Старение и уровень интеллекта. Характеристика изменения интеллекта у лиц пенсионного возраста и инвалидов

Возникает естественный вопрос, действительно ли в процессе нормальной физиологической старости снижаются интеллектуальные способности человека?

В одном из исследований было доказано, что у психически здоровых пожилых людей до 80 лет не наблюдается значительного снижения интеллекта.

Проверка интеллектуальных способностей у пожилых людей показала, что интеллект в старости остается таким же, как и в более молодом возрасте. Особенно, если пожилому человеку не требуется быстро принимать решения или заниматься умственным трудом в течении длительного времени без перерыва.

Коллектив ученых исследовал в течение пяти лет две группы мужчин и женщин – всего 220 человек. Одна группа в начале исследований была в возрасте 60-65 лет, а другая – в возрасте 70-75 лет. Ежегодно у каждого испытуемого исследовалось 1200 личностных характеристик (в том числе динамика интеллекта и психомоторные способности) для выявления перемен, если таковые происходят с течением лет.

Результаты исследования показали, что интеллект, психомоторные способности и способность к обучению в старости практически не изменяются. Из этого следует, что радостное ожидание заслуженного отдыха распространяется не на всех пожилых людей. Если кто-то из исследуемых становился к старости пассивным, это обычно было связано не столько с возрастом, сколько с образом жизни. Те, кто в зрелости любил комфорт и вел малоактивный образ жизни, с радостью присоединились к широко распространенному мнению о “естественной бездеятельности” в старости. Но они, собственно, лишь остались верны своему пассивному отношению к жизни.

Другая группа ученых – врачей, психологов и социологов – в течение ряда лет наблюдала за несколькими сотнями здоровых пожилых людей, которым в начале исследования было 60 лет. Во-первых, было выявлено, что у испытуемых за время обследования не произошло снижения интеллектуальных способностей: они воспроизводили словесные комбинации так же хорошо, как молодые люди. В случае, если словесные комбинации требовали проявления логических способностей, ответы пожилых людей были даже лучше, чем молодых. Во-вторых, изменения состояния психики, определяемые психологическими и психомоторными тестами (если вообще в ходе исследования были зарегистрированы изменения), были связаны не с возрастом, а скорее с образом жизни наблюдаемых – преимущественно с пластичностью и подвижностью психики в зрелости. В-третьих, результаты исследования показали взаимосвязь пластичности психики пожилых людей и их удовлетворенности жизнью. Различия между группами 60 и 70 лет не диагностировались в данном исследовании.

Есть и другой подход, описанный чешским исследователем О.Грегором в книге “О старости”, согласно которому следует, что психическое состояние и интеллектуальные способности в старости зависят главным образом от двух факторов: образования и уровня профессиональной квалификации. Чем выше уровень образования, полученного человеком в молодости, тем лучше сохраняется интеллект в старости. Люди с более высоким уровнем профессиональной квалификации, приобретенной в молодые годы, постоянно пополняют свои знания и в зрелом возрасте, т. е. в течение всей жизни занимаются интеллектуальной тренировкой. Следовательно, и в старости они сохраняют интеллектуальные способности и высокий жизненный тонус.

В ходе одного исследования был обнаружен интересный факт: подвижность психики в старости обусловливается, в частности, “средой обитания” пожилого человека. Такой вывод был сделан на основании результатов сравнительного анализа. Одна группа состояла из здоровых пожилых людей, ведущих активный образ жизни, который способствовал повышению их жизненного тонуса. В другой группе были люди такого же возраста, но живущие в “тепличных” условиях, которые не требуют социальной активности – вынуждают вести пассивный образ жизни. Очевидно, окружающая среда, которая требует от пожилых людей самостоятельности и независимости, позволяет им сохранять высокий уровень развития интеллекта и в старости. Кроме того, чтение специальной и художественной литературы, изучение иностранных языков, различные хобби – все это требует постоянной работы ума.

Авторы этих наблюдений делают вывод, что в нормальных условиях умственные способности человека к старости не уменьшаются. Различия между отдельными индивидуумами, конечно бывают, и весьма существенные. Динамика умственных способностей , очевидно, более обусловлена функциональным возрастом, чем паспортным.

И еще одно наблюдение. Пожилой человек иногда странно реагирует на вопросы или замечания из-за того, что у него ухудшается слух. А окружающие ошибочно приписывают ответы невпопад или неверные замечания снижению его умственных способностей.

Некоторые ученые проводили интеллектуальное тестирование рабочих и технического персонала различной квалификации и возраста. Было установлено (как и в предыдущем исследовании), что уровень профессионального образования играет очень важную роль. У людей со средним специальным или высшим образованием умственные способности в 70 лет остаются практически такими же, как и в 20; в то время как у неквалифицированных работников с возрастом наблюдается значительное снижение интеллекта.

Исследования, изучающие соотношение развития интеллекта в старости и образования человека, полученного в молодые и зрелые годы, показали: у людей с более высоким уровнем образования и большими знаниями интеллект не только не уменьшается, но в некотором смысле даже возрастает. Так, например, способности к абстрактным и философским рассуждениям лучше всего проявляются в пожилом возрасте, особенно между 50-80 годами. Если в зрелости у кого-то творческая деятельность была нормой жизни, то этот человек обычно продолжает заниматься ею до глубокой старости.

