Развивающие игрушки с 6 месяцев.

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Давайте сегодня продолжим тему самых важных игрушек для детей первого года жизни. Без лишних вступлений передаю слово Юле Матроскиной , автору школы «Учимся играя» и маме трех потрясающих малышей.

В предыдущий раз я вспоминала , а здесь делюсь своим опытом об игрушечной жизни следующих 6 месяцев. Напоминаю, что словом «игрушка» я называю любой предмет, с которым играет ребёнок , потому что мало вещей, которые непосредственно названы в магазинах игрушками могут удовлетворить потребность ребенка в изучении себя и окружающего мира.

Этот отрезок жизни проходит у деток настолько по-разному! Кто-то только садится к 8 месяцам, а другой уже в 9 вдоль дивана перешагивает. В этой статье мне сложно дать разбивку по месяцам, определенные игрушки потребуются каждому в разное время, так что опять смотрим на ребёнка и замечаем его потребности в сенсорном опыте.

Допустим, стал ребенок скидывать всё со стола, вы поднимаете, а он опять скидывает. Ура! Это же новый уровень познания мира. Представляете, что ни урони, а летит на пол, чудесное постоянство. Вот и приготовьте на кухне корзиночку с такими игрушками, которые можно ронять, но они не будут биться или закатываться далеко, при этом будут падать по-разному и с различными звуками.

У младшей одной из таких игрушек был, например, скрученный из проводов «осьминог», на щупальцах которого висели упаковки от киндеров. Классно шмякается на пол почти пустая упаковка с влажными салфетками.

В 7-8 месяцев любимой игрушкой моих детей был ниблер . Да-да! И руками держать нравится, и дёснам приятно и вкусно. Присмотритесь к силиконовым ниблерам, в отличие от сеточных, они не окрашиваются продуктами, легче моются и сами по себе уже прекрасная игрушка.

Когда ребенок начинает активнее ползать ему может понравится игрушка, которая от него «убегает». Чего-то более идеального, чем мячи разных размеров я не встречала. Вот, допустим, ещё первой дочке дарили собачку, которая с гавканьем и музыкой отъезжает немного каждый раз, когда её трогают. Но это ещё надо приноровиться так потрогать. В целом эта игрушка детям с переменным успехом была интересна уже после года.

Зато мячики — большие и маленькие, футбольные и «для сухого бассейна», теннисные и другие — то, что надо. Кстати, эти пластиковые мячики для сухого бассейна — хорошая игрушка для ванны, они же не потопляемые.

Когда ребёнок уже уверенно сидит, у него появляется большой простор для всевозможных манипуляций руками. Что-то во что-то складывать/чем-то по чему-то стучать/что-то доставать/тянуть/ и т.д. Предлагайте малышу новые варианты, новые предметы, открывайте для него всё новые и новые возможности ощущать этот мир и учиться управлять своим телом.

Это значит, что надо быть или игрушечным магазином или просто оглянуться вокруг и не думать, что игрушки — это именно «игрушки».

Растущему мозгу важно поглощать новый сенсорный опыт: сегодня ложкой об кастрюлю, завтра погремушкой об коробку , и т.п. И хотя статья про игрушки, всё-таки скажу — показывайте ребёнку варианты взаимодействия предметов, варианты манипуляции ими, учите его играть : складывать мелкие предметы в низкую коробку/кастрюльку, стучать предметами друг о друга/одним по другому/бросать/хватать и пр.

Из покупных игрушек я на этот возраст оценила большого жирафа, в рот которому надо было вкладывать шарики, а они потом скатывались по винтовой горке в лапы. Сверху за уши можно было держаться, а значит пробовать стоять и нажимать на лбу кнопку и крутить крутилки. Вот это да, покупка оказалась стоящая. Намешались сразу все привлекательные для ребенка действия: подтянуться и встать, держаться, нажимать, крутить, наклоняться, брать, запихивать, садится.

Такого рода игрушки я бы назвала игровыми комплексами . Сюда относятся музыкальные столики (хит среди моих детей: самим можно встать, перешагивать вокруг, да ещё и нажимать, бить ладошкой и видеть результат своих действий), устойчивые каталки , за которые можно держаться и ходить, к тому же они обычно напичканы ещё всякими кнопочками, звенелками и гуделками.

Все эти музыкальные дополнения хороши тем, что дают мгновенный ответ, ребенку надо видеть, что за действием есть результат, но много музыкальных игрушек переутомит мозг малыша.


И всё-таки самые увлекательные игрушки — это то, что под рукой
. Маст хэв — полупрозрачная ткань! Купите, если нет! Ей можно накрывать перед ребенком игрушки и они (о, чудо!) исчезают и появляются, стоит показать ребенку что ткань можно рукой откинуть. А как смешно, если накрыться этой тканью с головой. Попробуйте сначала накрыться вместе с ребенком и вы окажитесь в «домике», потом накройте себя — исчезните, откиньте ткань — появляйтесь с улыбкой, предложите ребенку накрыться — исчезнуть и не дожидаясь, когда он заволнуетесь, снимите ткань, обрадуйтесь малышу, прижмите его. Вот это игрушка! Идеальная! Она дарит мозгу столько пищи, столько эмоций поднимает! Лёгкая ткань и падает красиво и походить интересно по ней и игрушки можно в её складки прятать и находить.

А видели бы вы сколько радости было у Лизы, когда она вслед за старшими смогла продеть руку в рулончик от туалетной бумаги! Эти «браслеты» то снимала, то одевала, то кидала, то ползла к ним.

Ребёнку не так важно с чем именно манипулировать, важно осваивать новые и новые движения, способности, нарабатывать навыки, исследовать предметы. Чем больше всего малыш потрогает, чем больше разных движений освоит, тем качественнее будет развитие его мозга, а значит интеллектуальные занятия «пойдут» веселее и легче. Каждый раз, когда малыш, как вам кажется «снова куда-то лезет/достает/тянется и нет этому конца…» радуйтесь! просто обеспечьте ему безопасность (от совсем грозящих жизни ситуаций) и моральную поддержку: «любимый, я верю в тебя».

