Как воспитывают узбекских девочек. Узбекистан – особенности национальных традиций и обычаев

Обычаи и традиции узбекского народа Наверное, всем знакомы слова: по законам восточного гостеприимства. В широком смысле они отражают один из древних и почитаемых народных обычаев, дошедших до наших дней. А в старину у восточных народов, в том числе и среди узбеков, гостеприимство было жизненным правилом и нравственным законом. Отправляясь в дорогу, путешественник обычно оказывался в "диком поле", среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем селении, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют. Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. Недаром старинная пословица гласила: "Гостеприимство - выше мужества". В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей. Некоторые из них выражены в афористичной форме: "Лучше прийти вовремя, чем прийти рано", "Кто зовет на ужин, должен позаботиться и о ночлеге". Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, где традиционным является почтительное отношение к старшим по возрасту. Своя линия существует и в отношении мужчин и женщин. Здороваются за руку, как правило, только с мужчинами. Во время рукопожатия взаимно интересуются здоровьем и состоянием дел. Женщин принято приветствовать легким поклоном, прижав правую руку к сердцу. Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, причем для самых уважаемых отводятся места вдали от входа. После того, как старейший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа, живущего на перекрестке Великого шелкового пути, складывались на протяжение многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев, с одной стороны и обычаев кочевых племен, с другой, позднее исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном. Особая роль в жизни узбеков отводится обычаям, связанным с рождением и воспитанием детей, свадьбой и поминанием усопших родственников. Свадьбе обязательно предшествует помолвка "Фатиха туй". В назначенный день в доме просватанной девушки собираются гости. После того, как свахи изложат цель своего визита, проводится обряд"Нон синдириш" - "Переломления лепешки" и назначается день свадьбы. Родственники невесты вручают подарки родным жениха и свахам. С этого мгновения молодые считаются обрученными. Свадьба имеет в жизни узбеков исключительное значение и отмечается особенно торжественно. Она состоит из целого ряда обрядов, которые надлежит неукоснительно выполнять. В доме невесты ее родители одевают на жениха сарпо - свадебный халат-чапан. После того, как мулла прочитает молодым молитву о бракосочетании и объявит их мужем и женой, молодые обычно едут в ЗАГС, чтобы брак перед богом дополнить браком перед людьми. Непременный атрибут свадьбы - праздничный стол, за которым собираются многочисленные гости. Двести, триста человек - считается обычным явлением. Родители жениха должны представить молодоженам дом или отдельную квартиру, родители невесты в качестве свадебного подарка обставляют дом всем необходимым для первых лет жизни молодой семьи. Стоит все это недешево, но в таких случаях с расходами не считаются. Центральным событием свадьбы является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В некоторых районах Узбекистана сохранился древнейший ритуал очищения, восходящий к зороастрийской традиции, - молодожены трижды обходят огонь, прежде, чем жених введет невесту в свой дом. На следующее после свадьбы утро начинается обряд "Келин саломи", означающий прием невесты в новую семью. Родители жениха, его родственники и друзья благословляют невесту и одаривают ее подарками, а она приветствует каждого, низко кланяясь. Такое важное событие в жизни молодой семьи, как появление младенца, сопровождается ритуальным празднеством "Бешик туйи" - "Деревянная колыбель". На сороковой день от дня рождения ребенка родственники молодой матери приносят богато убранную колыбель - бешик и все необходимое для новорожденного и завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки. По традиции, пока гости веселятся и угощаются за праздничным столом, в детской комнате пожилые женщины проводят обряд первого пеленания дитя и укладывания его в бешик. Церемония завершается смотринами ребенка, во время которых приглашенные преподносят ему подарки и сыплют на бешик нават и парварду, чтобы жизнь его была благополучной и радостной. Рождение мальчика в семье - особая радость и забота. До достижения им девяти лет необходимо провести древний, освященный исламом обряд обрезания - хатна килиш, или суннат туйи. Перед обрядом в присутствие старейшин из махалли читают суры из Корана, накрывается праздничный стол. Старцы благословляют малыша, ему дарят подарки. Кульминацией праздника становится появление разукрашенного богатой сбруей и лентами жеребца, на которого усаживают мальчика, с пожеланиями вырасти могучим богатырем и храбрым джигитом. Отдельную строку в своде житейских правил занимают похороны и поминки. Так, через двадцать дней и через год после смерти по усопшему проводится утренний поминальный плов. Он начинается сразу после утренней молитвы и продолжается полтора - два часа. За пловом поминают усопшего и читают суры из Корана. Все эти главные события в узбекской семье проходят при самом непосредственном участии махалли. Махалля - это соседская община, основанная на полной самостоятельности и самоуправлении с целью совместного ведения дел и взаимной помощи. Она существует века и первоначально была цеховым объединением ремесленников. Управляет общиной махаллинский комитет, избираемый общим собранием жителей. В ее заботы, в частности, входит организация и устройство свадеб, похорон, поминок, обряда обрезания. Махалля в известном смысле самодостаточная организация, удовлетворяющая насущные духовные и телесные запросы граждан. Здесь работает чайхана, обслуживает жителей парикмахерская, нередко действует квартальная мечеть. Однако в пятницу, на общий намаз мужчины идут в соборную мечеть. Но махалля не просто общество взаимопомощи. У общины есть и надзорные, и воспитательные функции. Дети в махалле подрастают под присмотром всей общины и воспитываются неизменно в духе уважения и послушания старших. Здесь существует и древняя традиция восточной взаимопомощи - хашар. Методом хашара, то есть всем миром, жители добровольно и бескорыстно помогают соседям построить дом, организовать свадебный или поминальный плов, благоустроить улицу, район. Махалля выступает как хранительница народных обычаев и традиций. С полным правом можно сказать, что человек рождается и живет в махалле. И махалля провожает его в последний путь.