Некоторые исследователи пришли к выводу, что способность учиться в старости претерпевает ряд изменений. Речь идет не об утрате этой способности, а об определенном качественном сдвиге, некоем видоизменении способа обучения. Группа отечественных педагогов установила, что пожилой человек усваивает новые знания не так легко и быстро, как молодой, но зато занимается более интенсивно, упорно и тщательно. Механически заученные сведения люди старшего возраста запоминают хуже, зато логически выстроенный материал усваивают легко - иногда даже быстрее, чем молодые.

Систематизируя приведенные выше данные и результаты других психологических и социологических исследований, можно сказать, что уровень развития умственных способностей человека в старости зависит от: его врожденных способностей, образования, уровня профессиональной квалификации, жизненного опыта, возможности использовать интеллектуальные способности в зрелости, различных стимулов, зависящих как от окружающих, так и от самого индивидуума.

При наличии сразу нескольких указанных факторов интеллектуальные возможности пожилого человека могут даже увеличиться. С другой стороны, если отсутствует большинство из них, то недостаточная тренировка интеллекта может обусловить снижение интеллектуального уровня в старости – в гораздо более быстром темпе, чем следует из простого подсчета прожитых лет.

Закономерные изменения мозга являются частью нормального процесса старения, и, как следствие, должны логически ожидаться соответствующие изменения интеллектуальной активности. Однако, по данным американских исследователей (системных отечественных исследований в этой области очень мало), существуют разногласия по поводу снижения общей интеллектуальной активности при нормальном старении. Дэвид Векслер, применивший свою шкалу интеллекта к представителям разных возрастов, сделал вывод о том, что поздняя зрелость характеризуется снижением общей интеллектуальной деятельности, обусловленным закономерными процессами старения. Однако в своих более поздних исследованиях он обнаружил, что вербальные навыки (объем активного и пассивного словаря) поддерживаются на относительно хорошем уровне в поздних возрастах, в то время как результаты тестов на сообразительность оказались ниже, чем у представителей других возрастов.

Дж.Хорн выдвинул предположение, что этот факт является результатом различного вклада биологических возрастных изменений в выполнение вербальных и невербальных тестов. Развивая эту мысль, Дж.Хорн сформулировал свою теорию текучего и кристаллизованного интеллекта:

· Текучий - подвижный - интеллект -- это широкая область интеллектуального функционирования, ассоциируемая со способностями, с помощью которых мы обретаем новые знания и навыки (к которым относится скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений, способность к абстрактному мышлению). Этот тип интеллекта, по мнению Дж.Хорна, отражающий возрастные особенности состояния нервной системы (ее работоспособность и интегративность), постепенно снижается на протяжении всего периода зрелости, что особенно заметно в поздней зрелости.

· В отличие от текучего, кристаллизованный интеллект ассоциируется со способностями, которые приходят с опытом и образованием, и включает вербальные навыки, осведомленность, а также весь объем знаний, накопленных в течение жизни. Кристаллизованный интеллект включает также способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. В отличие от текучего интеллекта, кристаллизованный интеллект часто улучшается в течение всей жизни, пока люди способны получать и сохранять информацию.

П.Балтес и К.Шайи подвергли критике гипотезу Хорна на том основании, что данные, подтверждающие ее, были получены с помощью метода поперечных срезов. Определенный вклад в полученные этим методом результаты вносит когортный эффект. Как показали широкомасштабные лонгитюдные исследования, у людей с высоким образовательным уровнем многие интеллектуальные способности продолжают нарастать с возрастом по крайней мере до семидесятилетнего возраста (особенно если они подвергаются систематической тренировке). Причем эти способности относятся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту. Анализируя полученные данные, К.Шайи высказал предположение, что изменения в поздних возрастах затрагивают не саму природу интеллекта, а его функцию. С наступлением пожилого возраста изменяется использование знаний: люди возвращаются к собственным ценностям и установкам, их занимают не абстрактные рассуждения, а реальные вопросы, они способны мыслить абстрактно, но, в отличие от молодых людей, не склонны заниматься решением задач ради них самих и могут противиться решению заданий типа тестов IQ.

Отмечается, что хотя оценка интеллекта, определяемая количеством правильных ответов по тесту, в пожилом возраст снижается, однако интеллектуальный коэффициент - IQ - с возрастом почти не изменяется, то есть человек в сравнении с другими членами своей группы на протяжении жизни сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта. Человек, демонстрировавший средний уровень IQ в период ранней взрослости, с наибольшей вероятностью будет иметь средний IQ в старости.

Проблема дифференцированного изменения интеллектуальных функций в старости остается дискуссионной. Так, крупнейший специалист в области возрастных изменений интеллекта Пол Балтес провел границу между теми аспектами интеллекта пожилого человека, которые ухудшаются в старости, и теми, которые обнаруживают некоторое улучшение. Он выделил «когнитивные» и «прагмативные» механизмы интеллекта. «Когнитивные механизмы» интеллекта отражают нейрофизиологическую архитектуру мозга, которая, по мнению П.Балтеса, изменяется на протяжении жизни. На операциональном уровне «когнитивные механизмы» ответственны за скорость и точность психических процессов, включающих восприятие информации, зрительную и моторную память, а также операции классификации, сравнения и категоризации. Ухудшение этих операции, функций и механизмов с возрастом обусловлено сильным влиянием биологических факторов, а также состоянием здоровья.

