Выбор игрушек для детей. Как правильно выбрать игрушку для ребенка: советы для родителей

Дата: Апрель 2, 2014

Не так давно психологами был проведен занимательный эксперимент. В одной и той же комнате оставлялись поодиночке взрослые и дети. За ними должны были вот-вот зайти, поэтому они не нервничали и вели себя как обычно. А в это время за ними наблюдали экспериментаторы.

Действия взрослых определялись в зависимости от того, что они видели. Если замечали на столе часы - смотрели время, журнал - листали, другие же садились в кресло и просто сидели, разглядывая окружающую обстановку.

А вот детки, спустя совсем небольшое время придумывали игру, используя первый попавшийся предмет, зачастую не по назначению. Однако, их это мало волновало и от процесса ожидания они получали максимум удовольствия.

А все от того, что игра - ведущий вид деятельности ребенка и его форма понимания жизни. Причем, не дополнительная, а жизненно важная потребность, наряду со сном, питанием, здоровьем, безопасностью и обучением.

В феврале 2013 года ООН настолько озаботилось безразличием общества к теме игры, что внесло ряд дополнений в Декларацию о Правах Ребенка. В этом дополнении Право ребенка на Игру было признано приоритетным и предлагался ряд мероприятий для того, чтобы это право обеспечить.

По-моему, это говорит о том, что пришло время сделать акцент на изучении влияния игрушки и игры на ребенка. И я провела опрос на тему «А как вы выбираете игрушки своим детям?».

В нем приняло участие около 40 человек. Конечно, этого количества мало для построения научной теории, но вполне достаточно, чтобы уловить общую тенденцию.

Итак, 34% родителей ответили «мой ребенок сам покупает себе игрушки», 29% — «покупаю то, что нравится мне», а 16% перед покупкой изучают отзывы в интернете. Также нашлись родители, прислушивающиеся к рекомендациям близких (11%) или продавцов-консультантов (11%). За пункт «покупаю то, что рекламируют» не проголосавало ни одного человека.

Детские психологи и продвинутые родители категорически против того, чтобы дети сами выбирали игрушки. Ведь их действия зачастую неосознанны. Ребенок реагирует на яркую упаковку, прислушивается к рекламе и хочет все и сразу. В результате детские комнаты завалены однотипнымии бесполезными игрушками, с которыми ребенок поиграл несколько раз и бросил.

Еще один популярный подход - покупать то, что нравится родителям. В этом случае они руководствуются принципом: «У меня таких игрушек в детстве не было, так пусть у моего ребенка будут». В этом случае покупки опять-таки носят стихийный характер и приводят к тому же результату - игрушек полная комната, а поиграть нечем.

Поэтому я хочу задать несколько вопросов, уважаемые мамы и папы. А вы согласны, что к выбору игрушек для своего ребенка нужно подходить более осознано? Что от правильного выбора зависит прогресс развития вашего малыша? И что игрушка - лучший помощник, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром и привить ему необходимые навыки?

В этой статье я предлагаю свою методику. Всего 7 шагов, и выбор правильной, полезной игрушки вам гарантирован. Приступим?

Шаг 1. Определяем бюджет покупки

На этом этапе важно определить сумму, которую вы готовы потратить на игрушку.

Расходы на детей «съедают» ощутимую часть семейного бюджета. Питание, одежда, здоровье и обучение ребенка стоят на первом месте. Но всегда можно значительно сократить расходы, не теряя на качестве, если заранее все спланировать. То же самое касается и игрушек.

Продумайте заранее сколько вы готовы потратить на игрушку и заложите эти расходы в семейный бюджет. Тогда перед походом в детский магазин у вас не будет паники - вы точно знаете свой лимит и можете сосредоточиться на более важных вещах.

