​Пенсионное обеспечение военнослужащих.

По общему законодательству граждане России имеют возможность получать только один вид пенсии. При этом они вправе самостоятельно выбрать ту, которая наиболее будет выгодна для них, если они имеют несколько оснований для получения разных выплат. Одним из исключений из общего правила являются военные пенсионеры. Они получают после определенной выслуги лет пенсионное обеспечение от Министерства обороны. Однако есть обстоятельства, при которых они имеют право претендовать на получение второй пенсии.

Изначально любой военнослужащий имеет право на получение одного из двух видов пенсионного обеспечения. К ним относятся:

  1. Когда гражданин отслужил положенное количество лет. В настоящее время это 20 лет. После этого военнослужащий имеет право на получение положенных ему выплат в зависимости от звания, должности, а также размера оплаты службы по контракту.
  2. В случае получения гражданином инвалидности, напрямую связанной со службой. В этом случае военнослужащий сокращается по состоянию здоровья.

Для получения второго вида выплаты, связанного с инвалидностью, необходимо наличие обязательных дополнительных условий:

  • наличие общего трудового стажа 25 лет, из которых половину составляет военная служба;
  • возраст человека старше 45 лет.

При этом важно знать, что если служба или работа проходила на территориях Крайнего Севера, то каждый год засчитывается за 2 года.

Военнослужащим, которые получили определенную группу инвалидности в период своей службы либо в первые 3 месяцев после того, как закончился контракт, полагается установить содержание по инвалидности. В некоторых случаях данный срок может быть увеличен, но тогда причиной должны быть ранения, которые военнослужащий получил на самой службе. О них должна быть сделана специальная отметка в медицинской карте и в личном деле человека.

Все эти выплаты осуществляются из средств Министерства обороны. И никаким образом не связаны с Пенсионным фондом, откуда получают пенсионные выплаты обычные гражданские люди.

Вторая пенсия

Статистика показывает, что после окончания военной службы многие граждане продолжают свою трудовую деятельность уже на обычных гражданских профессиях. Это связано с тем, что выслуга составляет 20 лет, соответственно, многие люди, начавшие свою службу в 20 с небольшим лет, выходят на военную пенсию в 40 лет. В этом возрасте у человека еще много сил и желания зарабатывать деньги, а также заниматься любимым делом.

Поэтому многие бывшие военнослужащие трудоустраиваются на общих основаниях в различные предприятия и организации. Работодатели обязаны отчислять за них пенсионные и страховые взносы так же, как и за обычных граждан. И при соблюдении всех установленных условий такой гражданин имеет полное право на получение пенсионного обеспечения от ПФР.

Необходимые условия для получения выплат из ПФР:

  1. Быть зарегистрированным в системе ОПС, в качестве подтверждения о данной регистрации выдается зеленый полис СНИЛС. На данном регистрационном счете хранится вся информация о трудовом стаже, а также о сделанных в ПФР отчислениях.
  2. Для получения второй выплаты военнослужащий должен являться получателем первой военной выплаты по одному из двух перечисленных оснований.
  3. Назначение второй выплаты может быть осуществлено только после достижения пенсионного возраста, установленного в 55 или 60 лет, в зависимости от пола получателя выплат (женского или мужского соответственно).
  4. Наличие обязательно отработанного стажа на гражданской должности. Согласно новой пенсионной системе, в 2019 году он составляет 9 лет, но ежегодно увеличивается, пока к 2025 году не достигнет своей максимальной величины в 15 лет.
  5. Наличие достаточного количества перечисленных отчислений в ПФР, которые выражаются в балловом эквиваленте. В текущем году достаточно накопить 13,8 баллов. Они также ежегодно повышаются, пока не достигнут максимума в 30 баллов к 2025 году.

При соблюдении всех этих условий бывший военнослужащий сможет обратиться в ПФР и стать получателем страхового пенсионного обеспечения. При этом ему будет также выплачиваться обеспечение и из Министерства обороны по одному из оснований.

