Развитие речи и сенсомоторная коррекция. Курс по сенсомоторной коррекции

Всем доброго времени суток!
Сегодня мы начинаем мини-курс по сенсомоторной коррекции.
Я буду выставлять все занятия на блоге, внизу поста вы сможете скачать все задания в PDF формате.Хочу сразу обозначить, что названия День1, День2.. названы условно. На самом деле выполнять задания лучше от 1 до 3-5 дней, меняя материал и доводя движения до автоматизма. Или пройти все сразу, по дням, а затем возвращаться к занятиям.

Все занятия разделены на шесть частей:

1.Массаж ручек.
2.Пальчиковая потешка.
3.Подвижная игра.
4.Игра на сенсомоторное развитие.
5.Симметричные рисунки.
6.Творчество.

Все игры можно менять местами, совмещать, выбирать наиболее интересные ребенку.
Самое главное – игра должна доставлять радость ребенку, родителю и педагогу!

Итак, начинаем!

Рекомендации для выполнения заданий:
1. Массаж ручек.
Выбирайте упражнения, которые подойдут вам по возрасту.
Выполнять сразу все не обязательно, можно выполнять в течении дня или
понравившееся вам и ребенку упражнение. Ориентируйтесь, в первую очередь, на
ребенка.
2. Пальчиковая потешка.
Развиваем мелкую моторику, слуховое восприятие, память и координацию
движений.
Разучиваете потешку в течении дня. К окончанию дня малыш сможет
самостоятельно делать движения пальчиками в такт слов потешки.
Для удобства мы написали ее на большом формате, можно распечатать и держать
как подсказку на видном месте.
3. Подвижная игра.
Развиваем крупную моторику и координацию движений, ориентирование в
пространстве.
Подвижные игры можно выполнять сразу за потешкой, а можно делать в течении
дня, добиваясь точного их выполнения.
4. Сенсомоторное развитие.
Игры, направленные на развитие осязания, обоняния и моторики.
Используем разные варианты материалов.
5. Симметричные рисунки-обводилки.
Развиваем координацию «рука-глаз», интегрируем наши полушария для лучшего
восприятия информации, развиваем бинокулярное зрение.
Важное условие: обводим двумя руками одновременно!
Обводить нужно сразу двумя руками одновременно. Для удобства, мы сделали
стрелочки, по ним ребенок может ориентироваться, как обводить рисунок. Но это не
обязательно.
Варианты обводки: двумя руками одновременно от центра, к центру; одна рука ведет
сверху листа, другая снизу (одновременно); одна рука от центра, другая к центру
(одновременно); одновременно обводим разные детали – это сложный вариант для
взрослых. После обводки можно добавить детали или разукрасить – тоже
одновременно двумя руками.
6.Творчество.
Следующие два листа – раскраски и заготовки. Мы специально сделали две разных
заготовки – с крупными контурами и минимальным количеством деталей (для детей
помладше) и с мелкими контурами и большим количеством деталей (для детей
постарше).
Пусть ребенок сам сделает выбор, что ему делать. Раскрасить рисунок красками и
фломастерами или засыпать его крупой, раскрасить пластилином или вырезать фигурки
и сделать аппликацию.
Можно заклеить большой рисунок тряпочками разной фактуры, нитками или пряжей.
Можно взять любые крупы, вату, мелкие макароны, листья, палочки, ватные диски,
цветную бумагу. Намажьте изображение клеем и сверху приклеивайте наши рабочие
материалы. Ориентируйтесь на настроение вашего чада!





В мире интернет технологий дети проводят своё детство за компьютерными играми, которые сильно отличаются от обычных игр. Развитие ребенка с помощью компьютера сильно истощают психику, потому что детская физиология не приспособлена к этому. Из-за этого нейропсихологи часто обнаруживают у детей некоторые отклонения в развитии.

Благодаря интернету, дети растут умнее своих сверстников, но в то же время они сильно уступают им в физической силе и быстрее устают. У малышей слабый мышечный тонус, они не чувствительны к голоду и бессоннице. Также могут неравномерно развиваться мозговые структуры. Многие проблемы связаны с дородовым периодом (обвитие пуповиной, гипертонус и т. д), реакция на некоторые прививки также оказывают негативное воздействие.

Вышеперечисленные проблемы ярче всего проявляются до школы. Если вовремя не принять необходимые меры, ребенку будет трудно учиться в школе. В таком случае усвоение программы сильно истощит психику. Комплексная коррекция стабилизирует развитие мозговых процессов, но результат во многом зависит от возраста, чем раньше родители обратятся за помощью, тем лучше.

Что такое нейропсихологическая помощь и кому она нужна?

Нейропсихологи рекомендуют сенсомоторную коррекцию для профилактики дезадаптации при подготовке к школе. В это время детские психические функции (внимание, восприятие, память и др.) находятся в “боевой готовности” и если вовремя обратиться за помощью, ребёнок сможет без проблем учиться по школьной программе. Те, кто столкнулся с проблемой обучения чтению, счёту и письму имеют трудности с переключением внимания, усидчивостью и концентрацией. После коррекции они улучшат успеваемость.

