Воспитание духовности у детей. Развитие и воспитание духовности

Сегодня уже все понимают, какое большое значение имеет духовная и моральная сторона развития человека. Ни морали, ни духовности у других живых существ нет. Мы знаем, что человек рождается с задатками стать моральным и духовным, но готовых качеств моральности и духовности у него нет. В процессе жизни человеку необходимо сформировать эти качества. Путь для этого один – воспитание: вначале как приобретение простых качеств (эдукация), а далее как приобщение к более высоким ценностям и развитие духовных качеств (робурсация). К высшим духовным качествам относятся знание истины, ответственность, человеколюбие, достоинство, свобода. Человек, обладающий такими качествами, высок и свободен в наивысшем, космическом значении.

Задач воспитания очень много – не то, что выполнить, упомнить все невозможно, – поэтому волей-неволей приходится выделять приоритетные по важности. Но кто докажет, что воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе – задача менее важная, чем, например, подготовка к жизни в гражданском обществе? Попытка делить задачи на главные и второстепенные, основные и сопутствующие вряд ли продуктивна. Единственный выход: взять за основу вечные человеческие добродетели, которые имеют ценность сегодня и будут иметь ее всегда, а затем с учетом нынешних реалий и будущих изменений определить на их основе базисные (стержневые) качества и сделать их перечень обозримым.

Наша тревога – воспитание нравственности, духовности. Если бы это было возможно, то все воспитание следовало бы сосредоточить вокруг простых и понятных каждому истин – библейских заповедей, которые постулируют примерно одинаковые для всех конфессий ценности. В Священном писании воспитатель найдет и добродетели, к которым следует стремиться, и грехи, которых надо избегать. Задача воспитателя – прививать школьникам нравственность не декларированием моральных заповедей в сочетании с угрозами наказания, а прежде всего личным примером.

Задачи воспитания множатся, и этому не будет конца, потому что усложняется жизнь и на ее вызовы необходимо искать адекватные решения. Но если мы будем только наращивать ответы, не устраняя причин возникновения новых проблем, то далеко продвинуться не сможем. Вечная мудрость подсказывает единственный правильный выход: чтобы не натыкаться всякий раз на очередной нерешенный вопрос, нужно устранить общую причину, решить коренную проблему. Ни одну конкретную задачу мы не сможем решить, пока не будет решена общая задача – повышение духовности. Тогда сами собой отпадут недостатки нравственного, сексуального, экономического, трудового воспитания. Духовный человек настолько возвышен, что контролировать его по мелочам как несмышленого ребенка нет никакой необходимости. Повышение духовности устраняет общую причину невоспитанности человека во всех сферах. Следовательно, если мы хотим достичь стабильного успеха, нужно прекратить суету по каждому конкретному поводу и все воспитание подчинить генеральной цели – воспитанию духовности.

Как российской школе удавалось стоять на прочных основах духовности в прежние времена? История сохранила для нас ценный опыт и надежные способы решения воспитательных задач, и нет никакой необходимости уходить от того, что давало надежные результаты в прошлом. Российская педагогика духовности и нравственности всегда стояла на крепких основаниях мудрости, традиций, православия. Она всегда шла в русле мирового духовного процесса. Вопросами духовности много занимался российский философ, поэт и педагог Г. С. Сковорода (1722–1794). Он считал, что основная задача воспитания – сохранить здоровье ребенка, научить его признательности, привить чувство долга. Признательность (евхаристия) – главный показатель духовной зрелости. Все беды происходят от того, что молодежь не чувствует признательности, благодарности и не знает своего долга по отношению к тем людям, которым она обязана всем: "Из неблагодарности – скука, кража, разбой, кровопролитие и вся беззаконностей бездна". Важным ориентиром на пути формирования духовных ценностей личности Г. С. Сковорода считал второе, символическое, рождение – духовное преобразование человека, которое достигается при условии спокойной, чистой совести.

К. Д. Ушинский пытался вечные способы формирования духовного человека внедрить в практику русской школы. Он пламенно призывал к организации надлежащего морального влияния на подрастающие поколения, но вместе с тем весьма прохладно относился к изучению в школах основного духовного предмета – Закона Божьего, требовал религиозное воспитание заменить светским. На этой почве даже возникли недоразумения, вследствие которых Ушинский был фактически отстранен от преподавания. Отдавая должное педагогическому гению Ушинского, мы должны теперь отметить, что великий педагог ошибался, пытаясь противопоставить отточенным веками методам формирования духовной личности "школьные" способы незрелого светского воспитания.

Не только российская школа, но и образовательные учреждения многих стран мира сделали ошибку, встав на светский путь воспитания. Вместе с Законом Божьим из учебных заведений ушла духовность. Чтобы совсем не лишить школу духовного источника, читались курсы философии, логики, этики, но это не могло решить задачу полновесного духовного воспитания детей и подростков. Окончательно разрушила духовные основы воспитания атеистическая пропаганда, внедренная в советскую школу. Духовность заменили идеологией, формирование которой поручили молодежному крылу партии, состоявшему из октябрятской, пионерской и комсомольской организаций. Система работала великолепно: последствия ее атеистических усилий еще долго будет ощущать наше общество. Но сегодня в молодежных организациях состоит едва 5–7% подростков, поэтому естественно, что такие организации не могут стать ни центрами, ни источниками духовного воспитания.

