Социальное обслуживание детей и подростков. Курсовая работа: Система правового регулирования социального обслуживания детей

Вопросы улучшения социального положения
семей с детьми являются приоритетными для Департамента социальной защиты населения города Москвы.

В целях организации социального обслуживания семей с детьми в городе Москве в настоящее время функционируют 132 отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания (ЦСО).

ЦСО являются многопрофильными учреждениями и осуществляют комплексное обслуживание семей и детей по месту жительства путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Указанные учреждения оказывают социальную помощь следующим категориям семей: малообеспеченным, многодетным, неполным, опекунским, с детьми-инвалидами и т.д.

В 2012 году будет реализован ряд мер, направленных на оказание социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, состоящим на учете в учреждениях социального jбслуживания.

Социальная помощь является адресной, оказывается на основании личного заявления и акта обследования материально-бытового
положения семьи.

Малообеспеченным семьям с детьми могут быть оказаны следующие виды социальной помощи:


  • продуктовая;
  • вещевая;
  • в виде товаров длительного пользования (холодильников, телевизоров,
    стиральных машин);
  • путевки для детей в оздоровительные учреждения;
  • билеты на различные культурно-досуговые мероприятия и пр.

Помимо этого, в данных учреждениях
оказываются следующие виды услуг:

  • социально-медицинские (санитарно-просветительская работа, массаж, занятия лечебной физкультурой и др.);
  • социально-психологические (консультирование психолога, психодиагностика, проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, в том числе по вопросам профилактики вредных привычек и избавления от них, адаптации детей к школе, общения со сверстниками и т.д., привлечение к участию в клубах общения, экстренная
    психологическая помощь по телефону и др.);
  • социально-правовые (консультирование по гражданскому, жилищному, семейному, трудовому праву, помощь в составлении исков, содействие в оформлении льгот,
    пособий, компенсаций, жилищных субсидий, помощь в решении вопросов занятости и др.);
  • социально-педагогические (педагогическая коррекция, оказание
    помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, организация совместного досуга родителей и детей
    и т.д.);
  • социально-бытовые (обеспечение
    талонами в парикмахерские, химчистки, бани, прачечные).

Во многих центрах социального обслуживания работают отделения дневного пребывания несовершеннолетних, в которых дети получают 2-разовое питание (обед и полдник), организуются различные досуговые мероприятия, проводится работа по развитию творческих способностей детей в кружках, клубах по интересам, оказывается помощь в подготовке домашних
заданий, реализуются программы социальной реабилитации детей.

В дни зимних и летних школьных каникул дети и подростки, посещающие отделения
дневного пребывания, получают 3-разовое питание (завтрак, обед и полдник).

Кроме того, в отделениях дневного пребывания проводятся и выездные мероприятия с посещением музеев, выставок, концертов, театров, спортивных мероприятий, экскурсий по сторическим местам и др.

Телефоны горячих линий и экстренных служб

Телефон «Горячей линии» Департамента социальной защиты населения города Москвы (круглосуточно): 8-495-623-10-59.

«Горячая линия по решению проблем беспризорных несовершеннолетних
»: 8-499-201-06-50.
Целью службы является координация движения беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних,
выявленных в городе, для осуществления экстренного устройства детей, оказавшихся в социально опасном положении, а также содействия родителям в розыске пропавших детей на базе Социального приюта «Алтуфьево».

«Горячая линия социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов,
находящихся в трудной жизненной ситуации»: 8-499-201-59-47.
Функционирует на базе Социального приюта для детей и подростков «Алтуфьево».

Городская круглосуточная приемная:
607-17-19.
Работает на базе Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
- «Красносельский», специалисты которого осуществляют практическую помощь обратившимся в формах телефонного консультирования, а также консультативных приемов, семейного консультирования и психотерапии семьи, индивидуальной и групповой коррекции.

В соответствии с Соглашением между
Правительством Москвы и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, телефон Городской круглосуточной приемной для несовершеннолетних
СРЦ «Красносельский» ЦАО города Москвы подключен к Общероссийскому детскому телефону доверия:
8-800-2000-122.

Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной
социальной помощи несовершеннолетним 8-499-975-27-50.
Создана на базе СРЦ «Красносельский» при поддержке
Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ в целях раннего выявления семейного неблагополучия, профилактики детской
безнадзорности, оказания разносторонней помощи несовершеннолетним и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Специалисты ГКМС в любое время суток готовы выехать для оказания экстренной социальной помощи несовершеннолетним вне Центра и принять меры по устранению причин, обусловивших трудную жизненную
ситуацию.

