Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, к россии у дошкольников. Воспитание патриотизма у дошкольников

В статье описывается поэтапная организация и совокупность способов формирования гражданственности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: гражданственность, дошкольный возраст, патриотизм, этап, поэтапное формирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н.В. Демина

МБДОУ «ДС №86 г. Челябинска»

В статье описывается поэтапная организация и совокупность способов формирования гражданственности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: гражданственность, дошкольный возраст, патриотизм, этап, поэтапное формирование.

В послании президента России В.В. Путина от 12.12.2012 г. Звучит следующее: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране» .

Начинать формировать гражданственность (понимая её как одну из важнейших социальных компетенций) нужно как можно раньше, с самого раннего возраста. Гражданственность очень тесно связана с другой не мало важной социальной компетенцией – «патриотизм», воспитание (формирование) которого тоже является одной из важнейших задач дошкольной образовательной организации. Ведь именно в этот период происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, чувств, эмоций, мышления; происходит постепенная социальная адаптация в социальном пространстве, в обществе; начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

В этом возрасте образы, используемые педагогами для социального воздействия в рамках воспитания, оставляют очень яркий и сильный след в сознании ребенка, поэтому они остаются в его памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Причем существует ошибочное мнение, что начинать воспитывать патриотизм нужно со старшего дошкольного возраста. Конечно, в процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей детей, но ведь чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что взывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задачами патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации могут быть:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, родному городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям и др.

Данные задачи должны находить отражение во всех видах детской деятельности, так как на ряду с патриотическими чувствами должны формироваться социальные взаимоотношения детей со взрослыми, со сверстниками.

В первые три года жизни ребенка главной фигурой является взрослый (родитель), потому что малыш во многом зависит от него. Ребенку необходимо знать, что взрослый готов помочь, поддержать его самостоятельные начинания. В этом возрасте самое важное – создать условия психологической защищенности. И, возможно, хорошим материалом данного условия будет фольклор.

Незамысловатые потешки, колыбельные помогают пробудить теплые доверительные отношения со взрослыми. В этом возрасте фольклор не только развивает ребенка, но и является эмоциональной почвой для воспитания патриота своей страны. Любовь к Родине у ребенка начинается с любви к своим родным – отцу, матери, бабушке, дедушке, братьям и сестрам. С их внимания, заботы, душевного тепла.

В трех-четырехлетнем возрасте, учитывая, что познавательная деятельность малыша сосредоточена на реальном предметном мире, а эмоции сильны, но поверхностны, мы можем формировать предпосылки морального развития, используя не только потешки, но и народные игры. Дети узнают, что у взрослых есть своя работа и свои правила, которым они должны следовать. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мы закладываем основу эмоционально-положительного отношения к правилам, к окружающему миру, в котором живет ребенок.

В среднем дошкольном возрасте особую роль играют сказки. Вхождение в волшебный, сказочный мир, сопереживание героям рождает в ребенке желание переделать зло в добро, сделать героя счастливым, победителем, и представить себя на его месте. А театрализация позволяет ребенку самому примерить на себя роли сказочных героев.

В старшем дошкольном возрасте ребенок остро чувствует неискренность и перестает доверять человеку, который однажды проявил её. Он умеет слушать и запоминать, преодолевать трудности и радоваться познанию. Дети усваивают нравственные ценности через ознакомление с историей России, народными праздниками, природой России. У детей этого возраста формируется эмоционально-положительное отношение к государству и к государственной символике: гербу, флагу, гимну. Закладываются основы позитивной личности с активной гражданской позицией, с желанием высказывать и отстаивать свою точку зрения.

И родной дом, двор ребенка, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Исторически доказано: человек, знающий родную историю, культуру родного города, проявляет преданность, любовь, уважительное отношение к своей стране, своей Родине.

Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве, в фольклорных и классических произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Уважение к способам трудовой деятельности и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия – необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.

В заключении можно подчеркнуть, что в период дошкольного детства закладываются важнейшие для гражданского самосознания показатели. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Таким образом, роль дошкольных образовательных организаций в становлении гражданского общества очень велика. Патриотическое воспитание, как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста должно являться одной из основных задач дошкольной образовательной организации.


