Ситуационно ролевой статус семьи. Понятие социальный статус семьи виды и значение

1. Перечислите действующих в этой ситуации лиц::

a) непосредственных участников;

К непосредственным участникам можно отнести: мужа, жена, а также продавца-консультанта из данного магазина.

б) тех, кто мог повлиять на принятие решения

К таким людям следует отнести всех непосредственных участников, а также какие-либо друзья или родственники с которым мог вестись диалог по телефону.

2. Какие социальные факторы могли повлиять на процесс выбора и принятие решения отказаться от покупки?

Факторы, которые могли оказать влияние на решение:

  • -Экономический. В него входит, как и экономический фактор самой семьи (наличие требуемых денежных средств и т.д.), так и экономическая ситуация в стране (к примеру на данный момент, из-за санкций и, как следствия рост доллара и евро, цена на большое количество товаров возросли, даже если они были произведены на территории России). Также здесь как следствие можно еще выделить желание купить подешевле, при слишком высокой стоимости.
  • -Рыночный. Наличие схожего товара, по возможно, более низкой цене или лучшем соотношении цена - качество.
  • - Качество самого товара, в данном случае дивана.
  • -Качество работы сотрудника магазина, а точнее его профессионализм и подход к покупателем.
  • -Личные. Различные эмоционально - психологические факторы, начиная от дурного самочувствия и настроения, вплоть до простой незаинтересованности или предвзятости к данному товару.
  • 3. По каким признакам Вы бы определили социальный статус этой семейной пары?

Примерный социальный статус данной пары можно определить по следующим признакам:

  • -Одежда и аксессуары. Её качество, стиль, ухоженность, качество аксессуаров, наличие драгоценных камней в них.
  • -Возраст. А также возможная разница в возрастах между ними.
  • -Манера общения. Использование сленга, ругательств, построение фраз.
  • -Отношения между друг дружкой. Как они держаться вместе.
  • -Возможно, можно определить есть ли машина, и если да, то какая.
  • -Внешность. Лицо, ухоженность. Излишний вес.

В совокупности по всем этим признакам можно попытаться определить социальный статус пары.

4. По каким признакам Вы бы определили распределение социальных ролей между супругами?

Распределение социальных ролей между супругами можно определить по ряду признаком:

  • -Общение между собой. Обычно по разговору видно, кто является, к примеру, более главным.
  • -По общению с продавцом.
  • -Возраст, а точнее возможная разница в возрасте.
  • -Кто платит. Часто эти тоже видно.
  • -Кто вынес окончательное решение.
  • 5. Какие из этих признаков могли явно присутствовать (быть очевидными) в описанной ситуации?

В данной ситуации, конечно же, одни из первейших визуальных признаков - это одежда и аксессуары. По тому, как одеты супруги можно сделать предположения о их денежной достаточности, аккуратность в одежде также сильно характеризует людей. К примеру, кардинальные различия в одежде между супругами тоже могут многое сказать о разделении ролей. Возраст супругов, если супруги имеют славянскую внешность, то определить примерный возраст особо труда не составит. Их манера общения с продавцом, а также между собой - это тоже является достаточно очевидным признаком. Кто вынес решение, конечно же тоже видно. Наличие машины или же определение того супруга, который платит - признаки, которые могут быть, но их распознать немного проблематично. Первое зависит от ряда факторов, таких как нахождение магазина и стоянки, до привычки человека держать ключи в определённом месте. Второе же, из-за того, что покупка совершенна не была, по этой причине точно узнать кто бы платил может быть проблематичным.

6. Каким образом социальный статус супругов мог повлиять на выбор дивана и на отказ от его покупки?

социальный статус супруги

Имеется множество вариантов:

  • -Цена дивана. Он мог быть слишком дешевом или же дорогим для данной пары.
  • -Уровень магазина, а точнее соответствие статусу пары.
  • -Наличие необходимого транспорта для перевозки, либо же денег для оплаты данного транспорта.

Все данные варианты исходят из социального статуса супругов.

7. Каким образом ролевые отношения между супругами могли повлиять на выбор дивана и решение отказаться от его покупки?

Это зависит от того, кто в паре главный. И если он. Если есть авторитарный лидер, то решение в любом случае примет он. Если же отношения построены на демократичных и совместных решениях, то тут значит итоговое отрицательное отношение к данному дивану с двух сторон.

