«художественный образ подростка с девиантным поведением в русской и зарубежной литературах. Идейно-художественные особенности литературы для подростков

Подобрал три книги, герои которых — подростки или дети, близкие к подростковому возрасту. С помощью художественных аллегорий легче понять, что происходит со вчерашними милыми малышами, с какими проблемами они сталкиваются и как пережить подростковый возраст с минимальными потерями для всех.

Константин Образцов

Роман «Культ» санкт-петербургского писателя Константина Образцова рассказывает страшную историю, случившуюся в провинциальном городе Северосумске. Как в любом мистическом триллере, в книге сильный придуманный сюжет: при строительстве нового логистического центра возле морского порта обнаружено древнее капище. В позднем каменном веке здесь поклонялись матери-прародительнице, просили ее об исполнении желаний. Несколько учеников средней школы решили пошалить, пробрались в запретное место раскопок и провели шутливый культовый обряд. Ребята даже не подозревали, что и в самом деле пробудили темную силу, которая теперь исполняет все их желания. В содержании этих желаний и мыслей и есть соль сюжета: почему внешне благополучные ребята загадывают такие страшные вещи? Загадывали бы они их, если бы взрослые больше интересовали их делами? Здесь есть, о чем поразмыслить.

Безгрешность

Джонатан Франзен

Большой роман американского писателя Джонатана Франзена «Безгрешность» сейчас в лидерах продаж книжных магазинов. Как всегда у Франзена, это сильные семейные истории, пристальное внимание к человеческой душе. В «Безгрешности» много внимания уделено ответственности родителей в воспитании детей. Один из героев, бунтарь, руководитель проекта по утечке информации «Солнечный свет» Андреас Вольф в детстве был гениальным ребенком, гордостью матери. В юношеском возрасте его плотные отношения с родителями дали трещину. Мать увидела, что он уже не тот юный ангелочек и отстранилась. Андреас вырос в сильного внешне, но очень одинокого человека. Все плохое, что он сделал в жизни, он сделал из-за подсознательного желания, чтобы мама его пожалела и поняла. По событиям романа очень интересно отслеживать, как мелочи, на которые родители могут не обратить внимания, для взрослеющих детей оказываются трагедией на всю жизнь.

Весь этот мир

Никола Юн

На данный момент в мире это самая популярная книга в жанре young-adult. «Весь этот мир» Николы Юн переведен в 22 странах мира, в России книга вышла совсем недавно, но уже является хитом. Почему? Потому что она о юношеской любви. Вспомните сами, какими сильными бывают чувства, когда тебе 16 лет. Мэделайн живет чрезвычайно замкнутой жизнью, почти не выходит из дома. У нее редкая и странная болезнь, аллергия на весь мир (вполне понятная аллегория подростковых страхов). Но когда по соседству поселяется прекрасный Олли, чувства оказываются сильнее. Если в вашей семье влюбленный подросток, вы просто обязаны прочесть эту книгу, чтобы освежить в памяти далекие забытые чувства и понять их важность.

Самая требовательная, внимательная и серьезная аудитория – молодежь. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята ищут родственные души на страницах произведений, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями.

Современная подростковая литература – это больше не детские книжки о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство романов подымает взрослые проблемы еще совсем юных людей. И такие книги могут многому научить не только подрастающее поколение, но даже всезнающих взрослых.

Что читают подростки последнее десятилетие? Ребят старше 14 уже не интересуют энциклопедии и сказки, ближе и понятнее становятся фэнтези, историко-приключенческие произведения, детективы… и, конечно, популярные книги современных авторов.

Пятнадцатилетний Чарли пытается справиться с самоубийством своего друга, Майкла. Чтобы как-то избавиться от беспокойства и депрессии, он начинает писать письма незнакомцу, хорошему человеку, которого он никогда не встречал лично. В школе, Чарли неожиданно находит наставника в лице учителя английского языка, и друзей, одноклассника Патрика и его сводную сестру Сэм. Впервые Чарли решает начать новую жизнь. Он идет на первое свидание, впервые целует девушку, заводит и теряет друзей, экспериментирует с наркотиками и выпивкой, участвует в спектакле «Рикки хорор» и даже пишет свою музыку.

Чарли живет относительно тихой и стабильной домашней жизнью. Но тревожная семейная тайна, которая повлияла на всю его жизнь,дает о себе знать под конец учебного года. Чарли пытается выбраться из своей головы в реальный мир, но бороться становится все труднее.

2. «Мы с истёкшим сроком годности» Стейс Крамер


Виржинии 17 лет и у нее есть все, о чем только может мечтать девушка. Она молода, красива, умна, собирается поступать в Йельский университет, у нее есть любимый парень Скотт, лучшая подруга Оливия, добрые и любящие родители. Но на выпускном вечере Виржиния узнает, что Скотт ее бросает. Изрядно выпившая, в порыве злости она садится за руль машины и попадает в страшную аварию. Девушка остается жива, но ей ампутируют обе ноги. Так в одно мгновение сказочная жизнь Виржинии превращается в настоящий ад. И девушка все чаще задумывается, стоит ли вообще так жить?

3. «Милые кости» Элис Сиболд

Жизнь одной обычной американской семьи Сальмон в одно мгновение переворачивается с ног на голову, когда Сюзи, старшую дочь, жестоко и несправедливо убивает маньяк.

Одним декабрьским днем, по пути из школы домой, девочка случайно столкнулась со своим убийцей. Ее заманили в подпольный тайник, изнасиловали и убили. Сейчас Сюзи на небесах, она наблюдает за жителями своего города, которые наслаждаются жизнью, пока живы. Но девочка не готова уйти навсегда, ведь она знает имя преступника, а вот ее семья – нет. Сюзи отчаянно держится за свою жизнь и с тревогой наблюдает за тем, как ее родные и друзья пытаются существовать дальше. Еще больше Сьюзи беспокоит тот факт, что убийца все еще живет рядом с ними.

Это трагическая и поучительная история Алисы – девочки, которая в совсем юном возрасте окунулась в губительный мир наркотиков.

