Социальный конфликт девиантное и делинквентное поведение. Причины делинквентного поведения подростков

2 4 313 0

Делинквентное поведение – отклоняющееся от нормы. Суть заключается в таких действиях, за которые предусмотрено наказание, определенное буквой закона.

Нормативная база зависит от социокультурного пространства, где человек живет и взаимодействует с окружающими. Но независимо от континента и принадлежности личности, делинквентное поведение – это нарушение предписаний на законодательном уровне.

Если коротко, то нарушение прописанного в законодательных актах конкретной страны, является делинквентным.

Такое поведение не ограничено ни возрастными рамками, ни расовой принадлежностью, религиозными предпочтениями, образованием. «Пойти по наклонной» может каждый.

Одно дело украсть в магазине шоколадку, другое – организовать и реализовать массовый теракт. Все страны мира борются на этом поприще как постфактум, так и разрабатывают программы для предотвращения поведенческих отклонений. Насколько успешно, можно судить по статистике осужденных конкретного государства. Но деликвенты были, есть и будут всегда. И связано это с причинами возникновения и развития делинквентности, а они в масштабах государства неустранимы.

Но это не значит, что таких людей нельзя перевоспитать. Важно как можно раньше выявить проблему, и принять необходимые меры. Об этом мы и поговорим далее.

Делинквентное и девиантное поведение

Их часто путают. И одно, и другое – это отклонение от нормы. Разница в том, от какой именно нормы.

    Делинквентное поведение

    Нарушение прописанных законом правил конкретного государства.

    Девиантное

    Нарушение неписаных норм и догм, обычаев общества, устоев, традиций. Влечет за собой социальное порицание и отвержение, но не юридические последствия.

Смеяться над инвалидом в парке – это девиантность. Избить его – делинкветность.

Механизм возникновения одного и другого схожи. Это демонстративное вызывающее поведение, неприемлемое обществом, в основе которого потребность в самоутверждении, ощущении значимости без возможности использовать другие методы.

Выбор методов личностных проявлений зависит от опыта. Если родители проявляли девиантность, вероятно, арсенал ребенка будет тем же.

Причины возникновения делинквентности

Трудно выделить конкретные причины и указать «вот поэтому человек стал делинквентом». Это спектр социокультурных, психологических предпосылок разного уровня (внешние и внутренние факторы), которые способствуют проявлению делинквентности:

  • Насилие в семье – физическое и психологическое;
  • Деструктивная модель поведения родителей: смена партнеров родителями, внутрисемейные конфликты, злоупотребление алкоголем и наркотиками и т.д.;
  • Вседозволенность или чрезмерная строгость в воспитании;
  • Эмоциональное или физическое отсутствие отца, как гаранта порядка и стабильности;
  • Игнорирование потребностей ребенка;
  • Семья и окружение, где преступление норма или достижение.

Предпосылки вырасти ребенку делинквентом видны еще в раннем детстве.

Семья и ближайшее окружение малыша – это модель, которую человек несет в себе как идеальную до конца жизни. Если папа вор, то сын (даже зная, что это плохо) примет такой вариант поведения как верный. И вероятность пойти по стопам отца при наличии других факторов значительно увеличивается.

Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

Виды асоциального поведения

Вид поведения

Как проявляется

Мелкие административные правонарушения Действия, за которые предусмотрено административное наказание. Это штрафы, предупреждения без вариантов ограничения свободы делинквента. Может выражаться в хамстве по отношению к другим людям, нарушении правил дорожного движения и т.д.
Дисциплинарные проступки Систематические действия, которые влекут за собой нарушение распорядка, форм и предписаний в рамках трудовой деятельности человека. Это опоздания, уходы с работы без предупреждений, злостное невыполнение своих обязанностей и т.д. Штрафными санкциями в таком случае выступают штрафы, удержания из заработной платы, лишение привелегий, перевод на другую (низшую должность) или увольнение с соответствующей записью в трудовой книжке.
Преступления Самая тяжелая форма делинквентности, так как это серьезные проступки, влекущие лишение свободы. Это разнообразие тяжких преступлений: насилие, кражи, убийства, ограничение свободы человека, мошенничество и т.д. За такие действия преступник несет криминальную ответственность.

Вид делинквентного поведения зависит от тяжести формы наказания за него. Это решает исключительно суд на основании законодательной базы.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Делинквентным называют отклоняющееся поведение у подростков, которые условно делять на 3 группы:

    Раскаивающиеся

    Дети, которые совершив правонарушение, искренне сожалеют о содеянном. Им стыдно, неловко, они хотят исправить ситуацию. Поступить неправильно сподвиг некий внутренний конфликт или ситуация, когда правонарушение стало «криком о помощи».

