Как работает дефектолог с детьми. Дефектолог - это кто? В чем заключается работа педагога-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом

У довольно большого количества родителей направление ребенка к логопеду-дефектологу вызывает оторопь. Как же так? У нас здоровый малыш! — удивляются или даже раздражаются они. Сложилось мнение, что в функции логопеда входит постановка правильного звукопроизношения, а работа дефектолога связана с детьми, имеющими нарушения физического и умственного развития.

По этой причине многие мамы и папы детишек, не имеющих подобных отклонений, но с нарушениями речевых функций, зачастую склонны отказываться от работы со специалистом, имеющим в названии своей профессии слово «дефектолог».

Кто такой логопед?

Логопедия - это наука о коррекции нарушений речи при помощи педагогических и дидактических мероприятий.

К логопеду обращаются в случаях:

  • Неправильное звукопроизношение (дислалия, дизартрия и т. д.).
  • Темповых нарушений речи.
  • Недостаточная сформированность фонематического слуха.
  • Аграмматичное построение речи.
  • Проблемы в освоении чтения и письма (дислексия и ).
  • Недоразвитие речи или отставания в ее развитии.

Таким образом, сфера ответственности логопеда - речь ребенка. Он должен оценить уровень ее развития, выявить имеющиеся нарушения и предложить меры для их коррекции.

Кто такой дефектолог?

Дефектология же изучает особенности развития психики и физиологии детей с различными отклонениями в умственном или физическом развитии.

По сути педагог-дефектолог имеет дело с высшими психическими функциями ребенка, развивая и стимулируя их.

Его область деятельности - это подготовка психики и мозга к формированию речи. В процессе обучения в вузе будущие специалисты изучают не только педагогику, но и основы медицины, психологии и нейрофизиологии.

Направление работы дефектолога:

  1. Работа над улучшением памяти и произвольного внимания.
  2. Развитие восприятия и воображения.
  3. Формирование правильной активной речи, расширение словаря.
  4. Работа над особенностями эмоционально-волевой сферы.
  5. Создание условий для адаптации ребенка в социуме, планирование особых подходов к обучению.

Немного истории

Классическая советская педагогика предлагала такой путь воспитания будущих специалистов в этих областях. В крупных педагогических вузах существовала кафедра дефектологии, в рамках которой проходило обучение таких специалистов как:

  1. олигофренопедагог (направление работы - дети с умственным отставанием);
  2. тифлопедагог (специалисты, помогающие детям с отсутствующей или нарушенной функцией зрения);
  3. сурдопедагог (работающий со слабослышащими детьми);
  4. логопед (специалисты по коррекции речевого развития).

В таком случае получается, что из стен вуза выходили специалисты, называющиеся «логопед-дефектолог», имеющие широкий профиль.

В их компетенцию входила как подготовка ребенка к становлению речи, ее «запуск», так и коррекция возможных речевых нарушений.

В настоящее время логопеды и дефектологи учатся на разных отделениях. Изучая разные предметы в стенах вуза, они становятся более узкими специалистами. Дефектолог занимается развитием высшей психической деятельности, «запуская» речь у ребенка, а логопед впоследствии «ставит» произношение.

Как правильнее — логопед или дефектолог?

Речь - сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов дыхания и восприятия, а также высших нервных функций. Формирование речи напрямую связано с развитием психики ребенка. Поэтому очень часто деятельность логопеда и дефектолога пересекаются между собой.

Логопед-дефектолог работает с различными случаями, не ограничиваясь лишь коррекцией звукопроизношения или, напротив, работой с «особыми» детьми. Вот лишь небольшой список задач, которые решает этот специалист:

  1. Стимуляция речевого, психического и психоречевого развития.
  2. Коррекция проявлений СДВГ.
  3. Работа с детьми, имеющими ОНР любой степени.
  4. Сложности с обучаемостью, диагностика готовности ребенка к школе.
  5. Помощь в преодолении трудностей в школьном обучении.

