Методики развития детей раннего возраста. Нужно ли мучить малыша? Развивающая динамическая гимнастика

Методики раннего развития

47921

сегодня значительной популярностью пользуются различные методики раннего развития - методики марии монтессори, николая зайцева, екатерины и сергея железновых, глена домана и его последователя - андрея маниченко и т.д. современные мамы могут не только найти огромное количество информации и отзывов о них в интернете, но и купить и изучить книги-первоисточники непосредственно самих авторов методик… однако справиться с обилием всей информации непросто. к тому же всегда есть риск в погоне за одной системой упустить что-то важное из другой? давайте вместе разбираться и искать именно то, что нужно вам и вашему малышу.

Сначала о том, что мы понимаем под термином "раннее развитие". в данном случае - это занятия по различным авторским методикам, которые направлены на опережающее обучение, об этом говорят и девизы методик: (п.в.тюленев), "математика с пеленок" (а.а. маниченко), (масару ибука).

Итак, пробуем подобрать методику. сразу оговоримся - идеальной методики развития не существует! потому что все родители разные, и все дети разные. то, что нравится и подходит одним - совершенно не радует и не подходит другим. более того, ни одна система не дает 100% всестороннего развития, поэтому, увлекаясь какой-либо системой, нельзя забывать о развитии "западающих" направлений. так, например, у большинства методик не затрагивается развитие (а, как известно, движение - это жизнь) и , которая наряду с в дошкольном периоде является ведущей.

развивающая среда марии монтессори
это
принцип: следуем за ребенком и помогаем ему делать всё самому.
направления: развитие интеллекта, логического мышления, практических навыков и самостоятельности с помощью пяти зон развития: повседневная жизнь, сенсорное воспитание (развитие органов чувств), математика, родной язык, окружающий мир.
что нужно? развитие ребенка происходит благодаря специально подготовленной дидактической среде и уникальным материалам, разработанным марией монтессори. потребуются денежные затраты, так как материалов много, и они дорогостоящие. хотя как утверждают последователи системы автора, подойдут и самодельные пособия, и любые предметы домашнего обихода (тазик, сито, стаканчик, губка, вода и т.д.).
как заниматься. ребенок развивается благодаря окружающей его развивающей обстановке. все материалы должны находиться в свободном доступе. ребенок сам выбирает, чем он хочет заняться. например, он подходит к "розовой башне". если ребенок никогда раньше не выбирал это пособие, то взрослый пытается заинтересовать его и показать возможные способы игры. далее ребенок путем проб и ошибок самостоятельно играет с "розовой башней". после завершения игры пособие убирается ребенком на место. взрослому необходимо отслеживать изменения в интересах ребенка и своевременно организовывать соответствующую в данный момент дидактическую среду. например, ребенок увлекся . это сигнал для взрослого: пора дополнить математическую зону счетным материалом (всевозможные грибочки, палочки, кубики), карточками и плакатами с цифрами т.п.
кому подходит: усидчивым детям от 1,5 до 7 лет (хотя монтессори разрабатывала свою систему для детей от трех лет), склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. и внимательным, любящим во всем порядок, родителям, у которых мало свободного времени.
пробелы. в системе не предусмотрено , и . нет места
как можно адаптировать. развивающая среда - это всегда хорошо. и не обязательно заполнять её только монтессори-материалами - подойдут любые развивающие игрушки. хотя некоторые материалы, разработанные автором методики, можно и приобрести - они действительно уникальны и интересны. ещё вариант - посещать с ребенком детский центр, в котором представлены все пять зон развития по марии монтессори.

карточки домана-маниченко
эту разработал американский врач-нейрофизиолог глен доман. а российский педагог-психолог андрей александрович маниченко адаптировал и усовершенствовал её для русскоязычных детей.
принцип: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше.
направления: интенсивное физическое и интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
что нужно? цель занятий по доману - познакомить ребенка с множеством систематизированных по разделам понятий (посуда, города, птицы и т.д.). доман предлагает , на которых размещены изображения предметов, цифры или слова.
как заниматься. несколько раз в день нужно в быстром темпе показывать ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. при этом карточки ни в коем случае нельзя давать ребенку в руки, иначе он утратит к ним интерес. каждый раз подборка карточек должна обновляться (доманом разработана специальная система замены старых карточек на новые).
пробелы. система домана-маниченко - одна из самых спорных систем раннего развития.
предлагаемый авторами способ показа карточек идёт в противоречие с формой мышления маленького ребенка. задача малыша - познавать мир всеми органами чувств, и в первую очередь - через тактильные каналы. методика же домана-маниченко предлагает знакомить ребенка с виртуальным миром карточек только через зрительные и слуховые анализаторы.
из-за пассивного способа подачи материала притупляется любознательность, инициативность, эмоциональность и творчество ребенка.
маленький ребенок быстро запоминает материал, но, не имея возможности применить полученные знания на практике, так же быстро его и забывает.
изобилие получаемой информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.
кому подходит: высокоорганизованным родителям, ратующим за "раннее обучение", которым хочется расширять свой кругозор вместе с ребенком; и детям с крепкой нервной системой, которым интересно рассматривать карточки.
как можно адаптировать. можно купить несколько комплектов карточек для общего развития и в спокойном режиме смотреть их с ребенком, обсуждать, сравнивать с реальными предметами, придумывать с ними игры (хотя сейчас на сайте "умница" появились методические пособия с готовыми играми для занятий с детьми).

