжу в Сан-Диего проведать свою дочь и внучек. Я люблю с ними общаться, слушать их истории и рассказывать свои. Днем, когда все в школе, мне нравится выходить на свежий воздух. Чаще всего я брожу вдоль берега: пляжи Сан-Диего прекрасны, погода тоже, прогулка может растянуться на многие мили. Вместе с моей хорошей приятельницей, которая живет здесь же, мы гуляем около полутора часов, а потом заходим посидеть в одно из прибрежных кафе.

Вдоль пляжа можно идти либо по песку, либо по тротуару - пути параллельны, только тротуар замощен. У нас с приятельницей нет предпочтений: в разные дни мы выбираем то тротуар, то песок.

Наблюдая за ней довольно долгое время, я заметила, что в некоторые дни она очень несговорчива, а в другие более уступчива: порой ей все равно, в какое кафе зайти, а в других случаях она требует, чтобы все шло в точности по начальному плану. Я всегда приписывала это ее переменчивости и внезапным вспышкам дурного или хорошего настроения. Однако не так давно я обратила внимание, что в те дни, когда мы идем по тротуару, она более упряма, чем когда мы ходим по песку. Главная разница этих двух путей состоит в том, что тротуар твердый, а песок мягкий. Возможно ли, чтобы тактильные ощущения твердости и мягкости смягчали или ужесточали настрой моей приятельницы?

Группа исследователей из Гарварда, Йеля и Массачусетского технологического института, изучая этот вопрос, нашла способ заставить испытуемых прикоснуться к твердому или мягкому предмету: прохожих приглашали посмотреть на фокусы и принять участие в действе. Вы, вероятно, помните, что перед выполнением трюка (готовясь, например, превратить носовой платок в голубку или высыпать кучу денег из пустой шкатулки) фокусник часто просит кого-нибудь из зрителей прикоснуться к предмету, чтобы убедить публику, что все происходит без обмана. Исследователи тоже предлагали прохожим тронуть предмет, якобы предназначенный для фокуса. Половине испытуемых давали твердый кусок дерева, другой половине - мягкое одеяло. Затем исследователи говорили участникам, что представление откладывается, и давали им другое задание, будто бы не связанное с первым: их просили прочесть абзац, описывающий некую неоднозначную ситуацию между начальником и подчиненным, а потом оценить в баллах некоторые качества подчиненного, часть из которых была связана с не уступчивостью и твердостью. Те, кому давали потрогать мягкое одеяло, сочли подчиненного менее неуступчивым и твердым (иными словами - более мягким), чем те, кому давали потрогать деревянный брусок. При этом текст был один для всех, и остальные свойства персонажа (как, например, общительность и серьезность) участники из обеих групп оценивали одинаково, мнения расходились лишь в отношении неуступчивости и твердости.

Сидевшие на мягких стульях соглашались с изначальной ценой легче, чем те, кто сидел на твёрдых.

Ученые решили выяснить, влияет ли ощущение мягкости и твердости не только на восприятие и оценки, но и на поведение - например, во время переговоров или обсуждения сделок. Сторонник мягких методов ведения переговоров воспринимает собеседника как друга и стремится к соглашению даже в тех случаях, когда от него требуются уступки. Такой человек скорее изменит собственную изначальную позицию, лишь бы достичь согласия с партнерами. Сторонник жестких методов, напротив, видит в собеседнике не друга, а противника; он обычно не доверяет оппоненту и не настроен менять свои изначальные намерения и идти на компромисс.

Чтобы понаблюдать, как осязательные ощущения мягкости и жесткости сказываются на манере ведения переговоров, исследователи предлагали участникам сесть на мягкий или твердый стул и просили представить себе, что они находятся в фирме по продаже автомобилей и хотят купить конкретную машину, на которой написана цена. Участники должны были дважды предложить свою цену (предполагалось, что первая названная ими сумма будет отвергнута продавцом). Сидевшие на мягких стульях соглашались с изначальной ценой легче, чем те, кто сидел на твердых. Мягкое сиденье заставляло людей и торговаться более мягко.