ТАШКЕНТ, 1 июн — Sputnik. Эксперты Центра изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" узнали, что граждане Узбекистана думают о понятиях "репродуктивное здоровье" и "репродуктивное право", как относятся к планированию семьи и сколько хотят иметь детей.

Дети традиционно остаются наивысшей ценностью семьи. Эту точку зрения поддерживают 77,8 процента узбекистанцев. Количество многодетных семей в целом снижается, однако в каждой седьмой семье — четверо детей, в каждой десятой — пятеро и более. Всего же за прошлый год в республике родились 726,8 тысячи детей.

Тем не менее среди молодежи до 30 лет наиболее популярно мнение, что лучше всего иметь двоих детей. Люди старше 30 считают, что детей должно быть трое.

24,3 процента горожан хотели бы иметь двоих детей, 32,2 процента — троих, 31 процент — четверых. Среди сельских жителей эти показатели составляют 23,5 процента, 37,8 процента и 23,3 процента соответственно, пишет Nuz.uz.

Мнение о том, в каком возрасте женщине следует рожать первого ребенка, колеблется. Небольшая часть опрошенных высказывается за 18-19 лет, однако в целом узбекистанцы выступают за более поздние сроки. По 25 процентов отдают предпочтение 20-25 и 23-25 годам. Почти треть граждан считает идеальным возрастом 22 года. Статистика показывает, что возраст впервые рожающих женщин в Узбекистане стабильно растет.

К интересным результатам привел вопрос о необходимости соблюдения между родами интервала не менее трех лет. В целом эту точку зрения поддерживает половина граждан страны. Однако мнения жителей разных регионов сильно расходятся. О сохранении репродуктивного здоровья женщин заботятся в Андижанской области (72,3 процента респондентов), в Бухарской (71,2 процента) и Самаркандской (66,9 процента).

Зато в Кашкадарьинской области необходимость интервала между родами понимает только 39,2 процента населения. Еще меньше эта цифра в столице: на вопрос положительно ответили только 36 процентов ташкентцев.

Социологи также выяснили, сколько узбекистанцев знакомо с термином "репродуктивное здоровье" — полное физическое, психическое и социальное благополучие, характеризующее способность людей к рождению здоровых детей, гарантию безопасности беременности, родов, выживание и здоровье ребенка, благополучие матери, возможность планирования следующих беременностей, в том числе предупреждение нежелательной.

Как оказалось, это понятие известно 36,5 процента опрошенных, что существенно меньше, чем в прошлом году. Особенно низкий показатель у 18-19-летней молодежи.

Была изучена и осведомленность населения о репродуктивном праве — праве мужчин и женщин на получение информации и доступа к безопасным, эффективным, недорогим способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасную беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка. Главным образом, это право решать, иметь или не иметь ребенка.

51,6 процента респондентов охарактеризовали репродуктивное право как право планирования рождения детей, более трети назвало право на получение должного медицинского обслуживания и планирование деторождения. Социологи отметили, что число людей, одобряющих предохранение от нежелательной беременности, продолжает расти. При этом 48,7 процента высказываются против искусственного прерывания беременности.

По итогам опроса специалисты "Ижтимоий фикр" рекомендовали повысить качество правового и медицинского просвещения граждан, особенно среди молодых людей.

Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в , чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

помнится обещала я рассказать о взаимоотношениях между свекровью и невесткой в узбекских семьях... так вот сегодня пост будет об этом... всё попытаюсь объяснить и рассказать на примере своей семьи и учитывая что у нас в семье всё устроенно также как и во всех знакомых мне семьях, могу с уверенностью сказать что такова ситуация на сегодняшний день в большинстве случаев... итак как всё начинается....