игры и упражнения сесиль лупан
последовательница метода глена домана, которая творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.
принцип: обучение должно приносить радость малышу и родителям. а учиться детям должно быть легко и интересно.
направления: развитие общения с ребенком, двигательная активность, речь и поэзия, чтение и письмо, иностранные языки, логика и счет, история, география, история искусства и рисование, музыка, плавание, верховая езда, спорт.
что нужно? считала, что с ребенком надо быть «на одной волне», давая ему то, в чем в данный момент он больше всего нуждается: возможность отдохнуть, погулять, поиграть или чему-то научиться.
она разработала , направленных на естественное и разностороннее развитие детей и описала их в книге «поверь в своё дитя». книгу можно прочитать и использовать в занятиях со своим ребенком.
кому подходит: всем любящим родителям, желающим расширить "репертуар" занятий, и их детям от рождения до 7 лет.
как можно адаптировать. сесиль лупан сама дает совет на этот счет: "нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные мною, так как то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого". золотые слова!

кубики зайцева
принцип: ребенок начинает знакомиться сразу со всеми складами русского языка. склад - это не слог, к которому мы привыкли, а единица чтения части слова, которая представляет собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву (ла-м-па - 3 склада, э-к-ра-н - 4 склада).
направления: .
что нужно? нужно купить (они все разные - по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. и заниматься. для этого ребенку не нужно знать названия букв (это даже вредно). он сразу будет учиться пропевать склад. пропевать - потому что "обучаться чтению с пением гораздо эффективнее". и ещё один момент: автор методики считает, что начинать следует с написания слов, а не чтения. поэтому на начальном этапе ребенок будет составлять из кубиков близкие ему слова: мама, папа, каша, дом, а уж только потом учиться их читать, вернее пропевать.
пробелы. в школе у детей из-за отсутствия проработки буквенного состава слова могут возникнуть проблемы с написанием слов, к тому же придется переучивать ребенка со "складов" на "слоги".
кому подходит. высокоорганизованным родителям, которым хочется научить своего ребенка читать как можно раньше и детям 2-7 лет, которые умеют бережно обходиться с дорогостоящими пособиями.
как можно адаптировать. ну, если только строить из кубиков башенки, стены и замки. хотя кубики зайцева можно использовать как дополнительное пособие на начальном этапе обучения чтения по . только старайтесь предлагать для чтения и составления слова из открытых слогов: мо-ло-ко, зи-ма, во-да и т.д.

динамические кубики евгения чаплыгина
- последователь методики зайцева. он разработал , с помощью которых ребенок приобретает навыки чтения. в наборе намного меньше кубиков (20 штук - 10 одинарных и 10 двойных), чем в комплекте зайцева. двойные кубики чаплыгина вращаются вокруг своей оси и из одного блока можно составить 32 (!) слога.
чаплыгин не остановился на кубиках для чтения, а разработал математическое , направленное на приобретения навыка устного счета до ста и умения решать числовые выражения.
"кубики" и "домино" рекомендованы для детей от трех лет.
в настоящий момент чаплыгин продал своё авторское право на эти кубики андрею маниченко (компании "умница").

музыкальные диски железновых
екатерина и сергей железновы разработали методику раннего музыкального развития . в репертуаре железновых есть диски с колыбельными, песенками-потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, песенками-инсценировками, подражательными играми, сказочками-шумелочками, игровыми массажами, музыкальными сказками, аэробикой, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучением алфавита, обучением счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
методика подойдет для всех: музыка и движения уж точно никому не повредят.

сказочные игры воскобовича
вячеслав воскобович разработал - конструкторы и головоломки, которые сопроводил сказочными сюжетами. таким образом, ребенок будет не просто играть с пособиями, а помогать маленькому герою гео или оживлять квадрат, превращая его в домик, ежика или лодку.
самые известные игры – «геоконт», «квадрат воскобовича», "волшебная восьмерка" (изучаем цифры), "конструктор букв" (изучаем буквы"), "складушки" (учимся читать).
игры воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
игры воскобовича недешевы, но при желании можно купить одну-две. одной игры вашему ребенку хватит надолго. так как пособия имеют несколько уровней сложности и их можно постепенно усложнять за счет большего количества разнообразных игровых заданий. подходит для детей от 2 до 7 лет (хотя можно и старше).

развивающие игры никитиных
борис и елена никитины вырастили семерых детей и создали свою систему, которая заключается в естественном развитии, оздоровлении, формировании творческих способностей, трудовых навыков и развитии природных данных. никитины считали, что родители должны принимать активное участие в детских играх и занятиях, поощряя при этом стремление детей самостоятельно мыслить и принимать решения. надо сказать, что в советское время произвела фурор. хотя в наше время многие семьи придерживаются схожих принципов развития и воспитания, даже не догадываясь о "первопроходцах".
борисом никитиным был придуман , направленных на развитие творчества и логического мышления. также он разработал правила освоения этих игр, главное из которых - не показывать, как надо. малыш должен сам разобраться в игре от начала до конца.
самые популярные игры никитина: "рамки и вкладыши", "сложи квадрат", и другие. играть в эти игры можно всей семьей. получите массу положительных эмоций.

логические блоки дьенеша
- это 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета. выполняя с блоками разнообразные предметные действия (группировка по признаку, выявление лишней фигуры в ряду, выкладывание фигур по заданному алгоритму), у детей развивается логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. в наборе блоков дьенеша имеются методические указания с примерами игр. в дополнение можно приобрести , логические блоки дьенеша на страницах которых малыш сможет создавать заданные конструкции. блоки дьенеша предназначены для детей 3-7 лет (но можно начать заниматься и в более раннем возрасте).

цветные счетные палочки кюизенера
палочки кюизенера – , в котором содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
на наглядной основе формируют понятия цвет, форма, размер, числовая последовательность, состав числа, отношения «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», пространственное расположение и многое другое.
для начала подойдет упрощенный набор из 116 палочек и альбом для выкладывания в нем палочек. пособие предназначено для детей от 2 до 9 лет.