Что же остается? Интуитивно чувствуя нарастающую деградацию духа, общество начинает требовать от учебных заведений возрождения духовного воспитания. Родители начинают искать для своих детей школы, где учат не только основам наук, но пытаются формировать духовные основы жизни, прививать определенные нравственные ценности. В прессе появляются статьи с требованиями родительских комитетов открыть курсы, классы, предметы, факультативы, где дети могли бы получить представление о вечных человеческих добродетелях, приобщиться к духовно-нравственной культуре. Направления духовного возрождения открываются во многих учебно-воспитательных заведениях. Университеты строят церкви и часовни, воскресные школы при духовных заведениях продолжают наборы слушателей, многочисленные религиозные организации набирают учеников. Процесс развивается в нужном направлении, но стихийно и неуправляемо, поэтому необходимо выработать общую платформу, единую точку зрения, чтобы вернуть школу на дорогу духовного развития, с которой она когда-то сошла.

Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрубению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же пошлой известности.

Как мы уже знаем из статьи кто такой духовный человек это не тот, кто ходит по церквям, бьётся об пол лбом в притвором раскаянии, нарочито молится или подаёт милостыню. Ещё сам Иисус дал определения духовного человека:

«Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»

потому и выдумывать здесь больше нечего.

Воспитание духовности надо начинать с малых лет, что бы в ребёнке росла нормальная реакция хорошего человечка - желание помочь. Ибо если трактовать слова Христа, то человек, соблюдающий в жизни Волю Всевышнего, и есть тот богочеловек, которому претит зло, ложь, лицемерие и агрессивность. Но почему родители возложили эту важнейшую роль на государство и церковь? Отчасти оттого, что большую часть времени они вынуждены зарабатывать хлеб насущный, но больше всего оттого, что сами они не знают и не понимают разницу между добром и злом. Иначе как объяснить, что в нашем мире всё же большее количество людей злые, завистливые и агрессивные? И если кто-то захочет возразить, то тогда как же объяснить тот факт, что сегодня в мире всё так плохо? Я не буду перечислять тут все отклонения от нравственности, ибо трезвый ум и рассудок это видит и так хорошо. И с каждым годом, дети рождаются и рождаются, но, судя по тому, что состояние планеты не улучшается, можно предположить, что и воспитание особенно духовное также снижается в своём качестве. Да, возможно само образование и где-то выходит на должные уровни, в чём так же приходиться сомневаться, но постарайтесь всё же не путать умного с мудрым, и образованного с духовно развитым. Надеюсь, разница для большинства понятна.
Что же получается, чем мы дальше от начала школы, тем мы хуже стали учиться? Вроде бы как-то не логично. Прийти к окончанию школы с меньшими знаниями и опытом чем мы пришли в первый класс.

Так почему же так получилось, что за 2000 лет, от появления на Земле величайшего из Учителей человечества, давшего не такие уж и сложные законы, мы так и не смогли научиться? Есть хоть какое-то разумное объяснение? Что нам мешало? Технический прогресс? Вроде бы как бы не должен. Он освободил человека от тяжкого ручного труда. Теперь не надо тратить по пол дня, чтобы натаскать вёдрами воды, дабы устроить постирушку и помыть посуду. Закинул себе в стиралку, а сам свободен. Тоже и с посудой, для того и придумали посудомоечные агрегаты. Казалось бы, вся эта механизация, автоматизация должна была послужить на пользу человечеству, ан нет. Куда стал девать высвобожденное время человек? Он стал больше читать? Так почему закрывают библиотеки? Ааа, вы скажете, мол, всё стало теперь доступно в сети Интернет, а что от этого читателей прибавилось? А может быть человек стал больше молиться? Медитировать? Ааа! Я понял!! Он кинулся наверно помогать нуждающимся. Я понимаю, сарказм видимо тут не уместен. Но кто ж ответит, на что человек потратил своё высвобождённое время? Правильно!! Совершенно верно, он его тратит ещё на большее праздное его препровождение. Стал больше посещать кабаки, рестораны, гольф клубы, боулинг, концерты сомнительных «звёзд» больше стал пить, употреблять наркотиков, заниматься сексом (а не учится любить) ну и, конечно же, ещё больше ему на всё это нужно денег. Всё тот же замкнутый треугольник . И пока родители так живут, социум и религия лепит из наших чад зомбомашины выполняющие их задачи, но не ваши, и не свои собственные. Социуму нужно пушечное мясо, дабы завоёвывать другие территории, религиям нужны овцы, чтобы их постоянно стричь, государство как бы их не финансирует, вот и живут за счёт прихожан. Все имеют выгоду, акромя собственных родителей, которые зачастую и сами, втянувшись в эту вакханалию, позабыли, что есть бог и любовь.
Вот и имеем, то, что имеем. Поголовно все безработные с высшим образованием, уровень знаний упал ниже плинтуса, многие уже даже не знают что такое нравственность и целомудрие.

