Что делает вожатая в лагере. Каким должен быть вожатый

Материал из Летний лагеря

"Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с)

Хороший вожатый. Кто это?

  • Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.
  • Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.
  • Хороший вожатый - тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.
  • Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное - чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.
  • А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.

Итак,... Понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего "расшифруйте" для себя это словосочетание -"понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то (понравиться детям) означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то (понравиться детям) воспринимает, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание. И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: "понравился и всё". И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

  1. ваш внешний вид,
  2. выражение вашего лица,
  3. наши запахи,
  4. тембр вашего голоса,
  5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

  • не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Произвести первое впечатление - это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: "произвести второе впечатление".

Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

  • чем интересным я занимался в жизни?
  • какие у меня есть способности и таланты?
  • за что меня уважают и любят мои друзья?
  • о чем увлекательном я могу рассказать?
  • чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх**способности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао - это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство,и будут вас уважать. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умете и знаете.

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

  1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
  2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
  3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
  4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
  5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
  6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
  7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
  8. Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
    • Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.
    • Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).
    • Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.
    • Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).
    • Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
    • Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.

Несколько полезных советов.

1. Для первых нескольких дней смены придумано такое название: "организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена". Как ко всякой народной мудрости, к этой примете нужно отнестись с серьёзностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно складывать свои вещи в палатке и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены (хотя и это возможно). Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к лагерным требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую.

2. Обращение. Для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное "дети" произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе "ребятушки" проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей.

3. Не забывайте, праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще - "лучший отдых - это смена деятельности".

4. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, - не лучший способ решения проблемы. Во-первых, это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в "мирное" русло. То есть придумывать такие занятия, в которых дети реализуют своё стремление к действию "без разрушительных последствий".

Самый лучший вожатый не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший вожатый - тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни переменит любого.

Необходимые качества для Вожатого:

  • Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.
  • Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность .
  • Общечеловеческая внятность . Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.
  • Терпение , терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
  • Уверенность в себе, находчивость . Умение быстро найти выход из любого трудного положения.
  • Яркость натуры . Помогает завоевать уважение детей.
  • Не быть ребёнком . Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

Итак, вожатому необходимо:

  • Поставить дисциплину . Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.
  • Завести детей на творчество . Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.
  • Сплотить отряд . Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.
  • Стать для детей старшим товарищем . Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж вожатого - сделать это самостоятельно. Как стать собственным имиджмейкером? О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя! Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д. … Вожатый - лидер. Тот, кто готов вдохновить ребят!

А что же делать, если ты не танцуешь, не поешь и даже не рисуешь? Имидж - это набор из самых сильных качеств! Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). Определите свои преимущества: вы легко находите общий язык, решаете конфликтные ситуации, готовы выслушать, понять, примчаться на помощь. Вы креативны, можете из мелочей создать праздник, настроение? По крайней мере, у вас есть огромное желание научиться этому. Неважно как: из книжек, из интернета, у друзей, у старших коллег… Вот это и есть тот ключ к имиджу успешного вожатого! Есть три важных элемента имиджа: определяющие черты характера, внешность (как вы выглядите + одежда + манеры), стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…). Но это внешний имидж, а есть еще и внутренний, который и определяет внешний - это мечты, стремления, желания, чувства.

Создание имиджа вожатого. Имидж зависит от возраста детей. Если что-то умеешь - петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота - надо показать детям, но ни в коем случае не бравировать этим.

Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Внешний вид

Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности - в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля "хиппи". Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия "загадочного" единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Уверенность

Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Существует и еще один небольшой секрет, который помогает начинающим вожатым. Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно - отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Вожатый: ведущий, не ведомый.

В адаптационный период требуются постоянные тренинги развития внимания и креативности. Это поможет вожатому быть в тонусе, максимально быстро реагировать на происходящие события. Методик много, но вот времени на их реализацию бывает подчас мало. Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.

Установи традиции в общении.

  • Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр . В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах , но стабильным в отношении к делу!

Перед началом какой-нибудь программы предложи детям просто покричать. Прокатывает даже на взрослых. Маленьким детям "Давайте покричим... насчет 1,2,3" хватает. Постарше нужен креатив.

Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца». Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!

Поездка в лагерь - первая вылазка ребенка во взрослую жизнь: жесткого контроля нет, вокруг - такие же безбашенные ровесники и мир, полный страшного и веселого. Что творят дети вдали от родительских глаз, кто следит за их безопасностью и какие воспитательные меры принимает руководство - рассказывают вожатые самарских лагерей. Бонус - комментарий психолога: к чему может привести летний отдых и всем ли детям лагерь идет на пользу.

Татьяна Картошкина

Вожатая в лагере «Орленок»

Я откликнулась на вакансию вожатой за три дня до окончания набора сотрудников. Никакого собеседования со мной не проводили: пришла, заполнила документы и все - можешь работать.

Мне достались дети самого противного возраста: 11-12 лет. Как и в любом коллективе, без ссор не обходилось. Один мальчик довыпендривался и ему сломали ногу. В лагерях, когда что-то такое происходит, сразу вызывают скорую и полицию, чтобы зафиксировать, что это не нападение вожатого.

На следующий день по громкоговорителю меня и мальчика, который был инициатором драки, вызвали к директору. Он шел весь белый, перепуганный, дрожащим голосом шептал, что его посадят. Я чуть ли не смеюсь, успокаиваю его, а он уже все, думает, - прощай школа, суши сухари, маман. В кабинете директора парень разрыдался. И мне пришлось этого огромного бугая выше меня ростом обнимать, как котенка, и успокаивать на руках.

Самыми трудными детьми были не хулиганы, а те, кого притащили в лагерь насильно. Такие постоянно плачут, сидят одни. Сначала уговариваешь их что-то делать, а потом просто руки опускаются. Ну вот что сделаешь: сдашься и перестанешь уговаривать, скажут, что были плохие вожатые и неинтересная смена, продолжишь, - другие дети обидятся, что с кем-то носятся, а с ними нет.

Александр Шаров

(фамилия и имя изменены)

Вожатый лагеря «Колос»

В прошлом году в лагере была старшая воспитательница, которая считала нормой отнимать у ребенка телефон за непослушание и пугать байкой про пиковую даму, которая придет и накажет его. Спорить с этим маразмом было бесполезно, так как она была нашим начальником и считала, что лучше всех знает, как обращаться с детьми. Все остальные воспитатели были хорошими - мы вместе устраивали детям игры, потому что развлекательной программы практически не было. Иногда дети веселили себя сами - старшие отряды могли вечерами выпить и покурить.

