Пять русских народных загадок. Загадки – вид русского фольклора

Загадки – совершенно особый вид народного фольклора. Это не просто развлечение, загадки тренируют ум ребенка, развивают внимание и память, учат выделять важные признаки предметов.

Загадывайте детям загадки! Даже если ребенок не смог отгадать загадку сам, а узнал ответ от вас – это тоже хорошо. Это помогает посмотреть на вещь или явление с другой стороны, обогащает словарный запас ребенка. Дети учатся определять переносное значение слов.

Мы привыкли предлагать маленьким детям стихотворные загадки, в которых ответом является легко угадываемая рифма. Ребенок часто даже не вникает с смысл слов загадки, а просто подставляет рифму. Но русские народные загадки для детей – редко бывают стихотворными, зачастую это всего одно предложение. Зато они лаконичны и требуют смекалки.

При отгадывании русских народных загадок детьми есть один нюанс. В некоторых из них используются устаревшие слова, а некоторые – о предметах, которые современный ребенок в глаза не видел, или которые не являются обыденными (например, валенок: «не шит, не кроен, а весь в рубцах»). Загадывая такую загадку, будьте готовы в случае затруднения ребенка, давать наводящие вопросы, небольшие подсказки, но не говорите сразу правильный ответ, не отнимайте удовольствия догадаться самому.

Загадки про инструменты

  • Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)
  • Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь)
  • Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется. (Топор)
  • Кочет голенаст, а кланяться горазд. (Топор)
  • Нос стальной, хвост льняной. (Нитка с иголкой)
  • Два кольца, два конца, в середине гвоздик. (Ножницы)
  • Стучит, вертится, страху божьего не боится. Считает наш век – а не человек. (Часы)
  • Один братец отдыхает зимой, а другой летом. (Телега и сани).
  • Не столько поест, сколько истопчет. (Ступа)
  • Стоит Бабя Яга, распорота нога. Весь мир кормит, а сама голодная. (Соха)
  • Без рук, без ног, лапшу крошит (Нож).
  • Маленькая головка и тысяча глаз. (наперсток)
  • Черная курица на красных яйцах сидит. (Котелок на огне)
  • Встану, так выше коня, А лягу, так ниже кота. (Коромысло)
  • Два братца хотят подраться, да руки коротки. (Коромысло)
  • Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора. (Коромысло)
  • Маленький, пузатенький, а весь дом бережет. (Замок)
  • Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь)

Загадки о растениях

  • Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
  • Не огонь, а жжётся. (Крапива)
  • Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)
  • Сидит дед во сто шуб одет; А кто его раздевает - слёзы проливает. (Лук)
  • Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
  • Белым цветёт, Зелёным висит, красным падает. (Яблоко)
  • Золотой теленок на привязи толстеет. (Дыня)

Народные загадки про животных

  • Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
  • Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисица)
  • Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)
  • Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
  • Под большим камнем много камешков поют. (Цыплята под курицей)
  • Стоит изба безугольна, живут в ней люди безуёмны. (Улей)
  • Кого в ноевом ковчеге не было? (рыб)
  • Ничего не болит, а все стонет. (Свинья)

Детские загадки о явлениях природы

  • От одного очага весь свет греется. (Солнце)
  • Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)
  • Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
  • Белая скатерть все поле укрыла. (Снег)
  • Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег. Заревет – тут в значении «заплачет», т.е. растает).
  • Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
  • Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт. (Дождь, земля и трава).
  • Седой дет у ворот нам глаза заволок. (Туман)
  • Гаркнул гусь на всю Русь. (Гром)
  • Когда видишь, то не видишь. А когда не видишь – то ее видишь. (Темнота)
  • Бежала – шумела, заснула – заблестела. (Река)
  • Дверь откроешь – лохматая собака зайдет. (Пар в мороз)
  • Все есть, не наедается, а воды попьет – умрет. (Огонь).
  • Где лежала красная коза, там трава не растет. (Кострище)

Произведения устного народного творчества передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Это песенки и потешки, пестушки и прибаутки, считалки и заклички, сказки и загадки.

Загадка – самый распространённый жанр устного народного творчества и представляет собой «иносказательное поэтическое описание предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.» Русский фольклор обладает огромным богатством загадок, которые раскрывают представления народа об окружающих его предметах, о природе, её явлениях. В них всегда указаны главные качества загадываемого предмета, по которым он отличается от других, похожих на него.