комплекты «школа семи гномов»
"школа семи гномов" - это от рождения до поступления в школу (12 книг на каждый возраст). пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
принцип: задания позволяют максимально полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, не ориентируясь только на возрастные рекомендации.
направления: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. в зависимости от возрастной категории меняется и тематика книг.
что нужно? нужно заниматься со своим ребенком по пособиям "школы семи гномов". в каждой книге шсг имеется родительская страничка, где доступно рассказывается не только о том, как работать с книгой, но также и об особенностях развития ребенка данного возраста. пособия просты в обращении, чтобы заниматься по ним не нужно какой-то специальной подготовки. задания в пособиях "школа семи гномов" продуманы, лаконичны и взаимосвязаны. почти каждая книга имеет картонную вкладку с игрой, а книги для детей с 3х лет имеют наклейки для поощрения ребенка.
как заниматься. в этом вам помогут разноцветные гномики. вместе с самым младшим фиолетовым гномиком ребенок будете рассматривать понятные крупные иллюстрации в книгах, озвучивать нарисованное, слушать потешки. дальше за дело возьмется синий гномик. годовалые детишки познакомятся с новыми словами, порисуют, полепят, поиграют с фигурами разных форм, размеров и цветов. чем старше будет становиться ребенок, тем интереснее и обширнее ждут его задания. голубой гномик - позанимается с 2-3-летним ребенком, зеленый гномик - 3-4-летним, желтый гномик - 4-5-летним, оранжевый гномик - 5-6-летним, красный гномик - 6-7-летним.
кому подходит. всем детям и всем родителям. "школа семи гномов" активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях.
как можно адаптировать. книги шсг можно брать как за основу, чтобы знать, чему мы должны научить ребенка в этом возрасте. задания в книгах целесообразно дополнять "живыми" играми и занятиями.

Материал к занятию.

Большинство способностей человека формируется в раннем детстве. Известно установленный факт, что каждый ребенок с рождения обладает большим интеллектуальным потенциалом. Поэтому важно, чтобы ребенок получал и усваивал новые знания как можно раньше, поскольку это поможет ему развить определенные способности в себе, тем самым облегчит в будущем жизнь и учебу.

Однако, к сожалению, заложенный потенциал ребенок использует не полностью, а только небольшую его часть. Почему так происходит? Все очень просто, мы, родители, используем устаревшие методики воспитания. Многие ученые и психологи утверждают, что большинство детей в силах использовать данный им природный потенциал и достигать высоких результатов, которые раньше считали бы феноменальными.

Большинство педагогов считают, что учить детей легче с 3-4 –летнего возраста, чем семилетних. Научные исследования доказали, что обучение эффективно осуществлять во время роста мозга человека, то есть в раннем детстве. Раннее обучение детей и является основой всех методик раннего развития детей, существующих на сегодняшний день.

Каждый родитель должен ознакомиться с каждой из методик и выбрать подходящую. Вопрос выбора методики достаточно важен для родителей, поскольку методик развития много и каждая по-своему эффективна. Гениями не рождаются, ими становятся. Объединяя лучшее из каждой методики и применяя это на практике, можно раскрыть возможности, которые заложены самой природой в нашем малыше, всесторонне развить и подготовить его к взрослой жизни. Рассмотрим суть наиболее распространенных методик раннего развития детей.

Методика раннего развития Глена Домана.
Самой противоречивой и самой обсуждаемой методикой раннего развития детей является методика Глена Домана. Свое начало данная методика берет в 40-х годах прошлого столетия, когда военный врач, американец по происхождению, Глен Доман стал лечить детей с тяжелыми травмами мозга. Таких детей обучали чтению с помощью карточек, на которых большими красными буквами были написаны разные слова. Одновременно с показом карточек произносились и слова, написанные на них. Данные уроки были весьма короткими, 5-10 секунд, но таких подходов в день было несколько десятков. Результатом такого способа обучения стало то, что парализованные дети понемногу начали двигаться, а затем ползать, ходить и бегать, как это происходит с обычными здоровыми детьми. Поэтому Глен Доман сделал простой, но одновременно гениальный вывод, что постоянное стимулирование зрения способствует общей активизации деятельности мозга.

После этого Доман начал применять свою методику и к здоровым детям. Методика основана на применении карточек для показа ребенку с раннего возраста, практически с рождения. Кстати, карточки предъявляются с информацией по различным областям – это карточки с точками для счета, написанные красными крупными буквами слова для чтения, картинки с изображением животных, научных деятелей, природных явлений и т.д. Данные карточки сам Доман называл «битами информации». Карточки в течение дня постоянно показываются ребенку на несколько секунд. Сам Доман очень верил в свою методику и считал, что она воспитывает гениев. Да и многие педагоги, и психологи были согласны с ним в том, что зрительные впечатления очень важны для новорожденных.

Однако данная методика, как и всё в нашем мире, имеет свои недостатки. Она не дает полноценного развития детям. Существенным ее недостатком является пассивность ребенка, поскольку активной работой занято только его зрение. А малыши, это известно всем, любят трогать интересующий его объект руками и «пробовать все на вкус». А когда начнет говорить, то разных вопросов не избежать, что в методике Домана не приветствуется, поскольку малыш должен сидеть и внимательно смотреть и слушать. Доман все время сравнивает мозг человека с совершенным компьютером, для успешной работы которого необходима загрузка хорошей базы данных. Однако живой ребенок – это не компьютер, ему мало знать цифры и факты, ему необходимо правильно уметь их анализировать и пользоваться ими. Маленький ребенок нуждается в опыте, спонтанном творчестве, разговорах, играх и ласковых песенках. Поэтому данная методика не только не дает гарантии воспитания гениальных детей, но и очень трудоемкая. Только занятия одной математикой должны быть как минимум шесть раз в день. В итоге, родители все свое время посвящают урокам, а ночью они должны подготовить карточки для новых занятий. Но кое-что из данной методики взять на вооружение все-таки можно, например, занятия с карточками совмещать с чтением любимой книги. Если вы не из тех, кто боится трудностей, и верите в силу интеллекта и энциклопедические знания, то методика, разработанная Гленом Доманом для Вас.

