Бракосочетание. Правила заключения брака в израиле

Когда израильтяне хотят заключить брак, они не идут к чиновнику: евреи идут к раввину, мусульмане - к мулле, христиане - к священнику. А если жених и невеста - выходцы из разных общин, они отправляются за границу, туда, где возможен гражданский брак. Ну, а мы с вами отправимся на еврейскую свадьбу.

Браки в Израиле - в исключительной компетенции религиозных общин. Государство ими не занимается. Хорошо это или плохо? Существует точка зрения, что чем меньше государство лезет в частную жизнь человека, тем лучше. Такая точка зрения вполне симпатична, однако в случае брака по-израильски у некоторых граждан возникают проблемы. Не далее как в феврале 2008 года кнессет обсуждал законопроект, вводящий в Израиле институт гражданских браков, - большинством голосов законопроект был отвергнут.

Если жених и невеста принадлежат к одной общине (хотя бы формально), то проблем никаких нет. Проблемы начинаются, когда это не так. Отвергнутый законопроект был предложен депутатом партии "Наш дом - Израиль": ее электорат в значительной мере составляют иммигранты из СССР и с постсоветского пространства, среди которых особенно велик процент неевреев.

Вот он и она - дети разных народов - полюбили друг друга. Институт гражданского брака отсутствует. Можно попытаться вступить в религиозную общину, к которой принадлежит один из двоих. Правда, переход в иудаизм, во всяком случае в ортодоксальный, требует усилий и времени, а раввины, особенно ортодоксальные, обыкновенно не считают желание вступить в брак достаточным основанием для обращения. Что им делать? Я имею в виду не раввинов, а влюбленных.

Помимо тех, кто охотно прошел бы процедуру религиозного брака, если бы не был заведомо отбракован, находятся люди с фантазией: у них нет формальных препятствий, но для них религиозный брак совершенно неприемлем, они воспринимают его как насилие - и такое тоже бывает, хотя и нечасто. Что делать таким людям?

Один из ответов - ничего не делать: и без регистрации хорошо. А если они все же хотят оформить свои отношения? Тем более что для этого есть не только психологические, но и вполне прагматические причины.

Есть простой путь решения этой проблемы, простой и притом позволяющий совместить приятное с полезным. И путь этот - морской. Государство признает брак, заключенный за границей. Отлично! Романтическая поездка на пароме из Хайфы на близкий Кипр, материально доступная едва ли не каждому, украсит начало вашей семейной истории и запомнится на всю жизнь. Разумеется, за исключением того случая, когда число ваших браков столь велико, что все не упомнишь. Из памяти может изгладиться имя, лицо - но ночь! но звезды! но запах моря! но лунная дорожка на волне! - такие вещи не забываются. Если вы человек впечатлительный. Можно, конечно, предпочесть Москву, Киев или Лос-Анджелес, но тогда уже без лунной дорожки.

Итак, брак в Израиле вовсе не унифицирован и крайне разнообразен. Каждая еврейская община, каждая христианская, каждая мусульманская имеют свои традиции, свои церемонии бракосочетания. Есть они и у бахаев, и у друзов…

Из этого пестрого разнообразия традиций мы изберем иудаизм и будем говорить далее только о нем - не о браке по-израильски, а о браке по-еврейски.

Хорошее дело браком не назовут?

Сначала о богословских предпосылках. Замыленная шутка: "Хорошее дело браком не назовут". Ответ на вопрос, действительно ли брак - хорошее дело, равно как и ответ на сопутствующий ему вопрос, действительно ли секс - хорошее дело, вовсе не так уж очевиден. Ответ коренится в понимании природы человека и его места в мире.

Вот Лев Николаевич Толстой в "Крейцеровой сонате" страстно, в высшей степени убедительно, с благородным пафосом доказывает, что секс омерзителен. Буддистская формула: желание порождает страдание, страдание порождает смерть - должно быть, известна всем. Апостол Павел полагает, что безбрачие много предпочтительнее брака и брак допустим лишь из снисхождения к слабости плоти, как уступка, как вынужденный компромисс во избежание непосильного искушения: уж лучше так, нежели разжигаться (1 Кор. 7:7-9).

Между тем иудаизм со всей определенностью говорит: брак и секс в браке - очень хорошие вещи. Более того, это мицва - обязанность, данная человеку свыше. И если он не выполняет ее, то сознательно противопоставляет себя воле Всевышнего. Какова самая первая библейская заповедь, райская, данная только что сотворенным мужчине и женщине, а в их лице всем их потомкам, всему человечеству - евреям и неевреям? "И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь!" (Быт. 1:28).

И далее: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2:18). Затем говорится о творении женщины из ребра первого человека, сочетавшего в себе две природы: мужскую и женскую, но это разделение предполагает будущее единство - уже не природное, но свободное единство любви. "Посему оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2:24) - прямое указание на необходимость брака, выводящее за пределы иудаизма любые концепции безбрачия, как бы они ни аргументировались.

Как это делается

Церемония заключения брака красива и эмоционально насыщенна. С вариациями в разных общинах.