Получается, что деятельность логопеда-дефектолога охватывает более широкий спектр нарушений.

Логопед сталкивается в основном с уже достаточно явными проблемами. Однако в том случае, если отставание в формировании речи лежит какое-либо первичное отклонение (например, задержка психического развития, нарушение мышления и т. д.), правильно поставить диагноз и планировать коррекционные меры должен уже дефектолог.

Удобнее и правильнее строить работу может специалист, совмещающий в себе знания по обоим направлениям, то есть логопед-дефектолог. Работая с ребенком, он составляет план коррекции речевых нарушений параллельно с развитием психических функций.

Когда нужна консультация логопеда-дефектолога?

Формирование активной речи - важный процесс, протекающий у каждого ребенка в собственном темпе. Однако при этом родителям нужно следить за тем, чтобы эта индивидуальность не выходила за рамки возрастных норм. Следует проходить диагностику развития ребенка если не каждый год, то хотя бы в важные ключевые моменты, когда особенно активно формируется речь и познавательные навыки - в 2-3 года, в перед поступлением в 1 класс (6 лет) и в период первых лет учебы.

Это касается тех случаев, когда у ребенка нет явных признаков возможных нарушений. Помимо этого, родителям стоит обратиться внимание на следующие моменты:

  • У ребенка заметна задержка в формировании речи. К примеру, он разговаривает односложно, больше используя для общения мимику и жесты.
  • Речь формируется в срок, но невнятна, мало понятна для посторонних.
  • Есть нарушения в звукопроизношении.
  • Присутствуют поведенческие нарушения - проблемы с общением со сверстниками, замкнутость, рассеянность внимания, признаки агрессии, повышенная возбудимость, нарушения моторики.

Именно логопед-дефектолог поможет найти причины беспокоящих родителей отклонений и либо направит ребенка к специалисту, либо предложит план коррекционной работы, позволяющей справиться с проблемой.

Кто такой дефектолог?

Дефектолог – это специалист, обладающий профессиональной подготовкой в такой области как дефектология (также называется коррекционной педагогикой ). Следует отметить, что дефектолог не является врачом, но эта специальность находится на пересечении медицины и педагогики. Дефектология занимается особенностями развития детей с недостатками со стороны психического или физического здоровья. Также эта отрасль специализируется на разработке и внедрении принципов воспитания и обучения таких детей. Соответственно, дефектолог – это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками.

Чтобы работать дефектологом, необходимо получить высшее педагогическое образование по специализации «дефектология». Во время обучения будущие дефектологи кроме педагогических дисциплин получают подготовку в психологии и некоторых сферах медицины. Специалист с таким образованием может работать в учреждении как обучающего (детские сады, школы ), так и лечебного (поликлиники, больницы ) профиля. Также дефектологи могут состоять в штате различных реабилитационных заведений, центров социальной защиты и психологической помощи.

Учитель-(педагог )-дефектолог

Учитель-дефектолог – это специалист, который состоит в штате учебного учреждения (детского сада, школы ) общего или специального профиля. Работать такой педагог может как с отдельными пациентами, у которых присутствуют те или иные проблемы, так и со всеми воспитанниками или учащимися (например, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слуха ).

Основной задачей этого специалиста является коррекция и компенсация недостатков, которые существуют у ребенка. Под коррекцией подразумевается исправление проблемы, которая нарушает нормальное восприятие окружающего мира. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у малыша.

Эта специальность объединяет много направлений, так как принцип работы с ребенком, который обладает проблемами со слухом, отличается от подхода к малышу с отклонениями в умственном развитии. На сегодняшний день существует 4 основные направления в дефектологии.

Дефектолог может обладать одной из следующих специализаций:

  • Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия ) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.
  • Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности ) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения .
  • Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание , задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением ), дизартрия (неясная, смазанная речь ), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга ). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности ), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.
  • Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения ), аутизм (психическое расстройство ). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости ), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью ), помогает находить общий язык со сверстниками.

