Семейное творчество. Семейное творчество — это ещё одна добрая традиция! Значение семьи в развитии творчества детей

Поговорим о семейных традициях. Если в семье существуют традиции, которые несут радость и удовольствие, которые превращают будние дни в маленькие праздники и наполняют ребенка позитивными эмоциями, то свое позитивное отношение к жизни, и яркие воспоминания он унесет с собой и во взрослую жизнь. Семейные традиции сближают нас, позволяют лучше узнать и понять друг друга, и получать позитивные эмоции и искреннее удовольствие от общения друг с другом! Наверняка, в Вашей семье уже есть какие-то традиции - например, чтение ребенку сказки на ночь, встреча папы с работы с обнимашками и поцелуйчиками, поездки в выходные к бабушкам или прогулки в парке.

В нашей семье творчество – это семейная традиция.Моя бабушка, Юлия Леонтьевна вышивает крестиком. Мама, Карепанова Ольга Викторовна, занимается декоративно-прикладным творчеством, работая в коррекционном школе-интернате г.Комсомольска-на-Амуре. Я окончила художественную школу на Дземгах, а затем получила профессию учителя ИЗО и черчения. В настоящее время руковожу кружком «Мастерица» в центре этнографической культуры с.В.Эконь. Мой муж и дочь Дарья прекрасно рисуют. Причем этому их никто не учил. Старшая дочь поступила в педагогический университет, т.к. мечтает стать журналистом. Ей нравится сочинительствовать, писать рассказы. Отец мужа, Шубарин Иван Степанович, любит работать с деревом: от строительства беседок и каруселей до создания динамических игрушек. Туристическим фирмам г.Комсомольска-на-Амуре и образовательно-культурным учреждениям нашего района он известен как мастер по плетению из бересты. Творчество – это часть нашей жизни.

Я понимаю, что не все способны творить. Многие, просто не догадываются о том, что они умеют создавать что-то руками. В этой ситуации на помощь приходит дополнительное образование. Оно может направить, подсказать, развить в вас задатки. В нашем учреждении, например, мы проводим занятия не только с детьми, но и со взрослыми. Вы можете заказать мастер-класс, и наши педагоги приедут к вам в поселок, или же вы можете выехать в с.В.Эконь и научиться делать мыло, обереги, топиарии и парящие чашки. У нас есть подобный опыт. Мы готовы делиться своими умениями. И не только очно, но и дистанционно.

Некоторые родители говорят, что дополнительно образование не нужно. Бедный ребёнок, мол, из-за дополнительных занятий не видит детство. Другие наоборот навязывают ребенку всякие кружки. Считают, что лучше ребенок или подросток будет занят целый день, чем слоняется без дела, сидит у телевизора или компьютера. Это приучит человека к графику, порядку и выработает трудолюбие. Думаю, надо просто видеть по ребенку, в тягость ему занятия или нет. Задача родителей - предложить, попытаться заинтересовать, увлечь своим примером! А для этого творчество должно стать совместным. Дополнительное образование развивает внутренний мир ребенка.

Какие преимущества у тех, кто посещает кружки и спортивные секции? - развитие способностей и навыков. Неважно, посещает ваш ребенок один и тот же кружок годами или каждый месяц увлекается новым делом. В любом случае, он развивается и ищет то, что ему будет по душе. - смена обстановки. Уроки в школе предполагают строгую дисциплину. Дети вынуждены подчиняться школьным правилам и чувствуют себя более сковано. И совсем иная атмосфера на занятиях в кружке, где ребенку предоставляют больше свободы перемещения, самостоятельности и возможности творческого самовыражения. - смена деятельности. Дети учатся общаться между собой, делятся успехами и неудачами, с энтузиазмом познают новую информацию. Причем, ребенок, которому сложно находить общий язык в школьной обстановке, гораздо быстрей найдет себе друзей, посещая спортивную секцию или кружок. А, значит, это поможет ему преодолеть излишнюю робость и стеснительность. Посещение секций и кружков приучает детей к самостоятельности, организованности и ответственности. И вместе с тем учиться планировать свой день, чтобы успеть и в школе отучиться, и в кружок сходить, и домашние дела выполнить. А еще, посещая кружок, ребенок, участвует в различных конкурсах. Для чего это нужно?

