Консультация на тему: Праздник в детском саду. Что это такое

Организация детских праздников – это удивительный способ поднять вашему ребенку настроение и сделать его жизнь намного ярче, счастливей и веселей. Существует несколько основных типов детских праздников, которые отличаются своими особенностями:

День рождения – это праздничное событие, которое каждый малыш ждет с нетерпением. Это особый праздник для вашего ребенка, в котором он является главным героем. Как правило, на такое мероприятие приглашают самых близких и друзей. Чтобы этот важный день еще надолго остался в памяти вашего малыша и его гостей, необходимо красиво и празднично оформить помещение, в котором будет проходить торжество, придумать оригинальные и яркие приглашения для гостей, а также различные игры и конкурсы. В праздничное меню должны быть включены разные сладости (торт, пирожные, конфеты).

Новый год – это праздник, ассоциирующийся у детей со сказкой, главными персонажами которых являются Дед Мороз и Снегурочка. Подарки под елкой, естественно, также неотъемлемая часть новогоднего праздника. Как правило, такой праздник проходит в семейном кругу.

Еще одним видом детских праздников считается праздник, приуроченный к какому-то событию. К примеру, это может быть праздничное мероприятие, которое организовывают по случаю получения первого места на спортивных соревнованиях или олимпиадах. Чтобы устроить подобное торжество, устраивается обычно сладкий стол, а в подсознании ребенка откладывается, что победы дарят прекрасное настроение.

Главной особенностью утренников в детском саду является то, что дети, для которых устраивают подобные праздники, очень маленькие, поэтому сложно устроить такое мероприятие, чтобы заинтересовать их и одновременно не напугать костюмами, действиями. Основной целью такого праздника является желание научить ребенка смотреть на садик, в котором он проводит большую часть своего времени, по-другому. Ведь большинство детей, которые не очень любят ходить в детский сад, после посещения утренника в детском саду, зачастую меняют свое мнение, осознавая то, что и в этом месте может быть весело и интересно.

Школьный праздник также отличается своими особенностями, в зависимости от того, для какой возрастной категории его организовывают. К примеру, для младших школьников чаще всего устраивают различные соревнования, конкурсы, игры и спектакли, для старшеклассников, как правило, устраивают разнообразные вечеринки и дискотеки.

Устраивая праздник ребенку, необходимо учитывать то, что интересы детей разного возраста значительно отличаются.

Дети просто обожают праздники. Им нравится сама атмосфера праздника - шумная компания, смех, веселье, быть в центре внимания, и конечно же получать подарки. Они даже могут не понимать смысл торжества, но слово «праздник» приводит несомненно каждого ребенка в восторг.

1. День Рождения

Пожалуй, главным детским праздником является День рождения. Если взрослые не особо любят этот праздник, то дети его с нетерпением ждут.

Осознание праздника приходит к ребенку примерно к 3 годам, в это время малыш уже умеет загибать пальчики и демонстрирует, сколько ему стукнуло. Дети мечтают поскорее повзрослеть, а в день рождения они становятся старше на целый год!

«День рождения - праздник, который ребенок любого возраста начинает ждать задолго до даты проведения. Это личный праздник, где малыш главное действующее лицо».

В день рождения приходят в гости друзья, но в центре внимания только главный виновник торжества — именинник, он задувает свечи и, конечно же, получает подарки. Но, как поется в песенке крокодила Гены: «к сожаленью, День рождения только раз в году!».

2. Новый год

Праздник к нам приходит…

Новый год ничуть не уступает Дню рождения по значимости для ребенка. Его любят абсолютно все дети. Они пишут письма Деду Морозу, готовят новогодний костюм, учат для «дедушки» и его внучки Снегурочки стихотворение, наряжают елку и ждут под ней подарки.

«Новый год ассоциируется у ребенка, прежде всего, со сказкой, чудом и настоящим волшебством!»

3. День защиты детей

Международный день защиты детей отмечается 1 июня, это один из самых старых международных праздников, его отмечают во всем мире с 1950 года. Праздник был создан как напоминание взрослым о правах детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда, а также, для привлечения внимания общественности к проблеме абортов.

