Занятия для детей 5 6 лет. Лучшие развивающие занятия для вашего малыша

Занятия для детей 5-6 лет на развитие логического мышления, математических способностей, письма. Также это лучшее время для обучения чтению.

Заниматься с пятилетними детишками – одно удовольствие. И если до 5 лет ребенок еще сопротивлялся подготовке к школе, то с этого возраста – мечтает поскорее вырасти и стать учеником. Теперь открыты новые знания и умения, а зрелость психических функций позволяет довольно долго концентрироваться на задании.

На развивающих занятиях дети в возрасте 5-6 лет осваивают письмо, арифметические действия, учатся распознавать все звуки в словах. Также это лучшее время для обучения чтению, дошкольники с интересом изучают буквы и быстро схватывают принцип их слияния в слоги.

Однако весь обучающий процесс по-прежнему должен быть построен на игровой деятельности, а сами занятия отличаться разнообразием применяемых средств. В противном случае, «утомительные» уроки принесут лишь раздражение, и малыш потеряет интерес.

Задания для занятий с детьми 5-6 лет

К 5-6 годам дети накапливают уже достаточно большой багаж знаний и навыков. Вместе с возросшими интеллектуальными возможностями усложняются и задания.

Математические упражнения и задания

К данному возрасту ребёнок скорее всего уже считает до 10, знает основные фигуры и умеет их сравнивать.

Теперь будущему первокласснику нужно научиться оперировать числами до 10 (вычитать и складывать, постигать состав первого десятка), решать головоломки и задачки в одно действие, сравнивать множества (больше, равно, меньше). Кроме того, до школы нужно закрепить умение ориентироваться в пространстве, выучить прямой/обратный порядок числового ряда. Старшие дошкольники делят круг или квадрат на несколько равных частей, учатся писать цифры и арифметические знаки.

Старайтесь вовлекать малыша в обучение ненавязчиво. Например, пусть он сам отсыпает по рецепту в пирог 5 ложек сахара и разбивает 3 яйца. Или просите отсчитать деньги за проезд, сдачу, поделить пирог между членами семьи и т.д.

Помогут и настольные игры-ходилки, в которых количество ходов зависит от значения выпавших кубиков. Лучшие из них описаны в статье « ».

Задания на логику

Занимаясь подготовкой к школе, родителям нужно понимать, что главная их задача состоит не в том, что , считать и красиво писать. Этому их научат и в школе. Главной целью должно быть развитие психических процессов. С хорошо развитой памятью, вниманием и мышлением, маленький ученик всегда будет иметь успех в обучении. К тому же, развитие этих самых интеллектуальных способностей наиболее эффективно пока ребёнок маленький.

Что касается логического мышления, за шестой год малыши овладевают следующими умениями:

  • делят предметы по группам, называя какой-нибудь признак;
  • сочиняют рассказ по картинке или придумывают историю по началу;
  • находят лишний предмет;
  • выявляют закономерность и продолжают её.

Логические задания для детей 5 лет могут быть графические (найти похожее, раскрасить по образцу, пройти лабиринт, дорисовать, решить ребус), речевые (задачки на смекалку, загадки), головоломки. Все это можно найти в печатных развивающих пособиях и программах.

Тематические статьи:

Несколько примеров логических заданий.

Лягушка Жу присела на розовый листик. Лягушка ИА находится не на розовом, и не на голубом. Расположи лягушек правильно.

Или, задачка про закономерности. Необходимо подумать, что может быть пропущено. (В данном случае чередуются живые и неживые предметы).

Проверяем пространственное мышление. Какая из салфеток не приколота?

Способности к запоминанию у детей, как и у взрослых разные. Одно известно точно, память можно тренировать. Поэтому организовывая игры на развитие памяти, начинайте с малого – вначале предложите запомнить три объекта, потом больше. Как правило, в возрасте 5 лет малыш может воспроизвести 5-6 зрительных образов, 4-5 не связанных по смыслу слов, 3-4 цифры, повторить за взрослым 5-6 действий.

Задания для запоминания букв

В школе обучение грамоте происходит от звука к букве. Поэтому прежде чем приступить к изучению алфавита, нужно убедиться, что кроха хорошо различает звуки в слове, может построить звуковую схему слова.

Чтобы малыш быстрее запомнил графическое изображение буквы, её можно вылепить, придумать, на что она похожа, развесить карточки с буквами по комнате.

Если есть магнитные или деревянные буквы, их можно положить в мешочек и доставать наощупь. Также можно изготовить «рельефные» буквы, при помощи круп, стразов и бусинок.

Если ребёнок уже выучил буквы и умеет складывать слоги, можно поиграть со словами.

Например, прочитай слово по первым буквам.

Или подумать над таким заданием.

Разнообразят домашний урок грамоты и ребусы с буквами.

Развиваем речь

К 5 годам дошкольник должен уже чётко называть не только своё имя и фамилию, но и адрес, телефон, знать данные своих родителей. В целом речь 5-летнего ребёнка уже ничем не отличается от взрослой. Дошкольник правильно использует грамматические нормы, может вести беседу, строить рассуждения, задает вопросы.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется посредством скороговорок и артикуляционной гимнастики. Также помогут игры на определение позиций звуков в слове, складывание слов из звуков.