Конкурс – это способ пополнить портфолио, которое в скором времени будут рассматривать при поступлении в ВУЗы. Вы можете вместе со своим ребенком поучаствовать в различных конкурсах и получить удовлетворение от самого процесса подготовки, оформления работ, а уж если результат высокий! Иногда даже не думаешь о победе и не рассчитываешь на высокое место, а тут раз - вот оно. Приятно. Конкурс – это возможность самовыражения.

Моя старшая дочь Мария, обучаясь в 10 классе, по результатам имеющихся у нее грамот смогла побывать в краевом лагере «Созвездие» в смене «Мой край», и приехала оттуда в полном восторге.

Есть конкурсы не только для детей, но и для взрослых, для семей. Вместе с ребенком участвуя где-либо, вы поймете:

  • Конкурс помогает отвлечься от повседневных забот, работы, домашних дел, наполняет жизнь приятным волнением, ожиданием и разнообразием.
  • Дух соперничества живёт в каждом человеке и конкурс – это доступный и мирный способ для соревнования с другими в определённой области интересов.
  • Участвуя в конкурсе, можно завести новые знакомства или просто пообщаться с людьми, имеющие схожие увлечения.
  • Приз тоже играет не маловажную роль, а иногда является и причиной участия.
  • Это один из способов самосовершенствования. Создавая конкурсную работу, участник развивает свои таланты и умения. Тем самым поднимается на ступень выше в своём развитии.
  • Конкурс даёт возможность конкурсанту показать другим свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы.

Творите сами, творите вместе с ребенком.

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Семейное творчество»

2. Руководитель проекта: преподаватель 1 квалификационной категории Герасимова Ольга Юрьевна (класс фортепиано), Соколова Ольга Петровна.

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: «Ансамбль», «Аккомпанемент», «Театральное искусство»

4. Учебные дисциплины близкие к теме проекта: «Хор», «Фортепиано», «Флейта», «Сольфеджио», «Художественное слово», «Сценическое действие».

5. Состав проектной группы: Учащиеся ДШИ, их родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.

6. Тип проекта: Социально – творческий .

7. Заказчики: Родители .

8. Цель проекта : а) Объединение членов семьи через коллективное

творчество.

б) поддержка семейного музицирования и творчества, как одного из способов раннего выявления предрасположенности к искусству младших детей в семье.

9. Задачи проекта : а) предоставление возможности реализовать

знания, умения, навыки учащихся на практике.

б) создание семейных творческих

коллективов.

в) повышение самооценки учащихся, особенно

со слабыми способностями.

г) удовлетворение потребности родителей в

обучении детей искусству.

д) повышение интереса к занятиям

обучающихся.

10. Продукт проекта: «Семейное кафе» и концертная программа

Реализация проекта на 2007-2008, 2008-2009 учебные годы.

Шаг 1. 2008 год в РФ объявлен годом семьи. В нашей школе есть семьи, в которых 2 и более ребёнка обучаются на отделениях «Хоровое пение» и «Инструментальное исполнительство».

Было решено предложить семьям участвовать в социальном проекте «Семейное творчество».

Цели данного проекта :

1. Объединение членов семьи через коллективное творчество.

2. Поддержка семейного музицирования, как одного из способов раннего выявления предрасположенности к музыкальному искусству младших детей.

Задачи:

1. Предоставление возможности реализовать знания, умения и навыки учащихся на практике.

2. Создание семейных творческих коллективов.

3. Повышение самооценки учащихся, особенно со слабыми способностями.

4. Удовлетворение потребности родителей в обучении их детей.

5. Повышение интереса учащихся к занятиям.

Шаг 2. В проекте «Семейное творчество» приняли участие 7 семей: семья Борисовых, семья Важениных, семья Рукавишниковых, семья Поповых, семья Мягких, семья Кондаковых, семья Мухамадеевых.

Мы решили проводить открытые мероприятия с приглашением родных и знакомых данных семей в роли зрителей, в малом зале нашей школы.

Были предложены различные формы проведения этих встреч, но утверждены две: «Семейное кафе» и Концерт для родителей «Мой папа самый лучший, самый дорогой».

