Как побороть даже сильные детские страхи . Как помочь ребенку справиться со страхами с помощью сказкотерапии? Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

Здравствуйте!

Сегодня поговорим про детский страх и как научить ребенка не бояться. Для начала важно понять, что страх – это абсолютно нормальное (в большинстве случаев) внутреннее эмоциональное состояние, которое время от времени испытывают как дети, так и взрослые.

Но страхи бывают разные. Самый сильный базовый страх любого ребенка быть оставленным родителями, ненужным им, нелюбимым. Этот детский страх сравним по силе со страхом смерти.

К сожалению, многие из нас в моменты собственной слабости и бессилия используют этот детский страх, желая добиться от ребенка послушания.

Кто из нас не слышал этих традиционных родительских угроз:

«Будешь так вести себя, отдам дяде-полицейскому!»

«Сейчас тебя собака съест!»

«Будешь грызть ногти, отвезу в больницу и отдам врачам!»

«Будешь ходить по лужам, заболеешь и умрешь!»

«Будешь так кричать и шуметь, баба-яга заберет!»

«Если ты сейчас же не прекратишь, я уйду и оставлю тебя одного!»

«Ты меня в могилу сведешь!»

«Ты что, хочешь моей смерти?!»

Эффект от такого проявления нашей слабости обычно печальный.

Краткосрочный – ребенок плачет, жмется к нам, устраивает истерику.

Долгосрочный – при слабой нервной системе — у ребенка «откуда-то» возникают особенно упорные страхи. При сильной нервной системе — ребенок научается легко врать и сочинять. Он ведь теперь знает, что это нормально — добиваться ложью своей цели. И тогда просто бессмысленно говорить ему, как это важно — быть честным… Свой урок «честности» он уже получил.

Какие еще детские страхи встречаются часто?

Страх воды (купаться, мыть голову), страх вымышленных существ (домовой, баба-яга и тд), страх темноты, страх остаться одному, страх других людей (врачей, например), животных, насекомых. Часто эти страхи не имеют под собой реального основания. Но от этого само чувство страха, испытываемое ребенком совсем не вымышленное, а сильное и настоящее.

У детей постарше (подростков) нередко бывают страхи выступления перед аудиторией, общения, проявления себя на людях.

И конечно, страх бывает в ситуации реальной угрозы (страх взрывов во время войны, страх зверей в темном диком лесу, страх другого человека, когда он действительно несет опасность, страх высоты, страх воды (боязнь утонуть) и т.д.)

И третья группа страхов, о которой нельзя не упомянуть – это детские страхи при психических заболеваниях. В этом случае ребенок слышит голоса, которые говорят что-то про него или между собой и видит что-то, чего нет на самом деле (галлюцинации). В этом случае лучше не медлить, а обратиться к специалисту. Но даже в этом случае, часто мы имеем дело с особенно бурной детской фантазией. Но подстраховаться, все- таки, стоит.

К счастью, большинство детских страхов обычно проходят сами.

Но зачастую именно наша реакция усугубляет ситуацию и не позволяет ребенку преодолеть, перерасти свой страх.

Общаясь с родителями, я часто чувствую их сильное беспокойство, если ребенок проявляет страх. То есть, мы сами испытываем страх детского страха, как ни странно это звучит. Мы боимся, что с нашим ребенком что-то не так.

Например, недавно я наблюдала, как одна мама общалась с испуганной дочкой. Девочка боялась идти одна из своей комнаты в туалет. И просила маму пойти с ней. А мама испытывала сильное раздражение и недовольство ребенком. Ей искренне казалось, что такое поведение дочки — это «дурь и блажь», которое не стоит воспринимать всерьез. Она называла это недопустимой слабостью. В результате, ее реакция была такая:

«Иди быстро! Не позорься».

«Там нечего бояться. Что за бред?!»

«Если ты сейчас же не пойдешь, я уйду и не буду больше читать тебе».

«Если ты сейчас же не пойдешь, я все расскажу папе! И тебе будет стыдно…»

И это не редкая ситуация, а очень частая реакция родителей.

Ведь когда ребенок неожиданно начинает проявлять свой страх, это каким-то образом всегда ограничивает нас самих, нашу жизнь. Например, теперь ребенок спит только в нашей родительской кровати, или соглашается спать только с открытой дверью, или плачет и бесконечно жмется к нам в ожидании защиты от мнимых опасностей.

Чувства, которые мы испытываем в этот момент – это непонимание (нежелание понять), раздражение, злобу, страх, что с ребенком что-то не так и что наша жизнь теперь изменится.

В результате наши действия приводят к тому, что детский страх усиливается многократно и продлевается надолго. В случае же, если мы преодолеваем себя и ведем себя правильно, детские страхи проходят быстро.

Какие же есть правила нашего поведения , помогающие ребенку перестать бояться?

1. Помогаем ребенку понять, что страх – это нормальная эмоция , которую время от времени испытывают все. Говорим об этом, приводим примеры, в которых обязательно страх в конце концов побежден.

2. Бесполезно уговаривать ребенка: «Не бойся, там ничего нет» или «Не бойся, это просто водичка». Ребенок все равно будет продолжать бояться. Нужно помочь ребенку познакомиться со своим страхом . Пусть он расскажет Вам в красках, со всеми подробностями чего именно он боится. Какими бы абсурдными не казались Вам эти фантазии, будьте серьезны и задавайте ребенку наводящие вопросы, например:

«Где живет это существо? Какого оно разме ра, цвета? Чем оно опасно? А что оно хочет? И какие у него есть хорошие черты? И т.д.»

Ошибка многих родителей в том, что мы смеемся над детскими страхами, не считаем нужным говорить об этой ерунде, побуждая этим ребенка замкнуться в себе вместе со своим страхом…

Если ребенку сложно говорить об этом, попросите его нарисовать или слепить то, чего он боится, и потом поговорите с ним об этом. Или пусть расскажет сказку о своем страхе.

Помните, какие страшилки мы придумывали и рассказывали в детстве (про темную комнату, красную руку и т.д.)? Они выполняли именно эту роль — таким образом, дети выражают свои страхи, выплескивают их наружу. Туже самую роль играют и фильмы ужасов.

