Тесты задания для детей 6 7 лет. Пусть ребенок закончит предложения

Разнообразные тесты — это интересное и полезное времяпрепровождение для ребенка. Предложите малышу ответить на вопросы теста. И потом, подсчитав свои результаты, он сможет узнать о себе что-то новое. Вы можете самостоятельно придумать тесты на различные темы и предложить их ребенку.

Тест «Хороший ли ты помощник?»

1. Ты пришел из школы (или из детского сада). Мама или бабушка делают уборку дома. Чем ты будешь заниматься?

A. Спрошу, не нужна ли моя помощь. Если мама или бабушка попросят меня помочь, то буду делать, что мне скажут.

Б. Попрошу разрешения пойти гулять на улицу или сяду смотреть телевизор.

B. Начну убирать игрушки или книги в своей комнате.

2 . Представь, что сейчас вечер. Родители пришли с работы, поужинали, сели смотреть телевизор. Они устали, хотят отдохнуть. А ты вдруг решил найти игрушку, с которой очень давно не играл и не знаешь, где она находится. Что ты будешь делать?

A. Я спрошу у папы или мамы, не знают ли они, где эта игрушка, и поищу игрушку в разных местах сам.

Б. Я скажу родителям, что мне очень-очень нужна эта игрушка, и попрошу, чтобы они сейчас начали ее искать.

B. Я не буду ничего говорить родителям. Я немного поищу игрушку сам в своей комнате. Если я ее не найду, постараюсь обойтись без нее или потом спрошу у родителей.

3 . Представь, что твои родители ждут гостей. Мама и папа сделали уборку, готовят разные вкусные блюда. У них очень мало времени, потому что вот-вот придут гости. А тебе стало скучно, ты хочешь попросить, чтобы родители отвели тебя к бабушке или к кому-то из друзей. Что ты будешь делать?

A. Я позвоню бабушке и попрошу ее прийти за мной. Или я позвоню другу, попрошу, чтобы его родители пришли за мной.

Б. Я скажу родителям, чтобы они быстро отвели меня к бабушке или к моему другу, а потом пусть опять занимаются своими делами.

B. Я никому ничего не буду говорить, постараюсь найти себе занятие и не буду никому мешать.

4. Представь, что утром ты собираешься в школу или в детский сад. Мама или бабушка предлагают тебе на завтрак кашу. Но ты не хочешь кашу, а хочешь оладушки или пирог. Что ты скажешь?

A. Я скажу, что кашу есть не буду. Если нет оладушков или пирога, я попрошу бутерброд, йогурт или что-нибудь другое.

Б. Я ни за что не буду есть кашу, потребую пирог или оладушки. Пусть мне дадут то, что я хочу.

B. Я не буду ничего говорить, а позавтракаю кашей.

5. Представь, что ты хочешь какую-то игрушку. Но родители говорят, что у них нет лишних денег. Что ты будешь делать?

А. Я скажу им, что немного подожду. Пусть они купят мне эту игрушку, когда у них будут деньги.

Б. Я потребую, чтобы они немедленно купили игрушку.

В. Если родители говорят, что у них нет денег, я не буду просить у них эту игрушку. Может быть, они сами захотят ее мне купить, когда у них появятся деньги.

6. Ты хочешь пригласить к себе в гости друзей. Но мама говорит, что ей сейчас некогда, она просит тебя пригласить друзей в другой раз. Что ты будешь делать?

A. Я скажу, что сейчас не буду приглашать друзей в гости. Но я спрошу у мамы, когда она разрешит это сделать.

Б. Я потребую, чтобы мама разрешила пригласить друзей именно сейчас, когда я этого хочу.

B. Я не буду приглашать друзей, если мне этого не разрешает мама.

7. Родители подарили тебе подарок на день рождения. Но ты хотел что-то другое. Этот подарок тебе совсем не понравился. Что ты будешь делать?

A. Я не буду говорить, что этот подарок мне не нравится. Но я спрошу родителей, когда они подарят мне то, что я хочу.

Б. Я скажу, что этот подарок мне совсем не нравится. И скажу, что они должны быстро подарить мне что-то другое.

