Что делает малыш в 2 месяца. В этом возрасте у младенца происходит

Ребенок в 2 месяца - уже не просто драгоценный, но совершенно беспомощный «кулечек», у него уже начинают проявляться первые свойства личности и первые навыки. Хотя значимых событий на этом этапе жизни у него по-прежнему немного: периоды кормления, время сна и регулярный уход. И тем не менее, ребенок в 2 месяца выглядит уже значительно более развитым и крепким, чем в период новорожденности. Что же умеет двухмесячный карапуз?

Вопрос правильного сна один из самых актуальных для молодых родителей. Ребенка в 2 месяца нужно укладывать спать на спину (или на бочок с помощью специального позиционера для сна), а не на живот. И дело здесь не столько в нюансах развития ребенка в 2 месяца, сколько в элементарной безопасности...

Развитие ребенка в 2 месяца: моторные навыки

На втором месяце жизни ребенка его развитие особенно заметно по его моторике. Он уже значительно лучше может контролировать свое тело, и почти способен держать головку, пока лежит на животе или пока его держат на руках заботливые домочадцы. В этот период у него все еще сильно развит сосательный рефлекс – он активно тянет в рот кулачок или посторонние предметы. Для него это один из лучших способов успокоиться.

Сейчас у малыша пока еще не достаточно координации, чтобы играть с игрушками, но уставиться и долго рассматривать какой-нибудь цветастый объект, висящий у него перед глазами, он вполне может. И с удовольствием это делает!

Малыш уже способен довольно длительное время сжимать различные предметы в кулачке, если положить их ему на ладонь.

Неонатологи нередко советуют родителям двухмесячных карапузов активно развивать у малыша тактильное восприятие - вкладывать в его ладошку предметы разной фактуры, которые сильно отличаются на ощупь. Например, кусочек бархатной ткани, морская галька, пластиковая ложечка, меховой помпон и т.п. Дайте малышу как следует пощупать предметы ладошкой - не спешите менять их слишком быстро. И главное: если у вашего малыша в руках некие предметы (неважно какие) - глаз с него не спускайте! Зорко следите, чтобы кроха не потащил свои «сокровища» в рот, не ударил себя по лицу и т.п. Эти упражнения - фактически первая ступенька .

Ребенок в 2 месяца: сонное царство

Ко второму месяцу жизни ребенка становление режима его сна все еще продолжается. В этот период дети спят по 15-16 часов в сутки. Эти часы распределены неравномерно, двухмесячные младенцы не спят целую ночь напролет. Особенно это касается детей на , которые обычно просыпаются каждые три-четыре часа для того, чтобы поесть. Но не отчаивайтесь - уже с 5-6 месяцев ребенка вполне .

Всех младенцев, в том числе и 2-месячных, нужно укладывать спать на спину (или на бочок с помощью специального позиционера для сна), а не на живот. В таком положении риск возникновения гораздо ниже. На животик вы своего малыша можете укладывать в течение дня, когда он не спит, и вы за ним наблюдаете. Кроме того, на время сна убирайте из детской кроватки все мягкие игрушки, подушки и .

Развитие ребенка в 2 месяца: зрение и слух

На этапе развития в 2 месяца ребенок уже способен различать объекты и людей, если они находятся не дальше чем в 50 сантиметрах от его лица. Это значит, что вы все еще должны очень близко наклоняться к малышу, чтобы он имел возможность увидеть вас максимально четко. Зато теперь он может разглядывать ваше лицо, пока вы его кормите. Кроме того, вы заметите, что ваш двухмесячный младенец реагирует и поворачивает голову, когда вы проходите мимо него.

Также у двухмесячных карапузов значительно улучшается и слух. Теперь малыш внимательнее и чаще будет прислушиваться к звуку вашего голоса. А это значит, что вы должны разговаривать с ним при каждом удобном случае.

Увы, но ребенок в 2 месяца не понимает и не осознает почти ни одного слова из вашей речи. Однако он прекрасно чувствует интонацию голоса, тембр и тон речевого потока. Поэтому с малышом необходимо разговаривать не столько словами, сколько интонацией - ласково, уверенно, весело, «тепло».

Считается, что уже в 2 месяца малыш настолько развит, что способен различать своих домочадцев по голосу.

Близкие контакты

Основным способом общения для младенца на этапе развития в 1,5-2 месяца все еще остается плач. Однако сейчас разнообразие издаваемых им звуков будет постепенно расти: вы начнете различать и булькающие, и хрюкающие звуки, и даже что-то похожее на сладкое воркование. Ваш ребенок будет узнавать ваше лицо и голос, и реагировать на них. Вы сможете различить даже первые намеки на улыбку.