Методика раннего развития Сесиль Лупан.
Методика Глена Домана вызвала очень много споров и дала начало другим интересным методам, таким как система Сесиль Лупан. Она стала заниматься со своими дочерьми по разработанной методике Глена Домана. Однако, поняв, что многие приемы Домана не работают с ее детьми, она решила немного усовершенствовать данную методику, взять что-то из других и привнести свое. В итоге, Сесиль Лупан разработала свою систему обучения, учитывая реальность семейной жизни. Актерское образование Лупан помогло создать множество увлекательных игр. Методика Лупан особое внимание уделяет обучению чтению, которое необходимо начинать прямо с рождения. Например, напевать алфавит малышу на мотив любимой песенки. Кроме того, зрительный интерес необходимо поддерживать табличками с названиями предметов, которые нужно разместить по всему дому. Рисовать их нужно в красно-черном цвете, то есть красным цветом выделять гласные буквы. Также необходимо постоянно обновлять эти карточки. Например, сначала карточки должны знакомить малыша с окружающим миром, затем таблички должны показывать действия. Например, показав ребенку слово «простудиться», необходимо чихнуть, а карточку со словом «падать» сопроводить смешным падением. Однако, родителям, пытающимся сохранить свой статус-кво, такая методика не подходит. А те родители, для которых возможно стать ребенком на некоторое время при общении со своим малышом, могут смело применять данную методику. Эта методика подробно описана в книге Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя», которая придает родителям уверенности и побуждает фантазировать и созидать.

Методика раннего развития Н.А. Зайцева.
Данная методика также направлена на раннее обучение чтению. Для этого Зайцев разработал специальные кубики (различны по весу, цвету, размеру, издают различные звуки) и таблицы, которые предназначены для ознакомления ребенка со складами. Склад, по мнению Зайцева, представляет собой сочетание гласного и согласного звуков, из которого состоят слова русского языка. В итоге, когда ребенок заговорит, он буде произносить не отдельные буквы, а сочетания "ма","па","ба". Суть данной методики заключается в том, что обучение ребенка происходит не от простого к сложному (буква-слог-слово). Ребенку предоставляются сразу все склады, которые ему постоянно показываются, и он запоминает их. То есть весь обучающий материал (таблицы, кубики) ребенок получает целиком. Для того, чтобы дети не уставали на занятиях и не испытывали дискомфорта таблицы располагают на высоте 170 см. от пола. Ребенок должен работать стоя, что положительно сказывается на осанке, крупные буквы не вызывают напряжения зрения, ребенок постоянно двигается, а занятия проходят исключительно в игровой форме, когда дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Данная методик исключает всякое зазубривание и заучивание. Однако в данной методике также есть свои подводные камни. Поскольку складов более 200, а букв в алфавите всего 33, ребенок, обучающийся по данной методике, получает информации в десять раз больше, чем обучающийся по традиционной системе. Данный метод обучения чтению прямо противоположно отличается от школьной системы. Из этого делаем вывод, что ребенку нужно будет заново учиться читать по буквам. Кроме того, такому ребенку будет намного сложнее делать фонетический и словообразовательный разборы слов.

Вальдорфская педагогика.
Данная методика обучения основывается на философии ученого, педагога Р. Штайнера. Суть заключается в том, что приоритетное значение имеет эстетическое и духовное развитие личности, а интеллект ребенка значения не имеет. Поэтому основу методики составляют наблюдения за природой, творчество, ремесла. В центрах вальдорфских учений дети занимаются лепкой, игрой на различных музыкальных инструментах, народными промыслами, принимают участие в театральных постановках и т.п. Обучение чтению данная методика рекомендует начинать не раньше двенадцатилетнего возраста. Главным наставником во всем является учитель, который преподает все предметы и является единственным источником, который дает знания. Обучение проводится в форме рассказов учителем и пересказа учениками, при этом показ и имитация имеют главное значение. Вальдорфская методика также имеет свои минусы. Некоторые считают, что данная система создает идеальную обстановку, далекую от реальности. Кроме того, осуществляется неоправданное торможение развития ребенка. И, наконец, эстетическое воспитание, на которое делается упор в данной методе обучения, ущемляют развитие мышления и логики. Но вальдорфская педагогика является необходимой для тех родителей, у кого гиперактивный, раздражительный и агрессивный ребенок, который не уверен в себе, с низкой концентрацией внимания. В вальдорфских центрах одним из обязательных условий является создание для детей психологического комфорта, кроме того, педагоги в данных центрах психологически хорошо подготовлены.

Данная методика обучения совершенно не подходит родителям, которые сильно загружены на работе, поскольку для занятий нужно будет лепить из глины, теста, шить кукол, а также заниматься рукоделием. Дети являются в данной методике центром внимания, а родители должны подстраиваться под них. Вальдорфская педагогика не терпит никаких ускорений в обучении, поскольку это поможет негативно сказаться на здоровом развитии ребенка.

Методика раннего развития детей семьи Никитиных.
Данная методика схожа с учениями Р. Штайнера. В основу их системы обучения положен труд, естественное развитие ребенка, близость к природе. Этот метод исключает любое принуждение ребенка к чему-либо, он основан на сотрудничестве детей и родителей, в котором последние просто направляют ребенка, не опережая его развитие. Главным в данной системе является создание комфортных условий для ребенка, где самочувствие и желания ребенка являются приоритетными. Семья Никитиных никогда не стремилась научить всему своих детей как можно раньше. Но они заметили, что у детей раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы опережающие условия. Например, для малыша, который только начинает говорить, необходимо приобрести кубики с цифрами и пластиковую азбуку. Кроме того, семья Никитиных разработали множество детских развивающих интеллектуальных игр. Уровень сложности игр разнообразен. Поэтому такого рода игры интересуют ребенка многие годы. Благодаря постепенному усложнению интеллектуальных задач, ребенок развивается самостоятельно.

