Специфика организации режимных моментов.в группах детей раннего возраста. Консультация на тему: Консультация для воспитателей «Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

## ##### ##### ####### #######
## ## ## ## ## ## ## ##
### ## ## ## ######
## #### ###### ## ##
## ## ## ## ## ##
## ## ## ## ## ## ## ##
###### ##### ##### ## #####

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Актуальность проблемы адаптации и ее виды у детей раннего возраста. Особенности развития детей раннего возраста (нервно-психического и физического, познания и общения). Организация условий в ДДУ для адаптации детей раннего возраста, ее формы и способы.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2010

    Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2011

    Особенности психологического развития ребенка раннего возраста. Проблема "нельзя и надо" в воспитании ребенка. Мышление и его развитие у детей раннего возраста. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Влияние родителей на развитие ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста. Обзор авторских программ раннего развития. Рекомендации для родителей по семейному воспитанию.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    Смысл проблемы сознания. Формирование условных рефлексов. Поведение ребенка с первых дней жизни. Развитие детской психологии. Процесс понимания и порождения метафор у детей. Мышление ребенка раннего возраста. Классификация и особенности явлений мышления.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2012

    Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2012

    Характеристика раннего детского возраста, его основные стабильные периоды и отличительные признаки, качественные преобразования. Развитие мышления в раннем детстве. Оценка роли и значения предметных игр в процессе развития детей раннего возраста.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2010

(опыт работы воспитателя Бакуцкой С. Л СП-Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п.Пензено)

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

К режимным моментам относятся:

1. Прием детей.
2. Утренняя гимнастика.
3. Подготовк к завтраку, завтрак.
4. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.
5. Подготовка к 1 прогулке, прогулка.
6. Подготовка к обеду, обед.
7. Организация сна детей.
8. Организация подъема детей и закаливающих процедур.
9. Подготовка к полднику, полдник.
10. Подготовка ко 2 прогулке, прогулка.
11. Уход детей домой

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом, которое я использую для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребёнком.

В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком, я называю предметы и действия, объясняю, спрашиваю, отвечаю на вопро-сы, рассказываю. Все это способствует познавательно-речевому, нравственному развитию ребенка.

В процессе умывания, одевания, приема пищи ма-лыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Всё это проходит с помощью произведений устного народного творчества, игровых действий : «Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!»,

« Мы чисто умываемся, сухо вытираемся!», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Умрем куклу Катю», «Оденем куклу Катю на прогулку» и т. д.). Постепенно ребенок учится самостоятельно умывать-ся, одеваться и пр. Я стараюсь привлекать детей в повседневные дела группы вместе со мной, т.к. следуя примеру взрослых, ребенок приобретает социальные навыки.

Организуя режимные моменты, я стараюсь создавать до-брожелательную атмосферу сотрудничества. Учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосиль-ные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

При организации завтрака, обеда обращаю внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, тем самым отмечая заботу няни и повара о детях.

В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд.

«Умница, Машенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую» и др.

В процессе еды контролирую осанку детей, мотивирую, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, я не заставляю кушать таких детей, т.к. насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи. Объясняю детям, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой, как правильно есть (наклоняться над тарелочкой, чтобы не испачкать ни себя ни накапать на стол, правильно держать ложку, класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать), не торопиться, во время еды не разговаривать за столом и др.) Каждый раз отмечаю успехи отличившегося ребёнка («Молодец, Максим, сегодня кушал аккуратно наклонялся над тарелочкой, не накапал на себя и на стол» и т. д.), т.к. пример одних детей положительно сказывается на остальных.

Прежде чем отправиться на прогулку, наводим порядок в группе: собираем игрушки и расставляем их по местам, убираю пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности.

Перед одеванием напоминаю детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте формирую у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, совершенствую широкий круг образовательных задач: называю название одежды и ее назначение, название деталей одежды, одновременно идёт активизация словаря на тему «Одежда». Опять же использую художественное слово:

« Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай»
и все вместе стараемся одевать по порядку штанишки, кофточку и т. д.

