Занятие по духовно-нравственному воспитанию: Путешествие в «Добросветию. Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Жизнь дана на добрые дела
Заворина Галина Дмитриевна
Завориной Галине Дмитриевне
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №59»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по нравственному воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема НОД: Новенькая.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель:
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с понятием – толерантность;
Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков социально приемлемого толерантного поведения.
Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве внутренней и внешней правовой культуры.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей группе в духе толерантности.
2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Оборудование: Кукла Алина, мячик, картонное «сердце» разрезанное на части.
Предварительная работа: чтение с детьми сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок", выучить с детьми стихотворение Е. Трутневой «Доброта», «Толерантность», познакомить с национальностями, проживающими на территории России.
Словарная работа: толерантность.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход занятия.
Воспитатель заносит в группу новую чернокожую куклу.
Дети, хочу вас познакомить с новой куклой она приехала к нам из Эфиопии, зовут Алина и хотела бы остаться в нашей группе, но не знает, примите ли вы её. У неё есть печальная история, она жила в одном детском саду там над ней дети смеялись, показывали пальцем, дразнили и обзывали, поэтому она боится всех детей. Как вы считаете, правильно вели себя дети? Почему? Как поступите вы? Ответы детей.
Вспомните, в какой сказке описана похожая история? (Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил.)
Несмотря на разную внешность, все имеют равные права. Какие права у нас есть? Ответы детей. (Право на жизнь, любовь, заботу, игру. ..)
Игра «Мы с вами похожи»
Для того чтобы Алина не боялась нас и мы лучше поняли друг друга, приглашаю поиграть в игру «Мы с вами похожи». Участники встают в круг, ведущий приглашает выйти в центр участников, у которых одинаковый цвет волос с Алиной, карие глаза, волнистые волосы, имя на букву «А», две руки, две ноги, пять пальцев на руках и т.д.
Видите, сколько у нас общего, несмотря на то, что мы все разные, даже Алина заулыбалась. Каждому человеку приятно, когда ему говорят что-нибудь хорошее. Сегодня мы с вами вспомним о такой приятной вещи, как комплимент.
Игра «Учимся говорить комплименты»
Воспитатель передаёт мяч одному из участников и говорит ему комплимент, тот передаёт следующему и т.д.
Наша куколка Алина совсем перестала бояться, она сказала про вас, что вы толерантные дети.
Вы знаете, что означает слово толерантность? Ответы детей.
Толерантность это способность быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.
А сейчас мы послушаем, как понимает это новое слово…
Ребёнок читает стихотворение.
Толерантность – это значит,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Садик, быт наш и уют.
Стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.
Всегда ли мы с вами проявляем эти качества по отношению к другим людям? Ответы детей.
Алина рассказала про мальчика из Грузии, который не очень хорошо говорит по-русски, ему было трудно подружиться с детьми, поэтому дети смеялись и дразнили. Вы бы его защитили? Что бы вы сказали детям, которые его обижали? На каком языке стали общаться?
Есть язык жестов и мимики, на котором можно общаться с иностранцами, когда не знаешь их языка. Давайте попробуем пообщаться на этом языке. Как бы вы объяснили, что вам хочется пить? (Есть, вы устали и хотите спать, вам нужно найти автобусную остановку..)
Языку жестов и мимики мы научились, куколка Алина хочет посмотреть какие вы дружные.
Игра-тренинг на сплочённость коллектива.
Вдоль стены построиться в шеренгу парами, середина, воображаемая пропасть .
Задача: пройти парой от одной стены до другой поочерёдно, используя разные способы движения, не повторяя движения предыдущих пар, повторил – упал в пропасть.
(Например: одна пара идет на носочках, вторая пара бегом, третья-пара ползет, с ножки на ножку, и т.д.).
Если одна из пар повториться, то дать шанс: Мы даем вам еще один шанс спасти ваши взаимоотношения.
Все благополучно выполнили задание, молодцы!
Игра «Доброе животное» (Н. Л. Кряжева, 1997 год)
Воспитатель тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе и становимся добрее и добрее».
Дети читают стихотворение Е. Трутневой «Доброта»
Ребенок 1.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Ребенок 2.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Ребенок 3.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Ребенок 4.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
С каким новым словом вы сегодня познакомились?