B. Я не буду ничего говорить, а сделаю вид, что очень рад подарку.

8. Рано утром ты хочешь громко включить музыку. Но кто-то из родителей или бабушка и дедушка еще спят. Что ты будешь делать?

A. Я включу музыку, но не очень громко.

Б. Я включу музыку громко, пусть все просыпаются.

B. Я не буду включать музыку.

9. На улице плохая погода, но ты хочешь гулять. Родители предлагают тебе остаться дома. Что ты будешь делать?

А. Если родители не пускают гулять, я попрошу, чтобы они придумали интересную игру, в которую можно было бы играть дома.

Б. Я хочу гулять и буду требовать, чтобы они отпустили меня.

В. Я найду себе занятие дома и не буду просить родителей гулять со мной.

10 . В магазине вы с мамой покупаете что-нибудь вкусное. О чем ты будешь просить маму?

A. Я попрошу, чтобы мама купила всем членам семьи что-нибудь вкусное.

Б. Я попрошу маму купить мое любимое лакомство.

B. Я ни о чем не буду просить маму. Пусть покупает то, что считает нужным.

Результаты теста:

После того как ребенок ответил на все вопросы, ознакомьтесь с результатами теста.

Если ваш ребенок выбирал преимущественно ответы под буквой А, то он, безусловно, старается помогать по дому. Его можно назвать хорошим помощником. Но самое главное — это то, что ребенок умеет и отстаивать свои интересы, и идти на компромисс с другими людьми, если это необходимо. Старайтесь всячески развивать в ребенке умение находить общий язык с окружающими.

Если ребенок выбирал преимущественно ответы под буквой Б, то он признает только свои интересы. Хорошим помощником его назвать нельзя. Ребенок вообще не стремится помогать по дому, он думает только о своих желаниях и потребностях. Старайтесь объяснять малышу, что такое отношение к людям — это плохо, нельзя думать только о себе. Предложите ему почаше ставить себя на место других. Задавайте вопросы: а тебе понравилось, если бы...? что бы ты почувствовал, если...? Обсудите с ребенком различные ситуации, пусть он подумает над тем, как можно себя вести, а как нет и к какому результату может привести то или иное поведение. Ребенок должен научиться понимать других людей, тогда ему гораздо легче в дальнейшем будет существовать в обществе.

Если ребенок выбирал преимущественно ответы под буквой В, то безусловно, им можно восхищаться. Он — прекрасный помощник по дому. Но задумайтесь над тем, что ребенок старается практически ничего не говорить другим о своих желаниях. Ребенок старается доставлять как можно меньше беспокойства окружающим. Но так ли это хорошо для него самого, ведь малыш имеет право на собственное мнение и на свои желания? Задумайтесь над этим, постарайтесь предоставлять ребенку право выбора в различных ситуациях, чтобы он научился принимать нужное решение.

Тест «Взаимоотношения в семье»

Этот тест должны выполнять дети, а расшифровка оказывается очень интересной и познавательной для самих родителей. Этот тест поможет понять, как ребенок воспринимает взаимоотношения в родной семье. На первый взгляд все может казаться, но на самом деле все иначе. Может быть, ребенку не хватает заботы и внимания, или, наоборот, его очень тяготит гиперопека. Суть теста в том, что ребенок самостоятельно, без помощи и советов взрослых должен нарисовать семью. Не надо говорить ребенку, чтобы он нарисовал именно свою семью. Ребенок рисует некую абстрактную семью, изображает сколько угодно родственников. Только когда рисунок будет готов, вы можете его как следует изучить.

1. Ребенок нарисовал нескольких людей, которые просто стоят на месте, при этом они ничего не делают. В этом случае можно сказать, что ваш ребенок — человек рассудительный, рациональный.

2. Ребенок нарисовал, как разные люди выполняют какие-то действия. Например, кто-то рисует, сидит за компьютером, готовит, читает, играет на пианино и т. д. Если ребенок всем людям на рисунке придумал какое-то занятие, значит, он очень эмоционален и восприимчив.

