Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Календарь интересных дат. Патриотическое воспитание дошкольников по фгос Проект нравственно патриотическое воспитание дошкольников

Построение психолого-педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из приоритетных в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности. Материал подается в интересной и доступной для детского восприятия форме – интерактивный альбом, который состоит из стихов, рисунков и творческих заданий. Такой интерактивный прием в работе с детьми, в отличие от пассивного запоминания, предполагает осмысленный подход ребенка к материалу, более глубокую его проработку и запоминание. Такое построение психолого-педагогической деятельности, поможет ребятам разобраться в сложных вопросах и узнать: - о себе и о своей семье, осознать себя членом семьи; - об истории своего края; - о родной стране, государственных символах Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД №51 «АЛЕНУШКА»

ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Тема: «Я и Родина моя»

Составил:

Педагог-психолог

МДОУ ЦРР дет\сад№51

Депутатова Н.В.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Я и Родина моя»

Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны.

Продолжительность – 3 месяца

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий интегрированного типа.

Место реализации – детский сад, семья.

Участники – педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.

Девиз проекта:

« Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!»

Актуальность темы:

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

формирование мира и межличностных отношений.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего дошкольного учреждения анкетирование показывает:

к 5-6 годам у 65% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

у 70 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

85 % родителей не имеют возможности посещать местные культурные учреждения из-за высокой занятости;

45 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

10 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Я и Родина моя»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности .

Новизна

Построение психолого-педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из приоритетных в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности. Материал подается в интересной и доступной для детского восприятия форме – интерактивный альбом, который состоит из стихов, рисунков и творческих заданий. Такой интерактивный прием в работе с детьми, в отличие от пассивного запоминания, предполагает осмысленный подход ребенка к материалу, более глубокую его проработку и запоминание. Такое построение психолого-педагогической деятельности, поможет ребятам разобраться в сложных вопросах и узнать: - о себе и о своей семье, осознать себя членом семьи; - об истории своего края; - о родной стране, государственных символах Российской Федерации.

Цель проекта:

Воспитание нравственно - патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.

Задачи проекта:

  1. Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма.
  2. Помочь детям осознать себя членом семьи.
  3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родной деревне.
  4. Ознакомить детей с символами родного поселения, района, государства.
  5. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
  6. Воспитание уважения к труду.
  7. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам.
  8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  9. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.
  10. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
  11. Воспитывать желание быть полезным своей деревне.
  12. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.

Гипотеза реализации проекта:

Реализация проекта «Я и Родина моя» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя, умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей


* позитивная установка на восприятие патриотического материала
* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

* повышенный интерес к истории своей деревни Кострово, Истринскому райну, России

* бережное отношение к природе своего края

* освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, района, государства

* ощущение любви к своему родному краю и государству

* осознанное желание быть полезным своей Родине.

* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

  • Поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.
  • Подборка диагностики детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Разработка консультативно-практического материала для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
  • Разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.
  • Составление и изготовление интерактивного познавательно-творческого альбома «Глобус Познавайка»
  • Разработка итогового открытого мероприятия «Моя малая Родина», как модель взаимодействия педагога-психолога с воспитателями и специалистами МДОУ.

Этапы реализации проекта

  1. Разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
  2. Проведение диагностики нравственно-патриотической сферы детей старшего дошкольного возраста и родителей.
  3. Подведение итогов диагностики патриотической сферы детей и родителей.
  4. Беседа и групповые консультации с родителями детей старших и подготовительной групп на родительском собрании по темам:

«Всё начинается с детства».

  1. Разработка и издание познавательно-творческого альбома по нравственно-патриотическому воспитанию «Глобус Познавайка».
  2. Разработка и проведение цикла бесед для детей старшего дошкольного возраста на темы: «Я и моя семья», «Моя родная деревня Кострово», «Истринский район»,»Природа родного края» «Россия – Родина моя», «Русский национальный костюм»
  3. Презентация педагогам и родителям познавательно-творческого альбома по нравственно-патриотическому воспитанию «Глобус Познавайка».
  4. Совместная разработка с педагогами-воспитателями и педагогами специалистами итогового открытого мероприятия «Моя Малая Родина».
  5. Проведение открытого мероприятия «Моя Малая Родина».
  6. Контрольная диагностика детей нравственно-патриотической сферы.
  7. Проведение родительского собрания по итогам контрольной диагностики детей нравственно-патриотической сферы. Оценка этапов реализации проекта детьми.

Реализация содержания проекта.

Данный проект был апробирован в рамках МДОУ ЦРР - Детский сад № 51 «Алёнушка» в 2015-2016 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога-психолога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность по индивидуально созданному альбому «Глобус Познавайка» объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурно-историческим наследием родной деревни, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группах воспитателями помогла осуществить основные направления музейной педагогики. А самое главное были созданы необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция со специалистами детского сада.