    Не раскаивающиеся

    Те, которых не мучает ни совесть, ни моральные ограничения, потому что их нет. Это ведомые подростки, поддающиеся дурному влиянию и не имеющие желания осмысливать свои поступки.

    Сознательные

    Подростки, которые сознательно преступают закон и получают удовольствие от содеянного. Это самая опасная группа, так как повлиять на совесть, мораль или принципы невозможно.

В зависимости от самого делинквента и степени отклонений в поведении, следует строить взаимодействие. И всегда искать помощи профессионалов – психологов, психиатров, социальных работников. Ибо если ситуация допущена, то методы воздействия окружающих оказались недостаточными и неверными.

Как родителям предотвратить проблему у детей

Делинквентами не рождаются. Ими становятся при определенных условиях. Нельзя списывать на генетику или другие биологические факторы: насилие, воровство, убийства или нарушение правил дорожного движения. Человек переступает через закон, четко осознавая свое действие. Даже подросток понимает, что разбить стекло в школе, бросив камень – плохо. Но почему-то бросает.

Демонстративное поведение (а делинквентное таким и является) направлено на привлечение внимания. Если другие способы не работают, тогда человек ищет то, чтоб уж наверняка.

Компания сверстников, где таким способом можно продемонстрировать свою значимость – прекрасный вариант. Ребенок стремится почувствовать ценность и значимость. Если не получает ощущений в кругу семьи, выйдет во двор и найдет «благодарных» слушателей и созерцателей. Поэтому родителям следует создать такую обстановку любви и принятия ребенка, чтобы потребность доказывать ценность «на стороне» не возникла:

  • Поощряйте попытки помочь вам или другим людям;
  • Делитесь с ребенком трудностями и переживаниями, вовлекайте в жизнь. Таким образом, малыш будет чувствовать значимость;
  • Объясняйте и, главное, что такое «хорошо» и «плохо»;
  • Стройте совместные планы о большем, лучшем чем сейчас;
  • Говорите как сильно ребенок нужен вам и что любите его;
  • Обнимайтесь почаще;
  • Создайте атмосферу надежного тыла, что бы не случилось с ним и что бы он не натворил;
  • Установите систему поощрений и наказаний. Если правило нарушено ребенком, необходимо применить наказание. Так формируется понимание причинно-следственных связей и ответственности за свои действия;
  • Предложите вариации хобби, которые займут ребенка и у него не останется времени на «глупости».

Подростковая делинквентность

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов , совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Причинение вреда

Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.

Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.

Виды делинквентного поведения

К числу делинквентных относятся административные правонарушения , выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах , в скверах , парках , во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения - это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения , распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление . Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения - наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф , арест , лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления - 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением . В действительности эти понятия - не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения. Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь , утратило характер делинквентного поведения с ноября и с развитием рыночных отношений стало нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Литература

  • Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М .: Академия, 2004. - 288 с. - ISBN 5-7695-1782-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Делинквентное поведение" в других словарях:

    Делинквентное поведение - (лат. – проступок) – действия человека, противоречащие и нарушающие правовые основы жизни общества, идущие вразрез с существующим законодательством. Это поведение правонарушителя и преступника. Делинквент – преступник. Делинквентная ситуация –… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Делинквентное поведение - отклоняющееся поведение в крайних своих формах представляет уголовно наказуемое деяние. Обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе. Затем следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими, слабыми и т. п … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - (от. лат. delinquens правонарушитель) отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - – одна из форм девиантного поведения, включающая действия и поступки человека, нарушающие юридические нормы и носящие противоправный характер. В качестве Д.п. можно рассматривать преступное, криминальное поведение молодого поколенияТерминологический ювенологический словарь

    ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ - (от лат. delictum проступок, англ. delinqvency правонарушение, провинность) антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в… … Социология: Энциклопедия

    Поведение - Совокупность действий, поступков, совершаемых индивидом в его взаимодействии с окружающей средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В психиатрии имеют значение П. агрессивное, бредовое, девиантное… …

    ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ - социальные действия индивидов и групп, не вписывающиеся в рамки нормативно ценностных стереотипов цивилизованного общежития. Существуют три основные разновидности О.п. – девиантное, делинквентное и криминальное. Девиантное поведение проявляется… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    См. Отклоняющееся поведение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ … Философская энциклопедия

