Феминистские взгляды. Кто такие феминистки и за что они борются

Феминизм (от латинского слова femina, «женщина») — женское политическое и общественное движение за равноправие женщин с мужчинами. Отсюда феминистка — сторонница этого движения. Характерно, что, несмотря на существование огромного числа настроенных весьма либерально и свободномысляще мужчин, понятие «феминист» не встречается.

История феминизма

До середины ХIХ века роль женщины в обществе сводилась к деторождению, воспитанию потомства, наблюдению за домашним хозяйством. За исключение беднейших слоев общества, женщины общественно-полезной деятельностью не занимались. Однако с ростом численности населения, продолжительности человеческой жизни, промышленного производства и, соответственно, потребления, мужских рабочих рук стало не хватать. И у станков, конвейеров, торговых прилавков, офисных конторок место рядом с мужчинами пришлось занять женщинам. При этом права: политические, имущественные, юридические — их остались в архаичном состоянии. Женщинам, хотя они трудились не хуже мужчин, платили меньше, существовали писанные и не писанные законы, запрещающие им заниматься определенными видами деятельности, учиться, ограничивающие карьерный рост. Подобная несправедливость и породила феминизм.

Впрочем, первые проявления феминистских настроений, как указывает Википедия, начались ещё в конце ХVIII века во Франции, в период её великой революции, и в США, во время борьбы за независимость. Первые феминистки выступали с требованием прежде всего равного с мужчинами права голоса. Затем к призывам политического характера добавились вопросы равноправия женщин в правах собственности, в браке, в выборе профессий, в получении образования. В 1848 году в штате Нью-Йорк прошла конференция женщин с подобной повесткой дня. Боевой задор постепенно охватывал женщин всё большего количества стран. В Англии самые радикальные формы приняла борьба за политические права так называемых суфражисток.

в России в 1859 году появилось «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению», инициированное Трубниковой, Философовой и Стасовой. В том же году в Петербурге была открыта первая воскресная школа для женщин. В 1862 начала действовать первая женская трудовая ассоциация «Общество женского труда». В 1863 в Петербурге открылась женская издательская артель, в 1864 — первый магазин женских рукоделий, принадлежавший женщине, дававший женщинам работу в качестве продавщиц, торговавший швейными инструментами и готовой продукцией (при магазине была открыта и мастерская, где можно было обучиться навыкам шитья). С точки зрения феминизма в 1920-х годах самой прогрессивной страной мира была Советская Россия и русский феминизм. Женщинам в СССР было гарантировано политическое и избирательное равенство, их учили грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых, даже был декриминализован аборт.

Суть феминизма в борьбе за равные права женщин и мужчин во всех сферах жизни

Течения феминизма

  • Либеральный феминизм. Требует равенства прав мужчин и женщин
  • Марксистский феминизм. частный случай капиталистического и классового угнетения.
  • Радикальный феминизм. Борьба с режимом патриархата, где главным институтом угнетения является гендерное.
  • Лесбийский феминизм. Борьба с сексуальными отношениями с мужчинами, потому что любая форма сексуальных отношени есть продолжение угнетения.

Знаменитые феминистки

  • София де Кондорсе (1764 — 1822) — хозяйка светских салонов Парижа
  • Абигейл Смит Адамс (1744-1818) — жена президента США Джона Адамса
  • Олимпия де Гуж (1748 — 1793) — французская писательница и журналистка, политический деятель. Гильотинирована.

    Олимпии де Гуж приписывают слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент»

  • Мэри Уолстонкрафт (1759-1797) — английская писательница, философ, автор книги «Защита прав женщины» (1792)
  • Сара Мур Гримке (1792 - 1873) — американская активистка движения за отмену рабства и гендерное равенство
  • Сара Маргарет Фуллер Оссоли (1810 - 1850) - американская журналистка, писательница
  • Лукреция Коффин Мотт (1793 - 1880) - американская активистка движения за права женщин и против рабства
  • Эммелин Панкхёрст (1858 — 1928) - английский политический деятель, лидер движения суфражисток
  • Эстелла Сильвия Панкхёрст (1882 — 1960) - дочь Э. Панкхёрст, суфражистка и коммунистка
  • Сьюзен Браунелл Энтони (1820 - 1906) - американская феминистка и борец за гражданские права женщин
  • Джанет Пикеринг Рэнкин (1880 — 1973) - американский общественный деятель, первая женщина, избранная в Конгресс США

    Джанет Пикеринг Рэнкин была единственным членом Конгресса, который голосовал против вступления США как в Первую, так и во Вторую мировую войну

  • Александра Коллонтай (1872 — 1952) - русская революционерка, советский государственный деятель и дипломат
  • Анна Философова (1837 — 1912) - общественный деятель, один из лидеров женского движения в России в 1860-80-х годах
  • Надежда Стасова (1822 — 1895) - общественная деятельница, в 1860-1895 годы возглавляла женское движение в России

Конец феминизма

Главная проблема человечества в том, что оно не умеет вовремя остановиться и любое движение, самое благостное в начале пути, доводит до своей противоположности. Так и феминизм. Сначала были воскресные школы, требования равной оплаты, возможности учиться, иметь равные политические права. Потом женщины потянулись вслед мужчинам в освоении мужских профессий: дипломат, летчик, водитель, шпалоукладчица. Потом они отвергли мужчин, как защитников, добытчиков, глав семейств: зачем, когда женщина сама зарабатывает, сама водит, клеит, штукатурит и забивает? Сегодня женщины играют в хоккей и футбол, квасят друг другу морды на ринге, возятся на татами, летают в космос, руководят международными корпорациями и целыми государствами. Но стали ли они счастливее? Ведь сегодня мужчины видят в них товарищей по работе, коллег в бизнесе, партнеров в сексе, но никак не существ, вызывающих чувство любви, поклонения, желания помочь, защитить, уберечь. Как и мужчины, женщины сегодня озабочены карьерой, зарплатой, вопросами выживания, так же как и мужчины они курят, пьют, матерятся. Женщины перестали быть ими. Этого добивались? Если этого, то они победили.

