Что духовная жизнь и. Православие и ислам

Что такое духовная жизнь. Существует множество трак­товок того, что такое духовная жизнь отдельного человека или общества в целом. Но понятно, что содержанием духов­ной жизни человека выступает его духовное развитие.

Определим духовное развитие человека так - это про­цесс обогащения его внутреннего мира достижениями ду­ховной культуры общества, направленный на реализацию высоких идеалов гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др.

Духовная культура в широком смысле - совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обы­чаи, традиции, язык.

Она включает формы общественного сознания и их во­площение в литературные, архитектурные и другие памят­ники человеческой деятельности. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «обще­ственное сознание» pi «духовная культура». В узком пони­мании она содержит не любые достижения нематериальной культуры, а лишь образцы высокой, духовно значимой для общества системы ценностей, идей и идеалов.

Из предыдущего материала учебника вы узнали, что с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой - духовный мир человека. Его характеризует устремление человека к решению так называемых вечных вопросов бытия, связанных с жизнью и смертью и смыслом человеческого существования. Ответы на них пытаются дать - каждая со своей стороны - прежде всего философия и религия.

Проблема смысла жизни. Проблема смысла жизни по-разному решается не только философскими течениями, но и религиями. Буддизм утверждает, что человек живёт для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться; в христианстве и исламе - это восхождение человека к Богу.


Под духовной жизнью некоторые люди подразумевают выполне­ние различных религиозных практик, таких, как богослужение, молит­вы, медитации, молитвенное пение и танцы, а также чтение священ­ных писаний. На Руси существовала особая духовная практика, заимствованная у византийских христиан. Её именуют исихией (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешённость), или молчальни- чеством, а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединённым местом для проведения особой духов­ной практики, связанной с преображением человеческого духа че­рез аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредото­ченности, единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии пещерное затворничество не пре­вратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных сторонников.

Во второй четверти XIV в. формируется новая форма подвижни­чества - пустынножительство. Большинство монахов уходит в лес­ные дали, создаются многочисленные скиты (вероятно, от греч. ske- tis - название обители в Египте) - кельи отшельников в отдалении от монастырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали на­зываться общежития беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустынножительного иночества был Сер­гий Радонежский (1321 - 1391), один из наиболее известных духов­ных наставников русского народа.

Духовная сфера человека состоит из двух начал - этиче­ского (нравственность, мораль) и эстетического (красота, прекрасное). Оба начала составляют фундамент культуры, а она покоится на твёрдом основании ценностей. Качества ду­ха - это воля, свобода, творчество, познание. Они подразу­мевают неприятие грубости и хамства, сквернословия, ку­рения, алкоголизма, пристрастия к материальным вещам и алчность.

Духовные размышления или духовные вопросы означа­ют прежде всего несиюминутные, отрешённые от мате­риальных забот о повседневном существовании, бытовых удобствах и от земных помыслов, будь то карьера или ста­тусные почести.


Система ценностей. Частью духовной культуры является система ценностей, т.е. то, как люди придают моральное зна­чение определённым элементам культурной среды. У различ­ных народов ценностные категории и представления могут столь разниться, что крайне желаемое и позитивное среди членов одного общества презирается и отвергается в другом. То, что у одного народа считается священным или морально обязательным, у другого может считаться кощунственным и аморальным.

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое доб­ро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат этало­ном, идеалом для всех людей.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Одни индивиды привержены ценностям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других - моральная бе­зупречность, для третьих - политическая карьера. Ценно­сти представляют собой разделяемые вами совместно с дру­гими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.



Роль ценностей в человеческом обществе огромна. Они ре­гулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями-регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Одна из глав­ных функций ценностей - служить мотивом поведения. Че­ловек стремится добыть то, в чём нуждается, что ценит, соот­ветственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причём ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Ценности выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Человек без духовной жизни не существует. Такие каче­ства и устремления человека, как чувство красоты, стрем­ление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, устремлённость к благу, мужество и бесстра­шие, чувства заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия, относятся к проявле­ниям духовной жизни.

Для 14-15-летних подростков характерно стремление к философским рассуждениям о смысле жизни, о смерти, о своём предназначении. Примерно в это время подросток на­чинает критически оценивать своих родителей, замечать невидимые ранее недостатки, протестовать против их обра­за жизни. Существует мнение, что, чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испыты­вает потребность примкнуть к какой-либо группе и вполне удовлетворяется обществом одного-двух духовно близких друзей-ровесников или своим собственным.