В свою очередь «прагмативные механизмы» интеллекта представляют собой его культурно обусловленную область. На операциональном уровне «прагмативные механизмы» интеллекта обуславливают навыки чтения и письма, понимание речи, образовательный уровень, профессиональные знания и навыки, знания о себе и жизни вообще, которые помогают человеку справляться с различными жизненными трудностями. По мнению автора теории, именно совершенствование «прагмативных механизмов» интеллекта, их возможности в плане компенсации угасающих функций обеспечивают интеллектуальное развитие в старости на фоне ухудшения отдельных функций.

Анализ теорий общего интеллекта в старости убедительно доказывают действенность явления «витаукта», открытого В.В.Фролькисом: интеллект адаптируется к возрастному адаптогенному фактору, ослабление одних функций способствует формированию приспособительных функциональных систем, что позволяет компенсировать деструктивные явления когнитивного старения.

При этом, как указывает большинство теорий, центральным механизмом когнитивной компенсации и развития в старости является вербальный интеллект. Этот феномен был отмечен Б.Г.Ананьевым, который подчеркивал, что речемыслительные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций; эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором его онтогенетической эволюции.

Таким образом, позитивные адаптационные изменения в старости направлены на актуализацию резервных возможностей, накопленных на более ранних этапах онтогенеза. Существуют отечественные данные , согласно которым в старости происходят сложные перестройки психической организации, характеризующиеся в первую очередь сдвигами во всех звеньях саморегуляции. При этом проявление компенсаторных механизмов, обеспечивающих возможность нормального познавательного функционирования на новых уровнях когнитивной адаптации, обусловлено не только качественным изменением интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенности его структурной организации (обеспечением интеллектуальной сохранности за счет механизмов понятийного мышления, которые компенсируют нарастание дезинтегрированности отдельных познавательных функций, усиление полезависимости, ригидности и замедленности развертывания ориентировочной фазы интеллектуальной деятельности).

Наиболее очевидно проявляют себя механизмы компенсации возрастных интеллектуальных изменений при исследовании тех функций, которые обнаруживают очевидное ухудшение с возрастом. Так, американскими психологами было убедительно показано, что скорость переработки информации, скорость извлечения информации из долговременной памяти, скорость оперирования образами, скорость всех умственных и физических операций однозначно снижается в старости. При этом те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, проявляют спад в старости. Однако у этой тенденции обнаружено много индивидуальных вариаций, обусловленных опытом. Так, в одном эксперименте измерялась скорость работы пожилых и молодых машинисток. Значимых различий в скорости их работы обнаружено не было. При исследовании причин этого примечательного факта было выявлено, что пожилые машинистки, компенсируя закономерное снижение времени реакции, научились заранее просматривать и удерживать в памяти текст, предназначенный для перепечатки. Когда исследователь ограничил количество слов, которое может заранее прочесть машинистка, то скорость работы пожилых машинисток значительно снизилась. Приведенный опыт показал, что пожилые люди в условиях переработки информации способны компенсировать снижение скорости реакции за счет антиципации последующей информации и в целом поддерживать уровень работоспособности, подключая опыт и вербальные навыки, которые практически не ухудшаются по мере старения. Выяснилось, что высокая эффективность работы поддерживается пожилыми людьми в таких видах деятельности, как музыкальное исполнение и композиция, шахматы, бизнес, и это обеспечивается процессами компенсации.

Компенсация снижения скорости реакции со стороны возрастающего опыта представляет собой тот механизм, с помощью которого пожилые люди поддерживают свои когнитивные функции в разных видах умственной деятельности, включая память и принятие решения.

Механизмы компенсации возможного снижения интеллектуальной деятельности в старости

В исследованиях П.Балтеса особое внимание уделялось механизмам компенсации тех структур интеллекта, которые наиболее уязвимы под влиянием возрастного фактора -- скорость и точность интеллектуальных процессов, логические операции и другие. Эти исследования помогли структурно описать то понятие, которое обобщенно именуется «опыт» и разработать модель адаптационного механизма, поддерживающего интеллектуальную активность в старости, которую П.Балтес назвал «селективной оптимизацией с компенсацией».

Эта модель предполагает, что по мере того, как пожилые люди осознают потери своего интеллекта, у них происходит изменение их умственной деятельности в трех направлениях: 1) по линии селекции (отбора) -- снижение объема функционирования с возрастом побуждает пожилых людей отбирать только те виды активности, с которым они справляются наилучшим образом; 2) по линии оптимизации -- она предполагает возможность поддержания уровня выполнения деятельности в некоторых областях в результате увеличения объема практики, более тщательной подготовки к деятельности и использования новых технологий; 3) по линии компенсации -- она становится необходимой, когда задачи, которые возникают в ходе выполнения деятельности, значительно превышают тот актуальный потенциал, которым обладает старый человек, и возникает необходимость переструктурирования ситуации в целом.

Для пояснения своей модели П.Балтес приводит следующий пример с пианистом А.Рубинштейном. Последний не скрывал, что продолжать свою исполнительскую деятельность в возрасте восьмидесяти лет ему помогали следующие приемы: 1) во время концертов он исполнял не весь свой репертуар, а лишь несколько относительно небольших пьес (пример селекции); 2) он проводил большее время за тренировкой исполнения, чем в молодости (пример оптимизации); 3) он использовал особую стратегию исполнения: быстрые фрагменты он предварял медленными так, чтобы игра второго фрагмента казалась более быстрой (пример компенсации).