В этот день дети - главные герои дня. Во всех парках города проводятся массовые детские мероприятия, игры и конкурсы, концерты. Для детей 1 июня - это первый день лета и долгожданные каникулы, в этот день они любят погулять с родителями или друзьями, поесть мороженное и побыть в центре внимания.

« День защиты детей отмечается более чем в тридцати государствах мира».

Казалось бы, что эти два праздника совершенно о разном. 23 февраля - это День защитника отечества, когда нужно поздравлять всех кто служил в армии или постоянно защищает нашу родину. И 8 Марта - это Международный женский день, исторически возникший, как день борьбы женщин за равенство прав и эмансипацию. Но в сознании ребенка, это праздники пап и мам, бабушек и дедушек. В школе 23 февраля девочки поздравляют мальчиков, а 8 марта меняются ролями. Лишнее внимание детям всегда льстит.

6. День святого Валентина

С этим праздником у многих ассоциируется школа. Обычно в школе за неделю до 14 февраля собирают валентики — открытки в форме сердец с признаниями в любви. Кто-то подписывает отправителя, но чаще сохраняется анонимность, тем интереснее.

«Безобидные валентинки дарятся, девочки шепчутся, сколько сердец покорили, а мальчики стесняются».

Это не русский праздник, но школьники, особенно подростки, очень любят 14 февраля. Ведь именно в школе дети сталкиваются с первой любовью, которая не забывается. И отправить первую валентинку, пусть и инкогнито, им приятно.

Еще одна пара праздников о знакомстве и прощании со школой.

7-8. День знаний и Выпускной

День знаний, скорее, любят малыши-первоклассники, для которых школа пока кажется чем-то новым, неизвестным, но делающим его более взрослым. Мальчики в рубашках, девочки с большими белыми бантами. Для детей это волнительный день.

«С одной стороны, 1 сентября - это грусть об уходящем беззаботном лете и начало учебы, труда, скучных обязанностей. С другой стороны - это радость встречи с одноклассниками и учителями, постоянное общение и познание нового».

Выпускной - это тоже сугубо детский праздник. Это торжественный и одновременно волнительный день, когда дети прощаются с самой лучшей и беззаботной порой.

«Куда уходит детство, в какие города…»

Этот праздник ждут выпускники старших классов. Девочки готовят бальные наряды, делают красивые прически, мальчики надевают костюм с галстуком и становятся взрослыми молодыми людьми.

9. Хеллоуин

Хеллоуин отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Это не русский праздник, но до России он добрался уже давно, хотя многие до сих пор не могут смириться с его существованием и уж тем более празднованием. Защитники всего русского относят праздник к американской культуре, но его история началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии, а истоки идут от древних кельтов Ирландии и Шотландии. Согласно древнему сказанью, в ночь открывались двери в потусторонние миры, и обитатели ада проникали на землю. Ночью активно зажигались костры и приносились жертвы злым духам.

Несмотря на критику «не нашего» праздника, он по-прежнему празднуется и очень популярен среди детей подросткового возраста. Дети любят его за таинственность и мистику, ведь можно придумать костюм из любимого ужастика, сделать хорор-макияж и кого-нибудь напугать.

Советские дети о хеллоуине точно не слышали, но пугать друг друга дети любили всегда. Альтернативой в прежние времена были рождественские праздники и связанные с ними традиции.

10. Рождественские праздники

Рождеству в нашей стране не придается такого значения, как Новому году. Но для детей все иначе. Раньше во время рождественских праздников и последующих святок было очень распространено колядование.

«Колядование или колядки - посещение гостей в нарядах («ряженные), «выпрашивание» угощений, и соответствующие костюмы, с шутками, песнями и стихами».

Сегодня это встречается все реже и реже, особенно в городах, но в сельской местности дети до сих пор сохраняют старые традиции.Также неотъемлемым атрибутом этих праздников являются рождественские гадания. Гадания при свечах, с зеркалами, по кофейной гуще, а главное на суженного. Мистичность и таинственность традиций праздника привлекает детей, а особенно девочек-подростков.