Конан-Дойл и феминизм

«Хотя Дойл был защитником женщин и прав женщин, методы самих женщин, борющихся за свои права, ему не очень-то импонировали. В начале XX века суфражистское движение в Англии набрало ход. В 1903 году в Манчестере был образован Женский социально-политический союз во главе с известной феминисткой Эмелин Панкхерст; его члены придерживались весьма экстремистских методов борьбы. Начиная с 1906-го суфражистки заимствовали тактику ирландского освободительного движения: устраивали взрывы и поджоги общественных зданий, бурные демонстрации, сопровождавшиеся стычками с полицией, атаковали государственные учреждения, а позже, когда власти стали их арестовывать, практиковали голодные забастовки. Дойлу все это страшно не нравилось. Он неоднократно высказывался неодобрительно о поступках суфражисток – исходя из этого ему часто приписывают отрицательное отношение к суфражизму как таковому. Это не совсем верно. Отвращали его не цели, а методы. Когда интервьюер спрашивал его дочь Джин – много лет спустя после его смерти – о том, почему доктор, идеализировавший женщин, так резко отзывался о суфражистках, та ответила следующее: «Он, несомненно, полагал, что женщины – существа высшего порядка, гораздо более утонченные, нежели мужчины». По словам Джин, ее отец в принципе не был против того, чтобы женщины имели право голосовать на выборах; но, насмотревшись в период своей работы в Союзе за бракоразводную реформу на бесчисленные случаи семейного насилия, он считал, что политические разногласия между мужем и женой только увеличили бы количество такого насилия. Он также – будучи во многих отношениях идеалистом – высказал мнение, что женщина, счастливая в браке, непременно имеет влияние на своего мужа в том числе и в политических вопросах и таким образом его голос на выборах – это и ее голос. Что же касается суфражисток – его отвратила от них их склонность к насилию. Женщина должна обладать сильным характером (как его мать, вторая жена или младшая дочь), но при этом быть женственной, а не крушить ломом стекла» (М. Чертанов «Конан-Дойл»)

Слово "феминизм" произошло от латинского слова "femina" - женщина и означает женское общественное и политическое движение за равноправие между мужчинами и женщинами. Значит феминистка - это сторонница движения за равноправие полов. Что характерно, несмотря на то, что в наше время существует большое количество свободомыслящих и либеральных мужчин, термина "феминист " вообще не существует. Что феминистки считают своим врагом в первую очередь? Отсвет прост - Домострой!

Из истории феминизма

Пожалуй в течении тысячелетий, что развивалось человеческое общество, роль женщины отводилась к наблюдению за домашним хозяйством, рождению и воспитанию ребёнка. Однако с развитием науки и со скачкообразным ростом населения, увеличения продолжительности жизни человека, ростом промышленных производств и как следствие усиления потребления, стала ощутима значительная нехватка мужских рабочих рук. И в офисных конторах, торговых прилавках, у конвееров, станков рядом с мужчинами стали работать и женщины. При этом их права - юридические, имущественные, политические продолжали пребывать на "доисторическом " уровне. Например женщинам, которые трудились наравне с мужчинами платили за работу гораздо меньше, имелись множество писанных и неписанных правил, которые запрещали им заниматься конкретными видами работы, учиться, существовали ограничения по карьере. Такая несправедливость не устраивала слабый пол и по этой причине появилось новое общественное движение - феминизм.

Хотя, самые первые ростки феминизма стали появляться ещё в конце 18-го века в период революции во Франции, и во время борьбы за независимость в США. Самые первые феминистически настроенные женщины требовали прежде всего равноправия с мужчинами. Потом к требованиям политического характера прибавилось желание женщин обладать равными правами в выборе профессии, в браке, в правах собственности. Одна из первых конференций феминисток прошла в 1848 году в штате Нью-Йорк. Злость и ярость на притеснение своих прав словно цунами охватывал всё больше и больше женщин во многих странах мира. Самые прогрессивные методы в борьбе за свои права получили свое распространение в Англии ими занимались женщины, которые стали именоваться суфражистками.

В 1859 году в Российской империи было основано "Общество для оказания беднейшему населению материальной поддержки ", у истоков которого стояли Стасова, Философова и Трубникова. В этом же году в столице открылась самая первая на тот момент воскресная женская школа. Спустя три года в 1862 году открылась первая трудовая женская ассоциация, которое называлось "Общество женского труда ". Ещё через год в Санкт Петербурге начала действовать женская издательская артель, а в 1864 году открылся магазин, который принадлежал женщине, и торгующий женскими рукоделиями, причём на работу принимался исключительно слабый пол в качестве продавщиц, торговавший готовой продукцией и швейными инструментами, также при магазине была основана мастерская, в которой можно было пройти курсы шитья. С феминистической точки зрения в 1920-х годах самым "продвинутым " государством на планете был СССР и русские феминистки. Женщинам в Советской России было гарантировано избирательное и политическое равенство, были сделаны попытки освободить женщин от домашних забот и приготовления пищи при помощи массовой постройки столовых для пролетариата, даже были разрешены аборты.