  1. Позволяем ребенку испытывать страх , проживать его, находясь рядом и поддерживая.
  2. Если ребенок испытывает страх в ситуации реальной опасности, то важно проигрывать пугающее событие и вместе тренировать способы преодоления опасности. Например, если ваш город бомбят во время войны и ребенок боится взрывов, то важно говорить с ним об этом (о том, как вы будете действовать, когда начнутся взрывы) и реально готовиться к этой ситуации (например: лечь на землю, прикрыв голову руками, добежать до убежища, подумать и приготовить вместе необходимые вещи, чтобы в случае возникновения опасности не тратить время на сборы и т.д.)

Или, если , бесполезно говорить ему: «Собака добрая, тебе нечего бояться. Смотри, какая она маленькая!». Лучше рассказажите ребенку как вести себя правильно, чтобы собака не набросилась (не поворачиваться к ней спиной, не бежать и т.д.). И потренируйтесь вместе. Ребёнок должен понимать реальность: собаки бывают разные, иногда они, и правда, могут укусить.

И конечно, важно не показать свой страх, потому что ребенок в своих чувствах ориентируется, прежде всего, на нас. А для этого помогайте себе также как и своему ребенку. Не боритесь со своим страхом, признайте его, попробуйте ощутить в теле, где Ваш страх расположен. Тогда напряжение уменьшится, просто от того, что психике не приходится выворачиваться наизнанку.

Таким образом, Ваш ребенок получит бесценный опыт переживания страха.

  1. Ни в коем случае не стыдите ребенка , не называйте трусом и даже трусишкой:). И не рассказывайте о его страхе другим людям в присутствии ребенка.

Дорогие родители, такое наше поведение приведет не только к снижению интенсивности страха, но и к сближению с ребенком, большему пониманию и доверию между вами!

А чего боится или боялся Ваш ребенок? Делитесь своими мыслями и опытом в комментариях к этой статье!

Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту или в скайп: El.Shev.

59 комментариев

На протяжении долгих лет психологический комфорт детей оставался без внимания взрослых. Психологи пришли к мнению, что многие соматические заболевания у взрослых связаны с неправильным психологическим воспитанием. Невнимание родителей, издевательства сверстников, неумение общаться – все это делает малыша неуверенным в себе, порождает множество страхов и фобий, вызывает отвращение к людям, снижение внимания, ухудшение работы мозговых центров, разрушение неустановившейся психики.

Коррекция детских страхов – это целый комплекс мероприятий по воспитанию счастливой, развитой личности.

Как же провести лечение страхов у дошкольников, и возможно ли полностью побороть страх?

Страхи у детей дошкольного возраста возникают вследствие негативного психологического воздействия взрослых (родителей, воспитателей в детсаду, бабушек, дедушек, няни) или же самовнушения. Не стоит оставлять без внимания невротические расстройства, иначе в сознательном возрасте могут возникнуть более серьезные последствия. Вне зависимости от причины возникновения страха или фобии родители должны серьезно относиться к психологическому здоровью детей и активно помогать преодолеть страх. Следует понимать, что их видение мира и мышление значительно отличается от взрослого мировоззрения. Очень часто детская фантазия оживляет невоодушевленные предметы.

Главные причины страхов у детей дошкольного и школьного возраста:

  • перенесенные травмирующие психику ситуации (укус собаки, пчелы, падение и т. д);
  • психологическое давление со стороны взрослых относительно падений, убийств, несчастных случаев;
  • увиденный в детстве несчастный случай или участие в нем;
  • семейные конфликты;
  • неумение общаться и постоять за себя, издевки со стороны сверстников.

Чтобы помочь детям побороть свой страх, нужно найти причину беспокойного поведения.

Очень часто такой причиной становится досрочный выход мамы на работу. Длительное кормление грудью (3-5 лет) также приводит к психологическим расстройствам, нарушает речь. На психологическое состояние влияют все стрессы или конфликты, перенесенные мамой во время беременности.

Работа с проблемой

Лечение страхов у детей представляет собой работу по исследованию и устранению фобических расстройств. Детские страхи – это иерархическая система разных по происхождению, интенсивности переживаний, определяющихся личными особенностями восприятия, приобретенным опытом, установками, принятыми в социальной группе, и обобщенными закономерностями полового и психомоторного развития. Работа с детскими страхами предполагает четкое определение переживаний, которые считаются нормой и патологическими отклонениями. Невозможно найти детей, которые ничего не боится, но для некоторых боязнь может превратиться в навязчивую идею, которая значительно снижает качество жизни и вызывает такие негативные проявления:

  • тахикардия;
  • одышка;
  • головные боли;
  • нарушения работы ЖКТ;
  • панические атаки;
  • истеричность;
  • снижение концентрации, ухудшение восприятия;
  • эпилептические припадки и др.

Отечественные и зарубежные психологи выделяют 29 разновидностей детских страхов, испытываемых детьми с младенческого возраста до 16-18 лет. Кризисный период 7 лет. Характерными страхами для этой возрастной группы является страх смерти собственной или близких людей, одиночества, нападения, опоздания в учебное заведение.

В связи с особенностями формирования детской психики остро стоит проблема решения неприятности диагностики неврозов у детей младшего дошкольного и школьного возраста.

Опыты показали, что большая часть детей страдает от тревожности. Все это происходит вследствие неадаптированности детей к сравнительно взрослой жизни.

Нежелание идти школу

Проще всего бороться с детским страхом у дошкольников 3-5 лет. Ночные страхи у детей этого возраста чаще всего спровоцированы развитой фантазией, которая оживляет в темноте различные предметы, делая из них монстров. Преодоление фобий начинается с разъяснения ситуации и работы по адаптации к стрессору. Если это боязнь собак, можно попробовать завести щенка.

В комнате повесьте ночник. Перед сном давайте малышу теплое молоко, купайте в расслабляющей ванне с морской солью и аромамаслами. Лучше всего на нервную систему действуют такие аромамасла:

  • чайное дерево;
  • лаванда;
  • персик;
  • мелисса.

Посоветовавшись с врачом, можно пропить курс витаминов Неуробекс или Мультитабс. Они способствуют укреплению нервных клеток, улучшают мозговую деятельность.