Независимо от возраста, в душе каждого ребенка праздник - это ощущение вечной радости, и, чем больше этой радости было в детстве, тем успешнее и счастливее он будет в жизни!

Во-первых, давайте условимся, что день рождения вашего ребенка - это его праздник, на который он сам приглашает в гости своих друзей. Самый скверный вариант праздника, когда взмыленные дети носятся без присмотра вокруг стола, за которым веселятся подвыпившие взрослые. Если нет никакой возможности объяснить это родственникам, перенесите детскую вечеринку на следующие выходные. (Кстати, советуем сделать то же самое тем, у кого день рождения ребенка приходится на пик эпидемии гриппа. Если вы не хотите в течение долгого времени бороться с армией разноцветных зайцев китайского производства и лавировать между пластмассовыми автомобилями разных размеров, постарайтесь заранее обсудить проблему подарков хотя бы с родственниками. Если ваши близкие могут вас неправильно понять, тогда, по крайней мере оговорите заранее, чего ваш ребенок уж точно не хочет получить в подарок. Лучше всего приурочить ко дню рождения покупку какого-нибудь дорогостоящего предмета (велосипеда, конструктора "Лего") и предложить всем желающим принять в покупке посильное участие.

В отличие от взрослых дети ходят в гости не есть, а веселиться. Поэтому основное внимание вам стоит уделить не готовке, а развлекательной программе. Поколения умудренных опытом родителей подтвердят вам совершенно авторитетно, что дети никогда не едят на праздниках салат "Оливье", свиные отбивные и фаршированные помидоры. Поэтому поберегите свои силы и деньги для более подходящего повода, а малышам купите лучше фруктов (совсем маленьким фрукты надо заранее почистить и разрезать на дольки, а ягоды с косточками лучше вообще не покупать) и соков, сделайте домашний торт (можно просто пропитать готовые коржи заварным или творожным кремом, нарядно украсить фруктами, печеньем, цукатами). Если ваш ребенок не настаивает, лучше заменить газированные напитки домашним морсом, и уж точно стоит обойтись без содержащих кофеин "Пепси" и "Кока-колы". Для самых прожорливых можно сделать бутербродики-канапе.

Не стоит подвергать смертельному риску ваш парадный сервиз. Лучше прогуляйтесь вместе с малышом на ближайший оптовый рынок и приобретите яркую бумажную скатерть, одноразовую посуду, соломку для напитков, шпажки для бутербродов. После праздника вы завернете весь мусор в скатерть... и мысленно поблагодарите гения, который изобрел одноразовые тарелки.

Праздник лучше назначать на то время, когда ваш малыш обычно находится в наилучшем расположении духа. Как правило, гостей приглашают часа в четыре, после дневного сна ребенка. Стоит заранее оговорить, когда забирать детей домой. Продолжительность вечеринки не должна превышать количества лет именинника, но и старшим детям не стоит веселиться дольше четырех-пяти часов. Желательно, чтобы количество гостей не превышало число лет именинника плюс один. Если вы приглашаете детей своих хороших друзей, предложите им (родителям) принять участие в проведении праздника. Если малыш хочет пригласить своих друзей со двора или из детского сада, это вовсе не означает, что вы должны принимать их родителей.