Что значит толерантный человек? (Ответы детей).
Как вы считаете, а вы толерантные дети?
Почему вы так считаете?
Алина хочет вам преподнести символ сегодняшнего знакомства с ней, но вы его должны сложить сами и посмотреть, что получиться. (Дети складывают большое сердце).
Что получилось?
Что оно обозначает? (Ответы детей).
Какие люди вам приятны добрые или сердитые? Почему?
Алине вы очень понравились, она остаётся, потому что у вас есть доброта, любовь, понимание и прощение. Предлагаю исполнить всем вместе танец «Дружба».
По познавательному развитию
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Зернышко»
Винокурова Н.А., воспитатель д/с №63 «Машенька» г. Старый Оскол
Цель занятия: познакомить детей со сказкой В. Сухомлинского «Одно - единственное в мире маковое зернышко», учить детей замечать красоту природы. Объяснить детям, что в природе большинство растений прорастает из семян, сорванный цветок семян не оставляет. Закрепить правила бережного отношения ко всему живому. Стабилизировать эмоциональное состояние детей, научить их прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа) , развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти, закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации.
Ход занятия:
Какое сегодня у нас хорошее настроение! Как много гостей пришло к нам в гости!
А теперь давайте настроимся на занятие... Психогимнастика: “Я” Я очень хороший, Послушный, пригожий. Я всеми любимый. Я богом хранимый.
Ты очень хороший, Послушный, пригожий. Ты всеми любимый. Ты богом хранимый.
Сейчас я вам расскажу одну интересную сказку про маленькое маковое зернышко. Показ сказки на фланелеграфе В. Сухомлинского «Одно - единственное в мире маковое зернышко». Несла бабушка с огорода спелые маковки. - Куда это нас несут? - перепугано зашептало в маковой коробочке одно Любопытное Маковое Зернышко. Оно высунуло свою крохотную головку в окошко, что бы посмотреть во двор, и выпало на землю. Передним открылся удивительный мир. Зернышку стало страшно. Ему казалось, что оно осталось одноединственное в целом мире. Зернышко заплакало. Потом уснуло. Увидело удивительный сон: как - будто с неба на землю падают огромные белые одеяла. Спит Маковое Зернышко. Тепло ему стало под белоснежным, зимним одеялом. Проснулась Любопытное Маковое Зернышко от тепла.
Поможем маковому зёрнышку вырасти: польём его.
Упражнение «Здравствуй, зёрнышко» (в кругу)
Облако, облако! Белое, хорошее!
Подари нам, облако, капельку дождя. (Дети протягивают руки вверх)
Маленькое зернышко
Нами в землю брошено (Дети изображают сеятелей)
Маленькому зернышку без воды нельзя.
Песенка «Дождик» с движениями
А что же случилось с маковым зёрнышком дальше?
Зернышко поднимает глазки и с удивлением заметило, что вместо головки у него - зеленый отросток. Но еще больше удивилось, что на его верхушке зацвел большой красный цветок.
А больше всего оно обрадовалось, когда увидело ещё много таких красный цветов.
Так значит я не одиноко в этом мире! - сказало Маковое зернышко и засмеялось.
Что случилось с маленьким семечком, когда его обогрели нежные солнечные лучики?
(Ответы детей) .
Что вы чувствовали, когда зёрнышко потерялось и осталось одно?
Что вы почувствовали, когда зёрнышко оказалось среди таких же цветов на маковом поле?
Вопросы к детям:
У растений есть душа?
А у кого есть душа?
Дети садятся полукругом. Их внимание обращает к себе воспитатель. На столе стоит прозрачная пустая ваза, коробочка с разноцветными камушками.
Упражнение «Наполни душу ребёнка»
Детям показывают разноцветные камешки в коробочках.
Представьте, что эта ваза означает маленького человека, который родился.
Чему мы хотели бы научить ребёнка?
Дети накладывают разноцветные камушки в вазу, проговаривая слова: Я поделюсь с ним...
- Вежливость
- Доброта
- Послушание
- Любовь к родителям
- Любовь к природе
- Добрые поступки
- Сочувствие
- Забота о ближнем
- Радость
- Дружба
- Бережливость
Мы наполнили душу... и получилась яркая богатая душа.
