Эксплуатация, использование детского труда. Направления решения проблемы детского труда

Льюис Хайн был одним из первых фотографов, использовавших фотографию как инструмент борьбы против тех ужасных условий труда и жизни, которые, как он верил, можно было изменить. Хайн стал символом борьбы против эксплуатации детского труда на фабриках и заводах в США. Ведь он как никто другой знал этот мир: после гибели отца Хайн пошел работать на фабрику, чтобы заработать денег на обучение.

В 1908 году американский Национальный комитет детского труда пригласил Хайна работать в качестве фотокорреспондента. Его опубликованная серия фотографий шокировала Америку, потому что использование детского труда и его условия тщательно скрывались от публики. Работа на комитет оказалась по-настоящему опасной - фотографу, чьи работы демонстрировали весь ужас жизни и то, в каких условиях дети содержались, угрожали физической расправой и даже смертью. Поэтому Хайн проникал на фабрики под любым предлогом, показавшимся полиции или охране достаточно убедительным. Часто он представлялся пожарным инспектором, продавцом открыток и Библий, промышленным фотографом. Его усилия не прошли даром - был принят закон о защите прав работающих детей.

Также Хайн документировал жизнь иммигрантов, во время Первой мировой войны рассказывал о работе американского Красного Креста на территории Европы, сделал знаменитую серию фотографий о возведении небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг. Правда, ответной благодарности от американского общества и правительства знаменитый фотограф не дождался - он скончался после операции в нью-йоркской больнице для нищих.

И по сей день фотографии Хайна популярны в качестве символа той эпохи. Его работы до сих пор вызывают боль и стыд за то, что такое вообще могло происходить в нашей истории. А недавно для журнала Time фоторедактор Санна Даллавей колоризировала самые знаменитые и значимые работы Льюиса Хайна.

(Всего 28 фото)

Джуэл и Гарольд Уокер, 6 и 5 лет. Каждый день собирают до 11 кг хлопка. 1916 год, округ Команчи, штат Оклахома.

Фотография в цвете.

Дробильщики угля на заводе Ewen Breaker угольной компании Pennsylvania Coal Co. в Питтстоне, штат Пенсильвания, 1911 год.

Школа для темнокожих в штате Кентукки, 1916 год. На уроке присутствует лишь треть учеников, так как, по словам учительницы, остальные работают на табачных плантациях.

Работники на текстильной фабрике Seaconnet Mill. Фотограф Льюис Хайн записывал истории героев своих работ. Он отмечал рост и возраст работающих детей, а также образование. На этой фотографии никто из мальчиков не умел писать и читать.

Сэди Пфайфер, рост 121 сантиметр, работает на хлопкопрядильной фабрике Lancaster Cotton Mills полгода, 1908 год.

Джулия сидит с младшими детьми дома. Другие дети, постарше, работают на фабрике. 1911 год, Байу Ла Батр, штат Алабама.

Перерыв на обед на стекольном заводе Economy Glass Works в Моргантауне, Западная Вирджиния, 1908 год.

Текстильная фабрика Bibb Mill No. 1. Некоторые мальчики были настолько малы, что им приходилось забираться на мотальную машину, чтобы соединять порванные нити. Мейкон, штат Джорджия, январь 1909 года.

7-летняя Фэнни, чей рост 121 см, с сестрой на фабрике в Элк-Милсе. Ее старшая сестра рассказала, что Фэнни очень помогает ей, хоть и не весь день. Сестры начинают работать в 6 часов утра. В их семье 19 детей.

Мальчик работает на консервной фабрике J.S. Farrand Packing Company в Балтиморе, штат Мэриленд, июль 1909 года.

Диссертация

Рахманалиева, Айжан Алмазовна

Ученая cтепень:

Кандидат экономических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Экономическая теория

Количество cтраниц:

Глава I. Теоретические основы исследования детского труда в экономике.

1.1. Экономическое содержание категории «детский труд ».

1.2. Этапы и формы рыночного использования детского труда .

1.3. Социально-экономические условия использования детского труда в экономике.

1.4. Факторы использования детского труда.

Глава II. Особенности использования детского труда в условиях рыночных экономических отношений.

2.1. Мировой опыт использования детского труда в экономике.

2.2. Особенности использования детского труда в трансформирующейся экономике.

Глава III. Пути снижения использования детского труда.

3.1. Повышение уровня развития экономики как фактор сокращения использования детского труда.

3.2. Использование мер государственного регулирования применения детского труда.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Использование детского труда в условиях рыночных отношений"

Актуальность темы. Сфера трудовых отношений занимает важное место в жизни общества, что объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, труд играет главную роль в социальных отношениях, поскольку определяет уровень, характер и образ жизни человека, его собственное развитие и положение; во-вторых, труд занимает важное место в системе общественно-производственных отношений.

В период трансформации экономики применение наёмного труда детей стало одним из плачевных результатов реформ. Однако в настоящее время теоретическим и методологическим аспектам использования детского труда в научных исследованиях уделяется недостаточно внимания. Причины недостаточной изученности следующие: с одной стороны, во многих странах работающие дети и подростки не подходят под определение рабочей силы. Их относят к так называемым периферийным работникам, поскольку они вовлечены в периферийный, вторичный рынок труда1, на котором существует большое количество низкооплачиваемых рабочих мест, отсутствуют какие-нибудь перспективные изменения, явно просматривается нестабильность и высокая текучесть. С другой стороны, использование наемного детского труда - это негативное социально-экономическое явление, от которого необходимо избавиться. Но снизить размеры использования детского труда невозможно без серьезных научных исследований теоретико-методологических основ данной категории.

Несмотря на экономическую и социальную важность решения проблем использования детского труда и трудового воспитания, эти вопросы крайне редко освещаются в отечественной экономической, публицистической и специальной профессиональной литературе. Практически нет работ, посвященных их решению, не разработана классификация факторов

1 Меркулова Н.Б. Детский труд, 1997. С.76. использования детского труда; не выявлены мировые тенденции использования детского труда и его особенности в условиях рыночных экономических отношений. Не разработана модель защиты детей от трудовой эксплуатации. Недостаточно научных трудов, посвященных исследованию проблем, являющихся причинами детской эксплуатации.

Проблема детского труда существует во всем мире, как в развивающихся, так и в индустриально развитых странах. Опыт показывает, что детский труд наносит серьезный, а иногда и необратимый вред как физическому, так и психическому и социальному развитию ребенка. В не по возрасту сложные трудовые условия вовлекаются, в большей степени, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе. Эти дети вынуждены работать во вредных, а зачастую и в опасных условиях для получения какого-либо дохода.

В условиях перехода к рыночным отношениям имеет место резкое разделение населения по уровню доходов. Значительной частью бедных, имеющих доход ниже прожиточного минимума, являются семьи с детьми. У детей из различных по социальному статусу семей нет равных возможностей в реализации их прав на получение образования, развитие потенциальных способностей, а, следовательно, у них отсутствуют равные начальные возможности для развития личности и последующего достижения ими необходимого уровня социально-экономического благополучия, основанного на трудовой деятельности. Более того, они имеют ограниченный доступ к образованию, услугам здравоохранения и источникам дохода. Возникает порочный круг: привлечение детей к труду ухудшает их перспективы в плане получения образования, что в свою очередь влияет на дальнейшее трудоустройство . В конечном счете, детский труд оказывает негативное воздействие на развитие человеческих ресурсов и общее социально-экономическое развитие страны.

Таким образом, исходя из выше изложенного, настоящее исследование представляется актуальным, значимым как в научном, так и практическом аспектах.

Степень разработанности проблемы. В экономической литературе представлено множество различных взглядов по поводу развития современного общества, роли социально-трудовых отношений и трудовой деятельности, выявление тенденций и закономерностей определяющих развитие этих процессов. Об этом свидетельствует заметное увеличение за последний период времени работ зарубежных авторов, посвященных проблемам использования детского труда в экономической деятельности.

Среди большого числа зарубежных исследователей проблем использования детского труда можно выделить работы таких ученых, как К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Маршалл, Дж.С.Миль, А.Пигу, К.Басу, Э.Эдмондс, К.Турк, К.Таттл, П.Эмерсон, С. Браун, А. Соуза, Г.Роблес-Васкес, Д. Аблер, Р. Рэй, Р. Дехежиа, С.Фан, К.Шмиц, К.Ашагри, К.Свиннертон, С.Чоудхури и др. В исследованиях этих авторов акцентируется внимание на том, что высокий уровень детского труда является характерной чертой слаборазвитой рыночной экономики.