  • 8. В социологии, как Вам известно, семья рассматривается, с одной стороны, как социальный институт и, с другой стороны, как малая группа.
  • 1. Укажите признаки, в которых семья проявляется:
    • а) как институт;Со стороны институтов, семья относится к формальным институтам. Все основные существенные признаки институтов (коих 4) могут в большей или меньшей степени являться признаками семьи, как института.
    • б) как малая группа.

Со стороны групп семья относится к малой группе и три основных отличительных черты (членство, идентичность, способ взаимодействия) ей также присущи.

2. Приведите примеры (возможно, из наблюдений в Вашей семье) распределения семейных ролей.

В семье присутствуют, как социально-демографические роли, обобщенные с рядом стереотипов - муж, жена, дочь и т.д. Так и межличностные. Как раз межличностные роли в семье и являются определяющими. К примеру в моей семье, главой являлась бабушка, сейчас роли сменились и теперь у неё другая роль. Но ранее, все основные решения, контроль финансов, все это было в её ведомстве. Хотя обычно считает, что отец является главой семьи, согласно стереотипам. По факту же, все бывает гораздо разнообразней.

3. Попытайтесь показать обусловленность ролевого поведения в семье институциональными нормами. Ответ обоснуйте.

Институциональные нормы бывают, как формальными, так и неформальными. В отличие от обычных норм - эти нормы часто являются следствием многолетний работы. В таком институте, как семья, они будут очень сильно базироваться на традициях и обычаях конкретной семьи, а также учитывать опыт предыдущих поколений. Конечно же записаны они нигде не будет. И в общих чертах эти норма будут схожи с другими институтами - семьями, но при этом каждая будет обладать своими индивидуальным институциональными нормами. Но часть ролей являются базисными, и они скорее всего будут присутствовать в любой семье, такие роли, как: глава семьи, человек решающий почти все вопросы, главные кормилец, часто по совместительству глава семьи, хранительница очага, та кто следит за домом и детьми, чаще всего данная роль присваивается матери. Схожие роль но с другими названиями можно найти в любом институте.

Основные функции семьи

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

Выделяют различные функции семьи.
Репродуктивная функция (от лат. самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.
Функция первичной социализации . Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка.
Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.
Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

Социальный статус семьи и ее типология

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.
Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.
Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи :
наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);
стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
порядок заключения брака (первичный, повторный);
количество поколений в семье (одно или несколько поколений);
количество детей (многодетная, малодетная).
В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.
Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику - статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса :

социально-экономический,

социально-психологический,

социокультурный,

ситуационно-ролевой.

Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т. е. представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.

Структура социальной адаптации семьи представлена на схеме:
Первый компонент социальной адаптации семьи - материальное положение семьи . Для оценки-материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.
Второй компонент социальной адаптации семьи - ее психологический климат - более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.
Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологический статус, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.
В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие:

степень эмоционального комфорта,

уровень тревожности,

степень взаимного понимания,

уважения, поддержки, помощи,

сопереживания и взаимовлияния;

место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Третий компонент структуры социальной адаптации семьи - социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень - показатели взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры.
Четвертый показатель - ситуационно-ролевая адаптация , которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.
На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.
Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи , имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Деятельность социального педагога по работе с семьей

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи : образовательную, психологическую, посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.
Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
- педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
- роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
- значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
- взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;
- воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
- социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
- сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
- поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
- наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
- особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
- трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;
- организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
- подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;
- нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
- развитие представлений об общении в детском возрасте;
- причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.
Наряду с передачей родителями такого рода знаний, социальные педагоги могут организовать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.
Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.
Если родители не добиваются позитивного результата в воспитании, то следовательно, в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.
Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог должен показать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.
Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Социальный педагог также должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальные педагоги через обращение к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.

Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включаете себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Психологическую поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того эту работу могут выполнять психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое-насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. В отличие от психотерапии социально-психологическая коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений между семьей и обществом.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие:

помощь в организации,

координации,

информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов но ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Формы социально-педагогической помощи семье
Выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.
Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. Кризис трех лет, связанный с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности и создания предпосылок для развития социально-нравственных качеств; 7-8 лет - адаптация к новому социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, установление отношений с учителем, детским коллективом; 12-17 - период самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом, 18-21 - социальное самоопределение.
Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога - путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.
Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются адаптивные реакции, которые могут быть полезны и в будущем.