Особенно нейропсихологическая коррекция важна для левшей и детей, находящихся на учёте у невролога. Сенсомоторная коррекция помогает становлению взаимодействий между полушариями мозга, развитию самоконтроля и пространственного восприятия. Коррекция подбирается каждому индивидуально, учитывая проблемы конкретного ребёнка.

Нейропсихологическая коррекция содержит в себе двигательные упражнения, игры и когнитивные задания и воздействует на:

  • уровень энергии ребёнка.
  • обработку поступающей информации.
  • корректирует психическую деятельность.

Двигательные (сенсомоторные) упражнения очень просты, но психоневрологи учитывают, что именно корректируют упражнения, когда и сколько их нужно выполнять.

Когнитивные задания - развивают мышление, тренируют память и способность принимать решения, раскрывают творческий потенциал.

Занятия с опытным нейропсихологом поможет решить сенсомоторные, эмоционально-волевые и когнитивные проблемы. Но такая коррекция обязательно должна поддерживаться родителями, которые всесторонне поддержат своё чадо и помогут справиться с проблемами.

Данный комплекс упражнений можно делать с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста. Он занимает немного времени, позволяет проснуться, ощутить бодрость и прилив сил и просто доставляет удовольствие. Обычно он дается в качестве одного из домашних заданий в курсе занятий по психомоторной коррекции.

«Мытье головы» - кончиками пальцев массировать голову в направлении: ото лба к макушке; ото лба до затылка; от ушей к шее.

«Паучки» - пальцы плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

«Обезьяна расчесывается» - правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно; затем левая рука - от правого виска к левой части затылка.

«Ушки» - уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются 3 раза сверху вниз и 3 раза оттягиваются в стороны.

«Глазки отдыхают» - закрыть глаза, межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

«Веселые носики» - потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.

«Рыбки» - рот немного приоткрыт, взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю; выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево.

«Расслабленное лицо» - руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

«Гибкая шея» - массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

«Теплые ручки» - растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Имитация « силового мытья», растирания и пожатия рук.

«Домик» - сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

«Потягивания» - потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело, как «струнку». Осуществлять потягивания поочередно каждой рукой вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад.

«Тянемся к солнышку» - стать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. На вдохе поднять руки вверх, задержать дыхание и потянуться еще выше « к солнышку», не отрывая пяток от пола.

«Шаги» - шагать в медленном темпе попеременно, касаясь то правой, то левой рукой противоположенного колена (12 раз), затем продолжить упражнение, касаясь одноименного колена (12 раз), далее сзади дотронуться правой рукой до правой пятки, аналогично с левой рукой (по 12 раз), завершить касанием сзади каждой рукой противоположенной пятки (12 раз).

«Буратино» - одновременно поднимать одноименную руку и ногу, сгибая их в локтевом или коленном суставе (походка Буратино), то же упражнение выполняется, сгибая правую руку и левую ногу и наоборот.

По материалам книги А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002 г.
Материал подготовила:

Здесь представлен комплекс двигательной коррекции для детей дошкольного возраста с проблемами в эмоциональноволевой сфере.

Данный материал может быть полезен для подготовки индивидуальной и групповой коррекции для детей с СДВГ, мышечными тонусами, двигательным беспокойством и импульсивностью

А также данные занятия помогут в развитии моторной и речевой сферы.

Состоят занятия из гимнастик, растяжек а также упражнений на развитие восприятия и внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ

Для детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями

На сегодня при скриненговой диагностики детей дошкольного возраста, выявляется большой процент детей группы риска. С такими проблемами как: повышенная возбудимость или вялость, неустойчивое внимание, гипо или гипер тонус мышц, импульсивность, высокая двигательная активность, недоразвитость общей и мелкой моторики, быстрая утомляемость. Из исследований наших и зарубежных физиологов, психологов и нейропсихологов, видно что Психика человека управляет его движениями, а целенаправленные движения, влияют на центральную и вегетативную нервную систему. Все это формирует и развивает навыки необходимые для устойчивого поведения. Итак, воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза, мы вызываем активизацию в развитии всех высших психических функций. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирует, восстанавливает и прострагивает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Исходя из выше перечисленных особенностей детей, мы можем говорить о том, что данные дети имеют проблемы в эмоционально личностной сфере и поведенческой. При организации занятий с данными детьми рекомендуется следовать следующим правилам.

  1. Группа детей от 5-8 человек.
  2. Время занятия 20- 30 минут
  3. В одну группу могут входить дети с симптомами гиперактивности, невнимательные дети, с гипотонусом, неуверенностью в себе и стеснительные дети.
  4. Четкая, повторяющаяся структура занятий.
  5. Неизменное расположение предметов в зале(музыкальный или спортивный зал, достаточное количество свободного места, ковровое покрытие, мягкие модули, сухой бассейн)
  6. Введение временного лимита на выполнение заданий.
  7. Соблюдение четких, заранее оговоренных норм и правил
  8. Введение системы наказания (скамейка штрафников) и поощрения (знак отличия)
  9. Ритуал начала и окончания занятия.

