Методы и средства формирования милосердия.

Милосердие – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, посмеем сказать, когда он взял в руки палку и приделал к ней камень, то есть, вооружившись первым топором, а тогда, когда он испытал доброе чувство не только по отношению к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Чувство милосердия вечно, слово милосердие старо, как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы составляли частотный словарь русского языка, то слово милосердие заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, это понятие? И главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и всё ещё недобрый век?

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи.

Но опыт показывает, что добрым и милосердным жить легче, потому что их все любят.

А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Кроме того, подумайте о том, каково будет его семье, каково будет жене, детям? Эстафета добра и зла бесконечна, и в вашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли вам тогда будет?

Вот несколько идей и предложений для родителей, которые хотели бы, чтобы их детям было доступно милосердие.

1. Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие.

Итак, вопрос в том, как научить ребёнка чувствовать чужую боль – это во-первых, и как научить его страдать от чужой боли, во-вторых. То есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией. Об этих явлениях человеческой жизни педагогика предпочитает умалчивать, и потому-то слово “милосердие” выпадает из педагогического, родительского лексикона.

В этом одна из причин растущей жестокости наших детей.

Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя.

Всё, что можно сломать и разбить, – всё сломано, разбито, всюду, где можно написать похабное слово, – оно написано. Иногда кажется, будто растёт какое-то особо жестокое поколение.

Это, конечно, не так, но будем внимательными. Каждый из нас, родив ребёнка, должен привести его в мир добрым и милосердным.

2. Некоторые родители, начитавшись педагогических книг, полагают, что надо создавать специальные, особые ситуации, в которых и воспитывать необходимые чувства.

Но это не так. Милосердие – естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией... Его невозможно вызвать и упрёками: “Ну, почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну, неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?”.

Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, – человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в том-то и трудность, что милосердие не воспитывается нашими обычными приёмами – наградами и наказаниями, упрёками и похвалами.

Оно даже не воспитывается примером! Кто не видел 17–18-летних девиц, которых, кажется, ничем не проймёшь, которым, кажется, всё человеческое чуждо, а ведь у них дома добрые мамы, ведь они слышали, что есть на свете жалость.

Ни угрозой, ни наказанием, ни наградой, ни даже примером милосердие не воспитывается. А как же?

3. Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так. И мы всей душой за родителей, которые позволяют детям привести домой собаку, принести котёнка, ухаживать за черепахой или хомячком.

Соприкосновение с живыми рождает живые чувства. Мы всей душой поддерживаем только что созданное общество защиты животных. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое.

Не приходится учить детей любить тех, кто любит их и хорошо к ним относится. Но как научить любить всякого? Чувствовать всякого? Как всё-таки научить его ощущать боль живого?

Оно живое, значит, ему может быть больно, – постоянно, исподволь, не прекращая усилий, внушайте ребёнку эту мысль. Всё живое – болит, всё живое чувствует боль.

Живым только и можно назвать того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, – камень, мёртвый камень. Человек, не чувствующий боли, – не человек, а мертвец, камень. “И ты живой, – говорите ребёнку – потому, что ты чувствуешь боль, и не только когда у тебя болит, но и тогда, когда больно другому”.

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай .

4. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?

Мы часто немилосердны друг к другу, не прощаем ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Но пока отношения не изменились – положение безнадёжно? Ничего не выйдет?

Нет, вспомните, ведь даже при самых жестоких условиях и обстоятельствах совершались милосердные поступки.

Иногда сын отца-алкоголика навсегда зарекается от спиртного. Это происходит вопреки воспитанию, вопреки примеру. Но, пожалуй, не стоит уповать на случай.

Подумав, мы должны будем признать, что есть один и только один способ учить милосердию – быть милостивым к ребёнку. Милость и милосердие к ребёнку означает прощение, пощаду. Но не всепрощение.

Всепрощение – это безразличие. В безразличном прощении нет момента страдания, все прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители. Милостивые и милосердные родители страдают, когда их ребёнок совершает что-то дурное, и вот это-то страдание, и только оно, может породить чувство ответственного страдания у ребёнка.

Это вовсе не значит, что он сразу станет примерным в домашнем поведении, он завтра же причинит вам новое горе, но будьте терпеливы, ребёнок должен видеть, что любящее терпение родителей может быть бесконечным, что родители неспособны ожесточиться. Тогда он вырастает в убеждении, что ожесточение, озлобление – это грех, это несовместимо с человечностью.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребёнка с тех пор, как только он начнёт понимать нас. Отношение к детям в школе должно быть гуманнее, отношения учителя и ученика – демократичнее, но, конечно же, в ещё большей степени это относится к отношениям в семье. Изгнать карательную педагогику из школы мы сможем, лишь изгнав её из своего дома.

5. Наша жизнь трудна, многие живут в тесноте, многим приходится бороться буквально за кусок хлеба. Эти условия сами порождают злобу и зависть. Ребёнок часто бывает свидетелем злых домашних скандалов. В маленьком сердце рождается желание мести, оно отвердевает, становится недоступным человеческим чувствам. Было бы наивно призывать к миру немирный дом или учить родите­лей не скандалить в присутствии детей.