Порядок обращения

Узнать количество накопленных баллов и имеющегося стажа можно непосредственно в любом отделении ПФР. Однако также это можно сделать и из дома, при помощи официального сайта ПФР. Для регистрации на нем потребуется номер СНИЛС. На основании этого номера в личном кабинете будет отражаться вся информация о данном человеке, за которым закреплен этот номер.

Если основание для получения появилось, то можно подать заявление в любой удобный момент в ПФР. Оно подается в отделение по месту жительства человека. Подать документы можно несколькими способами:

  • личным визитом в отделение;
  • отправить документы по почте;
  • подать заявление через личный кабинет на сайте ПФР;
  • подать документы через представителя;
  • подать документы через МФЦ.

Важно знать, что если копии документов будут отправляться по почте, то они должны быть заверены нотариусом. Также при подаче заявления через представителя он должен иметь при себе личный паспорт, а также нотариально заверенную доверенность на право представления интересов.

Документы

Для оформления второго пенсионного обеспечения потребуются следующие бумаги:

  1. Личный паспорт гражданина, подтверждающий его регистрацию на территории России.
  2. СНИЛС, на основании которого отражаются все сведения о человеке в ПФР.
  3. Справку из организации, которая выплачивает первое пенсионное обеспечение из бюджета Министерства обороны.
  4. Документы, которые подтверждают гражданский стаж данного человека. К ним могут относиться трудовая книжка, а также различные трудовые договоры и соглашения о найме.
  5. Если человек имеет гражданский стаж до 2002 года, то им желательно представить документы, подтверждающие официальный доход за любые 5 лет, которые предшествуют этому времени.

Также могут потребоваться некоторые другие документы, исходя из различных обстоятельств. Помимо данных бумаг, гражданин должен заполнить заявление, в котором указываются все необходимые данные о нем, его стаже и о том, на какой вид выплат он претендует. Здесь же обязательно указывается желаемый способ получения выплат. Существует 3 возможных варианта:

  • путем перечисления на банковский счет или карту;
  • с помощью почтового перевода;
  • с помощью социальных организаций, которые занимаются доставкой пенсионных выплат.

Кроме этого, гражданин может продолжить трудиться на гражданской службе. Тогда его итоговая пенсия после окончательного выхода на заслуженный отдых будет увеличена на дополнительный коэффициент, связанный с увеличением стажа, произведенных выплат, а также индивидуального коэффициента, на который влияет более поздний выход на пенсию, чем появилось на это право.

Размер пенсии

Расчет пенсионных страховых выплат осуществляется на основании установленной формулы. Для определения выплаты необходимо умножить индивидуальный коэффициент на стоимость одного балла, которая устанавливается ежегодно. А сам индивидуальный коэффициент зависит от стажа труда на гражданском предприятии и размера его заработной платы, от которого зависят и пенсионные отчисления.

Фиксированная выплата по законодательству в виде второй пенсии не предусмотрена. Соответственно, военнослужащий должен стремиться проработать такое количество лет, которое ему будет необходимо для выхода еще и на страховую пенсию. Если гражданин достиг пенсионного возраста, но не накопил необходимое количество баллов или стажа, он имеет право работать дальше до тех пор, пока не станет соответствовать всем условиям.

Военнослужащие, как и все граждане страны, имеют конституционное право на пенсионную поддержку со стороны государства.

Законодательно предусмотрено несколько типов военной пенсии в зависимости от причин завершения службы, включая выплаты членам семьи защитника Родины в случае его гибели.

Принципы пенсионной поддержки граждан сформулированы в федеральном законе № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В статье 8 данного закона перечислены отдельные условия, при соблюдении которых военнослужащий или его близкие могут претендовать на пенсию.

Во всех деталях порядок финансовой поддержки государством таких лиц обозначен в законе № 4468–1 от 12.02.1993, затрагивающем также служащих органов внутренних дел, личный состав национальной гвардии и т. д. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется без участия Пенсионного фонда России, однако, наличие у пенсионера-силовика минимально необходимого гражданского стажа позволяет ему претендовать и на на общих основаниях.