Обращаю внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, устраняю их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу.

В зависимости от предыдущей образовательной деятельности и погодных условий - изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если до прогулки с детьми организовывалась образовательная деятельность, требующая больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке вначале провожу подвижные игры, пробежки, а затем переходим к наблюдениям - за птицами, за транспортом, за игрой старших детей и т. д.

Перед уходом с прогулки, детей приучаю собирать выносной материал в корзину (машинки, мячи, лопаточки, ведёрки и т. д.). Перед входом в детский сад приучаю ребят заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, учу мальчиков пропускать девочек вперед. В раздевалке вместе с помощником воспитателя следим за процессом переодевания, прививаем детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Во время подготовки ко сну стараюсь, чтобы обстановка была спокойной, уравновешенной. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании формирую бережное отношение к вещам, аккуратность - учу вешать вещи на спинку стульчика. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну мне помогают опять же народные потешки и приговорки.

«Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши», «Люли-люли,люленьки, прилетели гуленьки, стали гули ворковаить, наших деток усыплять» и др.

Подъём провожу постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится зарядка пробуждения -« Потягуни — потягушечки

(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся».

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а я и помощник воспитателя помогаем им при необходимости (Юра Б., Маша С., Злата С.). Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

На вечерней прогулке, в присутствии ребенка информирую родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности в раздевальной комнате выставляю работы детей, информацию для родителей. Стараюсь показать сначала положительное, потом - проблему, тактично, ненавязчиво, грамотно. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно обращаю внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона , а именно попрощаться с воспитателем, помощником воспитателя и детьми группы. Я думаю, это формирует положительное отношение ребёнка к детскому саду и даёт настрой на следующее посещение.

Таким образом, для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режимные моменты выполнялись на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Организация режимных моментов

в группах детей раннего возраста.

Физиологические и педагогические основы режима дня.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

Рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест среди условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка. Этому и способствует правильно построенный режим, который предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

  • определенная продолжительность занятий и рациональное сочетание их с отдыхом;

Регулярное питание;

Полноценный сон;

  • достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время: есть, спать, гулять в одно и тоже время. Своевременный отдых, правильная смена разных видов деятельности – главное и благоприятное условие нормального и своевременного развития ребенка.

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Организуя жизнь детей в группах раннего возраста, взрослые должны руководствоваться основными принципами:

  1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно: детский сад, семья, преемственность в работе воспитателей группы.

3. Необходимо обеспечить также частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации.

4 . Создать благоприятную эмоциональную обстановку , т.к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.

5. Доброжелательное общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным . Не следует бояться ласковых обращений к детям, но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.

6. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка.

  1. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе .

Важным условием является методически правильная организация режимных моментов, при проведении которых необходимо соблюдать основные принципы:

  • Принцип последовательности.
  • Принцип постепенности.

Методические приемы и правила организации режимных процессов.

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

  1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры .
  2. При проведении режимных процессов вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.
  3. Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.
  4. Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).
  5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью .
  6. При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.
  7. Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом прогулки, после ее окончания – перед сном и после подъема (но не одновременно, а постепенно высадить всех детей).
  8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях : к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.
  9. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия .

10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.

Методика проведения режимных моментов

и их значение в воспитательном процессе.

В первую очередь необходимо воспитывать активность и самостоятельнось.

Большое внимание следует уделять формированию культурно-гигиенических навыков.

Какие же навыки мы должны формировать?

Уже к году у ребенка должно быть сформировано чувство чистоты своего тела.

К 1 году ребенок должен научиться пить из чашки самостоятельно.

Формирование навыка еды . К 1г.6 мес. учим есть самостоятельно.