Для того, чтобы ваша квартира не превратилась в сумасшедший дом, заранее распишите праздник буквально по минутам. Можно придумать какой-то сквозной сюжет (например, любимую книгу вашего ребенка или его последнее увлечение). Ну разве не интересно отпраздновать день рождения в Тереме-теремке, домике Карлсона, в космическом корабле или на стоянке индейцев?! С помощью расписанных гуашью кусков обоев или старых простыней детская комната мгновенно превратится в волшебный мир. А из картонных коробок, пакетов из-под молока, старых кусков ткани сделайте вместе с малышом маски, костюмы, утварь. После этого можно будет устраивать веселые состязания обитателей Теремка, конкурс на лучшую роспись вигвама, соревноваться в умении "выходить" в отрытый космос по канату. Фантазия подскажет вам, как приспособить к теме вашего праздника привычные детские игры и развлечения. Следует чередовать подвижные и спокойные игры, чтобы дети не перевозбудились. Праздник завершите какой-нибудь тихой игрой. Можно, например, вырезать из бумаги снежинки, цветы или кленовые листочки, в зависимости от поры года, соорудить мобиль; зажечь свечи и рассказывать тихие истории; устроить конкурс колыбельных песен. Главное, чтобы дети остыли и успокоились к приходу своих родителей. Когда гости будут расходиться, откройте в комнате окно, а сами вместе с малышом пойдите их проводить. Вечером вместе с именинником рассмотрите подарки и пораньше уложите ребенка спать. Подольше посидите у его постели, вспомните, что было хорошего за этот день.

Детство вашего ребенка пройдет довольно быстро и не так уж много дней рождения сохранится в его памяти. Но это должны быть самые светлые, самые радостные воспоминания, которые останутся с ним на всю жизнь.

Многие родители, собирая друзей для своих детей, превращают детский праздник в застолье для взрослых. Это, конечно же, не верно. Дети, особенно маленькие, меньше всего обращают внимание на угощение. Им необходимы впечатления и развлечения - то, о чем большинство взрослых и не задумывается.

Нередко дети ссорятся на празднике, и взрослые недоумевают: "Чего же им недостает?" Причина проста - детям скучно. Вот как писал об этом польский педагог Януш Корчак: "Скука приобретает иногда черты массового психоза. Не умея организовать игру либо стесняясь, не подходя друг другу по возрасту и характеру или находясь в необычных условиях, дети впадают в неистовство бессмысленного крика и шума... Боюсь, эти не слишком частые патологические состояния массовой действующей на нервы скуки некоторые воспитатели склонны считать нормальной игрой детей, предоставленных самим себе".

Организация детского праздника требует больше сил, времени и выдумки, чем праздника для взрослых. Но подумайте, сколько впечатлений получат ваши дети! Поэтому нужно тщательно продумать для них праздничную концертно-игровую программу. Например:

  1. дети рассказывают стихи или поют песни (можно даже разыграть небольшую сценку);
  2. веселые конкурсы: метание дротиков, прыжки в мешках, соревнования по индивидуальному бадминтону (кто сколько раз подбросит ракеткой волан), "откуси яблоко" (яблоко подвешивают на веревке, его нужно съесть, не касаясь руками), "поиски клада" (этот конкурс лучше провести на улице; заранее подготовьте сам клад и, конечно, карту) и многие другие;
  3. фокусы;
  4. интересные задачи и викторины.

Взрослые также могут принять участие в конкурсах и концерте. Детям хорошо и интересно со взрослыми, когда те внимательны к ним. Спойте под гитару, сыграйте на пианино или просто расскажите занимательную историю.

Придайте праздничный вид комнате, в которой соберется детвора. Вы можете подобрать специальные украшения к выбранной теме праздника. А такие украшения, как разноцветные шары и яркие ленты, подойдут для любого торжества. К люстре и потолку целыми гроздями можно подвесить шары; через всю комнату протянуть гирлянды, сделанные, например, из серпантина, флажки из яркой, цветочной ткани. Если праздник проводится зимой, то стол и комнату можно украсить еловыми веточками, разноцветными елочными игрушками, мишурой.

В хорошую погоду пригласите ребят на прогулку в лес. Помните, что мир для них полон новизны и вещи, привычные и обычные для вас, легко поразят их воображение. Зимой слепите с ними снежный городок. У детей это вызовет большой интерес, если взрослые будут с ними. Потому что, собираясь в гости, дети, даже маленькие, неосознанно ждут самой большой радости - человеческого общения.

Кстати, организуя детский праздник, постарайтесь, чтобы день рождения девочки не превращался в "девичник", а мальчика - в "мальчишник". Это поможет детям решит проблемы с общением в подростковом возрасте.

