Повышение пенсии по госслужбе в году. Порядок расчёта пособия

Время чтения ≈ 3 минут

Сегодня Российская Федерация претерпевает изменения, которые затрагивают практически все сферы. Из-за кризиса, который разразился в стране еще несколько лет назад, в первую очередь пострадало пенсионное обеспечение. Начиная с 2016 года в этой системе наблюдалось замораживание некоторых программ. Какой будет пенсия госслужащим в 2018 году и стоит ли ждать каких-либо изменений.

Что такое пенсионное обеспечение государственных служащих

Под пенсионным обеспечением лиц, занятых на должностях в органах власти и достигших пенсионного возраста, понимают довольствие, назначаемое и выплачиваемое государством. Размер его определяется длительностью трудовой деятельности (стаж) на тех или иных должностях.

Известно, что государственные служащие могут представлять как федеральный, так и региональный уровень власти. Из-за того, что эта категория занятых лиц получает заработные платы из бюджета (государственного или местного), размер их невысок. Соответственно, пенсии у них также небольшие.

Однако из-за экономического кризиса правительство приняло решение о замораживании или сокращении мероприятий, направленных на усиление социальной защищенности сотрудников государственных учреждений. Будет ли повышение пенсии госслужащим в России в 2018 году.

Служащим федерального или регионального подчинения пособия начисляются на основе трех правовых актов. А именно:

  • ФЗ О социальном государственном пенсионном обеспечении;
  • ФЗ О гражданской государственной службе;
  • ФЗ О страховых пособиях.
Пенсии федеральных чиновников.

Чего ожидать государственным служащим

Государственная дума 11 мая 2016 года приняла нормативный акт, согласно которому увеличению подлежит возрастной минимум для государственных служащих, по достижению которого лицо получает право выйти на пенсию. А именно:

  • для мужчин – 65 лет;
  • для женщин – 63 года.

Повышение возрастной планки не будет резким. Ежегодно к минимуму будет добавляться шесть месяцев. Показатель для женщин достигнет максимума к 2032 году, а для мужчин – к 2026 г. Такая разница объясняется тем, что уже сейчас мужчины выходят на пенсию достаточно поздно.

Последние новости об изменении размера пенсии госслужащим в 2018 году говорят о том, что претендовать на послужную государственную пенсию могут только те, кто проработал на государственной должности не менее 20 лет.

В текущем году срок выработки был значительно ниже – 15 лет. Стаж госслужбы, как и возрастной ценз, будет увеличиваться постепенно. В будущем году потребуется не менее 16 лет.

Эксперты убеждены, что правительство, увеличивая срок выслуги, стремится решить такие задачи:

  • сохранение кадров высокой квалификации, количество которых сокращается на фоне снижения числа трудоспособного населения («старения» населения страны);
  • экономия бюджетных средств.

Как показывают последние новости о пенсии, госслужащим будут выплачивать дополнительные суммы за выслугу лет. За каждый год, который превышает установленный минимум, прибавляется 3% от уровня заработной платы. Важно помнить, что максимальная сумма доплаты не может превышать 75% от суммы .


Пенсия госслужащим 2018 году

Как рассчитывается повышенное пенсионное довольствие

По последним новостям, пенсия за выслугу лет госслужащим будет начисляться по схеме, утвержденной в статье 14 Федерального закона №166. Так же, как это происходило и в предыдущие года.

В целом формула выглядит следующим образом:

П = (45%СЗ - СП) + 3%СЗ × Ст

П – пенсионное послужное содержание в денежном выражении;

СЗ средний размер оплаты труда;

СП – размер страхового обеспечения (по инвалидности или возрасту) и фиксированных выплат;

Ст – стаж

По последним новостям, иных значительных изменений пенсия госслужащих в России не будет претерпевать. Эксперты объясняют это усугубляющимся экономическим кризисом на фоне искусственно сдерживаемой инфляции (путем выпуска дополнительной денежной массы).

В будущем году российских пенсионеров ждет тройное повышение пенсий. Правда, речь идет о повышении по одному разу для трех разных категорий получателей выплат – трудовых и социальных пенсий, а также пенсий для работающих пенсионеров. В целом проект бюджета не содержит ничего нового – все как обычно. Однако чиновники все-таки решили внести некие поправки в данный процесс. В частности, в Минфине пообещали, что пенсии для ушедших на заслуженный отдых и оставивших трудовую деятельность стариков будут повышены на коэффициент, превышающий уровень инфляции.