Шаг 3. Составлен план работы по реализации данного проекта:

1. Создание семейных творческих групп.

2. Выбор репертуара.

3. Подготовка концертных выступлений.

4. Репетиции.

5. Составление сценария.

6. Создание условий для проведения мероприятий.

7. Распределение обязанностей.

8. Выделение Администрацией МОУДОД «Детская школа искусств» денежных средств, для приобретения сувениров и Благодарственных писем участникам.

Шаг 4. Результат мероприятий не замедлил сказаться – многие младшие дети в семье выразили горячее желание заниматься музыкой, а семьи решили сохранить свои творческие коллективы для дальнейшего участия в художественной самодеятельности села.

Отвечая на вопросы, дети говорили о том, что семьёй выступать интересно и не так волнуешься, потому что рядом с нами наши родители. А родители отвечали, что участие в данном проекте укрепило и сплотило всех членов семьи.

Шаг 5. Учитывая пожелания участников проекта и слушателей, организаторы проекта решили проводить такие мероприятия раз в два года, а также предложить на конкурсной основе поучаствовать в различных номинациях: «Домашнее музицирование», «Импровизация», «Сочинение», «Лучший аккомпаниатор», «Лучший солист» и т.п.

2007-2008 учебный год

«Семейное кафе»

Программа концерта

1.Семья Кондаковых – песня «Считалочка»

«Цыганский танец» - ансамбль.

2. Семья Важениных – А.Суханов «Танец»

Ф.Шуберт «Мелодия».

3.Семья Мухамадеевых – Тиличеева «Бабушка моя»

С.Лазарева «Малышка Пони» - ансамбль.

4. Семья Гусевых – «Песенка про папу»

«Колыбельная кукле».

5. Семья Борисовых - Оффенбах «Баркарола»

Остен «Кукушкин вальс».

6.Семья Поповых – «Частушки» - исп.Устинова Настя, акк. Попова Наташа.

Программу подготовили и провели преподаватели по классу фортепиано Ковалевская С.Н. и Герасимова О.Ю.

2008-2009 учебный год

Концерт «Мой папа самый лучший, самый дорогой».

В программе концерта:

«Детские песни» в исполнении семейных дуэтов»

  1. «Ситалочка» -исп. Кондаков Максим, акк. Кондакова Кристина,
  2. «Про бабушку» - исп. Мухамадеева Карина, акк. Мухамадеев Денис,
  3. «Кукушка» - исп. Важенина Таня, акк. Важенина Катя,
  4. «Бабушка моя» - исп. Гусева Света, акк. Гусева Ксюша, Рукавишникова Оля,
  5. Шаинский «Песенка крокодила Гены» - исп.Важенина Катя, акк. Захарова Юля,
  6. «Песенка про папу» - исп. Гусевы Ксюша и Света, акк. Рукавишникова Оля.

Программу подготовили преподаватели Севостьянова Н.А., Ковалевская С.Н., Малахова Е.Г.

Провела концерт Герасимова О.Ю.


Реализация проекта на 2010-2011 учебный год.

Шаг.1. В 2010-2011 учебном году в нашу школу искусств поступили дети из многодетных семей Волочаевых и Колыминых. Все дети из этих семьей и их родители обладают различными творческими способностями. Было решено предложить этим семьям участвовать в проекте «Семейное творчество». Поскольку направление намеченного мероприятия – театральное искусство, была приглашена участвовать еще одна семья, в которой дети занимаются совместным театральным творчеством.

Цели данного мероприятия:

1.Объединение членов семьи через коллективное творчество.

2.Поддержка семейного творчества, как одного из способов раннего выявления творческих способностей детей.

Задачи:

1.Создание семейных творческих коллективов.

2.Повышение самооценки учащихся.

3.Повышение интереса учащихся к занятиям.

4.Удовлетворение потребности родителей в обучении их детей.

Шаг 2 . В проекте «Семейное творчество» приняли участие 3 семьи: семья Волочаевых, семья Будиновых, семья Колыминых.

Учебные дисциплины, близкие к реализации данного проекта: «Художественное слово», «Сценическое действие», «Предмет по выбору» - (музыкальный инструмент).