Например, родитель проговаривает слова, а ребёнок, услышав заранее обговоренный звук их «ловит» хлопками или прыжками.

Тематический материал:

В другом упражнении родитель кидает мяч и называет слог. Ребёнку нужно придумать на этот слог слово и кинуть мяч обратно.

Развитие деток 5-6 лет в режиме онлайн

Развиваться и обучаться дома поможет и компьютер. Сегодня доступно много образовательных сайтов и онлайн-платформ, которые бесплатно предлагают разнообразные задачки и игровые упражнения для детей.

Задания на них обычно дифференцируются на категории по возрасту и тематикам – логика, грамота, математический материал, расширение кругозора и др. Поэтому подобрать необходимые упражнения несложно.

К примеру, к разделу логика для 5 лет, можно отнести такую задачку с кругами Эйлера.

Если ответ правильный (в данном примере, «солнце»), ребёнка обязательно похвалит диктор. В случае ошибки можно узнать правильный ответ и объяснение. (Фонарь не теплый, цыплёнок неяркий).

Используя развивающие онлайн-упражнения для детей 5–6 лет, дозируйте время пребывания за компьютером. Если заметно, что внимание ученика рассеивается или решение затянулось, смените вид деятельности.

5-летние дети очень глубоко переживают свои неудачи. Поэтому, если что-то не получается, подбадривайте, предложите справиться с трудностями вместе! Так ребенок не потеряет веру в себя и будет открыт к новым знаниям!

Для правильного и всестороннего развития ребенка просто необходимо развитие . В будущем оно поможет малышу проводить анализ любой ситуации и выбирать лучший способ решения задачи или проблемы, исходя из существующих на тот момент условий.

Желательно начинать играть с детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Ребенок этого возраста может самостоятельно делать логические выводы, может понять, какой предмет лишний из предоставленных ему, может найти общее в предметах и сформировать их в группы по этому признаку, также может рассказать короткую историю по картинкам и понимает, как применять теорию на практике.

Картинки с упражнениями детей позволяют в форме игры развивать логику. Эти игры очень просты, но будут интересны и малышу и играющему с ним взрослому.

Существуют более простые игры с картинками на , такие как:

Но также существуют и более сложные игры для детей 5-6, которые позволяются в размах развития логики развивать способности к анализу.

К примеру, взрослый должен нарисовать на листочке бумаги несколько фигур: круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник. Малыш должен будет посмотреть на нарисованные фигуры и нарисовать ту фигуру, которая будет идти за треугольником.

Неплохой игрой на развитие анализа у детей пяти лет станет игра, когда малыш должен будет выстроить кубики по размеру в порядке убывания, а потом возрастания.

Хорошо зарекомендовала себя игра под названием «Друзья». Она прекрасно развивает внимательность и сообразительность, ребенок приобретает способности анализировать происходящее, а также применяет имеющиеся у него математические навыки и развивает их.

Суть игры заключается в том, что ребенок должен сам нарисовать своих лучших друзей, но при этом он должен точно изобразить их рост. К примеру, Петя выше Маши, а Маша выше Кати, а Марина – самая низенькая девочка. Под каждым нарисованным другом нужно будет написать его имя.

Теперь ребенок должен будет назвать, кто из его друзей самый высокий, а кто – самый низкий. Также можно попросить ребенка сказать, сколько всего он нарисовал ребят, спросить его, кто первым изображен на рисунке, кто там стоит вторым, а кто пятым, кто нарисован слева от Кати, а кто справа от Маши. Можно предложить ребенку сосчитать, сколько будет на рисунке ребят, если двое уйдут, а также, сколько детей будет, если к игре присоединится еще одна девочка.

Еще одной интересной игрой для детей 5-6 лет станет игра под названием «Рассеянный художник». Во время игры у ребенка будет развиваться память и сообразительность, малыш постарается сам организовать свою работу, а также, если играть будут двое и больше детей, то они смогут еще и развить свои соревновательные способности.

Взрослый должен будет нарисовать телефонный диск и расставить на нем циферки, но не по порядку, а в разнобой. Ребенок должен будет посмотреть на рисунок и исправить видимые ошибки.

Если деток несколько, подготовьте больше рисунков и попросите детей, чтобы они исправили ошибки. Можно вручить маленький приз тому, кто первый справится с заданием.

Игры для дошкольников

Детей дошкольного возраста очень легко заинтересовать и втянуть в игру, где развитие логики происходит с помощью вопросов.

Но только теперь маленькие почемучки будут отвечать на вопросы, а взрослые будут спрашивать. Такая игра подойдет детям пяти и шести лет, она должна проходить в спокойно, дружественной и веселой атмосфере. Обязательно хвалите ребенка за старания и правильные ответы.