Одна из самых важных вещей, которые вы можете делать на этом этапе развития малыша, это разговаривать с ним. Хотя двухмесячный младенец и не способен вам ответить, он будет реагировать на звук вашего голоса, и именно это будет стимулировать его в ближайшие месяцы стараться выговаривать первые звуки. Однако, сейчас он слишком мал для какого-либо разнообразия в самовыражении.

Сегодня мы большую часть нашего времени находимся в движении, куда-то идем или едем. Это значит, что наши дети проводят много времени на автомобильном сидении или в люльке-переноске. С одной стороны в этом есть немалое преимущество - малыш, который уже начинает потихоньку всматриваться в окружающий мир, имеет возможность этот мир наблюдать в хорошем обзоре. Куда более лучшем, чем когда младенец лежит в коляске (кроватке, люльке и т.п.) и обозревает лишь белый потолок комнаты или серо-голубую гамму неба.

Но в то же время очень важно, чтобы в течение дня ребенок имел возможность менять положение своего тела. Чередуйте периоды времени ношения ребенка в люльке, прогулками в коляске, со временем, когда он лежит на животике или находится у вас на руках.

А также правильно и подолгу купайте малыша. Ведь на эмоциональном уровне, для вашего крохи купание в теплой воде, с чуть приглушенным светом в ванной комнате, означает примерно то же самое, что для вас - приятное возвращение в родной дом после долгого путешествия.

На втором месяце развития для вашего ребенка исключительно важен физический контакт. Неонатологи и детские врачи рекомендуют ежедневно делать ребенку легкий массаж, чтобы кожа малыша ощущала прикосновения рук матери. Хотя и простого ношения на руках и покачивания уже будет достаточно.

Если ваш младенец по-прежнему много кричит и плачет, . Некоторые дети хорошо реагируют на легкую музыку или пение. Других успокаивает «белый шум» (например, работающий пылесос или шипение радио, не настроенного на определенную частоту). Экспериментируйте, и вы найдете что-то, что лучше всего подходит именно для вашего крохи.

Развитие ребенка в 2 месяца: коротко и ясно

Итак, емко и разборчиво, что именно умеет ваша кроха в 2 месяца:

  • Удерживает в поле зрения предметы и лица
  • Прислушивается к голосам, иногда поворачивает голову на звук
  • Активно щупает предметы
  • Постоянно «тянет» в рот предметы или собственный кулачок
  • Любит быть на руках
  • При попытках улыбнуться активно трясет ручками и ножками
  • Пытается произносить разные звуки, помимо плача

Ребенок в 2 месяца - это, конечно, уже не новорожденный малыш, но все-таки еще не студент-очник. Не предъявляйте к его развитию каких-либо требований! Если двухмесячная кроха активно следит взглядом за вами в течение пары часов - это еще не показатель ее исключительного интеллекта и небывалых физических достижений в будущем. И наоборот - если малыш пока еще не демонстрирует ровным счетом ничего, кроме крепкого сна, хорошего аппетита и регулярного опорожнения в подгузник, это тоже еще никоим образом не отменяет его претензий на гениальность.

Все еще будет! Обождите пару лет и увидите - какой у вас замечательный, неповторимый, не по годам развитый ребенок с явными зачатками чемпионства. И останется только определиться - в какой именно области...

Новорожденный прошел основной этап акклиматизации и готов к развитию. Работа систем и органов отлажена, что дает возможность организму тратить ресурсы на обретение новых навыков и умений. Родителям пора задуматься о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца. С этого момента наступает активное физическое развитие и изучение окружающего мира.

Единственное существенное различие между мальчиком и девочкой – формирование внутренних половых органов. У мальчиков этот процесс сопровождается болевыми ощущениями, а девочек нельзя высаживать до полугода.