    Отклоняющееся поведение - собирательный термин, охватывающий три формы: девиантное, делинквентное и криминальное поведение … Социология: словарь

    Реакции - В психиатрии: патологические изменения психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятно сложившуюся жизненную ситуацию. В их происхождении важную роль играют факторы конституциональной предрасположенности, особенности… … Толковый словарь психиатрических терминов

Особенно актуальна проблема делинквентного поведения для подрастающего поколения. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, появилась чрезмерная жестокость и агрессивность, резко возросла преступность. Примечателен тот факт, что большинство преступлений совершается лицами до 30 лет, среди них выделяются подростки, причем появляются все новые и новые виды отклоняющегося поведения, а именно – участие в рэкете, сотрудничество с мафией, совершение экономических преступлений. Среди правонарушителей подавляющее большинство нигде не работающих подростков. Поэтому данная проблема является очень важной в наше время, а лица, совершившие противоправные действия нуждаются в психосоциальной, психоконсультационной и психотерапевтической работе.

Делинквентное поведение происходит от латинского delinquens « проступок, провинность ». Под этим термином понимается противоправное поведение личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент) , а сами действия – деликтами .

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях, А.Е. Личко введя в практику подростковой психиатрии понятие « делинквентность », ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В. В. Ковалев возражает против трактовки делинкветности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

Получивший широкое распространение термин « делинквент » за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. В психологической литературе понятие делинквентности связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно – этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер. В социально – правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные. В.В. Ковалев выделяет антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное, а также непатологические и патологические формы.

В 1932 г. Н.И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители.

Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин и др. выделяют следующие три типа:

1. Последовательно – криминогенный – криминогенный « вклад » личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2.Ситуативно–криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта.

3.Ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида.

Очень важно определить условия формирования делинквентного поведения. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки. При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение.

Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним, прежде всего, относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни.

Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие макросоциальные факторы, вызывающие деликвентность:

    фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей;

    физическая или психологическая жестокость;

    недостаточное влияние отца;

    острая травма;

    потворствование ребенку в выполнении его желаний;

    чрезмерная стимуляция ребенка – слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

    несогласованность требований к ребенку со стороны родителей;

    смена родителей;

    хронически выраженные конфликты между родителями;

    усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей.

Индивидуальные детерминанты существенно определяются половыми различиями . Например, хорошо известно, что противоправное поведение более характерно для мужского пола. Можно говорить о преступлениях, более свойственных женщинам или мужчинам.

Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет. Об антисоциальном поведении имеет смысл говорить лишь по достижении 6-8 лет. В младшем школьном возрасте (6-11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство. Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17 лет) являются осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство – у мальчиков, кражи и проституция – у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы – торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев.

Кроме полового и возрастного, выделяется конституциональный фактор . Например, влечения ребенка могут быть настолько сильными, что он с трудом переносит состояние голода, под влиянием чего он может начать воровать.

Вопрос о влиянии психопатологии на делинквентное поведение личности остается дискуссионным. В качестве наиболее распространенных аномалий, сочетающихся с делинквентным поведением, называются: психопатия; алкоголизм; невротические расстройства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга; интеллектуальная недостаточность. Многие авторы рассматривают мало мотивированные, нередко неожиданные для окружающих жестокие убийства именно как проявление патологического поведения: нарушение аффектов (депрессии, дистимии) и кризис личности (психопатическое развитие).

Многие авторы склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности личности в становлении делинквентного поведения. Речь идет о специфической мотивации , выступающей непосредственной причиной противоправного поведения: системы наиболее устойчивых и доминирующих мотивов личности – внутренних побуждений, потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений. В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности:

    желания, требующие немедленного удовлетворения;

    переживание бессильного гнева, отчаяния – агрессии, ищущей разрядки;

    обида, требующая мщения;

    зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;

    недоверие и стремление сохранять дистанцию;

    фантазии величия и всемогущества.