Работа дефектолога с детьми

Характер работы дефектолога с детьми во многом зависит от направления, в котором он специализируется. В то же время, существуют и общие принципы, на которые опирается коррекционный педагог в своей практике, вне зависимости от его специализации. Так, единой целью для всех дефектологов является мотивация детей к обучению (как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологом ). У многих детей с нарушениями слуха, зрения или умственного развития отсутствует стремление к обучению (например, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе ). В задачу дефектолога входит объяснить ребенку важность обучения и сделать все возможное, для того чтобы стимулировать интерес и уменьшить трудности, которые испытывает малыш.

Работа педагога по коррекции начинается с обследования учащихся с целью выявления детей с теми или иными проблемами. Затем проводится идентификация (по виду, по степени выраженности ) дефектов и последующее объединение детей со схожими нарушениями в группы. Впоследствии дефектолог проводит как индивидуальные, так и групповые занятия. Работа строится на основе различных современных методик, выбор которых зависит от типа отклонений у учащихся.

Всю работу с детьми, которую проводит дефектолог, можно условно разделить на несколько этапов, последовательность выполнения которых определяется самим специалистом.

Существуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:

  • Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь ).
  • Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.
  • Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук ). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют ), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев. Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию ), целью которых является соблюдение личной гигиены .
  • Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры. На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.
На таких занятиях ребенок получает знания общего характера, поэтому чаще всего они проводятся групповым образом. На индивидуальных уроках дефектолог работает более основательно над развитием и совершенствованием тех навыков и функций, которые актуальны для конкретного случая. Так, если у ребенка полностью утрачен слух, нет смысла работать над его улучшением. В данном случае специалист по коррекции направляет усилия на то, чтобы обучить ребенка, например, тактильному общению. Также на индивидуальных занятиях закрепляются полученные в ходе группового обучения знания, стимулируется познавательная активность (стремление к учебе ), отрабатывается пропущенный материал.

Большим значением в профессиональной деятельности этого специалиста является консультирование родителей. Помощь дефектолога направлена на то, чтобы научить взрослых создавать и поддерживать здоровую внутрисемейную атмосферу. Часто дефектолог проводит занятия, на которые приглашаются не только дети, но и их родители.

В чем заключается разница между дефектологом и логопедом?

Разница между логопедом и дефектологом, который специализируется на работе с детьми, обладающими дефектами речи, заключается в целевой аудитории и целях проводимых занятий. Так, если к логопеду направляются дети без отклонений в психическом или физическом развитии, то дефектолог работает с пациентами, которые обладают теми или иными нарушениями. Работа обычного логопеда сводится к тому, чтобы устранить существующие нарушения речи (неправильное произношение звуков, слов ). В цели же дефектолога-логопеда входит обучить ребенка высказывать свои мысли и восстановить пробелы в знаниях, провоцирующие сложности в общении. Наглядно объясняет разницу между этими специалистами следующий пример. Так, пациентом логопеда может быть ребенок, который неправильно произносит слово «коробка» из-за неверного произношения звука р. К дефектологу-логопеду же направляют ребенка, который не только не умеет произносить, но и неуместно использует слово «коробка» из-за того, что не знает его значения.

Врач-дефектолог

Как было сказано выше, дефектолог не является врачом, так как не обладает медицинским образованием. В то же время, такой специалист может работать в штате поликлиники, больницы или другого лечебного учреждения, чаще всего детского профиля. Причинной для посещения дефектолога могут быть подозрения на отклонения в психическом или физическом развитии ребенка. Этот специалист проведет диагностический тест, который подтвердит или опровергнет предположение об отставании ребенка.