Среди научных трудов в Кыргызской Республике можно выделить работы по вопросам рынка труда и занятости Т.К. Койчуева, З.И. Кудабаева, В.И. Кумскова , Е.П. Черновой, Н.Х. Кумсковой, И.А. Самыкбаева, К.Д. Джумабаева , A.A. Саякбаевой, Б.Х. Кубаева, J1.C. Крыжановой и др.

Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность и незавершенность комплексного анализа факторов использования детского труда в системе экономических отношений в Кыргызской Республике определили цель диссертационного исследования и его задачи.

Целью исследования является теоретическое обоснование объективности и неизбежности развития такого общественного явления как использование детского труда и определение способов сокращения и полного устранения этого негативного явления в социально-ориентированной рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели диссертационного исследования предусматривалось решение следующих основных задач:

Раскрыть понятие «детский труд », определить экономическое содержание детской занятости в условиях рынка;

Разработать классификацию факторов использования детского труда по признакам;

Определить проблемы, являющиеся причинами детской эксплуатации;

Выявить мировые тенденции использования детского труда и его особенности в условиях рыночных экономических отношений, в частности, в Кыргызской Республике;

Разработать модель защиты детей от трудовой эксплуатации с конкретными рекомендациями по регулированию трудовой деятельности детей в кыргызской экономике.

Объектом исследования служит применение детского труда в системе рыночных экономических отношений.

Предметом исследования являются возникающие экономические отношения в процессе использования детского труда в условиях социально-экономической трансформации Кыргызстана.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды ведущих классических и зарубежных экономистов по вопросам использования детского труда, занятости и уровня жизни, а также научные статьи, опубликованные в российских, кыргызских и зарубежных периодических изданиях.

Методами исследования в работе являлись диалектический метод, метод научной абстракции и экономико-статистические методы. Особое место в проведении исследования заняли методы комплексного и системного анализа, а также приемы обобщения и сравнения.

Информационной базой послужили ежегодные статистические отчеты, справочники и публикации, посвященные детскому труду и занятости Международной организации труда, Всемирного банка и Национального статистического комитета Кыргызской Республики. В работе использованы материалы исследований, проведенных Международной организацией труда по проблематике использования детского труда в мире.

Научная новизна диссертационного исследования, которая выносится на защиту состоит в следующем:

Раскрыто понятие «детский труд » и определено экономическое содержание детской занятости в условиях рыночных экономических отношений;

Разработана классификация факторов использования детского труда по признакам: по уровню благосостояния ; по социальному статусу; по образовательному уровню родителей; по территориальному , демографическому и миграционному признакам; по социальному статусу ребенка; по социально-экономическим признакам;

Определены проблемы, являющиеся причинами детской эксплуатации: экономическая необходимость, вынуждающая уязвимые семьи использовать детский труд; дешевизна рабочей силы; присущее современному периоду развитие экономических отношений, распространенность дикого нерегулируемого рынка; отсутствие регулятивных механизмов в области детского труда; изменения в системе ценностей в обществе; проблемы в системе образования; снижение государственного контроля за исполнением законов по запрещению детского труда и защите детей; правовая незащищенность детского труда;

Выявлены тенденции использования детского труда в мире и, в частности, в Кыргызской Республике. В целом в мире наблюдалась тенденция к снижению уровня детского труда, но, в связи с кризисными явлениями, четкая тенденция к снижению несколько затормозилась;

Разработана модель защиты детей от трудовой эксплуатации с конкретными рекомендациями по регулированию трудовой деятельности детей в кыргызской экономике. Данная модель состоит из следующих элементов: государственной программы, системы мониторинга, аналитико-методологического центра и картирования по зонам риска.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы способствуют более глубокому пониманию проблем использования детского труда в социально-экономических отношениях. Научные результаты диссертации могут быть использованы при разработке государственной концепции регулирования детского труда.

Практическая значимость исследования состоит в возможном использовании практических результатов и рекомендаций работы в формировании и проведении государственной политики на рынке труда. Материалы диссертационного исследования также желательно использовать при чтении учебных курсов по дисциплинам «Микроэкономика », «Макроэкономика », «Экономика труда » и «Институциональная экономика».

Область исследования. Диссертационное исследование выполнено в соответствии с разделом 1. - общая экономическая теория, пунктом 1.1. -политическая экономия : структура и закономерности развития экономических отношений, согласно шифру специальности 08.00.01 - экономическая теория паспорта специальности ВАК РФ.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на научно-теоретических и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Кыргызско-Российского Славянского университета и Кыргызского Экономического Университета в 2011- 2013 гг.

Основные положения диссертационной работы опубликованы в девяти статьях объемом около 4,5 п.л., в том числе опубликованы три статьи в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура работы. В соответствии с целью и вытекающими из нее задачами исследования определены структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. Работа содержит аналитические таблицы, схемы и диаграммы.

Заключение диссертации по теме "Экономическая теория", Рахманалиева, Айжан Алмазовна

101 Результаты исследования по выявлению основных барьеров в доступе к образованию в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях и рекомендации по устранению причин препятствий. Общественное объединение «Межкультурное образование » при поддержке ЮНИСЕФ. - Бишкек, 2011. ответственность за семью, своих братьев и сестер. И наравне с взрослыми дети становятся одними из основных кормильцев семьи.

По утверждению экспертов из Министерства образования, науки и культуры КР в каждой школе существует родительский комитет, к которому может обратиться многодетная семья за помощью. По решению родительского комитета такие семьи могут освобождаться от оплаты за обучение, ремонт школы и книги. Однако это положение не повсеместно. К тому же для многих семей, особенно в сельской местности проблемы заключаются и в том, чтобы обуть, одеть и накормить ребенка, для того чтобы отправить в школу.

Во-вторых, 18% детей, из общего числа не посещающих школу, отмечают как одну из важных причин - нехватку денег. В последние годы увеличилась тенденция ухода детей из образования, есть дети, которые считают, если ты умеешь зарабатывать деньги , то и не нужно получать никакого образования. Это связано и со снижением качества образования. В сельской местности различные уроки даже не связанные между собой по циклам знаний может вести один учитель, так как из-за маленькой зарплаты не хватает учителей, при этом нельзя говорить о его полной профессиональной пригодности для этого.

Многие эксперты и представители международных организаций отмечают о резком упадке семейных ценностей, о том, что семья перестает выполнять свои функции защиты ребенка, его социализации, адаптации ребенка в обществе. По данным опроса ушли из дома - 7,1% детей от общего числа не посещающих школу.

Система образования является одним из социальных институтов общества. В нем ребенок проходит социализацию, получает воспитание, узнает об основных своих правах как человека и гражданина. Только 18,6% всех детей знают о своих правах; 80,2% знающих о своих правах посещают школу и 19,8%) не посещают. В основном информированность о правах детьми распределены таким образом, что право на образование выделили дети, посещающие школу (88,4% из числа знающих о праве на образование).

О хороших сторонах посещения школы как получение образования, знаний, профессии отмечают 24,7% детей (соответственно посещающих школу 94,6%), общение с друзьями 19,5% (посещающих школу 93,1%), нравятся уроки и учителя - 14,2% (90,6%), воспитание самостоятельности, опрятности - 2,5% (93,3%). О факторах усталости и большой нагрузки на детей на работе говорят ответы детей, что они ходят в школу как на отдых от работы и домашнего хозяйства. Необходимо заметить, что этот вопрос был открытым и отвечали на него сами дети.

Все вышесказанное свидетельствует о неблагоприятном положении сферы школьного образования. Это, в свою очередь, оказывает влияние на рост работающих детей. Однако именно образование должно и может стать одним из факторов благополучного развития республики.

Очень трудно провести связь между детским трудом и детскими заболеваниями. Возможно, что большинство болезней, которые могут быть ассоциированы со специфичными видами деятельности, не наблюдаются и не выявляются долгое время, прежде чем станут очевидными при соответствующем диагнозе. Результаты обследований показывают, что большинство детей страдают инфекционными заболеваниями, внутренними болезнями и простудными заболеваниями. Другие болезни включают в себя проблемы со зрением, опухоль, наркоманию, зубную боль, аллергию и т.д. (табл.2.7).