Это началось, когда Алисе подсунули безалкогольный напиток, смешанный с ЛСД. В течение следующего месяца она потеряла уютный дом, любящую семью и заменила их городскими улицами и наркотиками. Они лишили ее невинности, юности... и, в конечном счете, жизни.

У Хейзел Ланкастер в юном возрасте обнаружили рак легких. Она считает, что должна смириться с тем, какой стала ее жизнь. Но затем, случайно, она знакомится с молодым человеком, по имени Огастус Уотерс, который нескольколет назад сумел побороть рак. Когда Хейзел в своем саркастическом тоне пытается прервать попытки Огастуса познакомиться, он понимает, что нашел девушку, которую искал всю жизнь. Несмотря на страшный диагноз, молодые люди радуются каждому новому дню и пытаются осуществить мечту Хейзл – встретиться с ее любимым писателем. Они пересекают океан и едут в Амстердам, чтобы эта встреча состоялась. И хотя это знакомство оказывается не совсем таким, каким они ожидали, в этом городе молодые люди находят свою любовь.Возможно, последнюю в жизни.

Для шестнадцатилетнего Дэна Кроуфорда, подготовительный колледж Нью-Гэмпшира – это больше, чем летняя программа, это спасательный круг. Будучи изгоем в своей школе, Дэн взволнован возможностью завести друзей во время летней программы. Но когда он приезжает в колледж, Дэн узнает, что его общежитие – бывшая психлечебница, более известная как последнее убежище для душевнобольных преступников.

Когда Дэн со своими новыми друзьями, Эбби и Джордан, исследуют скрытые тайники их жуткого летнего домика, они вскоре обнаруживают, это не совпадение, что они трое оказались здесь. Это убежище является ключом к ужасающему прошлому, и есть некоторые секреты, которые не хотят оставаться похороненными.

Для самой популярной старшеклассницы школы, Саманты Кингстон, 12-е февраля - "День Купидона"- обещает превратиться в одну большую вечеринку: День Святого Валентина, розы, подарки и привилегии, которые получаешь, если находишься на вершине социальной пирамиды. И это длилось до тех пор, пока Саманта не умерла в страшной аварии в эту ночь. Тем не менее, она, как ни в чем не бывало, просыпается на следующее утро. На самом деле, Сэм проживает последний день своей жизни семь раз, пока она не осознает, что даже малейшее изменение в ее последнем дне может повлиять на жизни других людей гораздо больше, чем ей казалось раньше.

Это история о жизни обычных нью-йоркских подростков, написанная семнадцатилетним парнем. Дети, от которых богатые родители откупаются деньгами, устраивают вечеринки в роскошных особняках и не знают других развлечений, кроме наркотиков и секса, что приводит к трагическим и шокирующим последствиям.

Чтобы не попадать в подобные ситуации, вам точно стоит почитать книги о сексе для подростков .

Юноша по кличке Курильщик живет в интернате для детей-инвалидов. Когда его переводят в новую группу, он начинает понимать, что это не просто интернат, а здание, наполненное жуткими тайнами и мистикой. Курильщик узнаёт, что все обитатели замка, даже воспитатели и директора, не имеют имен, только прозвища. Оказывается, что существует параллельный мир и некоторые дети могут свободно туда перемещаться. За год до своего выпуска, парень начинает испытывать страх перед настоящим миром, который находиться за стенами этого дома. Его угнетает самый важный вопрос: остаться или уйти? Уйти в реальный мир или параллельный, пусть даже не навсегда?

Читателю придется самостоятельно решить, действительно ли этот Дом волшебный, или это всего лишь воображение детей?

Гай Монтэг – пожарный. Его работа заключается в том, чтобы сжигать книги, которые запрещены и являются источником всех раздоров и бед. Даже так, Монтэг несчастлив. Разногласия в браке, спрятанные в доме книги… Механический пес Пожарного Департамента, вооружившись смертоносной инъекцией, в сопровождении вертолетов, готов выследить всех диссидентов, которые бросают вызов обществу и системе. И Гай чувствует, что за ним наблюдают, ожидают, пока он сделает неверный шаг. Но стоит ли бороться за жизнь в обществе, которое уже давным-давно себя загубило?


