Классификация потребностей и их структура. Уровень удовлетворения потребности

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворённости. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

- естественные , или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

- материальные , или предметно – вещные,

- духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.

Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.

Социальные потребности – дружба, любовь, общение.

престижные потребности – уважение, признание членами общества.

Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей: первичные потребности (врожденные) - в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности; вторичные потребности (приобретенные) - социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

Социальные установки.

Убеждения.

Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.

Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Потребление и производство взаимосвязаны и взаимообусловлены. Производство воздействует на потребление тем, что стимулирует развитие потребностей в предметах потребления. Затрачиваемая потребителем энергия восстанавливается в процессе потребления, что способствует физическому и умственному развитию производителей, которое в свою очередь, сопровождается изменением объема и структуры потребностей, определяет уровень и структуру потребления, так как создает предметы, без которых не может возникнуть сам процесс потребления; обусловливает способ потребления, так как полезные свойства предметов потребления характеризует уровни реализации этих свойств, а также определяет различия между производителями (физиологические, территориальные и т.д.), которые, в свою очередь, вызывает диффенциацию потребления отдельных групп людей.

Однако и потребление не является пассивным фактором по отношению к производству. Оно воздействует на него в следующих направлениях:

1) воспроизводит потребность как важнейший фактор развития общества;

2) превращает производственные продукты в предметы потребления, завершая таким образом, процесс производства;

3) придает производству целесообразный характер;

4) являясь непрерывным процессом, потребление сообщает непрерывный характер и производству, поскольку израсходованные предметы потребления должны возмещаться вновь произведенными. Таким образом, потребление превращает производство в элемент воспроизводства;

5) в процессе потребления производятся действительная оценка потребительной стоимости продуктов, их соответствие объему и структуре общественных потребностей, поэтому только в процессе потребления выявляются положительные и отрицательные свойства произведенных продуктов.

Производство и потребление совершаются в определенных общественных условиях. Следовательно, потребности также зависят от социальных и экономических условий жизни общества.

1.2 Структура потребностей человека

Потребности, их виды. Классификация потребностей

Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.
К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста.
Виды потребностей: материальные, духовные, потребности в безопасности.
Многие ученые по-разному классифицировали потребности.
Аристотель делил потребности на первичные и вторичные.

Иерархия потребностей Маслоу
Классификация потребностей по Маслоу представлена на рисунке 48.

Рис. 48. Классификация потребностей по Г. Маслоу

Выдвинутая Мас-лоу классификация человеческих потребностей включает:

  1. Физиологические потребности: потребность в возду-хе, пище, воде, жилище и т. д.
  2. Потребности в безопасности и защищенности: безо-пасность на рабочем месте, страхование от болезней, пен-сионная система, права, обеспечиваемые стажем работы; защита, обеспечиваемая членством в профсоюзе, система бонусов в виде акций фирмы и т. д.

Потребность в принадлежности к определенной соци-альной группе: любовь и дружеские отношения со стороны окружающих, чувство собственной необходимости ок-ружающим, человеческие контакты.

  1. Потребность в уважении: потребность в чувстве соб-ственной ценности, уважение и признание со стороны окружающих, обращение членов коллектива за советом и др.
  2. Потребность в самовыражении: стремление быть самим собой, возможность реализовать себя в своем деле, овладение новыми знаниями, ощущение достижений, воз-можность гордиться своей работой.

Согласно Маслоу, эти пять видов потребностей прису-щи каждому человеку.
Теория МакКлелланда
Она связывает поведение и разви-тие людей с тремя основными потребностями: власти, ус-пеха и причастности.
Потребность в власти предполагает желание влиять на других людей, ощущение способности изменить естествен-ный ход событий. Люди с высокой потребностью власти обыч-но искренние и решительные, не боящиеся конфронтации, умеющие отстаивать свои позиции, требующие повышен-ного внимания со стороны окружающих.
Потребность успеха проявляется как внутреннее стрем-ление к достижению необходимых результатов. Люди с развитой потребностью к успеху любят брать на себя ответ-ственность за решение проблем, предпочитают ставить пе-ред собой трудные задачи, рискуют умеренно, придают большое значение отношению окружающих к своим резуль-татам.
Потребность причастности выражается в стремлении к взаимодействию с другими людьми, налаживании дружес-ких взаимоотношений, оказании помощи коллегам по ра-боте.
Теория Герцберга
Двухфакторая теория Ф. Герцберга выделяет гигие-нические (поддерживающие) факторы и мотивации.
Гигиенические факторы, формирующие окружающую среду, в которой осуществляется работа, включают:
1. Политику фирмы и стиль руководства.
2. Техническое руководство.
3. Межличностные отношения с начальниками, колле-гами и
подчиненными.
4. Заработную плату.
5. Гарантию занятости.
6. Частную жизнь.
7. Условия труда.
8. Статус.