Жених и невеста становятся под брачный балдахин - хупу. Часто в качестве балдахина используют талес - молитвенное покрывало. В сефардских и восточных общинах хупу устанавливают обыкновенно в синагоге, европейские евреи (ашкеназы) предпочитают, чтобы над хупой был не потолок, а открытое небо. Хупа - символ дома, куда жених вводит невесту.

Сначала под хупу идет жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты. Он становится лицом к Иерусалиму, а в Иерусалиме - лицом к Храмовой горе. Затем идет невеста - мать и свекровь сопровождают ее. Они обходят жениха (в некоторых общинах три раза, в некоторых семь), и невеста становится справа от него. Все это - с зажженными свечами.

Далее совершается обручение - кидушин. Корень, от которого образуется это слово, означает "святость", "отделенность", "посвящение". Раввин произносит благословение над вином и благословение обручения. Жених и невеста отпивают из бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты - теперь она посвящена только ему.

Следующая стадия церемонии - зачитывание ктубы. Ктуба - это брачный договор, в котором фиксируются обязательства мужа по отношению к жене на протяжении семейной жизни, а также в случае развода и смерти. Ктуба подписывается женихом и свидетелями непосредственно перед хупой. Ктуба - это своего рода женский социальный пакет. В ней прямо говорится о возможности и условиях развода. Развод - это всегда беда, всегда поражение. В предании говорится, что, когда человек разводится в первый раз, ангелы плачут. Плачут ли они, когда он разводится во второй раз? Если нет, значит, они махнули на него рукой (крылом). Еврейская традиция, трезво понимающая человеческую природу, не считает, что развод - это хорошо, но выбирает здесь между плохим и ужасным. Ужасное - это то, во что могут превратиться человеческие отношения, если у людей нет возможности разойтись. Всем хорошо известно, к каким бедам это способно привести.

В Талмуде сказано, что мужчина вправе дать женщине развод из-за подгоревшего завтрака. Комментаторы поясняют: если людям приходит в голову развестись из-за такого пустяка, значит, брак их давно уже потерял всякий смысл. Но если развод возможен, значит, права женщины необходимо защитить, она не может быть просто выброшена на улицу. Надо сказать, что в еврейском мире никогда не злоупотребляли разводами, разводы не правило, но исключение. Идеалом был и остается единый и нерушимый брак в любви. Троекратное кружение невесты вокруг жениха означает три обручения: до рождения (ибо они были созданы друг для друга), здесь и сейчас и в будущем мире. Представление о браке, не оставляющее место разводу.

После зачитывания ктубы произносятся семь благословений. В этих благословениях отношения двух любящих ("нежно любящих") людей, создание новой семьи помещаются в широкий контекст предстояния перед Всевышним, творения мира, создания человека, в контекст большой исторической перспективы. Праздник этих двоих, стоящих сейчас под хупой, становится таким образом праздником всего народа, всей Вселенной, праздником Самого Всевышнего.

Вот два последних благословения:
"Дай же радость нежно любящим,
Как радовал Ты в древности в Райском Саду Сотворенного Тобой.
Благословен Ты, Господи, Радующий жениха и невесту.
Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь Вселенной,
Сотворивший веселье и радость,
Жениха и невесту,
Ликование, пение,
Торжество и блаженство;
Любовь и братство,
И мир, и дружбу!
Господи, Боже наш, да зазвучат вскоре
В городах Иудеи и на улицах Иерусалима
Голос радости и голос веселья,
Голос жениха и голос невесты,
Ликующий голос из-под хупы
И песни пирующих юношей.
Благословен Ты, Господи,
Радующий жениха с невестой!"

Сотворивший небо и землю приходит на свадьбу, чтобы порадовать жениха и невесту.

Жених и невеста пьют вино из того же самого бокала, что и в начале церемонии, - символ их жизненного единства, любви, готовности так же пить вместе чашу радости, горя, совместных трудов и забот. После чего жених разбивает бокал ногой в знак памяти и скорби о разрушенном Храме.

Теперь они стали мужем и женой. Все поздравляют их.

Потом молодые уединяются минут на десять в закрытой комнате. Это уединение - символ их интимной близости. Им есть что сказать друг другу. Принято, чтобы муж угостил жену чем-нибудь вкусным. В ктубе он обязуется кормить жену, и вот не откладывая в долгий ящик приступает к выполнению своих обязательств.

А затем начинаются пир и веселье, размах которых производит на человека со стороны сильное впечатление. Обыкновенно свадьбы очень многолюдны - десятки, а то и сотни гостей. На ортодоксальных церемониях мужчины и женщины пируют отдельно. Хасидские танцы полны не только искрометного веселья, но и религиозного энтузиазма, так что танцуют буквально до упаду. Новоиспеченного мужа сажают на плечи или на стул (как бы на трон), поднимают и пляшут вместе с ним.

Празднование продолжается целую неделю. В сущности, не так уж много, ведь впереди у молодых целая жизнь.