Навык мытья рук . До 1г.6 мес. – учим принимать участие в умывании – подставлять руки под струю воды. С 1г.6мес.- учим мыть руки, к 2-м годам с помощью взрослого (который засучивает рукава, подскажет, как мылить руки, а также вытираться) ребенок может вымыть руки сам. На 3-ем году этот навык совершенствуется и ребенка начинаем приучать также с помощью и под контролем взрослого к самостоятельному умыванию: мыть руки, лицо, сухо вытирать полотенцем. Учим пользоваться салфеткой, носовым платком, индивидуальным полотенцем.

Навык одевания и раздевания. До 1г.6мес. – ребенок должен принимать участие в раздевании: снимать ботинки, носки, шапку (по просьбе взрослого малыш нагибает голову, протягивает руку). К 2-м годам он должен научиться снимать расстегнутые взрослым части одежды (ботинки, колготки) и с небольшой его помощью надевать, (натягивать), отдельные части своей одежды, понимать назначение одежды, называть ее. К 3-м годам ребенок должен одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых: снимать и надевать одежду в определенной последовательности, развязывать шнурки, расстегивать и застегивать спереди пуговицы, складывать одежду, замечать неполадки (спущенный гольф, расстегнутую пуговицу и др.), и с помощью взрослого приводить себя в порядок.

Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление .

Специфика организации режимных процессов.

Организация проведения прогулки . Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) до 4-4,5 ч. в день. Летом же вся деятельность детей может проходить на воздухе.

Прогулка проводиться в любую погоду , за исключением неблагоприятных условий (до –15 градусов зимой). Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –15 и скорости ветра более 15 м./сек. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки , потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский).

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально организовать этот момент. В группах раннего возраста занятия проводятся по подгруппам и следовательно, сбор детей на прогулку также. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты, шапки и в последнюю очередь пальто (куртки). Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Особое значение в режиме имеет методически правильная организация процесса кормления . Воспитатель во время еды сообщает детям знания

и расширяет представления, и их словарный запас. Ласково обращаясь к детям он сообщает им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Обращаем внимание на нравственное воспитание , основываясь на подражательности, развиваем навыки детей в соответствии с требованиями программы. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Формируем положительное отношение к процессу еды, к еде. Детей нельзя кормить насильно. Дети, которых кормят насильно теряют аппетит.

Большое значение имеет положительный пример взрослого . Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду).

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером), длительностью 10-15 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Согласованность в работе персонала группы.

Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы. Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования, в частности он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, раздеваться. Няня обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком. Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи, чтобы малыши, севшие за стол первыми, кончили есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. (Сон малышей должен длиться 2,5-3часа).

Сервировка стола:

Требования: в группе 2-го года жизни - чтоб стол был чистым; на 3-ем году жизни - обязательны салфетки (бумажные, матерчатые), хлебницы. Где есть возможность – скатерти, индивидуальные салфетки. Со второй половины года ставим на стол 3-е блюдо (компот). Дети быстро привыкают и едят аккуратно. (Столы и стулья должны быть промаркированы.)

Взрослые должны уметь правильно докармливать детей: взять стульчик, сесть рядом, чистой ложкой (другой).

Организуя и осуществляя режимные процессы, групповой персонал всегда должен помнить, что основной задачей здесь является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающуюся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом (температурой воздуха, влажностью) помещения.

В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.

Используемая литература:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
  2. «Воспитание детей раннего возраста» – под ред. Г.М.Ляминой.
  3. «Режим дня в детском саду» - Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова.
  4. «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет», «Просвещение» 2003г. - авторы: Г.Г. Григорьева и др.

5. «Организация режимных процессов в ДОУ» - В.А.Зебзеева.


Специфика организации режимных моментов
в группах детей раннего возраста.

Физиологические и педагогические основы режима дня.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.
Рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест среди условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка. Этому и способствует правильно построенный режим, который предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
- определенная продолжительность занятий и рациональное сочетание их с отдыхом;
- регулярное питание;
- полноценный сон;
- достаточное пребывание на воздухе.
Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время: есть, спать, гулять в одно и тоже время. Своевременный отдых, правильная смена разных видов деятельности – главное и благоприятное условие нормального и своевременного развития ребенка.

