Заговор ребенок на адаптацию в лагере. Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря

Услышав сказанное сквозь слёзы «мама, забери меня», многие родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в лагерь, начинают переживать, срываются, едут в лагерь и забирают свое чадо домой.

Детский психолог Екатерина Устюгова советует: «Не стоит остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование лагерной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать».

Адаптационный период, по наблюдениям опытных детских психологов, может длиться у каждого ребёнка от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день сын или дочка перестает жаловаться родителям на то, что ему или ей скучно или не нравится в лагере.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Вожатая Мария Колосюк делится наблюдениями: «Быстрее всего адаптируются к лагерной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере».

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное.

Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Владимир, папа восьмилетней Юли и тринадцатилетнего Вадима делится опытом: «Пытаясь пробудить в своих детях интерес к лагерю я в юмористической форме рассказал им о своем лагерном прошлом, а потом достал красочные проспекты и предложил вместе выбрать лагерь, в который они поедут».

Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Убедите ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора - это вожатые.

Вожатая Ольга Ерохина: «Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к вожатому за помощью или советом».

Быть на связи

Обязательно решите вопрос связи, если по каким-то причинам боитесь дать ребенку с собой сотовый телефон, то обязательно выдайте телефонную карточку или деньги на ее покупку, чтобы ребенок мог в любое время позвонить домой. Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться телефонным аппаратом или карточкой.

Динара, мама двенадцатилетнего Эмиля, на личном опыте выработала правила общения с ребенком, пока он находится в лагере: «Я заранее объясняла сыну, в каких случаях ему следует звонить домой, как часто он должен выходить на связь, а также сколько денег может потратить на разговоры, какова стоимость входящих, исходящих звонков и SMS-сообщений».

Ребенок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад.

Вожатый Сергей Порошин объясняет, что в лагере дети учатся самостоятельности, и добавляет: «Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в лагерную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь.

Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сдруживаться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Если ваш ребенок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в лагерь вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.

Лариса Гоголева, мама семилетнего Миши рассказывает о том, как помочь малышам адаптироваться в лагере: «Маленьким детям можно дать с собой любимую игрушку или книжку и сказать, что уж с такими верными и понимающими друзьями ему точно не будет одиноко».

Адаптация - естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря. Напротив, надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к вожатому, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых. Ни в коем случае не обещайте забрать ребенка из лагеря, если не готовы сделать это.

Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить вожатого прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания. Ребенка, который за первые дни стал предметом для насмешек и побоев, следует немедленно забрать домой. Если же ребенка никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно может потребоваться помощь, ему могут не поверить.

Найти товарища

Психолог Дарья Коршунова предупреждает: «Сложнее всего процесс адаптации идет у замкнутых и склонных к демонстративному поведению детей. Ребенку, который тяжело вливается в коллектив, нужно больше времени, чтобы освоиться и перестать чувствовать себя чужаком». Если в отряде найдется еще один тихоня, они обязательно сдружатся, если же тихоня оказался один среди активных и бойких детей и больше недели жалуется на одиночество и просится домой, лучше его не мучить и забрать из лагеря.

Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.

Особо стоит остановиться на тех случаях, когда из года в год повторяется одна и та же история: ребенок просится в лагерь, с нетерпением ожидает поездки, а потом начинает проситься домой, даже когда едет вместе с другом в знакомый лагерь, и попадает в отряд к вожатым, знакомым по предыдущим заездам.

Детский психолог Екатерина Ионова советует как пресечь подобные манипуляции: «Четко и доходчиво объясните ребенку, что если ему не нравится лагерная жизнь, то пусть он больше не едет туда. Если ребенок упорствует и продолжает рваться в лагерь, оговорите, что если он опять начнет жаловаться и будет в течение всей смены проситься домой, то его поездки в лагерь закончатся. Учтите, что обещание придется сдержать. Ребенок должен учиться не манипулировать родителями, а расставлять приоритеты и выбирать».