Для разминки пару интересных заданий, нужно дорисовать логические недостающие элементы:

Игра «Верю-не верю» заключается в том, что ребенок должен будет научиться думать самостоятельно и не будет спешить принимать как аксиому любую информацию, которая исходит от взрослых. Это чрезвычайно нужный навык для детей шести лет.

Итак, взрослый произносит фразу, а ребенок слушает и делает вывод, правильно ли это утверждение, или оно ложно. Примеры фраз могут быть самыми разными:

  • Все яблоки зеленые.
  • Динозавры живут в лесу.
  • Малина растет на дереве.
  • Дождь идет летом.
  • Снег лежит только в январе.
  • Все птички летают.

Задавайте малышку не только однозначные фразы, но и такие, на которые можно дать двоякий ответ. Пусть ребенок подумает, обоснует свою точку зрения, так происходит развитие любознательности, желания докопаться до сути, развивается наблюдательность и малыш приобретает свой собственный жизненный опыт.

Еще одной любопытной игрой для дошкольников шести лет станет игра «Называем одним словом».

Ребенок научится мыслить абстрактно и сможет развить способности к обобщению. Взрослый должен будет назвать группу слов, у которых есть один общий признак, а ребенок пяти-шести лет должен сказать, как эти слова можно назвать целиком:

  1. «Тумбочка, полка, стол, кресло» – общее название «мебель»
  2. «Ластик, точилка, фломастер, маркер» – «канцтовары»
  3. «Огурец, помидор, лук, капуста – «овощи»
  4. «Кошка, собака, корова, крокодил» – «животные»
  5. «Курица, попугай, голубь, чайка» – «птицы»

Математические загадки

В пятилетнем возрасте ребенок должен уже уметь считать хотя бы до десяти, а также совершать простые математические действия. Можно учить ребенка совершать простые математические действия в бытовых ситуациях, для этого совершенно не нужно выделять какое-то специальное время.

Примером такой игры может стать счет предметов, которые окружаются нас у жизни каждый день. Можно попросить ребенка посчитать сколько стульев стоит в комнате. Задайте малышу вопрос, хватит ли стульев, если нужно будет усадить на них шесть гостей Если не хватит, спросите, сколько нужно будет принести в комнату стульев, чтобы разместить всех. Целью этой игры будет развитие таких математических действий как сложение и вычитание, но при этом их развитие будет происходить в форме легкой и ненавязчивой игры и ребенок лучше усвоит материал.

Используйте кубики или другие игрушки, чтобы ребенок понял, как можно сложить 2 и 2, чтобы получилось 4, попросите ребенка посчитать, сколько кубиков останется, если он отдаст два из пяти кубиков своему другу. Такие математические загадки, подкрепленные действиями и визуальными образами, запомнятся ребенку намного лучше, чем работа с теми же действиями на бумаге.

Дети, словно крохотные губки, вбирают в себя информацию об окружающем мире. Однако если годовалые крохи могут лишь наблюдать за происходящим, то дошкольники отличаются способностью анализировать и размышлять. Они уже начинают сравнивать предметы по количеству, устанавливать связи между ними, решать логические задачи. Все эти навыки непременно пригодятся ребятам в школе. А, значит, родители должны бросить все силы на их развитие и поддержание. Справиться с данной задачей поможет математика для детей 5-6 лет. Расскажем о тонкостях обучения ребят этой непростой, но очень увлекательной науке.

Что должны знать и уметь дошкольники

Как правило, дети осваивают счет до десяти уже в трех-четырехлетнем возрасте. Ближе к школе родители знакомят их с двузначными числами и простыми математическими действиями. Чтобы ребята не растеряли полученные знания, необходимо повторять пройденный материал, со временем увеличивая его сложность.

Согласно мнению педагогов, подготовленные к школе дети должны обладать следующими умениями:

  • решать простейшие головоломки и задачи;
  • владеть понятиями «назад-вперед, верх-низ, право-лево»;
  • вычитать и складывать простые числа;
  • проводить сравнительный числовой анализ с употреблением слов «больший, меньший, равный»;
  • самостоятельно считать до десяти и обратно;
  • отвечать на вопросы: «какой по счету?» и «сколько?»;
  • осуществлять деление круга и квадрата на одинаковые части;
  • знать геометрические формы предметов.

Овладеть перечисленными навыками дети должны в возрасте 5-7 лет. Как быстро это произойдет, зависит преимущественно от родителей дошколят, тяги ребят к обучению и формы организации уроков. Благо, на сегодняшний день существует множество пособий и рабочих тетрадей для детей старшего дошкольного возраста. Взять хотя бы обучающие книги от «Школы семи гномов» или «Учимся считать» от Тору Кумон. Занимаясь с детьми по специальной литературе, родители уже очень скоро заметят первые успехи. Но как правильно обучать ребенка 5 и 6 лет математике, чтобы не допустить ошибок и не привить отвращение к точным наукам?