Дети - свет жизни родителей, и для взрослых нет большей радости, чем сделать своих детей счастливыми, слышать их звонкий смех, увидеть восторг в их глазах. Организация и проведение детских праздников - это отличная возможность доставить своему ребенку ни с чем не сравнимое удовольствие. Мы считаем, что организация детских праздников требует особого отношения. Душа ребенка необычайно чувствительна и восприимчива, дети не приемлют фальши. У каждого ребенка свой сложный внутренний мир, который может быть нарушен безобидным, на первый взгляд, высказыванием или шуткой. Поэтому для того чтобы проведение детского праздника дало безупречный результат, при его организации должна быть учтена каждая мелочь, тщательно прорисован каждый штрих.

Организация и проведение детских праздников - это волшебная дверь в мир сказки, где сбываются самые заветные мечты, где оживают герои любимых мультфильмов, клоуны жонглируют разноцветными мячами, дрессированные собачки танцуют джагу-джагу, а в небо взмывает фонтан разноцветных огней. Это - тяжелый, ответственный труд, приносящий радость как детям, так и взрослым.

Детский праздник - особенное событие.

Видя неподдельный восторг в глазах ваших сорванцов, вы и сами становитесь моложе, и даже самые серьезные дяди и тети на время становятся детьми. Одним словом, приложенные вами усилия окупятся во стократ. Но как добиться того, чтобы ваш праздник удался, что надо сделать самим, а для чего стоит пригласить профессионалов, с чего начать? Все дети разные: и по возрасту, и по характеру, и по увлечениям (об этом мы поговорим подробнее позже), но есть и нечто общее, что объединяет все детские праздники и о чем необходимо помнить.

Во-первых , подготовка к празднику, его предвкушение - уже начало праздника для ребенка.
Во-вторых , любая, пусть самая простая развлекательная программа обязательна. Без этого праздник - не праздник.
В-третьих , не забудьте об оформлении места проведения праздника, даже несколько воздушных шаров в прихожей, детской комнате или кафе создадут веселое настроение, придадут ему необычный вид. Помните, что подарки и призы (пусть самые простые и недорогие) должны получить и гости - дети есть дети. Ну и конечно же, праздничный торт; лучше если он будет не магазинным, а каким-нибудь необычным: самодельным или сделанным на заказ - это запомнится.

Традиционно под детским праздником понимается день рождения, и дети грустно думают - вот, день рождения прошел, до Нового года еще далеко... Но ведь им этого мало, а поводом для праздника может быть любое событие: начало весны, выпускной в детском саду, день ангела, день рождения кошки или просто ваше желание сделать ребенка счастливым и самим порадоваться вместе с ним.

Сценарий для праздника нужно разрабатывать с учетом характера, увлечений и возраста ребенка. Что это будет? Грандиозное театральное представление с участием сказочных героев? Поиск таинственного клада вместе с отважными пиратами? Уроки волшебства вместе с Гарри Поттером?

Что такое детский праздник?

Это ведь хорошее настроение не только ваших детей, но и ваше. Даже самые серьезные взрослые меняются на детских праздниках. Неужели вы не улыбнетесь при виде клоунов, дрессированных животных? Неужели вас не приведет в восторг незабываемый фейерверк и увлекательные игры? В этот день вы будете счастливы вместе с вашими малышами! Праздники - это то, что нужно организовывать для детей регулярно! Они позволяют ребенку веселиться и развлекаться в его день рождения, Новый год или другой праздничный день.

Организовать для своего ребенка детский праздник, который ему понравится и надолго запомнится, - задача, требующая времени, фантазии и грамотного исполнения. Организуя праздник, надо очень внимательно проработать программу, найти хорошего артиста, клоуна, Деда Мороза, которые знают, как и чем заинтересовать и развеселить ребенка.

Проведение детских праздников должно быть исполнено профессионально, так как в случае неудачи ребенку просто не понравится то, что вы для него подготовили, и все ваши старания пропадут зря. В худшем случае плохой праздник ему нанесет психологическую травму. На детей нельзя давить, навязывать игры, которые им не нравятся, или просить сделать то, что вызывает у них смущение или психологический дискомфорт. Чтобы детский праздник прошел хорошо, принес радость и веселье, нужно чувствовать психологическое состояние и настроение ребенка.