Мероприятие было намечено в жанре «Театральные посиделки», на которое были приглашены в роли зрителей родные, знакомые, преподаватели школы, сверстники участников. Мероприятие прошло в малом зале школы.

Программа «Театральные посиделки».

1.Семья Волочаевых – кукольный спектакль «Хитрая кошка», автор – преподаватель отделения «Театральное искусство» Соколова О.П.,

Участники: Волочаева Ирина Валерьевна,

Волочаев Сергей Валерьевич,

Волочаева Геля,

Волочаев Родион,

Григорьев Максим,

Кравченко Анжелика.

2.Семья Будиновых – А.Усачев «Леталка»,

исп. Кузнецов Максим и Будинов Данил,

3. Семья Колыминых – Б.Заходер «Странное происшествие»,

исп. Колымина Алена,

Ф.Шуберт «Вальс»,

исп. Колымина Настя (блок флейта)

Игровую программу «Познавательная викторина» подготовила и

провела Ковалевская С.Н.,

Программу концерта подготовили преподаватели Соколова О.П., Жикина Т.Н., Герасимова О.Ю.

Реализация проекта на 2012-2013 учебный год.

Шаг1. В 2012-2013 учебном году в школу искусств поступила ученица на отделение «Фортепиано» Дубровина Даша. Эта ученица из многодетной семьи, где так же все члены семьи, в том числе бабушка и дедушка принимают активное участие в совместном проведении домашнего досуга. Ученица к концу учебного года подготовила сольную программу по фортепиано. Преподаватель Герасимова О.Ю. сделала оранжировку некоторым произведениям из программы ученицы с целью ансамблевого музицирования. Было предложено принять участие младшим братьям, родителям в сольном концерте Дубровиной Даши.

Цели данного мероприятия:

1.Объединение членов семьи через совместное творчество.

2.Поддержка семейного музицирования, как одного из способов развития творческого потенциала детей.

Задачи:

1.Предоставление возможности реализовать знания, умения и навыки учащегося на практике.

2.Создание семейных творческих коллективов.

3.Удовлетворение потребности родителей в обучении их детей.

4.Повышение интереса учащихся к занятиям.

Шаг2. В проекте «Семейное творчество» приняла участие семья Дубровиных.

Мероприятие было закрытое, в присутствии преподавателя ученицы Герасимовой О.Ю.

«Музыкальное творчество семьи Дубровиных»

В программе принимали участие:

дедушка - Дубровин С.Г.,
бабушка – Дубровина З.А.,

папа – Дубровин А.С.,

мама – Дубровина С.Ю.,

сыновья – Дубровины Михаил и Семен,

дочь – Дубровина Даша.

Программа концерта:

1.«Осенняя мелодия»- музыкальная импровизация,

2. укр. народ. танец «Казачок»,

3. нар. танец «Цыганочка»,

4.С.Ляховицкая «Вальс собачек»,

5.Оффенбах «Баркарола»,

6. Б.Кравченко «Караван»,

7.А.Филлип «Колыбельная»,

8. С.Ковалевская «Мазурка»,

9. Е.Гнесина Этюды,

10. чешская нар. песня «Аннушка»,

11. русская нар. песня «Пойду ль я, выйду ль я»,

12. К.Черни Этюд (терции),

В программе концерта были использованы шумовые, музыкальные инструменты: треугольник, маракасы, барабаны, оркестровый колокольчик, «клавинова», «синтезатор», рисунки Дубровиной Даши.

Программу подготовила и провела Герасимова О.Ю.



«Совместная деятельность детей и взрослых в рамках

учебно-воспитательного процесса, способствующая формированию воспитывающей среды детского объединения».

Конкурс семейного творчества

«Моя семья».

Разработку выполнила

педагог дополнительного образования МУДО

«Дом детского творчества» с. Питерка

Машенцева Татьяна Петровна.

с. Питерка 2016г.

Сопроводительная записка

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.
«Творчество,- пишет психолог В.В.Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».
Творческие задатки у разных людей различные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.
Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.
Главные же наши помощники в развитии творческой активности – родители! По моему глубокому убеждению, развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности педагога, родителей и ребёнка.