Введение..................................................................................................... 3

1. Формы социального обслуживания семьи и детей........................................... 4

2. Методы социального обслуживания семьи и детей....................................... 10

3. Современное состояние семьи в Республике Марий Эл............... 16

Заключение............................................................................................. 22

Список литературы................................................................................ 23


Введение

Государство в настоящее время сделало определенные шаги в сторону семей, имеющих несовершеннолетних детей, например "материнский капитал", но он не решает всех тех вопросов, которые наша страна решала раньше: и в период социализма, и даже в эпоху монархии, когда власти предержащие были всерьез озабочены качеством личности. Екатерина Великая, к примеру, самолично писала трактаты о воспитании детей, потому что ей стало не нравиться, как начали воспитывать ее внуков.

Чтобы у нас начался подъем простого воспроизводства человеческого капитала, нам необходимо срочно вернуть спокойствие каждой матери. Надо стремиться к тому, чтобы женщина-мать была уверена в том, что ее ребенок вырастет защищенным. Только спокойствие матери позволит семье быть здоровой.

Еще один момент стоит отметить - важно уважение к старшему поколению. Не случайно сейчас на тысячу браков приходится почти 900 разводов. Требуется возрождать институт семьи, необходимо учить девушку быть женой, матерью, хозяйкой в доме. Нужно учить мужчину быть главой семьи, защитником своей женщины, матери его детей.

У молодой семьи, конечно, должна быть развитая система государственной поддержки. То, что происходит сегодня в Российской Федерации, внушает надежды на улучшение. Я связываю свои надежды с новым молодым и энергичным, прекрасно образованным Президентом, ему есть на что опереться, у него есть серьезная программа приоритетных национальных проектов, и, начиная не с чистого листа, он продолжит строительство, нацеленное на социальную стабильность.

Семья - самый главный инвестор российской экономики, политики. От качества семьи зависит и нравственный облик общества, на мой взгляд.

Социальное обслуживание семьи с несовершеннолетними детьми в настоящее время становится неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы.


1 . Формы социального обслуживания семьи и детей


Социальное обслуживание семьи с несовершеннолетними детьми в настоящее время - это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей - обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семьи и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.

В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.

В значительной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Указа Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 г.

Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др.

В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семей с несовершеннолетними и детьми. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы - территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни.

Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:

А) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная по мощь:

Срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;

Содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;

Принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату;

Распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);

Социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;

Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;

Создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;

Содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);

Содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий;

Содействие в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения, детей;

Содействие в организации питания и быта остронуждающихся;

Содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, технических средств реабилитации детей-инвалидов, денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;

Содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;

Социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;

Содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;

Организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре;

Содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха, в оформлении документов (в пределах региона).

Б) Социально-правовые услуги:

Помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;

Содействие в предоставлении социальных выплат;

Участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);

Участие в правовой защите личностных интересов детей.

В) Социально-реабилитационные услуги:

Организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);

Социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;

Составление индивидуальных коррекционных программ.

Г) Психологические услуги:

Психопрофилактика и психогигиена;

Психодиагностика и обследование личности клиента;

Психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);

Семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);

Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);

Социально-психологический консилиум;

Работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях;

Посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

Психосоциальное консультирование;

Психологический патронаж;

Психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;

Коррекция отношений и поведения;

Проведение тренингов по коммуникативному общению;

Развитие навыков эмоциональной саморегуляции;

Организация посреднических услуг;

Профориентация на основе тестирования;

Организация деятельности групп взаимоподдержки;

Психологическое просвещение;

Ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррек-ционными и психотерапевтическими методами.

Д) Педагогические услуги:

Педагогическая помощь детям в защите их интересов;

Консультативная помощь родителям и детям;

Групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

Коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

Содействие культурно-досуговой деятельности детей;

Практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;

Обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

Е) Социально-медицинские услуги:

Содействие в направлении в стационарные медицинские
наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в
том числе детей;

Организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитания здорового образа жизни;

Содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;

Патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;

Обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;

Патронаж беременных женщин и кормящих матерей.

Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и семей, детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением .


2 . Методы социального обслуживания семьи и детей


Наряду с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно в систему Министерства труда и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной подчиненности, смешанные - государственные и коммерческие. Идеология этой службы - работа с целостным социальным объектом, т.е. районом, который понимается, во-первых, как совокупность проживающих здесь различных групп и слоев населения, а во-вторых, как социальная структура, включающая микрорайоны, учреждения, организации и предприятия. Приоритет в оказании помощи всегда оказывается работе с семьями с несовершеннолетними детьми.

Основная задача работников службы - помочь члену семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.

Изначально определяется круг детей и подростков, нуждающихся в помощи; оказывается также помощь родителям, одиноким матерям, учителям школ - всем, кто окружает ребенка; создаются группы поддержки, включающие людей, заинтересованных в преодолении жизненных трудностей: группы поддержки родителей, имеющих детей с психологическими трудностями в поведении; женщин и детей - жертв насилия; родителей детей-инвалидов; многодетных родителей; учителей, работающих с «трудными подростками». Группы поддержки (взаимопомощи) создаются работниками службы целенаправленно. Вначале выявляется круг лиц, проблем, и после большой подготовительной работы люди приглашаются на 2-4-дневный семинар (метод группового консультирования). После семинара по инициативе самих участников и в результате индивидуального консультирования появляются основания для создания групп поддержки.