Основная мысль феминизма - это борьба за равные права и возможности между мужчинами и женщинами во всех жизненных сферах

Течения феминизма

Лесбийский феминизм . Отказ от сексуальных отношений с мужчинами, поскольку любой вид сексуальной связи является продолжением женского закабаления.

Радикальный феминизм . При котором осуществляется борьба с патриархатом, где основным символом закабаления считается гендерное.

Либеральный феминизм . При котором звучат призывы уравнять права женщин и мужчин.

Марксистский феминизм . Частный случай классового и капиталистического угнетения.

Известные феминистки

Надежда Стасова (1822 - 1895) - была общественницей и с 1860 по 1895 возглавила женское движение в России за свои права.

Аллександра Колонтай (1872 - 1952) - дипломат, русская революционерка (еврейского происхождения) и государственный деятель.

Джанет Пикеринг Рэнкин (1880 - 1973) - была первой женщиной попавшей в конгресс США, американский общественный деятель, она известна тем, что единственная голосовала против вступления, как в первую, так и во вторую мировую войну.

Эстелла Сильвия Панкхёрст (1882 - 1960) - коммунистка и суфражистка, дочка Э. Панкхёрста.

Лукреция Коффин Мотт (1793 - 1880) - выступала против рабства и являлась членом американского движения за женские права.

Сара Мур Гримке (1792 - 1873) - боролась за отмену гендерного неравенства и являлась сторонницей движения за отмену рабства.

Олимпия де Гуж (1748 - 1793) - являлась известным политическим деятелем, французской журналисткой и писательницей, за свои убеждения рассталась с головой в буквальном смысле, была гильотинирована. Это активистке приписывают такую фразу: " Если женщина может подняться на эшафот, то она может войти и в парламент"

София де Кондорсе (1764 - 1822) - в то время являлась хозяйкой популярных светских салонов в столице Франции.

Анна Философова (1837 - 1912) - в являлась одним из лидеров движения за права женщин в России в 1860-1895 годы, а также была известным общественным деятелем.

Сьюзен Браунелл Энтони (1820 - 1906) - борец за права женщин и американская феминистка.

Эмелин Панкхёрст (1858 - 1928) - лидер движения суфражисток и политический деятель.

Сара Маргарет Фуллер Оссоли (1810 - 1850) - американская писательница и журналистка.

Мэри Уолстонкрафт (1759-1797) - автор книги "Защита женских прав " (1792), философ и писательница.

Конец феминизма

Основная беда человечества в том, что оно не способно вовремя "нажать на тормоза ", и даже первое благотворное движение в самом начале пути, способно довести впоследствии до его полной противоположности. То же случилось и с феминизмом. Сначала были требования о равных политических правах, возможности женщинам учиться, иметь равную оплату и открытие воскресных школ. Со временем женщины стали осваивать чисто мужские профессии - шпало-укладчица, лётчик, водитель, дипломат. Через некоторое время они отвергли мужчин, как добытчиков семьи, как защитников. Зачем теперь нужен мужчина, если теперь сама забивает, сама штукатурит, клеит, водит и самое главное зарабатывает? В наше время женщины являются главами некоторых стран и руководят огромными корпорациями, занимаются борьбой на татами, занимаются боксом, играют в футбол и хоккей. Но стали ли они из за этого более счастливыми? Поскольку в наше время мужчины видят в женщине прежде всего партнёров в сексе, коллег в бизнесе, товарищей по работе, но ни тех, которые могут вызвать чувство поклонения, любви, желание уберечь, помочь, защитить. Так же, как и сильный пол, женщины сегодня озабочены вопросами выживания, своей зарплатой и карьерой. Точно также, как и мужчины, они матерятся, пьют и курят. Похоже женщины добились того, что сильный пол перестал считать их таковыми. Что, этого они добивались несколько сот лет? Если этого, то они одержали победу.

Феминизм и Конан-Дойл

"Хотя Конан-Дойл и являлся прав женщин и самих женщин, как таковых, способы борьбы женщин за свои права ему не очень то приходились по вкусу. В самом начале 20-го века в Англии движение суфражисток понеслось на всех парах. В Манчестере в 1903 году был создан Женский социально-политический союз, который возглавила популярная в своих кругах феминистка Эмелин Панкхерст. Члены этого общества ратовали за радикальные методы борьбы за свои права. Уже к 1906 году суфражистки заимствовали ирландскую тактику освободительного движения, они атаковали государственные учреждения, устраивали яростные демонстрации, которые зачастую оканчивались стычками со стражами порядка, занимались поджогами и взрывами общественных зданий, а впоследствии, когда власти наконец опомнились и принялись их отправлять за решётку, стали практиковать голодные забастовки. Конан-Дойл считал это неподобающим для женщин и в связи с этим ему приписывают крайне негативное отношение к суфражизму, как таковому. Однако это не совсем так. У него вызывало неприятие не их цели, а методы, которыми они пытались этого добиться. Однажды у дочери Дойла Джин, брали интервью через много лет после его смерти, о том почему он, так восхищавшийся слабым полом, настолько неодобрительно высказывался о суфражистках, и та ответила так: "Безусловно он считал женщин существами иного, высшего порядка, намного более утончённого, чем мужчины." По её словам, отец нисколько не возражал против того, чтобы у женщин было право ходить на выборы, но насмотревшись в своё время, когда он работал в Союзе за бракоразводную реформу, на огромное количество семейного насилия, он высказывался в том духе, что если добавить к этим разногласиям, ещё и политические споры, то это только бы увеличило бы количество насилия в отдельно взятой семье. Кроме того, он, являвшийся идеалистом, высказал предположение, что женщина. которая счастлива в браке, безусловно оказывает самое непосредственное влияние на своего мужа, в том числе и в вопросах политики и поэтому голос её мужа на выборах также и её голос. Если же говорить о суфражистках, его отвращала от них их обычная склонность к перманентному насилию. У женщины должен быть сильный характер, как у его матери, у младшей дочери или второй жены, но при этом быть очень женственной и хрупкой, а не бить своей головой стёкла " ("Конан-Дойл" М. Чертанов)