Шаг 2. Расставляем приоритеты

В этом вопросе у вас есть отличное преимущество - вы лучше всех знаете своего ребенка и его потребности в развитии. Существуют четыре основных направления в деятельности ребенка. И, соответственно, четыре вида игрушек:

    игрушки, которые помогают развивать физические навыки ребенка - мячи, кегли, скакалки, обручи, горки, каталки, велосипеды и самокаты, электромобили и педальные машины, качели и наборы игр на свежем воздухе;

    игрушки для стимулирования интеллектульно-познавательной сферы ребенка - кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, наборы научных экспериментов, лото, домино и другие настольные игры;

    игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию ребенка - мягкие игрушки, куклы, транспорт (поезда, машинки, самолеты), наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин, всевозможая кукольная утварь и предметы быта;

    игрушки, влияющие на творческое самовыражение ребенка, - всевозможные поделки своими руками, наборы для творчества, пластилин, краски и карандаши, раскраски.

Ваша задача определить, в чем ваш ребенок нуждается в этот момент. Для этого загляните в коробку с игрушками. Допустим, у вашей трехлетней доченьки полным полно кукол, детской посудки и мебели. Также вы обнаруживаете хороший набор красок и раскрасок, парочку наборов для лепки и аппликаций. Но нет ни одной настольной игры, кроме рамок-вкладышей, которые малышка собирает уже на раз-два-три. Кроме того, на улице весна, а в арсенале ни одной игры на свежем воздухе и даже мало-мальски приличного мяча.

Путем проставления галочек очень просто определиться с приоритетами. В нашем случае это будут: настольная познавательная игра или конструктор и игрушка для игры на свежем воздухе. Теперь вы совершенно точно знаете, что вам нужно, и шансы купить полезную игрушку увеличиваются. Пора собираться в магазин.

Шаг 3. Выбор магазина и времени его посещения

Тут существует три варианта: поход в магазин с ребенком, без него и покупка в интернет-магазине. При покупке в интернет-магазине вы существенно экономите время, но лишаетесь возможности потрогать и как следует рассмотреть игрушку. Решать в любом случае вам.

И еще один момент. Если все-таки ребенка не с кем оставить и решено отправиться за покупкой с ним, то уделите немножко времени для того, чтобы подготовить детку морально и замотивировать.

Например, можно преподнести это так: «Помнишь как тебе понравился мячик Славика? Хочешь, чтобы у тебя тоже появился красивый мячик? Сейчас мы сходим за ним в магазин и вместе выберем самый лучший. А на обратном пути обязательно побудем на детской площадке, и ты поиграешь новой игрушкой со своими друзьями».

Или так: «Давай-ка придумаем какой-нибудь сюрприз для папы? Предлагаю приготовить вместе какую-нибудь вкуснятину, а потом поиграть всем вместе в интересную игру. Только вот игры у нас нет. Может, сходим в магазин и выберем что-нибудь?».

В запланированное время идем в магазин.

Шаг 4. Обозначаем свою потребность в магазине

В магазине важно сразу обозначить ваши предпочтения. Даже самый нерадивый продавец в силах сориентировать вас и показать, где представлены настольные игры, мячи или куклы. А уж если вам повезло на профи, то задача существенно облегчается. Обязательно сообщите продавцу возраст ребенка и диапозон цены, чтобы ограничить дислокацию до минимума. А затем попросите проконсультировать по данному вопросу или же займитесь самостоятельным поиском.

Производители игрушек облегчили задачу - на упаковке или этикетке игрушки они указывают рекомендуемый возраст и приводят краткую аннотацию.

В большинстве интернет-магазинов существует удобная для пользователей навигация. Как правило, есть возможность выбрать возраст и категорию игрушки. А каждая картинка снабжена описанием.

Допустим, вы нашли подходящий вариант, а может быть, и сразу несколько. И уже готовы совершить покупку. Прошу вас не спешить и довести дело до конца, согласно инструкции.

Как говорится, доверяй, но проверяй.

Шаг 5. Проверяем игрушку на безопасность

Даже самая полезная с виду игрушка может оказаться вредной. Поэтому первым делом понюхайте, потрогайте и как следует разглядите игрушку. Она должна быть прочной и приятной на ощупь. Качественные игрушки не имеют резкого специфического запаха, потому что краска и материал нетоксичные.