Основные навыки двухмесячного грудничка

  1. Держит голову. Находясь на руках в вертикальном положении, грудничок может сам удерживать голову. Желательно подстраховывать малыша, ведь мышцы еще не полностью окрепли. Ребенок может делать повороты в разные стороны, рассматривая окружающую обстановку.
  2. Поворачивает голову на звук. Развитие слуха и укрепление мышц шеи позволяют новорожденному поворачиваться к источнику звука. Он понимает, с какой стороны он доносился и осознает происходящее.
  3. Улыбка. Второй месяц жизни характерен проявлением осмысленных эмоций. Улыбка становится первым осознанным проявлением чувств, после плача. Новорожденный узнает родителей и улыбается им.
  4. Мимика, интонации. Плачь становится разноплановым. Используя интонации, со 2 месяца, ребенок может выражать различные эмоции и состояния: ему скучно, страшно, грязный памперс, проголодался. С каждым месяцем навык будет улучшаться. Мимика не ярко выражена, но зачатки положены. Кроха может нахмуриться, надуть губки или широко открыть глаза и ротик, радуясь.
  5. Фиксирует взгляд. Распознавание предметов на максимальном расстояние 50 см становится естественным явлением. На 2 месяц ребенок различает форму и цвет предмета. Новорожденный в состоянии сфокусировать взгляд на неподвижном предмете и изучать его. Больше всего любит изучать мамино лицо, но так как мама не может постоянно наклоняться над кроваткой, неплохой заменой будут специальные карусели на детскую кроватку.
  6. Звуки . Нечленораздельное гуление окрашивается гласными. Грудничок начинает произносить простейшие «а» и «у». Именно поэтому, раннюю «речь» называют «агуканье».
  7. Координация. Тонус мышц почти спал, давая возможность свободно использовать свои ручки и ножки. Важным достижением новорожденного, на второй месяц жизни, является способность тянуться к предмету. Взрослому это действие кажется банальным, но для грудничка это сложная цепочка событий. Он должен увидеть предмет, сфокусировать на нем взгляд, определить направление и расстояние, и направить свою руку в нужную сторону.
  8. Держит предмет. Грудничок способен удерживать предметы, помещающиеся в ладошке погремушка или мелкий предмет. Если дать их ему, или они окажутся в зоне досягаемости, ребенок схватит их и будет держать.
  9. Изучает конечности. Способность управлять, позволяет рассмотреть руки и ноги, попробовать их «на зуб».
  10. Все тянет в рот. Ребенок в состоянии схватить предмет. Следующим логичным действием будет узнать, что он из себя представляет. Взрослые знают материалы и их свойства из личного опыта в детстве, либо благодаря литературе и интернету. Новорожденный постигает азы естествознания единственным доступным ему образом – ртом. Это наиболее чувствительная зона. Прочие органы чувств развиты не в достаточной степени, да и сопоставление фактов об ощущениях и их источнике, еще не выработано. Все, до чего может дотянуться грудничок, оказывается во рту. Родителям следует быть особо осторожными, ведь мелкими предметами ребенок может подавиться или пораниться, о что-то острое. На 2-ой месяц, кроха отличает мамину грудь от прочих элементов окружающей среды, попавших в рот. Если он хочет грудь, его не получиться отвлечь, чем-либо другим. Он будет плакать, требуя именно ее.
  11. Все хватает. Ребенок хватает все, что попадается под руку – игрушку, простынь, мамины наушники, волосы и уши родителей, когда находится на руках.
  12. Приподнимает голову. Лежа на животе, младенец пытается поднимать голову.
  13. Плавает под водой. Рефлекс задержки дыхания все еще присутствует, поэтому, если нет противопоказаний, можно приобщить кроху к подводному плаванью. Плавательные движения заложены в рефлекс, и ребенок будет комфортно себя чувствовать, уверенно двигаясь.
  14. Долго спит. В течение 2 месяца сон все еще продолжительный – около 18 часов в сутки. Периоды бодрствования незначительно увеличиваются по времени.
  15. Отличает день от ночи. Ребенок начинает различать день и ночь. Появляется возможность наладить его режим дня, подстроив активность на дневное время.
  16. Угасают рефлексы. Врожденные рефлексы идут на спад, постепенно заменяясь осознанными действиями. К примеру — голодный ребенок будет сам тянуться и просить грудь, либо когда увидит ее.
  17. Спокойно лежит. Гипертонус мышц приводит к постоянным подергиваниям конечностей в период бодрствования. Со 2 месяца ребенок перестает испытывать «конвульсии» и может лежать без движений, даже если не спит.

Нужен ли режим дня

Первый месяц жизни новорожденного самый тяжелый и для него, и для его родителей. Организм крохи проходит тяжелую стадию акклиматизации. Работа его биоритмов не отлажена. Бывают случаи, когда вследствие неразберихи распорядка, в течении 1-го месяца, ребенок путает день с ночью и период его бодрствования припадает на темное время суток.

Перенастроить кроху будет очень сложно. Это травмирует его нервную систему, нарушит питание, сон и долгое время ребенок будет капризным, плаксивым и раздражительным. Во избежание подобной неприятности, уже на второй месяц жизни грудничка, необходимо выстраивать режим дня.

Прежде всего, мама должна понять, что домашние обязанности стоят на втором месте, после ухода за ребенком. Иногда мама приходит к выводу, что крепкий глубокий сон ребенка в течение дня, очень удобен. В это время можно справиться по хозяйству, сходить в душ, приготовить покушать и уделить внимание себе. А ночью (поздно вечером), когда ребенок просыпается, ему можно уделить все свободное время.