3. Ребенок изобразил кого-то в стороне от других людей, то, вероятно, он недолюбливает этого человека. Особенно важно, если эта фигура изображена как бы схематично, Значит, с этим человеком у ребенка не слишком хорошие отношения. А вот если кого-то ребенок изобразил особенно тщательно и красиво, значит, именно его он уважает и любит больше всех. Особенно важно, если этого человека ребенок нарисовал первым. Многие специалисты считают, что ребенок рисует первым того, с кем у него складываются лучшие отношения.

4. Если ребенок нарисовал людей близко друг к другу, то, по-видимому, он считает этих людей по-настоящему близкими. Очень хорошо, если ребенок нарисовал маму и папу рядом. А вот если фигуры людей изображены на некотором расстоянии друг от друга, то ребенок подсознательно чувствует некие проблемы и трудности во взаимоотношениях. Или же малыш привык, что мама и папа целый день на работе, то есть находятся далеко друг от друга.

5. Если ребенок растет в неполной семье, а на рисунке изображены мама и папа, это свидетельствует о том, что подсознательно ребенок очень страдает от отсутствия одного из родителей; мечтает о том, чтобы семья была полной. Если родители в разводе, желательно давать ребенку возможность общаться с тем, кого он видит достаточно редко. А вот если ребенок живет с мамой (папой) и изображает на рисунке именно ее (его), значит, его не тяготит ситуация неполной семьи, он не видит ничего плохого в том, что у него нет папы (мамы). Иными словами, ребенок успешно адаптировался к этой ситуации.

6. Если ребенок изображает кого-то из членов семьи непропорционально большим и с длинными руками, значит, он боится этого человека, считает его строгим, злым, жестоким.

7. Если ребенок под ногами всех фигур провел линию, это не очень хороший знак. Линия, на которой как бы стоят все нарисованные персонажи, свидетельствует о том, что малыш чувствует себя в родной семье не лучшим образом. Может быть, родители и другие родственники к нему относятся с излишней строгостью и требовательностью. В этом случае ребенок растет тревожным, неуверенным в себе, не чувствует себя счастливым.

8. Очень большое значение имеет то, как ребенок нарисовал себя. Малыш может изобразить себя маленькой схематичной фигуркой. А родители при этом будут нарисованы ярко, старательно, каждая деталь будет показана достаточно четко. В этом случае можно сказать о том, что ребенок чувствует себя рядом со взрослыми неуютно. Вполне возможно, взрослые не прислушиваются к его желаниям, не думают, что с мнением и желаниями ребенка надо считаться. Ребенок растет неуверенным в себе, не может принять самое простое решение, не оглядываясь на взрослых. Вполне возможно, взрослые довольны, что ребенок послушен, не проявляет упрямства. Однако в дальнейшем такому ребенку будет очень тяжело найти свое место в жизни.

9. Ребенок изобразил схематично, небрежно родителей, себя, наоборот, ярко, подчеркнув все детали. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок эгоистичен, умеет добиваться своего. Именно свои желания и интересы ребенок ставит на первое место. Родители, по его мнению, должны всегда исполнять его желания, ни в чем не перечить. Ребенок считает родителей не столь важными, как он сам.

10. Ребенок может изобразить на рисунке нескольких детей, а при этом в семье он — единственный ребенок. В этом случае можно сказать, что ребенок страдает от одиночества, от нехватки общения именно в детской среде. Даже если ребенок общается в детском коллективе, то есть в школе или детском саду, ему этого недостаточно. Вполне возможно, что в детском коллективе он не нашел себе друзей по интересам и держится особняком. А в мечтах он видит, что у него есть друзья-ровесники. Задумайтесь об этом. Может быть, ребенка надо определить в кружок или секцию, где у него появятся друзья по интересам. Общение со сверстниками очень важно для ребенка. Но, к сожалению, далеко не каждый детский коллектив

сможет обеспечить возможность общения для данного конкретного ребенка.

11. Ребенок изобразил себя, стоящим вдалеке от остальных людей. Это тревожный симптом, он должен насторожить родителей. Ребенок страдает от одиночества, нуждается в помощи.