Мягкость и твердость могут служить характеристикой не только людей и типов поведения, но и некоторых социальных категорий - например, гендерной принадлежности. Гендерные роли, разумеется, в последнее время ощутимо изменились, однако в силу стереотипов некоторые свойства личности по-прежнему считаются «более мужскими» или «более женскими». Одно из этих свойств - мягкость. Как бы мы ни возмущались такими предрассудками, факт остается фактом: обычно считается, что женщины мягче мужчин, а мужчины жестче женщин.

Группа исследователей провела две серии опытов с целью выяснить, как наше сознание соотносит мягкие и жесткие ощущения с характеристиками мужественности или женственности. Во время первого опыта испытуемым демонстрировали на компьютерном экране восемь портретов, на которых люди не имели выраженных гендерных черт, а затем участникам предлагали указать, на каком портрете женщина, а на каком мужчина. При этом их просили сжимать в руке мячик (участникам объяснили, что эксперимент якобы исследует влияние параллельной деятельности на восприятие лиц). Испытуемых разделили на две группы: одним вручали мягкий мячик, другим твердый. Те, кому достался твердый мяч, принимали большее количество лиц за мужские, чем участники с мягким мячом. Иными словами, тактильные ощущения мягкости или жесткости повлияли на то, мужским или женским казалось лицо.

Во второй серии экспериментов участников вновь просили рассортировать лица на женские и мужские, только портреты на этот раз были не на компьютерном экране, а на бумаге - на ней испытуемые и должны были написать ответ от руки. Одной группе велели надавливать на ручку сильнее, чтобы надпись отпечаталась через копировальную бумагу на втором экземпляре, второй группе сказали давить на ручку слабо, чтобы не повредить копировальную бумагу, подложенную под лист. В результате выяснилось: те, кто сильнее надавливал на ручку, чаще называли лица мужскими, чем те, кто надавливал слабо.

Те, кому достался твёрдый мяч, принимали большее количество лиц за мужские, чем участники с мягким мячом.

Итак, мягкое или твердое тактильное ощущение влияет на восприятие гендерной принадлежности людей. Возможно ли получить аналогичные результаты в отношении других понятий, стереотипно считающихся «жесткими» или «мягкими»? Несколько ученых исследовали этот вопрос применительно к двум социальным категориям людей: одна характеризовалась принадлежностью к определенному направлению в науке, другая - политическими убеждениями.

Научные дисциплины обычно разделяются на «жесткие» и «мягкие»: естественные и точные науки принято считать жесткими, общественные - мягкими. Эта дихотомия мне не нравится, особенно если вспомнить, что психология часто считается общественной, то есть «мягкой» наукой, хотя мы, психологи, ставим контролируемые эксперименты и производим количественные измерения так же, как ученые, занимающиеся точными и естественными науками.

Исследования политической жизни показали, что в США Республиканская партия считается «жестче» Демократической и большинство американцев полагают, что демократы «мягче» республиканцев. В отношении экономики и международной политики, а также в социальных вопросах, таких как аборты и однополые браки, республиканцы демонстрируют более жесткую позицию, чем демократы.

Ученые решили выяснить влияние тактильных ощущений на то, кем сочтут испытуемые неизвестного им человека - демократом или республиканцем, физиком («жесткая» наука) или историком («мягкая» наука). Участникам показывали фотографии четырех мужчин и четырех женщин и просили угадать политическую принадлежность каждого, при этом испытуемые сжимали в руке мяч - мягкий или жесткий. Как и в случае с гендерной принадлежностью, сжимавшие мягкий мяч более часто определяли людей как демократов, чем испытуемые из другой группы, которые сжимали в руке жесткий мяч.

В следующем эксперименте участникам давали фотографии профессоров и просили определить, физик или историк изображен на снимке. И опять одной группе давали мягкий мяч, другой - твердый. По сравнению с группой, державшей мягкий мяч, участники с твердым мячом отнесли большее количество профессоров к физикам.

Результат этих исследований показывает, что тактильные ощущения воздействуют на наш выбор. Осязаемые мягкость и жесткость активизируют психологическое представление о мягкости и жесткости. Физические ощущения влияли на то, жестким или мягким люди сочтут некое взаимодействие, к «мягкой» или «жесткой» категории отнесут других людей. Ощущения влияли на реальные человеческие поступки.