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней.

Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, т. е. косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, которые препятствуют контролю над ситуацией.

Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, иди хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога - создать такие условия. Особенности диагностического этапа в рамках этой модели в том, что социальный педагог сосредотачивает внимание не столько ни внутренних особенностях семьи, сколько на ситуации, породившей проблему. Совместно с семьей формулируются конкретные, достижимые цели. Работа с семьей необходима в том случае, если проблема связана с особенностями взаимодействия между ее членами. К таким проблемам относятся: деструктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и пр.
Ведущим методом проблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора) между социальным педагогом, оказывающим помощь, и Семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта роль семьи - определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога - определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для семьи, и помочь последней в выборе и осуществлении целей. Следует подчеркнуть, что соглашения между социальным педагогом и семьей не аналогичны контрактам в бизнесе или брачным договорам. В данном случае стороны несут не правовые, а моральные обязательства, которые закрепляются официальным документом, что повышает эффективность взаимодействия.
Составление контракта - это один из способов, каким реализуется на практике важный этический принцип о самоопределении клиентов, заимствованный социальной педагогикой из социальной работы. Совместная работа над договором поощряет семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений. В работе с подростками и юношеством составление контракта играет положительную роль еще и тем, что придает их отношениям со специалистом « взрослый », деловой характер.
Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию - другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.
В рамках данной модели могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение семьи на дому является неотъемлемой формой работы и социального педагога.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Иной подход допустим в отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает нуждам ребенка, а в ряде случаев, представляет опасность для его жизни. В этом случае социальный педагог, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено, в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования : эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги .
Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Надо отметить, что в настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной педагогике, системе образования. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних десятилетий. Особенно остро она стоит в отношении родителей тех детей, которые имеют проблемы психического, физического, социального отклонения от нормы.
Образовательные тренинги, пока не получившие должного распространения в нашей стране, должны быть направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:
- коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку приема «Я-сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др.;
- психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др.;
- психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Итак, в современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее
страны.
Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья
- система гомеостатическая, т. е. сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья - система закрытая, не
каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.
Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.
Организация социально-педагогической деятельности с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.

1.2 Социальный статус семьи и ее типология

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.

Рассмотрение семьи в процессе социальной адаптации предусматривает ряда структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

Наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);

Стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);

Порядок заключения брака (первичный, повторный);

Количество поколений в семье (одно или несколько поколений);

Количество детей (многодетная, малодетная).

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально - демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи. А также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику - статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально - экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени.

Первый компонент социальной адаптации семьи - материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

Второй компонент социальной адаптации семьи - ее психологический климат - более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-психологический статус семьи оценивается как высокий.

Неблагоприятным психологический климат в семье является трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, т. е. снятия стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи.

Третий компонент структуры социальной адаптации семьи - социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факто

ров в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций; обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг.

Если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая семью культурно - досуговая и трудовая деятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи; семья ведет неблагополучный образ жизни, то ее уровень культуры - низкий.

В том случае, когда семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, но осознает пробелы в своем культурном уровне и проявляет активность в направлении его повышения, можно говорить о среднем социокультурном статусе семьи.

Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень - показатели, взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры.

Четвертый показатель - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.

Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) выделяют четыре категорий семей.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи.

Неблагополучные семьи, имеют низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

1.3 Педагогический стиль родителей

У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах.

Один из таких стереотипов - стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же мы можем сочетать в себе черты разных родительских стилей.

1. Подчиняющий стиль.

Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.

2. Излишне требовательный стиль.

Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка или подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.

3. Смягчающий стиль.

Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.

4. Близок этому типу воспитания охраняющий стиль.

Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем вплоть до взрослых лет.

5. Излишне пылкий стиль.

Свойствен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т. д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

6. Небрежный стиль.

Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.

7. Угрожающий стиль.

Проявляется в готовности наказать ребенка за любую, большую или малую, провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.


Зачатки тех грехов и греховных наклонностей, которые достались им по наследству. Переход наших детей на новый уровень духовной жизни сравнительно с нашей есть основная цель христианского воспитания в семье. Пусть дети опережают нас не только в физической, интеллектуальной и других сферах, но главное – чтобы они совершили прорыв в духовной сфере бытия. Практически эта задача решается только через...