Начнем с того, что занятия по математике для детей 5-6 лет должны проходить в игровой форме. Такой способ усвоения материала является оптимальным для дошкольников. Если просто усадить ребенка перед учебниками, он может быстро заскучать и переключить свое внимание на что-то более интересное (пейзаж за окном, причудливые узоры на стене и т.д.). В результате столь «обременительные» и «утомительные» уроки будут вызывать у него лишь раздражение. А каждое приглашение со стороны родителей позаниматься математикой станет восприниматься в штыки. Приведем другие советы по организации уроков:

  • Занимайтесь лишь тогда, когда ребенок пребывает в хорошем расположении духа. Попытки заставить дошкольника учиться без его желания могут повлечь за собой рассеянность и плохую концентрацию внимания. Поскольку детки 5-6 лет обладают преимущественно непроизвольной памятью, им гораздо проще запоминается информация, вызывающая положительные эмоции.
  • Занимайтесь регулярно, периодически внося в уроки что-то новое. Не секрет, что маленьким детям однообразие приедается очень быстро. А при потере интереса информация едва ли отложится в головках юных учеников. Кроме того уроки должны проводиться систематически, чтобы дошкольники могли постоянно актуализировать свои знания, развивать полученные навыки и умения.
  • Если ребенку что-то не удается или он не может вникнуть в суть задачи, не стоит нервничать и раздражаться . Нужно методично объяснять дошкольнику задание до тех пор, пока у него не останется вопросов. Завышенные родительские требования и негативные оценки действий ребенка могут раз и навсегда отбить у него желание заниматься математикой.
  • И наконец, нельзя «стоять» над детьми, заставляя их решать одну задачу за другой. Такой метод обучения хоть и приведет к усвоению материала, но при этом отобьет у дошкольника тягу к обучению. Поэтому все занятия должны проходить в легкой и интересной форме. Развивающая математика для детей 5-6 лет требует вовлеченности ребенка в процесс, его непосредственного участия в разработке и решении задач, личной инициативы, подключения фантазии и воображения. Совокупность всех этих составляющих является залогом эффективного обучения.

Л.Г. Петерсон, разработчик начального математического курса «Игралочка»: «Зачастую подготовка дошкольников сводится к их обучению чтению, письму и счету. Согласно проведенным исследованиям, с серьезными сложностями в начальной школе сталкиваются вовсе не те дети, которые обладают скудным объемом умений и знаний, а те, которые демонстрируют пассивность, не хотят думать и узнавать что-то новое. В связи с этим основной целью первичной подготовки должно выступать разностороннее развитие ребенка: его творческих и интеллектуальных способностей, качеств личности, мотивационных факторов. При этом особое внимание необходимо уделять подключению фантазии и воображения. Именно творчество наравне с умением создавать и придумывать что-то новое способствует формированию личности дошкольника, развитию его самостоятельности и познавательного интереса».

Занятия по карточкам

Рассмотрим несколько упражнений, способствующих развитию у ребенка математических способностей. Для их проведения потребуются карточки с числами от 1 до 10. Конечно, родители смогут быстро и без труда изготовить их. Однако куда лучше вовлечь в этот процесс ребенка, доверив ему самую интересную и ответственную работу. Итак, готовим обучающие карточки. Предлагаем дошкольнику самостоятельно поделить альбомный лист на четыре равные части и вырезать по линиям карточки. Отсчитав 10 штук, даем их ребенку и просим написать на каждой по числу и нарисовать соответствующее количество картинок. Это могут быть круги, цветочки, сердечки и т.д. Если ребенок затрудняется в написании каких-либо чисел, следует помочь ему в этом. После того как карточки будут готовы, можно приступать к занятиям:

«Разложи по порядку»

Данное упражнение поможет ребенку вспомнить числовые значения и понятия «больше – меньше». Просим дошкольника разложить по порядку карточки, начиная с наименьшей и заканчивая наибольшей цифрой. Упражнение не только способствует закреплению изученного материала, но и отлично тренирует память и воображение.

«Сравни числа»

Показав ребенку две карточки, предлагаем сопоставить их. Для начала дошкольник называет значения чисел, потом отвечает на вопрос, какое из них больше и на сколько единиц. Затем следует заменить одну из карточек и повторить те же вопросы. Такое занятие может продолжаться достаточно долго, пока ребенок не потеряет к нему интерес.

«Сосчитай предметы»

Поскольку помимо чисел на карточки нанесены различные изображения, стоит предложить ребенку сосчитать их. Можно также усложнить задачу, подготовив листы с рисунками различных животных и числовым рядом от 1 до 10. Сосчитав количество зверей, дошкольник должен обвести соответствующую ему цифру. Как правило, данное упражнение очень нравится детям и не вызывает у них особых затруднений.

«Пропавшие числа»

Ребенок держит карточки в своих руках. Взрослый называет ему два числа, к примеру, 1 и 4. Юный ученик находит эти карточки и выкладывает на стол в некотором отдалении друг от друга. Теперь он должен заполнить пробелы между числами и отыскать два пропущенных звена. Соответственно это будут карточки с цифрами 2 и 3.



