«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим. Опыт работы «Развитие речи детей младшего возраста

Кашина Валентина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №41 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Лесосибирск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 27.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Кашина Валентина Владимировна ,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска,

учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого

развития детей раннего возраста следующие:

Владеет активной речью, включенной в общение;

Может обращаться с вопросами и просьбами;

Понимает речь взрослых;

Знает названия окружающих предметов и игрушек;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

ориентиры

отражают

согласованные

ожидания

общества

относительно

речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет

ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие

полноценного личностного развития малыша.

Задача педагога - развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к

выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в, и речь у всех

развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в

полезное упражнения для развития речи В возрасте 2-3 лет ребёнок быстро увеличивает

свой словарный запас, и к третьему дню рождения он может насчитывать от 100 до 1200-

1300 слов, включая все части речи - существительные, глаголы, предлоги, местоимения,

прилагательные и наречия. Многие дети в этом возрасте уже неплохо разговаривают. При

этом малыш обозначает себя не только по имени, но личными местоимениями - «я»,

представление

правильной

последовательности

повторить

(например,

один-два).Он

понимает

значение предлогов в конкретной ситуации, смысл вопросовнапример, «На чём катались

мы сегодня?») и может на них ответить. Ребёнок правильно употребляет формы падежа,

воспринимает

словосочетания

начинает использовать не только простые, но и сложные предложения, стараясь подражать

речи родителей, членов семьи и близких людей. Чтобы развивать в нём этот «навык», ему

необходим пример для подражания, а поэтому и говорить с ребёнком нужно так же, как с

взрослыми членами семьи или окружающими, например: «Нужно надеть шапку, потому

что на улице холодно». Подобные объяснения действий предупредят возможные «почему»

и «зачем», ведь малыш входит в возраст «почемучки».

На третьем году жизни ребенок понимает, о чём говорится в сказке и, используя в

распространённые

предложения,

начинает

задавать

запоминает

небольшие

помогает

совершенствовать

произношение.

некоторые

произносить

неправильно,

например, шипящие, свистящие [р], [л]. На этом этапе жизни у детей наблюдается игра

результате

«словаре»

появляются

«предметным

переосмыслением»: ломоток или колоток (молоток), кусарик (сухарик), мазелин (вазелин).

возрасте

понимает

способен

правильно

выполнить

двухэтапную

инструкцию (например, «Сходи в комнату и принеси мячик», «Возьми салфетку, вытри

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно

отличается

произношения

взрослых.

произносятся

смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или

совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить

шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень

хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания

развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его

зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это

развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и

понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему

сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен

давать ребенку образец правильной речи. Поиграйте с детьми дома в игры для развития

речи детей от 2 до 3 лет:

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста:

Развитие слухового внимания.

Игра «Хлоп-топ».

Мама тихо хлопает в ладоши - ребенок прыгает, мама затопала - ребенок бежит к ней.

Игра «Узнай что звучит»

Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком,

переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.д. -

ребенок должен сказать что сделала мама.

Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит

(машина); Кто кричит (ребенок) и т.д.

Развитие речевого дыхания.

Игра «Пускание корабликов».

Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на

кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).

«Поздоровайся»

здоровается

(Ко-ко-ко),

(Га-га-га),

корова (Му-му-му) и т.д. Следить чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном

Игра «Позови» Попросите ребенка позвать, куклу, мишку и т.д.: «Миша, иди!»

Следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.

Игра «Взрослые и детки» мама - мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок - детка

«Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.

Игра «Дует ветер» сильный ветер, ребенок (гудит) - у - у -у (громко), слабый

ветерок у - у - у (тихо).

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно.

Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и

«Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете

развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие

в речевом развитии ребенка.

Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные

кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

С ребенком можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или

сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Кто

быстрее, мама или дочка разложит фасоль и горох из одной миски в разные контейнеры?

Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных

палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.

Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы

картонку с тонким слоем пластилина.

Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести

косички из разноцветных шнурков.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и

рисования!

Двухлетний

справится

рисованием

кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы

получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию

Вам помогут книжки-раскраски

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им

животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними

описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают

переживания,

развивают

мышление,

пробуждают

художественному

слову и родному языку.

ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не

обязательно

специально

разучивать

стихотворения,

запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он

видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот

предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно

хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Предложенные

обеспечивают

необходимую

эффективность

речевого

развития детей. Поэтому, к трем годам, когда мы начинаем говорить о ребенке как о

личности, он уже имеет достаточно подготовленную почву для активного использования

речи в процессе деятельности и общения.

Шапкина Юлия
Развитие речи младших дошкольников

Тема : «Развитие речи младших дошкольников »

Провели : Шапкина Ю. П., воспитатель

Альжева Т. С., воспитатель

Цель :

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка .

Ход СОБРАНИЯ:

1 часть :

«Совсем немного науки»

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям :

Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

Речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей :

Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи . Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления . Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста ? Чему должны учить ребёнка?

Формирование звуковой культуры речи .

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи .

Обучение рассказыванию, связной речи .

- Развитие выразительности речи .

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть :

Игра-путешествие по стране «Развитие речи »

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей . На к аждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

1. Станция «Творческая»

Подберите эпитеты к словам :

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Луна (яркая, растущая и т. д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

2. Станция «Сказочная»

(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями.

Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся : мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга ».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число что активизирует речь.

3. Станция «Наши руки не знают скуки» .

Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) Потереть ладони, похлопать.

Пальчиковые игры (без предметов) .

1) 1-2-3-4-5 (загибаем, начиная с большого) .

Маме осенний букет отнесём («шагают» по ладошке ).

2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

3) Пальчиками можно рассказывать стихи.

«Под берёзой на пригорке

Старый ёж устроил норку.

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

4. Станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи , а вот не правильное произношение – как на ладошке . Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…» ; по сигналу : «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…» .

Чистоговорки :

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа» .

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу» .

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки» .

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова : самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Итог родительского собрания :

Родители задают вопросы на уточнение.

- проводится рефлексия : родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.

8. Распространение опыта работы на муниципальном,

региональном уровнях.

«Развитие речи детей младшего возраста»

Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением нашей педагогической деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, именно поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного сознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.

Развитие речи в дошкольном возрасте (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Развитие речи дошкольников тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений для формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.

Актуальность

На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.

В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.

При поступлении в школу педагоги сталкиваются с такими проблемами:

    односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

    Бедность речи, недостаточный словарный запас.

    Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

    Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

    Плохая дикция.

Технология опыта

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

    расширение, обогащение и активация словаря;

    воспитание звуковой культуры речи;

    формирование правильной разговорной речи;

    развитие связной речи.

Свою практическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста строю на следующих основных принципах: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала; интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активного включения детей.

Применяю такие приемы обучения, как: динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, кормления, прогулки и др. Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфорта.

Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные методические и игровые приемы.

Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которую я должна решить в дошкольном возрасте. Основная цель – научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.

Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А также при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.

Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его. Считаю необходимым продолжать учить говорить в течение всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.

В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка и радуюсь его достижениям вместе с ним.

В своих контактах с ребенком я должна обязательно дать понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом неоднократно повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.

Именно в этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается в 5-7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и считаю важным содействовать этому. Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал, о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками.

В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.

Именно младший возраст благоприятен для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более подвижными органы речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ.

При правильной работе по развитию речи, осуществляемой в течение дня, нет необходимости в специальных занятиях по формированию звуковой культуры речи. Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова, поэтому я постоянно работаю над собственной дикцией, контролирую ее. Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за темпом речи. С этого возраста стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительности. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает ее, делая ярче, красочнее. Уже в первой младшей группе я учу детей говорить и быстро и медленно. Для этого произношу звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.

Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проборматывают». Ни в коем случае я не пресекаю это, не ограничиваю детей.

Анализ речи детей в младшей группе (2 – 4 года)

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно?

К концу года дети нашей группы могут выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.

У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития?

Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т.п.).

Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

Из этих общих задач вытекают конкретные задачи:

Словарная задача – обогащение, уточнение и активизация словаря.

Они указывают на наличие трех уровней усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

Может понимать значение слова, но не использовать его в своей речи;

Узнает и называет предмет (действие, качество и др.) лишь в привычных для него словосочетаниях (ножницы нужны, чтобы «стричь ногти»);

Понимает и правильно использует слова в любых, доступных для него связях и отношениях.