Ожидаемый уровень инфляции в 2018 году – 3,2%. Индексационный коэффициент, в свою очередь, должен достигнуть 7,05%, что почти на 4 процентных пункта выше. Эта, казалось бы, несущественная «подачка» пенсионерам, воспринимается финансовым ведомством как настоящее достижение. Во-первых, в Минфине вообще редко когда одобряют подобные идеи, а во-вторых, это, оказывается, должно поддержать пенсионеров после стольких лет падения получаемых ими страховых выплат. Кому и на сколько повысят пенсии, и с чем это связано?

Кому и на сколько?

Индексация пенсий начнется не традиционно для России – уже в январе, причем именно в январе она охватит самую большую группу ее получателей – неработающих стариков. По общему правилу, повышение должно датироваться февралем, что обусловлено необходимостью посчитать уровень годовой инфляции. В 2019 году, так как индексация будет проводиться по более высокому уровню, решено результатов статистов не дожидаться. Как уже озвучил глава Минтруда Максим Топилин, дабы обеспечить «более значимый» прирост пенсий, с января они поднимутся на 7,05%. Стоит отметить, что инфляция в 2018 году превосходит все ожидания чиновников – изначально заложенный уровень должен был составить около 4%. Но так как сегодня она даже не превысила 3%, повышение пенсий на 7% в любом случае будет выше инфляции, так что реальный рост пенсий российским старикам, казалось бы, обеспечен.

Не оставят без индексации в будущем году и пенсии так называемых социальных пенсионеров. Ее в России получают инвалиды, ветераны, некоторые категории иждивенцев, а также те, кто к достижению пенсионного возраста не смог накопить достаточного количества лет страхового стажа. Сегодня она в среднем составляет около 8,9 тыс. рублей. Правда, повышение намечено лишь на апрель 2019 года, но индексационный коэффициент также будет ниже уровня инфляции и составит 2,4%. Обратим внимание, что размер данной пенсии серьезно зависит от основания для ее назначения: некоторые инвалиды получают по 15-16 тыс., в то время как множество стариков, не имеющих необходимого стажа – 5-6 тыс. рублей.

Третьими, кому по закону положена индексация, являются работающие пенсионеры, коих на сегодня около 12-14 млн человек. Но несколько лет назад она была отменена и на будущий год ее восстановление не планируется, что четко дал понять министр труда. Но при этом работающие пенсионеры продолжают еще и выплачивать страховые взносы, которые ежегодно конвертируются в баллы, поэтому оставить их без повышения пенсий как минимум преступно. Поэтому в августе 2019 года они получат повышение пенсии в зависимости от заработанных баллов. Стоимость одного балла составит в будущем году 87,24 рублей. Максимальна прибавка к пенсии – 3 балла. Таким образом, независимо от уровня зарплаты и отчислений, максимальная прибавка для работающих пенсионеров составит 261 рубль.

Лучше, чем в прошлые годы

По сути, какие-либо изменения порядка индексации коснутся лишь неработающих пенсионеров. В прошедшем 2017 году в целях экономии, как мы помним, индексация была проведена лишь на треть от установленного правительством уровня роста цен: вместо повышения почти на 13%, пенсии выросли лишь на 4%. В качестве компенсации старикам в начале года выплатили еще по 5 тыс. рублей единовременной помощи. Правда, возместить указанные средства могут лишь моральный ущерб – финансовые потери в будущем оцениваются куда более серьезно, чем в 5 тыс. рублей. Поэтому нельзя исключать тот факт, что обещанное в будущем году повышение на 0,5 процентных пункта выше уровня роста цен, вводится в качестве частичного покрытия указанных потерь. Хотя размер такой «полупроцентной подачки» и 8,9 процентных пункта недоиндексации в 2016 году, конечно, несравнимы, в Минфине уверены, что все потери стариков «практически компенсированы».

Впрочем, есть и ряд других очевидных причин, которыми обусловлено желание чиновников повысить выплаты выше инфляции. В частности, рост доходов Пенсионного фонда, на который и ссылаются в правительстве – именно он стал аргументом, которым в кабмине обосновали необходимость проведения индексаций на уровень выше, да еще и на месяц раньше.