Достигнутые результаты:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. И по итогам контрольной диагностики детей по нравственно-патриотическому воспитанию, мы можем смело утверждать, что практически все ожидания от проведения данного проекта оправдались: познавательный интерес к истории и культурному наследию родного края и государства повысилось на 25%; уровень знаний истории родной деревни Кострово повысилось на 40%; повышение значимости ребенка в жизни семьи повысилось на 45%..

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:

1 блок «Семья и ближайшее окружение»

2 блок «Детский сад – мой второй дом»

3 блок «Родной свой край люби и знай!

4 блок «Россия – Родина моя»

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.


Интересные фотоотчёты и советы по разработке тематических проектов нравственно-патриотической направленности. Долгосрочные и красткосрочные тематические проекты, посвящённые малой и большой Родине; подвигам наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны; обычаям и традициям народов нашей страны; духовно-нравственному просвещению и воспитанию детей.

Опыт педагогов по созданию соответствующей предметно-развивающей среды (уголок «Моя родина - Россия», дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, картины, иллюстрации).

Тематические проекты - ступени воспитания патриотизма.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 2230 .
Все разделы | Патриотическое воспитание. Проекты

Проект «Моя малая Родина» у детей второй младшей группы Проект «Моя малая родина» у детей второй младшей группы. Серякова Наталья Проект «Моя малая родина город Сосновый Бор» у детей второй младшей группы. В моем сердце уголок найдётся Для тебя, любимый край родной, Ведь не зря ты малой родиной зовёшься, Ты в душе всегда, всегда со...

Презентация краткосрочный проект «Роль народного фольклора в нравственно-патриотическом воспитании детей раннего возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил : «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому...

Патриотическое воспитание. Проекты - Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...» Пояснительная записка Родина. Отечество. В последние годы идёт переосмысление сущности нравственно-патриотического воспитания. Идея воспитания патриотизма приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Актуальность проекта: На свете есть много разных профессий – врач, строитель, учитель, водитель. Но есть одна особенная − Родину защищать. Это профессия офицера. И хотя защищать Родину − это священный долг каждого гражданина Российской Федерации, на офицеров...

Проект «Путешествие по моей малой Родине» Цель:Воспитание у ребят нравственно –патриотических чувств за республику где они живут, за свою малую Родину. Задачи: Образовательная: -закреплять представления воспитанников о своей родной республики,которая является частью нашей большой страны,о большой и малой родине, о...

Проект инновационной деятельности «Моя малая Родина» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кутушинский детский сад» ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» Воспитатель И.В. 2019г. Введение Общая направленность настоящего проекта состоит в организации образовательного...

Патриотическое воспитание. Проекты - Проект в старшей группе «Москва - столица нашей Родины»

Актуальность темы: Для того, чтобы дети стали настоящими патриотами своей Родины, необходимо прививать любовь и уважение к своей стране. Москва – часть России, часть Родины. Самый главный город, благодаря которому наша страна известна во всём мире. Беседуя с детьми, было...

Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ «Что такое День Победы - это значит, нет войны!» «Что такое День Победы – это значит, нет войны!» (образовательный проект педагогов, воспитанников и родителей) Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, воспитания,...

Паспорт проекта Площадка реализации проекта

МБДОУ г. Иркутска детский сад №143

Кудрина Екатерина Николаевна

Гипотеза проекта

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цели и задачи проекта

Цель: формирование патриотического воспитания в комплексе духовно – нравственного, краеведческого, социального и трудового направления.

Задачи: - формирование способности к духовному развитию;

Укрепление нравственности;

Участники проекта

Дети 5 – 7 лет.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

(этапы проекта, основные работы в проекте)

Этапы: Подготовительный – определение целей и задач проекта;

Основной – составление перспективного плана, разработка конспектов, познавательные занятия;

Заключительный – результативно-сравнительный анализ

Предполагаемый срок реализации проекта 1 год.

Сформированы патриотические чувства к родному городу.

Знания о многообразии природы города Иркутска.

Дальнейшее развитие проекта

Разработать методические рекомендации по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта

Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ, в совместной деятельности педагога и детей.

Обоснование необходимости проекта

Дети в возрасте 5 – 7 лет очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание включает в комплексе духовно – нравственное, социальное, трудовое и краеведческое направление.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Гипотеза проекта

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер и включать духовно-нравственное, краеведческое, социальное и трудовое направление, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цель:

формирование патриотического воспитания в комплексе духовно – нравственного, краеведческого, социального и трудового направления.