Но всё-таки помните о детях. И после самых жестоких сцен старайтесь успокоить ребёнка, размягчить его, утешить, пожалеть. Чтобы он не подумал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки.

Вот это опаснее всего: если ребёнку станет казаться, что жестоки все, что это норма жизни. Такой ребёнок думает: “Я плохой – но и все плохие”, или того страшнее: “Я хороший, а все плохие”.

Если все плохие, то некого и жалеть, и милосердие становится излишним.

Внушайте детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, спо­собных прийти на помощь.

6. Милосердие – это и чувство, и поступок. Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретный поступок.

Нас много лет учили “не унижать человека жалостью”, но ведь это сказал Горький устами своего героя, выбитого из жизни и теряющего человеческое лицо. Жалость не унижает, а возвышает человека: и кто жалеет, и кого жалеют.

Если меня жалеют – значит, я чего-то стою. Значит, у меня ещё есть надежда. Особенно важно пожалеть ребёнка, когда он перед всеми провинился, совершил что-то ужасное, такое, что от него все отвернулись. Пусть его покарают закон и суд, пусть от него отвернутся товарищи, но мать и отец всё равно должны быть милосердными к нему.

Помните слова Пушкина: “И милость к падшим призывал!”. Падший – погибший в глазах общества, нарушивший закон преступник.

Декабристы были преступниками, с точки зрения государства. Пушкин призывал быть милостивыми к ним. Милосердие не может распространяться только на отличников производства, только на добропорядочных. Всё живое болит, всё живое заслуживает милосердия. Но вот ещё один, может быть, главный источник милосердия в сердце ребёнка – книги. И доброе кино. У нас совсем не стало книг, над которыми можно поплакать, и на пальцах одной руки пересчитаешь фильмы, вызывающие добрые слезы у детей.

Но всё-таки ищите такие фильмы и читайте книги. Читайте с детьми вслух Диккенса, на его книгах учились милосердию целые поколения. Читайте книгу Войнич “Овод”, книги Короленко, Андерсена, Экзюпери, книгу А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”.

Детские слезы... Это бывают слезы обиды, горечи, есть дети, которые плачут по каждому поводу, неприятно слезливы, у них глаза на мокром месте. Но ведь есть и святые детские слезы – слезы сочувствия к другому человеку. Дорожите такими слезами...

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми :

Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

Тематические выставки детского творчества.

Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

Экскурсии на природу (красота Божьего мира);

Слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения) .

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы) .

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки) .

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Формы работы с родителями:

Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

Лекторий для родителей;

Вечера вопросов и ответов;

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, -родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);

Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

Индивидуальные консультации специалистов;

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

Экскурсии;

Визиты домой;

Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в -подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Глава 3. Перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в средней группе

Заключение.

Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

Устойчивость навыков поведения;

Сформированность основ ценностных сфер личности;

Стабильность психического развития;

Целостность восприятия мира;

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.

Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней) .

Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Библиографический список.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Особо важное место в воспитании милосердия занимают отношения внутри семьи. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что на основе любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботливое отношение к ним, а в дальнейшем развивается гуманное отношение к людям вообще, становится возможным успешное воспитание и развитие милосердия к окружающим. Родители, любя своего ребенка, должны уважать его и понимать, что он - личность, обладающая чувствами, желаниями, потребностями, что он имеет право на понимание и сочувствие.

Организация преемственности в воспитании у детей милосердия предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов. Работу с родителями целесообразно строить в форме диалога, предусматривающего взаимную заинтересованность, доверие, готовность совместными усилиями развивать у ребенка сострадание, способность к жалости и действенной помощи окружающим.

Чтобы помочь семье в решении проблем воспитания милосердия, целесообразно использовать индивидуальные консультации с учетом результатов диагностики уровней проявления милосердия у детей. Полезны также тематические родительские собрания, диспуты, праздники, коллективные творческие дела, педагогические мастерские, в ходе которых используются приемы, обеспечивающие активное восприятие соответствующей информации, ее осмысление и способствующие построению модели воспитания милосердия в семье.

Особую роль играют индивидуальные консультации, которые способствуют выработке согласованных действий родителей и педагогов, опираясь на единую программу корректировки поведения на основе диагностики. Для каждого ребенка целесообразно подобрать свой арсенал средств, стимулирующих проявление гуманности, заботы и сопереживания к окружающим. Так, для одних необходимо создавать ситуации приобретения положительного опыта взаимодействия, для других - овладения эмоциональной стороной помощи нуждающимся. Важно также организовывать такую практическую деятельность, в которой можно проявить сострадание к окружающим.

Для того чтобы показать роль семьи в развитии эмпатийных процессов у детей, нужно познакомить родителей с методами воспитания милосердия, нацелить их на поощрение способности ребенка к состраданию и душевной щедрости. Для этого целесообразно использовать такую нетрадиционную форму занятий с родителями, как педагогическая мастерская.