Помогая одним, работники службы создают широкую базу своих добровольных помощников (волонтеров), которые, в свою очередь, помогают другим.

Сегодня базовыми, типовыми моделями организации социальной работы с семьей и детьми по месту жительства (территориальными) являются центры социального обслуживания и реабилитации семьи и детей и районные социально-психологические службы. Кроме того, имеется определенное количество слабо взаимодействующих между собой социальных служб (не всегда территориальных) различной ведомственной принадлежности.

Опыт деятельности служб по месту жительства подтверждает тот факт, что социальная работа по своей сути межведомственна и требует правового оформления и организации территориальных социальных служб, координации деятельности органов социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта, правоохранительных структур, служб занятости.

Рассмотрим их подробнее, поскольку именно они представляют собой модели социальных служб нового типа - модели нормативного программного характера.

На основании разработанной концепции развития социальной службы, Основ законодательства Российской Федерации о социальной службе, типовых положений различных территориальных центров работы с семьей и детьми во многих регионах начали формироваться территориальные службы (ТСС), которые оказывают комплекс социальных услуг всем нуждающимся (взрослым и детям), поскольку включают в себя учреждения социальной структуры, органы управления делами социальных служб, учебные и научно-исследовательские заведения. Осуществляя деятельность на территории конкретного городского или сельского района, небольшого города, ТСС максимально приближена к населению, доступна всем нуждающимся.

Структура ТСС состоит из следующих специализированных территориальных центров:

Центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы,
консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи: выездные комплексные бригады; служба экстренной психологической помощи; юридическая и психолого-педагогическая консультация; служба знакомств; социальный приют; отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми;

Центр психолого-педагогической помощи семье и детям, призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье, повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, в предотвращении эмоционального и психического кризиса; обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска;

Служба экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»), задача которой - снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи;

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации. Несовершеннолетние в течение необходимого для их реабилитации времени посещают Центр или получают в нем временный приют. Центр включает в себя службу экстренной социальной помощи, медико-психологической диагностики и коррекции, социальной реабилитации, адаптации детей и подростков, службу социально-правовой защиты и юридической помощи, иногда - приют проживания в условиях стационара;

Социальный приют для детей и подростков, организуемый в целях спасения беспризорных детей и подростков, предоставления им временного прибежища, медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства. Приют может быть организован как самостоятельное учреждение ТСС и как часть социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, который осуществляет содержание и устройство на дальнейшее воспитание в семью или в государственное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от рождения до 18 лет);

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, создаваемый в целях социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению труду с помощью комплекса медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий.

Сеть ТСС может включать также (в зависимости от имеющихся условий и специфических особенностей района) молодежные центры, центры новых форм дошкольного воспитания и внешкольной работы; кризисные центры помощи лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и преступлений, отбывшим уголовное наказание, беженцам; бесплатные и льготные столовые, пункты раздачи продуктов, одежды, детского питания.

Управленческая модель деятельности ТСС как системы территориальных социальных центров, отделений, учреждений основывается на современных методах, соответствующих демократическим переменам в общественном укладе России. Она учитывает принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и принципы опоры на широкое общественное участие, четкого разграничения управленческих функций и компетенции, самостоятельности и инициативности низовых звеньев.

Предусматривается, что органами управления социальной службы будут государственные и общественные учреждения, уполномоченные согласно законодательству осуществлять управленческие функции. На уровне территории (города, сельского района, района в городе) станут формироваться государственно-общественные органы - попечительские советы (социальные советы), создаваемые при администрации (в составе исполнительных органов). Они будут включать в себя представителей заинтересованных организаций: финансовых фондов, профсоюзов, общественных ассоциаций, благотворительных фондов.

Социальная защита и поддержка населения на подведомственной территории относятся к компетенции комитета (отдела) социальной защиты населения. Он подчиняется по горизонтали местным исполнительным органам, а по вертикали - вышестоящим городским (областным и республиканским) органам. Роль центрального органа управления - Министерства труда и социального развития - сводится к общему организационному, экспертному и научно-методическому руководству, определению минимально обязательных для населения видов выплат, льгот и услуг, содействию в обучении кадров, помощи в финансовом и материально-техническом обеспечении учреждений социальной службы.

Высокая степень организационной самостоятельности и свободы предоставляется специализированным центрам в системе ТСС. Они являются юридическими лицами: имеют собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки социального обслуживания со своим наименованием; открывают счета в банках, в том числе внебюджетные счета для поступления средств от государственных, общественных предприятий и организаций, частных лиц, собственной производственно-хозяйственной деятельности. Деятельность центров и учреждений ТСС регламентируется уставом, разрабатываемым самостоятельно с учетом типовых положений. Все это позволяет избежать чрезмерного бюрократизма.