Подготовка праздника для детей 5-12 лет

Особенность подготовки праздника для детей 5-12 лет состоит в том, что сами дети могут (и должны!) принимать в ней активное участие. Поэтому не пропустите момент, когда дети уже готовы вас немного разгрузить, вам так будет легче, а им - интереснее.

Если вы планируете провести праздник дома, то можно совместно приготовить угощение для ваших гостей, причем нет необходимости готовить сложные блюда, гораздо большей популярностью будут пользоваться небольшие бутерброды на палочках или собственноручно приготовленная пицца. Коктейли из мороженого, фруктовый салат, соки дополнят праздничный стол. Многим детям, особенно девочкам, понравится самостоятельно накрыть на стол, расставить приборы. Это даст им возможность почувствовать себя настоящими хозяйками праздника. Только не забывайте хвалить их и благодарить - без этого их энтузиазм быстро иссякнет. Но праздничный стол, конечно, - это еще не все. Если дети выходят из-за стола, идут смотреть телевизор или беситься - это, скорее, будничное сборище.

Если на дворе лето - праздник можно организовать на даче или в загородном доме. В этом случае туда нужно будет доставить надувные батуты, горки, качели. Вечером можно устроить небольшой фейерверк. Зимой (да и летом тоже) можно отметить торжество вашего ребенка в каком-нибудь ресторане или кафе, важно только, чтобы они были адаптированы под детские программы и имели специальное меню.

И.Зинина "Сценарии праздников в детском саду и дома"

Праздник для детей

На современном этапе кардинального реформирования всех сфер общественной жизни становится очень важной разработка научно-практических основ сферы досуга, особенно актуальным является исследование социально-педагогических аспектов детского праздника.

Для большинства благополучных в развитии современных детей досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование и праздники.

На сегодняшний день есть определенный и положительный опыт удовлетворения детского населения в их потребностях культурной организации досуга различных учреждений. Широко распространена организация массовых детских праздников

Праздник – явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни детей и подростков. Современная методологическая ситуация в педагогике выявляет понимание важности значения детского праздника в деятельности всех учреждений системы образования.

Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. Любой праздник несет в себе элемент отдыха.

Педагогическая ценность детских праздников как культурно-образовательного явления

Широкое понимание образования предполагает учет воспитательных и развивающих возможностей не только программ обязательного обучения, но и процессов непреднамеренного воспитания, других воздействий социальной среды.

Детский возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, как часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Детские праздники - день рождения, Новый год и другие массовые праздники - это возможность рассказать ребенку о многообразии и радостях окружающего мира. Поэтому в детские праздники входят воспитательные моменты и познавательные задания, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания.

Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм.

Праздничная деятельность детей очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Праздник как объективное событие основан на ценностях общения, ценностях переживаний и ценностях творчества. Эмпатийное единство участников праздника помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

Праздник это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический феномен. Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.

Праздник - одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольном возрасте как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентаций, взаимоотношения и взаимопонимания.

Таким образом, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его – в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Праздники как форма детского досуга

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Дети особенно остро чувствуют праздничный досуг как прикосновение к подлинной свободе творческого самовыражения и самореализации.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Детский праздник способствует в формировании характера ребенка таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность.

Почти у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.

Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей:

Церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;

Календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;

Профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);

Гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)

Спортивные праздники;

Праздники для детей;

Мемориальные праздники, связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов;

Юбилейные праздники городов (День города), областей и республик.

Основные задачи детского массового мероприятия:

Совершенствование качества и эффективности празднично-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей;

Разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников как наиболее доступной формы культурно-досуговой деятельности;

Осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуга;

Воспитание гражданственности и патриотизма детей и подростков в процессе проведения героико-патриотических ритуалов, акций и тематических праздников;

Развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;

Поиск новых художественно-педагогических форм, методов и технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;

Определение художественного уровня детских праздников, проводимых учреждениями образования и выработка методических рекомендаций по организации и проведению празднично-массовых мероприятий для детей;

Художественно-педагогическое проектирование системы работы организаторов детских праздников.

