Внеклассное мероприятие "моя родословная". Праздник родословной «Шежере байрам» План-конспект мероприятия Петрова Т.М

Айгуль Камальтдинова

Сценарий мероприятия праздника родословной

«Моя большая семья»

Сценарий мероприятия посвященной изучению родословной в подготовительной группе «Моя большая семья»

Цель : Способствовать расширению представления о родственных отношениях, элементарного представления о родословной и генеалогическом древе.

Материал : уголок с внутренним убранством юрты, схема генеалогического древа каждой семьи, и мультимедийная презентация каждой семьи «Моя большая семья» , столы оформленные фотографиями, поделками, ручными работами семей, слайды «Природа Башкортостана» .

Ход мероприятия.

Ведущий в национальном костюме башкир.

Ведущий :

Славься земля серединная,

Золотая, роскошная, дивная.

Так природа сама захотела,

Чтоб земля здесь о радости пела,

Над волнами чтоб чайки носились,

А в лесах чтобы звери водились,

Чтобы недра богатыми были,

Чтобы здесь все мы счастливо жили.

Назову эту землю торжественно,

Она гордо звучит и естественно,

Средь созвездия блестящих стран,

Имя это – Башкортостан!

(Под музыку в зал входят дети, встают полукругом)

Дети :

Максим : У матери России

Есть много дочерей

Но нет средь них красивей

Башкирии моей.

Самир : Здесь гордо горы высятся

Леса простор степной

Озёра, реки ширятся

Хрустальною волной.

Рустам : Щедра земля Урала

Богатств её не счесть

Есть в недрах нефть и уголь

Есть золото и медь.

Айсэль : Как не любить твои просторы

Как не любить твои луга

Урала яркие узоры

Долины, горы и поля.

Эвелина : О Башкирии поём

Как мы славно здесь живём

Вся она цветущий сад

Говорим мы ей –

Все хором : РАХМЭТ!

Ведущий : Здравствуйте дорогие друзья! Хаумыхыгыз, кадерле дустар! Мы рады приветствовать вас на празднике родословной - Шежере Байрамы . Род, родословная , Родина – каждому из нас близки и понятны эти слова. Родина, это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки. Здесь все нам близко и знакомо : язык, быт, обычаи и традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди.

Исполнение песни «Ватан» Ф. Гершовой.

Дети садятся на стульчики по периметру.

Ведущий : Шежере – это родословная . Раньше люди очень хорошо знали свою родословную , до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной – шежере . (На экране предоставляется макет генеалогического древа) Я тоже нарисовала свое дерево и заполнила его именами, чтобы мои внуки и внуки внуков по-мнили свои корни?

Звучит грустная мелодия курая и в зал заходит Батыр.

Ведущий : Посмотрите, ребята, на наш праздник пришел Батыр , но он почему

то грустный… О чем ты грустишь, уважаемый гость?

Батыр : У меня случилась большая беда! В моей юрте погас огонь семейного очага. Пусто и холодно стало в нашем доме. Ничто не радует мою семью.

Ведущий : Да, это печально. Когда в доме не горит огонь семейного очага – в нем нет и жизни. Знаешь, Батыр, мы с ребятами очень хотим помочь тебе. Давай мы отправимся на поиски этого волшебного огня.

Батыр : Ребята, вы правда поможете мне найти огонь семейного очага? (ответы детей)

Ведущий : Батыр, давай попросим помощи у хозяйки гор и лесов. Быть может, там, в горах и лесах мы отыщем волшебный огонь?

Показ Слайда № 1 «Горы и леса Башкортостана»

Батыр : Хозяйка гор и лесов, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?

Хозяйка гор и лесов : (голос в записи) Нет, Батыр, в моих лесах, на моих горах, весна сменяет зиму, лето – весну, осень – лето, а потом вновь наступает зима. Мои леса и горы богаты зеленью весной и летом, белым снегом зимой, багряными, желтыми красками осенью… Совсем недавно в моем лесном и горном царстве кружились в прощальном танце осенние листья…

Дети исполняют танец с осенними листьями («Утренний туман» муз. Р. Хасанова)

Ведущий : Батыр, давай попросим помощь у Хозяйки рек и озер.

Показ Слайда 2 «Реки и озера Башкортостана»

Батыр : Хозяйка рек и озер, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?

Хозяйка рек и озер : (голос в записи) Нет, Батыр, мои реки и озера полны прозрачной водой, в них плещутся стайки рыб, на берегу круглый год веселятся взрослые и дети… Какие только игры они не устраивают… Посмотри сам. Игра «Юрта»

Мы веселые ребята

Соберемся в кружок

Поиграем и попляшем

Разбежимся на лужок

Ведущий : Батыр, посмотри, на нашем пути стоит небольшой город. У него красивое название – Янаул. В переводе с башкирского языка это означает Новое село. Может быть в этом городе мы найдем так нужный нам огонь семейного очага?

Батыр : И правда, давайте заглянем в город Янаул. (слайд «Янаул» )

Песня «Янаул мой» исполняют дети.

Ведущий : А в Янауле нас уже ждут и приглашают к себе в гости семьи (представление семей) .

Давай посмотрим и послушаем, что нам расскажут они.

Семьи выходят на сцену. Ведущий представляет их. (семьи : Аминовых, Ахматнуровых, Сергеевых, Шараевых)

Лиана : Шежере. Какое слово!

Бархатом ласкает слух,

Сердцем рождено, готово

Поднимать потомкам дух!

Ильдар : Кем был твой прадед,

Кем твой дед?

О чём они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Полина : Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех,

И как они женились?

Марат : Какие испытания им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошёл

В народном том полку?

Радэль : И, если всё узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь и народ.

Исполнение песни «Россия» . Солисты : Лиана, Самир, Марат.

Ведущий : Семья - это дом,

Где тепло и уют,

Где любят тебя,

И, конечно же, ждут.

Семья это те,

Без кого мы не можем,

Они нам всех ближе,

Родней и дороже.

Выступление семьи Аминовых.

Батыр : Как много интересного я услышал! Как много добрых слов было сказано о всех членах семьи.

Ведущий : А самым старшим членам семей – бабушкам и дедушкам, наши ребята посвящают следующую песню.

Дети исполняют песню «Олатай»

Игра для зрителей «Седьмое колено» . Вед. объявляет задает вопросы, а родители, должны вспомнить и правильно ответить.