Вместе с тем предложенная модель ТСС предоставляет возможность сочетать как четко структурированную, так и дифференцированную схему организации, при которой финансирование и поддержка служб осуществляются на базе конкурсного отбора социальных проектов, представленных различными, в том числе негосударственными, организациями.

В последние годы все больше учитываются возможность и особенности территорий, потребности и запросы семьи в тех или иных услугах, поэтому все чаще во многих уже существующих центрах, создаются отделения дневного пребывания детей, реабилитационные отделения для детей с ограниченными возможностями, стационары, приюты, «телефоны доверия».

В настоящее время в системе органов социальной защиты населения действует свыше 2000 учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям .

3. Современное состояние семьи в Республике Марий Эл


На современном этапе социально-экономического развития семья в России представляет собой динамическую систему, которая постоянно развивается, поэтому государственная семейная политика должна обязательно учитывать изменения, произошедшие с семьей. А для этого необходим постоянный социальный мониторинг происходящих процессов. Одним из факторов, определяющих эффективность семейной политики, является ее соответствие ожиданиям и ценностным установкам населения. Во второй половине 2006 г. в Йошкар-Оле было проведено социологическое исследование, направленное на оценку эффективности проводимой государством семейной политики. При проведении исследования использовался метод анкетного опроса, выборка районированная, квотированная по возрасту и месту жительства. Всего было опрошено 186 человек, в том числе 42 мужчины и 144 женщины. Репрезентативность исследования достигалась также проведением опроса экспертами (20 человек) сотрудников администрации, специалистов социальных служб и образования, представителей медицинской сферы Йошкар-Олы. В выборку было включено взрослое население активного репродуктивного возраста от 18 до 39 лет, 4/5 респондентов имеют высшее и среднее специальное образование, остальные - среднее. Из общего числа опрошенных респондентов половина ответили, что состоят в браке, 6,6 % - разведены, 10,2 % - живут вместе, но их брак не зарегистрирован, остальные в браке не состояли. Из них 77% имеют детей, из числа семей однодетных - 62%, семей с двумя детьми -34% и только 4% имеют 3-х детей.

Взгляды опрошенных респондентов на семью в большинстве своем традиционные. На вопрос, «какую форму семейных отношений Вы выбрали бы для себя?», они ответили - на основе зарегистрированного брака 63,3 %, зарегистрированный браке оформлением брачного контракта 14,5 %, незарегистрированный брак с намерением его заключить в ближайшем будущем 15,1 %. Итак, 92,9% респондентов ориентированы на традиционную форму отношений, только 7,1 % отдают предпочтение одиночеству и пробному браку.

Респондентов попросили выделить самых характерные черты семьи XXI в. Чаще всего респонденты указывали на рост незарегистрированных браков (71,7%). Данная форма совместного ведения хозяйства в настоящее время успешно конкурирует с официальным браком. 47% опрошенных отметили увеличение количества семей, в которых супруги откладывают момент рождения детей, в связи с тем, что заняты собственной карьерой. В современном обществе считаются успешными люди, имеющие высокий социальный статус и высокий уровень дохода, чтобы соответствовать ему приходится выстраивать иерархию ценностей, в которой работа выступаете качестве первоочередной цели, а семья занимает второстепенное место. Намечается тенденция увеличения количества женщин, желающих воспитывать ребенка без отца - 30% опрошенных. Одной из причин этого может быть более защищенный правовой статус матери, в одиночку воспитывающей ребенка. Пособие на ребенка одинокой матери по размеру в два раза больше, чем сумма пособия на ребенка, при распределении путевок в детские оздоровительные лагеря и выделении материальной помощи преимущество отдается данной категории женщин. Работа и семья по-прежнему занимают первые позиции, но при этом ценность материального положения более высока, чем ценность детей.

Эксперты выделили две основные характеристики современной семьи: семья рожает одного ребенка и делает для него все возможное и невозможное (50%), родители заняты зарабатыванием денег, а дети предоставлены сами себе (45%), отражающие 2 стороны одного процесса, направленного на обеспечение материального достатка семьи и благополучия детей. В виду крайней неэффективности государственной семейной политики, направленной на оказание помощи семье в воспитании, развитии, обучении и социализации ребенка, родители пытаются сделать для своего ребенка все, что позволяют им их материальные возможности, поэтому очень мало времени проводят с детьми. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин., в выходные дни - 30 мин. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за процессом учебы ребенка в школе, а сам контроль - к выяснению того, какие оценки получены.

На вопрос, «каковы, по Вашему мнению, причины снижения рождаемости в нашем городе?», большинство респондентов указали на низкий экономический уровень жизни населения (80,7%). Среди причин называли «появление детей в планах родителей стоит не на первом месте» (31,9%) и «снижение ценности семьи у молодежи»(25,9%). При этом большинство опрошенного населения считают, что стабилизация экономики смогла бы способствовать росту уровня рождаемости в стране.