С уважением, Матроскина Юлия,

Спасибо Юле большое за очень интересную статью! А сейчас я предлагаю вам поговорить в комментариях о том, какие игрушки были самыми важными для вашего ребенка.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Еще до рождения малыша в его комнате начинают появляться первые игрушки, а уже через год армию мишек, зайцев, кукол, телефонов, машинок и прочего добра порой просто некуда девать! Чтобы этого не случилось, рекомендуем с первых дней покупать ребенку не забавы-однодневки, а качественные и полезные игрушки, которые займут малыша надолго и принесут максимум пользы его развитию.

Критерии выбора хороших развивающих игрушек до 1 года

Развивающая игрушка для малышей младше 1 года должна:

  • соответствовать возрасту. Возрастная маркировка есть на каждом изделии;
  • развивать один или несколько навыков и умений, актуальных для детей в этом возрасте. Например, ползание, речь, умение различать звуки, сенсорное восприятие и т.д.:
  • быть очень прочной, не содержать мелких частей, которые можно откусить и проглотить;
  • иметь округлые очертания без острых углов;
  • состоять только из качественных материалов (пластик, ткань, латекс, дерево);
  • звучать приятно, не резко и не громко;
  • выдерживать многочисленные чистки и мойки.

Лучшие производители развивающих игрушек для детей до 1 года

Рынок игрушек для детей настолько разнообразен, что родственники малыша с удовольствием тратят средства на все новые и новые порции детских забав. Однако не все игрушки потом радуют долговечностью и развивающими возможностями. Чтобы не ошибиться в выборе, обратите внимание на продукцию брендов с мировым именем: Tiny Love, Taf Toys, Bright Stars, Chicco, Fischer Price, Klddieland, Playskool, Playgro и др. Эта продукция отличается безупречным качеством, большим развивающим потенциалом и привлекательным внешним видом.

Несколько дешевле - игрушки китайских брендов Canpol Babies, Smoby, Jetem, Rich Toys, Happy Baby, Lider Kids и других. Их качество менее устойчиво (попадаются неудачные игрушки и даже брак), но в целом оно приемлемо, а цена доступна. А вот чего точно не стоит делать, так это выбирать для своего карапуза дешевую продукцию малоизвестных марок. Некачественная игрушка - прямая угроза здоровью малыша.

Лучшие развивающие игрушки для детей до года

«Эксперт цен» выбрал качественные и популярные игрушки для развития малышей в возрасте до года. В этой статье мы не будем ставить оценки и выделять фаворитов, ведь каждая из выбранных игрушек хороша по-своему и обязательно должна быть у малыша.

1. Погремушка - первая развивающая игрушка ребенка


Фото: www.pilchitas.com.ar

Развивающая игрушка-погремушка «Цветочек» Tiny Love. Средняя цена: 420 р.

Именно с этих незатейливых игрушек начинается пассивное знакомство ребенка с окружающими предметами. На погремушку можно смотреть, находить по звуку, а позже - ощупывать и даже грызть. Пожалуй, самые лучшие развивающие погремушки - те, что охватывают развитие сразу нескольких органов чувств: зрения, слуха, осязания. Особенно интересны комбинированные варианты с движущимися частями, тканевыми элементами, встроенными грызунками и т.д.

Плюсы:

  • доступная цена;
  • простота использования и широкие возможности для развития.

Минусы:

  • необходимо постоянное и особо тщательное мытье погремушек;
  • приходится часто менять их, чтобы малышу не надоело.

Советы экспертов: « Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней. Затем приучите малыша брать и отдавать предмет (из книги Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя)» .

2. Мобиль - популярная развивающая игрушка в кроватку ребенка до 3 месяцев


Фото: www.lussobaby.ca

Мобиль Tiny Love «Остров сладких грез». Средняя цена: 4700 р.

Мобили - подвески в кроватку с небольшими яркими игрушками. Часто производители снабжают их функциями вращения, проигрывания мелодий и подсветкой. Яркие движущиеся фигурки и мелодичные звуки привлекают внимание малыша и успокаивают его, позволяя маме хотя бы ненадолго отойти от кроватки. Эта развивающая игрушка входит в список лучших для самых маленьких - после 3 месяцев (иногда раньше) классический мобиль перестает интересовать ребенка.

Плюсы:

Минусы:

  • качественный мобиль стоит недешево;
  • короткий срок использования;
  • быстро надоедает ребенку;
  • не заменяет живое общение с родителями.

3. Развивающий коврик с дугами - лучшая развивающая игрушка для детей от 3 до 6 месяцев


Фото: kati-shop.ru

Развивающий коврик TAF TOYS 2 в 1. Средняя цена: 3600 р.

Мягкие разноцветные коврики позиционируются производителями как «все-в-одном» для развития малыша, который еще не ползает, но уже не хочет смирно лежать в кроватке. Действительно, в отличие от мобиля, предназначенного только для созерцания и прослушивания музыки, коврик с дугами открывает больше возможностей для развития малыша. Игрушки тут можно не только рассматривать, но и хватать, тянуть к себе, пробовать на вкус, ощущать разные текстуры, вызывать звуки. Некоторые коврики имеют участки с шумовыми и сенсорными эффектами - для любителей играть сидя или лежа на животике.

Плюсы:

  • множество возможностей для развития зрительного, тактильного и слухового восприятия;
  • стимулирование активности и самостоятельности ребенка;
  • красивый внешний вид, отличный подарок новорожденному;
  • компактность хранения.

Минусы:

  • как только малыш поползет, коврик станет ему не нужен;
  • высокая цена.