Живет себе девочка, растёт и радует родителей.... проходят годы, она взрослеет... и вот начиная примерно с лет 18 к ним в гости приходят свататься.... приходят разные люди: знакомые, не знакомые, знакомые знакомых.... короче разные... но что важно приходят свататься люди примерно из того же социального круга что семья девушки, т.е богатые люди ходят свататься к богатым, средний уровень к средним ну и так далее... хотя бывают и исключения... зачастую по традиции будущие пары знакомятся друг с другом по средством родителей, т.е уже заранее одобренные кандидаты, и очень редко строятся браки когда муж и жена нашли друг друга сами, может учились вместе, или жили рядом, или просто познакомились на улице... но повторяюсь это скорее исключение чем правило...
вот как было это у меня... как то позвонила моей маме знакомая с которой они работали в одном проектном институте (по секрету это была моя будущая свекровь) и сказала что придут свататься.... надо сказать, что только очень воспитанные и интеллигентные люди заранее предупреждают о своём приходе... хотя в узбекских семьях где есть дочка на выданье всегда в гостевой комнате стоит готовый накрытый стол, красиво сервированный и постоянно обновляемый.... и вот пришла моя будущая свекровь со своей сестрой, обычно приходят свататься с самыми близкими родственниками женского пола.... поговорили они, рассказали кто жених, чем занимается, всё : образование, профессия, интересы... и попросили разрешения для встречи молодых... примерно на следующий же день мы с ним встретились... но любви с первого взгляда с моей стороны не произошло.... и я мягко дала понять что ещё слишком молода, всего то первый курс института и не собираюсь замуж ближайшие 2 года.... конечно за такую самодеятельность мне попало дома... но, ответ я уже дала и родители тоже не хотели отдавать меня замуж против моей воли... когда позвонила свекровь и спросила что будет дальше, мама сказала что они пока не будут отдавать дочь за муж, может потом когда нибудь в будущем они ещё встретятся, а пока нет....
вот так я отделалась от своего мужа в первый раз, что могу сказать в своё оправдание: молодая была, глупая думала что где то что то должно ёкнуть, щёлкнуть... и ждала этого.... между тем, продолжали приходить сваты... и конечно это немного напрягает, но что поделаешь такая у нас традиция, что если в доме есть дочь на выданье то любой может попытать счастья и посвататься... конечно не со всеми кандидатами я выходила на встречу, а только с теми кто Очень того стоил)).... и так пробежали 2 года... и опять к нам позвонила моя свекровь и попросила разрешения прийти, и в этот раз она пришла со своей старшей дочерью.... поговорили... решили дать ещё возможность молодым... я опять вышла на встречу с ним... тогда, именно на том свидании я поняла что не встречала больше таких людей как он... его остроумие зашкаливало, он развлекал меня как мог и мы так заболтались что не заметили как пролетело 3 часа... а для первого свидания это неприлично долго.... ну и понятно что я попалась))) все эти события происходили в конце августа, на одном из свиданий он преподнёс мне "подарок" (обычно если подарок девушка принимает то означает что она согласна выйти замуж, если же берет значит она не хочет...) , тогда мой подарок включал в себя золотую цепочку с золотым браслетом, отрез красивой ткани, и букет цветов.... сегодня к примеру отрез заменяют готовым костюмом или платьем,плюс золото в виде браслета (наиболее частый вариант) или кольцо с сережками, букет и большой торт... как уже стало понятно я приняла подарок...в октябре была помолвка - потаха, я уже писала об этом обряде .... и в ноябре свадьба.... об узбекских свадьбах я писала там же.... мой муж единственный мальчик в семье после 2х девочек, и жить мы стали естественно с родителями мужа... если же в семье несколько сыновей то родители остаются жить с младшим из сыновей.... а старшие перебираются в новые дома... у молодых невесток в узбекских семьях Очень много обязанностей.... это и уборка, и готовка, и стирка и глажка.... короче вся женская работа по дому перекладывается с плеч свекрови на плечи невестки... хотя конечно это происходит не сразу а постепенно..... моя свекровь например очень долгое время по возможности готовила сама так как я училась в институте... и вообще она помогала мне как могла во всем.... но стирать, гладить и убираться это без разговоров - обязанность невестки... и это совершено нормально, даже больше того стыдно если невестка не делает что то из всего этого.... и ещё у нас не принято жить в гражданском браке... если честь девушки потеряна до свадьбы это большой позор для всей семьи... и здесь хочу отметить что проанализировав всё своё окружение. всех знакомых, подруг и их семья пришла к выводу что свадьбы которые произошли с подачи родителей, т.е молодые познакомились только после сватовства самые прочные, долговечные и счастливые...
по моему у меня получилось несколько сумбурно, но надеюсь суть ясна... если что то не понятно спрашивайте постараюсь объяснить))

В стране идет кампания против родственных брачных союзов, но патриархальная традиция не отступает.

Узбекское общество все больше становится традиционным, где кровнородственные отношения играют большую роль при создании семьи. Если раньше родственные браки заключались в сельской местности, теперь и в городах это явление не редкость.

История Дильдоры

Дильдора свою родную тетю называет мамой, а своего двоюродного брата мужем. Муж Изатулла — друг с детства, вместе играли и выросли. Когда окончила школу, узнала, что её хотят выдать замуж именно за него. Дильдора сначала удивилась, но идти против воли своих родителей не смогла, хотя подруги предупреждали, что это не совсем правильный брак. Сейчас у кровнородственной семьи двое детей и Дильдора считает свой брак счастливым.

— Как-то было странно стать невесткой своей теты Нафисы. Она не захотела породниться с незнакомой семьей и поэтому с моей мамой решили укрепить узы родства и сделать их еще крепче, — рассказывает Дильдора.

Нафиса знает, что кровнородственные браки нежелательны. Об этом ей говорили и в махаллинском комитете, и врачи местной поликлиники. Но Нафиса считает, если Всевышний сбережет, ничего не случится. Её успокаивает то, что она не исключение — есть и другие семьи, где сестры породнились, став сватьями.

— Зачем пускать чужую, пусть наш большой дом и несколько соток земли останутся моей родной племяннице. Тем более, что Дильдора выросла на моих глазах. У неё хорошее воспитание, поэтому дети живут дружно и без скандалов. Если что, мы с сестрой все уладим, надеюсь, — комментирует Нафиса Хаджаева.

Семейный кодекс — вне традиций

В Узбекистане такой брак считают родственным, но семейный кодекс не запрещает подобные союзы

Статья 16 Семейного кодекса запрещает брак между

  • родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой и бабушкой, внуками);
  • полнородными (произошли от одних и тех же родителей) и неполнородными (произошли от одного отца, но от разных матерей или наоборот – от одной матери, но от разных отцов), братьями и сестрами;
  • между усыновителями и усыновленными (удочеренными).

Практика заключения семейных союзов между ближайшими родственниками существует в Узбекистане с давних времен. Особенно она сильна в сельских районах, где жители в небольших кишлаках приходятся друг другу родственниками в каком-то колене. Еще одной причиной частого заключения таких браков является материальное и имущественное положение семей.

Состоятельные узбеки, заботясь о материальном благополучии последующих поколений, предпочитают, чтобы все нажитое оставалось в семье, поэтому спутников жизни своим детям богатые родители стараются найти в пределах своего клана.

Родители девушек тоже стремятся выдать их замуж за родичей, чтобы уберечь от возможного жестокого обращения

Общеизвестный факт: домашнее насилие в патриархальных семьях не редкость. Поэтому родители, опасаясь, что у «чужих» дочку будут обижать и заставлять больше работать, ищут спутника жизни для дочери среди своих родственников, пусть даже дальних.

Еще один очень важный момент — отдавая девушку за родственника, отцы и матери могут быть уверены в том, что после замужества их общение не прервется. Ведь замужним женщинам в Узбекистане мужья нередко запрещают общаться не только с подругами, но и с родными. Обычно в таких случаях у молодежи нет выбора.