Еще одним распространенным страхом является страх детского сада. По возможности лучше дождаться 3 лет, когда малыш будет более сознательным и сможет рассказывать о происходящих событиях. Не настраивайте заранее на негатив. Расскажите ему о том, как интересно знакомиться и общаться со сверстниками, помогите ему преодолеть страхи общения. В любом детсаду есть психолог, не стесняйтесь просить помощи в работе по адаптации.

Методы коррекционной работы

Чтобы помочь победить страх и научить ребенка преодолевать трудности, следует разобраться в концепции модели психологически здорового человека.

  • Полное принятие собственного «Я» и окружающих.
  • Полное владение рефлексией для познания себя.
  • Стремление к саморазвитию, улучшению, росту над собой.

На сегодняшний день остро стоит проблема зависимости между нарушениями со стороны неврологии и восприятием учебного материала, психомоторным развитием. К нарушениям психологического состояния у детей относят повышенную двигательную активность, нарушение внимания, агрессивность, утомляемость. Психологическое здоровье необходимо и в настоящем, и в будущем.

  • Детские страхи и их коррекция у детей дошкольного и школьного возраста рассмотрим ниже.
  • Повышение самооценки – адаптация к социуму, преодоление страха общения, принятие себя.
  • Избавление от страха – стимуляция стрессоустойчивости, обучение релаксации, формирование мировоззрения, обучение реальному восприятию окружающей среды и людей.
  • Работа с коммуникативными страхами у детей –методики по снижению суетливости, скованности, развитие навыков сотрудничества с окружающими, развитие слуховой и зрительной памяти, обучение без стеснения задавать вопросы и самовыражаться.

Структура работы

Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится по 3 направлениям.

  • Дети.
  • Родители.
  • Педагоги.

Чтобы победить детские страхи, необходимо структурировать работу. Для их преодоления используется релаксационная методика, позволяющая научить детей контролировать свой организм, дыхание. Для этого используется упражнение «драка»: быстрые ритмичные вдохи и выдохи. Улучшить контроль позволяет надувание воздушных шаров.

Следующим этапом являются игры, способствующие снятию стресса, желательна работа в парах.

С педагогами и воспитателями

Побороть детские страхи можно только при обобщенной работе педагогов и опекунов. Педагоги должны понимать, как сильно влияет развитие страхов и тревожности на дальнейшую жизнь. Важно, чтобы педагоги учитывали особенности и патологии в развитии детей в обучаемой группе. У многих детей во время процесса обучения потеют руки. Такая патология далеко не всегда связана с нервным расстройством, может быть спровоцирована заболеванием внутренних органов или вегето-сосудистой системы. Еще не установившаяся психика может сыграть злую шутку и спровоцировать замкнутость, нежелание посещать учебное заведение, боязнь сделать ошибку и быть высмеянным на глазах у коллектива.

С родителями

Побороть неуверенность в себе могут помочь родители. Важно помнить об уважительном отношении к детям. Если ему хочется вам помочь помыть посуду, поставьте для него миску с водой или наладьте конвейер взаимодействия: мама моет, а ребенок вытирает и складывает. Научите дисциплине, постарайтесь разработать режим дня и распределить важные дела и этапы отдыха равномерно.

Чтобы избавить детей от страхов, важно понимать тип восприятия окружающего мира. Есть дети, которые самостоятельно обучаются, есть те, кому все нужно рассказывать в игровой форме, существует также группа детей, на которых нужно оказывать мягкое давление, чтобы они занимались обучением.

Важно показать, что его любят и ценят таким, какой он есть. Поощряйте достижения, но не акцентируйте слишком много внимания на них.

Важно сохранять самообладание в любой ситуации.

Медикаментозное и психологическое лечение

Таблетки от страха прописывают довольно редко. Это поддерживающие препараты и витамины. Они способствуют укреплению нервной системы. Медикаментозное лечение носит второстепенное значение. Чаще транквилизаторы используются для успокоения гиперактивных детей, но они всего лишь снимают симптоматику и не помогут преодолеть страхи в общении или устранить боязнь темноты. Целесообразно назначить прием лекарственных настоев на ночь. С седативными препаратами в детском лечении следует обращаться очень осторожно и принимать в крайних случаях, они влияют на психомоторное развитие.

Методы коррекции страхов предполагают различные комплексные меры, в том числе и работу с психологом. Если вы заметили, что ребенок отказывается ходить в школу, стал раздражительным, замкнулся в себе, стоит задуматься над посещением специалиста. Индивидуальная работа психолога с детьми 7-8 лет включает также общение с людьми, проживающими вместе с ним. Увидев целостную картину, врач сможет предложить адекватное решение проблемы.

Заключение

Коррекция страхов у детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста – это комплексная работа педагогов, родителей и психологов. Профилактика и коррекция детской тревожности и страхов предполагает обучение малышей релаксационным техникам, правильному восприятию себя в обществе и самого общества, его правил и устоев. Убрать страхи поможет доверительная беседа с родителями, коррекция эмоциональной обстановки дома, формирование правильного мировоззрения, обесцвечивание или полное отрицание существующих страхов.

Любой из нас время от времени испытывает такие чувства, как страх, тревога, беспокойство - это вполне нормальное явление, одна из сторон психической активности человека. Но взрослые люди обладают знаниями и опытом, с помощью которых они могут уменьшить или искоренить свои страхи и переживания, а вот как быть со страхами у детей?

Ведь в силу возраста дети еще многого не знают и не понимают, поэтому переживают определенные события гораздо острее. То, что всерьез пугает ребенка, взрослому может показаться просто пустяком. Родители не всегда задумываются о том, что страх на самом деле заставляет малыша переживать настоящие эмоции, которые негативно отражаются на его психическом состоянии.

Причины детских страхов

  • конкретный случай, пережитая травмирующая ситуация

Самой распространенной причиной детских страхов является ранее пережитая конкретная ситуация, напугавшая ребенка. Допустим, если когда-то малыша укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он начнет их бояться. Конечно, не все дети, которых кусают собаки, впоследствии испытывают к ним сильный страх.

Многое зависит от характера ребенка и его окружения. Но в любом случае, подобный вид страха (боязнь повторения ситуации) проще всего поддается корректировке.