Характерные особенности развития речи в младших группах (из практического опыта работы)

Начнем с весьма существенного фактора – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены.

Естественно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации и другие. Я провожу их с небольшим количеством детей (2-6 человек) разного возраста в любое время дня.

В своей работе я выделила несколько основных факторов успешного овладения ребенка речью. Один из важных факторов – это общение старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая педагогу, обучают малышей по собственной инициативе. «Смотри – это бегемот. А это крокодил плохой», - показывает Соня картинки маленькой Олечке. Та закрывает крокодила ладошкой и что-то лепечет. «Не бойся, крокодил тебя не съест. Не дам!». Соня снимает руку малышки с картинки и решительно перелистывает страницу книги.

При каждом удобном случае я поручаю кому-то из старших детей проверить, как справился с заданием младший. Такое поручение несет характер просьбы, чтобы ребенок почувствовал уважение к себе и оценку его как компетентного человека. Например: «Егорка, если тебе не трудно и ты сейчас свободен, проверь, пожалуйста, вместо меня, какие фрукты собрал Кирюша. Если он что-то напутал, помоги ему исправить ошибки». Спустя какое-то время я спрашиваю: «Как дела? Спасибо тебе, Егорушка, за помощь!»

Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек.

Детям стараюсь ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а так же любые другие хрестоматии и книжки, адресованные детям младшего дошкольного возраста. В многочисленных сборниках литературы даны произведения, которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке, также и шуточные стихи. Например «Наставление» С. Маршака: «На крапиву не садись, если сядешь – не сердись».

На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки…» помогает мне завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

Когда я наблюдаю за играющими детьми, беспокоясь говорю: «Ой, что-то я Диму не вижу, не слышу. Не украл ли его кто?» Дети начинают смеяться, говорят, что Димочка здесь. «Подойди-ка ко мне, дружок» - обращаюсь к малышу. «Где же ты был?» Выслушав ответ, обращаюсь к нему и приговариваю:

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад!

(Н. Пикулаева «Лисий хвостик»)

Я отпускаю ребенка от себя, но остальные, уже поняв, что им предложена игра, начинают то прятаться от меня, то подбегают, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

В следующий раз беру куклу, баюкаю (вокруг меня собираются малыши), читаю стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Дети начинают петь песенку, используя не только выученные в группе, но и домашний репертуар.

Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных инструментах (гитара, металлофон, пианино и др.) очень прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Так, например, распевая песенку «Петушок, петушок…» - играем на металлофоне.

Петь детям и с детьми желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Музыкальный руководитель констатирует, что дети, с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников, чьи воспитатели не поют: они умеют слушать пение и игру на инструментах, без труда и с удовольствием подпевают взрослым.

Значительным является фактор создания речевой развивающей среды.

Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, удивить ребенка – это часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогают на достаточно длительное время занять одних детей, пока я работаю с другой подгруппой.

Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).

Использование самых разнообразных игровых заданий и упражнений, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно. Рассмотрим эти задания и упражнения.

Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают, баюкают куклу и т.п., при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, далее только мальчики, которые обещают не обижать ее, наконец, один ребенок, который предлагает спеть для нее, почитать и т.п. (индивидуальных предложений может быть 5-6). Когда дети говорят хором, надо следить, чтобы они не переходили на крик.

Самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей.

Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом», «Заинька, приходи…», «Ладушки, ладушки…», рассказ Чарушина «Кошка» и др.). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении в речевой и умственной деятельности: жест наполняет слово конкретным содержанием. В конспекты также включены народные игры, в процессе которых один ребенок-водящий (или несколько, договорившись между собой) показывает какое-то движение, а все остальные повторяют его. Особой популярностью пользуется у маленьких народная игра «Зеркало» («Ровным кругом друг за другом, эй ребята, не зевай…»).

У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети еще очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений еще практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки, фланелеграф, а также магнитную доску и тематические наборы магнитов.

Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам манипулировать героями.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или несколько сюжетов) без предварительной подготовки.