Однажды я поймал ребенка из своего отряда на краже: пытался стащить телефон из чужой сумки. Начальству докладывать не стал, потому что их методы воспитания не разделял. Вместо этого попытался сам поговорить с мальчиком. Не знаю, помогла ли моя беседа, но после этого он мне больше на краже не попадался. Я довел смену до конца, потому что были дети и руководители, к которым я хорошо относился, не хотелось оставлять их одних.


Наталья Кириллина

Вожатая в лагере «Волжский Артек»

Я поехала в лагерь, чтобы пройти университетскую практику и поначалу была сильно запугана. Однокурсники рассказывали, что дети теряют контроль и могут сотворить что угодно: переспать друг с другом, напиться, подраться.

Мне попался один из старших отрядов: дети 12-14 лет. В первый же день двух мальчиков застукали с сигаретами. Пришлось вместо «свечки» проводить воспитательную беседу, которая, как ни странно, подействовала: до конца смены ребята больше не косячили. За три недели в лагере я поняла, что главное - поставить себя перед детьми, и дальше все пойдет как по маслу.

С детьми надо быть осторожными буквально до каждого слова. Один раз уговаривала девочку поесть известным способом «Ложечка за папу, ложечка за маму», а она мне в ответ: «У меня нет мамы».

Вообще, работа вожатого наполнена форс-мажорами. Один мальчик перепугал нас тем, что ушел гулять по лагерю, пока ребята уже готовились ко сну. Решил устроить «ночной дозор». Если ребенок потеряется или с ним что-то случится, вся ответственность ляжет на вожатых. К счастью, его быстро нашли - и ничего более серьезного в моей смене не происходило.


Кирилл Коваленко

Вожатый в лагере «Волжский Артек»

Я приехал в лагерь не по своему желанию, а на педагогическую практику. К практикантам начальство относилось хуже, чем к вожатым, которые ездили туда каждый год - если им многое прощалось, то нам за пьянку на «королевскую ночь» отказались подписывать дневники практики и оштрафовали. При этом условия жизни были так себе - тесная вожатская на четырех человек. Радовался только, что кормили вкусно и всегда предлагали добавку.

Среди вожатых не очень много парней, и от этого к тебе относятся с большим вниманием. Не всегда в хорошем смысле: в нашей смене был парень, который делал почти все - возился целый день с детьми, сам мыл полы, а его совожатые в это время филонили. Я же с криками, что не мужское это дело, уборкой корпуса не занимался никогда.

Дети мне попались в возрасте 11-13 лет. Спокойные ребята, практически не ссорились. Самой страшной бедой было потерять первую лагерную любовь, не больше. Ребята практически сразу разделились на два лагеря: социально активных и не очень, и всю смену особо не пересекались. Мне повезло, что конфликтов не было - вожатые уровня «практикант на одну смену» не способны предотвращать серьезные проблемы. Нам под силу разве что устранять последствия.

«Большая деревня» попросила семейного психолога внести ясность, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в лагерь и как понять, поможет ли эта поездка стать ребенку более общительным или навредит.

Важно учитывать, что отдых в летнем лагере будет ребенку в радость, если он умеет позаботиться о себе как в бытовом, так и в эмоциональном плане. Он легко справляется с гигиеническими правилами, умеет обратиться за любой помощью ко взрослым, знает, как самого себя утешить или подбодрить, владеет несколькими способами разрешения конфликтов и споров со сверстниками. Возраст, в котором ребенок обретает такую самостоятельность. может быть очень разным - кто-то уже в восемь лет способен к этому, а кто-то и до пятнадцати не освоил эти умения.

Отмечу, что смена в детском лагере не изменит ребенка, но станет лакмусовой бумагой, которая покажет родительские «недоработки». Так, если ребенка направляют в лагерь потому, что он малообщительный и боится сверстников, то обрушившаяся на него необходимость круглосуточно общаться и дружить может травмировать. В условиях обычной жизни ребенок был необщительным не просто так, а по каким-то причинам: особенности внешности, личности, просто сниженная потребность в общении. Географическое перемещение в летний лагерь этих причин не устраняет. Родители, отправляющие таких детей социализироваться, могут только усугубить замкнутость и обязательно столкнутся с отрицательной эмоциональной реакцией, которую нельзя игнорировать.

Если ребенок плачет и просится домой, стоит посоветоваться с воспитателями и вожатыми, прислушаться не к его слезам и просьбам, а к тому, как он объясняет свое желание. Главное - при принятии решения думать о ребенке, а не о своих интересах.

Что делать, если дети не хотят спать?

Первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Как и в любой ситуации: понять – это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить её полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего, запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям, и не будете заниматься в это время ничем другим. Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в … часов вы будете входить в комнату и гасить свет. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. После того, как вы погасили свет в комнате, в силу вступает ещё одно правило, о котором следует договориться заранее, что разговаривать только шепотом (и то недолго). Бывает очень эффективно и полезно научить ребят основам релаксации, которые можно обсудить предварительно с психологом. Для ребят помладше очень подходят засыпательная история или спокойная песенка.

Что делать, если ребенок заскучал по дому?

Выясните истинную причину «скучания». Ребенок должен чувствовать уют, иметь друзей и быть включен в интересную деятельность. Организуйте насыщенную жизнь с плотным распорядком дня и смены, с учетом колебания эмоционального маятника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». И чтобы приятнее было предвкушать радость завтрашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром.

Что делать в родительский день?

Родительским днем в лагере называют тот день, когда к детям приезжают родители. Обычно это происходит в воскресенье. В этот день все родители приглашаются в лагерь, где они могут погулять, посмотреть, где живет их ребенок, чем он занимается, получить ответы на интересующие вопросы: «Хорошо ли кормят?» «Не обижают ли моего ребенка?» «Здоров ли он?» «Не скучно ли моему ребенку?» «Есть ли у моего ребенка чистый носовой платок?» и массу других подобных вопросов. Для того чтобы положительно ответить на все вопросы родителей, нужно тщательно подготовиться. Начните с того, что накануне проведите «большую стирку» вместе со своими детьми в специально предназначенном для этого месте. Пусть все соберут грязные мелкие вещи (более крупные предметы гардероба лучше не трогать) и попытаются с вашей помощью выстирают их. Проконтролируйте, чтобы тщательно выстиранные вещи, дети хорошо прополоскали, а затем развесили для сушки. Заканчивая «большую стирку», наведите порядок в тумбочках, шкафах, сумках, чемоданах. Следующий этап подготовки к родительскому дню – организация концертов, ярмарок и выставок детских работ. Напомните детям, что их родителям будет приятно увидеть их, как активных участников в деятельности лагеря. Утром же того дня, когда ожидается массовое прибытие родителей, необходимо встать раньше, чем обычно, приготовить свою самую «приличную» одежду.