Связь духовности с религией. Духовное - по своему ис­ходному значению подразумевает общение с духами. Для европейской цивилизации высшим проявлением духовного является общение со Святой Троицей и теми атрибутами, которые сопровождают отправление христианской рели­гии.

Связь духовности с религией самая что ни на есть пря­мая. Ведь латинское слово religare означает духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Вот почему выдающийся русский философ С. Франк отмечал: «Духовная жизнь - связь человеческой души со сверхчело­веческими началами, воплощёнными в Боге».

Чем была бы европейская цивилизация без Библии? Чем была бы западная культура без католичества, индийская - без её религий, русская - без православия, арабская - без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, что приводит творчество к деградации и омерт­вению.

В дореволюционной России многие храмы и монастыри, как пра­вило, не ограничивались только богослужениями, они были, по сути, центрами духовной жизни, осуществляли такие виды деятельности, как образовательная (церковно-приходские школы); просветитель­ская (воскресные школы для детей и взрослых, общества трезво­сти, издание православной литературы и т. д.); благотворительная (содержание детских приютов, уход за больными и т. д.). В конечном счёте всё это было направлено на воцерковление людей, на их ду­ховное воспитание и образование.

Мир духов, или духовный мир, иначе называется сакраль­ным, т. е. священным. Священным именуется всё, что ценит­ся обществом превыше всего и служит образцом высоконрав­ственного поведения. Таким образом, духовное неразрывно связано с этическим. Но, кроме того, духовное тесно связано и с эстетическим, которое воплощается в искусстве.

Духовное и эстетическое. Искусство явилось на свет не сразу. Хотя наскальная живопись возникла 15 тыс. лет на­зад, вначале искусства как такового не было, были ремёсла, например гончарное, предметы которого украшались. Были статуэтки матери-богини, которые сегодня хранятся в луч­ших музеях мира. Но они не являлись ещё искусством в подлинном смысле слова.

Искусство как сфера возвышенного, которое позволяет вознестись человеческому духу, появилось в Античную эпоху и получило расцвет в эпоху Возрождения. Из техники украшения сугубо бытовой утвари искусство превратилось в область духовной деятельности только после того, как са­мо обратилось к изображению духов - языческих либо хри­стианских. С тех пор оно само очистилось и возвысилось.

Сегодня сфера духовного очень широка и разнообразна. В неё включают всё, что заслуживает именовать фундамен­тальным, возвышенным, непреходящим. Духовное проти­воположно земному как нетленное тленному, бессмертное преходящему. Учение И. Ньютона вечное и непреходящее, оно фундаментальное и возвышенное. А сочинения алхи­миков или псевдоучёных - преходящи и тленны. Они хотя и созданы человеческим духом, но останутся индивидуаль­ным достоянием, быть может, индивидуальным заблужде­нием или предрассудком.

Роль духовных потребностей. Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине пирамиды А. Маслоу. Кажется, что до них дело доходит после того, как удовлетворены все иные потребности. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отличала неистребимая да духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. Нашей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не
менее народное творчество не иссякало, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители, развитие духовной сферы обще­ства происходит в целом независимо от экономического бла­гополучия.

Оговорка «в целом» не случайна. Речь идёт об общей тен­денции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные се­мьи или группы населения, картина усложняется. Когда че­ловек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

Взрослые люди часто задумываются о саморазвитии и самосознании, о вопросах этики и морали, духовности и религии, о смысле жизни. В чем состоит духовная Можно сказать, что это нагромождение его впечатлений и опыта, которые осознаются в процессе жизнедеятельности.

Что такое духовность?

Вопросами духовности занимаются такие науки, как философия, теология, религиоведение и обществознание. В чем состоит духовная жизнь человека? Дать определение ей очень сложно. Это формирование который включает в себя знания, чувства, веру и «высокие» (с морально-этической точки зрения) цели. В чем состоит духовная жизнь человека? Образование, семья, походы в церковь и редкие подачки милостыни? Нет, это все неверно. Духовная жизнь - это достижения чувств и разума, объединенные в так называемые которые ведут к построению еще более высоких целей.

«Сила» и «слабость» духовного развития

Что отличает от прочих «духовно развитую личность»? В чем состоит духовная жизнь человека? Развитая, стремится к чистоте идеалов и помыслов, она думает о своем развитии и поступает в соответствии со своими идеалами. Слабо развитый в данном плане человек не способен оценить все прелести мира вокруг, внутренняя жизнь у него бесцветна и бедна. Так в чем состоит духовная жизнь человека? В первую очередь, это прогрессивное развитие личности и ее саморегуляция, под «руководством» высоких ценностей, целей и идеалов.