На данный момент ценностные ориентации родителей сохранены на уровне двухдетной семьи, занимающей одно из важных мест в иерархии ценностей человека. Поэтому необходимо оказывать поддержку семье со стороны государства, т.е. обеспечить условия для того, чтобы рождение и воспитание детей, материнство и отцовство получили всемерную поддержку государства, уважение и признание в обществе, а также гармонично сочетались с возможностями профессиональной реализации обоих родителей, с защитой женщин и детей от дискриминации и насилия. Многодетная семья - явление многоаспектное и неоднозначное. Практически половина опрошенных считает многодетность автоматическим переходом семьи в разряд малообеспеченных, а 13,9% респондентов не считают многодетность правильным решением, так как всю жизнь приходится решать проблемы детей. В настоящее время наблюдается тенденция роста бездетных семей.

Если раньше бездетные семьи были редким явлением и вызывали сострадание и жалость со стороны окружающих, то сегодня данное явление воспринимается как проявление личного выбора супругов. Противодействие формированию таких установок в обществе и должно стать одной из задач государственной семейной политики.

Больше половины опрошенных считают, что семейная политика государства должна быть направлена на оказание помощи матерям, совмещающим работу и семейную жизнь, чтобы занятость не являлась преградой к деторождению. Одна четвертая респондентов в качестве цели наметила повышение рождаемости в стране, на необходимость оказания помощи только нуждающимся семьям обратили внимание 6,0%.

Как показывают данные социологического опроса, люди в вопросах рождаемости полагаются только на себя, на собственные силы, не надеясь на помощь государства. Пособия, выплачиваемые государством на воспитание ребенка, практически все опрошенные респонденты не считают эффективной мерой поддержки семьи. В качестве мер, которые смогли бы оказать влияние на повышение рождаемости, 86,7% опрошенных назвали выдачу ссуд на приобретение жилья. Эти данные дают все основания рассматривать жилищную проблему в качестве первоочередной при разработке политики в отношении семей. Очень волнует родителей статья расходов на получение детьми образования, поэтому вариант ответа - «выплата ежегодных компенсаций расходов на получение детьми образования» - выбрали 63,9%. Почти треть опрошенных (31,3%) согласились с мнением, что выплата денежных пособий должна осуществляться семьям с минимальным уровнем дохода, а преимущество нужно отдавать семьям с тремя и более детьми.

Когда говорят о регулировании процесса рождаемости в стране, всегда встает вопрос о том, кто должен за это отвечать. Согласно мнению респондентов, ответственным за регулирование рождаемости в нашей стране должно быть в ответе государство, главная задача которого - активное проведение семейной и экономической политики, так считают 73,5%. Осознать актуальность проблемы и взять ответственность на себя в 21,7% случаях обязаны молодые семьи, осознающие значимость института семьи и его главную функцию - рождение и воспитание детей. Число детей в семье должно отвечать, прежде всего, «интересам родителей и самой семьи», а государство должно их поддерживать», считают 100% опрошенных.

«Какие еще аспекты затронутой проблемы представляются Вам важными?» - такой вопрос был задан респондентам. 44,5% считают необходимым проявить заботу о репродуктивном поведении населения, очень много абортов проводится в молодом возрасте, что оказывает влияние на здоровье будущего поколения.

Следовательно, приоритеты, обозначенные Правительством РФ в национальных проектах, в основном соответствуют ожиданиям населения. В первую очередь увеличились размеры детских пособий и единовременных выплат при рождении ребенка, введены родовые сертификаты - эти меры направлены на поддержку материнства и детства. Однако при анализе результатов опроса выяснилось, что самой актуальной проблемой для семьи является жилье. Принимая во внимание тот факт, что республика является одной из дотационных регионов, а основные меры поддержки семей с детьми в РМЭ содержатся в республиканских целевых программах, весьма ограниченных в ресурсах, то механизм оказания государственной помощи в приобретении жилья, зарекомендовавший себя в РФ, не является эффективным для дотационного региона. Необходимо продумать другие механизмы помощи семье в приобретении жилья, которые были бы более действенны и для дотационных регионов.

В настоящее время действия правительства начинают осуществляться в русле ожиданий населения. Применяемые на сегодняшний день критерии к назначению пособий - низкие доходы, многодетность, наличие в семье ребенка-инвалида - являются недостаточными, поскольку не позволяют оказать помощь другим категориям семей. С целью совершенствования государственной поддержки необходимо конкретизировать типы семей на основе важных критериев, которые можно рассматривать как индикаторы нуждаемости в государственной политике и поддержке. При этом полезно учесть опыт европейских стран, в которых поддержка материнства и детства предусматривает оказание значительной помощи со стороны государства.