П.Балтес неоднократно подчеркивал, что процесс селективной оптимизации с компенсацией особенно эффективен тогда, когда человек прекращает участие в производительной жизни общества, что обуславливает потерю важного компонента человеческой жизни. В судьбе каждого старого человека потери неизбежны, хотя существует широкая вариация в природе потерь. Так, все пожилые люди вовлечены в какие-либо формы отбора, компенсации и оптимизации, но специфическая форма адаптации будет зависеть от конкретной истории жизни, интересов и ценностей, здоровья и навыков каждого конкретного человека.

В зарубежных исследованиях интеллектуальной деятельности пожилых людей особое внимание уделяется роли тренировки интеллектуальных функций для поддержания общего уровня когнитивной активности. Практически все исследователи сходятся на том, что когнитивные навыки тренируются. Так, Уиллис исследовал пространственную ориентировку и способность к рассуждению у 4000 людей пожилого возраста и выяснил, что 40 % из них в результате тренировок вернулись к уровню выполнения тестов, которые они имели 14 лет назад.

Очень интересны результаты семилетнего лонгитюдного исследования, в котором старых людей обучали стратегии использования правил и приемов, необходимых для эффективного принятия решения. Эти результаты показали, что семидесятилетние и восьмидесятилетние обнаружили тот же уровень выполнения деятельности, что и десять лет назад. Авторы сделали вывод о том, что полученный результат обусловлен тренировкой (которая моделирует использование правильных стратегий решения задач), постоянной индивидуальной практикой и наличием обратной связи относительно правильности решения практических проблем. К тому же тренировка, по всей вероятности, увеличивает пластичность когнитивных механизмов.

Проведенные западными психологами многочисленные исследования общей интеллектуальной функции в старости обнаружили следующее:

1. Эта функция значительно ослабевает не столько под влиянием собственно возрастного фактора, сколько ввиду нетренированности, незадействованности интеллектуальных способностей в жизни и деятельности, а также под влиянием ухудшения здоровья. Однако на любом временном отрезке старости имеют место индивидуальные различия во времени начала ухудшения интеллектуальных функций и скорости этого процесса.

2. В проводимых исследованиях интеллекта в старости более резкое ухудшение интеллекта было зафиксировано методом возрастных поперечных срезов (лонгитюдные исследования позволяют наблюдать более оптимистичную картину). Задания, которые вызывали наибольшие сложности у пожилых, как правило, включали необычные или незнакомые для опыта пожилых процедуры. Однако более развернутые исследования показали, что некоторые из этих возрастных дефектов могут быть компенсированы тренировкой.

3. Данные, полученные П.Балтесом, показали, что на общую картину динамики познавательных функций в старости большой отпечаток откладывает образование, здоровье, работа и когнитивная тренировка.

Уровень образования пожилых людей положительно коррелирует с уровнем выполнения ими различных интеллектуальных тестов. Причину этого исследователи искали в том, что люди с более высоким образовательным уровнем обнаруживают потребность в продолжении обучения (в самых разных формах) уже после выхода на пенсию. При этом в ходе обучения они стремятся лучше понять природу старости, чтобы эффективнее справиться с новыми социальными требованиями, остаться работоспособными после выхода на пенсию, чтобы в целом лучше приспособиться к статусу пенсионера.

Опыт работы существенно влияет на когнитивную сохранность в старости, но прежде всего в том случае, если профессиональная деятельность в зрелости была когнитивно ориентирована. Этот факт, в частности, повлиял на то, что у нынешнего поколения пожилых людей интеллектуальные функции, исследованные в поздние годы, обнаружили более высокие показатели, чем у предшествующего поколения.

Здоровье непосредственно и напрямую влияет на качество и способность к интеллектуальной деятельности в старости. Речь идет не о старческих психических заболеваниях (таких, как болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.), а о типичных соматических заболеваниях, вероятность которых в старости увеличивается. Так, некоторые медицинские препараты, необходимые для лечения, ослабляют функцию памяти и принятия решений. Глубокое исследование этой проблемы помогло некоторым авторам сделать вывод о том, что снижение интеллектуальных функций в старости больше связано с ухудшением здоровья, чем с возрастом как таковым. Состояние здоровья американские исследователи во многом связывают со способностью человека к физической активности. Так, многочисленные исследования обнаружили взаимосвязь между регулярными физическими упражнениями пожилых людей и их когнитивными способностями в возрасте от 55 до 91 года. Пожилые люди, которые регулярно тренировались физически, лучше выполняли тесты на рассуждение, память, время реакции, чем пожилые люди, которые тренировались мало и нерегулярно. При этом все авторы отмечают, что начинать программу физических упражнений надо с тщательного медицинского обследования и наращивать объемы следует постепенно.

На функциональном уровне возрастные изменения не затрагивают выполнение знакомой деятельности. Компетентность выполнения многих видов сложной интеллектуальной активности, включенной в повседневную жизнь пожилого человека, обнаруживает лишь незначительное снижение с возрастом. Возрастной фактор становится все более очевидным, когда пожилой человек сталкивается с новыми или многочисленными испытаниями, особенно в возрасте старше 75 лет.

Накопленный опыт проявляется в том, что поведение старого человека в большой степени зависит от зрелости его взглядов на жизнь. Насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой путь на предшествующих этапах, насколько он обнаружил и реализовал свой личностный потенциал. Так, французский психиатр С.Пако отметил, что у более одаренных и реализовавших свою одаренность в молодости людей разрушительное влияние старения на интеллектуальные способности выражено меньше, чем у людей, чья одаренность меньше проявила себя в молодости и зрелости.