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.
Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.
Организуя жизнь детей в группах раннего возраста, взрослые должны руководствоваться основными принципами:
1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.
2. Обеспечить единство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно: детский сад, семья, преемственность в работе воспитателей группы.
3. Необходимо обеспечить также частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации.
4. Создать благоприятную эмоциональную обстановку, т.к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.
5. Доброжелательное общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых обращений к детям, но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.
6. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка.
7. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.
Важным условием является методически правильная организация режимных моментов, при проведении которых необходимо соблюдать основные принципы:
- Принцип последовательности.
- Принцип постепенности.

Методические приемы и правила организации режимных процессов.
При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:
1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.
2. При проведении режимных процессов вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.
3. Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.
4. Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).
5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.
6. При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.
7. Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом прогулки, после ее окончания – перед сном и после подъема (но не одновременно, а постепенно высадить всех детей).
8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.
9. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.
10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.

Методика проведения режимных моментов
и их значение в воспитательном процессе.

В первую очередь необходимо воспитывать активность и самостоятельнось.
Большое внимание следует уделять формированию культурно-гигиенических навыков.

Какие же навыки мы должны формировать?
Уже к году у ребенка должно быть сформировано чувство чистоты своего тела.
К 1 году ребенок должен научиться пить из чашки самостоятельно.
Формирование навыка еды. К 1г.6 мес. учим есть самостоятельно.
Навык мытья рук. До 1г.6 мес. – учим принимать участие в умывании – подставлять руки под струю воды. С 1г.6мес.- учим мыть руки, к 2-м годам с помощью взрослого (который засучивает рукава, подскажет, как мылить руки, а также вытираться) ребенок может вымыть руки сам. На 3-ем году этот навык совершенствуется и ребенка начинаем приучать также с помощью и под контролем взрослого к самостоятельному умыванию: мыть руки, лицо, сухо вытирать полотенцем. Учим пользоваться салфеткой, носовым платком, индивидуальным полотенцем.
Навык одевания и раздевания. До 1г.6мес. – ребенок должен принимать участие в раздевании: снимать ботинки, носки, шапку (по просьбе взрослого малыш нагибает голову, протягивает руку). К 2-м годам он должен научиться снимать расстегнутые взрослым части одежды (ботинки, колготки) и с небольшой его помощью надевать, (натягивать), отдельные части своей одежды, понимать назначение одежды, называть ее. К 3-м годам ребенок должен одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых: снимать и надевать одежду в определенной последовательности, развязывать шнурки, расстегивать и застегивать спереди пуговицы, складывать одежду, замечать неполадки (спущенный гольф, расстегнутую пуговицу и др.), и с помощью взрослого приводить себя в порядок.
Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов .
Организация проведения прогулки. Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) до 4-4,5 ч. в день. Летом же вся деятельность детей может проходить на воздухе.
Прогулка проводиться в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (до –15 градусов зимой). Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –15 и скорости ветра более 15 м./сек. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский).
Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально организовать этот момент. В группах раннего возраста занятия проводятся по подгруппам и следовательно, сбор детей на прогулку также. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты, шапки и в последнюю очередь пальто (куртки). Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.
Особое значение в режиме имеет методически правильная организация процесса кормления. Воспитатель во время еды сообщает детям знания
и расширяет представления, и их словарный запас. Ласково обращаясь к детям он сообщает им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.
Обращаем внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности, развиваем навыки детей в соответствии с требованиями программы. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Формируем положительное отношение к процессу еды, к еде. Детей нельзя кормить насильно. Дети, которых кормят насильно теряют аппетит.
Большое значение имеет положительный пример взрослого. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду).