  • внушенный страх

Источником внушенного страха обычно выступает взрослый человек (бабушка, мама, воспитатель и т.д.), который слишком эмоционально предупреждает ребенка об опасности, тем самым только пугая его: «Не трогай - обожжешься», «Не бегай - упадешь» и т.д. В итоге непроизвольно ребенок акцентирует внимание только на последнюю часть фразы.

Он еще не понимает, чем ему грозит то или иное действие, а уже испытывает страх и тревогу, которые впоследствии могут распространиться на похожие жизненные ситуации. Устранять такой вид детского страха необходимо, поскольку фобия может преследовать человека всю жизнь.

  • фантазии

Еще одна наиболее частая причина детского страха - собственная разыгравшаяся фантазия. Ну кто из нас в детстве не боялся темноты, кому не чудились страшные монстры под кроватью и за окном? Боялись и пугались многие, но кто-то легко справился с проблемой и перерос ее, а кто-то так и остался жить со своим страхом.

  • конфликты в семье
  • конфликты с другими детьми

Зачастую причиной детских страхов являются сложные взаимоотношения со сверстниками. Если ребенка не принимают в коллективе, обижают, бьют, обзывают, вполне очевидно, что ему не захочется идти в садик, школу из-за страха быть униженным. Также старшие дети могут запугивать младших страшными историями или физическим насилием. Решить проблему с дерущимся малышом можно, почитав информацию

  • гиперопека

Сильно подвержены страхам единственные дети в семье, являющиеся для своих родителей центром забот и тревог. Родители своей гиперопекой только мешают ребенку нормально развиваться и внушают ему массу ненужных опасений и волнений, делая психику ребенка более уязвимой.

  • психические расстройства

Если у ребенка наблюдаются страхи, не характерные для его возраста, либо тревога и беспокойство из-за своих страхов настолько выражены, что заставляют родителей насторожиться, можно говорить о таком недуге, как невроз. Лечением неврозов занимаются специалисты.

Виды детских страхов

Выделяют несколько видов детских страхов:

  • навязчивые страхи

Такие страхи ребенок обычно испытывает в каких-то определенных ситуациях, вызывающих у него панику. Допустим, боязнь высоты, закрытого пространства, скопления народа и т.д.

  • бредовые страхи

Подобные страхи объяснить логически не представляется возможным. Их наличие у ребенка свидетельствует о проблемах с психикой и нуждается в лечении. Например, ребенок боится одевать какую-то конкретную одежду, играть с определенной игрушкой, ходить в определенное место…

  • сверхценные страхи

Самый распространенный вид страхов, встречающийся при работе с детьми. Он является плодом фантазии ребенка. К примеру, когда малыш боится темноты, выдумывая, что его комната кишит чудовищами и монстрами или боится купаться, потому что из крана вылезет бабайка. Такой страх опасен тем, что со временем полностью овладевает мыслями ребенка, что отражается на его психическом состоянии.

  • реальные страхи

Реальными называют страхи, которые являются следствием проявления инстинкта самосохранения при возникшей опасности.

  • невротические

Этот вид страхов напрямую связан с таким заболеванием, как невроз.

  • свободные

Для подобного страха характерно некое состояние ожидания появления опасности, не относящееся с конкретной ситуации или объекту.

Существуют детские страхи, считающиеся до определенного возраста нормой, а затем при самостоятельно исчезающие при правильном и гармоничном развитии ребенка.

0-6 мес - кроху могут напугать громкие звуки, неожиданные и резки действия, отсутствие матери
6 мес - 1 год - громкие звуки, новые лица, резкая смена обстановки
1-2 года - разлука с родителями, кошмары, незнакомые люди, врачи, страх получения травмы
2-2,5 года - разлука с родителями, страх их потери или неприятия с их стороны, незнакомые дети-ровесники, ночные кошмары, гром, ливень, град и т.д.
2,5-3 года - громоздкие предметы (холодильник, стиральная машина и т.д.), смена обстановки, экстренные события (развод родителей, смерть родных)
3-5 лет - животные, насекомые, стихийные бедствия, ночные кошмары, болезни, врачи, преступники
6-7 лет - боязнь одиночества, потери родителей, физического наказания и насилия, глубины, страхи, связанные с учебой и школой, боязнь сказочных персонажей (призраков, ведьм и чудовищ)
7-8 лет - стихийные бедствия и катастрофы, темные помещения, одиночество, неприятие ровесников, родителей, учителей, страхи, связанные со школой, страх физического насилия
8-9 лет - страх потери своих родителей, неприятия с их стороны, физического насилия, несостоятельности в школе, уличения в плохом поведении или лжи,
9-11 лет - боязнь высоты, глубины, болезней, преступников, некоторых животных, страх не оправдать ожидания родителей и учителей
11-14 лет - боязнь строгости и критики со стороны родителей и учителей, болезней и смерти, насилия, неприятие своей внешности, потери дорогих сердцу людей и вещей

Лечение страхов у детей

При правильном и полноценном развитии ребенка все возрастные страхи годам к 16 обычно исчезают. Но ошибочным является мнение, что у ребенка страхов не должно быть вообще. По мере роста и увеличения познавательной деятельности растущего человека избежать чувства тревоги и страха просто не представляется возможным.

Но, как говорится, все должно быть в меру. И если страхи мешают нормальной жизни ребенка, с ними необходимо бороться. Страхи, берущие начало в детстве, но не искорененные со временем, в итоге могут привести к очень негативным последствиям и вылиться в проблемы в общении, учебе, агрессию, комплексы, невротические проявления, трудности в социальной адаптации.

Поэтому родителям нужно вовремя заметить имеющиеся у их ребенка страхи, оценить степень их влияния на малыша и постараться помочь ребенку или обратиться за решением проблемы к специалистам. Особо внимательно стоит относиться к излишне ранимым, чувствительным и впечатлительным детям, ведь именно они чаще всего подвержены страхам.

Как же можно помочь ребенку бороться со своими страхами?

Общие принципы и подходы:

В первую очередь родителям нужно прислушиваться к своим детям: разговаривать с ними об их делах насущных, расспрашивать о проблемах, тревогах и чувствах, помогать в случае возникновения трудностей.