В системе дополнительного образования особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

Поэтому педагогу дополнительного образования предстоит огромная работа в этом направлении. Заинтересованные родители не упускают возможности помочь своему ребёнку. С большим удовольствием помогают выполнить домашнее задание (помогают учить стихи, песни, роли; оказывают помощь в изготовлении костюмов, помогают делать поделки и многое другое). Но не все родители понимают, для чего ведется такая работа, и почему они должны своё свободное время тратить на «непонятно что».

Наше детское объединение театр «Синтез». Поэтому формой проведения мероприятия, на котором я могла бы ближе познакомиться с родителями обучающихся, узнать больше об отношениях в семьях, сплотить родителей и детей я выбрала конкурс семейного творчества.

Участие в подобных мероприятиях даёт возможность проявить свои способности, а так же учит общению. Они позволяют лучше узнать детей, влиять на них в нужном направлении, расширять сферу неформального общения с детьми и их родителями.

Родителям участие в таких праздниках помогает укреплять плодотворное сотрудничество с педагогами, родителями других детей, расширяет сферу общения с собственным ребёнком, с его друзьями, способствует формированию развитой личности ребёнка.

На конкурсе царила атмосфера непринуждённого общения. В целом мероприятие прошло на хорошем уровне художественного мастерства и исполнительской культуры самодеятельного творчества. Команды участницы очень быстро преодолели неуверенность в своих силах и достойно, с энтузиазмом справились со всеми конкурсами программы. Закончилось мероприятие чаепитием, где всем гостям было предложено попробовать блюда приготовленные участниками конкурса. Это мероприятие принёсло большое удовольствие и радость детям и родителям, как участвующим в конкурсе, так и присутствующим в качестве зрителей.

Хочется отметить, что родители стали внимательней и активнее участвовать в различных видах творческой деятельности объединения: активно посещать мероприятия Дома детского творчества, помогать детям в подготовке домашних заданий. Об этом можно судить и по предложениям родителей своей помощи в работе объединения, по рассказам детей о заинтересованности родителей работой и успехами, как своего ребёнка, так и объединения в целом.

Конкурс семейного творчества

«Моя семья».

Цель: способствовать сплочению детей и родителей через совместную творческую деятельность.

Задачи: 1. Познакомиться с родителями обучающихся, узнать больше

об отношениях в семьях, сплотить родителей и детей.

2. Выявить проблемные ситуации, связанные с воспитанием

детей в семье.

3. Акцентировать внимание детей на то, что семья это

прежде всего, любовь и взаимопонимание.

4 . Создать обстановку непринужденного общения.

Форма проведения: конкурс семейного творчества.

    Заранее выбираются участники мероприятия и жюри конкурса.

    До начала мероприятия проводится анкетирование (как его участников, так и зрителей), с целью выявления и изучения проблемных вопросов семейного воспитания для их дальнейшего преодоления и решения.

    Для проведения конкурса «Визитная карточка», участникам дается домашнее задание – подготовить представление своей команды. Это может быть интересная семейная история, небольшой рассказ о ком-то из членов семьи, с использованием фото и видео материалов, семейных реликвий, поделок, презентация, и т. д.

    К третьему конкурсу «Гостеприимная хозяюшка» участники представляют блюда, которые особенно нравятся членам их семьи (предлагают гостям праздника и членам жюри попробовать свои угощения, объясняют рецептуру и особенности приготовления).

    Подготовительной работы требует и последний конкурс «Семейное творчество». Родители и дети совместно готовят номер художественной самодеятельности.

Оборудование: аппаратура для музыкального оформления;

DVD и видеоаппаратура;

подносы, чайный сервиз;

Плакаты и семейные фотографии;

Приложения:

1 Анкеты для детей и родителей;

2 Карточки с ситуационными заданиями;

3 Памятки-пожелания детям и родителям.

4. Оценочный лист конкурса

Вводная часть

Ведущий 1:

Мы приглашаем в зал на представление,

Места спешите занимать заранее.

Сегодня, всем на удивление,

Среди семей соревнование!