Прекратить просьбы забрать ребенка домой можно различными способами: разговорами, угрозами или мотивацией. Последний путь срабатывает почти со всеми детьми. Пообещайте ребенку, что по окончании смены купите ему новую игрушку, сводите его в кинотеатр или зоопарк. Важно предлагать ребенку нечто желанное, не то, что, что ему нужно, а то, что хочется. Обещание придется сдержать даже в том случае, если ребенку понравится в лагере и остаток смены он проведет с удовольствием.

Даже если первое знакомство вашего ребенка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, выучив этот урок, в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием.

Ольга Самохина

Хотите летом отдохнуть и поправить своё здоровье, но не знаете, где лучше всего это сделать? Посмотреть информацию про все санатории Челябинской области и Урала и выбрать что-то для себя можно на туристическом портале tyr74.ru.

Поездка в детский лагерь приносит массу беспокойств как ребёнку, так и его родителям. И если ребёнок не представляет, что его там ожидает и как он будет находиться без родителей в незнакомом месте, то родители тревожатся о каждой мелочи, начиная с питания и заканчивая отношениям своего чада со сверстниками.

Поездка в детский лагерь приносит массу беспокойств как ребёнку, так и его родителям. И если ребёнок не представляет, что его там ожидает и как он будет находиться без родителей в незнакомом месте, то родители тревожатся о каждой мелочи, начиная с питания и заканчивая отношениям своего чада со сверстниками.

Прежде всего, стоит подготовить ребёнка к поездке, чтобы долгожданный отдых прошёл с наименьшими потерями и был наполнен положительными впечатлениями. Для этого постараемся разобраться в вопросах адаптации к лагерной жизни и поговорим о том, как предотвратить нежелательные последствия.

1. Скорректируйте режим дня ребёнка.

Новые условия жизни негативно сказываются на детском режиме дня, который во многом отличается от лагерного. Постарайтесь за месяц до поездки приучить ребёнка к предстоящему распорядку, который можно узнать при приобретении путёвки, на сайте заведения, а также от тех, кто туда уже ездил. Постепенное привыкание не доставит в будущем никаких проблем.

2. Без друзей никуда.

Если ребёнок скромный и стеснительный, то жизнь в лагере может ему показаться сложной, если не будет контакта со сверстниками. Постарайтесь настроить ребёнка на нужный лад и донести до него, что проявление инициативы при знакомстве только плюс, ведь и другие дети также могут волноваться и стесняться, желая начать общение, а в дальнейшем и дружбу. Объясните, что все дети вокруг будут находиться в такой же незнакомой им ситуации и испытывать те же ощущения.

Если ребёнок слишком маленький, то компанию в поездке ему могут составить ребята со двора, класса, старшие братья или сёстры. В такой компании адаптация пройдёт на ура.

3. Провокациям – жёсткий отпор.

В любом отряде есть свои лидеры и ребята по характеру более слабые, и между ними идёт негласная борьба. Особо остро она проявляется в возрастной группе от десяти до тринадцати лет. Лидеры-«заводилы» стараются всячески препятствовать установленным правилам жизни в лагере и подстрекают остальных детей самовольно покинуть территорию или нарушить распорядок дня. Постарайтесь дома проиграть подобные ситуации и решить вместе с ребёнком, как с достоинством выйти из трудного положения.

4. Роль вожатых.

Донесите до ребенка, кто такие вожатые и почему следует их слушаться и им доверять. Именно они в момент отсутствия родителей смогут поддержать советом, защитят, помогут справиться с трудностями жизни в незнакомой и непривычной среде.

5. Вера в себя.

Ребёнок должен понять, что вы ему всецело доверяете, что он уже способен отвечать за свои поступки и сможет прожить в лагере без родителей самостоятельно. Покажите, что вы гордитесь своим ребенком – это станет лучшей мотивацией к скорейшей адаптации в лагере.