Занимательная математика

Родителям дошкольников стоит проявлять фантазию при разработке занятий. Вовсе не обязательно проводить уроки, сидя за столом, когда вокруг столько увлекательных дел и явлений. Так почему бы не использовать их в арифметических целях? К примеру, можно подключить детей к приготовлению их любимых блюд, будь то пицца или яблочный пирог. Попросите ребенка отсчитать два стакана муки и позвольте самостоятельно высыпать их в заранее подготовленную посуду. Дайте дошкольнику задание принести из холодильника пять яиц, аккуратно переложив их в мисочку. Пусть ребенок самостоятельно добавит в тесто три ложки сахара и т.д. Такая занимательная математика не только доставит ребенку огромное удовольствие, но и надолго отложится в его памяти.

Вероятнее всего, он и сам не поймет, что вовлечен в процесс обучения. К примеру, собираясь утром в детский сад, предложите дошкольнику сосчитать количество пуговиц на его рубашке. А придя в больницу – определить количество сидящих в очереди пациентов. А сколько объектов для счета можно найти, прогуливаясь по улице! Машины у дома, люди на остановке, пролетающие в небе птицы, этажи зданий – и этот список является практически неиссякаемым.

Александра, мама восьмилетнего Андрея: «Мы с сыночком учились складывать и вычитать в 5 лет. Причем делали это сразу в уме, без использования палочек и загибания пальчиков. Идем куда-нибудь, считаем предметы, а затем прибавляем к ним 1. К примеру, возле магазина припарковано три машины и вот к нему подъезжает еще одна. Сын складывает в уме и выдает ответ. Позже стали добавлять по 2, по 3 и так по нарастающей. Затем поменяли порядок расчетов. Начали прибавлять к меньшему числу большее. Это, конечно, давалось сложнее, но со временем привыкли. Пешком мы ходим много. Как минимум – ежедневная «прогулка» до сада и обратно. Сейчас уже посещаем школу, дорога до которой занимает 20 минут в одном направлении. Так что времени полно. Со счетом закончили, теперь начали учить тем же методом английские слова».

Математические игры

Многие дети, обладающие гуманитарным складом ума, склонны считать математику довольно скучной наукой. Однако достаточно показать ребятам обратную сторону данного предмета, как их мнение резко изменится. В этом взрослым помогут математические игры для детей 5-6 лет. Перечислим некоторые из них:

«Сосчитай хлопки»

Данная игра способствует развитию не только математических способностей, но и слухового восприятия. Хлопая в ладоши с различной силой и частотой, нужно попросить ребенка посчитать количество ударов. Усложнить задачу можно, попросив малыша воспроизвести услышанное.

«Фокус-покус»

Взяв несколько небольших предметов (конфет, пуговиц) взрослый зажимает их в кулаках и прячет за спиной. Далее ребенку задается несложная математическая задачка. К примеру: «У меня всего семь пуговиц. В правой руке я держу четыре, сколько зажато в левом кулачке?». Если дошкольник ответил правильно, можно предложить ему поменяться ролями. Пускай он сам придумает задачу и просчитает в уме ее решение. Если же ребенок дал неверный ответ, стоит вновь спрятать за спиной предметы, но уже в другом количестве.

«Найди лишнее»

Взрослый вырезает из журналов несколько десятков картинок различных категорий: транспорт, продукты питания, растения, мебель и т.д. Далее следует разложить на столе изображения одной тематики, добавив к ним несколько лишних объектов. Ребенку дается задание пересчитать все картинки, отыскать «посторонние» предметы и назвать их количество. В завершение осуществляется подсчет оставшихся изображений одной категории.

«Назови число»

Эта игра является групповой. Взрослый ведущий становится в центр образованного детьми круга и поочередно кидает малышам мячик, называя любое число. Каждый ребенок, дождавшись своей очереди, бросает предмет обратно, произнося следующее по порядку число. При этом желательно избегать повторений.

Рисование по точкам

Когда ребенок уже легко справляется с приведенными выше упражнениями, то можно предложить ему рисование по точкам. Это очень увлекательное занятие, так как в большинстве случаев, не известно какая картинка получится в итоге. Поэтому дети с удовольствием соединяют точки, проводя по порядку линии от одной цифры к другой.

Игры-ходилки

Многие помнят из детства такие игры. Суть их в том, что на игровом поле отмечен путь, по которому нужно добраться из одного места в другое. И игроки по очереди бросают игральные кости, считают количество выпавших точек и делают ход, опять же считая. Счет ограничивается цифрами от 1 до 12, зато ребенок учится складывать. Например, выпало 3 и 6 точек на костях. И задача игрока посчитать, сколько будет 3+6. Ход он сможет сделать только после того, как получит правильный результат. В процесс игры можно вовлекать всю семью, это будет увлекательным времяпровождением.