Ведущий 2: Добрый вечер, дорогие родители и ребята! Мы очень рады приветствовать вас на нашей конкурсной программе «Моя семья».

Ведущий 1: Хотелось бы отметить, что это не простое соревнование или игра, а настоящий творческий и интеллектуальный экзамен.

Ведущий 2: Итак, наша программа:

Первый конкурс нашей игры мы назвали «Визитная карточка» - это своеобразное представление своей семьи. В нем мы поближе познакомимся с нашими конкурсантами. Узнаем о них что-то новое, интересное, особенное.

Во втором конкурсе «Школа семьи» - проверим, насколько наши семьи дружны и насколько хорошо могут находить выход из трудной проблемной ситуации.

О кулинарных способностях наших конкурсантов мы узнаем из третьего конкурса «Гостеприимная хозяюшка».

Четвертый конкурс – интеллектуальная викторина «Заморочки в бочке».

Наши участники подготовили для нас небольшой концерт, в котором они проявят свои творческие и артистические способности. Наш пятый конкурс мы так и назвали «Семейное творчество».

Ведущий 1: Итак, позвольте Вам представить наше достопочтенное жюри (Представление жюри).

Ведущий 2:

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Но стены родные, отчий твой дом, -

Сердце навеки останется в нем!

Ведущий 1: Пожалуй, пришло время познакомиться с нашими конкурсантами. (Представление команд – участниц).

Ход игры

I конкурс «Визитная карточка»

Ведущий 2: Сейчас каждая из команд представит нам свою «Визитную карточку». И первой это сделает команда…

(Проведение конкурса).

Ведущий 1: Просим жюри объявить результаты этого конкурса.

(Объявление результатов).

Ведущий 1: В воспитательном обиходе всех народов бытует огромное число пословиц, касающихся проблемы семьи и взаимопонимания с родителями. Вдумаемся же в их мудрые суждения.

(Выходят обучающиеся и читают пословицы).

    Лучше матери друга не сыщешь (русская).

    Сердце матери лучше солнца греет (марийская).

    Ради ребенка мать и в огонь бросится (Белорусская).

    У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце (украинская).

    Материнская забота и на дне моря спасет (русская).

    Отец сына на худо не учит (русская).

    Родители детям плохого не скажут (мордовская).

    Человек в беде спешит к родителям, птица – к гнезду (калмыцкая).

    Что есть в сыне лучшего – от родителей (армянская).

    Кто слушает родителей – не обеднеет (абхазская).

    Наши родители – не гонители (русская).

    Обидишь отца-мать счастья не найдешь (белорусская).

    Береги отца и мать – других не сыщешь (русская).

    Слушай наставления отца-матери – не заблудишься (белорусская).

II конкурс «Школа семьи»

Ведущий 2: Наш второй конкурс называется «Школа семьи» (участникам раздаются карточки с заданиями) . Сейчас вы получили карточки, на которых записаны проблемные ситуации. Вы должны:

1. Определить причины конфликта.

2. Попытаться разрешить конфликт, найти оптимальные пути к примирению.

(Проведение конкурса).

Ведущий 1: Я думаю, что команды отлично справились с заданием.

Пока жюри думает, как оценить наши команды мы послушаем психолога.

(За время 1 и 2 конкурса психолог обрабатывает данные анкетирования и объявляет его результаты, анализирует, насколько правильно и корректно дети и родители справились с проблемными ситуациями. И в заключении делает небольшой доклад о проблеме семейного воспитания).

Психолог. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок – благополучным или нет – зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между ее членами. Анализ данных социологического опроса показал, что, с точки зрения родителей и детей, семья – это, прежде всего любовь друг к другу. Главными и значимыми критериями существования семьи, по мнению детей и взрослых, являются взаимопонимание, уважение, отсутствие лжи во взаимоотношениях.

Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют след на всю жизнь и как броня защищают душу от всех плохих влияний. С другой стороны, тяжелые впечатления тоже остаются в сознании. Все это надо учитывать в воспитании.

Вам, конечно же, приходилось наблюдать жизнь многих семей, в которых растут дети. Обратите внимание, как там складываются отношения между детьми и родителями. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт, к которому стоит приглядеться и проанализировать. Это натолкнет вас на новые мысли, поможет в ваших поисках.