Не особо акцентируйте внимание своего чада на том, что будете по нему скучать, но предупредите, что обязательно приедете навестить его. Начинать психологическую подготовку стоит как минимум за 2 недели, а то и за месяц, чтобы в дальнейшем ребёнок смог насладиться отдыхом в полной мере.

В последние годы все чаще взгляды и подходы, излагаемые по проблемам организации каникулярного времени детей, касаются вопросов, связанных с философским и глобальным педагогическим аспектом . Очень часто за яркими, звучными названиями программ организации детского отдыха (часто выдаваемых за инновационные) кроются по сути своей привычные и давно апробированные методики и формы работы. Тем не менее, время требует совершенно нового подхода к содержанию деятельности. Современная ситуация развития ребенка весьма неблагоприятно влияет на само его развитие. Постоянно действующие стрессирующие факторы и обстоятельства, ритм жизни, насыщенность информационного пространства – все это накладывает отпечаток на адаптационные механизмы современных детей .

Ни для кого не является секретом, что в последнее время специалисты отмечают постоянный рост численности людей, страдающих расстройствами и заболеваниями, так или иначе связанными с эмоционально-волевой сферой человека, а также прослеживающуюся невротизацию общества . Более того, возрастание количества эффективных расстройств (прежде всего тревожных и депрессивных состояний) сопровождается сопутствующими соматическими заболеваниями. А если быть более точными, то эти расстройства «маскируются» под видом соматических заболеваний. По различным данным, не менее 30% людей, обращающихся за помощью к терапевтам, кардиологам, невропатологам и другим специалистам районных поликлиник и диагностических центров, страдают соматоморфными расстройствами, т. е. психическими расстройствами, которые замаскированы соматическими симптомами, не имеющими достаточной физической основы.

Таким образом, можно сказать, что именно эмоциональная сфера становится наиболее патогенной зоной в современном обществе . Эта тенденция прослеживается, к сожалению, и у детей. Усугубление ситуации возникает в моменты перемен в жизни ребенка (смена места жительства или места учебы, изменение состава семьи или другие семейные ситуации). Приезд ребенка в лагерь, в незнакомую обстановку является одной из таких ситуаций, особенно если ребенок никогда ранее там не был.

Каждый ребенок, даже если он ранее был именно в этом лагере, проходит период адаптации к новым условиям (новому детскому коллективу, новым вожатым, программе лагеря и т. д.). Задача вожатого сделать этот период как можно менее продолжительным, помочь ребенку мягко, без особых эмоциональных потерь войти в жизнь временного детского коллектива. Чем быстрее будут решены задачи адаптации детей, тем быстрее вожатый сможет приступить к решению других воспитательных задач.

Вожатым, как впрочем и другим педагогам, в силу своего положения приходится работать не только с детьми, развитие которых протекает в рамках нормы, но и с теми детьми, эмоциональное благополучие которых не всегда соответствует их темпераменту и нормам развития. Молодой педагог сталкивается порой с труднообъяснимыми для него случаями отклоняющегося поведения, эмоциональной нестабильностью, дефектами развития и другими аномалиями психики. Естественно, что он должен адекватно реагировать на все эти проявления эмоциональных и поведенческих отклонений. От того насколько правильной будет эта реакция, зависит дальнейшее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие и отношения с окружающим его миром.

Именно поэтому сегодня очень актуальным кажется вопрос о кардинальной смене содержания отдыха детей в условиях летних оздоровительных лагерей. На наш взгляд, крайне необходимой в условиях детских оздоровительных лагерей является специальная работа психологов и психологов-тренеров по коррекции эмоциональных состояний детей. Эта деятельность, естественно, не должна быть доминирующей, а должна выступать одним из направлений работы наряду с досуговой, познавательной, развивающей. То место, которое отводится сегодня познавательному и развивающему аспекту работы с детьми, несомненно, заслуживает уважения, тем более, что все больше внимания уделяется и здоровьесберегающим направлениям. Но ситуация такова, что при планировании деятельности практически не уделяется внимания психогигиеническому аспекту развития современных детей. Тем не менее, эта необходимость назрела уже давно, т. к. все чаще и чаще педагогам временных детских коллективов приходится сталкиваться с детьми, страдающими различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, среди которых:

    расстройства поведения, вызванные ошибками семейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости);

    расстройства поведения, вызванные особенностями взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);

    состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);

    эмоциональные расстройства, вызванные повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности;

    расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;

    невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т. д.);

    стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении.

Этот перечень можно продолжить, но это не является целью нашего исследования.

Мы приводим данные нашего исследования, проведенного в рамках программы личностного роста «Зажги звезду!», которая проводится нами в одном из оздоровительных лагерей Новосибирска. Данные нашего наблюдения помогут определить некоторые симптомы детей, испытывающих трудности адаптации.

Наблюдение выявило определенную категорию детей с низким уровнем коммуникативной активности (как следствие, низкий уровень адаптации), заниженной самооценкой, преобладанием мотивации избегания неудач, неспособностью к самоактуализации, а в некоторых случаях проявляющих агрессивность (имеющую, кстати, защитное происхождение). У подавляющего количества детей был выявлен крайне низкий уровень творческой активности. Более чем у 70% этих детей данные явления сопровождались теми или иными поведенческими реакциями, выказывающими их уровень тревожности:

    Отсутствие инициативы в ситуации прямого взаимодействия с детьми.

    Мышечное напряжение (руки, ноги, тело), угловатая походка, позвоночные зажимы.

    Настороженность, внутренняя скованность, боязливость.

    «Закрытые» позы: скрещенные руки и ноги при сидении или движениях .

    Бедная мимика, сдержанность проявления эмоций.

    «Защитные предметы» в руках.

    Тремор, тикообразные движения.

    Затруднение вербализации (заикание, оговорки, большие паузы и т. д.).

    Затруднение дыхания (учащенное, вздохи, «пошмыгивание» носом).

    Беспокойство, двигательное возбуждение, ажитация.

Тестирование и интервьюирование детей выявило преобладающее количество детей с мотивацией избегания неудач (72%), заниженный (в том числе низкий) уровень самооценки (82%), наличие страхов и фобий (79%). Совершенно очевидно, что этим детям была необходима профессиональная психолого-педагогическая помощь. Важно знать, что явилось поводом для проявления таких состояний.

Как мы уже указали, специфическая ситуация временного детского коллектива, особенно в первоначальные этапы его формирования и развития, является, на наш взгляд, усугубляющей большинство этих расстройств и состояний. Новый коллектив, незнакомые дети и взрослые, требования, предъявляемые к ребенку – все это само по себе является дополнительным стрессирующим фактором. Именно поэтому в первые же дни пребывания ребенка в лагере необходима специально организованная деятельность педагогов и психологов, направленная на снятие тревожных состояний, дезадаптации и на формирование благоприятного психологического климата и отношений в формирующемся детском коллективе. Именно эту задачу должны выполнять специально подобранные (учитывающие возрастные особенности) коммуникативные игры, упражнения, тренинговые задания, групповая творческая деятельность.

Но закономерно встает вопрос: как определить эти состояния и расстройства. Ведь в условиях временного детского коллектива с его быстрым ритмом деятельности педагогу зачастую просто не хватает времени, чтобы увидеть каждого ребенка, заметить его особенности, эмоциональные состояния, чувства. Для этого существует ряд специальных методик и приемов.

Один из возможных способов мы уже рассмотрели – это наблюдение. В условиях детского коллектива наблюдение, как правило, бывает включенным – вожатый, участвуя в жизни детского коллектива, проводит наблюдение и при необходимости фиксирует полученные данные. Наблюдение за поведением ребенка в ходе специально организованной деятельности может дополнить данные, полученные при проведении других методик, о которых мы расскажем ниже.