Структура потребностей отдельного человека, граница и динамика
развития потребностей

Совокупность потребностей человека разнообразная исходя из его особенностей.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
Экономические потребности - это потребности, опосредован-ные производственными отноше-ниями. В их систему входят, прежде всего, предметные по-требности (материальные и ду-ховные) - в продуктах питания,одежде, газетах, книгах и т. д., а также социальные потребности - в труде, образовании, охране здоровья. В условиях рыночныхотношений экономические по-требности опосредуются деньга-ми и приобретают форму спроса.
Это, прежде всего, относится кличным потребностям. Обще-ственные потребности реализуются частично внеспроса - через социальные функ-ции государства (например ис-пользование страхового полисав системе здравоохранения).
Любая экономическая потреб-ность - результат реальных про-тиворечийобщественного произ-водства, выражает несоответст-вие экономических потребностейсложившимся производительным силам. Разрешение этих противо-речий приводит, в конечном счете, как к росту производительныхсил, так и к удовлетворению по-стоянно возрастающих потребно-стей.
Труд - это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Важнейшим элементом труда является целепологание: прежде чем приступить к деятельности, человек мысленно представляет готовый результат своего труда.
Вторая часть труда - отношения между людьми по поводу производства, то есть отношения собственности, отношения социальных групп и классов.

Индекс развития человеческого потенциала: его сущность, компоненты, опыт расчетов

В настоящее время люди перестали рассматриваться как рядовой фактор производства на-ряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Че-ловек воспринимается как главный ресурс организации, от которого в решающей мере зависит ее благополучие. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном производстве, обусловленное следующим:
1) обострением глобальной конкуренцией, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда;
2) опытом передовых компаний в Японии, добившихся значительных экономи-ческих успехов за счет персонала;
3) повышением уровня образования работников, их квалификации, зрелости;
4) изменением содержания труда, связанным с появлением принципиально но-вых технологий;
5) развитием демократии на производстве и в обществе;
6) ростом стоимости рабочей силы.
В общем смысле человеческий капитал представляет собой совокупность социо-культурных и личностно-психологических свойств работников: знаний, навыков; способностей к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и раз-витию. То есть по существу это человеческий потенциал.
Выделяют следующие виды человеческого потенциала:
1) общий (перемещаемый) в виде совокупности теоретических или достаточно универсальных знаний, которыми обладает работник;
2) специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей специфики предприятия и своей работы, личные связи и способы и существования исключительно в рамках данной фирмы. Основными характеристиками человеческого капитала являются:
1) Численность и структура персонала.
2) Духовное и телесное здоровье сотрудников, обеспечивающее их нормальную трудоспособность.
3) Знания, опыт и квалификация.
4) Производственная и социальная активность.
5) Культурно-личностная ориентация.
6) Гражданская ответственность.
Человеческий потенциал не изнашивается, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала.
В настоящее время, по мнению многих зарубежных и отечественных ученых, при исследовании проблем управления в постиндустриальном обще-стве необходимо делать акцент, прежде всего не на материальном процессе и материально-технических факторах, а на человеке и его характеристиках. Р.Кроуфорд в своей книге «В эру человеческого капитала» исследует не про-сто человеческий капитал, а пытается доказать, что в конце XX века наступа-ет особая эра человеческого капитала. Согласно этому подходу, главным фактором экономического роста признан человеческий капитал.
Лауреат Нобелевской премии Г.Беккер разработал «Общую теорию ин-вестиций в человеческий капитал», в которой обосновал «автоматическое право собственника на свою квалификацию», на владение ею и использова-ние лишь с его согласия. Естественно, такой подход стимулирует как саморазвитие каждого индивидуума, так и его справедливые требования по оплате труда. Данный аспект (предоставление каждому физическому лицу права на «рост») можно считать важнейшим принципом современного ме-неджмента.
Главным объектом управления социальным развитием является чело-век. В процессе эволюции концепций менеджмента взгляды на человека как на субъекта и объект управления существенно изменялись. Ученые выделили три основные ролевые модели человека в организации в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Применение способностей человека в том или ином виде трудовой деятельности оказывает большое влияние на экономические результаты труда. Степень применения способностей выражается в экономическом поведении человека.
Всякое поведение должно ориентироваться на результат, на количество и качество затраченных человече-ских ресурсов. Применяя свои профессиональные способности в процессе производства, индивид постоянно ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. В противном случае, если не будет компенсации (товарно-денежной, натуральной, эконо-мической, социальной), то начнется падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономиче-ского поведения: «максимум дохода ценою максимума труда», «гаран-тированный доход ценою минимума труда», «минимум дохода при мини-муме труда» и «максимум дохода при минимуме труда». Существуют различные формы экономического поведения в сфере распределения и потребления.
Экономическое поведение характеризуется понятием эффектив-ность. Применительно к производственной и трудовой деятельности эффективность часто определяется как соотношение между затратами и результатом. Данную характеристику можно отнести как к произ-водству, так и к работнику. Под экономической эффективностью труда на рабочем месте обычно понимают производительность труда, за-траты рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т.д.
Социальный эффект, получаемый в результате трудовой деятельно-сти, выражается в характере воспроизводства работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, на-выков, умений.
Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовый продукт (ДВП). Каждый показатель описывается отдельными пунктами: продолжительность жизни - годами жизни, образование - годами обучения, доход - покупательской способностью, грамотность взрослого населения - процентами. Для того чтобы можно было использовать данные показатели в единой системе, применяется шкала от 0 до 1, где 0 - это минимум, а 1 - максимум (табл.23).

