Воспитание патриотизма как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста. Воспитание патриотизма в детях

Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм ? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.

Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так. «Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.

Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.

  • История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
  • : города и улицы С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мульт- фильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.

  • Легенды о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими. Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть. Есть поверье: если положишь монетку в туфельку, то обязательно вернешься в Великий Новгород. Если пройти по набережной дальше, увидишь сидящего на скамейке улыбающегося медведя. Легенда гласит: он пришел в город из дремучего леса, хотел познакомиться с новгородцами и остался ими очень доволен. Возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, он решил остаться и радует теперь жителей города и его гостей. Можно присесть рядом и «поболтать» с косолапым.
  • Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
  • Как воспитать патриотизм у детей : тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей , зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.

Возможно, вам будут интересны статьи и на сайте

 /  Воспитание патриотизма в детях

Как пишет слово «родина» ваш ребенок? С большой или маленькой буквы? Конечно, это не говорит об истинных чувствах к родной стране. Так нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему региону, городу, Российской Федерации? И кто должен заниматься патриотическим воспитанием: родители или учителя? Поговорим обо всем подробно в нашей статье.

Вы узнаете все о патриотическом воспитании вашего ребенка. Мы расскажем о том, когда, зачем и кто должен прививать любовь к родине.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание - это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.


Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.


Понятие «Я - патриот»

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание - знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель - воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания - один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево - метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда - важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников

Ответ на вопрос на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так С. Ожегов определял патриотизм как «..преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978); .

Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В отечественной педагогике формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение К. Д. Ушинский, который считал, что необходимо учить детей родному языку, приобщать к родной культуре.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребенка, его воспитание, начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение интеллектуальной, духовной пищей, в которой он так нуждается. Ребёнок учиться восхищаться тем, что его окружает, проявляет заботу к окружающему, постепенно знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине является одной из главных задач, которая стоит перед дошкольными учреждениями в современном мире.

В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Педагог также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Полезные советы и рекомендации психологов, описанные во многих книгах, говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры, которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья - важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по рождению патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

  • · развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
  • · формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
  • · формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
  • · развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

Ознакомление с предметами ближайшего окружения :

  • - воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
  • - воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;
  • - воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

  • -воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
  • - бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
  • - воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
  • - знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
  • - знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

  • - воспитание любви к природе родного края;
  • - воспитание бережного отношения к родной природе;
  • - воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

  • · занятия в соответствии с темами;
  • · увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
  • · работа с родителями;
  • · экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Одним из главных факторов при формировании патриотического воспитания является сотрудничество педагогов образовательных организаций и родителей. Такими формами сотрудничества могут быть: посещения семьи ребенка, в рамках этой формы, перед педагогом открывается уклад семьи, традиции, взаимоотношения между членами семьи и исходя из полученных данных педагог планирует свою работу. Так же широко используются семинары - практикумы, где молодые родители делятся своим опытом, получают новые знания.

Условиями воспитания патриотических чувств в ДОУ является использование игровой деятельности, народной культуры, литературы.

Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста во многом формируется через игровую деятельность.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • - знакомства детей с сюжетно - ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма.
  • - приобщение дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность.

Человек живет в определенной окружающей среде. Все быстрее и быстрее становится ритм жизни. Все больше общается человек с миром машин. И вот он уже не замечает тоненькую березку под окном, наступает на первые весенние цветы, не слышит журчанье речки. Он не видит красоты вокруг, он черствеет душой. Как избежать этого, как научить наших детей умению жить среди людей, сделать их более устойчивыми к нежелательным влияниям? патриотический воспитание образовательный дошкольник

Перед педагогами стоит множество задач: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или края.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.



Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго - западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №2115»

Структурное подразделение №5

«Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Исаева Е. А.

Москва 2015 – 2016г.

Патриотическое воспитание дошкольников

Описание материала: Предлагаю вам свою разработку на тему «Дошкольное детство - важный период формирования первых чувств патриотизма». Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей, а также для тех, кого интересует данная тема.