Мнения экспертов: « Если малыш уже хорошо изучил возможности своего развивающего коврика, попробуйте «продлить жизнь» этой игрушке, дополнив ее новыми приспособлениями для игры на животике:
Из кусочков ткани сделайте маленькие «дверки». Открыв их, малыш увидит картинку, пришитую игрушку или пуговичку. «Дверки» можно закрывать на разные застежки - липучки, крючки. Приделайте к концам ленточек маленькие игрушки и вшейте эти ленточки внутрь карманов. Теперь эти игрушки можно вынимать из карманов и класть обратно сколько заблагорассудится. Пришейте в ряд несколько ковровых колечек, пропустите сквозь них ленту, на концах которой будут ездить туда-сюда две маленькие игрушки (из книги Лены Даниловой «Энциклопедия развивающих игр»)».

4. Мягкие кубики - лучшая игрушка для развития пространственного мышления детей до 1 года


Фото: kidstore.ru

Мягкие кубики в коробке K’ s Kids. Средняя цена 1500 р.

Мягкие кубики для самых маленьких, или «мякиши», - отличная альтернатива кубикам из дерева и пластика. Они крупные, яркие, их можно бросать, на них можно без опаски садиться, прыгать и падать. С ними удобно изучать животных, предметы и первые цвета. Особенно интересны мягкие кубики на липучках: они позволяют развивать не только моторику, но и творческие навыки крохи.

Плюсы:

  • полностью безопасны для ребенка и окружающих;
  • мягкая поверхность тренирует сенсорные навыки;
  • развивают пространственное мышление;
  • полезны для мелкой моторики рук.

Минусы:

  • не слишком пригодны для «серьезного» строительства, т.к. конструкции из них неустойчивы;
  • быстро пачкаются.

Мнения экспертов : «Наборы строительных кубиков развивают координацию движений глаз и руки, познавательные способности. Научите малыша ставить кубик на кубик. Постройте на его глазах высокую башню, а затем разрушьте ее, воскликнув: «Бах!» Такая игра доставит ребенку большое удовольствие. Учите его строить и разрушать (из книги Олеси Жуковой «Энциклопедия развивающих игр от 0 месяцев до 3 лет»)».

5. Игровой центр - лучшая многофункциональная развивающая игрушка для малышей до 1 года


Фото: studiobajkolandia.strefa.pl

Игровой домик Kiddieland. Средняя цена: 4200 р.

Замечательное приобретение (и идея подарка) для малыша, который уже самостоятельно сидит. Как правило, такие центры снабжены звуковыми возможностями, имеют яркую расцветку, звуковое сопровождение и много других приятных открытий для крохи (кнопки, движущиеся фигурки, картинки-перевертыши и др.). Малыш может долго заниматься такой игрой, позволяя маме отдохнуть и спокойно заняться домашними делами.

Плюсы:

  • развивают одновременно несколько навыков: зрительные, сенсорные, слуховые, двигательные.
  • стимулируют к самостоятельной игре;
  • надолго занимают кроху на одном месте.

Минусы:

  • часто высокая цена;
  • необходимость менять батарейки.

Совет эксперта: « Ребенок очень любит бросать игрушки из кроватки и наблюдать, как они падают на пол и стучат. Если вам надоело постоянно закидывать вещи обратно, можете привязать их ленточками к кроватке, малыш очень быстро сообразит, как их затаскивать обратно, чтобы снова бросить на пол (из книги М. Андреевой «Домашний психолог. 100 секретов воспитания детей»)».

6. Детское пианино - лучшая музыкальная развивающая игрушка для детей до 1 года и старше


Фото: i024.radikal.ru

Обучающая игрушка пианино «Щенок» Fisher Price. Средняя цена: 1600 р.

Небольшой размер и вес, крупные яркие детали, большие клавиши с легким нажатием, мелодичные песенки - вот критерии выбора пианино для самых маленьких. А если производитель позаботился о нескольких уровнях громкости (чтобы малыш не испугался громких звуков), нескольких режимах игры и обучения и об интересном, неизбитом репертуаре, такую игрушку можно смело покупать своему крохе.

Плюсы:

  • красивая и безопасная игрушка;
  • развивает слуховое восприятие и музыкальный слух;
  • помогает легко выучить детские песенки;
  • долго не надоедает, можно использовать в сюжетных играх.

Минусы:

  • весело, но шумно;
  • нужно периодически менять батарейки.

Мнения экспертов: «Поставьте музыкальную игрушку вне поля зрения малыша. Заведите ее и спросите: «Где музыка?». Когда малыш повернется на звук, обязательно похвалите его, не скупясь на комплименты. Повторяйте игру, ставя игрушку в различных частях комнаты. Если ваш ребенок уже ползает, спрячьте игрушку под подушку или в любое другое доступное место так, чтобы он смог до нее доползти (из книги Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей до 1 года»)».

7. Пирамидка «Стаканчики» - незаменимая развивающая игрушка для детей с 6 месяцев


Фото: www.deshevle-net.com.ua

Пирамидка «Развивающие стаканчики» Fischer Price. Средняя цена: 900 р.

Стаканчики - пример недорогой и потрясающе функциональной развивающей игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года. От обычной пирамидки ее отличает полная безопасность: нет ни мелких деталей, ни острого штырька для колец, ни шанса хоть чему-то сломаться. Стаканчики можно ставить друг на друга, собирать один в другой, использовать в качестве емкостей в ванне или песочнице. Ловкость маленьких пальчиков, глазомер, умение сравнивать похожие предметы - вот главные навыки, которые развивает эта простая пирамидка. В дальнейшем будет удобно изучать с ней цвета и счет.

Плюсы:

Минус : нельзя терять ни одного стаканчика, иначе пирамиду не построить.

Совет экспертов: «Приучайте малыша к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам (из книги С.Зайцева «Настольная книга молодой мамы»)».