Дети в этом возрасте еще плохо ориентируются в ближайшем окружении (например: в сходных по виду предметах – стол, стул, диван, кровать). Для этого я делаю пособия «что я вижу», «принеси то, что я скажу», «чего не стало». При помощи таких пособий ребенок упражняется и в отличии предметов и во внимании.

Дети плохо узнают действия, поэтому обязательно использую всевозможные картинки, активируя детей в ответах (мальчик вытирает лицо, девочка кушает, девочка одевается и т.п.). Ребенок ассоциирует все действия с собой, а затем приобретенные знания использует в общении со сверстниками.

Я стараюсь как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время экскурсии, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.

Я считаю, что большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах. Так, например, игра «Какого цвета». Я раздаю детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее). Затем я показываю квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так, мы и знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.

Большая работа проводится с родителями. Семья – это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их поддерживают, уважают их увлечения, радуются успехам.

Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей. Если ребёнок видит, что мама искренне огорчается тому, что ребёнок неправильно произносит слова, не хочет повторить стихотворение, это, несомненно, произведёт на него неизгладимое впечатление. Поэтому мы стараемся донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.

Чтобы расширить кругозор, предлагаю родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.

Родители всегда готовы помочь в нашей работе, что не может не повлиять на развитие наших воспитанников.

Демонстрировали наглядный материал с помощью разных консультаций, проводили родительские собрания, анкетирование, приглашали родителей на праздники, индивидуальные рекомендации (сообщали об успехах ребёнка в речевой деятельности, какие потешки и песенки выучил), обучали родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной диагностики (с помощью моделей и схем, а также практического показа).

    Научились рассказывать об эмоционально значимых событиях используя высказывания из двух – трех предложений

В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевают еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей.

В процессе ежедневной работы по развитию речи, дети расширяют словарный запас, учатся общаться с взрослыми и сверстниками. В результате целенаправленной работы дети

    Освоили первые формы монологической речи

    Научились рассказывать об эмоционально - значимых событиях, используя высказывания из двух – трех предложений

    Слушают и понимают содержание литературных произведений

Наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. В настоящее время во всем мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида и от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.

Особенности развития речи детей

младшего дошкольного возраста.
Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам чисто и правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- «тамва», вместо трамвай, неправильное ударение).

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое¸ затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка ). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).

Основные направления работы по развитию речи во второй младшей группе следующие:


  • Расширение словарного запаса детей

  • Развитие звуковой культуры речи

  • Развитие грамматического строя речи

  • Развитие связной речи (монологической и диалогической)

  • Развитие образной речи
Ежедневно педагоги проводят с детьми пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, речевые игры, развивают мелкую моторику, разучивают чистоговорки, скороговорки , которые способствуют развитию речи детей.

Характеристика речи детей пятого года жизни.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни - освоение связной монологической речи .

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает .

В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходят взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающих качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч - это игрушка в него играют»), начинают активнее подбирать слова противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний - описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи,т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения :


  • не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

  • у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

  • имеются недостатки в освоении грамматических правил речи:
- согласование существительных и прилагательных в роде и числе

Употреблении родительного падежа множественного числа.

В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги. Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи.

Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи.

Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог правильно произносить все звуки. Однако у некоторых детей еще может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи. Поэтому тренировка артикуляционного аппарата продолжает оставаться важной задачей.

Есть дети, которые порой ленятся говорить хорошо, хотя и могут произносить слова достаточно отчетливо. В таких случаях надо почаще напоминать о необходимости говорить четко: «Скажи лучше. Ты ведь умеешь говорить хорошо». Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете, что хочет ребенок, и предложить ему сказать так, чтобы все было понятно.

Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста


К концу седьмого года жизни при благоприятных условиях ребенок дошкольник верно произносит все звуки родного языка, легко выделяет их в речи. У детей продолжают развивать навыки звукового анализа (выделение в словах или фразах определенных звуков, слогов и ударения.