И опять можно до утра перечислять все недостатки «цивилизованного» мира.
Вот смотрите, как время изменяет сознание и восприятие людей. Прошу прощения, не время, а то, что происходит в это время. То есть, те манипуляции человеком, которые изменяют его восприятие окружающего мира. Ещё бы лет 30-40 назад эта картинка вызвала бы даже не смех у детей, а, скорее всего негодование, возмущение, осуждение и непонимание, как так можно?!

А сегодня этим никого не удивишь. Ну, вот и накиньте ещё 30-40 лет, куда может завести полное невежество всё человечество, если с таким ужасающим прогрессом мы катимся в обратную сторону от дня исчисления нашего времени? Потому на следующем фото события не менее реальны, могут быть, чем на первом:

Маленькому Алёшеньке нужна срочно дорогая операция в Германии

И как человеку теперь помочь, если за зовом о помощи может быть вот такая вот безмозглая мамаша?
Сегодня просто модным стало высмеивание пионеров, комсомольцев, все стараются подражать бойскаутам. А чем эти самые бойскауты отличаются от пионеров? Всё то же самое и даже хуже. Если пресловутые бойскауты учатся спасть только свои собственные задницы, в смысле выживать, то наши пионеры учились помигать нуждающимся, вспомните хотя бы Тимура и его команду. Это что, достойно насмешек? Сегодня высмеивают всё, что связно со старым Советским Союзом. Собрания, например, на которых осуждали лентяев, прогульщиков, пьяниц. Им выносили осуждающие приговоры, били так сказать по карману. Ну и скажите мне на милость, чем сегодняшний суд присяжных отличается от товарищеского суда? Только лишь названием и тем, что это изобретение «развитой» Америки? А те же самые характеристики. Без которых сегодня на Западе ты не устроишься ни на одну работу. Только сегодня они называются рекомендации, а тогда это была простая характеристика то ли со школы, то ли с предприятия, на котором ты работал. В общем, за эти 30-40 лет, произошла всего лишь небольшая подмена ценностей. И если присмотреться, то подменено уже довольно много, осталось ещё совсем чуть-чуть. И человек в конец оскотенеет, превратиться в животное со своими основными инстинктами: пожрать, поспать и погадить. Ибо даже размножаться ему уже сегодня тоже внушают не делать.
Вывод прост. Как можно скорее родителям надо восстановить связь со своим внутренним человеком , со своим высшим «Я». Как можно скорее выбраться из оков Майи сразиться со своими бесами невежества и тогда они смогут удержать детей от разложения социума. Если помните величайшую мудрость:

«Праведный муж спасает неправедную жену. Праведная жена спасает неправедного мужа»

Но когда у них обеих рыльце в пушку, то, что говорить об их детях?

Ради интереса, найдите, пожалуйста, в современных детских песнях, если вообще таковые имеются, хоть чуточку полезной информации. И для сравнения приведу тебе, дорогой мой читатель, в пример старую советскую песенку, с небольшим комментарием.

Прекрасное далёко

Прекрасное далёко
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь.
От чистого истока
В прекрасное далёко,
В прекрасное далёко
Я начинаю путь.

Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос – и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.

Не песня, а просто кладезь мудрости и совершенства. Ну, во-первых, голос из прекрасного далёка, это голос прошлых жизней, воплощений, голос прошлого опыта, голос совести, в конце концов. Который и зовёт в манящую даль, то есть следовать и дальше по пути вечного совершенства, именно поэтому далёко прекрасно! Далее идёт просьба-молитва. Не будь ко мне жестоко, убереги от всяческих невзгод, предостереги от совершения ошибок. А тут даже и комментировать вроде бы нечего: От чистого истока в прекрасное далёко, я начинаю путь. Создатель чистый исток, от которого мы все произошли, и в момент нашего пробуждения в этой иллюзии мы все начинаем свой Путь в то самое далеко которое так прекрасно! Но и это ещё не всё, голос из далека, всё тот же голос интуиции, зовущий в перёд, тот же голос совести строго спрашивает: А сегодня что для завтра сделал я? Ибо Закон гласит: сегодня ты получаешь, только то, что ты вчера сам себе и приготовил. И вот скажите мне на милость, как человек сегодня ждёт благодати или ещё чего нибудь хорошего, если он вчера палец об палец не ударил чтобы сделать хорошее миру окружающему? Далее идёт клятва. И если вспомнить слова Учителя:

«А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным»

То получается вроде бы как идёт нарушение заповеди. Но это не так, если посмотреть немного с другого ракурса. Всё дело в том, что в этом мире действительно от человека зависит все, ибо он и есть бог в воплощении. Но человек отрёкся от своего истока, и стал болтать своим языком что помелом. А клятва это своего рода подписанное соглашение, которое ты или должен будешь исполнить или же отречься. Другими словами клятва сама по себе это настолько мощный инструмент, как и проклятие, или же благословение. Если же человек чем нибудь поклялся, он просто обязан это выполнить, или он сам себя унизит. Но поскольку человеку не ведомы обстоятельства, которые могу с ним случиться, то Иисус, и рекомендует лишний раз не рисковать, клянясь тем или иным. Поэтому, клятва в песне, это настолько серьёзный, ответственный шаг, что или это сделается или лучше смерть, а не позор. Но посмотрите о чём клятва? Стать чище и добрее!! Ни много, ни мало. А теперь вспомните, как в каждом голливудском фильме, будь он хорош или плох, от начала и до финальных титров главные герои клянутся, то матерью, то самим богом. раздают клятвы на лево и на право, что полностью их обесценивает, и приводит человека под монастырь.
Ну и на конец, дорога на которой нет следа… пусть ваше воображение, фантазия, сердце или интуиция сама подскажет, что это такое.