Вопрос
Как могут заключить брак граждане Израиля, не желающие либо не
имеющие возможности зарегистрировать религиозный брак, таким образом, чтобы Государство Израиль признало его?

Ответ
Ситуация на самом деле парадоксальная: государство не признаёт никаких браков, кроме религиозных, в Израиле, и, одновременно, признаёт светские браки, заключённые гражданами нашей страны за пределами Израиля. Граждане Израиля могут заключить светский брак в любой стране мира, в которой существуют гражданские браки. Если регистрация проведена в соответствии с законом той страны, и у вас на руках имеется свидетельство о браке той страны, где заключен брак, государство Израиль признаёт пару супругами. Документ о регистрации брака, выданный иностранным государством (и заверенный нотариусом и печатью апостиль), является достаточным свидетельством для записи брака в МВД Израиля и признания пары в качестве супружеской, со всеми вытекающими из этого последствиями. Надо представить этот документ в МВД в отдел регистрации населения, и чиновник министерства обязан записать новый статус супругов.

С другой стороны, граждане, принадлежащие к признанным в Израиле религиозным общинам, могут вступить в брак на территории Израиля только с исповедующими ту же религию. При этом брачная церемония проводится по принятым в данной религии обычаям. В соответствии с законами государства Израиль, вопросы бракосочетания и развода евреев находятся в монопольном ведении ортодоксального раввината. Израильский закон гласит: «Брак и развод евреев в Израиле производятся по закону Торы и находятся в ведении специального судопроизводства раввинатских судов».

Монополия, данная раввинату в вопросах браков и разводов, приводит к положению, когда граждане, желающие заключить гражданский брак или религиозный, но неортодоксальный брак (реформистский или консервативный), не могут сочетаться браком по их желанию, так как закон не разрешает этого.

Кроме пар, которые не желают жениться через религиозные учреждения, существует множество пар, которые не могут заключить брак в Израиле. Это пары, где партнеры принадлежат к разным религиозным концессиям; евреи, прошедшие гиюр у реформистского или консервативного раввина; коэн не может жениться на разведенной женщине; лица, которые находятся в списках граждан, которым запрещены браки; лица, объявленные мамзерами; репатрианты из бывшего СССР, которые прибыли в Израиль по Закону о возвращении, но их еврейство не признано религиозным истеблишментом и др. Эти пары не могут сочетаться браком в Израиле, ввиду отсутствия какой-либо альтернативы ортодоксальному бракосочетанию. Закон Израиля гласит, что разводы должны проводиться исключительно через религиозные суды. Согласно законам иудейской и мусульманской религии, статус женщины в браке и разводе не равен статусу мужчины, он значительно ниже. Неравенство выражается в финансовых отношениях в рамках брака и в возможностях выхода из брака. Таким образом, законы государства Израиль лишают многие пары основных прав — жениться и разводиться в своем государстве.
В настоящее время каждая пятая пара в Израиле выбирает альтернативу официальному браку: гражданский брак за границей, брак с помощью реформистского раввина, консервативного раввина или посредством светской церемонии, оформляет брак в иностранном консульстве или заключает соглашение о совместной жизни у адвоката. Многие вообще отказываются от формального оформления связи и живут парой без какой-либо процедуры и регистрации.
Треть репатриантов из государств СНГ не могут жениться в Израиле. Эти репатрианты прибыли в Израиль по Закону о возвращении, но их еврейство не признано ортодоксальными религиозными учреждениями.

Данные о состоянии брачных отношений в Израиле
В Израиле в настоящее время проживают:
— 70000 еврейских семей, заключивших гражданский брак.
— 150000 смешанных семей, заключивших гражданский брак.
— 57000 семей, которые имеют статус «признанных обществом» («йедуим бе-цибур»), которые ведут семейный образ жизни и общее домашнее хозяйство, хотя формально в браке не состоят.

В 2010 году гражданский брак за границей заключили около 7000 пар. В том же году в раввинате Израиля сочетались браком около 33000 пар. Самым распространенным способом заключения брака вне рамок раббанута является заключение брака за границей (например, на Кипре, в Чехии, или даже в республиках бывшего СССР).

Обратиться к нам или задать уточняющие вопросы вы можете по телефонам.

Стать гражданином другой страны через брак пытается все большее число жителей нашей планеты. Способ этот считается самым надежным, но не самым коротким, как оказывается на практике. Установление факта фиктивности грозит молодоженам депортацией и штрафом. Брак в Израиле тем более нельзя отнести к разряду простых процедур, учитывая особенности религиозных верований и обрядов.

Особенности израильского бракосочетания

Специфика жизни в этой стране такова, что официальный брак можно заключить только на основании религиозного обряда, принять участие в котором могут представители еврейской национальности.

До недавнего времени здесь не было понятия гражданского брака: все союзы должны были быть одобрены религиозными авторитетами. Совсем недавно был принят закон, который позволяет заключить брак и парам, которые не принадлежат к какой-либо конфессии. А вот тандем из еврея и представительницы другой религии узаконить отношения на территории Израиля согласно религиозному обряду, к сожалению, не сможет.