В этом возрасте продолжается обогащение словаря. В связи с расширением опыта ребенка, увеличиваются его возможности в освоении новых слов, разных частей речи, которые помогают ему обогатить свои высказывания. Происходит и закрепление уже усвоенных слов, ребенок этого возраста использует знакомые слова в своей речи , видоизменяя их. В это же время осуществляется серьезная работа над уточнением в словаре ребенка значений уже известных ему синонимов и антонимов и особенно многозначных слов как с прямым, так и с переносным значением.
Одним из важнейших достижений этого возраста выступает - формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети седьмого года жизни учатся выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день - знойный; жаркий спор - взволнованный), понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний.
В этом возрасте дети начинают достаточно хорошо понимать смысл поговорок и пословиц, с которыми их знакомят взрослые. При использовании пословиц и поговорок закрепляются представления детей об антонимах.
В этом же возрасте происходит обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, формирование языковых обобщений.
Детей упражняются в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но теперь увеличивается степень свободы ребенка, что позволяет ему самостоятельно находить правильную форму. Дети упражняются в употреблении несклоняемых слов, образовании степеней сравнения прилагательных, изменении значений слов, придание им другого смыслового оттенка с помощью суффиксов и т.п.
Дети начинают обращать внимание на то, как при образовании новых существительных подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа - школьник, огород - огородник) или на предмет (чай - чайник, скворец - скворечник). Закрепляется умение образовывать названия детеныша животных («У лисы - лисенок, у лошади - жеребенок, а у жирафа?»), названия предметов посуды (сахарница, но солонка).
В речи детей появляются разнообразные сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные). Происходит развитие самоконтроля, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.
Качественные изменения происходят и в развитии связной речи .
В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.
Наиболее яркой характеристикой речи детей седьмого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
При построении собственных высказываний или при знакомстве с рассказами других, дети начинают осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец). В связи с этим они уже в состоянии дать элементарную оценку услышанному.
Здесь можно говорить о том, что развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста , влияет на развитие наглядно-образного и логического мышления детей этой возрастной группы.
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.
Вместе с тем можно отметить и следующие особенности в речи старших дошкольников.
Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (снова родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в связном высказывании.
Некоторые дети в полной мере так и не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.
Таким образом, развитие речи на седьмом году жизни достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети легко справляются с заданиями на составление рассказов разных жанров (описание, повествование, рассуждение, творческое рассказывание). Достигнутый уровень речевого развития, в дальнейшем, позволит ребенку седьмого года жизни успешно обучаться в школе.

«Родное слово есть основа

всякого умственного развития

и сокровищница всех знаний:

с него начинается всякое понимание,

через него проходит и к нему возвращается».

К. Д. Ушинский

Дошкольная педагогика отводит освоению детьми родного языка одно из центральных мест в системе воспитания.

Научить подрастающее поколение пользоваться всеми богатствами русского литературного языка в быту, в труде и общественной деятельности — важная задача.

Методика развития речи детей опирается на педагогику и детскую психологию, на науку о языке и на историю педагогики.

Классик русской педагогики К. Д. Ушинский создал научно обоснованную систему первоначального обучения родному языку. В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский высказали много ценных мыслей об обучении маленьких детей русскому языку, о воспитательной ценности родного слова, о роли художественной литературы в воспитании ребенка.

Целью нашего исследования является разработка методических приемов, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние предметно-развивающей среды, различных форм работы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста возможно при условии, если:

  1. Создана предметно-развивающая среда для деятельности детей.
  2. Осуществляется контроль за нервно-психическим развитием детей, контроль за развитием речи воспитанников.
  3. Проводится работа в период адаптации детей.
  4. Наличие системы работы с родителями.

Задачи исследования:

  1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  2. Разработка содержания работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста (Планирование работы, конспекты занятий, перечень игр, комплексы упражнений пальчиковой гимнастики и т.д.)
  3. Применение методических приемов в работе с детьми младшего дошкольного возраста по теме.

Методы исследования

  1. Анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Наблюдение за речью детей младшего дошкольного возраста, находящихся в ДОУ.
  3. Диагностика на выявление уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  4. Работа с родителями по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
  5. Экспериментальное исследование.

Теоретико-методологические основы развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Возрастные психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства.

Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года — 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе, к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Значительные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи, порой проявляя завидную смекалку.

Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем — отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания.

Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3-м году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями.

Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры.