8. Каталка - лучшая развивающая игрушка для физического развития ребенка до 1 года


Фото: nsk-cat.ru

Каталка-ходунки 2 в 1 Playskoool. Средняя цена: 2300 р.

Каталка-ходунок - одна из лучших развивающих игрушек для первых самостоятельных шагов малыша. По мнению врачей, она более предпочтительна для ребенка, нежели классические ходунки. Да, покоя маме она не прибавит, ведь теперь ее чадо сможет передвигаться по дому намного быстрее. Зато качественная, устойчивая каталка тренирует мышцы, учит ребенка удерживать равновесие и позволяет ему проще и гармоничнее перейти к самостоятельному хождению.

Плюсы:

  • отличная тренировка двигательных навыков и крупной моторики;
  • можно использовать дома и на улице;
  • игровые элементы на корпусе - дополнительное развлечение.

Минусы:

  • возможно, малыш будет чаще падать;
  • некоторые модели скользят по паркету и ламинату.

Совет экспертов: «Если ребенок выражает желание ходить, нужно перестать использовать коляску, кроме тех случаев, когда в ней есть необходимость. Подобный период довольно сложен, так как оказывается, что помогать ребенку в ходьбе не так-то просто. Самое лучшее время для этого - дневная прогулка. Сначала пройдите 50 метров, потом понемногу увеличивайте расстояние. Вы должны все время держаться оживленно и уверенно. Это должно придать смелости малышу (из книги Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»)».

6. Сортер - хорошая игрушка, развивающая логику детей до года


Фото: irecommend.ru.q5.r-99.com

Сортер «Логический теремок» Полесье. Средняя цена: 800 р.

Сортеры могут быть разнообразной формы, от простой коробки до домика, машинки, паровозика и т.д. Главная их особенность - наличие прорезей различной формы и соответствующих им фигурок. Подбирая фигурку к прорези, малыши учатся сравнивать предметы по форме, находить в них общие признаки и отличия. Попутно тренируется мелкая моторика рук и, конечно, усидчивость. Сортер - забава непростая, поэтому на первых порах помощь взрослого ребенку необходима.

Плюсы:

  • как правило, сортеры - яркие и безопасные игрушки;
  • развитие логического мышления и моторики пальчиков;
  • фигурки можно использовать в обучении и сюжетных играх.

Минус: фигурки легко теряются.

10. Колышки и молоток - полезная развивающая игрушка для развития мелкой моторики детей в возрасте 1 года


Фото: www.ikea.com

IKEA МУЛА Набор «Колышки и молоток». Средняя цена: 369 р.

Малышам в возрасте 1 года пока сложно выполнять мелкие действия руками. Именно для тренировки мелкой моторики рук и предназначены всевозможные стучалки, состоящие из деревянной основы, колышков и молоточка. Для того чтобы забить колышек, от ребенка требуется координация движений и немалое, по детским меркам, усилие. Но даже беспорядочное стучание молоточком по колышкам - не просто забава, а полезное развивающее занятие.

Плюсы:

  • развивает мелкую моторику, а значит, и речь;
  • дерево - экологически чистый, натуральный и прочный материал;
  • каждый колышек окрашен в свой цвет, можно изучать цвета;
  • пригодится и после 1 года.

Минус : ребенок и молоток - небезопасный дуэт (следите за малышом во время игры!)

Мнения экспертов: «Детям очень нравится держать в руках различные предметы и ударять ими о поверхность. Подобные действия отлично развивают координацию и, кроме того, доставляют массу удовольствия. Дайте ребенку в руку деревянную ложку и покажите, как можно стучать ею по полу. Когда вы вместе будете колотить ложками, распевайте ваши любимые песни. (Из книги Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей до 1 года»)».

Так какие же развивающие игрушки выбрать ребенку младше 1 года?

Конечно, у малыша должно быть много игр и забав, хороших и разных, но всегда лучше купить одну хорошую развивающую игрушку, чем две плохих. Отдавая предпочтение качественным, «долгоиграющим» вариантам с широкими игровыми и обучающими возможностями, родители делают вклад в успешное развитие, благополучие и здоровье своего малыша.

Ваш ребенок растет, развивается, его навыки и умения совершенствуются. К 6-ти месяцам не все, но многие дети уже умеют ползать и сидеть. Это дает им возможность по-новому рассматривать окружающий мир – с вертикального положения. Да и родителям есть что предложить шестимесячным детям, ведь их «поле деятельности» стремительно расширяется.

Малыши видят новое в старых игрушках, начинают изучать их заново, пристальнее, иногда с удивлением, словно только сегодня увидели. Однако арсенал детских забав должен расширяется. Для 6-месячного крохи необходимо находить игрушки, соответствующие его возрасту. Они должны его развивать, помогать совершенствоваться.

Важность игр с малышом

Стоит отметить важную роль игр с 6-месячным ребенком. Юлия Касаткина (педагог-психолог, специалист по раннему развитию детей клуба будущих родителей МАМАntenok) резонно отмечает, что «в игре развиваются навыки, которые не разовьются сами или разовьются очень поздно, если не будет специального воздействия взрослых. Поэтому необходимо проводить игры ежедневно и по нескольку раз в день».

Например, если малыш должен пойти в 8 месяцев, то без развития и без занятий он пойдет только в 1,5 года. То же самое и с речью - без совершенствования этого навыка ребенок заговорит гораздо позже. Педиатры всего мира фиксируют подобную статистику, убеждая мамочек уделять своим крохам внимание и помочь им в этом нелегком пути к самосовершенствованию. А игры - самый лучший способ сделать это.

Играть с малышом - это значит ускорять его развитие. С этим утверждением согласно большинство современных психологов и педагогов.

Игры для детей 6-ти месяцев

Запомните: ребенок не знает, как использовать игрушки. Задача родителей - научить его разнообразным действиям.