Одним из действенных методов воспитания патриотизма является личный пример родителей и других членов семьи. Невозможно воспитать в ребенке патриота, если при нем высказывается негатив в адрес своей страны. Не позволяйте себе этого. Даже если у вас сложилось неприятное мнение, не озвучивайте его при ребенке.

Воспитание патриотических чувств начните с малого. Обращайте внимание малыша на красоту родной природы. Пусть это будет парк или городской сад, главное, чтобы ребенок умел видеть гармонию природных явлений, растительного и животного мира. Учите его беречь живую природу, сохранять ее для других. Будет хорошо, если ребенок сам сможет посадить растение и ухаживать за ним.

По мере ваших сил и возможностей проявляйте заботу о том месте, где вы живете. Пусть ваш ребенок видит, что вы не бросаете мусор на обочину, не топчите клумбы и не рвете цветы и ветки. Для него это станет нормой поведения. В дальнейшем он станет вести себя также, проявляя элементарные навыки культурного поведения. А это будет способствовать воспитанию патриотизма.

Знакомьте ребенка с участниками Великой Отечественной войны. Объясняйте ему, в чем заключался их бессмертный подвиг. Пусть он узнает о тех чувствах, которые испытывали юные солдаты, защищая свою страну. Ветераны, являясь частью истории, смогут описать ребенку, насколько важно быть солдатом своей Родины.

Влияние внешних факторов

На процедуру воспитания патриотических чувств у ребенка большое влияние оказывают такие внешние факторы как сверстники, детский сад или школа, средства массовой информации, Интернет. Если вы заметили, что ребенок усваивает от них неправильные данные, объясните ему, что является верным, а что нет. Авторитет родителей, подкрепленный личным примером, обычно имеет большее воздействие.

Вместе с ребенком находите те факты в истории своей страны, которыми можно гордиться. Читайте ему книги, где описываются героические подвиги ваших соотечественников. После прочтения, в процессе беседы, уточните, в чем именно заключался подвиг того или иного героя.

Отслеживайте, какие передачи и фильмы смотрит ваш ребенок. Недопустима информация, которая не соответствует возрасту малыша. Он не должен видеть сцены насилия, убийства и экстремизма. На их основе у него может сформироваться неверное представление о защитнике Родины. Даже информацию о Великой Отечественной войне следует выдавать дозировано. В дошкольном возрасте она могут произвести на ребенка сильное впечатление.

 /  Воспитание патриотизма в детях

Как пишет слово «родина» ваш ребенок? С большой или маленькой буквы? Конечно, это не говорит об истинных чувствах к родной стране. Так нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему региону, городу, Российской Федерации? И кто должен заниматься патриотическим воспитанием: родители или учителя? Поговорим обо всем подробно в нашей статье.

Вы узнаете все о патриотическом воспитании вашего ребенка. Мы расскажем о том, когда, зачем и кто должен прививать любовь к родине.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание - это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.


Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познания действительности у подрастающего поколения ведуща я роль принадлежит формированию чувства патриотизма.

В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. По их мнению, патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, с тать авторитетной, могучей державой. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить их размер, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Все люди разные, кто-то довольствуется минимумом, а кому-то, сколько ни дай, все равно будет мало. Поэтому, полагаем, что ответ на вопрос, надо ли воспитывать чувство патриотизма может быть только утвердительным.

В нашей стране традиционно отношение к истории носит яркую эмоциональную окраску. В отличие от народов других стран, мы не можем принять события нашего прошлого как данность и, постоянно возвращаясь к ним, вынуждены сами себе объяснять их, оправдывая прошлое. Такая позиция наблюдается как в средствах массовой информации, учебных пособиях, так и в обыденной жизни. Часто в литературе авторы излагают свою точку зрения в рамках социального заказа. Бывает, что на улице, в транспорте и других общественных местах возникают дискуссии о событиях прошлого нашей страны и мира. Зачастую их анализ носит необъективный характер, а факты, приводимые сторонами трудно назвать безупречными. И если взрослые могут не обращать внимания на ненужную информацию, то дети впитывают все, а их попытки анализировать услышанное, выливаются в неожиданные для нас вопросы.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена осознанием необходимости решения проблемы поиска способов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Исходя из анализа психолого- педагогической, методической литературы, была сформулирована проблема: какова роль поисковой деятельности в формировании чувства патриотизма старших дошкольников.