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером), длительностью 10-15 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Согласованность в работе персонала группы.
Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы. Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования, в частности он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, раздеваться. Няня обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком. Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи, чтобы малыши, севшие за стол первыми, кончили есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. (Сон малышей должен длиться 2,5-3часа).

Сервировка стола:
Требования: в группе 2-го года жизни - чтоб стол был чистым; на 3-ем году жизни - обязательны салфетки (бумажные, матерчатые), хлебницы. Где есть возможность – скатерти, индивидуальные салфетки. Со второй половины года ставим на стол 3-е блюдо (компот). Дети быстро привыкают и едят аккуратно. (Столы и стулья должны быть промаркированы.)
Взрослые должны уметь правильно докармливать детей: взять стульчик, сесть рядом, чистой ложкой (другой).
Организуя и осуществляя режимные процессы, групповой персонал всегда должен помнить, что основной задачей здесь является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающуюся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом (температурой воздуха, влажностью) помещения.
В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.

Используемая литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
2. «Воспитание детей раннего возраста» – под ред. Г.М.Ляминой.
3. «Режим дня в детском саду» - Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова.
4. «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет», «Просвещение» 2003г. - авторы: Г.Г. Григорьева и др.
5. «Организация режимных процессов в ДОУ» - В.А.Зебзеева

  • 1. Должен ли режим дня в детском саду и семье быть единым?
  • 2. Каким образом при организации режимных процессов учитываются особенности ВНД детей раннего возраста?
  • 3. Какие методы используются при формировании предметного действия у ребенка раннего возраста?

Н.М. Щелованов рассматривал режим дня как правильное распределение во времени и рациональную последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка.

Установив пределы работоспособности нервной системы детей разного возраста и продолжительность сна, необходимую для ее полного восстановления, определив оптимальные интервалы между кормлениями и т.п., ученый составил режимы дня для каждого микропериода раннего детства. Его последователи (Н.М. Аксари- на, М.Ю. Кистяковская и др.) разработали методику проведения режимных процессов в условиях дошкольного учреждения. Данные материалы находят применение и в современной практике. В частности, не потеряли актуальности выдвигаемые авторами принципы постепенного (малыми подгруппами) включения детей в режимный процесс, привлечения их к посильному участию, а затем и самостоятельному выполнению отдельных действий и т.д.

При одновозрастном комплектовании групп уход за малышами занимает существенную часть времени взрослых. Поэтому особую значимость приобретает насыщение режимных моментов оздоровительными и образовательными задачами.

Реализуя режим дня, сотрудники детского сада обеспечивают полное и своевременное удовлетворение органических потребностей воспитанников, тщательный гигиенический уход, поддержание чистоты тела и одежды, воспитание потребности в опрятном внешнем виде; формируют у малышей положительное, а к концу раннего детства и осознанное отношение к каждому из процессов и доступные культурно-гигиенические навыки, закладывая основы гигиенической культуры и здорового образа жизни.

Кроме того, при проведении режимных процессов педагог уделяет внимание развитию речи детей и их ориентировки в окружающем: малыши усваивают название, назначение предметов и их частей (шапку надеваем на голову, а шарф - на шею, у шапки есть помпончик, завязки...), учатся различать словесные обозначения близких по ситуации действий, составляющих их операций (вымыть - вытереть руки; застегнуть - завязать...), узнают различные свойства используемых предметов (мыло твердое, пахнет, образует пену...), учатся устанавливать причинно-следственные связи (идет дождь, поэтому нужно надеть сапоги и капюшон...), а также вежливо просить о помощи и благодарить за содействие.

Эффективность реализации поставленных задач зависит, прежде всего, от правомерности и уместности применения педагогом тех или иных методов и приемов.