Мировоззренческие особенности

В чем состоит духовная жизнь человека? Эссе на эту тему часто задают писать школьникам и студентам, так как это - фундаментальный вопрос. Но его нельзя рассматривать без упоминания такого понятия. как «мировоззрение». Что термин описывает совокупность взглядов личности на окружающий ее мир и процессы, которые в нем происходят. В мировоззрении заложено отношение индивида ко всему, что его окружает. Мировоззренческие процессы определяют и отображают чувства и мысли, которые мир преподносит человеку, они формируют целостное представление о других людях, о природе, обществе, моральных ценностях и идеалах. Во всех исторических периодах особенности людских взглядов на мир были разными, но и сложно найти две личности с одинаковыми взглядами на мир. Именно поэтому можно сделать вывод, что духовная жизнь каждого отдельно взятого человека - индивидуальна. Могут быть люди со схожими представлениями, но есть факторы, которые обязательно внесут свои коррективы.

Ценности и ориентиры

В чем состоит духовная жизнь человека? Если говорить об этом понятии, то необходимо вспомнить и про ценностный ориентир. Это - наиболее дорогой и даже святой момент для каждого человека. Именно такие ориентиры в совокупности отображают отношение личности к фактам, явлением и событиям, которые происходят в действительности. Ценностные ориентиры различны для разных наций, стран, обществ, народов, общин и этносов. При их помощи формируются как индивидуальные, так и общественные цели и приоритеты. Можно выделить нравственные, художественные, политические, экономические, профессиональные и религиозные ценности.

Мы - это то, о чем мы думаем

Сознание определяет бытие - так говорят классики философии. В чем состоит духовная жизнь человека? Можно сказать, что развитие - это осознанность, ясность сознания и чистота мыслей. Нельзя сказать, что весь этот процесс происходит только в голове. Понятие «осознанность» подразумевает некие активные действия на этом пути. Она начинается с контроля над своими мыслями. Каждое слово происходит от бессознательной или сознательной мысли, именно поэтому важно их контролировать. Следом за словами приходят и действия. Тон голоса, язык тела соответствуют словам, которые, в свою очередь, порождаются мыслями. Следить за своими действиями также крайне важно, так как они станут со временем привычками. А перебороть дурную привычку очень сложно, гораздо лучше ее не иметь. Привычки формируют характер, а это именно то, каким видят личность другие люди. Они не способны знать мысли или чувства, но они могут давать оценку и анализировать поступки. Характер же, вместе с поступками и привычками, формирует жизненный путь и духовное развитие. Именно постоянный контроль над собой и самосовершенствование составляют основу духовной жизни человека.

В чем состоит духовная жизнь человеческой личности? Духовная жизнь относится к категории нематериальных ценностей, без которых жизнь человека становится пустой и никчёмной. Не случайно самый высокий накал страстей – боль тяжёлой утраты или огромную радость – человек испытывает не телом, а душой.

Именно духовность, трактуемая Википедией как «совокупность проявлений духа», ставит человека на самую высокую ступеньку эволюционной пирамиды, выделяя его из мира прочих живых обитателей нашей планеты.

Однако уровень духовного развития личности – величина сугубо индивидуальная. Далеко не каждый человек достигает его вершин. Развитая личность руководствуется высокими помыслами и стремится к достижению идеальных целей, совершая поступки, соответствующие её духовному уровню.

В это же самое время человек с низким уровнем духовного развития, руководствующийся удовлетворением лишь самых примитивных физиологических потребностей, не способен ни понять, ни оценить красоты мира, его окружающего. Внутренняя жизнь такого человека примитивна и скучна.

8 уровней духовного развития человека - описание в видео:

Духовная жизнь человека: основные составляющие

Так в чем же состоит духовная жизнь каждой человеческой личности? Внутренний мир человека, часто именуемый его микрокосмом, относится к числу целостных и в то же самое время противоречивых явлений.

Главными составными частями этого микрокосма являются:

Духовная жизнь человека неотъемлема от его мировоззрения, представляющего собой целостную систему взглядов на окружающее пространство и взаимоотношения с ним.