Во-первых – необходимо думать о пользе, которую данный распорядок принесет самому ребенку. Природой в человека заложены определенные биоритмы, и если режим дня им не соответствует, организм страдает. Если мама думает «ребенок сам так захотел, значит так надо», она заблуждается! Малыш не хочет, он изучает и исследует, подчиняясь инстинктам. Если ему в 2 года дать в руки нож, он и его потянет в рот, и не потому что «хочет», а потому что рефлекс. Задача родителей направлять врожденные потребности и рефлексы в правильное русло, помогая организму отладить свою работу.

Во-вторых – это сейчас ребенок бодрствует полтора – два часа. Дальше, время будет увеличиваться, и к полугоду ребенок будет вести активный образ жизни до 4 часов к ряду, а перевести график сна и бодрствования, означает нарушать режим питания, который в свою очередь нарушит работу пищеварительной системы. Начнутся проблемы со стулом, вес упадет, нехватка мышечной массы затормозит физическое развитие и т.д.

Для помощи в развитии и предотвращении негативных последствий, необходимо сформировать приблизительный график и следовать ему вместе с малышом:

  • время основного кормления должно приблизительно совпадать ежедневно;
  • укладывать ребенка спать на ночь, также нужно в одно и то же время;
  • для упрощения настройки режимов питания и сна, распишите нагрузку на малыша по времени.

— Купание. Заранее подготовьте все необходимое и посчитайте, сколько времени понадобится для самого процесса, сколько нужно на воздушные ванны или массаж, сколько ребенок будет есть. Допустим, это займет 45 минут. Приступайте к купанию за 50 минут до желаемого отбоя. В течение некоторого времени ребенок привыкнет, и будет засыпать быстро и глубоко. Самое главное – твердость мамы. Постоянное поддержание распорядка дня, вне зависимости от причин и возможностей, обязательно принесет свои плоды.

— Прогулки. Мамам нужно запомнить, что наиболее крепкий сон у новорожденного, в первые пол года жизни, наступает на улице во время прогулки. Ему не интересны кошечки, собачки и листики – он их попросту не видит. Он не понимает прелести цветения, так как плохо различает запахи. Свежий воздух, мерное покачивание коляски и плотный обед способствуют здоровому и полезному сну. Помня об этом, старайтесь вывозить грудничка на прогулку в обеденное время. Постепенно, организм запомнит, что после 12 часов дня, надо плотно покушать и спать. Ребенок сам начнет просить грудь и засыпать в заданный период.

Играем с ребенком

Ребенка в течение 2 месяца жизни можно заинтересовать игрушками, разного цвета и формы, а также звуками. Повесить на кроватку специальный мобиль будет простейшим решением задачи. Грудничок будет рассматривать предметы, касаться их ручками, изучая. Также, можно развесить над кроваткой или по ее бортам с боков другие игрушки.

Лучше всего, носить ребенка на руках по комнате и показывать ему различные предметы, поднося его к ним на расстояние полуметра или давать ему в ручки. Попутно описывать то, что кроха видит: это цветок, он зеленый; это часы, они коричневые; это ложка, она серая и с нее кушают. Делать это нужно как можно чаще.

В плане физического развития, применяется гимнастика для новорожденных и массаж.

«Агукайте» вместе с малышом, повторяя за ним, но с большей артикуляцией. Ребенок будет смотреть, запоминать и стараться делать так же.

С развитием органов чувств у двухмесячного ребёнка появляется больше возможностей для познания окружающего мира. Он начинает лучше видеть, различает очертания предметов. С развитием слуха ребёнок в два месяца активнее реагирует на посторонние звуки и голоса родных, отличает их от других людей.

Чувствуя запах молока, младенец будет знать, что рядом мама. И будет глазами искать её. А когда найдёт, улыбнётся, будет ждать ответной реакции самого близкого человека.

За 2 месяца жизни, будь то мальчик или девочка, дети впитывают и перерабатывают огромный объём информации, которая формирует у них новые способности и умения. Постоянно находясь рядом с малышом, родители не всегда чётко замечают, какого колоссального прогресса в развитии достиг грудничок в 2 месяца.

Что должен уметь ребёнок в 2 месяца? Перечень основных его навыков будет полезно знать не только участковому педиатру, но и каждому родителю.

Что умеет ребёнок в 2 месяца?

Дополнительно узнайте, каковы его основные достижения в этом возрасте, из статьи врача-педиатра.

Навыки ребёнка в 2 месяца включают в себя:

  • освоение контроля над движениями, как общими, так и над мелкой моторикой;
  • более быстрые и длительные по времени зрительные и звуковые реакции;
  • увеличение времени концентрации внимания;
  • дальнейшее развитие речи;
  • прогресс в эмоциональной сфере.