Следующее, что нужно сделать в это утро, проверить, во что одеваются дети. Они должны выглядеть чистыми, опрятными, причесанными (особое внимание следует обратить на девочек с длинными волосами). Помните, что первую информацию о состоянии дел в лагере родители получают в момент созерцания внешнего вида своего ребенка. Другим источником информации для родителей будет внешний вид и внутреннее убранство корпуса, комнат и прилегающей территории. Поэтому постарайтесь вместе с детьми до завтрака обойти и прибрать все лишнее, портящее «пейзаж».

А еще – это главное – вам нужно подготовиться к личному контакту с родителями. А для этого договоритесь с детьми, что они, как только сами поздороваются с родственниками, сразу подведут их к вам и представят: «Вот, это ко мне приехали». Обмен приветствиями и любезностями с родителями может быть очень коротким – 20 секунд, но он должен быть. Если вам необходим обстоятельный разговор, попросите родителей подойти к вам попозже. Если необходимости беседовать нет – поинтересуйтесь. Намерены ли родственники «забрать» детей для общения «в семейном кругу» где-нибудь за пределами корпуса и лагеря. Если такое намерение есть, то проявите бюрократическую дотошность, - попросите написать заявление или расписку. Образец вам надо подготовить заранее:

Расписка.

Я, Иванова Татьяна Николаевна, беру на себя ответственность за жизнь и здоровье моего сына Иванова Александра с 11.00 до 17.00 27 июня 2001 года. Подпись.

Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, подготовьте ручку и стопку чистых листов заранее. Только по совершении этой процедуры дети могут получить «увольнительную» – у вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют где-то сами по себе. Когда же родители захотят расстаться с ребенком и уехать, они должны не бросать его у лагерных ворот, поцеловав на прощание, они должны подвести его к вам.

Бывают такие ситуации, когда родители хотят забрать своих детей на день или два. В этом случае необходимо написать заявление на имя директора: Директору ДОЦ «XXX» Ермоленко Т.Г. от Ивановой Татьяны Николаевны заявление Прошу Вас отпустить моего сына Иванова Александра, отряд №5, с 14 часов 10 июля до 16 часов 11 июля 2001 года под мою личную ответственность. 10.07.01г. Подпись.

Данное заявление подписывают у куратора, и оно хранится у него до возвращения ребенка в отряд. В случае если ребенка забирают насовсем, поставьте в известность куратора и других представителей администрации (бывают вопросы, которые не стоит решать самостоятельно), так же необходимо написать заявление с указанием причины отъезда.

Директору ДОЦ «XXX» Ермоленко Т.Г. от Ивановой Татьяны Николаевны заявление Прошу Вашего разрешения забрать сына Иванова Александра, отряд №5, в связи с отъездом в санаторий. 10.07.01г. Подпись.

На заявлении должна стоять пометка о сдаче книг в библиотеку и подпись библиотекаря. Заявление обязательно подписывается директором ДОЦ и хранится у директора. Для особо восторженных и благодарных родителей хорошо было бы подготовить «книгу отзывов и пожеланий» или какую-нибудь другую форму проявления чувств по этому поводу. А вечером, после того, как родители покинут территорию лагеря, а вы соберете детей и расспросите их о впечатлениях, вам надо тактично решить еще одну проблему: поговорить с ребятами о привезенных съестных запасах и о сроках их реализации. Чем скорее будет съедена родительская «гуманитарная помощь», тем лучше, т.е. безопаснее. В этот день особое внимание нужно уделить деятельности и развлечениям. Он должен быть более интересным, насыщенным и увлекательным, чтобы дети, к которым еще не приехали родители были заняты делом, а не висели на воротах в ожидании любимых родственников.

Если один вожатый забрал игральные карты у подростка, может ли другой вернуть?

Нет, это говорит о несогласии между вожатыми.

Когда вожатые заезжают в детские оздоровительные учреждения?

За несколько дней до заезда детей.

Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы?

Да, для устройства на работу вам понадобятся следующие документы:

  1. Паспорт или временное удостоверение личности.
  2. Социальный номер, пенсионное удостоверение.
  3. Медицинские документы (санитарная книжка), заключение о состоянии здоровья.
  4. Трудовая книжка или справка о последнем занятии.
  5. Документы, подтверждающие профессиональное образование.

Как предотвратить побег ребенка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?

Держать этого ребенка постоянно в поле зрения. Выяснить причины нежелания поехать в лагерь. Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу. Помочь найти занятие по душе. Обратиться за помощью к психологу.

Какие темы запрещены для разговоров с детьми?

  • Выяснение отношений между педагогами.
  • Обсуждение детей.
  • Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
  • Решение вопросов личного характера.

Если мальчик долго не моется и от него дурно пахнет, как ему сказать об этом?

Как помирить детей-драчунов?

Дать объединяющее задание.

Когда начинается выходной у вожатого: утром, днем, вечером?

Начало выходного дня регламентируется правилами внутреннего распорядка.

Разрешаются ли в оздоровительном лагере прогулки детей у водоемов без сопровождения взрослых?

Пребывание детей у реки, водоема, моря, а также прогулки детей без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.

Что делать вожатому, если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребенка в отряд?

Необходимо доложить об этом куратору или заместителю директора по воспитательной работе. Предъявить расписку или заявление, оставленное родителями или лицами их заменяющими.

С кем должны находиться дети и подростки во время проведения спортивных мероприятий?

Во время отрядных спортивных тренировок, сборов, мероприятий все дети и подростки должны находиться вместе с вожатым, тренером на участке или в помещении, где проходит данное мероприятие.

Кто несет персональную ответственность за жизнь и безопасность детей во время занятий их в студиях, мастерских?

Только после согласования с руководителем студии или мастерской, вожатый может оставить детей на определенное время под ответственность руководителя студии или мастерской. Пока вожатый не придет за детьми, они должны находиться в мастерской или студии.

Как оформить выход за территорию?

Выход за территорию оздоровительного лагеря допустим только с разрешения директора или заместителя директора по воспитательной работе. Вожатый письменно информирует директора или заместителя директора по воспитательной работе о планировании выхода за территорию оздоровительного лагеря. В заявке указывается:

  • Цель выхода за территорию;
  • Маршрут следования;
  • Время выхода и возвращения.

После прибытия на территорию оздоровительного лагеря вожатый информирует директора или заместителя директора о возвращении.

Как оформить выход в поход?