Подразделяемое на разные типы, мировоззрение бывает:

  1. Житейским (или обыденным). Его формирование базируется на личном опыте и происходит в результате влияния жизненных обстоятельств.
  2. Религиозным. В его основу кладется система религиозных взглядов, убеждений и представлений верующего человека.
  3. Научным. Базируясь на достижениях передовой научной мысли, оно является отражением научных представлений о мире и обогащено результатами последних достижений науки.
  4. Гуманистическим. Этот тип мировоззрения скорее цель, нежели реальность. В нем объединены представления о социальном равенстве и справедливости, нравственных идеалах, экологической безопасности с наиболее ценными чертами научного мировоззрения.

Духовная жизнь отдельно взятого человека неразрывно связана с духовной сферой жизни всего человеческого общества.

Каждая новая человеческая личность, вступая в общество с уже сформировавшимся духовным фондом, непременно должна пройти путь освоения всех духовных ценностей, сосредоточенных в нём.

Основные элементы духовной жизни общества

В чём состоит духовная жизнь человеческого общества? Она распространяется на все уровни и типы общественного сознания:

  • научного;
  • политического;
  • религиозного;
  • нравственного;
  • эстетического;
  • правового.

В соответствии с этим духовная жизнь человеческого общества условно разделяется на четыре основных составляющих.

  • Религия.

Суть этого явления можно кратко охарактеризовать как общность церкви, специфических догм, мифов, обрядовых и культовых отправлений.

  • Мораль.

Под этим понятием подразумевается принятая в человеческом обществе целая система правил поведения, основанная на представлениях человека о добре и зле, социальной справедливости, плохом и хорошем. Все эти правила могут отражать как самостоятельные внутренние убеждения человека, так и действия, предпринятые под давлением общественного мнения.

  • Искусство.

Эта особенная форма общественного разума представляет собой систему художественных образов, появившихся как итог творческого переосмысления предметов и явлений окружающей действительности.

  • Наука.

Философия трактует её как теоретически систематизированные знания, полученные в ходе научных изысканий и облечённые в абстрактно-логическую форму теорий, законов, терминов и гипотез.

Что такое духовное производство?

Потребности духовного плана (в отличие от потребностей материальных) не закладываются в генетическую программу развития индивидуума и не появляются у него после момента рождения. Они могут сформироваться и получить развитие лишь в ходе длительной социализации его личности.

Уникальной особенностью духовных потребностей является полное отсутствие границ их роста. Единственным сдерживающим началом духовного совершенствования личности является один лишь объём духовных ценностей, к определённому моменту накопленных человеческим обществом, а также желание самого человека способствовать их приумножению.

Чтобы удовлетворить свои духовные потребности, самые одарённые представители человеческого общества занимаются духовным производством. Продуктом такого производства становятся:

  • Творческие идеи.
  • Всевозможные теории и гипотезы.
  • Художественные образы.
  • Духовные ценности.
  • Общественные связи между целыми группами индивидов.
  • Самосовершенствование личности самого человека, вовлечённого в процесс духовного развития.

Основными видами духовного производства являются:

  1. Институт религии.
  2. Просвещение и наука.
  3. Культура и искусство.

Духовный мир человека и его конституционные права

Духовная жизнь каждой личности является продуктом её практической деятельности и неотъемлема от духовной практики всего человеческого общества.

Что составляет духовный мир каждого человека? Это - единый комплекс из знаний, веры, чувств, переживаний, способностей, потребностей и целей.

Духовный мир каждой человеческой личности уникален и неповторим. Каждая личность по-своему реагирует на явления и предметы окружающего пространства, поскольку у каждой личности свои механизмы мышления, памяти и восприятия, разная степень воображения, свой круг общения, интересов и потребностей, увлечений и интересов.

Неприкосновенность духовного мира каждого человека, отнесённого к частной сфере, закреплена в 23 статье Конституции Российской Федерации. Согласно этой статье личность имеет право не впускать посторонних в свою частную жизнь, поскольку в ней гарантируется право на её сокровенность, а также на сохранение личных и семейных секретов.

Каким образом взаимосвязаны конституционные права и духовная жизнь каждого индивидуума, являющегося гражданином Российской Федерации?