Вопросы :

Брат жены (Шурин)

Брат мужа (Деверь)

Сестра мужа (Золовка)

Сестра жены (Свояченица)

Мать жены (Теща)

Отец жены (Тесть)

Отец мужа (Свекор)

Мать мужа (Свекровь)

Дочь брата или сестры (Племянница)

Брат отца или матери (Дядя)

Жены двух братьев (между собой) (Свояченицы)

Мужья двух сестер (Свояки)

Матери жены и мужа (Сватьи)

Элиза : Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом ,

И вместе им совсем не скучно,

Хоть дождь, хоть вьюга за окном.

Выступление семьи Сергеевых.

Батыр обращает внимание детей на игрушечного козлёнка, стоящего около юрты).

Батыр : Какой хорошенький козлёнок! Ребята, а вы знаете что башкиры издавна держали очень много скота. Табуны лошадей- первых помощников людей и в охоте и в быту, неисчислимое количество коров, овец и других животных. Вот и козленок от стада отбился. Потеряется теперь, вот беда… Ребята, а давайте доведем его до загона.

Проводится игра «Загони козлят домой» .

(Дети делятся на 2 команды и с помощью клюшек прокатывают под дугами пластмассовые шарики, на которых изображены мордочки козлят.

Побеждает команда, быстрее других выполнившая задание.

З. Марат : Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Выступление семьи Ахматнуровых.

Танец «Шаль вязала» (Исполняют девочки подготовительной группы)

Яна : В семейном кругу мы все растём

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Выступление семьи Шараевых.

Ведущий : Посмотри, Батыр, от тепла сердец каждой семьи, у которой мы побывали в гостях, загорелась свеча Любви и Доброты. Я думаю, что она поможет тебе зажечь огонь твоего семейного очага. Возьми, береги этот огонь…

Батыр : Спасибо вам! Я поспешу к своему родному очагу. Идет к очагу и зажигает его.

Батыр : (на фоне веселой башкирской народной музыки) . Вот вновь горит огонь моего семейного очага! И вновь тепло и уютно в моем доме! Спасибо вам, ребята, спасибо гости, за помощь и доброту!

Батыр «заходит в юрту» .

Ведущий : Мы не могли поступить иначе, ведь все мы – одна большая, дружная Семья!

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья!

Дети перестраиваются в 4 колонны, исполняют танцевальную композицию с цветами, флажками и воздушными шарами. Звучит песня «Родительский дом»

По окончании - семьи, присутствовавшие на празднике , выходят к детям, все берутся за руки.




Галиуллина Гузэль Кабировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Населённый пункт: с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моя родословная. Сценарий праздника.
Дата публикации: 22.04.2016
Раздел: среднее образование

Галиуллина Гузэль Кабировна
, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Общешкольное мероприятие «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1 вед
. Кем был твой прадед. Кем твой дед? О чем они мечтали? Каким был скромный их обед? Что в будни надевали? Каким был род занятий их? К чему они стремились? Что вызвало бы дружный смех? И как они женились? Какие испытания им Достались на веку? Как до Парижа дед дошел В башкирском том полку? И, если все узнаешь ты, Изучишь древний род,- Полюбишь Родину свою, Полюбишь свой народ.
2 вед.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о шежере. Что же это такое? Что вы узнали об этом на уроках культуры Башкортостана, родного языка? (Ответы учащихся.) Итак, шежере означает «родословная». А каково его происхождение?
3 вед.


С древнейших времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже письменной фиксации родов и племен. На этой основе возникли европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, а также памятники тюркских и других восточных народов в виде шежере – родословных. Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к 15-18 векам и к более ранним периодам. В эти записи
башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о жизни и быте народа.
4 вед.
Шежере - это первый рукописный памятник, созданный самим народом о своей истории. Если иметь в виду, что письменные памятники каждого народа создавались на фольклорной основе, то можно предположить, что шежере появились в виде легенд и преданий о пророках и отдельных личностях, известных истории. Говоря иначе, шежере - это устно - поэтическое творчество, бытующее в письменной форме. В первое время шежере, видимо, как и все традиционные формы башкирского фольклора, из поколения в поколение передавалось в устной форме.
5 вед.
Патриархально-родовые отношения предписывали знание и почитание своих предков. По традиции каждый башкир должен был знать свою родословную, по крайней мере, до седьмого колена. Сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях в жизни рода хранились в памяти людей, эта незаписанная история передавалась из поколения в поколение изустно. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шежере получили свое письменное оформление.
6 вед.
Шежере, как и тамга (родовой знак), птица и дерево, считалось необходимым атрибутом, т.е. необходимым, постоянным признаком рода (племени). Своим шежере башкиры очень дорожили. Оно хранилось, как правило, у самых уважаемых старожилов аула, его потеря считалась большим позором, о местах его хранения знали лишь несколько человек. Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкир за сохранение патриархально- родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере в полуофициальный документ. После присоединения башкирских племен к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельное владение шежере приобретали часто характер юридического документа.
7 вед.