В целом сегодня существуют такие варианты создания семьи в этой части планеты:

  • раввинатский брак – только для иудеев и евреев;
  • церковный союз – для христиан разных конфессий;
  • консульский брак – заключается между израильтянином и гражданином (гражданкой) той страны, в которой проводить церемонию имеет право консул;
  • бракосочетание за рубежом – подходит для пар смешанных и для самих евреев, которые не хотят проходить раввинатскую процедуру. Идеальными местами проведения церемонии считаются Кипр, Чехия;
  • церемония с присутствием только одного супруга – проводится в странах, которые допускают такой обряд. К ним относятся Боливия, Парагвай, Коста-Рика, некоторые американские штаты, Гондурас;
  • церемония без присутствия обоих супругов – практикуется в странах Латинской Америки, в штате Монтана в США;
  • гражданский брак – заключается в составлении брачного контракта или договора о совместном проживании. Подходит совершенно всем гражданам, независимо от вероисповедания, гражданства и даже половой ориентации. Признание, однако, такого союза в МВД Израиля – довольно длительный процесс.

Пройдя одну из вышеперечисленных процедур, молодожены должны подать свидетельство о заключении союза в МВД страны, после чего они и будут зарегистрированы как супружеская пара.

Гражданский брак

По решению Израильского Верховного суда, граждане, заключившие союз такого порядка, имеют право на:


Для того чтобы подать заявление на заключение брака между нерелигиозными лицами, необходимо выполнить следующие условия:

  • претенденты должны быть гражданами Израиля не менее трех лет;
  • они должны достичь возраста 18 лет;
  • брачующиеся не должны состоять в родственных отношениях.

Заключение такого брака непременно должно пройти регистрацию в органах МВД (при наличии брачного свидетельства).

Легализация брака

Первое, что нужно помнить, если союз был заключен за рубежом, – это то, что теперь новую ячейку общества нужно узаконить. Иными словами, должна состояться легализация брака в Израиле.

Процесс этот является многоступенчатым и сложным. Прежде всего, на протяжении 5 лет оба супруга должны активно доказывать искренность своих чувств и реальность отношений. Если все прошло успешно, то спустя указанное время приезжий супруг сможет получить статус гражданина Израиля.

Но до этого процесс легализации для тех, кто заключил союз за рубежом, выглядит так:

При этом следует помнить, что в течение всего этого времени ваша семья будет находиться под пристальным взглядом Министерства внутренних дел.

Оформить приглашение можно в той же инстанции – в МВД. На рассмотрение дела может уйти пара месяцев. Люди знающие рекомендуют периодически напоминать о себе, иначе все затянется на год.

Кроме того, провести период ожидания также нужно с толком: пишите СМС, шлите письма, созванивайтесь по скайпу, перечисляйте деньги. Пусть интересующееся вашей жизнью ведомство видит, что у вас действительно искренние и серьезные отношения. По возможности делайте распечатки звонков, фото из скайпа, сохраняйте переписку.

Получив разрешение на въезд, отправьте его своему супругу. Данный документ не вызовет вопросов по поводу обратного билета. И будьте готовы, что интересоваться вашей личной жизнью израильские чиновники начнут уже в аэропорту.

Нужна ли виза в Израиль: Видео

Немалое количество людей пытается получить гражданство другой страны при помощи заключения брака. Этот метод считается наиболее надёжным. Но назвать этот путь коротким нельзя, поскольку практически на каждом шагу встречаются острые подводные камни.

Брак с гражданином Израиля – процедура очень непростая. Жениху и невесте придётся не только учесть разницу в менталитете, но и пройти немало инстанций.

Знакомства с гражданами Израиля привлекают немалое количество российских барышень. Считается, что именно израильтяне являются замечательными мужьями и отцами. В первую очередь это объясняется тем, что граждане Израиля трепетно относятся к своим национальным ценностям и духовным традициям.

Если целью российской женщины является знакомство с израильтянином, то ей не в последнюю очередь предстоит подумать о разнице в менталитете. Многие израильтяне очень религиозны. Если знакомство и состоится, это не означает, что молодые смогут заключить брак.

В этом плане иудейские законы даже строже, чем исламские. Лицо еврейской национальности не имеет права жениться на иноверке.

Институтов брака в Израиле нет. Законным признаётся только религиозный брак.

Власти израильского государства признают регистрацию брака в любой другой стране. Так, зарегистрировать свои отношения можно там, где состоялось знакомство. Но если знакомство произошло на нейтральной территории, то проблем с заключением брака возникнуть не должно. Если знакомство состоялось на одном из специальных сайтов, то все моменты относительно заключения брака нужно обсудить заранее.

Межконфессиональный брак возможен только в том случае, если жених и невеста зарегистрируют свои отношения в Чехии или на Кипре. Разницы, где произошло знакомство в этом случае, разумеется, нет.

Израильский закон о браке

В государстве есть специальный закон о браке. Этот закон гласит, что вопрос заключения брака может решаться только в соответствии с еврейским правом.