Затруднения в работе с родителями создает отсутствие общих требований семьи и педагога, доверительных отношений с ребенком, низкий культурный уровень некоторых родителей. Многие педагоги видят решение проблемы воспитания милосердия у детей в налаживании сотрудничества с родителями, подчеркивают важность такой совместной работы. Оптимально выбранные формы и методы работы с семьей помогут осознать родителям важность их собственного влияния на развитие в детях способности к эмпатическим переживаниям и проявлениям милосердия. С одной стороны, педагоги на основе сотрудничества с семьей смогут более полно использовать учебно-воспитательную работу в целях подкрепления и стимулирования у детей милосердия. С другой - родители получат необходимую педагогическую помощь и смогут моделировать для ребенка в семье ситуации проявления душевного тепла и заботы об окружающих. Преемственность в использовании основных методов и приемов воспитания милосердия родителями и педагогами помогает целостно воздействовать на сознание, деятельность и чувства детей, повышая продуктивность общения педагогов и родителей с детьми. Рассматривая милосердие как важнейшее нравственное качество личности, необходимо формировать его у детей на основе гуманистического подхода к ним педагога и родителей.

В воспитании нравственности многое зависит от личности преподавателя. Если учитель стал ребенку другом, то в сердце ребенка никогда не появится зло. Учитель подбирает такой учебный материал, который имеет большую нравственно-воспитательную нагрузку. Уроки ориентированы на доброту, постижение моральных ценностных основ, взаимопомощь. При этом ребенку не навязывается какая-то определенная позиция, он сам делает выводы из ситуации, и задача учителя - направить ребенка на путь постижения нравственности.

Я считаю, что для воспитания такого важного, необходимого нашему обществу нравственного качества как милосердие необходимо уделять особенное внимание. Обязательно нужно находить для этого время и возможность. И школа, и семья должны действовать как единый организм.

Помимо выше перечисленных способов можно придумать что-то еще, какую-то действенную помощь. Например, дети могут оказывать посильную помощь старым людям, ветеранам войны, инвалидам. Да, в младшем школьном возрасте им не по силам выполнить какую-то тяжелую физическую работу, но вполне возможно организовать концерт. Ведь старым людям и тем, кто в силу каких-либо причин, не может жить полноценной жизнью, больше всего не хватает внимания и общения.

Незаслуженно, на мой взгляд, забыта практика помощи одноклассникам отстающим в учебе по каким-либо предметам, когда отличники брали шефство над двоечниками. Я думаю, что в такой ситуации ребенок отчасти тоже проявляет милосердие.

Нельзя забывать и о такой составной части этики, как биоэтика (область нравственного отношения к окружающему человека миру). Воспитание у детей доброго отношения к животным так же воспитывает в них милосердие. Ребенок легче эмпатирует, т.е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждения ребенка от родителей, неприязни к ним.

Помимо любви к животным необходимо прививать детям и милосердное отношение к окружающему нас миру природы в целом, так как он является и нашим домом тоже.


Введение

Существенные изменения социально-политических и культурных условий жизни общества привели к тому, что материальные ценности стали преобладать над духовными.

Это выражается в увлечении человечества научно-техническим прогрессом, развитием технического потенциала и, как следствие, в порождении технократического мышления, основными чертами которого являются преобладание средств над целью, цели над смыслом, техники над общечеловеческими ценностями. В нашей стране сложившаяся ситуация усложняется переходным состоянием общества, что обуславливает затруднительное положение экономики, образования и других сфер жизнедеятельности.

Люди поставлены в экстремальные условия выживания, т.е. основные их силы направлены на зарабатывание денег в ущерб психическому здоровью и моральному благополучию. Это является причиной нарастающей агрессии и равнодушия по отношению к окружающему миру. Статистика свидетельствует: за 5 лет 1795 женщин убили своих перворожденных детей; 6 тысяч матерей оставили детей в Домах Ребёнка. Деструктивность сознания подтверждают разрушенные детские площадки; испорченные, разбитые автобусные остановки; изуродованные подъезды, которые мы видим каждый день. Жёсткость условий толкает человека к осознанию одиночества и покинутости. Данные проблемы затрагивают не только людей взрослых (с устоявшейся точкой зрения), но и людей ещё маленьких, которым предстоит сделать выбор и научиться жить в обществе.

Дети и подростки ещё только приобретают жизненные ориентиры, осваивают окружающую действительность, познают самого себя, и это происходит во взаимодействии с взрослыми. Взрослые, в свою очередь, навязывают подросткам уже готовые знания об окружающем мир, подростки их не принимают, так как эти знания не приобретены ими в практической деятельности.

Всё вышеописанное подводит общество к осознанию необходимости обращения к культурным ценностям, одной из которых является милосердие. Оно противопоставляется агрессии и равнодушию, потому что милосердие (по определению Румии Калининой) есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое (соединяет два аспекта: духовно-эмоциональный и конкретно-практический) .

Однако при разработке классных часов по формированию милосердия мы столкнулись с тем, что не существует чётко разработанного механизма воспитания милосердия, путей и средств его реализации. Поэтому цель исследования состоит в изучении и выборе средств, методов учебно-воспитательного процесса направленных на формирование милосердия.