Министерство образования и науки РТ
ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
II Всероссийской научной конференции учащихся по праву «Право как основа современного общества»
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРАХ»
Выполнили работу:
Студентки 1 курса
Хасбиуллина Далия
Трофимова Эмма
Научный руководитель:
Газизуллина А.Р., к.ф.н.,
преподаватель 1 категории
Казань, 2016
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Образ подростка в русской литературе ……………………………. 5
Обзор литературы ………………………………………………………. 5
1.2 Подростки с девиантным поведением в русской литературе …………... 6
Глава II. Образ подростка в зарубежной литературе ………………………. 8
2.1 Обзор литературных произведений о подростках ………………………. 9
2.2 Герой романа «Заводной апельсин» Э. Берджесса как пример подростка с девиантным поведением ……………………………………………………… 9
Заключение …………………………………………………………………... 11
Библиографический список ……………………………………………….. 12
Введение
Кто же такой этот подросток и каково значение данного периода в становлении личности? Данный вопрос освещается в трудах многих исследователей как в области психологии, так философии и социологии.
В словаре человечества не всегда было понятие «подросток». По замечанию Ф. Ариеса, в доиндустриальной Европе не различали детство и отрочество, а само понятие «подростковый возраст» возникло лишь в 19 веке . Первым, кто предложил рассмотреть этот период как переходный от детства к взрослости, был Ст. Холл.
В науке нет точного определения возрастных границ подросткового периода с точки зрения его психологических особенностей. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература устанавливает разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. В нашем исследовании уместной будет опора именно на мнение сторонников социального подхода (Аверин, Дольто) при определении границ подросткового периода, где главный критерий - это социальное влияние на развитие личности .
По мнению большинства ученых, изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и сегодня. Не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального отклика, что в дальнейшем определит жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», формирования социальных установок.
Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т.е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов .
Известно, что нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким, как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение .
Оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе .
Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Подросток со свойственным ему максимализмом иногда старается превзойти своего идола. Здесь важно, чтобы таким образцом для подражания оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример.
Русские и зарубежные писатели посвящают свое творчество подростку, его интересам, проблемам и особенно поступкам, которые иногда поражают своей жестокостью. Это и неудивительно: человек, вступивший в пору полового созревания, начинает мыслить по-иному и действовать согласно своим убеждениям на тот момент. Вследствие этого часто взрослые оценивают подростков неоднозначно. Как нам кажется, как раз эта особенность и отразилась в литературе.
В произведениях русских и зарубежных писателей подросток представлен по-разному. Но сходятся они все в одном - пытаются определить, что оказывает влияние на характер и действия взрослеющего человека. Эта проблема поднималась писателями в различные периоды и продолжает интересовать их и в XIX веке, что и определило актуальность нашего исследования.
Цель нашей работы – выявить особенности становления подростков в русской и зарубежной литературах 80-90-тых годов; сделать сравнительный анализ. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности образа подростка в зарубежной литературе;
- изучить особенности образа подростка в русской литературе;
- продемонстрировать непростые взаимоотношения подростков с обществом и нарушения правил последнего подростками.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: описательный, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение фактического материала.
Научная новизна заключается в том, что ранее образ подростка не рассматривался прежде в срезе русской и зарубежной литератур.
Материалом исследования послужили произведения «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса, «Чучело – 2, или игра мотыльков» В. Железникова, «Класс коррекции» Е. Мурашовой.
Объектом исследования является современная отечественная и зарубежная подростковая проза.
Предмет исследования - образ подростка в современной отечественной и зарубежной прозе.
Гипотеза – подросток в обеих литературах представлен по-разному, но особенности его иногда девиантного поведения обусловлены влиянием взрослых и общества в целом.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности применения общих положений и выводов на уроках как русской литературы, так и зарубежной.
Глава I. Образ подростка в русской литературе
Обзор литературы
В нашем исследовании мы остановимся на произведениях ХХ века, ибо, как нам кажется, в современной литературе для детей XXI века мало реалистичных произведений (они есть, но рассматриваются в ином ключе и всегда с примесью фантастики), где бы анализировались взаимоотношения подростков с взрослыми, причины недопонимания ими друг друга, а также причины правонарушений среди подростков как способ заявить о себе и способ занять свою нишу в этом мире. Заметим, что на сегодняшний день современная русская подростковая проза претерпевает некоторый застой, как отмечает Сергей Колосов, в настоящее время, несмотря на то, что книжная индустрия переживает бурный, литература о подростках терпит серьезный крах. Нет самой важной серии книг – о современных 13-16 летних наших российских подростках. Вследствие чего мы остановимся на обзоре подростковой литературы 80-е и 90-е гг., как отмечалось выше.
Образу подростка особое внимание уделялось в произведениях русского писателя Анатолия Алексина, чье творчество представляет собой воспитательную ценность, как отмечают некоторые исследователи. Он написал такие произведения, как: «В одном пионерском лагере», «О дружбе сердец», «Школа на новом пути» и т.д.