Давайте мы тоже сделаем что-то доброе и прекрасное.
Посадка гороха в грунт
Что нам нужно для работы? (оборудование и специальная одежда) - одеть фартуки
Как можно посадить семечко? (алгоритм действий)
Вопросы во время работы:
А что ты делаешь?
Как называется эта ямка?
Что будет с семечком после посадки?
Что сейчас чувствует семечко?
Во время полива:
- Я буду тебя любить
- Я буду тебя хранить
- Я буду ставить тебя на солнце
- Я буду тебя поливать
Когда появится росток, мы пересадим его в открытый грунт. Благодаря нашей заботе мы соберём весной хороший урожай, как и в прошлом году (показать кабачки)
Подарки гостям: Наше занятие окончено. Спасибо, что посетили нашу группу. Поздравляем вас ещё раз с праздником Светлой Пасхи и дарим маленькие сувениры.
Звучит детская песня «Здравствуй, мир!» дети раздают подарки гостям.
воспитатель Т.А.Кравченко
Тема : Золотые купола России.
Цель : формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку.
— воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Задачи :
1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
- Создание необходимых условий для знакомства детей с русскими народными сказками.
Материал: аудиозапись колокольного звона, музыки О.Скобля «Ангел молитвы», сердечки из красного картона, презентация «Храмы России», макет храма, изображения лисицы и барашка, альбомный лист на каждого ребенка, краски, цветные карандаши, восковые мелки.
Предшествующая работа : посещение храма, рассказы воспитателя о значении храмов, слушание классической музыки (Ф. Шуберта, И.Баха), чтение рассказов из детской Библии, рассматривание икон, участие в Рождественских праздниках.
Словарная работа : глас, сноровка, целительная, поверье, загородь.
Интеграция областей : художественно – эстетическое направление, речевое, познавательное, социально – коммуникативное.
Ход нод : под звон церковных колоколов дети рассаживаются на стульях (стулья стоят полукругом).
Воспитатель читает стихотворение С.Есенина:
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля,
Понеслись удары к синим небесам,
Скрылась за рекою, белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где – то за дорогой замирает звон.
— Ребята, что вы сейчас слышали? (колокольный звон). Правильно, с давних- давних пор, церковный колокольный звон на Руси связан с приходом праздника, именно в канун его наступления и раздается звон. Люди спешат на службу в церковь. Колокол – глас Божий, музыка колоколов – это целое искусство. По разным церковным праздникам были разные звоны, не всякий человек мог стать звонарём. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. В колокольных звонах таиться большая целительная сила она помогает человеку обрести душевное спокойствие, прислушаться к самому себе. Существует такое поверье, что в больших городах, где проводились богослужение с колокольным звоном, все болезненные эпидемии обходили город стороной. Вот какое действие оказывает колокольный звон. Самый большой колокол, он так и называется Царь – Колокол, установлен в Москве на Ивановской площади (показывает иллюстрацию).
— Дети, скажите, а что такое церковь? (Дом Божий)
— Для чего нужны людям церкви, храмы? (чтобы помолиться, пообщаться с Богом)
— А какие церковные праздники вы знаете? (Рождество, Пасха, Масленица, Сочельник и др.).
По всей стране, в разных городах и сёлах построены храмы, я вас прошу, усаживайтесь перед экраном, я покажу вам, какие в нашей стране есть церкви.
Показывает презентацию: (Успенский собор в г. Владимире, Троицкий собор в г. Москве, церковь Вознесения в г. Вологде, Кавказский собор в г. Пятигорске, Храм Рождественской Пресвятой Богородицы в нашем селе Арзгир и др.) – все эти храмы – исторические памятники, символы христианской веры.
— А теперь дети подойдите к макету храма: что он собой представляет? расскажите.
Примерные рассказы детей .
«Храм это такой дом, крыша у него купол, похож на сердце. На куполе рисуют святых, на стенах в храме висят разные иконы», «В храме есть алтарь – самое святое место, входить туда могут только священник и его помощники, а ещё там много икон, свечей и люстр» и т.д.