Задачи:

Формирование способности к духовному развитию;

Укрепление нравственности;

Изучение родного края (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

Формирование у детей трудовых навыков.

Участники проекта:

дети в возрасте 5 – 7 лет

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Стратегия и механизмы достижения поставленной цели

Совместная деятельность педагогов, родителей по развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотическое воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, краеведческое, трудовое и др.

Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы «Любимый Иркутск». Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно: организация системы воспитательной работы, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду.

Рабочий план реализации проекта

1. Вводное занятие.

Экскурсия по отделам учебно-опытного участка СЮН. Знакомство с планами работы кружка.

2.Экология в жизни человека.

Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Очень интересно, когда дети используют ситуации, основанные на личных наблюдениях и опыте, приводя конкретные случаи из жизни. Групповая работа «Экологическая тропа».

Когда рассказываю о природе и её богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою область. Экологическая игра – «Мы экологи».

Цель: закрепление знаний детей о природе родного края

Задачи: - Обобщить и закрепить знания детей о природе родного края;

Развивать умение детей действовать сообща, как одна команда;

- воспитать взаимовежливое отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: плоды и семена деревьев, семена в мешочках, 2 удочки и рыбки, распечатанные на картоне, воем – лист ватмана с приклеенными изображениями водорослей на магнитах, газеты, дидактические карточки «Животные», карточки с изображением цветов, карточки с маршрутом, сладкие призы.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в увлекательный мир природы. Для этого нам нужно две команды. Одна команда – девочки: название их команды - Умнички, вторая команда – мальчики – с названием Удальцы. Мы отправляемся!

1. Станция «Семенная» - наша первая станция. Игра «Плоды и семена». Перед командами лежат игровые поля и плоды и семена деревьев, командам необходимо разложить правильно плоды и семена по своим местам Игра «Семена в мешке» Командам раздаются мешочки с семенами, не заглядывая в них им необходимо определить, что там за семена.

2. И наш поезд приближается к станции «Речная»

Игра «Рыбалка» Правила игры: Кто быстрее выловит всех рыб из озера. По три человека от каждой команды. Побеждает та команда, которая выловит в командном счете больше рыб. Одновременно на поле находятся по одному человеку от каждой команды. Выловив рыбу игроки производят подсчет – результат записывается, рыба выпускается на игровое поле. Второй участник приступает к «Рыбалки». После прохождения всех трех участников производится общий подсчет набранных рыб.

3. Следующая станция «Горная» Игра «Альпийская горка» Правила игры: командам выдается газеты. Ваша задача заключается в том чтобы построить за одну минуту самую высокую гору из этой газеты, ее можно рвать, можно мять а можно ставить целиком.

4. Станция «Зоологическая» Игра «Крокодил» Цель игры: Показать при помощи жестов какое животное изображено на карточки. Правила: Игроки садятся перед ведущим (объясняющим). Водящий берет карточку с изображением животного и показывает его при помощи жестов и мимики, но нельзя произносить ни звука, только жесты

5. Станция «Цветочная» В группе или территории спрятаны карточки с изображениями цветов, детям необходимо найти их и назвать, те цветы, которые нашли. Побеждает команда, нашедшая больше и назвавшая больше цветов

6. И на конец последняя станция «Туристическая» Игра «Найди клад» Каждой команде раздается карта с указанием пути к кладу. В определенных местах приклеиваются сладкие призы. Следуя указаниям необходимо найти приз.

3. Осенняя пора в Иркутске.

Жизненные формы растений. Подготовка деревьев, кустарников и травянистых растений к зиме. Роль листа в жизни растений, листопад. Созревание семян, приспособления к распространению. Как животные готовятся к зиме. Спячка животных, анабиоз земноводных.

Практическая работа:

Подготовка и проведение сюжетно ролевой игры «Разведка осенних примет».

Цель: Закреплять и расширять знания детей об осени и осенних приметах; уточнять представления о том, что все в природе взаимосвязано.

Предварительная работа: наблюдения, тематические и комплексные занятия об осени и осенних изменениях в природе, викторина «Кто больше назовет примет осени».

Оборудование: письмо в конверте от зайцев, план разведчиков, кленовые листочки, обозначающие остановки разведчиков, корзина для сбора примет осени, сладкий приз для детей.

Ход занятия

Педагог Дорогие ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от маленьких зайчат. Послушайте, что они пишут:

« Здравствуйте. Ребята! Пишут вам зайчики, которые родились в этом году. Мы мало понимаем, что происходит вокруг. Однажды к нам прилетела сорока и много всего на хвосте принесла. Она говорит, что и осенних примет уже на дворе много, что и шубки нам серые пришла пора менять на белые. Ёжик говорит, что необязательно шубки менять. Кого нам слушать, не знаем! Мама наша давно от нас убежала, подсказать нам некому. А ещё мы слышали, что вы хорошие разведчики. Сходите в разведку, узнайте, много ли в природе осенних примет. Пора ли нам менять серые шубки на белые. Мы будем вам очень благодарны».