Объектом выступает учебно-воспитательный процесс, предметом – процесс формирования милосердия у старших подростков.

Для достижения цели выделены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

2. Описать исторический аспект развития идей формирования милосердия;

3. Рассмотреть характеристику методов и средств учебно-воспитательного процесса, направленных на формирование милосердия;

4. Внедрить в педагогический процесс методику актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.

Гипотеза: если внедрить методику актуализации задач нравственного воспитания, включающую в себя 5 этапов (диагностический, I - актуализации задачи, конструктивный, II - актуализации задачи, этап практической деятельности по решению ведущей задачи), разработанную Зеньковой М.А. в педагогический процесс, то это будет способствовать формированию милосердия. Методы, используемые в работе: анкетирование, сочинение, беседа, наблюдение.

Глава 1. Теоретические основы формирования милосердия

у старших подростков

1.1. Историческое развитие понятия милосердие

Само милосердие возникло задолго до того, как люди придумали синтетическое понятие. В Древнем Риме, в Афинах богатые горожане старались помочь людям, которые нуждались в пище, одежде. В обычае было устраивать общественные трапезы, раздавать согражданам деньги, одежду, пищу. По мнению Гусейнова, это не могло рассматриваться как милосердие и благотворительность, потому что деньги и пища раздавались не всем, а только тем гражданам, которые состояли в патриархальном родстве. Для богатых помощь бедным была обязанностью, а не добровольной акцией. Бедняки не просили помощи, они требовали её как своего законного права. Сам строй общества требовал благотворительной деятельности.

Духовные нормы Древнего Рима и Афин сутью общества отвергали гуманное отношение к человеку . Об этом свидетельствует рабство, гладиаторские бои и деспотичные правители тех времен. Общественные отношения строились на силе и уме человека, на его умении говорить и убеждать других.

В Древней Руси доброта, добродетель также проявлялась как покровительство более сильного слабому. Разрешались и являлись нормой телесные наказания. В семейных отношениях требовалось уважение к родителям и любовь к младшим и ровесникам. Зачатки милосердия на данном этапе развития общества имелись, но они предполагали наличие сильного и слабого, позже эта мысль была опровергнута.

С приходом в общественную жизнь христианства взгляд на человека изменился. Прокофьев А.В. считает, что все религии основаны на идее человеколюбия, но христианство единственная, ставящая человека в центр мироздания, тем самым дающая начало гуманистическим традициям.

Владимир Мономах в своём "Поучении" анализирует подход христианства к человеку. Мотивом милосердия, по его мнению, является "богобоязнь и упование на Его милость", а проявлениями - помощь убогим, почтение духовных служителей и любовь к ровесникам и старшим.

Другой богослужитель Максим Грек в "Послании о фортуне" глубже раскрывает сущность милосердия, он затрагивает такую сторону как деятельность, отмечает, что сочувствия и пожелания добра человеку недостаточно, необходимо помогать ему, поддерживать в трудную минуту не только словом, но и делом.

Как мы уже говорили, христианство отрицает насилие и превозносит ценность человека, но в интерпретации Библии возникает противоречие. Одной из главных заповедей Библии является "не убий", но Иосиф Волоцкий в "Слове об осуждении еретиков" утверждает необходимость в уничтожении ереси. Он называет отступников проклятыми, требует "наказания преступников". Сама религия превозносит человека и его жизнь, но интерпретаторы мыслей, изложенных в Библии, проецируя их на общество и его нормы, искажают смысл Святого писания и закладывают противоречия .

В средневековый период человек перестал являться общественной и духовной ценностью, несмотря на то, что церковь имела большое влияние на формирование общественных норм.

Важнейшим требованием к добродетели, по Бернару Клервоскому, было удаление человека от мира, то есть от людей. Также требованиями являлись: презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному, приходящему счастью, к богатству и славе. Общество способствовало пробуждению агрессии: это проявлялось в многочисленных войнах-междуусобицах, в рабовладельчестве. Оказание помощи человеку порождало долг, то есть человек, принявший помощь, должен был помнить о долге помощнику.

Постепенно общественные ценности менялись, что привело к переходу в эпоху Ренесанса (Возрождения). Отличительной чертой, которой стало признание интересов и прав человека. Возникло такое понятие как гуманизм, центром которого является человек. Попов А.А. считает, что целью гуманизма является развитие ума, чтобы понять себя и свои отношения с другими людьми, с миром; обогатить свои отношения с людьми, способности к самореализации, в любви к ближнему. В отличие от средневековых взглядов, которые определяли человека как существо низкое, нуждающееся в постоянном страдании, дабы повысить свой духовный уровень, эпоха Возрождения провозглашала человека, только что родившегося, уже достойным уважения как личность, но нуждающимся в развитии способностей. Изменились общественные нормы и правила поведения. Духовное совершенствование общества требовало создания определенных правил, которым следовало бы общество и отдельные люди. Таким образом, духовные требования стали правами и обязанностями человека, правилами и нормами поведения, закреплёнными на бумаге.