Несколько лет назад закон был более мягким. Согласно этому закону, необходимости в регистрации брака, заключённого за границей, ещё и в израильском посольстве, не было. Если межконфессиональный брак был заключен вне границ израильского государства, то проблема была решённой.

Сегодня есть серьёзная проблема с ортодоксальными гражданами Израиля. Ортодоксальные евреи считают, что регистрация брака возможна только в соответствии со старинными традициями. Они всерьёз полагают, что если межконфессиональные браки станут чем-то обыденным, это сослужит стране плохую службу.

Но мнение ортодоксальной части общества закон не учитывает. Израиль является светским государством, и сегодня всё чаще закон признает легальность брака, заключённого между иудеем и иноверкой.

Определение гражданского брака в привычном понимании в законе отсутствует. Если брак был заключён на территории израильского государства легально, то есть необходимость его официального одобрения религиозными авторитетами. Если создать семью желают представители разных конфессий, то возможность официально зарегистрировать свои отношения у них есть только в третьей стране.

Как и в католичестве, в иудаизме разведённый человек не может жениться на свободной женщине. Это способствовало распадению многих счастливых пар.

Информация для ортодоксов

Если и жених и невеста являются иудеями, то нет лучшего места для регистрации отношений в 2019 году, нежели Бней-Брак.

Значительная часть населения Бней-Брака являются ортодоксальными иудеями. Оказавшись в Бней-Браке, создаётся ощущение, что попадаешь в далёкое прошлое. В субботу, которая официально считается выходным днём, улицы Бней-Брака привычно пусты. Кинотеатров, ночных клубов и иных развлекательных заведений в Бней-Браке нет. Значительная часть улиц по субботам закрывается для автобусов и машин.

Бней-Брак имеет официальный статус самого религиозного города Израиля. В этом городе есть:

  • несколько десятков религиозных школ;
  • две сотни синагог;
  • несколько десятков ешив (ешива – высшее религиозное учебное заведение).

В древности Бней-Брак принадлежал филистимлянам. В период Второго Храма город перешёл иудеям. Упоминание этого древнего ортодоксального города есть даже в Талмуде.

Вопрос гражданского брака

Согласно существующему израильскому законодательству, заключить гражданский брак можно только посредством сотрудников специального агентства. Гражданский брак в понимании израильтян – это не сожительство мужчины и женщины. Процедура заключения гражданского брака достаточно сложна. Если ни один из собранных документов не вызывает нареканий, то через гражданский брак можно впоследствии .

Иностранцы не имеют права заключить на территории израильского государства гражданский брак. Если жених и невеста не являются ортодоксальными иудеями, то во избежание проблем, им рекомендовано заключить гражданский брак в Европе.

Процедура заключения такого брака достаточно проста. Если ни по одному из собранных документов не возникает вопросов, то получить свидетельство о браке можно в один день.

Свадьба на территории СНГ

Немалое количество людей заключает брак с гражданами Израиля на территории бывшего Советского Союза. Согласно существующему законодательству, через некоторое время у супруга-израильтянина есть возможность вызвать свою жену к себе на родину.

Процедура выглядит следующим образом:

  • сначала необходимо получить свидетельство о браке, легализовать его и заверить двумя печатями;
  • подготовить пакет документов, подтверждающих подлинность брака;
  • подать документы в израильский МВД;
  • заполнить специальную форму-заявку;
  • приложить к заявлению все документы;
  • оформить .

Подготовка пакета документов

Свидетельство о заключении брака должно быть заверено не только печатями, но и апостилем. Оригинал этого документа должен быть предоставлен сотрудникам израильского МВД. Качественная ксерокопия остаётся на хранении у супруги или супруга израильтянина.

Подтвердить то, что брак с израильтянином не является фиктивным, достаточно просто. Для этого нужно предоставить все совместные фотоснимки, распечатку разговоров по телефону и переписку в Скайпе или по электронной почте. Весомым аргументом является свидетельство в пользу новобрачных родителей мужа или жены.

Через некоторое время супруга израильтянина имеет право въехать на территорию этой страны в качестве туриста и остаться в качестве жены.

О чём важно помнить

Процедура оформления приглашения может затянуться на несколько недель. Без разрешения сотрудников МВД въезд иностранного лица на территорию израильского государства невозможен.

Через некоторое время после прибытия иностранное лицо обязуется обратиться к сотрудникам МВД с просьбой предоставления статуса супруга или супруги.

Ещё через некоторое время иностранное лицо имеет право на получения . Обычно это происходит через 6-12 месяцев.

Легализация брачного союза

Брак в Израиле не будет признан ни одной инстанцией до осуществления его легализации. Важно понимать, что легализация заключённого союза – процесс достаточно сложный и многоступенчатый. Через каждые несколько лет новоиспечённые супруги обязываются доказывать, что их брак не является фиктивным.