Педагог: Сможем ли мы помочь зайчатам. Давайте быстро оденемся и пойдем в разведку осенних примет.

Беседа о том, что должны взять с собой в разведку. Как себя вести в разведке.

Ход прогулки . Итак, к первой остановке мы подходим по следам.

Остановка № 1. Мы – разведчики. Выбрать правило поведения в природе (работа с экологическими знаками).

Остановка №2 . « Небо, солнце, облака».

Измерение температуры воздуха в тени и на солнце.

Загадки об осени .

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен. Я …. (осень ).

Сидит – зеленеет. Падает – желтеет, лежит – чернеет (листья).

Без крыльев – летает, никто его не бьет, а оно плачет (облако).

Не дед, а седой, укрывает землю и океан, а зовут его…(туман).

Остановка № 3 « Деревья нашего города».

Какие лиственные деревья вы знаете?

Какие хвойные? Загадки о деревьях.

Что случилось с деревьями?

« Игра с листьями »

Ведущий даёт задания на листочках:

Листочку осинки сделать три головных убора из простой косынки.

У кого кленовый лист, тот артист эквилибрист. Может в цирке выступать, палку на руке держать.

Дубовый листок вас попросит вспомнить стишок или песню про осень.

У кого березки листок – ничего не говорит – жестом все изобразит.

У кого листок рябинки, говорите без запинки: «Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком».

Остановка № 4: « Труд людей осенью ». Чем занимаются люди осенью?

«Является ли эта примета осенней»

Игры с «биноклем »: «Желтая прогулка». Назвать всё желтое. Даже одежду людей.

Остановка №5: « Наблюдаем птиц».

Каких птиц вы видите в бинокли?

Видите ли вы грачей? Почему? Какие птицы ещё улетели? Куда? Почему?

Посмотрите в бинокли. Видите ли вы насекомых. Почему? Где они сейчас?

Подведение итогов:

Проводится подвижная игра « К дереву беги», считают, сколько собрали примет осени. Делают вывод, пора ли зайчатам менять шубки.

4. Суровая Иркутская зима.

Характерные признаки зимы (понижение температуры, снежный покров, длина светового дня). Физические свойства воды. Роль снежного покрова для ягодников. Зимние работы в саду. Как дикие животные проводят зиму. Оседлые и кочующие птицы города Иркутска. Подкормка птиц, корма для птиц. Виды кормушек.

Практическая работа:

Конкурс на лучшую кормушку. Изготовление и развешивание кормушек. Экскурсия в зимний сад, определение и зарисовка следов на снегу. Наблюдения за птицами. Сюжетно-ролевая игра «Идем по следу».

5. Красная книга Прибайкалья.

Создание красной книги природы. Красные, черные, желтые, серые, зеленые страницы красной книги. Виды растений и животных, занесённых в Красную книгу Иркутской области.

Практическая работа:

Изготовление и оформление «Жалобной книги природы».

6. Памятники Иркутска.

Расположение памятников Я. Похабову и Бабру, скульпторы. История возникновения Краеведческого музея, современные экспозиции.

Презентации по темам, составление докладов и зарисовка в тетрадях.

7. Долгожданная весна.

Весенние явления в жизни животных и растений. Фенофазы развития растений. Сокодвижение, набухание и распускание почек. Перелетные птицы города Иркутска, сроки прилета.

Практическая работа:

Подготовка и проведение праздника «Встреча пернатых друзей», изготовление и развешивание скворечников.

Задачи: - дать детям представление о весенних перелётных птицах, их поведении, питании, месте жительства;

- совершенствовать умение подбирать к существительным слова обозначающие признаки предметов и действий

- воспитывать в детях чувство радости от встречи с пернатыми друзьями;

1 - 2 этапы

На столике - на макете «Лес» - ворона, воробьи, грачи.

Что мы знаем об этих птицах? Где они жили зимой? Почему грачи возвращаются в родные края?

(Рассуждения детей, перебор мнений).

Чем они питаются? Как добывают корм? Какие трудности их ожидают на родине? (Работа в парах).

3 этап: Деятельность детей. Творческий продуктивный труд.

Самоанализ и анализ деятельности и продукта деятельности детей.

4 этап. Прогулка. Поиски корма для птиц (червяков). Подвижные и народные игры «Птицы в гнёздышке».

5 этап. Перед сном детям читают рассказ В. Бианки «Птичий год - Весна» и Г. Скребицкого «Грач».