Обратим внимание, что средства, необходимые для такой не только «щедрой», но досрочной индексации, уже были заложены в проект федерального бюджета ранее. А вот как это было подано общественности – совершенно другой вопрос. Мало того что «дополнительный доход» ПФР предписано выплатить пенсионерам с самого начала года, а это на целый месяц раньше, так еще и сама выплата преподнесена в качестве меры, восстанавливающей социальную справедливость. Мол, в условиях падения доходов населения власти должны заботиться не только о номинальном, но и о реальном росте назначаемых выплат.

Что представляет собой реальный рост пенсий в глазах кабмина? На данный момент средняя пенсия по стране составляет 13,65 тыс. рублей. В случае повышения по уровню инфляции пенсия вырастет до 14,09 тыс. рублей, при повышении, опережающем уровень инфляции – 14,16 тыс. рублей. Получается, что реальный рост пенсий составит, грубо говоря, в среднем 70 рублей. Для тех, у кого пенсия ниже средней, прибавка, соответственно, также будет ниже.

Деньги есть, но вы держитесь

«Повышение уровня материального обеспечения» для стариков на будущие 2 года заложено и в прогнозе, созданном аналитиками Минэкономразвития. Впрочем, эта формулировка не меняется в макроэкономическом прогнозе чиновников много лет, что ровным счетом ничего не меняет. Обратимся, в частности, к официальной статистике прошлых лет. Как говорят нам отчеты Росстата, в 2014 году реальные пенсии стариков, с поправкой на официальный уровень инфляции, выросли на 1%. В 2015-16 годах роста уже не было – падение реальных выплат совокупно составило 7,5%. Едва ли такое падение свидетельствует о повышение уровня благосостояния. Интересно, что ранее Минэкономразвития прогнозировало более высокий уровень инфляции, чем закладывает Минфин. На текущий год они закладывали, около 5%, на будущий – 4,5%, а на 2019 год – около 4%. Уже сегодня видно, что их прогнозам не суждено сбыться.

Тем не менее независимо от того, какие цифры будут в реальности, государственная социальная политика строится именно на этих прогнозах. И если речь идет о повышении благосостояния пенсионеров, а социальная политика, как декларируют в правительстве, строится на опережающих бедность принципах, то за будущие 2 года пенсию должны индексировать не менее чем на 15%.

Что касается ожидаемой индексации в 7,05%, то относительно нее эксперты едины во мнении: она сможет покрыть лишь рост цен на товары и услуги, которые в конкретном году внесены в потребительскую корзину. Каким-либо образом покрыть реальную инфляцию прибавка не позволит. Дело в том, что даже до минимума сокращенные потребности стариков в реальности оказываются куда более шире, чем считают чиновники. Помимо заложенных в минимум социально важных продуктов и коммунальных услуг, старики тратят деньги на лечение, медикаменты, приобретение дешевой одежды и т.д. Их положение при этом продолжает ухудшаться. Что интересно, даже ориентируясь на повышение уровня материального обеспечения пенсионеров, в своем плановом прогнозе до 2020 года Минэкономразвития уже заложило сокращение пенсий – совокупно на 2%.

А ведь индексация предполагается лишь для неработающих стариков – те, кто работают, предположительно обеспечивают себя самостоятельно. К тому же в августе им тоже будет повышение. Но такой подход эксперты пенсионного рынка считают не просто ошибочным, но и дискриминационным: большинство пенсионеров получает ничтожный трудовой доход, который также не способен покрыть рост цен. При этом они лишены индексации, что является социальной несправедливостью, кто в правительстве планировали восстановить.

Объем средств, аккумулированных Пенсионным фондом, в 2018 году вырос. Это, по мнению аналитиков рынка, говорит лишь о том, что деньги у государства на более существенную индексацию есть. В силу ситуации, возникшей на протяжении последних нескольких лет, логично было бы компенсировать недоиндексацию прошлого года в 2019 году. Но таковой обязанности в правительстве на себя не берут. Хотя перед выборами бывает всякое.