Ребята, я хочу вам напомнить одну из заповедей Библии «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» — как вы понимаете её? Правильно, нужно быть добрыми друг к другу и окружающим, не огорчать и не обижать никого. К сожаленью, мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения и трудности. Люди часто сравнивают свою жизнь с житейским морем, которое бывает бурным и хмурым с волнами, но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку. От зла нас спасает добро, от гнева – продолжают дети…, от невзгод …(терпение), от жадности…(щедрость). Я хочу предложить вам народную игру «Острова» (пока звучит музыка, вы как будто плаваете в житейском море, как только музыка затихает, вы должны найти островок (лист бумаги), занять его и придумать ему название, а название будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.
Проводиться игра «Острова».
Ребята, я расскажу сейчас небольшую русскую народную сказку: «Лисица и барашек». Рассказывает сказку: ночевало в загороди стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали. Подходит лисица, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет – собак боится. Увидал лисицу барашек и спрашивает: «Чего ты ищешь?». Мал он был, и беды не видел.- Ищу сенца душистого, шепчет в ответ лиса. – А я думал ты ягнят ешь! – сказал барашек. Прыгай сюда, — вот тебе сена.- Спасибо, барашек, — говорит лиса: подойди ко мне, я тебя поцелую за это. Барашек хотел уже подойти к лисе, да собаки залаяли, и плутовка убежала в лес».
Вопросы к детям:
- О чём говорит эта сказка?
- Чему она учит нас?
- Какой поступок легче совершить – добрый или злой?
- Какой барашек в сказке?
- Какова лиса?
- Возьмите по сердечку из коробочки и подарите тому герою, который вам больше всего понравился (герои лиса и барашек прикреплены к фланелеграфу) затем подсчитываем сердечки: что побеждает добро или зло?
Ну, а теперь, дети, нарисуйте храмы нашей страны, какими вы их себе представляете, располагайтесь как вам удобно и творите. Звучит музыка О.Скобля: «Ангел молитвы» и дети рисуют. Выставка работ. «Золотые купола России».
Литература:
- «Букварь для народных школ» — Д.Тихомиров /Калуга, Н — Казачья. 1990г./
- «Золотая книга русской культуры»/В.Соловьёв, Белый город, 2007г./
- «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой.- Программа/Н.Б.Кутьина, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2004г./
- «Храм души моей» — Н.А.Андриевская / Ставрополь, Сервисшкола, 2001г./
Дата публикации: 17.05.17
НОД по духовно-нравственному воспитанию «Социокультурные истоки» «Мастера и рукодельницы»
Ф.И.О. педагога Царук Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Группа общеразвивающей направленности 7 года жизни
Цель для педагога: Формирование духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективности общения воспитанников
Цель для обучающихся: уметь отличать понятия «профессия» и «хобби», «рукоделие»; уметь работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.
Задачи для педагога: прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы»; развивать знания детей о профессиях, о качествах трудолюбивого человека; об отличии понятии о профессии и хобби.
Задачи для обучающихся: проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний; внимательно слушать и объяснять смысл пословиц,
Планируемые результаты: Расширяться представления о значении труда в жизни человека, о выборе будущей профессии; сформируется умение отличать профессию человека от хобби и рукоделия; научиться работать в паре, в микрогруппе, договариваться и приходить к общему решению.
Интеграция областей: Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, познавательное
Формы организации, методы и приемы работы: Ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе, индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы и приемы обучения : словесный (беседа, рассказ, объяснение); практическая работа(изготовление куколки-пеленашки из ткани), проблемно-поисковый, (рассматривание иллюстрации, отгадывание загадок); игра-хоровод: «Хоровод-оберег»
Ресурсы: ИКТ: игра «Соедини линией» кузнец, кружевница, художник, столяр, швея, плотник, повар; пирог, рубашка, стул, кружево, дом, роспись, подкова.
Игра «Поле цветов» Иллюстрации отгадок, на вырезанных из бумаги цветах: рубанок, иголка с ниткой, молот, краски и кисть, скрипка.
Для куколки-пеленашки: лоскуток ткани 20+20см, вата, атласная лента.
ИКТ: Иллюстрации к пословицам.
Русская народная мелодия в записи.