При занятиях с ребенком по методу Никитиных необходимо придерживаться следующего:

  • запрещается объяснять и подсказывать ребенку решение задач;
  • запрещается требовать от ребенка решение задачи с первой попытки;
  • нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки, поскольку он может быть просто не готовым и необходимо время;
  • пробуйте придумывать совместно с малышом новые игры.
Система Никитиных на сегодняшний день популярна во всем мире. Японцы, например, сделали данную методику базовой основой работы детских садов. В Германии создан институт Никитиных. Но методика семьи Никитиных подойдет не каждому ребенку, поскольку гуманитарная и эстетическая сторона в ней отсутствуют. Однако развивающие игры действительно уникальны, все они описаны в книге с одноименным названием «Интеллектуальные игры».

Методика раннего развития Монтессори.
Основными принципами методики Марии Монтессори являются обучение в игровой форме и самостоятельное выполнение упражнений. В ее основу положен индивидуальный подход к ребенку. Ребенок самостоятельно выбирает материал и продолжительность занятия, то есть развивается в индивидуальном ритме. Главной целью данной методики является развивающая среда, создание которой пробуждает в ребенке желание проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори отличаются от традиционных, поскольку позволяют ребенку самостоятельно обнаружить и исправить допущенные ошибки. Роль педагога состоит в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка, а не в обучении. Методика Монтессори способствует развитию внимания, творческого и логического мышления, памяти, речи, воображения, моторики. Кроме того, данная методика особое внимание уделяет коллективным играм и заданиям, что положительно влияет на развитие навыков общения, а также освоению бытовой деятельности, что влияет на развитие самостоятельности.

Какую методику развития выбрать для своего ребенка – решать Вам. Главное при этом, сохранять реальный взгляд на вещи и не ставить перед ребенком невыполнимых для него задач.

Создавая семью, молодые люди берут на себя большую ответственность друг за друга, а когда появляется маленький человек необходимо создать для его жизни и развития все необходимые условия. Хорошее питание и здоровый сон очень важны для крохи, но не стоит забывать о том, что для успешного будущего необходимо гармоничное раннее развитие ребёнка как личности.

Современные родители могут самостоятельно подобрать способы развития своего малыша, большинство техник подробно описано в виртуальной паутине, существует множество книг, однако лучше всего опираться на свои наблюдения за малышами. Вы с лёгкостью сможете, определить к чему тяготеет карапуз и, исходя из этого, можно осуществить выбор в пользу той или иной методики раннего развития. Психологи и педиатры советуют начинать активное развитие малыша с , именно в этом возрасте формируется психика и тактильное восприятие окружающего мира.

Для ребёнка в грудном возрасте очень важно внимание родителей и именно в это время легче всего вложить в своего кроху необходимые знания и навыки для формирования сильного и волевого характера. Учёные на протяжении длительного времени считали, что начинать развитее ребёнка лучше всего перед посещением детского сада, однако последние двадцать лет это мнение кардинально поменялось. Современные малыши более активны и прекрасно воспринимают интересные занятия и обучающие программы в игровой форме.

Исходя из способностей своего малыша, можно самостоятельно разработать обучающий курс на основе предложенных современных программ, только родители могут сделать правильный выбор. Обязательно обратите внимание, что начинать обучающие программы лучше всего с шести месяцев, сознание начинает формироваться под воздействием впечатлений от окружающего мира, головной мозг активно растёт и впитывает больше новой информации.

Как понять, что ребёнок готов к обучению?

Все люди разные, собственно и малыши развиваются не одинаково, кто-то начинает раньше воспринимать музыку, кто-то больше предпочитает игры и изучение букв и цифр, однако существуют основные параметры, которые позволят родителям определить уровень подготовки своего карапуза. Детские психологи пришли к выводу, что развитие нужно начинать в возрасте шести месяцев и к этому времени кроха должен обладать следующими навыками:

Детки в этом возрасте начинают хорошо воспринимать звуки и речь окружающих, поэтому старайтесь рассказывать все свои действия, произносить названия животных и всего, что окружает крошку. Ваш малыш будет воспроизводить различные звуки, что и послужит для вас сигналом к началу активных занятий.

Начинают формироваться аналитические навыки, карапузы отлично реагируют на название предметов и стараются брать имен их.

Большинство ребятишек в этом возрасте уже сидят и начинают активно ползать, что говорит о правильной работе опорно-двигательного аппарата, но самое главное - Вы сможете начать обучение ребенка, используя сенсорное восприятие и физические нагрузки.

Подрастающие грудные малыши очень внимательно следят за мимикой и эмоциями окружающих людей, благодаря этому происходит правильное эмоциональное развитие, что позволит Вам выбрать методики развития, основанные на эмоциях.

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, проанализируйте, обладает ли он необходимыми навыками для начала обучения. Чрезмерные нагрузки будут пагубно влиять на физическое и эмоциональное состояние вашего малыша, поэтому важно подбирать нагрузки в соответствии с развитием крохи.

Сегодня существует масса гаджетов, игр и дополнительных способов, которые позволять научить карапуза читать и писать, однако лучше всего подобрать методику, соединяющую в себе эмоциональные, психологические и физические аспекты. Не стоит забывать, что основы поведения, заложенные с ранних лет, в будущем сформируют характер и личность Вашего малыша. Основная задача любящих родителей вложить всё самое лучшее, но не стоит забывать и о формировании отношения к отрицательным поступкам. Любой ребёнок должен чётко понимать, что такое «можно» и «нельзя».

Какие варианты развивающих программ существуют?