Есть разные типы шежере. Одни дают лишь перечень имен. Другие перемежаются упоминанием важных событий, на фоне которых изображается история рода. Этот тип шежере является наиболее ценным историко- литературным памятником. Лучшие образцы этого жанра представляют собой неповторимое, национально-самобытное явление письменной литературы. Башкирские шежере носят энциклопедический характер: они содержат различные сведения по истории и быту народа и отдельных родов, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества. Шежере – по-арабски – дерево – произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветви. За несколько поколений шежере дополняются, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.
8 вед
. С 16 века в значительных по объему шежере чаще появляется подробное описание исторических событий. Фиксация увиденного или услышанного не превращает шежере в сухой летописный материал. По своему характеру они тяготеют скорее к исторической повести, в них налицо оценка деяний рода, отношений к истории народа в целом. Вместо пересказа событий составитель шежере облекает их в красочную литературно- художественную форму, при недостатке материала прибегает к домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт с вымыслом. Таковы, например, объёмистые шежере родов Юрматы, Мин, Бурзян, Кипчак, Табын, являющиеся в какой-то мере художественным отражением истории башкир, образца их жизни, межродовых отношений. Этот тип шежере демонстрирует переплетение стилей исторического сочинения и художественного повествования.
9 вед.
Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий, начиная с древнейших времен до 18 века, включая период господства Золотой Орды. В кипчакских шежере эпоха кипчакских объединений и последующие события
14 - 16 веков отражены в тесной связи с историей башкир. Стремление осветить историю башкир в единстве с историей родственных народов, показать их мирные отношения с соседями и совместную борьбу за свободу придают шежере патриотическое и интернациональное звучание.
10 вед.
В древности, когда шежере передавалось из уст в уста, целям быстрого запоминания и длительного сохранения его в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. В дальнейшем в связи с письменным оформлением и превращением в полуофициальный документ, за шежере закрепляется исключительно прозаическая форма. Башкирские шежере - это уникальный памятник духовной культуры народа. Учитывая это, правительство РБ 10 мая 2006 года приняло постановление, по которому рекомендовано ежегодное проведение народного праздника "Шежере байрамы".
11 вед.
В наше время возрождается интерес к родословной, большинство людей стремятся хорошо знать историю своего народа, помнить имена своих предков до шести-семи поколений. Каждый из нас получил задание составить дома шежере с помощью родителей. Что у нас получилось, мы видим по рисункам. Давайте послушаем некоторых ребят. О своей родословной рассказывает…
12 вед.
Как вы видите, ребята, шежере можно представить в нескольких формах. Некоторые из нас сделали в форме таблицы (демонстрация шежере...), некоторые в виде лучиков (…), а большинство - в виде дерева. Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева. Из старинных шежере можно узнать самые разнообразные и интересные исторические сведения о своих предках. Давайте послушаем, что вам еще удалось узнать о своих предках?
(Чтение сочинения Гибазетдиновой Алсу, Хуршудян Лилит.)
13 вед.
Итак, шежере - это родословная рода. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье. А семья не может существовать отдельно от общества, страны. Семья – это часть общества. Общество, страна как большая семья. В нашей стране проживают люди разных национальностей. И каждый народ старается сохранить любовь к родному краю, к родной литературе, к родной речи. А это начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы получше изучить свою родословную, гордиться своими предками.
14 вед.
В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем. Основа основ - родительский дом.
15 вед.
Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова - «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядсм, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но..

16 ведущий, ученик и ученица
читают по ролям стихотворение. Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихо ответила: «Я!» «Кто их воспитает, царица моя?» И Ева снова ответила; «Я!» «Кто пищу сготовит, о радость моя?» И Ева снова ответила: «Я!» «Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приголубит? Украсит жилье?» «Я, я - снова вторила Ева, - я, я...» С этой поры и родилась семья!
17 вед
. Поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.
18 вед.
Почитать родителей - значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Стихотворный монтаж в исполнении учеников.

1 ученик
Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
2 ученик
Там, где дружная семья, От счастья кружится голова! Там, где дружная семья, Лица светятся улыбкой, Словно звездочки горят! Там, где дружная семья, Спорятся отлично все дела! Там, где дружная семья, Удач тропинка пролегла!
3 ученик
Волшебный символ жизни - семья, В нем капелька Отчизны, в нем - я, В нем мама, папа, братик, сестра, В нем маленький квадратик двора. В нем - солнце, и березка, и дом, В нем все тепло смеется кругом. Семь нот волшебных песни, семь фраз. Чтоб солнца свет чудесный не гас, Смеялись громко дети земли, Продолжить род священный могли.
4 ученик
И в этот праздник счастья всех нас Мы поздравляем прямо сейчас, Пусть крелкой будет наша семья – Иначе жить на свете нельзя!
Семья - поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рожденье. Семья для всех - основа всех начал. Звучит песня «Родительский дом»
Заключительная часть.

1 ученик
И у учителей, и у наших родителей, ребята, главная забота, чтоб мы выросли хорошими людьми. И для этого они прикладывают все силы. Любовью и терпением наших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»
2 ученик
. Да, семья – это дом. Это свято. Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.
3 ученик
. Род- это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало. Откуда род берет свое начало? Коль хочешь, чтоб фамилия звучала, С любовью посмотри в родные лица Узнай побольше, будет чем гордится.

4 ученик.
Помни землю свою и предков. Чтоб не оказаться в ряду безродных.
5 ученик


Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о семье, о своих предках. Для этого мы написали сочинения, разучили песни, полдготовили выставку фотографий. Надеемся, после этого праздника вы больше заинтересуетесь своими корнями, больше будете уважать и почитать своих предков, ведь они- наши корни. А теперь приглашаем вас спеть с нами песню «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались».

Зоя Максимова

Шежере - праздники родословной

НОВАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Мой край! На огненных конях
Скакал ты по холмам и по равнинам.
Историю писал ты на камнях -
Когда меня и не было в помине.

Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на общественные идеалы, на народные духовные ценности.
Чтобы воспитать патриота своей страны, нужно хорошо знать свой край, род, язык, культуру и его историю.
В нашем районе сложилась целая система мер по возрождению истинной любви к своему народу: это изучение родного края, национальных традиций и обычаев, воспитание уважения к историческому прошлому.
Трудом и старанием многих калтасинцев создавалась славная история района. Это судьба наших дедов, отцов и нас, живущих на благодатной калтасинской земле.
Судьба нашего края неотделима от великих исторических событий, от жизни республики и страны.
Калтасинская земля помнит повстанцев Крестьянской войны 1773-1775 годов. Наши предки во время Отечественной войны 1812 года в составе русских войск дошли до Парижа.
В грозные годы Гражданской войны здесь тоже происходили крупные политические события. В честь героя Гражданской войны, красного командира, кавалера ордена Красного Знамени Шаптрая Кудаевича Кудаева установлен монумент на его родине в деревне Чилибеево, а прах, привезенный из Москвы, замурован в нем.
В веках будут жить имена Героев Советского Союза - уроженцев нашего района Тимиряя Кубакаевича Кубакаева, Дмитрия Ильича Лазарева, Василия Семеновича Васильева, Петра Ивановича Сюткина.
Их нет сегодня среди нас. Двоим - Васильеву и Кубакаеву - высокое и почетное звание присвоено посмертно. Одному - в боях за Советскую Литву, другому - в сражениях за станцию Красновку, что расположена в Ростовской области.
Жители района глубоко чтят память погибших на войне. Их имена увековечены на мемориальных досках, обелисках и в музеях.
В тяжелые военные и послевоенные годы люди с большим подъемом стремились построить новую жизнь и построили. Наши земляки принимали активное участие в строительстве московского метрополитена. Каждый пятый метростроевец был посланцем нашего района.
На территории района в 50-е годы прошлого столетия вырос поселок нефтяников Краснохолмский и позднее поселок Кутерем, которые на сегодняшний день переименованы в села.
Великий боевой и трудовой подвиг нашего народа неизмерим.
В этом году наша республика отмечает 450-летний юбилей вхождения Башкортостана в состав Российского государства.
В нашем Калтасинском районе осенью прошлого года открылась целая панорама праздничных мероприятий, посвященных этому славному юбилею.
Это фестиваль народного творчества «Узами братства», в котором принимают участие все трудовые коллективы и школы района. Состоялись смотры, конкурсы, КВНы «Мы едины», спортивные мероприятия.
Но особенно ярко проходят праздники «Шежере байрамы» в башкирских и татарских деревнях, «Шочмо тукым пайрем» - в марийских, «Чыжы выжыослэн празднизы» в удмуртских деревнях, праздники родословной «Здравствуйте, односельчане» в других населенных пунктах.
Инициатива проведения народного праздника «Шежере байрамы» принадлежит Правительству Республики Башкортостан. В рамках подготовки к знаменательной дате «450 лет в составе России», в целях привлечения населения Республики Башкортостан к изучению своей родословной, истории родного края Правительство РБ своим постановлением от 10 мая 2006 года рекомендовало администрациям муниципальных районов, городских округов и сельских поселений обеспечить ежегодное проведение народного праздника «Шежере байрамы» («Праздник родословной») в населенных пунктах.
Ведь, как известно, праздники и обряды всегда оказывали на людей огромное воспитательное воздействие, обогащая их духовно и нравственно.
25 ноября прошлого года в нашем районе впервые за всю историю его существования произошло знаменательное событие: состоялся народный праздник «Шежере байрамы». Проводился он в деревне Новый Аткуль, в доме семьи Саматовых.
К назначенному времени здесь собрались не только родственники семьи Саматовых, друзья и жители деревни Новый Аткуль, но и главы сельских поселений, работники культурно-просветительных учреждений, учителя и учащиеся Нижнекачмашевской школы.
Звучит башкирская мелодия. Хлебосольная группа встречает гостей. Глава семейства Саматовых - Риф Саматович приглашает гостей во двор, который украшен флагами, предметами выставок, где ждет своих посетителей также красочно украшенная башкирская юрта (тирмэ).
О своей родословной, об истории деревни Новый Аткуль и ее роли в судьбе Отечества рассказал Р.С. Саматов.
Риф Саматович Саматов, известный всему Калтасинскому району многоуважаемый человек, сделал не только своему роду, но и всему Калтасинскому району неоценимый подарок - создал шежере своих предков, когда ему уже исполнилось 70 лет.
«Мне интересно было знать свое происхождение, кем же считали себя мои предки в стародавние времена, - рассказывает Риф Саматович. - В какой-то мере найти ответ на интересующие меня вопросы помогли рассказы старожилов деревни, материалы республиканского архива и выпущенная литература о северо-западных башкирах. В хронологическом порядке я проследил историю образования и развития деревень Старый Аткуль и Новый Аткуль, жизнь и быт многих предков, начиная с 1729 года по настоящее время».
В результате неутомимого кропотливого труда родился такой ценный исторический документ, который достоин своего достойного завершения - публикации его отдельной книгой.
Нужно сказать, что исследования Р. Саматова содержат достоверные сведения жизни и быта не только деревни Новый Аткуль, но и других деревень Бирского уезда Уфимской губернии. Полученные сведения и исторические факты он стремился систематизировать таким образом, чтобы выходцы из Нового Аткуля знали свою малую родину, корни своих предков и гордились как прошлым, так и настоящим родного очага.
Как выяснил Р. Саматов по архивным данным, «деревня Аткуль образовалась еще до 1729 года. Предки новоаткульцев жили во владениях Гарейской волости в деревне Старый Аткуль. Ввиду недостатка земли для сельскохозяйственного пользования некоторые жители деревни решили переселиться и образовать новую деревню. В этих целях земская управа выделила землю на том самом месте, где в настоящее время расположена деревня Барсук, и здесь в 1834 году предки новоаткульцев основали деревню под названием Новый Аткуль с населением 30 башкир в 5 дворах. А по сведениям земства по Бирскому уезду за 1902 год в д. Новый Аткуль числилось башкир-вотчинников уже 236 человек мужского пола в 80 дворах. Земля у крестьян деревни Новый Аткуль была бедная, песчаная и не могла их прокормить. По их ходатайству жителям было разрешено переселиться на новое место, и им отвели земли, расположенные рядом с деревней Нижний Качмаш. В 1910 году вся деревня Новый Аткуль со своего первоначального места переселилась и обосновалась на теперешнем месте, сохранив свое прежнее название».
Неоценимой заслугой Рифа Саматовича является еще то, что он после долгих кропотливых изысканий сумел составить родословную таблицу рода Зангировых (по отцовской линии), куда относится он сам и его предки.
Зангировцы всегда были на высоте. Риф Саматов очень горд тем, что его предки, где бы они ни жили или ни трудились, всегда оставляли только добрый след. Они, как и весь башкирский народ, активно участвовали в защите своего Отечества. В архивах имеются сведения, что его предки принимали участие в военной кампании против французов на территории Польши и Пруссии в 1805-1807 годах, во время Отечественной войны 1812 года, на фронтах первой мировой войны, в Гражданской войне, финской кампании и на фронтах Великой Отечественной.
Вот интересный пример. Их родоначальник Муратхузя Зангиров, имея опыт боевых действий в 1807-1809 годах, не мог остаться в стороне, и в рядах «северных амуров» (башкирская конница) сражался в Отечественной войне 1812 года против войск Наполеона Бонапарта. За проявленную храбрость и воинскую доблесть зауряд-хорунжий Муратхузя сын Зангиров был награжден двумя серебряными медалями - «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812 года».
Ко всему этому надо добавить, что у Муратхузя Зангирова были сыновья: Багаутдин, Шарафутдин, Шаймардан, Кихазмет, Фархутдин, которые так же, как и их отец, служили Отечеству верой и правдой.
Образцы героизма, стойкости показали новоаткульцы и на фронтах Великой Отечественной войны. На фронт были призваны 100 мужчин, а погибли и не вернулись с поля боя 35 односельчан. Среди них есть и из рода Зангировых.
В своих исследованиях Риф Саматов подробно описывает культуру и быт своих земляков, о том, как они исполняли религиозные и другие обряды, как трудились в сельском хозяйстве, повышали свой образовательный уровень и так далее. Интересная деталь: на сегодня выходцев из Нового Аткуля с высшим образованием более 120 человек. Это несмотря на то, что даже в благоприятные годы в деревне было всего 84 двора. В деревне есть семьи, где по 5-6 детей имеют высшее образование.