12. Ребенок нарисовал, что он сидит за уроками, читает, рисует или делает что-то еще, а остальные люди ничем не заняты, это тоже тревожный симптом. Значит, в семье на ребенка постоянно давят, заставляют его чем-либо заниматься, не дают право выбора. А малыш, возможно, не всегда доволен выбором родных.

13. Если ребенок изобразил себя в стороне от других людей и провел линию, отделяющую себя от членов семьи, значит, он внутренне недоволен отношениями в семье. Он не чувствует к себе любви и заботы, страдает от невнимания и одиночества. Еще хуже, если малыш нарисовал себя (или фигуру ребенка на рисунке) в какой-то геометрической фигуре — в треугольнике, круге, квадрате. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок не чувствует себя защищенным. Возможно, на него слишком давят в семье, относятся чрезмерно строго. От этого малыш страдает.

14. О подавленном состоянии ребенка или о скрытой тревоге могут свидетельствовать тучки или облака на рисунке. Такая деталь говорит о том, что ребенок боится какой-то опасности, которая может произойти с его семьей или же уже произошла. Например, родители развелись или собираются развестись. Данная деталь может показывать о то, что ребенок страдает от жестокого и несправедливого обращения со стороны взрослых. Возможно, ребенок постоянно ожидает критики или наказания за любое свое действие. Если ребенка постоянно критикуют и наказывают в семье, он растет неуверенным в себе, тревожным, несчастливым. Задумайтесь об этом и измените свое отношение к малышу.

15. О тревоге и плохом настроении ребенка может свидетельствовать тот факт, что все фигуры на рисунке изображены схематично. Иногда это означает, что ребенок в данный момент устал или хочет делать что-то другое. Предоставьте ребенку такую возможность, а в другой раз проведите с ним этот тест.

Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку - самых плохих. На средней ступеньке - ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька - тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

  • Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  • Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.

Критерии оценки

  • Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости - 2 балла.
  • Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) - 1 балл.
  • Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней - 0 баллов.

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

  • Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями - 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, - 1 балл.
  • Ребенок не понимает задания - 0 баллов.

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание верно в 5-6 случаях - 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание верно в 3-4 случаях - 1 балл.
  • Ребенок выполняет задание верно в 1-2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем - 0 баллов.

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 5-6 предметов - 2 балла.
  • Ребенок запомнил 4 предмета - 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 4-х предметов - 0 баллов.

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.

Критерии оценки

  • Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане - 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению - 1 балл.
  • Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого - 0 баллов.

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение - 2 балла.
  • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб - 1 балл.

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант - пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно - 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку - 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень - 16-20 баллов.
Средний уровень - 10-15 баллов.
Низкий уровень - 0-9 баллов.

Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают главные психические новообразования - анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.
На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

· внимание,

· память,

· воображения,

· мышление.

· Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.

· Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.

· Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.

· Возрастные психические новообразования.

· Предпосылки формирования учебной деятельности.

· Произвольность поведения и познавательных процессов.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можноточно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим - менее развитым - только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство - от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.
Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу

Подстраницы:

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном (какой я, какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном (какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

Происходит дальнейшее развитие познаватель­ной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств по­зволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошколь­ника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Ос­новываясь на умении представлять что-либо, ребе­нок может решать простые геометрические задачи .

Ребенок уже может запомнить что-либо целе­направленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирую­щая функция речи, т. е. ребенок учится последова­тельно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рас­сказывать об этом. Развивается самоинструктирова­ние, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно от­нести:

Любопытство;

Любознательность;

Чувство юмора;

Удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство прекрасного;

Чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

Чувство гордости;

Чувство стыда;

Чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на при­знание, выраженное в стремлении получить одоб­рение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появ­ляется такая черта, как лживость, т. е. целена­правленное искажение истины. Развитию этой чер­ты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокиру­ет развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа­док, ребенок начинает придумывать оправдания сво­им оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок уз­нает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включе­ние в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­шений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные ре­шения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и само­стоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует до­говор, умеет учитывать интересы других, в неко­торой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала про­является в умении следовать инструкции взросло­го, придерживаться игровых правил. Ребенок стре­мится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок ак­тивно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их само­стоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свой­ственно преобладание общественно значимых мо­тивов над личностными. В процессе усвоения нрав­ственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного воз­раста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объек­тивно оценивает результат деятельности, чем по­ведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мыш­ление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопостав­лении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли­тельной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нужда­ется в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, сти­хи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе.