Компенсаторные механизмы поддержания уровня общей интеллектуальной активности и отдельных высших психических функций получили частичное освещение в работах отечественных нейропсихологов. Так, было показано, что сужение объема психической деятельности, имеющееся при старении, создает когнитивный дефицит, и в качестве компенсаторного механизма выбирается стратегия опосредования как способ саморегуляции. Полученные данные о динамике когнитивных стратегий и о формировании новых способов опосредования психической активности при старении позволяют видеть в нем особую форму онтогенеза.

Нейропсихологи отмечают, что даже при благоприятном протекании старости высшие психические функции характеризуются некоторой дефицитарностью. На этом основании были выделены три типа старения на основе наиболее дефицитарного звена в высших психических функциях в соответствии с теорией А.Р.Лурия о трех блоках мозга.

Первый -- нейродинамический -- тип старения связан с дефицитарностью блока регуляции тонуса и бодрствования.

Второй -- пространственный -- тип старения высших психических функций связан с дефицитарностью блока принятия, переработки и хранения информации, с недостаточностью анализа и синтеза. Отечественные нейропсихологи (Н.А.Загянская, Ю.В.Зуева, Н.К.Корсакова) показали, что переработка пространственных характеристик информации обнаруживает высокую степень сенситивности в старости и даже при благополучном старении с возрастом снижаются возможности пространственной ориентировки, решения пространственных задач в различных модальностях, запоминания локализации объекта, в результате чего страдает целостность, симультанность восприятия пространственного, упорядоченного мира предметов и явлений.

Третий -- регуляторный -- тип старения обусловлен дефицитарностью блока программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Компенсаторный процесс протекает, по предположению нейропсихологов, в направлении возрастных перестроек в перераспределении активности отдельных блоков мозга и, возможно, в перераспределении аспектов активности правого и левого полушарий мозга.

Интеллект в пожилом возрасте

Интеллект на житейском уровне - это запас слов, эрудиция, умение понимать сказанное и прочитанное, способность решать проблемы, умение добиваться поставленных целей. Причинами индивидуальных различий в интеллекте могут быть культура, образование или способности, определяемые наследственностью.

Является ли интеллект стабильным на протяжении жизни человека или с возрастом изменяется? Актуальность этого вопроса обусловлена сложностями в приеме на работу лиц пожилого возраста и успешностью их профессиональной деятельности. Иногда в объявлениях о приеме на работу можно прочитать о возрастных ограничениях. Но не зависимо от возраста важными критериями отбора сотрудников являются гибкость мышления; обучаемость; успешность ре­шения задач на сообразительность, умение использовать предмет неожиданным образом, оперативная и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной сфере, управление своим психическим состоянием. Практичность, разумность, гибкость в применении знаний, ясность и беглость речи, способность видеть различия и согласовы­вать разные точки зрения, знание о мире, умение пользоваться личным опытом, сообразительность не зависят от возраста. Они- прямое следствие уровня образования и житейского опыта. И если образование человек получает в юности и зрелости, то житейская мудрость приходит с годами и именно к людям с высоким уровнем интеллекта. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Но создается противоречие: высокая продуктивность в работе и затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

При анализе познавательных способностей пожилых людей следует учитывать и способы, с помощью которых люди разных возрастов реагируют на различные ситуации. Например, обнаружено, что чем больше стареющий человек способен к перестройкам, тем в большей степени ощущает осмысленность своей жизни, большую удовлетворенность ею, чувствует себя в большей степени ответ­ственным за свои поступки и решения, имеет цели в настоящем и будущем. В по­жилом возрасте остаются без каких-либо суще­ственных изменений познавательные функции, ко­торые связаны с запасом знаний, способностью к обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие воз­растные группы значимо превосходят группу студентов по тесту «Понятливость», что обус­ловлено влиянием накопленного социального опыта. В другом исследовании возрастных изменений интеллекта были продемонстрированы преимущества пожилых людей в области опы­та и словарного запаса. Однако им требовалось больше времени при тестировании.

Уровень функционального интеллекта (способность решать задачи) взрослого человека в различном возрасте остается достаточно высоким. С возрастом сни­жается эффективность воспри­ятия и памяти. Отражением «нормального старе­ния» являются: ухудшение памяти, замедление процессов воспри­ятия и затруднение «полета мысли» (абстрактно-логического мыш­ления). К 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональ­ные умения сохраняются до глубокой старости.

Снижение познавательной деятельности может вызываться как прямыми, так и косвенными причинами. К прямым причинам снижения интеллектуального уровня относятся болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга . Но угасание интеллекта не является прямым следствием процесса старения; чаще его можно отнести на счет действия других факторов, например ухудшения здоровья, низкого уровня образования, бедности или низкой мотивации.

Косвенные причины заслуживают не меньшего внима­ния. Деменция - крайнее проявление интеллектуального упадка.

Деменция. Термином деменция (приобретенное слабоумие) обозначают комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирую­щую амнезию и изменения личности, которые иногда связывают со старостью. Многие люди опасаются, что слабоумие в старческом возрасте неизбежно. Для них старость означает потерю эмоционального и интеллектуального контроля. Они боятся стать беспомощными и бесполезными людьми. Не являясь неизбежной, деменция, попадающая в разряд органи­ческих заболеваний мозга, поражает только 3-4 % людей старше 65 лет. К сожалению, недавние обследования обитателей домов престаре­лых показали, что частота этого заболевания резко увеличивается в позднестарческом периоде.