Исследование показало, что состояние ребенка ухудшается в результате работы в любом из видов деятельности. Например, продавцы газет и мойщики автомобилей на перекрестках дышат выхлопными газами. Положение усугубляется тем, что для этого рода деятельности выбираются самые оживленные перекрестки с высоким содержанием в воздухе вредных веществ. Грузчики, сборщики бутылок и цветных металлов жалуются на физические нагрузки, вредные для здоровья - 42,6%. Транспортировщики грузов перевозят тележки с товаром до 150 кг, а также вручную переносят от 15 кг.

Подобные нагрузки впоследствии могут вызвать различные заболевания вплоть до инвалидности.

Заключение

Таким образом, выделим положения, выносимые на защиту: Первое положение, выносимое на защиту заключается в определении понятия «детский труд » и определении экономического содержания детской занятости в условиях рыночных экономических отношений.

Под категорией детский труд понимается такая работа, выполнение которой вредно и опасно для ребенка. Необходимо различать понятия детская занятость и детский труд, так детский труд является составляющей детской занятости, которая лишает детей возможности учиться в школе, или заставляет их, кроме школьных занятий и домашних обязанностей, загружать себя дополнительной работой, выполняемой в других местах, работой, закрепощающей их и отрывающей от семьи.

Детский труд включает в себя, по крайней мере, одну из следующих характеристик: нарушает законы о минимальном возрасте; угрожает физическому, умственному или эмоциональному благополучию детей; включает в себя невыносимые злоупотребления, такие как детское рабство, торговля детьми, долговая кабала, принудительный труд или незаконную деятельность; мешает детям ходить в школу; использует детей, чтобы подорвать трудовые нормы.

Рассматривая проблематику касательно темы данного исследования, мы должны отметить, что, на наш взгляд, детский труд заключает в себе не только отрицательные черты, но и имеет некоторую положительность, т.к. несет в себе элементы трудового воспитания. Поэтому необходимо искоренять не детский труд вообще, а те его характеристики, которые нарушают законы о минимальном возрасте; угрожают физическому, умственному или эмоциональному благополучию детей; включают в себя невыносимые злоупотребления, такие как детское рабство, торговля детьми, долговая кабала, принудительный труд или незаконную деятельность; мешают детям ходить в школу и используют детей, чтобы подорвать трудовые нормы. Также необходимо искоренять наихудшие формы детского труда.

Проблема детского труда существует во всем мире, как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах. Опыт показывает, что детский труд наносит серьезный, а иногда и непоправимый вред как физическому, так и психическому и социальному развитию ребенка. В не по возрасту сложные трудовые условия вовлекаются, в основном, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе.

В ходе анализа мы выделили пять этапов и различные формы применения детского труда в эпоху индустриализации стран. Это позволило сделать вывод, что детский труд преимущественно применяется на начальных этапах экономического развития рыночных отношений, в периоды военных событий и экономических спадов .

Второе положение, выносимое на защиту рассматривает факторы использования детского труда, которые следует классификацироватъ по следующим признакам:

По уровню благосостояния (ВВП на душу населения, уровень бедности , средний уровень заработной платы);

По социальному статусу родителей (безработные и занятые);

По образовательному уровню родителей (возраст и образование родителей);

По территориальному (в сельской или городской местности);

По демографическому (уровень рождаемости, возраст и пол ребенка, возрастной состав домохозяйств ); по миграционному признаку (статус главы семейства по отношению к миграции и продолжительность проживания по данному месту жительства);

По социальному статусу ребенка (отношение ребенка к главе домохозяйства , кто является главой домохозяйства, отсутствие матери в домохозяйств);

По социально-экономическим признакам (сельскохозяйственные активы , имущество хозяйства, состояние общеобразовательной системы и непредвиденные обстоятельства).

Детский труд является очень сложной и многогранной проблемой. Некоторые из этих причин, такие как бедность , можно найти во многих странах, в то время как некоторые из причин весьма специфичны для конкретной страны. Все они имеют прямое или косвенное воздействие на масштабы детского труда.

Третье положение, выносимое на защиту, заключается в том, что автором определены проблемы, являющиеся причинами детской эксплуатации, в их качестве представлены:

Экономическая необходимость, вынуждающая уязвимые семьи использовать детский труд;

Развитие экономических отношений в современном периоде, распространенность нерегулируемого рынка, отсутствие регулятивных механизмов в области детского труда. Отношения работодателя и работающего ребенка не регулируются трудовыми соглашениями;

Дешевизна рабочей силы, возникающая из-за того, что ребенок в силу не конкурентоспособности предлагает свои услуги дешевле;

Проблемы в системе образования: возникшие вследствие недостатка финансирования системы образования, снижение контроля за посещаемостью школьниками занятий, снижение доступности образования для некоторых категорий граждан; изменения в системе ценностей в обществе: формирование устойчивой зависимости в принятии каких-либо решений от денег и материальных ценностей;

Снижение государственного контроля за исполнением законов по запрещению детского труда и защите детей;

Дети не имеют представления о своих правах и куда обращаться за их соблюдением и работодатели могут ущемлять их права.

Основной причиной возникновения проблемы детского труда является, конечно же, бедность. В детский труд привлекаются, в основном, дети из наиболее уязвимых групп общества - сельских и городских бедных семей, которые имеют ограниченный доступ к образованию, здравоохранению и очень низкий доход или вообще не имеют какого-либо дохода. Многие дети отделены от своих семей или имеют неблагополучные семьи: это сироты, дети из неполной семьи с одним родителем или семьи, главой которой является ребенок. Таким образом, детский труд является продолжением иных социальных проблем, и в то же самое время фактором, усугубляющим их. Все это происходит в условиях игнорирования государством существования проблемы детского труда, доказательством чего является отсутствием полной и систематизированной информации по данной теме.

Четвертое положение, выносимое на защиту, состоит в том, что выявлены тенденции использования детского труда в мире и в частности в Кыргызской Республике.

По последним оценкам на 2012 год, из 215 млн. работающих детей по всему миру: примерно 114 миллионов (53%) находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе; 14 млн. (7%) проживает в Латинской Америке, и 65 миллионов (30%>) проживают в Африке к югу от Сахары. Тем не менее, регион к югу от Сахары имеет высокий уровень детского труда, где один из четырех детей, вовлечены в занятость.

Рассматривая распределение по секторам экономической деятельности детей, мы находим, что средние показатели доли экономически активных детей занятых в сельском хозяйстве является наиболее высокими, и составляют 70%, а затем, в порядке убывания, следуют сектор услуг (21%) и сектор производства (7%).

На основании приведенного выше определения детского труда, в 59 странах, для которых у нас есть данные о Детском труде, уровень показателя детского труда среди 7-14 летних составляет 12,4%, то есть примерно 1 из 8 детей заняты детским трудом.

На основе проведенного анализа мирового опыта использования детского труда были выявлены следующие тенденции: в целом в мире использование детского труда сокращается , но в последние годы в связи с кризисными явлениями сокращение идет более медленными темпами ; наибольшее количество детей, по-прежнему, занято в сельском хозяйстве; число детей занятых на опасных видах работ сократилось , при этом снижение было значительным среди девочек и особенно сильно в 5-14 - летней возрастной группе; больше половины работающих детей по всему миру (53%) находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе и эта тенденция сохраняется в последние годы; больше всего распространение детского труда наблюдается в традиционных обществах и в странах с переходной и трансформационной экономикой. В высокоразвитых странах детский труд можно встретить менее часто.

Рассматривая основные макроэкономические показатели Кыргызской Республики, влияющие на уровень использования детского труда, мы видим, что хотя ВВП на душу населения имеет тенденцию к росту и за период с 2007 г. удвоился, но по отношению к росту уровня прожиточного минимума нельзя сказать, что уровень жизни населения в республике резко улучшился. Так прожиточный минимум в 2012 г. по сравнению с уровнем 2007 г. вырос в 1,5 раза.

Уровень бедности в последние годы в связи с нарастающими кризисными явлениями в мире возрастает, хотя на сегодня по сравнению с уровнем 2000 г. он упал почти в два раза, но все равно достаточно высок.