Но не стоит настаивать, если ребенок не готов открыться, это может его отпугнуть. В подобном случае родителям стоить занять тактику наблюдения и время от времени задавать наводящие вопросы.

Всегда давайте ваши детям понять, что они любимы вами и находятся под вашей защитой, не смотря ни на что. Малыши должны быть уверены в своих родителях, в том, что вы всегда сможете за них постоять.

Больше читайте хороших и добрых сказок и историй со счастливым концом. Смотрите мультики подобной тематики.
Найдите ребенку дополнительные занятия и увлечения: отдайте в спорт, рисование, плавание, пение. Это позволит занять свободное время, выплескивать эмоции и энергию в нужное русло, больше общаться, обмениваться опытом и с другими детьми.

Ограничьте просмотр телевизора, новостей и программ с трагическими сюжетами, фильмов ужасом и триллеров.

Эффективные способы борьбы с детскими страхами

  • игра

Среди множества методов и способов, направленных на борьбу с детскими страхами, особую популярность последние годы занимают игровые приемы. Игра - это не мечтание в одиночестве, это активная и главное совместная деятельность. В игровой форме легче усваиваются не только знания, но и многие привычки и навыки.

Дети начинают незаметно для себя корректировать свое поведение, преодолевая тем самым психологические трудности. Игры бывают ролевые (каждый человек играет свою определенную роль), предметные (игра с предметом) и смешанного типа (предметно-ролевые), организованные (имеющие четкие правила) и спонтанные (без правил).

С помощью данной методики проигрываются ситуации, вызывающие у ребенка стресс, что позволяет прожить их в воображаемой реальности, правильно отреагировать на них и тем самым освободиться от негативных переживаний. Главное, чтобы в подобных играх вымысел сочетался с реальностью с упором на положительные моменты.

Только не стоит превращать занятия в обязяловку. Настаивать на них не нужно. Ребенок должен сам захотеть справиться со своей проблемой. При отсутствии желания метод будет мало эффективен. Необходимо заинтересовывать ребенка, чтобы следующей игры он ждал с нетерпением.

Так как страхи у детей бывают разные, то и тактика поведения у родителей должна меняться в зависимости от вида страха. Нужно предлагать малышу разные варианты игр и занятий, в которых он сможет эмоционально очиститься, поигрывая и преодолевая свою боязнь.

  • рисование

Рисование тоже весьма продуктивный способ борьбы с детскими переживаниями. Рисунки отражают эмоции, интересы, переживания и характер человека. При изображении предмета, вызывающего тревогу, происходит уменьшение негативных эмоций, связанных с ожиданием чего-то пугающего.

С помощью рисования объект страха проходит некие стадии, постепенно теряя свою ужасность и становясь все менее значимым, либо превращаясь в значимый со знаком плюс. Ведь изображенный на бумаге страх - это нечто уже произошедшее, а значит не представляющее опасность. Перед началом работы со страхами с использованием данного метода порисуйте с ребенком на отвлеченные темы.

Только потом попросите его изобразить свой страх на листе. Обсудите получившийся рисунок, расспросите ребенка о его страхе, а затем постарайтесь представьте страх в положительном свете, используя юмор. Договоритесь, что фобию необходимо искоренить, а как, решать только малышу. Можно стереть рисунок ластиком, порвать на кусочки, выкинуть в мусорку или сжечь.

Обязательно удостоверьтесь, что ребенок больше не боится. Если это так, похвалите его за смелость и решительность, ведь это так важно - чувствовать поддержку и одобрение со стороны родителей. Закрепите результат рисованием на тему светлого будущего, допустим: Кем я хочу стать.

Малыш изобразит на листе свое будущее без страхов и тревог, за что его снова нужно будет похвалить.
Даже если с помощью рисования страх не уйдет до конца, он станет намного слабее, потому что ребенок начнет чувствовать себя гораздо увереннее. Через некоторое время можно будет повторить занятие.

  • сказкотерапия

Весьма молодым, но уже довольно-таки успешным направлением практической психологии является сказкотерапия. Ведь именно в сказках невозможное становится возможным. В них можно смело мечтать, строить образы и достигать желаемого, а также разрушать и устранять то, что мешает осуществлению задуманного.

Получив опыт решения проблемы с помощью сказочных героев, ребенок сможет перенести его на реальную жизнь. Таким образом, обыграв страх в сказке и избавившись от него мифическим способом, ребенок вполне может перестать бояться его и в настоящей жизни.

Чего делать нельзя

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи, даже если вам они кажутся пустяковыми.

Не стоит насмехаться над малышом, пытаясь увидеть в его действиях притворство или каприз, а также обзывать его трусом или боякой. Вы вешаете клеймо на человека, избавиться от которого потом очень трудно. К тому же после такого поведения ребенок может перестать вам доверять.

Не пытайтесь силой заставить ребенка пережить страх: не кидайте его в воду, если он боится глубины, не просите погладить собаку, если он от них шарахается и т.д. Так вы можете только навредить и поспособствовать более глубокому проникновению страха в сознание ребенка.

Важно осознавать, что чувство страха и беспокойство присуще всем людям и не стоит его бояться. Родители должны принимать своих детей такими, какие они есть со всеми их проблемами. Ведь если рядом близкий человек, готовый всегда прийти на помощь и защитить, побороть свои фобии становится лишь делом времени.

Ребенок панически боится темноты или чего-либо другого? Не ждите, когда страхи возьмут под контроль его жизнь, узнайте, как избавиться от них прямо сейчас!

Детский страх представляет собой сильное отрицательное чувство, возникновению которого в немалой степени способствуют реальные, либо надуманные опасности.

Чаще всего он возникает благодаря неадекватному психологическому воздействию взрослых людей или же вследствие богатой фантазии, рисующей перед неокрепшим разумом по-настоящему пугающие картины.