Взаимодействуя с ребенком второго года жизни, взрослый стремится поддерживать его положительное эмоциональное состояние. Для этого он одевает, умывает, кормит малыша не спеша, не причиняя неприятных ощущений, сопровождая свои действия ласковыми обращениями, выразительным чтением стихотворений и прибауток соответствующей тематики. С этой же целью взрослый красиво сервирует стол, использует посуду и полотенца с привлекательными рисунками, мыло в форме игрушки, включает теплую воду и т.п. Чтобы не вынуждать детей к пассивному ожиданию, их приглашают в умывальную поочередно, помогают садиться за уже накрытый стол, организуют одевание на прогулку и возвращение с нее небольшими подгруппами.

Не следует усаживать за стол или вести в спальню плачущего или возбужденного ребенка, организовывать непосредственно перед едой или сном шумные игры. Если малыш увлеченно играет, то педагог не прерывает его действия, а побуждает к их логическому завершению («Оленька, ты кашу сварила мишке? Вкусная, наверное, каша! Ой, посмотри, твои ручки-то кашей измазались. Пусть мишка пока кушает, а мы пойдем, вымоем руки и посмотрим, какая каша в твоей тарелочке лежит»).

Дети третьего года жизни охотно откликаются на предложения воспитателя показать мишке, зайке и т.п., как они умеют мыть руки, кушать, одеваться. Привлекая малышей к режимному процессу, педагог использует подходящие четверостишия («В кране булькает водица: приглашает нас умыться...», «Это - ложка, это - чашка, в чашке гречневая кашка...»), рассказывает краткие истории, к примеру, о зайчиках, которые принесли капусту для щей. Периодически взрослый обращает внимание воспитанников на здоровьесберегающий аспект режимных процессов («Надо, надо умываться...», «Тот, кто пьет молоко...»), подчеркивает результативность действий (руки вымыли: они стали чистые, но мокрые; руки вытерли: они стали сухие, а полотенце влажное). Иногда педагог создает проблемные ситуации, связанные с исчезновением какого-либо предмета (мыла, полотенца, ложки и т.п.), что позволяет актуализировать представления детей о его функциях и свойствах (без мыла грязь не смывается и на полотенце остаются темные следы; палочками суп есть невозможно...).

В дошкольном учреждении благодаря четко установленному порядку следования режимных процессов, наличию в окружении позитивных примеров для подражания, удобному расположению раковины, зеркал, столов и т.д. воспитанники не только проявляют позитивное отношение к режимным процессам, но и стремятся к самостоятельному выполнению соответствующих действий.

Уже годовалый малыш проявляет выраженный интерес к освоению действия с ложкой. Применение специальных насадок помогает ему научиться правильно ее удерживать. Первоначально педагог использует метод пассивных движений, обхватывая кисть ребенка своей рукой и совершая действие целиком. В дальнейшем взрослый выполняет вместе с ним лишь наиболее сложную операцию - зачерпывания, предоставляя малышу возможность продолжить действие самостоятельно. Поскольку ребенка утомляет однообразие действий, педагог при необходимости докармливает его.

Обучая пить из чашки, взрослый подбирает предмет с удобными ручками, вначале наливает немного жидкости, контролирует угол наклона. Формируя умение применять салфетку, педагог от метода пассивных движений переходит к показу действия, а затем и словесному напоминанию о необходимости его выполнения. Кроме того, взрослый как можно чаще хвалит малыша за проявления самостоятельности, аккуратности, не заостряя его внимание на неправильных действиях. К примеру, если ребенок берет пищу рукой, то педагог говорит: «Возьми ложку, вот так. Как хорошо у тебя получается, молодец».

Значительно сложнее происходит формирование навыков умывания и одевания, что связано с многооперациональностью их состава. Так, чтобы вымыть руки, ребенку нужно суметь включить кран, взять мыло, смочить его, намылить ладони и поместить мыло обратно в мыльницу, потереть ладони, намылить тыл кисти и т.д., то есть совершить достаточно большое количество операций в строго определенной последовательности. Поскольку эти операции предъявляют различные по степени сложности требования к зрительно-моторной координации движений, то и доступными для освоения они становятся в разное время. В связи с этим педагог учит детей выполнению отдельных операций в порядке их усложнения, одновременно формируя представления об их месте в целостной цепочке.