Воспитателей и воспитуемых, организацию определенных отношений между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей к усвоению ими общественно значимого социального опыта. 1.3 А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье Как известно, педагогическое взаимодействие людей не ограничивается только рамками образовательного учреждения. Его задачи также решают и другие общественные структуры...

И воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно. Семья для ребенка является...

Здоровья детей делом важным, но лишь немногие по–настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают...


Рутковская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. – № 11. – С. 23–27. 4. работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П.

Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – С.

90–97. Среди объективных факторов виктимизации особое место принадлежит семье. Социальный статус

Определение статуса семьи

Определение статуса семьи

полной, когда оба родителя состоят в браке,

неполной, когда брак не заключали (одинокая мама, установление отцовства) и расторжение брака,

многодетной в случае, когда в семье три и более несовершеннолетних ребенка до 18 лет,

малообеспеченной в случае, когда прожиточный минимум семьи не превышает установленный прожиточный минимум в Челябинской области утвержденный Постановлением Губернатора Челябинской области.

© УСЗН Красноармейского муниципального района, 2011-2019

Категория семьи в анкете что писать

категория семьи в анкете что писать

В разделе Прочие дела домашние на вопрос Дали анкету, а там есть графа»Социальный статус семьи».Это как вообще?

Социальный статус — понятие комплексное. Сюда входят: состав, доход, условия жизни, образовательный статус членов семьи (который сам складывается из.) , принадлежность к определенной социальной группе (она тоже может определяться вышеперечисленным

Социальный статус семьи — что это?

Социальный статус семьи: примеры

Эти критерии можно применять для оценки социального статуса как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа. Как определяется статус Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить.

Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный работник.

Человек может обладать разными.

Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д.

Материал (1 класс) по теме: Анкета для родителей будущих первоклассников

  • Домашний адрес по прописке: _____________________________________
  • Домашний адрес фактически: ______________________________________
  • Какое учреждение дополнительного образования посещает ребёнок:
  • Неполная
  • В разводе
  • Дети-инвалиды (кто, группа, заболевание)
  • Родители-участники боевых действий
  • Малообеспеченная
  • Родители-инвалиды (кто, группа)
  • Безработные
  • Многодетная
Ваш психолог - что это?

статус семьи: примеры Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.

Анкета заполняется на английском языке.

В правом поле анкеты есть пояснения вопросов на русском языке: наведя на текст курсором мышки, вы увидите перевод.

И. О. матери, дата рожд.______________________________________________ Образование матери, моб.

Социальный статус ребенка в анкете что писать

- это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается.

Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.

Для данного типа семей характерен прекрасный уровень реализации функций.

Горохова Елена Владимировна ->

Социальное положение в анкете что писать

Автобиографию составляют в произвольной форме, но отдельные элементы и реквизиты должны присутствовать в ней обязательно.

Как написать о своём материальном положении, заработках, доходе, обеспеченности

Социальный статус семьи и ее функции

Темперамент - индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой.

При изучении такого вопроса, как социальный статус семьи, виды которого поддавались детальному анализу многими исследователями за последние столетия, нужно осознавать, насколько важна семья как социальный институт, какие функции она выполняет в нашем обществе. Без понимая того, что такое семья по антропологии и психологии, нельзя понять, почему государство обращает столько внимания на ее социальный статус, а еще на укрепление брачных отношений в стране.

Семья — это один из древнейших социальных институтов. Сложно достоверно узнать, когда она впервые возникла. Вероятно, данная группа в основе своей является продолжением обычным для многих животных отношений. Ведь не только человек, но и некоторые другие виды живых существ выбирают себе партнера на всю жизнь. Возможно, человек взял подобный обычай с собой, эволюционируя в разумное существо.

У разных народов и цивилизаций ячейка общества занимала разное положение и выполняла различные функции. Где-то она была лишь небольшой частью общего рода, даже не имея зачастую собственного отдельного дома. Но единым было всегда одно — она выступала средством защиты индивидуума. А еще нужна была для воспитания детей.

Именно социализация подрастающего поколения, то есть детей, — основная функция, которой семья наделена с незапамятных времен до сегодняшнего дня. Как показывает практика, именно в семье дети лучше всего усваивают необходимые им для жизни в обществе знания, умения и навыки.