«Магазин»

Эта ролевая игра знакома многим взрослым. Ведь маленькие выдумщики периодически вовлекают родителей в свои забавы. Вот они становятся продавцами и предлагают покупателям приобрести у них продукты. Или же сами приходят в магазин за игрушками. Обычно в качестве денег выступают различные бумажки. Но куда полезнее будет взять несколько настоящих монеток или пуговиц и осуществлять с покупателями вполне реальный расчет. Со временем можно ввести понятие «сдача». Если сыр стоит 3 рубля, а покупатель дает одну пятирублевую монету, необходимо вернуть ему лишние деньги. Вовлеченный в игру ребенок гораздо быстрее научится счету и простейшим математическим действиям.

Ева мама семиклассницы Вари: «Учила дочку считать в уме еще до школы. Начинали с простейших цифр, затем ввели двухзначные и трехзначные числа. Сейчас Варе 12, она считает быстрее нас с папой. А секрет очень прост: главное, чтобы ребенок был вовлечен в процесс обучения. Мы очень рано познакомили дочку с деньгами. Забирая ее из садика, я давала Варе сначала по 5 рублей на конфетку или жвачку. Она сама рассчитывала, хватит ли ей денег, сколько должно остаться и т.д. Постепенно сумма увеличилась до 20 рублей. Дочка умудрялась раскладывать ее на несколько покупок, совершая в уме нужные вычисления. Сейчас математика – ее любимый школьный предмет, она стабильно принимает участие во всех олимпиадах».

Если ребенок отказывается считать

Некоторые дети категорически отказываются обучаться навыкам счета даже в игровой форме. Нередко причиной этому становится неправильный подход родителей к проведению занятий. Попытавшись пару раз позаниматься с дошкольником по схеме «сиди и решай», многие взрослые надолго отбивают у них тягу к математике. Впрочем, нелюбовь к счету может объясняться перегруженностью ребенка различными развивающими занятиями или секциями. А может быть дошкольнику просто не нравится реакция родителей на неверные ответы. И подобных причин может быть огромное множество. Как же вести себя родителям в случае отказа детей обучаться счету?

Запастись терпением

Возможно, ребенок не понимает математику ввиду своего юного возраста. Ведь далеко не все пятилетние дети обладают способностями к вычислению. Кроме того, дошкольники с гуманитарным складом ума могут игнорировать цифры вплоть до похода в первый класс. С другой стороны, многие из них к этому времени уже достаточно бегло читают и даже умеют писать. Поэтому не стоит остро реагировать на нежелание ребенка считать. Ведь быть успешным «на всех фронтах» попросту нереально.

Использовать метод «принуждения убеждением»

Если дошкольник обладает способностями к математике, но попросту не хочет учиться, нужно донести до него необходимость данного процесса. Ведь без навыков счета никак не обойтись. Об этом нужно говорить как можно чаще, демонстрируя данный факт на жизненных примерах. Так, передвигаясь с ребенком по городу на автобусе, мама может сказать ему «Помоги мне, пожалуйста, у меня заняты руки. Достань из кармана моей куртки мелочь, отсчитай пятнадцать рублей и заплати за проезд. Ах, я же совсем забыла, ты не умеешь считать. Придется справляться самой». Периодически создавая подобные ситуации, можно постепенно убедить ребенка в том, что пора учиться считать.

Устраивать «числовые атаки»

Если ребенок не хочет воспринимать цифры, нужно окружить его ими. Для этого следует подготовить множество карточек с числами и рисунками. Развесив листы бумаги по периметру квартиры и время от времени акцентируя на них внимание, научить ребенка счету будет гораздо легче. Также необходимо как можно чаще включать цифры в речь при общении с ребенком. Можно играть с ним в прятки, громко отсчитывая время, учить стихи из разряда «раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», показывать ненавязчивые обучающие мультфильмы с присутствием чисел и т.д. Со временем дошкольник непременно проникнется интересом к математике.

Проводить «сладкие занятия»

Если дошкольник не желает воспринимать ни классические, ни игровые методы обучения счету, можно пустить в ход беспроигрышный прием. Пожалуй, ни один ребенок не откажется от сладкого. Так почему бы не поставить детям условие, что они будут получать конфеты только тогда, когда сумеют назвать их правильное количество. Это подстегнет в дошкольниках желание поскорее овладеть навыком счета.

Таким образом, математика для дошкольников является безумно интересной и увлекательной наукой. Главное выбрать правильную форму обучения, которая будет максимально приятной и необременительной для ребенка. Идеи для занимательных уроков находятся вокруг нас, стоит лишь подключить фантазию и посмотреть на привычные вещи под новым углом.

Видео по теме

Латипова Айсылу
Развивающее занятие с детьми 5–6 лет

Методическая разработка занятия для старших дошкольников : «А мы многое умеем!»

Описание : Развивающее занятие «А мы многое умеем!» , предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Проводится педагогом-психологом для подготовки детей к школе. Разработка занятия может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования.

Цель занятия : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе средствами игровой деятельности.

Задачи :

1. Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.

2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.

3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.

Возраст детей : дети 5-6 лет

Вид занятия : комбинированный.

Методы : словесный, наглядный, практический (упражнения, игра) .