Для мелкой моторики

Начиная с пяти месяцев ребенку можно предлагать проверенные временем игрушки, которые развивают мелкую моторику рук.

Игра с пирамидкой с крупными кольцами

Предлагая малышу пирамидку, не стоит ждать, что он сразу же соберет ее по порядку - колечко к колечку. На первом этапе родитель предлагает крохе одно колечко (самое нижнее) и просит снять его. Конечно, мама или папа сначала снимают его своей рукой, затем рукой ребенка, и только через 2-3 недели таких показов ребенок научится снимать его сам. Когда он научится снимать одно колечко, ему можно предложить снять уже три, а через некоторое время – все колечки. Как только малыш освоит манипуляции по снятию колечек, можно приступить к надеванию.


Как только крохе стукнет 6 месяцев, предлагайте ему пирамидку - игрушку, в которую играет уже не одно поколение детей. Пирамидка многофункциональна, хорошо развивает мелкую моторику рук и развлекает ребенка.

Контейнер с игрушками

Когда 6-месячный ребенок научился сидеть (пусть опираясь на мамочку или папочку), то ему можно предложить поиграть на коврике в следующую игру: берете контейнер или коробочку, в которой лежат разные небольшие игрушки. Контейнер можно потрясти, привлекая внимание ребенка. Скажите: «Что это тут в коробочке лежит? Давай посмотрим!» Естественно, на первых этапах крышку открываете вы, потом учите малыша делать это самостоятельно. Итак, коробочка открыта, что делать дальше? Дальше вы показываете ребенку, как доставать предметы из коробки, а когда он научится это делать, то учите класть все обратно.


Самый простой контейнер может стать частью игры с ребенком. В него можно класть игрушки, вытаскивать их и производить различные манипуляции, на которые только хватит фантазии.

Мячики (шарики) в стаканчике

Усложняем задачу. Вам понадобится коробочка, мячики и обычные пластиковые стаканчики (мячики можно заменить клубками с нитками или любыми другими круглыми предметами). Сначала вы учите малютку брать мячик из коробочки, а затем кидать его в стаканчик. Это довольно сложное действие для 6-месячного малыша, ведь сначала нужно взять этот мячик, а потом его еще и положить в стаканчик! Это может занять время.

Мячики в стаканчике и ложка

Для еще большего усложнения этой игры возьмите большую деревянную ложку. Теперь мы будем сначала брать мячик или шарик из контейнера, класть его в ложку (рукой), а потом перекладывать его в стаканчик.

Для крупной моторики

Наденьте на себя теплые толстые носки, лягте на пол и положите ребенка себе на ступни. Его головка должна быть обращена к вам. Крепко держите малыша за ручки. А теперь двигайте ногами: вверх-вниз, влево-вправо, по кругу и т. д. По возможностям и фантазии. 6-месячного малыша еще несложно поднимать, заодно мамочки качают пресс.

Благодаря этой забаве, кроха тренирует крупную моторику, вестибулярный аппарат, осваивает равновесие, учится ориентироваться в пространстве, а также доверять взрослому.


Эта забава очень нравится малышам. Малютка может лежать на ступнях мамы, а также поверх голеней (как ей удобнее). Это одновременно и игра, развивающая вестибулярный аппарат, и упражнение для мамы, приводящее ее животик в порядок.

Для обучения ползанию

10-15 минут в день стоит уделить играм, нацеленным на развитие такого навыка, как ползание. 6 месяцев - самое время этому учиться.

«Классика жанра»: положить малыша на твердый пол, а перед ним - его любимую игрушку. Игрушка должна быть вне зоны его досягаемости, ребенку нужны усилия, чтобы до нее дотянуться. Конечно, при всем желании он сразу не поползет, поэтому ему нужно помочь: под грудку крохи подложите валик из одеяльца или полотенца - он приподнимет ему верхнюю часть тела. Теперь малютке легче поднимать заднюю часть и поджимать ножки под себя. Так он лучше и быстрее поймет механизм «ползания». Занимайтесь с ребенком каждый день, и результат не заставит себя ждать.


В этом возрасте малыши во всю обучаются ползать. Чтобы помочь справиться с этой нелегкой задачей, применяется классический способ – игрушка «перед носом», но на таком расстоянии, чтобы малыш ее не смог достать. Это будет побуждать его двигаться тельцем вперед.

Для тактильных ощущений

Вот забава, которая нравится всем малышам без исключения. Разденьте ребенка до памперса (ему уже нравится!). Возьмите несколько предметов, которыми можно водить по голенькому тельцу - перышко, кусочек мягкой ткани, шелковую ленточку, что-нибудь пушистое, расческу для новорожденных с мягкой шерстяной щетиной и т. п. Начните с животика, потом руки, ноги. Ребенок будет то замирать, то улыбаться, то издавать звуки восторга от необычных ощущений. Как только почувствуете, что волна интереса сошла, переверните ребенка и погладьте ему спинку. За один «сеанс» используйте 2-3 предмета. Они разнообразят ощущения.


Для развития тактильных ощущений малыша можно поглаживать руками или предметами разной текстуры - перышком, щеточкой, шелковой ленточкой и т. д. Младенца можно положить на бархатную ткань или мягкое полотенце. Это добавит ему ощущений.

Для развития речи

Игра «Телефон» (с 6 до 8 месяцев). Вам понадобится игрушечная телефонная трубка. Суть забавы - говорить в него, произнося разные слоги с разной интонацией. Сядьте рядом с ребенком, поднесите к своему уху трубку, произнесите самые простые слоги, меняя интонацию и голос. Например, «ба-ба-ба!», «ба-ба-ба?» или «ма-ма-ма!», «ма-ма-ма?». Дайте трубку малышу, возможно он тоже будет повторять эти слоги вслед за вами.