Восстановление культурно-исторической среды, сохранение народных праздничных традиций своей страны, освоение духовных ценностей культуры мира.

Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром. Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

Абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

Наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества.

Организация детского праздника и его основные элементы

Детство один из самых беззаботных и незабываемых периодов в жизни человека. Из детства мы несем самые теплые и нежные воспоминания. Оптимальность и гармонизация детского развития через игровые формы первоначального семейного воспитания и образования требует специального внимания к игровой культуре как важному аспекту психологической культуры семьи и взрослеющей личности. Именно по этому важно организовать ребенку незабываемый праздник.

Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними.

Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

Детские праздники могут, устраивается по случаю дня рождения или нового года. Главной атрибутикой этих торжеств является так называемый сладкий стол. Сладости и заводные,подвижные игры, помогут сделать праздник по настоящему веселым.

Правильно организованный детский праздник, это залог здорового восприятия ребенком окружающего его мира.

Можно выделить следующие этапы работы над праздником:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.

Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.

Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.

В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

Самое главное, при выборе детской игры не забывать о возрастных категориях, дети разного возраста не охотно играют вместе. Первое - разное развитие, во-вторых, интересы, ну а самое главное правило игры говорит, что все должны находиться в равных условиях, иначе ребенку можно нанести моральную травму. Также не стоит забывать и о том что, поощряя ребенка в игре, нужно непременно наградить и отметить других. Дети не понимают, что такое проиграть, и всегда ревностно относятся, когда кому-то достается приз.

Праздник для детей - признак действительной заботы общества о будущем нового поколения. К категории детских праздников относится многообразие проводимых праздничных форм

Цель детских праздников - организация содержательного свободного времени детей, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм культурно-массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности.

Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских праздничных программ как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств.

Список литературы

  1. Акимова Л.А. Социология досуга. - М.: МГУКИ, 2003. – 123 с.
  2. В гости праздник к нам пришел: сценарии праздников в детском саду / авт.-сост. Т.А. Ежикова, Т.Я. Кляйн. – Волгоград: Учитель, 2003. – 59 с.
  3. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет –М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 121 с.
  4. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 2004. - 32с.
  5. Календарные и народные праздники в детском саду . /авт.-сост. Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2009.– 110 с.
  6. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 2007. - С.31-33.
  7. «Лето красное, звонче пой!»: сценарии утренников и развлечений для дошкольников /авт.-сост. О.П. Власенко.– Волгоград: Учитель, 2007.– 140 с.
  8. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб.: 2008. с.16.
  9. Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста /авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2007.– 100 с.
  10. Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально культурного творчества детей и молодежи. - Казань, ГранДан, 2004. - 462с.
  11. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы.- СПб.: 2008. с. 25.
  12. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М.: Сфера, 2000.
  13. http://www.calend.ru/holidays/russtate

Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни…

Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…

Д.Д.Шостакович

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник,

Одна из основных целей которого – формирование разнообразных эмоций и

Чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объе-

Диняет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, та-

Нец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего,

Развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей

Действительности.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства,

Создаёт определённый эмоциональный настрой в соответствии с основной те-

Мой торжества.

Когда создаётся программа праздника, то продумывается тема, форма прог-

Раммы, подбирается музыкально – литературный материал, сюрпризные

Моменты. Так же учитываются конкретные условия детского сада, возрастная

Группа, индивидуальные особенности детей, уровень их

Развития и наклонности.

Празднику предшествует предварительная подготовка. Музыкальный репер-\

Туар с детьми разучивается на музыкальных занятиях (песни, танцы, музици-

Рование, музыкальные игры, хороводы, пальчиковые игры) -2раза в неделю и

Во время индивидуальной работы (сольные номера, инсценировки, драматиза-

Ции, разучивание стихов). Чтобы ребёнок усвоил музыкальный репертуар и

Уверенно, раскрепощённо чувствовал себя на празднике, необходимо разучи-

Вать материал в течение 5-6 занятий (для детей младшего дошкольного возраста

До 8 занятий), т.е. 3-4 недели. Но основная нагрузка в подготовке, конечно

Ложится на взрослых.