Диагностика (анализы ) дефектолога

Дефектолог не проводит и не назначает какие-либо лабораторные исследования (типа анализа крови или анализа мочи ). Этот специалист использует диагностический тест, который позволяет оценить уровень развития ребенка как в целом, так и отдельных его навыков. Для этого дефектолог задает вопросы, просит выполнить некоторые действия, а также оценивает внешний вид ребенка. Иногда он специально делает положительные или отрицательные замечания, для того чтобы оценить детскую реакцию на негатив или одобрение. Также могут быть искусственно смоделированы обстоятельства, позволяющие определить отношение ребенка и его поведение в сложных, нетипичных ситуациях. Для более полной оценки могут быть опрошены родители, а также использованы документы, показывающие успеваемость ребенка в школе или дошкольном учреждении. В некоторых случаях может быть использована диагностическая карта, которая предварительно разрабатывается дефектологом.

Диагностическая карта дефектолога содержит следующие рубрики:
  • данные о ребенке и родителях (возраст, фамилия/имя/отчество и другие сведения );
  • заболевания родителей и близких родственников, в том числе и те, которые передаются по наследству;
  • данные о рождении ребенка (какая беременность по счету, были ли осложнения при вынашивании или рождении ребенка, на каком сроке родился малыш );
  • информация о раннем развитии (когда ребенок начал самостоятельно держать голову, сидеть, ходить );
  • как развивались речевые навыки (когда появился первый лепет, первые слова, первые фразы );
  • перенесенные ребенком болезни и тяжелые состояния;
  • занимался ли малыш с другими специалистами, и каковы были результаты;
  • выражает ли ребенок интерес к игре, к обучению.

Справка (заключение ) дефектолога

Заключение дефектолога – это подтвержденный документально вердикт, который выносит этот специалист после обследования ребенка. Следует уточнить, что дефектолог не делает заключение о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений, а лишь предоставляет оценку тех или иных навыков ребенка. Другими словами, этот специалист не ставит диагноз, а только описывает состояние малыша.

Характер данных, которые указываются в справке дефектолога, зависит от возраста и проблемы ребенка. Но существуют также и общие характеристики, указывающиеся во всех заключениях, которые выносит дефектолог.

В справке дефектолога указываются следующие данные о ребенке:

  • каким образом ребенок предоставляет сведения о себе (быстро или после нескольких просьб, в развернутом виде или называет только имя );
  • умение идти на визуальный, тактильный, словесный контакт (насколько быстро и непринужденно контактирует ребенок с окружением, испытывает ли он при этом интерес );
  • характер общей деятельности ребенка (присутствует ли мотивация, устойчивость и сохранение желания заниматься каким-нибудь видом занятий длительное время );
  • адекватен ли подход к игровой деятельности, к игрушкам (использует ли ребенок игрушки по назначению, разбирается ли в правилах самых простых игр, испытывает ли интерес к такой деятельности );
  • как ребенок реагирует на одобрение, похвалу, замечание, собственные неудачи;
  • оценка таких детских качеств как внимание, зрительное восприятие, память, мышление;
  • понимает ли ребенок картины/выражения со скрытым смыслом, выявляет ли бессмысленные/нелепые сюжеты;
  • насколько развита и согласована у него двигательная активность рук;
  • насколько скоординирована у ребенка походка, движения всего тела;
  • соответствуют ли учебные навыки (письмо, чтение ) требованиям программы и возрасту;
  • различает ли ребенок предметы в соответствии с их цветом, размером и другими характеристиками;
  • ориентируется ли он в пространстве и времени.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

В мире есть профессии, вызывающие всеобщее и безусловное уважение. Это прежде всего учитель и врач, от которых зависят здоровье и судьбы людей Профессия дефектолога, работающего с особой категорией людей, занимает среди них особое место.

Специалист в области дефектологии

Дефектология – это наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Название этой науки говорит само за себя: слово «дефектология» происходит от латинского defectus – недостаток и греческого logos – слово, учение.