Воспитатель и желающие дети изготавливают кормушку для птиц, решают помогать пернатым друзьям: ведь птиц прилетело много, а корма для них недостаточно.

8. Мой любимый двор.

Двор детского сада и двор возле дома. Многообразие животных и растений, которые нас окружают, их польза для человека.

Практическая работа: наведение порядка во дворе. Зарисовка своего двора. Подсчет живых и неживых объектов.

9. Я убираюсь за собой.

Важность гигиены для здоровья. Необходимость соблюдения чистоты. Что такое мусор? Источники его возникновения. Принципы сбора и утилизации бытовых отходов. Важность соблюдения чистоты на улицах Иркутска, дома, в детском саду, развивающая игра «Когда мусор не мусор и наоборот».

Практическая работа: уборка территории своего участка, зарисовка своих впечатлений. Составление графика уборки.

10.Лето пришло в Иркутск.

Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников. Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Иркутской области. Виды активного отдыха. Умения по безопасности жизнедеятельности.

Практическая работа: иллюстрирование, наблюдение, описание. Составление схемы отдыха.

11.Итоговое занятие.

Практическая работа: промежуточная аттестация проходит в форме собеседования.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Долгосрочные результаты: повышение уровня по духовно – нравственному, социальному, краеведческому и трудовому направлению.

Краткосрочные результаты: предполагается, что учащийся будет знать о многообразии природы родного края, о значении экологии в жизни человека;

Учащийся углубит и расширит имеющиеся знания о природных явлениях;

Научиться соблюдать гигиену;

Будет знать памятники Иркутска.

Результативность работы определяется диагностикой знаний, умений и навыков детей, которые определяются в процессе собеседования.

В целях контроля и оценки результатов проводятся:

Экспресс - опросы;

Итоговый контроль (конкурсы, выставки, праздники, промежуточная аттестация).

Итоги проведения мероприятий обсуждаются с дошкольниками, с родителями.

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Проверка результатов усвоения программы осуществляется проведением текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль учащихся проводится по отдельным темам.

Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по программе. Учитывая результаты текущего контроля, промежуточная аттестация проводится в форме собеседования. Учащийся, проходящий промежуточную аттестацию в форме собеседования, дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем программы по предложению педагога или отвечает на вопросы обобщающего характера по всем темам программы. Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний, за каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.

Критерии оценки уровня подготовки учащегося:

    высокий уровень (10 – 8 баллов) – учащийся освоил практически весь объём

    знаний 100-80%, предусмотренных; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

    средний уровень (7- 5 баллов) – у учащегося объём усвоенных знаний

    составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

    низкий уровень (менее 5 баллов) – учащийся овладел менее чем 50% объёма

    знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило,

    избегает употреблять специальные термины.

Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации:

    Как экология связана с нашей жизнью?

    Назови приметы осени.

    Какие птицы оседлые?

    Назови краснокнижных животных.

    Какие памятники Иркутска ты знаешь?

    Назови приметы весны.

    Какие растения растут в твоем дворе?

    Что такое гигиена?

    Назови приметы лета.

    Где мы отдыхаем летом?

Оценка рисков

Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей. Отсутствие необходимого материала, информации.

Меры для их минимизации:

Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.

Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек.

Дальнейшее развитие проекта

На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности; подготовить консультации для родителей. Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственно – патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, так как он включает комплекс духовно – нравственных, социальных, краеведческих и трудовых направлений.

Так как проект еще не завершен, я могу только предположить что я справилась с поставленной целью, и выполняю все поставленные перед собой задачи.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Воспитывая в детях любовь и бережное отношения к родной природе , формируя у них чувства ответственности перед природой, мы стремимся к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.

    Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

    Брыкина Т.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.- 320с.

    Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – Для работы с детьми от 4 -7 лет.- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -80тс.

    Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

    Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

    Казакова О, В, Сбоева Н,А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс. М.: «Вако», 2004, 336 с.

    Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

    Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

    Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс.- М.:ВАКО, 2013.- 368 с.

    Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. М.: Просвещение, 2003 – 143 с.

    Рябцев В. А. Прибайкальский национальный парк. Иллюстрированное научно-популярное издание.

    Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.- 144 .

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;

воспитание уважения к старшему поколению;

воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

знание истории своей страны;

другое;

затрудняюсь ответить.

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение к людям своей страны;

познакомить с обычаями и традициями своего народа;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

расширять представления о родной земле, её столице, городах;

ознакомление с историческим прошлым России;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка. 4.Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей?

педагоги

родители

затрудняюсь ответить

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Учебно-тематический план

п.п.

Темы занятий

Всего часов

Теоретических

Практических

1.Вводное занятие.