Предварительная работа : подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия :

Вырезанные из бумаги рукавички с разными орнаментами

Рисунки велосипеда, письма, сапог, шляпы, книги, зонтика, молотка и гвоздя

Мягкая игрушка

Оборудование :

Доска, карандаши для детей

Ход занятия:

I. Вводная часть

I.1. Приветствие «Привет, всем, у кого косички»

У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет» ).

II. Основная часть

II.1. Упражнение «Назови одним словом»

Цель : развитие когнитивной сферы

Проведение : проверим, настроены ли вы на работу. Сейчас я буду называть вам слова, ваша задача назвать их одним словом (дети отвечают по очереди)

Вера, Надежда, Елена, Любовь

Январь, март, июль, сентябрь

А, Б, С, В, Н

Понедельник, воскресенье, четверг

Стол, диван, кресло, кровать

Шлёпки, сапоги, туфли, ботинки

Вол, медведь, ёж, лиса

Курица, цапля, голубь, ласточка

Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер

Молоток, шуруп, пила, отвёртка

II.2. Упражнение-игра «Рукавички»

Цель : развитие умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Установление эмоциональных контактов в группе

Проведение : для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий раскладывает их по помещению. По команде дети разбредаются по комнате, находят свою пару, берут карандаши (три цвета, и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

II.3. Физкультминутка «Кузнечики»

1. Физкультминутка. Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

Аист,аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

II.4. Упражнение «Как можно использовать …» .

Цель : развитие воображения , творческого мышления.

Проведение : ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример : газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на пол, использовать как игрушку, для кошки порвать, сделать шляпу на голову, просто порвать и т. д.

II.5. Упражнение «Что означает это слово?»

Цель : развитие мышления , речи

Проведение : перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей) . Постарайся объяснить ему значение каждого слова, например, «Сапоги» непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.

III. Заключительный этап

III.1. Рефлексия занятия : какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось.

Результаты выполнения задания детьми , их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута .

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 19.05.2018

Развитие ребенка 5-6 лет – довольно сложный и кропотливый процесс, от которого зависит способность малыша к взаимодействию с окружающим миром. Это своего рода фундамент, обеспечивающий не только активацию психодинамических факторов, но и формирование восприятия в целом. Обучать детей в подобном возрасте, как правило, легко, так как перед нами уже полноценная личность с ярко выраженной индивидуальностью.

Регулярные занятия дома должны быть направлены как на повышение интереса к дальнейшему обучению в школе, так и на умение ориентироваться в социуме. Практика показывает, что способность ребенка усваивать школьную программу значительно увеличивается в случае применения к ним развивающих дошкольных методик. Такие дети отличаются организованностью, незаурядным мышлением, положительным настроем и недюжинной работоспособностью.

Особенности психического развития детей в 5-6 лет

Умения пяти- или шестилетнего ребенка не малые: он хорошо владеет речью, способен к анализу ситуации и проявлению самостоятельности. Малыш все больше начинает видеть связи между различными явлениями и уже пытается отстоять свое мнение. Знания дошкольников довольно обширны, память работает в усиленном режиме, мозг с жадностью усваивает новые данные. Однако психика еще не сформирована до конца, а накопление информации отличается спонтанностью и повышенной эмоциональностью. В этом возрасте детей можно сравнить с губкой, впитывающей все подряд, без оценочных суждений и каких-либо ограничений.

Исходя из вышесказанного, очень важно именно в дошкольные годы заложить основы правильного мировосприятия, ведь с них начнется построение цепочки умозаключений, формирующей тип мышления. Оптимальная программа развития детей раннего возраста заключается в четко проработанном синтезе работы с интеллектуальной составляющей и морально-этическими нормами. И здесь все зависит не только от самого ребенка, но и от уровня понимания родителей, включая их преподавательские навыки.

Общая направленность занятий с детьми 5-6 лет дома

Составить план развивающих занятий для дошкольников дома – задача не из легких, и далеко не каждый родитель способен справиться с ней без проблем. Необходимо хорошо разбираться в психологии ребенка раннего возраста и уметь быстро подстраиваться под различные ситуации. К сожалению, не каждый может похвастать навыками в данной сфере, особенно когда подрастает его первенец. Но не стоит отчаиваться, следование профессиональным советам и рекомендациям поможет выйти из затруднений и превратить обучение детей в истинное удовольствие.

Для начала следует иметь четкое представление обо всех нюансах характера своего ребенка, а также о его интеллектуально-психических «исходниках». Перед составлением плана занятий на развитие и продумыванием заданий необходимо протестировать знания, имеющиеся у малыша в различных областях. Сделать это будет просто, проведя опрос в виде игры, вызывающей у ребенка желание отвечать на все поставленные вопросы. Рекомендуется составлять опросник таким образом, чтобы в процессе игрового сеанса можно было выявить склонности дошкольника к тем или иным учебным дисциплинам, а также тенденции в отношении к окружающей действительности.