Движение

Малыш ещё в процессе становления контроля над мышцами своего тела. И начинается всё с удержания головки. По сравнению с остальным телом она довольно большая, и для её удержания мышцам шеи необходимо хорошенько окрепнуть. В конце первого месяца младенец только начинает овладевать этим навыком.

Что же делает двухмесячный ребёнок? Если положить его на твердую ровную поверхность типа стола, малыш, немного опираясь на ручки, будет невысоко приподнимать голову. То, что он выдерживает в этом положении не менее пяти секунд, является отличным признаком. Некоторые в этом возрасте способны удерживаться до 40 секунд.

Конечности младенца уже не согнуты во всех суставах и не приведены к туловищу, как это наблюдается у новорождённого. Расслабление мышц и выход из этой позы начинается уже через месяц после рождения. После двух месяцев ноги и руки малыша должны уже полностью выпрямиться.

Чтобы мышцы ребёнка крепли, как раз с этого возраста полезно начинать укрепляющие занятия. Можно использовать фитбол или заняться грудничковым плаваньем.

На третьем месяце жизни начинает проявлять себя мелкая моторика верхних конечностей.

Согласно детской психологии развития, центр мелкой моторики в головном мозге тесно связан с центром речи. Активное развитие одного стимулирует развитие второго.

Ребёнок временами интересуется своим ручками, сжимает и разжимает ладошки. Если поднести поближе погремушку, попытается её захватить.

Если в качестве развивающей игрушки дать малышу погремушку с тонкой ручкой, ребёнку будет легче её захватить.

Зрение

Развитие ребёнка в 2 месяца позволяет ему фиксировать зрительное внимание на довольно длительное время. Если месячный малыш способен видеть игрушку или лицо мамы и концентрироваться на несколько секунд, то ребёнок второго месяца жизни смотрит до полуминуты.

За яркой погремушкой или иным движущимся предметом грудничок непрерывно следит 10 — 15 секунд. Причем двигать безделушку можно и горизонтально, и вертикально.

Глазодвигательным мышцам уже вполне по силам контролировать движения глаз по этим направлениям.

Мышцы шеи, которые к этому моменту уже достаточно развиты, позволяют ребёнку поворачивать голову в разные стороны.

Из всех цветов самый первый, различаемый детьми, это красный. Поэтому это самый рекомендуемый цвет для первых игрушек.

Если ребёнку уже исполнилось 2 месяца, но он не хочет обращать внимание или хоть немного следить за красочными предметами, обратитесь к врачу.

В этом возрасте ребёнку будет весьма интересно рассматривать яркие игрушки несложной формы, подвешенные над кроваткой. Наилучший вариант – медленно двигающиеся разноцветные шары.

Слух

При возникновении длительного звука ребёнок поворачивает голову к его источнику и способен слушать его в течение 10 — 15 секунд. Если с малышом заговорит мама или папа, прислушивается, с какой стороны исходит голос. Крутит головкой, ища источник. Когда находит, какое-то время внимательно слушает и смотрит.

В этом возрасте врач-невролог проверяет слух малыша с помощью хлопка ладонью по столу, на котором лежит ребёнок. Если слуховые реакции в норме, малыш моргнет в ответ.

Улыбаться малыш начинает ещё к концу первого месяца жизни. Сейчас его ответная улыбка возникает чаще. Взрослому достаточно пару раз ласково обратиться к младенцу, и его положительная реакция не заставит себя ждать.

Своё плохое расположение духа ребёнок может демонстрировать, меняя мимику и интонации обращённого крика. Внимательные родители обязательно заметят эти оттенки, зависящие от причины недовольства.

В это время появляется интерес к другим маленьким деткам. Если малыша третьего месяца жизни положить рядышком с другим ребёнком, то, повернув голову, он будет рассматривать его секунд 30.

Речь

Основное общение происходит пока что криком.

На втором месяце проходит подготовительный этап развития активной речи. Монотонное «уа» местами заменяется каким-то бульканьем – подобием гласных звуков. Это начало гуления. На фоне общего крика оно особенно выделяется.

Происходит это тогда, когда малыш удовлетворен или находится в состоянии радостного возбуждения. Сам ребёнок, услышав собственные, но непривычные для его уха звуки, замирает, осознаёт их.

Сознание

Ребёнок уже вполне адекватно реагирует на внешние раздражители. В соответствии с ними может менять своё поведение и модальность крика. Родители иногда отмечают, что при проявлении таких «капризов» малыш заходится, делает большие перерывы в дыхании, краснеет.

Волноваться не надо. Почаще носите ребёнка на руках, кормите грудью, когда попросит, ласково разговаривайте. Вскоре всё наладится. Просто малыш растёт!