Компоненты психологической готовности

Интеллектуальная готовность

Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Ø Логическое запоминание.

Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ø Развитие фонематического слуха

Личностная готовность

Ø Принятие новой социальной позиции.

Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Ø Развитие познавательных критериев, любознательности.

Ø Развитие желания ходить в школу.

Ø Произвольное управление своим поведением.

Ø Объективность самооценки.

Ø Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Ø Развитие потребности в общении.

Ø Умение подчиняться правилам и нормам.

Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Ø Эмоциональная устойчивость.

Ø Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Ø Умение систематически выполнять задания.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу

Подстраницы:

Безусловно у каждых родителей наступает самый ответственный момент в жизни это поступление ребёнка в школу. Любая мама беспокоиться за уровень развития будущего школьника и хотела бы знать насколько её ребёнок готов психологически, умственно и физически к учебному заведению. Существуют определённые нормативы для возрастного периода ребёнка о готовности к школе.

  1. Ребёнок должен чётко знать имена своих родителей, а также свои Ф.И.О.
  2. Определять по картинкам времена года, уметь ассоциировать их (зима – холодно, лето – жарко).
  3. Прочитать по слогам простой текст и написать печатными буквами лёгкие слова, рассказать стихотворение.
  4. Считать в пределах двадцати, вычитать и складывать числа до десяти.
  5. Определять по картинкам различия и сходства предметов, исключать лишнее с пояснением почему.
  6. Знать геометрические фигуры и уметь их рисовать.
  7. Знать основные цвета.
  8. Определять время (раньше – позже), размер предметов (большой – маленький), массу (легкий – тяжелый).
  9. Уметь отличить хороший поступок от плохого.

Это основные требования, которым должен быть эрудированы дети в возрасте 6-7 лет.

Способность ребёнка употреблять речевые обороты в правильной форме основной показатель его умственного развития. Словарный запас дошкольника в норме составляет около 3500 слов. Для того чтобы определить уровень развития речи, который напрямую зависит от психологического развития вашего ребёнка, нужно обратиться к профессиональным специалистам, которые смогут дать точную оценку развития вашего ребёнка.

Шестилетний ребёнок должен уметь

  1. Составлять предложения из простых слов разного падежа и склонения.
  2. Образовывать новые словосочетания. Например, рагу из овощей-овощное рагу.
  3. Объяснить смысловую нагрузку пословиц. Например, «Как откликнется, так и аукнется».
  4. Уметь составит логический по смыслу рассказ по картинкам.
  5. Исполнять стихи с выразительной интонацией, мимикой, которые полностью передают содержание текста.
  6. Уметь отгадывать загадки.

Для того, чтобы определить уровень развития речи вашего ребёнка можно воспользоваться методической литературой с красочными иллюстрациями, направленной на занятия с ребёнком в тестированной форме заданий. На основании результатов тестов можно диагностировать уровень развития ребёнка и его готовность к школе. Итоги выполнения тестов покажут какие знания нужно подкорректировать для улучшения умственных способностей ребёнка. Примеры методических пособий:

«Тесты не готовность ребёнка к школе. Ребёнка шести семи лет» автор Юлия Соколова
«Готов ли я к школе? Диагностика детей шести семи лет» авторы С.В. Пятак, И.М. Мальцева
Такие и подобные интерактивные материалы можно без труда найти в интернете и распечатать для удобства занятий с ребёнком.