Для самых маленьких деток актуальными параметрами являются отсутствие мелких деталей и острых углов. А также размер игрушки - она должна быть достаточно большая, чтобы малыш не смог ее проглотить и достаточно маленькая, чтобы ей можно было с легкостью манипулировать.

Кроме того, игрушки должны быть приспособлены для мытья или стирки.

Обратите внимание на цвет - он должен быть естественным и приятным. Все перенасыщенные кислотные окраски лучше проигнорировать.

Уточните у продавца наличие сертификата качества и попросите его показать. Только после этого вы можете быть уверены, что игрушка не причинит вреда вашему ребенку.

Наверное, вы думаете, что теперь-то уж точно можно оформлять покупку. Однако прошу вас набраться терпения и провести еще один важный тест, описанный в шестом шаге.

Шаг 6. Анализируем развивающую и смысловую нагрузку игрушки

Главная функция любой игрушки - активизировать деятельность ребенка. Поэтому вы четко должны понимать, что ребенок с ней будет делать. В этом и заключается развивающий эффект: игрушка должна быть открыта и понятна для игры, закреплять и формировать новые навыки.

Например, купив неваляшку шестимесячному ребенку, мы простимулируем в нем навык ползания и развитие мелкой моторики. А вот для шестилетнего малыша она будет уже бесполезна. Для него прекрасным подарком станет лото. Во-первых, оно закрепит названия чисел и их обозначение в памяти ребенка, во-вторых, он получит положительные эмоции в процессе игры, в-третьих, будет учиться соблюдая правила, достигать определенного результата. И опять же, для двухлетнего малыша лото - совершенно непонятная игрушка. Числа для него — абракадабра, а бочонки слишком мелкие и неудобные для манипулирования. Да и о соблюдении правил он в этом возрасте и слышать не хочет.

Следующий аспект - игрушка должна нести адекватный реальности смысл и вызывать положительные эмоции.

Например, слон-телефон-на-колесиках размывает понятие ребенка об окружающем мире. Это вроде бы и транспорт, но на нем никого не перевезешь. И в то же время и не совсем слон, ведь он телефон. И почему телефон катается, кстати говоря?

Подобное замешательство вызывают игрушки в виде фиолетовой коровки с крыльями. Я не говорю уже об откровенно агрессивных игрушках-злодеях, которых ребенок может напугаться.

И последнее в этом пункте - игрушка должна соответствовать интересам ребенка. И если взрослых привлекают внешняя красота, наличие всевозможных фишек и заморочек, то для ребенка гораздо важнее, если они ее видели у кого-то из своих друзей или она похожа на любимый сказочный персонаж. Кроме того, детки очень индивидуальны в своих предпочтениях. Поэтому, если ваш малыш обожает мишек, то постарайтесь найти набор, с помощью которого можно слепить или раскрасить еще одного мишку.

Если игрушка удовлетворяет хотя бы одной из перечисленных характеристик, то можно смело делать покупку. Но не забудьте про последний шаг.

Шаг 7. Знакомим ребенка с игрушкой

Постарайтесь преподнести новую игрушку по-особенному. Тогда ее приобретение вызовет у ребенка еще больше положительных эмоций. Например, ее можно красиво упаковать и положить в самом неожиданном месте, чтобы малыш случайно на нее наткнулся. Или придумать игру-загадку «Найди клад» в несколько ходов.

Но самое главное - нужно показать, как с этой игрушкой обращаться. Быть может, на какое-то время включиться в игру и продемонстрировать возможности новой забавы.

А вот теперь самое время спокойно вздохнуть и погордиться собой. Со временем, когда вы освоите представленную методику, покупка игрушек будет занимать у вас все меньше времени, но приносить все больше пользы в развитии малыша.

Пусть ваши детки растут здоровыми, счастливыми и гармоничными!