Игра «Первые слова» (с 6 до 12 месяцев). Учим кроху звукоподражаниям и первым лепетным словам. Положите малыша на спинку и наклонитесь над ним так, чтобы он видел ваше лицо. Возьмите его за ручки и начинайте четко произносить слоги и слова. На каждое слово разводите ручки малютки в стороны. «Ма-ма-ма-ма-ма-мАмочка (руки в стороны)», «па-па-па-па-па-пАпочка (в стороны)» и т. д. Ребенок будет вас слушать, улыбаться, шевелить губками, пытаясь подражать вам. Ручки разводим и сводим - так они не будут его отвлекать от процесса, а наоборот, помогут сконцентрироваться на нем.

Детский сенсорный коврик для общего развития

Представляют собой большое полотно (в среднем 110х80 см), на котором нарисованы разные красочные сюжеты. Повсюду расположены липучки и пуговицы, на которые крепятся дополнительные детали. Например, на пуговичку «застегивается» облачко. Обычно к коврику прилагается до 20 предметов - животные, птицы, рыбки, бабочки, машинки, геометрические фигурки и многое другое. Детали могут свободно перемещаться по коврику, позволяя ребенку сочинять увлекательные сказки и менять сюжет на ходу. 6-месячного крошку увлечет ощупывание деталек, отдирание их и прикрепление обратно.


Сенсорные коврики сегодня очень популярны. Они включают в себя много «фишек», секретиков и хитростей, с которыми малышам интересно разбираться. Это детальки, разные на ощупь, прикрепляющиеся на пуговичках и липучках, это яркие разноцветные фигурки и т. д.

Все фигурки сшиты из тканей разной фактуры, что позволяет развивать мелкую моторику и тактильные восприятия. Игра с ними развивает фантазию, пополняет словарный запас и знакомит малыша с окружающим миром.

Как понять, когда усложнять забаву?

Игры, которые предлагаются ребенку, рано или поздно становятся для него очень простыми. Поэтому их требуется усложнять.

Усложнять игру нужно тогда, когда предыдущую задачу ребенок выполняет на 100%.

Очень важно не только находить время для игр, но и знать, как играть с маленьким человечком. От этого будет зависеть эффективность игры. Но главное ведь, чтобы все получили удовольствие, не правда ли?

  • Игровой процесс с шестимесячным малышом должен длиться от 3-х минут до 15-ти. После полугода - дольше.
  • Играть с ним нужно после кормления или сна. А также тогда, когда у него хорошее настроение. Если малыш начинает заболевать или он переутомлен, то занятия проводить нельзя, потому что они не принесут ни пользы, ни удовольствия.
  • Чтобы играть с малышом, взрослому самому следует вспомнить, что это такое – быть ребенком.
  • Необходимо быть на его уровне. Если малыш на диване, то нужно сесть рядом с диваном и играть «глаза в глаза».
  • Комнату для игры следует чаще проветривать – играть в душном помещении с ребенком очень тяжело. Он будет быстро уставать, капризничать и раздражаться.
  • Не забывайте хвалить малыша. Если у него что-то получилось, то обязательно улыбайтесь и говорите: «Молодец!». Вы увидите в его глазах восторг и радость, ради вашей улыбки и одобрительного слова малыш будет стараться делать больше и больше.
  • С шестимесячным малышом в активные игры лучше играть с утра, а в спокойные развивающие - вечером.

Результаты

Если заниматься с 6-месячным малышом регулярно, то вы быстро добьетесь важных успехов:

  • Кроха во всю использует свой слух, зрение, речевые навыки. Он легко устанавливает зрительный контакт, его «агуканья» эмоционально окрашены.
  • 6-месячного малыша уже не удержишь в кроватке или манежике. Он шустр и жизнедеятелен. Благодаря ежедневным занятиям, он активно ползает, пытается самостоятельно сидеть и даже вставать на ножки!
  • Малыш прекрасно владеет ручками, легко берет небольшие предметы без помощи взрослых, получает удовольствие от игры с ними.

Не расстраивайтесь, если играя со своим шестимесячным чадом, вы видите, что ему что-то не интересно или он не дотягивает до каких-то «канонических» навыков (вот так должно быть и точка!). Нет никаких канонов или шаблонов! Все детки индивидуальны, каждый развивается в своем темпе. Наслаждайтесь каждой минутой, проведенной с ребенком, ведь они так быстро растут. А победы будут обязательно!

Вот уже полгода позади. Кроха стал таким активным! Теперь к его ежедневным потребностям покушать и поспать прибавились новые занятия: познавать самого себя и мир вокруг. Игры с ребенком в 6 месяцев теперь должны быть более подвижными и активными. А так как у малыша развивается предметная деятельность, то и без развивающих игрушек не обойтись. Как играть с ребенком в полгодика, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно?

Ниже представлены варианты игр, которые можно взять за основу, организуя досуг своего малыша. Однако стоит помнить: они рассчитаны на здоровых и развитых в соответствии с возрастом детей! Если у малыша диагностированы какие-либо отклонения от нормы, посоветуйтесь с педиатром.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

Если раньше кроху без проблем можно было оставить одного на диване, то теперь это опасно. Нет больше «полешка», спеленатого по рукам и ногам. Хотя не все малыши в этом возрасте умеют ползать - лежать на одном месте полугодовалый ребенок точно не будет.

Теперь кроха может недолго сидеть (с опорой): это освобождает руки малыша, которые нужно чем-то занять. Если же малыш не сидит самостоятельно, необходимы упражнения для укрепления спины. Их можно включить в ежедневную гимнастику, превратив в игру. Например, упражнение «Подъемный кран». Из положения лежа на спине потягивайте малыша за ручки, пока он не сядет. В это время приговаривайте:

На большом подъемном кране
Мы поднимемся до мамы.
Мы поднимемся до крыши,
И еще, еще повыше!