Иногда действовать проще, чем говорить. А ведь, казалось бы, все должно быть наоборот

Для Неба значимы не успехи, которых вы достигаете, а усилия, которые вы прикладываете, ибо только усилия поддерживают вас на правильном пути, тогда как успехи часто ослабляют вашу бдительность. Даже если вам не удалось, даже если вы не получили никакого результата, это не имеет значения: вы, по крайней мере, работали.

Итак, не просите успехов, Небо даст их вам, когда сочтет нужным. А вам надо совершать усилия, потому что Небо не может делать их за вас. Так же как никто не может поесть за вас, так и Небо не может «поесть» за вас, то есть совершать усилия за вас; вы сами должны их делать. А успехи… Небо их дает, когда захочет и как захочет, в зависимости от того, что оно считает предпочтительным для вашей эволюции. Сколько святых, пророков, Посвященных покинули землю, не добившись успеха! Несмотря на их свет, их неподкупность, их чистоту, им не удалось утвердить среди людей торжество своего идеала; это доказывает, что успех не зависел от них.

Часто некоторые из вас мучаются: «Я молюсь, я медитирую, и несмотря на это, ничто не изменяется. Почему?». На самом деле происходят большие преобразования, но они настолько тонки, что вы не можете их увидеть. Итак, воспряньте духом. В Священном писании сказано, что Бог является истинным и справедливым. Все усилия, которые вы прилагаете, работая над своей внутренней материей, укрощая и одухотворяя ее, чтобы становиться все более и более благотворным для всего мира, все эти усилия регистрируются, и однажды вы увидите результаты. Когда? Это как раз то, что трудно узнать. Но пусть вас это не беспокоит. Вам надо только работать, оставляя Небу определять, когда, где и каким образом ваши усилия будут вознаграждены.

Впрочем, сами усилия уже несут в себе вознаграждение После каждого усилия, после каждого упражнения мысли жизнь приобретает другой цвет и другой вкус. И если Посвященные испытывают столько радости и счастья по малейшему поводу, то именно благодаря той духовной работе, которую они предварительно проделали. Если бы они не проделали эту работу, по воспитанию духовности, они были бы как те пресыщенные люди, у которых больше нет вкуса ни к чему. У этих людей есть все, они не испытывают ни в чем недостатка, но они утратили вкус жизни, потому что внутри у них нет никакой интенсивной деятельности.

Даже если нет никаких непосредственно видимых результатов, надо знать, что нет ничего более эффективного, чем духовная работа, чем воспитание духовности в себе. Если результаты заставляют себя ждать, это потому, что духовный, божественный мир менее доступен, чем мир материальный, но не надо бросать эту работу. Если вы бросаете эту работу, значит, у вас нет ни знаний, ни здравого суждения. Сколько нужно времени, чтобы вырастить салат?.. А чтобы вырастить дуб?.. Сколько времени существует салат? И сколько времени может жить дуб? Во внутренней жизни обнаруживаются точно такие же законы: если вам нужен салат, символически говоря, вы его быстро получите, но также быстро он и завянет. Тогда как если вы хотите вырастить дуб, вам нужно долго ждать, но он будет жить века.

Итак, работайте — и все! Никогда не назначайте дату осуществления ваших духовных устремлений. Если вы назначаете дату получения какого-либо внутреннего результата, победы над каким-то из ваших недостатков, вы будете только надрываться, и ваше развитие не будет гармоничным. Итак, вам надо работать над вашим совершенствованием, не назначая определенных дат, думая что перед вами вечность, и что рано или поздно вы добьётесь совершенства, которого вы желаете. вы должны думать только о красоте предпринятой вами работы и говорить себе: «Поскольку это так красиво, меня не заботит, сколько веков или тысячелетий мне понадобится, чтобы завершить эту работу».

Многие люди думают, что когда они приняли то или иное решение, то все будет происходить точно так, как они этого хотят, что все инстинкты покорно склонятся перед этими решениями, а мудрость и разум восторжествуют. Они и не подозревают, что могут проснуться другие силы и воспрепятствовать осуществлению их проектов. И когда они видят, что у них не получается то, что они надеялись получить, и в те сроки, на которые они, надеялись, они становятся язвительными и злыми, и изводят других своими несостоявшимися амбициями. Не надо устремляться в духовное воспитание, духовную жизнь, не зная ее законов, иначе результаты могут оказаться ещё хуже, чем, если бы оставались в заурядных заботах.