В эпоху становления буржуазного строя, после Великой французской революции обострилась борьба против "фальшивого христианского милосердия". Специальным декретом милостыня была объявлена проступком, поэтому всяческая благотворительная деятельность была запрещена.

На более поздних этапах развития буржуазного строя филантропия снова стала в почёте у буржуазии. Гусейнов А.А. рассматривает благотворительность как облагодетельствование униженных и оскорблённых буржуазией. По его мнению, буржуазия стремится за счёт благотворительности повысить свою самооценку. Сначала владельцы мануфактур лишают людей работы, а потом пытаются им помочь подаянием .

Мы согласны с мнением Гусейнова А.А., что такое проявление милосердия как благотворительность на данном этапе развития общества уничтожало человеческое достоинство бедных и превозносило достоинство богатых.

Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного строя большое значение имело положение человека в обществе. Отношения высших классов между собой не носили оттенка гуманности, большую роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм не был присущ людям того времени. Люди же низших сословий напротив проявляли заботу друг о друге и старались оказывать поддержку.

Многие педагоги современности в своих работах уделяют большое внимание формированию милосердия (Макаренко А.С., Амонашвили Ш.А., Лихачев Д.С.), в литературе рассматривается многообразие методов и средств, направленных на реализацию данной задачи. Выделим основные из них, наиболее приемлемые, на наш взгляд, в работе педагога.

Самыми простыми из словесных методов является разъяснение и рассказ.

Разъяснение - пояснение, анализ, истолкование, доказательство различных положений излагаемого материала.

Рассказ - метод повествовательного сообщения, изложение изученного материала учителем и активная деятельность учащихся.

Следующим методом по сложности является диспут.

Диспут - метод формирования суждений, оценок, убеждений, основанных на давно открытых закономерностях, суть метода состоит в анализе понятия, в защите своих взглядов, в обнаружение слабых и сильных сторон в суждении оппонента. Целью диспута является создать ориентировочную основу для формирования милосердия .

Самым сложным словесным методом является беседа.

Беседа - основанный на фактах обмен мнениями с приходом к решению определенной проблемы.

Цели беседы:

Оценка событий и поступков явлений;

Формирование у учащихся отношения к окружающей действительности.

Следующая группа методов относятся к методам формирования умений навыков привычек, воли характера.

Самым простым методом из этой группы является пример.

Пример - действие, служащее образцом для подражания. Цель подражания: формирование социально нравственного поведения.

Упражнение более сложный метод, поэтому он используется после

Упражнение - многократное выполнение определенных действий. Цель упражнений: выработка и совершенствование умений и навыков. Учителю для формирования милосердного отношения ко всему живому необходимо создавать условия для многократного повторения действий.

Поручение сочетает в себе волевую и эмоциональную сферу деятельности. Поручение - возложение на учащегося заботы о ком-либо.

Группа следующих методов относится к методам развития переживаний, отношений .

Поощрение используется учителем в качестве «подбадривания» ученика. Заключается в стимулировании развития ребенка в выбранном направлении (гуманистическом) при выявлении положительного поведения. Это вселяет в школьника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует воспитание и самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. Поэтому в поощрении особенно нуждаются дети, которые не очень уверены в себе. Поощрять необходимо не только за результаты, но и за старание.

Противоположный поощрению метод, наказание должен применяться учителем очень редко только в крайнем случае, против грубого нарушения норм (равнодушие или издевательство над человеком, попавшим в беду).

Физически наказания должны быть полностью исключены из практики воспитателя, целью которого является воспитание гуманизма в личности. Наказаниями могут являться только порицание со стороны коллектива и учителя, и они должны относиться к конкретному поступку личности, а не к ней самой.

Помимо методов воспитания милосердия используются различные средства. Ими являются: художественная литература, народное творчество, фильмы, картины, средства массовой информации, природа и другие. Рассмотрим подробно некоторые из них.

1. Средства массовой информации (СМИ). На сегодняшний день нельзя отрицать влияние СМИ на воспитание детей, социологическими опросами доказано, что современные дети слишком много времени проводят у телевизора, получая массу информации, которая оказывает стихийное влияние на личность ребенка. На диспутах и беседах также необходимо использовать информацию, предоставленную СМИ, она является актуальной для общества в целом.

2. Природа. Как средство она употребляется в воспитании милосердия во время походов. Природа помогает учителю создавать психологически благоприятный климат в классном коллективе. Так же через бережное отношение к природе, которое воспитывается на уроках экологии, можно развивать чувство заботы обо все живом, и уважение ко всем живым существам. Эти чувства можно будет развивать воспитателю в дальнейшем процессе воспитания милосердия.

3. Общественная жизнь. Каждый день ребенок испытывает на себе множество влияний общества, его требования к личности, конечно, они могут быть не только положительными, но и отрицательными, о чем будет сказано позже. Поэтому необходимо воспитывать стойкость к отрицательным влияния и восприимчивость к положительным, что достигается путем реализации принципа активности личности.

4. Деятельность. Является основным средством приобретения умений и навыков милосердного поведения. Для педагога очень важно организовать умения школьников, направить ее в нужное русло, например, организовать трудовой десант, целью которого будет являться помощь пожилому человеку. Если деятельность будет мотивироваться учителем, то задачи перейдут во внутренние мотивации, это является целью воспитания милосердия.