Рассматривая соотношения прожиточного минимума, средней заработной платы и денежных доходов на душу населения, мы можем наглядно сказать, что население республики находится в тяжелых экономических условиях, т.к. уровень денежных доходов на душу населения ниже даже прожиточного минимума. Хотя уровень средней заработной платы за рассматриваемый нами период вырос почти в 2,5 раза, размер минимальной заработной платы установлен на 2013 г. в 840сом, а в 2012 г. он составлял 760 сом. Это свидетельствует о сильном расслоении населения по экономическому достатку.

Количество занятых детей в Кыргызской Республике в возрасте 5-17 лет, по расчетам Международной Организации Труда, составляет порядка 672 тыс. человек или 45,8% от общего числа детей данной возрастной группы. Доля занятых детей с возрастом увеличивается. Так, если в возрасте 5-11 лет занято около одной трети детей, то среди детей в возрасте 12-14 лет эта цифра повышается до 54,9%, а среди детей в возрасте 15-17 лет - до 62%.

Подавляющее большинство детей вовлечены, как правило, в два-три вида деятельности, т.е. они могут быть заняты экономической активностью, обучением в школе и выполнением домашней работы. Среди детей, занятых выполнением только одного вида деятельности, обучение в школе является наиболее распространенным. Доля детей, занятых только экономическим видом деятельности или выполняющих исключительно работы по дому, очень незначительна. При этом, 40,3% детей в возрасте 7-17 лет одновременно посещают школу, в течение недели работают и выполняют работы по дому.

Модель занятости среди мальчиков и девочек несколько отличается из-за большей расположенности девочек к выполнению работы по дому, а мальчиков к выполнению экономических видов деятельности. Поэтому большая часть мальчиков сочетают учебу в школе с работой (12,7%), а девочки совмещают учебу в школе и работу по дому (42%).

Пятое положение, выносимое на защиту, представляется в виде модели защиты детей от трудовой эксплуатации и рекомендаций вытекающих из нее:

Данная модель состоит из взаимодействующих между собой блоков: государственной программы, системы мониторинга, аналитико-методологического центра и картирования по зонам риска.

Государственная программа должна ориентироваться на конкретные цели, а формулировка задач - на результат. К каждой задаче надо разработать конкретные измеряемые индикаторы результативности и успешности, которые должны быть сбалансированы между собой. При этом, обязательно вносить коррективы с учетом новых событий, учитывать прогнозы.

Система мониторинга должна быть разработана с индикаторами , сроками и ответственными лицами.

Аналитико-методологический центр необходим для разработки методологии сбора информации, анализа собранной информации, изучения региональной специфики, разработки вариантов решений, обобщения передового опыта и предложения новых подходов и механизмов работы.

Картирование по зонам риска проводится для выявления в каждой области отрасли экономики и производства, где может применяться тяжелый труд, создания карты потенциально вредных форм детского труда, учитывающую специфику региона. Все виды работ должны быть классифицированы по степени вредности на зоны и четко прописаны критерии классификации. Таким образом, могут определиться наиболее опасные участки, с которыми необходимо работать в первую очередь.

Вопросы детского труда не должны рассматриваться в отрыве от вопросов детской бедности;

Необходимо ускорить работу по изменению законодательства;

Наличие разницы применения детского труда в городской и сельской местности требует выработки различных подходов, способов и методов работы;

Должны быть продумать механизмы реализации мероприятий на местах;

Мероприятия должны быть нацелены на профилактическую и превентивную работу;

Необходимо продолжить практику проведения исследований, чтобы дать количественную оценку работающим детям. Ввести постоянную национальную статистику детского труда. Сбор текущих отчетов осуществлять с учетом гендерно разделенных показателей.

Теперь уже невозможно заявлять, что обращение с детьми - это исключительно внутреннее дело каждого отдельного государства. Современные коммуникационные технологии сблизили государства между собой, и проблемы детей в развивающихся странах теперь хорошо видны людям во всем мире. Все это заставило международное сообщество задуматься о проблеме искоренения наихудших форм детского труда.

Очевидной альтернативой детскому труду является образование. Вряд ли нужно еще раз говорить о том, что система образования играет центральную роль в борьбе с детским трудом. Регулярное посещение школ могло бы сделать принудительный труд и многие другие формы эксплуатации детей абсолютно невозможными.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Рахманалиева, Айжан Алмазовна, 2013 год

1. Законы Кыргызской Республики

2. Закон Кыргызской Республики о содействии занятости населения

3. Закон Кыргызской Республики об образовании

5. Трудовой кодекс Кыргызской Республики

6. Стратегия развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы

7. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017гг.

8. Монографии, брошюры, отдельные издания

9. Абдразакова A.M. Управление трудовыми ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям (на материалах Кыргызской Республики). Б., 1998.

10. Агабекян P.JI., Авагян Г.Л. Современные теории занятости. М., 2001.

11. Алагулова Н.К. Рынок труда и его регулирование в условиях переходной экономики. Уфа, 1997.

12. Алиев К.А. Воспроизводство и занятость населения. Бишкек, 2008.

13. Алиев К.А. Социально-демографические основы занятости населения в условиях рыночной экономики (по материалам Республики Кыргызстан). -Бишкек, 1992.- Часть 1, Часть 2.

14. Антонова Е.П. Детский труд в контексте социальных трансформаций. -Саратов, 2006.

15. Асеев А.Ю. Механизмы управления рынка труда и занятостью в современных условиях. Краснодар, 2005.

16. Бардовский В.П, Рудакова О.В, Самородова ЯМ Экономика М., 2011.

17. Бегева М.К. Особенности функционирования рынка труда на современном этапе реформирования экономики. Саратов, 2003.

18. Бекменешев В.П. Региональные аспекты формирования рынка труда. -Бишкек, 1999.

19. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе М.: Дело, 1994.

20. Большаков А.К. Социально-экономические основы и методы управления трудовыми ресурсами. Бишкек, 1996.

21. Большая советская энциклопедия. Третье издание. М.: Из-во «Советская энциклопедия », 1972.

22. Воробьева Ж.Л. Особенности формирования современного рынка труда: информационный аспект. М., 2012.

23. Гойло В.С Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. -М., 1975.

24. Грицай С.Е. Институционально-экономическая структура и тенденции развития рынка труда в условиях транзитивной экономики. Р-н-Д., 2003.

25. Гусева В.И. Рынок труда в системе экономических отношений (на материалах Кыргызской Республики). Бишкек, 1999.

26. Джонмамадов Ш. Б. Развитие механизмов регулирования неформальной занятости в переходной экономике (теория, методология, практика) -Душанбе, 2011.

27. Дроздова И.В. Формирование рынка труда и политики занятости в моноспециализированных городах. Екатеринбург, 2004.

28. Еремичева О.Ю. Рынок труда: его роль и особенности функционирования в современной экономике России. Саратов, 2008.

29. Ермакова Е.М. Особенности современного рынка труда в рыночной и переходной экономике. -М., 2010.

30. Иманалиева Ж. Т. Трудовые ресурсы в системе производственных отношений в экономике переходного периода. Бишкек, 2006.

31. Исаков К.И Социально экономические проблемы занятости населения в Кыргызстане.

32. Исаков Э.К. Теоретические основы развития трудового потенциала в трансформирующейся экономике. Бишкек, 2010.

33. Кайзер Н.В. Государственное регулирование рынка труда: теоретико-методологические аспекты. Б., 2003.

34. Кейнс ДМ. Общая теория занятости, процента и денег. Петрозаводск: Петроком, 1993.

35. Ким К.А. Вопросы перспективного развития экономики Кыргызстана: Методология преодоления общесистемного кризиса в условиях трансформационной экономики. Б., 2006.

36. Кислицина O.A. Эволюция рынка труда и государственная политика занятости. Н.Новгород, 2002.

37. Киян Л.П. Рынок труда: методология исследования и особенности формирования в современной России. Воронеж, 1998.

38. Койчуев Т.К. Избранные сочинения в 3-х томах. Дополнительный том: Политика, экономика, миросвязи Кыргызстана. Бишкек, 2007.

39. Койчуев Т.К. Экономика переходного периода. Бишкек: Илим, 1995.

40. Койчуев Т.К. Постсоветская перестройка: теория, идеология, реалии. -Бишкек: Илим, 1999.

41. Койчуев Т.К. Теория постсоветского реформирования. Бишкек, 1997.

42. Коцоева В. А. Основы формирования и функционирования рынка труда в условиях социально-экономической трансформации. М., 2003.