Подготовка к школе, подготовка детей к школе, подготовка ребенка к школе

Уровень развития слуха

Хорошо подготовить ребёнка к школе, обучить его основам письма и чтения задача и обязанности каждого родителя. Уровень фонематического слуха напрямую связан с развитием речи дошкольника. При нормальном развитии слуха ребёнок способен различать слова с одинаковой фонемой (мишка – мышка, точка – дочка, коса – коза), различать слова сходные по звучанию, но имеющие разное смысловое значение (нота – рота, жар – шар).

Тест на определение уровня развития фонематического слуха.

Предложите ребёнку картинки с рисунками в разном порядке. Ребёнок должен собрать картинки в правильном соотношении.

  1. Уточка- удочка, бочка- точка, папа- баба, ручка- тучка.
  2. Попробуйте подобрать в игровой форме рифму к словам гора, зайка, крыша.
  3. Предложите ребёнку повторить скороговорку « кукушка кукушенку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон». Спросите у ребёнка какой звук он чаще всего слышит.
  4. Найти на рисунках предметы, которые начинаются с одного и того же звука. Найти слова, которые оканчиваются на один и тот же звук.

Найти лишнее слово. При произношении слов попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, которое явно отличается:

– сом, сом, сом, дом, сом;
– бочка, бочка, дочка, бочка, бочка;
– кучка, кучка, кучка, тучка, кучка.

Результаты теста

  1. – Ребёнок самостоятельно определил все картинки и произнес звуки в словах 3 балла
    – Нашёл все картинки сам, но не выговаривает 1 звук речи 2 балла
    – нашёл картинки с помощью подсказок, произносил слова неразборчиво 1 балл
    – Путает рисунки непонятно произносит слова 0 баллов
  2. – Подобрал рифмы сам 3 балл
    – При помощи подсказок 2 балла
    – с помощь подсказок для всех слов 1 балл
    – Не смог подобрать рифмы 0 баллов
  3. – Повторил скороговорку с первого раза 3 балла
    – Повторил скороговорку с неточностями 2 балла
    – Повторил со 2-3 раза заучивания 1 балл
    – Не смог повторить после 3 раза. 0 баллов
  4. – Нашёл и подобрал около 5 слов к каждому звуку 3 балла
    – Нашёл самостоятельно 3 слова 2 балла
    – Нашёл 2-3 слова но с подсказками 1 балл
    – Не нашёл ни одного слова 0 баллов
  5. – Хлопал сразу 3 балла
    – Хлопал после паузы 2 балла
    – Необходимо было повторения задания 1 балл
    – Не смог выделить лишнее слово 0 баллов.

От 0 до 4 Фонетический слух неразвит. Нужно обратиться за помощью к логопеду.

От 5 до 8 Низкий уровень развития фонематического слуха и произношения.

От 9 до 12 Нормальный уровень развития фонематического слуха и произношения.

От 13 др 15 Высокий уровень развития фонематического слуха и произношения.Оценка физического развития.

Для определения физического развития детей врачи педиатры используют специальные таблицы и на основании соотношения роста, возраста, определяют характеристику физических данных. В интернете вы без труда можете найти интерактивные таблицы и вычислить нормативные показатели физического развития вашего ребёнка. Нормой физических данных ребёнка в возрасте 6-7 лет считают, рост 114-128 см., вес 20-30 кг.

Тест на психологическую готовность ребёнка к школе.Психологическое развитие ребёнка это способность воспринимать окружающий мир в соответствии с возрастным поведением в положительном восприятии. Задача любого родителя выработать у ребёнка позитивную мотивацию к обучению в школе.

В 6-7 лет ребёнок должен иметь ясное представление о школе. Однако, теоретические знания, которые он приобрёл благодаря вашим усилиям, недостаточны. Дошкольнику предстоит учиться общению, уступать и занимать лидирующую позицию в разных ситуациях.