Выставка в музыкальном зале. Все экспонаты изготовлены своими руками родителями, сотрудниками и детьми. (Вышивка, изделия из дерева, из бисера, кружева, современные техники: квилинг, валяние, аппликации из бумаги, картона и другие).
1 этап. Целеполагание
Воспитатель
Ребята, послушайте стихотворение, которое нам прочитает … : Ребенок читает стихотворение:
«Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный,
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это – Труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это - Труд!
Что поэт воспевает в этом стихотворении. (Труд ). Сегодня мы с вами поговорим о труде взрослых, об увлечениях и хобби. А кто знает, что такое хобби
2 этап. Актуализация опорных знаний и умений
Работа в ресурсном кругу.
А теперь ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, касаясь друг друга плечами. Чувствуете тепло соседа? Давайте сейчас расскажем друг другу, кем работают ваши родители. Не забывайте ласково задеть соседа, говоря слова, и улыбнуться.
Беседа о значении труда в жизни каждого человека, о выборе будущей профессии, о том кого называют мастером и рукодельницей. Дети встают в круг, рассказывают кем работают их родители.
Работа в микрогруппе:
Игра «Поле цветов».
Как вы думаете, каким мастерам необходимы эти инструменты?
Рассказывают загадки:
1.У конька, у горбунка-
Деревянные бока.
У него из под копыт
Стружка белая летит. (Рубанок)
2.Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Краски и кисти)
3.Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет. (Иголка с ниткой)
4.Ни минуты не молчал,
Все стучал, стучал, стучал. (Молоток)
5.В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет заливается.
Как называется? (Скрипка)
Дети выбирают из множества картинок нужную отгадку.
Задание (ИКТ): внимательно рассмотрите иллюстрации. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу.
Обсуждение 1. В чем проявляется мастерство этих умельцев?
Работа в микрогруппе с пословицами:
«Дорога не работа, дорого умение»
«Каков мастер, такова и работа»
«Без хорошего труда нет плода»
Вопросы: Как вы думаете, чему нас учат пословицы, которые я вам сейчас прочитала? Какая пословица вам больше всего понравилась? Почему? Какие вы знаете пословицы о труде и мастерстве?
Физминутка
Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».
Все дети встают в круг, в центре водящий с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
-Помашем, помашем!
-А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!
3 этап. Основной этап
Вы, ребята, наверное слышали, что про некоторых взрослых говорят: «Это – рукодельница», а «этот – мастер». Кто такая рукодельница?
А кто такой мастер?
Да, это тоже умелец. Человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям. Иногда увлечение или хобби так человека привлекает, захватывает, так ему нравится заниматься любимым делом, что он и профессию выбирает, связанную со своим увлечением.
Входит Рукодельница, достаёт из сундука тряпичную куклу.
Рукодельница: - Ребята, а Вы любите играть? Вспомните, как много у нас игрушек, и все разные. Назовите свои любимые игрушки.
Из каких материалов они сделаны?
Что умеют делать ваши игрушки?
Откуда они берутся?
А вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Или долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках.
До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь, душу.
Ребята, а Вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу?
Перед вами на столе лежит кусочек ткани – лоскуток (какой он формы?) Из него мы с вами сделаем самую старинную русскую куклу – пеленашку. Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу.
Положите лоскуток перед собой так, чтобы сверху был один уголок, а внизу – другой. В середину положите кусочек ваты. Загнём верхний уголок вниз, а нижний – наверх, свернем левый и правый уголки – получилась куколка-пеленашка. Завяжем вокруг неё атласную ленточку. Выполняют практическую часть, изготавливают куколку-пеленашку.
Самостоятельная работа под русскую народную мелодию.
4 этап. Итоги занятия. Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, давайте друг другу пожелаем что-нибудь хорошего и доброго.
Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.
Начинает воспитатель : «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»
После того как все выскажут свои пожелания.
Воспитатель тихонько раскачивает все ладошки со словами: - Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, как будто рассыпая их.
Используемая литература:
1.Истоковедение. Том 15,- М.: Издательский дом «Истоки», 2013.-160с.
2.Истоковедение. Том 5. Издание 5-е. дополненное.- М.: Издательский дом «Истоки», 2014.-224с.