  • Будучи активным членом общества, каждая личность имеет свою систему представлений, складывающихся благодаря усилиям собственного интеллекта, наличию эмоций и оценок, которые не могут не побудить к определённым действиям. Так формируется позиция личности относительно места, отведённого ей в этом мире, а Конституция закрепляет эту позицию, даруя каждому индивидууму право на свободное высказывание своих убеждений.
  • Самым тесным образом связано оно с целым рядом других прав, гарантирующих свободу совести, а также свободу мысли и слова. Любые попытки навязать индивидууму взгляды, умаляющие любое из перечисленных прав, являются незаконным вторжением в его личную жизнь. Соблюдение же этих прав предоставляет каждой личности возможность духовного самовыражения в любой сфере жизни.

При желании любой индивидуум может заниматься творческой, экономической или политической деятельностью.


Занимаясь своим духовным самосовершенствованием, индивидуум тем самым способствует обогащению не только собственного внутреннего мира, но и духовной сути окружающих его людей.

В чём суть духовности человека?

Почему внутреннюю суть человека называют духовной, а не просто интеллектуальной? Прежде всего потому, что духовность – понятие более широкое.

  • любовь;
  • добросердечие;
  • оптимизм;
  • убеждённость;
  • чувство самоуважения и личного достоинства;
  • признание достоинства и чести других людей.

Человек, достигший высокого уровня духовного развития, стремится понять мотивы поступков других людей, видит достоинства их внутреннего облика, принимает во внимание индивидуальные особенности каждого человека, включая и несомненные достоинства, и недостатки, свойственные его личности.

Ни один младенец, появившийся на этом свете, не отличается богатством своего внутреннего мира. Каждый индивидуум волен формировать свой внутренний облик по собственному усмотрению. Зачастую путь к духовному совершенству сопряжён с множеством трудностей и страданий.

Именно состояние души делает индивидуума счастливым или несчастным, определяет его физическое самочувствие, создает предпосылки для успехов или неудач.

Подводя итоги всему, сказанному выше, мы приходим к неизбежному умозаключению о том, что между категориями духовности и нравственности можно поставить знак равенства.

Безнравственная личность – даже обладающая высоким уровнем интеллектуального развития и самым блестящим образованием – не может похвастаться богатством своего внутреннего духовного мира.

митр.
  • свящ.
  • архиеп. Сергий (Королёв)
  • игумен Борис (Долженко)
  • свящ. Илия Гумилевский
  • свт.
  • Духо́вная жизнь есть новая жизнь уверовавшего в человека, порождаемая Божественной Святого Духа при согласии свободной человеческой .

    Духовная жизнь названа духовной по двум причинам. Прежде всего, она появляется, возрастает и совершенствуется только через благодатное действие Святого Духа Божьего. Далее, потому что в ней принимает участие дух человеческий. Из соединения Духа Божьего и духа человеческого и происходит духовная жизнь, в которой Дух Божий подает саму жизнь, а дух человеческий восприемлет.

    Начало полноценной духовной жизни полагается в таинстве , где человеку обильно подается благодать для духовного возрождения. В таинстве крещения в христианине закладывается благодатное семя духовной жизни, развить которое зависит как от , так и от произволения человека. Если человек «свободным произволением посвятит себя Богу и желательным, радостным и благодарным восприятием усвоит себе обретенную в себе благодатную силу» , то духовная жизнь «станет собственною человеку, явится в полном своем виде» (св. ).

    Духовная жизнь человека слагается из Божественной благодати и человеческой свободы. От человека требуются усилие воли в борьбе с и стяжании . От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в сотрудничестве Бога и человека. Духовная жизнь протекает в , поскольку в ней (в ее и ) пребывает и подается сама Божественная благодать.

    К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.

    Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.

    Духовная сфера жизни общества охватывает различ­ные формы и уровни общественного сознания: нравствен­ное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами явля­ются мораль, наука, искусство, религия.

    Мораль - это совокупность правил поведения, про­изводных от представлений людей о добре и зле, спра­ведливости и несправедливости, хорошем и плохом, ко­торые являются следствием внутреннего убеждения че­ловека либо силой воздействия на него общественного мнения.

    Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его су­щественные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований.

    Искусство - это специфическая форма общественно­го сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

    Религия - это совокупность определенных мифов, дог­матов, культовых и обрядовых действий, а также рели­гиозных институтов (церковь).

    В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.

    Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.

    Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся:

    Идеи, теории, образы, ценности

    Общественные связи индивидов

    Уровень развития самого человека

    Ученые выделяют три вида духовного производства:

    Наука и образование

    Искусство и культура

    Религия

    Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

    1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

    2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

    3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

    4) представления;

    5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

    6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

    7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

    8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

    9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

    Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:

    1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;

    2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

    3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

    4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

    Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

    Похожие публикации