Особенности развития речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?) Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой — маленький), его цвет. Вместе с тем ребенок начинает замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин), может характеризовать состояние, которое испытывает (голодный, мокрый), передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый),

Отмечая наличие в речи детей наречий и прилагательных, следует указать, что эти части речи лишь начинают формироваться. Ребенок осваивает простейшие, самые недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств ребенок испытывает трудности и очень нуждается в помощи воспитателя. Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи, указывают на наличие трех уровней усвоения слов — названий предметов, действий, качеств, отношений:

  1. Ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи.
  2. Узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ноготки);
  3. Понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

Для этого воспитателю необходимо:

Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка;

Много говорить самому;

Вовлекать детей в разговор на определенную тему;

Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.

Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т.п.) и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (что-то вместе с детьми рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет); путешествует по детскому саду или территории участка: рассказывает разные истории и т. д.

Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторять его в сочетании с уже известными им словами («Курочка клюет? Клюет, У нее клюв. А у цыплят — клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки» и т. п.) Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова («Курочка клюет?» — «Клюет»).

Формированию словаря способствуют следующие игры и упражнения:

  • «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки)»,
  • «Куда что надо положить?» (чашку поставить на поднос или в буфет; платье повесить в шкаф; яблоко положить в вазу или на блюдо).
  • «Что изменилось?» (кукла Маша надела шапочку; теперь на столе лежат две варежки; чашку поставили на блюдце и т. п.).
  • «Чей малыш? Чья мама?» (упражнения на группировку животных по принципу; взрослое животное — детеныши).
  • «Назови правильно» (это большой гриб, а рядом грибочек, книга — книжечка, банка — баночка, совок ~ совочек, платок платочек).
  • « Подскажи словечко» (упражнение используется при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений).

На третьем году жизни у ребенка более подвижными становятся нижняя челюсть, мышцы языка и губ. Поэтому данный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи.

Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных ([м], [п], [б], (в], [ф|). Правильное, отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких как [с], [з] (свистящие).

Отработка произношения звука осуществляется поэтапно:

  • проговаривание изолированного звука;
  • произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягченности речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.), чётче проявляются (и легче исправляются) дефекты речи);
  • отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова);
  • закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания).

Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание подуть на какой-нибудь предмет, например, на ватку, полоски папиросной бумаги (султанчик) и т. п.; протяжно и длительно произнести гласные звуки (например, «спеть длинную песенку»: «У-у-у-у».).

Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать ему правильно согласовывать слова («Не лай, собачка, не пугай птичек-синичек»).

С детьми 2-3 лет проводятся подгрупповые занятия.

Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них (обручи, мячи, фантики и т. п.). Эти занятия наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что приучают детей к совместной деятельности.

Рассказы, развивающие способность слушать и понимать небольшой текст без наглядного сопровождения. Если воспитатель предлагает вниманию детей авторский литературный рассказ, он трижды без изменений повторяет его, каждый раз выясняя: «Рассказать еще раз про гусей, не хотевших возвращаться домой?» («Гуси» К. Ушинского). Если это небольшой дидактический текст, воспитатель рассказывает его, придумывая дополнительные ситуации, но и в этом случае достаточно трех повторений («Зайчик», «Кораблик» Л. Славиной).

Игры-инсценировки.

С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни («Я не буду плакать в детском саду», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т. п.);

Рассматривание сюжетных картин. Желательно, чтобы это были картины из серий, специально созданных для детских садов (картины Е. Радиной и В. Езикеевой, Е. Батурииой, С. Веретенниковой, В. Гербовой и В. Сотниковой).

Взаимосвязь мелкой моторики и речи ребенка.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. В специальной литературе имеется описание приемов для развития моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот и др.).

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Конечно, это важное условие, чтобы ребенок быстрее заговорил, но нужно учесть еще и другое.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Учитывая важность проблемы, возникла необходимость выделить время в занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.

Упражнения стремимся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Чтение народной поэзии малышам.

В формировании духовно богатой, гармонически развитой личности огромную роль играет художественная литература. Первые художественные произведения, с которыми знакомятся дети, — народная поэзия: потешки («Ладушки», «Гуленька», «Сорока-белобока»), песенки («Киска», «Петушок, петушок...» и др.) Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат, выражаясь словами М. Горького, тонкостям родного языка, развивают речь.

Чтение народной поэзии требует от взрослого большого мастерства. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент.