Осязаемые мягкость и жёсткость активизируют психологическое представление о мягкости и жёсткости.

Потрогайте шершавое, а теперь гладкое.

Однажды моя трехлетняя внучка Натали застала своего отца в дурном настроении. Настроение - штука сложная (да и можно ли его называть «штукой»?), и некоторые ученые тратят всю жизнь на то, чтобы исследовать его феномен, однако Натали, этот «малолетний психолог», сразу нашла объяснение папиной хандре: он зол, потому что у него лицо заросло волосами! Она имела в виду щетину на небритом лице, однако я решила, что ее толкование - как часто бывает у детей - очень логичное. «Конечно же, у папы сегодня колючее настроение, потому что у него колючее лицо!» - так думала Натали.

Неровность и шершавость во многих языках ассоциируются с трудностями, разочарованием и болью, что указывает на глубинную связь между ощущениями и словами.

Когда в юности я служила солдатом в воздушных войсках, ночные дежурства длились с семи часов вечера до восьми утра, затем мы на сутки возвращались домой, а на следующее утро вновь шли на службу. Такой распорядок меня устраивал и оставлял время для университетских лекций, и все же ночные смены я ненавидела. Нас разделяли на две группы, и каждой давали по четыре часа сна в маленькой комнате. Я отчетливо помню шершавые одеяла и простыни. Со временем мы выяснили, что можно приносить свои полотенца, простыни и наволочки, и спать стало удобнее и приятнее. Даже дежурства показались не такими тягостными: я начала больше радоваться времени, проведенному там с друзьями. Атмосфера сглаживалась, мы работали в согласии, споры и конфликты возникали реже. Мы все понимали, что на гладком белье спать стало приятнее, однако до этого нам не приходило в голову, что постельное белье повлияет не только на сон, но и на нашу жизнь во время бодрствования. Сейчас, много лет спустя, я убеждена, что тактильные ощущения от мягкого и грубого белья влияли на наши поступки и отношения: дело было не в том, что мы вставали не с той ноги, - просто мы спали не на тех простынях.

Группа исследователей попыталась выяснить, скажется ли прикосновение к гладкой или шероховатой поверхности на восприятии человеческих отношений как «гладких» или «шероховатых». Для получения тактильных ощущений участников усаживали за картинку-головоломку, которую нужно было собрать из отдельных фрагментов (якобы для тестирования когнитивных способностей). Половине участников вручали головоломку с гладкими глянцевыми фрагментами, другой половине - с фрагментами, покрытыми крупнозернистым абразивом. После собирания головоломки участникам давали другое задание, якобы не имеющее отношения к «когнитивному тесту»: их просили прочесть расшифровку стенограммы раз- говора между двумя людьми. Разговор был намеренно неоднозначным - то ли дружеская беседа, то ли ссора, - и участников просили определить, дружелюбный это диалог или враждебный, обсуждение или спор.

Студенты, которым досталась головоломка с абразивом, сочли диалог более агрессивным, недружелюбным и конфликтным (то есть «шероховатым»), чем студенты из второй группы, имевшие дело с гладкой головоломкой: те восприняли диалог как дружеский и неконфликтный (то есть «гладкий»). Несмотря на то что диалог всем давали один и тот же, простое прикосновение к гладкому или шершавому предмету повлияло на то, «гладкими» или «шероховатыми» показались студентам отношения людей, изображенных в диалоге. Интересно, что в обеих группах степень близости персонажей участники оценивали одинаково, головоломка повлияла лишь на параметры, связанные с «гладкостью» и «шероховатостью».

Прикосновения к гладкой, шероховатой, твёрдой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтём некую ситуацию, мягко или жёстко себя поведём.

Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта

Мы не замечаем, как фактура самых разных предметов, которых мы касаемся, воздействует на наши суждения, мысли и поступки. Прикосновения к гладкой, шероховатой, твердой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтем некую ситуацию, мягко или жестко себя поведем. Эти невероятные на первый взгляд результаты совершенно логичны с точки зрения теории воплощенного познания. Они предполагают, что метафоры и абстрактные концептуализации связаны с нашим телесным опытом и на нем основываются. То есть физические ощущения от фактуры (мягкости и твердости, шероховатости и гладкости) - это «кирпичи», из которых строятся одноименные абстрактные понятия. Понятие «шероховатых» взаимоотношений между людьми, например, основывается на ощущении шероховатой фактуры, которое человек получает в самом начале жизни.

Ребенок усваивает понятия через физические ощущения. Он со временем понимает, что материнская рука или плюшевый мишка мягкие, а стол для медицинского осмотра жесткий. На этом фундаменте физических ощущений он выстраивает последующие структурные связи, расширяя значение дальше, словно бы создавая мысленный файл с тем же именем «мягкость», в котором вместе с физическим опытом хранится соответствующий эмоциональный. Когда мы взрослеем, тактильные ощущения гладкости, мягкости и шероховатости пробуждают в нас эмоции, соотносящиеся с младенческим сенсорным опытом, и таким образом влияют на наше поведение, эмоции и суждения. Наш мозг считывает старый файл и действует соответственно.

Абстрактные понятия могут возникать из нашего сенсомоторного опыта, когда физические ощущения активируют определенный участок мозга. Если физические ощущения суть «кирпичи» абстрактного знания, а метафорические выражения порождаются сенсомоторной деятельностью, то участки мозга, возбуждаемые при тактильных физических ощущениях (твердое/мягкое, гладкое/шероховатое), будут возбуждены и при использовании соответствующих метафор (гладкие отношения, твердый ответ). И напротив: если абстрактные понятия основаны не на сенсорном опыте и метафоры в языке случайны, то при прикосновении к гладкому предмету и при употреблении метафоры «гладкие отношения» будут активизироваться разные участки мозга. Именно этот вопрос исследовали недавно ученые с помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ).

ФМРТ - неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга, то есть отследить вовлеченность участков мозга в обработку поступающей информации. Аппарат дает возможность видеть активность различных участков мозга во время когнитивных и эмоциональных процессов, таких как формирование суждений, принятие решений, запоминание, решение задач, чтение различных текстов и пр.

В недавнем исследовании, о котором идет речь, ученые выбрали 54 фразы, содержащие тактильные метафоры, такие как «день прошел негладко», и поставили им в пару фразы, имеющие то же значение, но не содержащие метафор, такие как «день прошел плохо», например: «у нее мягкое сердце» - «у нее доброе сердце», «она дала твердое обещание» - «она дала надежное обещание». Участники, мозг которых сканировался аппаратом, лежали в наушниках, через которые им зачитывали фразы. В результате опыта исследователи, измерявшие мозговую активность, обнаружили, что, когда мы ощущаем фактуру через прикосновение и когда участник слышит фразу с фактурной метафорой («день прошел негладко»), активизируются одни и те же участки мозга. Когда же участникам зачитывали фразы с тем же значением, но без метафор («день прошел плохо»), сенсорные участки мозга не активизировались.

Эти результаты свидетельствуют о том, что метафоры обрабатываются теми же участками мозга, которыми он «чувствует» или отслеживает определенную сенсорную информацию. При обработке фраз, имеющих то же значение, но не использующих тактильных метафор, эти участки мозга не возбуждаются.

ФМРТ - неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга.

Брить или не брить?

Жизнь - череда переговоров. Вышеописанные открытия имеют самые реальные последствия для деловых переговоров и обсуждения сделок. Обратите внимание на стулья, на которых вы с оппонентом сидите во время важной беседы. Если его стул мягкий - больше вероятности, что собеседник будет более гибок и пересмотрит свое предложение или переменит взгляд на дело. Если же вы оба сидите на холодных твердых сиденьях, вы, скорее всего, покажетесь друг другу недружелюбными и несговорчивыми.