ВАМ МОЖЕТЬ БЫТЬ ПОЛЕЗНО

Пенсионная реформа в последние годы подвергается серьёзным преобразованиям и реформированию, и этот год не стал исключением из правил. Пенсия у госслужащих в 2018 году остаётся одним из актуальных и одним из самых обсуждаемых вопросов, при этом уже сейчас известно о том, что в этом году эту категорию служащих также ожидает очередная волна преобразований, связанная, прежде всего, с повышением пенсионного стажа, что в свою очередь самым прямым образом отразится на выплате пенсий. Согласно существующего законодательства в 2018 году следует ожидать увеличения пенсионного возраста. Как утверждают сами чиновники и эксперты, госслужащие на этом этапе станут своего рода испытуемыми, так как все преобразования и изменения начнутся непосредственно с них. Но, обо всём подробнее.

Россия и пенсия госслужащих.

Сама пенсионная реформа была спроектирована и одобрена ещё в прошлом году, но именно в этом она вступает в свою полную законную силу и с её результатами многие столкнуться в реальности, лицом к лицу. Среди самых основных изменений, которые коснуться госслужащих в первую очередь следует отметить и назвать систему расчёта пенсий.

Проще говоря, в связи с довольно нестабильной и тяжёлой экономической ситуацией во всей стране, правительство РФ приняло решение сократить расходы на собственные пенсии, что и послужило, то есть стало своего рода толком к масштабным реформам.

Каких наиболее масштабных изменений и преобразований в этом направлении следует ожидать?

  • Во-первых, возраст выхода на пенсию. Этот пункт станет вероятнее всего, самым тяжёлым и болезненным моментом. Уже с 1 января этого года для госслужащих установлены следующие критерии и временные рамки.
  1. Мужчина – 61 год.
  2. Женщина – 56 лет.

Как утверждают эксперты, даже такое повышение пенсионного возраста в значительной степени позволить снизить расходы на финансирование пенсий госслужащих. Но, это не окончательный вариант, так как каждый год эти рамки будут постепенно увеличиваться на 6 месяцев, поэтому в результате должны выйти на возраст 65 и 63 года.

  • Во-вторых, стаж госслужбы. По новому закону, уже с этого года этот показатель ни в коем случае не должен быть ниже и менее 16 лет. Если сравнить со старым положением, то ранее стаж составлял не менее 15 лет. Но и это не окончательная цифра, так как в конечном итоге она должна составить не менее 20 лет, то есть ежегодная корректировка будет на 6 месяцев.
  • В-третьих, оформление пенсии. Что здесь? Для оформления пенсии госслужащего необходимо обязательно выйти на пенсию с должности госслужащего. В том случае, если после уже достаточно значительного стажа госслужбы был осуществлён переход на работу в коммерческой структуре, то оформить пенсию госслужащего просто-напросто не удастся.
  • В-четвёртых, срок пребывания. По внесённым поправкам, срок пребывания на гражданской службе был увеличен до 65 лет, хотя высшие руководители смогут занимать свои посты вплоть до 70 лет. Для чего необходима эта мера? Всё просто, чиновники стараются всеми силами сохранить наиболее ценные кадры на службе, ведь их опыт достаточно полезен при решении многих важных вопросов.
  • Что касается вопроса принципа расчёта пенсий, то вероятнее всего, здесь всё останется на своём прежнем, неизменном уровне. Но, давайте все, же подробнее остановимся на некоторых моментах.

    Расчёт пенсии.

    На сегодняшний момент времени, уровень пенсии госслужащих напрямую зависит от процента оклада, причём получаемые премии в этот расчёт просто-напросто не входят. Что касается непосредственно стажа, то от этого критерия показатель может изменяться в диапазоне от 45 до 75%. Стоит отметить, что каждый последующий год после минимального рубежа способствует увеличению и повышению пенсии ровно на 3%. Согласно этой системы расчёта происходит значительное снижение итоговых пенсий. Почему? Всё просто, так как сама доля оклада суммарных доходов чиновника не слишком велика, ведь большая их часть складывается из различных премий и надбавок, которые по закону не оказывают никакого существенного влияния на размер пенсии. В некоторых случаях уровень страховой пенсии превышает значение особой пенсии госслужащего. В результате будет выплачиваться только страховая часть. В противном случае чиновник сможет получить надбавку (разница между особой пенсией и страховой частью), средний уровень которой составляет около 1700 руб. в месяц.