Дефектология в широком смысле включает в себя разделы специальной педагогики, социологии, философии, психологии, а также тесно связана c медицинскими науками (психиатрия, невропатология, иммунология, педиатрия, офтальмология, отоларингология и др.), так как природа происхождения патологий различна. Дефектология в узком смысле занимается воспитанием, обучением и социализацией детей с отклонениями в развитии.

Дефектолог (коррекционный педагог) – это специалист, занимающийся воспитанием, обучением и социализацией детей с психическими и физическими отклонениями в развитии. Коррекционный педагог не врач, он не может вылечить патологии, не может исправить ошибку генов, врачей или судьбы. Суть его работы в другом – он призван научить детей с отклонениями в развитии справляться со своим недугом, научить их жить в современном мире. При этом результат его работы во многом зависит от желания родителей помочь своему ребёнку. Ведь дефектолог не может заниматься с ребёнком в течение всего дня, большая нагрузка ложиться на плечи родных и близких ребенка, которые должны выполнять все рекомендации специалиста.

Дефектолог занимается также с учащимися начальной школы, не имеющими отклонений, но которые в той или иной степени плохо усваивают программу общеобразовательной школы. Таким детям тоже нужна помощь дефектолога.

Дефектолог-сурдопедагог

Сурдопедагог (от лат. surdus - глухой.) – это специалист по обучению и воспитанию детей, имеющих отклонения в области слуха, от тугоухих до полностью лишённых слуха, в том числе от рождения. Важнейшая задача сурдопедагога состоит в обучении ребёнка, который ничего не слышит, произносить звуки, слоги, слова, то есть разговаривать. Сурдопедагог не только формирует у ребёнка навыки говорения, но и следит за правильной интонацией и правильным ритмом, учит читать книги и писать, «считывать» чужую речь по губам, обучает азбуке жестов и дактильной азбуке.

Сурдопедагог помогает адаптироваться к слуховому аппарату, осуществляет контроль за параметрами слухового аппарата, обеспечивающими комфортное восприятие звуков. Также сурдопедагог работает с детьми после операции кохлеарной имплантации, так как этот метод не обеспечивает автоматический переход к естественному слуховому восприятию. Сурдопедагог может работать также и со взрослыми людьми с ограниченными возможностями слуха и речи, участвуя в их психологической адаптации и профессиональной реабилитации.

Дефектолог-тифлопедагог

Тифлопедагог (от греч. typhlós - слепой.) - это специалист, занимающийся воспитанием, обучением и развитием детей, имеющих нарушения зрения, включая тех, кто лишён зрения с рождения. Зрение – это важнейший источник, через который человек воспринимает информацию об окружающем мире. Поэтому, если человек слеп, его надо научить получать информацию через другие органы чувств, например через органы слуха и осязания (у слепых обычно обострённый слух и особая чуткость пальцев).

Задача тифлопедагога – научить слепых и слабовидящих детей читать по шрифту Брайля, обучить их навыкам самообслуживания и умению ориентироваться в пространстве. Большое внимание уделяется занятиям по развитию осязания и мелкой моторики с обязательными упражнениями для рук (снимающими напряженность мышц, развивающих подвижность и гибкость); по ориентировке в пространстве, по социально-бытовой ориентировке.

Также тифлопедагог организует обучение и профессиональную подготовку слепых и слабовидящих; учит пользоваться для самообслуживания специальными тифлотехническими средствами культурно-бытового и хозяйственного назначения.

Дефектолог-олигофренопедагог

Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей, имеющих нарушения психического развития, такие как умственная отсталость (олигофрения), аутизм (психическое расстройство) или наличие сразу нескольких дефектов в развитии. Причин, по которым у человека нарушается интеллект, очень много: травмы, генетические проблемы, влияние ядов, тяжёлые инфекции (как до, так и после рождения), последствия неудачных прививок и т.д. Олигофренопедагог занимается обучением и воспитанием детей дошкольного и школьного возраста с нарушенным интеллектуальным развитием, помогает в адаптации в обществе. Он работает не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.