Анна Страшинская — about-toys.info ,

Со всего мира утверждают, что правильный выбор игрушек в детстве Вашего ребёнка поможет ему в сознательном возрасте . Игра для малыша это не просто развлечение, а активная и постоянная работа мозга, развитие его физических сил и, естественно, это деятельность Вашего ребенка. Во время детской игры можно узнать, склонен ли малыш к фантазии, нравиться - ли ему командовать, осторожный он или смелый.

Выбирайте игрушки для Вашего ребёнка правильно!

Также многие игрушки могут помочь Вашему ребёнку найти себя по жизни . Например, игра в больницу может в будущем сделать Вашего ребёнка врачём, спортивные игры развить тягу к спорту и сделать знаменитым спортсменом, игра в дома sylvanian families - строителем, дизайнером или архитектором, игра в куклы - знаменитым модельером или визажистом, разные настольные развивающие игры - успешным экономистом или брокером.

Всевозможные интересы и игры малышей напрямую имеют зависимость от их возраста. Большинство родителей не догадываются, какие игрушки необходимы их ребенку для развития в том или ином возрасте, и как правило, в магазине игрушек, просят игрушку девочки для двух лет или мальчика трех лет, а не , куклу, машинку или настольную игру. Очень важно знать, что у любого детского возраста есть свои любимые и необходимые игры для малышей и четкие, конкретные интересы.

Как правильно выбрать игрушки для определённого возраста ребёнка:

1-4 месяца - разноцветные погремушки. Например, погремушки с пятью или тремя шариками синего, красного и зеленого цветов. В этом возрасте малыши с неимоверной любознательностью познают цвета и звуки.

4-8 месяцев - резиновые и механически игрушки. Ребёнку в этом возрасте нравится сгибать и кидать игрушки, наблюдать за движение скажем, танцующего мишки. Для купания малыша можно приобрести плавающие игрушки.

1-2 годика - игрушки развивающие моторику рук - складывание пирамидки и кубиков, лепка из пластилина. Игрушки, которые можно катить и толкать и катить (машина или лошадка) будут в прок.

2-2,5 годика - игрушки, которые можно всегда брать с собой. Например, грушки в виде животных - медведь, собачка, котёнок. Мальчикам подойдёт машинка, а девочкам куклы.

3 года - игры, связанные с фантазией и воображением. Девочки играют в продавца или медсестру, а мальчикам в войнушки или строителей. Деткам нравятся книги с яркими изображениями, к которым они сами придумывают разнообразные истории.

4-5 лет - велосипед, самокат, игра в мяч... все подвижные игры. Девочки всё также играются куклами, а мальчики машинками.

6 лет и старше - игрушки должны развивать ребёнка, приносить пользу. Это могут быть и приставками, радиоуправляемые машинки и самолетами, игрушечные бильярд или боулинг, железные дороги с паровозиками, конструкторы, разные настольные семейные игры для развития у ребенка логики и тактики. Для девочек подойдёт Барби. Ну а также книги разной тематики.

Во все периоды жизни на земле родители покупают игрушки своим детям. Игрушки – это самый популярный товар. Кажется, что их современное изобилие автоматически снимает все проблемы с выбором и покупкой игрушек, но в реальности проблема выбора игрушек для ребенка стала сложнее. Как же правильно выбрать необходимые полезные детские игрушки для своего ребенка?

Развитие ребенка немыслимо без игры. А игрушки являются для ребенка основой для исследования окружающего мира, формирования и реализации творческих способностей, выражения своих чувств.

Как обычно выбирают и покупают игрушки? Стихийно. Ребенку что-то понравилось в магазине, и взрослые покупают это, либо они просто выбирают подарок для малыша, ориентируясь на цену, внешний вид и размер. А о таких мерках, как развивающий потенциал они вовсе не задумываются. А часто прилавки магазинов завалены однотипными, бесполезными и даже вредными игрушками. Покупка бесполезных игрушек очень негативно отражается на развитии ребенка.