Обо всем этом и о многих аспектах сельской жизни и быта, о его жителях, о роде Зангировых более подробно говорили и вспоминали на народном празднике «Шежере байрамы» в деревне Новый Аткуль. Праздник у всех его участников оставил добрый след. Так, например, одна из его участниц - женщина средних лет - громко заявила: «Ой, как жалко, зачем же такие праздники не проводили раньше. Почему же наши люди мало знают о своем родословии? Если бы все знали шежере своего рода, то меньше делали бы зла люди друг другу. Они постеснялись бы предать забвению заветы родовой солидарности, память отцов и дедов».
Да, в современных условиях, когда башкирский народ вновь обратился к собственным корням и своей богатейшей истории, народный праздник «Шежере байрамы» и в нашем Калтасинском районе может стать одним из тех праздников, которые послужат сохранению национальных традиций и преемственности поколений, воспитанию детей, молодежи в духе патриотизма.
В этом году праздники родословной продолжились. Они уже состоялись в начальной школе деревне Кокуш, в Калтасинских средних школах № 1 и № 2, Большекачаковском, Кельтеевском, Старояшевском, Тюльдинском, Бабаевском, Качкин-Тураевском, Кугарчинском, Верхне-Тыхтемском, Калмиябашевском сельских Домах культуры.
«Имя твое - в корнях твоих» - так назывался праздничный вечер «Шежере - байрамы», который состоялся на сцене сельского Дома культуры деревни Тюльди. Здесь родословную своих семей представили местные жители Георгий Ачибаев и Евгений Кабитов.
Древние люди хорошо знали свою родословную до седьмого колена. Одни сохраняли имена своих предков в памяти, а другие записывали их. Так появилось русское слово «родословная», башкирское - «шежере», марийское «родо тукым». Но значение этих слов остается одинаковым.
Вспоминая о своих предках, вспоминаешь и о тех краях, где они прожили свою жизнь. Это родное место - деревня Тюльди, название которой происходит от старинного мужского имени Толдыбай. Человек с этим именем и стал основателем этой деревни, жители которой в прошлом году отметили 375-летний юбилей.
«Корень дерева проходит сквозь землю, а корень людей - через весь мир тянется» - так говорят в народе. Вот и корни нынешних жителей деревни Тюльди тянутся к своему основателю.
Родословную своей семьи представил на празднике коренной житель деревни Георгий Ячибаев. Историю его рода составляет восемь поколений.
В своем выступлении Георгий Ачибаев отметил, что работа над родословной его семьи на этом не закончилась, ее обязательно продолжат его дети и последующие члены его семьи.
1840-е годы. Середина XIX-го века - примерно с этого времени ведет начало родословная семьи Кабитовых, то есть тех членов, которых удалось вспомнить на сегодняшний день. Более подробно Евгений Кабитов, который, кстати, является председателем совета ветеранов Тюльдинского сельсовета, остановился на более позднем поколении своего рода.
Не обошлось на празднике без танцев, музыки, а также выставки местных мастериц-рукодельниц.
В завершение директор сельского Дома культуры Люция Байрамова исполнила песню на марийском языке.
Праздник окончен, но всегда будет жить в сердцах его участников народная мудрость: «Богатым считается не тот, у кого скотина на дворе, живность, а тот, у кого есть сыновья и дочери».
На днях в Кельтеевском сельском Доме культуры состоялся праздник родословной (Родо-тукым), где были представлены родословные двух семей - Ислаевых и Байдемировых.
Началось мероприятие выступлением председателя женсовета деревни Б. Кельтей, заведующей местной библиотекой М.И. Ислаевой, которая рассказала собравшимся об истории дружбы других народов. Человек рождается на свет, и то место, где он родился и жил, становится для него самым родным. Родной стала деревня Кельтей для Саскавий Ислаевой, где прожила с мужем Михаилом более сорока лет. Прошлое - это не только перечень событий, но и судьбы, яркие страницы биографии реальных людей. О судьбе дедушки Михаила Ислаева рассказала его внучка Людмила Ислаева, ученица Кельтеевской СОШ. Глава семьи, Михаил Ислаевич, долгие годы работал бухгалтером колхоза «Родина», был участником Великой Отечественной войны. Вместе с женой Саскавий Ирбулатовной воспитали пятерых детей, все они стали достойными людьми. Сейчас у них уже 18 внуков и 16 правнуков.
Большой интерес вызвала у зрителей также судьба рода Байдемировых из деревни Графск. Заведующая сельским клубом Любовь Валикаева представила свою маму, Байдемирову Марию Ивановну, и рассказала историю своих родителей. Мария Ивановна и Николай Пайтуллович вырастили и воспитали троих детей, у них 12 внуков и 13 правнуков. Затем семья уехала в Казахстан. Николай Пайтуллович трудился механизатором, поднимал целину. Но им пришлось вернуться на родину.
Старейших членов семьи пришли поздравить дети, внуки, правнуки, близкие и просто знакомые. Зрителям и гостям были представлены стенды с фотографиями, письмами из семейного архива. Особым достоянием семьи стали сохранившиеся боевые и трудовые награды. Школьники в этот вечер читали стихи, пели песни, танцевали. Администрация сельского поселения вручила им памятные подарки и цветы.
Шежере байрамы - особенный праздник. Он не похож на традиционный тем, что не имеет своей красной даты на календаре. Фамильная гордость, интерес к своей родословной - все эти ветви генеалогического древа, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства, невозможно изучать историю Родины в отрыве от родного края.
Праздники родословной прошли уже во многих деревнях Калтасинского района. На прошлой неделе эта своеобразная эстафета народного творчества дошла до деревни Калмиябаш.
Жители деревень не часто имеют возможность побывать на каких-либо праздниках. А то, что происходило тем вечером в Калмиябашевском Доме культуры, зал которого не мог вместить всех желающих, можно смело назвать праздником, воспитывающим самые лучшие человеческие качества - любовь к Родине, своему краю.
На этот раз были представлены родословные семей Ибатовых и Шакиртовых.
Родоначальники этих семей с давних пор жили на калмиябашевской земле, и из ныне живущих мало кто покинул родные места. Конечно, за многие годы количество родственников увеличилось, некоторые разъехались и проживают в других регионах, но непременно помнят о своей малой родине и по возможности приезжают сюда.
О родословной семьи Шакиртовых рассказал Роберт Шарапович, методист районного отдела образования. Имена и годы жизни членов этой семьи были вписаны в таблицу, по которой Роберт Шарапович подробно рассказал о каждом из родственников.
Кстати, при выступлении Роберта Шакиртова, как только он называл имена родственников, они появлялись в зале в прямом смысле этого слова. Услышав знакомые имена, зрители (дети и взрослые) говорили, что также относятся к той или иной ветви древа Шакиртовых. Роберт Шарапович непременно обещал вписать упущенное и дополнить родословную новыми именами.
Далее пошел разговор о семье Ибатовых. Родословная этой семьи также оказалась довольно обширной и богатой на достойные имена её представителей. Семьи Ибатовых и Шакиртовых являются родственными, поэтому одни и те же имена встречаются у обоих рассказчиков.
Перед началом праздника все с нетерпением ждали приезда капитана авиации в отставке Филимона Ибатова, который преподает военную подготовку в одном из лицеев города Нефтекамска, что находится неподалеку от Калтасинского района.
Его рассказ все слушали с интересом, и не раз в зрительном зале раздавался смех, когда седовласый капитан шутил. К тому же он еще пишет стихи, которые и читал зрителям. Не обошлось на празднике и без народного творчества, были исполнены марийские песни и частушки. Вообще все получилось на славу.
Эта встреча детей и родителей с замечательными людьми, безусловно, оставила в их душах добрый след.
«Изучаем свою родословную» - так звучала тема открытого урока в седьмом классе Калтасинской средней школы № 2. О родословной, или плане о шежере школьники впервые узнают на уроках по истории Башкортостана, но в учебниках об этом говорится немного. Поэтому Татьяна Шуматова, учитель истории Башкортостана, решила посвятить изучению родословной целый цикл уроков.
В начале урока Татьяна Шакиевна подробно рассказала ребятам о происхождении слова «шежере», о том, как звучит это слово на марийском и удмуртском языках.
Ребята к уроку подготовились очень основательно, принесли народные костюмы, утварь, предметы быта.
Один из учеников рассказал своим одноклассникам об особенностях быта древних башкир, о том, как они вели домашнее хозяйство.
Другие ребята приготовили родословную своей семьи, принесли фотографии и краткие биографические справки по каждому из членов рода, который у каждого из учеников оказался достаточно многочисленным и насчитывает немало достойных людей, которые прожили славную трудовую жизнь.
Завершила Татьяна Шакиевна открытый урок строками стихотворения народного поэта Равиля Бикбаева «Семь поколений рода моего»:
Случись, померкнет жизни красота
И жар души затопит пустота, -
Как семь джигитов, явят мне родство
Семь поколений рода моего.
Они придут, на помощь мне спеша, -
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша -
Сквозь снег и свет, как семь богатырей, -
Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.