Заранее пройти медицинский осмотр и написать заявление на имя директора:

Директору ДОЦ «XXX» Ермоленко Т.Г. от вожатого отряда №4 Петрова И.С. заявление. Прошу разрешить выход в поход14, 15 июля 2001г. отрядам №4, №5 и №7 в количестве 34 человек + 4 взрослых. 12.07.01г. Подпись.

Если в отряде есть дети, которым медики не разрешили идти в поход, вожатый информирует куратора о том, к какому отряду прикреплены данные дети на период отсутствия отряда. По прибытии отрядов из похода, вожатые информируют директора или заместителя директора о возвращении.

Что делать, если ребенок страдает лунатизмом?

Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми, следовать таким правилам:

  • Не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний;
  • Уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;
  • Подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуг

Что необходимо учитывать вожатому при подготовке к мероприятию?

Учитывать возраст детей, ожидания детей, длительность подготовки, условия для подготовки, возможности вожатых, их умение организовать тот или иной вид деятельности и использовать различные методы воспитания, настрой детей и подростков на нужное дело и пробудить интерес у детей к нему, наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления), инвентаря и др.

Что должно учитываться при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном лагере?

Цели и задачи воспитания, развития и оздоровления, возраст детей, интересы детей, способности вожатых, краткость подготовки, массовость занятости детей и подростков, условие соблюдения этики при проведении игр, отсутствие пошлости.

Каким образом сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?

Учесть следующие моменты:

  1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей.
  2. Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям.
  3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей.
  4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка.
  5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра.
  6. Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т.д.

Можно ли вожатому отлучаться в родительский день, если ко всем детям приехали родители?

Родительский день не является причиной для отсутствия на работе.

На что обратить внимание в день отъезда?

  1. Собрать белье по комнатам, сосчитать его и сдать сестре-хозяйке.
  2. Убрать комнаты, оставить их чистыми.
  3. Проверить, чтобы дети собрали все вещи.
  4. Напомните детям, как нужно вести себя в автобусе, каков порядок ухода с родителями.

Когда все дети встретятся со своими родителями в день отъезда.

Что делать, если ребенок боится темноты?

Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не говорите ребенку, что он маленький и глупый. Не высмеивайте его, выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого – вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его, и весело посмейтесь над этим.

Какова тактика поведения с нервными детьми?

Таким детям необходимы понимание взрослых и эмоциональная поддержка, признание в среде сверстников, непосредственность проявляемых к ним чувств, обретение уверенности в своих действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты с окружающими и поддерживать их, гибкость в отношениях к ним со стороны воспитателей.

Можно ли наказать непослушного ребенка?

Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого. Воспользуйтесь очень кратким объяснением, почему подобное поведение ребенка неправильно; отвлечением, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание.

Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?

Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.

Что нужно делать в процессе воспитания?

  • Принимать ребенка таким, каков он есть.
  • Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.
  • Жить с ребенком общей жизнью.
  • Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка.
  • Помнить, что воспитывают не слова, а пример.

Как разрешить конфликтную ситуацию?

Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно:

  • методом сглаживания разногласий, т.е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т.д.
  • методом совместного обсуждения разногласий.

Как задать вопрос ребенку, чтобы получить правдивый ответ?

Как утверждают ученые, абстрактно поставленный вопрос не сковывает воображение ребенка и не заставляет его «оправдываться» в глазах взрослого.

Когда и кому следует писать объяснительную записку?

Объяснительная записка адресуется директору оздоровительного лагеря, пишется по его требованию.

Перед кем в оздоровительном лагере необходимо отчитываться вожатому, студенту-практиканту?

Студент-практикант в оздоровительном лагере отчитывается перед заместителем директора по воспитательной работе.

Какие дни лучше не планировать для личных выходных?

Первые и последние дни смены.

К кому обратиться в оздоровительном лагере в случае возникновения проблем с детьми?

К куратору, заместителю директора по воспитательной работе, психологу.

О чем следует говорить с родителями?

Обо всем, что волнует вожатого и имеет смысл для решения вопросов, касающихся общения с другими детьми.

Что следует обсуждать с директором оздоровительного лагеря?

Обсуждать можно все вопросы, связанные с вашей работой в оздоровительном лагере, с условиями жизни, касающиеся как вас лично, так и вверенных вам детей и подростков.

В каких случаях необходимо обращаться к врачу в оздоровительном лагере?

По всем вопросам, связанным со здоровьем детей, необходимо обращаться к врачу.

Следует ли обращаться к врачу, если вопрос или проблема возникли ночью?

Да, в случае необходимости время суток для обращения к врачу не имеет значения.

Сколько раз необходимо повторять одно и то же детям?

Пока они этого не поймут.

Следует ли на отрядные дела приглашать куратора или заместителя директора по воспитательной работе?

Как правильно строить свои взаимоотношения с руководством оздоровительного лагеря?

На основе взаимного уважения, с учетом опыта, взаимной ответственности, заинтересованности.

Можно ли на нецензурные выражения детей отвечать так же, считая, что «иначе они не понимают»?

Как быть, если подростки любые взгляды, подмигивания, мимолетные ухаживания другого пола принимают за любовь?

Разъяснять в индивидуальных беседах, что такое любовь.

Как следует поступать, если дети ничего не хотят делать?

Вовлекать детей в разрешение ближайших, сиюминутных проблем.

Подросток плачет. Вожатый пытается успокоить его и выяснить причину слез. Ответа нет. Как поступить?

Стоит на некоторое время оставить подростка одного, не приступать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Подросток сам расскажет о причине слез, если сочтет нужным.

Можно ли поручать укладывать детей другим вожатым, инструкторам?

Нужно стремиться выполнять свои обязанности самостоятельно.

Когда можно общаться с вожатыми из других отрядов?

Если нет особых причин, связанных с работой, то лучше в то время, когда дети спят.

Следует ли иметь план работы отряда на смену, на день, если этого не требует руководство?

Да, следует.

Как часто нужно пересчитывать количество детей в отряде?

Перед отбоем, после отбоя, ночью во время обхода, при построении на зарядку, перед завтраком, после завтрака, перед выходом за территорию, во время прогулок, после возвращения с прогулки, перед купанием, во время купания, после купания – при каждом удобном случае.

Есть ли необходимость в обучении детей, независимо от возраста, правильному поведению в местах общего пользования?

Да, необходимо проводить профилактические беседы регулярно.

Как поступить, если руководство оздоровительного лагеря высказывает в адрес вожатого несправедливое замечание?

Выслушать и принять к сведению.

Возможен ли приезд в оздоровительный лагерь друга (подруги), мужа (жены)?

Все встречи желательно планировать в свои выходные дни, приезд близких людей отвлекает от основной работы.

Могут ли дети сотрудников пользоваться какими-либо привилегиями?