43. Кочербаева A.A. Механизм регулирования занятости в регионе с высоким демографическим потенциалом в условиях рыночной экономики (на материалах Кыргызской Республики). Бишкек, 1998.

44. Кочербаева A.A. Сущность движения кадров и его особенности в переходный период. Бишкек, 2000.

45. Крыжанова U.C. Женская занятость в Кыргызской Республике: закономерности и особенности в переходный период. Бишкек, 2004.

46. Кубаев Б.Х. Рынок труда в Кыргызстане (экономические проблемы формирования и функционирования). Бишкек, 1998.

47. Кудабаев 3. И. Экономический рост Кыргызстана: роль секторов экономики. Американский университет Центральной Азии, Кыргызстан, 2009.

48. Кумсков Г. В. Закономерности и особенности развития миграционных процессов Кыргызстана на современном этапе. Бишкек, 2002.

49. Кумскова Н.Х., Гусева В.И. Экономический рост в трансформационной экономике Кыргызстана. Бишкек, 2012.

50. Кумскова Н.Х. и другие. Проблемы занятости населения и миграционные процессы в Кыргызстане. Бишкек, 1990.

51. Кумскова Н.Х. Экономика и репродукция человека. Бишкек, 1998.

52. Лазарева Н.С. Теоретические аспекты дискриминации на рынке труда. -Иркутск, 2005.

53. Лапицкая В. Меры по борьбе против использования детского труда. Тюмень, 2009.

54. Луговой О.Ю. Труд учащегося в системе экономических отношений. -М., 1991.

55. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М.: Госполитиздат, 1955.

56. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, т. 16.

57. Маркс К. Капитал . М.: Госполитиздат, 1954.

58. Маркс К. Критика Готской программы. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 19.

59. Маркс К. Манифест Коммунистической партии, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения. 2 изд., т. 21.

60. Маршалл А. Принципы экономики. London: Macmillan, 1920.

61. Миль Дж.С. Основы политической экономики, 1970

62. Мукашев Т. Т. Рациональный аспект проблемы занятости в условиях перехода к рынку. Караганда, 1991.

63. Очирова Т.Е. Детский труд в условиях трансформации социально-экономических отношений в обществе. СПб., 2003.

64. Лигу А. Экономическая теория благосостояния , 1962.

65. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М,2007.

66. РиккардоД. Сочинения. М., 1961.

67. Рондаръ Н.В. Рынок труда и проблемы его сегментирования . Р-н-Д., 1998.

68. Рофе А.И. Труд: теория, экономика, организация. М.: МИК , 2005.

69. Савин В.Е. Демографические аспекты занятости населения в условиях трансформации экономической системы (на материалах Кыргызской Республики). Бишкек, 2001.

70. Савин В.Е. Закономерности и особенности воспроизводства трудового потенциала общества в условиях трансформации экономической системы (на примере Кыргызской Республики). Бишкек, 2006.

71. Савин В.Е. Рынок труда как составная часть рыночных отношений/ Становление и развитие социальной рыночной экономики. Бишкек, 2000.

72. Савина С.Е. Проблемы занятости населения в переходный период и их особенности в крупных городах. Бишкек, 2003.

73. Сей Ж.Б.Трактат о политической экономии . М.: Директ-Медиа, 2007.

74. Сергучев А.Е. Организационное и экономическое обеспечение безопасности труда и трудового воспитания детей в современной России. -М., 2006.

75. Симонова Т.И. Непрерывность образования как фактор интенсивного роста производства. - Н., 1995.

76. Смит Адам Исследования о природе и причинах богатства народов. Экономическая библиотека «ЭКОНОМИКА 2000»

77. Суворова Л.В. Современный рынок труда и его регулирование. -Н.Новгород, 1998.

78. Султанбеков А.Ф., Гусева В.И. Человеческий капитал, рынок труда и экономический рост. Бишкек, 2008.

79. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика : Учебник. М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.

80. Хертяк Ш.В. Рынок труда: формирование структуры и функционирование на мезоуровне . Иркутск, 2011.

81. Чырчыкбаева Э.Ж. Детский труд как социальное явление. Б., 2011.

82. Шатохин А. Г. Конкурентоспособность работников на рынке труда. -Ярославль, 2000.

83. Экономика Кыргызстана в последнее десятилетие XX века / Под ред. Т. Койчуева Бишкек: ЦЭ и СР при МФ КР, 2000.

84. Экономическая энциклопедия. М., 2000.

85. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии / К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения. 2-е изд. М, 1955.

86. Эргешбаев У.Ж. Миграционные процессы в Кыргызстане и их социально-экономические последствия. Ош: ОшГУ, 2009.

87. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: МАКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. М.: 2008. - 286 с.

88. Леонова Т.Н. Региональный рынок труда и пути его регулирования. Р-н-Д-, 1999.1. Периодические издания

89. Беккер Г. Человеческий капитал//США: экономика, политика, идеология. 1993. №11. -с. 28-35.

90. Иманалиева Ж. Т. Проблемы занятости в переходный период Реформа, 2003. № 1(17).

91. Исаков К.И. Оптимизация политики занятости и регулирование рынка труда. Вестник КРСУ , 2003, Том 3, №1

92. Котляр А. О понятии «рынок труда » // Вопросы экономики. 1998. № 1.

93. Крыжанова Л.С. Определение и содержание категорий «рынок труда » и «рынок рабочей силы ». /Вестник КРСУ, 2011, Том 11, №5, с.88-92.

94. Кумскова Н.Х. О тенденциях развития миграции населения Кыргызстана// Вестник КРСУ, 2007, Том 7, №4.

95. Меркулова Н.Б. Детский труд. Социс, 1997, №5, с. 76-83.

96. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица // Международные отношения. 1991. № 3.

97. Охлопкова Н.В. Интернационализация рынка труда: современные тенденции и динамика развития // МГУ . Сер. 6. 2001. № 6.

98. Савин В.Е. Занятость и безработица //Социально-экономические проблемы переходного периода. Бишкек, 2000.

99. Трудовой мир. Издание МОТ . 2006. № 2.

100. Эргешбаев У.Ж. Проблемы внешней трудовой миграции населения стран Центральной Азии // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2009. - Том № 13.

101. Эргешбаев У.Ж. Социально-экономические последствия миграционных процессов в Кыргызстане // Региональная экономика: теория и практика. -2009. № 4.1. Статистические сборники101. 20 лет независимости Кыргызской Республики. Цифры и факты. Б., 2011.

102. Демографический ежегодник Кыргызской Республики 2006-2010гг. Б., 2011.

103. Дети Кыргызстана. Статистический сборник. Бишкек, 2012.

104. Дети не посещающие школу в Кыргызстане./ЮНИСЕФ Б., 2008.

105. Доклад о мировом развитии 2006: Справедливость и развитие. Издано для Всемирного банка. М.: Издательство «Весь Мир », 2006.

106. Доклад о мировом развитии 2007: Развитие и новое поколение. Издано для Всемирного банка М.: Издательство «Весь Мир », 2007.

107. Доклад о переходном процессе за 2011 год: Кризис и переходный процесс глазами людей. ЕБРР .

108. Занятость и безработица. Итоги интегрированного обследования домашних хозяйств в 2010 г. Б.:Нацстатком, 2011.

109. Информационный бюллетень Кыргызской Республики по продовольственной безопасности и бедности. Бишкек, 2012.

110. Кыргызская Республика: Оценка бедности . Том 2: Характеристики рынка труда и бедность Документ Всемирного банка, 2007.

111. Кыргызстан в цифрах. Статистический сборник. Бишкек, 2012.

112. Национальное исследование по детской бедности и неравенствам в Кыргызской Республике. Бишкек, 2009.

113. Отчет-обзор реализации государственной программы действий социальных партнеров по искоренению наихудших форм труда несовершеннолетних в Кыргызской Республике на 2008-2011гг.

115. Процесс перехода и показатели стран СНГ и Монголии в 2009 году: Процесс перехода в кризисе ? ЕБРР.

116. Процесс перехода и показатели стран СНГ и Монголии: Извлечения из Доклада о процессе перехода за 2008 год ЕБРР.

117. Статистический ежегодник Кыргызской Республики 2007-2011 Б.,2012

118. Уровень жизни населения Кыргызской Республики2007-2011. Годовая публикация. Б.: Нацстатком, 2012.