В таком случае применимыми становятся также и нормы закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Пенсионное обеспечение военнослужащих в современной России

Пенсионная система Российской федерации во многом унаследовала принципы государственной материальной поддержки военнослужащих и членов их семей, установленные еще в советский периоды.

В настоящее время законные основания на получение военной пенсии за выслугу лет имеют лица, отслужившие по контракту не менее двадцати лет, а также граждане, чей суммарный трудовой стаж равен или превышает срок в 25 лет, из которых 12,5 лет или более приходятся на службу в Вооруженных силах.

Для назначения пенсии за выслугу лет на основе общего 25-летнего трудового стажа, как минимум половина которого приходится на военную службу, обязательно достижение лицом возраста 45 лет на момент увольнения со службы.

Еще одним основанием для получения пенсионной поддержки от государства является инвалидность, приобретенная в процессе воинской службы либо проявившаяся после ее завершения по причинам, прямо с ней связанным. При этом на безусловную пожизненную такого типа могут рассчитывать лишь инвалиды-мужчины старше 60 лет и женщины с ограниченными возможностями не младше 55 лет. Специальной экспертизой может быть установлено, что лицо, не достигшее такого возраста, инвалидом больше не является – в таком случае выплата данной пенсии прекращается.

Если смерть военнослужащего наступила в связи с исполнением им профессиональных обязанностей, государство берет на себя материальное обеспечение лиц, кормильцем которых он являлся. К их числу относятся иждивенцы защитника Родины – дети, братья, сестры и внуки младше 18 лет, неработающий супруг, ухаживающий за детьми возрастом до 14 лет, и другие категории родственников, по тем или иным причинам неспособных обеспечивать себя самостоятельно.

Расчет величины пенсионного обеспечения военнослужащего

Статья 43 закона № 4468–1 устанавливает в качестве основы для исчисления пенсионной поддержки денежное довольствие военнослужащего, включающее в себя следующие составные части:

  • должностной оклад;
  • оклад по воинскому или специальному званию;
  • ежемесячная надбавка за выслугу лет.

В той же статье нормативного акта значение денежного довольствия для целей определения величины пенсии устанавливается с начала 2012 г. в размере 54% от реальной суммы с ежегодным увеличением на 2%, пока не будет достигнуто 100% значение. В зависимости от уровня инфляции годовой прирост может быть скорректирован в большую сторону.

Расчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется следующим способом: двадцатилетняя служба в Вооруженных силах обеспечивают будущему пенсионеру 50% от номинальной суммы денежного довольствия, каждый дополнительный год службы дает прибавку в 3%, но не превышая 85% в совокупности.

Военнослужащим со «смешанным» 25-летним трудовым стажем также полагается половина величины жалованья, при этом надбавка за каждый год свыше такого стажа составляет 1%.

Пенсия по инвалидности определяется на основании денежного довольствия сходным образом. Его доля, направляемая на пенсионные выплаты, рассчитывается в зависимости от степени ограничения физических возможностей военнослужащего и вызвавших такое состояние причин.

Сокращение материального обеспечения военных пенсионеров

Кроме того, инициативная группа в своей жалобе особое внимание обратила на имеющиеся исключения из порядка расчета величины пенсионного обеспечения – в частности, упомянутый коэффициент не применяется для определения величины пенсии сотрудников военной прокуратуры, военных органов Следственного комитета РФ, а также судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов.

Реакцией высшей инстанции стал отказ в признании положений, обозначенных в жалобе, противоречащими Конституции. Мотивирован он был тем, что действующее законодательство не содержит пунктов, так или иначе обуславливающих сокращение пенсионной поддержки военных пенсионеров, а исключение из общего принципа отдельных категорий сотрудников военных учреждений связано с особенностями их деятельности и спецификой правового статуса. В чем именно заключается такая специфика, в ответе пояснено не было.

Пенсионная система России полна неясностей и противоречий. Тем не менее претендовать на заслуженную финансовую поддержку может любой гражданин страны, посвятивший труду на ее благо многие годы, а знание принципов и закономерностей функционирования этой системы поможет максимально быстро и эффективно добиться предусмотренных законом денежных выплат.