«Тренировка мышц стимулирует рост и развитие мозга, - утверждает Джеки Силберг, автор увлекательной книги для родителей «125 развивающих игр для детей до года». – Игры, в которые взрослые играют с малышом, являются его подготовкой к взрослой жизни».

Существуют разные методики раннего развития детей. Следовать им или избрать собственный путь воспитания – личное дело каждого родителя, но игры для 6-месячного ребенка являются важным элементом любой методики, и на данном этапе им стоит уделить особое внимание.

Познаем себя!

Игры, направленные на изучение частей тела, уже в этом возрасте необходимы малышу. Совсем скоро на вопрос «Где ушки, носик, глазки?» ребенок все покажет сам, а пока родители должны помогать ему в «изучении анатомии».

«Для чего нужны нам ножки?»
Посадите ребенка напротив или на свои колени лицом к себе. Читайте стихотворение, показывая части тела на себе. В следующий раз можно показывать на малыше:

Для чего нужны нам ножки? Хлопаем обеими руками по ногам.
К маме бегать по дорожке.
Для чего нужны нам ручки? Рисуем пальцем кружки перед собой.
Рисовать кружки и тучки.
Ушки – чтобы песни слушать Показываем ушки.
Ротик, чтобы кашку кушать, Показываем ротик.
Глазки, чтоб на все смотреть, Показываем глазки.
Голос, чтобы песни петь . Поем любой звук.

«Вот такие у нас щечки – маленькие»

Возьмите ладошки малыша в свои руки. Похлопайте ими на манер «ладушек», приговаривая слова и прикасаясь ладошками к частям тела ребенка:

Ладушки-оладушки сладенькие…
Вот такие у нас щечки (ушки, глазки, ножки и т. д.) – маленькие.
Ладушек-оладушек сладенький,
Вот такой у Маши носик (ротик, лобик, животик и т. д.) маленький…

В этом возрасте ребенку интересны игры со своим отражением. Поднесите кроху к большому зеркалу. Пусть он посмотрит на свое и ваше отражение. Целуйте или поглаживайте ребенка, чтобы он видел, как это делает и зеркальная мама. Дайте крохе прикоснуться к стеклу. Показывайте разные мимические движения: улыбку, удивление, сердитость.


Развиваем слух, играя

Слушать, слышать, подражать очень важно для малыша! Мир звуков огромен, знакомьте своего ребенка с ним как можно раньше. Говорите постоянно, когда ребенок находится рядом: рассказывайте обо всем, читайте стихи, пойте.

«Как говорит собачка?»
Пусть малыш видел животных только на картинках, все равно играйте с ним в звукоподражания: «мяу-мяу, хрю-хрю, ква-ква» помогают не только узнавать животных, но и развивать детскую речь. Приложите пальчики ребенка к своим губам, когда мяукаете или жужжите, так он узнает, что звуки «ощутимы» – они теплые и щекочутся.

Важно, чтобы игрушки издавали звук. Не обязательно покупать игрушечное пианино или планшет: погремушки, неваляшки, резиновые зверушки с пищалками заинтересуют шестимесячного малыша не меньше. Потрясите погремушкой за спиной ребенка, а когда он повернется на звук, переместите игрушку в другое место, например, под одеяльце, и снова позвените. Находить источник звука – отличное упражнение для развития слуха.

Развиваем речь

Речь человека полноценно развивается только в процессе общения.

«Языку, так же как и чувству юмора, не учат, – пишут в своей книге «Ребенок от рождения до двух лет» Уильям и Марта Сирс, – его впитывают!»

Действительно, только слыша чужую речь, можно овладеть собственной. Обеспечьте кроху полноценным общением! К 6 месяцам ребенок уже лепечет, он становится настоящим собеседником! Улавливая интонации голоса родителей, малыш пытается им отвечать. Играя с ребенком, можно попутно упражняться и в речи. Всегда сопровождайте свои действия словами, будь то массаж, одевание или купание. Пение – отличный инструмент для развития, как речи, так и слуха. Пойте малышу, и совсем скоро он начнет вам подпевать.

Вы считаете, что первым словом ребенка должно быть заветное «мама»? Можно этому поспособствовать. Проговаривайте свои действия от третьего лица. Например: «Сейчас мама тебе покормит и сделает массажик».

Важно, чтобы ребенок уяснял связь между предметами и словами, которыми они обозначаются. Рассказывая стишок, например, про мишку косолапого, хорошо бы привлечь к рассказу игрушечного медвежонка: продемонстрировать, как он топает ногой, и показать, где же этот лоб, в который влетела шишка.

Олеся, мама годовалого Ильи: «Илюша в полгодика любил, когда мы играли в «гуси-гуси». Перед кормлением я всегда спрашивала: «Гуси-гуси? Га-га-га! Вы есть хотите? Да-да-да!» И вскоре сынок уже сам «гагакал» и «дадакал»! До сих пор эта фраза служит у нас сигналом к приему пищи».

Как играть, чтобы задействовать речь ребенка? Это просто, главное, чтобы слова стишков и пестушек повторялись родителями регулярно, и ребенок узнавал коротенькие тексты. Почему так хороши для игр именно рифмованные фразы? В них есть ритм, который дети четко улавливают. Пройдет всего несколько занятий, и в намеренные мамины речевые паузы посреди стишка кроха начнет вставлять свои звуки.