Сейчас ребята раздадут вам небольшие памятки-пожелания детям и родителям. Я думаю, что после нашей сегодняшней нашей встречи вы немножко по-другому взглянете друг на друга. Любите и понимайте друг друга. Спасибо за внимание.

(Ребята раздают памятки-пожелания).

Ведущий 2: Спасибо. Мы обязательно воспользуемся вашими советами и рекомендациями. А теперь мы хотели бы послушать наше многоуважаемое жюри.

(Жюри объявляет оценки).

III конкурс «Гостеприимная хозяюшка»

Ведущий:

У нас у каждого в семье

Есть золотые руки

Кто вяжет, стряпает, поет,

Тот не умрет со скуки.

Ведущий 2: Я думаю, вы согласитесь со мной, что в каждом доме гостей встречают чашкой чая. Наши гостеприимные хозяюшки приготовили угощения и рецепты своих любимых блюд. И у нас сейчас будет возможность попробовать и оценить их. Наш третий конкурс так и называется «Гостеприимная хозяюшка».

(Участники представляют свои блюда, предлагают гостям праздника и членам жюри попробовать свои угощения, объясняют рецептуру и особенности приготовления).

Ведущий 1: Ай да хозяюшки, ай да мастерицы. Ну а чье же яство больше по вкусу пришлось нашему достопочтенному жюри?

(Объявляются результаты конкурса).

IV конкурс «Заморочки в бочке»

Ведущий 2: Наш четвертый конкурс – викторина «Заморочки в бочки». Каждый день наши дети задают взрослым множество каверзных вопросов, на которые мы непременно должны знать ответы. Мы тоже приготовили для вас вопросы, но отвечать на них будут не взрослые, а дети. Ну а родители, конечно же, будут помогать своим любимым чадам. Вопросы задаются командам поочередно.

Вопросы викторины:

    Без чего хлеб не испечешь? (Без корки).

    В каком году люди едят больше обыкновенного? (В високосном).

    На что больше похожа половина апельсина? (На вторую).

    Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным).

    Сколько минут лучше варить крутое яйцо: две, три, пять? (Нисколько, оно уже сварено).

    Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской).

    По чему ходят, но никогда не ездят? (По шахматной доске).

    Что находится между городом и древней (Союз «и»).

    Что можно смотреть с закрытыми глазами? (Сон).

10. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно).

    Кто из девочек будет тещей? (У кого родятся девочки).

    Горох, фасоль, чечевица. Общее название? (Бобовые).

    «Уронили мишку ну пол,

Оторвали мишке лапу…»

    Кому принадлежит Антарктида? (Никому).

    Можно ли принести воду в решете? (Можно: лед).

    Какое колесо не вертится в автомобиле во время движения? (Запасное).

    Кто говорит на всех языках? (Эхо).

    Чувство меры, умение вести себя в обществе. (Такт).

    Какую часть слова можно найти под землей? (Корень).

    Какую из нот никогда не положат в компот? (Соль).

Ведущий 1: А пока жюри думает, как оценить наши дружные семьи, мы хотели бы задать несколько вопросов зрителям.

Викторина со зрителями:

    Этим качеством обладает каждая, любящая ребенка мама? (Доброта).

    Таким удивительным словом обозначено качество. Оно всегда в маминой душе? (Забота).

    Это свойство можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе? (Нежность).

    Умение разумно решать сложные вопросы, давать советы. (Мудрость).

Ведущий 2: Просим жюри объявить оценки викторины. (Объявляются оценки).

V конкурс «Семейное творчество»

Ведущий 1: Заключительный конкурс нашей программы является творческим. Семьи - участницы подготовили для нас номера художественной самодеятельности. И сейчас вашему вниманию представляется небольшая концертная программа. Наши участники, наверное, волнуются, давайте поддержим их дружными аплодисментами. Итак, встречайте! (Проводится конкурс).

Заключительная часть

Ведущий 1: Наступила самая волнующая минута нашего конкурса. Просим семьи на сцену! (Подведение итогов конкурса. Награждение участников).