Это связано с тем, что основным средством познания мира для человека на первых этапах жизни является подражание. Наблюдая за своими родителями, ребенок учится на их примере, усваивает необходимое — от элементарных действий вроде ходьбы до сложного невербального общения, то есть с помощью мимики и жестов.

В последние годы возникла тенденция к снижению роли семьи в современном обществе. Особенно это заметно на примере развитых постиндустриальных стран, где воспитание детей уходит на второй план, а на первый — строительство собственной успешной карьеры, которой семья может быть часто не столько опорой, сколько помехой. Но вряд ли в ближайшие столетия семье грозит полное исчезновение. Не будем забывать о том, что данная тенденция затронула далеко не все страны мира, и говорить, что это устоявшееся движение, пока рано.

Семья как социальная ячейка общества обладает определенным юридическим статусом.

По Семейному кодексу данный институт представляет собой добровольный союз мужчины и женщины. В рамках данного союза они получают определенные имущественные и иные права, которыми не могут обладать по отношению друг к другу лица, брак никогда не заключавшие. В последние годы широко распространилась практика, при которой такой союз никак официально не оформляется. Если говорить применительно к России, — не был составлен акт гражданского состояния с оформлением свидетельства о браке. Некоторые молодые люди полагают, что это пустая трата времени. Однако без этой процедуры будет очень сложно доказать, что вы состояли в семейных отношениях.

В случае расставания не произойдет раздела имущества, а в случае смерти одного из супругов, второму будет практически нереально стать наследником, если не было составлено завещание. Кроме того, такая пара не может претендовать на льготы и тому подобные меры социальной поддержки, предоставляемые семьям во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации.

В современном обществе это не только добровольный союз (прошедший официальную регистрацию) взрослых людей, но еще их дети. Такой союз служит средством социализации детей, создает имущественные и иные связи между супругами.

Теперь, когда вы знаете, что такое семья, перейдем к такому вопросу, как социальное положение семьи, разберемся, какие положения современного законодательства служат для определения формулировок социального статуса брачного союза.

Под социальным статусом семьи понимается то положение, которое она занимает в обществе. Это могут быть критерии разного вида, включающие в себя все аспекты семейного статуса. Например, материального положения. Далее мы постараемся разобраться, что же именно понимается под социальным статусом, под каким бы видом ни подавался этот термин.

Состав семьи является одним из определяющих факторов ее социального статуса. Нередко употребляется такой термин, как полная и неполная семья. Он связан с тем, сколько в семье родителей — один или двое. Когда речь идет о неполной семье, учитывается состоят ли родители в разводе, заключали ли брачный союз. В данном случае семьей считаются дети и тот родитель, который занимается их воспитанием (чаще всего мать).

Еще одним важным параметром, который помогает определять положение семей в обществе, является их финансовый достаток.

Особенности материального положения заключаются в том, что семейный бюджет формируется работающими членами семьи, а расходуется на всех ее членов, в том числе и детей, конечно. Существует определенный прожиточный минимум, который рассчитан государством как сумма, достаточная для того, чтобы прокормить 1 человека в течение года.

Те союзы, чей суммарный доход, поделенный на всех членов, недостаточен для покрытия минимальных нужд, считаются бедными. Недостаточность работы государства в этой области состоит в том, что некоторые семьи, особенно молодые, оказываются за чертой бедности в результате финансового кризиса и роста безработицы.

Те группы, общий доход которых достаточен для покрытия прожиточного минимума на всех членов, считаются семьями с нормальным уровнем заработка. Их дохода достаточно для того, чтобы обеспечивать необходимые потребности в еде, одежде и тому подобном. Такие семьи считаются благополучными, особенно если они полные, то есть присутствуют оба родителя.

Те же союзы, чей доход значительно превышает прожиточный минимум на каждого члена, считаются обладающими хорошим уровнем достатка. Увеличение числа подобных семей — цель любого государства, в том числе и российского. Ведь в них социализация детей проходит значительно эффективнее, они получают лучшее образование. Они активнее участвуют в политической и общественной жизни, так как не обеспокоены каждодневным поиском средств к существованию.

На социальный статус определенной четы в обществе влияют и некоторые другие факторы, например, совместное с ней проживание родителей супругов, наличие собственного жилья и многое другое. Все они формируют то положение, которое занимает конкретная ячейка общества.