Видео про обеспечение жильем военнослужащих:

Мар 30, 2018 Пособие Хелп

Любой свой вопрос вы можете задать ниже

Существует множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России, но большинство из них является несущественными. Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день уровень военных пенсий снизился и практически приравнялся к уровню пенсий, назначаемых по старости лет для гражданских лиц.

В силу действующего законодательства уровень пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Следует отметить, что в последние три года уровень денежного содержания военнослужащих существенно изменился, но изменился он за счёт ввода надбавок, которые не по Закону влияют на величину пенсии. В результате денежное содержание растёт, а уровень пенсий военнослужащих остаётся на прежнем уровне. Одновременно осуществляется рост гражданских пенсий, которые уже практически нагнали по уровню пенсии военные, которые всё время считались льготными. Проблема осложняется тем, что многие военнослужащие оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте (30-40 лет), но отсутствие у них гражданского стажа и опыта по гражданской специальности, не позволяет им найти достойно оплачиваемую работу. В результате пенсия становится главным источником доходов пенсионера, у многих при этом на иждивении находятся дети. Даже если у них и получается устроиться на работу, то в основном эта работа связана с охранной деятельностью и она низко оплачиваема.

Меры социальной поддержки, помощи в профессиональной переподготовке уволенных в запас военнослужащих, и их пенсионное обеспечение обсуждаются Правительством России постоянно, но пока ничего действенного не принято. Проблема осложняется тем, что ряды военных пенсионеров, в связи с массовыми сокращениями армии, ежегодно пополняются. Ежегодно ряды Вооруженных сил покидают примерно 50 тысяч офицеров в возрасте от 40 до 45 лет. Пока у государства нет четко выраженной программы переподготовки увольняемых офицеров, как нет и рычагов трудоустройства их в гражданские организации, а уровень их пенсии (а многие из них пенсионеры по выслуге лет) очень мал.

Необходимо понимать, что военные пенсионеры отличаются от пенсионеров гражданских не только возрастом, но и той долей ответственности, которая на них возложена за свои семьи. Пенсионеры по возрасту, как правило, уже имеют трудоустроенных детей и даже внуков, а пенсионеры по выслуге лет зачастую на руках имеют несовершеннолетних детей и должны нести бремя по их содержанию. Всё это усугубляет проблему низкого уровня военных пенсий и здесь нельзя ни в коем случае стараться приравнять пенсии военные с пенсиями гражданскими.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим. Кроме того, на ветеранов военной службы распространялись многие льготы, которыми можно было пользоваться уже при наличии 20-летней и более выслуги военной службы.

В результате проведённых в 2002-2004 годах изменений военно-социального законодательства система пенсионного обеспечения военнослужащих оказалась настолько урезанной, что сегодня она уже не в состоянии адекватно реагировать на инфляционные процессы. Так, с 1 июля 2002 года военные пенсионеры до достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости, уже не вправе оплачивать в 50%-ном размере жилищно-коммунальные услуги.

В период нехватки бюджетных средств для решения проблем пенсионеров в деятельности исполнительной власти обозначилась тенденция введения для отдельных категорий государственных служащих в целом, и военнослужащих в частности, различных денежных надбавок, которые, однако, не учитываются при исчислении пенсий. Так, например, с 1 марта 2005 года было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счёт введения ежемесячной надбавки в размере одного должностного оклада военнослужащего, но эта надбавка не учитывается при расчёте военных пенсий. С 1 января 2005 года всем действующим военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряжённость (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и эта надбавка не учитывается при расчёте военной пенсии.

Таким образом в Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий.

Не была восстановлена социальная справедливость и в вопросе исчисления военных пенсий с учётом фактической стоимости продовольственного пайка. В расчёт военных пенсий до недавнего времени входила явно заниженная месячная стоимость продовольственного пайка. Так, с 1 января 2000 года по 31 ноября 2007 года пенсионные отделы военкоматов при исчислении пенсии руководствовались не реальной стоимостью общевойскового пайка, а применяли заниженную сумму, из расчёта 20 рублей в сутки. При этом военкоматы ссылались на то, что в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» и последующими законами о федеральном бюджете денежная компенсация взамен продовольственного пайка была законно ограничена в размере 20 рублей в сутки.