Впрочем, никогда не надо углубляться в духовную активность, будучи слишком уверенным в себе, так как этой уверенностью провоцируются другие силы, противостоящие реализации. Вы должны были это заметить. Вы решаете что-то сделать в какой-то определенный день; и вот этот день наступил, но у вас нет никакого желания это делать. Однако когда вы принимали решение, вы были искренни, вы были тверды в намерении исполнить задуманное. Следовательно, впредь не обещайте слишком твёрдо, не объявляйте о ваших планах всем, сохраняйте ваши желания в себе, тогда у вас будет меньше препятствий мешающих их осуществлению. Вот правило, которое очень важно знать.

Человек не должен углубляться в воспитание духовности, не обладая предварительно некоторыми понятиями, иначе он рискует столкнуться с очень неприятными сюрпризами. Человеческое существо можно сравнить с деревом. Да, как и у дерева, у него есть корни, ствол, ветви, на которых растут листья, цветы и плоды. Чем больше дерево растет, тем больше корни углубляются в землю; то есть, чем больше человеческое существо развивается, тем больше готовы проснуться в нем инстинктивные силы: чувственность, гнев, гордость…

Нужно знать человеческую природу и понимать, что механизм, включенный в одной части его существа, вызывает включение другого механизма в другой его части. Вы скажете: «Но тогда, если что-то может возбуждать и усиливать наши инстинктивные силы, не надо посвящать себя духовному воспитанию?» На самом деле есть способы управлять этими инстинктивными силами и достигать благодаря им наибольших внутренних результатов. Это и называют духовной алхимией. Да, как много надо знать, чтобы не сбиться с пути.

Даже когда вы одерживаете победу, не засыпайте, будьте еще более бдительными, потому что противоположная сторона — темные силы — может атаковать вас, и если вы допустите, чтобы она вами завладела, то вы можете потерять все преимущества, которые ранее приобрели. Это закон: поскольку все связано, то движение, возникшее в одной области, вызывает движение в противостоящей области. Вот почему когда Посвящённый занимается очень светлой работой для всего человечества, он, сам того не желая, пробуждает другую сторону — тьму. Но так как он знает это, он предпринимает меры предосторожности. Не надо отказываться от работы ради Света только из-за того, что одновременно пробуждаются враждебные, темные силы. Однако надо знать, как им не поддаться и продолжать духовную работу, воспитание своей духовности, вплоть до победы, и в то же время научиться использовать трудности как стимуляторы.

Но особенно никогда не забывайте, что в духовном воспитании себя не вам назначать сроки реализации. Иначе, когда человек видит, что его лучшие устремления не осуществляются, он думает, что потерпел поражение, озлобляется и от всего отказывается. Жаль, когда отказываются только из-за того, что успехи не пришли в назначенный срок. Надо продолжать работу в полноте, великолепии и в спокойствии, только так вы придете однажды к совершенству. Только так вы сможете себя воспитать духовно.

Воспитание духовности важнейшая проблема всего человечества сегодня. Воспитание духовности становиться посмешищем, вместо того чтобы стать аксиомой. Воспитание духовности человеку так же необходимо как воздух и вода. Без воспитания духовности человек превращается в животное, происходит процесс инволюции. Уроки по воспитанию духовности необходимо внедрять в учебные заведения. Каждая семья должна сама воспитать в себе духовность не ожидая пока её заставит сама жизнь.

Выступление на научно-практической конференции.

Тема: "Размышления о духовно-нравственном воспитании детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая конференция

«Воспитание духовности в современном мире»

Размышления

о духовно-нравственном воспитании детей.

Дубовец Светлана Николаевна,

старший воспитатель МДОУ

г. Иркутска детского сада №75

г. Иркутск, 2012

1. Введение

Актуальность

Проблемность

2. Основная часть

Духовные ценности

Средства духовного воспитания дошкольников

Определение нравственности и духовности

Воспитание духовности в детском саду и в семье

3. Заключение

4. Список используемой литературы.

Размышления о духовно-нравственном воспитании детей.

«Настоящий человек начинается там,

Где есть святыни души…”

(В.А.Сухомлинский)

В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличение разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.

Мы часто не можем ответить на вопросы: почему дети растут бездушными, злыми? Почему детские сказки о Золушке и Иване - царевиче, почти не интересны нашим детям? Почему им нравятся Смешарики, Лунтики, Покимоны? Почему игры в Бэтмана, Человека-паука занимают главное место в жизни современных мальчиков, на второй план ушли игры в военных, космонавтов, моряков. Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.

К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, бережного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Для каждого человека важно жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей?

Педагоги с горечью замечают, что воспитание малыша родители часто превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной профессиональной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Поскольку родители, в силу своей занятости, предпочитают общественное воспитание и с 1,6 лет отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Задача воспитателя – подготовить ребенка к жизни среди людей, "сделать" его социально адаптированным.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако в новых комплексных программах проблема духовно-нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.

К тому же не все педагоги знают, что такое духовно-нравственное воспитание. Некоторые путаются в понятиях «духовность» и «нравственность», и поэтому многие формы и методы не соответствуют принципам духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Нравственность зависит от духовности. Что такое духовность? Многие думают, что духовность – это культура. «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова). Духовность – это посыл нравственности. Духовность может быть разной, и какой Дух приемлет педагог, такое и воспитание нравственности у детей.