Большинство узбеков не видят ничего плохого в кровосмесительных союзах и считают, что родственные узы не могут послужить причиной рождения больных или неполноценных детей. Они считают, что малыши с отклонениями появляются на свет только в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем или имеют пристрастие к наркотикам.

Увы, такие браки иногда завершаются плачевными результатами — нередко дети рождаются инвалидами. И вместо укрепления семейной крепости и родственных отношений молодые люди и их семьи отдаляются друг от друга.

Медики бьют тревогу

Махфуза Убайдуллаева — педиатр-невропатолог и в своей повседневной практике часто сталкивается с семьями, где у детей выявлены различные патологии.

— Детей-инвалидов, рожденных от близкородственных браков, становится все больше. Уровень сознания и образованности людей падает, они не хотят признавать медицинские заключения и наши рекомендации, — комментирует ситуацию врач.

Сейчас уже доказано, что при родственных браках рождаются нормальные, здоровые и даже гениальные дети. В то же время много психически и физически больных и мало детей обычного «среднего» развития.

Гинеколог Назира Лутфиева напоминает — чем ближе родственники, заключившие брак, тем больше у них одинаковых генов. И это увеличивает риски в несколько раз.

— В обычных браках шанс рождения ребенка с врожденной патологией колеблется от 2% до 4%, при родственных — от 4% до 6%. Разница вроде бы и невелика. Однако при наследственных заболеваниях, включая ретинобластому, ситуация меняется, потому что риск рождения малыша с врожденным заболеванием увеличивается во много раз,- утверждает Лутфиева.

В Узбекистане родственный брак является одной из причин увеличения заболеваемости ретинобластомой — раком сетчатки. Это злокачественная опухоль глаз, которая развивается обычно в раннем детском возрасте.

Врачи отмечают, что в развитии плода у беременных женщин, состоящих кровнородственном браке, были выявлены различные отклонения. В числе последних анэнцефалия (отсутствие головного мозга), гидроцефалия (скопление жидкости в мозговых оболочках), скопление жидкости в брюшной полости, спинномозговая грыжа, порок сердца, патологии конечностей.

Коран о родственных браках

Религиозные деятели Узбекистана также выступают против родственных браков. Они обычно апеллируют к Корану, чтобы предостеречь граждан от родственных браков. Согласно священной книге мусульман, запретными являются лишь те союзы, где прослеживается прямое, близкое или молочное родство. То есть по религиозным канонам, нельзя сочетаться браком:

  • с матерью и бабушкой,
  • дочерью и внуками,
  • родными сестрами и их дочерьми,
  • а также с тетями.

Кроме того, запрещено жениться на матери и бабушке жены, на ее дочерях и внучках.

Среди приверженцев ислама не одобряются также браки с женами отцов и дедов, сыновей и внуков. Особое внимание Коран уделяет родству по линии молочной матери. Священнослужители говорят, что если человека до двух лет вскармливала молочная мать, то ее муж, дети и другие «подопечные» становятся родственниками по молочной линии, поэтому благоверный мусульманин не может вступать в брак с родными кормилицы, равно как и с прямыми родичами. Вместе с тем вступать в брак с другими родственниками Коран не воспрещает.

Агитация – главное оружие против родственных браков

Советская власть боролась с патриархальными обычаями и традициями в семейных отношениях в Узбекистане. В городской черте родственные браки практически не заключались, но в кишлаках традиции все же сохранились. В постсоветское время патриархальные семейно-брачные традиции вернулись и свели к минимуму влияние светского права. В результате, в обществе увеличились количество ранних и родственных браков, а также факты домашнего насилия в отношении женщин.

По всей стране началась кампания по пропаганде отказа от ранних и родственных браков. Инициатором выступает Комитет женщин Узбекистана, который привлекает к работе медиков, педагогов, журналистов и богословов.

Работниками отдела ЗАГСов на местах среди населения проводятся встречи, беседы о повышении репродуктивного здоровья и медицинской культуры, предотвращении ранних и родственных браков. На узбекском телевидении часто показывают передачи и документальные фильмы на эту тему.

Соседи пошли дальше

Проблема родственных браков волнует не только узбекских властей. В соседнем Таджикистане к этому вопросу подошли радикальным образом — запретили родственные браки на законодательном уровне. С 1 июля 2016 года в этой стране вступили в силу изменения в законодательстве, запрещающие заключать браки между близкими родственниками.

Можно ли отговорить узбеков от заключения кровнородственных брачных союзов? Известная писательница и журналистка Марфуа Тохтахаджаева говорит, что у нашего народа это традиция — не выпускать хороших парней и девушек из своего клана. Агитацию нужно направить на молодежь, которая более восприимчива.

— Нужно, чтобы молодые люди сами не соглашались на родственные браки и ориентировались на свой выбор. А узы родства следует укреплять не родственными браками, а взаимным уважением, почитанием, особым вниманием к здоровью, — говорит Марфуа Тохтахаджаева.

Традиции и обычаи узбекского народа формировались веками. Узбекский этнос является одним из самых древних этносов, когда-либо существовавших на планете. Кроме того это самый многочисленный этнос в Средней Азии. Самобытная культура народов Узбекистана сформировалась на заре цивилизации, уже в IV в до н. э. Соблюдение обычаев и традиций всегда было долгом каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса. Это обусловлено тем, что самосознание и самоуважение среди народов Центральной Азии прививается исламом.

Все начинается с приветствия

С древних времен у народов Средней Азии сложилась традиция - встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они не являются друзьями и даже в том случае, если между ними враждебные отношения. Отвечать на каждое приветствие считалось признаком хорошего тона.