Что касается общего социального статуса семьи в современной России, то он остается достаточно высоким. Государство неоднократно утверждало положение семьи в качестве ключевой ячейки, имея в виду ее роль в формировании общества, жизни страны. Принимаются различные меры, направленные на укрепление семей.

Для поддержания социального статуса семьи в современном обществе видится необходимой именно дальнейшая реализация уже начатых программ и открытие новых, в первую очередь направленных на улучшение материального положения семьи, оказание имущественной поддержки, а еще на защищенность семьи, с правовой точки зрения, от негативного воздействия общества.

Источник:
Понятие социальный статус семьи виды и значение
При изучении такого вопроса, как социальный статус семьи, виды которого поддавались детальному анализу многими исследователями за последние столетия, нужно осознавать, насколько важна семья как социальный институт, какие функции она выполняет в нашем обществе.
http://1poposobiyam.ru/raznoe/socialnyj-status-semi-vidy.html

Социальный статус семьи

Во во, у нас в саду полная биография, и про роды, и кто с кем, как живет, кто где работает. чуть ли не размер дохода просят указать.

Мне в саду у старшей тоже дали заполнить анкету. тоже в тихом ужасе для чего им такие подробности

а на обратной стороне Генеологический анамнез (чем болели) пр бабушки, пр дедушки, бабушки, дедушки и мама с папой.

PS. муж заполнял. прикалывался

Ого!)) У Вас круто.))))

полная-неполная, многодетная или нет. О доходах вообще не имеют права спрашивать, только если речь идет об уточнении, получает ли семья пособия на детей по признанию ее(семьи) малоимущей.

Да, скорей всего.

Марин, слышала, что в некоторых школах есть и такой пункт — про доходы.((Разумеется, что отвечать на этот вопрос на мой взгляд, это уже личная инициатива. Я бы не ответила на такой вопрос.

Лен, Социальный статус семьи имеет несколько понятий, поэтому лучше конечно уточнить в садике, что именно они имели ввиду включив такой пункт в анкету. Ну, и вопросики же у Вас в анкете. У нас все просто: ФИО ребенка, ДР, ФИО родителей, адрес проживания, контакты, а далее куча вопросов касаемых только ребенка. Какие вкусовые пристрастия (что ест или не ест ребенок)? Какими игрушками любит играть? Во что любит играть? Чем увлекается? Как засыпает? Какие заболевания есть у ребенка, о которых необходимо знать воспитателям и прочие вопросы, но все только о самом ребенке.

Источник:
Социальный статус семьи
Запись пользователя Елена (elena-68) в дневнике от 2013-09-10 21:46:52 на Babyblog.ru
http://www.babyblog.ru/user/elena-68/3061587

Социальный статус семьи и ее типология

Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ це­лого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Для педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

Ø наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);

Ø стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);

Ø порядок заключения брака (первичный, повторный);

Ø количество поколений в семье (одно или несколько поколений);

Ø количество детей (многодетная, малодетная).

Учеными оказано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы, характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени.

Выделяют четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

Неблагополучные семьи , имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Асоциальные семьи те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Социальный статус семьи: что это такое?

Семья является довольно сложным социальным образованием. Социологи привыкли рассматривать ее как систему близких отношений между отдельными членами общества, которые связаны ответственностью, брачными и родственными отношениями, социальной необходимостью.

Проблема прохождения адаптации семей в обществе чрезвычайно остро стоит перед социологами, которые занимаются исследованием данного вопроса. Одним из главных факторов при социализации семейной пары является именно социальный статус семьи.

Основными характеристиками при рассмотрении социального статуса выступают материальные возможности членов общества, объединенных брачными узами, наличие общей ответственности, воспитательных обязательств. Имеют место также потенциальные факторы риска, которые увеличивают вероятность потери приобретенного статуса. Так, разрыв супружеских взаимоотношений чаще всего приводит к ухудшению детско-родительских связей. Повторный брак способен в определенной мере устранить данные негативные тенденции.

Семьи, состав которых отличается сложной структурой, создают благоприятную почву для формирования разнообразной картины взаимодействия между индивидуумами, что открывает более широкие возможности для социализации подрастающего поколения. Однако, выделяя негативные моменты такого семейного образования, можно отметить присутствие дискомфорта при необходимости совместного проживания нескольких поколений. Ухудшает ситуацию в данном случае дефицит личного пространства, простора для формирования самостоятельного мнения.