Эффект распространяется, конечно, далеко не на одни стулья. Вспомните, сколько разных предметов попадает нам в руки - мы касаемся множества вещей и даже не замечаем этого. Я постоянно ношу с собой сумку, обычно мягкую, и если откладываю ее в сторону, то, как правило, ненадолго. Зато на деловые переговоры мы приходим с компьютерами и не выпускаем эти твердые предметы из рук. Не из-за этого ли мы так твердо держимся своей точки зрения в обсуждениях? Еще один твердый предмет, часто попадающий в руки, - телефон, чехол которого может быть гладким, или шероховатым, или с мягкой подкладкой. Возможно ли, что из-за гладкого чехла мы чувствуем себя более расслабленными, когда говорим по телефону с семьей и друзьями?

Мы ежедневно общаемся со своими супругами, детьми, друзьями, ведем «переговоры» о том, сколько часов ребенку позволено просидеть за компьютером или у телевизора, во сколько ложиться спать, сколько денег тратить, в какое время приходить домой после вечеринки; обсуждаем с мужем или женой семейный бюджет, планы на отпуск, методы воспитания детей; на работе оцениваем проекты и контракты, сроки и условия, наем и увольнение работников, обсуждаем сделки с заказчиками и сражаемся за более выгодные условия.

В таких обсуждениях мы порой мягки, даже слишком, а в иных случаях жестки, тоже иногда сверх меры. Бывало ли так, что вы, твердо намереваясь стоять на своем, позже уступали? Всегда ли вы способны держаться своего решения и игнорировать доводы оппонента? Теория воплощенного познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твердым предметом из ближайшего обихода. Наш настрой может поменяться от пользования, например, мягкими полотенцами и гладкими простынями вместо грубого и неприятного на ощупь белья. Не секрет, что хорошо выглаженные льняные простыни приятны для кожи, но не всем известно то, что показали описанные исследования: гладкость простыней может повлиять на ваши чувства к партнеру, который делит с вами постель. Чтобы сгладить напряжение, накопившееся за день, можно выбрить лицо или ноги или одеться во что-нибудь мягкое и шелковистое для усиления эффекта.

В обыденной жизни результаты этих исследований могут помочь и с маленькими детьми, которые обычно любят мягкие игрушки. Предметы вроде любимого ребенком одеяла или любимой мягкой игрушки психологи называют «переходным объектом». Он усиливает у детей чувство защищенности и снижает беспокойство, особенно в незнакомых или тревожных ситуациях. Простое прикосновение к предмету, не обязательно «переходному», может смягчить поведение ребенка и его восприятие обстановки. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете покупать игрушку своим детям или внукам.

Теория воплощённого познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твёрдым предметом из ближайшего обихода.

Прикосновения к мягкому объекту могут помочь и детям постарше. Я часто слышу, как школьные психологи и учителя рассказывают о нестандартных способах помощи детям с дефицитом внимания или проблемным поведением. Один из таких способов - дать ребенку мягкий предмет, который можно потрогать, сжать, повертеть в руках во время урока (как, например, мягкий упругий мячик): профессионалы полагают, что это повышает внимательность ребенка и снижает агрессию.

Моя приятельница-психолог однажды ходила на сеансы к психотерапевту - женщине, которой она восхищалась. Во время бесед психотерапевт все время держала в руках кошку, и мою приятельницу (которая больше любит собак) это поначалу раздражало, однако со временем она привыкла и затем посещала сеансы несколько лет. Она отзывалась о психотерапевте как о терпимом, никогда не осуждающем, сопереживающем чело- веке, который во всем видел лучшую сторону даже в самых сложных ситуациях. Несомненно, психотерапевт сама по себе была человеком мягким и сочувствующим, однако не зависело ли ее поведение еще и от того, что она все время перебирала пальцами мягкую кошачью шерстку?

Животные иногда используются в психотерапии для лечения пациентов с эмоциональными проблемами и затрудненным общением. Взаимодействие с животными и забота о них, безусловно, положительно влияют на людей. Исследования показали, что самые простые действия - такие как приласкать или погладить животное - понижают частоту пульса и кровяное давление, частично снимают тревожность и стресс, помогают расслабиться. Если вы решите завести домашнего питомца, подумайте не только об ответственности за него, но и о пользе, которую он принесет всей семье. Погладить мягкое живое существо - лучший способ выявить мягкость не только его натуры, но и вашей собственной.

Похожие публикации