    Ещё одним довольно неприятным моментом является то, что теперь депутатам и сенаторам станет труднее получить надбавку к пенсиям. Прибавка к страховой пенсии на уровне 55% оклада станет возможной, если стаж работы на выборной должности составляет от пяти лет (ранее достаточно было одного года). Порог для максимальной надбавки (75%) был увеличен до десяти лет (ранее данный показатель составлял три года).
    Новые требования не будут касаться госслужащих, которые уже вышли на пенсию. В результате нововведений чиновники планируют сэкономить 600 млн руб., что поможет снизить дефицит Пенсионного фонда.

    Но, не стоит слишком расстраиваться и огорчаться, так как уже из официальных источников стало известно о том, что в следующем году госслужащие смогут рассчитывать на возобновление роста пенсий, что будет связано с ожидаемым повышением оплаты труда. Так ли это будет или нет, покажет время.

    С 2018 года госслужащих ожидает очередной этап увеличения необходимого стажа, что отразится на выплате пенсий. Кроме того, действующее законодательство предполагает дальнейшее повышение пенсионного возраста. Эксперты не исключают старт полноценной пенсионной реформы в следующем году, которая затронет все категории населения. При этом чиновники будут использовать модель, протестированную на госслужащих.

    Масштабная реформа пенсионного обеспечения госслужащих вступила в силу в текущем году. Данную категорию населения ожидают значительные изменения, которые затронут ключевые параметры расчета пенсий. В период экономической нестабильности чиновники решили сокращать расходы на собственные пенсии, что может стать началом более масштабной реформы.

    Наиболее болезненное изменение для госслужащих – корректировка возраста, который дает право выходить на пенсию. С 1 января 2018 года соответствующий показатель достигнет для мужчин — 61 год, для женщин — 56 лет, что позволит снизить бюджетные расходы на финансирование пенсий госслужащих. В дальнейшем соответствующий показатель будет ежегодно увеличиваться на шесть месяцев, пока не достигнет запланированного значения (65 и 63 года соответственно).

    Еще один существенный параметр, который повлияет на выплату будущих пенсий – необходимый стаж госслужбы. Со следующего года данный показатель не может быть меньше 16 лет (до реформы минимальный стаж составлял 15 лет). В последующем стаж госслужбы увеличится до 20 лет (ежегодная корректировка на шесть месяцев).

    В 2018 году останется без изменений необходимое условие для оформления пенсии госслужащего – уходить на пенсию необходимо с должности госслужащего. Если после значительного стажа госслужбы был переход на работу в коммерческую структуру – оформить пенсию госслужащего не удастся.

    Предельный срок пребывания на гражданской службе был увеличен до 65 лет. Однако высшие руководители смогут занимать свои должности до 70 лет. Таким образом чиновники стараются сохранить наиболее ценные кадры на службе, намереваясь использовать их опыт для решения текущих задач.

    Последние новости подтверждают, что принципы расчета пенсии госслужащего в 2018 году останутся без изменений.

    Особенности расчета пенсий и возможные доплаты

    Уровень пенсии госслужащего определяется как процент от оклада (полученные премии за период службы не учитываются). В зависимости от стажа службы данный показатель может изменяться в диапазоне 45-75% (каждый последующий год после минимального рубежа увеличивает размер пенсии на 3%).

    Данный принцип расчета приводит к существенному снижению итоговых пенсий госслужащих. Доля оклада в суммарных доходов чиновников относительно невелика. Большая часть зарплаты составляют премии и надбавки за особые условия труда, которые не влияют на размер пенсии. В некоторых случаях уровень страховой пенсии превышает значение особой пенсии госслужащего. В результате будет выплачиваться только страховая часть. В противном случае чиновник сможет получить надбавку (разница между особой пенсией и страховой частью), средний уровень которой составляет около 1700 руб. в месяц.

    Депутатам и сенаторам станет труднее получить надбавку к пенсиям. Прибавка к страховой пенсии на уровне 55% оклада станет возможной, если стаж работы на выборной должности составляет от пяти лет (ранее достаточно было одного года). Порог для максимальной надбавки (75%) был увеличен до десяти лет (ранее данный показатель составлял три года).

    Новые требования не будут касаться госслужащих, которые уже вышли на пенсию. В результате нововведений чиновники планируют сэкономить 600 млн руб., что поможет снизить дефицит Пенсионного фонда.

    В следующем году госслужащие смогут рассчитывать на возобновление роста пенсий, что будет связано с ожидаемым повышением оплаты труда.

    Похожие публикации