Современные родители начинают подбирать обучающие курсы для своих малышей практически с самого рождения, не задумываясь об уровне нагрузки на детскую психику. Правильно выбрать методику развития для малыша помогут специалисты различных развивающих центров, однако если подобной возможности у вас нет, можно определиться с нужной программой самостоятельно. Ниже мы представим самые популярные методики развития малышей дошкольного возраста.

Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори , которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира.

Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки.

Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша , который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами.

Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов , которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет.

К данной группе можно отнести и развивающие игрушки , которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.

{reklama2}

Следующая группа обучающих тренингов поможет развить у малыша любовь к музыке, чтению и математике

Деток старшего возраста необходимо обучать чтению и на сегодняшний день существует две интересные программы, разработанные Чаплыгиной и Зайцевым .

Эти две программы основываются на чтении по слогам, в каждом из наборов существует несколько кубиков с буквами, а также специальный блок, который формирует слоги. Ребёнку намного проще запомнить буквы в виде кубиков, потому что он может ассоциировать их с различными цветами.

Развивать у своих крошек музыкальные таланты очень просто с интересной теорией семьи Железновых , данное обучение включает в себя прослушивание классической и современной музыки, интересные танцевальные игры, а также веселые жесты, которые формируют не только слух, но и визуальное восприятие.

По теории Кюизинера обучить малышей счёту и малейшим математическим операциям легче всего в раннем возрасте, он разработал, комплект разноцветных палочек различной длинны, которые ассоциируются у карапуза с цифрами. Используя эти красивые палочки можно научить малыша различать, где больше, а где меньше. Воспринимать буквы и цифры довольно сложно даже взрослому ребёнку, однако игровая форма и привлекательные цвета позволяют сделать этот процесс весёлым и максимально комфортным.

Представленные выше теории обучения, как правило, предназначены для детей от года и старше, однако существуют теории, что всему малыша можно научить только до трёх лет. Пропагандистами такой теории можно считать Тюленева и метод Ибука , они утверждают, что используя специальные игрушки и пособия можно обучить малолетнего малыша чему угодно. Данные методики противоречивы, но, несмотря ни на что дают отличные результаты, поэтому родителям необходимо познакомится с этими обучающими программами. Важно помнить, что маленький ребёнок воспринимает всю информацию только визуальным образом, и лучше всего на начальных парах обучения наблюдать за тем, как ребёнок относится к получаемой информации.


Большую роль для грудничка играет сопровождение всего процесса родителями, Вы должны набраться терпения и принимать участие во всех уроках или играх своего ребёнка. Только сообща можно получить желаемые результаты. Изучив все рекомендации, посоветовавшись с педагогами и психологами можно сделать правильный выбор, но не стоит забывать, что развитие ребёнка должно быть не только интеллектуальным, но и физическим. Необходимо использовать одновременно несколько программ, благодаря такому подходу Вы сможете направить способности своего карапуза в нужном направлении и получить в последствии успешного взрослого человека.

Что выбрать если малыш отличается от других деток!

Конечно, в правильном формировании сознания нуждаются все дети, но иногда возникают ситуации, когда ребёнок немного отличается от своих сверстников и отстаёт в развитии. Несмотря на наличие уникальных технологий, различные тестирования отклонений в утробе, детки рождаются с различными патологиями и отклонениями эмоционального и интеллектуального развития.

Методика Домана

Родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, не стоит отчаиваться, ведь Глен Доман предложил свою методику развития способностей у детей с отклонениями в развитии. Доман выдающийся нейрофизиолог, который длительное время наблюдал за детьми с умственными отклонениями, и предложил свою обучающую программу, которая способствует быстрой реабилитации малышей. Основа теории заключается в том, что существует большое количество карточек, демонстрирующих различные жизненные аспекты.

На представленных картинках могут быть изображены животные, числа, композиторы и поэты, различные политические деятели, одним словом всё, что связано с повседневной жизнью любого человека. Карточки демонстрируют карапузам с шести месяцев несколько раз в день определёнными группами, постепенно расширяя группы и добавляя в них новые карточки.

Используя эту теорию, можно значительно расширить кругозор ребёнка, способствуя его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Получив отличные результаты с детками, имеющими проблемы в развитии, методика была немного усовершенствована и адаптирована для обучения малышей, имеющих нормальный уровень развития.

Благодаря стараниям Глена и его помощников в мире появилось большое количество учёных и даже нобелевских лауреатов, которые в ранние годы отставали в своём развитии, поэтому родителям особенных малышей важно обратить внимание на предложенную программу. Родителям стоит понять одну важную вещь, будущее их ребёнка завит от того, насколько внимательно они будут относиться к развитию его талантов и навыков.

Используя современные технологии и различные методики обучения довольно просто привить своему карапузу любовь к музыке и творчеству, научить читать и считать, а также позаботиться о психологическом и нравственном развитии.

Для ребёнка важно ощущать поддержку своих родителей в любом возрасте, поэтому постарайтесь как можно больше времени проводить вместе. Получить лучшие результаты можно получить только вместе начав любое дело, главное помнить, что будущее ребёнка зависит от того, что в него будет вложено родителями.

Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

От 1 до 1,5 лет ребенок любит :

  • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
  • Вставать и садиться;
  • Играть, сидя на корточках;
  • Ходить по лестнице;
  • Залезать на диван, кресло;
  • Подражать вашим действиям;
  • Возражать, говоря “нет»;
  • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
  • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
  • Отвечать на простые вопросы;
  • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
  • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
  • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
  • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
  • Играть с песком, с водой;
  • Кушать самостоятельно.

Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

  • Ваше внимание;
  • Время для совместной игры;
  • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
  • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
  • Детский устойчивый стульчик и столик;
  • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
  • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
  • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
  • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
  • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
  • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
  • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
  • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
  • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
  • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
  • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
  • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
  • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
  • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

  • Использовать в речи слова;
  • Использовать предложения из 2 -3-х, а затем и более слов;
  • Бегать, помогать по дому;
  • Утверждать “мое”;
  • Наблюдать за старшими;
  • Приходить, когда его зовут;
  • Залезать на все предметы;
  • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
  • Переносить и приносить предметы;
  • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
  • Сортировать предметы;
  • Копать и размешивать;
  • Класть предметы на место;
  • Черкать на бумаге;
  • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
  • Завинчивать и отвинчивать.

Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

  • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
  • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
  • Сумку для ношения предметов;
  • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
  • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
  • Книжки с простыми знакомыми сказками;
  • Простой конструктор, простые пазлы;
  • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
  • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
  • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :

  • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
  • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
  • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

Ориентиры для развития

Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .

Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

Физическое

  1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) .
  2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, прыгуны)
  3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с , пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
  4. В рамках развития слуха малыша второго года можно
  5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

  1. В этом возрасте очень актуальны , в том числе описание и из методики Шичида;
  2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует.

Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .

В этой статье:

Рождение ребенка - огромная радость и важное событие для каждой семьи. В первые месяцы после рождения родители наблюдают за развитием малыша, сосредоточив внимание на освоении им новых навыков, введении прикорма, обучении простым правилам гигиены.

На втором году жизни крохи большинство родителей начинают задумываться о том, как развивать малыша, какие методики для этого использовать. Поговорим о том, чего достиг малыш к году, какие навыки освоил и какими способами можно стимулировать его развитие в дальнейшем.

Физическое и интеллектуальное развитие: чему научился малыш?

Сидеть на одном месте, долго не меняя положения - для годовалого ребенка это невозможно. Малыш постоянно двигается, знакомится с окружающим его миром, практикует освоенные навыки. Некоторые дети только к этому времени пробуют ходить без поддержки, продолжая быстро передвигаться на четвереньках, изучая все, что встречается им на пути.

Годовалый малыш с удовольствием выполняет такие действия:

  • манипулирует игрушками и подручными предметами;
  • складывает игрушки и предметы в разные емкости;
  • бросает игрушки или предметы, стучит ими, тащит или толкает;
  • поднимается по ступеням и забирается на невысокую мебель;
  • играет с мячом (ловит, пинает, бросает);
  • открывает дверные ручки;
  • закручивает крышки на бутылках и пр.

У малыша в этом возрасте достаточно высокий уровень развития мелкой моторики, поэтому он справляется со многими действиями, где необходимо использовать пальчики.

Познавательная активность у годовалого ребенка также находится на высоком уровне. Он с удовольствием проводит эксперименты с разными предметами, которые попадаются ему под руку, проявляет живой интерес к движущимся предметам и механизмам. В этом возрасте малыш способен:

  • объединять предметы;
  • строить башни из кубиков;
  • собирать простые пазлы из двух-трех картинок;
  • собирать игрушки-вкладыши;
  • проводить сравнительный анализ предметов;
  • группировать предметы;
  • играть с водой и песком;
  • пробовать рисовать;
  • знать значения многих слов, которые пока не произносит;
  • понимать запреты;
  • выполнять инструкции;
  • искать спрятанные предметы;
  • копировать действия взрослых, играя с игрушками.

После года у малыша также можно отметить активное развитие речи. Кроха получает удовольствие от общения с родителями, пробует повторять слова, заканчивая стихи, песенки, сказки, слушает, когда ему читают.

Родителям в этом возрасте важно уделять достаточно времени ребенку, стимулировать его раннее развитие с помощью игр, упражнений, прикладного творчества, таким образом развивая его потенциал.

Роль раннего развития ребенка

Планируя раннее развитие ребенка, далеко не все родители понимают, какие задачи нужно ставить перед малышом, какие материалы для этого использовать. Специалисты настаивают на том, что раннее развитие должно строиться на совершенствовании моторики ребенка (а значит, и речи),
обогащении его словарного запаса.

Для развития мелкой моторики, то есть чувствительности кончиков пальцев и ловкости рук, можно использовать специальные купленные или самодельные игрушки. Это может быть крупная мозаика, игры-шнуровки, пазлы, логический куб. Подойдут и емкости с сыпучими крупами, кинетическим песком, пуговицы, бусины, макароны, из которых кроха вместе со взрослыми может сделать авторские бусы.

А вот для развития у ребенка мышления и логики родителям рекомендуется выбирать игры, соответствующие методике Монтессори. Подойдут природные материалы, тканевые
лоскутки, опять же пуговицы и шнурки, которыми кроха сможет играть.

В ходе игр ребенку можно рассказывать о геометрических формах, цветах, текстуре материалов, предлагая сравнить тактильные ощущения. После года ребенок уже сможет различать предметы не только по цвету, но и по форме и размеру, если с ним регулярно заниматься, ненавязчиво обращая внимание на внешние признаки предметов и игрушек.

Творческий потенциал: пора ли его развивать?

Раннее развитие творческого потенциала стимулирует развитие памяти, интеллекта, внимания, а также помогает формированию речевых навыков. Малыши, с которыми занимаются таким образом, проще находят контакт со
сверстниками, умеют соблюдать правила командной игры.

В ходе игр, направленных на развитие творческого потенциала ребенка, можно использовать пальчиковые краски, мелки, соленое тесто, глину, цветной картон и бумагу, старые журналы, книжки и игрушки.

Каждый день на 10-15 минут кроху можно увлекать новым творческим заданием. Например, начать можно с серии поделок из соленого теста, глины, пластилина, которые можно декорировать ракушками, пуговицами, фасолью или просто раскрасить красками.

Когда лепка малышу надоест, можно приобщить его к аппликации, предлагая создавать композиции из уже готовых бумажных деталей, а также природных материалов: шишек, сухих листьев и цветов, каштанов. Использовать в процессе можно как клей, так и пластилин.