Можно выделить следующие наиболее важные духовные ценности:

– осознанное познание себя и мира. К необходимости такого познания каждый должен прийти сам, осознанно делая свой выбор;

– стремление к изменению себя в соответствии с познанными законами. Человек духовный стремится к совершенствованию (Ю.М.Орлов определяет самосовершенствование как "правильное использование опыта жизни") себя через познание себя и окружающего мира. Можно прекрасно разбираться в искусстве, знать наизусть Библию, иметь несколько высших образований, но при этом оставаться человеком бездуховным. И напротив, духовным человеком может быть неграмотный крестьянин, поклоняющийся языческим божествам или духам Природы;

– не препятствие свободному выбору других людей. Духовность предполагает уважение свободного выбора другого человека.

– внутренняя религиозность. Под внешней религиозностью понимается посещение церкви и прочие действия атрибутивного характера. Внутренняя же религиозность – это отношение к Миру и Жизни как к божественным проявлениям, а значит, и стремление изменить себя в лучшую сторону.

Средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются:

Слово;

Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность или учение;

Природный и предметный мир;

Национальные обычаи, традиции, народные праздники;

Общественное мнение (родителей, сверстников);

Духовный и моральный климат семьи;

Фольклор, художественная литература.

На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.

Духовность, нравственность надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, ребенку с дошкольного детства необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия, стремления делать добро, творение красоты. «С.А. Рачинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, а в 50-е гг. ХХ века В.А. Сухомлинский на первое место в воспитании ставили задачу воспитания внутренней направленности человека, его глубинных способностей ощущения божественной красоты мироздания, которые рождают духовную любовь к окружающему миру и к другим людям»

В словаре Ожегова дается следующее определение нравственности: «Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей. И эти связи регулируются во многом нравственными и культурными правилами, которые развивались на протяжении веков. Культура и традиции выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.

Специалисты нашего ДОУ убеждены, что в содержание образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. В детском саду воспитание духовной культуры малыша начинается с индивидуальной работы с каждым ребенком в отдельности. Воспитатель нацелен на раскрытие творческого, интеллектуального, физического и эстетического потенциала ребенка. Необходимо помнить, что усвоить ценности, значимые для всех людей на Земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви. Уже в младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, игрушке-забаве…). Малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками, которыми так богат русский язык; с декоративно-прикладным искусством: хохломской и городецкой росписью; дымковской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложняются задачи по воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом. Дошкольники участвуют в фольклорных праздниках, организуют разнообразные выставки народного искусства, ярмарки детской игрушки, посещают в музее – краеведческие экспозиции. Через народное творчество ребенок может развиться как личность, может проявлять свои нравственные позиции, взаимодействовать со сверстниками в играх на основе общепринятых этических принципах. Для эффективного усвоения детьми духовных ценностей в детском саду проводятся специальные занятия по этике, регулярно устраиваются тематические утренники, периодически организовываются театральные представления с участием приглашенных артистов детских театров или посещение городских культурных мероприятий. Все это направлено на воспитание всесторонне развитой и духовно богатой личности. Опорой в нашей работе является работа по программе «Детство» (раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений»), программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой.

Традиционным в нашем детском саду стало проведение недели Дружбы, Добра и Красоты, на которых мы закладываем в сердцах детей умение сострадать и сопереживать, формируем в характере, уме и душе доброту, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы нами разрабатываются перспективные планы по следующим направлениям: как жили на Руси; я и моя семья; великие люди России; знаменательные даты; моя малая и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры. В планы музыкальных руководителей внесено участие детей в таких фольклорных и православных праздниках как Покров, Рождество, Масленица, Пасха. Запланированы консультации, лекции, позволяющее педагогам расширить знания о культуре русского народа («Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Семейные праздники»). Бала также продумана интеграция культурологического образования с разными видами детской деятельности. Это способствовало раскрытию творческого потенциала ребенка в музыкальной, коммуникативной, изобразительной, танцевальной областях на этническом содержании.

Педагоги вместе с родителями и детьми подбирают наглядный, дидактический материал по ознакомлению детей с историей и культурой родной страны, художественную и методическую литературу. В групповых помещениях созданы уголки краеведения и русского быта, где размещены предметы быта, рукоделия, организовываются мини-выставки домашней утвари и декоративно-прикладного искусства, подобраны пособия, дидактические игры, знакомящие детей с особенностями каждого вида.

Участие дошкольников в фольклорных праздниках и развлечениях («Путешествие в музей», «Экспедиции в старину», «Часы увлекательного чтения «Хочу все знать», « Ярмарки родительских идей», «Парад семейных реликвий» позволяет приобщить их духу тех времен, почувствовать настроение, чувства людей, проявить свои творческие способности, что способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранению истории и определяет будущее нашего народа. Среди всех видов искусств – народная музыка, игры, сказки, танцы – обладают, способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Воспитание в музыке можно считать самым главным: благодаря ей «гармония глубоко внедряется в душу», овладевают ею, наполняют его красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Такой человек будет радостно воспринимать прекрасное, восхищаться и насыщаться им, согласовывая со всем этим свою жизнь.

Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, прежде всего, необходимо, чтобы сами педагоги и родители придерживались их. Если взрослые не придерживаются ценностей, которым учат детей, то чему они могут его научить? Росс Кэмпбелл пишет: «Чтобы ребенок воспринял то, что у нас есть, он должен отождествить себя со своими родителями настолько, чтобы их жизненные ценности стали его жизненными ценностями. Если он не чувствует искренней и глубокой любви родителей, если они не принимают его в своем сердце таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками, ребенок испытывает серьезные затруднения, пытаясь отождествить себя с родителями и их ценностями».

Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной искренности, время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь.

Поэтому необходимо отметить и важность в процессе воспитания связи таких явлений, как духовность и эмоциональность. Ребенок по сути своей склонен к эмоциональности. Поэтому, если его духовный опыт будет эмоционально приятным, то больше надежды, что он закрепится в сознании ребенка и духовность для него будет не только пустым словом. Росс Кэмпбелл отмечает: «...родители, желающие помочь ребенку в духовном плане, должны озаботиться его эмоциональным состоянием. Именно потому, что ребенок чувства запоминает легче, чем факты, у него в памяти должны накопиться приятные эмоциональные воспоминания, на которые уже можно нанизывать факты, особенно факты духовного содержания». Человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, и очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Задача педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. В лице педагога, отца и матери он встречается с естественным авторитетом и учится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь. Ребенок начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. Главная цель духовного воспитания - обретение внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.

У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.

Список литературы

1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.

2 Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 98-101.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.

4. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.

5. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007.- 736 с.


Слободчиков В. И.

Введение в проблему

Тема нашего обсуждения чрезвычайно важная и объемная. Я хотел бы обозначить лишь самые общие вопросы, сделать лишь отдельные акценты, чтобы навести хотя бы относительный порядок в наших представлениях по данной теме. Это первый момент.

Второй момент – так как я психолог, то главный акцент, естественно, буду делать, прежде всего, на духовно-нравственном развитии, не столько на воспитании, сколько на развитии. Потому что воспитание в этом плане является прикладной, практико-ориентированной частью общих проблем развития человека, развития его личности. Здесь важно развести сферы ответственности, сферы действия.

То, что позволено, и то, что может сказать и сделать психолог - это одно, а то, что может сказать и сделать педагог - это другое. Ясно, конечно, что современный психо-лог образования должен быть педагогически грамотен, но и наоборот – современный педагог должен быть не менее психологически образованным, оставаясь при этом педагогом. Только в этом случае они могут оказаться в одном смысловом пространстве, а значит - могут стать подлинными со-работниками.

Первая позиция - духовная ситуация в современном мире и в России - в частности. Мы должны ее точно поименовать. В чем здесь проблема, почему мы с такой горячностью обсуждаем ее в последнее время?

Вторая позиция – понятие духовности, ее природы и источников. Потому что слово «духовность» сегодня у всех на языке, но что за этим словом стоит – это иногда даже страшно подумать. Здесь мы с вами должны опять сделать разметку или произнося это слово, мы должны отдавать себе отчет, что мы имеем в виду, когда произносим это слово.

Третья позиция - может быть в кавычках, как некая метафора - это само «жизненное пространство, пространство существования» духовно-нравственной ипостаси человека. А где все это живет? - это живет в наших мозгах или это живет в книгах, или есть какое-то другое более внятное пространство, и мы должны его обозначить.

Четвертая позиция – в психологии она заявлена, про это достаточно много написано и потихоньку она входит в профессиональный язык педагогов – это понятие детско-взрослой общности. Мы привыкли говорить «учитель – ученик», «воспитатель – воспитуемый», мы привыкли говорить «класс», «школа», вот такими глобальными оргформами мы оперируем, а существо дела зачастую пропадает за этой организованностью, пропадает сама живая реальность встречи поколений, встречи взрослого и ребенка.

Кто (не что?), а кто встречается, и как они встречаются, и какое содержание живет в этих встречах - это требует специально отдельного обсуждения. Здесь точно также необходимо сделать разметку, обозначить и расставить некоторые акценты. В противном случае мы с вами будем постоянно говорить об абстрактных, неодушевленных предметах типа - школа, образовательные учреждения, подростки, которые для нас не живые люди, а просто некая криминально-временная метка и не более того, а что это за человек, который обозначается таким словом как подросток, мы часто не обсуждаем. Или ребенок, школьник, ученик второго класса или старшеклассник и т.д. – они кто в своей человеческой определенности? Т.е. эти вопросы, все эти разметки нашего профессионального говорения должны обрести какое-то измерение, т.е. мы должны ощущать живого человека, ощутить живую жизнь, которая за этими метками существует.

И еще один момент (он не последний) - это вопросы, связанные с проблемой семьи, семья - как малая церковь, прежде всего в этом своем измерении, не только в со-циальном, а и в культурологическом смысле. Эта проблема, как я ее обозначаю - встреча поколений. По словам Владимира Петровича Зинченко, одно из определений образования – это дар одного поколения другому. И здесь возникает вопрос: а что же мы дарим, кто является дарителем, и какой дар мы предлагаем вот этому, другому поколению.