В. Крапивин начинает указывать на причины поведения подростка, на формирование его характера. Обращает внимание на родителей, их присутствие или отсутствие в жизни подростков; на общественность да и просто всю жизнь вокруг; выявляя, таким образом, причины, которые вызывают отклонения, иногда и девиантные, в жизни подростков. Он написал такие произведения, как: «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Мальчик со шпагой» и т.д.
В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание подростковой теме. Это такие авторы, как Л. Матвеева, Т. Крюкова, Г. Горлиенко, О. Дзюба, Е. Липатова, Т. Михеева.
Мы, конечно же, не должны забывать и о таких повестях, написанных в 80-е и 90-е гг., как: «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков» В. Железникова. В своих текстах писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.
Особое место в литературе 90х-2000х гг. занимает творчество Екатерины Мурашовой. В центре некоторых ее произведений также возникает образ подростка. Прежде всего, это повести «Обратно он не придет» и «Класс коррекции».
Образ подростка в русской литературе разных лет меняется, меняются и способы анализа этого образа. Видно движение от примитивного представления о подростках как о добрых существах до развития образа, который являет собой агрессию по отношению к окружающим, что иногда выливается даже в совершение преступлений. В нашей работе остановимся, прежде всего, на последнем аспекте, что столь актуально в наше время.
1.2 Подростки с девиантным поведением в русской литературе
Образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХI вв. меняется, как было сказано нами выше. Это демонстрирует повесть «Чучело – 2, или игра мотыльков» В. Железникова. Главный герой этой повести - Костя. Внешне красив, выделяется на фоне окружающих, лидер, постоянно привлекающий к себе внимание окружающих, способен на протест.
Однако со временем он превращается в эгоиста, думающего лишь о себе, к чувствам и мыслям других людей относящегося с презрением. Он не считается с мнением остальных. Его мать это понимает: «И правда, мама, он все видит и слышит по-другому. Я уж пристраиваюсь к нему, пристраиваюсь, и слева, и справа, но редко достигаю успеха. Школу свою разнес в клочья» . Костя показывает свое неприятие окружающих, не принимает их мыслей и чувств.
Свой поступок - угон машины - герой не воспринимает как проступок: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину» . Он противопоставляет себя старшему поколению, так как не хочет жить в соответствии с законом и моралью вслед за взрослыми. Костя пытается нарушить все нормы, доказать, что без них можно жить.
Главная причина такого поведения заключена в воспитании. Мать Кости относится ко всему легко, пытается взять многое от жизни, думает о мужчинах, сорит деньгами. К сыну она, безусловно, относилась с любовью, но слишком баловала, исполняя все желания. Вследствие чего Костя был всегда уверен в том, что он – лучший, что ему всё сойдет с рук.
Другая причина - окружение Кости, философия людей. Почти все люди, представленные в повести, стараются жить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, эгоистично относясь к жизни. Так, герой Куприянов заявляет: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы» . Именно поэтому Глебов, размышляя о причинах поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество: «А кто виноват в духовной и нравственной путанице, которая царит в его голове? Не он ли сам и ему подобные, не окружающий ли мир, который Костя яростно отторгал? Отторгал, потому что был неспособен жить в притворстве и лжи?» .
Костя, безусловно, как любой человек пытается сам себе доказать, что ничего противозаконного он не совершил. Однако когда наступает осознание, что понесет наказание за свой проступок, в нем появляется злоба: «…Он сейчас ненавидел всех, потому что был один, среди темноты, холода и враждебного мира» . Его озлобленность доходит до предела, пока в суде разбирается его дело, вследствие чего герой даже не хочет отвечать за свой проступок.
Нравственная перестройка происходит в Косте уже в тюрьме, где осознает, что самое главное для человека – любовь родных людей, что нужно их простить и понять. Если Р.Р. Раскольникову, герою Ф.М. Достоевского, помогла понять это Сонечка Мармеладова, то Косте – его баба Аня, для которой родные люди были самыми дорогими. Она умела убеждать других, ибо сама жила по законам Бога, для нее важна человеческая душа.
В заключение заметим, что образ Кости непрост: это образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Он смог понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя, а для других.
Следующий автор, занимающий особое место в русской литературе, - Екатерина Мурашова. Остановимся на произведении «Класс коррекции». Автор развивает опять ситуацию, когда подросток сталкивается не только со сверстниками, но и с действительностью, ему приходится проходить жизненные испытания.
Е. Мурашова поднимает вопрос: «Кто виноват в сложившей ситуации?». Ответ для нее очевиден: «Наверное, взрослые, все общество». Действие повести происходит в школе, где детей разделили на разные классы, и отношение к этим классам соответственно различается. «Ашки» покруче, чем «бэшки». Там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы «В» и «Г» нормальные – там учатся те, у кого более- менее тип-топ и в голове, и в семьях. В «В» скорее более, в «Г» - менее. А мы – класс «Е». Можете себе представить» .
Как видим, разделение по классам выходит не по уму, а по положению – семейному, материальному, физическому. В мире взрослых такое деление на группы уместно (на их взгляд, конечно же), поэтому они решили поделить детей на те же группы.
Подростки из класса «А» совершают преступление – похищают девочку из класса «Е», однако взрослые стремятся оградить преступников от наказания, чему есть несколько объяснений: родители виновных – влиятельные люди, им скандал не нужен; школе невыгодны проблемы с родителями; на преступление можно закрыть глаза, ибо ученица из класса «Е» - никому не нужный ребенок.
Таким образом, в проблемах подростка виноваты, прежде всего, взрослые, которые оказывают влияние на его отношение к другим людям, к себе и к жизни. Мнение Е. Мурашовой совпадает здесь с точкой зрения В. Железникова. А о последствиях подобного отношения и говорить не стоит – презрение со стороны тех же самых подростков по отношению к своим «любящим» родителям.
Глава II. Образ подростка в зарубежной литературе
2.1 Обзор литературных произведений о подростках