119. Ускорение усилий по упразднению детского труда. Глобальный доклад. -Женева: МБТ , 2010.1. Зарубежная литература

120. Admassie A. Child Labour and Schooling in the Context of a Subsistence Rural Economy: Can They Be Compatible? International Journal of Education Development, forth coming. 2002.

121. Alec Fyfe. The worldwide movement against child labour progress and future directions. - Geneva, International Labour Office, 2007.

122. Aruga Natsuki. An «Finish School»: Child Labor During World War II. Labor History, 1988, vol. 29, no.4 (Fall), pp. 498-530.

123. Ashagrie Kebebew. Statistics on Child Labor. Bulletin of Labor Statistics, Issue No. 3, International Labor Organization, Geneva. 1993.

124. Baland J.M., Robinson J.A. Is Child Labor Inefficient? Journal of Political Economy, 2000, 108(4), pp. 663-679.

125. В as и Kaushik, Hoang Van Pham. The Economics of Child Labor. The American Economic Review, 1998, Vol. 88, No. 3, pp. 412-427

126. Bhalotra S., Heady C. Child Farm Labor: The Wealth Paradox, World Bank Economic Review, 2003, 17(2), 197-227.

127. Boyden Jo, Ling В., and Myers W. What Works for Working Children. Florence and Stockholm: UNICEF International Child Development Centre. 1998.

128. Braun Sebastian. Core Labour Standards and FDI: Friends or Foes? The Case of Child Labour, Humboldt University of Berlin, Review of World Economics 2006, Vol. 142 no.4, 765-791.

129. Child labor wages and productivity: results from demand-side surveys /ILO, Geneva, 2007.

130. Child Labour /А textbook for university students Geneva: ILO, 2004.

131. Children in hazardous work: What we know, what we need to do. /International Programme on the Elimination of Child Labour (IPEC) Geneva: ILO, 2011.

132. Children"s non-market activities and child labour measurement: a discussion based on household survey data. Geneva, 2007.

133. Cogan John. The Decline in Black Teenage Employment: 1950-70. American Economic Review, 1982, vol. 72, no. 4, pp. 621-638.

134. Combating Child Labour .through Education ILO: International Programme on the Elimination of Child Labour, 2004.

135. Consolidated good practices in education and child labour / International Labour Office, ILO International Programme on the Elimination of Child Labour. Geneva: ILO, 2007, 159 p.

136. Consolidated Good Practices in Education and Child Labour. Geneva, ILO, 2007.

137. Diamond Charles, Tammy Fayed. Evidence on Substitutability of Adult and Child Labour. The Journal of Development Studies, 1998, vol. 34, no. 3, pp. 6270.

138. Doepke M., Zilibotti F. The Macroeconomics of Child Labor Regulation, American Economic Review, 2005, 95(5), 1492-1524.

139. Dumas C. Why Do Parents Make Their Children Work? A Test of the Poverty Hypothesis in Rural Areas of Burkina Faso. Oxford Economic Papers, 2007, 59(2), 301-329.

140. Duryea Suzanne, Arends-Kuenning Mary. School Attendance, Child Labor and Local Labor Markets in Urban Brazil. International Development Bank, 2001.

141. Dwibedi Jayanta, Chaudhuri Sarbajit. Foreign Capital, Return to Education and Child labour. Munich Personal RePEc Archive, 2007.

142. Edmonds Eric, Turk Carrie. Child Labor in Transition in Vietnam. Working Paper 2774. Washington, D.C.: The World Bank, 2002.

143. Edmonds Eric, Pavcnik Nina. Does Globalization Increase Child Labor? Evidence from Vietnam. Working Paper 8760, February. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2002.

144. Education as an intervention strategy to eliminate and prevent child labour: Consolidated Good Practices of the International Programme on the Elimination of Child Labour (IPEC). / ILO, 2006.

145. Emerson Patrick M., Souza André Portela. Birth Order, Child Labor and School Attendance in Brazil, manuscript, 2002.

146. Facts on Child Labour 2005.

147. Fan C. Simon. Relative wage, child labor? And human capital. Department of Economics, Lingnan University, Tuen Mun, Hong Kong, 2004.

148. Fan C. Simon. The luxury axiom, the wealth paradox and child labour. Journal of Economic Development, 2011,Vol. 36, no. 3, 25-46.

149. Frank Hagemann, Diallo Yacouba, Etienne Alex, Mehran Farhad. Global child labour trends 2000 to 2004. ILO, Geneva, 2006.

150. Galbi Douglas A. Child Labor and the Division of Labor in the Early English Cotton Mills. Journal of Population Economics, 1997, vol. 10, no. 4, pp. 357375.

151. Grootaert Christiaan, Kanbur Ravi . Child Labor: An Economic Perspective, International Labor Review, 1995, vol. 134, no. 2.

152. Guarcello L., Lyon S., RosatiF. C. Impact of children"s work on school attendance and performance: a review of school survey evidence from five countries -Geneva: ILO, 2005.

153. Gupta Manash R. Unemployment of Adult Labor and the Supply of Child Labor: A Theoretical Analysis, mimeo: Jadavpur University, Calcutta, 1997.

154. Hazan, M., Berdugo B. Child Labor, Fertility, and Economic Growth. Economic Journal, 2002, 112(482), 810-828.

155. Horrell Sara, Humphries Jane. The Exploitation of Little Children: Child Labor and the Family Economy in the Industrial Revolution. Explorations in Economic History, 1995, vol. 32, pp. 485-516.

156. Hunt E.H. Industrialization and Regional Inequality: Wages in Britain, 17601914. Journal of Economic History, 1986, pp.935-966.

157. IPEC, Blanco Allais F., Hagemann F. Child labour and education: Evidence from SIMPOC surveys / IPEC Geneva: ILO, 2008.

158. IPEC, Dormán, P. Child labour, education and health: A review of the literature / International Labour Office Geneva: ILO, 2008.

159. IPEC, Edmonds E.V., Defining child labour: A review of the definitions of child labour in policy research / International Labour Office, International Programme on the Elimination of Child Labour (IPEC) Geneva: ILO, 2009.

160. IPEC, Give girls a chance. Tackling child labour, a key to the future / International Labour Office Geneva: ILO, 2009.

161. Iversen Vegard. Autonomy in Child Labor Migrants. World Development, 2002, vol. 30, no. 5, pp. 817-834.

162. Jean Fares and Raju Dhushyanth. Child labor across the developing world: Patterns and correlations: background paper to the 2007 world development report. The World Bank: World Development Report, 2007.

163. Joining forces against child labour. Inter-agency report for h e Hague Global Child Labour Conference of 2010 / Understanding Children"s Work (UCW) Programme Geneva: ILO, 2010.

164. Kambhampati, U.S., Rajan R. Economic Growth: A Panacea for Child Labor? World Development, 2006, 34(3), 426-445.

165. Kruger D.I. Coffee Production Effects on Child Labor and Schooling in Rural Brazil. Journal of Development Economics, 2007, 82(2), 448-463.

166. Green Laura, Child Labor: Then and Now.

167. Levy Victor. Cropping Pattern, Mechanization, Child Labor and Fertility Behavior in a Farming Economy: Rural Egypt. Economic Development and Cultural Change, 1985,vol. 33, no.4, pp. 777-791.

168. Lyons John. Family Response to Economic Decline: Handloom Weavers in Early Nineteenth-Century Lancashire. Research in Economic History, 1989, vol.12, 45-91.

169. Nardinelli Clark. Child Labor and the Industrial Revolution. Bloomington: Indiana University Press, 1990.

170. Nardinelli Clark. Child Labor and the Factory Acts. The Journal of Economic History, 1980, vol. 40, issue 4, pp. 739-755.

171. Ray Ranjan. How Child Labour and Child Schooling Interact with Adult Labour. Working Paper 2179. Washington, D.C.: The World Bank, 1999.

172. Robles-Vásque Héctor, Abler David G. Education and Labor Force Participation by Mexican Children during Structural Adjustment: A

173. Microeconomic Analysis. Working Paper 00-05.University Park, PN: Population Research Institute, 2000.

174. Swaminathan Madhura. Economic Growth and the Persistence of Child Labor: Evidence from an Indian City. World Development, 1998,vol. 26, no. 8, pp 15131528.