Правительство Российской Федерации решилось на внесение изменений в законодательство, по его инициативе с 1 декабря 2007 года были внесены изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы денежного довольствия и продовольственного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, которыми исключены правовые основания для выплаты либо учёта при исчислении пенсии денежной компенсации взамен продовольственного пайка и денежной продовольственной компенсации соответственно. Теперь (с 1 декабря 2007 года) стоимость продовольственного пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, не включается, но в денежном выражении сохранена путём включения её в оклад по воинскому (специальному) званию. Однако, в оклад по воинскому (специальному) званию была включена не фактическая стоимость продовольственного пайка (в 2007 году - 2022 руб. в месяц), а всё та же заниженная сума - 608 руб. в месяц или 20 руб. в сутки.

Другой проблемой пенсионного обеспечения военнослужащих являются разногласия, которые возникают между их устаревшей системой пенсионного обеспечения и системой нового (страхового) пенсионного законодательства Российской Федерации. Явная несправедливость в отношении работающих военных пенсионеров, побудила многих из них к судебной защите своих прав. Судебные споры привели к тому, что в России был принят Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». В соответствии с этим федеральным законом военные пенсионеры при наличии у них условий для назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части). Однако в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ далеко не все работающие военные пенсионеры смогут претендовать на получение страховой части трудовой пенсии.

Во-первых, для получения страховой части трудовой пенсии военный пенсионер после увольнения с военной службы должен иметь официальный страховой стаж не менее 5 лет. Чтобы получать «вторую» пенсию после увольнения с военной службы необходимо не только 5 лет отработать, но и работодатель военного пенсионера весь указанный период должен ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Если же военный пенсионер получает неофициально зарплату, а его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет.

В случае назначения военному пенсионеру страховой части трудовой пенсии в страховой стаж не включаются периоды военной службы, с учётом которой был определён размер его военной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности - периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии. Тем самым законодатель ограничил военнослужащих, получающих в период прохождения военной службы дополнительные доходы по трудовым договорам в праве на получение страхового стажа для назначения страховой части трудовой пенсии одновременно с получением выслуги лет, необходимой для назначения ему военной пенсии.

Во-вторых, для получения страховой части трудовой пенсии введены жёсткие ограничения по возрастному цензу: для получения такого рода права военный пенсионер должен достичь общегражданского пенсионного возраста, дающего основание для назначения трудовой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин). При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удалённой либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

На фоне финансового кризиса можно сделать вывод о том, что в ближайшее время уровень пенсий военнослужащих увеличен не будет, ровно как и их должностные оклады. Какие же видятся пути выхода из сложившейся ситуации?

Главная причина сложившейся ситуации -неравномерное реформирование пенсионной системы Российской Федерации. Другими словами, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц остались в стороне, так как на тот момент, когда встал вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые гражданские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Этого нельзя допускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус.

Поэтому, для решения проблемы, Правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.

Также, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468-1 и установить, что для исчисления пенсии учитывается не только оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, но и все другие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению.

Которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. В Российской Федерации принципы, по которым функционирует пенсионное обеспечение военнослужащих, имеет существенные отличия от общей. Выплата пенсий гражданам, которые относятся к данной категории, и членам их семей регулируется отдельным законодательным актом и выплачивается не через Пенсионный фонд, а через другие уполномоченные органы – силовые ведомства. В связи с этим данная тема требует отдельного рассмотрения.

Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.).

Закон устанавливает перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение военной пенсии. В законе можно найти ответы на все интересующие вопросы, вплоть до алгоритма действий в том случае, если гражданин имеет право претендовать на различные пенсии. Им также регламентируется способ исчисления пенсий, а также порядок ее назначения и выплаты. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей предполагает выплату пенсии, размер которой зависит от ряда факторов. В их числе такие, как причина потери трудоспособности (это может быть как наличие достаточной выслуги лет, военной или смешанной, так и инвалидность, вызванная различными обстоятельствами). Пенсия по потере кормильца составляет 40% или 30% (если гибель не связана с участием в боевых действиях) от имеющегося заработка военнослужащего. В остальных случаях процент выше.