Чего боятся наши дети

  1. Одиночества . Страх одиночества преследует малышей с момента рождения. Испытывая глубокую эмоциональную привязанность к матери, являющейся для новорожденных средоточием их маленького мирка, а также единственной защитой и опорой, они панически боятся ее исчезновения. Внезапный уход родного человека крохи воспринимают, как самую настоящую катастрофу и реагируют соответствующим образом – надрывно кричат и горько плачут.
  2. Чужих людей . Примерно с 8 месяцев дети начинают всерьез опасаться различных незнакомцев, так или иначе проявляющих к ним интерес. Эта боязнь не в последнюю очередь связана с инстинктом самосохранения, который подсказывает малышам, что чужие люди могут причинить им вред. Реакцией на опасность становится стремление укрыться от посторонних взглядов и прикосновений за теплым и надежным плечом матери.
  3. Темноты . Оказавшись в темной комнате, многие дети проявляют признаки тревожного состояния. Причина подобного поведения кроется в том, что темнота служит для них символом все того же одиночества, олицетворяет собой беззащитность, обреченность и беспомощность. В темноте предметы теряют свои очертания, привычные ориентиры исчезают и ребенок попадает в чужой мир, полный зла и неизведанных опасностей.
  4. Выдуманных персонажей . Появлению страха перед сказочными «монстрами», возникающему у детей примерно в 3 года, в немалой степени способствуют близкие родственники, пытающиеся с их помощью манипулировать маленькими непоседами («засыпай скорее, а то Баба-Яга придет», «ешь кашу или Бармалея позову»). В результате ребенок пугается не на шутку, ведь на рисунках и в мультфильмах эти «герои» выглядят для него более чем устрашающе.
  5. Смерти . Приблизительно с 5 лет мальчишки и девчонки начинают испытывать мучительный страх смерти, обусловленный особенностями их развития. Дело в том, что именно в этом возрасте дети знакомятся с таким понятием, как «время» и узнают, что оно включает в себя рождение, продвижение, старение и конец. Осознание того, что рано или поздно им придется умереть – приводит их в ужас.
  6. Смерти родителей . Остаться без родителей для любого ребенка означает, прежде всего, оказаться совсем одиноким и ненужным в этом огромном, непонятном, непознанном и оттого еще более страшном мире. Страх смерти близких людей, зарождающийся в 6-7 лет, как никакой другой обладает способностью активизировать и остальные фобии дошкольника – боязнь одиночества, темноты, посторонних людей.
  7. Школьных проблем . С наступлением ученического возраста у детей появляется много страхов, напрямую связанных с обучающим учреждением. Они боятся опозданий, неуспеваемости, насилия со стороны одноклассников, а также непонимания учителей. Помимо этого, девчонки и мальчишки переживают, что не смогут соответствовать идеальному образу хорошего ученика и разочаруют своих родителей.
  8. Проблем с внешностью . Вступая в подростковый период, дети всерьез опасаются тех изменений, что происходят с их телом. Полные сомнений и неуверенности, они боятся оказаться предметом всеобщего обсуждения или, что еще хуже, насмешек. Это очень сложный этап, во время которого особенно важно помочь ребенку преодолеть свой страх, иначе комплексы останутся с ним на всю жизнь.

Каковы причины

Наиболее часто страх у ребенка порождают:

  1. Заботливые родственник и, считающие свои долгом ограждать малыша от любых неприятностей. Однако, осуществляя гиперопеку, они лишь превращают его в слабого, зависимого и испуганного человечка. При этом панически бояться он начинает даже самых безобидных вещей – испачкаться в песке, упасть со стула, вступить в контакт с другими детьми.
  2. Конфликтующие родители , находящиеся на грани развода или же уже расторгнувшие брак. Мальчикам и девочкам намного труднее справиться со своими страхами, если их мамы и папы находятся в состоянии непрекращающейся войны. Более того, постоянное наблюдение за противостоянием двух сторон многократно усиливает любые фобии.
  3. Взрослые люди (родители, учителя, родственники), привыкшие добиваться желаемого результата путем угроз и шантажа: «не пойдешь кушать – отдам тебя Кикиморе болотной», «будешь препираться – позову врача, пусть сделает укол», «не выучишь уроки – пожалуюсь отцу, и он тебя накажет».
  4. Реальные случаи , травмировавшие нежную психику ребенка. Даже единожды столкнувшись с пугающей действительностью, он может бояться потом всю свою жизнь. И неважно, что именно произошло – это мог быть укус собаки, насилие со стороны подвыпившего хулигана, автомобильная авария и даже внезапно разразившаяся гроза.
  5. Недружелюбно настроенные сверстники , решившие во что бы то ни стало проверить нервную систему нового «друга» на прочность. К сожалению, обиды и притеснение со стороны других детей могут серьезно повлиять на самооценку и характер ребенка. Желая справиться со своим страхом, он может стать агрессивным или плаксивым, неуправляемым или излишне покорным, беспощадным или безвольным.

Как избавить ребенка от страха

  • считать, что детские страхи — это проблема, которая «яйца выеденного не стоит»;
  • смеяться над ребенком и давать ему нелицеприятные прозвища;
  • пытаться пристыдить испуганного малыша, намекая ему, что «хорошие, послушные и умные дети ничего не боятся»;
  • ругать и унижать ребенка, даже если он писается от страха и не только в постель;
  • терпеливо ждать, когда проблема разрешится как-нибудь сама.

Что делать можно и нужно:

  • проявлять по отношению к ребенку максимум внимания и понимания;
  • признаваться, что тоже иногда боитесь;
  • внимательно слушать, запоминать и делать выводы;
  • всеми доступными средствами помогать сыну или дочери в борьбе со страхами (включать на ночь светильник, поселить в шкафу вместо злобной Кикиморы дружелюбного Лунтика, пригласить сверстников в гости и устроить веселую вечеринку, благодаря которой «недруги», наконец-то, смогут подружиться).

Программа устранения фобий

Метод № 1. Вычислительная канцелярия

Многие родители недооценивают роль рисования в жизни ребенка, а зря! С помощью нехитрых сюжетов, отображенных в альбоме, он может раскрыть перед ними свой внутренний мир и показать, какие эмоции и чувства обуревают его на самом деле.