Список использованной литературы.

  1. 1. И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.»
  2. 2. Г.П. Логинова «Программа по развитию мелкой моторики».
  3. 3. Т.В. Нестерюк «Психосоматическая гимнастика»
  4. 4. Двигательная коррекция для детей с СДВГ – центр адалин
  5. 5. Е.В. Горшкова О «говорящих» движениях и чудесных превращениях»

Структура занятия

  1. Приветствие и Йоговская гимнастика для малышей (Л1)
  2. Пальчиковая гимнастика (Л2)
  3. Дыхательные упражнения (Л4)
  4. Психогимнастические упражнения. (Л3)
  5. Упражнение на развитие ВПФ и общей моторики (Л1)
  6. Упражнения на регуляцию состояния мышечного напряжения (Л1)
  7. Упражнения на растяжку и дыхательная гимнастика(Л4)
  8. Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий (Л4)
  9. Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата (Л4)
  10. Релаксация
  11. Самоанализ

Таблица комплексов по двигательной коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы

направление

Упражнения

Психогимнастика

Упражнения на развития ВПФ

«Яйцо»(ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает)

«И.п. –сидя. Наклоны головы в медленном темпе. «Вперед- назад» «К правому левому плечу» по 3-5 раз»

«Упражнения в балансире»

Литература №1 Занятия №1,2,3,4

Игры: «Будь внимательным», «раз,два,три-говори», «Расскажи и покажи», «Запрещенное движение».

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика

Упражнения на развитие ВПФ

«Струна» (лежа на животе, ребенок на вдохе вытягивает руки над головой, а мыски ног тянет вниз, на выдохе происходит расслабление позы)- с усложнением в виде отрывания рук и ног от поверхности пола.

«Солдатик» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется)

«Кобра» (лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра медленно поднимаем голову, постепенно выпрямляем руки, приподнимаем верхнюю часть туловища и прогибаем спину. Ноги и таз лежат на полу. На выдохе расслабляем позу, возвращаемся в исходную позицию)- с постепенным усложнением, убираем опору на руки.

«Кит» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе, как кит хвост, медленно чуть-чуть отрываем ноги от земли, на выдохе возвращаемся в исходную позицию.

«Солдат раненный в руки»

«И.п. – лежа (сидя). Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз 3-5 раз. Голова неподвижна».

«И.п.- сидя. Медленные повороты к правому левому плечу 3-5 раз. «нет-нет»»

«упражнения в балансире»

«Котенок» И.п.- произвольное, Представим что мы превратились в котят. Встаем на колени, свернулись клубочком, греемся на солнышке, засыпаем. Просыпаемся, выгибаем спинку, ловим свой хвостик, шипим, мурлыкаем.

«Ловкий котенок» И.п.-произвольное. Мы превратились в котят, которые проползают под забором. Встаем на колени, а затем садимся на пяточки, вытягиваем руки вперед. Наклонившись опираемся на руки, согнутые в логтях, и прижимаемся к полу как можно ниже. Начинаем движение вперед.

Литература №1 Занятия №5,6,7,8

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика

Упражнения на развитие ВПФ

«Яйцо»(ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.)

«Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности.

«Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.)

«Солдат раненный в руки»

И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди(опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности.

И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки.

«Упражнения в балансире»

«Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при ходьбе не сгибаем.

Литература №1 Занятие № 9,10,11,12

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика.

Упражнения на развитие ВПФ

«Яйцо»(ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.)

«Ущелье» (ребенок пролезает через узкую, темную длинную трубу)

«Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности.

«Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.)

«Солдат раненный в руки»

И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди(опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности.

«Бабочка» И.П. сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Мышцы бедер расслабленны. Движения бедрами подобно взмахам крыльев бабочки.

«ходьба на попе» И.п.- сидя. Ребенок совершает движения вперед, назад, вправо, влево сидя на полу с выпрямленными ногами.

«Кошечка» И.п. – лежа. Встать на четвереньки, опираясь на ладони и коленки. На вдохе прогнуть позвоночник вниз, на выдохе прогнуть вверх, прижав подбородок к груди.

«Кошечка в движении»

  1. охота, ползти на четвереньках, низко прижавшись к полу
  2. движение влево-право, вперед, назад.

И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки.

«Упражнения в балансире»

И.п. – сидя. Самостоятельное движения балансира

«Собачка» И.п.- стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Ходим и бегаем опираясь на ладони и стопы. Виляем хвостиком и лаем.

«Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при хотьбе не сгибаем.

Литература №1 Занятия №13.14,15,16

Каждый комплекс упражнений рассчитан на 4 и более занятия


Похожие публикации