3.Истоковедение. Том 11,- М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-320с.
Наталия Пивень
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Доброта спасёт мир»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ясли-сад №9 «Солнышко» с. Яркое Поле Кировского района Республики Крым
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ «Основные православные ценности.» для детей старшего дошкольного возраста.
«Доброта спасёт мир »
Пивень Наталья Григорьевна-воспитатель
группы «Пчелка»
с Яркое Поле
Цель : Знакомство детей с православной культурой России, введение детей в круг основных православных ценностей, духовно -нравственных понятий и представлений.
Задачи : Формировать представление о православной культуре,о Богородице. Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках,умение правильно оценивать себя и других. Содействовать формированию уважительного, внимательного, милосердного отношения к ближнему, почтения и любви к близким. Развивать стремление к пониманию нравственных образцов,развивать навыки сотрудничества. Воспитывать стремление у детей придерживаться нравственных устоев православной культуры, воспитывать доброжелательность , желание совершать добрые поступки .
Предварительная работа : Рассматривание разных видов икон, детской Библии, д/игры по оцениванию плохих и хороших поступков.
Методы и приёмы :Наглядный, игровой, практическая деятельность детей, вопросы к детям, д/игры,чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование : Библия,Библия для детей,иллюстрации храмов, икон,
музыкальный центр, мольберты, макет д/игры;
Для детей :силуэты голубей, бумага белая для крыльев (по кол-ву детей) .
О. О.: «Познание» , «Коммуникация» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Развитие речи»
Интеграция о. о.: «Социализация» , «Познание» «Музыка» , «Художественное творчество» .
Виды деятельности : Игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,музыкально-художественная,продуктивная.
Ход НОД.
1. Вводная часть.
Воспитатель : - Ребята, сегодня нас ждет много интересных открытий. Но прежде,чем мы начнем наши открытия,я хочу вас спросить- о чем говорится в загадке :
«Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней.»
Дети :-Книга.
Воспитатель :-Правильно, это книга. А какие книги вы знаете?
Дети :- Сказки,словари,книги поэтов и писателей.
Воспитатель :-В мире существует очень много книг. Но есть одна, самая замечательная, очень древняя книга на земле. Книга эта- Библия. Многие великие люди,ученые всегда читали и изучали Библию.
2. Основная часть.
Давайте рассмотрим её поближе- (показ Библии) .Посмотрите –какое великолепное золотое тиснение. Для взрослых в Библии есть только текст, а в Библии для детей и текст, и прекрасные иллюстрации. С первых страниц Библии мы узнали что Бог создал нашу землю за 7 дней.
В первый день он создал свет,день и ночь.
Во второй день- небо.
В третий землю,растения.
В четвертый-солнце,луну,звёзды.
А вот что он создал в пятый день -это вы сейчас должны отгадать.
1 «Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и 2 крыла
Прилетит- плохи дела.
А кого паук боится -угадали?
Это (птица) »
2 «Блещет в речке чистой-спинкой серебристой. (рыба) »
3 «Кузнечик,бабочка,пчела и муравей, и стрекоза. Мы даже муху позовем- и как мы всех их назовем? (насекомые) »
Так кого создал Бог в 5 день (ответы детей)
Правильно птиц, рыб, насекомых.
В шестой день по слову Божиему появились животные. И когда мир был готов, бог создал человека-мужчину и женщину, по своему образу. Назвал их : Адам и Ева. Поручил им заботиться о земле и общаться с Богом.
На седьмой день Бог почил и объявил : что сотворенное им хорошо.
Прошло не мало лет. Людей на земле стало очень много. И Бог дал людям закон. Заповеди, повеления- как и что должен делать человек, что бы любить Бога, ближних и чтобы самому быть любимым. Дал Бог 10 заповедей-давайте запомним некоторые из них : -не говори не правды на других;
Не кради;
Не завидуй другим;
Уважай отца и мать свою.
Ребята, как вы думаете, что значит уважать отца и мать свою? (ответы детей)
Молодцы,вы прекрасно знаете что значит уважать близких людей.