История рода человека очень тесно переплетается и с историей мест проживания.
Изначально родословные передавались из уст в уста в течение многих поколений, и их хранение доверялось уважаемым грамотным людям, которые никоим образом не могли утратить ценных сведений о племени или роде.
Сегодня люди крайне заинтересованы в том, чтобы их семьи знали свои истоки и своих предков. Поэтому они стараются по любым источникам восстановить генеалогическое древо своего рода.
У некоторых это получается довольно успешно.
«Наш род - род Зайниевых начинался от Шамыкая. Шамыкаев Зайний родился в 1857 году. С детства он воспитывался в труде. Его отец всегда требовал порядочности, дисциплинированности. Он для своего времени был грамотным. Он умел писать, читать», - так начал рассказ о своей родословной Султангареев Ю.Г. - председатель ветеранской организации СП Старояшевский сельсовет.
Долгожители в роду Зайния: дочь, которая прожила 102 года, сын Аклий - 94 года, сын Султангарей - 90 лет, сноха Евдокия - 92 года, внучка Аймалче - 82 года.
«Желаем всем, чтобы и дальше продолжалась успешно родовая традиция Зайния. Для этого надо прилагать все силы для воспитания подрастающего поколения рода Зайниевых, какую бы они фамилию в настоящее время ни носили», - сказал он на встрече с учащимися и земляками Старояшевского сельсовета.
Гизитдинова Фроня Хакимовна и Мензаиров Мензарип Мензаирович - жители деревни Качкин Турай встретились с учащимися и своими земляками в сельском клубе и рассказали о роде своем. Эта встреча носила воспитательный характер.
В деревне Бабаеве жители подробно познакомились с родом Ахмадиева Ивана Тимиршиновича, Тимирбаева Олега Тимофеевича. В деревне Большой Качак - с родами Байметовых и Галимзяновых.
При подготовке шежере школьники собирают сведения об известных личностях своего рода, копаются в семейных архивах, разыскивают предков, изучают их ремесла.
Самое приятное, что в эту большую и очень кропотливую работу постепенно втянулись и их родители. Все вместе они собирали по крупицам историю не только своих семей, но и деревень.
Все более популярным становится в Башкортостане праздник родословной «Шежере байрамы».
У горожан и сельчан возрождается интерес к истории своего рода, семьи, национальным традициям и обычаям.
Подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России заметно повлияла на этот интерес. Потому что шежере - один из важнейших источников истории народа, объединения башкирского, русского и всех других народов.
Праздник шежере - это праздник семьи, праздник, который по-новому заставляет посмотреть на свои семейные корни, по-новому оценить исторические события, которыми была богата наша земля.