В современном обществе часто встречается такое понятие, как феминистка. Термин этот не совсем новый, хотя его появление можно отнести к 18-20 векам. Что такое феминизм объясняет популярный портал Википедия. Это совмещение различных идеологий, взглядов, направленных на достижение политического, социального, финансового, личного равенства женщин и сохранения их прав.

Феминисткие движения борются за право слабого пола участвовать в выборах, выбирать работу, иметь оплату труда наравне с мужчинами, право на неприкосновенность.

Как зарождался феминизм

Начало движения женщин феминисток относят к концу XVIII — началу XIX веков. В это время царствует патриархат, а женщина подвергается угнетениям. Первой феминисткой согласно Википедии считается Абигейл Смит Адамс. Женщины впервые выдвинули свои требования во время Войны за независимость.

В конце XVIII века появился журнал, посвященный борьбе женщин за равенство. Произошло это во Франции.

Первая волна пошла с 1848 года. Был организован съезд по защите прав женщин. Здесь была принята декларация, в которой освещались вопросы о правах женщины в различных сферах жизни.

Второй этап относится к 60-м годам XX века. Здесь уже произошло акцентирование внимания на социальном, юридическом равенстве, устранении дискриминации.

Третья волна началсь с 90-х годов прошлого века и продолжается и поныне. Современное понятие феминистки — это уже борьба за сексуальность.

Кто такие феминистки

Чтобы называть себя приверженцем этого направления, надо четко понимать, что значит феминистка. Сейчас это модное слово, но женщины, относящиеся себя к этому течению, не всегда верно оценивают его значение.

Девушка феминистка желает быть, действовать, мыслить наравне с мужчинами. Они не приемлют ограничений своих свобод. Активистки устраивают шествия, митинги, общаются с прессой.

Одна из известных феминисток — Клара Цеткин, биография которой . Благодаря ей весной мы отмечаем Женский день.

Мужчины воспринимают последователей направления как агрессивных, независимых, даже мужеподобных, доминирующих. Есть представительницы, которые проявляют ненависть мужчин и неприемлемость отношений с ними.

Виды феминизма

Как и любое течение, феминизм имеет разновидности.

  • Анархо-феминизм. — главная проблема общества, и с ним надо бороться.
  • . Оба пола признаются равными.
  • Индивидуальный. Защищает индивидуальность слабого пола.

Большинство представителей течения женщины. Тем не менее существует и мужской вариант. Феминист в этом случае называется маскулизм.

Влияние на общество

То, что делают феминистки, оказало широкое влияние на общество. Значение этого течения огромно: женщины получили право участвовать в выборах, владеть имуществом, решать, рожать ли им детей, выбирать работу, получать развод. Повлияли они и на развитие языка, введя новые термины и понятия. Свой вклад феминистки внесли в воспитание и обучение детей.

В современном обществе мужчинам и женщинам приходится адаптироваться к новым условиям. Феминистический взгляд оказывает влияние и на семейные роли, когда женщина занимает доминирующее положение или предпочитает растить ребенка самостоятельно, отвергая отношения с мужчиной.

В некоторых религиях женщинам разрешается становится членами духовенства, что определенно влияет и на эту сторону жизни.

Дискуссия, насколько значимо фиминистическое направление и полезно для общества, продолжается и сейчас. Создаются различные бесплатные форумы, где женщины обсуждают проблемы, способы отстаивания своих интересов.

· Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Портал Дискриминация

Зарождение и предтечи феминизма

Основная статья : Протофеминизм

Истоки феминизма принято датировать концом 18-го - началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США ( -). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс ( -). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» ().

Важной фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) - она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage , "право голоса"). Одной из её целей было развенчание сексизма , укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 году Пэнхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах ().

Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное - это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной» . Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

«Освобождение женщин» в США

Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных Штатах в 1964 году , а в печати впервые появилась в 1966 году . К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминисткая теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году .

«Загадка женственности»

Книги Б. Фридан «Загадка женственности»

Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права - одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, - это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».

«Вторая волна» во Франции

Важное развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в США и Великобритании французский феминизм отличается более философским и литературным подходом. В работах этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и сосредотачивается на теориях «тела». К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции, например, Юлия Кристева и Браха Эттингер.

Французский автор и философ Симона де Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée , ) и «Мандарины» (Les Mandarins , ), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эта работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» - именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое.