И какие игрушки нужны для детей 6-9 месяцев

Особенности развития ребенка в возрасте 6-9 месяцев

  • К 7-ми месяцам ребенок уже достаточно устойчиво сидит, и пробует ползать. Некоторые малыши предпочитают вначале поползти, а потом сесть.
  • Всесторонне исследует предметы, попавшие а поле зрения. Малыш берет предмет руками, перекладывает его из руки в руку, может стучать одним предметом об другой, действует не только всей рукой, пробует движения пальчиками.
  • С удовольствием наблюдает и исследует, как предметы соотносятся друг с другом. Кладет один на другой, ударяет ими, сталкивает, и тд.
  • К 7-ми месяцам, малыш начинает по интонации родителей понимать, что такое «нет» и «нельзя». Он еще может не выполнять эти запреты, но выделяет их из общего течения речи.
  • Очень любит разглядывать себя в зеркале, может гладить пальчиками свое и мамино отражение.
  • Из отдельных слогов «ма» может уже сложиться полная «мама», особенно при плаче.
  • Все полностью предметы, которые встретятся, пробуются «на вкус».
  • К 8-ми месяцам, малыш, как правило, уверенно ползает, и может сам исследовать все пространство дома или квартиры. Обязательно нужно «подкреплять» исследовательский интерес. Оставляйте в разных комнатах понемногу игрушек, или других занимательных предметов, пусть малыш их «найдет».
  • Очень любит «игры и препятствиями», проползание под чем-то, между чем-то.
  • Играет сидя. Может долго (до получаса) играть с чем-то одним.
  • Может ползать с игрушкой в руке.
  • Некоторые детки (дивана, кресла).
  • Пробует сам переворачивать толстые страницы для чтения и .
  • Большие предметы берет двумя руками.
  • С удовольствием ищет и находит спрятанные (при нем) игрушки.
  • Повторяет звуки, слова, и действия взрослых.
  • Показывает части тела и лица (у себя, у мамы, у игрушки).
  • Умеет мять и рвать фольгу, бумагу.
  • Мнет в руке , трогает яркие .
  • К 9-ти месяцам совершенствуется «пальчиковый захват»,- когда ребенок начинает брать предметы не все ручкой, а большим и указательным пальцами. Это очень важный момент для развития мелкой моторики, нужно всячески поддерживать эти попытки.
  • К 9-ти месяцам малыш активно познает окружающее пространство. Он берет все, до чего может дотянуться, всюду пытается просунуть пальчики, все попробовать «на вкус», все что можно открыть - открыть и проверить, что там.

Примечание. Часто можно заметить, что эта познавательная активность встречает сопротивление мам и пап. Ребенок постоянно слышит «не лезь, не бери, нельзя, не трогай» и по делу, и без дела. На самом деле, действительно опасного в квартире/доме не так уж много, особенно для 9-ти месячного ребенка. Это розетки, плита. Все остальное вполне можно организовать так, чтобы ребенок спокойно и безопасно удовлетворял свой познавательный интерес. На нижних полках шкафов разложить разнообразные безопасные предметы. Там, где ребенок может встать (возле низких полок, дивана, кресла) тоже можно положить или подвесить что-то занимательное.

Какие игрушки нужны ребенку в 6-9 месяцев

  • (родители, наберитесь терпения ). Это может быть барабан, металлофон, набор колокольчиков, дудка, гармошка, маракасы, бубны, и тд. Очень важно, при выборе инструментов, выбирать те, что издают чистые, не фальшивые звуки.
  • , тележки и т. д. Игрушка должна быть рассчитана на то, что малыш будет с ней ползти, опираясь иногда на нее. Поэтому, игрушка просто обязана выдерживать достаточно большую нагрузку.
  • Игрушки, которые можно , можно со звуками. Это всевозможные уточки, гусеницы, пчелки и тд.
  • Наборы складывающихся друг в друга стаканчиков и формочек. Ребенок с удовольствием будет класть одно в другое.
  • , брусочки, для сооружения башенок. Сооружать будете вы, а малыш будет с радостью разрушать . Попозже начнет пробовать ставить кубики один на другой.
  • всех возможных форм, размеров и конфигураций (с этими игрушками ребенок будет играть до 3-лет и больше).
  • , например, как Лего, только очень крупные. Лего для малышей.
  • Детские молотки (булавы) с разнообразными звуками при ударе.
  • Игрушки, в которых нужно что-то простое открывать и закрывать. Можно заменить самодельными (из пластмассы или дерева).
  • Простые игрушки, типа матрешки (вкладывающиеся одна в другую).
  • Набор детского инструмента (молоток, плоскогубцы).
  • Всевозможные .
  • Плавающие зверюшки для ванной.
  • Книги с картинками и понятными сюжетами.
  • Все «остаются в силе», только теперь малыш с ними играет по-другому. Он может собирать их в , может стучать одной об другую, может пытаться просунуть погремушку в различные отверстия.
  • Развивающие столики. Представляют собой развивающую поверхность на устойчивых опорах. Ребенок может подниматься на ножки, держась за столик, и играть на нем. Как правило, на поверхности столика расположены клавиши, ручки, которые надо тянуть, поворачивать, кнопки, которые нужно нажимать, и тд. При этом, могут играть песенки, музыка, раздаваться разные звуки. Могут быть цифры, при нажатии на которые называется сама цифра. Выбирая такой столик, обязательно проверьте, чтобы он обладал хорошей устойчивостью.
  • Пора заводить маленький детский столик и стульчик, для занятий и игр ребенка. Многие детки с удовольствием играют мелкими игрушками на таком слоле. При выборе, проследите, чтобы столик был из безопасного материала, со сглаженными углами, без заноз и пр. И обязательно устойчивый.
  • Можно уже покупать , на которые ребенок садится, и едет, отталкиваясь ножками. Не обязательно большие машины, лучше такие, в которых малышу будет удобно.
  • Можно покупать детский велосипед, который может везти мама за ручку, а ребенок будет привыкать в нем сидеть.
  • Пальчиковые краски.
  • Краски для ванной (которыми малыш сможет рисовать по кафелю, а потом смывать).
  • Мелки (для улицы и для дома).
  • Любые шкатулки, ящички, которые можно открывать- закрывать.
  • Замки с ключами (крупные, которые легко поворачиваются).
Похожие публикации