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в

2017г.
Цели:
 воспитание чувств гордости за свою семью, уважения к родителям;
 воспитывать уважение к труду взрослых;
 развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
 формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
 сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение
семей;
 изучение семей учащихся;
 формирование представлений детей об исследовательской деятельности.
Подготовительная работа:
родительское собрание на тему «Уроки семейной любви».
 сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена,
которыми я горжусь».
 составление и оформление генеалогического древа своей семьи;
 конкурс рисунков «Моя семья»;
 выпуск газеты «Узнай меня!»;
 подбор пословиц и поговорок о семье;
 составление ребусов о семье;
 поиск старых вещей, документов, фото, хранящихся в семьях;
Оборудование: аудиотехника и фонограмма песни «Родительский дом» (из
репертуара Л. Лещенко); гербы древних родов; сок «Моя семья».
1.Организационный момент
(На доске ребусы о семье, составленные детьми)
Ход классного часа
­Давайте разгадаем ребусы, которые составили ребята.
­На какую они тему?

(Семья)
Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи…
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб о нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
­Сегодня мы поговорим о семье, рассмотрим генеалогические древа ваших семей.
­Вы расскажете о своих предках, чем они занимались, о традициях и обычаях своей
семьи, от кого и какие черты характера вы унаследовали, кем вы гордитесь и т.д.
2.Моя родословная

Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ­ ветви и листья огромного и переплетенного

общечеловеческого дерева.
­Человек рождается. Растет. Задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?».

Каждому человеку очень важно знать свою родословную. Всех, кто жил до нас
называют предками, а тех, кто будет жить после нас – потомками.
­ Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)
­ Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)
­ Кто такой предок? (Древний родственник по роду.)
Дети отвечают.
­Вместе с родителями вы составили свое родословное дерево.
­Выполняя эту работу, вы узнали много нового и интересного о своей семье, родных,
предках.
­При оформлении генеалогического древа проявили творчество, фантазию.
­Давайте посмотрим выставку ваших работ.
Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно
заметить одну несообразность. Выходит, что из ребёнка вырастают мама с папой, а из
них – бабуши и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту
странность? Очень просто. Перевернём рисунок вверх ногами. Тогда дерево
превратиться в корень – в большой разветвленный корень, из которого и вырос ребёнок.
И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: « У него крепкие корни». Значит,
такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала.
Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих
детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих
родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, пусть это станет
вашей доброй семейной традицией.
Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из
вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы
называете своей семьёй. Семья – это группа родственников, живущих вместе. Сколько
же их, этих родственников? Давайте считать.
Кто живет в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живет в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миха, папин сын.
Ещё красавица живет
С родными неразлучно.
Один из них её зовет
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовёт её другой,
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей!
И называет мамой
Мужчина младший самый.
­ А сколько человек живёт в вашей семье?
Я хотела бы убедиться, что вы знаете своих родственников и то, кто кому кем
приходится.
­ Лера, кто тебе Оля? (сестра)

­ Дима, кто ты для мамы? (сын)
­ Денис, кто тебя называет сыном? (мама, папа)
У меня такая мама –
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости –
Мама нынче выходная...
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду
Перемоем чисто­чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"
Наши папочки не хуже:
Могут кашу, щи сварить.
И для дома все, что нужно,
Могут быстро смастерить.
Наши папы ­ мастера,
Машинисты, доктора...
Одним словом ­ удальцы!
Наши папы ­ молодцы!
­ У Нины Ивановны есть внучка. Кто она? (бабушка)
­ Лиза, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
Я с бабушкой своею
Дружу давным­давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне все приятно в ней,
А бабушкины руки
Люблю всего сильней.
А у бабушки моей ­ волосы седые,
А у бабушки моей ­ руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у нее свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что на нее быть хочу похожей.

Основа основ – родительский дом.
5.Семейные реликвии
­Человек живет, пользуется какими­либо вещами, которые ему дороги, связаны с
каким­либо событием в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы
продолжаем ее хранить, как память о близких людях. Это – история семьи, история
народа, история Отечества.
(Рассказы детей о семейных реликвиях)
6. Семейный альбом
А сейчас попутешествуем по семейным альбомам. В каждой семье сохранились
старые фотографии и сегодня мы их видим. Что же вы можете рассказать о тех, кто на
них изображён?
Рассказы о фотографиях.
­Много интересного узнали мы о ваших родственниках.
7.Конкурс рисунков детей о семье.
8.Вспомним детство
­Мы подготовили газету «Узнай меня!», в которой разместили фотографии ребят в
раннем детстве.
­Узнали ли вы своих одноклассников?
9. Наша классная семья
Мы с вами говорили о ваших семьях, но есть ещё одна семья, которая появляется
у вас тогда, когда вы приходите в школу – это ваша классная семья. Мы с вами тоже
имеем своё имя – название, свои традиции, маму.
А ещё моя семья­
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша­
Наша « мама классная»!
Мы замечаем не всегда,
Как много нам забот
И терпеливого труда
Учитель отдает.
Помните об этой семье и никогда её не подводите.
Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего
класса
Частушки
Шире улица раздайся

Мы по ней сейчас идём
И семейные частушки
Про себя мы пропоём
Мама с папой и сестрёнка
Вот и вся моя родня,
Ох, спасибо, дорогие.
Что вы есть все у меня…
­ Кто в семье послушный самый?
Нам скажите прямо.
­ Ну, конечно, вам ответим.
Это ­ наша мама.
­ Мама смотрит так сердито,
Ведь я ем без аппетита.
Будто вот от этой каши
Всё зависит счастье наше.
У меня семья большая
Мама, папа, брат и я.
Мы друг друга уважаем
Прямо скажем – мы друзья.
Папа может на белазе
Уголь целый день возить.
А придя с работы, дома
Телевизор починить
Мама вяжет руковички
Я плету ей две косы.
Мы с ней буд­то бы сестрички,
Как две капельки росы.

Баба Зина – чемпион
В кулинарном спорте
Всех сразил «наполеон»
Сто слоев ведь в торте
Деда очень уважаю,
Смело вам могу сказать!
Очень трудные задачи
Будем вместе мы решать
Про себя мы рассказали
Наши семьи просто класс!

Мы счастливые ребята
Посмотрите­ка на нас
Семейные конкурсы
1. Конкурс «Кто это?»
Вопросы:
1. Брат жены. (Шурин.)
2. Брат мужа. (Деверь.)
3. Сестра мужа. (Золовка.)
4. Сестра жены. (Свояченица.)
5. Мать жены. (Теща.)
6. Отец жены. (Тесть.)
7. Мать мужа. (Свекровь.)
8. Отец мужа. (Свекор.)
9. Дочь брата или сестры. (Племянница.)
10. Брат отца или матери. (Дядя.)
11. Сестра отца или матери. (Тетя.)
12. Жены двух братьев. (Свояченицы.)
13. Мужья двух сестер. (Свояки.)
14. Матери жены и мужа. (Сватьи.)
2. Конкурс художников.
Дети рисуют на доске по заданию.
Нарисуйте круг большой,
Сверху маленький такой,
На макушке ушка два ­
Это будет голова.
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов
Ты красивей всех котов!
­ Вы убедились, какие ваши дети прекрасные художники.
3. Конкурс «Музыкальный».
Угадать – о чем или о ком поется в песне и пропеть всем вместе 1 куплет.
1. Если с ним ты вышел в петь. (Друг).
2. Она все лежит да на солнышко глядит. (Черепаха.)
3. Представьте себе: зелененький он был. (Кузнечик.)
4. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка.)
5. Они бегут неуклюже. (Пешеходы.)
6. Он бежит, качается. (Голубой вагон.)
7. Рисунок мальчишки. (Солнечный круг.)
8. С нею весело шагать по просторам. (Песня.)
9. От нее станет всем теплей. (Улыбк
4. Конкурс «Пословицы».