Развитие ребенка совершается в разных видах его деятельности. То есть, главная функция игрушки – это активизация детской деятельности и развитие ее новых форм.

Выбирая какую-либо игрушку, взрослые должны сразу про себя вообразить, что именно ребенок будет делать с ней.

Детская деятельность бывает трех видов

  • освоение смыслов и норм отношений между современными людьми.
  • освоение способов действия с предметами.
  • физическое развитие и воспитание ребенка.

В связи с этим все игрушки делятся на три группы:

  1. Игрушки, помогающие социально-эмоциональному развитию ребенка. Это такие игрушки, которые предполагают обращение с ними как с живыми организмами: разные животные (зайчики, собачки, мишки, куклы). К этой же области относятся игровые наборы доктора, магазина, парикмахера, и т.п., а также транспортные игрушки (машинки, грузовики, поезда).
  2. Игрушки, помогающие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей ребенка. Это развивающие игрушки для ребенка - кубики, пазлы, лото, конструкторы, мозаики, домино.
  3. Игрушки для физического развития. Не стоит забывать о том, что задача укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости – важный аспект в воспитании малыша. Эта сторона детского развития олицетворена в мячах, обручах, скакалках, кеглях.

Отталкиваясь от деления игрушек на два вида, можно выделить их приоритетные виды для детей каждого возраста. Например, для детей от года до 3-х лет прежде всего необходимы игрушки второй группы. А в возрасте от 3 до 6 лет ведущей деятельностью ребенка становится ролевая игра, и здесь уже не обойтись без игрушек первого вида. А игрушки третьего вида должны не забываться в любом возрасте.

Как выбрать игрушки для ребенка

  • Игрушка должна быть простой и доступной. Иногда родители думают, что, например, пластмассовая собачка на колесах, которая одновременно является и машинкой, и телефоном открывает разные возможности для деятельности ребенка. Но такое разнообразие только дезориентирует малыша. Намного полезнее было бы предложить ребенку три разных игрушки.
  • Игрушка должна стимулировать активные действия. Игрушка должна обязательно приносить малышу удовольствие. Поэтому соответствие игрушки интересам ребенка – важное требование к игрушке
  • Игрушка должна стимулировать самостоятельность. Игрушка должна стать основой для самостоятельных действий ребенка.
  • Например, известные матрешки и пирамидки сами подсказывают правильные действия. А совершенно непонятные детям предметы не дают подсказки для самостоятельных действий ребенка и скорее пугают, чем вызывают желание играть.
  • Игрушка должна быть эстетичной. Игрушка должна нести воспитательную функцию, вызывать добрые чувства.

Это основные требования, которые следует учитывать при выборе игрушек для детей.

Нормальное развитие ребёнка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а, следовательно - без игрушки. Они являются для ребёнка той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства, учат общаться и познавать себя. Как обычно выбирают игрушки? Это достаточно стихийный процесс. Либо ребенку что-то приглянулось в магазине, и взрослые решили угодить, либо они выбирают очередной подарок для малыша в соответствии с внешним видом, размерами и ценой. О таких критериях, как развивающий потенциал и педагогическая «полезность» либо вовсе не задумываются, либо целиком доверяют аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития -- нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно и на эффективности развития ребёнка. Выбирая игрушку ребенку, важно учитывать не только привлекательный внешний вид и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект, ее значение для развития малыша. Естественно, давать такую оценку можно, лишь опираясь на объективные и научно обоснованные критерии. А ими владеет далеко не каждый. Здесь необходимо участие детских психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации, понимают закономерности детского развития и особенности игры в разных возрастах.