В работе определены следующие параметры: объект – чувство патриотизма; предмет – поисковая деятельность старших дошкольников. Цель: изучить роль поисковой деятельности в формировании чувства патриотизма детей старшего дошкольного возраста. Проблема, объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач: а) определить сущность понятия «патриотизм», его роль в процессе познания действительности, а также характерные особенности формирования чувства патриотизма старших дошкольников; б) дать представление о поисковой деятельности и методических основах организации данного процесса у детей старшего дошкольного возраста; в) определить методы и приемы организации поисковой деятельности, приемлемые в формировании чувства патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состояла в следующем: использование поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию чувства патриотизма.

1. Теоретические основы исследо вания чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Теоретический анализ специальной литературы о сущности понятия «патриотизм», позволяет придти к выводу, что этот термин не имеет четкого определения, вопрос о ег о происхождении и содержании глубоко не изучался, и для каждого человека он имеет индивидуальный смысл, который зависит от уровня культуры, миро воззрения, жизненного опыта. В толковом словаре русского языка слово «патриот» трактуется как «человек, преданный своей Родине, своему народу, готовый к любым жертвам и подвигам во имя их интересов».

Н. А. Добролюбов утверждает, что патриотизм «есть ни что иное, как желание трудиться на пользу своей страны» В. С. Соловьев считает, что «нравственная обязанность настоящего патриота - служить на роду в человечестве и человечеству в народе» . Таким образом, под термином «патриотизм» исследователи определяют любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Попытку проанализировать сущность патриотического воспитания мы видим у Н. М. Карамзина, который разделяет любовь к Отечеству на физическую, моральную и политическую. По его мнению, физическая любовь к Отечеству представляет собой привязанность и любовь к своему месту рождения, моральная - любовь к людям, с которыми человек растет, воспитывается и живет. Политическая же любовь - и есть патриотизм, национальная гордость и народн ое достоинство, которое следует вырабатывать на примерах героического прошлого и развивать в каждом.

Под патриотически м воспитанием Л. В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Теоретический ана лиз специальной и учебно-методической литературы показывает, что само понятие «патриотическое воспитание» включает в себя широкий аспект так их направлений воспитательной деятельности, как:

§ военное воспитание (воспитание будущих защитников Отечества, которое формирует восприятие себя как личности, ответственной за судьбу Родины, своих родных и близких, стариков и детей, любимых, каждого гражданина нашего общества);

§ воспитание чувства гордости за свою страну, за принадлежность к Российскому народу через национальную культуру, через память о героическом прошлом нашей страны, наших людей, через активное привлечение молодежи в политическую жизнь страны, путем воссоздания молодежных организаций;

§ воспитание интереса к историческому прошлому страны, позволяющее формировать мировоззрение будущего строителя нашего общества.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников исследователь причисляет:·а) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;·б) к природе р одного края;· к культурному наследию своего народа;·в) воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

Следовательно, в ходе работы со специальной литературой по данной проблеме мы пришли к выводу, что термин «патриотизм» во всех словарях трактуется практически одинаково – это любовь к Родине, а процесс патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении – это « совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня патриотических качеств личности ребенка » .

Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется в исследованиях как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственно го достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико.

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей должно уделяться особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги должны воспитывать у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родин е, интернациональные чувства и т. д. Полагаем, что основой для создания условий патриотического воспитания является воздействие на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о важности целенаправленного воздействия педагога на становление личностных ребенка старшего дошкольного возраста с целью формирования нравственных мотивов его поведения, неразрывно связанных с чувством патриотизма, уважения к традициям своего народа, его прошлому. По мнению многих исследователей, главный путь для формирования этих личностных качеств - воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

2. Психолого-педагогические и методические основы организации процесса поисковой деятельности

В данной работе под понятием «деятельность» мы понимаем специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Исходя из этого, в нашем понимании поисковая деятельность - комплекс целенаправленных действий с целью получения информации в определенной интересующей области. Каким образом ребенок может непосредственно участвовать в поисковой деятельности? Дошкольники – люди любопытные и за формулировкой, с которой начинаются практически все сказки «давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве», они пытаются разглядеть что-то еще. Появляются вопросы «Почему?», касающиеся одежды, образа жизни и др.