Которая проводится в стране с 2014 года, их также затронула. Тем не менее, внесенные изменения можно оценить скорее как положительные. Среди них такие, как:

  • новая формула расчета, которая предполагает ввод стандартов двойной пенсии и исчисления стажа;
  • увеличение надбавок определенным категориям сотрудников, которые проявляли активность и инициативность в работе;
  • повышение потолка пенсионного возраста;
  • наличие права получать пенсию в повышенном размере при выходе на пенсию позже установленного срока.

При этом все льготы, которые полагаются военным пенсионерам, сохранены.

Особую актуальность имеет вопрос о проведении индексации военных пенсий. Принятая несколько лет назад правительством программа устанавливает, что пенсия должна пересчитываться ежегодно для перекрытия инфляционных процессов. Однако сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране вызывает определенные трудности при реализации такой меры. Так, за 2018 год имело место повышение пенсии всего на 4%. При этом обещанная индексация, проведение которой планировалось в октябре, по факту затронула только узкое число пенсионеров.

С учетом того, что ожидания получать более высокую пенсию в прошлом году не оправдалось, теперь все внимание нацелено на 2019 год: в начале 2018 года стало известно, что с 1 октября 2019 года пенсии военнослужащих будут увеличены на 6,3%.

Виды военных пенсий

Действующий в настоящее время закон о пенсионном обеспечении военнослужащих выделяет три вида пенсий, которые полагаются военнослужащим, вышедшим в отставку, или членам их семей.

  • Во-первых, пенсия выплачивается за выслугу лет. Она полагается тем гражданам, которые имеют определенный стаж работы на военной службе, в органах внутренних дел и ряде других. На сегодняшний день нижняя граница требуемого стажа составляет двадцать лет. В том случае, если гражданин пришел в военную структуру не сразу, а установленный возраст выхода на пенсию достигнут на службе, общий трудовой стаж должен составлять не менее двадцати пяти лет. Во включенную в пенсионное обеспечение военнослужащих выслугу лет включается не только время службы, но и определенные льготные периоды (в частности, служба в так называемых «горячих точках»). Следует отметить, что пенсионный возраст существенно различается в зависимости от того, какую должность занимает военнослужащий. Если для рядового состава он составляет 50 лет, то высший командный состав должен служить до 65 лет. Что касается женщин, то они выходят на пенсию не позже 45 лет.
  • Во-вторых, пенсия может быть по инвалидности в том случае, если вред здоровью был нанесен при несении службы при условиях, которые прописаны в соответствующем законодательном акте.
  • В-третьих, если военнослужащий погиб при определенных законом обстоятельствах, члены его семьи получают право на пенсию по потере кормильца.

военный пенсия контракт инвалидность

Социально-правовая сущность системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России

Социальное обеспечение - историческая категория, обусловленная общественной необходимостью. В его нынешнем виде оно возникло относительно недавно - во второй половине XIX века. Но и в более ранние времена можно найти примеры заботы о людях старшего возраста. Это происходило либо в рамках традиционных семейных или племенных отношений, либо в качестве благотворительности. Причем забота эта распространялась не только на категории людей с ограниченной способностью содержать самих себя.

В России вопросу обеспечения военнослужащих в старости, в случае их ранения или увечья уделялось внимание задолго до наших дней. Начальники, под чьим руководством служили воины, заботились не только об их пропитании, обмундировании, оснащении оружием, но и об их приюте в старости.

Вначале социальное обеспечение воинов и их семей имело преимущественно натуральную форму, затем постепенно на первое место выходит денежная, то есть назначаются денежные пенсии, при этом сохраняются и многие натуральные формы. В XVIII веке налицо сочетание различных форм денежного и натурального обеспечения уволенных воинов и их семей.