Все дети в оздоровительном лагере отдыхают на равных условиях.

Можно ли отпускать ребенка с родителями под честное слово, если родители являются сотрудниками данного оздоровительного лагеря?

Нет, для всех родителей существуют одинаковые правила.

Суровость руководства лагеря – это норма, правило..?

Часто под видимой суровостью скрывается забота о сотрудниках, об обеспечении условий для работы лагеря, озабоченность общим делом, наличие большого количества проблем. Будем помнить, что постоянный, круглосуточный контроль за работой персонала – его обязанность.

Что делать, если вожатому кажется, что подросток употребил спиртное или нюхал неизвестные вещества?

Срочно обратиться к врачу.

Как объединить интересы детей в разновозрастном отряде?

Старших детей привлечь к работе с младшими.

Можно ли курить в присутствии детей?

Удобно ли появляться в столовой в жаркую погоду в купальнике, плавках?

Нет, это не этично.

Как быть, если ребенок убежал?

Не паникуя, собрать детей и немедленно сообщить об этом куратору, заместителю директора или директору.

Нужно ли вожатому в оздоровительном лагере подчиняться сложившимся традициям?

Если они способствуют хорошему отдыху детей, то да.

Как не растерять малышей во время приёма?

Каждому прикрепить визитку с номером отряда и именем ребёнка.

Кто стирает детские вещи, если к ребёнку 6-8 лет не приезжают родители?

Если нет возможности сделать это в прачечной, нужно стирать вместе с ребёнком.

Что делают воспитатели (вожатые) до приезда детей в детские оздоровительные учреждения?

Готовят помещения отрядов к приёму детей, занимаются планированием работы.

Когда воспитатели (вожатые) выезжают в детские оздоровительные учреждения?

Желательно до приезда детей.

Кто должен сообщить приехавшим родителям, о том, что ребёнок находится в изоляторе?

Воспитатель (вожатый) отряда.

Кто распределяет задания отрядам при проведении общелагерных мероприятий, игр?

Задания отрядам распределяет организатор игры, он может также создать условия для реализации детских идей.

Кто должен регламентировать пребывание детей на воздухе в жаркую погоду?

Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы (паспорт и т.д.)?

Да, документ, удостоверяющий личность, медицинские документы.

Есть в детских палатах замки, крючки на дверях?

Много ли должно быть в лагере игрушек?

Это зависит от финансовых возможностей каждого лагеря.

Когда воспитатели (вожатые) получают оплату за свою работу?

По окончанию работы, согласно КзоТ РФ.

Как запоминать имена детей?

Изучая списки детей и сведения о них, в игре, на вечерней сверке.

Можно ли проводить утреннюю зарядку воспитателю (вожатому) самостоятельно?

Да, согласовав это решение с директором детского лагеря.

Какой подход выбрать в работе с трудными подростками?

Нужно стремиться к пониманию их.

Кто будет замещать воспитателя (вожатого) в случае его болезни?

Подменный воспитатель (вожатый).

Что делать, если воспитатель (вожатый) не понравился начальству?

Работать.

Что делать, если воспитателя (вожатого) будут дразнить?

Отнестись к этому с юмором.

Если ребёнок поранился или ударился, обязательно ли вести его в медпункт?

Да, его надо отвести в медпункт.

Как предотвратить побег ребёнка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?

Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу.

Если в отряде есть ребёнок, который не слушается воспитателя (вожатого), можно ли от него отказаться?

Отказаться от него слишком легко, нужно стремиться завоевать его доверие.

Можно ли детям в лагере слушать плеер, собственный магнитофон?

Можно, если это не вредит здоровью.

Сколько детей может находиться в воде одновременно?

Допустимо пребывание в воде одновременно не более 10 детей.

Когда лучше провести учёт детей и подростков при купании?

Перед входом в воду и при выходе из воды.

Что делать воспитателю (вожатому), если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребёнка в отряд?

Необходимо доложить об этом директору оздоровительного лагеря письменно.

Можно ли разрешать переезды детей из палаты в палату во время смены?

Не желательно, В противном случае смена будет состоять из одних переездов.

Что делать с детьми, которые..., "я не пойду на ужин", "я не буду спать"?

В каждом отряде, бывает парочка таких... Не назвать их уж, прям, "грубыми нарушителями", но постоянно идет "нудеж": "ну заче-е-е-ем зарядка?", "ну поче-е-е-ему кататься только четыре часа-а-а-а?", "ну я не хочу-у-у-у...".

Что касается режима.

  1. Ссылки на автортеты. На утвержденные нормативные документы по организации детского отдыха. Можно - абстрактно, если ребенок "подкованный", покопаться в инете, вполне себе находятся. Везде зарядка является обязательной. Есть рекомендованные нормы сна. Ну и еще чё-нить приплести можно. Если вы, конечно, не полным самоуправством занимаетесь. Ссылки на "живых" авторитетов: людей "специально обученных". Врача, физруков. Они подтвердят обоснованность (научно, как угодно) ваших требований по соблюдению режима.
  2. Хотя это - близко. В лагере существуют Программа, Правила и прочее. Твои родители (на Родительском Собрании, при приобретении путевки, при подписании документов и пр. прикидывайте варианты, которые были) были с ними ознакомлены и они не вызвали у них ни вопросов ни возражений. И вот ты здесь. Будь добр тада...
  3. Ограничение "бонусов", завязанное на нарушения. Ты не был на зарядке, инструктор считает, что ты недостаточно готов к (походу, велопрогулке, занятиям и пр.). Будь добр, или посиди в корпусе, или разомнись дополнительно. Можно, прям счас. Если успеешь. Вы (отряд, группа) опоздали на зарядку. Долго просыпались. Наверное, вам не хватает времени, чтоб выспаться? Ну... Давайте сегодня вечерком вместо дискотеки поспите подольше... Заметьте, не предлагается наказывать лишением дискотеки, а лишь дается ребятам возможность достаточно выспаться, чтоб они с утра были бодры и веселы. И вышли на зарядку. Которая является обязательной. (см. выше).

Что касается "не пойду на ужин" или еще куда-то не пойду - если есть возможность оставить с ним кого-то в корпусе - так пусть сидит скучает. Если нет... Ну... Наверное как-то надо заставлять (чтоб ребенок не болтался один).

"Не буду спать в тихий час..." Не хочет спать, пусть не спит. Пусть тихо почитает книгу, или разгадывает кроссворд. Чтобы не быть "Цербером" уделите детям после того как они лягут по кроватям минут 10-15. Дайте им привыкнуть к тому что они в кроватях. Есть еще релаксационная музыка. Включите ее во время сонного часа. Увидите результат.