Другой способ – специально организованная творческая деятельность. В организационный и другие периоды лагерной смены именно она в какой-то мере служит решению задачи не только диагностики, но и коррекции состояний, отношений, поведения .

Но, на наш взгляд, гораздо более эффективны, в данном случае, методы экспресс-диагностики, применяемые специалистами-психологами или специально подготовленными педагогами. В этот ряд, несомненно, можно включить часть проективных методик («Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Моя семья»). Эти методики могут помочь выявить нюансы развития, эмоциональных состояний, самооценки и других личностных и характерологических особенностей ребенка. Для детей, входящих в уже определенную «группу риска» можно провести специальные тестовые методики и упражнения («Незаконченные предложения», «Завершение фразы», «Продолжение сказки» и т. п.).

Вышеперечисленные способы диагностики, примененные в комплексе, позволяют с определенной точностью определять те состояния и расстройства эмоционально-волевой сферы, которые имеются у ребенка.

Необходимо знать, что в обычном лагере одинаковые стартовые условия, в которых изначально находятся дети.

В этой связи основными социально-психологическими задачами педагога временного детского коллектива является организация совместной деятельности, направленной на:

    преодоление стрессогенного воздействия в новой для ребенка ситуации;

    адаптацию ребенка к новым условиям существования;

    самоутверждение в новых статусных ролях и системе взаимоотношений;

    самореализацию ребенка.

К большому нашему сожалению, практика показывает, что большинство педагогов не готовы к реализации этих задач. Кто-то – в силу незнания к данной проблеме, кто-то – в силу каких-то других обстоятельств. В результате, вместо полноценного отдыха, направленного на развитие своих способностей, реализацию своих конструктивных потребностей, ребенок получает воспоминания о бесцельно прожитых каникулярных днях и о несложившихся отношениях со сверстниками.

Какие факторы свидетельствуют о том, что ребёнок действительно готов к своей первой поездке в лагерь?

Ребёнок может быть готовым к непродолжительной разлуке с родителями примерно с 5-6 лет. Оптимальным возрастом, когда его можно отправить в летний лагерь, психологи считают 8-9 лет, хотя для многих и это рано. Поэтому, прежде чем планировать поездку, внимательно присмотритесь к ребёнку и оцените его возможности.

1. У ребёнка должно быть личное желание туда ехать. Если ребёнок категорически отказывается от предложения отдохнуть пару недель за городом, вероятно, он не готов расстаться со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.

3. Ребёнок должен иметь навыки самообслуживания и быть самостоятельным в бытовых вопросах. Даже если маленькому путешественнику 6-7 лет, он должен уметь самостоятельно переодеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами, застилать постель и следить за своей внешностью.

4. Решения, касающиеся лагеря (куда ехать, какие вещи с собой брать), должны приниматься совместно с ребёнком, учитывая, конечно, степень зрелости ребенка и требования лагеря. Если ребенок чувствует свою вовлеченность в процесс принятия решений, шансы на получение им позитивного опыта в лагере увеличиваются.

С чем же придётся столкнуться ребенку, впервые попавшему в оздоровительный лагерь?

Пребывание в лагере требует определенного уровня самостоятельности и психологической зрелости. Объясните сыну или дочери, что:

1. там придется долгое время быть без родителей;

2. пространство лагеря совершенно незнакомо, и сразу запомнить, что где находится, не так-то просто;

3. правила пребывания в лагере поначалу неизвестны, но их выполнения требуют;

4. необходимо самому за собой ухаживать, например, содержать в порядке и чистоте одежду, тумбочку, постель; следить за своими вещами, чтобы не растерять предметы, без которых будет сложно обойтись - расчёску, зубную щетку и т.д.;

5. детский коллектив абсолютно новый, и нужно найти в нём свое место;

6. ответственность за себя придётся нести самому: решать, в какие кружки записаться, с кем дружить, в каких играх и забавах принимать участие.