По мнению педагогов и психологов современности, воспитание нравственных чувств происходит путем интериоризации моральных норм и превращения их в убеждения личности. Поэтому кроме методов и средств формирования воспитанности, существуют несколько методик помогающих воспитателю в решении данной задачи, одной из них является методика актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.. Так как милосердие является нравственным качеством, следовательно, его так же можно воспитывать через данную методику. Суть методики состоит в предании задаче значимости ведущей, первоочередной, неотлагаемой в своем решении. Задача объективно актуальная должна стать субъективно актуальной для школьника. Схематически процессуальная структура представлена в приложении № 1.

Первый этап актуализации задачи идет на уровне сознания классного руководителя. Здесь требуется умение педагога соотнести общие цели воспитания (в данном случае воспитания милосердия) с уровнем воспитанности школьников выявленном на диагностическом этапе. Ведущим на данном этапе является то, что если воспитатель обнаруживает недостаточное развитие определенного качества (милосердия), его задачей становится воспитание этого качества, через последующие 4 этапа методики:

1. Подведение учащихся к осознанию недостаточности личностного нравственного развития в конкретном направлении и необходимости его формировании. Данный этап реализуется:

а) через организацию соответствующих видов практической деятельности, в которой бы учащиеся ощущали недостаток отсутствующего качества. Например, предложить или помочь однокласснику, если они откажутся, сравнить их с другим классом, в котором взаимопомощь хорошо развита;

б) путем формирования убеждений общественной и личностной значимости данного морального развития (беседы, диспуты, примеры). Например: беседа на тему: «Милосердие в обществе»;

в) путем использования естественных и создание искусственных ситуаций, их анализов в целях осознания недостаточности необходимого нравственного развития (анализ поступка одного из учеников на классном часе).

2. Выдвижение требования и цели по формированию милосердия.

Организационно - методическая сторона данного этапа может быть разнообразной: прямая постановка требования цели или опосредованная (через коллектив). Личность, выдвигающая цель должна быть авторитетной. Должна присутствовать атмосфера заботы. Цель должна иметь значимость для школьников (мотивация учеников). По воспитанию милосердия проводиться дискуссия, к которой ставятся цели и перспективные линии развития качества с соблюдением остальных требований.

3. Формирование личностного отношения к цели и ее практике. На данном этапе учитель организует критически-оценочную деятельность по оценке цели, а так же объективных условий ее достижения. На данном этапе формируется мотив принятия цели нравственного роста и совершенствования. Просмотр фильма о милосердии и обсуждение его содержания с переносом на личностный опыт учащихся.

4. Формирование плана реализации практической цели нравственного роста и совершенствования. Педагог совместно с учащимся на данном этапе обсуждает деятельность, предстоящую учащимся, ее виды. Опосредованное поведение учащихся в процессе деятельности и общения, согласно принятой цели, постепенно формирует нравственную саморегуляцию переходящую в устойчивые качества личности.

Однако, применяя данные средства и методы формирования милосердия необходимо помнить, что выбор каждого из них зависит от уровня сформированности этого свойства личности и от возрастных особенностей учащихся, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

Возрастные особенности старшего подростка

Прежде всего, необходимо отметить, что подростковый возраст считается трудным для воспитания, но в тоже время в этот период школьник решает для себя очень важные задачи: каким быть и как быть.

Важную роль в становлении личности подростка играет нравственное воспитание и развитие. Формируются нравственные убеждения, принципы и идеалы. Воспитание милосердия необходимо особенно интенсивно проводить именно в подростковом возрасте. Для этого воспитателю необходимо знать особенности психического развития в старшем подростковом возрасте. Их исследованием занимался Крутецкий В.А. и Краковский А.П.. Они называют следующие особенности.

Идеалом для подростка является не конкретный человек, а обобщенный образ, как совокупность идеальных качеств. По этой причине учителю необходимо дать подростку как можно больше информации и примеров милосердных людей, чтобы он мог на этой основе составить подробное представление об идеале гуманного человека.

Четкость и сочувствие часто воспринимается подростками как качество слабых личностей, а они хотят быть мужественными и сильными. Для решения этой проблемы автор Марьенко И.С. предлагает проводить с воспитанниками этические беседы, на которых разъяснять то, что проявление милосердия и потребность в нем это не слабость, а сила.

Подростку необходима аргументация точек зрения, прямое, грубое воздействие оказывает отрицательное воздействие на их самооценку и вызывает еще более грубое противодействие. Вот почему так необходимо выполнять правила общения, иначе воспитатель не сможет общаться с коллективом, а, следовательно, и воспитывать его.

У подростка возникает чувство взрослости, которое выражает в отношении подростка к себе, как к взрослому. Педагогу необходимо строить общение и взаимоотношения с подростками на основе восприятия их как равных и в то же время соблюдать дистанцию, основываясь на наличии педагогического опыта.