В зарубежной литературной традиции XX века подросток - это герой, выходящий из детства, старающийся найти своё место в обществе. По своему характеру он - бунтарь. Причины подобного бунта представлены не только возрастными, но и социальными особенностями, так как протест у героя порождают мир взрослых и установленные там социальные порядки. Литературные исследователи определяют истоки такого бунта: европейская юношеская литература была связана со студенческими волнениями 1960–1970-х годов, американская - с движением хиппи. Именно на этом временном промежутке мы остановимся в нашем исследовании.
Так, о герое-бунтаре пишет Д.Д. Сэлинджер в повести «Над пропастью во ржи», где Холден Колфилд нетерпим ко всем проявлениям фальши и лжи в окружающих людях. Попытки самооправдания он ненавидит и в самом себе. Гарантом истины являются откровенные признания и исповеди, в которых Холден выкладывает все начистоту.
В американской литературе на первое место выходит дневниковый стиль с элементами сатиры и комической игры. Таким образцом станет повесть известной английской писательницы С. Таунсенд «Тайный дневник Андриана Моула», «Страдания Андриана Моула» и др. Пишет он их в форме дневниковых записей, которые ведёт в режиме «нон-стоп»; там и списки дел и покупок, и выписки из книг и газет, письма, расписки, квитанции и анкеты. Так воссоздается типичная картина жизни мальчика: ссоры между родителями, уход матери из дома, отсутствие у отца постоянной работы, безденежье и обилие неоплаченных счетов, придирки школьных учителей, хлопоты по хозяйству, подростковые комплексы.
Социальную действительность в своих дневниках представляют и героини. Например, в подростковой прозе Мэг Кэбот «Дневники принцессы», «Влюблённая принцесса», «Принцесса ждёт», «Принцесса на стажировке» и др. В дневнике она страдает по поводу своей внешности и недостатков, жалуется на учителей и родителей, переживает из-за ссор с подругой и бойфрендом - типичный набор подростковых переживаний, от которых не может защитить даже королевская корона. Однако, Миа толерантна, демократична, социально активна, политически грамотна.
Душевному миру подростка посвящены повести норвежского писателя К. Хагерюпа «Маркус и Диана», в которых рассказывается о чувствах и переживаниях тринадцатилетнего Маркуса. Самым душевным, интимным герой делится со своим отцом и другом Сигмундом. Причина его страданий - постоянная влюблённость, при которой эмоциональный подъём сменяется любовной опустошённостью.
Стоит заметить, что в некоторых произведениях представлен и образ иного подростка, который способен переступить даже закон. Обратимся к такому знаменитому роману, как «Заводной апельсин» Э. Берджесса.
2.2 Герой романа «Заводной апельсин» Э. Берджесса как пример подростка с девиантным поведением
Энтони Бёрджесс - английский писатель и литературовед ХХ века. Его самое известное произведение - «Заводной апельсин», которое обрело популярность главным образом после экранизации Стэнли Кубрика, затрагивает такие темы как свободная воля и мораль, зла и насилия в современном обществе. Имеет ли государство и общество право лишать человека свободы воли, пусть даже в целях наказания и исправления? Может ли человек, личность, лишённая свободы воли, ставшая похожей на заводной апельсин, символизировать собой победу современных технологий над злом? Но наряду с социальными вопросами, в фильме глубоко затронута и природа человека. Откуда исходит агрессия? Каков человек без свободы воли? Как может садизм сочетаться с тягой к прекрасному, к музыке Бетховена, например?
В романе «Заводной апельсин» видим в образе Алекса не просто подростка, но прежде всего преступника. Ему 15 лет, проживает в Англии, любит проводить время с друзьями в баре «Korova». Алекс напоминает нам некоего ёжика, который свернулся в калачик и колит всех, кто к нему прикоснется. В таком состоянии он находится все время, хотя за этим всем скрывается что-то прекрасное.
Друзья у этого героя тоже, конечно же, есть (Тём, Пит, Джорджик), но они такие же, как и он сам. Как не вспомнить тут пословицу: «С кем поведешься, от того и наберешься».
Как можно догадаться, глава банды - это, безусловно, Алекс. Он и его друзья совершают ряд жестоких преступлений. Причиной убийств людей является тлетворное влияние общества, необразованность героев, самолюбие, прежде всего, именно Алекса. Он хочет показать всем, что он не такой, как все, что он особенный, он ставит себя выше других. В романе они избивают старика и разрывают книги; убивают мужчину и издеваются над его женой, над двумя девочками лет 10; пытаются ограбить пожилую женщину. Но в конечном итоге друзья предают Алекса, когда они оказываются в доме у пожилой женщины. Когда Алекс осознает, что к дому подъезжает полиция, он видит, как «друзья» оставляют его одного.
Безусловно, наказание оказывается неминуемым. Сначала его избивают в полиции за его некультурные выражения. Когда он попадает в гостюрьму 84-ф, ему дают номер - 6655321. Позже над ним проводят опыт по методу доктора Бродского. После каждого приема еды ему делают укол, через какое-то время колют витамины: «Потом пошли vestshi и вовсе необычным: один из medbrattjev пристегнул мне голову ремнем к подголовнику, напевая при этом себе под нос какой-то популярный эстрадный kal» .
Сперва он не понимает, почему его нужно привязывать, ведь он просто смотрит фильм, к примеру. Однако ему показывают не простые фильмы, а фильмы с насилием. После 6 фильма его начинает подташнивать, а на следующем же было все иначе: «Меня слегка прошиб пот, в kishkax все болело, ужасно мучила жажда, в голове стучало - бух-бух-бух, и я хотел только одного: не видеть, не видеть этого, иначе стошнит» . Это продолжается какое-то время, пока его не выпустят на свободу.
На свободе он пытается жить так же, как и раньше, но у него это не получается. Алекс уже не может наслаждаться тем, чем наслаждался ранее. Все меняется, весь мир меняется за эти 2 года. Он не может наслаждаться даже музыкой: «Это была симфония, которую я очень неплохо знал, что много лет на slushal,. Третья симфония одного датчанина по imeni Отто Скаделинг, sntuka громкая и burlivaja, особенно в первой части, которая как раз и звучала. Секунды две я slushal с интересом и удовольствием, но потом на меня накатила боль и тошнота, и я застонал, взвыл прямо всеми kishkami» .
И он решает, что он не сможет так жить и лучшее для него – это СМЕРТЬ. Он выбрасывается из окна, но не умирает. После выписки из больницы он находит новую компанию, также ходит в бар «Korova», но как-то раз он встречает своего старого «друга» Пита, он уже женат и у него все прекрасно. И тут Алекс осознает, что юность уже ушла, её больше нет. Он становится рассудительнее и взрослее. Он думает даже о том, что когда у него будет сын, он все ему объяснит, расскажет. С этого момента он решает искать себе подходящую жену, которая сможет быть матерью его сыну.
Как видим, попытка самоутверждения заставляет героя пройти через ряд непростых жизненных испытаний, благодаря которым происходит осознание неверности выбранного пути.
Заключение
В ходе нашей работы был проанализирован ряд произведений, написанных в разное время. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ подростка, его изменение.
Так, характеристика героя-подростка современной прозы имеет своеобразный характер. Как отмечает Т.И. Михалева, при сопоставлении произведений 60-х - 80-х годов и 90-х - 2000-х невольно отмечаешь снижение духовного начала, нарастание прагматизма, жестокости в средствах достижения. Герои-подростки живут реальной жизнью, их характеры соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».
Писатели исследуют «усложнившийся внутренний мир современного ребенка в свойственном изначально дидактическом, нравоучительном ключе, с учетом специфики возрастного мышления и психологических особенностей подросткового периода» .
Таким образом, мы выявили, что герои произведений постепенно приходят к выводу, что стать подлинной личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать. В центре большинства произведений представлен обычный ребенок с тягой к романтике. У подростка свои идеалы, к которым он стремится к ним; он учится отстаивать свое мнение в столкновениях с другими детьми.
В литературе 90х гг. подростки сталкиваются не только со сверстниками, но с жизнью. В них уже нет стремления к идеалам и приключениям. Они попадают в сложные жизненные ситуации, проходят серьезные испытания. Это запутавшиеся подростки, беспризорники, больные дети, дети из неблагополучных семей.
Писатели демонстрируют ярко, что преимущественно взрослые виноваты в том, что подростки попадают в такие условия: они уделяют им мало времени и внимания, не замечают тревожности детей, а иногда сами создают проблемы для них.
Наряду с этим, дети начинают подражать взрослым, беря в пример их самих. В результате подростки, у которых нет еще достаточного опыта, сталкиваются с жизнью, совершают поступки, которые окажут влияние на дальнейшую жизнь – нарушают закон и оказываются в тюрьмах, где их ждет взросление и осознание неверности выбранного ими когда-то пути.
Библиографический список
Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие – 2-е издание, перераб. – Спб: изд-во Михайлова, 1998. – 379с.
Фельдштейн Д. И. «Психологические аспекты изучения современного подростка». Вопросы психологии, 1985, № 1. – с. 34-43
Учителям и родителям о психологии подростка./ Сост. Г.Г Аракелов и др. М., Высш. шк., 1990. - 304 с.
Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. «Отцы и дети в меняющемся мире». – М. Просвещение, 1991. – 215 с.
Железников В.К. «Чучело – 2, или игры мотыльков». М., 2005. - Режим доступа: http://bookz.ru/authors/jeleznikov-vladimir/4u4elo-2_532/1-4u4elo-2_532.html
Храпченко М.Б. «Художественное творчество, действительность, человек. М., «Советский писатель», 1982. – 416 с.
Мурашова Е. В. «Класс коррекции». - Режим доступа: http// HYPERLINK "http://www.litmir.net/" litmir.net›br/?b=116717.
Э. Берджесс. Заводной апельсин. - Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/71872.