Тест на психологическую готовность ребенка к школе

Дайте ребёнку чистый лист бумаги и ручку и попросите на утвердительный ответ ставить цифру 1, а на отрицательный 0, перечислите 10 предложений;

  1. Скоро я пойду в школу и у меня появится много новых знакомых.
  2. Очень интересно, какие я буду изучать предметы.
  3. Наверное буду приглашать на день рожденье большую половину класса.
  4. Хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
  5. Думаю, я буду хорошо учиться.
  6. Мне интересно, какая еда на обед а школе.
  7. Мне бы хотелось, чтобы каникулы были длиннее.
  8. Мне кажется, что а школе лучше, чем а детском саду.
  9. Все мои друзья идут в школу и я этого хочу.
  10. Я бы пошёл в школу даже с 5 лет.

Результаты теста

От 7 до 10 баллов – отношение к школе положительное, ребёнок готов получать новые знания и общаться со сверстниками.

От 4 до 6 баллов – ребенок хочет в школу, но интереса к знанием не проявляет, но привлекает общение.

От 0 до 3 баллов – ребенок имеет не ясные понятия о школе, обучение его не интересует.

Тест Керна Йирасека

Тест Керна Йирасека определяет в общем школьную зрелость ребёнка и является модификацией теста А. Керна. Тест Керна Йирасека можно выполнять как индивидуально, так и коллективно в группах. Я. Ийрасек предложил тест, как модификацию методики методики А. Керна в 1978 г. И был опубликован через 5 лет на русском языке. Тест Керна Йирасека пользуется особой популярностью в начальных классах школы, психологическая готовность ребёнка таким способом выявляется довольно просто.

Тест состоит из трёх заданий, помощь в выполнении теста Керна не допускается.

Задание 1

Ребёнка просят нарисовать мужскую фигуру (дядя, папы). Взрослым запрещено делать какие-либо уточнения.

1 балл – фигура нарисована полностью, на лице глаза, нос, рот. Руки заканчиваются кистью с пятью пальцами. Наличие одежды, на голове волосы, возможно головной убор.

2 балла – выполнены все пункты, как при оценке в 1 балл. Отсутствие трёх деталей волосы, шея, палец на руке, но на лице присутствуют все части.

3 балла – у фигуры есть все составляющие. Отсутствие волос, ушей, одежды, пальцев рук и ступней ног.

4 балла – руки и ноги фигуры соединяются с туловищем просто одной тонкой линией.

5 баллов – каракули.

Задание 2

Ребёнка просят скопировать рисунок в виде короткого словосочетания прописными буквами « он ел суп».
1 балл – скопированную фразу можно прочитать, буквы образуют три слова, буквы больше абзаца.

4 балла – группа букв напоминает пропись, прочитать можно не менее 2- х символов.

5 баллов – каракули.

Задание 3. Ребёнку предлагают скопировать точки, нарисованные в горизонтальном и вертикальном положении на равном расстоянии.

1 балл – точное копирование образца.

2 балла – небольшие нарушения в расстоянии точек.

3 балла – грубые нарушения в количестве точек и их расстоянии.

4 балла – несоответствие пропорций образца, хаотичная группа точек.

5 баллов – каракули.

Оценка результатов

От 3 до 5 баллов – сформированное, зрелое, соответствующее возрастной норме психомоторное развитие.

От 6 до 7 баллов – средний уровень развития ребёнка, говорит о положительном прогнозе дальнейшего развития.

От 8 до 9 баллов – уровень ниже среднего. Ребенок нуждается в усиленных занятиях

10 баллов и более – отстаёт в психомоторном развитии, нуждается в коррекции специалистов.

Результаты тестов Керна Йирасека для детей 6-7 лет это неточные выводы и определения готовности к школе. Высокие баллы по тесту Керна Йирасека это основание обратить особое внимание и усилить психологическую и эмоциональную поддержку в начальном обучении ребёнка в школе.

Психологическая готовность дошкольников в 6-7 лет тесты, которые оценивают уровень развития ребёнка, показатели физических данных это основные методы для определения способностей вашего ребёнка, выявления его талантов, но результаты, которые дают тесты, такие как тест Керна Йирасека ” общая психологическая готовность”, тесты Юлии Соколовой, Нестеровой и другие подобные не дают точных результатов, к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Самое основное это любить своих детей и принимать их такими, какие они есть.

Подготовка детей к школе

Похожие публикации