У люден, страдающих старческим слабоумием, ограничена способность к пониманию абстракции. Им недостает воображения. Они могут без конца повторять одно и то же, значительно медленнее соображают и не способны уделять должное внимание тому, что происходит вокруг них. Иногда они плохо помнят недавние события. Человек, страдающий сенильной деменцией, может ясно помнить события его детства, но быть не в состоянии припомнить то, что случилось час назад. Из-этих симптомов умственного распада человек может оказаться не в состоянии следить за собой и справляться с элементарными гигиеническими процедурами.

К сожалению, ярлыком «старческое слабоумие» слишком часто награждают людей, демонстрирующих даже самые незначительные признаки спутанности сознания, провалов в памяти и дезориентации, хотя эти проблемы могут вызываться множеством других причин. Учитывая широкое разнообразие косвенных причин, сложно поставить четкий диагноз. Неправильное питание или хроническое недосыпание, связанное с болезнью, беспокойством, депрессией, горем или раком, могут нарушать мыслительный процесс как у молодых, так и у пожилых людей. Заболевания сердца или почек, вызывающие изменение нормального ритма организма, обмена веществ или накопление токсичных продуктов жизнедеятельности, также могут отражаться на способности ясно мыслить.



Прямые причины снижения интеллектуального уровня. Среди этой группы причин главными являются болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга.

Болезнь Альцгеймера. Примерно половина всех пациентов с диагнозом старческое слабоумие» на самом деле страдают одной из форм болезни Альцгеймера. Это, по крайней мере, 10 % людей после 65 лет и почти половина людей после 5 лет). Более того, есть предположения, что болезнь Альцгеймера занимает четвертое место в списке основных причин смерти пожилых людей.

При болезни Альцгеймера происходит прогрессирующее разрушение мозговых клеток, особенно клеток коры головного мозга.

Причины болезни Альцгеймера до сих пор неизвестны, хотя распространен­ность заболевания в некоторых семьях позволяет предположить влияние генети­ческого фактора в ее развитии.

· Первым симптомом обычно становится забывчивость. Вначале человек забывает мелочи; по мере развития болезни перестает помнить места, где он быва­ет, имена и повседневные дела и, наконец, даже только что произошедшие события немедленно оказываются забытыми.

· Прогрессирующее ослабление памяти сопро­вождается постепенной утратой привычных навыков. Становится гораздо сложнее планировать и выполнять даже простейшие повседневные дела; например трудно приготовить себе еду, если не можешь отыскать холодильник. Эта утрата знакомо­го мира и способности вести привычный образ жизни вызывает у пациента сильную дезориентацию, растерянность и тревогу. К этому моменту становится ясно, что пациента нельзя оставлять одного, потому что он может непреднамеренно причи­нить себе вред.

· И наконец, наступает полное слабоумие . Пациент не способен вы­полнять самые простые действия, ПРИМЕР (одеваться или есть). Знакомых он не узнает, даже любящий супруг, ухаживавший за жертвой заболевания в течение нескольких лет, может внезапно показаться незнакомцем.

За несколько лет независимый взрослый человек уподобляется ребенку, нуждающемуся в постоянной заботе. Когда впервые стано­вятся очевидными симптомы болезни, к ним несложно адаптироваться.

Сосудистые поражения мозга. Инсульты, включая микроинсульты, являют­ся еще одной прямой причиной деменции. Когда симптомы деменции развиваются не постепенно, а проявляются внезапно или скачками, скорее всего, их причиной является инсульт или серия микроинсультов. Эту форму интеллектуального сни­жения иногда называют мультиинфарктной

Часто человек даже не замечает этих нарушений мозгового кровообращения.

Причиной, вызывающей микроинсульты и обусловленное ими разрушение мозго­вых тканей, часто является атеросклероз - накопление холестериновых бляшек на внутренних стенках артерий. Особенно велик риск инсульта для людей с атероскле­розом и/или сердечными болезнями, гипертонией или диабетом.

Косвенные причины снижения интеллектуального уровня. На познава­тельную деятельность у пожилых людей влияют психологические ожидания, пси­хическое здоровье и другие факторы.

Психологические ожидания. В любом возрасте нашимнения или суждения о собственных способностях оказывают определенное влияние на эффективность нашей деятельности. Некоторые пожилые люди твердо уверены, что будут не в состоянии делать то, что им удавалось ранее. Они заранее ожидают, что станут беспомощными и зависимыми от других, и частично потеряют контроль над собственной жизнью. Старики нередко воображают, что их судьба отдана на волю случая или находится в чужих руках. Люди, которые так думают, часто утрачивают компетентность и контроль над обстоятельствами. У них меньше самоуважения, они проявляют меньшее упорство и реже пытаются достичь резуль­тата. Этот циклический процесс иногда называют выученной (приобретенной) беспомощностью . Если таких людей удается убедить, что они способны в большей степени управлять ходом своей жизни и что угасание интеллекта не является неиз­бежным, они часто демонстрируют заметное улучшение.

Психическое здоровье. Психическое здоровье человека напрямую влияет на эффективность решения им познавательных задач. Распространенной психологи­ческой реакцией на потерю близкого человека является депрессия, а многим стари­кам приходится не раз переживать потерю близких им людей. Депрессия же вызы­вает снижение внимания и способности сосредоточиваться и, как следствие, сни­жение интеллектуального уровня.

Прочие факторы. Существуют и другие косвенные факторы, вызывающие ос­лабление интеллектуальных функций. Среди хорошо изу­ченных, наиболее важными являются следующие.