1.1

1.2

Путешествие по станции.

Прохождение инструктажа по технике безопасности

2.Экология в жизни человека.

4,5

7,5

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6.

2.7

2.8

Беседа об особенностях местности, в которой мы живем.

Групповая работа «Экологическая тропа»

Способы сохранения живой природы.

Заповедники и национальные парки.

Что такое дым?

Береги воду.

Комнатные растения.

Экологическая игра – «Мы экологи»

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1

2

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1

3.Осенняя пора в Иркутске.

10

5

5

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

Дары лесов и огородов.

Презентация «Яркие краски г. Иркутска»

Золотой наряд осени.

Первые заморозки.

Кедровые орешки.

Журавли на полях.

Подготовка животных к зиме.

Сюжетно-ролевая игра «Разведка осенних примет».

2

1

1

1

1

2

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4.Суровая Иркутская зима.

10

5

5

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

Природа готовится к зиме.

Зимние запасы животных.

Белый ковер.

Зимняя погода.

Любимые праздники.

Игры на улице.

Зимующие птицы.

Сюжетно-ролевая игра «Идем по следу».

2

1

1

1

1

1

2

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

5.Красная книга Прибайкалья.

3

1,5

1,5

5.1

5.2

5.3

Красная книга Иркутской области.

Международная Красная книга

Жалобная книга природы

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6.Памятники Иркутска.

4

2

2

6.1

6.2

6.3

6.4

Где живет Бабр?

Солнечные часы города.

Памятники туристу и влюбленному.

Краеведческий музей.

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

7.Долгожданная весна.

10

5

5

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

Весеннее пробуждение.

Жизнь подо льдом.

Летят птицы.

Первоцветы.

Пожар в лесу.

Время сажать деревья.

Праздник «Встреча пернатых друзей»

2

1

1

2

1

2

1

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

8.Мой любимый двор.

5

2,5

2,5

8.1

8.2

8.3

8.4

Сюжетно-ролевая игра « Что нашел в своем дворе?»

«Посчитай-ка» - математика во дворе.

«Азбука своего двора».

Практическое занятие « Озеленим наш двор»

1

1

1

2

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

9.Я убираюсь за собой.

5

2,5

2,5

9.1

9.2

9.3

9.4

9.5

Гигиена – залог здоровья.

Чистота в доме – безопасность всей семьи.

Что такое мусор?

Необходимость соблюдения чистоты и гигиены дома и на улице.

Развивающая игра «Когда мусор не мусор и наоборот»

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

10.Лето пришло в Иркутск.

10

5

5

10.1

10.2

10.3

10.4

10.5

10.6

Признаки лета.

Сюжетно – ролевая игра «Где кто живет, где что растет!»

Путешествие в деревню.

Чудесное разнотравье.

Жизнь муравейника.

Твой летний отдых.

2

1

2

2

1

2

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

1

11.Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Собеседование

1

1

Итого за учебный год (аудиторные занятия)

72

33

39

Юлия Татаркина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты-будущее всего Отечества»

Татаркина Юлия Витальевна

Пед. стаж в МАДОУ «Умничка №96» : 5 лет

г. Набережные Челны

Технологическая карта проекта :

Творческое название проекта :

«»

Тип проекта : тематический

Возраст детей : Старший дошкольный возраст .

Участники проекта : дети, родители воспитанников , воспитатели групп , музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта : Долгосрочный, с сентября по май

…«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»…

Л. С. Лихачев

Актуальность :

Родина, Отечество . …В корнях этих великих слов заложены близкие каждому образы : матери и отца, словом родители, те, кто дают жизнь новому, ни чего не знавшему существу и находятся рядом, закладывая в нём истоки будущей личности.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества . Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве , тогда когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств , к которым, и относиться чувство патриотизма , включающее в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, а также толерантное отношение к другим людям. Ключевую роль в формирование патриотических чувств играет семья , т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности ребёнка и общества функций : репродуктивную, воспитательную , хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка . Так с малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества . Для того, чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества , нам взрослым необходимо научить его любить своих родителей, а им в свою очередь окружить заботой, любовью и вниманием.

Научить любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок

Научим его так любить – значит, сумеем воспитать гражданина , которому можно доверить страну.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА :

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего , познанием человека и отечества , чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества .

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы . Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности .

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю» . Дошкольный возраст , по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения . Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Проект «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества » включает в себя 18 тематических блоков. Каждый блок рассчитан на 2 недели итогом, которого

является сплочённая деятельность с родителями, в результате которой проходят совместные мероприятия, такие как праздники, экскурсии, а также выполнения домашнего задания : беседы с детьми, участие в мини – проектах праздниках , выставках, изготовления стенгазет и костюмов и т. д.