О чем «говорят» рисунки детей:

  • если малыш отдает предпочтение серым и черным цветам родителям стоит серьезно задуматься, ведь использование мрачных тонов свидетельствует о том, что он находится в подавленном состоянии и явно чего-то боится;
  • если ребенок пользуется яркими, сочными, жизнеутверждающими красками – это отличное доказательство того, что все в порядке, он полон оптимизма и пребывает в хорошем настроении;
  • если рисуя семью, маленький художник располагает себя в центре листа , а родителей рядом, на равном удалении, значит, в семье царят гармоничные отношения, благотворно влияющие на психику малыша;
  • если ребенок изображает себя в стороне от матери и отца – это тревожный знак, сигнализирующий о том, что семейная лодка пошла ко дну и он, как минимум, чувствует себя брошенным;
  • если малыш с завидным постоянством рисует себя и маму одним цветом , а папу другим (или наоборот), из этого следует, что первая уделяет ему гораздо больше внимания, либо лучше находит с ним общий язык.

Чтобы избавить любимое чадо от страхов с помощью рисования понадобится пройти несколько этапов:

  1. Для начала необходимо попросить ребенка изобразить на бумаге домашних питомцев, вашу семью в полном составе или его друзей с детской площадки. Увлеченно рисуя что-то приятное и хорошо знакомое, он быстрее настроится на позитивный лад и будет охотнее принимать участие в эксперименте.
  2. После того как первый рисунок будет готов , следует осторожно затронуть тему детских страхов и выяснить, чего малыш боится больше всего. Именно этих «монстров» ему и предстоит нарисовать следующими. Только имейте в виду, что тему смерти лучше исключить из общего списка, она слишком сложна, как для понимания, так и для изображения.
  3. Если ребенок проявил смелость и в альбоме появились первые рисунки его фобий, значит, пришло время для рассматривания и обсуждения пугающих картинок. Как правило, увидев своих «монстров» на бумаге, дети понимают, что «не так черт страшен, как его малюют».
  4. Приступая к программе устранения фобий , следует помнить, что многим детям не удается победить свои страхи с первого раза. Поэтому следующий рисунок должен содержать изображение вашего сына или дочки ничего и никого не боящимися.
  5. В качестве завершающего штриха нужно предложить ребенку нарисовать еще одну картинку на тему «Кем я буду, когда вырасту». Это простое действие позволит ему увидеть себя таким, каким он хочет быть — сильным, уверенным и очень храбрым.

Важно : дети всегда придают огромное значение тому, что делают и как ведут себя их родители. Чтобы ребенок действительно научился справляться со своими страхами, необходимо оказывать ему реальную помощь и поддержку. Отнеситесь к заданию серьезно, не забывайте хвалить малыша и ободрять его, даже если на самом деле считаете, что все эти фобии – сущий пустяк.


Метод № 2. Сказки нужны не только для забавы

Сделать первый шаг и нарисовать страхи – еще не значит вылечить боящееся чадо. Желая закрепить успех необходимо предложить ему увлекательную игру, носящую название «Кто лучше всех придумает историю».

В сочиненном творении должен присутствовать отважный воин (гордый принц, неунывающий Робокоп) смело шагнувший навстречу всему, чего боялся и вышедший победителем из этой битвы.

Если малыш еще слишком мал, чтобы самостоятельно придумать полноценную историю, родители должны помочь ему, не забывая использовать в качестве основы любой из реальных страхов ребенка.

В большинстве случаев, узнав, что любимые герои сумели побороть свою боязнь, дети изо всех сил стараются следовать их примеру.

Метод № 3. Родители = режиссеры

Еще один важный момент в программе устранения фобий – мини-спектакль, сюжет которого будет также повествовать о страхах и методах их преодоления.

Для того чтобы воплотить в жизнь это задание, родителям могут понадобиться различные игрушки, маски, костюмы, озорные куплеты, немного фантазии и актерского мастерства.

Будет просто отлично, если в основу спектакля ляжет придуманная ранее история, также можно попробовать инсценировку не выдуманных событий, когда-либо случавшихся с ребенком или его близкими.

Что касается распределения ролей, ведущим актером лучше всего назначить «виновника торжества», для которого импровизированное действо станет отличной возможностью наглядно увидеть, как можно и нужно справляться со своими страхами.

Вполне возможно, что после участия в спектакле ночные приступы панического ужаса у ребенка прекратятся и вам больше не придется бороться с их последствиями.

  • не бросайте ребенка «тонуть» в различных фобиях , иначе рискуете навсегда лишиться его доверия (не стоит насильно подводить малыша к собаке, которую он боится или настойчиво совать в маленькую ладонь «безобидных» насекомых);
  • имейте в виду , что оставляя ребенка наедине со страхами можно превратить его в заику или неврастеника;
  • помните , что убрать из детской памяти страшные воспоминания можно только демонстрируя отпрыску свою искреннюю любовь и заботу;
  • не конфликтуйте при ребенке с мужем, ведь доброжелательные внутрисемейные отношения – залог его психического здоровья;
  • подумайте о том, что обманывать некрасиво , прежде чем сказать испуганному малышу, будто у вас и у папы совсем нет чувства страха;
  • умейте вовремя признавать свое поражение , если проходит время, а никакие домашние методы не помогают и страхи только усиливаются – значит, пришла пора обратиться за помощью к опытному специалисту.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что неконтролируемые детские страхи в отдельных случаях действительно представляют собой серьезный повод для беспокойства.

Однако чаще всего родителям достаточно всего лишь снять с лица строгую маску, уделить своему ребенку чуть больше времени, и проблема будет решена.

Играйте с малышом, гуляйте с ним, занимайтесь совместным творчеством и, чувствуя вашу поддержку, он без труда сможет справиться и с Бармалеем, и с темнотой, и с прочими детскими бедами!

Видео: Говорит специалист

В определенные возрастные периоды у детей возникают различные страхи. Детские страхи – это совершенно нормальное явление, просто в данные периоды взрослым нужно знать, как себя вести и как помочь своему крохе справиться с ними. Часто еще совсем маленькие дети боятся чужих людей, чуть позже у детей возникает страх темноты, потери, кто-то боится врачей, каких-либо животных, страшных персонажей из мультфильмов, сказок и так далее.