На втором месяце жизни малыш развивается психически и физически. Развитие детей в 2 месяца заметно отличается от общего развития новорожденных движениями и концентрацией внимания. Меняются врожденные рефлексы и особенности двигательной функции, потому как нервная система продолжает совершенствоваться. Фаза активного формирования всех навыков и умений длится до 12 месяцев, после чего темпы развития немного замедляются.

Физические данные

Период интенсивного роста младенцев приходится на второй месяц жизни. За месяц при нормальном развитии ребенок способен набрать от 800 до 1200 грамм. Рост на втором месяце жизни увеличивается на 3 см. Если показатели ниже нормы, проконсультируйтесь с педиатром. Основные показатели, что должен уметь ребенок в 2 месяца, приведены в таблице:

Распорядок дня и питание

Уход за двухмесячным ребенком подразумевает соблюдение полноценного режима сна и отдыха. Для этого возраста полноценный сон составляет 16-19 часов в сутки. Днем активная фаза длится 30-90 минут. Дневной сонный час длиться около 2 часов. Обязательно в режим дня двухмесячного ребенка должны входить получасовые прогулки на улице. Длительное пребывание на воздухе возможно при температуре выше 12 0 С.

Основное питание в этот период жизни - материнское молоко. К этому времени режим питания стабилизируется, и кормление проходит без последствий для мамы (ранее могла ощущаться боль в груди, могли появляться трещины на сосках). Главным правилом после кормления является ношение ребенка столбиком во избежание срыгивания и вздутия животика крохи. Дети этого возраста питаются каждые два часа, бывает и чаще. Это полноценный режим питания, поэтому дополнительно допаивать ребенка водой нет необходимости.

Развитие двигательных навыков

Физическое развитие ребенка в 2 месяца должно состоять из развивающих игр и каждодневного массажа. Делать его лучше после вечернего купания. Для стимуляции физической активности ребенка следует положить его на живот, а перед ним поставить игрушку, постепенно ее передвигая. Называя по имени малыша (когда он повернется и посмотрит на предмет), следует переставить игрушку на другое место так, чтоб была возможность дотянуться или доползти к ней.

Развитие моторики

Ребенок в 2 месяца должен удерживать головку, приподниматься в период бодрствования, переворачиваться с одного бока на другой. Удержание ровного положения на боку или животе составляет 20 секунд.

Лежа на животе, он способен удержаться на предплечье пару секунд, что говорит о правильном формировании его мышечной системы. Уверенные двигательные навыки позволяют держать малыша на руках без поддержки головки. У ребенка появляется стремление удержаться самостоятельно за край кроватки с помощью родительской поддержки. Он с интересом рассматривает свои пальчики, тянет их в рот, сжимает в кулачки.

Знакомство с окружающим миром

Поведение ребенка в 2 месяца основано на познании окружающих его предметов и людей. Он способен отличать родные голоса от посторонних. На этом этапе жизни во избежание психологической травмы следует избегать большого скопления людей и частого присутствия посторонних (в том числе бабушек и дедушек).

Предметы, издающие звуки, настораживают ребенка, он концентрирует внимание и ворочает головкой. Глазками отслеживает траекторию передвижения объекта, старается дотянуться или доползти до понравившейся ему вещи.

Полезным для развития мускулатуры будет частое переворачивание младенца на животик. Делать это необходимо часто, однако недолго. Чтобы малыш не плакал, перед ним можно выложить красочные игрушки.

Ориентация в пространстве

Малыш требует внимания, желает, чтобы его носили на руках, подносили к предметам, окну. В 2 месяца ребенок хватает погремушки, водит ручками, уверенно удерживает мамины пальцы. В конце 2 месяца хватательный рефлекс ослабевает, выбор игрушек и предметов происходит по цвету и форме.

Развитие слуха и зрения

Для развития слуха требуется доносить различные звуки на высоте от 5-7 см от ребенка. Для этой цели лучше подойдет детский колокольчик. Его держат на вытянутой руке и звонят им по 2 раза, после чего останавливаются. Ребенок должен повернуться в сторону исходящего звука. Перемещайте положение колокольчика, чтобы малыш водил глазками за предметом и ворочал головкой в нужном направлении.

Подходящим предметом для развития ребенка в 2 месяца является яркий шар среднего размера. Сложные фигуры и мелкие игрушки пастельных тонов в этом возрасте неуместны.

Разминку по развитию слухового и зрительного аппарата необходимо проводить несколько раз в день, после чего делать перерыв. В возрасте 2-3 месяцев такого рода развивалку необходимо устраивать пару раз в неделю. Для развития координационных движений, слуха и зрения следует приобрести музыкальные игрушки.