Таблица 23

Установленные минимальные и максимальные показатели для ИРЧП

Управление человеческим потенциалом (человеческими ресурсами) предполагает:
1) осознание проблемы дефицита высококвалифицированного персонала;
2) индивидуальный подход ко всем работникам;
3) отказ от представлений о персонале как даровом благе, не требующем затрат о стороны работодателя и признание необходимости инвестиций в его фор-мирование и развитие;
4) разработку специальной политики по управлению человеческим капиталом, справедливое вознаграждение персонала;
5) осуществление стратегии занятости, обеспечивающей ее реальные гарантии;
6) создание благоприятного морально-психологического климата;
7) обеспечение участия работников и их представителей в управлении фирмой.

ТЕМА 2. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

1. Потребность человека- это ощущение недостатка в чем-либо или стремление к чему-либо.

2. Очень близким к понятию потребности является понятие желание, которое Спиноза определил так: «Желание есть самая сущность человека».

3. Потребности человека делятся на 2 группы:

а) потребности существования – это физиологические(в пище и одежде), безопасности и причастности;

б) потребности достижения целей жизни

4. Потребности достижения целей жизни можно разделить на материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные.

а) материальные – это потребности в пище, одежде, жилье, транспорте, безопасности, а также развлечениях (при удовлетворении потребностей благодаря фильмам, танцам, литературе активизируются те же физиологические центры, что и при движении, еде, питье, СЕКСЕ);

б) социальные – в общении и совместной деятельности;

в) интеллектуальные – в знаниях, научном и техническом творчестве;

г) эстетические – в красоте, гармонии, художественном творчестве;

д) духовные – в нравственном совершенствовании, честности, доверии, помощи другим людям.

Перефразируя известный афоризм, можно утверждать, что человек есть то, что он хочет, или человек таков, каковы его потребности.

По крайней мере, со времен Аристотеля известно деление потребностей на телесные и духовные.

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделил пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности(к коллективу, обществу), признания и самореализации(самовыражения), потребности существования и достижения целей жизни. Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.

Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В.И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Она объективно обусловлена прежде всего тем, что условием возникновения духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма.

Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей без удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности. Признания и т.д.), а по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруистических действиях) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества.