Какие существуют способы создания нужного психологического настроя у ребенка?

Для одних людей поездка в лагерь является семейной традицией. Для других, наоборот, это противоречит их внутреннему миру. Если вы впервые отправляете ребёнка в лагерь, то должны осознавать, что и вы сами, и ваш ребёнок вместе учитесь расставанию, но ваша задача – поддержать его в этот нелёгкий для него момент.

1. Родители могут рассказать о том, что такое лагерь, какие в нём правила. Хорошо, если вы вспомните и расскажете малышу несколько интересных историй из вашей «лагерной» жизни, покажете фотографии.

2. Дайте понять, что если ребёнок будет соблюдать основные правила и проявлять доброжелательность в общении, отдых будет удачным. Вселите в ребёнка уверенность, что он сможет хорошо провести время вдали от дома.

3. Если есть возможность, отправьте ребёнка в компании знакомых ему ребят, так ему будет легче адаптироваться в новом коллективе.

4. Чем спокойнее родители будут реагировать на отъезд ребёнка, тем легче он воспримет разлуку и новые условия в лагере. Тревогой родителей «заражаются» практически все дети (особенно начальной школы). Психологами доказано, что у тревожных (истеричных) матерей дети с такими же показателями. Главное – не паникуйте сами!

5. Родителям необходимо как можно больше собрать информации о лагере: где находится, какие условия, кто будет воспитателем, какие кружки, секции, развлечения есть в лагере, когда можно приезжать к ребёнку и т.п. Тогда тревога уляжется.

Как реагировать на просьбы ребенка забрать его домой?

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слёзные просьбы ребёнка забрать его из лагеря. Даже находясь вдали от ребёнка можно попытаться помочь ему, попробовав воспользоваться простыми советами.

1. Надо расспросить ребёнка о том, что именно не нравится в лагере, вместе поискать решение этих проблем.

2. Важно сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдёт новых друзей, следует настроить ребёнка на хороший отдых.

3. Если ребёнок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить воспитателя (вожатого) прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребёнок правду или фантазирует с целью привлечения внимания.

4. Демонстративный ребёнок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому может устроить истерику как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребёнка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Всё зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.

5. Ещё один важный совет: постарайтесь общаться с ребёнком по телефону в первой половине дня и до 18 часов – в это время ваш ребенок увлечён деятельностью и общением. Ваш звонок не вызовет грусти и тоски по дому. Поздние звонки, особенно ближе к отбою, напоминают ребёнку об уютной обстановке дома. Ребёнок начинает скучать и проситься домой.

В большинстве случаев то, что поначалу вызывало тревогу, обернется преимуществом. Обстановка непривычная, но сколько всего увлекательного! Коллектив незнакомый, но зато можно решиться и показать себя по-новому, более смелым и интересным! Нужно принимать самостоятельные решения, ведь это же здорово! Да, родители не подсказывают, но нет ни повышенного контроля, ни излишней опеки. Дети, преодолевшие трудности адаптации, радуются, что не уехали домой, а остался отдыхать.

Еще один «острый», но короткий период, - когда смена переваливает за середину. На несколько дней возвращаются тоска по дому, по родителям, усталость от общения в новом коллективе. Снова вы можете услышать жалобы ребёнка и просьбы забрать его домой. Но это лишь на 2-3 дня. Затем открывается «второе дыхание»: дети понимают, что смена движется к концу, и спешат успеть то, что не смогут сделать дома. Ближе к концу смены многие дети говорят, что им жалко уезжать из лагеря. Если вы слышите от ребёнка такие слова, если он просит вас в следующем году ещё раз отправить его в лагерь, значит, он получил от отдыха то, что ему было нужно!

Даже если первое знакомство вашего ребёнка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, «выучив этот урок», в следующий раз вы и ваш ребёнок отдохнете с куда большим удовольствием.

Похожие публикации