Основными формами обеспечения уволенных из армии военнослужащих и их семей являлись:

  • 1. Поместная форма обеспечения. Сам термин происходит от слова "поместье", что означало поземельное владение, которое давалось служивым людям и делало их собственниками земли. Военнослужащие получали землю еще в период несения военной службы, задолго до увольнения из армии.
  • 2. "Кормовая" форма обеспечения. Ее нередко называли кратко - "кормление". Кормовая форма обеспечения воинов и их семей могла возникнуть следующим образом:

во-первых, в период военной службы вместо жалованья некоторые офицеры, а иногда и все офицеры отдельных полков получали для своего обеспечения по несколько дворов на человека. Существовали нормы в виде "окладов в дворах": полковнику полагалось 15 дворов, подполковнику - 10, майору - 8, капитану - 5, поручику - 4, прапорщику - 3. С уходом в отставку за офицерами сохранялось право получения доходов с этих дворов, что служило средством их материального обеспечения;

во-вторых, в "кормление" офицеров передавались города и целые провинции путем назначения уволенных воинов на должности воевод этих мест. Жители города и провинции обязаны были их содержать путем уплаты "въезжего корма", то есть денежного налога и натуральных сборов при первичном занятии воеводой должности, а затем платили подати 3 раза в год;

в-третьих, некоторые города отдавались в "кормление" за выкуп отдельным лицам, в том числе и из военных. Этим путем правительство пыталось одновременно пополнить государственную казну и дать содержание лицам, уходящим в отставку с государственной службы.

  • 3. Содержание отставных воинов при монастырях. Устанавливались нормы натурального довольствия каждого воина и денежных выплат ему, а также определялось число воинов на каждый монастырь. Эта форма содержания бывших воинов была очень выгодна государству, так как монастыри полностью содержали отставных воинов до самой их смерти.
  • 4. Инвалидное содержание отставным офицерам и нижним чинам введено с освобождением монастырей от военного призрения. Екатерина II выделила в европейской части 31 город, куда направлялись отставные офицеры и нижние чины. В каждом из этих городов размещалось строго определенное число военнослужащих разных чинов и при условии, если младшие офицеры сами или их жены имели во владении не более 25 крестьянских душ, а старшие не более 40 душ.
  • 5. Помещение воинов в богадельни, больницы и инвалидные дома.
  • 6. Зачисление в инвалидные команды для несения определенной службы. Такие команды, как правило - роты, создавались в госпиталях, крепостях, уездных городах, центральных военных учреждениях и т.п.
  • 7. Денежные пенсии и пособия. Наравне с натуральной формой обеспечения военнослужащих и их семей постепенно расширялась практика назначения денежных пенсий и пособий. Вначале они назначались лишь отдельным лицам на основании личных распоряжений царей. Постоянными денежными выплатами можно считать инвалидное содержание офицерам, поселяемым в "инвалидных городах". Кроме того, в конце XVIII века был издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 лет и более, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам - независимо от количества прослуженных лет. Пенсии либо пособия в деньгах назначались также членам семей военнослужащих.

В первой половине XIX века в пенсионном обеспечении военнослужащих и их семей более четко обозначились две заметные особенности.

Первая из них - денежные пенсии от правительства - становится преобладающим видом обеспечения, принят первый Устав о пенсиях. В 1803 году военнослужащие по их пенсионному обеспечению подразделялись на два класса. К первому классу принадлежали те, кто прослужил не менее 20 лет и уволен ввиду ранений и болезни. Им назначалась одна треть жалованья. Ко второму классу относились военнослужащие, уволенные по другим причинам. Им также назначалась одна треть жалованья, но из меньшей денежной основы исчисления пенсии. Несколько позже был принят другой принцип пенсионного обеспечения офицерского состава, размер пенсии стал в большей мере зависеть от выслуги лет. За 20-летний стаж службы пенсия назначалась в размере инвалидного содержания (оно меньше жалованья), за 30 лет - половина жалованья и за 40 лет - полное жалованье, получаемое военнослужащим перед увольнением. Если военнослужащий увольнялся по болезни, то пенсия назначалась за выслугу и менее 20 лет в размере полного жалованья. Таким образом, пенсионная система была достаточно отработана.