Психологическое развитие

В возрасте 2 месяцев малыш должен показывать эмоциональное состояние: это могут быть издаваемые слоги, улыбка, смех, активные движения, игра в погремушки. Формирование нервной системы протекает на данном этапе жизни стремительным темпом. Малыш все более осознано начинает воспринимать окружающий мир, взгляд его становится все более сконцентрированным, действия осмысленными. Плач, как и ранее, остается главным и единственным инструментом передачи эмоций.

Звукопроизношение и коммуникативная активность

Эмоции должны выражаться ярко при виде любимой игрушки, звуковых источников, родных лиц. Ребенок учится концентрироваться в период напевания родителями песенок. Родители должны имитировать звук, издаваемый игрушками, четко произнося слоги и показывая соответствующую мимику.

Признак установки контакта с окружающими людьми определяется поведением ребенка, при котором он испытывает радость, тянет ручки, у него вырывается смех. Если это родители, он начинает агукать, фокусирует взгляд на лице, делает попытки приподняться с кроватки. При общении с ребенком тихим ласковым голосом у него появляется улыбка, он активно поднимает ручки, пытается приподняться. Ему понятны движения родителей, когда приходит время купания, кормления, отдыха.

Восприятие

Изменения поведения малыша на 2 месяце жизни основаны на таких состояниях, как удовольствия и недовольства. Он ориентируется на ощущениях, ему не нравится слишком частое пребывание на руках у взрослых, он не любит, когда его беспокоят в момент отдыха или бодрствования. Вторжение в его зону комфорта вызывает отрицание, которое он показывает плачем.

Игры и игрушки

Предметы, имеющие яркую окраску и издающие звуки, все больше увлекают малыша в этот период жизни. Он сам выбирает погремушки и активно ими стучит.

Для мелкой моторики полезны маленького размера игрушки или кольца, подвешенные на борту кроватки. Ребенок во время бодрствования перебирает предметы, рассматривая их, пытается дотянуться до понравившейся фигуры.

Для развития кистей и пальчиков в ручки ребенка следует вкладывать колечки или шарики. Время от времени следует менять набор погремушек, после чего снова их преподносить крохе. Это позволит менять представление о предмете, различать цвет и форму.

Игрушки для двухмесячного ребенка должны быть качественными, без мелких элементов и заостренных краев. Это необходимо во избежание отравления и заглатывания мелких предметов, так как дети в возрасте 2 месяцев рефлекторно тянут все предметы ко рту.

В 2 месяца ребенок показывает свое недовольство с помощью плача. В первую очередь следует устранить возможные источники раздражения. Это могут быть звуки телевизора, яркий свет, частое ношение на руках, голод, мокрая пеленка. Общаясь с малышом, родителям требуется богатая мимика, с помощью которой устанавливается контакт, передающийся младенцу. Это способствует быстрому развитию и обучению языка жестов. Для положительных эмоций и психически здорового развития ребенка необходимо уберегать его от отрицательного окружения и негативного влияния, исходящего извне.

Негативные проявления или невнимание родителей способны снизить тягу младенца к познаниям внешнего мира, а в будущем замкнуться в себе. Следует запомнить это и подходить к ребенку, будучи в положительном расположении духа.

Чтобы оценить общее состояние малыша и предупредить развитие патологических процессов, его необходимо в возрасте 2 месяцев показать специалистам:

  • педиатру;
  • невропатологу;
  • окулисту;
  • хирургу;
  • ортопеду.

Осмотр у этих врачей позволит измерить вес, рост, окружность груди и головы, проверить зрение, слух и моторные способности. Для более тщательного осмотра могут назначаться такие процедуры, как УЗИ черепной коробки и внутренних органов, анализы крови и мочи. Если заметно замедление процессов развития ребенка, необходимо как можно быстрее попасть на прием к педиатру.

Давайте договоримся, нельзя всех детей мерить «по одну гребёнку»! 2 месяца – это тот период, когда ребенок уже привык к среде жизни вне утробы матери, и теперь его тело и нервная система стремительно развивается.

Разберемся, что должен уметь ребенок в 2 месяца и по каким критериям можно судить о его развитии.

Рост и вес двухмесячного ребенка

Главным критерием развития ребенка родственники считают рост его, а также вес. На протяжении первых 12 месяцев жизни малыша эти показатели быстро меняются, измеряют их ежемесячно.

В два месяца кроха может наибольше прибавить в весе за период жизни. От момента рождения в среднем это должно быть + 1400 г. В случае, когда этот показатель низкий, надо обратить внимание на кормление и откорректировать его. И только когда рост и вес ребенка сильно рознятся от нормы, нужно говорить о наличии патологии у ребенка. В этом случае без осмотра малыша высококвалифицированным специалистом не обойтись.

Рост малютки с момента рождения в среднем должен увеличиться на 6 сантиметров. Также меняются показатели такие как объём головы, груди (примерно на 2 сантиметра).