Чаще всего взрослые забывают о том, что сами чего-то боялись в детстве и порой страхи своих детей многие просто не понимают, стараясь не обращать на них никакого внимания, некоторых родителей это начинает раздражать, кто-то ругает ребенка за чрезмерную пугливость. Но этого нельзя делать ни в коем случае. Так вы еще больше усугубите положение. С детскими страхами нужно обязательно бороться, но другим способами, так, чтобы не травмировать нежную психику ребенка. Ведь то, что у вашего ребенка появились какие-либо страхи, говорит о том, что он, как никогда прежде, нуждается в вашей любви, понимании и поддержке.

Прежде всего, давайте разберемся, откуда же берутся детские страхи. Страх – это ощущение беспокойства или тревоги, которое возникает вследствие реальной или воображаемой угрозы для жизни или благополучия. Как правило, у детей такие страхи являются следствием психологического воздействия со стороны взрослых (в основном родителей), либо самовнушения. Именно поэтому важно вовремя помочь ребенку побороть свои страхи, так как многие невротические проявления взрослых являются следствием не разрешившихся детских страхов.

Детские страхи чаще всего возникают в следующих случаях:

  • при возникновении психотравмирующей ситуации, перенесенной ребенком (вызывает страх ее повторения). Этому могут послужить: укус пчелы, укус собаки и так далее;
  • если взрослые излишне часто напоминают ребенку о возникновении каких-либо неприятных ситуаций;
  • если любые самостоятельные действия ребенка будут сопровождаться эмоционально-окрашенным предупреждением о подстерегающей его опасности;
  • в случаях слишком частых запретов;
  • если в присутствии детей разговаривать о различных отрицательных явлениях (смерти, убийствах, пожарах и прочем);
  • при возникновении в семье конфликтов, и в особенности, когда их виновником выступает сам ребенок;
  • в случаях разногласия со сверстниками, неприятия ими ребенка;
  • если осознанно запугивать ребенка сказочными персонажами в случае непослушания (такими, как баба-яга, леший, водяной, бабайка).

Вследствие вышесказанного появляются возрастные страхи у эмоциональных и чувствительных детей. Но достаточно часто детские страхи являются проявлением неврозов. Косвенными причинами (предпосылками) возникновения страхов является неправильное поведение матери, которая берет на себя роль главы семьи, вызывая тем самым у ребенка беспокойство. Также плохо действует на ребенка стремление матери выйти поскорее на работу после декретного отпуска, так малыш начинает чувствовать острую нехватку в телесном общении с ней. Чаще всего страхам подвержены дети неполных семей, либо единственные дети в семье, так как они становятся центром заботы и тревог родителей. Также влияет и возраст родителей: чем они старше, тем больше их дети подвержены к возникновению тревоги и беспокойства. Сильно влияет и перенесенная мамой во время беременности стрессовая ситуация, либо неблагополучная обстановка дома, постоянные конфликты в период вынашивания ребенка. Также наличие тех или иных страхов напрямую зависит от возраста ребенка.

Так, например, для ребенка до года более типичны страхи отдаления ребенка от матери. Часто малыши боятся чужих людей и новой обстановки. Страх темноты в основном возникает у детей до 3 летнего возраста. После трех лет к страху темноты могут добавиться такие страхи, как боязнь замкнутого пространства, сказочных героев и одиночества, то есть страх быть «никем».

В пятилетнем возрасте ребенок может начать бояться пожаров, глубины, страшных снов, смерти, животных, возможен страх потери родителей, а так же быть ими наказанным. Нередки страхи перед опозданиями и заражением какой-либо болезнью.

С 6-7-летнего возраста начинаются страхи, связанные с учебой: боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, страх не оправдать ожидания взрослых.

С 10-11 и до 16 лет у детей возникают страхи перед изменением своей внешности, а также различные страхи межличностного происхождения.

Итак, хотелось бы сказать, что к 16 годам, при условии, что ребенок правильно развивается и здоров, страхи должны исчезнуть. Но утверждение о том, что ребенок никогда не должен испытывать негативные чувства является ошибочным. Ведь организм растет, увеличивается и познавательная деятельность, поэтому избежать появления каких-либо страхов просто невозможно, а, может быть, и не нужно. Но все хорошо в меру, поэтому если ребенку страхи мешают полноценно жить, значит с ними нужно обязательно бороться.

Так что же делать, если страхи у вашего ребенка возникают очень часто и являются причиной его беспокойства? Прежде всего, запомните, ни в коем случае нельзя делать следующего:

  • игнорировать, не замечать страхи своего чада, а также раздражаться и ругать ребенка за его излишнюю пугливость;
  • обсуждать при ребенке с кем-либо возникшие в вашей жизни проблемы, и вообще желательно оградить малыша от взрослых разговоров, так как дети очень впечатлительны, и любая мелочь может сказаться на их психике;
  • шутить по поводу страхов вашего ребенка и насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости;
  • рассказывать кому-либо о том, что ваш ребенок чего-то боится и о своих переживаниях по этому поводу, а также о проблемах, которые возникают из-за его страхов;
  • ограничивать свободу малыша. Это никак не поможет ему справиться со своими страхами и не станет препятствием в приобретении новых;
  • уговаривать ребенка стать смелым и решительным бессмысленно. Это еще больше усугубит положение – ребенок потеряет веру в то, что он может справиться со своими страхами собственными силами, пока не повзрослеет;
  • позволять ребенку бесконтрольно смотреть телевизор, особенно фильмы ужасов, либо читать книги или журналы с изображениями страшных персонажей.

А вот то, чем вы сможете помочь своему ребенку в борьбе с его страхами:

В том случае, если у вас никак не получается помочь ребенку побороть страхи, необходимо обратиться к специалисту, так как страхи, от которых ребенок не избавился до 10-летнего возраста служат фактором развития тяжелых неврозов, а также могут послужить причиной алкоголизма и наркомании в будущем.

Также следует обратить особе внимание на ребенка, если:

  • у него появился необычайно сильный страх, который не соответствует по своей силе вызываемой его ситуации;
  • несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению;
  • у ребенка затяжное состояние страха, которое привело к выраженному нарушению сна, аппетита и пр.
  • если ребенок явно пытается избегать ситуации, вызывающей у него страх.

Таким образом, если ваши дети испытывают страхи, стоит помнить, что для того, чтобы избавиться от детских страхов требуется немалое время, а также помощь, понимание, любовь и поддержка со стороны родителей.

Похожие публикации