Дефектолог-логопед

Логопед – это коррекционный педагог, который занимается устранением недостатков речевого развития. Существует три основных вида нарушений речи у детей: дислалия (нарушено произношение отдельных звуков); фонетико-фонематические нарушения (нарушены произношение и речевой слух); общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Логопед помогает устранить такие нарушения, как: заикание картавость, шепелявость; дизартрия (нарушение произношения); дисграфия (нарушение письма); дислексия (нарушение чтения); алалия (отсутствие или недоразвитие речи); афазия (отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи) и др.

Логопед работает с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми.

Дефектолог в школе

Дефектолог оказывает помощь и детям с задержкой психического развития, которые не справляются с требованиями стандартной школьной программы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми. Но у них нарушен нормальный темп психического развития, при котором ребёнок продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. У них недостаточно сформированы умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети овладевают в дошкольный период. Они имеют отставания в речевом развитии, моторную неловкость, неусидчивость, невнимательность, плохую память; характерной чертой таких детей является неуверенность в собственных силах, они с трудом общаются со сверстниками.

Педагог-дефектолог может помочь развить интеллектуальные способности ребёнка, расширить словарный запас, лучше выражать свои мысли. Дефектолог не учит детей математике или русскому языку, он исправляет причину возникшей трудности в обучении, благодаря чему и происходит коррекция нарушенных функций. (Например, несформированность пространственных представлений является причиной трудностей письма и чтения. Это можно исправить как непосредственным развитием навыков чтения и письма – этим занимается учитель, так и развитием пространственных представлений у ребенка – этим занимается дефектолог.)

Где получить профессию дефектолога

Профессия дефектолога находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д., однако главное направление – всё-таки педагогика. Специальность дефектолога получают в педагогических вузах, где есть дефектологический факультет. Такие факультеты есть в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске, Волгограде, Екатеринбурге, Челябинске и других крупных городах России.

Круг изучаемых дисциплин у будущих дефектологов (коррекционных педагогов) широк. Студенты проходят специальную педагогику и психологию, дефектологию, основы медицины, биологии, социологии и филологии, правоведение с основами семейного права и прав инвалидов. Программа профессиональной подготовки дефектолога включает в себя теоретическое обучение, научно-исследовательскую работу, практикумы, педагогические практики.

Выпускник дефектологического факультета может работать в учреждениях как образовательного (детские сады, школы), так и лечебного профиля (поликлиники, больницы), а также в различных реабилитационных центрах, центрах социальной защиты и психологической помощи, в общественных и благотворительных организациях по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональные качества дефектолога

От качества работы дефектолога зависят судьбы детей с непростой судьбой. Неудивительно поэтому, что людям этой профессии предъявляются повышенные требования. Дефектолог должен быть ответственным и целеустремленным, энергичным и инициативным, коммуникабельным и наблюдательным, доброжелательным и тактичным, иметь высокий уровень интеллекта и хорошую память, обладать незаурядными творческими способностями, быть оптимистично настроенным и уверенным в успешных результатах своей деятельности. Кроме того, дефектолог должен любить детей, так как основной упор деятельности этого специалиста направлен на коррекцию развития, воспитание и обучение детей.

Вместе с тем дефектолог должен быть готов и к тем сложностям, которые таит в себе эта профессия. Ежедневная работа с аномальными детьми, имеющими физические и психические отклонения, сопряжена с повышенными психо-эмоциональными нагрузками, которые могут стать причиной хронической усталости и депрессии. Чтобы противостоять таким нагрузкам и сохранить собственное здоровье, дефектолог должен обладать высокой стрессоустойчивостью.

И всё же есть у работы дефектолога и огромное преимущество – это моральное удовлетворение от положительного результата, когда дети с физическими или психическими дефектами смогли приобрести навыки и умения, необходимые для жизни в современном обществе. Осознание того, что это достигнуто и его трудом, – главная награда дефектолога.