В зарубежной психологической и медицинской литературе для описания делинквентного поведения взрослых людей (от 18 лет) широко используются термин социопатическая (антисоциальная) личность представляющая собой психологический тип, описанный через глубинные психологические механизмы функционирования личности. Основной вклад в изучение социопатической динамики сделан психоанализом. Психоанализ рассматривает делинквентов как тех, кто не в состоянии разрешить свои внутренние конфликты. Антисоциальные люди порывают с реальностью и спасаются от внутренней действительности тем, что предпринимают запрещенные действия, пресекаемые государством и преследуемые законом. Основной психологической защитой социопатических людей является всемогущий контроль. Потребность оказывать давление, имеет преимущественное значение. Она защищает от стыда (особенно у грубых психопатов) или отвлекает от поиска сексуальных перверсий (которые также могут лежать в основе криминальности). При деликвентном поведении часто используется проекция на общество негативных личных качеств. При этом общество выглядит иллюзорно более плохим, чем оно есть в действительности. Знаменитое отсутствие совести у социопатов свидетельствует о недостатке первичных взаимных привязанностей к другим людям.

Не совсем понятен механизм формирования антисоциальной направленности. Доказано, что младенцы с рождения отличаются по темпераменту. В таком случае конституциональными предпосылками социопатии может выступить, например, большая базальная агрессия или сниженная реактивность нервной системы. Особая конституция может объяснять постоянное стремление таких людей к острым ощущениям, их сниженную способность воспринимать педагогическое воздействие. Для отношения к таким детям со стороны родителей характерны: нестабильность, отсутствие дисциплины, потворство, эмоциональное непонимание, эксплуатация и иногда жестокость. В таких нестабильных и угрожающих обстоятельствах ребенок не получает чувства защищенности в необходимые моменты развития, что может подтолкнуть его потратить остаток жизни на поиск подтверждения своего всемогущества. Для семей антисоциальных личностей в целом нетипично понимание и проговаривание своих чувств.

В случае противоправного и антиобщественного поведения основной стратегией социально – психологического воздействия является организация условий общественного наказания (преимущественно в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях). Основными формами психосоциональной работы в случае делинквентного поведения является консультирование, психотерапия, судебно – психологическая экспертиза, социально – полезный труд и организация саногенной среды.

Психотерапия в закрытых учреждениях ориентирована на решение ряда задач: необходимо установить потребность индивида в психотерапевтической помощи, определить личностные особенности с помощью адаптированных методик, создать «психотерапевтические оазисы» защищенные от деструктивно – действующих влияний, снять психическое напряжение, снизить чувствительность к криминальному, стрессовому воздействию. Наконец, необходимо социальное обучение и повышение способности осужденного решать проблемы в данной среде и по выходу из нее.

Таким образом, эффективность психологического воздействия в случае делинквентного поведения зависит от эффективности комплекса мероприятий: организационных, экономических, педагогических, медицинских, социальных мер.

Нарушение норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие делинквентное поведение охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. Это такие нарушения как: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине (совершенное покупателем, так как хищение продавца считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др.

В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться домой ночью, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогуливать занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать и рисовать краской на стенах и т.д.

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным. Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и криминальным поведением. Подростки, состоящие на учете в комнате милиции, - делинквентны, но не преступники. Таковыми они становятся, попав за решетку.

Являясь формой отклоняющегося поведения, делинквентность в современном западном обществе характеризуется следующими чертами:

    вклад социальной позиции. В основном в трущобах царит аномия и беззаконие;

    влияние образцов цивилизации. Не все дети в трущобах делинквентны, так как и тут живут разные семьи. Наивысшая делинквентность обнаружена среди подростков, имеющих самый низкий статус, не знающих в семье дисциплинарной системы и часто участвующих в дворовых тусовках;

    наличие ситуационных факторов. Подростками совершаются правонарушения не потому, что им нравится рисковать, а потому, что по руку подворачивались автомобили, которые угонялись, оружие, которое применялось, прохожие, к которым применялось насилие, и т.д;

    формирование делинквентных коллективов и субкультур. Большинство делинквентных актов происходит в толпе, группе, коллективе. В группе индивид получает поддержку своим провокациям. Постепенно формируются банды и субкультура.

Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Девиантность и делинквентность - две формы отклонения от нормального поведения. Первая форма относительная и малозначительная, вторая абсолютная и значительная. Самой податливой к делинквенции группой населения является молодежь. Но не любая, а та, что проходит социализацию в преступной или отклоняющейся среде. Такую среду или семью называют еще неблагополучной. Обычно это пьющие родители, побывавшие в местах заключения преступники, наркоманы и торговцы наркотиками. На поведение детей большое влияние оказывает родительская модель поведения. Дети часто копируют поведение своих родителей.