Функциональные особенности игрушек

Прежде всего, нужно подчеркнуть, что развитие ребёнка происходит в разных видах деятельности. Его самостоятельная и осмысленная активность в любой форме-- есть важнейший результат развития. Ведь у человека осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. А стало быть, главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности и становлении ее новых форм. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект при выборе игрушек нужно отчетливо осознавать. Отдавая предпочтение какой-либо из них, взрослые должны сразу представить, что ребёнок будет с ней делать. Во всем разнообразии видов детской деятельности психологи выделяют две группы. В первую входят те, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми, и на этой основе - социальное и личностное развитие ребёнка. Вторую группу составляют виды, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметами, и на этой основе - формирование интеллектуальных, познавательных способностей. Исходя из этого, все игрушки тоже условно делятся на две группы. В первую можно объединить все то, что способствует социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы). Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Сюда же относятся наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и так далее, с деталями костюмов и вспомогательными атрибутами (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка). К этой же группе можно причислить и транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить). Во вторую группу входят игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей . Это всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото и домино. Такое разделение очень удобно, поскольку позволяет определить для каждого возраста главную линию развития и соответствующую ей деятельность. Отталкиваясь от этого, легче выделить и приоритетные виды игрушек для детей каждого возраста. К примеру, для детей от 1 до 3-х лет ведущей деятельностью является предметная, в которой ребёнок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер и расположение отдельных деталей. Поэтому малышам от года до трех необходимы прежде всего игрушки второй группы. А в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра , и тут не обойтись без игрушек первой группы. Помимо двух уже упомянутых линий развития, существует еще и третья. Это физическое развитие и воспитание ребёнка. Задача укрепления здоровья, и формирования у малыша определенных физических качеств (силы, выносливости, ловкости, меткости) - один из важнейших аспектов в воспитании. Естественно, эта сторона детского развития воплощена во множестве специальных игровых пособий, и предполагает использование средств иного рода - мячей, обручей, скакалок, кеглей. Так что, этот ряд игрушек должен быть выделен особо. Итак, первым и необходимым требованием к игрушке является её потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребёнка . Выбирая забаву для своего сына или дочки, нужно с одной стороны ориентироваться на его возраст (и главный тип деятельности), а с другой - стремиться к тому, чтобы в их распоряжении были игрушки всех видов, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности малыша. Возможность (или невозможность) активного действия ребёнка зависит от многих качеств, например - от величины игрушки. Огромные мягкие животные (собаки, бегемоты, слоны), которых малыш не может даже взять в руки, служат скорее украшением комнаты или подушкой, но не предметом детских действий. А те же мягкие игрушки меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре. Большое значение имеют и технические качества. Если колечки пирамидки с большим трудом одеваются на стержень, части матрёшки со скрипом соединяются друг с другом, а колёса машинки плохо прокручиваются, ребёнок не может осуществлять с этими игрушками соответствующие действия, хотя сами по себе они имеют несомненное развивающее значение.

Критерии отбора

1. Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но - подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать-- возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. На таком слоне ничего не перевезешь - на него ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, да и слоном его считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы. 2.Стимуляция активных действий. «Полезность» игрушки - далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребёнка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки), малыш хочет скорее взять её в руки и начать игру. Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка . Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра - это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка. Если же в игре с тем или иным предметом предполагается строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью. Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для хорошей игрушки. 3. Поощрение самостоятельности . Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Возможность или невозможность самостоятельного действия зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) - всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной - необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика. Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее испугают, чем вызовут желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения - важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность. 4. Этика, эстетика, культура . К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект , который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы. При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Важно отметить их психологическое значение, поскольку художественные качества игрушки с одной стороны делают её привлекательной для ребёнка, а с другой - формируют его эстетический вкус. Важный момент в оценке игрушки - её связь с окружающей общественной жизнью . Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки , её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке. Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа . «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево-посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность. Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка. В этом году на страницах нашего журнала мы будем подробно рассказывать о различных типах игрушек, подходящих для детей разного возраста. Предметом специального рассмотрения будут вкладыши, пирамидки, кубики, машинки, куклы и другие виды детских забав. Мы постараемся показать их возможности, поможем отличить хорошие и не очень хорошие образцы каждого вида игрушечной продукции, и расскажем, как с их помощью можно развивать способности малыша.

Похожие публикации