Специальность логопедии включает в себя занятия с детьми без патологических отклонений речевого аппарата. Таким образом, логопед работает со здоровыми людьми, которым требуется исправить произношение тех или иных звуков , улучшить дикцию, усовершенствовать ритм и громкость речи и так далее. Логопед от дефектолога отличается тем, что не является специалистом медицинского профиля.

Дефектолог должен быть выпускником педагогического факультета и пройти дополнительное обучение, чтобы заниматься лечением детских патологических нарушений речи. Работа такого учителя соединяет в себе логопеда, психолога и в большинстве случаев невропатолога. Дефектолог должен четко представлять механизм развития того заболевания, с которым он работает, чтобы эффективно провести коррекцию речи.

Сфера деятельности логопеда

В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет , когда можно четко отследить проблемы в произношении и устранять их. Консультации у специалиста требуются ребенку, у которого отсутствует органическая или функциональная патология, а проблема заключается в индивидуальных особенностях развития речи.

Занятия у логопеда включают в себя:

  • постановку произношения отдельных букв или их звуковых сочетаний;
  • борьбу со слишком быстрой или замедленной речью;
  • устранение заикания;
  • совершенствование четкости речи;
  • улучшение навыков чтения или обучение ему;
  • борьбу с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения;
  • преодоление психологических блоков общения (страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и так далее).

Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно каждому родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией.

Он не лечит проблемы психомоторного развития и не занимается с детьми, имеющими сопутствующую патологию (чаще слухового аппарата).

Специализация дефектолога

На первый взгляд кажется, что логопед и дефектолог равные друг другу специальности, однако разница в них существенная. Направление к дефектологу выдается при наличии следующих проблем :

  • врожденные аномалии интеллектуального развития (генетические болезни);
  • задержка психомоторного развития, обусловленная разнообразными причинами;
  • повреждение речевых центров головного мозга вследствие травм (приобретенных, родовых);
  • патологии речи, обусловленные заболеваниями внутриутробного периода, чаще гипоксией;
  • любые нарушения психики ребенка, сопровождающиеся речевыми дефектами.

Разница заключается в том, что дефектолог может работать с перечисленными вариантами речевых расстройств, а логопеду для этого не хватает квалификации. По своей сути дефектолог представляет собой педагога, прошедшего дополнительную квалификацию в области дефектологии.

Логопед-дефектолог это врач, специализирующийся на речевых отклонениях у детей с сопутствующими патологиями центральной нервной системы, речевого аппарата, органов слуха. Консультация дефектолога и последующие регулярные занятия позволяют значительно улучшить речь и письменные навыки ребенка, если обратиться за помощью своевременно.

Что входит в обязанности специалиста

Врач логопед-дефектолог выполняет достаточно широкий круг обязанностей. Он должен пройти курс обучения специальности «дефектология», которая включает в себя множество смежных дисциплин, таких как психология, психиатрия, неврология, педагогика и другие.

Основной целью работы логопеда-дефектолога с ребенком является коррекция не только речевых навыков, но и влияния сопутствующей патологии на процесс обучения.

Обратиться к детскому логопеду-дефектологу следует, если у вашего ребенка есть подозрение на:

  • отставание в умственном развитии;
  • нарушения функции ЦНС;
  • психические отклонения;
  • патологии речевого аппарата;
  • болезни органов слуха;
  • болезни органов зрения.

Однако дефектолог может заниматься не только с детьми, но и с взрослыми, чтобы помочь улучшить им качество жизни и социальную адаптацию. Следует понимать, что логопед и дефектолог – это не одно и то же , хотя оба эти специалиста помогают людям правильно выражать свои мысли в письменном и устном виде.