А кто кого должен был приветствовать первым? Оказывается, лица, едущие на коне, должны были приветствовать идущих пешком, лица, занимающие на социальной лестнице более высокую позицию, должны были первыми приветствовать лиц, стоящих ниже, господа должны были приветствовать своих слуг, а младшие - старших. Ну а если одновременно несколько человек изъявили желание поприветствовать одного человека, то этот человек должен был ответить на их приветствия так, чтобы было отчетливо видно, что его приветствие относится ко всем сразу.

С кем же не следовало здороваться и при каких обстоятельствах? Согласно предписаниям не следовало здороваться, например, в тех случаях, если кто-либо был занят молитвой или чтением Корана, если человек был занят едой или находился в отхожем месте и т.д. И строго-настрого было запрещено отвечать на приветствия и тем более отпускать приветствия невоспитанным, бесчестным и жестоким людям.

Знаменитое узбекское гостеприимство

Восточное гостеприимство - это не просто обычай, это нравственный закон, пришедший к нам из глубины веков.

"Гостеприимство - выше мужества" - так гласила старинная пословица. И это не пустые слова. Отказать гостю в приеме, не посадить его за стол, не угостить или принять его плохо - такое не гостеприимство ложилось тяжким позором не только на семью, но и на весь род. В гостеприимстве нельзя было отказывать даже врагу.

Законы гостеприимства дошли и до наших дней, превратившись в добрую традицию. Узбекские семьи - это, как правило, большие семьи, состоящие из нескольких поколений. Уважение и почитание старших - вот еще одна главная традиция узбекского народа.

Если вы никогда не бывали в гостях в традиционной узбекской семье, то вам желательно ознакомиться с некоторыми правилами поведения.

Итак, вас пригласили в гости. Невежливо будет отказаться от приглашения или прийти с опозданием. Оказавшись на пороге дома, вам необходимо поздороваться с хозяевами и другими гостями. Здороваться за руку можно только с мужчинами, это лучше делать обеими руками или правой рукой, не сжимая ладонь. Во время рукопожатия уместно будет по традиции поинтересоваться здоровьем, спросить, как дела дома и на работе. А вот с женщиной поздороваться за руку будет уместно только в том случае, если она первой протянет вам руку. Обычно с женщинами и другими гостями, которые сидят вдали от вас принято здороваться, прикладывая руку к сердцу, слегка наклонив голову. А еще нельзя открыто восхищаться женской красотой и оказывать ей всяческие знаки внимания.

Идти в гости в узбекскую семью с пустыми руками не принято. По традиции гости приносят в дом сладости и сувениры. Принято снимать обувь при входе в дом. Есть такой старинный обычай, согласно которого женщины не должны сидеть за одним столом с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Но в наше время этот обычай сохранился преимущественно в сельской местности.

Итак, вы уже в гостях. Глава семьи сам проводит вас на отведенное вам место среди других гостей. Самым уважаемым гостям хозяин отводит места за столом в отдалении от входа. Когда все гости в сборе, старейший из присутствующих за столом читает краткую молитву с наилучшими пожеланиями хозяевам гостеприимного дома. Затем по традиции хозяин предлагает гостям испить пиалу чая. И только после того, как все необходимые церемонии соблюдены, гости могут приступить к трапезе.

Теперь немного о том, как следует вести себя за столом. Если во время еды вам нужно взять рукой какой-либо предмет, передать что-то гостю, сидящему рядом с вами, для этих целей используйте только правую руку. Но не следует указательным пальцем правой руки показывать на предметы или людей.

Чаепитие

Традиционно любая трапеза в узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием. Чайная церемония занимает особое место в жизни жителей Узбекистана. Заваривать чай и угощать этим изумительным напитком гостей за столом должен в первую очередь хозяин или хозяйка дома. На стол подаются различные сладости и фрукты, а чай заваривают в маленьких чайниках и разливают его в маленькие пиалы. Перед тем, как угощать чаем гостей, хозяин или хозяйка трижды наливает чай в пиалу и выливает ее обратно в чайник. Этот старинный обычай придуман неслучайно - таким образом чай быстро заваривается, разлитая по пиалам заварка будет одинаковой. И не удивляйтесь, если хозяин нальет вам неполную пиалу. Это традиционный элемент гостеприимства. Чем почетнее гость, тем меньше в его пиалу наливают чаю.

Как объясняется столь странный обычай? Все очень просто - гость, отпив чая из своей полупустой пиалы, снова и снова обращается к хозяевам дома за добавкой, и вот именно такие неоднократные обращения с пустой пиалой к хозяевам, рассматриваются как дань уважения к гостеприимному семейству. Кроме того, если пиала наполнена чаем не больше, чем наполовину, ее удобно держать в руке, гость не рискует обжечь горячим чаем пальцы, а хозяева с радостью демонстрируют свое гостеприимство готовностью лишний раз поухаживать за гостем.

Бывают ли случаи, когда гостю наливают полную до краев пиалу чая? В старину так принято было делать в тех исключительных случаях, когда в дом приходил нежелательный гость. Хозяин подавал ему пиалу наполненную до самых краев горячим чаем, таким дипломатическим образом давая гостю понять, что он является персоной нон грата и с ним не хотят общаться. Гость, понимая намек хозяина, выпивал чай и удалялся. Но этот обычай остался далеко в прошлом, в наши дни он уже не соблюдается.

Традиционным местом чаепития в Узбекистане является чайхона (чайхана). Место для чайхоны принято выбирать поближе к воде, под кронами раскидистых тенистых деревьев. Традиционный интерьер чайхоны состоит из низких диванов, которые застилают коврами, и таких же низких столиков. Главное место интерьера отведено очагу, над которым кипятят воду и готовят пищу. Возле очага располагаются чайники. Обстановка чайхоны уютна и своеобразна. Здесь вовсю кипит общественная жизнь, посетители чайхоны не просто пьют чай, принимают пищу и отдыхают, но также делятся между собой последними новостями, обсуждают насущные жизненные проблемы, ведут философские беседы.