Если они смогут пройти этот непростой путь, то на пятый год иностранное лицо получает гражданство израильского государства. Легализация брачного союза предполагает предоставление следующих документов супруги израильтянина:

  • загранпаспорт;
  • свидетельство о рождении, заверенное апостилем;
  • документ из МВД РФ;
  • справка из ЗАГСа.

Эти документы считаются основными. Помимо этого списка для легализации брачного союза нужно предоставить оригинал свидетельства о заключении брака. Также нужно предъявить корректно заполненную анкету.

Не менее важным документом является письмо от управляющего домом в Израиле. В этом письме должно говориться о том, что управляющий подтверждает факт совместного проживания супругов.

Иногда от супругов требуется ещё и предоставления квитанции по оплате коммунальных услуг. После этого процесс легализации можно считать завершённым.

По еврейским законам, понятие «предложение» определяется как обоюдное обещание мужчины и женщины по вступлению в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён.

Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственники. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон, и не дает ни одной из сторон права требовать выполнения каких-либо обязательств.

По традиции вопросом предложений занимается отдельный человек со стороны, чаще всего это профессиональный сват («шадхан»). Сам процесс от этого получил название shidduchim. За свою работу сват получает вознаграждение, фиксированное законом или согласованное заранее с заказчиком. Как правило, оно составляет небольшой процент от приданого.

Оплата вознаграждения производится во время помолвки или уже после свадьбы одной из сторон или каждой из сторон по отдельности. Раввин (руководитель общины верующих), как лицо, пользующееся особым доверием, иногда выступает в качестве посредника. Несмотря на то, что приготовления к свадьбе касаются в первую очередь родителей, их дети могут вступить в брак независимо от их согласия, свадьба не может быть отменена в результате протеста родителей одного из супругов.

Сегодня, в некоторых ортодоксальных кругах, многие молодые люди находят своих партнёров без участия родителей. И даже в том случае, если родители сводят своих детей, чаще всего дело не доходит даже до помолвки. Тем не менее, родители пары до сих пор вовлекаются в организацию свадеб.

Обручение и свадьба (erusin и nissu’in)

По древнееврейским законам свадьба состояла из двух основных этапов:

  • Erusin - церемонии обручения;
  • Nissu’in - церемонии вступления в брак.

После обручения менялся межличностный статус пары, однако юридически закреплённым он становился только после проведения второй церемонии по вступлению в брак. В давние времена (следуя Талмуду), два рассмотренных ранее этапа вступления в брак разделялись годовым перерывом.

На протяжении этого времени невеста продолжает жить со своими родителями до тех пор, пока не состоится официальная церемония бракосочетания, которая, по традиции, проводилась в отдельной комнате или палатке, установленной её женихом. Начиная со времён Средневековья оба этапа были совмещены и стали проводятся как единая церемония, при этом обряд бракосочетания стал публичным.

Существует несколько путей, следуя которым, пара могла обозначить свою помолвку:

  • С помощью денег (kesef) или ценного предмета, как, например, кольцо или ценная монета. Сам договор о помолвке закреплялся в присутствии двух свидетелей и с непосредственного согласия невесты;
  • С помощью контракта (shtar) в присутствии двух свидетелей, содержащего заявление о erusin (см. выше);
  • Намеренное вступление в половые отношения с целью обязать партнёра к замужеству; такой подход всячески не одобрялся раввинскими мудрецами и имел место только в случае, когда вдова обязана была выходить замуж за брата своего мужа. Несмотря ни на что, данный метод был распространён у многих народов в эпоху родового строя.

Необходимо отметить, что все методы имели право на существование, однако с древних времён помолвка происходила, в основном, с использованием kesef - передаче ценного предмета, которым чаще всего служило кольцо.

После помолвки паре необходимо пройти через ритуал официального бракосочетания, который является, фактически, предложением выйти замуж со стороны мужчины и согласием со стороны женщины. Гости, приглашённые на свадьбу, играют роль свидетелей. Функция раввина при проведении церемонии заключается в том, чтобы быть советником пары.

К тому же в ряде стран гражданский закон требует от раввинов исполнения роли представителя государства, а от двух независимых свидетелей подписи свидетельства о браке.

Супружество

Семейная гармония

Семейная гармония, известная как «shalom bayit», является древней еврейской традицией.

Сексуальные отношения

Между супругами ожидается наличие регулярных сексуальных отношений. По еврейской традиции, сексуальные отношения являются обязательством мужчины перед своей женой и известно под именем «onah».

Несмотря на то, что инициатива по вступлению в сексуальную связь полностью лежит на женщине, она не должна использовать секс в качестве простого развлечения.

«Семейная чистота»

Законы о «семейной чистоте» (tohorat hamishpacha) считаются важной частью браков относительно ортодоксального иудаизма. Им требуется соблюдение деталей менструальных ""niddah"" законов. Ортодоксальные женихи и невесты часто до свадьбы посещают занятия по данной тематике.

Замужество в детском возрасте

Вступать в брак в детском возрасте иудейский закон позволяет только девушкам; несмотря на то, что мальчики (согласно раввинской литературе) считались половозрелыми уже к 9 годам, им позволено вступать в брак только по достижении совершеннолетнего возраста (13 лет).