"Не буду спать (ночью)..." Наверное, общее правило. Программа дня должна быть достаточно выматывающей. Чтоб ребенку и в голову такой бредовой мысли, как не спать ночью не пришло.

“Пересчиталка” по ладошкам - отличный способ держать под контролем количество людей в отряде во время походов, экскурсий и других выездных мероприятий. Кроме того, он позволяет легко пересчитывать детей в ходе движения по маршруту следования и не “мучить” дисциплинированных детей после объявления общего сбора перед уходом из промежуточного пункта. Как только большая часть отряда уже в сборе, громогласно объявляете отход. Тогда первый вожатый уходит вперед, а второй - становится на выходе и подставляет свою ладонь под хлопки выходящих ребят. Разумеется, при этом ведете счет хлопков. Вы сразу заметите, как заторопятся “засони” и “лежебоки”, когда увидят, что отряд уже уходит. Вам останется лишь замкнуть уходящий отряд. Весело, совсем не нудно и вполне эффективно!

Что делать если дети плохо убираются в комнатах?

Операция вертолёт (Уборка в комнате). Не смотря на все увещевания, дети очень часто раскидывают вещи так, как будто ожидают прихода домработницы. Напоминания, увещевания, просьбы, требования, угрозы не помогают… В лагере «Орленок» придумали действенный метод борьбы с повышенным беспорядком. Когда состояние спальни начинает приближаться к критическому, вожатый предостерегает детей, что если они не уберутся, будет проведена операция «вертолет». Ну, вертолет и вертолет - детей такая непонятная угроза обычно не пугает… На следующий день вожатый еще раз предостерегает - лучше приведите свои вещи в порядок, а то пройдет операция «вертолет»… Однако, причем здесь вертолет - по-прежнему никто не объясняет… А на следующий день операция «вертолет» и правда проводится - все вещи, лежащие не на месте, «перелетают» на другие места в спальне. Ох, замучаются дети разыскивать свои носки, книжки и куртки на люстрах, шкафах и соседних кроватях… Зато теперь всем будет очевидно, зачем вещи нужно убирать на место а то опять «улетят».

Есть более мягкий способ приучения детей к порядку. На кровати самых отъявленных нарушителей порядка кладется специальная табличка с симпатичной свинкой и надписью «хрю»… Вроде бы шутка, но, по отзывам детей, когда тебя один раз «удостоили» звания «хрюшки», повторения совсем не хочется… Такую же табличку могут повесить и на дверь спальни самого неряшливого отряда - так что ребята прилагают усилия, чтобы этого избежать…

Вы собираете неубранные вещи к себе, а после проверки устраиваете "раздачу" на фанты. Дети сначала придумывают фант, а потом вы достаете вещь.

Нужно ли ходить строем?

Уметь ходить строем отрядом - желательно да. Потренироваться под предлогом официальных мероприятий и быстрого нетравматичного продвижения по территории. В столовую, потому что так принято, малышам – опять же да, так удобнее и вожатому, и им проще.. Надо ли водить строем 15-летних тинейджеров? Ну… вы ходите в жизни строем? А хотели бы? В общем, правил лагеря по этому поводу нет. Утеряны. Так что решайте сами.

Как привлечь внимание к событию?

За несколько дней до мероприятия (к которому не требуется подготовки от детей) на доске объявлений повесить название этого праздника, но только заглавные буквы: например: если вы проводите игру " Расследование похищения вожатых", то в первый день появляется надпись РПВ, на следующий день - дата игры, на другой день - время и т.д. Это привлечет внимание, и дети будут думать, а что же такое РПВ до тех пор пока в назначенное утро, проснувшись, не обнаружат записку, что их вожатый похищен...

(См. продолжение Похищение вожатых - Дети просыпаются утром и обнаруживают, что их вожатый похищен. (за несколько дней до этого об этом событии были сделаны расплывчатые намеки на доске объявлений. Но их умный вожатый оставил для них ключи - подсказки (это могут быть загадки, ребусы и т.д., которые будут указывать, где находится следующая подсказка, а, в конце концов, и вожатые). Похититель (это может быть специально приглашенный для этого вожатый) может потребовать выкуп (привести 5 причин, зачем им нужен вожатый, или рассказать о нем что-нибудь хорошее и т.д.))

Система очков...

Все дети любят участвовать в соревновании и получать призы. Введите в вашем лагере систему очков (не солнцезащитных, конечно, а систему баллов). Т.е. группа может зарабатывать очки за чистоту в помещениях, за активное участие в мероприятиях лагеря, за первые места в той или иной игре и т.д. Рекомендуется давать очки только в качестве поощрения, но не забирать их в случае наказания. Если же какая-то из команд была хуже всех или провинилась, то лучше оставить ее без поощрения, а другие команды поощрить. Система зарабатывания очков действует на протяжении всего потока, а в конце образуются две команды победителей (одна команда девочек и одна команда мальчиков). Победителей не забудьте наградить призами.

Например - Так за добровольные хорошие дела вручаются награды 4-х степеней "радужки". Так, например:

  • красные "радужки" выдаются каждому за командную победу в соревнованиях или как поощрение группе (или индивидуально);
  • желтые - за хорошую уборку территории, или комнат;
  • зеленые - за активное участие в мероприятиях;
  • синие – за добрые добровольные дела.

Цена "радужек" - различная. Самая маленькая у красной, последующие цвета (в порядке мной описанном) на одну красную больше: так желтая равна 2-м красным; зеленая - 3-м красных; синяя - 4 красных. В конце лагеря проводится ярмарка, на полученные награды что-то можно купить.

Чтобы ребята не опаздывали на линейку, придумали наказание, которое называется "адарган" (награда наоборот). Те, кто провинился, (это может быть отряд, группа ребят, или один человек) получают "адарган" и должны его отработать и отчитаться перед директором или координатором. Отработка заключается в уборке территории, комнаты или столовой (можно придумать что угодно). Действует неплохо.

Если вам важно знать мнение детей...

Если при обсуждениях во время анализа дня, дети не очень хотят высказывать свое мнение, а вам важно знать, что они думают, то вы можете воспользоваться следующим методом. Натяните между деревьями бельевую веревку, отметьте середину. С одной стороны веревки нужно прицепить надпись " Согласен", а с другой "Не согласен". Каждому мальчику или девочке выделить по прищепке. На занятия дети приходят с прищепкой и оформленным листком бумаги, где написано их имя. Например: вчера в конце дня вы попросили их подумать над таким вопросом... при этом дается на выбор два варианта ответов. Перед следующим анализом они вывешивают свои прицепки, и вожатый может увидеть, кто на какой стороне, даже если ребенок не хочет высказывать своего мнения при всех. Позднее вы можете с кем-то поговорить отдельно.