Завершающим звеном данного проекта является проведение праздника для детей и родителей : «Наша Родина – Россия» . На итоговом мероприятии активными участниками будут не только дети, но и родители, взявшие на себя роль «Творческой группы»

Идея проекта :

Установить взаимные доверительные отношения между педагогами и родителями по формированию патриотических качеств личности ребёнка в разных видах деятельности.

Активизировать и обогатить воспитательные умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Цель проекта :

1. Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

2. Воспитание гражданина и патриота своей страны , любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.

Задачи :

Создать благоприятные условия для успешной реализации проекта .

Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста .

Разработать систему перспективного планирования мероприятий.

Формировать в сознании взрослых и детей патриотические ценности : любовь к своей семье, родному дому.

Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях : “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, терминами родственных отношений, развивать связную речь детей.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Возрождать нравственные традиции в современной семье.

Формы работы :

С детьми :

Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

Выставки детских работ;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок;

Творческая речевая активность;

Утренники, развлечения, конкурсы;

проведение подвижных игр; игр – драматизаций;

проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;

чтение художественной литературы;

сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов совместно с родителями.

С родителями :

Анкетирование;

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта ;

Дни открытых дверей;

Экскурсии, посещение музея, выставок

Фотоконкурсы

Праздники;

Семейные мини – проекты

Подготовка к внедрению проекта .

1. Изучить методическую, художественную и детскую литературу;

2. Подобрать иллюстративный материал;

3. Провести подборку музыкальных композиций по теме проекта ;

4. Организовать ООД по теме проекта ;

5. Анкетирование родителей. Опрос детей.

6. Вовлечение родителей в совместную деятельность в рамках проекта «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества »

Система и последовательность работы по проекту :

1. «Имя - великое сокровище» ; «Именины – праздник каждый год»

2. «Дом, в котором я живу» ; «Семейный круг»

3. «Мой любимый детский сад» ; «День матери»

4. «Мы помощники» ; «Все профессии нужны – все профессии важны»

5. «Новый год – семейный праздник» ; «Папа, мама, я – спортивная семья»

6. «Зимние забавы» ; «Мой папа Защитник Отечества » ;

7. «Мама – первое слово» ; «Встреча с прошлым»

8. «Наша Родина – Россия» ; «Мой город Набережные Челны – Великий Автоград»

9. «Великий День Победы» ; «Без труда ни куда»

Предполагаемый результат :

1. Дети пополнят знания по разделам проекта .

2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами , являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной , духовно- нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта .

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно- патриотическому воспитанию детей .

Заключение

В настоящее время проект актуален и особенно труден, он требует большого такта и терпения, так как в молодых современных семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и значительными, и зачастую вызывают лишь недоумение. При внедрении проекта по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно- нравственных традиций могут возникнуть проблема не желание со стороны родителей быть его участником, поэтому главным условием проекта является добровольное участие, но также стоит помнить, что компетентность педагога должна быть на высшем уровне при внедрении проекта и участие всех его запланированных лиц. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта , внимания и чуткости к каждому ребенку. Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов и родителей воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации. Именно дошкольный возраст - благоприятный период воспитания : патриотизма , любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств , которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом , умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно -образовательного пространства для воспитанников , которое поддерживается в ДОУ и семье.

Используемая литература :

1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина »

2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»

3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»

4. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду »

5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»

6. «Мой родной дом» Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников .

7. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду »

8. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном упреждении : планирование, разработки занятий и мероприятий»

Интернет-ресурс :

1.http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко» .

Познавательный проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Проект по нравственно-патриотическому направлению работы с детьми логопедической группы

Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем. А.Твардовский

Пояснительная записка

Проблема организации воспитательно-развивающего процесса в разновозрастной группе ДОУ весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в нашей практике работы в ДОУ. Настоящий проект дает возможность реализовать в полном объеме образовательную программу с воспитанниками 5 - 7 лет по познавательному развитию с приоритетным нравственно- патриотическим направлением.
Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Сроки реализации проекта с 1 апреля по 9 мая 2015 года. Проект объединяет педагогов, воспитанников от 5 до 7 лет и родителей воспитанников.