На начальном этапе обучения ребенка выполнению той или иной операции воспитатель обычно использует сопряженный или отраженный показ, предусматривающий воспроизведение малышом движения по подражанию в процессе демонстрации («Вот так потрем ладошки») или сразу после нее («Сейчас я смываю мыльную пену, а теперь ты»). При этом не следует одновременно показывать более трех операций. Показ сочетается со словесным обозначением разучиваемой операции, которое может иметь образный характер («Ручки обнимают друг друга», «Перекатываются, как саночки по горке», «Наденем белые перчатки на каждый пальчик и манжетки сделаем»).

Если ребенок затрудняется в технически точном совершении операции по подражанию, то взрослый обращается к приему пассивных движений (оказания непосредственной двигательной помощи). И наоборот, успешное выполнение малышом разучиваемой операции по показу дает возможность переходить к использованию словесных приемов.

Последовательные прямые указания педагога помогают ребенку представить порядок совершения операций, но их запоминанию в большей степени способствуют такие приемы, как: напоминание, опережающее указание, комментирование, констатация, использование рифмовок («С двух сторон мы ручки мыли, про манжетки не забыли», «Ручки в кулачок сожмем и водичку отожмем»). По мере того как малыши осваивают большинство операций, выполнение действия начинает предваряться вопросами педагога, способствующими осознанию ими алгоритма, причинно- следственных связей (Что сначала сделаем? Кран откроем, а потом что будем делать? Как узнаем, что уже можно смывать водой? Что будем делать, чтобы пол остался сухим?).

На любом этапе обучения необходимо замечать старания ребенка, непременно одобрять их, хвалить его за то, что он делает правильно, за малейшие продвижения на пути к самостоятельности.

Процесс обучения детей одеванию-раздеванию строится аналогичным образом, но требует предварительного определения способа действия с тем или иным предметом одежды или обуви, который будет доступным для малышей и рациональным для условий дошкольного учреждения. Так, чтобы воспитанникам не приходилось подолгу разбираться с тем, на какую ногу нужно надеть сандалик, педагог приучает их, сев на стульчик, ставить ноги вместе, а затем, поочередно вынимая их из расстегнутой обуви, размещать так, чтобы сандалии оказались между ступнями. После этого, наклонившись, ребенок задвигает сразу пару сандалий под стул. Аналогично действуя в обратном порядке: одновременно выдвинув пару обуви из-под стула и поставив между ступней, малыш уже не путает правую и левую сандалии.

При организации как одевания, так и умывания взрослые должны стремиться каждый раз предоставлять детям возможность самостоятельно выполнять те операции, которыми они уже овладели, помогать им осваивать новые. Для того чтобы четко представлять уровень достижений того или иного воспитанника, целесообразно вести специальные диагностические карты, отражающие динамику освоения операционального состава каждого действия. Такие карты помогают педагогам не только согласовывать свои требования к ребенку, но и вовлекать в педагогический процесс его родителей.

Таким образом, деятельность педагогов по организации режима дня в группах раннего возраста не сводится исключительно к уходу за детьми, удовлетворению их физиологических потребностей, предусматривая целенаправленное формирование у них основ гигиенической культуры, развитие речевого общения. При проведении режимных процессов сотрудники дошкольного учреждения соблюдают основные педагогические принципы и правила, применяют адекватные ситуации методы и приемы обучения, что позволяет поддерживать позитивное эмоциональное состояние детей и эффективно решать поставленные образовательные задачи.

Контрольные задания:

  • 1. Составьте блок-схему, отражающую образовательную деятельность, осуществляемую педагогами в процессе ухода за детьми.
  • 2. Составьте таблицу, характеризующую приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни и включающую примеры их использования в педагогической практике.
  • 3. Составьте диагностическую таблицу, позволяющую определить степень овладения ребенком действиями умывания и одевания.
Похожие публикации