По поводу господствующих представлений об иерархии потребностей можно сделать два замечания.

Во-первых, идея иерархии потребностей была известна задолго до Маслоу. В частности, А. Маршалл приводит следующую цитату: «Первое положение теории потребностей гласит, что удовлетворение каждого низшего вида в шкале потребностей порождает желание удовлетворить более высокую потребность».

Во вторых, в книгах и статьях Маслоу подчеркивается относительность иерархии потребностей, ее обусловленность индивидуальностью людей, целями, которые они считают для себя основными. Ни в одной публикации Маслоу нет пирамиды потребностей. Из смысла текстов основоположника гуманистической психологии следует, что не может быть жесткой, единой для всех иерархии потребностей. Маслоу подчеркивает особую важность индивидуализации структуры потребностей для тех, кто стремится к творческой деятельности.

Можно выделить два основных уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный и базовый.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый уровень обеспечивает возможность появления потребностей, соответствующих основным целям жизни данного человека.

У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Классическим примером справедливости этого утверждения является жизнь Диогена Синопского.

Все великие философы и религиозные деятели – те, кого принято Учителями человечества, - призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Многочисленными исследованиями установлено, что люди со скромными физиологическими потребностями, как правило, живут дольше и духовно активнее основной части населения.

Традиционная иерархия потребностей существования (физиологические→ безопасности →причастности) может быть общей для всех людей только до минимального уровня удовлетворения, т.е. на грани выживания. Выше этого уровня последовательность удовлетворения потребностей существования определяется индивидуальностью человека и конкретной ситуацией. Во многих случаях люди стремятся сначала к обеспечению безопасности и лишь потом к насыщению. Это особенно характерно для объективно опасных ситуаций. Во многих случаях первоочередной оказывается потребность причастности (включенности в группу). Таким образом, в пределах минимального уровня удовлетворения потребностей существования общей для всех людей является только первоочередность потребности в воде и пище. В остальном иерархия потребностей определяется индивидуальностью человека и условиями его деятельности.

Как уже говорилось, потребности достижения целей жизни делятся на пять групп: материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные. Как цель жизни можно рассматривать стремление к тому, чтобы удовлетворять материальные потребности, превышающие базовый уровень для соответствующей группы населения, практически речь идет о потребности в роскоши.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний после достижения базовых уровней удовлетворения потребностей существования у одних людей будет доминировать стремление к максимилизации потребления материальных благ, у других - к власти и славе, у третьих – к знаниям и творчеству, у четвертых – к эстетическим благам, у пятых – к духовному совершенствованию.



Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно- нормальный уровень потребностей существования, тем боле вероятно, что после достижения этого уровня будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.

Потребности достижения целей жизни формируются двумя путями:

1. как стремление к большему удовлетворения потребностей существования (это относится к потребностям в роскоши, признании и славе);

2. как появление новых групп потребностей (в знаниях, творчестве, духовном совершенствовании).

Между указанными пятью группами потребностей нет четко выраженных границ. В частности, стремление к роскоши может быть во многом обусловлено тщеславием, а стремление к власти нередко является средством доступа к роскоши.