Половая зрелость у девочек, по мнению евреев, наступает уже с трёхлетнего возраста. В связи с этим уже с этого возраста, согласно Талмуду, в случае свободы девушки от брачных уз взрослому мужчине позволялось иметь с ней сексуальную близость; в 3 года девочкам так же позволено обручаться и выходить замуж.

Иудаизм в целом разделят женщин на 3 возрастные группы:

* Ketannah («дитя») - к этой группе относились все девочки в возрасте от 3-х до 12-лет.

* Na’arah («девушка») - к этой группе относятся все девочки старше 12 лет, однако оставались они ими, как правило, не более 6 месяцев. Двенадцатилетний возраст считался возрастом наступления женского совершеннолетия, хотя при определённых обстоятельствах совершеннолетней девушка могла стать значительно позднее, например лет в 35.

* Bogeret («зрелая») - к этой группе относятся девушки старше 12 лет, которые уже не относились к категории na’arah. A bogeret was essentially an adult in all respects Такие девушки считались взрослыми по всем аспектам.

Девочки, относящиеся к первой группе, были полностью объектом власти своего отца, который мог выдать их замуж вне зависимости от их согласия. Аналогичную власть отец имел и при разводе. В случае его смерти или отсутствия по тем или иным причинам, девочка переходила под контроль своих братьев, которые в сумме имели те же права на выдачу своей сестры замуж, что и её мать.

Что же касается девушек (na’arah), то в талмуде нет определённой точки зрения на то, имеют ли они те же права, что и ketannah или же обладают полной свободой выбора, как и bogeret.

Аннулирование «детских» браков

Для ketannah первое вступление в брак, предопределённое её отцом, является полностью принудительным. Для разрыва такого брака необходимо пройти стандартную процедуру развода, как и в случае со взрослыми супругами. Тем не менее, согласно талмуду, если брак был расторгнут (в случае развода или смерти мужа), все дальнейшие свадьбы для ketannah могут быть только добровольными с возможностью последующего расторжения.

Следуя талмуду, брак, инициируемый другими членами семьи (в случае отсутствия отца по тем или иным причинам), ketannah может расторгнуть, даже если он будет для неё первым.

Решение ketannah аннулировать свой брак, известное в древнееврейском языке как mi’un («отрицание», «отказ», «протест»), ведёт к аннулированию, а не к официальному разводу. Официальный документ о разводе не оформлялся, вследствие чего ketannah, аннулировавшая свой брак, по закону не считалась разведённой.

В отличие от развода, mi’un часто воспринимался с отвращением многими раввинскими писателями. В раннем классическом иудаизме было описано, что подобного рода права по аннулированию действую только на период обручения (erusin), а после полноценного вступления в брак (nissu’in) уже не имеют силы.

Для официального заявления об аннулировании брака ketannah нужно заявить о том, что она не хочет жить со своим мужем при двух свидетелях. Аннулирование вступает в силу сразу же после её слов.

В давние времена, в таких случаях выдавался документ о том, что mi’un был произведён. Тем не менее, для вступления в силу аннулирования не нужно было строго оформлять своё решение. Если ketannah демонстрировала, что она не в восторге от замужества, это уже было основой для аннулирования.

Например, она могла помолвить (erusin) себя с другим мужчиной, что автоматически аннулировало её предыдущий брак (за исключением того случая, когда предыдущий брак считался первым, инициированным её отцом). Однако если замужество начиналось тогда, когда девочке было не менее 6 лет, и она выражала своё одобрение к нему, ей можно было аннулировать свой брак только за счёт официального документа, пока она не достигла десятилетнего возраста и понимания обстановки.

На практике

В средние века культурное давление на еврейскую общественность привело к тому, что многие девочки вышли замуж ещё детьми (до того как они стали bogeret). Мальчики тоже подвергались давлению. Некоторые раввины оговаривали, что мальчики должны жениться сразу по наступлению совершеннолетнего возраста, поскольку считалось, что каждый, кто ещё не был женат по достижении двадцати лет, будет проклят Богом. Раввинские суды часто заставляли таких людей вступать в брак насильно. Тем не менее, были исключения, древние раввины видели изучение еврейского закона причиной оставаться холостым.

Полностью отрицались раввинами, и пренебрежение нижним порогом возраста по вступлению в брак, и браки с большой разницей в возрасте между супругами (например, между молодым парнем и старой женщиной). В средние века многие пытались запретить детские свадьбы, однако отношение к ним было куда лучше, чем к возможным признакам педофилии.

На сегодняшний день детские свадьбы не распространены в еврейском обществе. Теперь это стало крайне редким явлением, поскольку во многих странах их запретили законом.

Межнациональные браки

Следуя результатам национального еврейского опроса населения 2000-01, 47% браков с участием евреев в США в 1996-2001 гг. были зарегистрированы с нееврейскими партнёрами.