Современная жизнь внесла свои изменения в содержание загадок. В них отразился технический прогресс, быт и культура другого поколения людей. Многие загадки стали авторскими и относятся уже к разделу литературных загадок.

Загадки имеют огромное воспитательное значение, так как они развивают мышление и внимание, память и наблюдательность, речь и звукопроизношение.

Использование загадок помогает мне разнообразить занятия, интересно организовать досуг детей, где они расширяют свой кругозор и самостоятельность.

При отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо соблюдать важное требование – их доступность. Каждая загадка – это своего рода логическая задача, в ней содержится вопрос, а решением этой задачи будет являться ответ. Поэтому, подбирая загадки для младшего дошкольного возраста я ориентировалась на то, чтобы они были конкретными, без многочисленных признаков предмета, чтобы ребёнку можно было легче их запомнить и соотнести с загадываемым предметом. В начале предлагала загадки, в которых говорится об игрушках, о домашних животных, о предметах домашнего обихода. Старалась, чтобы в вопросе были отмечены внешний вид предмета (форма, цвет, величина) или какие-либо свойства, хорошо знакомые детям (голос животного, внешний вид, повадки).

Например: «Хвост крючком,

Нос пятачком.» (Поросёнок)

«Семьдесят одёжек,

И все без застёжек.» (Капуста)

«Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет – песенку поёт.» (Кошка)

«Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.» (Мяч)

Организовывала с малышами викторины «Узнай и покажи», «Отгадай, что в кузовке». Нужно было отгадать загадку и правильно найти картинку к отгадке. Детям очень нравятся подобные мероприятия.

Дети пятого года жизни уже могут выделять в предметах и материал, из которого они сделаны, и вкус, и сравнивать предметы между собой. Поэтому и тематика подбора загадок гораздо шире. Детям этого возраста подбирала загадки, в которых отражены особенности домашних и диких животных, овощей и фруктов, некоторых предметов домашнего обихода и одежды, орудий труда, транспорта и явлений природы. Признаки предметов должны быть четко выражены.

Например:

«Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.» (Лиса)

«Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня… (Луной).»

Также использовала загадки, где есть сравнения – метафоры.

Например:

«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.» (Снег)

«Вился, вился белый рой,

Сел на землю — стал горой.» (Снег)

Чтобы занятия по развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, художественной литературе были интереснее и разнообразнее, подбирала нужные загадки, которые соответствуют теме данного занятия.

Проводила с детьми различные развлечения с использованием загадок на разные темы. Например : «К нам в гости пришли и подарки принесли.» (Каждый из гостей загадывал загадку о своём подарке.); «Приход тётушки Загадушки».

Кругозор старших дошкольников значительно расширяется. Дети шестого года жизни сравнивают, обобщают и уже могут делать выводы по своим наблюдениям. Учитывая эти возрастные особенности в работе использую загадки разнообразной тематики на занятиях, прогулках и в быту. Характеристика загадываемого предмета может быть краткой, среди признаков должен обязательно присутствовать существенный, именно для данного предмета. Например , на прогулках, чтобы вызвать интерес к какому – либо объекту или явлению, предлагаю детям разгадать загадку.

«Пушистая вата

Плывёт куда-то.» (Облако)

Затем вместе с детьми рассматриваем облака, высказываем мнение, на что они похожи, быстро или медленно движутся, как можно определить силу ветра по их движению (сильный ветер – облака двигаются быстро, слабый – медленно).

Помогая младшему воспитателю во время хозяйственно-бытовой деятельности, предлагаю детям догадаться, о чём я спрашиваю:

«Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.» (Пылесос)

Летом и осенью с детьми наблюдали за жизнью насекомых, за различными растениями, а затем все свои наблюдения использовали при проведении викторин. «Угадай на вкус» (дары осени), «Поле чудес» (загадки о птицах и насекомых) «Когда это бывает» (загадки о явлениях природы), «Из какой сказки» (загадки о сказочных героях).

Для работы по использованию загадок в воспитании и всестороннем развитии детей подбираю нужную литературу, записываю загадки, классифицирую их по темам.