Творческие занятия в компании со взрослыми доставляют малышам огромное удовольствие. Они чувствуют ответственность и стараются заслужить похвалу мамы, папы, бабушки или дедушки.

Для чего развивать у ребенка навыки конструирования?

Говоря о том, насколько важным является раннее развитие малыша после года, стоит отметить особую роль в этом процессе навыков моделирования и конструирования. Годовалые дети уже способны к проведению таких действий, несмотря на их видимую сложность. В ходе моделирования и конструирования у ребенка развивается внимание, логика, терпение и фантазия.

Малыши учится сравнивать предметы, анализировать их форму, размер, подбирать подходящие. В процессе подобных игр и упражнений ребенку удается доводить процесс до конца, двигаясь к цели - это в таком возрасте очень важно.

Конструировать и моделировать малыша можно научить, используя обычные кубики или детали конструктора. Со временем кроха научится самостоятельно играть с этими предметами, выстраивая целые города, группируя кубики и детали конструктора по цветам, форме и размеру.

Родителям важно понять, что каждый ребенок развивается по своему графику, поэтому продолжать заниматься нужно даже с теми малышами, у которых пока возникают сложности с выполнением даже простых заданий.
Терпение, усердие, внимательность и поддержка обязательно сделают свое дело, и со временем кроха справится с упражнениями на радость себе и взрослым.

Выделяют несколько наиболее эффективных методик, которые применяются сегодня взрослыми для раннего развития детей после года. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Методика Макато Шичида

Авторская методика японца Макато Шичида широко используется как в Японии, так и в других странах мира. Автор утверждает, что каждый ребенок появляется на свет гениальным человеком, а помочь ему таким и остаться сможет
раннее развитие в тесной связи с родителями. Автор уверен, что вся информация, получаемая крохой от взрослых, должна быть систематизирована и повторяться многократно в определенной последовательности.

Для упрощения задания Макато Шичид предлагает использовать флеш-карточки с разными изображениями, которые можно начинать показывать малышу уже с трех месяцев после появления на свет. Таким образом у крохи будет тренироваться фотографическая память, правое полушарие мозга будет активно развиваться. Заниматься с малышом нужно каждый день - утром и вечером.

Показывать картинки малышу нужно будет с минимальным интервалом - до 1 секунды. Методика получила положительную оценку как у родителей, так и у педагогов. Основной же проблемой, мешающей ее воплощению, является отсутствие у родителей дидактического материала для проведения уроков. Впрочем, желающие могут сделать их своими руками из картона и картинок, вырезанных из старых книг.

Методика Воскобовича: принципы и основы

Раннее развитие детей после года в 90-х годах сложно было представить без использования методики Вячеслава Воскобовича. Главный принцип этой методики для детей - использование функционального дидактического материала, способствующего развитию логики, воображения,
математических способностей у ребенка, а также стимулирующего навыки моделирования и конструирования.

Согласно методике, малыши оказываются в «сказочном лесу», где каждый его житель нуждается в помощи, заключающейся в совместном выполнении какого-либо творческого задания. Наибольший восторг у детей вызывает материал «геоконт» - доска с гвоздиками и цветными резинками, с которыми можно проводить самые разные манипуляции, стимулируя таким образом развитие творческого моделирования.

После года для детей уже не составит труда придумать разные геометрические формы, оказать помощь сказочным героям.

Отличный вариант для упражнений в рамках методики - квадрат Воскобовича, который представляет собой квадратную основу с треугольниками на ней. Одна сторона квадрата красная, другая - зеленая. Во время игр с квадратом дети получают возможность развивать логическое мышление и воображение, складывая фигуры, занимаясь поиском спрятанных в домике фигур.

Еще один прием автора - кораблик «Брызг-Брызг», который помогает развивать у детей после года способности к математике. С таким корабликом малыш сможет развлекаться достаточно долго, выстраивая палубы согласно расположению цветов радуги, меняя их направление, расставляя флажки по цветам и размерам. Недостаток методики - дорогой дидактический материал, который не так просто купить и невозможно изготовить своими руками.

Основы методики Гмошинской

С малышами, которые уже умеют сидеть, можно начинать рисовать пальчиковыми красками, размазывая их по бумаге, сжимая в кулачках.

По мере взросления малыша упражнения будут становиться более сложными и, что важно, регулярными, без перерыва на каникулы.

«Семь гномов» - методика для раннего обучения детей дома

Эта методика подойдет для детей, которые находятся на домашнем обучении с года и до семи лет. Работать с малышами нужно будет по
специальным пособиям, в которых будут отмечены инструкции для родителей касательно проведения занятий с малышами в зависимости от их возраста и подготовки.

Страницы каждого из пособий съемные, поэтому по мере изучения их можно развешивать по дому для закрепления материала. Работать с детьми согласно методике нужно будет начинать с 5 минут, постепенно увеличивая это время.

«Добрые сказки» от Лопатиной и Скребцовой

В рамках методики с детьми от года работают по сборнику стихов и сказок, которые будут развивать в малышах добрые чувства и нравственные понятия.

Заниматься с малышами должны будут взрослые, обязательно уделяя внимание обсуждению прочитанного, подталкивая
малыша к оценке поступков героев, пусть пока и на самом примитивном уровне. В ходе таких занятий малыш получит возможность улучшить речевые навыки, развить терпение, память, внимание и, конечно же, творческой потенциал.

Подытоживая все вышесказанное, отметим, что среди множества методик совсем не обязательно выбирать одну и работать только по ней.

Раннее развитие детей можно проводить, используя сразу несколько методик, экспериментируя, комбинируя, добавляя что-то от себя. Главное - уделять внимание ребенку, подбадривая и хваля его за первые пусть даже незначительные успехи.

Похожие публикации