Прежде чем рассматривать классификацию потребностей и их структуру, мы должны иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества, и что нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей и установить его практически невозможно.
Классификации потребностей уделялось внимание начиная с древних времен. По крайней мере со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время в основу классификации потребностей положены выводы американского психолога и экономиста А.Маслоу. Он считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А.Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что перечисленные потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают либо в виде треугольной пирамиды, либо лестницы потребностей.
Существуют и другие теории классификации потребностей, в частности теория К.Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста, которые соответствуют классификации А. Маслоу и также имеют иерархическую структуру. Д.Мак-Юіелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти, которые не имеют иерархической структуры и их взаимодействие зависит от индивидуальной психологии человека.
В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные (максимальные), действительные (подлежащие удовлетворению), фактически удовлетворяемые.
Абсолютные (максимальные) потребности-этопотребности, которые ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе.
Действительны епотребности - это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производ-ства и научно-технического прогресса. Выступают они в форме платежеспособного спроса.
Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса.
В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на:
материальные (удовлетворение физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода);
духовные (удовлетворение потребностей в образовании, культуре, отдыхе, вере, творчестве и т.д.);
социальные (возможности человека реализовать свои способности, занять положение в обществе, продвинуться по службе, милосердии и т.д.).
С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребности. К элементарным (физиологическим) потребностям относятся те, которые связаны с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (удовлетворение в пище, одежде, жилище и т.п.). К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые непосредственно связаны с благосостоянием людей. Это и потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость и уровень безработицы, социальное обеспечение, экологическая безопасность и т.д.
В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом, потребности классов, социальных групп, потребности отдельных людей (личные потребности).
Потребности общества могут быть представлены в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных. Если го-ворить более конкретно, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.
Потребности классов, социальных групп могут быть представлены как потребности людей, объединившихся по общим интересам. К примеру, туристы нуждаются в соответствующем снаряжении, шахматисты - в шахматном клубе, любители купания - в бассейне и т.д.
Личные (потребности отдельных людей) распространяются на одежду, обувь, пищу, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Словом, личные потребности - все то, что необходимо каждому человеку. Они делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. К примеру, потребность в пище - насыщаемая, потребность в одежде - менее насыщаемая, потребность в деньгах - ненасыщаемая. Потреб- ность в познании вообще не имеет четко выраженного предела, недаром говорят: "Век живи - век учись". Семейные потребности по видам и структуре близки к личным, но могут возникнуть дополнительные потребности, связанные с семейной жизнью, например потребность в средствах по уходу за детьми и т.д.
С учетом очередности удовлетворения потребностей их делят на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). К первичным потребностям относят самые насущные потребности человека, без которых он существовать не может, причем они не могут быть заменены другими. К примеру, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот, хотя одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо - грибами, животное масло - растительным. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, могут быть замещены одни другими. Например, вместо кино можно сходить в театр. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.
Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Эта классификация в большей части связана с предыдущей. В самом деле, первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, но быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить (например, потребность в питании, утолении жажды и т.д.).
Вторичные потребности эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить.
В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности делятся на производственны е - потребление средств производства и рабочей силы в процессе производства - инепроиз- водственные - потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное потребление.
Потребности бывают также экономические и неэкономические. К экономическим потребностям относят те, для которых необходимо производство, т.е. те, которые в готовом виде не встречаются. К неэкономическим потребностям относят те потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.).
И наконец, в зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности.
При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно соблюдаться требование полноты. Это значит, что каждый элемент структуры потребностей должен быть отнесен к той или иной группе. Безусловно, выполнение этого требования зат-руднено, так как нам пока не известен полный перечень потребностей человека.
Следует учитывать и то обстоятельство, что не всегда можно провести четкую грань между различными видами потребностей. К при- меру, прием пищи во многих религиях и духовных учениях рассматривается не только как физиологическое, но и как духовное действие; жилище является не только защитой от непогоды, но и местом общения, духовного совершенствования и т.д.
Таким образом, можно утверждать лишь то, что определенная потребность может рассматриваться исходя из сложившейся ситуации как преимущественно физиологическая, духовная или социаль-ная.
Наряду с рассмотренной общей схемой классификации потребностей могут рассматриваться и частные схемы, связанные со спецификой анализируемой проблемы. К примеру, для юриста будет естественным деление потребностей на законные и незаконные, для врача - на полезные (здоровые) и вредные и т.д.
При классификации потребностей (рис. 4.1) должны учитывать-ся не только их виды, но и уровни удовлетворения. К примеру, для материальных потребностей человека, связанных с удовлетворением его физиологических потребностей, выделяют три основных уровня: минимальный, нормальный и уровень роскоши. Минимальный обеспечивает выживание человека и возможность появления социальных и духовных потребностей. Нормальный - это оптимальный уровень удовлетворения потребностей, когда потребительский бюджет считается достаточным для гармоничного развития личности человека. Уровень роскоши - это такое удовлетворение потребностей, при котором оно становится самоцелью и(или) средством демонстрации высокого общественного положения. На этом уровне чело-век "живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить". Рассмотренные уровни не исчерпывают всех ступеней удовлетворения физиологических потребностей. Однако исторически доказано, что у большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей сущес-твенно влияет на структуру социальных и духовных потребностей.
Все великие философы и религиозные деятели призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Известны по этому поводу высказывания Сократа. Увидя выставленные на продажу предметы роскоши, он воскликнул: "Сколько существует вещей, которые мне не нужны!" Многочисленными исследованиями установлено, что люди со скромными физиологическими потребностями, как правило, живут дольше и духовно активнее остальной части населения.
Потребность Социальные
в роскоши I и духовные
I потребности
Нормальные физиологические потребности Минимальные потребности
Рис. 4.1. Структура потребностей человека
Ступенчатая кривая на рис. 4.1 показывает различный уровень нормальных физиологических потребностей в зависимости от видов деятельности и социального положения людей.
Для социальных и духовных потребностей также могут быть определены уровни удовлетворения, но на них существенное влияние будут оказывать индивидуальные особенности людей.
Законы потребления. В широком смысле слова потребности человека безграничны. Они эластичны и постоянно меняются. Если у нас достаточно пищи и одежды, чтобы избавиться от голода и холода, мы стремимся удовлетворить другие потребности. Даже трудно представить, что когда-нибудь может осуществиться утопическая идея о "молочных реках в кисельных берегах", когда будут удовлетворены все потребности. Это невозможно хотя бы потому, что, во-пер- вых, ресурсы неравномерно размещены на нашей планете, во-вторых, даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. И даже когда основные (главные, первичные) потребности будут насыщены, люди перейдут к тому, чтобы изменять способы удовлетворения тех же первичных потребностей. Они будут лучше и разнообразнее питаться, чаще обновлять свой гардероб, превращая одежду в способ выражения индивидуальности, будут покупать более комфортабельные автомобили и т.д. Требования растут. Планка уровня жизни повышается. Одновременно мы хотим иметь больше хороших картин живописи, произведений литературы, музыки, больше путешествовать и пр., т.е. того, что рас-ширяет наши интеллектуальные возможности, тем более, что к человеческим потребностям относятся потребности не только индивидуальные, но и семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства.
Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном, так и в качественном отношении. Такую тенденцию и закономер-ность в экономической теории называют законом возвышения потребностей. Его действие указывает не только на стремление к количественному возрастанию потребления, но и к изменению структуры потребностей, расширению их круга, разнообразия, смещению при-оритетов, развитию взаимозаменяемости, качественному совершенствованию.
Прогресс человечества, рост культуры и знаний, расширяющиеся возможности научно-технического прогресса неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.
Суть закона убывающей интенсивности, или закона насыщения потребности, заключается в том, что человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности. Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя можно полностью удовлетворить, насытить, например потребность человека в опе- рации аппендицита вполне удовлетворяется одной операцией, или еще пример: даже самому большому любителю пива для насыщения достаточно десятка бутылок. Если же говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они действительно не ограничены, беспредельны.