Узбекские праздники

Узбекский народ любит и умеет праздновать. Свадьба, юбилей, национальные праздники - любое праздничное мероприятие в Узбекистане проходит весело, гостеприимно при большом количестве гостей с обилием наивкуснейших национальных блюд под звуки национальных инструментов и по традиции с зажигательными танцами.

Главный государственный праздник - День независимости, который торжественно отмечается 1 сентября. Еще два значимых праздника - это День Конституции, отмечается он 8 декабря, и День памяти и почестей, который, как во многих других странах отмечается 9 мая. Одними из самых значимых мусульманских праздников являются Рамазан-хайит и Курбан-хийит. Праздник Рамазан-хайит - это прекрасный праздник духовного и нравственного очищения. По исламским законам этот праздник начинается на 9-й месяц мусульманского года Хиджры после окончания 30-дневного поста. Курбан-хайит - один из самых важных мусульманских праздников. В этот день верующие совершают положенные ритуалы, а затем принимают гостей или сами идут в гости, занимаются благотворительностью.

Ассалом, Навруз или с Новым годом!

Слово "Навруз" переводится, как "новый день". Праздник отмечается 21 марта. Именно в это весеннее время года природа окончательно просыпается после зимней спячки, своим обновлением символизируя начало нового года . Навруз - древний праздник, по утверждению историков праздновали его еще 3000 лет назад.

Как же празднуют Навруз в наши дни? Если празднование европейского Нового года начинается в полночь, то Навруз празднуют днем. Как и Новый год, Навруз - праздник семейный, его так же принято справлять в кругу родных и близких. Вслед за основным днем празднования Навруза - 21 марта, следуют еще 13 праздничных дней, когда принято приглашать гостей, а также ходить в гости, навещать родственников, друзей и просто хороших знакомых. В праздничные дни в парках и садах по традиции высаживается большое количество молодых саженцев фруктовых деревьев.

Жители городов и сел Узбекистана готовятся к Наврузу заблаговременно. В каждой махалле (соседская община) проводятся хашары (совместный труд сродни субботнику). Люди, объединенные общей задачей подготовки к празднику, приводят город или село в надлежащий праздничный вид.

И вот наступает долгожданный день 21 марта. Начинается праздничное веселье. В каждой махалле накрываются праздничные столы, в огромных казанах готовится янтарный праздничный плов, музыка, песни, танцы! Вот такое всенародное веселье!

Отведайте сумаляк!
Навруз еще с древних времен считается особым праздником. Поэтому и стол должен быть накрыт по-особому щедро. Есть такая примета - чем богаче будет стол, тем богаче будет весь грядущий год. Праздничное меню имеет огромное значение. В день Навруза главными праздничными блюдами являются плов, шурпа и самса с первой весенней зеленью. Также на столе должны быть разнообразные закуски, сладости и фрукты. Но гвоздь программы в этот день - тарелочка с проросшей пшеницей! Это блюдо обязательно должно стоять на каждом праздничном столе.

Из зерен проросшей пшеницы приготавливается главное праздничное лакомство - сумаляк . Готовят сумаляк по-особому, это настоящий ритуал, участие в котором принимают только женщины. Сумаляк готовится долго, в течение целых суток. Женщины, сменяя друг друга, медленно помешивают в огромном котле проросшие зерна пшеницы, которые, благодаря их стараниям, постепенно превращаются в густую тягучую коричневую массу. Во время этого действа женщины напевают народные песни о весне, о празднике Навруз. Во время помешивания в котле раздаются интересные звуки. Это ударяются друг о друга небольшие камешки или орехи, которые, хорошенько вымытые, специально кладут на дно котла в самом начале приготовления сумаляка. Это нужно для того, чтобы сумаляк не пригорал во время приготовления. Ну, а если такой камешек или орех окажется в вашей пиале с сумаляком - радуйтесь, весь год будет для вас удачным и счастливым!

Купкари

С празднованием Навруза связана любимая в народе древняя национальная игра купкари (улок, бузкаши). Это игра по-настоящему сильных и смелых мужчин. Верхом на лихих скакунах игроки на полном скаку стремятся отобрать друг у друга молодого барашка.

К игре готовятся серьезно и заблаговременно. Нужно продумать все до мелочей. Для начала нужно правильно выбрать коня, который должен быть низкорослым, выносливым и быстрым. Почему именно низкорослым коням отдают предпочтение? Этому есть логическое объяснение - в разгаре этой азартной и захватывающей игры барашек часто выпадает из рук игроков и всаднику приходится свешиваться с коня до самой земли, чтобы вновь подхватить барашка. Следующий момент подготовки к игре - выбор одежды. Участники купкари обычно выбирают для себя стеганный ватный халат и такие же толстые стеганные штаны. Этот выбор обусловлен тем, что во время состязания соперники наносят друг другу удары кнутом, что допускается правилами игры, а ватная одежда является хорошей защитой от ударов.

И вот наступает долгожданный момент игры. Все конники выстраиваются в одну линию и с нетерпением ожидают, когда в центр круга один из уважаемых мужчин бросит барашка. И как только животное оказывается в центре круга, всадники бросаются вперед. Цель игры - вырвать из рук противника барашка и с этим трофеем доскакать до финишной черты, оставив соперников далеко позади. Финишной чертой может служить обыкновенный столб, врытый в землю. Клубы пыли, храп лошадей, накал страстей - это поистине экспрессивное зрелище вызывает бурю эмоций не только у состязающихся между собой игроков, но и у многочисленных зрителей.

Главный приз победителю вручают уважаемые аксакалы. По окончанию игры участников ждет праздничный обед.