Мы, так или иначе, рассказываем детям истории, о нас самих, о нашей жизни. Воспоминания людей старшего поколения – дедушек и бабушек вызывают у малышей интерес и живое участие. Фильмы, поход в музей, интересная иллюстрация в книге – все может стать причиной любопытства наших детей. Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. Способность перерабатывать информацию говорит о том, что ребенок способен к поисковой деятельности, самостоятельному получению информации, способен ее осмыслить и придти к правильным умозаключениям. Важно лишь правильно направить ребенка, чтобы полученная информация не искажала представления ребенка о свое й стране ее прошлом и настоящем, а вызывала патриотические чувства. Основные проблемы в ходе практической деятельности воспитателя дошкольных учреждений возникают с определением содержания патриотического воспитания и условиями его реализации.

Такая ситуация в о бществе просто обязывает педаг огов в очередной раз продумать о т ом, каким мы видим или хотим видеть патриотическое воспитание дош кольников, что вкладываем в это понятие, с помощью какого содержания, сре дств и методов предполагаем воспитывать у детей любовь к Родине.

На сегодняшний день, все проводимые мероприятия по воспитанию чувства патриотизма направлены, прежде всего, на молодежь. Существуют специальные организации, такие как Комитеты молодежи, патриотические кружки, благодаря которым чувство гордости за свою страну не внушается, а вырабатывается у детей естественным путем, в ходе их участия в различных мероприятиях. Чувство патриотизма не возникает на уровне теоретических знаний о стране. Оно появится лишь в ходе « прикосновения к истории» на практике. Например, Комитет по молодежной политике Иркутской области (председатель Барышников В. В.) дважды организовывал международные экспедиции в форме автопробега по местам боевых сражений по городам Китая и Монголии. В процессе почти месяца путешествий молодежь участвовала в парадах и митингах, встречалась с ветеранами и, конечно, имели возможность побывать на легендарных местах сражений, таких как р. Халхин– Гол, Порт– Артур и т. п. , своими глазами увидел и окопы, представили в них своих ровесников. Алтайское представительств о общества «Россия – Япония» (президент Новоселов В. В.) помогает молодым людям связаться с японцами – ветеранами войны для углубленного изучения военных событий, содействует при обмене студентов. Таким образом, при самостоятельном получении информации об окружающем, при не посредственном участии в военно– патриотических мероприятиях, поисковых работах, молодежь лучше узнает прошлое и настоящее своего народа, может сделать собственные выводы.

Участие ребенка во «взрослых» мероприятиях, самостоятельное получение информации, освоение истории родной страны на практике вызовет у ребенка положительные эмоции и отношение к своей стране. Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы выявил наиболее приемлемый вариант решения проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Исходя из того, что старшие дошкольники могут с амостоятельно перерабатывать получаемую информацию, необходимо включать их в практическое освоение истории, культуры и особенностей путей развития своей страны.

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десяти –
летий, так учитель должен заботиться о вос –
питании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине”.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации

Подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”.(С. Михалков). В основе этого сложного педпроцесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о России, ее столице;
  • знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

  • Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
  • Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
  • Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
  • Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не передает всю полноту работы по данному вопросу: все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Гораздо важнее, создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и отношения, составляющих в конечном итоге, патриотизм: привязанности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, что нужен.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения

к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это

корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого воспоминания, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было побольше.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.п. Если воспитателям удается сделать детский сад вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Задача воспитывать у детей чувство привязанности, о какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе “За что я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем узнали.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…)
  • Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов
  • Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу
  • Люди берегут и охраняют природу
  • Есть общие профессиональные и общественные праздники

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, с флагом и гербом Российской Федерации (следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий).

Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях (по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах, какие животные обитают в наших лесах…)

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка (Чайковский, Прокофьев), художественные произведения (стихи Блока, Есенина), изобразительное искусство (картины Левитана, Шишкина). Необходимо, чтобы произведения были высокохудожественными.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей – выбор зависит от воспитателя). Также надо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с “характером” российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.). Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.

Похожие публикации