«Третья волна» феминизма

Основная статья : Третья волна феминизма

Разновидности и идеологии феминизма

Краткое описание

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

  • Вуманизм (от англ. woman - женщина)
  • Духовный феминизм
  • Культуро-феминизм
  • Лесбийский феминизм
  • Либеральный феминизм
  • Индивидуалистский феминизм
  • Мужской феминизм
  • Материальный феминизм
  • Многокультурный феминизм
  • Поп-феминизм
  • Постколониальный феминизм
  • Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory)
  • Психоаналитический феминизм
  • «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»)
  • Радикальный феминизм
  • Ролевой феминизм
  • Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм)
  • Сепаратистский феминизм
  • Социалистический феминизм
  • Социально-обусловленный феминизм
  • Трансфеминизм
  • Феминизм амазонок
  • Феминизм стран третьего мира
  • Французский феминизм
  • Экофеминизм
  • Экзистенциальный феминизм
  • Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты

Социалистический и марксистский феминизм

Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

Некоторые социалистические феминисты считают наивной точку зрения, согласно которой гендерное угнетение является подчинённым по отношению к классовому угнетению, поэтому значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов. Существующие уже долгое время в Соединенных Штатах социалистические феминистские организации «Радикальные женщины» (Radical Women ) и Свободная социалистическая партия (Freedom Socialist Party ) подчёркивают, что в классических марксистских работах Фридриха Энгельса («Происхождение семьи…») и Августа Бебеля («Женщина и социализм») убедительно показана взаимосвязь гендерного угнетения и классовой эксплуатации.

Исследователь Валери Брайсон пишет: «Марксизм, несомненно, комплексная теория, хотя, открывая для феминизма возможности новых открытий, он не является чем-то типа „клада“, из которого по желанию могут быть извлечены готовые ответы. Разработанные Марксом идеи в отношении классов и экономических процессов могут быть применены для анализа отношений полов, но их невозможно переносить автоматически». При этом в качестве «минуса» он отмечает, что «марксизм исключает возможность внеэкономического угнетения, что означает, что любые возможности конфликта интересов между полами без экономической подоплеки исключаются, равно как и вероятность существования патриархата в бесклассовом обществе».

Радикальный феминизм

Основная статья : Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

С течением времени стали возникать различные направления в радикальном феминизме, такие как культурный феминизм, сепаратистский феминизм и антипорнографический феминизм. Культурный феминизм - это идеология «женской природы» или «женской сущности», пытающаяся вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые кажутся недооценёнными . Он подчеркивает различие между мужчинами и женщинами, но считает, что эта разница является психологической и культурно сконструированной, а не биологически врожденной. Критики этого направления утверждают, что, поскольку его концепция основана на учёте сущностных различий между мужчинами и женщинами и выступает за культурную и институциональную независимость женщин, культурный феминизм уводит феминисток от политики к некоему «стилю жизни». Одна из таких критиков, историк феминизма и культурный теоретик Элис Эхолс приписывает члену «Редстокингс» Брук Уильямс введение термина «культурный феминизм» в 1975 году для описания деполитизации радикального феминизма .

Сепаратистский феминизм - это форма радикального феминизма, которая не поддерживает гетеросексуальные отношения. Сторонники этого течения утверждают, что сексуальные различия между мужчинами и женщинами является неразрешимыми. Сепаратистские феминистки, как правило, считают, что мужчины не могут вносить позитивный вклад в феминистское движение, и что даже руководимые благими намерениями мужчины воспроизводят патриархальную динамику . Автор Мэрилин Фрай описывает сепаратистский феминизм как «разные виды отделения от мужчин и от учреждений, отношений, ролей и действий, определяемых и доминируемых мужчинами, а также работающих в интересах мужчин и с целью сохранения мужских привилегий, причём это отделение по собственному желанию инициируется или поддерживается женщинами».

Либеральный феминизм

Основная статья : Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами .

Во многом, такая позиция исходит из классической концепции Просвещения о построении общества на принципах разума и равенстве возможностей. Применение этих принципов к женщинам положило основу либерального феминизма, развивавшегося в XIX веке такими теоретиками, как Джон Стюарт Милль , Элизабет Кэйди Стэнтон и другими. Поэтому особенно важным для них был вопрос о праве собственности для женщины как одном из основных прав, гарантирующих независимости женщины от мужчины.

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд» (лозунг «Equal pay for equal work!»), доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный» феминизм

Основные статьи : «Чёрный» феминизм , Вуманизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой . Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» (The Combahee River Collective ) в 1974 году , говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуманизм Элис Уокер . Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины.

Постоколониальный феминизм возник из гендерной теории колониализма: колониальные державы часто навязывают колонизируемым регионам западные нормы. По словам Чиллы Бальбек, в настоящее время постоколониальный феминизм борется за уничтожение гендерного угнетения в рамках собственных культурных моделей общества, а не через те модели, которые навязывались западными колонизаторами. Постколониальный феминизм относится критически к западным формам феминизма, в частности, к радикальному и либеральному феминизму и их универсализации женского опыта. Это направление в целом может быть охарактеризовано как реакция на универсалистские тенденции в западной феминистской мысли и на недостаток внимания к гендерным вопросам в основном потоке постколониальной мысли.

Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира ». Феминисты из стран «третьего мира», такие как Чандра Талпад Моханти (Chandra Talpade Mohanty ) и Сароджини Саху (Sarojini Sahoo ), критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». По словам Чандры Талпад Моханти, женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

Отношения с другими общественно-политическими движениями

Многие феминисты занимают позицию целостного подхода к политике, веря в то, что однажды сказал Мартин Лютер Кинг-младший : «Угроза справедливости в одном месте есть угроза справедливости повсеместно». В соответствии с этим убеждением, некоторые феминисты поддерживают и другие движения, такие как движение за гражданские права, движение за права гомосексуалистов и лесбиянок, и с некоторого времени - движение за права отцов.

Феминизм в искусстве

Начиная с 1970 годов, одно из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве было связано с пересмотром проблем пола. В начале 70-х годов кризис доверия к культуре модернизма , в котором доминировали мужчины, нашёл наиболее полное выражение в среде художниц-феминисток.

Нью-Йорк. «Женщины бунтуют»

Женские группы активно проявили себя в Нью-Йорке, где Коалиция работников искусства среди своих «13 требований», выдвинутых перед музеями, назвала необходимость «преодолеть несправедливость, веками проявляемую по отношению к художницам, установив при организации выставок, приобретении новых экспонатов и формировании отборочных комитетов, равную представительную квоту для художников обоих полов». Вскоре возникла «группа влияния» под названием «Художницы бунтуют» (Women Artists in Revolution, сокращенно WAR), протестующая против дискриминации женщин на ежегодных экспозициях в Музее Уитни. Члены группы ратовали за то, чтобы процент участниц был повышен с 7 до 50 процентов. В дальнейшем они предприняли шаги по организации собственных выставок и галерей.

В этой атмосфере дебатов о женском творчестве было сформулировано несколько ключевых идей, самые заметные из которых были изложены в эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году в «Арт ньюз» и в каталоге к выставке «25 современных художниц». Предметом рассмотрения Нохлин стал вопрос, есть ли в женском творчестве какая-то особая женская суть. Нет, не имеется, доказывала она. Причины отсутствия среди женщин художников ранга Микеланджело Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. Она настаивала на силе обстоятельств, проявляющих ум и талант в целом.

Художница Линда Бенглис сделала пресловутый демонстративный жест, бросив в 1974 вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где, позируя как модель, пародировала типично мужской взгляд на женщин. В заключительной фотографии цикла она снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке.

Влияние на Западное общество

Феминистское движение повлекло за собой различные изменения в западном обществе, в том числе предоставление женщинам права голоса в выборах; право подавать заявление на развод ; прав на владение имуществом; право женщин на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и аборты и другое .

Гражданские права

С 1960-х годов женское освободительное движение вело кампанию за следующие женские права, включающие равную с мужчинами оплату, равные законодательные права и свободу в планировании своей семьи. Их попытки привели к неоднозначным результатам .

Интеграция в общество

Некоторые из исключительно радикально-феминистических взглядов теперь приняты повсеместно как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее большинство населения западных стран не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), владеть землёй - всего того, что показалось бы невероятным ещё сто лет назад.

Влияние на язык

В языках западного мира (в частности, в английском языке) феминистки зачастую являются сторонниками использования не-сексистского языка, например, используя обращение Ms. (Miss) по отношению к женщинам, независимо от того, состоят ли они в браке. Феминистки также выступают за выбор слов, которые не исключают один из полов, если речь идёт о явлении/понятии/предмете, свойственном и мужчинам, и женщинам, как например «супружество» вместо «замужества».

Английский язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово - mankind - восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к нейтральному слову ‘человек’.

Во многих других языках (в том числе и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации.

Данные перемены в языковых требованиях также объясняются стремлением исправить элементы сексизма в языке, так как феминистки считают, что язык напрямую влияет на наше восприятие мира и понимание своего места в нём (см. гипотезу Сапир-Уорф - Sapir-Whorf Hypothesis). Однако, вполне возможно, что данный лингвистический вопрос не столь актуален для всех языков мира, хотя нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что английский язык стал одним из самых распространённых языков международного общения.

Влияние на мораль в образовании

Оппоненты феминизма заявляют, что женская борьба за внешнюю власть - как противоположность «внутренней власти», которая помогает оказывать влияние на формирование и поддержание таких ценностей, как этика и мораль - оставила вакуум, так как раннее роль морального воспитателя традиционно отводилась женщине. Некоторые феминистки отвечают на этот упрёк тем, что сфера образования никогда не была и не должна была быть исключительно «женской». Как парадокс, система домашнего образования (англ. homeschooling ) есть результат женского движения.

Аргументы и дискуссии подобного рода далее усугубляются в более крупных разногласиях, например, в войне культур, а также внутри феминистских (и анти-феминистских) рассуждений о том, кто ответственен за хранение общественной морали и такого качества, как милосердие .

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминистское движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем и целом это влияние оценивается как позитивное, отмечаются и некоторые негативные последствия.

В некоторых отношениях произошла перемена полюсов власти. В таких случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого пола ролям.

Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся для них возможностей, но некоторые ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью», многие сторонники социалистического феминизма отмечают отсутствие достаточного количества учреждений дошкольного воспитания. В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.

Начиная со «второй волны» феминизма имеют место и перемены в отношении сексуального поведения и морали. Свободный выбор средств предохранения от незапланированного зачатия способствует тому, что женщины чувствуют себя более уверенно в сексуальных отношениях. Не последнее место в этом играет и изменение общественного мнения по отношению к женской сексуальности. Сексуальная революция позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам - получать большее удовольствие от интимной близости, так как оба партнёра чувствуют себя теперь свободными и равными.