Количество межнациональных браков увеличилось и в других странах. Еврейские лидеры различных течений иудаизма согласны с тем, что возможная ассимиляция это кризис, но в то же время их мнение о межнациональных браках различно:

  • Все ответвления ортодоксального иудаизма отвергают утверждение законности и легализации межнациональных браков;
  • Сторонники консервативного иудаизма не одобряют такие браки, но выступают за принятие нееврейского супруга в семью, надеясь, что это приведёт к улучшениям в семейной жизни;
  • Реформистский и реконструктивистский иудаизм предоставляют полную персональную автономию в интерпретации еврейского закона. Не запрещают межнациональные браки. Раввины этих течений свободны в принятии решения о проведении свадеб между евреем и представителем другой культуры. Многие из которых стараются получить согласие от новоиспечённой пары о том, что их дети будут выращены по еврейским устоям.

Также существуют различные мнения на счёт составляющих межнационального брака, основанные на различных представлениях о том, кого считать евреем, а кого нет. Ортодоксальное и консервативное течения не считают за еврея того, чья мать не была еврейкой.

Полезная информация

бракосочетание
ивр. נישואים

Браки в Израиле

Вопросы, связанные с личным статусом граждан, такие как заключение брака и развод, находятся в Израиле в ведении религиозных судов (раввинатские суды, а также мусульманский, христианский и друзский религиозные суды). Таким образом, браки между представителями различных конфессий, например христианина и еврейки или мусульманки с евреем, не могут быть официально заключены в Израиле. Заключённые за рубежом браки имеют силу и на территории Израиля, вне зависимости от конфессиональной принадлежности.

С 2010 года в Израиле было введено понятие гражданского брака для лиц, не относящихся к традиционным для Израиля конфессиям. Желающие зарегистрировать гражданский брак в Израиле должны подать соответствующее прошение на имя регистратора браков при министерстве юстиции. Прошение вместе с сопроводительными документами передается на проверку в религиозные суды всех официальных конфессий. В случае, если все суды подтвердят, что ни один из супругов не принадлежит к какой-либо конфессии, пара приглашается в минюст для регистрации брака. На практике, большинство таких пар, как и любые другие желающие заключить брак вне системы религиозных судов, заключают брак за границей (например, на Кипре).

По мнению сторонников ортодоксального иудаизма, израильские браки между евреями должны проводиться в соответствии с галахой, что подразумевает под собой следование ряду правил, по которым отдельные люди (например, коэн и разведенная женщина, или пара в которой один из партнеров не еврей) не могут официально узаконить свои отношения.

Решением Верховного Суда Израиля 21 ноября 2006 года было постановлено, что заключённые зарубежом однополые браки и гражданские партнёрства имеют силу и на территории Израиля

Развод

Галаха (еврейский закон) допускает разводы. Документ о разводе называется «гет». Заключительная часть церемонии развода заключается в том, что муж передаёт документ о разводе в руки жены или её агента. Однако жена сама может подать иск в раввинский суд, чтобы инициировать развод. В этом случае муж будет вынужден передать документ, если он нарушил хотя бы одно из своих многочисленных обязательств. В случае развода жена может иметь, а может и не иметь право на денежную выплату.

Иудаизм признаёт право оскорблённой жены (физически или психологически) на развод с 12 века. Консервативный иудаизм следует halacha, несмотря на отличия от ортодоксального иудаизма. Реформистские евреи обычно используют отдельную форму ketubah на своих свадьбах. Они не принимают разводы в том виде, в котором они были описаны, видя гражданский развод необходимым и достаточным. Тем не менее, некоторые реформистские раввины поощряют прохождение пары через полноценную процедуру развода.

Консервативный и ортодоксальный иудаизм не признаёт гражданский закон как важнейший религиозный закон, и, таким образом, не считает гражданский развод достаточным. Мужчина и женщина могут быть обоснованно разведены относительно взглядов реформистских евреев, но до сих пор быть женаты по законам общества консерваторов. Ортодоксальный иудаизм не признаёт реформистские свадьбы потому что, в случае их заключения дети от реформистской женщины, вступившей в новый брак, будут рассматриваться как мамзерим (внебрачные). Внебрачные дети - это персональный статус, который не позволяет вступать в брак с не мамзер.

«Связанные» женщины

По традиции, когда муж сбегает или его местонахождение становится неизвестным по какой-либо причине, женщина становится агуна («связанной») и не может вступать в новый брак в силу того, что развод может инициироваться только мужем.

В прежние времена исчезновение мужа в дальних странах было основной причиной подобной ситуации. В наше время, когда муж отказывается от составления договора о разводе по причине денег, собственности или опекунства, женщина не может выйти замуж повторно. Мужчина в этой ситуации называется Месарев гет (отказавшийся от развода).

Консервативные и ортодоксальные общества пытаются предотвратить возможность женщины не получить право на развод от своего мужа, и решать подобные вопросы, используя различные еврейские и мирские легальные методы. Однако до сих пор не существует ни одного легального решения проблемы жены, потерявшей мужа.

Похожие публикации