Используемая литература:

1. Русский фольклор/Составитель В. Аникин. — М: «Художественная литература», 1985.

2. Загадки, считалки и скороговорки. О.Д. Ушакова. — Санкт-Петербург: «Дом «Литера», 2013.

3. Загадки для малышей. В. Степанов. — «Издательство «Фламинго», 2014.

4. Загадки для малышей. Юрий Кушак. — «Издательство «Фламинго», 2013.

5. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Много-много загадок на разные темы.

Бьют меня палками, трут меня камнями,
Жгут меня огнем, режут меня ножом.
А за то меня так губят, что все меня любят.

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.

Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что зеленая.
О чем они вели разговор?

(Красная смородина)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.

Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.

Стоит дуб, полон круп,
Пятачком покрыт.

Стоит старик над водой,
Трясет бородой.

(Тростник)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине – сладко.

Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко.

Не море, не река, а волнуется.

(Поле с колосьями)

Золотые горы растут в летнюю пору.

Одно бросил – целую горсть взял.

Загадки о животных

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

По земле ходит,
Неба не видит,
Ничего не болит,
А все стонет.

Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем.

Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла.

Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?

Крылья есть, да не летает,
Ног нет, а не догонишь.

В тесной избушке
Ткут холст старушки.

Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?

(Муравьи)

Летит – воет,
Сядет – землю роет.

Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?

В болоте плачет,
А из болота не идет.

Два раза родится,
Один умирает.

Спереди шильце,
Сзади вильце,
Снизу полотенце.

(Ласточка)

С бородой родится,
Никто не дивится.

Шерстка мягонька,
Да коготок остер.

На сене лежит,
Сама не ест
И другим не дает.

Страх тепло волочит,
А тепло «караул» кричит.

(Волк и баран)

Не елка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.

Летом гуляет,
А зимой отдыхает.

(Медведь)

Драчун и забияка,
Живет в воде.
Когти на спине -
И щука не проглотит.

Кто на себе лес носит?

Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная…

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят…

(Черепахи)

И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые…

(Лягушки)

Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет – это…

Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый…

(Поросенок)

Через океан плывет великан,
А ус во рту скрывает.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…

(Воробей)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый…

Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый…

(Скворец)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…

Загадки о человеке

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.

Кто ходит утром на четырех ногах,
Днем на двух,
А вечером на трех?

(Человек)

Один говорит,
Двое глядят,
Да двое слушают.

(Язык, глаза, уши)

Живет мой братец за горой,
Да не встретится со мной.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.

Всю жизнь ходят в обгонку,
Да обогнать друг друга не могут.

Всегда во рту,
Да не проглотишь.

Деревяшка везет,
Костяшка сечет,
Мокрый Мартын заворачивает.

(Ложка, зубы, язык)

Двое ходят,
Двое смотрят,
Двое помогают,
Один водит и приказывает.

(Ноги, глаза, руки и голова человека)

Загадки о явлениях природы

Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.

Рукава есть у меня, Рук хотя и нет.
И хоть я не из стекла,
Я, как зеркало, светла.
Кто я? Дай ответ!

По серебряной дороге
Мы отправились в поход.
Остановимся на отдых,
А она себе идет.

Не взять меня и не поднять,
Не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
Не вымести метлой,
Но только мне придет пора -
Сама уйду я со двора.

Один идет, другая пьет,
А третья питается.

(Дождь, земля и трава)

Вокруг носа вьется,
А в руки не дается.

Что было завтра,
А будет вчера?

(Сегодня)

В горах блуждаю за тобой,
Откликнусь я на зов любой.
Все меня слыхали, но зато
Не видал еще никто.

Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не будет.

Что идет, не двигаясь с места?

Виден край, да не дойдешь.

(Горизонт)

Шуба нова, а на подоле дыра.

(Прорубь)

Ты за ней, она от тебя.
Ты от нее, она за тобой.

Что вниз вершиной растет?

(Сосулька)

В воде не тонет и в огне не горит.

Сам без рук, без глаз,
А рисовать умеет.

Без рук, без ног,
А в избу лезет.

Красное коромысло над рекой повисло.

Не вода и не суша.
На лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.

Серое сукно тянется в окно.