Сон малютки, достигшего двухмесячного возраста

Сон крохи будет занимать около 18 часов в сутки. Время бодрствования в среднем 40-50 минут. Сейчас как раз надо заняться структурированием распорядка дня. В этом возрасте малыш способен отличать день от ночи, и этот навык необходимо зафиксировать. Это прекрасный период для формирования режима дня.

Немаловажным есть то, установлены ли традиции, которые готовят ребенка ко сну. Многие специалисты рекомендуют купать дитя перед сном. Ребенок обожает купание, так как пребывание в воде снимает стресс и действует успокаивающе. Длительность купания не должна превышать 5 минут.

Также мама должна учиться распознавать признаки усталости у своего чада, чтобы облегчить переход от бодрствования ко сну.

Признаком того, что малыша пора готовить ко сну может послужить то, что кроха зевает, тянет себя за ушко или «зависает».

Совет! Нельзя переутомлять ребенка. Старайтесь положить его спать сонным, но еще бодрствующим.

Двигательные рефлексы двухмесячного ребенка

По истечению двух месяцев жизни рефлексы малютки начинают угасать. Теперь он лежит с более выпрямленными ножками и ручками. На смену рефлексам приходят осознанные движения: кулачки он сжимает и разжимает, ручки тянет ко рту, пытается тянуть к игрушке, находящейся перед ним. И поскольку у него превосходно получаются такие движения пальчиками, он сильно увлекается и начинает интенсивно захватывать все ручкой. Это может быть пелёнка, простыня, рука взрослых и все, что висит над кроваткой. Если в ручку вложить игрушку, дите может ее удерживать 30 секунд. На пеленальном столе кроха ведет себя более активно, машет ножками и ручками.

Мышцы спины и шеи уже в некоторой степени окрепли, и дети могут, находясь на руках, удерживать головку в вертикальном положении, поворачивать ее на звук, слегка приподнимать, лежа на животике. Степень такой способности зависит как от индивидуальных особенностей малютки, так и от того, насколько правильно его носили на руках, выкладывали на животик.

Эмоциональная сфера двухмесячного ребенка: что он должен уметь

В эмоциональной сфере ребенка в возрасте двух месяцев жизни происходят существенные изменения. Самое милое, что умеет ребенок из эмоциональной сферы – это улыбаться. Так он реагирует на звук, голос родных людей. Самая первая улыбка появится во сне, позже и во время бодрствования.

Кроме того, у ребенка уже заметны интонация и мимика. Теперь в его плаче можно распознать жалобный плач, возмущенный, недовольный. Кроме того, в плаче будут слышны звуки речи – это первые предпосылки к ее развитию. Вслед за такими звуками малыш начинает «агукать».

Как умеет ребенок в 2 месяца реагировать на предметы

О том, что зрение ребенка развивается постепенно, не для кого не новость. Но как умеет ребенок в 2 месяца реагировать на предметы? Свой взгляд малыш способен сосредоточить на предмете, длительное время рассматривать ее. Больше всего понравится ему лицо матери, но длительное время она не сможет стоять, склонившись над кроваткой. Альтернативой может быть пестрый шарик, подвешенный над кроваткой.

Но интересуют его не только предметы и игрушки. В 2 месяца жизни малыш начинает рассматривать собственное тело. Лежа на спинке, он подолгу смотрит на свои ручки и ножки. Если в кулачек ему попадет игрушка, он обязательно попробует ее на зуб.

Без внимания малыш не оставит и звук погремушки, прислушивается к нему, понимая, что она звучит, поскольку ею играются.

Что умеет недоношенный ребенок в 2 месяца

Теме развития недоношенного ребенка тоже стоит уделить внимание. На самом деле в этот период он должен только был родиться. Поэтому не удивительно, что развитие такого малыша будет несколько заторможенным, и то, что умеет недоношенный ребенок в 2 месяца, существенно отличается от родившихся своевременно.

Естественно, судить, как развивается такой ребенок, может только специалист, поскольку требования к недоношенным иные. Они гораздо быстрее утомляются, поэтому часто спят.Головку самостоятельно такие крохи не удерживают.

Несмотря на то, что дети уже хорошо набрали вес, они еще очень слабы и сильно отстают в развитии. Но уже в двухмесячном возрасте врачи рекомендуют выкладывать ребенка на живот.

В заключение надо сказать, что если ребенок еще не научился делать то, что умеют дети в два месяца, не стоит расстраиваться и делать преждевременные заключения. Ребенок требует больше всего вашего тепла и внимания. Подтолкните его к новым открытиям. Игра с двухмесячным крохой не требует многого – вложите в ручку погремушку, поводите перед глазами пестрой игрушкой. Со временем вы будете удивлены его умениями.

Похожие публикации