Второй Устав о пенсиях был утвержден в 1827 году. С этого времени пенсии - преобладающий вид попечительства и обеспечения отставных военных и их семейств.

Полная пенсия назначалась за 35 лет безупречной службы. Прослужившим от 30 до 35 лет определялось 2/3 полного оклада, от 20 до 30 лет - 1/3 полного оклада, равного жалованью по чинам, установленным по табели от 12 декабря 1816 года.

Устав о пенсиях 1827 года с незначительными изменениями действовал до конца 1852 года. Затем было принято решение об отмене пенсий за 20 и 30 лет службы. Пенсии устанавливались за воинскую службу от 25 до 35 лет в размере 50% оклада. За 35 лет службы и более устанавливался полный оклад жалованья по чину.

Основные положения второго Устава о пенсиях оставались действительными практически вплоть до 1912 года.

Таким образом, в царской России продолжительная воинская служба стимулировалась среди прочих мер высокими размерами пенсий из различных источников.

Можно сказать, что до 1917 года в России существовала достаточно разработанная и многообразная система поддержания высокого социально-экономического положения военнослужащих, социальных гарантий "служивому" человеку во время и после службы.

В результате резкого ухудшения экономического положения России после первой мировой войны и прихода к власти большевиков существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена. С учетом требований, предъявляемых к строительству Красной Армии, создавалась новая система.

До августа 1918 года пенсионное обеспечение инвалидов Красной Армии, семей погибших красноармейцев производилось в порядке и по нормам, установленным Постановлением Временного правительства от 11 октября 1917 года. 7 августа 1918 года в виде экстренной меры, временно, впредь до издания общего страхового закона, В.И. Ленин подписал принятый СНК первый декрет о пенсионном обеспечении солдат Красной Армии и членов их семей.

Во исполнение решений III Съезда Советов Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 марта 1926 года было утверждено Положение о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, введенное в действие с 1 октября 1926 года. С этого времени пенсионное обеспечение кадрового начальствующего состава было выделено из общей системы социального страхования и стало осуществляться на основании специальных актов. Работа по обеспечению лиц начальствующего состава и их семей была возложена на военное ведомство.

В июне 1941 года, накануне Великой Отечественной войны, правительством было установлено, что основным видом пенсий за выслугу лет командных кадров стала пенсия за 25 лет и более, а не за 20 лет, как это было раньше.

28 июня 1944 года Государственным комитетом обороны было принято Постановление N 6116, в соответствии с которым были повышены размеры пенсий генералам, адмиралам и старшим офицерам, имеющим выслугу 25 и более лет, уволенным в запас или в отставку по состоянию здоровья или возрасту. Им пенсии исчислялись из оклада денежного содержания с учетом процентной надбавки за выслугу лет: генералам и адмиралам - в размере 90%; старшим офицерам - в размере 80%, с увеличением на 3% за каждый год выслуги сверх 25 лет, но всего не более 90%.

В целом указанный порядок назначения пенсии военнослужащим с отдельными изменениями просуществовал до 1 января 1991 года. Новый порядок исчисления пенсий, надбавок и повышений был определен в Законе Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

История Российского государства позволяет сделать вывод о том, что во все времена и при всех режимах оно проявляло постоянную заботу о своих вооруженных защитниках и ветеранах, ушедших в запас. Развитие социального обеспечения военнослужащих и их семей неразрывно связано с возникновением и развитием Вооруженных Сил, с укреплением и развитием экономики, неуклонным ростом национального дохода и повышением материального благосостояния людей. Система социального обеспечения военнослужащих в России после Октября 1917 года непрерывно менялась, но, несмотря на это, обеспечивала военнослужащим, военным пенсионерам достойный уровень существования вплоть до развала СССР, что значительно влияло на стабильность обстановки внутри страны и на качество службы в Вооруженных Силах. Подлинной может быть забота о военнослужащих со стороны общества и государства только в том случае, если она обеспечивает реальное их равноправие: экономическое, политическое, социальное - с другими категориями населения.

Похожие публикации