Что значит социальный статус семьи? На его формирование во многом влияет выполнение данным общественным образованием определенных функций. Среди основных функций семьи можно выделить следующие:

  1. Репродуктивная - продолжение рода, воспроизводство в биологическом смысле.
  2. Воспитательная - духовное развитие потомства. Образование супружеской связи позволяет не только создать условия для рождения и воспитания ребенка. Наличие определенной атмосферы в доме отражается на формировании личности малышей, а иногда воздействует на человека на протяжении всей жизни.
  3. Хозяйственно-бытовая - важнейшая функция, от которой зависит социальный статус семьи. Заключается в способности к поддержанию физического состояния родных, уходе за еще не созревшими или престарелыми лицами.
  4. Материальная - определяется способностью членов семьи к обоюдной поддержке в финансовом плане.

Рассматривая социальный статус семьи, виды статусов, в первую очередь следует взглянуть на понятие нормальной семьи. Впрочем, представление о ней является довольно условным и не имеет четких рамок. Нормальными принято считать семьи, которые способны обеспечить собственное благосостояние на минимально достаточном уровне, создать здоровые условия для социализации ребенка, позаботиться о защите родных и близких.

Несмотря на само определение, лица, которые закрепляют за собой данный социальный статус семьи, испытывают определенные трудности. В качестве распространенных проблем здесь стоит выделить наличие конфликтов и противоречий, что проявляются в связи с переходом на новый уровень в обществе, влиянием постепенно изменяющихся условий жизни.

Препятствует приобрести такой социальный статус семьи чрезмерное стремление помочь отдельно проживающим родственникам, формирование атмосферы чрезмерной опеки либо же слишком снисходительное отношение к близким.

Обратить внимание также стоит на так называемые неблагополучные семьи, рассматривая социальные статусы семьи. Какие бывают проблемные структуры?

Само определение социального статуса говорит о наличии сложностей не только во взаимоотношениях между близкими, но и при поиске отдельными лицами собственного места в обществе. Психологические неурядицы обычно возникают здесь по причине неудовлетворения потребностей нескольких или одного члена семьи.

Распространенной проблемой в неблагополучных семьях остается наличие нездоровых отношений между парой или же родителями и ребенком. Проживая в неблагополучных, проблемных семьях, детям приходится искать пути для преодоления различных психологических сложностей. Нередко это приводит к формированию психогенных отклонений, что позже проявляются в эмоциональном отвержении окружения, слабом развитии родительских чувств.

Если говорить про социальный статус семьи, виды статусов, нельзя не выделить такое распространенное явление, как асоциальная семья. Здесь взаимодействие между отдельными индивидуумами складывается наиболее сложно.

Называть асоциальными можно образования, в которых супруги склонны к ведению попустительского или аморального образа жизни. Что касается жилищно-бытовых условий, то в данном случае они не соответствуют элементарным требованиям гигиены и санитарии. Как правило, воспитание детей пускается на самотек. Подрастающее поколение нередко подвергается моральному и физическому насилию, испытывает отсталость в развитии.

Чаще всего к данной категории относятся лица, которые имеют социальный статус многодетной семьи. Главным же фактором, который приводит к формированию подобной негативной среды, является низкая материальная обеспеченность.

В семьях с нормальным или благополучным социальным статусом часто возникают периоды упадка, которые потенциально могут привести к переходу на более низкий уровень социализации. К основным группам риска относятся:

  1. Деструктивные семьи - характерно частое возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие желания к формированию эмоциональной связи, сепаративное поведение супругов, наличие сложных конфликтов между родителями и ребенком.
  2. Неполные семьи - отсутствие одного из родителей приводит к неправильному самоопределению ребенка, снижению разнообразия семейных отношений.
  3. Ригидные семьи - отчетливо проявляется доминирование одного индивидуума, что накладывает отпечаток на семейную жизнь всех родственных лиц.
  4. Распавшиеся семьи - сохранение семейных контактов при раздельном способе жизни супругов. Такие отношения оставляют сильную эмоциональную связь между родными людьми, но в то же время приводят к некоторой потере родителями собственной роли.
Похожие публикации