1. Физическая форма влияет как на способность человека справляться с физи­ческими задачами, так и на его способность решать умственные задачи. При тестировании познавательных функций, люди, находящиеся в лучшей физи­ческой форме, показали лучшие результаты при выполнении самых разнооб­разных заданий.

2. Пищевая недостаточность , приводящая к анемии, холинодефициту или авитаминозу, может негативно сказываться на умственной работоспособно­сти. Холин, содержащийся в мясе, рыбе и яичных желтках, необходим мозгу для получения ацетилхолина, химического соединения, который использует­ся для передачи нервных импульсов.

3. Употребление алкоголя в течение длительного времени, даже в умеренных дозах, приводит к ухудшению первичной и вторичной памяти. Злоупотребле­ние алкоголем обычно мешает человеку вести активную жизнь и нормально питаться. Употребление алкоголя оказывает негативное - как прямое, так и косвенное, - влияние на умственную деятельность.

4. Лекарственные средства, принимаемые как по назначению врача, так и используемые для самолечения: от снотворных до обезболивающих и пони­жающих артериальное давление препаратов, - имеют побочным действием снижение уровня бодрствования и ослабления внимания. Лекарственные препараты не всегда с легкостью выводятся почками или печенью. С возрас­том нужный эффект у человека может достигаться меньшими дозами препа­рата. Иногда снижение дозировки используемого лекарственного средства может вызвать поразительное улучшение умственной деятельности.

5. Интеллектуальная бездеятельность. После продолжительных периодов болезни, социальной изоляции или депрессии некоторые люди не возвраща­ются к прежнему уровню умственной деятельности. По-видимому, неспрос­та говорят: «Что не используется, то теряется» Психосоциальное развитие в поздней взрослости

Социологи называют перемену роли и положения индивидуума сменой статуса. Изменения статуса происходят на протяжении всей жизни. Задачи развития в юности, например, подготавливают человека к решению задач ранней взрослости; а прибавившиеся роли и обязанности ранней взрослости готовят его к выполнению важных задач средней взрослости. Но изменения статуса, происходящие в поздней взрослости, могут иметь ряд существенных отличий. Переход к жизни пенсионера или вдовца (вдовы), так же как и приспособление к ухудшению здоровья, часто служит сигналом утраты власти, ответственности и автономии.

Таким образом, влияние на жизнь человека многих событий, происходящих поздней взрослости, зависит, от того смысла, который он вкладывает в эти события. Например, кто-то может считать выход на пенсию сигналом конца своей полезности как продуктивного работника или безвозвратной потерей главной части собственной идентичности - как водителя грузовика, дантиста, танцовщицы или руководителя корпорации. Но для человека, ненавидевшего свою работу на фабрике в течение последних тридцати лет, пенсия может означать и не что совершенно иное. Для такого человека выход на пенсию может быть освобождением от скучной и утомительной рутинной работы и необходимости подчиняться начальству. Многие после 60 лет наслаждаются сочетанием свободы (от работы, забот о детях и т. д.) и хорошего здоровья. После 70 и далее те же самые люди точно вовремя переопределяют приоритеты, чтобы сосредоточиться на том, что они могу делать, а не на том, что уже им не по силам.

Изменения касаются личности и связаны приспособлением к новым задачам развития. Они вызваны необходимостью приспособления к выходу на пенсию и возникновением новых отношений в семье - отношений с внуками и правнуками. Часто они включают уход за супругом-инвалидом, приспособление к вдовству и налаживание новых отношений с братьями, сестрами и друзьями.

ЛИЧНОСТЬ И СТАРЕНИЕ

В лонгитюдных исследованиях рассматривалось сохранение основных черт или типов личности на протяжении нескольких десятилетий. Коста и Мак-Крей изучали 3 аспекта личности на одной выборке 2000 взрослых мужчин.

1. Нейротизм –общее выражение тревожности, подавленности, застенчивости. За 10 лет они обнаружили не обнаружили реальных изменений. Мужчины с высокой степенью нейротизма часто жаловались на здоровье, много курили, часто выпивали, в целом испытывали неудовлетворенность жизнью. Люди с высокой степенью нейротизма – единственные, у кого проявляется ипохондрия.

2. Экстраверсия-интроверсия – оценивалось соотношение. Э. Отличались уверенностью в себе и общительностью, искали возможность проявить себя в деятельности. Но многие с возрастом становились более интровертированными.

3. Степень открытости опыту. Мужчины у кото-х была характерна открытость опыту, обычно имели более широкий круг интересов. Они демонстрировали большую удовлетворенность жизнью. Этот аспект личности также оставался неизменным при переходе от средней к поздней взрослости.

Т.о., подобные исследования демонстрируют существенное постоянство в типе личности при переходе от средней к поздней взрослости.

. Плохой слух может корректироваться путем использования слуховых аппаратов, однако их неудобство заключается в том, что происходит усиление не только речь других людей, но и всех внешних шумов

. Эта болезнь лечится хирургическим путем

Старение влияет и на работу нервной системы пожилых людей, которая снижает свою чувствительность, а вследствие этого замедляется реакция организма на действие внешних раздражителей. Сенсорная чувствительность несколько ухудшается, что особенно имеет место в работе слуховых ощущений. Плохой слух пожилого человека может вызвать ее кажущуюся невнимательность, защитную самоуглубленность. В отдельных личностей позднего доро слого возраста на фоне глухоты могут усилиться такие черты, как замкнутость и подозрительностьсть.