(а у матери ­ сердце).
(как земля людей).
(чем родная матушка).
При солнышке тепло… (а при матери добро).
Мать кормит детей…
Нет лучше дружка…
У, детины заболеет пальчик …
Дом вести... (не бородой трясти).
Не красна изба углами... (красна пирогами).
В гостях хорошо... (а дома лучше).
Объясните значение пословиц:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Согласную семью и горе не берет.
Дружная семья и землю превращает в золото
Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорит пословица «Не
надобен и клад, коли в семье лад»
Сценка «Мир в семье всего дороже».
Дейcтвyющие лицa: Автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба.
Автор.
Жили­были Дед и Баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И все ладно бы, да Курочка­невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое,
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный, на совет:
Собрал Внучку с Бабкой Дед.
Дед. Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?
Бабка. Что ты, дед?! Побойся Бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмем телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.
Внучка. Может, купим мне духи?
Обалдеют женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!
Автор. Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не се, да то не так.
Дед. Ты балда!
Бабка. А ты дурак!
Автор. Начался такой скандал ­
Свет такого не видал!
Только Курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка. Ну, никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Автор. Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила,
Вдребезги его разбила!
Плачет Внучка, плачет Баба...
Внучка и Бабка.
Что наделала ты, Ряба?
Автор. Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед. Нету денег, ну и что же?!
(Вместе) ­ Мир в семье всего дороже!
Учитель. ­ Да, мир и дружба в семье всего дороже.
Ведущий. Спасибо всем, кто пришел сегодня к нам. Доброго здоровья и успехов во
всех начинаниях нашим любимым мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
В праздник наш, такой желанный,
Что же вам еще сказать?
Разрешите всем сейчас нам
Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!
Не сердитесь никогда!
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда!
Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
10.Подведение итогов классного часа
­Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов
вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
­Когда­нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки
будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
­Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим
людям.
­Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

Сценарий творческого проекта «Моя семья – моя родословная».

Задачи:

Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей.

Формировать у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы, воспитание у учащихся интереса и любознательности, открытости, положительных эмоций; чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; сплочение классного коллектива.

Воспитывать ответственное отношение к порученному делу, учиться выполнять совместно общее дело; воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим.

Ход мероприятия:

Ведущий: Уважаемые родители, дети и гости, сегодня мы собрались, чтобы устроить отдых вам и забыть повседневные заботы и хлопоты. Чувствуйте себя уютно, как дома, ведь вы находитесь во втором доме ваших детей – школе. Я рада видеть вас в нашем классе.(Представление гостей)

Детям предлагается разгадать ребус: 7 я.

Семья - что это такое?

Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (Высказывают своё мнение.)

Рассмотрите схему - объяснение понятия "семья". (Рассматривают схему и объясняют.)

Ведущий: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

Чтец: В семейном кругу мы растём

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Анализ сочинений на тему «Традиции моей семьи».

Семейная традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому.

Прочитав сочинения детей, узнала, что каждый ребёнок гордится своей семьей, дети пишут, что семейные традиции сближают всех родных и делают семью дружной и крепкой. У многих семей традиция – это семейные праздники: дни рождения, Новый год, 1 сентября, когда все собираются за одним столом и поздравляют друг друга. Также дети отмечают и то, что в семье учат правилам этикета. Об этом написали в своих сочинениях: Сибиряков В., Попова К., Гагарин Н., Перевощиков А., Балтачева С., Мутных С., Брылякова А., Дряхлова В., Меньшикова С., Буторин И., Кутявина В. Во многих семьях любят животных и природу, поэтому выезжают всей семьёй в лес. Такие прогулки объединяют взрослых и детей. Написали в своих сочинениях Коньков Д., Анохин И., Дьяконов И., Ушакова Ю.

Ашихмин Егор написал о том, традицией в его семье стало, то, что по выходным они стряпают, он очень любит выпечку бабушки, аромат её булочек и пирожков распространяется по всему подъезду и бабушка любит угощать соседей.

Данил Бабинцев написал о том, что вот уже несколько лет они с папой в Крещение купаются в проруби.

А вот в семье Журавлёвых поистине настоящая традиция. Их традиции по бабушкиной линии уже несколько десятков лет. Все получили музыкальное образование. Даниил будет четвёртым поколением, закончившим музыкальную школу по классу фортепьяно.

Семья Русских Егора большая: трое детей, папа и мама. Каждый год на протяжении 13 лет ко Дню Победы эта семья своими руками изготовляет подарки, рисуют открытки и во время парада дарят эти сувениры ветеранам.

Что такое родословная?

Ведущий: Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Семейная память важна для воспитания чувства гордости свой род.

Для чего люди составляют родословные?

А как вы думаете, для чего люди составляют родословные?

Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй.(Высказывания детей)

Человек растёт и задумывается над вопросом: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Сейчас мы услышим рассказы семей о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться.

1 конкурс – «Родословное древо. (родители и дети защищают свои творческие работы).

Песня «Потолок ледяной». (Исполняет Меньшикова Софья)

Чтобы не было скучно, нужно чередовать конкурсы «Семь нот» и «Семь раз отмерь». Ведущий: Наши семьи не только музыкальны, но могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые и полезные вещи, необходимые в хозяйстве или просто приносящие в наш дом тепло. Эти предметы делают наш дом уютней, непохожим на другие дома. "Семь раз отмерь" - следующая страничка нашего мероприятия.

Стихотворение «Что может быть семьи дороже?»

(Читает Мутных Саша).

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно,

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно вчетвером!

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже,

На этой сказочной земле!

Песня Бременских музыкантов (поёт Калабин Даниил)

Внимание, газета! Конкурс «Вкуснятина».

КОНКУРС “ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ”

Ведущий: Друзья, вы задумывались, почему так говорят:

“Мой дом – моя крепость”?

Команды отвечают.

– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова “здоровье”, “любовь”, “понимание”, “улыбка”. Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше можно дать свое название. Итак, приготовьтесь к защите своего проекта.

Стих «Семья» (читает Сибиряков Владик)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Подведение итогов, чаепитие.


Похожие публикации