Борис Михайлович Генкин, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии.

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. Маршалл ссылается на классификации Бентама, Бенфилда, Джевонса, МакКуллоха, Германна и других авторов.

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи - третьей и четвертой группам; потребности роста - пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков - три группы: обеспечения, призвания и престижа.

В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».

Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

О силе потребности в творчестве можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них, подобно П. Гогену, ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Архимед и Дмитрий Шостакович создавали великие произведения в осажденных городах. Двадцатилетний Эварист Галуа в тюремной камере разрабатывал основы современной алгебры; накануне дуэли, которая закончилась для него трагически, он писал математическую статью.

Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруистических действиях) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества.

Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.

Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазона потребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

Чтобы учесть эти факторы, целесообразно прежде всего разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.

К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Мы полагаем, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: «Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством». «...Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; ...рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, - это одна из самых важных задач практического приложения экономической науки к образу жизни людей».

Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о «возвышении» потребностей в Германии после второй мировой войны. С отчетливостью, свойственной немецкому языку, экономисты Германии пишут о трех больших волнах потребностей в течение первых 5-6 лет восстановления экономики: «der sogenannten «Fress-Welle» (так называемой «волне обжорства»), «der Kleidungs-welle» («волне одежды»), «der Wohnungswelle» («квартирной волне»). После этого стали развиваться потребности в роскоши (die Luxusbediirfnisse).

Похожие публикации