Обряды узбекского народа

У каждого из народов, населяющих нашу планету, существуют свои обряды, которые формируются веками. Обряды узбекского народа, основанные на богатейшем культурном наследии предков, пришли в современную жизнь, сохранив свою самобытность и многообразность. В жизни узбеков обрядам отводится особая роль. Например, такие радостные моменты жизни, как рождение и воспитание детей, помолвка, свадьба сопровождаются необыкновенно яркими древними обрядами.

Бешик-туйи
И вот радостное и важное событие - появился на свет новый человек! В узбекской семье появление младенца сопровождается древним ритуальным празднеством "Бешик туйи" - "Деревянная колыбель". Этот обряд проводится обычно на седьмой, девятый, одиннадцатый или сороковой день со дня рождения ребенка. В день проведения обряда родственники со стороны жены приносят богато убранную колыбель "бешик" и необходимые принадлежности для ребенка, а также много разных сладостей, традиционные узбекские лепешки и игрушки для малыша, которые заворачивают в скатерть - дастархан. Звуки карная, сурная и бубна оглашают начало совершения обряда. В доме собирается много гостей, которых проводят за праздничный стол, заставленный богатым угощением. И пока гости угощаются, наслаждаются игрой музыкантов, празднуют и веселятся, пожилые женщины в детской комнате совершают обряд первого пеленания младенца и укладывания его в бешик. В завершении церемонии по традиции устраиваются смотрины ребенка. Гости заходят в детскую комнату, любуются малышом и осыпают бешик парвардой, наватом и другими сладостями, согласно обряду это делается для того, чтобы жизнь ребенка была радостной и благополучной.

Хатна-килиш
Малыш подрос. Теперь ему предстоит пройти очень важный для него обряд хатна-килиш или суннат туйи . Это очень древний, освященный исламом, узбекский обряд обрезания . Проводится он у мальчиков в возрасте от трех до девяти лет. В народе этот обряд еще называют "свадьбой". Готовиться к свадьбе родители начинают уже с самого рождения ребенка, родственники и соседи также принимают участие в подготовке свадебных подарков. Перед проведением обряда проводится чтение Корана в присутствии имама из мечети, родственников и почетных старейшин махали. Прочитав суры из корана, старцы благословляют мальчика и дарят ему подарки. После этого накрывается праздничный стол и начинается сам обряд - большая "свадьба". В завершении обряда гости поздравляют мальчика, осыпая его деньгами и сладостями. И вот кульминационный момент - в центр празднования выводят молодого жеребца, украшенного нарядными лентами и богатой сбруей. С пожеланиями вырасти могучим и храбрым джигитом мальчика усаживают на коня. И в завершение ритуала начинается праздник с обильным угощением, музыкой, танцами.

Фатиха-туй
Сын вырос, возмужал, достиг совершеннолетнего возраста - самое время завести свою семью. По традиции родители сами выбирают невесту своему сыну, помогают им в этом свахи. К выбору невесты относятся со всей ответственностью, подробно расспрашивая о ее семье, знакомясь с родственниками девушки. Все! Выбор сделан! Наступает день помолвки - "фатиха-туй" . В этот день в доме просватанной девушки собираются гости, среди которых почтенные старики и председатель махалли. Свахи излагают цель своего визита, после чего проводится обряд "нон синдириш" , в дословном переводе это означает "ломать лепешку". После совершения этого интересного древнего обряда молодые считаются помолвленными, и назначается день свадьбы. Родственники невесты щедро одаривают родных жениха и свах - каждому они вручают дастархан с двумя лепешками и сладостями, а также передают подарки жениху и его родителям. С момента помолвки начинается подготовка к свадьбе.

Ах, эта свадьба!
В жизни узбекского народа свадьба является исключительно важным значимым событием. Отмечают свадьбу особенно торжественно, с обязательным соблюдением целого ряда свадебных обрядов. День свадьбы начинается с плова . В этот день в домах жениха и невесты устраивается свадебный плов , причем плов для дома невесты готовится в доме жениха. Бракосочетание в ЗАГСе происходит после того, как имам мечети прочитает молодым молитву о бракосочетании - "Хутбаи никох" и объявит их мужем и женой перед Богом. Перед началом свадьбы на жениха и невесту надевают свадебную одежду - сарпо . Центральным событием свадьбы является обряд прощания с родителями, который проводится перед тем, как невеста в сопровождении подруг покидает отчий дом и отправляется в дом жениха. Как только невеста переступает порог дома жениха, начинается празднование свадьбы. За праздничным столом собираются многочисленные гости. Количество гостей в двести и даже триста человек на традиционной узбекской свадьбе вполне обычное явление. Празднество проходит весело, ярко, зажигательно. В завершение свадьбы проводится еще один старинный обряд - выкуп невесты , который происходит в специально отведенной для молодых комнате. Жених провожает невесту до дверей комнаты, где ее обычно встречает близкая подруга "янга" . В комнате невеста переодевается и прячется за специальной занавеской "гушангой" . В сопровождении друзей в комнату входит жених, где ему предлагают дать за невесту выкуп. Начинается торг, в результате которого жених символически выкупает невесту у "янги". По завершении этого обряда жених и невеста остаются в комнате одни на всю ночь.

На следующее утро после свадьбы совершается обряд "Келин салом" . Этот обряд означает прием невесты в новую семью. Родители, родственники и друзья жениха собираются во дворе, одаривают невесту подарками и благословляют ее. Невеста в свою очередь приветствует каждого, низко кланяясь. С этого момента начинается семейная жизнь.