(Пар, туман)

Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь – и прятаться начнут.

Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет.

Не стукнет, не брякнет, а сам придет.

Горя не знаем, а горько плачем.

Меня бьют, ворочают, режут,
А я молчу да всем добром плачу.

Заревел вол за сто сел, за сто речек.

Чего в сундук не запрешь?

(Луч солнца)

Голубая простыня весь свет одевает.

Сестра к брату в гости идет,
А он от нее прячется.

(Луна и солнце)

Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Но кто же это?
Вот вопрос!
Все это делает…

Красный кот
Дерево грызет,
Весело живет.
А воды как попьет -
Зашипит, умрет.
Ты его рукой не тронь!
Этот красный кот…

Высокая и строгая,
Ходит, пол не трогая.
Кто ни выйдет, ни зайдет,
Ручку ей всегда пожмет.

Что за шустрый старичок,
Восемьдесят восемь ног,
Все по полу шаркают
За работой жаркою.

В воде она родится,
Но странная судьба -
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.

Ветер веет – я не вею,
Он не веет – вею я.
Но лишь только я завею,
Ветер веет от меня.

С виду клин,
А развернешь – блин.

Сижу верхом,
Не знаю на ком.
Знакомца встречу -
Соскочу, привечу.

Едва повеяло зимой,
Они теперь всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их…

(Рукавички).

Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал -
Там пропал.

Сидит на ложке, свесив ножки.

Без рук, без ног,
А в гору лезет.

Пять пальцев,
Ни костей, ни мяса, ни ногтей.

(Перчатки)

Хвостик из кости,
А на спинке – щетинки.

(Зубная щетка)

На поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.

С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
Со спиной, а без головы.

Два брюшка, четыре ушка.
Что это такое?

(Подушка)

Собака не лает,
А в дом не пускает.

Под одной крышей четыре братца живут.

Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот в дом войдет.

(Ключ в замке)

Крутая гора,
Что ни шаг – то нора.

(Лестница)

Что зимой дома мерзнет,
А на улице нет?

(Оконное стекло)

Всегда видятся, а вместе не сходятся.

(Пол и потолок)

Ходит, ходит, а в избу не входит.

Стоит поперек входа.
Одна рука в избе,
Другая на улице.

Загадки о технике и труде

Сам худ, а голова с пуд.

(Молоток)

Я реке и друг и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу.
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу!

Ходит скалка по дороге,
Грузная, огромная.
И теперь у нас дорога,
Как линейка, ровная.

(Дорожный каток)

Ходит он и землю ест -
Сотни тонн в один присест.
Степь на части он сечет,
А за ним река течет.

(Землеройный снаряд)

Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.

(Экскаватор)

Загудел глазастый жук,
Обогнул зеленый луг,
У дороги смял ковыль
И ушел, вздымая пыль.

(Автомобиль)

Ходит полюшком коровушка -
Саженый язычок.
Режет травушку коровушка
Под самый корешок.

(Самоходная сенокосилка)

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит.

(Трактор)

С края на край
Режет черный каравай,
Кончит, повернется,
За то же возьмется.

Спрыгнуть с него на ходу можно,
А вскочить на него нельзя.

(Самолет)

Не машет крылом, а летает.
Не птица, а птиц обгоняет.

(Самолет)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?

(Самолет)

Мой товарищ по походу
К твердым правилам привык:
Кончил дело и за щеки
Уберет стальной язык.

(Перочинный нож)

Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь…

(Паровоз)

Над поселком слышен бас,
Он утрами будит нас.
Мы привыкли по нему
К распорядку своему.

(Заводской гудок)

Захочу, так поклонюсь,
А поленюсь, так повалюсь.

Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай!
Отправляется…

(Трамвай)

На рояль я не похожий,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет,
Я зовусь…

(Велосипед)

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?

(Пароход)

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…

(Автомобиль)

Сидит на крыше всех выше.

(Антенна)

Возле уха завитуха,
А в середке разговор.

(Радионаушники)

Загадки об учебе и отдыхе

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы)

Мы – проворные сестрицы -
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим:
Уж такой у нас режим.

Ростом мал и пузат,
А заговорит -
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит.

(Барабан)

Мой рогатый конь трехногий
Быстро мчится по дороге,
Захочу – он постоит,
Захочу – вперед бежит.