Примерный план игрового опросника может состоять из следующих заданий:

  • на проверку скорости чтения и постановки речи;
  • на решение математических задач различной сложности (здесь на помощь придет сборник занимательной математики для детей младшего возраста);
  • на решение задач на смекалку;
  • на развитие воображения, как устно, так и с помощью рисования;
  • упражнений на проверку памяти и внимательности (это могут быть яркие мнемонические карточки, кубики с изображением любимых сказочных персонажей, выложенные в определенном порядке и тому подобное);
  • модулирования ситуаций, в которых можно явственно проследить особенности восприятия чада и его ориентирование в социальных нормах (например, в виде истории или сказки, по окончании которой ребенку дается задание разобраться, что есть «хорошо», а что «плохо»).

Тестовые задания не должны вызывать скуку, затягиваться во времени или перемежевываться занудными, «взрослыми» комментариями, вызывающими у детей раздражение. Проверку особо неусидчивых детей можно проводить в несколько этапов, подкрепляя всяческими поощрениями. Если ребенок не понял вопроса, необходимо переформулировать его, взяв при этом на заметку слабые места и пробелы в знаниях.

Помните: только внимательное и терпеливое отношение к любимому чаду позволит выявить необходимые акценты в дальнейшей программе развивающих занятий! Не стоит выходить из себя, повышать голос и давить на ребенка в случае, если он отказывается давать ответы или начинает вести себя странно. Цель заданий предварительного опроса – не воспитание, а исследование внутренних процессов и умственной деятельности малыша.

После того, как общая картина станет известна наверняка, можно начинать развивающие занятия. Конечно же, вышеизложенные рекомендации относятся, прежде всего, к тем родителям, которые в силу недостатка времени уделяют не достаточно внимания своему ребенку, так как матери, посвящающие все свое время воспитанию детей, как правило, занимаются с ними еще с раннего возраста – двух-трех лет. В этом случае им хорошо известны как характер малыша, так и все его знания и навыки. Однако и здесь ребенок может быть недооценен, и потому проведение общей проверки все же имеет смысл.

Что должны знать дети 5-6 лет

Четких границ того, что должен знать пяти-шестилетний ребенок, не существует, есть лишь рекомендованный минимум навыков дошкольника. Базовые знания позволяют подготовить детей к школьной программе начальных классов и помочь адаптироваться в предстоящих переменах. Причем последнего проще будет достичь, если проводить развивающие занятия не только дома, но и посещать различные детские кружки и спортивные секции. Это привьет малышу чувство ответственности и прилежание, а также повысит его коммуникабельность.

Минимальный объем знаний, которыми должен обладать ребенок 5-6 лет:

  • уметь читать до 70 слов в минуту и без труда пересказывать прочитанное;
  • владеть четкой и плавной речью;
  • писать печатными буквами;
  • совершать простые математические операции – прибавлять, вычитать, делить и умножать;
  • уметь рисовать не только отдельные элементы, но и цельные картинки;
  • знать немало стихотворений и песен;
  • уметь различать цвета и сложные оттенки;
  • знать и соблюдать правила гигиены;
  • знать нормы приличия и основы этикета;
  • определять время по часам;
  • различать множество видов животных, разбираться в погоде и других природных явлениях;
  • знать правила поведения в общественных местах;
  • уметь ориентироваться в пространстве и географии места жительства;
  • обладать элементарным логическим мышлением;
  • знать основы языка: род и числа, части речи, составлять разные типы предложений;
  • уметь мыслить творчески и фантазировать.

Если заниматься с детьми с раннего возраста, то в 5-6 лет они способны на гораздо большее по сравнению с указанным минимумом. В случае же, когда у ребенка нет даже вышеперечисленных знаний, делать развивающие упражнения необходимо в усиленном режиме. «Застой» развития дошкольников приводит к негативным последствиям уже в первые месяцы обучения в школе. Недостаток знаний сказывается на успеваемости, что, в свою очередь, может отразиться на поведении и нервной системе малыша.

Программа развития детей 5-6 лет

Развитию ребенка способствуют разнообразные упражнения на тренировку памяти, внимания, скорости мышления, воображения, а также на получение основных навыков. Рекомендуется проводить занятия с малышом ежедневно с закреплением изученного в конце каждой недели.

Задания должны быть комплексными и не превышать 15 минут. При обнаружении перегрузки ребенка следует сделать небольшой перерыв, после чего завершить занятие.

План развивающего урока для детей 5-6 лет может выглядеть следующим образом:

  • совершение математических операций и решение занимательных задач;
  • мнемонические игры во всевозможных вариациях;
  • чтение с установленным объемом, включая пересказ и обсуждение фрагмента;
  • изучение окружающего мира с помощью картинок, целевых прогулок или специального видеоматериала;
  • выучивание стихотворений и скороговорок для улучшения речи;
  • логические задания;
  • рисование.

После каждого упражнения необходимо делать физическую разминку и разговаривать на отвлеченные темы. Регулярные занятия с раннего возраста дадут ощутимые положительные результаты уже через несколько недель, а ко дню поступления в первый класс ребенок будет чувствовать себя уверенно, обладая должными уровнем развития для начала школьной жизни.

Похожие публикации