Структура и форма праздника может быть различной. Проводятся они в ут-

Реннее время продолжительностью от 20 минут до 1часа в зависимости от воз-

Раста детей и содержания самого праздника.

Для детей праздник родствен игре природы и природе игры, ему свойствен-

Ны вечные компоненты игры: мажорный тон (стиль), выключение из рамок

Обыденной жизни, установленное территориальное пространство, временные

Границы, правила и свободы, магическое «как будто бы». Любой детский гра-

Мотно сочинённый праздник, «развлекая, поучает…». Гармония игры и поучения –

Волшебная сила праздничного искусства. Давно известно: ребёнок познаёт

Мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей

К творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на праз

Днике тоже. Потому сочинять и проводить праздники надо по правилам дет-

Ской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения,

Установку на творчество, образность, обрядность, карнавальность, сказоч-

Ность, костюмированность, сюрпризность, импровизацию, народный коло-

Рит, эмоциональность и т.д. и т.п. А главное за возможность «себя показать

И других посмотреть».

Праздник всегда напоминает о связующих узах – семьи, коллектива, в об-

Щем, единого человеческого сообщества, к которому мы все принадлежим.

Праздник особо важен детям тем, что происходит совместная деятельность,

Свободное общение, без которых жить грустно и аномально. Праздники сни-

Мают конфликтность и рождают чувство общности. Коллективное участие,

Коллективное восприятие, коллективное переживание – без них немыслим нас-

Тоящий праздник.

Праздники – сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между

Собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника.

Праздники – пространство «роскоши человеческого общения» (Антуан де

Сент – Экзюпери).

Праздник нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из

Форм их духовного и национального самовыражения.

Любой праздник, а тем более Новый год, связан «с самыми яркими впечатле-

Ниями детства». Вы готовы принять участие в детской развлекательной программ-

Ме вместе с малышом? – Да! - Это правильное решение!

Чтобы праздник удался для вашего ребёнка и вас, следуйте некоторым правилам:

  • Приходите на представление за 25-30 минут до его начала, чтобы ребёнок мог освоиться, приготовиться к выступлению.
  • Не путайте детский праздник с фотосессией: активное перемещение родителей по залу с видео и фотоаппаратурой создаёт суету и отвлекает детей, а в д\саду – не допустимо!

С главными героями праздника всегда можно сфотографироваться по его окончании.

  • Если вы решили привести ребёнка на торжество в новогоднем костюме, обязательно примерьте его дома, дайте вжиться в образ и привыкнуть к новым ощущениям.
  • Обязательно берите сменную обувь и себе и ребёнку: в тёплой зимней обуви ребёнок будет испытывать чувство дискомфорта и выглядеть не эстетично; в д\саду постарайтесь откликаться на требования воспитателя.
  • Если малыш отказывается активно участвовать в мероприятии, не желает участвовать в хороводах, играх (возможно долгое время отсутствовал в детском саду), нельзя заставлять его, а лучше действовать вместе с ним, держа его за руку. Особенно нужна поддержка мамы или папы в незнакомом месте. Возможно, вы с ребёнком просто будете наблюдать за праздником как зрители.
  • Не забывайте: чтобы ребёнок усвоил музыкальный репертуар праздника

(песни, танцы, хороводы, игры, стихи, инсценировки) и уверенно, раскрепо-

Щённо чувствовал себя на празднике в детском саду, необходимо разучивать

Материал в течение 5-6 занятий (для детей младшего дошкольного возраста

До 8 занятий), т.е. 3-4 недели, поэтому постарайтесь не пропускать детский

Сад без уважительных причин.

Встречайте праздники вместе!

Создавайте свои праздничные семейные традиции!

Счастливых вам праздников!


Похожие публикации