175. Tuttle Carolyn. Hard at Work in Factories and Mines. The Economics of Child Labor During the British Industrial Revolution. Boulder: Westview Press, 1999.1. Интернет источники

176. Национальный статистический комитет КР http://www.stat.kg

177. World bank (Всемирный банк) http:// www.worldbank.org. ru / rus / statistics

178. UN Committee on the Rights of the Child (Комитет ООН по правам детей): http://www2 .ohchr. org

179. African Committee of experts on the rights and welfare of the child (Африканский экспертный комитет по правам и благополучию детей): http://www.africa-union.org

180. Child Rights Information Network (CRIN) NGO Group for the convention of the rights of the child: http://www.crin.org

181. Office of the High Commissioner for Human Rights OHCHR (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека): http://www.ohchr.org

182. UNICEF (Детский фонд Организации Объединенных Наций): http://www.unicef.org

183. Global March Against Child Labor (Мировое движение по мобилизации усилий в защиту и поддержку прав всех детей): http://www.globalmarch.org

184. Childlnfo Monitoring the Situation of Children and Women (Наблюдение за положением детей и женщин): http://www.childinfo.org

185. International Labor Organisation (Международная организация труда МОТ): http://www.ilo.org

186. IPEC International Programme on the Elimination of Child Labor (Международная программа по устранению детского труда): http://www.ilo.org/ipec/

187. International research on working children IREWOC (международное исследование по детскому труду): http://www.childlabour.ne

188. Child Labor Coalition: http://stopchildlabor.org

189. Eliminating of cild labor in Tobacco growing (Искоренение детского труда в табачной промышленности ): http://www.eclt.org

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Во всём мире, если брать за основу данные МОТ, трудится приблизительно 200 – 250 миллионов детей. Многие из них работают в тяжелейших, вредных условиях, по принуждению либо просто потому, что иначе невозможно. Что касается России, точные данные на этот счёт отсутствуют, хотя приблизительная цифра – 6 миллионов. Такое деяние подпадает под категорию (равно как , и др.)

Особенности злодеяния

Теоретически дети в России защищены от насилия, эксплуатации и других незаконных действий. Практически всегда кара за преступление более сурова, если жертвой стал несовершеннолетний.

Однако информация по эксплуатации детей буквально рассеяна по самым разным кодексам. И далеко не всегда нарушителей ждёт хоть сколько-нибудь весомое наказание.

Нормы законодательства

Международные конвенции

Существует важный международный документ, который ратифицировали полторы сотни стран. Это Конвенция 1989 года, посвящённая правам детей (принята Генеральной Ассамблеей ООН), в том числе и право ребенка на защиту от эксплуатации.

Сразу в нескольких статьях (например, 19, 32) говорится о запрещении детской эксплуатации. Государства-участники обязаны принять меры, чтобы защитить детей, организовать надлежащий надзор, а также обеспечивать реабилитацию жертв эксплуатации.

Российская Федерация

В законах России можно назвать несколько ключевых норм:

  1. 37-я статья Конституции говорит о свободе труда, недопустимости принуждения в этой сфере. Труд должен проходить в должных условиях, включая достойную оплату.
  2. Федеральный закон №124-ФЗ (принят в 1998 году) гарантирует детям-работникам льготы, отпуска и сокращённое рабочее время. Об этом говорится в 11-й статье.
  3. Закон №273-ФЗ, в котором говорится об образовании в РФ, говорит о недопустимости привлечения ребёнка к труду вне программы учебного заведения (п. 4 34-й статьи).
  4. Во многих статьях ТК РФ говорится об особенностях принятия на работу несовершеннолетних, оплате их труда и прочих нюансах.

Также в последнее время идет речь о внесении поправок в статьи УК РФ с цеью урегулирования проблемы эксплуатации детского труда.
Теоретически всё очень даже хорошо. На практике ситуация совершенно иная.

Состав преступления

В Уголовном кодексе нет определённой статьи, которая посвящалась бы отдельно эксплуатации детей. Соответственно невозможно говорить и о составе преступления.

В некоторых случаях возможна квалификация по статье 127.1, если эксплуатация сопровождается . В примечании к этой статье говорится о либо услугах, подневольности, различных (об этом подробнее далее).

Виды и формы эксплуатации детского труда в России

Самая распространённая ситуация – это поручение какой-либо работы детям младше шестнадцати лет. Дети разносят рекламную продукцию по квартирным почтовым ящикам, раздают листовки на улицах.

Чаще всего это продолжается долгие часы, сопровождается многокилометровым хождением пешком, и оплачивается порой мизерными денежными суммами. Но не исключается и обман, когда детям под различными предлогами просто отказывают в оплате.

Что ещё делают дети? Помогают родителям торговать, убирать территории и помещения.

Здесь порой трудно найти довольно тонкую грань между необходимым трудом в семье и настоящей эксплуатацией. Более того, многие оценивают такую ситуацию положительно. Мало кто задумывается, что детям при этом порой просто некогда делать домашние задания, учиться, не говоря уже об играх.

Можно говорить и о неком виде эксплуатации детского труда в школе, когда малышей заставляют убирать ее территорию и переносить вещи из одного кабинета в другой.

О ночных видах эксплуатации труда ребенка смотрите в следующем видео:

Методика расследования

МОТ отмечает: проблема детского труда в России часто игнорируется, оценивается неверно и потому не решается. Часто в этом виноваты родителей детей.

Когда в семье подрастает дочка или сын, её (его) часто поощряют к устройству на работу/подработку. Если дело находится, чадо становится буквально героем.

Однако многие родители не принимают никаких мер, если их детей обманывают недобросовестные работодатели. Одни отговариваются распространёнными словами вроде «жизнь у нас такая», другие буквально вынуждены выживать. Кто-то просто не желает «связываться», не умеет правильно оформить жалобу. Есть и те, кто глубоко равнодушен к своим детям.

О преступлениях заходит речь только в самых серьёзных случаях. Например, когда сами родители продают своих детей или в подпольные публичные дома/порнографические киностудии.

Уголовная ответственность


Никакой специфической уголовной или другой ответственности за эксплуатацию ребёнка в чистом виде не установлено.
Положение дел на рынке труда в России складывается так, что многие люди бесправны и почти не имеют возможности себя защищать.

Сформулировать ситуацию проще всего так: «Не нравится? Уходи и не работай, найдём других, более сговорчивых и не таких требовательных». Это относится и ко взрослым, и к детям.

Действия сексуального характера

В 34-й статье международной «детской» Конвенции говорится о том, что ребёнок должен быть защищён от совращения или эксплуатации сексуального характера. Это означает запрет на проституцию, порносъёмку, склонение/принуждение в сексуальном плане.

  • В случае сексуальной эксплуатации детей и подростков нормы статей УК РФ несколько жёстче. Показательна в этом плане уже упомянутая статья 127.1 (рассматривается отдельно).
  • Если ребёнка принуждают к проституции, это уже 240-я статья УК. Тюремный срок при этом может исчисляться тремя – восемью годами. Плюс ограничение свободы (один – два года) и возможный запрет на занятие определённых должностей/некоторые виды деятельности (в пределах пятнадцати лет).
  • Наконец, в 242.1 УК РФ говорится об изготовлении порнографических материалов с привлечением несовершеннолетних. Особо квалифицированным такое преступление признают, если пострадают дети младше четырнадцати лет.

В зависимости от тяжести злодеяния наказание может вылиться в тюремное заключение (максимум – 10 лет), ограничение свободы в пределах двух лет и запрещение занимать некоторые должности либо выполнять определённую деятельность на срок до пятнадцати лет.

Очевидно, что сфере детской эксплуатации законодательство России ещё требует разработки новых норм и корректировки существующих. Только в этом случае каждый ребёнок будет по-настоящему, в должной мере защищён.

Весьма познавательный и полный материал по вопросу преступления сексуальной эксплуатации детей рассмотрен в следующем видеосюжете:


12 июня отмечается Всемирный день борьбы с детским трудом. Эта дата была объявлена в 2002 году Международной организацией труда (МОТ) с целью привлечь внимание к проблеме эксплуатации детей, которая наблюдается во многих странах мира.

«Дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты» — эти слова из Манифеста Коммунистической партии, опубликованные более 120 лет назад, остаются актуальными по сей день. Пожалуй, они приобрели даже более страшный смысл, поскольку сегодня дети являются предметами и инструментами в проституции и при изготовлении порнографических материалов в таких масштабах, каких не знала вся предыдущая история человечества.

Проблема эксплуатации детского труда обострилась с развитием капитализма. К. Маркс писал: «Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обладающих более гибкими членами. Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин!»