Районы с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения называют криминогенными. В этих местах процент юных правонарушителей оказывается выше, чем средний показатель для других областей. Категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки, называют группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Делинквентное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие. В свою очередь, он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать.

Социологи установили следующую тенденцию: человек тем больше усваивает образцы делинквентного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Большое значение и сильное воздействие на подростков имеют уличные компании и окружающая их обстановка. Стремление добиться успеха, выделиться иногда превращается для подростков в дорожку, которая ведет от девиантного поведения к делинквентному. Ранее социологи были уверены, что преступность молодых - побочный продукт бедности. Это не так. Из недавних исследований стало ясно, что молодежная преступность равномерно распределяется по всем слоям. Один из аргументов: учащиеся, принадлежащие к верхнему слою среднего класса и высшему классу, чаще участвовали в актах школьного вандализма, чем дети из бедных семей. Основной причиной у подростков из богатых семей является повышенное стремление к удовольствиям, которые обеспечиваются богатством. А у выходцев из бедных семей причиной делинквентного поведения выступают иные факторы, чем богатство и гедонизм. В основном это школьные неуспехи: плохие отметки, плохое поведение в классе, нежелание учиться, неумение найти общий язык с педагогами и родителями, негативное влияние одноклассников. Они начинают прогуливать уроки и употреблять алкоголь, а возможно и несильные наркотики.

Одной из форм отклоняющегося поведения подростков является делинквентное поведение. Но часто делинквентное поведение путают с девиантным, являющимся более широким понятием отклоняющегося поведения и включающим в себя такие формы отклонений как наркомания, алкоголизм, проституция и т.д. Поэтому, прежде чем рассматривать делинквентное поведение подростков, необходимо кратко охарактеризовать и девиантное поведение, чтобы иметь представление о различии этих двух форм отклоняющегося поведения подростков.

Девиантное поведение -- это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение качественно отличается (своей общественной опасностью) от правомерного поведения. Поэтому необходимо знать, какие особенности личности подростка обусловливают осознанное предпочтение именно данного варианта поведения. Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, включая отклонения как корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социально пассивного характера. По мнению В.М. Волковой (4; с. 13), девиантное поведение -- это деяние, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. И социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке -- преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении (5; с. 237).

В современном мире все более остро стоит задача обеспечения социальной стабильности и сохранения положительных черт социального бытия. Существенным препятствием для ее решения является феномен отклоняющегося поведения. По словам Я. Гилинского, девиантное поведение "всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и девиантный образ жизни, девиантный стиль поведения, не соответствующий принятым в данном обществе, среде, группе" (6; с. 22).

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться "домашние кражи" небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК РФ.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Причины, по которым дети и подростки попадают в так называемую группу риска, коренятся в отношении к ним со стороны семьи, общества и государства. По мнению руководителя фонда НАН, члена Общественной палаты при Президенте РФ О.В. Зыкова, главное -- судьба ребенка и его конфликт в микросоциуме. А асоциальное поведение -- это протест, попытка привлечь к себе внимание взрослых. Правонарушение, совершенное ребенком, это всегда продолжение какого-то правонарушения, насилия, несправедливости взрослых по отношению к нему (7; с. 6).

Причины существования и функционирования делинквентного поведения в разных социально-экономических формациях, в различных исторических условиях неодинаковы. Тем не менее, их объяснение имеет нечто общее: в основе этих противоречий всегда лежат объективные социальные противоречия. Социальная природа делинквентного поведения не вызывает сомнения. Оно "существует в обществе, благодаря обществу и в связи с условиями этого общества" (8; с. 40). Однако, говоря о делинквентного поведении, следует иметь в виду конкретное общество, конкретную нормативную систему и конкретные отклонения от норм, действующих в данном обществе.

Любая смена общественного строя, вызывая глубокие потрясения экономической, социальной и духовной сфер жизни, приводит к росту делинквентного поведения. Для современной России причинами широкого распространения различных форм делинквентного поведения являются: тяжелое экономическое состояние общества, возрастающий разрыв между бедностью и богатством, ослабление государственной власти, разрушение позитивных ценностных ориентаций, упадок нравственности и культуры. Смена государственного режима, неэффективные социально-экономические реформы привели Россию к ярко выраженному социально-экономическому неравенству населения, к весьма существенным различиям в реальных возможностях удовлетворять свои потребности. Все это порождает зависть, неудовлетворенность, социальные конфликты, нередко выливающиеся в различные формы делинквентного поведения. "Миллионы людей чувствуют себя ущемленными, а это всегда таит угрозу протестующего поведения…" (9; с. 67).