(Трехколесный велосипед)

С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.

Дорога есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, морях – воды нет.

(Географическая карта)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.

Кулик невелик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.

(Школьный звонок)

Лето, зиму – все на лыжах;
Братец – стол, сестра – скамья.
Это самые на свете
Неразлучные друзья.

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.

Музыкант, певец, рассказчик,
А всего кружок да ящик.

(Патефон)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка:
Где пройдется, там след остается.

(Карандаш)

Под гору – коняшка,
А в гору – деревяшка.

Черные, кривые, От рожденья все немые.
Станут в ряд -
Сейчас заговорят.

Что за чиж на черном поле
Чертит клювом белый след?
У чижа ни ног, ни крыльев,
Ни пера, ни пуха нет.

На этом уроке вы познакомитесь с понятием загадка, рассмотрите художественные средства, при помощи которых создаются загадки, узнаете виды и темы загадок; научитесь составлять загадки.

2. О воде, реках, ручьях:

Что вверх корнем растёт?

(сосулька) (рис. 2)

Рис. 2. Сосульки ()

Кругом вода, а с питьём беда.

(море) (рис. 3)

3. О насекомых:

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов.

(муравейник) (рис. 4)

Рис. 4. Муравейник ()

4. О птицах:

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.

(курица) (рис. 5)

5. О животных:

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

(овца) (рис. 6)

6. О людях:

Не часы, а тикает.

(сердце) (рис. 7)

7. Относящиеся к сельскому хозяйству (пашня, обработка хлеба):

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет.

(плуг) (рис. 8)

8. О лесе, деревьях, кустах:

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.

(берёза) (рис. 9)

Рис. 9. Берёзовая роща ()

9. Об овощах и ягодах:

Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

(кочан капусты) (рис. 10)

Посреди двора - золотая голова.

(подсолнух) (рис. 11)

Рис. 11. Подсолнух ()

Загадки бывают рифмованными:

Чёрный Ивашка - деревянная рубашка.

Где носом ведёт, там заметку кладёт.

(карандаш) (рис. 12)

Рис. 12. Карандаш ()

Загадка - это:

  • небольшое поучительное высказывание, народная мудрость;
  • краткое произведение, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки;
  • небольшой стишок.

Определите, к какому жанру фольклора относятся данные тексты:

Мохнатенько,

Усатенько,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

(это загадка; разгадка - кот) (рис. 13)

Котенька, коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать…

(потешка)

Ёжик, ёжик-чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Нам водилу выбирать.

(потешка)

В новой стене,

В круглом окне

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено.

(загадка; отгадка - прорубь) (рис. 14)

Жили-были старик да старуха. У них была дочка Алёнушка да братец её Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки.

Ответ: лампочка - похожа на грушу по форме, подвешена к потолку, но съесть её нельзя, потому что она стеклянная (рис. 16).

Рис. 16. Лампочка ()

У всех народов загадки были показателем мудрости, а человек, который умел отгадывать и придумывать загадки, считался мудрецом. У вас есть уникальная возможность стать мудрецами. Придумайте загадки сами и загадайте их своим близким или друзьям.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Ped-kopilka.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. 5klass.net ().

Домашнее задание

  1. Дать определение понятию загадка , перечислить виды загадок, назвать составляющие загадок.
  2. Придумать загадку-вопрос про любого животного.
  3. Выучить три загадки на разные темы, подобрать к ним иллюстрации.

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры . Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia - притча 1).

Загадки - одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И. Даль писал, что загадка - это

"иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки". 2

Фольклористы определяют загадку как

"иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать". 3

Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. 4 Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.

Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает - другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" - ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?" - звезды). Загадки могут строиться на диалогах: - Это черное? - Нет, красное. - А почему белое? - Потому, что зеленое (красная смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь. (Репа)

В загадках используются разные средства и приемы художественной выразительности: сравнения ("черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повертка в лес" - сорока), метафоры ("пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают" - руки), гиперболы ("у матери двадцать деток, все детки - однолетки" - курица с цыплятами).

Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" - опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" - молотьба хлеба) 5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" - "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" - разговор ухвата и помела).

В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.

Похожие публикации