Отдельный вопрос – это обсуждение понятия братства, сестричества, потому что по остаткам нашего советского сознания мы постоянно любые человеческие объединения сводим к понятию коллектива, у нас всегда только коллектив - как некое жестко структурированное сообщество людей, и все главное в этом объединении – только структура. А вот что там внутри, сам дух общности - к сожалению, слабо улавливается. Я думаю, что все эти моменты мы должны сделать темой нашего обсуждения. Тогда многие загадки нашей жизни, в том числе и в развитии духовности, нравственной сферы у нас и у наших детей станут более прозрачными.

Это примерная разметка проблемного поля нашей с вами Встречи. Разметка не полная, оговорюсь сразу, она может быть расширена, более детализирована, и частично я попытаюсь сделать это в своем сообщении.

1. Духовная ситуация в мире и в России

Сегодня практически у всех на слуху такие слова, такие два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь, как глобализация и постмодернизм. Эти два принципа, эти две, если можно так сказать, головные боли современного мира уже фактически привели к цивилизационному кризису не только европейского, и планетарного масштаба.

Что происходит? Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно – призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

Сверхценностью объявлена демократия, ради которой можно идти на уничтожение не только государственного строя, но и целого народа. Это мы наблюдали в Югославии, это мы ощущаем у себя в России. Самый последний урок – это Ирак, в списке ожидания - целый ряд других стран, а сама эта тенденция набирает силу, например, сегодня на Украине.

В свое время, будучи в Штатах и разговаривая с американцами, я сталкивался с таким вопросом: «Ну почему у многих вызывает раздражение наше поведение, наши требования, когда мы появляемся в Европе, в вашей стране?» – Я отвечал: «По одной простой причине, вы хотите, чтобы на каждом квадратном метре планеты была Америка. Вот вы пришли на Северный полюс. Там живут белые медведи. Вы не хотите, чтобы там жили белые медведи по своим, медвежьим законам, вы хотите, чтоб там было по-американски, чтобы там был Макдональдс, чтобы были все удобства и т.д., т.е. везде, на каждом квадратном метре. А как это можно сделать? Только снести бульдозером нечто уже существующее, и на этом месте, как на пустом месте построить то, к чему есть навык и привычка. Поэтому идет тотальная цивилизаторская война - она не горячая и не холодная; это тотальное переустройство самого сознания того или иного народа, разрушительное переустройство его многовековой культуры. Как когда-то европейцы были цивилизаторами так называемых диких примитивных племен, они и поступали соответствующим образом. Сейчас эта тенденция достигла и самой Европы. Целый ряд европейских стран должен подвергнуться этой цивилизационной модернизации.

Сегодня уже фактически сложилась идеология постмодернизма (самая «современная современность»), который настаивает, что все, абсолютно все в мире относительно. Можно верить в это, а можно в другое, можно отстаивать такие ценности, а можно разделять иные. Все критерии и границы условны – как договоримся. Отсюда еще две идеологические приманки – толерантность и общечеловеческие ценности; заметьте - не любовь к ближнему, а лицемерная терпимость; терпение, так сказать, стиснув зубы, во имя ценностей какой-либо очередной сверхдержавы в качестве общечеловеческих.

Идеология постмодернизма и глобализации направлены на то, чтобы разрушить, смести, или, по крайней мере - нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа – в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще – хоть какого-нибудь осмысленного уклада. Только в этом случае можно будет превратить народ в этнографическую массу, в так называемое население.

Здесь необходимо учитывать две составляющие. Политико-экономическая составляющая, которая задает тип государственности и его границы, и духовно-культурная - глубинная составляющая, которая цементирует и сохраняет во времени такую реальность, как народ - с его исторической памятью и со своей системой ценностей.

Исторический опыт свидетельствует, что нация (народ) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании исчезает (падает) до некоторого критического уровня понятие «норма». Для того чтобы общество осознало грозящую ему опасность, необходима сила, обладающая «пророчески-обличительной» способностью. Этим качеством в плане сохранения общественного человеческого сознания в России обладает только православная Церковь!

Вы знаете, что даже у нашего организма есть специальный механизм, который отторгает некое чужеродное тело, попадающее в наш организм. Например, несовместимость тканей. Уже на генном уровне есть мощные механизмы защиты, которые придают уникальность, единичность, некую самостность любому организму.

Известно, что эволюция человека осуществляется по двум направлениям: совер-шенствование формы развития и обогащение сознания. При повреждении духовно-культурного генетического кода происходит потеря достижений, как в развитии формы, так и в становлении сознания. Геноослабленность в области сознания может происходить незаметно, поскольку форма человека при этом почти не ухудшается. Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут также происходить неприметно, общество может их «не замечать», впадая в «апокалипсис мелкого греха», возводя грех в ранг нормы (добродетели). Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в скрытой (незаметной) форме.

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность - редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это - маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга - на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие - внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, - создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним - образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство - наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок - существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа - идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности - задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, - базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания - привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание - максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, - членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, -фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание - во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин - близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, - залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

Похожие публикации