Ящик с вопросами...

Наверняка у детей по ходу проведения лагеря возникают вопросы. А руководству лагеря важно знать, что для них непонятно. Повесьте на территории лагеря (в палатке или столовой) ящик для вопросов. Пускай они пишут свои вопросы на листочках и опускают туда.

Подбирая лагерь, мы не обращаем внимания на самое важное - на тех людей, которые находятся с детьми 24 часа в сутки. А ведь среди них могут быть самые разные люди. Виктор Медведев делится личным опытом работы в детских лагерях и рассказывает о вожатых, среди которых могут быть даже судимые люди.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Если вы «постарше», то наверняка помните, что такое пионерский лагерь. Лично я - нет, так как родился в 94-м году. Но для того чтобы моё доверие к вам не было подорвано в самом начале, скажу, что учился я в педагогическом университете, параллельно работал в детских лагерях Якутии, Новосибирска и Краснодарского края. Начал вожатым, завершил карьеру методистом - занимался созданием образовательных программ и подбором персонала. Всё, о чём я буду говорить - это опыт, который был виден моими глазами, потроган руками и осмыслен мозгами. Предупреждаю: я не стал бы писать целую статью ради констатации хорошего - позитивные моменты лагеря расскажут сами.

Что такое детский лагерь

Начнём с простейшего, вдруг вы ещё ни разу не отправляли ребёнка в лагерь. Обычно они называются так: детский санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия, всероссийский или федеральный детский центр, детский оздоровительный лагерь или база. Сейчас появляются современные частные лагеря, именуемые английскими словами, в основе которых лежит слово «camp» - то есть лагерь в переводе с английского.

Детский лагерь - это такая форма отдыха детей, основанная на принципах коллективного взаимодействия. Зачастую, они располагаются за пределами города в экологически чистом пространстве. Это хорошо и полезно. Отдыхающие формируются в отряды по возрастам, за каждым из которых закрепляется два-три вожатых. Программа смены наполнена развлекательным и около-образовательным содержанием: кружки, квесты, коллективно-творческие дела, вечерние программы, спортивные соревнования, интеллектуальные битвы и так далее.

Что нужно знать о вожатых

По сути, вожатые выполняют три основные функции:

  1. Аниматорская. Это развлечение и всё, что с ним связано. Вожатый должен гореть всем сердцем и душой, быть весёлым и улыбчивым, выступать на сцене и вне сцены, кричать кричалки, песни петь.
  2. Воспитательная. Любой человек так или иначе способствует воспитанию ребёнка. Вожатый - это авторитет, всегда находящийся с детьми. Он является образцом для подражания.
  3. Сохранение здоровья. Как минимум, должны вернуть ребёнка в исходном состоянии

Скажу сразу: вожатые удивляются, когда об этом узнают. Зачастую они едут в лагерь ради развлечения и особой атмосферы. Нет, друзья, не ради денег.

За четыре года я устал от фразы «работа за идею», но так оно и есть

Величайшая проблема современных детских лагерей - кадровый потенциал. Профессиональная непригодность вожатых, методистов, да и всех людей, которые в нём работают. Деньги маленькие, а капитализм в умах крепчает. Умные студенты начинают ценить себя и, как следствие, ищут достойное поле для заработка и самореализации.

Расскажу одну историю. Я работал методистом учебно-методического центра одного из крупнейших детских центров России, в состав которого входят два детских лагеря круглогодичного действия. Основная задача состояла в подборе вожатых, их обучении и контроле работы на местах. По закону, человек, работающий с детьми, обязан иметь справку об отсутствии судимости. Разговариваю, значит, с директором одного из лагерей о том, что трудновато найти полсотни хороших вожатых во время зимней сессии. На что я получил просто космический ответ. Связан он только с одним вожатым, но суть в мышлении и безответственности директора.

Директор посоветовал поставить на отряд парня, который, по его словам, всего лишь однажды был судим условно на два года

За воровство. Я возмутился, но директор убеждён, что человек просто оступился. А как считаете вы?

Совет родителям

Выбирая детский лагерь, обратите особое внимание на вожатых. Потому что большая часть, влияющая на формирование детей, так красиво описанная в образовательной программе смены, завязана именно на них.

Качества хорошего вожатого

Посредственный руководитель излагает.

Хороший – объясняет.

Выдающийся – показывает.

Великий – вдохновляет.

В. Уорд

Итак, какими качествами должен обладать вожатый?

1. Дисциплинированность и ответственность.

2. Работоспособность и организованность, трудолюбие.

3. Тактичность, вежливость, культура общения.

4. Умение держать себя в обществе.

5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.

6. Здоровье, привычка к активному образу жизни.

7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь.

8. Разносторонняя образованность.

9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод других людей.

10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость.

11. Знание практической психологии, этики.

12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу.

13. Уважение к администрации лагеря, персоналу.

14. Творческое отношение к деятельности в лагере.

15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации.

16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству.

17. Сознательность, вежливость, аккуратность.

18. Эмоциональная устойчивость.

19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере.

20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах.

21. Инициативность, самостоятельность.

22. Соблюдение демократических принципов.

23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде.

24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт.

Существует несколько негласных правил, которые позволят избежать неприятных сюрпризов в общении с детьми:

1. Требуйте от пионеров, чтобы они обращались к Вам по имени и отчеству. Это внесет ясную субординацию.

2. Не устраивайте панибратских отношений с пионерами, даже, если они Вам очень нравятся и кажутся родными.

4. Не откровенничайте с ними.

5. Не выделяйте никогда любимчиков.

6. Не ругайтесь со своим вожатым при детях.

7. Не рассказывайте о ссорах между вожатыми детям.

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельности, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

Преступление и наказание

В этом деликатном вопросе Вы должны помнить, что высшей ценностью в Вашей работе является личность ребенка. Не коллектив, не проведенное мероприятие, не собственное благополучие, а самобытный ребенок со всеми его противоречивыми желаниями, со всеми его привычками, манерами и странностями.

А поэтому Вы не имеете права наказывать ребенка:

За то, что он не похож на других;

За то, что он не желает делать то, что делают все;

За то, что он имеет точку зрения, отличающуюся от Вашей.

На языке лагерной практики это означает:

    если ребенок не ест манную кашу;

    если он одевается в пять раз медленнее, чем другие дети;

    если он не понимает, зачем спать после обеда;

    если он мочится по ночам в кровать;

    если он не желает участвовать в сборе лекарственных трав, наказывать его нельзя!

Убеждать и разъяснять, помогать и учить можно, а наказывать нельзя.