Рассматривая социально-экономические причины делинквентного поведения, нельзя недооценивать роль духовного, нравственного фактора, или, иными словами, значение субъективных причин. Нарушение социальных норм испокон веков люди объясняли плохими привычками, недостатком воспитания, низкой общественной моралью, то есть искали причины делинквентных проявлений в сфере общественного сознания, которую при определенном подходе можно назвать культурой данного общества (8; с. 48).

Как правило, под культурой понимают "биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты" (10; с. 134). Различают культуру материальную (техника, орудия труда, предметы быта и др.) и духовную (науки, различные учения, научные знания, нормы права и морали, идеалы, ценностные ориентации, навыки, образы поведения, взгляды и т.п.).

Духовная культура складывается исторически, под воздействием многих факторов. Социологи доказали, что существует прямая и обратная связь между нравами людей (то есть духовной культурой) и образом их жизни, под которым понимается "совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями их жизни" (11; с. 500). Поэтому различным социальным группам в любом обществе присущи характерные особенности духовной культуры. Следовательно, социальные группы с делинквентным поведением обладают определенной, отличной от других (делинквентной) духовной культурой. В рамках общей культуры культура отдельных социальных групп выступает как субкультура. Под субкультурой понимаются малые культурные миры -- система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. При этом субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и другие устойчивые модели поведения, как правило, отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей культуре, хотя и тесно связаны с ними (12; с. 169). Именно духовная культура подвержена различным негативным влияниям, воздействию и проникновению делинквентной субкультуры.

Чем выше уровень делинквентных проявлений, тем большее влияние оказывает делинквентная субкультура на состояние общей духовной культуры всего общества. Являясь основой системы ценностей социальных групп с делинквентным поведением, делинквентная субкультура вступает в конфликт с общественно одобряемой системой культурных норм. Таким образом, в качестве девиантогенного фактора выступает комплекс противоречий между общественными культурными нормами и нормами отдельных субкультур. В настоящее время в России высокий уровень девиаций способствует распространению делинквентной субкультуры. При этом ее воздействию в первую очередь подвергается молодое поколение.

Известен широкий диапазон факторов, влияющих на психическое здоровье детского и подросткового населения. Среди них много таких, которые обладают психогенными свойствами. Выделение активных психогенных этиологических начал составляет одно из приоритетных научных направлений.

В ряду факторов, имеющих первостепенное значение для формирования психического здоровья детей и подростков, важное место занимает семья как непременная среда их жизнедеятельности. Определение значимости отдельных параметров семьи в нарушении психического здоровья подростков -- один из способов расшифровки причинно-следственного механизма роста психических заболеваний среди молодежи.

По данным Ф.Э. Шереги, к основным причинам, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, не противостоят, а способствуют совершению ими правонарушений, относятся: воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем; наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек); злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность; тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, нужда в питании, одежде; низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи; грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода (13; 14, с. 103-113).

При таких условиях вернуть несовершеннолетнего из группы риска в благополучную среду очень трудно.

В сфере досуга для большинства правонарушителей типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп сверстников с отрицательной направленностью), праздное "шатание" по улицам, участие в выпивках. У большинства лиц данной категории побуждения, интересы, желания сводятся к потребительству, обладанию вещами, вызывающими зависть у других, стремлению к постоянным развлечениям, возможности не отказывать себе в возникающих желаниях. В силу таких психологических установок и бытовых позиций формируются эгоистические привычки, создаются ситуации, способствующие правонарушениям, в том числе в связи с групповыми выпивками, потреблением наркотиков и других возбуждающих средств, азартными играми и т.д.

В последние годы серьезную тревогу вызывает потеря чувства ответственности некоторых подростков в сочетании с завышенными запросами и необузданными потребностями. Отмечается рост делинквентных установок, предпочтений у подрастающего поколения.

Непосредственная причина делинквентного поведения подростков заключается в сдвигах и дефектах социальной и психологической характеристики. Искажения эти формируются главным образом путем усвоения взглядов соответствующей микросреды. Большинство авторов говорят о нравственной испорченности, правовой инфантильности или правовом инфантилизме и о нравственной запущенности.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины -- недостатки воспитания прежде всего.

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям (15; с. 67).

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.

Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей, чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность -- вот основные черты его характера.

Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.

Девиантные и делинквентные формы поведения -- это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.

Похожие публикации