Несмотря на это мнение, некоторые феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин. Дискуссия на тему «является ли супружество институтом притеснения женщин» продолжает быть актуальной. Те, кто рассматривает брак как инструмент угнетения, делает выбор в пользу сожительства (то есть так называемого фактического брака).

Влияние на религию

Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии .

В либеральных ответвлениях протестантского христианства женщины могут быть членами духовенства . В реформизме и реконструктивизме женщины могут стать «священниками » и певчими. Внутри этих групп христианского реформизма женщины постепенно стали более или менее равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам; их перспектива теперь - в исследовании и новом истолковании соответствующих верований.

Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе и католичестве . Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией . Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе. Католическая церковь традиционно не допускает женщин в ряды духовенства любого ранга, за исключением принятия монашества .

Мужчины и феминизм

Хотя основную массу последователей феминистского движения составляют женщины, мужчины тоже могут быть феминистами.

Некоторые феминистки всё же считают, что мужчины не должны занимать лидерские позиции в феминистском движении в силу их природного напористого стремления к власти и доминированию в любой иерархии, что приведет в конечном итоге к примению этой тактики к феминистским организациям.

Другие считают, что женщины, предназначенные природой подчиняться мужчине, не смогут полностью раскрыть и выразить свои собственные лидерские качества, работая в слишком тесном сотрудничестве с мужчинами. Такая точка зрения является проявлением сексизма .

Несмотря на это, многие феминистки принимают и одобряют поддержку движения со стороны мужчин. Сравните про-феминист, гуманизм , маскулизм .

Перспектива: Природа современного движения

Многие феминисты считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними. Экстремальные группы включают таких радикальных феминистов, как Мэри Дейли (Mary Daly), которая придерживается мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. Есть и диссиденты, среди которых Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) - феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Многие феминистки ставят под вопрос их право называть себя феминистками.

Многие феминистки, однако, также ставят под вопрос применение термина «феминист» к тем, кто поддерживает любые формы насилия по отношению к любому полу, или к тем, кто не признаёт фундаментального принципа равенства полов. Некоторые феминистки, такие как Кейта Поллитт (Katha Pollitt) - автор работы «Разумные создания» (Reasonable Creatures) и Надин Строссен (Nadine Strossen) - автор «Защищая порнографию» (Defending Pornography), трактата на тему свободы слова, считают, что в основе феминизма лежит утверждение «Прежде всего, женщины - люди», а любые утверждения, целью которых становится разъединять людей по половому признаку вместо того, чтобы их объединять, должны называться сексистскими, а не феминистскими, что позволяет признать их слова ближе к эгалитаризму , чем к классическому феминизму.

Проходят дебаты и между феминистами-дифферециалистами (difference feminists), такими как Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) с одной стороны, которые придерживаются мнения о том, что существуют важные различия между полами (врождённые или приобретённые, но которые нельзя не учитывать), и феминистами, считающими, что различий между полами нет, а есть лишь только роли, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Учёные современности расходятся во мнениях в вопросе о том, существуют ли более глубокие врождённые различия между полами, чем анатомические, хромосомные и гормональные. Вне зависимости от того, сколько и какие различия существуют между полами, феминистки соглашаются с тем, что эти различия не могут быть основой для дискриминации одного из них.

Критика феминизма

Основные статьи : Антифеминизм , Мужское движение

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.

Некоторые из критиков (как мужчины, так и женщины) считают, что феминистки сеют вражду между полами и пропагандируют идеи мужской неполноценности. Американский анархист, сюрреалист и исследователь теории заговора Роберт Антон Уилсон в своей работе «Андрофобия» отмечает, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на соответственно «чернокожие» и «светлокожие», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма. В то время как некоторые феминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени с женщинами не выигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки, особенно феминистки т. н. «третьей волны» придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола .

Американский исследователь НЛО Роберт Шифер считает, что говоря о равноправии полов, феминистки современности тем не менее пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Он пишет об этимологии и символике современного феминизма, утверждая, что феминистки неизменно уделяют повышенное внимание только к тем вопросам, которые относятся к женщинам. По мнению Фишера, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новому термину, характеризующему такое нейтральное по отношению к полу движение, как «эгалитаризм» . Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когда подразумевается течение мысли, которое стало уже почти универсальным в западных странах - убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности .

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада теперь из-за феминистского движения фактически мужчины подвергаются дискриминации. Роберт Уилсон в своей статье приводит цифру, согласно которой уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чем у женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-е годы; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть более половины всех самоубийц - взрослые мужчины в возрасте 25-65 лет. По мнению Уилсона, США становится страной, где мужчины, в особенности светлокожие, становятся жертвами серьёзной дискриминации, ссылаясь при этом на данные «мировой статистики» .

По мнению некоторых критиков феминизма, примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежат лишь мужчины, что критики считают прямой дискриминацией по половому признаку, при этом необходимо отметить, что этот факт является результатом государственной политики, а не деятельности феминисток. Они обращают внимание на тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола.

«Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.»

«По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания».

По мнению критиков феминизма, женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов в соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса . Обращается также внимание, что в законодательстве ряда стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов. Ряд критиков феминизма считает, что данная ситуация, тем не менее, не привлекает внимания феминисток.

По мнению критиков, в частности, консервативного социолога Кристины Соммерс, для современного феминизма характерен однобокий, односторонний взгляд на вещи, когда не замечаются очевидные факты, неудобные феминизму, а малозначительные факты, идущие ему на руку, раздуваются до огромных размеров

Многие противники феминизма настроены против феминистского движения потому, что считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. В частности, американский адвокат, специализирующийся на защите мужских прав, отмечает, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания .

Противники феминизма также считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье, где есть мужественный отец и женственная мать. Об этом также пишет Ричард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы , неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное .

Раздаются голоса критиков, утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишком далеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, у которых есть дети. Например, американский писатель и автор мужских бестселлеров 1970-х годов Уоррен Фаррелл утверждает в статье «Женское тело - женское дело», что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так как предпочтение на опекунство детей чаще всего отдаётся матерям, а не отцам. В связи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба за права отцов .

Некоторые мужчины - противники феминизма также выражают беспокойство по поводу того, что широко распространённая вера в существующий т. н. «стеклянный потолок» в карьере для женщин приводит к тому, что женщин часто продвигают по службе с целью создания хорошего имиджа для компании, а не основываясь на объективной оценке их талантов и способностей. Такое явление можно сравнить с т. н. «защищающим актом» (affirmative action), целью которого было (и есть) в США защитить права национальных меньшинств (в частности, афро-американцев) при приёме на работу.

Существует также группа так называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (George Gilder) и Пэт Бьюканан (Pat Buchanan); они считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень иммиграции (зачастую из тех стран, где отношение к феминизму крайне негативное) - самый высокий. В США т. н. «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода как со стороны новообращённых, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам - стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.

Хотя усилия, направленные на поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах, поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешения конфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как в большинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи, где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с 1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаев заявленного сексуального домогательства .

Представители пост-колониального феминизма критикуют западные формы феминизма, в особенности радикальный феминизм, и их основу - стремление представить жизнь женщины в обобщённом, универсальном свете. Феминистки этого типа считают, что этот принцип основан из расчёта того, какие ущемления в правах испытывают женщины-представительницы среднего класса со светлой кожей, и не учитывает трудностей, с которыми приходится сталкиваться тем женщинам, кто подвергается расовой или классовой дискриминации.

Какими бы ни были мифы о женской солидарности, она все же существует. И с давних пор женщины мира возмущаются тем, что не имеют таких же прав, как мужчины. Начинались народные волнения, появлялись идеологи и форварды движения, были даже свои герои. Женщины постепенно обретали все больше свобод. Так возникло новое общественно-политическое движение с «говорящим» названием – феминизм. Что это такое и каковы цели?

Феминистки – а представителями данного движения являются только женщины – ратуют за возможность представительниц прекрасного пола быть равными с мужчинами во всем. Ну, надоело дамочкам, что на кухне вертятся только они, вот и решили – а почему это только женщины должны готовить? Пусть и мужчины пробуют стоять по несколько часов у плиты (конечно же, шеф-поваров ресторанов (а работают там только мужчины) никто в расчет не берет)! Это же неправильно! Вот и борются феминистки с высказываниями вроде «женщина, твое место на кухне».

Да и не только кухня – любые аспекты жизни, с давних времен отданные на попечение женщин, могут возмутить дам. Доходит даже до абсурдных ситуаций. «Почему детей рожают только женщины. Либо все, либо никто» - слова одной из феминисток. Тут уж от многочисленных выступлений и демонстраций не зависит, будут мужчины рожать или нет. Они, может, и рады – да не могут.

Все это явления, так называемого, нового феминизма. В умах представительниц данного движения крепко сформировался образ сильного, богатого, красивого и умного мужчины, который будет ее на руках носить и подарки дарить. Она же в свою очередь будет заниматься лишь своей красотой, ибо «слабый пол и рождена для любви». Вот только жизнь разрушает ванильные мечты, тем самым вызывая чувство глубочайшего возмущения у потенциальных феминисток. Как это так – почему я должна подчиняться негласным законам (готовить еду, следить за домом, рожать детей), явно написанными мужчинами? Так и начинаются все эти демонстрации и прочие «копошения в муравейнике».

Все это, конечно, глупые занятия для совершенно не знающих, чем себя занять, дам. На самом деле старый феминизм уходит корнями глубоко в историю, когда женщин использовали как валюту, а права их были не больше, чем у сковородки. Конечно же, сейчас рассказы о том, что женщины не имели права самостоятельно выбирать себе супруга, владеть землей или участвовать в голосовании (не говоря уже о том, чтобы выдвигать свою кандидатуру) звучат дико. Однако же, в некоторых странах такие обычаи имеют место быть и по сей день. Вот и возмущаются преисполненные обидой за весь женский род феминистки по поводу такого обращения.

Конечно же, в наше время все не так. Женщины вполне могут быть владелицами земельных участков или даже управлять целой страной. Что касается бытовых проблем, то тут уж всегда найдется компромисс – кто сегодня выносит мусор, а кто моет посуду. Даже служба в армии – и то в некоторых странах доступна дамам. Словом, ныне нет такой дискриминации по половому признаку, как была ранее, а если и есть в каких-то отраслях – то это и будет объектом лютой ненависти феминисток.

Словом, феминистки желают быть равными с мужчинами во всех аспектах жизни. Есть мнение, что лесбиянство (любовь между женщинами) так же произрастает из феминизма, но это лишь теории и догадки.

Имеется много мнений о таком движении женщин, но большинство в наше время считает феминизм противоестественным и бунтарством против установленных природой и историей законов. Каким будет ваше мнение – решать лишь вам.

Похожие публикации