Актуальность проекта:

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.
Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект ««Никто не забыт, ничто не забыто…»направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Тип проекта: Познавательно- творческий
Сроки реализации:
Время проведения проекта с 1 апреля по 9 мая 2015г.
Участники проекта: Дети логопедической группы 95-6 лет), воспитатели, педагоги ДОУ и родители.
Цель проекта:
Формирование нравственно-патриотических чувств гордости за свое Отечество, свой народ, через бережное отношения к его истории, на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне по средствам социально – культурной и художественно-творческой деятельности.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
2. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
3. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
4. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
5. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г. г.
6. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
7. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
8. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
9. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Формы работы над проектом:

Занятия;
-целевые прогулки;
-экскурсии;
-художественно-творческая деятельность;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, газет;
-слушание музыки;
-наблюдения.
Продукты проекта.
Для детей:
- фотовыставка «Слава нашим ветеранам!»
- «День Победы», слайдовая презентация на память.
Для педагогов:
- презентация проекта на педсовете.
Для родителей:
- фоторепортаж «Уроки Великой Отечественной войны»;
Для ветеранов:
- открытки и письма ветеранам, сделанные ребятами для торжественного поздравления.

Ожидаемые результаты проекта.

Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Умение представить творческий продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Познавательное развитие:

НОД на темы:

-«Наша родная Армия»;
- «Воин-солдат»
-«Военная техника»
-«Дети войны»
-«Награды»
-«День Победы».

Беседы с детьми на темы:

-«Великая Отечественная Война »;
-«Герои Великой Отечественной войны»;
-«Герои, которые ковали победу в тылу»;
-«Беседы о военных профессиях».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисунки на тему: «Мы помним и гордимся!»;
-Выставка военной техники, собранной детьми;
- Изготовление праздничных открыток с родителями;
-Лепка из папьемаше«Военная каска»;
-Оригами «Знамя победы», «Голубь мира»;
-Рассматривание и обсуждение репродукций: Ю. М. Непринцев «Отдых после боя»;
А. А. Дейнека «Оборона Севастополя».
-Слушание музыки военных лет;
-Разучивание песен «Увечного огня», «Парад на красной площади»,»Мы хотим чтоб птицы пели»
-Изучение танца «Калинка», «Гляжу в озера синие».

Речевое развитие:

Чтение детям художественных произведений:
-Е.Благинина «Шинель»
-Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско»,
-А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден»,
-Е. Кузнецов «Воздушная тревога»,
-М. Пляцковский «Май сорок пятого года»
-А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.
-Ч. С. Баруздина «Страна, где мы живем
-Разучивание стихотворений о ВОВ.
Физическое развитие:
- Спортивное соревнование детей дошкольной группы
-Начальная строевая подготовка мальчиков старшей подгруппы.

Социально-коммуникативное развитие:

Посещение выставки-музея в МОУСОШ №13«Поклонимся великим тем годам»;
-Целевая прогулка к мемориальному постаменту с родителями в выходной.
-Выступление на торжественном празднике посвященном празднованию 70-летия Победы «История одного письма»
Работа с родителями:
- Оформление родительских уголков;
-Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России»;
-Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
-Выпуск «Уголка Славы» в родительском уголке с именами дедушек и прадедушек-участников ВОВ воспитанников.

План реализации проекта.

I Этап - Подготовительный этап. Погружение в проект.

1.Уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
2.Постановка проблемы: «Кто такие защитники Родины? Что мы знаем о героях войны в своей семье?»
3. Выявить мнение родителей по вопросу патриотического воспитания детей на основе ознакомления с Великой Отечественной войной, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
4. Определение участников проекта (воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель)
Мероприятия:
1. «Дети войны» - Подбор тематического материала (книг, статей, презентация) .
2. Оформление книжной выставки и информационного уголка.

3. Чтение детям художественные произведения:
Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско», А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден», Е. Кузнецов «Воздушная тревога».
4. Беседа «Наша армия родная».
5. Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии.


II Этап – основной. Планирование деятельности, составление плана работы и распределение заданий детям.

1. Определить направления работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка, разработать план реализации проекта.
2.Подобрать необходимый материал для организации продуктивной, игровой, художественно-творческой, познавательной деятельности детей.
3.Выбор художественной литературы о войне: для чтения и оформления выставки книг «Они защищали нашу Родину»
4.Подготовка материал для проведения бесед, для продуктивной деятельности.




5.Подбор музыкальных произведений военной тематики

6.Помощь родителей в создании выставки фотографий военных лет, наград (медали, ордена), писем с фронта (из семейного архива)




Мероприятия:
1. Выставка детских рисунков «Краски Победы», посвящённых 70-летию Победы.


2. Разучивание стихотворений на военную тематику.
3. Экскурсия в музей школы№13. Небольшой рассказ о войне и чтение отрывков стихотворений.
4. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки», «История одного письма», «Журавли», «Синий платочек».
5. Изготовление фронтовых писем (техника оригами).
5. Просмотр мультфильмов на военную тематику.
6. Ручной труд «Подарки ветеранам»



7 Изготовление макета в память о погибших воинах. «Обелиск»
Похожие публикации