Появились заповеди -тогда же появилось и место где люди могли бы собираться,молиться Богу- первый храм. Давайте подойдем поближе и рассмотрим храмы,изображенные на наших иллюстрациях. (показ выставки, показ сопровождается тихим колокольным звоном)
Теперь храмы строят с красивыми куполами,нарядными украшениями.
Ребята,прислушайтесь…Вы слышите колокольный звон? В каждом храме есть своя колокольня. Всегда во время праздников или перед началом службы в храме звучат колокола…
Ребята подойдите поближе,сейчас мы с вами поиграем.
Физ. минутка «Храм» . Движения по тексту.
На пригорке Храм стоит,
Ну а к Храму путь закрыт,
Мы ворота открываем.
В Храм людей всех приглашаем.
Д/игра «Найди дорогу к Храму» .
Ребята, перед вами открыто много дорог,тропинок в Храм. Но не по каждой можно пройти туда. Если на дороге вам встретился плохой проступок- дорога закрыта, а если хороший поступок –дорога открыта. Итак,кто сможет пройти в Храм? Ход игры.
Молодцы, мы все с вами прошли в Храм. Первое что мы видим в Храме –это иконы (показ икон) .Верующие ставят перед иконами свечи, молятся. Молитва- это особые слова для беседы с Богом или другим православным святым, чтобы они услышали нашу просьбу.
Я хочу рассказать вам одну очень интересную историю, а помогут мне её рассказать- иконы. (Рассказ сопровождается показом соответствующих икон) .
Было это давным - давно. В городе Назарете жил Иоаким с женой Анной. Жили они дружно, хорошо. Одно их огорчало- не было у них детей. Пообещали они Богу, что если родится у них ребенок то они отдадут его на служение в Храм Божий. И вот родилась у них долгожданная дочка Мария.
Когда Марии исполнилось 3 года повели её в Иерусалимский Храм. Марию все очень любили. Была она доброй , ласковой,трудолюбивой девочкой. Она любила читать священные книги,молиться,рукодельничать.
Подросла Дева Мария-к этому времени родители её умерли и заботился о ней дальний родственник- старый Иосиф.
И вот однажды, весной,к Деве Марии явился архангел с длинной веткой лилии в руках. И сказал он что избрал Господь её ,что будет она Матерью сына Божьего. Так и случилось. Стала Дева Мария мамой Иисусу Христу. С тех пор стали её называть –Богородицей. Добрее , ласковее Богородицы не было ни кого. Богородица – защитница для всех людей.
Как вы думаете, ребята, почему Господь избрал именно Деву Марию матерью своему сыну? Какой она была? (ответы детей) .
А вы можете отличить добрый поступок от плохого ?
Д/игра «Наши добрые поступки .»
Воспитатель - Я Буду называть дела,а вы –если дела добрые , хлопните в ладоши, а если плохие –закрывайте лицо руками.
«Помог маме помыть посуду,разбил окно, собрал игрушки,и тд.»
3. Заключительная часть.
Воспитатель- Мы с вами узнали ,что Богородица была очень доброй ,ласковой и трудолюбивой. Мы научились различать добрые и плохие поступки . Мы узнали, что Библия учит любить ближнего своего, что нужно относиться к людям так как ты хочешь что бы относились к тебе. Если ты хочешь чтобы тебя любили, относились к тебе по доброму ,вежливо с тобой разговаривали- сам относись по доброму к людям ,разговаривай с ними вежливо…Библия учит миролюбию и доброте
А во все времена символом мира, добра ,Святого Духа- был голубь.
Давайте, ребята,сделаем голубя- пусть у нас в группе всегда будет мир, доброта и Дух Святой .
Давайте еще раз сделаем наше упражнение. «Храм.»
Физ. минутка «Храм» . Движения по тексту.
На пригорке Храм стоит,
Ну а к Храму путь закрыт,
Мы ворота открываем.
В Храм людей всех приглашаем.
Практическая работа под музыку Мариетты Ивановой «Стая белых голубей.»
Поднимите, ребята своих голубей! Какие чудесные птицы у вас получились!
Мы обязательно повесим голубей в нашей группе,чтобы они напоминали нам о доброте ,мире, Духе Святом.
Ребята, вам понравилось занятие? (ответы детей)
Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
-Спасибо ,ребята, вам за хорошую работу!