Ведущий 2: В семье пусть будет мир у вас и лад

Вы дружбу свою делом доказали

И творчество семьи – бесценный клад,

Сегодня вы с успехом отыскали!

Ведущий 1: Пусть у этой встречи будет продолженье,

Ведь творчество преград не признает.

Мы будем ждать вас снова с нетерпением,

Всех, кто с душой открытой к нам идет!

Ведущий 2: До новых встреч!

Приложение №1

Анкета для родителей

    Что такое семья для Вас?____________________________________________

    Что более всего заботит Вас в семье?__________________________________

    Какое место в вашей семье занимает ребенок? __________________________

    Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу? ___________________________________________________

    Знаком ли Ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в Вашей семье?__________________________________

    Что для Вашего ребенка значит вечер, проведенный дома?_______________

Анкета для детей

    Какое значение имеет для тебя семья?_________________________________

    Какое место в своей семье ты занимаешь? ______________________________

__________________________________________________________________

    Любишь ли ты проводить вечера в кругу своей семьи?___________________

    Какую семью, по-твоему, можно назвать счастливой?____________________

    Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была чем-то похожа на ту семью, в которой ты растешь?________________________________________________

Приложение №2

Проблемные ситуации:

Ситуация 1 . В последнее время ребенок очень изменился, мало

общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит,

о чем-то думает. На все расспросы родителей отвечает

уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители

склонны думать, что ребенок страдает, но причины

скрывает. Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 2. В конце учебной четверти вы получаете дневник своего

ребенка и видите, что результат его обучения весьма

неплох. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи,

но вскоре вас приглашают в школу для серьезного

разговора, и там вы узнаете, что ваш сын (или дочь)

исправили отметки в дневнике и расписались за классного

руководителя. Назревает конфликтная ситуация.

Ситуация 3. Ваш ребенок достаточно взрослый. Он учится в меру

своих способностей, но вот беда – он ничем не хочет

помогать по дому, и в комнату к нему лучше не заходить –

всюду беспорядок. На предложение что-то сделать он

Ситуация 4. Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым,

агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят

посторонние люди, проявление таких качеств вы

наблюдаете и сами, иногда это проявляется даже в ваш

адрес.

Ситуация 5. Ребенок вырос. Он все чаще пытается ускользнуть из дома

и все время где-то задержится. Он по прежнему всё

выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью,

которая ему интереснее. Вы страдаете от этого, но не

знаете, как поступить.

Приложение №3

Памятка для детей

    Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам ни кто не заменит.

    Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесет им радость.

    Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

    Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

    И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будите ими».

Памятка для родителей

    Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.

    Как можно больше времени проводите вместе со своей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.

    Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас.

    Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны хорошо их знать.

    Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок не будет от вас что-либо скрывать.

    Не заставляйте ребенка доверять свои тайны: «Мы все должны знать о тебе» - этим вы ничего не добьетесь.

    Доверять вам будут, если вы будите не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.

    Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

    Помните, что ребенок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

10. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога

В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как

известно школьно-семейное».

Приложение №4

Оценочный лист

Ф.И.О. члена жюри

Название конкурса

Максимальное количество баллов

Участники конкурса

Бахти-гореевы

Мусага-лиевы

Тяпкиы

Жигачё-вы

1.

«Визитная карточка»

5 баллов

2.

«Школа семьи»

5 баллов

3.

«Гостеприимная хозяюшка»

5 баллов

4.

«Заморочки в бочке»

правильный ответ - 1 балл

5.

«Семейное творчество»

5 баллов

ИТОГО:

______________________________

(подпись)

    ноября 2016 года

Протокол

конкурса семейного творчества «Моя семья».

Председатель жюри ______________________________________________________

Название конкурса

Участники конкурса

Бахти-гореевы

Мусага-лиевы

Тяпкиы

Жигачё-вы

1.

«Визитная карточка»

2.

«Школа семьи»

3.

«Гостеприимная хозяюшка»

4.

«Заморочки в бочке»

5.

«Семейное творчество»

ИТОГ КОНКУРСА:

Члены жюри:

1.___________________________________ __________________

2.___________________________________ __________________

3.___________________________________ __________________

4.___________________________________ __________________

Председатель жюри: __________________

Похожие публикации