Произведения, которые интересуют современного читателяподростка, освещают темы и проблемы, связанные с семьей и школой.

В советской детской литературе семейная тематика раскрывалась в идеализированном виде. В сознании читателей культивировался образ благополучной семьи: работающие любящие родители, бабушки и дедушки. Современные же произведения эту тему освещают по-иному. Семейные проблемы выдвигаются на передний план. Они являются или фоном, или основой повествования.

Становление личности героя-подростка происходит не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Неполные семьи, родители-преступники или пьяницы, развод родителей, воспитание в приемной семье - самые частые темы в современных произведениях. Это правда жизни, авторы не приукрашивают действительность, а показывают ее такой, какая она есть. Реалистичность изображения - одна из черт современной литературы для подростков, где поднимаются проблемы семьи и школы.

И.Н. Арзамасцева, размышляя о проблематике современных произведений для подростков, пишет: «Пять - семь лет назад у нас было не принято писать напрямую о разводах, смерти, алкоголизме родителей, детях-сиротах и прочем социальном неблагополучии. Но на русский рынок пришло много «проблемных» датских, шведских, французских и итальянских книг. Выходили они, как правило, по грантам в прогрессивных маленьких издательствах: «Самокате», «Розовом жирафе», «КомпасГиде», задавшихся целью не просто воспитать ребенка, но вырастить ответственного и думающего гражданина, способного справиться с любой проблемой» . Можно по-разному относиться к такой литературе, пытаясь воспитать социально ответственного читателя - такую задачу поставили авторы Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения (ФГОС). Но необходимо констатировать факт - не только фэнтези, но и социально-психологическая литература востребована у современных подростков.

До недавних пор «неудобная» для русских читателей тема, связанная с показом неприглядных сторон жизни современной семьи, таких как развод, редко встречалась в русской литературе. Ее активное развитие связано с переводной литературой. Шведский писатель УльфСтарк описал в своей книге «Пусть танцуют белые медведи» развод родителей с точки зрения ребенка. Главный герой мальчик Лассе переживает распад семьи. Он должен жить с мамой и ее возлюбленным, но в воспоминаниях он всегда возвращается к одинокому грустному отцу. Мальчика считают проблемным, он попадает в нелепые ситуации, плохо учится, но сохраняет в себе теплые чувства к обоим родителям.

Сюжеты, когда ребенок вынужден взрослеть раньше, чем это могло бы произойти в благополучной семье, теперь уже не редкость и в русской литературе.

В повести Дины Сабитовой «Три твоих имени» раскрывается тема детдомовских детей. Автор показывает, как ребенок становится одиноким, ненужным своим родным и - как результат - детдомовским. Девочка Рита родилась в полной семье, но родители не выполняли свои обязанности по воспитанию детей. Они выпивали, дрались, распродавали все из дома. Несмотря на отношение родителей, девочка их любила и в мыслях сохраняла надежду на счастливое будущее, она не осуждала их: «Много у Ритки любимого в жизни. Пирог с малиной и чай в гостях у Муратовны. Ходить в Каменный лог за земляникой. Игрушечная собачка Гвоздик. Когда пылью пахнет перед дождем. Козлята маленькие - у них рожки смешные. Сметана - только редко она достается Ритке. Петь песни громко, во весь голос. Татка - когда он в хорошем настроении. Мамка…» .

На долю главной героини повести выпадает предательство не только родной семьи, но и приемной. Все эти обстоятельства не ожесточили душу ребенка, но пошатнули надежду на семейное счастье, заставили совершать взрослые поступки. Девочка берет ответственность не только за себя, но и за жизнь взрослых и самоотверженно уходит из приемной семьи, тем самым освобождает их от взятых обязательств.

В разработке темы распада семьи в зарубежной и русской литературе можно найти общие тенденции. Как бы ни виноваты били взрослые перед детьми, в книгах они никогда открыто не осуждаются. Писатели не берутся судить поступки взрослых, предоставляя это делать читателю.

Распад семьи, утрата свойственного образа жизни ставят ребенка в ситуацию выбора. Для героя он становится мучительным. Мотив выбора - устойчивое и повторяющееся явление в подростковых текстах. Герой-подросток психологически не готов принимать категоричные явления, но обстоятельства вынуждают. Ситуация выбора приносит герою-подростку большие душевные терзания, но, пережив их, он формируется как личность.

Семейная тематика освещается и в связи с трудными обстоятельствами жизни. Так, в произведении О. Громовой «Сахарный ребенок» девочка-подросток, в одно мгновение лишается отца и становится членом семьи изменника родины. Вдвоем с матерью они справляются с бытовыми и психологическими трудностями. Здесь семейная тема развита в позитивном ключе. Все повествование автора связано с укреплением семейных взаимосвязей матери, дочери и репрессированного отца.