Отличие логопеда от дефектолога

Большинство взрослых знают, чем занимаются логопеды и в каких случаях может понадобиться их помощь. Однако логопед от дефектолога отличается тем, что занимается исключительно проблемами постановки речи у малышей, не имеющих серьезной сопутствующей патологии. В их обязанности входит обучить ребенка правильному произношению и написанию букв, слов и предложений. В своей работе логопед применяет исключительно методы, направленные на коррекцию речевых навыков , а не на обучение или устранение дефектов, появившихся из-за заболевания.

Также отличием является то, что дефектологи могут начинать работать со своими пациентами с более раннего возраста. Логопеды занимаются с детьми, достигшими трехлетнего возраста, тогда как дефектологи могут начинать коррекцию раньше этого срока. Поскольку в курс обучения логопеда-дефектолога входят многие медицинские дисциплины, то он, в отличие от обычного логопеда, считается широкопрофильным специалистом.

Как понять, что пора обращаться за помощью

Многие родители не знают о том, что это такое нарушения речи и как они могут проявляться. Однако именно своевременное внимание к тревожным симптомам может в разы повысить шансы вашего ребенка на правильную устную и письменную речь. Консультация у врача может понадобиться в следующих случаях:

  • отсутствие у ребенка 7-8 месяцев реакции на обращенную к нему речь;
  • годовалый ребенок не может сказать простые, короткие слова, такие как «мама», «папа», «дай» и так далее;
  • отсутствие речи у ребенка в возрасте 2 лет и старше;
  • неумение формулировать слова в простые предложения (после 2,5 лет);
  • наличие проблем с глотанием, мимикой;
  • искаженное чувство ритма;
  • склонность ребенка к сокращению слов до слогов;
  • произношение слов и предложений по слогам;
  • нарушения концентрации, внимания, памяти;
  • склонность к агрессии или апатии.

Кроме логопедических проблем также следует обращать пристальное внимание на появление любых других симптомов нарушения функции ЦНС или других органов. Не следует стесняться обращаться за помощью к специалисту, ведь дефектолог учит ребенка не только правильно говорить или писать, но и легче воспринимать информацию, что незаменимо для дальнейшего обучения. Поскольку специалист обязательно должен иметь качества психолога, то он найдет индивидуальный подход к каждому маленькому пациенту, и занятия будут проходить в комфортном для ребенка режиме.

Особенности приема и занятий с логопедом-дефектологом

При первичном приеме специалиста он соберет всю необходимую информацию о начале и развитии имеющихся отклонений. Важно отвечать на вопросы дефектолога максимально откровенно , так как от этого зависит стратегия проведения последующих занятий. Могут также понадобиться дополнительные методы исследования, такие как электроэнцефалография, допплерография головного мозга, спондилография и другие, в зависимости от сопутствующей симптоматики.

Длительность и регулярность встреч со специалистом определяется строго в индивидуальном порядке в зависимости от имеющихся у крохи проблем и степени их выраженности. Логопед-дефектолог составит упражнения, направленные на улучшение устных и письменных навыков ребенка, но самое главное – это повышение способности к обучению у детей, имеющих те или иные отклонения.

Постепенно у малыша будет улучшаться концентрация, память и внимание, однако чтобы добиться положительных результатов, занятия должны быть регулярными.

Сложность выполняемых упражнений будет постепенно повышаться, также полученные знания и навыки регулярно повторяются для лучшего усвоения. На приеме у логопеда-дефектолога должна царить непринужденная, игровая атмосфера , которая заинтересует малыша и будет стимулировать его к занятиям. Поскольку многие дети, нуждающиеся в помощи этого специалиста, имеют серьезные проблемы с усидчивостью и концентрацией, то занятия обычно длятся не более получаса.

Родителям следует запомнить, что кроме занятий с логопедом-дефектологом должна проводиться серьезная работа с крохой на дому, в виде регулярных развивающих игр. Если вы заметили, что ваш малыш испытывает сложности, связанные с речью или письмом на фоне сопутствующего заболевания или без него, то лучше немедленно проконсультироваться со специалистом, который поможет в решении вашей проблемы.


Похожие публикации