Дошкольное детство - важный период формирования первых чувств патриотизма.
Дошкольное детство важный период становления личности, период формирования у детей первых чувств патриотизма. Проблема патриотического воспитания чрезвычайно актуальна в дошкольной педагогике и независимо от политических реформ и общественных преобразований в стране главная задача детского сада - растить гражданина. Какие в этой связи стоят перед нами задачи и как мы их реализуем? Каковы возможные направления патриотического воспитания в нашем детском саду?
Несомненно, что воспитание гражданина - это целенаправленный систематический и многогранный процесс, включающий целый комплекс задач.
Первостепенной задачей в системе патриотического воспитания мы считаем воспитание чувство к Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, привязанности к самым близким людям - родителям, к родному дому. Чувство Родины неразрывно связано с тем местом, где ребенок родился и живет.
С первых лет жизни мы прививаем любовь к близким людям. Но чтобы это чувство стало началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети увидели гражданское лицо своих родителей. Поэтому мы организуем встречи с родителями разных профессий, на которых дети воспринимают своих мам и пап как тружеников, вносящих вклад в общее дело. При этом чувство любви дополняется чувством гордости и уважения.
Такой вид работы помогает вывести ребенка из узкого личного мирка и показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, что важно для воспитания патриотических чувств.
Чувство Родины... Оно неразделимо от воспитания любви к родной природе. Начинаясь в семье, оно продолжается у порога детского сада, где буквально на каждом этапе педагогического -процесса мы приобщаем детей к миру природы, будь то наблюдение на прогулке, различные экскурсии или занятия по ознакомлению детей с природой.
Соприкасаясь с природой, любуясь ею, дети получают незабываемые яркие впечатления, которые остаются в памяти на всю
жизнь.
От любования красоты природы мы постепенно переходим к пониманию детьми значения бережного отношения ко всему живому и роли труда человека к природе, Любовь к природе должна быть действенной. Вот почему наши воспитанники ухаживают за животными комнатными растениями, оказывают посильную помощь на цветнике и огороде, по уборке территории детского сада и т. д. Неоценимую роль в воспитании у детей любви к природе играют экологические занятия, которые дают наиболее полный объем знаний о мире флоры и фауны, учат любить природу родного края, знать его природные ресурсы.
Не менее важным для воспитания патриотических чувств является задача воспитания любви к родному городу, к своей малой Родине. Мы знакомим детей с улицами города, объясняем, почему так или иначе называется улица и в честь кого названа. Организуя экскурсии на эти объекты, мы рассказываем об их назначении, подчеркиваем, что все это создано для удобства людей города, который с каждым годом растет и хорошеет. Дети должны знать, чем живет их город.
Здесь уместно сказать о приобщении дошкольников к традициям нашего города, в том числе и детского сада, что является важным средством патриотического воспитания. Например, стали традицией детские спортивные олимпиады, праздник Лета, который проводится в День защиты детей, чествование медалистов школ, экологические конференции.
Важно, что, приобщаясь к этим традициям, дети нашего сада являются их активными участниками.
Неизменно живет в народе традиция чтить память воинов, погибших в ВОВ. Накануне Дня Победы старшие дети идут к памятнику погибшим воинам, читают стихи, поют песни и возлагают цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь.
А чтобы дети осознанно воспринимали происходящее, мы прежде совершаем с детьми экскурсию в прошлое, знакомим с основными веками нашей страны и народа. В частности, в доступной форме и на конкретных примерах их бабушек и дедушек рассказываем о ВОВ, о фронтовых подвигах русского народа, о значении победы для всех нас, даем детям такие понятия как "долг перед страной"» «любовь к Отчизне», «военная присяга» и др. Помогаем маленькому гражданину, показывая связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения.
Мы рекомендуем родителям показать детям ордена и медали, фотографии военных лет. Пусть они услышат рассказ о том, за что они получены. И тогда ребенок будет по праву гордиться тем, что близкие ему люди для всех детей огромной ценой завоевали право на счастливое детство и мирное небо для всех народов, населяющих нашу огромную страну.
В связи с этим мы даем представление о необъятности просторов нашей страны, знакомим с разными национальностями, даем понимание того, что у каждого народа свой язык, обычаи, традиции, своя культура.
На музыкальных занятиях дети слушают музыку разных народов, разучивают украинские и белорусские пляски, национальные игры. Ребятам нравятся изделия прикладного искусства, будь то украинская вышивка или грузинская чеканка. И после знакомства с ними детям доставляет огромную радость выполнение таких изделий своими руками на занятиях ИЗО.
Но еще большее значение мы придаем воспитанию детей как граждан России. В связи с этим на занятиях мы знакомим детей с символами России: гербом, флагом, гимном.
В старших группах оборудованы мини-уголки по патриотическому воспитанию, где широко представлен разнообразный материал: символика России и родного города, кукла в национальном костюме, пословицы о матери, труде, Родине, фотографии достопримечательностей столицы.
Постоянно рассказываем нашим воспитанникам о достижениях в стране, приобщаем к культурным ценностям народа, в частности, знакомим с культурой города. Успешному решению этой проблемы способствуют регулярные посещения нашего музея и КВЦ, где дети периодически знакомятся с новыми экспонатами и выставками местных художников, в результате чего в детях пробуждается радость от того, что в нашем городе есть, чем гордиться.
Помимо приобщения к культурным ценностям не менее сильным средством патриотического воспитания может стать художественная литература, являющаяся ценной детской энциклопедией, которая дает ребёнку знания буквально обо всём: и о прошлом нашей родины (Л. Кассиль "Твои защитники"), и о природе (Пришвин "Золотой луг", "Разноцветная земля" Н. Сладкова), и о современной жизни страны ("Первый полет" Митяева), и о труде на благо Родины.
Но художественные произведения дают малышу не только знания они учат его сопереживанию. Нельзя не согласится с В. А. Сухомлинским, когда он говорил, что «Сопереживание - одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем».
В конечном счете, мы растим не только гражданина, любящего свою Родину, но и человека, преданного ей, человека честного, справедливого, трудолюбивого.
Все эти качества будущего гражданина мы развиваем в повседневной жизни дошкольника, а конкретнее - в трудовой и игровой деятельности. Труд и игра - неоценимые средства патриотического воспитания. Посильное участие в общих делах с малых лет воспитывает в ребенке хозяина своей страны, будущего гражданина - труженика.
В играх, особенно в сюжетно-реальных, таких как «Семья», «Детский сад», «Почта», «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Магазин» и др., дети реализуют полученные знания об окружающем мире, проявляют самостоятельность, выдумку, инициативу, учатся общаться друг с другом, приобщаются к миру взрослых, стремятся к дальнейшему познанию жизни. Именно в игре проявляются основные качества ребенка как личности и как маленького гражданина своей
Родины.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно, на всех этапах и на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Главное - зародить в нём это великое чувство - быть гражданином своей родины.

Похожие публикации