Школьная тема, остается по-прежнему, актуальной в подростковой среде. По словам М. Сoлoмоновой, «дети читают книги o школе - в любой форме, так что даже серия o Гарри Поттере обязана своим успехoм прежде всего «шкoльнoй» составляющей, а именно Хoгвартсу с его чудаками-учителями, экзотическими предметами, соперничествoм между факультетами, переживаниями по поводу экзаменов и школьных соревнований. . Школа - это пространствосоциологизации, место, где формируются модели жизни в обществе.

Чтение и анализ подростковой литературы показывает, что в освещении школьной тематики в последние годы наблюдается тенденция изображения в первую очередь негативных явлений. Конфликтующими сторонами становятся, как правило, одинокий герой-подросток и не понимающие его одноклассники. Отображаются неблагоприятные отношения внутри класса, подростки конкурируют, завидуют, совершают подлости, объявляют бойкоты. Зачастую эти действия поддерживают учителя. «Но я не могла кричать. Я даже говорить не могла. А он… Никто никогда в жизни не смотрел на меня ТАК. С таким разочарованием, презрением…

Дуремара, может, объяснишь, как это к тебе попало? Или бедняжка опять запуталась? - это уже не Светка. Это сказала зубрилка Сабина с тугой косой. У нее был очень принципиальный вид.

  • - Я не Дуремара!
  • - А кто же ты после этого, -- закричала Светка. - Дуремара и есть. Бойкот Дуремаре!

Кто за бойкот?

Все подняли руки. Физручка почему-то - тоже» - так описывает подобную ситуацию И. Костевич в произведении «Мне 14 уже два года» .

Учителя видятся ученикам бездушными существами, подобиями роботов, страх заполняет все детские мысли: «Я чувствовала, что происходит самое страшное - язык отказывался служить, и все вокруг становится, как в тумане. От исторички исходила злая энергия, парализовавшая меня. Будто передо мною стоял робот-завоеватель. Лоб начал пылать, и я, казалось, потеряла способность разговаривать вообще» .

Другой разворот школьной темы можно встретить в произведении А. Жвалевского и Е. Пастернак «Я хочу в школу!». Белорусский дуэт создает историю об идеальной школе. Дети любят учиться, учителя с радостью общаются с обучающимися. Сюжет повести отчасти похож на современную утопию. И как закономерность, происходит разрушение утопического пространства - школу закрывают. Ученики-герои повести попадают в обычные школы, методы обучения в которых противоречат представлениям подростков. Учеба становиться скучным, рутинным занятием, уроки строятся на повторении написанного в учебниках. Подростки воспринимают изменение условий обучения как очередной, проект. Они предпринимают попытки разрешения сложившейся ситуации, вступают в борьбу с обстоятельствами. Мотивы борьбы, преодоления испытаний достаточно частотны в литературе для подростков. Он берет свое начало от волшебных сказок, где на участь героя выпадали различные испытания и он успешно со всем справлялся. Отметим, что творчество А. Жвалевского и Е. Пастернак особенно популярно в среде подростков 10 - 13 лет благодаря положительному герою-подростку и общему позитивному пафосу произведений.

Не обделена вниманием авторов и традиционная для литературы тема любви. Это светлое чувство проявляется забавно, часто неожиданно даже для самих героев. «Ехали целых два часа, и Ленка, держа Димку за руку, успела заснуть на его плече, а Димка от этого смущенно и довольно шмыгал. И все глядел на Ленку, хотя обычно в автобусах смотрел в окно. Сквозняк раздувал светлую челку, и Димка осторожно прикоснулся губами ко лбу девчонки. Не то чтобы поцеловал, нет. Просто проверил, вдруг у нее температура, вдруг на нее плохо действует море, вдруг она замерзла от сквозняка… Ленка в ответ крепко сжала Димкину ладонь. Наверное, именно с этого момента дни растянулись до бесконечности. Они проходили быстро, но никогда не заканчивались» . В этом рассказе прослеживаются лирические мотивы, которые показывают читателю, как прекрасно и трепетно чувство первой любви.

Наталья Евдокимова мастерски, с юмором обыгрывает неожиданную любовь, неопытность и открытость героев-подростков: «Я люблю тебя, Катя! - а потом сразу поправил себя: - Я люблю тебя, Вика!Мне это говорить было непросто, потому что родители тащили меня за руку. Это, знаете ли, совсем непросто, когда признаешься в любви человеку под присмотром умудренных жизнью взрослых» . Любовь в рассказах Н.Евдокимовой не трагедия, она праздник для героев.

В повести «Мне 14 уже два года» И. Костевич тема любви раскрывается на фоне решения проблем социализации личности в коллективе. Она раскрывается через повествование о мечте героини понравиться однокласснику и изображение беспредельного счастья, когда подросткам удается поговорить наедине. Эта любовь драматичная. Но, несмотря на то, что она приносит немало переживаний главной героине Доремире, девочка дорожит своим первым чувством.

Подводя итог, можно сказать, что подростковая литература - сложная тематическая структура, в которой соединяются «вечные» и остро-актуальные темы, подростковые и вневозрастные проблемы.

Исследования показывают, что большинство девушек-подростков, в отличие от мальчиков-подростков, свой внешний вид считают важнейшей частью их жизни. Каждый день подростки думают о своей форме и размерах собственного тела. Подавляющее большинство молодых девушек думают что должны быть худее. Добавьте к этому мнение друзей, мальчиков, родителей, средства массовой информации и пищевой промышленности и Вам станет понятнее, почему число пациентов с расстройствами пищевого поведения резко растёт.

Поддержка в подростковом возрасте

Подросткам, в любом случае, нужна поддержка в развитии сильной и здоровой физической самооценки. Советы которые написаны на обложках журналах могут показаться привлекательными, но в действительности они не могут помочь. Как это обычно бывает с советами, как только мы закрываем журнал, какими бы ни были эти советы, мы будем продолжать жить так, как сами считаем. В этом смысле, когда мы говорим о неудовлетворенности своим телом, необходимо вложить много усилий в плановое руководство, для того чтобы помочь подросткам в развитии здорового и позитивного отношения к своему собственному телу. Такая помощь должна быть всесторонней: от родителей, школы, средств массовой информации.