По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях («Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька...»), о забавах и играх («Ладушки», «Этот пальчик...»), о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока», «Кисонька-мурысонька», «Петушок, петушок, золотой гребешок»).

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, оладышек, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико). Часто они имеют диалогическую форму («Ладушки», «Мальчик-пальчик» и др.). Некоторые построены по типу обращения («Кисонька-мурысонька», «Петушок, петушок»), сообщения («Идет коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).

Цель рассказывания народной поэзии — развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания, потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.

Чтение потешек и народных песенок проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым.

Выявление уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель подбирает картинки с изображением предметов, названия которых входят в этот перечень, показывает их ребенку в том порядке, как они стоят в перечне, и спрашивает, что это такое. Если ребенок не знает названия картинки, то воспитатель сообщает ему это название и предлагает повторить.

Ответы детей записываются в тетрадь. Если ребенок правильно говорит, то воспитатель отмечает это каким-либо знаком, если же ребенок произносит слово неправильно, то надо записать слово полностью с сохранением своеобразия детского произношения.

Проверку произношения у детей младшей группы можно провести на названиях частей лица и тела. Вот перечень этих слов: голова, волосы, лоб, брови, зубы, язык, глаза, нос, щеки, губы, лицо, ухо, уши, шея, плечо, рука, живот, пальцы. (Эту методику можно использовать во всех возрастных группах детского сада.)

Проверка звукопроизношения - должна проходить в форме живого разговора с ребенком, а с малышами даже в виде игры. «Как это называется?» — говорит воспитатель, показывая на ту или иную часть лица или тела.

Опытно-экспериментальное исследование

Развитие детей младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться. Цель контроля — определить фактический уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.

Нами были проведены опытно - экпериментальные исследования. Эта работа проводится ежегодно: в начале и конце учебного года. Цель опытно-экспериментальной работы: выявить уровень развития речи детей, поступивших в детский сад, составить план работы по развитию речи опираясь на полученные результаты

Результаты исследований, проведенных в октябре:

  • Из 13 ребятишек лишь двое полностью справились с заданием, четверо справились частично.
  • Трое малышей владели импрессивной и экспрессивной речью, верно исполняли поручения; другие лишь понимали инструкции и частично называли слова; у двоих речь отсутствовала полностью.

Подобную диагностику мы повторили в мае и выяснили, что результаты проводимых в течение учебного года развивающих занятий с группой и индивидуальной работы с детьми были положительными.

Малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками. А по свидетельству родителей, все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, любят рассматривать книжки с картинками.

Результаты проводимых исследований показали, что уровень развития наших малышей стал значительно выше. Теперь он соответствовал норме для данного возраста.

Заключение

Речь — средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает

Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

И еще: одна из самых важных профессий — это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка раннего возраста невосполнимы.

Педагоги, работающие с малышами, достойны всяческой поддержки, внимания и уважения.

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. - М.: Педагогика, 1991
  2. Белая К. Ю. Занятия с малышами в детском саду. (Модель воспитания детей раннего возраста). - М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2002.
  3. Бениаминова М. В. Воспитание детей. - М.: Медицина, 1986
  4. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987
  5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. - С.Пб. Паритет, 2006.
  6. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1985.
  7. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
  8. Ввозная В. И., Коновалова И. Т., Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н., Резяпова С. З. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  9. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1983

10. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. - М.: Просвещение,1994

11. Гербова В. В., Иванкова Р. А., Казакова Р. Г. и др. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя - М.: Просвещение, 1981

12. Гербова В. В., Комарова Т. С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». М. Мозаика-Синтез, 2005.

13. Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1986

14. Жуковская Р. И. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1985

15. Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С., Кононова И. М. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1985

16. Каменева Л. А., Матвеева А. К., Маневцова Л. М. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1983.

17. Лесина С. В. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий) - Волгоград: Учитель, 2005.

18. Нечаева В. Г. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1965.

19. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. - Ярославль: ТОО Гринго, 1995

20. Островская Л. Ф. Правильно ли воспитываем малыша. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1979.

28. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) - М.: Просвещение, 1983.

29. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - М.: Астрель, 2004.
30. Фонарев А. М., Новоселова С. Л., Каплан Л. И. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986.

Похожие публикации