На наш взгляд, дальнейшее развитие семейной политики должно предусматривать наряду с увеличением суммы денежных выплат корректировку ее основных принципов и подходов. Поддержку, оказываемую семьям с несовершеннолетними детьми, необходимо сделать более дифференцированной и адресной, учитывающей изменяющиеся потребности семьи в современном обществе .

Заключение

Политика государства, отвечающая интересам семьи, безусловно и в первую очередь должна быть социально ориентированной. Основными акцентами такой политики при главном приоритете - благо российской семьи - должны стать продекларированные в Конституции Российской Федерации положения о государственной поддержке семьи. Так, пунктом 1 статьи 38 Конституции РФ закреплено, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

Существует множество проблем семьи, которые требуют срочного и масштабного вмешательства государства, и, наверное, в целях концентрации усилий в этом направлении следует рассмотреть вопрос о создании профильного федерального ведомства по делам семьи и демографии. Необходимо реализовать два принципа: персональная ответственность чиновников и адресная помощь семье.

Главные видимые проблемы сегодня, решение которых должно найти предметное отражение в государственной политике:

Низкий уровень рождаемости, в первую очередь из-за неуверенности женщины в завтрашнем дне;

Недостаточное количество государственных детских дошкольных и оздоровительных учреждений, обеспечивающих досуг детей;

Отсутствие комплексной и системной работы с подростками (дома детского творчества, общественные детские объединения и прочее), финансируемой из бюджетов разных уровней;

Недостаточный и не отражающий реальных потребностей на обеспечение ребенка уровень детских пособий и порядок использования "материнского капитала";

Проблема детской безнадзорности и беспризорности, незащищенность женщины в семье, выражающаяся зачастую в ее униженном положении.

Перечисленные проблемы - это лишь некоторая часть общих проблем такого важного гражданского института, как семья.

Список литературы

1. Гурко Т. Россия: социальная политика в отношении молодых родителей// Власть. – 2008. - № 6. – С. 10-14.

2. Дармодехин С. В. Социальный институт семьи: социальная политика в интересах семьи и детей// Семья в России. – 2008. - № 6. – С. 6-14.

3. Зыкова Н. Н. Семейная политика в России сегодня// Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №5. – С. 117-128.

4. Лоскутов С. И. Взгляд на себя: к итогам социологического исследования «Изучение социально-экономической ситуации и электорального поведения жителей РМЭ // Вестник Марий Эл. – 2004. - №1.

5. Мизулина Е. «У ребенка должна быть семья»: социальная помощь семьям с детьми// Российская Федерация сегодня. – 2008. - № 5. – С. 23-24.

6. Москвичев В. Социальная и психологическая помощь семье подростка// Вопросы социального обеспечения. – 2008. - № 5. – С. 16-22.

7. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие/ Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.


Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие/ От вред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002, с. 179-183.


Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие/ Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002, с. 183-188.


Зыкова Н. Н. Семейная политика в России сегодня// Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №5. – С. 120-126.

Социальное обслуживание детей - самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента, в орбите данного вида обслуживания находятся дети - здоровые, больные и инвалиды. Можно выделить три основных подвида социального обслуживания детей.

Первый подвид - это социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях. Предоставление этого вида обслуживания сужается вследствие сокращения числа таких учреждений и мест в них. Причины все те же: ограниченные финансовые возможности муниципальных органов и организаций, в ведении которых находятся эти детские учреждения.

Различается несколько типов дошкольных учреждений. Наиболее распространенный - дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание.

Предельный размер платы, взыскиваемой с родителей, ребенок которых находится в детском саду, составляет 20%, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10% затрат на содержание ребенка в данном учреждении. Родители детей, у которых (по заключению медицинского учреждения) выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от оплаты за содержание детей .

Второй подвид - это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах; детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении); специальных детских домах, школах-интернатах (создаваемых для детей с отклонениями в развитии).

В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждения могут приниматься временно дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года).

Дети членов одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно.



Третий подвид - это социальное обслуживание детей в приемной семье. Положение о приемной семье утверждено Правительством РФ. Такая семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Граждане (супруги), взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, переданный им на воспитание, - приемным ребенком, а семья, где воспитывается ребенок, - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные и наследственные отношения.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишены судом родительских прав или ограничены в этих правах и некоторые другие.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся дети-сироты, дети, родители которых неизвестны, лишены судом родительских прав либо ограничены в таких правах, признаны судом недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены, не могут по состоянию здоровья лично осуществлять их воспитание и содержание, находятся в лечебно-профилактических и некоторых других учреждениях (социальной защиты и т.д.).

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется «с учетом его мнения», а ребенка, достигшего возраста 10 лет, «только с его согласия» (цитируется по Положению).

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка возмездный. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т.д. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги (учитываются фактически сложившиеся цены в данном регионе). Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов) не позднее 20-го числа предыдущего месяца.

Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Наряду с перечисленными выше наиболее значимыми видами социального обслуживания есть и иные. К ним относится, например, срочное бесплатное социальное обслуживание (оно осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке), предоставление бесплатно временного приюта (он предоставляется в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и некоторым другим гражданам), бесплатная социально-консультативная помощь (ее оказывают муниципальные учреждения и органы социальной защиты населения всем гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации).

Отношения, связанные с предоставлением пожилым гражданам и инвалидам некоторых видов социальных услуг, являются предметом регулирования других отраслей права и правовых институтов, например жилищного права, трудового права (отношения по регулированию труда инвалидов и несовершеннолетних и т.п.).

Контрольные вопросы:

1.Раскройте понятие социального обслуживания как элемента системы социального обеспечения.

2.Дайте характеристику нормативных актов, регулирующих социальное обслуживание нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей.

3.Какие установлены правила обеспечения населения протезными
изделиями и каков порядок выдачи этих изделий?

5.Каков порядок возмещения расходов, связанных с эксплуатацией
выданных инвалидам моторных транспортных средств?

6.Какие основные виды социального обслуживания предусмотрены
для граждан, нуждающихся в посторонней помощи?

7.В чем сущность стационарного и полустационарного социального обслуживания?

8.Каков порядок оплаты социального обслуживания? Каким категориям граждан предоставляется бесплатное социальное обслуживание?

9.Назовите виды социального обслуживания детей и правила оплаты
их социального обслуживания в различных учреждениях для детей.

10. Что такое приемная семья? Каков порядок ее материального обеспечения?


Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения

§ 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания

Льгота в обычном понимании - это преимущество в чем-то, перед кем-то. Социальная льгота - это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки - соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота - правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности. Есть льготы и другого характера, например для судей, депутатов Федерального Собрания, граждан, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д. Льготы для таких граждан назвать социальными вряд ли можно: они не нуждаются в социальной защите. Эти льготы, следовательно, не по системе социального обеспечения, а по роду деятельности, служебному положению.

На первый взгляд кажется, что развитая система социальных льгот в нашей стране свидетельствует о повышенном внимании общества, властных структур, их устанавливающих, к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так. Эта система у нас практически восполняет, правда, далеко не в полной мере, крайне низкий реальный уровень материального обеспечения в денежной форме, т. е. пенсий и различных социальных пособий (на детей, в частности). Предоставить право на бесплатный проезд на городском транспорте всем пенсионерам, например, гораздо дешевле, чем повысить пенсию до уровня, позволяющего пенсионерам без излишних лишений оплачивать такой проезд за счет пенсии (ездят на транспорте не все пенсионеры, да и не так уж часто). В недалеком прошлом льготы по оплате проезда предоставлялись, например, не по признаку бедности, а в связи с физическими затруднениями при оплате (право на бесплатный проезд имели лишь инвалиды с тяжелыми дефектами конечностей или их ампутацией, слепые).

В перспективе система социальных льгот должна сужаться по мере повышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Однако это, видимо, будет не скоро. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.

Анализ контингентов граждан, для которых установлены социальные льготы, позволяет выделить два основания для введения льгот. Первое - низкие доходы, как правило, у большинства таких граждан. К ним относятся практически все категории пенсионеров, многодетные семьи, семьи, где воспитываются инвалиды с детства, и некоторые другие граждане. Второе - особые заслуги. Это Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Объем льгот, устанавливаемых по первому основанию, зачастую определяется с учетом заслуг (инвалиды войны, участники войны и т.д.).

Социальные льготы отличаются от социального обслуживания тем, что их предоставление обычно не связано с деятельностью специальных, особо созданных социальных служб (различных социальных учреждений и организаций); они предоставляются обычными службами - коммунальными, торговыми и иными организациями и органами. Однако этот критерий разграничения условен. Кроме того, для осуществления права на социальные льготы часто не требуется решение обязанной стороны. Другими словами, граждане сами осуществляют свое субъективное право на льготы (бесплатный проезд на городском транспорте, пониженная оплата коммунальных услуг и т.п.).

Льготы обычно имеют определенное материальное содержание - освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер. Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем. Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественным предоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона, преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества, внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, первоочередное помещение в дом-интернат для престарелых и инвалидов и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобные социальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носят архаичный характер.

Надо отметить, что в законодательной практике четко не разграничивается социальное обслуживание и льготы. Так, соответствующее обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения в Законе «О ветеранах» рассматривается как льгота, а в законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» - как один из видов социального обслуживания.