Сегодня лишь 7% несовершеннолетних работников заняты в промышленности, 26% — в сфере услуг, 60% — в сельском хозяйстве. Однако, как и на ранних стадиях развития капитализма, современный труд детей, особенно его наихудшие формы (проституция, порнобизнес, торговля детьми, принудительный призыв детей в армию, работа на вредных производствах) приводит к физической и моральной деградации детей и подростков, к высокому уровню детской смертности.

Кампания по искоренению наихудших форм детского труда, начатая МОТ в 2002 году, призвана решить проблему к 2016 году. Обеспокоенность и усилия мирового сообщества понятны. Однако ещё Маркс отмечал, что полное запрещение детского труда при капитализме является пустым благочестивым пожеланием. И с этим трудно не согласиться. По последним оценкам МОТ, число работающих детей в мире составляет 215 миллионов человек, причём более половины из них работают в опасных условиях. В 1997 году работающих детей было не намного больше – около 250 миллионов. Это дети в возрасте от 5 до 14 лет.

Да, ООН и МОТ рассматривают детский труд как эксплуатацию. В 1999 году была принята Конвенция о запрещении детского труда и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. 171 страна ратифицировала эту Конвенцию (Россия в 2003 году). МОТ оказывает поддержку работающим детям и отмечает положительные глобальные тенденции. Но можно ли полностью искоренить детский труд в условиях капитализма? О невозможности решить другую серьёзную социальную проблему – наркоманию – в ООН уже заявили. 2016 год не за горами. Есть ли какой-то прогресс в решении этой проблемы за последние годы?

Международная организация труда была создана в 1919 году. Среди причин её создания, кроме ухудшения условий труда в мире, была и революция в России. Мировое сообщество вознамерилось доказать, что социальные проблемы можно решить не революционным, а эволюционным путём. Прошёл уже почти век. Детский труд, борьбу с которым МОТ начала с момента своего образования, приобрёл за это время лишь новые страшные формы, что и вынудило принимать дополнительные конвенции и объявлять о необходимости срочных мер.

Кое-кто пытается припомнить эксплуатацию детей при социализме в СССР. Но все воспоминания сводятся к использованию детского труда на хлопковых плантациях в Узбекистане и к трудовым лагерям пионеров и комсомольцев. Никто не отрицает, что это было, и стоит даже подтвердить, что труд детей при социализме был воспитательным фактором. Зачастую, колхозы и предприятия, где дети и подростки получали трудовые навыки, терпели убытки от «помощи» подрастающего поколения, но несли на себе такую нагрузку (работа детей в годы Великой Отечественной войны, понятно, здесь даже и не рассматривается). Кроме того, воспоминания об участии в трудовых детских десантах обычно заканчиваются признанием, что время это было чудесное и замечательное – больше было общения и коллективных мероприятий, чем собственно самого труда.

Сегодня в том же Узбекистане дети сами сбегают из школ на хлопковые плантации, чтобы заработать лишние деньги и помочь семье. В России уже 10-11-летние дети предпочитают работу ради денег учёбе, спорту и познавательным развлечениям.

Ф. Энгельс писал: «… в первый же день после взятия им политической власти рабочему классу предстоит принять для охраны женского и детского труда еще гораздо более решительные меры, чем билль о десятичасовом или даже о восьмичасовом рабочем дне». Так оно и было в России, когда МОТ ещё не существовала. Одним из первых декретов Советской власти был декрет о 8-часовом рабочем дне, запретивший детский труд и регламентировавший труд подростков. Эти же положения были включены в Кодексы законов о труде РСФСР и СССР последующих лет. СССР присоединился к Конвенции о минимальном возрасте приёма на работу (16 лет) в 1974 году. О наихудших формах детского труда тогда у нас и речи не было…

Распространение детского рабского труда - одна из основных проблем современного мира . По данным Международной организации труда , на сегодняшний день более 250 миллионов детей незаконно эксплуатируются на различных производствах , а детская работорговля по прибыльности стоит на третьем месте после торговли оружием и наркотиками . Борется ли современное общество с фактами детского рабства ?


Аркадий Мамонтов - торговля детьми

Проблема современного общества

Как бы дико это ни звучало, в настоящее время торговля детьми — одна из самых серьезных проблем современного общества. Ежегодно десятки тысяч несовершеннолетних по всему миру попадают в руки "рабовладельцев", которые вынуждают их заниматься тяжелым физическим трудом, проституцией и другими незаконными деяниями. Аналитики из Организации Объединенных Наций утверждают, что более 12 миллионов человек по всему миру в настоящее время живут и трудятся в условиях рабства. И это в развитом современном обществе! По данным мировых экспертов, торговля детьми — третье по уровню дохода занятие после торговли оружием и наркотиками. Их доход составляет уже порядка 10 миллиардов долларов ежегодно.

Не менее серьезный вопрос — проблема незаконного детского труда, популярность которого растет с ужасающей скоростью. По данным ООН, только на 2011 год насчитывалось более 250 миллионов детей, вынужденных работать в очень тяжелых условиях. Интересно, что большей популярностью детский труд пользуется в Азии — там незаконно эксплуатируется более 153 миллионов детей; в Африке — 80 миллионов и 17 миллионов — в Латинской Америке.

Не так давно полиция небольшого западно-африканского государства Буркина-Фасо с помощью специалистов из Интерпола провела акцию по освобождению детей, которые были вынуждены трудиться на золотодобывающем руднике. Во время операции было освобождено более 400 тысяч детей и подростков, работавших в шахте. Как отметила представитель полиции страны Гана Пасиенс Квайона, дети были вынуждены работать в очень тяжелых условиях — в узких тесных шахтах, на глубине до 70 метров, без доступа свежего воздуха. Интересно, что зарплату детям не выплачивали. Сейчас все они помещены в приюты, а местные власти с помощью Интерпола начали поиск родителей. По данному делу было задержано 73 человека, которым уже предъявлены обвинения. Кстати, в прошлом году полиция Ганы во время подобных рейдов освободила более 250 детей, которые были вынуждены заниматься проституцией.

П ричины детского рабства

По данным Международной организации труда, более 120 наименований товаров в мире производится детьми. Не так давно даже было выдвинуто обвинение всемирно известной компании Nestle, где по словам аналитиков из Международной организации труда, на производстве шоколада было незаконно задействовано множество несовершеннолетних.

По заявлению ООН, главной причиной, по которой дети попадают в руки рабовладельцев или лиц, принуждающих их к незаконной трудовой деятельности, является бедность. В Китае, например, особенно на юго-западе страны, где население отличается крайней бедностью, рынок детского труда очень широк — здесь можно встретить даже детей семи-восьми лет. Все несовершеннолетние трудятся на крайне опасных производствах, получая за свойтруд мизерную плату. Конечно же, никто из них официально не числится на производстве, и процент смертности среди них очень высок. Многие родители сами фактически продают своих детей, чтобы погасить существующие долги либо поправить свое финансовое положение.

Для рабовладельцев же дети по ряду причин представляют вполне определенный интерес. Во-первых, вынудить несовершеннолетнего выполнять ту или иную работу гораздо легче, чем взрослого; во-вторых, дети менее требовательны, а их труд стоит дешевле. К примеру, в Гане многие дети, которые незаконно эксплуатируются на тяжелых и опасных производствах, получают всего шестую часть минимальной ставки для оплаты труда в стране.

Борьба с детским рабством

Мировая общественность давно бьет тревогу: проблема рабства затрагивает не только страны третьего мира, но и передовые державы.

Не так давно, летом этого года, российское Министерство иностранных дел подняло вопрос о проблемах детского рабства не где-нибудь, а в США! Представитель МИД РФ Александр Лукашевич в своем выступлении отметил, что сегодня в США довольно сильно развита торговля детьми, однако Госдепартамент это усиленно замалчивает. Штаты, по его словам, сильно обеспокоены проблемами работорговли во всем мире, однако нарочито не замечают довольно серьезные проблемы в своем регионе.

В докладе он отметил, что по данным НПО "Проект Поларис", в стране ежегодно более ста тысяч несовершеннолетних привлекаются к занятию проституцией, съемкам в порнографических фильмах против своей воли. А сироты или приемные дети, достигнув совершеннолетия, оказываются на улице и тут же попадают в руки торговцев живым товаром.

Похожие публикации