Период поздней взрослости характерен также ухудшением зрения у многих его представителей. Так, уменьшается способность фокусировать взгляд на предметах, что обусловлено потерей эластичности хрусталика, а е ого помутнение вызывает катаракту. Ухудшение остроты зрения затрудняет восприятие мелких деталей и требует использования коррекционных очков. Вкусовые ощущения практически не поддаются возрастным изменениям, в то время как обонятельная чувствительность ухудшается. Важно, что степень ухудшения существенно зависит от индивидуальных особенностей человекдини.

Хотя принято считать, что разум стариков слабеет, однако количество экспериментальных данных показали тенденцию сохранения многих когнитивных функций в поздней взрослости. Выявлено, что под влиянием м органических преобразований мозга, связанных со старением, происходят изменения в работе интеллекта пожилого возраста. Наиболее типичные из них - это снижение скорости умственных операций, в частности обработки пер цептивнои информации, механического запоминания и времени реакцииії.

Исследования мнемической деятельности пожилых людей показали несущественное снижение работы кратковременной памяти, практически без

. Старики лучше фиксируют и удерживают в памяти то, что для них важно или может потребоваться в жизни

изменений остаются темпы оперативной памяти и снижается производительность долговременной памяти, особенно такого процесса, как запоминание. Хотя на работу памяти в пожилом возрасте влияет состояние сосудов лю. Иудейские однако существенную роль играет психологический фактор - вовлеченность интеллекта. Логическая память сохраняет высокую производительность и в старости, в отличие от механической. Логическая память опирается на робот в мышление, которое у пожилых людей обычно сохраняет свои активные функцииції.

Экспериментально доказано, что несмотря лучшую работу памяти у молодых людей, они проигрывают представителям поздней взрослости в таком мышления аспекте как мудрость

. Мудрость - экспертная система знаний человека, является ориентированной на практическую сторону жизни и обеспечивает выработку взвешенных суждений и принятие умеренных решений

Начав активно формироваться еще в предыдущем возрастном периоде, в поздний взрослости мудрость достигает своего пика. По мнению американского психолога. ПБалтеса, экспертные знания распределяются на 5 категорию. Орийй:

o фактуально знания о практической стороне жизни

o процедурные знания о практической стороне жизни

o знания контекста общественных изменений

o знания о неопределенности жизни

o знания о относительности жизненных ценностей

В основу жизненной мудрости положен культурно обусловлен кристаллизованный интеллект, который в поздний взрослости достигает наибольшей насыщенности. Мудрость трудно приобретается, однако легко распознается людьми ьмы по ряду типичных признаков:

. Рис 377. Признаки мудрости за. Балтесом

. Ребенок - реалист, юноша - идеалист, мужчина - скептик, старый - мистик

. Г. Гете

Хотя опыт играет важную роль в выработке мудрости стариками, однако ее развитие далеко не является прямым отражением накопления жизненного опыта. Следует учитывать, какие уроки человек нап працьовуе до старости и в течение неї.

Принято считать, что воображение как познавательный процесс наиболее активно работает в детстве, подростковом и юношеском периодах, тогда как поздняя взрослость предусматривает вовлеченность памяти и мышления. Однако человек а пожилого возраста в связи с анализом собственного жизненного пути направляет имажинативни процессы на трансцендентальные аспекты действительности, а перспективы умирания склоняют к религиозности есть воображение в поздние и взрослости приобретает несколько мистического характерру.

Дискуссионным в геронтопсихологии остается вопрос обязательности спада умственной активности и угасание интеллекта стариков. Большинство ученых настаивает, что спад умственной активности не является об бовьязковим, так как обусловлен преимущественно установками человека. Механизм этого явления означает, что в подавлении умственной активности пожилого человека виноваты не старческие инволюционные процессы, а внушение ожидания и интеллектуальная бездействие самой личноститі.

. Человек, ведет продуктивную жизнь, не становится немощным старцем, наоборот, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, хотя физическая сила ослабевает

. ВФранкл

. Рис 378. Механизм снижения умственной активности в пожилом возрасте

Спад интеллекта в пожилом возрасте обусловлено прямыми и опосредованными факторами. К прямым относятся старческие болезни мозга:

o сосудистые поражения мозга (инсульт, инфаркт мозга, атеросклероз)

o старческая деменция (приобретенная слабоумнисть, проявляющийся в дефектах познания, прогрессирующей амнезии и личностных нарушениях)

o болезнь. Альцгеймера (прогрессирующее отмирание клеток головного мозга, что сопровождается постепенным ослаблением памяти и дезориентацией человека)

К типичным опосредованных факторов старческого спада интеллекта относят: неблагополучное физическое и психическое здоровье, пищевую недостаточность (авитаминоз), злоупотребление алкоголем и лекарствами, интеллектуально на бездействие.

Исследованиями доказано, что вербально-логические функции прогрессируют даже тогда, когда инволюция старости уже поразила невербальный интеллект и сенсомоторике человека. При высоком уровне задействованной интеллекта развитых познавательных интересах и системной самообразовательной деятельности спад вербальных функций не происходит до глубокой старости. Довольно часто люди сохраняют свою умственную работоспособность и по дос. Гненный 70-летнего рубежа. Более того, много талантливых людей именно в возрасте создают настоящие шедевры, получает мировое признаниення.

. Примерами поэтому есть следующие деятели:. ПЛамарк,. ИКант,. ИПавлов,. ВГюго,. ЛТолстой,. ЗФройд,. БСкиннер,. ЕЕриксон,. МАмосов и др.

Похожие публикации