Утренний плов
В каких случаях плов готовят утром? Старинный обряд утреннего плова - это не только праздничный, но и поминальный плов, который и в том и в другом случае обслуживается только мужчинами. Приготовление утреннего плова начинается с вечера, с проведения обряда шинкования моркови - "сабзи туграр" . Сам утренний плов готовят к моменту окончания утренней молитвы - "бомдод намози" . Именно участники молитвы становятся первыми, кто отведает свежеприготовленный утренний плов. О начале утреннего плова извещают звуки карнаев и сурнаев . Гости рассаживаются за столами и, совершив обряд пожелания - фотихи , приступают к трапезе. Вначале на стол подаются лепешки и чай, затем плов в больших ляганах, один ляган рассчитан на двух человек. По окончании трапезы вновь совершают обряд фотихи. Почетным гостям по окончании утреннего плова обычно преподносят в подарок национальные мужские халаты - чапаны .

Махалля
Соседская община - махалля - всегда принимает живое участие во всех главных событиях узбекской семьи. Принцип махалли - это самостоятельность и самоуправление с целью взаимопомощи. Обладая огромным тысячелетним опытом ведения дел, узбекская махалля и сегодня является центром семейно-бытовых и религиозных обрядов. Община является хранителем культуры и традиций узбекского народа. Но махалля - это не просто общество взаимопомощи, она также успешно выполняет воспитательные функции. Под непосредственным присмотром всей общины вырастает поколение за поколением. Дети, выросшие в махалле, воспитаны в духе уважения к старшим.

Хашар
В любой махалле существует прекрасная древняя традиция взаимопомощи - хашар. Как говорится, всем миром жители махалли добровольно и бескорыстно помогают друг другу в случае необходимости. Нужно построить дом, благоустроить улицу или район, организовать утренний плов - на помощь всегда приходит хашар.

И в горе и в радости жители махалли стараются держаться вместе. Как правило, никто не отказывается, когда всех оповещают о хашаре. Люди готовятся к этому мероприятию сообща, также сообща и дружно трудятся, успевая за один календарный день выполнить большой объем необходимой работы. А потом также сообща устраивают обед или ужин. Прекрасная восточная традиция!

Узбекская национальная одежда

Самобытные и неповторимые черты имеет узбекская национальная одежда, свидетельствующая о богатых культурных традициях узбекского народа, его образе жизни, обрядах и традициях. Конечно, в городах уже большая часть населения, следуя тенденциям времени, носит европейскую одежду, но в селах еще сохранились основные тенденции традиционной узбекской одежды.

Во все века люди любили одеваться красиво, ведь именно одежда, как нельзя лучше подчеркивает индивидуальность человека. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак , а у жителей Ферганской и Ташкентской областей распространена была распашная рубаха - яхтак . Обе эти рубахи шили из хлопчатобумажной ткани. Иногда края ворота рубахи обшивали тесьмой - джияк .

Другой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон . Они были самого простого незамысловатого покроя, широкие сверху и сужавшиеся книзу, без пуговиц, прорезей и даже без карманов.

Дополнял мужской костюм халат - чапан . Халаты шили из полосатой материи с вертикальными разрезами на полах, их обшивали плетенной тесьмой. Пуговиц на халате не было, полы халата соединялись двумя завязками, прикрепленными в области груди. В зависимости от времени года халаты были легкие без подкладки, более утепленные с тонкой подкладкой и зимние, утепленные ватой.

Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали золотой нитью. В наши дни деталями мужского свадебного костюма также являются расшитый золотом халат - запарчон и чалма , изготовленная из серебряной или золотой парчи.

Квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, носивший название бельбог также являлся обычным атрибутом национальной мужской одежды. Бельбог повязывали вокруг талии, обычно он был яркого тона и выделялся на привычно темной мужской одежде.

По законам ислама правоверным запрещалось выходить из дома с непокрытой головой. Так появился еще один элемент мужского костюма - головной убор кулох или тюбетейка - дуппи . Самой распространенной мужской тюбетейкой считается чустская тюбетейка Ферганской долины. Она имеет строгий, но в то же время очень интересный декоративный вид - на черном фоне белыми нитями вышит орнамент в виде стручков перца "калампир" , а по кромке расположены в ряд шестнадцать узорных арочек. Популярными в Ташкенте были и остаются по сей день тюбетейки из бархатной или хлопчатобумажной ткани черного, синего или темно-зеленого цвета. А вот в Хорезме в качестве головного убора предпочитают сделанные из овчины шапки-папахи .

Традиционная одежда представительниц прекрасного пола, живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим . Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть. Уже позже, в конце девятнадцатого века, платья были несколько модернизированы - в их покрое появились отрезная кокетка, стоячий воротник и манжеты на рукавах. До наших дней дошли платья из яркого шелка и знаменитого хан-атласа.

Неотъемлемой частью женской одежды были и дошли до современного сегодня шаровары . Это широкие сверху и зауженные книзу штаны, которые носят под платье. Иногда низ шаровар обшивается тесьмой - джияком .

Верхней национальной одеждой, так же как и у мужчин был халат - мурсак . Халат этот делали длинным в форме туники, иногда стеганным на вате. Также в качестве верхней одежды у женщин употреблялся халат тун чапан , по своему покрою схожий с мужским. В девятнадцатом веке в женском гардеробе появился камзол или камзур . В это же время в моду вошли жилетки - нимча .

После отмены в двадцатые годы прошлого столетия паранджи , узбекские женщины стали использовать в качестве головного убора платок . Иногда головной убор состоял не из одного, а из двух платков - один, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки, а второй набрасывали на голову. Платки иногда украшали вышивкой. Широкое распространение к началу двадцатого века получили тюбетейки-дуппи с вышивкой золотой нитью или шелком.

Какая женщина не любит украшения? По традиции дополнением к национальному костюму узбекской женщины, независимо от возраста были золотые и серебряные украшения . Это и кольца с натуральными камнями, и браслеты, и серьги с подвесками в виде куполков. Украшениями для шеи служили ожерелья из монет или бусы из кораллов. Все украшения являли собой настоящие произведения искусства.

Похожие публикации