Относительно самостоятельной формой является социальное обслуживание детей. Эта категория лиц, включающая в себя детей - здоровых, больных и инвалидов, предопределяет особенности их социального обслуживания, поэтому в данном случае выделяются три основных вида социального обслуживания:

  • 1) детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях, таких как дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание. Предельный размер суммы, взыскиваемой с родителей, дети которых находятся в дошкольном учреждении, различен. Размер оплаты определяется органами исполнительной власти на местах. Зачастую оплата ставится в зависимость от числа детей и может составлять от 20 до 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком детского дошкольного учреждения. Родители детей, у которых по заключению медицинского учреждения выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от платы за содержание в этих учреждениях детей;
  • 2) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, специально созданных для таких детей, - детских домах; детских домах-школах; школах-интернатах; санаторных детских домах, организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении; в специализированных детских домах и школах-интернатах, создаваемых для детей с отклонениями в умственном или физическом развитии. Содержание и обучение воспитанников во всех таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения. В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено. В такие учреждения могут быть временно приняты дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года). Как правило, дети одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно *;
  • 3) детей в приемной семье. Лица, взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями. Ребенок, переданный им на воспитание, признается приемным ребенком. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. (Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные или наследственные отношения.)

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка является возмездным. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и пр. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов). Их труд оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законодательством РФ.

  • Данные учреждения могут находиться и в ведении местных органов народногообразования.

Самостоятельным видом социального обслуживания граждан является содержание детей в детских учреждениях. В современных условиях жизни нашего общества очень остро стоит проблема реального обеспечения прав детей во всех сферах их жизнедеятельности, в связи с чем в последние годы принят целый ряд специальных нормативных актов.

Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. утверждена президентская Программа «Дети России», включающая федеральные целевые программы «Дети-сироты», « Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» и др. Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской

Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей). В них наряду с общими мерами по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей предусматриваются специальные меры по улучшению положения детей, находящихся в особо трудных условиях, к которым относятся прежде всего дети-сироты и бездомные дети, дети-инвалиды, дети-беженцы. Количество детей этих категорий весьма значительно. В целях обеспечения полноценной реабилитации Основные направления определили в качестве первоочередных задач защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах; ослабление негативных последствий сиротства; оказание незамедлительной помощи детям в экстремальных ситуациях. Предусмотрены также меры по развитию сети социальных приютов для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, разукрупнение государственных учреждений для детей-сирот и создание в них условий проживания, приближенных к семейным. Федеральный закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 9 июля 1998 г. в числе основных направлений обеспечения прав ребенка в РФ определяет: содействие ребенку в реализации и защите его прав и денежных интересов со стороны государственных органов, родителей ребенка, педагогических, медицинских социальных работников и специалистов, которые в соответствии с законом несут ответственность по его воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите. Государство устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизнедеятельности, включающие в себя минимальный объем социальных услуг по: образованию и профессиональному обучению, медицинскому обслуживанию профессиональной ориентации, обеспечению питанием (в соответствии с минимальными нормами), социальному обслуживанию, социальной защите, обеспечению прав на жилище, социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Впервые на законодательном уровне определены конкретные органы, призванные обеспечить реализацию защиты прав ребенка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором предусмотрены следующие виды образовательных учреждений для детей:

· детский дом;

· детский дом-школа;

· школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;

· специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

· специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.

В соответствии с Типовым положением в образовательные учреждения принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено. Временно, на срок не более одного года, могут приниматься дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.

Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Характерно, что кроме бесплатного содержания, обеспечения, социального обслуживания такие учреждения обеспечивают детям возможность посещать любые учреждения для дополнительного образования - музыкальные, художественные и спортивные школы, клубы, секции, кружки, студии и т. д.

Для осуществления профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказания помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье, предоставления несовершеннолетним временного проживания до определения наиболее оптимальных форм его жизнеустройства создаются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.).

Примерное положение о таком учреждении утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 10921.

В специальные учреждения принимаются несовершеннолетние лица: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Специальные учреждения оказывают следующие услуги:

· предоставляют временное проживание несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в помощи государства;

· оказывают первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;

· оказывают комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних в интернатное учреждение, семью и т.д.;

· выявляют и анализируют причины, обусловившие социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

· разрабатывают и реализуют программы социальной реабилитации несовершеннолетних, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.

В необходимых случаях несовершеннолетние обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, другими предметами вещевого довольствия и медикаментами. Срок пребывания несовершеннолетних, формы и порядок работы с ними определяются самим учреждением. Государство оказывает всемерную поддержку приемным семьям как одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Статус и материальное попечение таких семей закреплены в Положении « О приемной семье», утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 8292.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей: сироты; дети, родители которых неизвестны; родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их содержание и воспитание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными

родителями определяется органами опеки и попечительства.

Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе, а также производят оплату отопления, освещения, текущего ремонта жилья, приобретения мебели и услуг бытового обслуживания. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами Российской Федерации.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.

Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

Вопросы материального и жилищного обеспечения, не обусловленные Положением, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления.

Существенные льготы предусмотрены законодательством для детей из многодетных семей. Указом Президента РФ « О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. установлены льготы по оплате коммунальных услуг, право на бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся

Похожие публикации