Также Вы не имеете права на наказание в тех случаях, когда сами не выполняете то, что требуется от ребенка. Это просто нечестно: призывать к чистоте и порядку в корпусе, если в вашем личном жилище обстановка – как в комнате пламенного революционера после обыска.

Вместе с тем ни одно, даже самое гуманистическое, учение не отрицает наказание полностью и навсегда. Ибо в любой гуманистической педагогике кроме высшей ценности – личности ребенка – есть еще одна высшая ценность – личность другого ребенка. А поскольку "свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого", то все действия детей, унижающие других детей, покушающиеся на собственность других детей, грозящие здоровью других детей, могут быть осуждены, и по отношению к ним может быть применено наказание. Но!

Не в первые пять минут после совершения "противоправных" действий!

После попытки понять мотивы, стоящие за поступком!

При условии разъяснения виновному причины его неправоты!

Только спокойным, нераздраженным, невозмущенным голосом!

При этом наказание может быть и не применено, если ребенок понял, признал свою вину и покаялся в случившемся. При этом наказание может быть отсрочено.

А что касается наказаний за нарушение установленных вами запретов, то сначала посмотрите, насколько разумны эти запреты. И посчитайте, сколько их. Реально выполняться могут не более пяти запретов. В их числе надо оставить все, что может угрожать здоровью и жизни ребенка. А от всех остальных, пожалуй, стоит отказаться.

КАК нельзя наказывать детей никогда:

    нельзя наказывать едой;

    рукоприкладством.

КАК нежелательно наказывать детей:

    спортом (исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого). Но будьте осторожны! В лагерь часто едут физически ослабленные дети, имеющие медотвод от физкультуры, и Вы можете подвергнуть опасности здоровье ребёнка;

    трудом (исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами в ДОЛ (т. е. к примеру, нельзя заставлять мыть туалет). Наказанием трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание, детям надо наоборот «подавать» труд как игру;

    сном (т. е. лишать их сна);

    купанием (детей в лагере купают для их здоровья; как вариант, можно заставить ребенка купаться у самого берега вдали от других), как впрочем и лишением любых других благ, которые положены им по режиму;

    нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму.

КАК можно (в крайнем случае) наказывать детей:

    сном (можно детей пораньше уложить спать или просто уложить спать, например, в Тихий Час для взрослых детей);

    пропуском какого-то мероприятия (например, не пустить на дискотеку или на то мероприятие, на которое наказуемый хочет идти, но тут надо быть уверенным, а именно надо лично контролировать наказуемого), что ребенок не предоставлен сам себе, а находится, например, в своей палате и никуда оттуда не выходит);

    лучший друг вожатого (применяется он, исключительно, к детям старших отрядов); требует значительных умений и сил вожатого, чтобы удержать своего «лучшего друга» возле себя; что это значит – наказуемый (ые) должен всегда и везде следовать за вожатым и ни на минуту не покидать его – если вожатый пошел в туалет, он ждет под дверью, если вожатый зашел в вожатскую, наказуемый ждет под дверью с книжкой;

    лишение вожатской любви, т.е. можно обидеться на ребёнка, специально не уделять ему внимания, не разговаривать с ним. Но в этом случае надо учитывать, что на детей не следует так обижаться в начале смены, когда дети к вожатому ещё не сильно привыкли, а также злоупотреблять этим видом наказания;

    обсуждение поведения ребёнка на сборе всего отряда. При этом чтобы не настроить отряд против вожатого на этом же сборе следует похвалить некоторых детей за хорошее поведение и сказать, что с их надо брать пример;

    написать объяснительную записку на имя старшего вожатого или директора лагеря о совершённом им поступке с указанием причины, побудившую его к этому действию. Естественно, директору их никто не отдаёт. Это заставляет ребёнка осознать, что же он сделал, и почему он неправ;

    пригласить ребёнка на вожатскую планёрку или на индивидуальную беседу со старшим вожатым, директором или милиционером лагеря;

    заместить наказание на другое воздействие, адекватное возрасту, полу, «преступлению» и интересам ребенка. Например, нудная лекция об устройстве двигателя внутреннего сгорания девочке 15 лет в течение 20 минут;

    занимательное чтение. Изучение мировой фантастики от братьев Стругацких детям 9-10 лет;

    угроза отвести ребёнка в медпункт действует на детей 6-11 лет безотказно, если сказать что там сделают такое…;

    сделать змейку из обёрток от конфет или любое другое занятие, требующее внимания ребенка достаточно продолжительное время;

    написать сочинение, например, на тему «Почему для оформления пола использовались плитки коричневого цвета»;

    доброе дело. Например, подготовить развлекательную программу и отправиться в гости к соседнему отряду;

    написать письмо маме, папе, бабушке, дедушке о своём поведении. Да еще и сидеть с ним рядом, подсказывать, чего он там забыл и язвительно комментировать!

    грамотно и культурно общаться. Ребёнку, употребляющему нецензурную лексику, предлагается написать письмо своей маме, используя всю ту нецензурщину, что вы слышали от него;

    помывка рук. Отличное наказание для столовой. Оказывается, мытье рук в течение 20 минут, успокаивающе действует на ребенка.

Общие правила:

    необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере;

    наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому;

    наказание должно быть без унижения. Наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью. Оценивать нужно не личность ребенка, а поступок, который он совершил;

    ребенок должен осознавать справедливость наказания. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону;

    наказан – прощен. Страница перевернута. О старых грехах ни слова;

    если есть сомнения "наказывать или "не наказывать", не наказывайте;

    наказание не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного;

    нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от Вашей точку зрения;

    мера наказания должна соответствовать совершенному проступку;

    нельзя угрожать ребёнку наказанием, которое вы не сможете применить;

    нельзя применять к ребёнку наказание, которое он не в состоянии выполнить;

    если на предупреждение о наказании ребёнок не отреагировал, то его необходимо наказать обещанным образом и при этом проконтролировать выполнение наказания;

    выбирая наказание ребёнку, можно учитывать его интересы и ценности;

    за один проступок наказывают один раз;

    простить ребёнка или изменить меру наказания может только вожатый, его наказавший;

    маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять;

    взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим(предварительно «раздуть», преувеличить их поступок);

    если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного»;

    тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным;

    наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.

А вообще-то наказывать так нехорошо, надо постараться, чтобы ваши угрозы этого наказания не пришлось выполнять, а если уже и пришлось, то надо как деликатно смягчить его, объяснив ребенку, что если добросовестно отбудет (не будет его избегать и ныть) наказание в течение часа, то будет отпущен на волю.

Похожие публикации