Подросток стремится к самовыражению и самовоспитанию. Педагогу необходимо рекомендовать подросткам книги по самовоспитанию и направлять их на нужный путь развития.

У подростка имеется стремление к активному участию в жизни коллектива, стремление к лидерству. Воспитатель должен помнить об этих стремлениях и обеспечивать подросткам возможность самостоятельно готовить классные часы под его контролем.

Таким образом, осознавая особенности старшего подросткового возраста, его проблемы, воспитатель должен помочь ученику в их разрешении, учитывая особенности возраста, не нарушая внутреннего мира личности. Учителю необходимо уметь использовать данные особенности на благо воспитательного процесса и самого подростка.

Сегодня в нашей стране как никогда остро стоят вопросы о судьбе и здоровье подрастающего поколения, особенно актуальны они в воспитании и обучении молодежи в необычной школе с медицинским профилем - это Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» (далее «Огонёк»). «Огонёк» - это современный оздоровительно-образовательный комплекс, предназначенный для обучения и оздоровления детей в возрасте от 4 до 17 лет, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата с полным пансионом. «Огонёк» - это еще и уникальное медицинское, образовательное учреждение, где дети лечатся по самым передовым методикам и при этом получают хорошее образование, соответствующее Государственным стандартам РФ. В школе Центра работают опытные учителя и педагоги-воспитатели, успешно решающие задачи по максимально возможной педагогической, психологической и социальной адаптации детей. Контингент обучающихся в образовательном учреждении имеет разный уровень мотивации к обучению: одаренные и требующие коррекции знаний ученики, дети с ограниченными возможностями здоровья и «тревожные» дети, которые требуют постоянного внимания со стороны педагогов и воспитателей. «Специфика кадров санаторной школы «Огонёк» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей детей. «Миссия школы - создание социально-педагогических комфортных условий, обеспечивающих высокий качественный уровень образования и воспитания через оптимальные для каждого ребенка формы и методы организации образовательного процесса» . Потому что по истории и состоянию болезни многие наши воспитанники - инвалиды: кто-то на грани, кто-то временно; многие - покоряют свою болезнь. Важными реалиями настоящего времени, как в масштабах страны, так и в пределах нашего Центра, ставятся нам, педагогам очень серьёзные и значимые задачи, одной из которых является остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры, Веру, сохранить наивысшую форму любви к ближнему - милосердие.

Проблема воспитания милосердия имеет многовековые исторические, научно-теоретические и практические корни. В мировой педагогике (и, в том числе, отечественной) милосердие рассматривается как одна из важных человеческих добродетелей, определявших нравственный облик личности. Его восстановление, возрождение и сохранение на новом историческом этапе является важной и актуальной задачей. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно - нравственных ориентиров в политику государства, в культуру, в повседневную жизнь россиян, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой духовной культуры. История русского народа показывает, что в его культуре еще с древних времен стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно - к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них.

Неслучайно в программах и планах воспитателей «Огонька» на первом месте стоят «Уроки доброты и милосердия», которые ежемесячно проводят профессиональные творческие коллективы, а ежедневно - сами воспитатели. После таких уроков и бесед дети становятся внимательнее друг к другу, дружнее, добрее. А Центр становится вторым домом и большой дружной семьей для 250 детей в течение полутора-двух месяцев. Приведу реальные примеры: после одного из таких уроков, старшеклассники взяли шефство над глухонемой 8-летней, девочкой, которая не могла нормально общаться со сверстниками и постоянно плакала. Её «безмолвный мирок» закончился, когда десятиклассница Даша Ш. предложила свои услуги общения на языке жестов (она научилась в летнем лагере). Сколько радости и благодарности светилось в глазах малышки, которая оказалась в центре внимания старшеклассников, как весело она играла с новыми друзьями в классе, которые охотно брали уроки и изучали язык жестов для столь необходимого теперь общения. Постоянные пациенты Центра - это дети, получившие серьёзную травму, в том числе компрессионный перелом. В прошлом году в нашем Центре проходила реабилитацию Камала К. из Азербайджана. После отъезда матери, выяснилось, что 16-летняя девушка не понимает и не говорит по-русски. Прикованная к постели, испытывающая проблемы в общении, изолированная от мира в четырех стенах палаты, пациентка теряла интерес к выздоровлению. Достаточно было одной беседы с подростками на тему милосердия, и жизнь в самой тихой палате забурлила. Каждый старался сделать Добро в меру своих сил: девушки обсуждали новинки музыки и кино, интересовались культурой восточной страны, парни, которым запрещено по правилам посещать девичьи палаты, умудрились с улицы принести снег в подарок; помогали медикам перевозить пациентку на процедуры. Рухнул языковой барьер, когда узнали, что Камала великолепно поет, уговорили выступить на концерте; искренне радовались её дебюту, дружно строили планы на выздоровление. Медсестры что называется «закрывали глаза» на многочисленные нарушения в режиме, видя, как у пациентки прогрессирует процесс выздоровления. За очень короткий срок девушка, удивив медиков, выздоровела и уверенно стояла на собственных ногах, уезжая домой. Дружба подростков сегодня продолжается в виртуальном пространстве, а поразительным результатом выздоровления послужила, вероятно, и та маленькая беседа, которую, дети запомнят на всю жизнь. Что Милосердие - это готовность помочь кому - либо из сострадания, человеколюбия, или, по определению В. Даля, "любовь на деле, готовность делать добро всякому".

«Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди "возлюби ближнего как себя самого". Причем милосердие, как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, в сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. Милосердие - это нравственное качество личности, проявляющееся в способности к состраданию, сочувствию, внимательному, заботливому отношению к окружающим, действенной помощи из жалости и человеколюбия» . Радует и до слез трогает, то, что подростки очень активно реагируют на слово воспитателя и показателями проявления начал милосердия детьми старшего школьного возраста является: умение пожалеть всякого (несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного) независимо от их внешней привлекательности; готовность бескорыстно помочь нуждающимся в этом без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка (игрушки, главной роли в игре, желаемого развлечения и т.п.) в пользу обиженного; словесно или действенно отозваться на огорчениях. В прежние века и в наши дни актуальными были и остаются вопросы нравственности взаимоотношений в системе «учитель-ученик». Было выдвинуто множество требований, которым должен соответствовать учитель. Среди них разнообразные учительские добродетели, отвечающие принципу гуманизма в педагогике. Душевное сочувствие становится всё более ценным по мере того как ожесточается настроение в обществе, сегодня школа в глазах всё большего числа детей перестаёт быть «вторым домом» именно потому, что там их не понимают. Не стоит идеализировать ни учеников, ни учителей, не стоит прощать того, что невозможно простить, но нельзя и игнорировать динамику проявления детского внутреннего мира. Взаимоуважение и взаимопонимание старшего и младшего - проявление профессиональной духовности, возможно, один из путей ненасильственного воспитания, педагогического гуманизма, милосердия и благотворительности. Несмотря на то, что слова "благотворительность" и "милосердие", на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами.

«Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, не всегда регулярной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющего свою юридическую базу и различные организационные формы» . Смело могу сказать, что у нашего Центра есть спонсоры, которые реализовывают благие дела, направленные на здоровье сбережение наших юных пациентов. Театрализованные спектакли, спортивно-оздоровительные праздники, музыкальные концерты, ежемесячные встречи с фокусником-иллюзионистом, ежегодные Новогодние ёлки с подарками для каждого ребенка, торжественное открытие к 70-летию Победы скульптурного мемориала «Победа» и, наконец, покупка микроавтобуса для туристических поездок за город. Центр получает помощь, как от частных лиц, так и от благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Не называя имен, говорю, что мы гордимся этими людьми, мы им всегда рады и с нетерпением их ждем! «Творить Добро на радость детям!» - это девиз, почетная миссия благотворителей и проявление истинного милосердия на рубеже XXI века. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. «В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования» .

Педагогическая политика «Огонька» сегодня направлена на эффективное осуществление процесса воспитания и развития милосердия у школьников в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях:

  • =использование педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия;
  • =создание в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие милосердия, сближение реального и вербального поведения школьников;
  • =преодоление отчуждения между воспитателями и детьми и родителями, привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу школьного учреждения;
  • =организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей в контексте воспитания дружеских, гуманистических взаимоотношений коллективизма, гуманизма, культуры поведения, гуманных чувств, роли эмоций в усвоении детьми правил поведения и рассматривание симпатии как самую раннюю форму проявления социальных чувств детей, являющуюся основой для развития гуманности, чувства долга, дружбы и товарищества.

Всё это с одной стороны способствует раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - определяет дефицит добра и милосердия в отношениях людей друг к другу, высвечивая проблему нравственного воспитания, одним из существенных аспектов которого является воспитание и развитие милосердия у молодежи.

Еще один пример в режиме реального времени: сотрудники первой независимой Санкт-Петербургской радиостанции «Ра́дио Ба́лтика», вещающей в диапазоне FM 104,8, в новогодние праздники сделали индивидуальные подарки каждому ребенку в нашем Центре, собранные горожанами для благотворительной акции. Мы получили огромное количество благодарностей от родителей, отзывов от детей и позитива на целый год вперед. Такие акции заставляют задуматься всех о том, что на добро надо отвечать добром. Неслучайно, например, каждый четверг в эфире Пятого телеканала стартует марафон «День добрых дел», собирая миллионные суммы для нуждающихся в лечении детей. Наш «Огонек» вносит свою маленькую лепту в огромный мир добра: ко Дню пожилого человека у нас запланирована акция через виртуальный информационный ресурс «ДоброПочта» - поздравление одиноких людей, проживающих в домах престарелых, и открытки дети сделают своими руками. Конечно, масштаб не тот, но маленькая «прививка доброты» останется в памяти юного сердца надолго. Милосердность акции - творить Добро! Отвечать добром на добро. И, как известно, что одно добро заставляет делать другое добро. Необходимо просто дать понять, что одна из добродетелей на земле – милосердие - должна жить вечно! «…если уничтожится милосердие <на земле>, то все погибнет и истребится. <…> Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком» http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/159

Похожие публикации