Давайте начнём с себя

Мы не можем помочь кому-то решить, то что сами не в состоянии решить. Мать, которая сама недовольна своим телом, не может говорить с дочерью об отношениях к собственному телу, такие познавательные беседы просто не будут действовать. Словами можно сказать правильные вещи, но слова это только часть общей информации которую мы хотим донести до собеседника. Поэтому, для начала, мы должны спросить себя, как я отношусь к
собственному телу. Люблю ли я своё тело? Думаю ли я что я некрасивая и слишком толстая? Нахожусь ли я постоянно на диете? Вечно жалуюсь о том, что с каждым годом выгляжу всё хуже и хуже?
Подумайте об этих вопросах, потому то что вы думаете и чувствуете о своём теле влияет на то что Ваш ребёнок будет чувствовать и думать о своём собственном теле. Независимо от того, что вы говорите. Дети делают вывод с примеров, а не с того что Вы им говорите.

Мифы и факты о внешнем виде

В дополнении к информациям которые подростки получают от своих родителей, для них немаловажная информация, это та которую они получают от своих сверстников, и из средств массовой информации. Если обратить внимание на послания общества и средств массовой информации, мы должны дать возможность подросткам распознавать что не всё что они слышат — правдоподобно. Мы можем научить подростков распознавать что есть миф, а что реальность, и какие призывы полезны, а какие плохо влияют на развитие здоровой физической самооценки. Вот некоторые из мифов и реальные факты:

Миф 1 — Тело может меняться при помощи правильной диеты, физической нагрузки и личными усилиями, каждый человек может выглядеть как модель.
Факт 1 — Каждый человек рождается с уникальным телом. Генетические факторы играют важную роль в регулировке веса и формы тела. Не существует идеального тела, которое лучше, чем любое другое.

Миф 2 — Достичь внешний вид модели, улучшит качество жизни и облегчит: продвижение по карьерной лестнице, наладит любовные отношения, счастье и деньги. Если у человека не получается достичь идеального размера тела, это говорит об отрицательных чертах характера. Такие люди ленивы, ненадёжны и неудачники и у них отсутствует чувство самоконтроля.
Факт 2 — Внешний вид модели подразумевает нереальный вес тела для большинства женщин из-за биологических и генетических факторов. Кроме того, модели тратят огромное количество часов в день, на свой внешний вид, и в этом им помогает целая команда профессионалов — от парикмахеров до мастеров освещения. Только тогда мы видим результат столь кропотливой работы, и в итоге сравниваем моделей с собой. Сравнивая себя с нереальными персонажами является хорошим способом, стать несчастным и неудачным человеком.

Миф 3 — Мальчики любят только очень худых девушек.
Факт 3 — Ребятам нравятся девочки, которые выглядят как девушки, а не как мальчики. В это входит грудь, бёдра, ягодицы. Слишком худые девушки выглядят как мальчики.

Не существует волшебная палочка которая может помочь девушке — подростку развить положительную, здоровую и физически сильную самооценку. Позитивную самооценку нужно начинать развивать ещё в раннем детстве. В подростковом периоде родители должны принять тот факт, что они имеют гораздо меньше контроля над питанием подростка, его физическими активностями и общего отношения к телу. В подростковом возрасте ребёнка — родитель должен сосредоточиться на том чтобы не разорвать эмоциональную связь с ребёнком, предлагая ему поддержку и помощь, вместо критики.

Несколько советов о том как можно помочь:

  1. Не ведите себя как сотрудник милиции. Не нужно постоянно заострять внимание на том что ест ваш ребёнок, когда он ест и сколько это имеет калорий. Чаще покупайте здоровую еду, не покупайте газированные напитки, закуски и сладости. Будьте хорошим примером, показывайте что такое здоровое питание. Это не правильно критиковать можно подростка ожидая от него навыки здорового питания, но в то же время всей семьёй продолжать нездоровое питание.
  2. Поддерживайте любой вид физической активности. Некоторые подростки, любят спорт и очень активны в спорте. Другие же не любят выражать себя через спорт. Так что, творчески подходите к выявлениям других форм физической активности. Прогулка по торговому центру тоже может быть активной деятельностью. Также, как и катание на роликах, коньках, танцы, езда на велосипеде и т.д. Постарайтесь проводить время вместе, занимаясь здоровыми физическими нагрузками.
  3. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Одним из самых болезненных переживаний, это когда мать сравнивает её ребёнка с другим ребёнком, родственником, другом или с самим собой. Не говорите когда ваш ребёнок слышит: «вот, когда я была в твоём возрасте у меня не было проблем с целлюлитом …» или «видишь, как твоя сестра может не есть сладкое после обеда». Такие разговоры, даже не независимо от ваших добрых намерений, не мотивируют, а наоборот — ваш ребёнок делает не правильный вывод. Таким образом ребёнок начинает чувствовать себя плохим, неуверенным в себе и не красивым.
  4. Не говорите плохо о своём теле и не говорите о диете перед ребёнком. Если ваша дочь услышит от вас о вашей собственной неудовлетворенности своим телом, она может подумать, что это нормально, и что каждая женщина должна чувствовать себя неудовлетворенной в своём теле. Это особенно опасно, если у вас нет реальных оснований для беспокойства. Если у вас избыточный вес, например, говорить о нём как о медицинской, а не эстетической или социальной проблеме. Ваш подросток достигнет здорового веса только при помощи здорового и сбалансированного питания.
  5. Будьте в курсе о признаках расстройства пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения всё чаще является проблемой, начиная, как правило, в подростковом возрасте, и это не происходит только с другими. Так что будьте бдительны, держать глаза открытыми для того, чтобы вовремя распознать, что ваш ребенок нуждается в вашей помощи и помощи опытного специалиста. Даже если диагноз пищевого расстройства уже поставлен, не падайте духом, чем раньше начинается диагностика и лечение, тем больше шансов на полное выздоровление.
Похожие публикации